Психологические ресурсы — Психологос
Ф.Е. Василюк (1984), разводя понятия стресс, фрустрация, конфликт и кризис, обосновывает четыре категориальных поля, соответствующих жизненным мирам, — витальность (см. ниже), деятельность, сознание и воля. На наш взгляд, ресурсы совладания с экстремальными ситуациями удобно относить именно к этим категориальным полям. Соответственно, можно разделить и техники, часто используемые в процессе реабилитации и психотерапии – в зависимости от того, на поддержание какие ресурсов совладания они направлены. На поддержание витальности – интереса, желания, активности – направлены многие техники телесной психотерапии (например, Е.С.Мазур, 2003), техники фокусирования (Ю.Джендлин, 2000). Основная их цель – пробудить в человеке желание жить, справляться с ситуацией, чтобы затем опереться на это желание, интерес при работе с психотравмирующими переживаниями. Опора на деятельность при реабилитации подразумевает акцент на активность человека в преодолении трудностей, на его стремление действовать и побеждать. «Попробуй сделать это» — эта техника часто применяется не только в бихевиоральной психотерапии, но и в когнитивной, арт-терапии, телесной психотерапии, гештальт-терапии. Наконец, сознание включает понимание того, как и почему я поступаю в той или иной ситуации, выбор, согласование конфликтующих мотивов. К этому категориальному полю относятся некоторые техники психоанализа, экзистенциальной психотерапии, гуманистической психотерапии. Работа в этом поле – это попытка осознания того, что эмоция, аффект, вина, переживание – это некоторое явление, имеющие свои причины и следствия. Тогда они перестают застилать все вокруг (как, например, явления «вторжения» воспоминаний, чувство вины, страх), и возможна дальнейшая реабилитационная или психотерапевтическая работа. В качестве иллюстрации можно вспомнить распространенную технику ситуационной реконструкции (например, S. Maddi, 1997, 1998) – событие рассматривается в расширенной перспективе, рассматриваются и анализируются его причины и возможные следствия, что приводит к переоценке угрозы и негативности самого события, его роли в жизни человека в целом.
Поиск психологических ресурсов и опора на эти ресурсы, как правило, является ключевым моментом как в саморегуляции (см. ниже), так и при реабилитации в экстремальных условиях. Если человек убежден в своих силах контролировать происходящее, готов активно действовать и преодолевать трудности и эти убеждения остались непоколебимы в экстремальных условиях – ему достаточно опереться на эти психологические ресурсы. Если же (значительно чаще) это не так, необходим кропотливый поиск психологических ресурсов, которые позволят восстановить и сохранить уверенность и самообладание. Существует однако и второй вариант саморегуляции – при опоре не на психологические ресурсы, а через собственно экзистенцию. Личность принимает свою ответственность за происходящее и то, что случится – и отношение мотивационно-смысловая сфера личности – саморегуляция обращается. Действуя в экстремальных условиях, вопреки переживаниям личность изменяет, формирует собственные убеждения и диспозиции.
ВИТАЛИЗМ (лат. vitalis — живой, жизненный) — течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. Витализм берет свое начало от древнего анимизма. Элементы витализма содержались в философском учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин. Наиболее полно система витализма была изложена немецким эмбриологом Г. Дришем (конец 19 — начало 20 вв.). Методологической основой его витализма явилась «машинная теория жизни». С позиций последней было трудно объяснить вскрытые факты регуляции процессов развития, способности отдельных клеток на самых ранних стадиях деления оплодотворенной яйцеклетки развиваться до полноценного организма, явлений регенерации и т.д. Механистические представления о природе клеточных делений и взаимосвязи клеток в многоклеточном организме не позволяли объяснить сущность процессов регенерации и регуляторный характер процессов развития. Эти процессы составляли, по убеждению Дриша, сущность явлений жизни. Но эта сущность определяется, по Дришу, т. н. «энтелехией», фактором «заключающем в себе цель». Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени, создает пространственную организацию живого, определяет ее целесообразность. Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители витализма. (И. Рейнке, Р. Франсэ и др.). Для витализма характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепциям, которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни. Например, Дриш активно выступал против эволюционной теории Дарвина, концепции наследственности Г. Менделя.
Витальность Я — (Витальность «Я») разновидность самосознания: сознание психофизического единства собственной личности.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ — стихийное и осознанное использование человеком разнообразных приемов и технологий, помогающий нормализовать или настроить нужным образом свое эмоциональное состояние.
Ссылки
Психолог как активатор психологических ресурсов клиента
Психологические ресурсы личности, как правило скрыты от сознания человека — носителя этих самых ресурсов. Под психологическим ресурсом обычно понимают внутренние резервы человека, которые хранятся за семью печатями в подсознания, ожидая когда он их задействует. Психолог выступает для клиента как активатор его ресурсов.
Психологические ресурсы человека
Психологический ресурс — внутренний ресурс человека как умение противостоять жизненным невзгодам, это набор качеств и умений, это внутренняя сила человека, это его потенциальные и реальные возможности.
Не всякий человек осознает все свои ресурсы, не все психологические ресурсы доступны к применению по запросу. Некоторые из них еще только предстоит открыть в себе и активировать.
Насколько Вы психологически ресурсная личность?
Психологический ресурс человека считается активным, когда:
он осознается как свой,
он уместно применяется в ответ на угрозу организму и/или личности,
он взят на вооружение как стратегия поведения и реагирования.
Насколько Вы осознаете себя психологически готовым к трудностям жизни, настолько Вы ресурсная и активная личность.
Вообразите себя попавшим на тропический остров в открытом океане. У Вас есть топор, лодка и снасти для охоты и ловли рыбы. Так вот то, что я перечислил — не ресурсы, а инструменты. А Вашими психологическими ресурсами будет умение использовать эти инструменты для выживания, уверенность в собственных силах, способность отвечать вызовам природных сил. Вера в свои способности и возможности.
Какие психологические ресурсы своей личности вам известны? Напишите ответ в комментариях.
Всё возможно, если человек активировал свои ресурсы
4 типа психологических ресурсов личности
Существует четыре мира человека, которые задействуют различные психологические ресурсы его личности:
Витальный мир. Использует ресурсы связанные с физиологическим выживанием как биологического организма. Как приспособиться к новой диете, как телесно выдержать стресс, умение быстро собраться в трудной ситуации и расслабиться после ее завершения.
Деятельностный мир. Задействует психологические ресурсы навыкового поля. Такие как умение зарабатывать деньги или способность метко стрелять из лука. Навык разжечь костер с одной спички может спасти жизнь заблудившемуся в лесу человеку. Сюда относятся так же способности к прикладным видам творчества.
Сознательный мир. Активирует когнитивные ресурсы, связанные с умением впитывать, обрабатывать, анализировать, синтезировать и обрабатывать информацию. Умение придумывать идеи и изобретать новое относятся к «сознательным» психологическим ресурсом.
Волевой мир. Востребует от человека психологические ресурсы, связанные с эмоционально-волевой сферой. Умение управлять своим психологическим состоянием и эмоциями, навыки ассертивного поведения, вера в себя и свои возможности.
Таким образом, если вернуться к ситуации с выживанием на необитаемом острове, то Ваша способность кардинально поменять рацион задействует витальные психологические ресурсы. А навык ловли рыбы относятся к деятельностным. Если Вы изобретете ловушку для добычи крабов и устриц, то Вы активируете сознательные ресурсы. И если займете активную позицию в ответ на трудности ситуации и будете верить в спасение — волевые.
Загрузка …
Психолог как активатор психологических ресурсов человека
Роль психолога активировать во время психологической работы эмоциональные и волевые, витальные и мыслительные ресурсы человека — его Клиента.
Задача психолога быть ресурсом для своих Клиентов
На самом деле роль психолога вывести психологический ресурс из подсознания Клиента, помочь ему осознать собственную силу и побудить к активации и закреплению данного ресурса в жизни.
Настоящий психолог выступает для своих Клиентах в 3-х ипостасях:
психолог как ресурс поддержки и принятия,
психолог как образец для подражания и копирования его ресурсов клиентом,
психолог как активатор внутренних психологических ресурсов человека.
Психолог как психологический ресурс верит в возможности человека самостоятельно справиться с вызовами жизни, он помогает человеку поверить в его ресурсность и способности.
Используйте ресурсы психолога как психологический ресурс >>>
Психологический ресурс как присвоенный навык
Позвольте показать развитый деятельностный ресурс очень известного лучника, который довел навык стрельбы из лука до совершенства.
Из данного видеоролика, который не нуждается в переводе, становится понятно, что данный навык был бы невозможен без задействования и активации волевых, эмоциональных и других психологических ресурсов.
Книга о развитии ресурса выживания в городских джунглях по методике спецслужб
Я веду речь о книге «Защити себя по методике спецслужб Бывший спец. агент раскрывает методы, которые могут спасти жизнь вам и вашей семье / Джейсон Хансон.
Бывший офицер ЦРУ Джейсон Хансон знает все о том, как не стать жертвой разбойного нападения или мошенничества. В своей книге он предупреждает об опасностях, которые подстерегают нас на улице и на парковке, в путешествии и в собственном доме, разоблачает многие уловки современных злоумышленников и учит быть готовым к любым неожиданностям.
Освой и используй ресурсные методики безопасности на улицах города!
Приобретите справочник по безопасности в издательстве МИФ!
Профессиональные приемы сотрудников спецслужб, которые вы освоите, прочитав его книгу, помогут вам защитить себя и свою семью в любой ситуации.
Несколько советов из книги «Защити себя по методикам спецслужб»
Приведу один из множества приемов описанных в этом справочнике, он пригодится вам, в случае, если Вам кажется что за вами следят.
Прием четвертый: не покидайте людных мест
Если вы уверены, что кто-то вас преследует, ни в коем случае сразу же домой не бегите. Кажется, что нет ничего надежнее собственного дома — можно запереть все двери, можно позвать на помощь, однако это последнее место, куда вы должны идти. Вы хотите показать преступнику, где вы живете?
Он может ворваться в дом вслед за вами, а может затаиться и попытаться проникнуть позже.
Если за вами следят…
• Оставайтесь в людном месте и обратитесь за помощью. Безопасные места — рестораны, кафе, магазины, в которых много покупателей, людные улицы.
• Никогда не сворачивайте на темные улицы, в переулки, в проходы, потому что там преступник может на вас напасть.
• Если вас преследуют в каком-то месте, где много людей, вроде большого магазина, не пытайтесь выйти из него и добраться до своей машины. Преступнику нужно всего лишь дождаться вас у выхода. А потом он может нагнать вас у машины или проследить за вами до самого дома.
Обратите внимание на обувь
Если вам кажется, что за вами следят, обратите внимание на обувь преследователя, чтобы убедиться в том, что это один и тот же человек. Потому что очень просто снять или надеть кепку, очки или применить какой-либо иной прием, позволяющий изменить внешность. Но вот сменить обувь очень даже нелегко: вряд ли преступник станет таскать с собой запасную пару.
Если Вы живете в крупном городе — советы из книги от бывшего спец.агента ЦРУ — автора книги будут для Вас незаменимы.
Поделитесь статьей в социальных сетях и оцените этот материал!
Напишите в комментариях, какие психологические ресурсы уже активированы и используются вами? Как Вы считаете есть ли ресурсы внутри Вашей психики, которые заблокированы или не осознаваемы? Как Вы собираетесь их активизировать и сделать практическими навыком?
Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!
Ресурс — Психологос
Ресурсы — это необходимые для жизни человека источники, запасы, средства и предпосылки. В повседневной жизни, это энергия, деньги, эмоции и так далее. Близкое понятие — добро.
Виды ресурсов
Ресурсы бывают
Использование ресурсов
Ресурсы можно тратить, а можно вкладывать, можно нарабатывать их своими силами и честно, можно за счет других (см. Способы человеческой жизни).
Трата — это нецеленаправленное использование ресурсов, расходование, уничтожение ресурсов. Близко: Растяпа — тот, кто раздает добро задешево.
Вклад — это использование ресурсов, направленное на достижение какого-то определенного результата (как вариант — на восстановление этого или другого ресурса).
Отношение к ресурсам Творца, Романтика, Потребителя, Паразита
Паразит. Для него ресурсы — это то, что нужно тратить и не нужно восполнять. Зачем? Другие восполнят. Паразит не заботится даже о своих ресурсах: о своем здоровье, о своей жизни в целом. Он уверен: кто-то должен за него все сделать: и жизнь, и карьеру, и семью.
Потребитель. О своем заботится, о чужом — нет. Свое восполнять готов, но настолько, насколько это необходимо ему. Избыток ресурсов тратит на развлечения и удовольствия.
Романтик. Обычно ресурсов не имеет, потому как не с чего их взять. Если вдруг ресурсы попадают в его руки — тратит необдуманно, зачастую по благородному порыву души все и сразу. После таких трат проблема остается, а ресурсы — нет.
Творец. Все ресурсы вкладывает: в себя и других талантливых людей рядом с собой. Каждый вклад должен работать, от каждого вклада должен быть эффективный результат — это основной критерий, важный для Творца.
Варианты ресурсов
Близкие понятия
Ресурсное состояние, состояние «в ресурсе» — состояние богатства всех имеющихся ресурсов: энергетики, эмоций и пр. В ресурсном состоянии проще всего достичь какого-то результата: есть что вкладывать.
Такое состояние характерно для людей, которые не только вкладывают или тратят, но и не забывают вовремя восполнять ресурсы.
О психологическом ресурсе
Хочу поделиться свои размышления о «психологическом ресурсе». Для лучшего понимания написанного тут рекомендую сначала прочитать мой текст «Почему психотерапия работает?» — во многом я буду исходить из него.
Клиенты на психотерапию к психологу приходят за ресурсом. Но что такое «ресурс»? Буквально в их жизни есть какая-то не устраивающая ситуация, но нет чего-то, что помогло бы с этим справиться. Эта отсутствующая субстанция, необходимая для решения трудностей и называется многогранным словом «ресурс».
Деньги, предметы, дружеские или любовные отношения… всё это является ресурсом для человека. Однако в контексте психологической работы мы можем говорить исключительно о «психологическом ресурсе».
Что такое психологический ресурс?
В разных направлениях это понятие имеет разное значение. Поэтому, не уходя в пространные объяснения, сосредоточусь на понимании психологического ресурса с точки зрения идеи о целостности человека и естественной потребности в её обретении.
Психику человека можно представить в виде огромного числа противоположных элементов: мужское и женское, Инь и Ян, активность и пассивность, стремление к близости и потребность в уединении, агрессивность и миролюбие, принятие и критика, добро и зло, «человеческое» и «животное», возвышенное и мирское, смелость и трусливость и т.д.
Две части одного целого
Все эти противоположные проявления сосуществуют в нас одновременно, и каждая пара представляет единое целое – как две стороны одной монеты. В идеале эти элементы гармонично дополняют друг друга, но зачастую находятся в конфликте: человек сознательно занимает одну из сторон, соединяется с ней, а другую подавляет. И в этом смысле, чем больше человек считает, что знает себя, чем больше он ассоциируется с конкретными своими проявлениями – тем большими внутренними конфликтами он раздираем.
Конфликты разных частей Я
Внутренние конфликты разрушительны для психики и весьма энергозатратны. Они подобны электрическому напряжению, которое возникает из разности потенциалов: чем больше поляризованы частицы, тем большее напряжение между ними возникает. Чем больше поляризованы разные части нас, тем к большему конфликту это приводит.
Как я говорил раньше, человеческая психика стремится к целостности. Разные противоборствующие проявления постоянно пытаются прийти к непротиворечивому единству. И лишь мы сами препятствуем тому, чтобы это произошло. Возможно мы поступаем так вследствие пережитых психологических травм, ранних решений, перенятых семейных сценариев… Для нас сейчас это не важно, а важно лишь то, что мы сами поддерживаем состояние конфликта и тратим на это массу собственных сил.
Так что же в такой картинке может быть «психологическим ресурсом», за которым приходят клиенты к психологу? Какую работу может совершать специалист? Существует несколько вариантов.
Усиление-подавление
Это то, что делают большинство людей друг с другом и с самими собой – пытаются решить внутренний конфликт парадоксальным и не работающим способом: через ещё большее его усиление.
Усиление одной части и подавление другой
В подавляющем большинстве случаев в нашем обществе, если мы обратимся с психологической проблемой к другому, то услышим разные варианты послания «соберись тряпка». Слово «соберись» направлено на мобилизацию принимаемой части, «тряпка» — нацелено на обесценивание и подавление отрицаемой.
