Репродуктивное мышление в психологии это: Репродуктивное и продуктивное мышление — Блог – Продуктивное мышление — психология

Автор: | 18.03.2021

Продуктивное мышление

продуктивное мышление

Продуктивное мышление – это мышление, в ходе которого возникает новое знание. Его можно охарактеризовать как тип мышления, дающий новый конечный продукт, который в итоге влияет на умственное развитие. Именно продуктивное мышление позволяет не только быстро и глубоко усваивать знания, но и уметь применять их на новых условиях.

Продуктивное и репродуктивное мышление

В отличие от продуктивного мышления, репродуктивный тип отвечает только за усвоение информации и способность воспроизводить их в приблизительно похожих условиях. Не смотря на то, что данный тип мышления не позволит совершить открытие или привнести нечто новое, он очень важен, ведь без него сложно получить первоначальную базу знаний.

Отличить продуктивное мышление от репродуктивного очень просто: если итогом становится некий новый мыслительный продукт – значит, мышление продуктивно. Если же в процессе мышления новых знаний не образуется, а лишь происходит процесс воспроизведения знаний, то мышление репродуктивно.

Развитие продуктивного мышления

Для того, чтобы развить в себе продуктивное мышление, прежде всего нужно мыслить конкретно. Сравните: «я буду худеть» и «я не буду есть после шести». Если первое высказывание – обобщенно и вероятнее всего ни к чему не приведет, то второе говорит о конкретном намерении и является продуктивным.

Важно приучить себя к тому, чтобы отказываться от пустых мыслей: воспоминаний, негатива, переживаний без повода. Начиная мыслить, подумайте, к чему вас эта мысль приведет. Если она бесцельная, вы просто потратите свое время. Этот фильтр следует применять не только к своим мыслям, но и к своим разговорам, а также к общению и жизни вообще. Не общайтесь с людьми от нечего делать и не читайте книг, которые ничему вас не научат. Обратите внимание на более важные занятия, которые принесут вам какую-либо пользу.

Для развития продуктивного мышления как основы продуктивного образа жизни, вам следует иметь план-расписание на каждый день. продуктивное мышление значение

Это позволит вам не тратить время в пустую и дисциплинировать себя. Желательно общаться к теми людьми, которые развиты и высокоорганизованы – вы сможете перенять у них важнейшие качества.

Задачи, предполагающие продуктивное мышление

Ваша работа обязательно предполагает продуктивное мышление. Ведь в этом ключе вы можете добиться гораздо более ярких результатов. Подумайте, нужно ли вам что-то изменить в этой сфере? Каким образом это следует сделать? Какие задачи решить? Какие дела сделать в первую очередь? Если во время своих размышлений вы наткнулись на негативные мысли, обязательно переделайте их в позитивные. Подходя так к своим рабочим дням, вы улучшите свои результаты.

 

Статья «Мышление продуктивное и репродуктивное»

педагог-психолог высшей категории,

к.п.н. Есенжанова А.А.

Мышление продуктивное и репродуктивное.

В мышлении в диалектически противоречивом единстве сплетены различные компоненты, в связи с этим, рождается необходимость выделить интересующие нас виды мышления — продуктивное и репродуктивное. Хотя по своей сути всякое мышление всегда является продуктивным в большей или меньшей степени, в конкретной мыслительной деятельности их удельный вес может быть различным. В советской литературе встречается возражение против выделения этих видов мышления, поскольку «любой процесс мышления продуктивен». Но многие ученые, занимавшиеся проблемой мышления, считают целесообразным выделение этих видов (П.П. Блонский, Д.Н. Завалишина, Н.А. Менчинская, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, О.К. Тихомиров).

Подход к характеристике мышления зарубежных ученых, как правило, односторонен: оно выступает только как репродуктивный или продуктивный процесс. Ассоцианисты (А. Бэн, И. Гербарт, Д. Гартли, Т. Рибо) характеризовали мышление с идеалистических позиций, считая, что суть его сводится к вычленению несходных элементов, объединению сходных элементов в комплексы, их перекомбинации. Результат, по их мнению — не возникает ничего принципиально нового. Представители гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер) выражали подход к мышлению как к чисто продуктивному процессу, рассматривая продуктивность как специфику мышления, отличающую от других психических процессов. Они считали, что мышление, возникая в проблемной ситуации (включающей в себя неизвестные звенья), приводит к решению, в результате которого получается нечто принципиально новое, не имеющееся в фонде знаний. Ценность исследований гештальтистов в применении проблемных задач, решение которых вызывало у испытуемых конфликт между имеющимися знаниями и требованиями решения (М. Вертгеймер, К. Дункер), но, придавая большое значение инсайту, «ага-переживанию» они не раскрыли того, что инсайт подготовлен прошлым опытом активной деятельности самого субъекта. Т.е. ученые не показали сам механизм возникновения продуктивного мышления, резко противопоставили его репродуктивным процессам, считая, что прошлый опыт и знания выступают тормозом развития мышления. Следует отметить, что со временем накопленные факты исследований заставили их ограничить категоричность выводов, признать и положительную роль знаний в продуктивном мышлении, рассматривая их как отправную точку для понимания и решения проблемы.

Отечественные же ученые считали, что репродуктивное мышление, хотя и характеризуется меньшей продуктивностью, играет для человека важную роль в познавательной и практической деятельности, давая ему возможность решения задач знакомой структуры. В частности, З.И. Калмыкова подчеркивала значимость репродуктивного мышления в учебной деятельности школьников, считая, что оно обеспечивает понимание нового материала и применение знаний на практике, когда нет необходимости в их существенном преобразовании. Она полагала, что это мышление легче поддается развитию (чем мышление продуктивное), выступая на начальном этапе, играет немалую роль в решении новых для субъекта проблем, помогая ему убедиться в неэффективности известных ему способов. «Осознание этого приводит к возникновению «проблемной ситуации», т. е. активизирует продуктивное мышление, обеспечивающее открытие новых знаний, формирование новых систем связей, которые позднее обеспечат ему решение аналогичных задач».

Безусловно, смешение видов мышления достаточно условное, оно не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и в то же время предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний. Мы придерживаемся точки зрения З.И. Калмыковой, которая принимала за основание для деления на репродуктивное и продуктивное мышление, степень новизны и степень осознанности для субъекта получаемых в этом процессе знаний. «Там, где удельный вес продуктивности достаточно высок, говорят о собственно продуктивном мышлении как особом виде мыслительной деятельности. В результате продуктивного мышления возникает нечто оригинальное, принципиально новое для субъекта, т.е. степень новизны здесь высока». По мнению М.В. Глебовой, наиболее важным свойством мыслительной деятельности является выведение одних знаний из других с помощью рассуждения, что приводит к расширению исходных знаний. «…В таком интенсивном умножении знаний заключается продуктивный характер умственной деятельности». Именно продуктивность мышления, т.е. направленность на открытие новых знаний, существенно отличает его от других психических процессов. Кроме субъективной новизны, сторонники данной точки зрения выделяют своеобразие этого процесса и влияние на умственное развитие, которое является решающим звеном, обеспечивая реальное движение к новым знаниям.

Термин «продуктивное мышление» широко используется в педагогической литературе как синоним творческой деятельности обучающегося. В психолого-педагогической литературе в качестве синонима к понятию «продуктивное мышление» употребляются термины: «творческое мышление», «эвристическое», «самостоятельное», «креативное»; к репродуктивному: «дискурсивное», «рассудочное», «словесно-логическое», «рецептивное» и др. Большинство исследователей для обозначения различия в понятиях «продуктивное» и «творческое» мышление предпочитают в отношении вида мышления школьников употреблять термин «продуктивное мышление», а термином «творческое мышление» обозначать высшую ступень мыслительной деятельности. Нам близка их точка зрения, подчеркивающая, что творческое мышление присуще тем, кто, осуществляя мыслительную деятельность, открывает принципиально новые для человечества знания, создает нечто оригинальное, не имеющее себе аналога. Они считали, что понятие «творческое мышление» правомерно употреблять в «отношении лиц, делающих объективно новые для человечества открытия» (З.И. Калмыкова) и оно является высшей формой продуктивного мышления.

Но для нас представляют интерес те показатели, по которым судят о творческом мышлении, поскольку продуктивному мышлению присущи элементы творческого мышления. В частности К. Дункер относил к ним: оригинальность мысли; беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторым требованием; возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных; «восприимчивость» к проблеме, ее непривычное решение; быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей; способность найти новые непривычные функции объекта или его части (K. Duncker, 1935). Понятия «творческое» и «продуктивное» мышление как синонимы обозначал П. Торренс, полагая, что в нем проявляется чувствительность к недостаткам в имеющихся знаниях, способность к постановке проблем, возможность построения гипотез об отсутствующих элементах этих знаний и т.п. (P. Torrans,1964).

Имея в основе своей исследовательский интерес, продуктивное мышление включает в себя не только умение слушать, понимать информацию, говорить, читать, писать, но и «способность к мотивированной активной деятельности, умению находить разнообразные варианты решения социально значимых проблем, выхода из различных ситуаций, формирование общей и будущей профессиональной культуры».

Характеризуя продуктивное мышление как, отличающееся от других психических процессов, обладающее своей спецификой, мы считаем целесообразным перейти к анализу механизма действия продуктивного мышления. Эффективный прием – «анализ через синтез», который применялся в исследованиях, проведенных под руководством С.Л. Рубинштейна, характеризует механизм мышления именно как процесс. В этих исследованиях испытуемый включался в ту систему связей и отношений, в которой ему дана возможность наиболее явно обнаружить искомое свойство, которое в свою очередь способствует открытию нового круга связей и отношений объекта, с которыми он соотносит это свойство. В этом отражена диалектика творческого познания действительности, которое в полной мере можно отнести и к продуктивному мышлению. Такое развитие продуктивного мышления приводит к происхождению и становлению психических новообразований — новых систем связи, свойств личности, ее способностей, новых форм саморегуляции, знаменуя сдвиг в умственном развитии.

По мнению З.И. Калмыковой в продуктивном мыслительном процессе нет принципиальной разницы между ученым, открывающим объективно новые, не ведомые человечеству закономерности окружающего мира, и учащимся, делающим открытие лишь субъективно нового, так как в основе их мышления лежат общие закономерности. Но их различает уровень мыслительной деятельности, приводящей к открытию, условия поиска новых знаний. З.И. Калмыкова считала, что продуктивное мышление присуще взрослым и детям, поскольку все они делают субъективные открытия при решении новых задач. «… хотя, конечно, уровень этого мышления во втором случае ниже, поскольку оно осуществляется в учебной ситуации, в которой педагогам предусмотрено наличие у школьников исходного минимума знаний, наглядных опор, облегчающих поиск решения, и т.д.».

Продуктивное мышление — это… Определение, основы, теории, примеры мышления и его влияние на психологическое состояние человека

У вас есть проблемы с решением сложных задач? Вы не можете придумать ни одной креативной идеи? Значит, вы задействуете не ту область мозга. Что способствует проявлению креатива и нестандартного подхода к простым проблемам? Это продуктивное мышление. Именно оно помогает людям что-то создать или найти простой выход из сложной ситуации. Все подробности об этом читайте ниже.

Определение

продуктивное и репродуктивное мышление

Продуктивное мышление – это творческий подход к решению задач. Творческое мышление – вот как называют его дизайнеры. Именно эти креативные люди умеют включать и выключать воображение по своему желанию. Но ведь мышление не так просто устроено, чтобы управлять им волевым усилием. На самом деле то, как именно функционирует мозг, не знает никто. Но ученые смогли систематизировать и выписать процессы, которые, по их мнению, происходят в сером веществе в момент зарождения мысли. Эти этапы назвали процессами и стадиями творческого мышления.

Любой человек сталкивается с тем, что время от времени ему нужно включать творческое мышление. Например, когда друг задает вам простой вопрос: «Какие бы суперспособности ты имел, если бы был супергероем?» Дать однозначный ответ на этот вопрос сложно, если вы никогда не думали над ним ранее. Поэтому приходится включать воображение, представлять и анализировать нереальную ситуацию.

Формирование

развитие продуктивного мышления

Продуктивное мышление – это процесс зарождения творческой мысли. А что же участвует в ее формировании?

  • Память. Чтобы что-то придумать, нужно иметь базу знаний. Посмотрите на маленьких детей, которые бесконечно спрашивают у мам: «Что это?» Только набравшись визуальных образов, человек может задействовать свое воображение. Чем больше у человека опыта и знаний, тем легче ему будет что-то придумать или вообразить.
  • Мышление. Чтобы творческая мысль смогла закрасться в голову, человек должен мыслить и рассуждать. Только благодаря тому, что персона может проводить параллели между несколькими областями знаний и делать логические связи, возможно порождение креативной мысли. Чем чаще человек будет думать, тем лучше у него будет развито мышление.
  • Воображение. Для того чтобы креативно мыслить, нужно задействовать свою фантазию. Чем чаще вы будете ей пользоваться, тем лучше она будет работать. Ребенок хуже фантазирует, чем взрослый. У родителей получается сочинять сказки на ходу. Детям же нужно время для того, чтобы составить какую-либо нереальную историю. Чем больше ребенок будет слушать и читать сказок, тем быстрее у него будет работать фантазия.
  • Интуиция. Опыт пережитых событий накладывает отпечаток на человека. Интуиция – это информация, которую человек из своего сознания перевел в подсознание. Она работает только тогда, когда полученный опыт подсказывает человеку, как нужно поступить в той или иной ситуации.
  • Личное мировоззрение. Все люди думают по-разному по той причине, что каждый человек — уникальная личность. Образование, воспитание, среда общения и личные предпочтения накладывают отпечаток на структуру и логику мышления.

Стадии

творческое продуктивного мышления

Зарождение мысли — сложный процесс. А что такое возникновение идеи? В продуктивном мышлении это преобразование абстрактного образа во что-то конкретное. Существует несколько стадий творческого мышления.

  • Возникновение идеи. Прежде чем сделать очередное изобретение, мастер должен посидеть и подумать над тем, кому на этот раз нужно облегчить жизнь и чем именно. Обычно идеи для вдохновения берутся из окружающего пространства. Наблюдательные персоны могут увидеть много интересного даже за короткую прогулку от дома до работы.
  • Осознание идеи. Когда мысль сформулирована, ее нужно обдумать. Например, инженер решил облегчить жизнь строителям, но не придумал — как. На этом этапе он должен продумать механизмы, которые помогут людям в работе. В конечном счете у инженера появится идея создания подъемного крана.
  • Работа над идеей. Когда мысль обрела свои первые очертания, ее нужно конкретизировать. В случае с подъемным краном инженеру потребуется составить чертежи, эскизы и схемы будущей машины.
  • Решение. Наброски идеи формируются и перерабатываются. На этом этапе мысль обрела свое очертание. и изобретателю становится понятно, что и как нужно дальше делать.
  • Исполнение. Последний этап – это воплощение идеи в жизнь. Нужно отметить, что не всегда мыслитель, инженер, дизайнер и т. д. собственноручно воплощает свою идею. Чаще всего для этой цели нанимают специалистов, которые будут выполнять всю грязную работу.

Виды

процессы продуктивного мышления

В чем разница между продуктивным и репродуктивным мышлением? В первом случае идет формирование творческой идеи. Человек придумывает что-то новое, чего не существовало до него. Во втором случае человек ничего не изобретает. Он может решить проблему, благодаря существующим у него знаниям и умениям. Какие же бывают виды продуктивного мышления?

  • Теоретическое. Суть его заключается в том, что человек будет думать над решением проблемы. Никаких действий предприниматься не будет. Весь креатив, который будет использован в процессе работы, будет являться проявлением и синтезом нажитого опыта и знаний.
  • Наглядное. Мышление, процесс которого можно проследить, свойственно людям-визуалам. Такие персоны не могут думать в голове, им проще все изображать на бумаге. Наглядный вид мышления часто используется в дизайнерских бюро для того, чтобы разные люди могли сообща работать над одним проектом.
  • Образное. Для того чтобы человек мог что-то изобрести, он будет использовать накопленные ранее знания. Путь его мышления легко будет проследить через образы, которые лягут в основу идеи.
  • Стихийное. Не всегда удается структурировать мышление. Хаос всегда свойственен творческим личностям. Некоторые люди не приемлют каких-либо систем, и это отображается не только на их стиле жизни, но и на способе мышления.

Особенности

продуктивное мышление в психологии

Творческое продуктивное мышление хоть и считается бессистемным и нелогичным, но все же, чтобы его квалифицировать, были выведены некоторые особенности.

  • Владение логическими операциями. Только человек, который умеет размышлять и будет использовать логику в своих проектах, может претендовать на то, что он мыслит творчески. Любое свое детище творческая личность должна как-то интерпретировать и преподнести зрителям и окружающим людям.
  • Наличие новизны. Творческое мышление не будет являться таковым, если в нем не будет присутствовать чего-то нестандартного. Именно наличие новизны отличает репродуктивное мышление от продуктивного.
  • Понимание рациональных вещей. Человек должен не только пользоваться логикой, но и понимать то, что он делает и для чего он творит. Делать какие-либо действия только для того, чтобы что-то делать – это великая глупость.
  • Знание способов создания гармонии. Любой творец должен придерживаться не только логики и здравого смысла, но и элементарных законов прекрасного, которые действуют в его области компетенции. Например, художник не может рисовать картину, не используя никаких правил композиции.

Качество

Формирование мышления

Продуктивное мышление в психологии делится на несколько категорий:

  • Ширина. Когда персона о чем-то думает, она может охватывать своим внутренним взором всю область знаний, которая имеется по данному вопросу.
  • Глубина. Человек не распыляется, он конкретизирует свою задачу и старается смотреть в корень проблемы.
  • Быстрота. Все люди размышляют по-разному. Кто-то привык использовать творческий подход для решения бытовых проблем, а кто-то включает воображение только тогда, когда в этом есть острая необходимость.
  • Критичность. Человек всегда должен объективно смотреть на продукт своего мышления. Критика – это то, что помогает человеку развиваться и делать работу над ошибками.

Процессы

пример продуктивного мышления

Вы задумывались, что происходит в мозгу тогда, когда вы стараетесь что-то представить или вообразить? Процессы продуктивного мышления, которые выделили ученые:

  • Анализ. Человек всегда раздумывает о проблеме или об идее прежде, чем дать ей ход.
  • Сравнение. Когда идея или проблема приобрели более-менее понятные очертания, они сравниваются с уже имеющимся у индивида опытом.
  • Синтез. Идеи создаются на стыке уже увиденного и фантазийного. Благодаря слиянию этих двух форм появляются новые мысли.
  • Обобщение. Человек собирает все знания и идеи вместе, чтобы посмотреть, что же из этого набора можно сделать.
  • Конкретизация. Когда материал подготовлен и идея сформирована, она конкретизируется и прорабатывается.

Развитие

Некоторые люди могут жаловаться на то, что у них плохое воображение. Развитие продуктивного мышления – это не высшая математика. Этим процессом должны заниматься родители, чтобы вырастить здорового и умного ребенка. Как можно развивать воображение? Один из легких способов – это сочинение сказок. Человек может придумывать небылицы или же рассказывать истории, но оформлять их необычным образом.

Развитию творческого мышления способствует творческий процесс. Если вы хотите стать креативнее, подумайте, где могут пригодиться ваши знания и навыки. Начните писать музыку или картины, лепите, танцуйте или пойте. Все это помогает задействовать правую половину полушария.

Примеры

Что же является результатом продуктивного мышления? Примером такого подхода является любая творческая специальность. Например, возьмем работу дизайнера. Эти люди ежедневно должны прилагать усилия для того, чтобы сгенерировать не существовавшие до них идеи. Результатом их творчества являются логотипы, визитки, фирменные стили и всевозможные виды графического оформления сайтов.

ГРУППА. Продуктивное и репродуктивное мышление. — МегаЛекции

Продуктивным, или творческим, называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее не известный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт. Продуктивным, например, является мышление ученого, проводящего нового научное исследование и делающего в результате его научное открытие, писателя, создающего новое литературное произведение, художника, пишущего новую картину.

Репродуктивное — это мышление, имеющее дело с такими задачами, решение которых кем-то, когда-то уже было найдено. Репродуктивным мышлением, например, занимается художник, перерисовывающий картину другого художника, то есть создающий ее репродукцию. Репродуктивным мышлением занимаются люди, которые в процессе обучения решают какие-либо учебные задачи. В репродуктивном мышлении человек идет уже пройденным, известным путем. В результате такого мышления ничего нового не создается.

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Ж.Комбардье писал: «Музыка есть искусство думать звуками».

Музыкальное мышление интонационно, т.е. оперирует музыкальными интонациями.Мы можем говорить о музыкальном мышлении эпохи (барокко или романтизм), стиля (джаз или рок), композитора (характерные гармонии или интонации).

Практикой доказано, что в процессе музыкального воспитания у слушателя и исполнителя развивается не только репродуктивное, но и продуктивное мышление: слушатель создает в воображении новые образы, а исполнитель – новую трактовку.

Мышление музыканта сконцентрировано главным образом на следующем:

· Продумывание образного строя произведения – возможных ассоциаций, настроений и стоящих за ними мыслей

· Обдумывание логики развития мысли в особенностях мелодии, гармонии, ритма, динамики, агогики, формы.

· Нахождение наиболее совершенных путей воплощения на инструменте или нотной бумаге мыслей и чувств. «Я добился того, чего хотел» — вот завершающая точка, говоря словами Г.Нейгауза, музыкального мышления в процессе исполнения и сочинения музыки.



 

 

ВОПРОС 9. Дайте определения понятиям «эмоции» и «чувства». Расскажите об их роли в жизни человека. Назовите виды фундаментальных эмоций по К.Изарду. Классифицируйте эмоциональные переживания.

На все, что окружает нас в этом мире, что происходит в нашей жизни, мы как-то реагируем – относимся ко всему определенным образом.

Эмоция –непосредственное переживание в данный момент.

Чувство– более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека.

В процессе развития сначала появляются эмоции (они связаны с удовлетворением базовых потребностей младенца в еде, уходе, защищенности), а затем – чувства.

Кэррол Изард выделил 10 фундаментальных эмоций, присущих человеку:

1. Интерес-Волнение

2. Удовольствие-Радость

3. Удивление

4. Горе-Страдание

5. Гнев

6. Отвращение

7. Презрение

8. Страх

9. Стыд-Застенчивость

10. Вина-Раскаяние

Роль эмоций и чувств в ЖИЗНИ человека

Эмоции сообщают нам, какое значение лично для нас имеют различные предметы, события, отношения с людьми.

Эмоции в значительной степени влияют на все наши мысли и действия, в зависимости от него мы видим или, наоборот, не замечаем чего-то. В радости мы повсюду находим красоту и гармонию, в горе для нас все предстает в мрачном свете, в гневе кажется, что повсюду козни, препятствия.

Эмоции регулируют поступки человека. Например, они могут мобилизовать нас, как бы давая дополнительные источники энергии. Точно так же эмоции могут выступать в качестве разрушающей силы. Исследования показали, что положительный эффект дают эмоции умеренной силы, а очень интенсивные приводят к отрицательному результату, порой к истощению энергии.

Эмоции выступают и как язык общения. Именно через эмоции происходит контакт матери с младенцем, еще не умеющим говорить. Те, кто по-настоящему любят друг друга, тоже способны общаться без слов.

Эмоции также помогают нам познавать мир. Любое наше открытие мира, сопровождается то радостью, то тревогой, то разочарованием, т.е. интеллектуальные процессы тоже эмоционально окрашены.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ

Каждый привыкший наблюдать за собой обязательно заметит, насколько разнообразными бывают эмоциональные переживания. В психологии принято выделять 2 большие группы эмоций и чувств: положительные (удовольствие, радость, восторг…) и отрицательные (печаль, ужас, ненависть, горе, страх…).

Виды эмоций: настроение, аффект, страсть

Настроение –длительное эмоциональное состояние, общий эмоциональный фон (спокойное настроение или раздраженное, деятельное или расслабленное, приподнятое или упадническое).

Аффект –бурная кратковременная вспышка чувств, которая захватывает личность полностью. В состоянии аффекта человек теряет контроль над самим собой, он способен произнести слова или совершить действия, за которые потом будет неловко, стыдно. Аффект может накапливаться капля за каплей: человек терпит-терпит, но однажды происходит эмоциональный взрыв накопившегося раздражения, страха, обиды, боли.

Страсть –самое сильное и яркое эмоциональное переживание человека. Ей свойственна одержимость. Страсть может приводить как к великим открытиям, достижениям, так и к катастрофам в жизни человека. Она дает огромную энергию для подвигов, но также может стать причиной преступления.

Виды чувств.

Интеллектуальные чувства — чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники. Это: любознательность, радость открытия, жажда знаний, удивление, сомнение, юмор, ирония, сарказм, цинизм.

Нравственные чувства — чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями. Это: любовь, товарищество, честь, привязанность, ненависть, трусость, зависть, совесть…

Эстетические чувства — это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного или низменного и т.д.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Глава 9 Мышление. Общая психология

Глава 9 Мышление

9.1. Мышление как процесс

В отличие от восприятия и ощущения, связанных с органами чувств человека, мышление является рациональной формой познания реальности. С помощью мышления человек оказывается в состоянии познать явления или предметы, которые непосредственно не даны в восприятии. Мышление помогает человеку решать различного рода задачи, находить выход из проблемных ситуаций.

Мышление — психический познавательный процесс отражения действительности, установления связей между объектами или предметами познания.

По типу решаемых задач и особенностей мыслительной деятельности различают теоретическое и практическое мышление.

– Теоретическое мышление — это познание законов, правил, выдвижение и логическая проверка гипотез, постановка задач и т.д. Данный вид мышления направлен на познание и объяснение различных объектов, предметов или явлений.

– Практическое мышление заключается в подготовке действий – постановке цели, создании плана на основе имеющихся у человека знаний. Такое мышление происходит в практической деятельности человека при решении реальных задач и направлено на преобразование действительности. Зачастую практическое мышление протекает в условиях дефицита времени и наличия высокой ответственности за выполнение своего задания.

В зависимости от степени оригинальности и новизны продукта мыслительной деятельности выделяют творческое (продуктивное) и воссоздающее (репродуктивное) мышление.

– Продуктивное мышление — создание новой информации или использование новых способов ее анализа и обобщения. Продуктивное мышление порождает новые предметы или явления. Примером продуктивного мышления можно считать создание автором какого-либо произведения – картины, книги или фильма, открытие научного закона.

– Репродуктивное мышление — использование для решения задач уже известных ранее способов. Репродуктивное мышление, как правило, повторно воссоздает уже известные предметы. Примером репродуктивного мышления можно считать создание ремейка фильма, копии известной картины и т.д.

Выделяют следующие виды мышления, различающиеся по временны?м и структурным особенностям.

– Аналитическое мышление имеет четко выраженные этапы. Данный вид мышления требует достаточно длительных временны?х и энергетических затрат.

Структура аналитического мышления в общем виде выглядит следующим образом.

– Осмысление ситуации. На данном этапе обязательным условием является мотивированность человека на разрешение создавшейся ситуации, желание разрешить проблему.

– Обработка полученной информации и постановка задач. На данном этапе человек анализирует проблемную ситуацию, определяет известные ему параметры.

– Построение гипотез.

– Поиск путей решения проблемы. Человек может действовать по уже известному ему алгоритму решения проблемы или создавать новое решение.

– Процесс решения проблемы.

– Проверка гипотез.

В случае неудачи человек может либо прекратить решение проблемы, либо начать процесс решения заново. Зачастую для нахождения верного ответа необходимо на некоторое время «отключиться» от процесса решения проблемы – и спустя некоторое время озарение может прийти к человеку само (как в знаменитых примерах с Ньютоном или Менделеевым). Вдохновение не объясняется законами логики, на него влияет увлеченность решаемой задачей, вера в успех, значительное количество информации (при отдыхе перегрузка спадает, а информация распределяется в памяти человека).

– Интуитивное мышление протекает быстро, не имеет четких этапов и зачастую не вполне осознается. В отличие от аналитического мышления, имеющего четкую структуру решения проблемы, интуитивное мышление характеризуется зачастую мгновенным и неструктурированным нахождением ответа.

Существуют два вида мышления, различающиеся по отношению к реальному и внутреннему миру.

– Реалистическое мышление направлено на внешний мир, основано на знаниях об этом мире и его законах. Данный вид мышления осознанно контролируется человеком.

– Аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека, зачастую неосознанных. Такое мышление практически не контролируется сознанием.

Наиболее распространенной является классификация, согласно которой различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление — мышление, которое сводится к реальным, практическим действиям человека при взаимодействии с предметами. Умственные действия в этом виде мышления сведены к минимуму, задача решается в основном за счет практических действий с предметами. При помощи данного вида мышления мы в состоянии устанавливать связи между различными объектами с помощью разнообразных движений. Этот вид мышления наиболее характерен для маленьких детей, начиная с первого года жизни. Ребенок зачастую стремится разобрать на части свои игрушки и собрать их обратно, что позволяет ему получать информацию об их особенностях. Наглядно-действенное мышление используется человеком в ситуации, когда он не может предусмотреть результат каких-либо действий.

Наглядно-образное мышление ориентировано на представления и образы, и задачи решаются не путем манипуляций с реальными предметами, а с помощью представления о взаимодействии образов этих предметов. Имея знания о свойствах тех или иных предметов, человек в состоянии оперировать их образами, прогнозируя итог их взаимодействия. Естественно, что в большинстве ситуаций мы сначала стремимся проиграть ситуацию у себя в уме и предугадать ее результат, а уже потом приступаем к реализации своего плана. Недаром говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Этот вид мышления развивается, как правило, к четырем-пяти годам, когда ребенок в состоянии строить предположения о взаимодействии предметов. Образное мышление характерно для людей, работа которых носит творческий характер (художников, дизайнеров, архитекторов и т.д.).

Словесно-логическое мышление — вид мышления человека, осуществляемый при помощи понятий о предметах и явлениях, без помощи самих предметов или их образов. Данный вид мышления тесно связан с устной и письменной речью. С помощью словесно-логического мышления человек в состоянии без труда отражать связи между предметами без необходимости их непосредственного изучения, что выводит его знания о них на теоретический уровень. Словесно-логическое мышление дает возможность строить связи между объектами, формировать понятия, делать выводы, решать задачи. Благодаря данному типу мышления человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие тех или иных процессов.

9.2. Мыслительные операции

Мыслительный процесс осуществляется при помощи следующих операций.

1. Анализ — мысленное расчленение некоторого целого на составляющие его элементы, выделение его свойств, связей и прочих характеристик, определение его структуры. В элементарной форме анализ выражается в физическом разбирании предметов на составные части (например, ребенок разбирает на части игрушку). Анализ может производиться как при непосредственном контакте с предметом, так и при помощи мышления и памяти.

2. Синтез – воссоединение нескольких элементов или частей в единую целостную структуру. С помощью синтеза человек мысленно соединяет части в новых сочетаниях, что позволяет ему установить связи между ними и делать выводы об их взаимодействии. Например, ребенок синтезирует отдельные части конструктора, собирая какой-либо предмет.

Анализ и синтез тесно связаны между собой, существуя, как правило, в единстве. Степень того, насколько трудны анализ и синтез, связана в первую очередь с тем, насколько трудные задачи мы решаем.

3. Сравнение — установление сходства и различия между объектами или предметами. При помощи сравнения человек выявляет различные характеристики предметов и объектов, как качественные, так и количественные. Сравнивать предметы мы можем непосредственно (воспринимая их одновременно), либо опосредованно (путем умозаключений). Для сравнения могут использоваться как объективные признаки (длина, вес), так и субъективные (вкус, запах). В процессе сравнения легко допустить ошибки. Например, сравнивая предмет в непосредственной близости от нас с предметом в значительном отдалении, мы скорее ошибемся, нежели при сравнении стоящих рядом предметов. Еще одним полем для возможных ошибок является перенесение свойств одного предмета на другой, оценка предметов по аналогии.

4. Обобщение — мысленное объединение нескольких предметов по некоторым наиболее существенным признакам. В результате обобщения получается новое понятие более широкого объема, чем каждый из объединяемых предметов. Например, кошки, собаки и мыши будут обобщены нами в понятие «животные».

5. Абстрагирование (отвлечение) – выделение основных, существенных свойств предметов и отвлечение от несущественных.

9.3. Формы логического мышления

Основными формами логического мышления являются:

Понятие – отражение существенных свойств и связей предметов, объектов и явлений. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Общие понятия отражают признаки множественных предметов или объектов. Общее понятие – это «столица», «планета», «книга».

Единичные понятия характеризуются тем, что в них раскрывается только один предмет, объект или явление. Примеры – Москва, Земля. Зачастую выделяют еще один вид понятий – так называемые пустые понятия, не отражающие признаки реальных предметов. К ним можно отнести такие понятия, как «вечный двигатель», «кентавр» и т.д.

Абстрактные понятия – понятия, характеризуемые тем, что в них раскрывается какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета. Например, «неравенство», «яркость» и т.д. Абстракция – мысленное отвлечение от свойств или частей предмета для выделения его существенных признаков. С помощью абстракции мы можем выделить только определенную часть предмета, отличить ее от других признаков предмета.

Конкретными называются понятия, в которых отражены классы предметов, реально воспринимаемых человеком. Например: «книга», «университет» и т.д. Конкретизация – это представление чего-либо единичного, соответствующего какому-либо понятию. Конкретизация является противоположностью абстракции. С помощью конкретизации мы стремимся представить себе объекты или предметы во всем многообразии их признаков.

Если абстрактным будет понятие «магазин», то конкретными понятиями могут быть «продуктовый магазин», «магазин бытовой техники» и т.д.

– Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

Можно выделить несколько видов суждений.

1. Утвердительные («научная литература интересна») и отрицательные («научная литература не интересна»).

2. Истинные («Земля – круглая») и ложные («Земля – диск»).

3. Общие («Все люди дышат») и частные («Некоторые люди – астматики»).

4. Категорические («Все овощи относятся к растительному миру») и условные («Если пойдет дождь, то растение вырастет»).

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе одного или нескольких суждений делается определенный вывод или возникает новое суждение. Умозаключения бывают индуктивными, дедуктивными и по аналогии.

Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Для индуктивных умозаключений необходимо знать отдельные свойства предметов. Изучение единичных свойств позволяет сделать вывод об объекте в целом.

Дедукция (от лат. deductio – выведение) – умозаключение, рассуждение в котором идет от общего к частному. Дедуктивный метод состоит в умении сделать вывод о частном свойстве на основе общих знаний о предмете или объекте.

Классическим примером дедукции является рассуждение Аристотеля: «Каждый человек смертен. Сократ – человек. Значит, Сократ – смертен».

Для понимания этих двух типов умозаключений рассмотрим примеры знаменитых литературных детективов. Шерлок Холмс сделал широко популярным и известным дедуктивный метод. Впрочем, его подход к раскрытию преступлений является иллюстрацией скорее метода индукции. Находя улики, меряя размеры обуви или собирая пепел от сигарет, Холмс работал с частными факторами совершенного преступления, на основе которых делал вывод о том, кто является преступником. Классическим же примером дедукции можно считать Эркюля Пуаро, вообще не занимавшегося сбором улик, а лишь выслушивавшего свидетелей преступления и делавшего из общей картины частный вывод о том, кто является преступником.

– Аналогия – вывод, который делается на основании сходства в каких-либо элементах или свойствах объектов. Уже столкнувшись однажды с какой-либо ситуацией, в случае ее повторного возникновения мы будем поступать сходным образом.

9.4. Качества мышления

Мышление как психический процесс обладает рядом характеризующих его качеств, среди которых можно выделить следующие.

– Широта мышления – способность охватить как вопрос целиком, так и отдельные его части.

– Глубина мышления – умение проникать в суть сложных вопросов.

– Самостоятельность мышления – умение выдвигать новые пути решения проблемы, не прибегая к прошлому опыту.

– Гибкость мышления – свобода от уже известных, принятых в науке или практике приемов и способов решения проблем.

– Быстрота мышления – способность быстро принимать правильное решение.

– Критичность мышления – умение объективно оценивать идеи, проверять выдвигаемые положения и сделанные выводы.

9.5. Метод «мозгового штурма»

Рассмотрим далее один из наиболее известных способов активизации мышления. Не секрет, что мышление не всегда работает «по заказу», для него должны быть созданы определенные условия.

Для активизации мышления может быть применен метод «мозгового штурма» (англ. brainstorming ), предложенный менеджером по рекламе Алексом Осборном (1888–1966). Метод заключается в том, что участники обсуждения должны предложить как можно большее число всевозможных методов и способов решения проблемной ситуации. Из общего числа идей затем отбираются наиболее удачные.

В процессе «мозгового штурма» можно выделить несколько этапов.

– Постановка проблемы, отбор участников и определение ведущего. Как правило, рекомендуется использовать около десяти человек (меньшее число участников не позволит родиться достаточному числу идей, а переизбыток участников приведет к трудности управления такой группой) различных возрастов и профессий (как в суде присяжных, для уменьшения эффекта стереотипизации). Зачастую в «мозговом штурме» рекомендуют использовать непрофессионалов в рассматриваемом вопросе.

– Процесс генерации идей. Главным правилом «мозгового штурма» является запрет на критику. Нельзя критиковать чужие идеи, прерывать мысль другого человека. Главным итогом должно стать количество идей, поэтому не рекомендуется делать какие-нибудь ограничения. Чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для появления стоящей идеи. Идеи тщательно протоколируются, а сам процесс обсуждения записывается на диктофоны или видеокамеры.

Осборном было установлено, что человек средних способностей может предложить практически в два раза больше идей, работая в группе, чем если бы он работал в одиночку. Работа в группе зачастую стимулирует активность людей – идея одного человека может стать основой для идеи другого человека; пока один человек высказывает свои идеи, другой имеет возможность послушать его и в то же время подумать над своими собственными идеями. Обсуждение порождает соревновательную составляющую, которая может мотивировать человека, способствовать порождению интересных идей. В то же время необходимо отметить, что уровень соревновательности должен оставаться в рамках дружеского обсуждения, не переходя в критичность и враждебность. Глубокое включение в процесс также влияет на эффективность «мозгового штурма»: если в силу стеснения или недостаточной развитости навыка обсуждения начальные идеи зачастую оказываются не слишком полезными, то к концу «мозгового штурма» могут рождаться по-настоящему блестящие решения ситуаций.

– Категоризация идей, их оценка. Оценивают идеи зачастую не сами участники, а другая группа или даже группа экспертов. Порядка 5–10% от общего числа предложенных идей зачастую оказываются полезными.

9.6. Расстройства мышления

Как и прочие психические процессы, мышление подвержено различного рода расстройствам, среди которых мы выделим следующие.

– Ускорение мышления. По сравнению с нормой у людей с данным расстройством образуется большее число часто меняющихся образов, мыслей, идей. Возникающие новые идеи становятся все более поверхностными, при этом «поток сознания» является абсолютно неуправляемым и зачастую непроизвольным. При беспрерывной смене мысли речь человека становится крайне сложной для понимания. Для людей с ускоренным мышлением характерна повышенная отвлекаемость, частая смена темы разговора.

– Замедление мышления. При данном расстройстве происходит утрата способности к формированию ассоциаций, заторможенность мышления. В беседе такие люди отвечают лишь после длительных пауз, зачастую односложными предложениями. При этом в собственных рассказах подробно и длительно описывают какие-либо детали, не имеющие значения для собеседника. Зачастую повторяют некоторые подробности по несколько раз, будучи не в состоянии переключиться на другую тему.

– Непоследовательность суждений. Часто проявляется в том, что больные пытаются объединить противоречащие друг другу понятия или явления. При этом пациенты часто убеждены в логичности своих доводов и думают, что их никто не понимает.

– Резонерство – склонность к бесплодному мудрствованию. При данном расстройстве больной злоупотребляет чересчур сложными логическими построениями, абстрактными понятиями, терминами, причем не всегда понимая истинное значение употребляемых слов. Даже на самые простые вопросы больные отвечают громоздко, не улавливая сути вопроса.

– Некритичность мышления – утрата целенаправленности мышления, его поверхностность. Критичность можно считать умением оценивать свои действия и менять их в соответствии с какими-либо условиями, т.е. действовать осознанно и обдуманно.

Бред. Бредовыми считаются мысли или идеи, которые не соответствуют действительности. Зачастую бредовые идеи противоречат всем принятым нормам и законам. Можно выделить несколько видов бреда.

– Острый бред характеризуется тем, что полностью овладевает сознанием человека.

– Интерпретативный бред характеризуется поражением способности к рассуждению. Больной формирует собственную систему взглядов, не прислушивается к законам логики и не принимает никаких иных доказательств.

– Галлюцинаторный бред возникает вследствие нарушений восприятия. При данном расстройстве у человека наблюдается появление галлюцинаций или наличие ряда иллюзий.

– Бред преследования. При данной форме бреда человеку кажется, к примеру, что с ним плохо обращаются на службе, дают ему самую сложную работу и т.д.

– Бред отношения. При данном расстройстве больному кажется, что к нему имеет отношение вся окружающая действительность, и все происходящее вокруг него он воспринимает сквозь призму самого себя.

– Бред реформаторства заключается в необоснованном создании проектов или моделей «лучшего общества», желании улучшить работу различных социальных институтов.

– Бред сутяжничества. При данной форме бреда больной испытывает потребность в борьбе за отстаивание прав, свобод. Он подает судебные иски, пишет жалобы, требуя восстановить какую-либо «справедливость».

– Бред происхождения заключается в том, что больной оказывается крайне озабочен собственным происхождением, уверяя всех, что он принадлежит к древнему роду, старинной фамилии, той или иной нации. При этом зачастую он отказывается признавать своих настоящих родителей, считая, что на самом деле его родители – более знаменитые или богатые люди.

– Ипохондрический бред выражается в убеждении человека в том, что у него есть какое-то заболевание. Как правило, больные представляют, что больны тяжелым, а зачастую и неизлечимым заболеванием.

– Бред изобретательства. При данной форме бреда больной делает новые открытия, которые либо оказываются простым копированием уже известного опыта, либо не имеют никакого практического и теоретического значения.

– Бред ревности заключается в убежденности в измене своего сексуального партнера. Такие больные устраивают слежки с целью получить доказательства измены и часто находят такие «факты» в совершенно безобидных предметах или событиях. Убежденность в неверности не могут изменить никакие доказательства обратного.

– Бред ущерба заключается в том, что человек убежден в порче или краже своего имущества. Больному кажется, что у него воруют или что кто-то целенаправленно мешает его существованию.

– Бред отравления заключается в убежденности больного в том, что кто-то желает ему смерти и пытается отравить.

– Нигилистический бред. При данной форме бреда больному зачастую кажется, что он присутствует при последних днях человечества и в ближайшее время должен произойти конец света. Нигилистический бред также часто характерен для больных, уверенных в том, что действительности не существует, а реальность на самом деле является, например, сном.

Литература

1.  Анастази А. Психологическое тестирование. – Кн. 1, 2. – М.: Педагогика, 1982.

2. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978.

3. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М.: Наука, 1977.

4. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983.

5. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. – М.: Мысль, 1989.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. – Т. 3. – М.: Педагогика, 1983.

7. Гончаров B.C. Типы мышления и учебная деятельность: Пособие к спецкурсу. – Свердловск, 1988.

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.

9. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М.: Педагогика, 1984.

10. Лурия А.Л. Язык и мышление. – М.: Наука, 1979.

11. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

12. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М.: Наука, 1981.

13. Петухов В.В. Психология мышления: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. – М.: Просвещение, 1969.

15. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1977.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1989.

17. Тихомиров O.K. Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Виды мышления в психологии 🍋

Автор Таня Хохлова в . Опубликовано Психология

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Благодаря мышлению человек способен создавать новые идеи, выдвигать собственные суждения, строить убеждения, анализировать намерения при достижении цели и многое другое.

Процесс мышления проявляется там, где человеку необходимо принять решение, спрогнозировать будущие события, сделать выводы о каком – то явлении.

Определение мышления

Мышление — сложный психологический феномен, в современной психологии не существует единого определения термина мышления.

Во время психических процессов ощущения и восприятия человек получает ограниченное знание о мире, которое составляет чувственную, поверхностную картину. Погружение себя во все сложности окружающего мира не представляется возможным без процессов мышления.

Мышление способствует пониманию сути вещей, закономерностей этого мира.

Определяя, смотря в окно, на мокрые крыши и дорогу, что был дождь, либо устанавливаем закономерности движения планеты – мы совершаем операции мышления. Таким образом, сопоставляя различные факты, человек может выявить закономерности в явлениях и сделать выводы.

С точки зрения С.Рубинштейна, мышлением называется неразрывно связанный с речью и определяемый социальным развитием процесс нахождения и открытия нового. Это процесс интерпретации реальности во время анализа и синтеза, основываясь на практических знаниях.

Во время операций анализа происходит разделение объектов наблюдения на составные части, выделение из них отдельных свойств и общих признаков. А во время операций синтеза происходит объединение отдельно стоящих составляющих в единое целое.

Мышление является специфическим видом деятельности, включающим в себя различные составляющие, имеющие исследовательский, интерпретационный и познавательный характер.

Оно решает насущные проблемы индивида.

Мышление имеет непосредственную связь с остальными составляющими познания: речью, памятью, вниманием, воображением и восприятием.

Благодаря этим процессам мышление получает информацию, необходимую для нахождения выхода из сложившейся ситуации. Затем мышление интерпретирует эти данные и, основываясь на результатах, может придти к выводу или выявить закономерность.

С помощью мышления мы можем ответить на вопросы, которые находятся не под властью эмоций. К примеру, следователь во время просмотра места происшествия находит следы преступления.

Он пытается выделить существенные данные, найти между ними последовательность или закономерность, опираясь на логическое мышление сконструировать ход произошедшего преступления.

Такая реконструкция становится возможной благодаря пониманию внешних проявлений и пониманию сущности происходящего.

Именно мышление позволяет человеку правильно сориентироваться в окружающей реальности и использовать эти знания при необходимости.

Виды мышления

В психологии выделены разнообразные типы мышления, обусловленные многообразием задач, способами достижения результатов, механизмами используемыми человеком в этом процессе.

Различают виды мышления по содержанию:

  • наглядно-образное;
  • наглядно-действенное;
  • абстрактное.

По характеру задач:

  • практическое;
  • теоретическое.

По степени новизны и оригинальности:

  • творческое (продуктивное) мышление;
  • репродуктивное.

Наглядно – действенное мышление

Рассмотрим варианты мышления, отличающиеся содержательно.

Суть наглядно-действенного мышления в том, что для разрешения затруднительной ситуации, необходимо её переработка или изменение, и совершение физического действия или какое-то физическое проявление активности.

Так, к примеру, уже в раннем детстве человек способен к проявлению операций анализа и синтеза, во время сборки конструктора и разделения его на отдельные составляющие. Ребенок к этому возрасту способен на целостное восприятие объектов и может их использовать в своих целях.

Наглядно – образное мышление

Для проведения операций наглядно-образного мышления необходимы различные образы и представления, благодаря этому типу мышления возможно превращение ситуации в план образов. Этот тип мышления способен к более полной передаче разнообразных свойств объекта, поиск необычных его характеристик и сочетаний.

[advice]В упрощенной форме этот вид мышления проявляется в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает мыслить с помощью образов.[/advice]

Читая сказки, ребенок уже может воспринять отдельные объекты и представлять их в своей голове как образы и символы. Люди с преобладанием данного типа мышления склонны к творческим профессиям, это поэты, художники, дизайнеры, архитекторы.

Словесно – логическое мышление

Характерной чертой абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно возможно благодаря опоре на понятия, суждения, использует только точные проверенные данные. Данным типом мышления обладают люди науки, теоретики и логики.

Теоретическое и практическое мышление

Выделяют различные виды мышления отличающегося по характеру выполняемых задач. Для теоретического мышления характерно познание законов и правил.

Оно выделяет существенное в различных явлениях, выделяет связи, закономерности и просчитывает тенденцию развития.

Самым распространенным примером теоретического мышления является открытие периодической систему Менделеева, который смог проанализировать все факты и составить их в логичную последовательность. Основной задачей практического мышления является влияние на окружающую действительность и дальнейшее её преобразование.

Продуктивное и репродуктивное мышление

Психолог З.И.Калмыкова выделила различные по новизне виды мышления: продуктивное и репродуктивное. По репродуктивным она понимала тип мышления, обеспечивающий решение задач, опираясь на уже известные человечеству способы решения проблемы. Мышление выделяет новое знание, основываясь на уже известных до этого способах.

Продуктивное мышление неразрывно связано с творческим потенциалом человека, его интеллектуальными способностями.

Этот тип мышления отличается быстротой усвоения знаний, широтой применения в новых условиях, оперированием ими в различных ситуациях.

Все рассмотренные виды мышления у человека неразрывно связаны и существуют совместно, в одном и том же виде деятельности могут проявляться несколько видов мышления. Однако, каждому человеку свойственен свой доминирующий тип мышления.

Ни один из них не может быть назван более эффективным, чем остальные. Все они требуют приблизительно одних затрат интеллектуальных ресурсов, и не могут являться определяющим фактором оценки умственных способностей человека.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Продуктивное мышление — лекции на ПостНауке

Более сложный случай — это когда метод решения задачи неизвестен ее решателю. Возьмем другой пример из другой сферы. Школьник десяти лет сталкивается с обычной жизненной ситуацией, когда на него обиделся кто-то из близких. И он не знает, как наладить и восстановить отношения с этим человеком. Он пытается и так и сяк, но у него не получается. И если это смышленый ребенок, он начинает анализировать ситуацию и искать возможные пути ее решения. И вспоминает, что пять лет назад он был свидетелем ситуации в семье, когда или мама папе сказала грубое слово, или наоборот и второй родитель обиделся. Родители дулись друг на друга, и в конечном итоге один из них подошел и сказал: «Извини, пожалуйста, давай с тобой помиримся». Второй родитель расплылся в улыбке, и дальше все было хорошо. Этот ребенок, решая актуальную задачу, проанализировал прошлый опыт и вдруг вспомнил определенную ситуацию, которая когда-то была совершенно неясна. Он вспомнил ее в другом ракурсе, экстрагируя, вытаскивая из нее принцип решения. Как видно, этот метод решения совершенно другой. Он предполагает активную мыслительную деятельность человека, когда нужно проанализировать свой прошлый опыт, имеющиеся знания и вытащить оттуда принцип, который до сих пор был неизвестен. Это второй уровень решения задач.

И наконец, Отто Зельц предложил еще более сложный метод, который здорово работает и в продуктивном мышлении. Я вам его проиллюстрирую на достаточно известном примере с Бенджамином Франклином — это бывший президент Америки, который в молодые годы занимался научными изысканиями. Он долгое время бился над проблемой, которая в то время очень волновала все человечество: как канализировать мощную энергию молнии, чтобы она не била в корабли, повозки, здания, дома; каким образом обезопасить людей от этой мощной энергии? Никто не мог решить эту задачу, и он тоже. Он бился и мучился до тех пор, пока однажды не явился свидетелем очень простой и достаточно банальной ситуации. Он увидел, как на лугу папа с сыном запускают воздушного змея. Он посмотрел на змея как на предмет, который высоко парил в небе и был соединен ниточкой со стоящим на земле человеком. И вдруг его осенило. Он понял, что решение проблемы, волнующей человечество, заключается в том, чтобы вывести в небо какой-то высокопроводящий электричество предмет и соединить его с землей. То есть этот воздушный змей натолкнул его на классное инженерное решение, и в результате появился хорошо нам известный громоотвод. Это более сложный случай, когда принцип решения задачи не представлен в готовом виде в голове у человека. Он не находится в прошлом опыте, а представлен в какой-то наличной ситуации, когда случайные обстоятельства могут натолкнуть на гениальное решение.

Эти методы решения задач, предложенные Зельцем, могут достаточно эффективно использоваться и в образовательной практике. Конечно, как легко заметить, наиболее развивающим методом является последний, предполагающий случайное связывание ситуаций и экстрагирование, выделение основного принципа решения актуальной задачи из подаренной судьбой картины или ситуации. Но и второй метод тоже прекрасен, потому что он развивает способность школьника анализировать свой собственный опыт, какие-то жизненные ситуации, в которых этот школьник оказался, и находить там решение задачи. И первый, самый простой метод тоже хорош, — наверное, на этапе начальной школы, когда ученики должны научиться применять объясненный им и апробированный метод к совершенно другому классу ситуаций. Все эти три метода хороши, и, если их правильно использовать, они, безусловно, сыграют во благо эффективности образовательного процесса в школе. Эти два магистральных подхода к исследованию мышления — гештальтподход и подход Отто Зельца — каждый по-своему описывают специфику мыслительного процесса. В научно-психологической литературе они во многом даже противопоставляются друг другу. Но, как легко увидеть, оба этих подхода могут привнести в образовательный процесс очень много интересного и нового и, безусловно, могут быть использованы и в решении поставленных задач, и в развитии творческого, продуктивного мышления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *