Психотерапия как направление практической психологии изучает: Психотерапия — Википедия – что это такое, цели, методы и принципы, направления

Автор: | 20.02.2021

Содержание

Психология и психотерапия — Психологос

Психология изучает внутренний мир и поведение не просто нормального человека, но душевно здорового человека. Если же человек переживает проблемы, душевную боль, помощью в этом занимается уже психотерапия.

Психотерапия в узком смысле, как психологическое лечение, оказание человеку ситуативной душевной помощи и поддержки в трудных для него жизненных ситуациях, есть не что-то отдельное от психологии, а является одной из частей, а именно — важной частью практической психологии, наряду с психологией обучения и психологией развития.

В психологической практике психотерапевтическая, обучающая и развивающая работа достаточно тесно переплетаются, иногда используются одновременно. Тем не менее, важно эти подходы различать. Когда на развивающие тренинги попадает пациент, нуждающийся в психотерапии, страдает и сам пациент, и участники тренинга рядом с ним. Когда на психотерапевтические сессии (которые иногда неточно могут быть названы тренингами личностного роста) попадает бодрый и здоровый человек, у него:или сформируется превратное мнение о том, что такое рост и развитие личности («Это для больных!»), или он сам на некоторое время станет больным. См.→

Когда же психотерапию понимают как нечто существенно более широкое, когда психотерапия понимается как самая разнообразная деятельность, направленная на избавление человека от проблем (эмоциональных, личностных, социальных), включая консультирование, помощь в личностном росте, философствование и взаимное исследование человеческой души, то психотерапия из раздела практической психологии поднимается до уровня сопредельной науки, отношения с которой психологии еще предстоит выяснять.

Взаимоотношения психологии и психотерапии достаточно сложны. В академической психологии место психотерапии сильно преуменьшено, в практической психологии — сильно преувеличено.

Похоже, что академическая психология, по крайней мере советского периода, всегда хотела отчитаться перед правительством в том, что наши люди полностью душевно здоровы и особенных проблем не имеют. Их мышление обычно объективно отражает действительность, их понятия достаточно быстро из житейских возвышаются до научных, и только эмоции вносят субъективно-личностный компонент в эту светлую картину.

Перефразируя известное высказывание «В Советском союзе секса нет!», можно аналогично сформулировать негласный тезис академической психологии «В Советском Союзе психотерапия неактуальна!»

Что касается бурно развивающейся практической психологии, то она родилась из психотерапии и энергично раскручивает преимущественно психотерапию. Чем больше людей уверятся, что психотерапия нужна каждому, что 50 часов индивидуальной психотерапии — уже совсем прожиточный минимум, тем больше у практической психологии окажется клиентов… См.→

В области практической психологии можно работать и консультантом, и тренером, при этом главным выбором все равно остается: ты скорее психотерапевт либо скорее педагог? Ты лечишь или ты учишь? См.→

Главный выбор практического психолога: психотерапевт или психолог-педагог

В области практической психологии можно работать и консультантом, и тренером, при этом главным выбором все равно остается: ты скорее психотерапевт либо скорее педагог? Ты лечишь или ты учишь? Чаще всего сегодня этот выбор совершается в сторону психотерапии.

Вначале это представляется вполне романтично: «Я буду помогать людям в трудных ситуациях», вскоре приходит видение, что психолог-консультант легко превращается в сотрудника службы быта, ремонтирующего на скорую руку загнивающие экземпляры.

Однако с каждым годом растет понимание, что от непосредственной помощи людям с проблемами нужно переходить к профилактике, предупреждая появление проблем. Что нужно заниматься психологией развития, что именно это оказывается тем перспективным направлением, которое создаст нового человека и новое общество.. Психолог должен учиться становиться педагогом. См.→

Вводное занятие Университета

Основные направления в психотерапии — Психологос

Известно, как минимум, около 450 видов психотерапии, больше половины из которых используется в работе с детьми и подростками. Единая систематизация столь широкого и продолжающего расширяться списка практически нереальна, и классификация видов психотерапии значительно варьирует от автора к автору. Но так или иначе большинство видов психотерапии соотносимо с тремя основными направлениями:

  • Когнитивно-бихевиоральное

Бихевиоральное направление рассматривает человека как сложную машину, отвечающую реакциями на воздействия внешней среды, преломляя их сквозь призму внутренних переменных (ментальных карт, целей и потребностей). Работая со способами понимания и подкрепляя правильное поведение, происходит психотерапия. Это — бихевиоризм и когнитивно-бихевиоральный подход. См.→

  • Психодинамическое

Психодинамическое направление исходит из того, что вся происходящая в нас внутренняя жизнь — это проявление динамики внутренних импульсов в их столкновении с представлениями о реальности, игра индивидуального или коллективного бессознательного, проявление нашей внутренней природы, как реализующей наши инстинкты, так и подтолкающей нас к развитию и самоактуализации. Соответственно, это психоанализ, юнгианство и гуманистический подход. См.→

Гуманитарное направление объединено верой во внутреннюю свободу человека, верой в возможность человека самому формировать свои отношения, смыслы и жизненные ценности, быть верным самому себе. В первую очередь, это экзистенциальный и духовные подходы. См.→

Терапия и развитие личности в когнитивно-бихевиоральном направлении

В настоящее время редко встретишь терапевта, работающего в чисто поведенческом или чисто когнитивном направлении. Чаще эти ветки удачно смыкаются, переплетаются, и сегодня большинство терапевтов этого крыла работают в смешанном, когнитивно-бихевиоральном направлении. См.→

Терапия и развитие личности в гуманитарном (феноменологическом) направлении

В первую очередь — это гуманитарная психотерапия. Она берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей — К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др. Сущностное ядро этого подхода — в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соответственно — в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т. д.), а не к отдельным изолированным аспектам, процессам и проявлениям. Категориальный аппарат гуманитарного подхода включает в себя представления о «Я», идентичности, аутентичности, самореализации и самоактуализации, личностном росте, экзистенции, смысле жизни и т. д.

Методический аппарат связан с гуманистически-экзистенциальным переосмыслением жизненного опыта и психотерапевтического процесса. С этим подходом связан широкий круг методов: недирективная клиент-центрированная психотерапия (К. Роджерс), психологическое консультирование (Р. Мэй), биоэнергетика (В. Райх), сенсорное осознание (Ш. Сильвер, Ч. Брукс), структурная интеграция (И. Рольф), психосинтез (Р. Ассаджиоли), логотерапия (В. Франкл), экзистенциальный анализ Р. Мэя и Дж. Бюдженталя, и др. Сюда же можно отнести арттерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М. Е. Бурно), музыкотерапию (П. Нордофф и К. Роббинс) и др.

К феноменологическиму подходу относятся также все системы, основывающиеся на директивном либо недирективном внушении.

Известные подходы, не вошедшие в основной список

Интегративный подход (мультимодальная психотерапия).

Становится все более определяющей тенденцией, внутри которой выделяют методический эклектизм, психотерапевтическую полипрагмазию, теоретическую интеграцию. В практической плоскости интеграция направляется принципом Г. Пауля (1967): какая психотерапия и кем проводимая наиболее эффективна для этого человека с его специфическими проблемами в его обстоятельствах и окружении или — по выражению М. Эриксона (1975): для каждого пациента — своя психотерапия. Смешение разных факторов и стилей интеграции создает «дикую психотерапию», чреватую, как подчеркивает А. Лазарус (1995), непредсказуемыми эффектами.

Системный подход

Так называемый системный подход — распространенный и уважаемый подход в психотерапии, но в реальности он является модификацией психодинамического либо гуманитарного (феноменологического) направления.

Определяется не ориентацией на теоретические модели, а сфокусированностью на партнерстве, семье, супружестве, группах как самостоятельных организмах, целостных системах со своей историей, внутренними закономерностями и динамикой, этапами развития, ценностными ориентациями и т. д. Терапия в рамках этого подхода исходит из того, что дисфункциональная система отношений определяет дизадаптацию ее участников. Терапевт занимает позицию включенного наблюдателя или играющего тренера. Системный терапевт в достаточной мере директивен: он задает вопросы, наблюдает и контролирует, структурирует коммуникацию участников, драматизирует отношения и моделирует конфликты, дает домашние задания и т. д.

Сравнительный обзор психотерапевтических направлений

Три основных направления в психотерапии — когнитивно-бихевиоральное, психодинамическое и гуманитарное. Чтобы лучше увидеть их особенности, полезно их сопоставить. Что увидим? См.→

Вводное занятие Университета

36. Психотерапия как область практической психологии.

Предмет консультирования, его цели и задачи. Отличие психологического консультирования от психотерапии. Специфика психотерапевтической деятельности, ее цели и задачи.

Психотерапия- особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психол.характера.

‘ воздействий и тесно связанны с теоретической ориентацией.

— цели могут быть отдаленными — восстановление полноценного личностного функционирования, гармонизацию личности, развитие личностных ресурсов;

Специфика П заключается в использовании психологических средств воздействия.

Условно различают психол.консультирование, психотерапию.

Психол.консультирование- непосредственная работа с людьми(клиентами),

направленная на решение к-л психол.проблем, связанных с трудностями в

межличностных отношениях, где основным средством воздействия является

определенным образом построенная беседа.

Психотерапия (психол.коррекция) направлены на решение глубинных личностных

проблем, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов

(десятки, сотни встреч).

Основная задача психолога консультанта — помочь клиенту посмотреть на свои

жизненные проблемы и сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те

формы взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не

осознаются и не конкретизируются.

В возникновении проблемы клиент консультанта винит других, а клиент терапевта-

винит себя.

Цели и задачи:

1)-основная цель-оказание психологической помощи, т.е. разговор с психологом должен помочь в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими;

2)-умение выслушать клиента, расширить его представления о себе и собственной ситуации;

3)-принятие клиентом на себя ответственности за происходящее с ним.

Школы и направления психотерапии

психоаналитические модели

1.-Классическая теория драйвов Фрейда: стадии психосексуального развития, цели-

перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал, помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты, реконструировать базисную личность. (З.Фрейд, Э.Эриксон, Г.Салливан, М.Малер).

2.-Эго-психология: А.Фрейд намечала пути теоретического понимания пациентов, психологические процессы которых описывались структурной моделью(ид, эго, супер-эго). А.Фрейд описала психологические защиты.

3.-Традиция объектных отношений: каковы были главные объекты в жизни ребенка и как он их переживал. — Г.С.Салливан, Э.Фромм, Карен Хорни, Клара Томпсон, Отто Уилл, Фрида Фромм-Райхман, М.Ккяйн.

4.Экзистенциальная П\т : Ролло Мэй оказал влияние на гуманистическую психологию 60х годов — анализ происходящий «здесь» — терапия работает когда клиент действительно находится «здесь», в настоящем времени

5.Когнитивная П\т: А.Эллис и рационально — эмоциональная терапия (РЭТ)- цели: устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформулировать толерантный и рациональный подход, научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем.

Само психотерапевтическое взаимодействие можно рассматривать как дискурсивную практику — специфическую форму использования языка для производства речи, посредством которой осуществляется воздействие на клиента. Психотерапевт не влияет непосредственно на факты (свойства, события и процессы в мире), он может изменить лишь интерпретацию этих фактов, их понимание, отношение к ним и взаимосвязь между ними.

. Терапевтический анализ — это прежде всего анализ дискурса, речи клиентаДискурсивные практики психотерапии.

Любая форма терапии, особенно аналитической — это прежде всего общение.^ Многообразие форм речевой и невербальной коммуникации в психотерапии с трудом поддается описанию и систематизации. Основные требования к личности психолога-консультанта и к его подготовке. Этический кодекс психолога принят на I Установочном съезде Общества психологов Украины 20.12.1990гю в Киеве. Этот нормативный акт явл-ся гарантом высококвалифицированной гуманной, высокоморальной Д психологов Украины,осуществляемой в зависимости от специализации и сферы их интересов. Терапевтическая фрустрация и конфронтация, как методы работы при групповых формах психол консультирования

Иногда в терапевтических целях п\тер приходится вступать в конфронтацию с клиентом. Конфронтацию определяют как всякую реакцию консультанта, противоречащую поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента -увертки, хитрости, «пускание пыли в глаза», т.е. все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Кофрон-ей показывают клиенту способы псих защиты.

Групповая психотерапия. Ее формы и особенности. Групповой субъект Психотерапевтическая группа создает особое пространство для общения участников друг с другом. Дает бесценный опыт взаимодействия в атмосфере доверия и понимания, дружелюбности и открытости. Чел получает уникальную возможность обмена жизненным опытом, возможность услышать различные точки зрения и сравнить со своей точкой зрения. Групповая терапия призвана обеспечить помощь и поддержку людям, прошедших через одни и тежГрупповую терапию можно вести совместно с индивидуальной. Группа может быть создана в расчете на определенное число занятий или на неопределенное время..

Котерапия. Это совместная психотерапевтическая Д двух консультантов. В психотерапии одновременно присутствуют субъект-субъектные, субъект-объектные и самосубъектные аспекты взаимодействий, с ведущими субъект-субъектными и самосубъектными отношениями. В котерапевтическом процессе задействовано минимум три чел — два консультанта и клиент.. Они образуют малую социальную группу. У котерапевтов есть готовность работать др с др., происходит неосознанная подстройка др под друга. Пара начинает работать как единый организм, (любые переговоры идут лучше вместе чем в отдельности). Терапевты сочетают различные стратегии — провокационную и отстраненную позиции. Единые позиции консультантов способствуют образованию в терапевтическом пространстве группового субъекта дискурса. Он усиливает убеждающее и внушающее давление на клиента.

\-Структурная редукция означающих является специальной процедурой в П\т , проводится в режиме реального времени консультирования, позволяет работать с дискурсом клиента и извлекать из этого дискурса неявные смыслы. Суть метода редукции означающих — в обнаружении целостных структур в тексте терапевтического сеанса и сведении этих структур к бессознательным диспозициям клиента, имеющим отношение к его проблеме. Для обнаружения таких структур полезно отслеживать не только оговорки и лингвистические неточности, но и внимательно относиться к сменам темы разговора, изменению эмоционального фона взаимодействия в пространстве психотерапии и т.д.

2- Лингвистический анализ семантических пространств.

Под семантическим (ментальным) пространством понимают пространство, которое

объединяет в себе три составляющих:

-некоторую тему, с принадлежащими ей смысловыми связями и сопутствующими значениями.

-механизмы порождения смыслов, фантазий и представлений в рамках данной темы. Семантическое пространство является открытым по своей природе. Оно связано с другими семантическими пространствами, обогащая др др новыми значениями и смыслами. Лингвистический анализ семантических пространств может применяться к любому готовому тексту или его фрагменту.).

. Окончание психотерапии одна из наиболее интересных проблем как в классическом так и в структурном психоанализе: как лучше заканчивать терапию, что при этом происходит. Известна классическая фрейдовская формулировка — анализ завершен, когда аналитик и пациент больше не встречаются на аналитических сеансах, и дальше он объясняет, что это происходит, когда выполнено два основных условия: во-первых -пациента не мучают стахи, симптомы, торможения и во-вторых аналитик уверен, что пациент осознал достаточно вытесненного и непонятного материала и патологическим процессам в его психике не на ч

Клиническая психология — Википедия

Клини́ческая психоло́гия (медици́нская психоло́гия[1][2]) — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья.

Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию[3].

В России долгое время был принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина[4].

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

  • Психические проявления различных расстройств.
  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
  • Влияние различных расстройств на психику.
  • Нарушения развития психики.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

В начале своего развития как науки психология ставила перед собой задачу изучения «нормального» сознания, оставляя отклонения от нормы развивавшимся параллельно неврологии и психиатрии, в рамках которых велось исследование пациентов в лечебницах для душевнобольных. В этих заведениях, однако, многочисленные пациенты с хроническими проблемами, как правило, содержались в очень тяжёлых условиях, не располагающих к научной работе[5].

Лайтнер Уитмер

Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца XIX века. Отец французской психологии Теодюль Рибо в начале своей деятельности уделял большое внимание психопатологии, хотя его ученикам приходилось, чтобы заниматься ею, получать дипломы психиатров или неврологов[6]. Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались И. Тэн, Ж.-М. Шарко, П. Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры. Первая психологическая лаборатория в Российской Империи была основана В. М. Бехтеревым в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета. В США в XIX веке исследовательскую лабораторию при Нью-Йоркском патологическом институте основал ученик психолога Уильяма Джеймса Борис Сайдис, а в Восточной лечебнице для душевобольных в Иллинойсе аналогичную лабораторию создал Уильям Крон[5].

Термин «клиническая психология» был введён в 1907 году американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение[7]. Согласно современному определению Американской психологической ассоциации:

Область клинической психологии интегрирует науку, теорию и практику с целью понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и дискомфорт, равно как и способствовать адаптации, приспособляемости и личностному развитию. Клиническая психология концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах функционирования человека в течение жизни, в различных культурах и на всех социоэкономических уровнях[8].

Уитмер открыл собственную психологическую клинику в 1896 году при Пенсильванском университете. В 1907 году благодаря его усилиям начал издаваться первый в истории специализированный журнал по клинической психологии — The Psychological Clinic[9]. Используя подход Уитмера, американские психологи начали создавать новые психологические клиники, а в 1917 году появилась первая организация клинических психологов — Американская ассоциация клинической психологии. Немецкая школа клинической психологии сформировалась в середине XX века, в её основу легли достижения экспериментальной психологии, начало которой было положено в 1890-х годах[10].

В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева. Развитию клинической психологии в России серьёзно способствовали такие деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, В. Н. Мясищев. Значительный научный и организационный вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б. Д. Карвасарский.

В клинической психологии выделяются следующие разделы:

  1. Патопсихология;
  2. Нейропсихология;
  3. Психосоматика;
  4. Психология аномального развития;
  5. Психотерапия

Патопсихология и клиническая психопатология[править | править код]

Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.

В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.

Существует различие между патопсихологией, то есть рассмотрением психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам[11].

Основателями московской патопсихологии советского периода считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.

Нейропсихология[править | править код]

Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейронных сетей.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

Значительный вклад роль в развитие нейропсихологии как самостоятельной дисциплины внес советский учёный А. Р. Лурия, чьи исследования в области афазии и нейролингвистики получили мировое признание.

Психосоматика[править | править код]

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму). В рамках клинической психологии психосоматика различает психосоматические симптомы и психосоматические феномены[12].

Психологическая коррекция и психотерапия[править | править код]

Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья[13], психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза (экспертиза трудоспособности, судебно-психологическая экспертиза, военно-психологическая экспертиза).

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.

Существует множество различных направлений психотерапии: психодинамическая психотерапия, когнитивная психотерапия, гуманистическая психотерапия, семейная психотерапия, гештальттерапия, эмоционально — образная терапия, телесно-ориентированная психотерапия; в последние десятилетия также наблюдается выделение трансперсональных видов психотерапии.

Проблема психической нормы и патологии[править | править код]

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.

Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ-10) и Диагностическим и статистическим руководством по психическим расстройствам (DSM-5).

  1. ↑ Клиническая психология : учебник для вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. — 4-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2011. — С. 9, 268, 269. — 864 с. — (Серия «Учебник для вузов»). — ISBN 9785459008081.
  2. ↑ Медицинская психология / Тхостов А. Ш. // Маниковский — Меотида. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 505. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 19). — ISBN 978-5-85270-353-8.
  3. ↑ Карвасарский, 2011, с. 18.
  4. ↑ Карвасарский, 2011, с. 9.
  5. 1 2 Benjamin L. T. The Birth of the New Applied Psychology in America // A Brief History of Modern Psychology. — Third Edition. — Wiley, 2019. — P. 86—103. — ISBN 978-1-119-49324-2.
  6. Routh D. K. A History of Clinical Psychology: Theodule Ribot // The Oxford Handbook of Clinical Psychology / Edited by David H. Barlow. — Updated Edition. — Oxford University Press, 2014. — P. 25—26. — ISBN 978-0-932871-0.
  7. ↑ Compass, B. & Gotlib, I. (2002). Introduction to Clinical Psychology. New York, NY : McGraw Hill. ISBN 0-07-012491-4. (англ.)
  8. ↑ American Psychological Association, Division 12, «About Clinical Psychology». (англ.)
  9. Routh D. K. A History of Clinical Psychology: Lightner Witmer // The Oxford Handbook of Clinical Psychology / Edited by David H. Barlow. — Updated Edition. — Oxford University Press, 2014. — P. 26—27. — ISBN 978-0-932871-0.
  10. ↑ Карвасарский, 2011, с. 250, 268.
  11. ↑ Карвасарский, 2011, с. 378.
  12. ↑ «Психосоматический симптом как феномен культуры» Г. А. Арина в сборнике «Психосоматика: телесность и культура: Учебное пособие для вузов» / Под ред. В. В. Николаевой — М.: Академический проект, 2009. — 311 стр
  13. ↑ Вопросам психогигиены (а также методикам самопознания) посвящена книга чешского психолога доктора наук (PhDr.) Томаса Новака (написана в соавторстве с В. Каппони) «Сам себе психолог», СПб., 2001 — Каппони Вера, Новак Томас. Сам себе психолог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *