Психология здоровья: Психология здоровья – Психология здоровья (Ю. Г. Фролова, 2014)

Автор: | 29.04.2020

Содержание

Здоровье — психология

Психология здоровья — психосоматика болезней

Здоровье - психология

Психология здоровья – это целая дисциплина, которая изучает психологические причины здоровья, средства и методы его сбережения, стабилизации и формирования.

В основе этой молодой, но стремительно развивающейся отрасли лежит зависимость между состоянием на физическом уровне и состоянием на психологическом уровне.

В более широком понимании эта наука призвана расширить возможности восприятия и адаптации человека в его жизненной среде.

Психосоматика здоровья — психология

Всем известно выражение «все болезни от нервов». Чем больше человек подвергается стрессу, тем чаще бьется его сердце, растет артериальное давление.

Ученые из этой области изучают зависимость физического состояния здоровья или болезни от психологических, культурных и поведенческих факторов.

По мнению медицинских психологов, здоровье – это не только результат биохимических процессов в организме, но и психологических, связанных с мыслями и верованием, привычками, этнической принадлежностью и др.

Психология здоровья и болезни преследует цель повысить уровень психологической культуры и культуры общения, определить пути и условия для воплощения в жизнь своих целей, чтобы человек смог раскрыть весь свой духовный и творческий потенциал, то есть жить полной жизнью, насколько это позволяют его возможности. Психологическое здоровье определяется двумя признаками:

  1. Придерживаться в своей жизнедеятельности принципа «золотой середины».
  2. Эффективно адаптироваться в социуме.

Критерии психического здоровья личности

Среди существующих критериев выделяют основные:

  1. Постоянство и идентичность своего внутреннего «Я», осознание того, что психический и физический критерии совпадают.
  2. Идентичное и постоянное переживание в одинаковых ситуациях.
  3. Психологические критерии здоровья – критическое отношение к себе и своей психологической активности и к ее результатам.
  4. Соответствие реакции психики воздействию среды и социальных обстоятельств.
  5. Способность управлять собой как того требуют социальные нормы, законы и правила.
  6. Способность строить планы и реализовывать их.
  7. Способность менять свое поведение в соответствии с тем, как меняются жизненные ситуации и обстоятельства.

Психология женского здоровья

Проблемы и заболевания представительниц прекрасного пола имеют психологическую природу.

Если жизненный опыт был негативным, если с детства девочка наблюдала постоянные ссоры родителей, насилие, жестокость, вредные привычки у отца и матери, то она может не принимать себя, отторгать и ненавидеть свою сущность.

Психология здоровья человека такова, что любые эмоции, взгляд на мир и собственный характер тут же отражаются на физическом состоянии. В результате женщина впадает в депрессию, испытывает неудачи в личной жизни и, как следствие, страдает от различных недугов.

Психология профессионального здоровья

Качественная профессиональная деятельность тесно связана со здоровьем работника. Оно определяет конечный результат деятельности, а вместе с этим зависит от вида его труда. Психология здоровья личности может как улучшится, так и ухудшиться под влиянием профессиональной деятельности.

Поэтому очень важно создать идеальные условия для труда, наладить гармоничный фон в коллективе, что снизит риск профессионального выгорания и повысит результативность. Этим и занимаются ученые, проводя многочисленные исследования и предлагая пути решения возникающих на работе проблем.

Социальная психология здоровья

Поведение человека определяется уровнем, качеством, укладом и стилем его жизни.

Социальная поддержка играет в этом не последнюю роль, ведь при ее снижении человек вынужден в одиночку преодолевать стрессовые ситуации. Такая помощь может исходить от государства и отдельных граждан.

Она и является барьером между стрессовыми ситуациями и его последствиями. Социальная психология и проблема здоровья тесто взаимосвязаны.

https://www.youtube.com/watch?v=-fCX5pFr9lQ

Если человек привязан к кому-либо, имеет возможность воспитывать, иметь надежных партнеров, получать подтверждение своей значимости, то уровень его заболеваемости падает. К факторам социальной семьи относят брак и семью, коллег, но при этом если поддержка этих людей будет негативной, то есть референтная группа окажется неблагоприятной, то подверженность заболеваниям будет расти.

Психология стройности и здоровья

Психологи ищут способы выявить то поведение и тот опыт, которые будут способствовать улучшению здоровья, в том числе и внешнего вида.

Они разрабатывают стратегии улучшения ежедневного питания в целях укрепить здоровье и оказать профилактику ожирения.

В этом им помогло изучение взаимосвязи между болезнью и индивидуальными особенностями, например, такими характеристиками личности, как тревожность, мнительность, депрессия с одной стороны и переедание с другой.

Психология здоровья и спорта стремится изменить поведение людей и помочь им оставаться здоровыми и одновременно придерживаться рациональной схемы питания.

Разрабатываются и запускаются программы, позволяющие людям поверить в свои силы и изменить привычный уклад жизни. Повышая уровень их образования, ученые добиваются применения людьми мер профилактики ожирения.

Ведь с болезнью легче справиться тогда, когда она рано обнаружена.

Кризис среднего возраста у женщин и мужчин — как пережить?Кризис среднего возраста – сложный период, наступающий после 35 лет и продолжающийся от нескольких месяцев до десятилетий. Человек в этот период теряет ориентиры в жизни, переосмысливает ее и жалеет об упущенных возможностях, впадает в депрессию.Основные теории мотивации в менеджменте — современные и классическиеТеории мотивации в менеджменте используются для того, чтобы побудить людей к совершению действий на благо компании. Основная функция стимулирования заключается в создании пространства, в котором люди будут работать с максимальной отдачей.
Экзистенциальный кризис — причины возникновения и последствияЭкзистенциальный кризис – проблема, образующаяся из-за утраты понимания смысла собственного существования. Легкие сомнения в правильности жизненного пути постепенно обретают все большую глубину, загоняя человека в настоящий тупик. Слишком высокая интенсивность переживаний ведет к ухудшению и физического здоровья.Что такое гордыня — признаки и как с ней бороться?Что такое гордыня – — это тяжкий грех, и важно вовремя остановится, сделать крутой поворот – переосмыслить собственную значимость, найти в окружающем мире гармонию, обрести настоящих друзей, не требовать внимания к собственной персоне и жить, наслаждаясь твореньями Всевышней силы.

Источник: https://womanadvice.ru/psihologiya-zdorovya-psihosomatika-bolezney

Психология здоровья. Проблемы и перспективы

Здоровье - психологияПсихология здоровья. Проблемы и перспективы

Психология здоровья. Что это?

Психология здоровья является достаточно новой и активно развивающейся отраслью психологии.

  Она определяется как наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти. Она изучает здоровую личность, учитывая разнообразие индивидуальных и социальных норм «здоровья» и «болезни».

Среди основных теоретических проблем психологии здоровья, вызывающих интерес исследователей можно выделить следующие:

  • Оценка роли поведения в причине развития болезней
  • Предотвращение нездорового поведения
  • Изучение взаимосвязи между психологией и физиологией (например, ощущение боли может усиливаться из-за тревоги и ослабевать под влиянием возбуждения или друг

Психологическое здоровье личности. Из опыта работы. Понятие о психологическом здоровье

Психологическое здоровье как цель психологической службы и предмет психологического консультирования в сфере образования

Цель: способствовать более глубокому пониманию и овладению понятием «психологическое здоровье» (И.В. Дубровина), рассмотрению предмета и задач психологического консультирования в практической психологии образования через призму психологического здоровья.

Вопросы для обсуждения:

Что интересного увидели в этом понятии?

Психологическое здоровье и развитие человека.

Обобщенный «портрет» психологически здорового человека. Ключевые характеристики психологического здоровья.

Связь психологического и физического здоровья. Психологическое здоровье и психологическая зрелость. Взаимосвязь психологического здоровья с духовностью.

Основные компоненты и уровни психологического здоровья.

Задачи психологического консультирования, сформулированные с использованием понятия «психологическое здоровье»?

Что дает это понятие школьному психологу? Помогает? Мешает?

Вопросы для самоанализа и психологического консультирования (на занятиях):

1) Какими характеристиками психологического здоровья вы обладаете?

2) Как вам привычнее действовать в трудной ситуации: изменять внешнее окружение или самого себя?

3) Могли бы вы вспомнить ситуацию, на которую вы реагировали психосоматически?

4) Если вам очень не хочется что-либо делать, что с вами обычно происходит?

5) Легко ли вы адаптируетесь к быстрым изменениям условий жизни?

6) Как вы воспринимаете жизнь в ситуации неопределенности?

7) Насколько вас интересует собственное духовное развитие?

Литература:

1. Практическая психология образования / Под ред.И.В.Дубровиной, 2004, 2006, 2009.

2. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции, 2001, 2008.

Психологическое здоровье, его структура, критерии нарушений

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И. В.Дубровиной. При этом под психологическим здоровьем ею понимаются психологические аспекты психического здоровья, т. е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Что включает в себя понятие психологического здоровья?

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является

условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Говоря о развитии, следует подчеркнуть отличие содержания этого понятия от понятия «изменение».

Развитие в отличие от изменения предполагает не только отсутствие застоя и наличие движения, но и стремление к какой-то цели, определяющей последовательное накопление человеком позитивных новообразований. Безусловно, вопрос о цели развития человека сегодня является одним из наиболее спорных и решается по-разному в зависимости от принадлежности авторов к той или иной психологической школе. Возможно, этот вопрос выходит за рамки психологии и должен рассматриваться в междисциплинарном контексте. Мы полагаем, что для организации психологической поддержки в качестве

цели развития можно принять выполнение человеком своих жизненных задач, т. е. полную реализацию своих возможностей, ресурсов для обеспечения прогрессивного процесса на Земле в целом. И использовать для описания целей развития метафору пути: «Каждый человек имеет свой путь, поэтому важно определить, какой путь является именно твоим».

Связь психологического и физического здоровья. …Опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. … Пример: результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека, который приводится многими исследователями.

Обобщенный «портрет» психологически здорового человека. Психологически здоровый человек – это прежде всего человек

спонтанный и творческий , жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами , интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом , хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей . Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно
адаптируется
к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно – умеет находиться в ситуации неопределенности , доверяя тому, что будет с ним завтра. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония », или «баланс». И прежде всего это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс . Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи.
Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае – глубоко несчастным.

Если согласиться с тем, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», то в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать

саморегулируемость , т. е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям. …Если же говорить об адаптации к трудным ситуациям, то необходимо уметь не только противостоять им, но и использовать их для самоизменения, для роста и развития. …Основная функция психологического здоровья – это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

Психологическое здоровье и зрелость личности ? …Ряд авторов употребляют их практически синонимично. Действительно, если понимать развитие человека как последовательное движение к зрелости, то зрелость и психологическое здоровье взрослого, на наш взгляд, могут использоваться как синонимичные понятия. Однако если говорить о психологическом здоровье ребенка, то оно является лишь предпосылкой достижения в будущем личностной зрелости, но отнюдь не зрелостью.

