Психология школьника: Психология младшего школьника. Почему ребенок теряет интерес к учебе – Детская психология: особенности развития младшего школьника

Автор: | 29.09.2017

Психология младшего школьника. Почему ребенок теряет интерес к учебе

1 сентября — это начало нового этапа в жизни ребенка, связанное с его поступлением в школу. И то, в какой мере любознательному, открытому для получения самых разнообразных знаний о самом себе и окружающем мире, исполненному предчувствием новых радостных открытий, первокласснику удастся сохранить этот трудовой настрой, в большой степени зависит от того, каким образом он будет заниматься своей учебной деятельностью.

Поведение школьника

Период от шести до десяти лет, который соответствует младшему школьному возрасту, в возрастной психологии описывается как период физической и психической стабильности.

Состояние психики здорового ребенка, достигшего школьного возраста, характеризуется спокойствием, безмятежностью и устойчивостью. Естественной умственной потребностью, заложенной в ребенке самой природой, продолжает оставаться стремление к самостоятельному, лишенному давления извне, изучению и освоению оружающего мира.

Многим взрослым не приходит в голову, что если ребенок достиг такого уровня развития, что он уже способен посещать школу и понимать, что там происходит, то он также способен сам выбирать то, как он хочет учиться: индивидуально, в группе, в классе, дома, в экстернате.

Существуют педагоги, которые любят повторять: «У Вас такой способный ребенок. Но такой ленивый. Если бы он захотел, стал бы отличником». Каким образом происходит, что способный ребенок становится на уроках ленивым, вялым, часто отвлекается, не слышит учителя, разговаривает с соседом, смотрит в окно или просто думает о чем-то своем?

Первый, самый простой, ответ: неинтересно. Ребенок учится там, где происходит для него что-то важное. И не может по-настоящему хорошо освоить обязательный предмет, который преподан ему в неинтересной для него форме. По этой причине часто угасает интерес к школе у учеников, склонных получать настоящее наслаждение от занятий предметом, на котором они целиком сосредочены. Часто эти одаренные школьники попадают в разряд «троечников».

Второй ответ: индивидуальные особенности психики ребенка. Широко известно разделение детей (и взрослых) на «левополушарных» и «правополушарных».

При переработке получаемой информации дети с доминирующим левым полушарием мозга предпочитают пошаговый анализ получаемых знаний, которые должны поступать последовательно. Они успешно справляются с изучением материала, поступающего небольшими порциями, их внимание сосредоточено на деталях, которые только постепенно складываются в целостное представление о предмете изучения. Трудности у этих детей возникают, когда взрослый требует быстрого понимания основного смысла прочитанного текста, общего представления о решаемой задаче.

Для детей с доминирующим правым полушарием мозга характерно синтезирование отдельных частей информации, поступающих одновременно. Эти дети легко постигают научные, математические, гуманитарные принципы, но иногда им бывает трудно восстановить ход своих рассуждений, они проигрывают во время проверочных работ, так как испытывают затруднения при последовательном описании того, что быстро и целостно «схватили». Если они хотят получить хорошую оценку, то им приходится просто «зубрить». Очень часто они неуверены в себе, несмотря на ярко развитую способность образно представлять информацию об окружающей действительности.

Ребенок может в большей степени пользоваться одним из анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический) и лучше воспринимать ту информацию, которая поступает по хорошо работающему «каналу связи» с окружающим миром.

Потеря интереса к учебе в этих случаях связана с неучетом преподавателем способа переработки информации учеником.

Третий ответ: индивидуальные особенности личности ребенка, связанные с типом реагирования его нервной системы на проблемную ситуацию. Активные и импульсивные дети стремятся к быстрому решению поставленной задачи. Они тянут руку сразу после поставленного вопроса, часто даже не дослушав его до конца. И даже если отвечают неверно, такой стиль учения больше импонирует большинству взрослых, чем тихое и не демонстративное поведение флегматиков и меланхоликов, которые решают задачу медленно, но, как правило, находят верный ответ. Однако, если дети-флегматики обычно спокойно относятся к тому, что их кто-то опередил, то дети-меланхолики теряют уверенность в том, что они когда-нибудь смогут все сделать быстро, как холерик, но аккуратно, как хочется такому ребенку. Поэтому преподаватель, поощряющий соревновательность детей в решении поставленных задач, способствует снижению самооценки у детей со слабым типом нервной системы.

Четвертый ответ: индивидуальные особенности личности ребенка, связанные с типом воспитания в семье. Дети, излишне зависимые от похвалы и порицания, привыкают к тому, чтобы их потребность в учебной деятельности постоянно стимулировалась. Жесткие требования, предъявляемые к поведению ребенка-дошкольника, особенно до трех лет, малое предоставление свободы ведут к формированию зависимого от контроля других способа учения. Такой ребенок воспринимает ситуации, в которые его ставит учитель, как данные, не пытается отыскать свой способ решения задач, ждет наводящих вопросов, боясь выйти за рамки заданной ситуации. Независимые в учении дети стараются любую ситуацию интерпретировать по-своему, им нравятся проблемные и творческие задания. Взрослый может ориентироваться только на пассивную или только на активную часть детей, что тоже может стать причиной потери интереса к школе.

Пятый ответ: ребенка может не устраивать организация учебной среды. Это значит, что пространство вокруг него во время занятий учебной деятельностью должно быть организовано определенным образом: особые пропорции помещений, художественные элементы оформления класса, неструктурированность среды: отсутствие парт, стульев, потребность в тишине, концентрации.

И наконец, неудовлетворение предпочтения работать одному, с партнером, с двумя партнерами, в группе, где наставниками являются более старшие дети, а не взрослые, со взрослым или в сочетании различных способов работы по собственному выбору, также может стать причиной потери интереса к учебным занятиям.

Дорогие мамы и папы! Анализ индивидуального стиля учения вашего ребенка поможет вам подобрать такой способ его обучения, который будет максимально содействовать его познавательному и личностному развитию.

Материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Психология школьника

Психология школьника.

Особенности эмоций, поведения, деятельности и отношений детей в школьный период жизни.

Разумеется, психология ребенка в возрасте девяти лет значительно отличается от психологии выпускника школы. Это очевидно. Поэтому, для того чтобы вы смогли сориентироваться в данной теме, мы для начала предлагаем вам рассмотреть те периоды развития, о которых вы сможете прочесть в наших материалах.

Собственно говоря, психология школьника — это раздел возрастной психологии. А возраст в это время жизни делится на три главных периода, также как и образовательный процесс: младший, средний и старший школьный возраст.

Младший школьный возраст охватывает период с 6-7 до 10 лет жизни. В это время школьник учится в I-IV классах общеобразовательной школы. Ключевым для правильного понимания того, что становится главным для внутреннего мира (говоря строже, психической деятельности) ребенка в это время, является понимание того, какую роль в этот период играет школа и учеба. Как бы ни был ребенок способен к обучению или как бы он ни старался отлынивать от уроков и домашней работы, учебная деятельность, новое усвоение знаний и опыта — основы его жизни в начальной школе. Они способствуют развитию новых психологических проявлений. С одной стороны, ребенок остается свободным в своем внешкольном «творчестве»- играх и дополнительных занятиях. Это проявляется как произвольная регуляция психических процессов. С другой стороны, ребенок приучается планировать свои действия благодаря тому, что сам процесс школьного обучения построен по программе. Ведение дневника, регулярное выполнение домашних заданий, требование ответственности со стороны учителей и родителей формируют у ребенка способность к построению внутреннего плана действий.

Средний школьный возраст от 10 до 12 лет, V-VII классы школы. Для этого возраста характерна потребность в присоединении к лидерам, авторитетам, выстраивание отношений с позиции ведомого. Надо сказать, что именно в это время повышается уровень доверчивости по отношению к взрослым, поэтому родителям нужно быть особенно внимательными к тому, как ребенок общается с людьми и как проводит время вне школы. Дело в том, что первые годы школы уже сформировали представление о взрослом как об учителе. Таким образом, к привычным авторитетам родителей («Мне сама мама сказала! — А мне сам папа сказал!») добавляются и другие значимые образы помощников, подсказчиков и советчиков. Ожидание поддержки — очень важное переживание в этот период. Вместе с этим отношения с ровесниками значительно расширяются. Дети, как правило, очень активны, деятельны, они осваивают новые сферы интересов и увлечений, учатся самостоятельно выбирать их. Внутренний мир ребенка становится интересным, а не только осознанным. Дети учатся выражать свои мысли и чувства, задавать себе вопросы и искать ответы на них. То, насколько полно и содержательно они научатся это делать, зависит, в первую очередь, от общения с ребенком в семье и уже потом от учителей, отношений с друзьями и дополнительных занятий. В это время ребенок «знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу».

Старший школьный возраст иначе можно назвать подростковым . Это то самое время, когда молодой человек, перестав быть ребенком и еще не став взрослым, как правило, продолжает жить в тех же условиях, что и раньше, но уже старается их изменить или от них отстраниться. Неустойчивость эмоционального состояния и поведения, искренне или демонстративно заниженная или завышенная самооценка, презрение к нормам, критиканство, недовольство и возбудимость — лишь некоторые из особенностей этого периода жизни. Меняется все: организм и его потребности, чувства словно удесятеряются в своем накале, мысли перебивают одна другую, желания и мечты заполняют все внутреннее пространство, не оставляя место ни логике, ни трезвости мышления, ни душевному спокойствию. Главный вопрос этого возраста — «кто я?» — для многих становится равнозначным вопросу «с кем я?» и «где я?». Общаться с подростками трудно. Для этого требуется немало душевных сил, уверенности, чуткости, внимания, терпения, стойкости, мужества и мудрости. Однако обладая всеми или некоторыми из этих душевных свойств, взрослые имеют свой неповторимый шанс в общении с детьми в этом возрасте заново пережить, вспомнить и понять собственную молодость. Это шанс осознавать, что таким, каким человек проживает этот возраст, со всей искренностью и скрытостью, недовольством, воодушевлением и обостренным самосознанием, он уже не будет никогда потом. Нет ничего удивительного в том, что самое трудное время взросления остается для большинства людей самым ярким и запоминающимся.

Психология школьника

26 Октябрь 2015      admin74      Главная страница » Развитие детей      Просмотров:   250

Как развивается психология школьника, чем она отличается от психологии дошкольника и что нужно предпринимать родителям, чтобы ребенок хорошо чувствовал себя и показывал хорошие результаты в учебе? Это не праздные вопросы.

Психология школьника

С наступлением первого учебного года, когда проходит эйфория от гордости за себя, ставшего учеником, ребенком начинаются осознаваться первые трудности: появление новых, не всегда воспринимаемых положительно новых задач, сложности с адаптацией в коллективе, привыкание к требованиям учителя и т.д.

Сталкиваясь с сопротивлением детей, их нервными срывами, переутомлением, нежеланием идти в школу, саботажем учебной деятельности, родители начинают бить тревогу. Однако многие проблемы можно предотвратить, если знать, что представляет собой

психология школьника младших классов.

Начало» взрослой» жизни

Для многих первоклассников школа – это начало другой, «взрослой» жизни. И они с удовольствием поддерживают разговоры с родителями о том, какие они теперь «большие», радостно выбирают ранец, дневник, тетрадки… В этот момент многие мамы и папы впадают в иллюзию, что действительно дети осознают свой изменившийся статус и станут более ответственно подходить к учебе, будут более самостоятельными.

Однако обольщаться не стоит: психологи утверждают, что для основной массы детей начало учебы не более чем игра.

Психология школьника — первоклассника мало отличается от психологии дошкольника, поэтому проще всего объяснять ему истины о школе языком правил игры. Нужно договариваться о том, как теперь будет организован его день, что из запланированного должно выполняться в первую очередь, а что потом, как вести себя в классе и т.д.

Адаптация в коллективе происходит быстрее у тех детей, которые посещали детский сад, а также занимались в развивающих кружках, секциях. Им легче психологически подстроиться под других ребят и учителей, они не отличаются сильной застенчивостью и быстро находят общий язык с разными людьми. Зная эту особенность психологии школьника, стоит заранее подготовить ребенка к общению со сверстниками, развивать у него социальные навыки.

Важность переключения

В дошкольном периоде у детей физическая активность превалирует над интеллектуальной, а в школе все происходит с точностью до «наоборот».

Почему дети так устают? Потому что важнейшим принципом формирования нормальной психологии школьника является возможность переключения с одной деятельности на другую, а они сразу погружаются в учебу и привыкают жить в непрекращающемся стрессе.

Только представьте себе: вы каждое утро приходите на работу, и строгий начальник ставит вам отметки за то, как вы написали отчет, заполнили ведомость, подготовили рабочее место. А если ему что-то не понравилось, он перед всем коллективом устраивает «читку» ваших документов и разбор ошибок. А когда вы приходите домой и рассказываете своим родителям, что вам сегодня начальник «двойку» за квартальный баланс поставил, они дружно начинают ругать вас и говорить: «В кого же ты у нас глупый такой? Все бухгалтера как бухгалтера, а у тебя вечно проблемы и т.д.»

Понимаете теперь, какой стресс испытывают дети, каждый день пребывая в ситуации оценки результатов их деятельности сначала учителем, потом родителями? Как психология школьника страдает от такого пристального внимания и негатива? Как надо контролировать свои эмоции, чтобы вести себя с детьми разумно и гуманно?

Чтобы стресс не накапливался и не приводил к серьезным проблемам в здоровье, нужно приучать детей к регулярным прогулкам, которые не могут быть заменены на просмотр передач или игру на компьютере. Час игры с ребятами в футбол, катание на велосипеде, пробежка в парке с папой или поход в бассейн с мамой позволят ребенку отдохнуть лучше, чем несколько часов просмотра мультфильмов.

Главное – не оставлять ребенка наедине с возникшими трудностями не утратить его доверие. Первые взлеты и неудачи, дружба и ссоры, симпатии и антипатии, любовь и ненависть – все это слагаемые опыта, который поможет подготовиться к взрослой жизни, где все решения придется принимать самостоятельно и нести за них персональную ответственность.

