Роли человека — Психология человека
Каждый из нас играет свою роль в этой жизни, навязанную нам другими людьми, либо выбранную нами самими. Эта тема достаточно интересная, потому я ее уже затрагивал в своих ранних статьях. Помимо психологического анализа, тема ролей обращает еще и философский взгляд на себя. Поведение человека не является загадкой, но и не изучено до конца, что придает такой науке как психология, большие перспективы. Вы только вдумайтесь в суть вопроса о ролях человека, которые полностью формируют его поведение. Не надо только путать роль с маской, которую человек сознательно может на себя нацепить, дабы казаться тем, кем он хочет казаться. Роли в отличии от масок, человеком практически не осознаются, они им в основном управляют, если конечно он не возьмет их под контроль. Роль – это рефлекс, реакция, как инстинкт, только с определенным подтекстом. В отличии от инстинкта, роль – это полностью продукт человека, это продукт внешней информации, которая переходит во внутреннюю суть человека. Чтобы было понятнее, давайте рассмотрим пример с несколькими ролями, которые управляют нашим поведением.
Допустим, вас обманули, и вы обижаетесь или злитесь, и вам кажется, что это вполне естественная реакция, которая должна быть в таком случае. Но это не так, это не естественная реакция, это ваша роль, и ей вы научились в процессе жизни. Кто-то научил вас испытывать обиду, злиться, переживать, ревновать, думать определенным образом и так далее. Все ваше поведение, это лишь смена ролей, согласно тем условиям, что вас окружают. А раз так, значит вы полностью предсказуемые и управляемые, чем разумеется можно пользоваться. И не надо думать, что это какой-то заговор группы лиц, которые пытаются подчинить вашу волю себе, это продукт социального происхождения, который возник в результате нашего взаимодействия. Ребенок берет пример с того что он видит, он культивирует то, чему его учат, ведет себя согласно окружению, полностью повторяя модель поведения других людей. Если бы он жил в лесу, подобно Маугли, тогда бы у него была роль соответствующая его окружению, он был бы диким и вел себя аналогично диким зверям. И большинство людей даже не понимают всей природы своего поведения, не говоря уже о способности им управлять.
В психике заключается великая сила, о чем еще говорил Карл Юнг, но взять эту силу под контроль чрезвычайно сложно. Например такая элементарная вещь как контроль собственных эмоций, требует от человека невероятных усилий. И роль требует того же, достаточно нацепить на человека униформу, и он уже олицетворяет себя с той личностью, которую ему навязали. Все роли навязываются, в социуме это вполне естественный процесс. Он отображает интересы социума и в какой-то степени интересы личности, только вот не всегда роль может быть уместной. Да и потом разве не интересно каждому из нас знать ту истину, которая имеет место в каждой конкретной ситуации?
Скажем отреагировали вы на ситуацию определенным образом, согласно реакции той роли, которую вы исполняли в это время. Но так ли должно было быть на самом деле, или быть может у этой ситуации, было иное решение? Этот вопрос тем более интересен, чем больше вы осознаете природу своего поведения. Самый простой способ к сознательности и определения себя как личности – это анализ каждого своего действия, каждого желания и поступка согласно ему. Вы должны пытаться понять, почему вы делаете то, что делаете, что толкает вас на это.
Если вы найдете исток этого толчка, вы поймете найдете и его природу, вы найдете ту роль, которая включается в вас в конкретной ситуации. Понять что она из себя представляет и что дает, уже вопрос технический, примеров аналогичного поведения вокруг вас предостаточно. Все роли идут из детства, и дополняются в течении всей жизни. Я считаю, что свобода человека определяется прежде всего свободой его разума, ничто так не угнетает человека, как роль угнетенного, которая давит на его психику. Одна большая роль которую мы все вынуждены играть – это роль жизни, ведь каждый из нас должен жить согласно задумке нашего создателя. И если роли являются неотъемлемой частью нашей жизни, лучше выбрать ту, что максимально приближена к совершенству.
Стать человеком просвещенным, может далеко не каждый, я не собираюсь философствовать на тему ролей, как собственно и в отношении всей психологии человека. Быть может я сделаю это в своих книгах, но сейчас могу сказать только одно, что каждому из нас под силу выбрать себе роль. Например вы можете не злится, а искать решение, не обижаться, а анализировать, не плакаться, а действовать и так далее. Зачем вам слабые роли, лучше уж быть сильным в этой жизни. Самый простой и примитивный способ определится с ролью – это самовнушение, это гораздо проще чем искать просветление, а результат придет быстро.
Роль – это определенное состояние психики в конкретный момент, и это состояние должно быть наиболее эффективным и адекватным действительности. Проще говоря правильно себя вести, это выходить победителем из каждой ситуации, к чему можно придти если работать над этим. Это не теория и не философия, это практическая часть жизни, роль которую вы сами себе выбираете, будет вашей сознательной ролью, и тогда вы будете ею управлять сами, в отличии от тех ролей которые управляют вашим поведением, находясь глубоко в подсознании.
Роли и личность — Психологос
Фильм «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту»
Днем я госслужащия, а вечером я чревоугодница. И там, и там я настоящая.
скачать видео
Каких ролей только нет! Есть роли шефа и подчиненного, покупателей и продавцов, посетителей госучреждений и чиновников, есть роли родителей и детей, старших и младших, любящих и обиженных… А также уверенных и нет, способных и дуриков, везунчиков и жизнью ударенных…
Если роль задается социумом, в этом случае чаще говорят о социальной роли.
«Он ведет себя так потому, что он — директор». «Ну что ты хочешь, это же полицейский!»
Если роль создается или выбирается самим человеком, чаще говорится о личностной роли, говорится о личностной модели и личностном образе.
Девушка ведет себя как девушка или как парень? Парень — как мужчина или хлюпик? Мужчина — как руководитель или рассерженный малыш? Женщина — как прислуга или как королева?
В рамках ролевого подхода личность можно рассмотреть как совокупность и динамичное сочетание привычных личностных и социальных ролей, а формирование личности, достижение ею социальной зрелости представить как освоение ею определенных ролей. Личность не просто то, что она делает, а то, что она играет. А играет она либо что-то свое, либо то, что ей задали. Чем более примитивный и более предсказуемый сценарий, тем легче согласиться, что личность — это система ролей, и тем меньше хочется это делать. Чем красивее, сложнее и возвышеннее жизненные сценарии, чем в большей степени это авторские разработки, тем труднее назвать такое поведение ролевым… Практически всегда есть возможность выйти из ненужной вам роли, даже если она уже почти вросла в вас, и всегда есть опасность заснуть, личностно умереть в уже привычных, ежедневных, обязательных для вас ролях.
Вся ли личность сводится к играемым нами ролям? Конечно, нет. Многое в поведение определяется рисунком тела и его функциональным состоянием. Когда в реализацию жизненных сценариев начинают вмешиваться то усталость, то пробуждающиеся гены, когда мотивирующую роль вдруг начинают играть гормоны — бывает, что ломаются самые достойные сценарии.
Мы выбираем роли или роли выбирают нас? — бывает и так, и так. Если вы ленивая массовая личность, то чаще роль выбирает вас, вы не хотите, пытаетесь сопротивляться, но потихоньку сдаетесь. Позже, когда все-таки освоите и освоитесь с новой ролью, постепенно начинаете ею пользоваться уже произвольно, выбирая место и время, выбирая ее или другую роль, выбирая стиль и способ выполнения этой роли. Если вы более активная и более развитая личность, то чаще вы изначально выбираете те роли, которые планируете освоить, и скоро становитесь тем, кем выбрали. Когда вы чувствуете себя уверенно или хотите отдохнуть, вы можете переключиться на автопилот и подчиняться той роли или тем ролям, которые вами управляют.Личностная роль начинается с узнаваемой модели поведения — например, для личностной роли Королевы это готовность быть в центре внимания, отдавать распоряжения в спокойной уверенности, что все распоряжения будут немедленно выполнены. С этим естественно связан определенный образ тела — например, королевская осанка, высокая гордая шея. У женщины в этой роли соответствующее лицо (выражение лица), жесты и манеры: спокойное лицо с внимательными глазами, умные, надежные и нежные руки. С ролью Королевы связаны характерные взгляды на жизнь, верования, ценности и мотивы, к примеру, «Этот мир принадлежит мне, и я о нем позабочусь», а также вытекающие из этого комплекса чувства, культура, образ жизни.
Например, чувства уважение к себе и к людям, культура высокая, образ жизни — свободный, сильный и ответственный.
Первое и главное условие освоение новой личностной модели — выбор, внутреннее согласие человека на это, интерес и желание это делать. Второй шаг — примерка и принятие решения: «Перспективно или не мое». Третий шаг — собственно освоение. Обвыкание, жизнь в новом стиле, гармонизация с другими внутренними личностными образами, выработка привычки. См.→
Личностные роли и маски
Маски сковывают и скрывают Я, личностные роли — дают свободу и развивают. При этом в процессе освоения практически любая личностная роль какое время оказывается немного чужой и мешающей маской, лишь со временем становясь удобным орудием Я или даже его естественной частью. См.→
Личностные роли и субличности
Личностные роли обычно описывают поле возможностей человека, субличности — поле проблем. О личностных ролях говорят преимущественно в психологии развития, о субличностях — в психотерапевтическом подходе.
Освоение новых ролей как способ развития личности
Освоение новых ролей — естественный способ развития личности, однако то, что было таким естественным в детстве, с определенного этапа взросления начинает вызывать вопросы… См.→
Меняя роль, меняем личность и управляем поведением
Меняя свою и чужую личностную роль, мы меняем всю мотивационную ситуацию в целом.
– Ты талантливый, у тебя получится. Подключи, пожалуйста, компьютер!