Взаимосвязь психологического здоровья с духовностью. И. В.Дубровина утверждает, что следует рассмотреть психологическое здоровье с точки зрения богат

1. Здоровье. Психология здоровья. Цель и задачи психологии здоровья.

Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезни или физических дефект, но полное душевное, физическое и соц благополучие.

ПЗ–это наука опсих причинах здоровья, методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

ПЗ является синтезом 2-х наук – валеологии (наука об индивидуальном здоровье чел-ка) и гигиены.

Направление исследований:

  1. Выявление роли психолог фактора в укреплении здоровья чел-ка.

  2. Формирование внутренней картины здоровья. Отношение чел-ка к своему здоровью.

  3. Поиск оптимальных методов психолог воздействия, направленное на развитие здоровья личности.

  4. Создание системы обучения здоровью.

Основная цель ПЗ – всестороннее совершенствования чел-ка.

Объект ПЗ – здоровая личность.

Задачи ПЗ:

  1. Повышение ур-ня психологической культуры степени совершенствования.

  2. Повышение ур-ня культуры общения.

  3. Определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.

2. Основные проблемы, рассматриваемые психологией здоровья. Связь с другими науками.

Осн проблемы ПЗ:

  1. Убыстрение ритма жизни (болезни спешки).

  2. Проблема жизни в условиях неопределенности. Типы людей в условиях неопределенности (интроверты, экстроверты).

  3. Большой поток инф (синдром «инф изнурения»)

  4. Снижение уровня соц поддержки

  5. Актуализация всех грехов чел-ка

  6. Вестеризация – усвоение общественных ценностей и представлений, моделей поведения присущих западному обществу.

Связь с др науками:валеология, гигиена, общая П, П личности, П труда, П девиантного поведения, эпидемиология, мед П, мед антропология, П физиологии, дефектология, П соц поведения и т.д.

3. Основные модели здоровья.

1) Биологическая. Здоровье – это отсутствие болезни и нормальное функционирование организма.

2) Медицинская. Здоровье (предложено ООН) – это состояние полного физического, соц благополучия, а не только отсутствие болезни.

3) Биомедицинская. Здоровье – это состояние организма, когда функционирование всех органов и систем уравновешено с внешней средой.

4) Ценностно-социальная. Здоровье – это ценность для чел-ка, необходимая для удовлетворения потребностей.

5) Биосоциальная. Здоровье – это гармоничное единство соц и биологических ка-в чел-ка.

4. История становления психологии здоровья.

Личность и условия ее развития и здоровья», с которым Бехтерев высту­пил в сентябре 1905 г. в Киеве на 2-мсъезде российских психиатро.

В1930-егг. многие исследователи обратили внимание на взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и его физиологическими процессами. Исследования в этом на­ правлении привели к появлению новой научной области:психосоматической медицины. В 1938 г. начинает выходить журнал «Психосоматическая медицина». Через год эта область исследований трансформировалась в общество, которое се­ годня называется «Американское психосоматическое общество». «Психология здоровья» было открыто в Американской психологической ассоциации в 1978 г. С 1982 г. выходит журнал «Психология здоровья».

Психология здоровья — Википедия

Психоло́гия здоро́вья — это наука о психологических и поведенческих процессах здоровья, болезни и здравоохранения[1]. Она занимается изучением того, как психологические, поведенческие и культурные факторы влияют на физическое состояние здоровья или болезни.

Понимая психологические факторы, которые влияют на здоровье и конструктивно применение того знания, медицинские психологи могут улучшить здоровье, работая непосредственно с отдельными пациентами или косвенно в крупномасштабных программах здравоохранения. Кроме того, медицинские психологи могут помочь обучить других работников здравоохранения (например, врачей и медсестер) использовать в своих интересах знание, которое произвела дисциплина, в лечении пациентов. Медицинские психологи работают во всевозможных местах: вместе с другими медицинским персоналом в больницах и клиниках, в общественных отделах здравоохранения, работающих над крупномасштабным изменением поведения и программами охраны здоровья, и в университетах и медицинских школах, где они преподают и проводят исследования.

Хотя его ранние начала можно проследить в области клинической психологии[2], четыре различные подразделения в рамках психологии здоровья и одной смежной области, профессиональной психологии здоровья[3], были разработаны в течение времени. Четыре подразделения включают клиническую психологию здоровья, психологию общественного здравоохранения, психологию здоровья общества, и критическая психология здоровья[4]. Профессиональные организации для области психологии здоровья включают Отдел 38 Американской психологической ассоциации[5], Отдел Психологии Здоровья Британского психологического общества[6] и Европейское общество психологии здоровья[7]. Расширенная аттестация в США обеспечивается через Американский совет профессиональной психологии[8].

Цели

Понимание поведения и ситуативных факторов

Психологи проводят исследования, чтобы определить то поведение и тот опыт, который способствует улучшению здоровья, может привести к болезни, или повлиять на эффективность медицинской помощи. Они также рекомендуют способы улучшения политики здравоохранения[9]. Психологи работают над разработкой стратегий снижения никотиновой зависимости[10], улучшения ежедневного питания[11], в целях укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Они также изучили связь между болезнью и индивидуальными особенностями. Например, психология здоровья нашла связь между такими личностными характеристиками как тревожность, импульсивность, враждебность / гнев, эмоциональная неустойчивость, депрессия, с одной стороны, и экстремальным вождением с другой[12].

Психология здоровья также связана с ситуативными факторами, в том числе экономическими, культурными, социальными и образом жизни, которые влияют на здоровье. Биопсихосоциальная модель может помочь в понимании отношения между контекстными факторами и биологией при воздействии на здоровье. Физическая зависимость препятствует прекращению курения. Некоторые исследования показывают, что соблазнительная реклама также вносит свой ​​вклад в психологическую зависимость от табака[13], хотя другие исследования не обнаружили взаимосвязи между воздействием средств массовой информации и курением в юности[14]. Другие исследования показывают соотношение между безработицей и повышением артериального давления[15][16].

Психологи стремятся изменить поведение людей для двойной цели — помочь людям оставаться здоровыми и помогать пациентам придерживаться схемы лечения болезни.

Профилактика болезней

Психологи могут способствовать здоровью и благополучию за счёт предупреждения заболеваний[17]. Некоторые болезни можно лечить гораздо эффективнее, если их рано обнаружить. Психологи работают над пониманием того, почему некоторые люди не стремятся к профилактике, осмотрам, прививкам, и используют эти знания для разработки способов поощрения людей посещать медосмотры для обнаружения таких заболеваний, как рак и болезни сердца[17]. Психологи также находят способы, чтобы помочь людям избежать рискованного поведения (например, незащищенного секса) и поощряют поведение, направленное на улучшение здоровья (например, регулярная чистка зубов или мытье рук)[17]. Психологи также занимаются просвещением работников здравоохранения, в том числе врачей и медсестер, касательно эффективного общения с пациентами, обучение способам, которые позволяют преодолевать коммуникативные барьеры.

Последствия заболеваний
Проведение исследований

Как и психологов других дисциплин, психологи здоровья имеют глубокие знания методов исследования. Психологи применяют эти знания для проведения исследований по различным вопросам[18]. Например, психологи проводят исследования, чтобы ответить на такие вопросы, как:

  • Что влияет на здоровое питание?
  • Как стресс связан с болезнями сердца?
  • Как можно помочь людям изменить мышление, чтобы улучшить здоровье?
Обучение и общение

Психологи также могут быть ответственны за обучение других специалистов в области здравоохранения тому, как проводить мероприятия, пропагандирующие здоровое питание, отказ от курения, снижение веса и т. д. Психологи также обучают других специалистов коммуникативным навыкам, таких как, например, поддержка с целью улучшения соблюдения врачебных предписаний[18].

Применение

Улучшение взаимодействия пациента с врачом

Медицинские психологи помогают процессу связи между врачами и пациентами во время медицинских консультаций. В этом процессе имеется большое количество проблем, так как, например, пациенты демонстрируют отсутствие понимания многих медицинских терминов, особенно анатомических (например, кишечник). Одно из направлений исследования в этом вопросе включает в себя «врач-центрированные» и «пациент-центрированные» консультации. «Врач-центрированные» консультации обычно директивны, пациент отвечает на вопросы и практически не играет роли в постановке диагноза. Несмотря на то, что этот стиль предпочитаем пожилыми людьми, многим людям он не нравится чувства иерархии или игнорирования, которые он вызывает. Они предпочитают «пациент-центрированную» консультацию, в которой врач фокусируется на нуждах пациента, выслушивает его до конца до того, как поставить диагноз, и включает пациента в процесс выбора лечения и постановки диагноза.

Улучшение соблюдения медицинских показаний

Медицинские психологи включены в исследование и практику, нацеленную на наставление людей следовать медицинским предписаниям и соблюдению режима лечения. Пациенты часто забывают принимать лекарства или сознательно отказываются от их приема из-за побочных эффектов. Отказы принимать предписанные лекарства ведут к большим расходам и тратят миллионы полезных лекарств, которые, в противном случае, могли бы помочь другим людям.

Способы наблюдения за соблюдением показаний

Психологи выявили ряд способов измерения соблюдения пациентами медицинских схем:

  • Подсчет количества таблеток в баночках
  • Использование самоотчётов
  • Использование «Trackcap» бутылки, которая отслеживает количество открываний.
Управление болью

Психология здоровья пытается найти средства, чтобы уменьшить или устранить боль, а также болевые аномалии, такие как каузалгии, невралгии, и фантомные боли. Хотя задача измерения и описания боли была проблематичной, развитие опросника боли МакГилла[19] помогло добиться прогресса в этой области. Лечение боли включает в себя введение обезболивающих, иглоукалывание (признано эффективным в снижении боли при остеоартрите колена[20]), биологическую обратную связь, когнитивно-поведенческую терапию.

Примечания

  1. ↑ Johnston, M. (1994). Current trends in Health Psychology. The Psychologist, 7, 114—118.
  2. ↑ Rogers, R. W. (1983). Preventive health psychology: An interface of social and clinical psychology. Journal of Social and Clinical Psychology, 1(2), 120—127. doi:10.1521/jscp.1983.1.2.120
  3. ↑ Everly, G. S., Jr. (1986). An introduction to occupational health psychology. In P. A. Keller & L. G. Ritt (Eds.), Innovations in clinical practice: A source book, Vol. 5 (pp. 331—338). Sarasota, FL: Professional Resource Exchange.
  4. ↑ Marks, D.F., Murray, M., Evans, B., & Estacio, E.V. (2011).
  5. ↑ APA Division 38: Health Psychology
  6. ↑ Division of Health Psychology | BPS
  7. ↑ Welcome to the EHPS | EHPS
  8. ↑ Clinical Health Psychology — American Board of Professional Psychology
  9. ↑ Sharman, S.J.; Garry, M.; Jacobsen, J.A.; Loftus, E.F.; & Ditto, P.H. (2008). False memories for end-of-life decisions. Health Psychology, 27, 291-96.
  10. ↑ Dusseldorp, E.; van Elderen, T.; & Maes, S.; Meulman, J. & Kraaij, V. (1999). A meta-analysis of psychoeducational programs for coronary heart disease patients. Health Psychology, 18, 506-19.
  11. ↑ Resnicow, K.; Jackson, A.; Blissett, D.; Wang, T.; McCarty, F.; Rahotep, S.; & Periasamy, S. (2005). Results of the Healthy Body Healthy Spirit Trial. Health Psychology, 24, 339-48.
  12. ↑ Beirness, D.J. (1993). Do we really drive as we live? The role of personality factors in road crashes. Alcohol, Drugs & Driving, 9, 129-43.
  13. ↑ Pierce, J.P.; & Gilpin, E.A. (1995). A historical analysis of tobacco marketing and the uptake of smoking by youth in the United States: 1890—1977. Health Psychology, 14, 500—508.
  14. ↑ Ferguson C.J. & Meehan, D.C. (2011). With friends like these…: Peer delinquency influences across age cohorts on smoking, alcohol and illegal substance use. European Psychiatry, 26(1), 6-12.
  15. ↑ Ilies, R., Dimotakis, N., & Watson, D. (2010). Mood, blood pressure, and heart rate at work: An experience-sampling study. Journal of Occupational Health Psychology, 15(2), 120—130. doi:10.1037/a0018350
  16. ↑ Kasl, S.V. & Cobb, S. (1970). Blood pressure changes in men undergoing job loss: A preliminary report. Psychosomatic Medicine, 32(1), 19-38.
  17. 1 2 3 The British Psychological Society. (2011). What is health psychology? A guide for the public.
  18. 1 2 The British Psychological Society. (2011). Health psychology: A guide for employees.
  19. ↑ Melzack, R. (1975). The McGill Pain Questionnaire: Major properties and scoring methods. Pain, 1(3), 277—299.
  20. ↑ Berman, B.; Singh B.B.; Lao, L.; Langenberg, P.; Li, H.; Hadhazy, V.; Bareta, J. & Hochberg, M. (1999). A randomized trial of acupuncture as an adjunctive therapy in osteoarthritis of the knee. Rheumatology, 38(4), 346-54.

Исторический аспект проблемы

Литература

Психология здоровья: Учебник / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб: Изд-во СПб ун-та, 2000.

Серкач М.Ф. Психология здоровья: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во «Академический проспект Гаудеамус», 2005.

Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2003.

Лищук В.А., Мосткова Е.В. Технология повышения личного здоровья / Под. ред. В.И. Покровского. М.: Медицина, 1999.

Практикум по психологии здоровья / Под. ред. Г.С. Никифорова. СПб: Изд-во «Питер», 2005.

Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования

Психология здоровья – наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Задача психологии здоровья: психология здоровья стремится выстроить психосоматическое развитие человека в творческий процесс преобразования себя и самочувствие себя в системе окружающей действительности.

Пути становления новой отрасли человеческого знания проходили в 3 этапа:

  1. Запугивание и устрашение населения различными недугами. В этот период была основа на патогенную основу факторов риска.

  2. Обращение к разуму человека: активно давалась статистика о различных оздоровительных системах, об их положительном воздействии, предлагались различные модели здорового образа жизни.

  3. Каузальный этап (кауза — причина) – причинный этап: ориентация на исходные причины состояния человека, т.е. на выявление и устранение причин, а не на борьбу со следствием.

В психологии здоровья выделили следующие направления исследований:

    • Выявление роли психологических факторов в укреплении здоровья человека.

    • Формирование внутренней картины здоровья, т.е. психологического состояния отношения к здоровью.

    • Поиск оптимальных методов психологического воздействия, направленных на развитие здоровой личности.

    • Создание системы обучения здоровью.

    Т.о. психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от зачатия до смерти и представляет собой психологическую базу первичной, вторичной профилактики и реабилитации.

    В 1997 г. А. Маслоу высказал предположение, что жизнеспособность психологии здоровья, возможно, определяется не столько анализом глубин человеческого поведения, сколько анализом высот, которых каждый индивидуум способен достичь.

    З. Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью.

    Основа учения о здоровой психике была заложена еще в трудах Гиппократа, в его сборнике были впервые научно обоснованы проблемы не болезни, а здоровья.

    Древний философ Демокрит в свое время писал Гиппократу: «Здоровье просят у Богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в распоряжении средства к этому».

    О Гиппократе знают не только как о врачевателе, но и как о непреклонном гигиенисте. Именно с гигиеной связаны пути сохранения здоровья, и об этом писал Гиппократ.

    Но еще гораздо раньше Гиппократа в античной литературе была достаточно широко освящена тема гигиены. В древней мифологии существует миф об Аполлоне и его сыне Эскулапе и кентавре Хероне – лучшем врачевателе, который обучал Эскулапа врачеванию собственной души. У Эскулапа было 2 дочери: Панацея и Гегея, первая решила изобрести лекарство от всех болезней и была осмеяна, а вторая — проповедовать гигиену души и тела, стала известной. Гегею изображали как красивую девушку в тунике, которая держит в одной руке чашу, а в другой – змею (это символ медицины).

    Авиценна в средние века издал пятитомный труд «Канон врачебной науки», где разработал и обосновал собственную систему сохранения здоровья, которая не потеряла значение до сих пор. Он говорил, что человек может и должен жить до 140 лет.

    В.М. Бехтерев впервые заговорил о психологии здоровья. Он говорил, что борьба за свободу личности есть борьба за ее здоровое развитие. Общество, которое строится на принципах самоуправления, должно, прежде всего, побеспокоиться о создании здоровых условий для жизнедеятельности личности. Бехтерев особо подчеркивал «определяющее влияние социально-экономических условия на распространение душевных расстройств». Среди всех оздоровительных мероприятий важнейшее значение Бехтерев придавал 3 китам: психогигиене, психопрофилактике и воспитанию. Он предложил создать программу «Забота о здоровье ради здорового человека». До сих пор идеи Бехтерева воплощаются в жизнь в Санкт-Петербурге.

    Проблемы психологии здоровья

    1. Убыстрение ритма жизни. Нарастающие нагрузки на нервную систему и психику человека, негативная динамика межчеловеческих отношений приводит к формированию эмоционального напряжения. Она ведет к «болезни спешки» и является одним из факторов развития заболеваний.

    2. Проблема жизни в условиях неопределенности. Ее породила ситуация, связанная с переходом с одной ступени развития общества на другую. Произошла кардинальная смена устоявшихся стереотипов поведения. Следовательно, повысилось беспокойство человека за свое будущее, за будущее своих детей и близких. Повышенный стойкий уровень беспокойства выливается в психосоматическую патологию. Неопределенность сама по себе не имеет знака, знак зависит от личностных особенностей человека, заполняющих неопределенность собственными ожиданиями. Чаще всего неопределенность представляет собой дефицит в прогнозировании своего будущего. Проведенные психологами исследования показали, что существуют 2 полярные группы людей, которые по-разному реагируют на неопределенность. Первая группа реагирует страхом, усталостью, безразличием и растерянностью (интравертированные интерналы). Вторая группа – это люди, которые реагируют озлобленностью и агрессивностью (экстравертированные экстерналы).

    3. Проблема «информационного бума». Нахлынувшая волна информации о прошлом и настоящем пропорционально увеличила приток лиц, которые обращаются к психотерапевтам, психологам и психиатрам. Многие чувствительные люди не могут адекватно переработать информацию – ее слишком много и она ужасающая. Т.о. растет количество лиц, страдающих от «синдрома информационного изнурения».

    4. Разрушение идеологической базы, которое повлекло за собой разрушение индивидуальной картины мира. Большинство населения сумело перестроить свою мировоззренческую картину, причем, в основном опираясь на религию или на собственную философскую модель описания действительности. Однако по исследованиям около 12-15 % населения не имеют никакой системы описания, т.е. образовался мировоззренческий вакуум. Он очень близок по своим характеристикам к состоянию неопределенности, поскольку он может заполниться любыми шовинистическими идеями. Он может спровоцировать социальные катаклизмы.

    5. В настоящее время актуализировались все смертные грехи человека: гордыня, сребролюбие (любовь к деньгам), блуд, чревоугодие, гнев, зависть и уныние. Именно зависть и уныние могут в полной мере рассматриваться как важные факторы риска психических заболеваний.

    6. Снижение уровня социальной поддержки. Оно приводит к одиночному переживанию преодоления стрессовых ситуаций. Это снижает толерантные способности человека. Социальная поддержка бывает двух видов: институциональная (исходит от государственных структур) и межличностная. Социальная поддержка – это барьер между стрессом и его последствием. Социальная поддержка тесно связана с социальной интеграцией, которая тоже является барьером между здоровьем и болезнь. Социальная интеграция включает в себя привязанность к кому-либо. Возможность кого-то воспитывать, получение подтверждения своей значимости, чувство надежности партнеров по общению и т.д. Социальная поддержка прямо пропорциональна уровню заболеваемости и здоровья.

    7. Проблема вестернизации (от слова «вестерн»). В течение трех последних столетий это направление продолжает завоевывать российское пространство. Вестернизация – это усвоение обществом ценностей и паттернов социального поведения, изначально присущих западному обществу. Ученые обнаружили, что воздействие вестернизации несет повреждающий характер (эффект):

      1. Снижение численности населения в результате снижения среднего возраста жизни, снижения рождаемости и роста межгосударственной миграции.

      2. Рост общей и нервно-психической заболеваемости с преобладанием психосоматических заболеваний.

      3. Рост инфекционной заболеваемости, обусловленный распадом системы контроля над инфекционными болезнями и внутригосударственной миграцией.

      4. Рост профессиональной заболеваемости и индустриального травматизма из-за снижения внимания к охране труда и технике безопасности вследствие необходимости снижения производственных затрат.

      5. Появление значительных по объему маргинализированных социальных групп.

      6. Рост всех видов социальных девиаций: преступности, проституции, алкоголизации, суицида и т.д.

      7. Экономическая депривация больших групп населения, которая приводит к обнищанию.

      8. Неспособность институтов контроля нейтрализовать негативное влияние социальных изменений на общественное здоровье. Т.е. у государства нет возможности удержать стресс социальных изменений и его последствия.

    Стресс социальных изменений влияет на психологическую устойчивость личности – это сложное качество личности, синтезирующее в себе следующие составляющие: способность к личностному росту, своевременное адекватное разрешение внутриличностных конфликтов, относительная стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения, развитая волевая регуляция.

    В психологической устойчивости объединены уравновешенность и соразмерность, стойкость и стабильность, сопротивляемость или резистентность. Это главный критерий психического здоровья.

    Выделяют 2 составляющие психологической устойчивости: внутренние (личностные) ресурсы человека и внешние ресурсы (социальная поддержка). Г. Олдпорт определял, что если у человека дефицит психологической устойчивости, снижается сопротивляемость организма, и возникает психологическая зависимость.

    Существует 3 группы психологических зависимостей: химическая зависимость, акцентуированная активность, интеракционная зависимость. Химическая зависимость возникает при выходе эмоциональных событий за границы оптимума (либо дефицит чего-то, либо пресыщение чем-то). Чем уже границы оптимума, тем меньше психологическая устойчивость. Например, алкоголь оглушает реактивность организма, что снижает значимость событий при их пресыщении. Акцентуированная активность включает в себя поглощение играми, сексом, трудоголизм. Причина в том, что происходит редуцированное личностное развитие (личностная дисгармония). Происходит попытка заменить истинные ценности. Интеракционная зависимость – это снижение самодостаточности, ослабление чувства социальной принадлежности к определенной группе. Все это ведет к деструктивному культу.

    Здоровье человека как предмет

    комплексного междисциплинарного исследования

    Понятие здоровья является основополагающим в литературе и культурологии. Вересаев в книге «Записки врача» в 1936 г. давал 28 определений здоровья. В философии основное определении дал Шопенгауэр: это одна из приоритетных ценностей человека, жертвовать им ради чего-либо есть величайшее безумие. Т. о. здоровье считалось определяющей и самой главной ценностью.

    Проблема здоровья, его определения ставится в один ряд с фундаментальными науками: физикой, химией и математикой. По своей актуальности это одна из самых значимых наук. В психологии говорят о феноменальности здоровья.

    Феномен здоровья состоит в следующем:

    1. В абсолютном смысле здоровья не существует, это идеал.

    2. Каждый человек здоров условно, ни один человек на протяжении всей жизни не бывает вполне здоровым.

    3. Каждый человек может быть здоров в определенных условиях. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.

    Значение словосочетания ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ. Что такое ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ?

    Психоло́гия здоро́вья — это наука о психологических и поведенческих процессах здоровья, болезни и здравоохранения. Она занимается изучением того, как психологические, поведенческие и культурные факторы влияют на физическое состояние здоровья или болезни. Психологические факторы могут непосредственно влиять на здоровье. Например, хронически возникающие экологические стрессоры, затрагивающие гипоталамическо-гипофизарно-надпочечную ось, могут вредить здоровью. Поведенческие факторы могут также затронуть здоровье человека. Например, определенное поведение может в течение долгого времени вредить здоровью (курение, чрезмерное потребление алкоголя) или улучшать здоровье (упражнения, диета с низким содержанием жира). Медицинские психологи применяют биопсихосоциологический подход. Другими словами, медицинские психологи понимают здоровье как продукт не только биологических процессов (например, вирусов, опухолей, и т. д.), но также и психологических (например, мысли и верования), поведенческих (например, привычки), и социальных процессов (например, социально-экономический статус и этническая принадлежность).

    Понимая психологические факторы, которые влияют на здоровье и конструктивно применение того знания, медицинские психологи могут улучшить здоровье, работая непосредственно с отдельными пациентами или косвенно в крупномасштабных программах здравоохранения. Кроме того, медицинские психологи могут помочь обучить других работников здравоохранения (например, врачей и медсестер) использовать в своих интересах знание, которое произвела дисциплина, в лечении пациентов. Медицинские психологи работают во всевозможных местах: вместе с другими медицинским персоналом в больницах и клиниках, в общественных отделах здравоохранения, работающих над крупномасштабным изменением поведения и программами охраны здоровья, и в университетах и медицинских школах, где они преподают и проводят исследования.

    Хотя его ранние начала можно проследить в области клинической психологии, четыре различные подразделения в рамках психологии здоровья и одной смежной области, профессиональной психологии здоровья, были разработаны в течение времени. Четыре подразделения включают клиническую психологию здоровья, психологию общественного здравоохранения, психологию здоровья общества, и критическая психология здоровья. Профессиональные организации для области психологии здоровья включают Отдел 38 Американской психологической ассоциации, Отдел Психологии Здоровья Британского психологического общества и Европейское общество психологии здоровья. Расширенная аттестация в США обеспечивается через Американский совет профессиональной психологии.

    « Психология здоровья и здорового образа жизни, психолого-педагогические выводы и практические рекомендации врачу для его профессиональной деятельности» (2 ч)

    Вопросы к семинару

    1.Самосознание и образ тела.

    2.Стресс, психологические и психосоматические реакции на него.

    3.Общий адаптационный синдром, психологические способы защиты от стресса.

    4. Внутренний конфликт и психологическая защита.

    5.Отношение человека к болезни и забота о здоровье.

    6.Психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья и психологические последствия различных заболеваний.

    Самосознание и образ тела

    Самосознание – это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Представления индивида о самом себе складываются в мысленный <образ Я>.

    Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни.

    Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности. 

    Ш.Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» (познавательное), и самооценку.

    В большинстве исследований образ тела рассматривается в качестве одного из важнейших компонентов самосознания (Бернс Р., Мухина В.С., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л., Сеченов И.М., Меерович Р.И., Мдивани М.О., Соколова Е.Т. и др.).

    В процессе развития образ тела органически включается во все звенья структуры самосознания: притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности, реализуемое через права и обязанности.      Человек обычно принимает свою личность как нечто, само собой разумеющееся. Расщепление Я и тела принято называть шизоидным отклонением, которое лежит в основе проблемы отождествления. В подобном переживании отсутствует чувствование собственного тела, и человек ощущает нереальность себя как телесной оболочки. Такой феномен известен как деперсонализация. Если подобные явления продолжаются, человек теряет не только чувство отождествленности, но и сознательное понимание личности.  Поэтому, совершенно очевидно, что проблему расщепления нельзя разрешить, не улучшив состояние тела. Метаболизм обеспечивает тело энергией, которая реализуется в движении. Если в крови ощущается недостаток кислорода, то подвижность всех процессов в организме будет снижена, и наоборот, всякое уменьшение подвижности тела влияет на метаболизм, т.к. именно движение определяет дыхание человека.

    Через понятие «границ образа тела» была показана устойчивая связь между степенью определенности образа телесного «Я» и личностными характеристиками индивида. Нарушение представлений о границах образа тела свидетельствует о слабой автономии, высоком уровне личностной защиты, неуверенности в социальных контактах. По данным С. Фишера, обнаружен значительный уровень корреляции между высокой степенью осознанности дорсальных (задних) зон тела и такими личностными свойствами, как контроль над импульсивными действиями и негативным отношением к реальности.

    Образ телесного «Я» можно рассматривать и с позиции восприятия внешних форм тела, представленной тремя подходами:

    1) тело как носитель личностных и социальных значений, в которых изучается эмоциональное отношение личности к своей внешности;

    2) тело как объект, наделенный определенной формой; акцент в исследовании ставится на когнитивном компоненте его восприятия;

    3) тело и его функции как носители определенного символического значения.

    Восприятие и оценка телесных форм носит эмоциональную окраску и осуществляется как на интерсубъективном, так и на интрасубъектив-ном уровне. Первый уровень оценки связан со сравнением своих внешних данных с внешними данными других людей, второй – с переживанием удовлетворенности от восприятия форм и качеств своей телесной самости, которая отражает степень соответствия внешних данных требованиям, предъявляемым себе личностью.

    Таким образом, можно вычленить два типа восприятия-отношения субъекта к своему образу телесного «Я»:

    1) образ телесного «Я» по отношению к другим в сопоставлении с нормами и требованиями социального окружения;

    2) образ телесного «Я» по отношению к своему восприятию и пониманию смысла своего существования независимо от выносимых оценок и суждений других

    Большинство авторов, исследующих психотические нарушения в восприятии образа телесного «Я», отмечают усиленное внимание декомпенси-рованной личности к своему телу, к анализу своего физического образа, недостатки которого могут вызвать состояние фрустрации, тревоги, социальной дезадаптации (синдром дисморфофобии). Переживание физической неполноценности затрудняет общение, препятствует адаптации индивидуума в социальной жизни. 

    В рамках этой модели в содержании социально-психологического компонента образа телесного «Я» мы выделяем четыре характерологических признака: сенситивность, чувственность, осознанность и эстетичность, содержание которых может быть определено так:

    сенситивность – обостренная чувствительность к внутренней и внешней среде, проявляемая в рамках той или иной модели сенситивной культуры социального окружения;

    чувственность – способность посредством невербального действия передавать характер эмоционально-чувственного состояния;

    осознанность – способность сознательно и интуитивно контролировать и управлять своим состоянием и функциями тела;

    эстетичность – способность «одухотворять», то есть стилизовать телесные формы, наделять их эстетическим и культурным содержанием.

    Глубокие изменения в состоянии сознания также могут быть вызваны изменением частоты дыхания — гипервентиляцией, и, наоборот, замедлением, а также комбинацией этих приемов. Отметим лишь, что активное тело характеризует спонтанность и полное, легкое, глубокое дыхание. Телесно-ориентированная терапия использует различные методики работы с дыхательной системой организма, и, приводя ее под контроль сознания, таким образом помогает людям полнее ощутить связь сознания с телом. Любопытно, что среди типичных ситуаций, которые могут вызвать коллапс шизоидной структуры, наряду с такими факторами, как бессонница, прием наркотических веществ, часто называется и подростковый возраст. 

    Образ тела исследовался методом самооценки (аналог методики Дембо-Рубинштейн) по шкалам: результативность тела — «Ловкость», «Сила», «Быстрота реакции»; внешность — «Внешняя привлекательность», эмоциональное отношение — «Удовлетворенность физическими данными». 

     Можно утверждать, что человек, чей образ тела в самосознании представлен высокой оценкой силы, в сложной ситуации взаимодействия скорее будет стремиться к компромиссу, менее склонен к приспособлению и принесению в жертву собственных интересов ради интересов другого. Оценивающий физическую сторону своей личности как слабую скорее склонен к приспособлению и менее к компромиссу. Личность, чей образ тела в самосознании оценивается как высоко привлекательный, скорее выберет вариант поведения в форме сотрудничества. Обнаружена связь между самооценками «Внешней привлекательности» и «Удовлетворенности физическими данными» 

    Таким образом, можно заключить, что оценочный компонент образа тела связан с особенностями межличностных отношений и межличностного взаимодействия старшеклассников. 

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *