Мышление и деятельность
Мышление – это процесс отражения субъективной действительности в обобщенных чертах в сознании человека при помощи понятий, суждений, умозаключений.
К особенностям мышления относятся:
- Субъективность восприятия и обработки информации в силу личностных , эмоциональных и волевых характеристик человека, совершающего мыслительный процесс.
- Единение с языком, потому как язык есть способ выражения мысли, средство воспроизведения мысли. Язык выполняет функцию знаковой системы, в которую входят описания и названия предметов действительности, которые человек использует в повседневной жизни.
- Опосредованность способа получения знаний, то есть последовательная связь понятий. А затем выведение нового знания через умозаключение. Так, в случае если человек увидит девушку в белом платье с букетом, а возле нее – мужчину в костюме, не зная наверняка, что это свадьба, человек придет к этому умозаключению посредством цепочки фактов.
- Обобщенность мышления, то есть не только непосредственные понятия, такие как «яблоко», «велосипед», но и способность воспринимать образы целостно и собирательно.
- Возможность строить прогнозы благодаря сравнению и обобщению свойств предметов.
Стоит упомянуть также такую особенность мышления, как принадлежность к социокультурным условиям развития общественных установок. Таким образом, мышление человека напрямую зависит от туже известных научных достижений, законов, или предшествующих им закономерностей. К примеру, человек пришел к выводу, что при нагревании некоторые химические реакции протекают быстрее, но он бы не узнал этого, если бы прежде люди не научились бы использовать огонь и тепло в своих целях, не были бы знакомы с химией как наукой.
Особенностью можно также назвать типологию мышления:
Тип мышления | Трактовка | Обусловлено |
Образное | Мыслительный процесс осуществляется образными представлениями | Неимением у древних людей знаний о понятиях и теориях; примитивный способ мышления |
Теоритическое | Использование понятий, суждений; теоритическое разрешение задачи | Появлением более усложненного способа мыслить, логически рассуждать |
Знаковое | Сущность состоит в знаковых системах и научных шифровках, в которые знание заключено. | Интеграцией точных наук в жизнь человека. |
Деятельность
Деятельность – система действий человека по отношению к окружающему миру, состоящая в преобразовании его человеческим потребностям.- Субъект – человек (группа людей или общество в целом), совершающий деятельность
- Объект – направленность деятельности, ее предмет
- Мотив – побуждающее к деятельности условие или их совокупность
- Цель – образец желаемого результат
- Методы/средства – вспомогательные предметы, способствующие достижению результата
- Процесс – осуществление деятельности как таковое, цепочка действий, предшествующая результату
- Результат – конечный итог
Пример: девушка Эля пошла в фитнес-центр. Субъектом здесь будет, в любом случае, сама Эля, объект – тело девушки. Мотив – в общественном транспорте Эле уступили место, решив, что она беременна; исходя из этого, логично установить, что цель девушки – похудеть и привести свое тело в форму, подходящую под эстетические нормы Эли или общества. Методами и средствами являются тренажеры в фитнес-центре, упражнения, диета и т.п. Процесс представляет собой регулярное посещение зала Элей и соблюдение диеты в течение, к примеру, полугода. Результат – Эля сбросила лишние килограммы и обрела рельефные мышцы.
Деятельность бывает двух видов:
Практическая, цель которой состоит в преобразовании материальных объектов и создании имущественных благ (материально-производственная), ценностей или изменении общества (социально-преобразовательная).
Духовная – преобразование совершается над сознанием людей. Духовная деятельность делится на:
- познавательную (формирование представления о мире)
- ценностно-ориентировочную (создание ценностных ориентиров, воспитание)
- прогностическая (предугадывание, просчет возможных путей развития окружающего мира)
- практическая (использование и поддержание духовных ценностей)
Помимо этого, имеет место быть следующий классификатор деятельности.
- Творчество – вид деятельности, результат которого определяется созданием качественно нового.
- Труд – вид деятельности, сосредотачивающийся на непосредственном преобразовании природы в удовлетворяющие человеческие потребности блага.
- Игра – вид деятельности, при котором цель состоит не в создании каких-либо благ, а в извлечении пользы из самого процесса. Как правило, условия игры выдуманы или подразумевают использование воображения.
- Учение – вид деятельности, процесс которого заключается в обретении знаний и умений. Учение может осуществляться намеренно или бессознательно.
- Общение — вид деятельности, в процессе которого происходит взаимный обмен знаниями и эмоциями между людьми. В случае, если обмена не происходит, а поток информации идет в одну сторону – это коммуникация. Общение, в свою очередь, разделяется на непосредственное и посредственое, прямое и косвенно, а также по субъектам, вовлеченным в деятельность:
Субъект + субъект | Субъект + воображаемый собеседник (внутренний голос) |
Воображаемые партнеры (литература) | Субъект + иллюзорный партнер (животное) |
Человеческая деятельность уникальна. В частности в силу различий с активностью животного:
Человек | Животное |
Изменяет окружающей мир при помощи мозговой деятельности, создает искусственную среду | Приспосабливается, причем точнее будет сказать, что животное делает это телом – процесс эволюции, мутации и т.п. |
Отталкивается от целеполагания | Отталкивается от целесообразности |
Предрасположен в том числе к творческой деятельности | Способно лишь к потребительской деятельнгсти |
Сознательно ставит цели | Руководствуется инстинктами |
Урок обществознания по теме «Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.»
Тема: Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.
Цели урока:
образовательная – дать характеристику понятиям деятельность, мышление, творчество;
воспитательная – способствовать воспитанию уважения к личности и человеку;
развивающая – развивать умения систематизировать полученную информацию, делать выводы.
Тип урока: освоение знаний на основе имеющихся.
Методы ведения урока: лекция с элементами беседы.
Межпредметные связи: история, право, экономика.
Материально – техническое оснащение:
Оборудование: мультимедийная установка
Литература: учебник: «Обществознание» А.А. Горелов, Т.А. Горелова М., 2013
Ход урока:
Орг момент (3 мин.)
проверка присутствующих по рапорту старосты
сообщение темы и целей урока
мотивация студентов на урок.
Проверка дом. задания (5 мин.)
Из списка предложенных ниже слов выберите одно, подходящее к данному предложению свой ответ аргументируйте.
Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт называется:
а) лидер;
б) деятель;
в) индивид;
г) человек;
д) личность.
2. На знание основных признаков, характеризующих личность:
Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют человека как личность:
а) победитель конкурса эрудитов;
б) человек высокого роста;
в) “душа” коллектива;
г) готов прийти на помощь в любую минуту
Объяснение нового материала (20 мин.)
План изложения:
Вопрос студентам: Что такое человеческая деятельность?
Деятельность – любой вид активности
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.
Вопрос студентам: чем деятельность человека отличается от деятельности животного?
Если они попали в неблагоприятную природную среду (летом очень жарко)
Человек – кондиционер (изменяет среду), животное – линька (изменяет себя)
Возникла потребность (в еде)
Человек – его деятельность осмыслена контролирует себя в соответствии с ситуацией, животное – действует инстинктивно
Человек – создаёт новое (творчество), животное — ничего нового не создают, только пользуются тем, что дано природой изначально.
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и проч.
Биологическая основа мышления – головной мозг человека.
Субъект и объект деятельности
Структура деятельности:
1) цель;
2) средства;
3) мотивы;
4) действия.
5) результат
Вопрос студентам: всегда ли деятельность связана с физической активностью?
Виды деятельности.
Труд – деятельность, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Особенности трудовой деятельности: целесообразность; нацеленность на достижение ожидаемых результатов; наличие знаний, умений, навыков; практическая полезность; получение результата; преобразование внешней среды обитания.
Учение – деятельность, направленная на приобретение человеком знаний, умений, навыков.
Учение может быть организованным (в образовательных учреждениях) и неорганизованным (побочный, дополнительный результат других видов деятельности).
Игра – деятельность, которая ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры.
Особенности игровой деятельности: происходит в условной ситуации; используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участников; способствует развитию личности.
Общение – 1) установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми; 2) вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
Творчество — это процесс создания чего то нового
деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;
процесс создания субъективных ценностей.
Закрепление материала (3 мин.)
Назовите объект и субъект деятельности:
Ребёнок играет в мяч
Писатель пишет рукопись
Повар нарезает морковь
Водитель меняет колесо
Подведение итогов (2 мин.) выставление оценок, запись дом. задания ваше мнение о высказывании цель оправдывает средства.
Деятельность и мышление Виды деятельности Творчество Мышление
Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.
Мышление • Мышление — это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности; • Человек познаёт с помощью теоретического мышления такие явления внешнего мира, которые недоступны чувствам; • Мышление — это высшая форма отражения действительности, связанная с формированием нового знания; • Мышление — всегда активный процесс: объект как бы предъявляется сознанию; • Оно всегда протекает на уровне осознанного, т. е. является процессом осознаваемым
Приёмы мышления • Анализ — мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны; • Синтез — мысленное объединение расчленяемых анализом элементов; • Сравнение — установление сходства или различия предметов; • Понятие — это мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках;
• Суждение — это такая форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо; • Умозаключение – это процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение
Деятельность • Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека; • Во-первых: предполагает активность; Во-вторых – взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром; В-третьих, это процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя
Структура деятельности • Субъект — тот, кто осуществляет действия, обладает активностью, направленной на объект; • Объект — то, что противостоит субъекту, то, к чему устремлена практическая и познавательная деятельность человека; • Цель — субъективный образ желаемого результата, то, ради чего предпринимаются определенные действия; • Мотив — побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов
Виды деятельности Игра — процесс, в ходе которого имитируются реальные действия
Труд Деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта
Основные понятия А) Производительность труда — количество продукции, произведенной в единицу времени; Б) Эффективность труда — соотношение материальных и трудовых затрат и полученных результатов; В) Уровень разделения труда — распределение производственных функций между участниками трудового процесса.
Учебная деятельность Деятельность, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта; Процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя
Материальная и духовная деятельность Материальная (практическая) Духовная • Связана с созданием материальных идей, образов, ценностей научных, художественных и нравственных ценностей
Творчество Познавательнодеятельная способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности
Этапы творчества — Осознание проблемы, формулировка задачи; — Сбор и изучение информации; — Переключение на другие задачи или занятия: проблема уходит в подсознание; — Озарение: проблема решается с неожиданной стороны; решение обнаруживается там, где поначалу его не пытались искать; — Проверка: она может быть логической или экспериментальной: — Оценка новизны найденного решения.
Мышление и деятельность | LAMPA
Виды деятельности
Можно выделить несколько видов деятельности, с которыми сталкивается каждый человек.
Игра — это вид деятельности, для которого целью является сам процесс, развлечение, отдых; как правило, в ходе игры используются условные предметы и вымышленная обстановка.
Соседи по парте играют на уроке в морской бой не потому, что они хотят одержать победу над соперником, а потому что им скучно и они хотят как-то развлечься. Здесь главное не результат игры, а сам процесс. В ходе игры они используют условные обозначения, замещающие реальные объекты — корабли, а все действие игры, где корабли могут быть «ранены» или «убиты», происходит в воображении игроков.
Помимо развлечения, игра является мощным инструментом обучения. В ходе игры ребенок или взрослый может получить новые знания и навыки, примерить на себя социальные роли и отыграть отдельные модели поведения. Для ребенка игра — это способ узнать мир, но и во взрослом возрасте игры и игровые форматы имеют большой образовательный потенциал.
Общение — это коммуникация, взаимодействие между людьми, в ходе которого они обмениваются информацией.
В зависимости от того, какие субъекты принимают участие в процессе, общение может происходить
1) между реальными субъектами,
Петя разговаривает с Машей на перемене.
2) между реальным субъектом и иллюзорным партнером (игрушки, домашние животные и т.д.),
Отчаявшись понять причину проблем в работе принтера, Иван пытается заставить его работать путем настоятельных просьб.
3) между реальным субъектом и воображаемым партнером («голос в голове», образ другого человека),
Индивидуальное общение с Богом — это пример такого общения, независимо от того, верим мы в него или нет. Образ Бога существует в этот момент в воображении человека, и во время молитвы человек обращается к этому личному образу у себя в голове, а не к реальному объекту в пространстве.
4) между воображаемыми партнерами (образами художественных произведений).
Разговор Онегина и Татьяны в конце романа происходит только в голове у читателя, ведь оба героя существуют в данный момент только в его воображении.
Общение играет важную роль в жизни человека, это одна из базовых человеческих потребностей. Кроме того, общение дополняет и другие виды деятельности, так как многие задачи человеку приходится решать совместно с другими (организационная функция). Общение способствует социализации индивида, ведь большую часть норм поведения в обществе мы узнаем и запоминаем в ходе межличностного общения, часто «методом проб и ошибок». Общение дает человеку возможность узнать о внутреннем мире других людей, тем самым выполняя также познавательную функцию.
Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком определенных компетенций (знаний, умений, навыков).
Учение может быть организованным (в школе, вузе и других образовательных учреждениях) или неорганизованным (происходить само собой, в ходе другой деятельности).
Труд — вид деятельности, напрвленный на достижение практически полезного результата.
Трудовая деятельность характеризуется наличием явной цели и важностью ее достижения, то есть результат здесь важнее, чем процесс. Выполнение такой деятельности предполагает также наличие определенных компетенций, позволяющих с ней справиться.
Чтобы спланировать избирательную кампанию, человеку необходимо иметь как базовые знания о том, как функционирует общество, так и точные знания актуальной политической ситуации в регионе. Также ему необходимо обладать пониманием в области стратегии и тактики кампании, то есть знать, какие вообще задачи нужно будет решать и какие уже существуют способы их решения. Ему необходимо иметь развитые аналитические навыки, а также, скорее всего, хорошие социальные навыки. В ином случае он будет недостаточно компетентен для выполнения этой деятельности.
Познание — активное отражение действительности в сознании человека, процесс получения им новых знаний.
В некоторых источниках познание выделяется в качестве отдельного вида деятельности. Однако познавательную деятельность можно также рассмотреть как учебную (для студентов и школьников) или трудовую (для исследователей и аналитиков) без выделения в особый вид. Подробнее познание рассматривается в другой статье.
ТЕМА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЫШЛЕНИЕ. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСТВО. — Студопедия.Нет
1.составьте план текста
1.____________
2____________
А
Б
В
3_____
А
Б
В
Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Эти связи отражаются в нашем сознании опосредованно — во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Мышление — психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для разрешения познавательных проблем.
Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений, обеспечивает их понимание.
Понять что-либо — значит включить новое в систему имеющихся значений и смыслов.
В многообразных явлениях мышления различаются:
§ мыслительная деятельность — система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи;
§ мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация;
§ формы мышления: понятие, суждение, умозаключение;
§ виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-абстрактное
2.Вставьте слова в текст
Слова на выбор: метод, способ, преобразует, меняет, субъектом, человек,животное, объектом, культуры, деятельность, активности, способности.
Характеристика деятельности
Под деятельностью понимают специфически человеческий —1— активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески —2—- окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.
Под —3—-здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, —4—- то чаше всего именно он именуется субъектом.
—-5—— называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится —-6——. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).
Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие —-7——
Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной —8—-: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.
Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.
Верно ли суждения о деятельности человека?
А. Только человек может преобразовывать окружающую среду
Б. Животное обладает творческими способностями
В. только человек может создавать новые орудия труда
Г. Бобры при постройке плотин – это пример творческой деятельности
Вставьте в таблицу недостающий элемент
игра | ___2____ | учение | труд |
Особенность –освоение —-4—- | Цель получение —1— | Цель – достижение полезного практического —3— |
Чего не хватает . Виды мышления
Репродуктивное | Закрепление материала по образцу |
——2—— | Рождение новых идей, теорем. Открытие законов |
Тест
Деятельность человека, в отличие от поведения животных
1) носит узко специализированный характер
2) направлена на удовлетворение физиологических потребностей
3) предваряется целеполаганием
4) всегда носит индивидуальный характер
2.Игра, общение и познание — это
1) виды деятельности человека
2) этапы формирования личности
3) виды поведения всех живых существ
4) формы коммуникации
3.Правительство осуществляет реформу избирательной системы. Это пример деятельности
1) экономической
2) познавательной
3) ценностно-ориентационной
4) социально-преобразовательной
4. Что отличает познавательную деятельность?
1) получение практически полезного результата
2) затрата физических и интеллектуальных усилий человека
3) необходимость совместных действий с другими людьми
4) направленность на получение новой информации
5. В познавательной деятельности, в отличие от трудовой
1) люди приобретают знания о мире и о себе
2) получаются практически полезные результаты
3) реализуются духовные и материальные потребности личности
4) средства должны соответствовать целям
6. Какой признак отличает трудовую деятельность от иных видов деятельности человека?
1) общение и взаимодействие с партнерами
2) наличие воображаемой обстановки
3) восприятие новой информации о мире
4) удовлетворение материальных потребностей
7. В отличие от учебы, труд
1) осуществляется как индивидуально, так и сообща
2) позволяет удовлетворять материальные потребности
3) способствует познанию мира
4) предполагает использование специального оборудования
8. Постоянным внутренним побудителем всякой активности человека выступают
1) цели обогащения
2) творческие способности
3) личные потребности
4) духовные интересы
9. Какой признак отличает трудовую деятельность от иных видов деятельности человека?
1) общение и взаимодействие с партнерами
2) наличие воображаемой обстановки
3) восприятие новой информации о мире
4) удовлетворение материальных потребностей
7.Составьте три предложения с термином «Игра как деятельность человека»
Деятельность виды деятельности, мышление
Обществознание предполагает наличие определённых знаний, которые и проверяет ЕГЭ. В частности, то, что собой представляет человеческая деятельность как понятие, какой именно она бывает. Существует несколько определений, но обществоведы в целом выделяют одно.
Итак, речь идёт о своеобразной активности, присущей только людям. Она регулируется сознанием, так что мышление и деятельность очень тесно связаны. Источником являются потребности. Также эта активность ориентирована на изучение и трансформацию как окружающего мира, так и самого себя. Деятельность человека представлена несколькими видами: учёба, игра, труд. Если говорить о процессе познания, то он направлен на приобретение новых знаний, навыков, умений, опыта. Это обязательная составляющая. Мышление здесь часто меняется, в результате успешного обучения оно, как правило, выходит на новый уровень.
Смысл игры сводится к процессу, хотя нельзя сказать, что результаты полностью игнорируются. Просто они не становятся самоцелью. И обсуждая то, какой смысл есть в той или иной игре, стоит делать акценты на том, как что-то происходит.
Что же касается труда, то он нацелен на создание новых благ, продуктов в широком понимании, возможностей. Здесь часто большое значение приобретает общество как совместная жизнедеятельность людей, потому что такая работа над чем-то часто даёт лучшие результаты. И позволяет эффективнее организовать процесс.
Деятельность человека и её основные формы
Деятельность человека неразрывно связана со средой обитания. Но она не определяется ею. Яркое отличие от поведения животных – это изменение окружающей среды под себя, а не приспособление под обстановку. И здесь принципиально то, как именно связаны деятельность и мышление. Фактически, второе определяет первое. Причём существенно не только то, что знает человек в теории, а как именно реализует то или иное понятие деятельность, насколько это применимо.
Успех, которого сможет добиться человек, во многом определяется его нервной системой. Важно то, насколько у него развита память, какой именно тип мышления он использует при решении тех или иных задач, можно ли говорить об эмоциональной стабильности. Умение сконцентрироваться тоже играет свою роль. От него непосредственно зависит, будет ли практическая деятельность эффективной или нет.
Однако давайте перейдём к формам. Их на самом деле очень много. Так, некоторые считают, что отдельным предметом для разговора может стать мышление как высшая форма познавательной активности, и это действительно заслуживает внимания. Если в процессе изучения вы боитесь запутаться, просто составьте план или схему, это поможет в освоении данного обществоведческого материала. Неплохой результат даёт собственноручное создание таблицы, её можно даже запомнить, скажем, обрисовывая.
Но если говорить о формах, стоит выделить 2 основных направления. Это мыслительная и физическая виды активности. Если вы будете искать дополнительные материалы по теме «деятельность, виды деятельности», то вы увидите, что каждый из озвученных вариантов, в свою очередь, делится на подвиды.
В частности, из первого выделяется духовная деятельность, которая подразумевает вовлечение интеллекта и эмоций. Многие считают, что затрагиваются и другие сферы, но это уже предмет религиозных дискуссий. Впрочем, духовная деятельность может и не иметь никакого отношения к различным конфессиям. В современном мире в это понятие нередко вкладывают самопознание, саморазвитие, различные экзистенциальные переживания.
Правда, здесь возникают уже споры. Так, если человек чему-то изучает, например, осваивает мышление образами, хотя раньше больше оперировал текстом, то это уже будет обучением. С другой стороны, скажем, религиозная деятельность понятие довольно обширное. Оно может включать в себя труд и учёбу.
Что же касается физической активности, то считается, что это более практическая деятельность. Она в большей степени связана с предметами материального мира, её легче измерить, оценить, поэтому она лучше изучена. Если вы начнёте искать данные по этой теме, допустим, «понятие деятельность» применительно к конкретной сфере производства, то вы сможете получить конкретные цифры, статистические показатели, нормативы, стандарты и прочее. Причём есть даже деление на отдельно взятые группы в зависимости от возраста, пола и прочего. То есть здесь нет проблем с конкретикой, как определение деятельность хорошо исследована. Что не мешает заинтересованным лицам продолжать разбираться в этой теме дальше.
Связь с мышлением
Но если говорить об актуальных проблемах, то тип мышления, влияние самосознания на эффективность деятельности играет решающую роль. Можно внедрять разные современные технологии, но если человек не хочет выходить из зоны комфорта, то он будет неэффективно их использовать. Вообще интерес к интеллектуальной сфере на Западе возник со знаменитого утверждения Декарта, которое свелось к фразе «Мыслю, следовательно, существую».
На этом подходе строится рационализм. Если человек осознаёт процесс собственного мышления, он может его изменить. Например, в лучшую сторону. Следовательно, движение вперёд возможно вне зависимости от формы активности. Впрочем, необходимо отметить, что подвижки в интеллектуальной сфере менее заметны. Это связано со многими факторами.
В качестве примера можно взять тип мышления. Одни люди склонны в большей степени полагаться на сугубо рациональные доводы. Другие прислушиваются к интуиции. Третьи могут более-менее свободно переключаться. У одних тип мышления ориентирован на восприятие и переработку текстовой информации, другие оперируют образами, третьи – звуками, более редкие индивидуумы – формулами и так далее. На самом деле нельзя сказать, что человек привязан к одному явлению. Можно освоить любой тип мышления, другое дело, что далеко не все задаются этим вопросом.
Стоит отметить, что умственная активность человека не зависит от чего-то одного. Её определяет то, к чему каждый индивидуум в большей степени склонен, а также то, что именно он с этим делает. При этом нельзя игнорировать объективно существующие ограничения. В частности, иногда может не хватать ресурсов (времени, физических сил), периодически – знаний о существующих возможностях. Безусловно, их можно добыть, но здесь необходимо учитывать взаимосвязь отдельных факторов. В частности, ограниченное количество времени способно привести к проблемам с нехваткой знаний. Разумеется, это только пример, ведь тема очень обширная, её можно и нужно развивать дальше.