Все, парень идет и трудится. Что его к этому подвинуло? Лестная роль ТАЛАНТЛИВОГО. Очевидно, что это местная конкретизация более общей формулы: «Ты — настоящий мужчина, ты сможешь это!» По ситуации настоящие мужчины умеют и должны выносить мусор, сходить в магазин, вымыть посуду, заключить выгодный контракт, совершить подвиг и т. п. А те, кто это помнят, вовремя напоминают об этом тем, кто это знает. Чтобы те все это делали. См.→
Ролевая теория — Википедия
Ролевая теория (или теория ролей) – теория в социологии и социальной психологии, согласно которой личность описывается посредством усвоенных и принятых индивидом или вынужденно выполняемых социальных функций и моделей поведения – ролей, обусловленных социальным статусом индивида в данном сообществе или социальной группе.[1]
Она объединяет ряд подходов к рассмотрению таких черт человеческого поведения, как тенденции к формированию типовых моделей поведения, или ролей, которые могут быть предусмотрены при условии знания социального контекста.[2]
Понятие роли начало широко использоваться в 1920–1930-х гг. в работах Дж. Мида, Р. Парка, Г. Зиммеля, и Р. Линтона. Интерес понятию появился в рамках ряда дискуссий о том, как положение индивида в системе общества определяет его поведение, и наоборот.[2]
Одной из центральных фигур в развитии ролевой теории является Линтон, который в «Исследование человека» (1936 г.; англ.: The Study of Man) написал главу «Статус и роль», которая является отправной точкой для создания и развития большей части социологической литературы.[3]
1950-е годы и начало 1960-х годов ознаменовали бурное развитие теории ролей. Она стала основой для построения общих рамок структурной социологии и антропологии. Исследования ролей развивались в экспериментальной социальной психологии и в теории социальных полей. В это время появлялось все больше технической литературы о теории, например, «Исследования в анализе ролей» (Н.Гросс, У.Мейсон, А.Макичерн, 1958), появлялись новые понятия, например, «ролевой конфликт».[4]
В рамках ролевой теории можно выделить следующие ключевые понятия:
- концепция ролевого конфликта, который обычно определяется как параллельный внешний вид из двух или более несовместимых ожиданий поведения человека;
- концепция принятия роли, сформулированная Дж. Мидом, которая предполагает, что адекватное саморазвитие индивида и участие в социальном взаимодействии требуют, чтобы человек «принимал на себя роль другого»;
- конформность означает соответствие принятым моделям поведения;
- консенсус используется теоретиками ролевой теории для обозначения соглашения между различными лицами касаемо ожидаемых от социальных ролей моделей поведения;
- девиантность – поведение, отклоняющееся от принятых социальных норм, сопротивление индивида ожиданиям и стандартам социальных ролей (неспособность ролевой теории адекватно описать и объяснить девиантное поведение является ее основной проблемной областью).[4][5]
Различные определения роли[править | править код]
В различных вариациях ролевой теории (основные из них: структурная ролевая теория; функциональная ролевая теория; когнитивная ролевая теория; теория символического интеракционизма; организационная ролевая теория)[5] понятие роли понимается по-разному.
Так, в структурной ролевой теории Ральф Линтон определил роль как динамический аспект статуса, утверждая, что каждый статус в обществе имеет соответствующую роль и что каждая роль связана с определенным статусом.[3] Признавая, что некоторые структурные подходы чрезмерно детерминистичны и статичны, Р. Мертон и Н. Гросс, У. Мейсон, и Макичерн предложили более динамичные теории, в которых роли рассматриваются как фокусы часто противоречивых ожиданий ряда вторичных ролей, с которыми они взаимодействуют.[3]
В определении Р. Тернера роль – это всеобъемлющая модель поведения, включающая ряд установок, составляющих стратегию действий индивида в ряде типичных, периодически повторяющихся ситуаций.[2]
Ролевая теория прежде всего применяется различными психологическими и социологическими дисциплинами для изучения личности. Так, с помощью нее разрабатываются различные социально-психологические концепции личности (например, «Я-концепция», современная концепция личностного самосознания).[6]
Также концепции ролевой теории полезны для понимания различных коммуникативных процессов между людьми и группами людей, отношений руководства и подчинения.[6]
В гендерных исследованиях ролевая теория способствовала созданию такой концепции гендерной теории, которая анализирует не только очевидные детерминанты поведения мужчин и женщин, но и более отдаленные факторы влияния со стороны культуры и структуры социума, способствующие изменчивости в этом поведении.[7]
По мнению исследователя Р.У. Коннелла, несмотря на наличие в сфере ролевой теории ряда работ, которые рассматривают явление девиантности, или отклонения от социальных норм и ролей, они делают это неподобающим образом. В них девиантность обычно объясняется несовершенством социализации или конфликтом ролей, однако оба эти объяснения «игнорируют само явление сопротивления социальному давлению как таковое», а оно «является фундаментальным фактом общественной жизни, истории человечества и всех форм социальной организации, возникающих в истории».[4]
Также есть серьезные разногласия между теоретиками ролевой теории по поводу сущности ожиданий, предположительно ответственных за определенные роли. В то время как многие теоретики ролей предполагают, что ожидания – это нормы, другие определяют их как убеждения или предпочтения.[5]
Г.В.Осипов. Российская социологическая энциклопедия. — Москва: Норма-Инфра, 1998. — 672 с.
Н.И. Семечкин. Социальная психология. Часть 1.: учебник. — М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 504 с.
- ↑ Г.В.Осипов. Российская социологическая энциклопедия. — Москва: Норма-Инфра, 1998. — С. 568. — 672 с.
- ↑ 1 2 3 Денисова Ю.А., Никифоров Я.А. Теоретический анализ ролевых теорий личности // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. — 2016. — Октябрь (№ 9). — С. 38-42.
- ↑ 1 2 3 Turner, Jonathan H. Handbook of Sociological Theory.. — Dordrecht: Springer, 2006. — 1 online resource (730 pages) с. — ISBN 9780387362748, 0387362746.
- ↑ 1 2 3 R.W. Connell. The Concept of Role and What to Do With It (англ.) // SAGE Journals: Journal of Sociology : журнал. — 1979. — 1 декабрь (vol. 15, no. 3).
- ↑ 1 2 3 B. J. Biddle. Recent Developments in Role Theory (англ.) // Annual Review of Sociology. — 1986-08. — Vol. 12, iss. 1. — P. 67–92. — ISSN 1545-2115 0360-0572, 1545-2115. — doi:10.1146/annurev.so.12.080186.000435.
- ↑ 1 2 Н.И. Семечкин. Социальная психология. Часть 1.: учебник. — М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015. — С. 141. — 504 с.
- ↑ Alice H. Eagly, Wendy Wood. Social Role Theory // Handbook of Theories of Social Psychology: Volume 2. — London: SAGE Publications Ltd, 2012. — С. 458–476. — doi:10.4135/9781446249222.n49.
Роль — что такое | Словарь психологических терминов
Роль — социальная функция личности; соответственный принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе отношений межличностных. Понятие роли ввел Д. Мид (-> интеракционизм). Индивидуальное исполнение роли человеком имеет определенную «личностную окраску», зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной роли; от ее значимости для него, от стремления больше или меньше соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество ролей определяются многообразием групп социальных, видов деятельности и отношений, в кои включена личность, и ее потребностями и интересами. Различаются:
1) роли социальные, обусловленные местом индивида в системе отношений социальных — роли профессиональные, социально-демографические и пр.;
2) роли межличностные, определяемые местом индивида в системе отношений межличностных — лидер, отверженный и пр.
Выделяются также роли активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляемые в данной ситуации. Кроме того, различаются:
1) роли институционализованные — официальные, конвенциональные; связаны с официальными требованиями организации, куда входит субъект;
2) роли стихийные — связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.
В западной социологии и психологии распространены различные ролевые концепции личности, методологически склонные игнорировать социально-исторические условия, определяющие требования и ожидания к ролевому поведению человека. Порой личность предстает как набор мало взаимосвязанных ролевых масок, определяющих ее внешнее поведение безотносительно ее внутреннего мира, при этом игнорируются своеобразие личности, ее активное начало и целостность.
Родители и дети
Современные бабушки рушат стереотипы. Сегодня немногие из них носят платочки и пекут пирожки. Все больше женщин пенсионного возраста продолжают работать и вести активный образ жизни, одни по своей воле (заняты карьерой и личным развитием), другие по необходимости (заняты зарабатыванием денег для себя, детей и внуков). Какова же роль бабушки в воспитании ребенка? Какие они, современные Продолжить чтение
Уверенность и успех
В психологии социальные роли принято классифицировать по нескольким основаниям. Всем известны такие роли как муж, жена, сын, дочь; повар, врач, учитель, продавец; лидер, изгой, кумир и так далее. Автор Теории каст и ролей А. Крол предлагает новую классификацию, где социальная роль – фактор жизненного успеха. Что представляет собой социальная роль? Нет сомнений в том, что Продолжить чтение
В женщине природой заложен материнский инстинкт. Быть мамой для нее естественно, иметь ребенка – потребность и желанная цель. Но порой женщины ошибаются в выборе объекта своей материнской любви и распространяют ее не только на детей, но и на мужа. Как не быть «мамочкой» для мужчины? Быть «мамочкой» — социальная норма? Следует начать с того, что Продолжить чтение
Наука психология
И роль и цель науки психологии глобальны. Их определяют по-разному и не только потому, что мнения ученых по этому поводу разнятся, но и потому что психология необычайно разнообразна и широка. Уникальность роли психологии В последнее время все больше психология из науки теоретической превращается в практическую. Не теория определяет практику, а практическая необходимость и потребности общества Продолжить чтение
Наука психология
Системно-векторная психология – новейшее направление в психологии, образовавшееся двенадцать лет назад. Основоположником является психоаналитик Юрий Бурлан, который в настоящее время систематически проводит свои семинары, курсы, тренинги. Интересно, что проходят они, в том числе, и в онлайн-режиме в Интернете, собирая тысячи зрителей и слушателей. Новейшее направление в психологии или лженаука? Так как направление еще очень молодое, Продолжить чтение
Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, счастливыми и умными. Сбудутся ли эти желания, в значительной степени зависит от врожденных особенностей ребенка и некоторых генетических факторов, но не менее важно и значимо правильное воспитание и своевременное обучение малыша. В статье представлены 5 лучших упражнений, развивающих мышление ребенка. Роль воспитания в развитии мышления Некоторые родители Продолжить чтение
С помощью движений, мимики, изменения положения тела человек передает самую разнообразную информацию. И его собеседник на интуитивном уровне способен эту информацию считывать и анализировать, хоть далеко не всегда это осознает. Поэтому иногда мы не понимаем причины того или иного отношения к человеку. Почему одни люди вызывают симпатию и доверие, а другие буквально через несколько минут Продолжить чтение
механизмы, это в психологии, процессы, эффекты, функции, виды (социальная, межличностная), особенности, факторы, феномены
Тому, кто увлекается психологией, это понятие должно быть знакомо. Что же такое перцепция? Это чувственное познание предметов окружающей среды. Под перцепцией понимают отражение мира в виде образов, цветов, картинок. Различают перцепцию и апперцепцию. Под вторым понимают весь опыт индивида, влияющий на изучение им вещей.
Социальная перцепция: эффекты, феномены и виды
Стоит разобрать более узкую область этого понятия. Социальная перцепция – это процесс познания, который достигается путем создания представления о себе, о других членах общества. Говоря кратко, это способ познания себя индивидом. Понятие социальной перцепции было предложено в 1947 году Дж. Брунером.
Принято различать следующие эффекты социальной перцепции:
- стереотипизация – сформированный образ, штамп.
- ореол – общее мнение о индивиде переносится и на скрытые черты его характера. Если человек обладает уникальными природными данными, общество будет считать его хорошим.
- новизна – формирование мнения о незнакомце происходит на основе первого впечатления. Часто это мнение бывает ошибочно, потому что первое впечатление складывается исходя из множества факторов, которые не отражают внутренние качества.
- первичность – при создании образа упор идет на информацию, которую узнали самой первой. Весь последующий опыт формируется исходя из нее.
- роль – восприятие ролевых функций как черты характера. Например, всех учителей принято воспринимать строгими.
- присутствие – в присутствии других людей личности свойственно проявлять тот навык, которым она владеет лучше всего.
- авансирование – приписывание личности черт, которые ей не свойственны и дальнейшее разочарование в ней. Это связано с так называемой верой в людей, хочется думать, что все они хорошие.
- снисходительность – преувеличение роли положительных качества при отрицании негативных черт характера.
- гипервзыскательность – личность видит только негативные качества и закрывает глаза на позитивные.
- физиогномическая редукция – суждение о качествах по внешности.
- красота – привлекательным людям приписывается больше положительных качеств.
- ожидание – провоцирование на человека той реакции, которую хотим получить от него.
- внутригрупповой фаворитизм – свое всегда лучше.
- презумпция взаимности – индивид думает, что оппонент относится к нему так же, как он к нему.
- проекции – заключается в приписывании личностью своих положительных качеств человеку, который ей приятен и симпатичен.
Феномены социальной перцепции:
- предположения о сходстве – личность считает, что «свои» люди должны относиться ко всему так же, как и она. Глубоко в нас заложена потребность в общности, мы хотим, чтобы близкие люди были похожи на нас, думали, как мы.
- игнорирование информационной ценности не случившегося – принято игнорировать информацию о том, что могло случиться, но в реальности не произошло. Именно поэтому так трудно учиться на чужих ошибках.
Различают следующие виды социального восприятия:
- Индивидом самого себя, своей или другой группы.
- Участниками группы друг друга или участников другой группы.
- Группой своих людей и участников другой группы.
- Группой другой группы.
Чтобы понять сущность социальной перцепции, сначала ознакомимся с ее составными частями. Механизмы социальной перцепции представлены следующим:
- Социальная стереотипизация – это формирование мнения о человеке, которое основано на его принадлежности к какой-то группе. Приведем в пример известный стереотип: все украинцы пьют горелку. Таким образом, когда личность встречает украинца, у нее появляется штамп по поводу его качеств.
- Идентификация – распознавание объекта посредством анализа некоторых известных признаков. Например, встретив человека в школьном кабинете по математике, можно сделать о нем такие выводы: он учитель математики или изучает этот предмет.
- Эмпатия – способность понять человека, его внутреннее состояние. Мы охотнее сочувствуем тому, чьи эмоции и переживания близки нам.
- Аттракция – познание другого за счет формирования к нему положительного чувства.В процессе влюбленности можно узнать партнера и при этом видеть в нем только положительные качества.
- Рефлексия – процесс самопознания путем переосмысления своих качеств.
- Каузальная атрибуция – составление образа посредством поступков и эмоций другого человека. С детства родители учат нас, что, если человек делает плохие поступки, он злой.
Педагогическая социальная перцепция
Перцепция в педагогике – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это важный аспект познания, потому что в детстве закладываются моральные нормы. В школе ребенок находится в обществе, учится общаться, анализировать поведение сверстников. Одним из аспектов педагогического восприятия являются установки.
Социальная педагогическая установка – это оценка и реакция учителя определенным образом на учеников или учебные ситуации, которые сформировались на основе прошлого опыта. Они могут быть положительными или отрицательными.
Положительные педагогические установки способны благотворно влиять на процесс обучения. Ученики видят, что учитель доверяет им и верит в них. Это стимулирует их учиться лучше, развивать творческие способности и быть дисциплинированными.
В данном случае применим «эффект Пигмалиона». Это древнегреческий скульптор, который создал прекрасную статую девушки. Она была столь красива, что он влюбился в нее. Его любовь была такой сильной, что смогла оживить статую. Так же и учитель может вдохнуть в учеников желание развиваться и становиться лучше.
Общение как социальная перцепция
Перцепция в общении – это обмен информацией во время взаимодействия с другими членами общества. Чаще всего это происходит в форме диалога, целью которого выступает достижение полного взаимопонимания.
Перцептивное общение – это один из способов построения межличностных отношений, основанный на умении понимать внутренний мир собеседника. Перцептивное общение несет в себе следующий набор функций:
- создание почвы, которая позволит лучше понимать других людей;
- развитие предпосылок к хорошему взаимопониманию с оппонентом;
- наблюдение за тем, чтобы влияние собеседников друг на друга было положительны. .
Роль восприятия в психологии
Перцепция в психологии – это важная психологическая функция познания. Она позволяет определить, как человек видит и воспринимает различные вещи. С психологическими механизмами социальной перцепции можно ознакомиться выше.
Ее классифицируют в зависимости от работающих органов восприятия:
- Зрительная. Это восприятие окружающей действительности с помощью органов зрения: узнавание цветов, определение расстояния и другое.
- Осязательная. С помощью рук происходит узнавание многих вещей и их взаимодействия на личность. Например, болевые ощущения дают понять, что высокие температуры вредны для организма.
- Слуховая. Слуховое восприятие мира происходит за счет человеческого уха. Человеческое ухо позволяет получить полную картину мира благодаря звукам.
Суть межличностного восприятия
Межличностная перцепция – это сторона общения, включающая в себя обмен информацией и взаимодействие, на которое влияют такие факторы: активность субъекта, ожидания, намерения, прошлый опыт, ситуация и другое.
Механизмы межличностной перцепции
Восприятие другого человека позволяет личности формировать себя, потому что во время этого происходит соотношение личности с оппонентом. Для достижения цели необходима длительная совместная деятельность между ними.
Развития самосознания через процесс анализа себя через другого осуществляется через механизмы:
- Рефлексии – переосмысления своих действий, ощущений.
- Каузальной атрибуции – понятие своих ошибок через достижения другого.
Мы устроены так, что процесс изучения окружающего мира не заканчивается никогда. Появляются новые предметы, технологии, которые нужно проанализировать. Мы встречаем новых людей, складываем о них определенное мнение. Процесс самоанализа и самокопания протекает всю нашу жизнь. Мы меняемся, меняется устройство мира. Все эти аспекты указывают на важность правильного понимания всего, что нас окружает.
Надеюсь, эта статья будет Вам полезна. Если начальник Вас не возлюбил, то это зависит только от эффекта гипервзыскательности, а не от того, что в Вас нет положительных качеств.
Социальные статусы – что это в психологии. Виды, характеристики, связь с социальными ролями
Являясь частью социальной группы, каждый человек занимает определенное место в групповой иерархии. Это место называется социальный статус. Даже если социум имеет неформальный характер и, казалось бы, не имеет четкой структуры и иерархии, то все равно члены этого социума имеют разный «вес», авторитет, привлекательность, уровень власти и т. д. Различие статусов играет важную роль в организации межличностных отношений и в существовании группы.
Что такое социальный статус
Это понятие в социальной психологии близко к таким категориям, как авторитет, престиж, роль, но оно не совпадает с ними по значению и имеет существенные отличия. Социальный статус – это то положение, которое занимает человек в обществе. Оно, с одной стороны, определяется его личными качествами, с другой – теми функциями, которые индивид выполняет в группе.
Социальный статус как отражение индивидуально-личностных особенностей человека
Главный фактор, определяющий положение человека в групповой иерархии – это его привлекательность для других. Она связанна не с внешними, поверхностными особенностями, а с теми качествами, которые определяют уровень полезности индивида для группы. Так, добрый и отзывчивый человек может иметь низкий социальный статус, потому что он слишком робкий и безынициативный или ленивый и любит перекладывать ответственность на других. И напротив, уверенность индивида в своих силах, активность, заинтересованность в делах группы повышает его статус.
В разных социумах статус может зависеть от разных качеств личности. Например, в профессиональных коллективах первостепенное значение имеют специальные знания и навыки. В неформальных сообществах подростков – уверенность в себе, смелость и верность группе; в семье – умение заботиться о других, готовность поддержать и т. д.
Статус и социальные роли
Важную роль в формировании социального статуса играет ролевое поведение индивида. Роль – это функция человека в группе, которая включает в себя набор стереотипов ролевого поведения, обязанности и права человека. Роль – это не статус, хоть она может влиять на него. И разные роли могут занимать различное место в групповой иерархии. Но одновременно люди, играющие одни и те же роли в группе, имеют неодинаковые статусы. Например, ученики в классе, дети в многодетной семье, сотрудники офиса — роль одна, а статусы разные.
Однако на формирование социального статуса влияет то, как человек выполняет свои функции, то есть играет приписываемую ему роль в группе. Поэтому нередко случается, что в неформальной групповой иерархии начальник имеет более низкий статус, чем кто-то из его подчиненных.
Социальный статус и авторитет
Под авторитетом в психологии понимают уровень влияния человека на других членов группы. Авторитет может быть формальный и зависеть от должности индивида. Например, начальник всегда обладает формальным авторитетом и имеет рычаги власти и управления, тоже носящие формальный характер. Он может предоставить премию или лишить ее, назначить отпуск в удобное или неудобное для подчиненного время, понизить или повысить в должности и т. д.
Неформальный авторитет связан со статусом, с той позицией, которую индивид занимает в групповой иерархии. Высокостатусные личности нередко обладают большим авторитетом и реальной властью, чем официально назначенные чиновники. Потому что их право власти и управления основано на уважении и поддержке других членов группы.
Виды социальных статусов
Один и тот же человек может обладать различными статусами не только потому, что является членом разных групп, но и потому, что существует несколько видов статусов, определяемых на основе разных факторов.
Различные виды позиций в групповой иерархии
Существует много разных подходов к классификации социальных статусов. Часто это связано, например, с целями конкретного социально-психологического исследования или с какой-то специфической группой. Указанные здесь виды позиций в иерархической структуре группы не являются единственными, но они общепризнанные.
- Заданный статус связан с не зависящими от человека, но присущими ему характеристиками: полом, возрастом, национальностью и т. д. Как правило, характеристики, формирующие этот вид статуса, имеют принципиальное значение в существовании группы, в совместной деятельности или связаны с традициями.
- Личный статус определяется индивидуальными особенностями человека: чертами характера, эмоциональной и волевой сферы, умениями, знаниями и навыками, мотивами и потребностями. Этот вид статуса имеет большее значение в малой группе и во многом определяет место человека в системе межличностных отношений.
- Приписываемый статус – это заданное извне положение человека, практически не зависящее от его сознательных усилий. К этому виду относятся, например, статусы подростка, тещи, свекрови, зятя, пенсионера и т. д. Предписываемый статус очень близок к соответствующей социальной роли и с течением времени может меняться.
- Достигаемый статус – это позиция в групповой иерархии, которую человек достиг благодаря своим усилиям или удачливости.
Есть и еще один вид социальных статусов, о котором следует поговорить особо.
Социометрические статусы
Одной из наиболее популярных методик в социальной психологии является социометрия. Эта методика, автор которой американский психолог Я. Морено, позволяет выстроить иерархическую структуру группы и определить статусы ее членов.
Особенность социометрического статуса в том, что он основан на уровне привлекательности индивида для всех остальных членов группы. Анализируя взаимные предпочтения или выборы, можно выделить несколько позиций в групповой иерархии:
- Социометрические звезды – члены группы, получившие максимальное количество выборов. Звезды хоть и обладают немалым авторитетом в социуме, чаще всего не являются лидерами – хороший лидер не может быть приятен всем, так как он часто применяет социальные санкции. Те, кто занимает верхние позиции в рейтинге привлекательности в своей группе, могут и не обладать качествами лидера – организаторскими способностями, достаточной твердостью, волей и т. д.
- Предпочитаемые или высокостатусные – это те люди, которые получили большое количество выборов, но меньшее, чем звезды. Они достаточно популярны в группе, их положение устойчивое, на их поддержку обычно рассчитывает лидер.
- Низкостатусные – члены группы, получившие 1-2 выбора. В целом они могут быть довольны своим положением, так как или имеют хотя бы одного, но преданного друга, или потому что входят в замкнутую микрогруппу. Но в групповой жизни они не пользуются авторитетом и часто почти в ней не участвуют.
- Изолированные – субъекты, которых не выбрал никто. Причем они не получили не только положительных, но и отрицательных выборов. Они как бы вообще не существуют, их не замечают в группе. И эта позиция самая тяжелая с точки зрения эмоциональной оценки. Быть изолированным хуже, чем быть отверженным или пренебрегаемым.
- Пренебрегаемые – люди, которых отвергает большинство членов группы, или они получили много отрицательных выборов. Чаще всего причиной их позиции являются личные качества и собственный негативизм. Нередко пренебрегаемые сами провоцируют негативную реакцию группы, чтобы не быть изолированными.
Выяснение социометрических статусов полезно для понимания отношений в группе, но оно не раскрывает полностью позицию каждого человека в системе групповой деятельности. И все же социометрические статусы связаны с личными качествами, устойчивы и оказывают сильное влияние на развитие личности и ее поведение в социуме. Этим и объясняется популярность методики Я. Морено.
22. Понятие о личности в социальной психологии. Социальная роль, социальная установка
Русский психолог Галина Михайловна Андреева выделила то, что «для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности выступает взаимоотношение личности и группы, следует изучать именно результат этих взаимоотношении». С одной стороны, изучается те группы, через которые общество влияет на личность и на ее конкретный жизненный путь – процесс социализации личности. С другой, изучается результат, который возникает под влиянием социума на личность – социальная установка.
Социальная роль– это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом. СР – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов.
Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах, инструкциях, положениях, уставах и т. д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом. Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.
Однако, каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов. Человек может сильно «вживаться» в свою роль, что называется ролевой идентификацией или наоборот сильно дистанцироваться от неё, перемещаясь из актуальной части сферы сознания на периферию или даже вытесняя её из сферы сознания полностью. В случае если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то это выливается в развитие внутреннего и внешнего конфликта.
Виды СРв зависимости от норм и ожиданий:
1) представляемые роли – система ожиданий индивида и определенных групп;
2) субъективные роли – субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;
3) играемые роли – наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.
Социальная установка (аттитюд)– это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.
Признаки социальной установки:
1) социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека;
2) осознанность этих отношений и поведения;
3) эмоциональный компонент этих отношений и поведения;
4) регулятивная роль социальной установки.
Функции аттитюда:
1) автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;
2) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
3) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;
4) когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;
5) регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;
6) ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;
7) стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.
Структура социальной установки:
1) когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте;
2) аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту;
3) поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.
Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях:
1) смысловом – установки носят обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида;
2) целевом – установки определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности и связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца;
3) операциональном – установка способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта субъекта в подобной ситуации, прогнозированию возможностей адекватного и эффективного поведения и принятию решения в конкретной ситуации.
Виды социальных установок:
1. Социальная установка на объект– готовность индивида вести себя конкретным образом.2. Ситуативная установка– готовность вести себя определенным образом по отношению к одному и тому же объекту по-разному в разных ситуациях. 3. Перцептивная установка– готовность видеть то, что человек хочет видеть.4. Парциальные или частные установки и общие или генерализованные установки. Установка на объект – всегда частная установка, перцептивная установка становится общей тогда, когда большое количество объектов становится объектами социальных установок. Процесс от частной к общей идет по мере увеличения.
Виды установок по их модальности: 1/позитивная или положительная, 2/ негативная или отрицательная, нейтральная, 3/ амбивалентные социальные установки (готов вести себя как положительно, так и отрицательно) – супружеские отношения, управленческие отношения.
Стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание.
Установки более успешно меняются через изменение отношения, что может быть достигнуто внушением, убеждением родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации.
23. Социализация личности, стадии, факторы, механизмы социализации.
Социализация– процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого происходит усвоение им господствующих в обществе, группе (общности) социальных ролей, ценностей, норм, правил и образцов поведения. В процессе социализации человек взаимодействует со всеми структурными элементами общества: семьей, коллективом на работе, друзьями, знакомыми и т.п. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, науке, коммуникации, с помощью которых человек приобретает свою социальную природу, становится личностью. Некоторые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, другие – лишь на определенных стадиях.
Д.Смелзер выделяет три стадии в процессе социализации личности:
1. Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых.
2. Игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли.
3. Стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Психолог Ж. Пиаже делает акцент на познавательном аспекте социализации личности и выделяет следующие ее стадии:
1. Сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет).
2. Операциональная (от 2 до 7).
3. Стадия конкретных операций (с 7 до 11).
4. Стадия формальных операций (с 12 до 15).
Фрейд исследовал психологические механизмысоциализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Под имитацией понимается осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания обычно выступают родители, родственники, знакомые, друзья и т.д. Под идентификацией понимается способ осознания индивидом своей принадлежности к той или иной общности (группе). Через идентификацию дети воспринимают нормы поведения, ценности, поступки родителей как свои собственные. Имитация и идентификация позволяют ребенку включиться в окружающие его социальные связи, поэтому их принято считать позитивными механизмами.
Стыд и вина представляют собой негативные механизмы социализации, поскольку они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. Стыд связан с осознанием негативной оценки своего поведения со стороны окружающих, а вина – с негативной самооценкой.
Основными факторами— механизмами социализации человека являются: наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т. д.), тип общественного строя, тип цивилизации. Соотношение их в истории человечества и индивида различно. В семье и школе закладываются основы мировоззрения, морали, эстетики, приобретаются первичные роли, навыки, традиции. В школе, институте, СМИ формируются разнообразные знания. На работе, на улице, в армии формируются профессиональные, гражданские, родительские и т. п. роли.