    Метки: адаптация, взрослый, деятельность, игра, коллектив, начало, отличаться, первое, проблема, психология, Психология школьника, развитие детей, ребенок, родитель, стресс, учеба, учитель, школа, школьник     

Психология школьника

Психология младшего школьника, Игнатьев Е

ОСОБЕННОСТИ ОЩУЩЕНИИ И ВОСПРИЯТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

В психологии принято выделять ощущения и восприятия в качестве психических процессов, лежащих в основе других познавательных процессов и возникающих в результате непосредственного воздействия предметов и явлений объективного мира на органы чувств. В учении И. П. Павлова об анализаторах и временных связях мы находим объяснение физиологического механизма ощущений и восприятий. Процесс возбуждения, возникающий в периферическом конце анализатора под воздействием предметов и явлений материального мира, по соответствующим проводящим путям передается в кору головного мозга (корковое ядро анализатора).

Э. А. Форапонова. Особенности ощущений и восприятии у младших школьников

К. П. Мальцева. Особенности памяти младшего школьника

М. Д. Громов. Развитие мышления младшего школьника

А. Г. Рузская. Некоторые особенности воображения младшего школьника

Ф. Н. Гоноболин. Внимание младшего школьника

П. И. Розмыслов. Формирование воли у младших школьников

П. И. Размыслов Эмоции младших школьников

П. И. Размыслов. Интересы младших школьников

Н. С. Лукин. Психологические особенности трудовой деятельности младшего школьника

Н. С. Лукин. Психологические особенности игры младшего школьника

Н. А. Черникова. Психологическая характеристика особенностей литературного творчества младших школьников

Е. И. Игнатьев. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника

Е. А. Мальцева. Психологический анализ музыкального развитии младшего школьника.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Психология младшего школьника

Психоэмоциональные особенности развития ребенка в период от 6 до 10 лет и индивидуальное восприятие организации учебного процесса.

1 сентября — это начало нового этапа в жизни ребенка, связанное с его поступлением в школу. И то, в какой мере любознательному, открытому для получения самых разнообразных знаний о самом себе и окружающем мире, исполненному предчувствием новых радостных открытий, первокласснику удастся сохранить этот трудовой настрой, в большой степени зависит от того, каким образом он будет заниматься своей учебной деятельностью.

Период от шести до десяти лет, который соответствует младшему школьному возрасту, в возрастной психологии описывается как период физической и психической стабильности.

Состояние психики здорового ребенка, достигшего школьного возраста, характеризуется спокойствием, безмятежностью и устойчивостью. Естественной умственной потребностью, заложенной в ребенке самой природой, продолжает оставаться стремление к самостоятельному, лишенному давления извне, изучению и освоению оружающего мира.

Многим взрослым не приходит в голову, что если ребенок достиг такого уровня развития, что он уже способен посещать школу и понимать, что там происходит, то он также способен сам выбирать то, как он хочет учиться: индивидуально, в группе, в классе, дома, в экстернате.

Существуют педагоги, которые любят повторять: «У Вас такой способный ребенок. Но такой ленивый. Если бы он захотел, стал бы отличником». Каким образом происходит, что способный ребенок становится на уроках ленивым, вялым, часто отвлекается, не слышит учителя, разговаривает с соседом, смотрит в окно или просто думает о чем-то своем?

Первый, самый простой, ответ: неинтересно. Ребенок учится там, где происходит для него что-то важное. И не может по-настоящему хорошо освоить обязательный предмет, который преподан ему в неинтересной для него форме. По этой причине часто угасает интерес к школе у учеников, склонных получать настоящее наслаждение от занятий предметом, на котором они целиком сосредочены. Часто эти одаренные школьники попадают в разряд «троечников».

Второй ответ: индивидуальные особенности психики ребенка. Широко известно разделение детей (и взрослых) на «левополушарных» и «правополушарных».

При переработке получаемой информации дети с доминирующим левым полушарием мозга предпочитают пошаговый анализ получаемых знаний, которые должны поступать последовательно. Они успешно справляются с изучением материала, поступающего небольшими порциями, их внимание сосредоточено на деталях, которые только постепенно складываются в целостное представление о предмете изучения. Трудности у этих детей возникают, когда взрослый требует быстрого понимания основного смысла прочитанного текста, общего представления о решаемой задаче.

Для детей с доминирующим правым полушарием мозга характерно синтезирование отдельных частей информации, поступающих одновременно. Эти дети легко постигают научные, математические, гуманитарные принципы, но иногда им бывает трудно восстановить ход своих рассуждений, они проигрывают во время проверочных работ, так как испытывают затруднения при последовательном описании того, что быстро и целостно «схватили». Если они хотят получить хорошую оценку, то им приходится просто «зубрить». Очень часто они неуверены в себе, несмотря на ярко развитую способность образно представлять информацию об окружающей действительности.

Ребенок может в большей степени пользоваться одним из анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический) и лучше воспринимать ту информацию, которая поступает по хорошо работающему «каналу связи» с окружающим миром.

Потеря интереса к учебе в этих случаях связана с неучетом преподавателем способа переработки информации учеником.

Четвертый ответ: индивидуальные особенности личности ребенка, связанные с типом воспитания в семье. Дети, излишне зависимые от похвалы и порицания, привыкают к тому, чтобы их потребность в учебной деятельности постоянно стимулировалась. Жесткие требования, предъявляемые к поведению ребенка-дошкольника, особенно до трех лет, малое предоставление свободы ведут к формированию зависимого от контроля других способа учения. Такой ребенок воспринимает ситуации, в которые его ставит учитель, как данные, не пытается отыскать свой способ решения задач, ждет наводящих вопросов, боясь выйти за рамки заданной ситуации. Независимые в учении дети стараются любую ситуацию интерпретировать по-своему, им нравятся проблемные и творческие задания. Взрослый может ориентироваться только на пассивную или только на активную часть детей, что тоже может стать причиной потери интереса к школе.

Пятый ответ: ребенка может не устраивать организация учебной среды. Это значит, что пространство вокруг него во время занятий учебной деятельностью должно быть организовано определенным образом: особые пропорции помещений, художественные элементы оформления класса, неструктурированность среды: отсутствие парт, стульев, потребность в тишине, концентрации.

И наконец, неудовлетворение предпочтения работать одному, с партнером, с двумя партнерами, в группе, где наставниками являются более старшие дети, а не взрослые, со взрослым или в сочетании различных способов работы по собственному выбору, также может стать причиной потери интереса к учебным занятиям.

Дорогие мамы и папы! Анализ индивидуального стиля учения вашего ребенка поможет вам подобрать такой способ его обучения, который будет максимально содействовать его познавательному и личностному развитию.

Элла Прокофьева, детский психолог.

Психология младших школьников, их поведение и воспитание в семье

Психология младших школьников, их поведение и воспитание в семье

В школе дети приучаются к самостоятельности, аккуратности, прилежанию и систематическому труду. Их учат определять время по часам, ценить его и ориентироваться в нем. Уже в начальных классах у детей развиваются способности к абстрактному мышлению, логическим рассуждениям, вниманию, наблюдению, запоминанию, анализу и выводам.

Учеба в школе подразумевает появление новых социальных связей, помогает привить ребенку чувство товарищества, дружбы, долга и ответственности перед коллективом. Быстро обогащается жизненный опыт ребенка, становится более конкретным и реальным его отношение к окружающему миру. В возрасте 7–11 лет у ребенка появляется желание помогать слабым, сострадание к попавшим в беду, он стремится завоевать уважение своих родителей и педагогов, авторитет в детском коллективе.

Учеба в школе заметно расширяет детский кругозор, дарит детям мир принципиально новых впечатлений и понятий, оказывает сильное влияние на их мировоззрение. Отношение их к окружающей реальности становится более критическим, они более остро реагируют на несправедливость, на посягательства на их чувство собственного достоинства.

В начальных классах четко проявляются ошибки, допущенные в дошкольном воспитании – индивидуализм, эгоизм, неуважение к старшим, товарищам, непослушание, ложь, грубость, безразличное отношение к коллективу. В то же время, учеба в школе выявляет также и положительные качества и черты ребенка, заложенные воспитателями и родителями в течение первых шести лет жизни.

Многим детям особенно трудно бывает пережить несколько первых месяцев после поступления в школу. Родители могут приходить на помощь ребенку, но при этом не должны проявлять фанатизма. Они должны понимать, что в семь-восемь лет у него проявляются естественные желания обходиться без посторонней помощи.

Некоторые родители совершают ошибку, безо всякой нужды предлагая первокласснику свои услуги, ревниво оберегая его от посильных для него нагрузок, полностью освобождая его от уборки квартиры и мытья посуды, от ухода за одеждой и обувью. Они находят этому объяснения, говоря, что хотят облегчить жизнь ребенка, перегруженного школьными уроками, занятиями иностранным языком, музыкой, но не учитывают того, что чрезмерная опека с их стороны формирует такие отрицательные черты, как лень, неряшливость, безволие, беспомощность, неумение преодолевать трудности.

Еще в начальных классах ребенок должен осознать, что труд – первоисточник всех благ, составляющих фундамент благополучия его семьи, а в перспективе – его государства и народа. При правильном трудовом воспитании ребенка надо научить уважать труд взрослых, привлекать к посильной полезной деятельности в школе и дома.

При привлечении учащихся начальных классов к общественно полезной деятельности следует контролировать их физические нагрузки, так как детям в 7–10 лет характерно переоценивать свои силы в связи с активным развитием их мускулатуры.

Темперамент ребенка

Обучение и воспитание школьника младшего возраста основано на индивидуальном подходе к его личности, с учетом его темперамента, состояния здоровья и умственных возможностей.

Вопрос о темпераменте стоит разобрать поподробнее. Общепринятая классификация эмоционального поведения выделяет четыре типа темперамента: холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический.

У детей-холериков проявляется выраженная эмоциональная возбудимость, быстрая смена настроений. Им не свойственно сдерживать свои эмоции и желания, в их действиях нередко отмечаются вспышки возбуждения, иногда даже агрессивность.

К учебе в школе они приспосабливаются не всегда сразу, так как их тянет на конфликты с окружающими, они могут проявлять на уроках несдержанность, запальчивость и вспыльчивость в ответ на замечания учителя. У этих детей сильный, но неуравновешенный тип высшей нервной деятельности, они в своем поведении руководствуются больше желаниями и чувствами, нежели разумом. Их привлекают занятия музыкой, изобразительным искусством, поэзией.

Дети-холерики имеют обостренные вегетативные реакции, они легко краснеют или бледнеют при малейшем эмоциональном возбуждении. У них с рождения в коре головного мозга слабо развито торможение, поэтому им тяжело решать проблемы, возникающие в их жизни. Если желания холериков не совпадают с их возможностями, в их поведении отмечается нервозность, негативизм.

Некоторые педагоги к типу холериков относят трудновоспитуемых детей, которые в своем поведении постоянно проявляют необузданность, недисциплинированность, упрощенность мышления, склонность к конфликтам со сверстниками и взрослыми. Для их воспитания требуется сугубо индивидуальный подход, оно представляет собой трудную задачу. Однако если воспитательное воздействие строится на педагогически верной основе, с учетом особенностей характера, ему хорошо поддается большинство детей-холериков .

У детей с флегматическим характером рассудок явно преобладает над эмоциями. Они способны хорошо контролировать, а при необходимости даже подавлять свои желания и эмоции, без осложнений адаптироваться к учебе в школе. Такие дети ведут себя спокойно, ровно, их речь нетороплива и размеренна, жестикуляцией обычно не сопровождается. В коллективе они отличаются дисциплинированностью, сдержанностью в отношении своих и чужих недостатков, спокойной реакцией на одобрение или порицание их поступков, склонностью к уединению, они стараются избегать конфликтов.

У детей-сангвиников сильный, уравновешенный тип высшей нервной деятельности, их эмоциональные и мыслительные реакции выражены одинаково хорошо. Они способны управлять своими эмоциями, адаптируя их под требования соответствующей обстановки. Их речь хорошо развита, она быстрая, громкая, богатая, правильно построенная. Эти дети хорошо приспособлены к школьной обстановке, они хорошо переносят школьные нагрузки, в своем поведении они эмоциональны. Типичными чертами их характера являются оптимизм, жизнерадостность, высокая самооценка, критическое отношение к своим и чужим недостаткам. Однако им часто свойственно переоценивать свои интеллектуальные и физические возможности.

У детей с меланхолическим темпераментом слабый тип высшей нервной деятельности. Функции их нервной системы (как корковые, так и подкорковые) ослаблены, подвижность нервных процессов небольшая. Проще говоря, их эмоциональная сфера и мыслительные возможности быстро истощаются. Такие дети быстро устают, они не могут переносить ни длительные, ни единичные физические, эмоциональные и психические нагрузки. Они плаксивы, обидчивы, впечатлительны, самолюбивы, остро реагируют на наказания и поощрения. К учебе в школе адаптируются с трудом, часто к посещению школы относятся неохотно. При ошибках в воспитании у них могут развиваться различные заболевания и невротические состояния.

Здоровье, психика и привычки

Также значимым фактором является и состояние здоровья учеников начальных классов, в первую очередь первоклассников. В этом возрасте нередки хронический тонзиллит, ревматизм и другие заболевания, осложняющие адаптацию ребенка к школьному режиму и отражающиеся на его успеваемости. Эти обстоятельства вынуждают вопрос о школьной нагрузке для ослабленных и больных детей решать совместно с педиатром.

Детям 7–10 лет свойственная такая характерная особенность психоэмоциональной сферы, как любознательность, интерес ко всему яркому и новому. Эта черта выражается в стремлении ребенка всему подражать, даже копировать, не задумываясь о критическом отношении к объекту внимания, следовательно, личный пример его родителей, приемы их эстетического и нравственного воздействия на него играют исключительно важную воспитательную роль. Взаимное уважение, понимание, дружелюбие и любовь взрослых друг к другу, готовность приходить на помощь облагораживают ребенка, формируют у него самые добрые душевные качества, развивают их чувства, мысли, взгляды в самом правильном направлении.

Ребенок может копировать не только хорошее. Он может подражать и плохому примеру: курить, обижать слабых, проявлять жесткость к животным. Опрос пяти тысяч курильщиков показал, что 14% мужчин начали курить в возрасте до десяти лет, а 50% – до 16 лет. Получается, что в начальных классах начинает курить каждый шестой ребенок, в возрасте, когда организм особенно чувствителен к действию никотина и табачных смол. И, скорее всего, дети в этом возрасте обзаводятся этой дурной привычкой, подражая своим родителям и другим близким людям.

Родительский пример может послужить причиной формирования у детей склонности к нарушению норм поведения в общественных местах, неуважения и грубого отношения к взрослым, женщинам, одноклассникам. Если в семье ребенка царит атмосфера лицемерия и обмана, постоянно происходят ссоры и скандалы, процветает произвол и цинизм, это непременно отразится на психике и поведении ребенка, может сделать его жестоким и злым, деспотичным и грубым, беспринципным и лживым.

Сильный вред формированию морали ребенка наносит желание взрослых применять к детям другую, по сравнению с собой, нравственную мерку. Некоторые родители произносят при детях нецензурные слова, совершают бесчестные поступки, а за те же самые действия своего ребенка наказывают, или требуют от него подтянутости и аккуратности, в то время, как сами небрежны и неряшливы. Лицемерие по отношению к ребенку вызывает в нем озлобление и чувство обиды, формирует такое омерзительное качество, как лживость.

Наказывать или нет?

С первого по четвертый класс у школьников происходит формирование критического отношения к происходящему: дети начинают различать четкую грань между плохим и хорошим, активно пытаются влиять на события семейной и школьной жизни, протестовать против обмана, фальши и другого негатива. Они болезненно переносят ущемления чувства собственного достоинства, на наказания реагируют мучительно, если по отношению к ним проявляется несправедливость или применяется физическое воздействие. Телесные наказания детей совершенно недопустимы в любой форме, так как они вызывают у них глубокое оскорбление, бурный протест, становятся причинами нервных заболеваний (заикание, навязчивые движения, невроз, энурез).

Опыт педагогов показывает, что ребенок, подвергаемый телесным наказаниям, растет пугливым и робким, лживым и угрюмым, зато с готовностью затевает драку со сверстниками, используя любую возможность, чтобы обидеть младших или менее сильных, проявляя при этом жестокость и злобу.

Даже несильный удар или шлепок (так называемые «легкие телесные наказания») могут подвергнуть психику ребенка жестокому испытанию: в его душе происходит столкновение любви и ненависти – двух противоположных чувств – к близкому ему человеку.

Некоторые родители думают, что суровость и строгость составляют основу воспитания школьника. Но, постоянно прибегая к грубости и окрику, они не получают желаемого результата. Это объясняется тем, что таким образом родители стремятся вызвать в детях уважение к себе, и в самом деле вызывают, но уважение холодное, основанное на страхе, и тем самым отвращают детей от себя и приучают их к лживости и скрытности.

К большому сожалению, в традиционном семейном воспитании наказания преобладают, а средства поощрения используются слабо и неумело. Меры поощрения могут быть разными, но очень важно разумно их использовать. Нежелательна любая крайность: перехвалить школьника также вредно, как и не оценить его старательность. Похвала ребенку за хорошо выполненные задания, за проявленную им инициативу должна быть уместной, тогда она укрепит его веру в собственные возможности и силы, будет способствовать развитию его воли и самоутверждения.

Дети в 7–8 лет проявляют доверчивость и непосредственность. Родители и педагоги должны считаться с этим и трепетно относиться к проявлению искренности, честности, прямолинейности в поведении и рассуждениях детей. Обучение в школе ускоряет развитие интеллекта, что является основополагающим в более совершенном формировании нравственных и эстетических чувств у школьников, в тонких переживаниях, вызванных искусством, литературой, общением с природой, с людьми. Направление воспитания чувств у ребенка можно считать верным, если взрослые смогут привить ему любовь к прекрасному, приобщить его к красоте природы, научат его ценить духовную красоту человека и достойные подражания поступки.

В обучении и воспитании школьников младших классов большую роль играет эмоциональное начало. Полноценное умственное развитие ребенка невозможно без эмоционально-эстетической , поэтической составляющей. Во время большого эмоционального всплеска мысли детей становятся особенно ясными, и процесс запоминания происходит наиболее эффективным.

Следует отметить некоторые особенности воспитания девочек. В возрасте 9–10 лет у них повышается активность работы эндокринной системы, в частности половых желез и гипофиза. Это вызывает процесс формирования женского типа тела: «округляются» бедра и ягодицы, увеличиваются грудные железы.

В 10–11 лет организм девочки начинает вырабатывать эстроген (женский половой гормон), который вызывает развитие как первичных, так и вторичных половых признаков. В результате этого ее психоэмоциональная сфера находится в неустойчивом состоянии: появляются интерес к своей внешности, первые мысли о принадлежности к женскому полу, чувство естественной стыдливости. В этот период девочке жизненно необходима помощь мамы, ее тактичная поддержка.

В век ускорения физического, интеллектуального и полового развития детей начало менструаций у девочек нередко приходится не на 15–16 лет, как было раньше, а на 11–12 . Мама или учительница (обязательно женщина!) должны в доступной и доверительной форме уже в 9–10 лет рассказать девочкам, что это такое, каково значение менструации в жизни женщины, каким должен стать ее гигиенический и общий режим в эти дни. Отсутствие или запаздывание информации по этому вопросу может вызвать у школьницы психологическую травму, так как неожиданное и незнакомое поведение организма может показаться болезненным состоянием.

Основной целью педагогов, воспитателей и родителей является воспитание в ребенке гармоничной личности, поэтому развитие интеллекта учащихся должно проходить параллельно с их занятиями спортом и физкультурой.

Эффективным воспитание в семье ребенка младшего школьного возраста будет только тогда, когда родители будут стараться разобраться в физических, интеллектуальных и эстетических запросах своего ребенка, усваивать и применять на практике педагогические приемы, используя свой авторитет и являясь примером для ребенка в труде, в общественной и личной жизни.

Психология школьника

В период 7-9-ти лет у детей наступает временное затишье перед бурей, имя которой переходной возраст.

Единственный переломный момент этого периода — поход в первый класс и адаптация в новом коллективе. Хорошо, если класс формируется на базе группы детского сада, и малыши знают своих будущих одноклассников. Многие дети безболезненно вливаются в новый коллектив, но некоторым ребятам трудно сделать шаг навстречу социуму. Родители должны всячески поддержать своих деток и сделать адаптацию минимально проблематичной.

Психология школьника младших классов — это осознание себя через призму отношений полов. Обычно именно в этом возрасте возникают первые влюбленности. Кроме того, у ребенка смещаются ориентиры на авторитетные личности. До школы главной инстанцией для получения информации были родители, теперь авторитетом становятся учителя.

Мы расскажем вам о том, как происходит адаптация детей в школе, с какими проблемами могут столкнуться родители, как чувствуют себя близнецы, которых родители разделили для учебы в разных классах и т.д.

Пузкарапуз берет на себя ответы на вопросы пап и мам детей, возраст которых 7-9 лет. Мы познакомим вас с тонкостями психологии школьника младших классов и не дадим совершить ошибок в воспитании ребенка.

Источники:
Психология младшего школьника, Игнатьев Е
Скачать бесплатно pdf, djvu и купить бумажную книгу: Психология младшего школьника, Игнатьев Е.И., 1960. Настоящая книга представляет собой коллективный труд сотрудников лаборатории психологии школьника Института психологии Академии педагогических наук РСФСР. Перед авторами стояла задача создания труда, подводящего итоги исследований советских психологов в области психологии детей младшего школьного возраста. Эта задача оказалась очень трудной в связи с тем, что не все разделы психологии младшего школьника одинаково изучены. Поэтому одни разделы книги содержат обобщение
http://nashol.com/2018011598479/psihologiya-mladshego-shkolnika-ignatev-e-i-1960.html
Психология младшего школьника
Психоэмоциональные особенности развития ребенка в период от 6 до 10 лет и индивидуальное восприятие организации учебного процесса.
https://www.7ya.ru/article/Psihologiya-mladshego-shkolnika/
Психология младших школьников, их поведение и воспитание в семье
Психология младших школьников, их поведение и воспитание в семье В школе дети приучаются к самостоятельности, аккуратности, прилежанию и систематическому труду. Их учат определять время по часам,
http://mama.neolove.ru/schoolboy/education/psixologija_mladshix_shkolnikov_ix_povedenie_i_vospitanie_v_semj.html
Психология школьника
В данном разделе мы расскажем вам о трудностях поведения и воспитания школьника младших классов. Объясним трудности вхождения в новый коллектив и укажем на возможные родительские промахи в общении со своими чадами.
https://puzkarapuz.ru/content/for_parents/psihologiya/period_79_let/

Психологические особенности старших школьников – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Статьи

Психология и педагогика

Говоря о старших школьниках, мы подразумеваем юношей и девушек 15-17 лет. Мы постарались осветить наиболее проблемные области, связанные с социальным и психологическим аспектами этого возраста.

14 июня 2019

На эту тему написана масса статей. Прочитав любую из них, мы узнаем, что старшие школьники склонны к аналитическому восприятию действительности, что их интересы связаны с выбором жизненного пути и мировоззрения, а самооценка повышается благодаря завершению периода полового созревания и формированию внешнего облика. Огромное большинство родителей подростков этого возраста испытывает недоумение при чтении подобных текстов. «Может быть, где-то и есть такие подростки, — думают они, — но я их не встречал».

На самом деле все перечисленные характеристики возраста продолжают действовать, но жизненная ситуация, окружение и особенности воспитания современного старшеклассника очень часто маскируют или искажают их. Итак, каким же видят взрослые «среднего» подростка? Попробуем посмотреть на него сквозь призму родительского восприятия.

Старший школьник глазами взрослого

  • Он или она как будто ничего не хочет, ничем не интересуется, совсем не думает о будущем.

  • Постоянно «сидит в телефоне» — играет в игры или общается в соцсетях. Телефон как будто стал еще одной частью тела.

  • Не умеет учиться, не запоминает требуемый объем информации, не выстраивает аналитических связей между явлениями и событиями, не воспринимает учебный материал. Если трудно, бросает, не доделав. Не сформирован навык преодоления трудностей, готовности совершать усилие.

  • Проводит огромное количество времени перед зеркалом, уделяет внимание прическе, макияжу, выбору аксессуаров, разбирается в брендах одежды. Недоволен своей внешностью или чересчур зациклен на ней, иногда и то, и другое.

  • Все интересы сосредоточены на друзьях и подругах.

  • Настроение скачет, периоды спокойного и конструктивного общения сменяются истериками, хамством, хлопаньем дверьми.

  • Ни во что ни ставит родителей, говорить с ним стало сущей пыткой, потому что ты ни в чем не разбираешься и ничего не понимаешь.

  • Сколько бы ты ни просил его мыть за собой чашку, он будет оставлять ее грязной на столе и никогда не вытрет за собой крошки. Вообще привлечь подростка к участию в домашних делах — задача не для слабонервных.

  • От него пахнет сигаретами, а иногда алкоголем. Возможно, появились опасные увлечения и подозрительные знакомые.

Что ещё почитать?

Все перечисленное выше — классические жалобы родителей, страдающих от невозможности наладить отношения с подростком и от беспокойства за его будущее. Понятно, что не все пункты присутствуют у каждого старшего школьника. Бывают семьи, где родители сохраняют хороший контакт с подростками, а дети остаются вменяемыми и конструктивными. В этом случае проблемное поведение не будет острым, но какие-то формы протеста, скорее всего, будут присутствовать и у таких подростков. Просто они будут сглажены, или касаться не важных сторон жизни, а мелочей вроде незакрытой дверцы шкафа, или просто будут реже проявляться.

Проанализируем приведенные жалобы с точки зрения особенностей возраста и социально-психологической ситуации развития старшего школьника.

5 методов воспитания детей

5 методов воспитания детей

Еще не было такой книги Михаила Литвака, которая показалась бы заурядной. Бойкий стиль автора не оставит равнодушными никого! В этой книге собраны общие, порой парадоксальные принципы воспитания, которые должны знать все родители. Оказывается, дети нередко страдают не столько от недостатка внимания родителей, сколько от его переизбытка! Так что, если Вы хотите счастливого будущего своим детям, оставьте их в покое как можно раньше!

Купить

Почему он такой?

  • Отсутствие «правильных», социально одобряемых увлечений, мыслей о выборе вуза или профессии — чаще всего форма протеста против давления со стороны взрослых. «С такой подготовкой вы не сдадите ЕГЭ», — постоянно слышат дети в школе, учителя транслируют это же родителям, а перепуганные родители по вечерам накачивают своей тревогой детей. Психика просто не выдерживает всего этого, и подросток говорит себе: «Ну и черт с ним, ну и не сдам, наплевать. Раз все равно не поступлю, куда хотел, — какая разница?» На самом деле большинство подростков очень боятся выпускных экзаменов и говорят об этом с друзьями или с теми взрослыми, кому они доверяют. «Пофигизм» — естественная психологическая защита от постоянной тревоги.

  • Другая причина видимого равнодушия к собственному будущему — печальный опыт «за меня все равно все решат». Бывает, что мнения подростка никто никогда не спрашивает, потому ли, что взрослые «лучше знают», или они не особенно включаются в его судьбу. Но он знает: как-нибудь само все устроится, кто-то что-то решит в моей судьбе, а я уж подстроюсь. В этой ситуации он тянет лямку жизни, а не живет, — и не важно, «пристроят» его в МГИМО или в автослесарный колледж. И дипломатическая карьера, и работа автомеханика могла бы приносить ему радость, если бы он выбрал это сам.

  • Часто родители забывают, что подросток умеет быть упорен и последователен в достижении какой-то важной ему цели. Если он не интересуется математикой, но непрерывно совершенствуется в какой-то бессмысленной с точки зрения родителей области вроде освоения сложных трюков на велосипеде, или в футболе, или в технике рисования манго, — это хороший признак. У него есть интересы, есть энергия для того, чтобы ставить цели и добиваться их, а это не менее важно, чем математика! А кроме того, у него есть зона успешности и компетентности, где он не чувствует себя неудачником.

  • Гаджеты — актуальная проблема современности, и касается она отнюдь не только подростков. Взрослые и сами постоянно «сидят в телефоне», но почему-то ругают за это детей. А для подростков телефон — еще и способ отгородиться от назойливого внимания взрослых, хотя бы условно и ненадолго оказаться в собственном, более интересном мире, где их ценят и принимают. Для детей, долгое время находившихся в небезопасной ситуации или ощущающих свою жизнь как небезопасную, компьютерная игра становится островком мнимой стабильности.

  • Неумение учиться во многом связано с утратой актуальности существующей системы школьного обучения. Это огромная системная проблема, о которой сейчас много говорят и пишут. С одной стороны, неясен смысл заучивания фактов и формул при условии, что любая информация находится в один клик. С другой, — цифровое поколение действительно мыслит по-другому, иначе функционируют нейроны, скорость установления связей тоже другая. Например, они лучше справляются с многозадачностью, но объем долговременной памяти резко сокращен. Раньше учителя говорили: «В одно ухо влетело, в другое вылетело», — так вот и это устарело, потому что значительная часть «лишнего», по мнению мозга, материала вообще не доходит до их сознания.

  • Тема внешней привлекательности — абсолютно естественная потребность подростка старшего школьного возраста, как и повышенный интерес к общению со сверстниками. Ведущая потребность возраста у них — вовсе не учеба, а общение с друзьями и противоположным полом.

  • Перепады настроения вызваны неустойчивым гормональным фоном, а то, что он перестал слушаться и начал грубить, — часть процесса сепарации от родителей. Это естественный этап взросления, когда человек начинает «примерять» на себя роль взрослого, которому никто не указывает, что ему делать. В большинстве случаев период бурного протеста благополучно завершается, когда подросток понимает, что он уже действительно официально признан взрослым и никто не покушается на его права. Но до тех пор, пока он требует к себе взрослого отношения (понимая под этим свободу, но не ответственность), а родитель видит в нем ребенка и пытается его контролировать, — обоим приходится трудно.

  • «Неправильные», нездоровые и опасные увлечения вроде употребления различных психоактивных веществ, зацепинга или участия в уличных боях несут в себе элемент риска и окружены романтическим флером запретности. Все это — часть ритуала инициации, которая обязательно присутствовала в любой культуре и символизировала переход от детства к взрослости, становлению мужчины или женщины. Мужские инициации связаны с риском, физическими лишениями, женские обычно символически отражали таинство родов и заставляли проходить испытание болью. Как мужские, так и женские инициации часто сопровождались расширяющими сознание практиками. В современной жизни внятный ритуал инициации отсутствует как таковой. Очевидно, что ЕГЭ эту функцию выполнить не может. Поэтому подростки придумывают себе ритуалы инициации, как умеют.

  • И наконец, самое важное. Подростки старшего школьного возраста очень часто ведут себя так, как будто родители им вовсе не нужны и только мешают. Бывает, что они так и говорят, и родителям очень обидно это слышать. Бывает, что сами подростки так думают. Но дело в том, что это неправда. Родители им очень нужны, даже если они не всегда это понимают. Потому что родители — это те люди, которые останутся рядом, невзирая ни на что.


#ADVERTISING_INSERT#

Психология и поведение школьника

Психология и поведение школьника

Наиболее важные виды деятельности для развития деток в 7-10-летнем возрасте — игра, обучение и общение. Именно на этом и должно быть построено воспитание детей младшего школьного возраста. Во время игровой деятельности детки учатся социальному взаимодействию, учатся жить в обществе, реализуют свои способности, навыки и знания, превращая их из теории в практику, а затем опыт. Как воспитывать детей младшего школьного возраста, чем отличается психология детей школьного возраста от других периодов жизни?

Воспитание ребенка 7 лет:

с чего начинать «взрослую» жизнь?

Родителям младших школьников необходимо объяснять малышу правила поведения в стенах школы, разницу в общении с преподавателями и со своими сверстниками. Ребенку нужно загодя рассказать о том, что представляет собой урок, что такое перемена, как себя правильно вести в это время. Психология детей школьного возраста требует обязательной и регулярной похвалы ребенка, когда у него получается что-либо и помощи, когда в обучении и общении возникают трудности.

Воспитание ребенка 7 лет – сложная задача. И в первую очередь потому, что первое время школьного обучения для любого ребенка — достаточно тяжелый адаптационный период к новым условиям, к новому коллективу, а ту еще и усваивать знания необходимо.

Конечно у деток, которые в свое время посещали детсад, адаптация происходит гораздо легче, так как они уже успели приобрести навыки общения в коллективе, со сверстниками, воспитателями, и достаточно хорошо понимают, что в школу они пришли учиться. Воспитание школьника, проведшего дошкольный период с родителями дома, много сложнее, им трудно адаптироваться к обучению, так как их, прежде всего, интересуют игры, они увлечены общением со сверстниками, которого им так недоставало дома.

Воспитание ребенка 7 лет предполагает, что родители помогут сформировать правильное отношение к школе у ребенка, объяснят ему, что обучение – это не только полезно, но и очень интересно, убедить, что он в любую минуту может рассчитывать на помощь и поддержку от вас. Главное, что должен понять малыш – это то, что он учится для себя, а не для вас или кого-то еще, что это поможет ему в жизни, пригодится в будущем, обеспечит такую жизнь, которую малыш сам себе представляет. Воспитание детей младшего школьного возраста обязывает родителей приложить все усилия, чтобы настроить школьника позитивно, избавить его от страхов, что он может с чем-то не справиться.

Воспитание детей младшего школьного возраста:
игры, а не игрища!

Так как для ребенка в 7 лет всё еще большую роль имеет игровая деятельность, воспитание детей школьного возраста лучше осуществлять в форме игры, как и подготовку непосредственно к школе. Благодаря играм, обучению и общению происходит интеллектуальное развитие и личностный рост ребенка, поэтому очень важно, предоставить малышу возможность находиться чаще в коллективе.

Воспитание ребенка 7 лет должно содержать игры и занятия, развивающие внимательность, усидчивость, слух и зрение малыша. Это может быть, к примеру, игра «испорченный телефон», которая хорошо развивает слух, лепка или рисование, которые оказывают положительное влияние на мелкую моторику ручек и развитие интеллекта ребенка. Однако в процессе планирования развивающих занятий обязательно необходимо учитывать, что малышу требуется постоянная смена видов деятельности. Психология детей школьного возраста отличается неким непостоянством, просто потому, что маленькие детки очень быстро устают, делая одно и то же.

Как воспитывать детей – первоклашек?

Когда начинается обучение и воспитание детей в школе, у них появляется масса новых обязанностей, поэтому очень важно суметь приучить маленьких деток к дисциплине, установить четкий и строгий распорядок дня. Такой подход поможет ребенку стать более организованным, ведь ему будет значительно легче справляться с множеством, появившихся обязанностей.

Особенное внимание адаптации ребенка должны уделять мамы и папы деток, не посещавших детсад или другие дошкольные учреждения, потому что такие детки в новом коллективе приживаются гораздо сложнее, не всегда понимают, что слушаться учителя необходимо и плохо умеют находить общий язык с ровесниками и одноклассниками.

Нужно понимать, что насколько бы ответственно ни относились родители к развитию и воспитанию малыша, домашнее обучение заменить школу в полной мере никогда не сможет. Полноценное развитие и воспитание детей младшего школьного возраста возможно только в коллективе, в непосредственном контакте с тем обществом, в котором ему предстоит жить. Только в коллективе психология детей школьного возраста сможет правильно сформироваться. Только здесь малыш сможет приобрести социальные жизненно необходимые навыки, научиться оценивать последствия и важность собственных решений и поступков, понять всю серьезность обязанностей, возложенных на него.

Не нужно забывать также и о здоровье младшего школьника. У него должен обязательно быть удобный ранец, который не деформируется, когда его наполняют школьными принадлежностями – это важно! Общий вес наполненного ранца не может превышать 10% от общего веса малыша (ориентировочно — это до 4 килограмм). В противном случае, такая ноша может нарушить формирование правильной осанки.

Воспитание школьника:
особенности и психология детей школьного возраста

Воспитание детей школьного возраста во время обучения, ставит перед родителями и педагогами специфические задачи. Это качественно новый, ответственный этап формирования личности, если сравнивать его с предыдущим дошкольным периодом жизни.

Особенности воспитания школьника – это и существенное перераспределение нагрузки (заметное ограничение физической и резкое увеличение умственной нагрузки), и изменение роли ребенка в социуме, и постоянная сознательная жизнедеятельность в рамках коллектива.

Родителями обязательно должна учитываться психология детей школьного возраста. Школьный период и для всей семьи представляет собой довольно серьезное испытание, не только для самого ребенка.

Ответственность родителей в воспитание детей школьного возраста заключается, в первую очередь, в умении организовать день ребенка. Именно родители (как правило, этим занимаются мамы) здесь играют ведущую роль. Будет очень хорошо, если мама сможет сохранить свою организующую роль весь период начальной школы. Это позволит малышу легче перестроиться, привыкнуть к новым обязанностям, втянуться в процесс. В самом начале мама самостоятельно полностью выстраивает процесс деятельности ребенка (определяет время, когда они готовят уроки вместе со школьником; устанавливает время для прогулок, помощи по дому, посещения кружков, общения с друзьями, а также, все свободное время ребенка). Но постепенно и главное, сознательно, мамочка делегирует часть своих «полномочий» и ответственности ребенку. К примеру, уже со второго класса школьного обучения, как правило, все девочки в состоянии самостоятельно готовить уроки (мальчики обычно — только с третьего). Мамочке в этом плане остается лишь общий ненавязчивый контроль за выполнением домашних заданий и помощи, в случае необходимости.

В воспитании детей школьного возраста огромную роль играет распорядок дня, который предполагает обоснованное физиологическими особенностями ребенка чередование отдыха и учебной нагрузки. Вполне возможны при этом разумные сдвиги и коррективы в количестве и длительности занятий (ведь режим существует для человека, а не человек для него). Но в целом должна сохраняться общая повторяемость действий. В таком случае организм школьника сможет подстроиться под установленный ритм деятельности, и ему будет легче, когда в каком-то смысле его день предсказуемый и понятный.

Психология школьника — Родителям — Психолог — Статьи

Психология школьника

 

Особенности эмоций, поведения, деятельности и отношений детей

в школьный период жизни.

Разумеется, психология ребенка в возрасте девяти лет значительно отличается от психологии выпускника школы. Это очевидно. Собственно говоря, психология школьника — это раздел возрастной психологии. А возраст в это время жизни делится на три главных периода, также как и образовательный процесс: младший, средний и старший школьный возраст.

Младший школьный возраст охватывает период с 6-7 до 10 лет жизни. В это время школьник учится в I-IV классах общеобразовательной школы. Ключевым для правильного понимания того, что становится главным для внутреннего мира (говоря строже, психической деятельности) ребенка в это время, является понимание того, какую роль в этот период играет школа и учеба. Как бы ни был ребенок способен к обучению или как бы он ни старался отлынивать от уроков и домашней работы, учебная деятельность, новое усвоение знаний и опыта — основы его жизни в начальной школе. Они способствуют развитию новых психологических проявлений. С одной стороны, ребенок остается свободным в своем внешкольном «творчестве»- играх и дополнительных занятиях. Это проявляется как произвольная регуляция психических процессов. С другой стороны, ребенок приучается планировать свои действия благодаря тому, что сам процесс школьного обучения построен по программе. Ведение дневника, регулярное выполнение домашних заданий, требование ответственности со стороны учителей и родителей формируют у ребенка способность к построению внутреннего плана действий.

Средний школьный возраст от 10 до 12 лет, V-VII классы школы. Для этого возраста характерна потребность в присоединении к лидерам, авторитетам, выстраивание отношений с позиции ведомого. Надо сказать, что именно в это время повышается уровень доверчивости по отношению к взрослым, поэтому родителям нужно быть особенно внимательными к тому, как ребенок общается с людьми и как проводит время вне школы. Дело в том, что первые годы школы уже сформировали представление о взрослом как об учителе. Таким образом, к привычным авторитетам родителей («Мне мама сказала! — А мне сам папа сказал!») добавляются и другие значимые образы помощников, подсказчиков и советчиков. Ожидание поддержки — очень важное переживание в этот период. Вместе с этим отношения с ровесниками значительно расширяются. Дети, как правило, очень активны, деятельны, они осваивают новые сферы интересов и увлечений, учатся самостоятельно выбирать их. Внутренний мир ребенка становится интересным, а не только осознанным. Дети учатся выражать свои мысли и чувства, задавать себе вопросы и искать ответы на них. То, насколько полно и содержательно они научатся это делать, зависит, в первую очередь, от общения с ребенком в семье и уже потом от учителей, отношений с друзьями и дополнительных занятий. В это время ребенок «знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу».

Старший школьный возраст иначе можно назвать подростковым. Это то самое время, когда молодой человек, перестав быть ребенком и еще не став взрослым, как правило, продолжает жить в тех же условиях, что и раньше, но уже старается их изменить или от них отстраниться. Неустойчивость эмоционального состояния и поведения, искренне или демонстративно заниженная или завышенная самооценка, презрение к нормам, критиканство, недовольство и возбудимость — лишь некоторые из особенностей этого периода жизни. Меняется все: организм и его потребности, чувства словно удесятеряются в своем накале, мысли перебивают одна другую, желания и мечты заполняют все внутреннее пространство, не оставляя место ни логике, ни трезвости мышления, ни душевному спокойствию. Главный вопрос этого возраста — «кто я?» — для многих становится равнозначным вопросу «с кем я?» и «где я?». Общаться с подростками трудно. Для этого требуется немало душевных сил, уверенности, чуткости, внимания, терпения, стойкости, мужества и мудрости. Однако обладая всеми или некоторыми из этих душевных свойств, взрослые имеют свой неповторимый шанс в общении с детьми в этом возрасте заново пережить, вспомнить и понять собственную молодость. Это шанс осознавать, что таким, каким человек проживает этот возраст, со всей искренностью и скрытостью, недовольством, воодушевлением и обостренным самосознанием, он уже не будет никогда потом. Нет ничего удивительного в том, что самое трудное время взросления остается для большинства людей самым ярким и запоминающимся.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *