ее особенности, функции и роль
Древних греков почитают как мудрых мастеров философии. Еще они заметили, что человек «спаян» из двух частей: внешнее проявление умственной деятельности и внутренние психические свойства. Отличий между людьми много, но самыми интересными являются особенности внутреннего мира. Понимание психической деятельности и самого понятия психики, на самом деле, не столь сложно, как кажется.
1
Функции психики
В современной психологии дается более точное определение, помогающее понять сам феномен.
Психика – это зеркало. Субъективное отражение объективного мира и реакция на него. Основа работы психики – совокупность множества «чувственно» и «реакционно» направленных связей.
За некоторые функции отвечает конкретный участок мозга. Но делегирование тоже свойственно главному «думательному» органу человека, потому за некоторые формы проявления определенных функций отвечает вся кора головного мозга. Психика человека выполняет следующие функции:
2
Важность для человека
В конце 19 века ученые считали, что врожденность обуславливает всю дальнейшую жизнь. Л. С. Выготский считал, что психическое развитие человека происходит по историческим законам, а не по биологическим.
Возможности человека напрямую связаны с уровнем его развития.
Уровень развития психики устанавливает качество профессиональной деятельности, проявления и направленность воли и нормы поведения. Биохимия мозга, а вследствие и поведение, регулируется тремя отделами: эпифизом, гипоталамусом и гипофизом. При неправильной работе желез, которые направляются перечисленными отделами, наблюдаются изменения и в психическом состоянии человека.3
Процессы
Происходящие действия в сознании человека и выработанная эмоциональная реакция на внешние раздражители. Во многом совпадают с функциями.
4
Состояния
Это характеристика индивидуальной картины мира и норм поведений, закрепленная на протяжении относительно долгого периода времени. Характеристики психических состояний можно предугадать.
- Эмоциональные. Испытуемые чувства.
- Активационные. Показатель активности или пассивности человека.
- Тонические. Схожи с активационными, только здесь имеется ввиду конкретный момент – бодрый ли человек, угнетенный ли.
5
Свойства психики
Главными отличающими особенностями психики являются гибкость и обучаемость. Известный ученый Татьяна Черниговская говорит, что мозг не умеет одного – не учиться.
Кардинальное отличие людей от животных – это способность и готовность влиять на обстоятельства в некоторых случаях. Это и называют волеизъявлением.
Способность действовать, исходя из накопленного опыта, и возможность выбирать способ своего поведения. Вообще свойства – это относительно стабильные образования, которые обуславливают характер индивида. Делятся на три категории:- Жизненная позиция. Убеждения, идеальный образ себя и т.д.
- Характер и темперамент. Врожденные психо-физические свойства личности и избранная манера поведения.
- Способности. Развитость воли, интеллекта и предрасположенность к творчеству.
6
Психические явления
Психология изучает фундамент, состоящий из процессов, свойств и состояний психики. Однако далеко не все процессы осознаются человеком. Как утверждают ученые, самосознание не может существовать отдельно от бессознательного, сверхсознательного, предсознательного и подсознательного. Бессознательные процессы, являющиеся первым уровнем психики, такие как дыхание, размножение, а зачастую даже и автоматическое мышление не «выводятся» на поверхность, дабы не загружать мозг.
Своими индивидуальными бессознательными люди формируют коллективное бессознательное, то есть историю всего человеческого рода. Впервые на него указал Юнг в своей работе «Структура души».
Название явления | Описание |
Подсознание | Это собрание всех устремлений, которые по тем или иным причинам ушли из сознания. Современные психологи очень часто наблюдают конфликт подсознания с сознанием. |
Предсознание | «Станция переправки» из бессознательного в сознательное. Проявляется спонтанным потоком ассоциаций, мыслей и образов. Наряду с мышлением сюда относят и случайные чувства. |
Сверхсознание | Это сформированные усилием воли образования, позволяющие, например, регулировать соматические функции (чудеса йогов с раскаленными углями и остановкой сердца). |
7
Причины нарушения психических функций
Самой очевидной причиной является травмы головы, опухоли и прочие физические отклонения. Но дело не только в «физике». Расстройства и потрясения также способны влиять на психическое состояние человека. Во главе стоит целостность нервной системы. Выделяют несколько типов нарушений. Каждое из них имеет свои причины и характерные свойства.
- Расстройства памяти и внимания.
- Мышления.
- Работы сознания.
- Расстройство личности.
- Движений и координации.
- Восприятия.
- Эмоционального состояния.
- Интеллекта.
Заключение
Заключение
Психика – до конца не изученная область. Осознание человеком каждого побуждения также практически не возможно. Такой эффект достигается в измененных состояниях сознания, что с точки зрения психологии, тоже можно считать отклонением. На психику человека могут повлиять много факторов: среда обитания (город и общество), состояние физического здоровья и даже система питания (еще в 18 веке Филипп Пинель установил связь между мозгом и кишечником).
Высокомерное отношение к незначительным факторам могут привести к серьезным нарушениям, если вовремя не повлиять на ситуацию.
Чтобы психические расстройства не отравляли жизнь, нужно соблюдать «психическую диету» – ограничивать поток лишней информации, развивать позитивное мышление и осознанность.РОМАН ДЯЧЕНКО, специально для Evrikak.ru
Видео к материалу
Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравилась инструкция?
2 Да Нет 0Еще инструкции на эту тему:
Психика человека
Давайте поговорим о психике человека, но не с позиции как она работает в сферическом вакууме, а с уклоном на практическую составляющую. Мы рассмотрим психические процессы человека и как их можно их использовать для того чтобы становиться более уверенным, избавиться от страхов, а также создавать полезные убеждения.
Психика человека устроена так, что она достаточно адаптивна. Чем старше человек становится, тем более гибкая становится психика (с точки зрения сознания убеждений). Это нужно для того, чтобы человек мог эволюционировать. У маленького ребёнка основная задача выжить. Поэтому если что-то с ним происходит связанное с угрозой жизни, то он выносит решение как действовать в подобных ситуациях. Пройдут десятилетия, а решение останется таким же, каким оно было принято в раннем детстве.
К примеру, если маленького мальчика бабушка напугала сказав: «Не ходи в темноту, там Бабайка», то маленький мальчик пронесет этот страх через всю жизнь. И спустя десятилетия он будет задаваться вопросом: почему когда в квартире он выключает свет, ему начинает лезть в голову страшные мысли. Он знает, что это совершенно идиотские мысли, но, тем не менее, его будет мысли будут приходить.
Особенности психики человека
Как же так может получаться, что решение которое маленький ребёнок принял в детском возрасте, продолжает функционировать даже когда это решение совершенно неуместно. Дело в том, что психика человека не обладает логикой. Логикой обладают только сознание. А убеждения, которые идут из бессознательного воспроизводится без фильтров. В этом есть большой смысл. Если человеку угрожает смертельная опасность, а он в этот момент будет думать как ему лучше поступить, то он может просто погибнуть.
Когда происходит что-то реально угрожающее жизни, это требует быстрых и незамедлительных действий. Поэтому бессознательное человека берёт на себя весь контроль и мгновенно начинает действовать. Тупо, топорно, но быстро.
Если есть автоматическая программа связанная с данным стимулом, то в критической ситуации вы становитесь практически безвольной марионеткой. У кого-то контроль теряется полностью, у кого-то контроль теряется лишь частично. Могу лишь сказать, что у 10% населения земли контроль над ситуацией теряется полностью, то есть бессознательная часть полностью забирает контроль над ситуацией (их называют сомнамбулы).
Желание меняет психику
Как это может не звучать странным, но каждое желание, особенно направленное на себя (я плохой, я недостойный, я жалкий) — кардинально меняет физику и психику тела. И это происходит иногда за несколько часов самокопания. Почему так происходит я объясняю в видео
Бессознательные программы человека
Давайте разберемся, как работают бессознательные программы. Как я уже говорил, маленький ребёнок, если с ним произошло что-то опасное для жизни, может принять автоматическую программу реагирования. Я уже привел пример с мальчиком, который решил не ходить в темноту потому, что там опасная Бабайка (это, кстати, реальная ситуация моего клиента). Хотя ситуация не связана с угрозой жизни напрямую (угроза жизни от Бабайки не было), но было достаточно воображения ребенка и ощущения страха.
Итак, у нас есть ребенок, который записал бессознательную автоматическую программу для стрессовой ситуации. Если бессознательное обнаружит, что происходит с с человеком что-то что совпадает с угрозой жизни из базы бессознательных программ, то бессознательное тоже включит автоматическую программу защиты.
Когда нам летит что-то в лицо мы моргаем. Если мы слышим сзади визг тормозов, то мы автоматически реагируем. Это происходит очень быстро.
В большинстве случаев бессознательные решения записываются именно в момент травматичной ситуации. Например, когда на беременную маму нападают собаки, ребёнок в животике может записать программу автоматического реагирования на собак. Так у ребенка может создаться один из самых первых страхов.
Для справки: ребёнок начинает обучение не с момента рождения, а с момента одного месяца после зачатия. Он запоминает всё, что видит, слышит и чувствует мама.Все значимые события запоминаются. Позднее в процесс включается анализ ситуации — знания которые он получил также от мамы. Появятся зачатки логики (сравнение предыдущего опыта с нынешним).
При работе с одной клиенткой, она вспомнила, что на 8 месяце после зачатия, она будучи в маме думала так: «Мама не знает что для меня хорошо. Мама может мне навредить». Это думал ребенок, который находился еще в утробе! Но когда клиентка вспомнила себя в 2 месяца после зачатия, то в тот момент мама думала о себе: «Я ничего не умею, ничего не знаю. Я могу ребёнку случайно навредить. Я не справлюсь». Эту информацию ребенок записал в свой головной мозг: «Мама не знает. Она может навредить».
Ребенок просто подчистую записал то, что мама думала о себе. А в последствии использовал эти знания для выстраивания отношений с мамой. И это вылилось в огромное непонимание ребенком мамы. А позднее когда ребенок вырос, это вылилось в то, что он стал считать себя лучше других во всем: «Я знаю, а вы не знаете. Я лучше вас.». Эта надменность действовала крайне разрушительно на жизнь.
Чуть позже я объясню как это исправить, и как вспомнить значимые детские переживания.
Поведение и психика человека
Вам, наверное, уже понятно, что поведение человека очень сильно зависит от того, какие травмы были нанесены ребёнку в детстве. Например, стеснительность, которую многие считают неотъемлемой чертой характера — всего лишь детская травма связанная с окружающими людьми. Ребёнок в детстве решил, что окружающих людей нужно избегать, потому что они могут быть опасны. Например, он не вовремя подошел к папе попросил поиграть, а папа его обругал. Ребёнок в этот момент обиделся и в его бессознательные программы записался вывод, что даже близких людей нужно бояться.
Как бы этот человек не старался быть открытым и спокойным его бессознательные программы будет постоянно утягивать его в другую сторону. Потому что бессознательная программа работает постоянно, днем, ночью, когда ты уставший и когда нет. Единственный момент, когда бессознательная программа может отключиться, если на человека действует угроза другого характера. К примеру, на военных действиях у солдат обычно психосоматические заболевания пропадает. Давайте разберемся, почему так происходит.
Каждое психосоматическое заболевание это автоматическая программа защиты психики человека.
- Заикание избавляет человека от нежелательного общения.
- Аллергия может ограждать человека от ненужных ситуаций, мест, еды.
- Депрессия от лишнего нервного напряжения.
Да, это может казаться совершенно иррациональным избегать, скажем, апельсинов (пищевая аллергия на цитрусовые). Но в детстве могло произойти что-то, что ребёнок посчитал смертельно опасным. Например, ему в несколько месяцев дали лимон, это было настолько неприятно для маленького ребенка, что он подумал что может умереть, и в этот момент ребёнок принял решение что всё что имеет вкус цитрусовых — опасно для жизни. Ребёнок вырос и он уже и забыл об этом инциденте, а бессознательные программы до сих пор продолжают функционировать.
Вернемся к солдатам и боевым действиям. Когда солдат попадает в боевые действия, это представляет реальную угрозу жизни и это перекрывает те угрозы, которые были записаны в младшем возрасте. Поэтому психосоматические заболевания сами по себе проходят (активируются другие защитные программы). Но когда солдат вернется в обычную жизнь, всё может вернуться на старое русло.
Развитие психики человека
Как можно использовать эти знания для того чтобы развить психику человека до новых высот? Уже наверное понятно, что если у нас есть какая-то бессознательная программа, то она может мешать нашему развитию. К примеру, если человек боится брать на себя ответственность, потому что в детстве у него была ситуация в которой он взял на себя ответственность и подвергся наказанию. В тот момент он решил, избегать ответственности. Да, детство прошло и он может уже действовать более осознанно, но программа всё также хранится в памяти. Если этот человек решит, скажем, стать начальником, то у него ничего не выйдет, потому что его бессознательное будет саботировать вес процесс.
Как же можно сделать так, чтобы эту бессознательную программу убрать, а за место неё создать положительную автоматическую программу? Давайте для начала разберемся, можно ли ввести в бессознательные программы те, которые бы нам помогали. Например убеждение: «Я всё могу».
Я думаю, на этот вопрос вы сами знаете ответ, потому что у вас есть знакомые, которые верят в себя и считают что они всё могут, а вся их вера базируется на том, что у них было несколько ситуаций, которые были подтверждением этого. Впрочем, и у вас тоже. Весь секрет состоит в том, что любой человек может поверить в любую положительную сторону своего характера, если этому не будет мешать его бессознательное. Если у человека в бессознательном записано обратное, то хоть сколько убеждай в том, что ты все можешь — ничего не произойдет. Но если в психике человека не будет деструктивных программ, то ввести нужные убеждения не составит большого труда.
Убрать бессознательную программу из психики
Когда в психику человека записывалась бессознательная программа, человек находился в трансовом состоянии. Потому что когда происходит ситуация связанная с угрозой жизни, то контроль передается подсознанию. То есть человек уходит из сознательного состояния и погружается в транс. Из-за того, что человек в трансе и происходит запись решения в подсознание.
Для того чтобы нам убрать программу из подсознания нам нужно также быть в трансовом состоянии. Существует несколько способов погружения в трансовое состояние. Это медитация, это специальные йога техники, это погружение через дыхание. Но все эти приемы требуют годы на освоение. Я же расскажу о использование гипноза, потому что он быстрый и безопасный.
Индукцией Элмана (прогрессивная техника погружения в гипнотический транс), можно ввести в транс любого человека всего за 10 минут. И после того как человек погрузиться в трансовое состояние он может исправить бессознательные решения которые принял в детском возрасте. А за место этих деструктивных решений создать новые положительные, которые бы его подписывали.
Альтернативный путь исправления бессознательных программ это регрессивный анализ. Это поиск первопричины дискомфортного поведения используя регрессию по возрасту.Я считаю ее одной из самых безопасных и эффективных техник 21 века.
Будьте здоровы и счастливы!
С уважением Олег.
P.S. Для тех кто это прочитал, и желает конкретных действий, вы можете использовать положительные выводы которые есть на моём сайте. Они бесплатны. Их нужно повторять по специальной методике: глядя себе в глаза, через зеркало, вслух. Обычно я даю эти выводы своим клиентам, для того чтобы после нашей терапии они быстрее выходили на позитивное самочувствие. Как поддерживающий инструмент.
P.P.S. Кому интересны более эффективные пути, вы можете приобрести курс по самостоятельной проработке страха, и исправить все свои страхи самостоятельно.
P.P.P.S. А для тех кто кому нужен самый эффективный и быстрый путь, вы можете обратиться ко мне для избавления от страхов. Это самое лучшее вложение времени в себя.
P.P.P.P.S. А если вы сами хотите помогать другим людям становиться счастливыми и свободными, для вас записал практический курс регрессивного анализа.
P.P.P.P.P.S. Улыбайтесь чаще. Второго шанса не будет 😉
Как возникла и развивалась психика человека
Возникновение и формирование психики связывают со способностью живых организмов активно взаимодействовать с окружающей действительностью, распознавать и выделять в среде то, что будет удовлетворять их потребностям. Несколько миллионов лет назад на Земле появились предки людей, получившие название «гоминиды». Науке неизвестно доподлинно, что именно заставило их спуститься с деревьев, заняться собирательством и охотой, начать жить в коллективе. Однако научно установлено, что это время ознаменовалось совершенно новым процессом поведенческой адаптации.
Предок человека получил нужные предпосылки, включая развитую способность манипулировать предметами, стереоскопическое зрение, хорошую координацию передних конечностей, высокоразвитые формы группового поведения. Прямохождение открыло перед ним широкие возможности для манипулирования объектами с помощью передних конечностей. В этот период интенсивно развиваются руки, появляется умение изготавливать орудия труда. В результате коллективного общения возникает общественная, социальная связь людей как способа выживания – социальная общность. Человечество теперь может посредством обдуманных физических действий побеждать сильных животных. К этому времени ученые относят зарождение психики.
Определение 1Понятие психики человека включает сигнальное, субъективное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, которые лежат в основе активного взаимодействия человека со средой.
Зарождение психики человека
Активная деятельность оказывает значительное влияние не только на развитие вида в целом, но и на формирование психики. Эволюция человека заключается в том, что он не сидит на месте, а постоянно чем-то занимается, двигается. Двигательная нагрузка способствует формированию внутреннего мира. Все ощущения и эмоциональные переживания оставляют след в психологическом здоровье. Животное становится не просто разумным, а и социальным. Люди, общаясь между собой в процессе трудовой деятельности и отдыха, развивают психику.
Возникновение и развитие психики напрямую связывают с биологическими формами, которые более близки к человеку, чем к обезьяне. К гоминидам причисляют питекантропов и неандертальцев. Питекантроп представляет собой обезьяноподобного гоминида с маленькой емкостью черепной коробки. Второй вид существовал примерно 200 тысяч лет назад, в начале палеолита. Данный предок человека характеризовался мощными надглазными валиками, покатым лбом, более близкими к горизонтальному положению остистыми отростками шейных позвонков. Неандерталец наиболее похож на человека современного типа емкостью мозгового отдела черепа и пропорциями телам. Он еще не является личностью, но уже умеет получать огонь, занимается охотой и собирательством. «Формирующиеся люди» подвержены естественному отбору, однако его предметом являются черты, делающие древнего человека способным к общественному производству. Питекантроп и неандерталец показан на рисунке №1:
Рисунок 1. Наглядное изображение древнего человека
Онтогенез продолжается развитием кистей рук. Изменение строения большого пальца значительно увеличило возможности хватательных движений. Объем мозга становится больше благодаря анатомическим предпосылкам для его развития. Внешность гоминидов постепенно меняется. Становятся тоньше грубые челюсти. Они больше не нужны им как животным для захвата и удержания убегающей пищи. Следствием становится расслабление мускулатуры языка, изменение положения гортани и строения голосовых связок.
Замечание 1Все эти превращения являлись необходимостью. Без них формирующийся человек не смог бы посредством речи общаться со своими соплеменниками в процессе коллективной деятельнос
Психологические особенности — Психологос
Люди все разные, и даже особенности их различны. Люди отличаются ростом и доходами, возрастом и по здоровью, но одни из самых интересных – это внутренние, психологические особенности людей.
Это характер — например, волевой и смелый.
Это темперамент — например, живой и сильный.
Это способности: например, цепкое внимание, музыкальный слух, художественная одаренность, хорошая память, быстрое мышление, богатое воображение.
Это интересы и склонности: например, склонность заботиться о чистоте или порядке, интерес к музыке или наукам.
Это избирательность нашего внимания и памяти, это творческий характер нашего мышления, это особенные, уникальные чувства каждого из нас.
К сожалению, психологические особенности могут быть и негативными: обидчивость, забывчивость, плаксивость, раздражительность, легко может растеряться или разозлиться. Склонность спорить и возражать, склонность к азартным играм, интерес к подглядыванию и подслушиванию, интерес к сплетням или кошмарам. Усиливаясь, такие особенности становятся уже проблемами. См.→
Психологические особенности легче понимать и предсказывать, если уметь относить человека к тому или иному психологическому типу. Опытный психолог, взглянув только на фотографию человека, может рассказать о нем очень много. Понимая психологические особенности других людей, можно строить с ними более эффективные отношения, к чему-то относиться более терпимо, а с какими-то быть просто аккуратнее. Разобравшись со своими психологическими особенностями, вы будете лучше понимать свои сильные и слабые стороны, будете лучше понимать окружающих, почему они так реагируют на вас и почему ваши отношения складываются так, а не иначе.
Многие из тех, кто увлекается изучением психологических особенностей, часто стремятся понять в первую очередь негативные слабые стороны как себя, так и других людей. Как бы это ни объяснялось, это скорее ошибка. Даже работа над собой эффективнее у тех, кто ставит себе позитивные цели, цели не искоренить в себе негатив, а задачи выработать в себе нужные качества. Так же и вы: изучая свои и чужие психологические особенности, старайтесь обращать свое внимание в первую очередь на сильные стороны свои и окружающих.
Точнее, помните принцип: будьте готовы к худшему, но настраивайтесь на лучшее.
это… Особенности человеческой психики :: SYL.ru
Душа человека – самое загадочное творение природы, о котором существует больше всего предрассудков. Самое близкое и повседневное при ближайшем рассмотрении оказывается и наиболее непознанным, хранящем столько тайн, сколько не содержит вся вселенная. По крайней мере, глубина сознания влечет нас больше, чем остальные загадки мира.
Мало что вызывало больше споров, чем сознание. То, что все религии, культы и эзотерические теории напоминают поиск негра ночью, понятно – здесь под негром мы понимаем механизмы зарождения поступков, а под ночью – совокупные процессы психики. Причем все говорят об истине, и хорошо, если эти заявления обходятся без крови. Часто, как у крестоносцев, поиск приводит к войнам, длящимся десятилетиями. Так почему же самое родное, что у нас есть, то, о чем мы должны бы все знать, ведь пользуемся этим ежеминутно, вызывает у нас больше вопросов, чем логика женщины?
Что такое человеческая психика
Древним грекам первым понадобилось понятие, одновременно объединяющее и разграничивающее естественную биохимию организма и его метафизическую сущность. Они задумались о том, как появляются мысли, поступки и убеждения. Этот вопрос до сих пор не дает покоя ученым и теологам.
Наука говорит, что психика – это отражение биологического существования посредством органов чувств и центральной нервной системы. Мышление помогает субъекту воспринимать действительность и ориентироваться в ней. Без этого жизнь высшего существа не представляется возможной. Внешний хаос упорядочивается, события ранжируются и выстраиваются в цепь. Настоящее течет, превращаясь в опыт, который формирует планы на будущее.
Сознательные и бессознательные функции психики
Выделяются осознанные мысли и мотивы, скрыто влияющие на жизнь через подсознание. Но функции психики человека, независимо от уровня осознанности, кардинально отличаются от таковых у животных. Основные различия – сознание и трудовая деятельность.
То, что мы осознаем – мысли, чувства, мечты – осознанная часть системы, поддающаяся прямому воздействию и корректировке. Но, согласно исследованиям, начало которым положил Зигмунд Фрейд, большее влияние на психику оказывают скрытые за «порогом» сознания мотивы, которые прорывают границу осознанности во сне или в моменты катарсиса.
Теория Зигмунда Фрейда
Взгляды Фрейда перевернули понятие о душе. В его пуританскую эпоху теория сексуальности вызвала шквал осуждения. Хотя дело всего лишь в том, что нельзя сбрасывать со счетов одну из основных сил, движущих развитие общества.
Экспериментальным путем он доказал существование нескольких слоев сознания. Самый глубокий, темный и неподвластный влиянию слой получил название бессознательного. Там содержится все забытое, неосознанное, все комплексы, которые при должном воздействии можно «протащить» через порог сознания и сделать доступным пониманию. Все это способно влиять на обдуманные решения. А если это запущенные комплексы, жизнь может стать совсем безрадостной. Например, комплекс матери может сделать человека гомосексуалистом, а комплекс отца – преступником.
Теория Карла Юнга
Научная революция уронила авторитет церкви, чему во многом поспособствовал Фрейд. Поэтому новым исследователям сознания открылась девственная нетронутая территория – душа человека. Следующим, кто пришел в психологию вслед за Фрейдом и сделал не менее значительный вклад в развитие этой науки, стал сын швейцарского пастора – Карл Густав Юнг.
В молодости Юнг восхищался Фрейдом, революционностью его идей и смелостью методов исследования. Однако в какой-то момент пути выдающихся ученых разошлись. Юнгу претило то, что по Фрейду психика – это не более чем по-разному истолкованная теория сексуальности. Он считал ее слишком односторонней и не оставляющей места человеческому духу.
Юнг всегда повторял о неоценимом вкладе оппонентов, но критиковал нарочитую «догматичность» их взглядов, которая использовалась для подавления религиозного инстинкта. Значительная часть его трудов посвящена мифам, легендам и взглядам средневековых алхимиков. Такая гибкость взглядов позволила ученому создать аналитическую психологию, включающую сны, озарения и предчувствия. Его метод иногда напоминает магию, когда говорит о связи всего сущего и передаче мысли на расстоянии.
Аналитический метод Юнга
В своих исследованиях Юнг использовал комплексный подход, при котором, помимо принятых тогда кляксографических и других тестов, применялся метод словесной ассоциации. Он заметил, что некоторые слова вызывают необычную реакцию – паузу, повторение или забывание.
Ему удалось доказать существование скрытых идей и чувств, названных комплексами и влияющими на жизнь личности. Эти спайки из травматических переживаний ведут активную деятельность, скрываясь от сознания. И так как эти констелляции способны причинять неудобства индивиду, Юнг разработал лечение, при котором комплексы выявляются и путем рефлексии сводятся на нет.
Основные идеи теории Юнга
Есть два личностных типа, характеризующихся стремлением к экстраверсии (обращенности психики во внешний мир) и интроверсии (склонности к самоанализу). А также четыре составляющие сознания – ощущение, интуиция, мышление и чувствование.
Каждый человек наделен личным и коллективным бессознательным. Первое состоит из опыта, истории и переживаний конкретного субъекта. Второе включает родовую память, все образы и архетипы, которые сложились на протяжении эволюции. Люди способны воспринимать коллективные образы во сне или в процессе чтения сказаний, мифов и легенд.
Всем нам присуще стремление к совершенству – Юнг назвал этот процесс индивидуацией. Это желание обрести гармонию с бессознательным приходит во второй половине жизни и проявляется как кризис среднего возраста с последующим становлением более целостной личности.
Сны рождаются во «всеобъемлющих глубинах» для того, чтобы указать нам на пробелы в жизни, на слабые места и призвать к преодолению. Так личность обретает устойчивость (устранив указанные снами комплексы).
Психология народов
Изучение мифов натолкнуло Юнга на мысль о связи народного творчества с коллективным бессознательным. Он провел много лет среди африканских аборигенов и южноамериканских индейцев.
Один из описываемых феноменов – перестройка сознания в зависимости от среды обитания. В Африке это назвали «стать черным». Воспитанные образованные европейцы после продолжительного общения с коренным населением перенимали их модель поведения. Они начинали искренне верить в местные обычаи, вплоть до участия в кровавых колдовских ритуалах. И чем более слабая психика была у человека, тем быстрее и необратимее он переодевался в набедренную повязку.
Можно предположить, что в современной Америке происходит обратный процесс, когда темнокожее население забывает корни, приобретая европейский лоск. Но, как видно из голливудских фильмов, это обоюдоострый меч: манера речи, мимика и пластика американских европеоидов насквозь пропитаны влиянием Африки.
Психология групп по Вундту
В. Вундт (1832-1920) известен своим трудом «Психология народов». В нем психика человека, ее стороны и их влияние на становление самосознания нации рассмотрены с историко-культурной позиции. Ученый выдвинул теорию о том, что мышление напрямую зависит от культурных, климатических и технологических условий жизни социума.
Он возражал против отождествления личного и народного сознания. Вундт настаивал на том, что синтез мыслящих личностей способен привести к появлению новой реальности, сверхсознания, наполненного надличностными мифами и моралью.
Массовая психология Уорда
Американец Л. Ф. Уорд (1843-1913) назвал расцвет культуры высшим эволюционным симбиозом всех космологических и антропогенетических сил. Он наделяет культуру чувством и наличием цели.
Удовлетворив основные потребности в виде голода, жажды и половой страсти, человек обретает новые желания, полные возвышенных целей и сложных интеллектуальных возможностей. Эти стремления и двигают общество к улучшению. Сюда относится и феномен поиска счастья – свободы от страданий.
У. Самнер
Согласно работе У. Самнера (1840-1910) «Народные обычаи», на жизнь масс влияет ряд факторов, которые оно назвал обычаями. Они появляются, когда люди стараются выжить в сложных климатических условиях или под угрозой уничтожения другой группой. Так складываются и совершенствуются модели поведения, которые принимаются людьми и передаются следующим поколениям.
На обычаи также влияют личные интересы — голод, жажда, секс, честолюбие. По Самнеру, психика – это либо «мы — группа», когда отношения складываются на основе поддержки и взаимопонимания, либо «они — группа», где между сообществами устанавливается враждебность.
Итак, изучив культуру народа, его мифы, мораль и мировоззрение, можно с большой достоверностью говорить как о психике индивида, так и целого народа.
Греки – первопроходцы души
Неудивительно, что именно греки первыми заговорили о существовании внутреннего мира, живущего по собственным законам. Живя в небывалой свободе, не имея рамок и ограничений, они имели лабораторию по изучению духа, воссоздать которую более не представится возможным. Современники Гомера еще не получили прививки постоянной гложущей вины. Не знали сожаления о греховности своей природы, отравившей христианский период истории.
Они с детской наивностью верили в справедливость мести, были убеждены в том, что сочувствие чужому горю унижает не только того, кто его испытывает, но и объект, которому оно предназначено. Все особенности психики эллины запечатлели в Олимпийцах, ведущих такой же свободный и аморальный, по нынешним меркам, образ жизни. Каждый народ, эпоха или партия имеют свои мораль и менталитет, и все претендуют на исключительность. В итоге получается, что морали нет – есть эволюционная необходимость.
Психология эпохи христианства
После греческого и римского разгула наступил период, когда развитие психики потребовало введения строгих моральных норм во избежание вырождения цивилизации. И так как это происходило бессознательно, не удалось избежать перегибов. Первые апостолы придерживались крайне строгого воздержания – их вера должна была переломить привычный ход вещей и убедить планету в их святости.
И они достигли цели. Представьте святого: он в отрепье, он дышит на ладан от голода и весь в струпьях. Но в его глазах горит непоколебимая уверенность в своих словах, а в голосе металлом звенит непреклонная воля – невозможно так жить, если действительно не посвящен в тайны мироздания. И мир купился: на сотни лет люди водрузили на себя гнет незаслуженного греха. К чему это привело, мы знаем – войны, нетерпимость и костры инквизиции.
Но потери неизбежны. Ведь в этой игре целью было обуздать звериный нрав и начать жить в относительном мире. Заповеди научили воспринимать причиняемое зло как ущерб себе. Сочувствие ближнему не дает уничтожать людей, потому что это переживается, как личное горе. «А вдруг все обернется гневом Господним?» — этот вопрос предотвратил много войн.
Психология современности
Нам повезло жить в необыкновенное время. В чем-то правы те, кто называет некоторые города новым Римом – там царит такой же вечный праздник, не омраченный узами морали. Современная психика – это свободная территория, которую благодаря науке Бог покинул, а новые правила, составляющие основу души, еще очень зыбки и ненадежны.
И мы снова ищем опору. Теперь в науке. Как будто, если подтвердить эту пресловутую теорию всеобщего поля, исчезнут войны, и люди возлюбят друг друга. Чем современные поиски новых элементов отличаются от изысканий алхимиков с их философским камнем, представлявшим модель души?
Страшно представить, что переживает психика ребенка: насилие, рекой льющееся с экрана, интернет с порнографией и соцсетями… Небывалое давление, которое мы переживаем, готовит почву для самых непредсказуемых последствий. Снова человек оказался на перепутье без подсказок и помощников. К чему приведет этот эволюционный виток, известно только Богу, которого мы свергли. Может, мы прорвемся, и новый мир озарится рождением невиданного ранее строения психики?
Психологические особенности личности человека | Дистанционные уроки
23-Дек-2014 | Нет комментариев | Лолита Окольнова
Личностью можно считать человека, достигшего определенного уровня социального развития.
Причины психологического состояния:
- биологические особенности психики;
- физическое состояние;
- среда (условия), в которой человек родился и вырос
- темперамент;
- характер;
- интересы;
- склонности;
- способности;
Темперамент — врожденная особенность нервной системы человека, является природной основой проявления психологических качеств личности.
Впервые определение темперамента «темперамент» предложил еще Гиппократ
Это он предложил деление на 4 вида темперамента человека:
1. Сангвиник
2. Холерик
3. Флегматик
4. Меланхолик
Это деление не лишено физиологической основы.
И.П.Павлов писал, что в основе высшей нервной деятельности человека лежат 3 базовых компонента:
сила — индивид работоспособен даже при интенсивной, напряженной деятельности; легко восстанавливается, практически не реагирует на какие-то слабые внешние раздражители;
уравновешенность — индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке; легко подавляет свои желания;
подвижность — индивид легко реагирует на изменение ситуации и быстро приобретает новые навыки.
Определенные сочетания этих компонентов объясняют деление на темпераменты, предложенные Гиппократом.
Сангвиник:
- живой, сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
- активный, энергичный, легко приспосабливающийся, легко сходится с людьми, богатая мимика и жестикуляция
Холерик
- легко возбудимый, сильный, неуравновешенный, подвижный тип внд;
- активный, гиперэнергичный, настойчивый, трудно контролирует эмоции
Флегматик
- спокойный, сильный, уравновешенный, но малоподвижный тип высшей нервной деятельности;
- пассивный, медленно и тяжело приспосабливающийся к новым условиям, слабо проявляет эмоции
Меланхолик
- слабый, неуравновешенный, сдержанный, малоподвижный тип высшей нервной деятельности;
- пассивный, легко утомляющийся, приспосабливается очень трудно, эмоционально чувствителен
Характер — совокупность устойчивых черт личности, складывающихся под влиянием воспитания и самовоспитания.
Темперамент — врожденная характеристика, характер — приобретается, формируется в течение жизни человека.
- экстраверты — общительны, легко осваиваются в новом обществе,
- интроверты — сосредоточены на своих переживаниях, трудно входят в новое для них общество, неуверенные в себе.
Характер человека может меняться под влиянием воспитания и самовоспитания
Интерес — определенная направленность сознания, получение информации в определенной области знаний.
Одним более интересны точные науки, другим — гуманитарные и т.д.
Склонность — предрасположенность к определенному виду деятельности
Идеально, когда интересы и склонности совпадают.
Способности — индивидуальные психические свойства личности, являющиеся необходимым условием при выполнении той или иной деятельности.
Если способности не развивать, то они деградируют, угасают.
Еще на эту тему:
Обсуждение: «Психологические особенности личности человека»
(Правила комментирования)Природа и качественные особенности психики человека
С древних времен природа души, психики человеческого сознания были связаны со способностью человека легко ориентироваться и предпринимать действия в неопределенных ситуациях, которые предполагают использование логики. Точно такие же взгляды были высказаны в работах Августина Блаженного, Декарта, Спинозы. Но с течением времени такое понимание теряло свою актуальность и, в конце концов, уступило своё место плоской репродуктивистской трактовке психики, которая была выдвинута в ассоцианизме. В современной интерпретации данная трактовка представляется в разного рода адаптационно-гомеостатических моделях психики.
Например, концепция Ж. Пиаже, в которой в виде интеллекта подвергается рассмотрению когнитивная адаптация, состоящая в уравновешивании ассимиляции и аккомодации [1, с 149].
Нужно обратить внимание на то, что репродуктивистская трактовка психики достаточно верно отражает ту сложившуюся в социуме разделенного труда ситуацию, в которой большинство трудящихся индивидов являются носителями «превращенных» (в данном случае — репродуктивных) форм сознания.
Подобный подход повлёк за собой развитие психологического знания, тем самым образом сконцентрировав исследователей на изучение всецело «превращенных» форм психики.
Но, всё же, возвращаясь к психологии, общепринятые положения о творческом характере человеческой деятельности и о том, что сознание человека не только является отражением объективного мира, но и творцом его, были сформулированы диалектической философией и нисколько не распространяются на определение предмета психологии.
Психология творчества, которая в свете этих положений должна приобрести статус методологически конституирующей теории в психологии, продолжает существовать на правах частного раздела последней [2, с. 155].
К сожалению, сейчас психология, хотя и описывает широчайший круг понятий, и имеет большой спектр психических особенностей человеческого менталитета, но всё же ныне не имеет единой шкалы, которая оценила бы необходимые параметры психики, которая бы полностью могла удовлетворить всем современным требованиям к ее практическому применению.
Поэтому, чтобы соизмерить и сравнить психические особенности архетипов человека, мы должны использовать собственную шкалу психонормальности, которая позволит наглядно определять здоровую, нормальную психику человека от частично недоразвитой или искаженной, а иногда и вовсе полностью больной.
Нормальная психика, которая позволяет считать человека здоровым, определяется следующими компонентами:
Необходимый набор рецепторов в совокупности с механизмом адекватной рецепции всех сигналов-раздражителей, которые поступают из био- и инфосферы.
Сбалансированная рефлективность, которая включает среднедостаточную силу реакций, как возбуждения, так и торможения, которые соответствуют РАД [3, с. 203]. При этом должно происходить чёткое осуществление оценочно-аналитической обработки информации, которая поступает от системы рецепции через связь с сознанием, что обеспечивает широту и направленность рефлективности в сторону разумности, ноосферности.
Результирующие параметры индивидуальной психики каждого человека находятся в зависимости от того, как организованы нейропиля коры головного мозга.
Для нынешнего времени нормальной психикой человека можно считать такую, которая обладает предельной рефлективностью, что подразумевает сдержанность эмоций при любых обстоятельствах. Отклонения от этого могут означать некоторую степень неразвитости или искаженности психики.
Ещё нормальную психику отличает способность адекватно реагировать на раздражителей всех четырех сигнальных подсистем по широкому кругу макро- и микрокосмических сфер, функционируя в режиме ноосферной направленности, отражая влияние негасферных явлений.
В настоящее время известен следующий способ, позволяющий оценить параметры психики: по удару молоточком в область колена врач-психиатр может сказать о степени рефлективности некоторых АФЦ I-ой сигнальной подсистемы. Но это всё, что возможно узнать таким способом. Невозможно сразу определить реакцию человека на хорошее или плохое [4, с. 126].
Следует иметь в виду, что способы проверки с помощью тестов и собеседований не обладают эффективностью, но выявить нормальную работу функциональных центров II-ой сигнальной подсистемы можно в послушании, дисциплине, разумном подчинении индивида. Балансировка этих центров и наполнение содержанием соответствующих РАД происходит при воспитательном процессе, а отсутствие требуемых РАД или их нарушение проявляется при недостатке воспитания или его полном отсутствии.
Психическая ненормальность человека приводит к широкому спектру расстройств менталитета — от простых недолгосрочных отклонений в поведении (неврозы) до довольно тяжелых и протяженных по времени заболеваний, которые связаны с глубокими значительными расстройствами и функциональными изменениями психоневротической деятельности, которые в свою очередь влекут нарушение отражения реальности и поведения (психозы, арефлексия).
При присутствии перечисленных отклонений появляются изменения в адекватности рефлективности индивида на различные события и явления, происходящие с ним в жизни. А это находит отражение в характере и манере поведения (нарушения спокойствия, уравновешенности, предусмотрительности, рассудительности, разумности) и в конечном итоге на всех параметрах его менталитета [5, с. 217].
В сумме эффекты индивидуальных психик отражаются в показателях общественной психики, широте макрокосмических сфер ее рефлективности. Результирующие этих суммативных явлений представляют нам нормальное психическое состояние данного общества: либо общественное спокойствие, которое сопровождается его гармоничным развитием, либо общественное волнение, которое порой доходит до истерии и часто сопровождается различными катаклизмами в обществе (вплоть до революций).
Психика есть базовая, самая ранняя по историческим меркам составляющая менталитета. Другие составляющие (например, сознание, интеллект) возникали у человека в процессе эволюционного развития в более позднее время.
Психика является своеобразной рефлексией организма, что означает наличие у него способности к разнообразным рефлексам, точнее, проявление им реакционных способностей на раздражители как внутреннего, так и окружающего миров человека [6, с. 158].
Являясь очень важным, если даже не сказать главным признаком жизни вообще и показателем развитости любого организма, психика и сама имеет филогенезный период развития, который исторически сопоставим по времени лишь с длительностью самой Жизни, начиная с момента ее зарождения на планете Земля и продолжая свое совершенствование до нынешнего времени.
На данный момент времени можно утверждать, что психика является одной из самых изученных частей человеческого менталитета. В первую очередь нужно дать описание сути психических процессов, которое ввел В. М. Бехтерев:
«Другая особенность функциональной деятельности мозговой коры, это — взаимная смена явлений возбуждения и торможения, с которой мы встречаемся при повторном возобновлении раздражений, вызывающих сочетательные рефлексы, ибо каждый сочетательный рефлекс при повторном его возобновлении постепенно угасает или тормозится и, с другой стороны, заторможенный рефлекс после прекращения раздражений через то или другое время вновь растормаживается. Независимо от такого внутреннего торможения и внутреннего же растормаживания мы имеем и процесс внешнего торможения, наступающего под влиянием какого-либо стороннего внешнего раздражения в период выявления рефлекса, как мы имеем и внешнее растормаживание, осуществляемое под влиянием внешнего раздражения, производимого в период заторможенности рефлекса». [7, с.194].
Таким образом, здесь говорится о замене одного процесса другим, а это свидетельствует о том, что между обоими процессами нет противоположения, потому что они, находясь в активной фазе, помещены в условия функционального взаимоотношения. Это взаимоотношение обоих процессов проявляется как во времени путём смены одного другим, так и в пространстве, потому что в обычных условиях возбуждение одной мозговой функции сопутствуется торможением других функций и наоборот.
Таким образом, процессы генерализации рефлекса и его последовательной дифференцировки являют собой тесную связь, потому что они есть выражение одного и того же процесса возбуждения и торможения, но в различных фазах его развития.
В конечном итоге, следуя большинству определений, под психикой нам должно понимать способность центральной нервной системы головного мозга человека производить взаимодействие с внешней средой, что значит держать в режиме активного функционирования его организм и возможность адекватно реагировать на происходящие явления и события.
Одна из самых главных функций психики — регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа. Огромный вклад в изучение закономерностей человеческой деятельности внесли русские психологи: А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский.
Главная особенность психики человека, которая отличает его от животного — это присутствие сознания. Сознательное отражение окружающей действительности — это такое отражение, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта (А. Н. Леонтьев). Основными факторами возникновения были труд и язык [8, с. 261].
Любой совместный труд людей предполагает разделение труда, когда каждый член коллектива делает определенные операции, порученные именно ему. В процессе индивидуальной деятельности результат является самостоятельной целью, поэтому человек начинает понимать смысл отдельного действия, который мог быть неясен при коллективном труде, так как некоторые операции были лишь промежуточными.
Смысл, по определению А. Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.
Деятельность — это активное взаимодействие человека с окружающим миром, где он следует сознательно установленной цели, которая появляется в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Мотивы и цели не всегда совпадают. Причина, по которой человек поступает тем или иным образом, зачастую различается с тем, для чего он действует. Когда мы говорим об активности, где нет какой-то определенной осознаваемой цели, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, управляемое непосредственно потребностями и эмоциями [9, с. 35].
Под поведением в психологии обычно понимается внешние проявления психической деятельности человека.
К фактам поведения человека причисляются:
1.различные отдельные движения и жесты (к примеру, махание рукой в знак приветствия, кивание головой),
2.внешние проявления физиологических процессов, которые связаны с состоянием, деятельностью, общением людей (к примеру, улыбка, поднятие бровей, взгляд, покраснение лица, дрожь и т. п.),
3.действия, несущие определенный смысл,
4.поступки, имеющие социальное значение и связанные с нормами поведения.
Поступок — это такое действие, в котором при исполнении, человек понимает его значимость для окружающих, т. е. его социальный смысл.
Основной характеристикой деятельности можно назвать ее предметность. Под предметом подразумевается не просто природный объект, а предмет культуры.
Существует так же другая характеристика деятельности — ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не в состоянии. Это производится при помощи других людей, демонстрирующих образцы деятельности и включающих человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, которая разделена между людьми и которая выполнялась во внешней форме, к деятельности индивидуальной составляет основную линию интериоризации, по мере течения которой создаются психологические знания, умения и способности [10, с. 129].
Деятельность неизменно имеет опосредованный характер. В качестве средств используются орудия, различные знаки, символы и общение с окружающими людьми. При осуществлении любого акта деятельности, мы непосредственно выражаем в нем какое-либо отношение к окружающим людям, даже если они на самом деле не находятся рядом на момент совершения деятельности.
Деятельность человека без исключения является целенаправленной, она следует цели как сознательно представляемому запланированному результату, для осуществления которого она служит. Цель регулирует деятельность и, если нужно, исправляет ее ход [11, с. 115].
Деятельность — это вовсе не совокупность реакций, а целая система действий, которые собраны в одно единое целое побуждающим ее мотивом.
Мотив в свою очередь — это то, ради чего производится деятельность, он задаёт смысл того, что будет делать человек [12, с. 178].
Таким образом, деятельность неизменно имеет продуктивный характер, что означает, что она в конечном итоге преобразует как внешний, так и внутренний мир человека. В соответствии с тем, какие изменения произошли в процессе деятельности, различают некоторые разновидности деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.).
Человеческая деятельность обладает сложным иерархическим строением. Она включает в себя несколько уровней: первый уровень содержит основные виды деятельности, затем уровень, отвечающий за действия, следующий — уровень операций, и последний — уровень психофизиологических функций [13, с. 241].
Действие — это процесс, который происходит для достижения цели. Действие содержит в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки цели. Через действия человек реализует свою активность, пытаясь осуществить поставленную цель с учетом внешних условий.
Любое действие является сложной системой, которая включает в себя три части: ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную. Первая помогает отражать совокупность объективных условий, которые нужны для достижения наилучшего результата. Вторая часть производит заданные изменения в объекте действия. И, наконец, последняя следит за ходом выполнения действия, сравнивает конечные результаты с заданными образцами и, если нужно, производит изменения как ориентировочной, так и исполнительной частей действия [14, с. 174].
Операцией является любой конкретный способ исполнения действия. Характер выбранных операций находится в зависимости от условий, в которых происходит действие, и опыта человека. Операции чаще всего почти не подлежат осознанию их человеком, т. е. это уровень автоматических навыков.
При упоминании того, что человек осуществляет какую-то деятельность, не стоит упускать из внимания тот факт, что человек является организмом с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложными психофизиологическими функциями, ставшими предпосылками и средствами деятельности [15, с. 193].
К примеру, если человек задаётся целью что-нибудь запомнить, он способен задействовать различные действия и приемы запоминания, но эта деятельность будет основана на имеющейся мнемической психофизиологической функции: никакое из выполненных действий не дало бы желаемого результата, если бы у человека не было мнемической функции.
К любой деятельности человека толкает какая-либо потребность. Потребность определяется как испытываемое человеком состояние нужды в чем-либо. Каждый нуждается в еде, воде, сне, воздухе — такие потребности называются первичными, потому что удовлетворение их жизненно необходимо. Также, так как человек является существом биосоциальным, то потребность в общении с другими людьми у него занимает одно из главных мест.
Таким образом, можно проследить иерархию потребностей от более примитивных до самых утонченных. Такую шкалу потребностей разработал знаменитый психолог Маслоу. Потребности в порядке их очередности: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, потребность в признании, эстетические потребности [16, с. 478].
Литература:
- Пиаже Ж. Теория Пиаже // История зарубежной психологии (30–60-е гг. XX в.). М., 1986.
- Стеценко А. П. Психологическая структура значения и ее развитие в онтогенезе: Автореф. дис…. канд. психол. наук. М., 2004.
- Руденский У. В. Социальная психология, М., 1997
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
- Гальперин П. Я. Введение в психологию М., 1976.
- Ярвилекто Т. Мозг и психика. М., Прогресс, 1992.
- Бехтерев В. М. Мозг и его деятельность / под ред. А. В. Гервера. — М.; Л.: Гос. изд-во, 1928.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., 1981.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — М.: Педагогика, 1986.
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998.
- Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопр. философии. 1989. № 4.
- Платонов К. К. Занимательная психология. М., 1990
- Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. М., 1985.
- Розин В. М. Психология: теория и практика. М., 1997
- Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М., Мир, 1992
- Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): действие, потребность, деятельность, конечный итог, процесс, психика, человеческая деятельность, нормальная психика, нынешнее время, сигнальная подсистема.