То, что мы слышим от других:
«Ты молодец, ты права, а он козёл, бросай его»
«Не парься, всё это фигня, собери сопли»
«У меня бывало и хуже, но я справился»
И так далее.
Достраивание до целого
Другой вариант ресурса, который может дать специалист – достраивание клиента до целого. Осуществляется он за счёт того, что психолог в общении с клиентом берёт на себя какую-то его «утерянную» часть. Например, психотерапевт может взять на себя роль «достаточно хорошего родителя», которого у человека могло не быть в детстве. Клиент тогда находится в позиции ребёнка и в этом контакте получает возможность взросления – присвоение себе «внутреннего родителя».
Достраивание до целого
В идеале, конечно, в ситуации «достраивания до целого» клиент со временем приходит к интеграции «утерянной» части самого себя (следующий вариант). Хотя здесь же есть ловушка зависимости, когда только в общении с психологом человек чувствует себя целым. Поэтому постоянно стремится на консультации, испытывает сильную тревогу, когда в работе происходят перерывы, саботирует изменения, чтобы продолжать работу… и специалист его в этом поддерживает, сжившись с дополняющей ролью и не желая от неё отказываться. К тому же поддержка зависимости клиента финансово выгодна для психолога, хотя совершенно не профессиональна.
Исцеление
Если все предыдущие варианты предполагали внесение внешнего ресурса в психологическую реальность клиента, то исцеление означат то, что клиент высвобождает свои внутренние силы. Ситуация внутреннего конфликта не естественна для нас и требует постоянных значительных усилий, которых мы из-за привычности происходящего не замечаем. Обретение большей целостности автоматически приводит к тому, что мы возвращаем себе ту энергию, которая раньше была направлена на разделение частей себя. Переживается это по-разному, но общее – чувство облегчения.
Основная работа психолога в этом варианте: принятие и уважение разных проявлений клиента и самого себя, творческий поиск новых вариантов их взаимодействия.
Символ Инь-Ян: противоположные части дополняют друг друга,
создавая гармоничное целое
Кроме непосредственного психологического воздействия на клиента, специалист осуществляет влияние и по факту взаимодействия. Это эффект резонанса. Ролло Мэй в своей книге «Мужество творить» описывает это с помощью метафоры, которая мне безумно нравится. Он говорит, что если в одной комнате находятся две одинаково настроенные гитары, то если на одной из них тронуть струну, то и на другом инструменте точно такая же струна начнёт вибрировать. Точно так же и с людьми.
Если психолог находится в состоянии целостности или в процессе её обретения и устойчив в этом, то это же резонирует в клиенте. Это объясняет не только волшебство контакта в психотерапии, о котором пишут и говорят множество психологов, но и феномен благотворного и успокаивающего влияния одухотворённых людей. «Музыка» их целостности благодаря эффекту резонанса звучит в нашей душе, помогая и нам самим становиться такими же.
Другие статьи
Тренинг по психологии на тему Ресурсы
Занятие №21: Мои ресурсы.
Цель: Знакомство с ресурсными возможностями в трудных ситуациях.
Задачи:
План:
Программа занятия:
1. Приветствие «Мои действия — мои выражения настроений».
Цель: создать рабочую атмосферу путем высказывания о своем состоянии.
Ведущий предлагает участникам настроится на работу. Для этого просит представить каждого участника, с каким движением он бы себя проассоциировал.
Инструкция: Выразите свое настроение или состояние в действии. Это может быть любой жесть или комплекс движений, которые могут быть похожи на движения животных или каких-либо механизмов. А затем объясните, что и как, по-вашему, отражено в действии. Например: «Я изобразила движение, похожее на передвижение черепахи, потому как чувствую себя сегодня именно так: вяло, медленно и сонно».
2. Дискуссия «Ресурс – только лишь «внешние кирпичики»?»
Цель: путем совместной дискуссии выявить определение личностного ресурса, конкретизировать понятие.
Ведущий начинает занятие с выяснения понятия «ресурс». Варианты ответов он может записывать на доску.
Инструкция: Как и в предыдущих занятиях, сегодня мы начнем с выяснения того, что же такое это таинственное понятие «ресурс». В конце концов здесь мы занимаемся не географическими поисками природных ископаемых. Как думаете, как это понятие может быть связано с человеком, с его личностью.
Пояснение.
Наличие определенных ресурсов, потенциалов, возможностей расширяет поле деятельности личности, делая более достижимыми значимые цели в жизни. Ресурсы как бы субъективно повышают ценность человека в глазах окружающих и в его собственном мнении о самом себе, делают его более сильным, значительным и продуктивным. Когда мы выносим суждение о другом человеке, мы учитываем не только его актуальную ситуацию, но и потенциальные возможности и ресурсы, поскольку резервы и ресурсы – в определенном смысле значимый капитал каждой личности [2].
Ресурсы делятся на социальные и личные, иначе говоря – внешние и внутренние. Внешние ресурсы – это материальные ценности, социальные статусы (роли) и социальные связи, которые обеспечивают поддержку социума, помогают человеку снаружи. Внутренние ресурсы – это психический личностный потенциал, характер и навыки человека, которые помогают изнутри. Однако, деление на внешние и внутренние ресурсы достаточно условно. Те и другие ресурсы тесно связаны и при утрате внешних ресурсов постепенно происходит утрата ресурсов внутренних. Надежные внешние ресурсы обеспечивают сохранность внутренних ресурсов, но только в том случае, если эти внутренние ресурсы уже есть. Иногда человек получает внешние ресурсы, еще не имея внутренних, и это подобно лишь внешней декорации, которая в любой момент может осыпаться.
Чем больше уже приобретенные внутренние ресурсы, тем выше способность человека восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше его сопротивляемость среде, сильнее его субъектность, воля, эго-интеграция, локус контроля, самосознание и самоэффективность, стрессоустойчивость при сохранении целостности личности. Важно понять, что самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без внешних ресурсов, восстанавливать их с нуля, наращивать в любой ситуации и обеспечивать сверх-адаптацию, сопротивляясь среде в одиночку.
На одних внутренних ресурсах человек долго существовать не может, он должен найти подходящую среду и вступить с ней во взаимообмен, обеспечивать с ее помощью все свои потребности, от низших до высших, иначе через какое-то время внутренний потенциал будет исчерпан. Вот почему в идеале, человек должен постоянно заботиться о поддержании и наращивание тех и других ресурсов, и чем сильнее его внутренние ресурсы, тем проще наращивать внешние. И чем больше он сам нарастил ресурсов внешних, тем сильнее он стал внутри.
Для понимания проблемы ресурсов, надо осознавать насколько это динамичный процесс, насколько он находится в движении. Нельзя однажды накопить ресурсы и навсегда приобрести силу. Ресурсы требуют постоянного взаимодействия со средой, постоянного развития и обновления. Отдавая внешние ресурсы и не приобретая взамен других, человек ослабляет свои внешние позиции, что не может не отражаться на его автономии, каким бы сильным он когда-то ни был.
Можно взаимодействовать не с конкретными личностями, а с культурным социальным пластом, читая книги и постигая искусство, можно вести достаточно замкнутый образ жизни, занимаясь творчеством, обращенным к потомкам, однако это тоже социальное взаимодействие, причем иногда весьма интенсивное, более интенсивное, чем поверхностные тусовки, но вне социума никаких источников энергии нет. Относясь к окружающему миру враждебно или без интереса, человек очень быстро истощает себя. Любовь, страсть, восторг, любопытство, вдохновение, восхищение, изумление, интерес, симпатия, влечение, тяга, поиск, стремление, желание, жажда – все это способы подключиться к новым источникам энергии.
3. Упражнение «Что я нового для себя открою».
Цель: выявление и конкретизация способов восполнения внутренних ресурсов.
Ведущий предлагает участникам разделиться на команды, каждая из которых будет на листе А3 схематично изображать свои способы восполнения внутренних сил.
Инструкция: Сейчас мы поделимся на команды, каждая из которых получит по большому листу бумаги и по набору изобразительных средств. Задача каждой команды в течении 15 минут изобразить способы, которые вам помогают восполнить свои внутренние силы. После каждая команда будет иметь возможность представить свои варианты.
Ведущий может записывать варианты на доску (флипчарт).
4. Разминка «Варианты выражения мыслей».
Цель: переключение внимания с целью предотвращения усталости, взбодрить двигательным занятием.
Участники садятся в круг. У одного есть мяч, задается несложная фраза, которая затем последовательно дополняется логичными по содержанию предложениями. С каждой переброской мяча новое(-ые) предложение (слова).
Инструкция: Немного отвлечем внимание и поиграет в игру с мячом. Сейчас в круг я дам одному человеку мяч, который он может передать любому участнику, но при этом озвучивая начало какого-то предложения, которое должен закончить участник, словивший мяч. Мяч перебрасывается не по кругу, а случайно. Может быть так, что в какой-то то момент, получивший мяч попадает в трудную ситуацию, игра начинается с другой фразы.
5. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие».
Цель: релаксационная процедура, в процессе которой участники обращаются к своим внутренним ресурсам; снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление, повышение уверенности в себе.
Ведущий предлагает участникам прослушать текст для релаксации. В процессе, если позволяют технические возможности, можно включить спокойную музыку, которая больше всего подходит к представлению данной картины. Зачитывать текст надо тихим и спокойным голосом, делая периодические паузы для лучшего представления.
Инструкция: Выберите самое комфортное положение тела. Закройте глаза и несколько раз глубоко вдохните, приступая к релаксации (пауза 20 секунд). Позвольте дыханию протекать естественно, в спокойном, расслабленном ритме. Ваш живот поднимается как можно выше, когда вы вдыхаете, и опускается как можно ниже, когда вы выдыхаете. Кажется, что вы дышите животом, а не грудью (пауза 15 секунд). Сейчас ваше дыхание станет медленным и регулярным (пауза 30 секунд). Теперь сосредоточьтесь на тех частях тела, которые я буду упоминать, и сбросьте любое напряжение, которое вы в них почувствуете. Сначала голова, лицо и шея (пауза 20 секунд). Расслабьте плечи и руки (пауза 20 секунд). Торс (пауза 15 секунд). Верхние части ног (пауза 15 секунд). Теперь нижние части ног и стопы (пауза 15 секунд). Теперь вы чувствуете в своем теле комфорт и замечательную расслабленность (пауза 15 секунд).
Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы… можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик.
Это орел, парящий над скалами… Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них… Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами… Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки… Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней…
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им…
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор… Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов… С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки… Пауза.
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам… А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы… Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира… Поблагодарите его…
Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия…».
После прочтения можно предложить два варианта работы.
Вариант 1.
Ведущий предлагает участникам высказаться по поводу своих ощущений и своего состояния. Кто-то также может рассказать, что он увидел.
Вариант 2.
Ведущий может предложить группе взять листы бумаги и изобразительные средства, и изобразить то, что они увидели, пока «летели». Это может быть абстрактный рисунок, который выражает эмоции. Участники после этого могут рассказать о своем рисунке и впечатлениях.
В приложении №3 можно найти другие варианты визуализации.
6. Упражнение «Я могу все».
Цель: поиск имеющихся внутренних и внешних ресурсов.
Ведущий предлагает участникам на листке обозначить 10 своих качеств, которые помогают им справляться с трудностями, а также 10 внешних ресурсов.
Инструкция: Поговорив о ресурсах, хотелось бы понять, как вы самостоятельно оцениваете свой ресурсный багаж. Что бы определить его содержимое, необходимо для самого себя выяснить, чем я могу наполнить этот багаж. Для этого предлагаю участникам на листках написать 10 своих качеств, которые помогают мне справляться с трудностями, и 10 внешних ресурсов, куда можно включить не только каких-то людей, но и сферы деятельности.
7. Завершение.
Цель: закрытие группы, выражение благодарности участников друг другу.
Ведущий закрывает работу группы.
Инструкция: Вот и подошли наши занятия к концу. Думаю, что многое, из того, что мы с вами выяснили, проработали и открыли сами для себя – было для вас полезным и пригодится в будущем. Хочу всех поблагодарить за активное участие и включенность в деятельность, так как именно благодаря вашей активной позиции мы смогли расширить горизонты репертуара поведения.
Литература:
Комиссарова М. http://evo-lutio.livejournal.com/41294.html
Соловьева С.Л. Ресурсы личности. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 12.02.2018).