Скиннер психология: Беррес Фредерик Скиннер — Психологос

Автор: | 20.12.1971

Содержание

Беррес Фредерик Скиннер — Психологос

Беррес Фридерик Скиннер — (1904-1990), американский психолог, лидер современного бихевиоризма.

Родился 20 марта 1904 в Саскуэханне (шт. Пенсильвания). Окончив колледж Гамильтона, пытался писать прозаические и поэтические сочинения, но вскоре пришел к заключению, что его таланты лежат в другой области. Тем не менее в 1948 издал роман Уолден-два (Walden Two), описывающий утопическую общину. Окончил Гарвардский университет, получив диплом психолога. Существенное влияние на молодого ученого оказал биолог У.Дж.Крозье, привлекший его к экспериментам на животных. Скиннер преподавал в Миннесотском и Индианском университетах, в 1948 стал профессором Гарвардского университета.

Основной труд Скиннера — Поведение организмов (The Behavior of Organisms, 1938), где он излагает принципы «оперантного обусловливания». Их легче всего понять, рассмотрев типичный эксперимент Скиннера. Крыса, вес которой доведен до 80-90% от нормального, помещается в устройство, названное «скиннеровским ящиком». Это тесная клетка, предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Крыса должна несколько раз нажать на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Это нажимание называется оперантной реакцией. Каким образом крыса нажимает на рычаг — лапой, носом, хвостом, не имеет значения — оперантная реакция остается той же самой, поскольку вызывает одно и то же следствие — появление пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определенное число нажиманий или за нажимание с определенным интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования.

Операторную реакцию в скиннеровском понимании следует отличать от автоматических, чисто рефлекторных реакций, связанных с безусловными и условными рефлексами. Операторная реакция — действие произвольное и целенаправленное. Однако Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной связи (т.е. воздействия на поведение его последствий), а не в терминах целей, намерений или других внутренних состояний — психических или физиологических. По его мнению, использование в психологии этих «внутренних параметров» предполагает введение сомнительных предположений, ничего не добавляющих к эмпирическим законам, которые связывают наблюдаемое поведение с наблюдаемыми воздействиями среды. Именно эти законы являются реальным средством предсказания и контроля поведения человека и животных. Скиннер подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность операторной реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих.

Скиннер явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.

Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.

Кроме Поведения организмов, среди основных трудов Скиннера — Наука и поведение (Science and Behavior, 1953), Вербальное поведение (Verbal Behavior, 1957), По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity, 1971) и О бихевиоризме (About Behaviorism, 1974).

Умер Скиннер в Кембридже (шт. Массачусетс) 18 августа 1990.

Теория Скиннера

Продолжает и развивает идеи Уотсона Беррес Ф. Скиннер (1904-1990), который разработал теорию оперантного научения. Он является лидером современной формы бихевиоризма (или необихевиоризма).

Скиннер считал теории психоаналитические умозрительными, т.е. основанными на предположении. Они предполагают существование интрапсихических факторов (влечения, бессознательное), которые нельзя эмпирически проверить. Скиннер считал, что поведение человека надо изучать с позиции того, что его формируют обстоятельства окружения (окружающая среда и люди). Все действия человека и его поведение объясняются влиянием окружения.

Скиннер утверждал, что человеческий организм — это «черный ящик». Его содержимое (эмоции, мотивы, интрапсихические конфликты, влечения) нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения.

Поведение человека можно и нужно надежно и объективно измерить. И таким образом теория Скиннера из разряда умозрительных переходит в разряд эмпирических (научно-обоснованных). Он ставил науку о поведении в разряд естественных наук, т.е. наук: основанных на фактах (1) и цель которых предсказать и проконтролировать изучаемое явление (2).

Скиннер предложил в качестве метода исследования поведения — функциональный анализ поведения. Он указывал, что поведение лучше всего изучать, обращаясь к тому, как оно соотносится с предшествующими событиями. Он полагает, что поведение можно изучить и контролировать посредством манипулирования средой, в которую включен организм. При этом нет необходимости рассматривать механизмы, действующие внутри организма.

Так, функциональный анализ дает возможность установить точные и обусловленные взаимоотношения между открытым поведением (реакцией) и условиями окружающей среды (стимулами), которые контролируют поведение. Функциональный анализ дает возможность установить причинно-следственные отношения между поведением и окружающей средой. Манипулируя переменными окружающей среды (независимыми переменными — теми, которыми манипулирует экспериментатор), можно предсказывать и измерять поведение человека (зависимую переменную — ту, которая изменяется в результате манипуляции).

Скиннер не принял идею о личности или самости, которая направляет или стимулирует поведение. Он считает, что необходимо отказаться от мысли, что поведение порождается силами, находящимися внутри индивида (чертами, потребностями, мыслями, чувствами), в пользу более научных представлений о силах, лежащих вне человека. Он полагает, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи — окружающей средой. Изучение личности по Скиннеру -это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.

Как и Уотсон Скиннер огромное внимание уделял научению, но в отличие от Уотсона главным его интересом было не классическое, а так называемое оперантное научение. При классическом научении организм ассоциирует разные стимулы, при оперантном научении организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Оперантное научение подчиняется закону эффекта, который был открыт американским психологом Эдвардом Торндаком в конце 19 века. В своих опытах Торндайк использовал так называемые проблемные клетки, в которые он помещал голодных кошек. Что бы выйти из такой проблемной клетки кошке нужно было потянуть за веревку или приподнять крючок. Наблюдая за животными, Торндайк заметил, что, помещенная в проблемную клетку кошка беспорядочно металась по клетке и, в конце концов, случайно задевала веревку или крючок. Однако с каждой следующей попыткой активность животных все больше сосредоточивались вокруг веревки или крючка и после многократных проб кошка научалась выходить из клетки. Такое научение также называется научением методом проб и ошибок. Это научение подчиняется закону эффекта, согласно которому если поведение приводит к желаемому результату (вознаграждается), вероятность его повторения увеличивается.

Для своего подхода к пониманию личности в свою теорию Скиннер добавляет положения о двух видах поведения: респондентное и оперантное поведение.

Респондентное поведение — подразумевает реакцию, вызываемую стимулом. Стимул всегда предшествует реакции.

Выделяют два вида респондентного поведения:

  1. условно рефлекторное
  2. безусловно рефлекторное.

Скиннер Беррес Фредерик • Аутизм.Энциклопедия

Беррес Фредерик Скиннер — американский психолог, писатель, изобретатель и социальный философ. Согласно рейтингу Американской психологической ассоциации (APA) 2002 года, является самым влиятельным психологом XX века. Один из пионеров экспериментального анализа поведения и создатель фундаментальных основ прикладного анализа поведения.

Скиннер изучал, как можно с помощью средовых воздействий управлять поведением. Он утверждал, что хотя мы не можем понять внутреннего состояния человека, мы можем наблюдать влияние среды на его поведение, а посредством влияния на среду можно менять поведение. Следовательно, если за проявлением желательного поведения в ответ на определенный антецедент (стимул) человек получает подкрепление, то этот антецедент будет вызывать у него этот тип поведения чаще.

Свои исследования Скиннер проводил на животных. Он помещал их в так называемые «ящики Скиннера», где они должны были выбирать поведение. Например, когда крысу помещали в ящик, она металась по нему какое-то время. Затем она случайно наступала на педаль и получала немного корма. В это же время в ящике загоралась лампочка. Это повторялось множество раз. Животное запоминало, что если горит лампочка — можно есть. Постепенно частота поведения возрастала, и оно закреплялось. О такой связи было известно и до Скиннера, но он был первым, кто вывел несколько четких концептуальных принципов. Он разделил все формы поведения на респондентные и оперантные. Скиннер утверждал, что поведение формируется благодаря тому, что в хаотической фазе животное пробует какие-то действия, и некоторые из них подкрепляются. Это значит, что в основе временной связи лежит не связка «стимул-реакция», а «реакция-стимул». Если стимул подкрепляющий, то поведение постепенно учащается, если наказующий, то оно становится более редким.

Из идеи о том, что стимул следует за реакцией и закрепляет или устраняет поведение, следует второй принцип отбора по последствиям, который известен как «селекционизм Скиннера». Он считал, что, комбинируя подкрепление, наказание и гашение, мы можем формировать любое поведение, даже очень сложное. Свою жизнь Скиннер посвятил разработке методов, позволяющих делать это наиболее эффективно.

В течение долгого времени методы формирования нового поведения Скиннера не находили практического применения. Но все изменилось с выходом в 1959 году статьи The Psychiatric Nurse As a Behavioral Engineer (Т.Айллон, Дж.Майкл. «Медсестра психиатрического отделения как инженер поведения»). В ней описывалось, как медсестры в психиатрическом отделении при работе с больными деменцией и тяжелыми психозами интуитивно вырабатывали у них новые формы поведения. Также до выхода этой статьи появилось наблюдение за юношей с тяжелым психическим расстройством, который ни на что не реагировал, и его научили поднимать руку, если он что-то хотел. Это было сделано скиннеровскими методами и вызвало волну интереса к формированию поведения.

В 1968 году вышла статья Some current dimensions of applied behavior analysis.

(Д.М.Байер, М. М. Вольф, Т. Р. Ризли. «Некоторые характеристики прикладного анализа поведения»), в которой были даны указания, как следует формировать поведение. К этому времени уже было известно о расстройствах аутистического спектра, и в их терапии методы Скиннера нашли свое успешное применение.

Беррес Фредерик Скиннер родился в 1904 году в Саскуэханне (Пенсильвания, США). Посещал Гамильтон Колледж в Нью-Йорке и собирался стать писателем. Получив степень бакалавра искусств в 1926 году, поступил в Гарвардский университет, где заинтересовался экспериментальными исследованиями поведения. Здесь он разработал прототип «ящика Скиннера».

После выпуска из Гарварда Скиннер не оставлял попыток стать писателем и занялся работой над романом, которая не увенчалась успехом. Он разочаровался в своих писательских способностях и впал в депрессию. Интересы Скиннера начали смещаться в сторону психологии после прочтения работы Джона Уотсона Behaviorism («Бихевиоризм»), но поворотным моментом стало знакомство с работами И. П. Павлова по изучению условных рефлексов. После этого Скиннер принял решение окончательно сконцентрироваться на психологии и разработке своей собственной концепции бихевиоризма.

В 1931 году Скиннер защитил диссертацию в Гарварде и продолжал работать здесь научным сотрудником до 1936 года, когда начал преподавать в Миннесотском университете. В 1938 году Скиннер опубликовал свою знаковую работу Behavior of Organisms («Поведение организмов»), положив начало развитию экспериментального анализа поведения. С 1946 по 1947 году годы возглавлял кафедру психологии в Индианском университете. В 1948 году вернулся в Гарвард, где получил должность профессора. Здесь доктор Скиннер проработал до выхода на пенсию в 1974 году. В это время его работа стала привлекать все больше внимания исследовательской и широкой общественности, и даже на пенсии ученый продолжал активно выступать и читать лекции. Он оставался активным до конца своей жизни. За 10 дней до смерти Скиннеру была вручена награда Американской психологической ассоциации за жизненные достижения, и по этому случаю он выступил с речью для большой аудитории, несмотря на болезнь. Он умер 4 августа 1990 года от лейкоза в Кэмбридже, Массачусетс.

При подготовке статьи были использованы материалы лекции Н. Н. Алипова по прикладному анализу поведения

Библиография: https://www.bfskinner.org/publications/full-bibliography/

Текст: Юля Азарова

«Поведение организмов» Б. Ф. Скиннер

Существует ли возможность контролировать поведение окружающих? Можно ли качественно дисциплинировать себя? Ключевой труд Берреса Скиннера«Поведение организмов»позволяет выяснить ответы на эти вопросы. Ниже вы найдете основные принципы, вложенные в работу о поведении, и как они могут использоваться в жизни.

Краткая биография Скиннера

Американский ученый, лидер современного бихевиоризма, БерресФредерикСкиннер (1904–1990) до избрания научной стезипробовал свои силы в писательском деле. Со временемон понимает, что раскрыть свой потенциал и тягу к знаниям он сможет на научном поприще. Оканчивает Гарвардский университет с дипломом психолога. Большое влияние на нового специалиста оказал У. Крозье, ученый-бихевиорист, благодаря которому Скиннер стал приверженцем этого направления.В 1948 году Беррес Фредерик издал роман «Уолден-два», который описывает утопическое общество.

Скиннер работал до конца жизни. Став профессором Гарварда в области психологии, читал лекции в крупнейших университетах США. Отмечен Президентской медалью за науку, Беррес Фредерик Скиннер – признанный лидер необихевиоризма.

Бихевиоризм в «Поведении организмов»

Существующие в середине 20 века теории психоанализа Беррес Скиннер относит к умозаключениям, которые основываются на предположениях. Бихевиоризм допускал влияние внутренних факторов, например, подсознания. Скиннер считал, что изучение поведения человека возможно только с такой позиции, которая допускает формирование личности внешними обстоятельствами:

  • окружение;
  • внешняя среда.

Скиннер обозначил свое учение как радикальный бихевиоризм, так как формирующие факторы носят сугубо внешний характер[1].

«Объектом изучения не является нефизический мир сознания или метафизики. Объектом выступает тело человека, которое ведет себя определенным образом вследствие текущего состояния. На тело оказывают влияние внешние факторы, которые находятся вне досягаемости для внутренних механизмов [2]».

Наиболее значимая работа Скиннера– «Поведение организмов» (1938), в которой рассматриваются принципы оперантного поведения. Концепция учения заключается в том, что обучение любому навыку или форме поведения происходит только через поощрение или наказание, которые ассоциируются с этим навыком.

Исходя из того, что психика человека опирается на различные рефлексы, Скиннер подчеркивал отличие своего подхода от опытов Павлова по типу стимулов. Негативное и положительное подкрепление прививают конкретную форму поведения, увеличивая вероятность его повторения. Наказание ослабляет вероятность повторения конкретного поведения.

Скиннер ввел обучение своих сотрудников на машинах, которые оценивают ответы учащихся. С помощью обучающих машин требуемое действие получает положительное подкрепление.

Для демонстрации механизма обусловливания исследователь провел опыт с экспериментальной камерой, изобретенной им самим. Камера получила название ящика Скиннера.

Ящик Скиннера

Согласно концепции оперантного поведения, обусловливание может использоваться для контроля над поведением окружающихи для самоконтроля. Для регулирования личного поведения необходимо положительное подкрепление для действия.

Эксперимент Берреса Скиннера

  1. Голодная крыса помещалась в специальный короб. Нажимая на рычаг, животное получало еду. Со временем подопытная крыса осознала (положительный результат), что нажатие рычага позволяет достать лакомство. Данный навык закрепился.
  2. Крыса снова помещалась в ящик, но нажатие рычага сопровождалось подачей тока. Каждый разряд тока создавал неприятное ощущение в памяти животного (негативное подкрепление). Ток, проводимый через лапки, заставлял выработанную форму поведения сойти на нет – наказание.
  3. Последняя фаза эксперимента: крыса помещается в ящик. При нажатии рычага крыса не получала разряд током, но и еду не получала. Животное не получало позитивного или негативного подкрепления, поэтому навык затухал.

Опыты Берреса Скиннера позволили изучить процесс обучения организмов и способы его контроля.

В 1960-е годы американские государственные психиатрические клиники начали применять результаты эксперимента для работы с людьми, больными шизофренией, расстройством личности.

«Больные шизофренией стали самостоятельно одеваться, есть, зная, что поощрением для них станет сигарета» [3].

Виды оперантного обусловливания

Фредерик Скиннер разделил механизм подкрепления на три типа:

  1. Закрепление с помощью вознаграждения. Позитивное подкрепление действия увеличивает вероятность его повторения, так как конкретное поведение привело к положительным последствиям.
  2. Закрепление через наказание. Организм будет стараться избегать определенного действия, если оно приносит негативные последствия.
  3. Если действие не несет ни негативных, ни позитивных последствий, оно со временем исчезает.

Позитивное подкрепление стимулирует организм к поведению, закрепленному поощрением. Наказание, наоборот, снижает вероятность использования привитого навыка в будущем.

Типы поведения

«В науке нет места понятию личности как первоосновы или инициатора действия»[4].

Для развития подходов к пониманию поведения человекаФредерик Скиннер вводит в свою теорию два типа поведения организма: респондентное и оперантное поведение.

Респондентное поведение

Респондентное действие – реакция, которая вызвана стимулом. Организм автоматически реагирует на некоторые стимулы, например, сужение зрачка при ярком освещении, повышение температуры при борьбе с возбудителем болезни и проч.

Респондентное поведение полностью совпадает с исследованиями Павлова. Известно, что слюноотделение собаки усиливалось при звуковом сигнале. Человек может реагировать сходным образом на звон посуды, на открытие бутылки шампанского и др.

Рефлексы используются в рекламном бизнесе. Создание ассоциации картинки с товаром помогает увеличить лояльность покупателя к продукту.

Респондентное поведение делится на два вида:

  1. Условно рефлекторное, привитое извне.
  2. Безусловно рефлекторное, формы поведения, заложенные в организм.

В «Поведении организмов» ученый выводит положение о двух формах поведения, которые возникают в процессе обучения. Первая форма – респондентная, совпавшая с опытами Ивана Павлова, или рефлекторная, вызывается условным или безусловным стимулом. Можно сказать, что респондентное поведение – невольное, автоматически совершаемое. Вторая форма – оперантная, которая, в противоположность респондентной, является формой добровольного действия. 

Оперантное поведение

«Оперантное обусловливание не означает управление человеком как марионеткой; оперантное обусловливание — это классификация мира, в котором индивид совершает поступки, влияющие на этот мир, а последний, в свою очередь, влияет на человека» [5].

По Скиннеру, оперантное поведение отличается от рефлекторной реакции и является целенаправленным и произвольным.

Важно заметить, что вкладывает Фредерик Скиннер в понятие целенаправленности.

В теории оперантного обусловливания целенаправленность не используется как определение цели или намерения. По мнению Скиннера, внутренние параметры (т.е. цели) создают условия для возникновения ложных предположений, которые не связаны с воздействием среды на человека.

Именно влияние внешних факторов на поведение формирует целенаправленность. Организм реагирует на что-то, затем формируется подкрепление.

Оперантное поведение может формироваться в ходе работы нескольких людей. Например, при выступлении оратор, улыбаясь, заставляет слушателей отреагировать улыбкой, затем формируется доверительное отношение к услышанной информации. Реакция опережает подкрепление.

В самостоятельном формировании привычек также используется оперантная форма поведения. Самодисциплина подразумевает манипулирование внешними событиями вокруг индивида. Оперантный самоконтроль состоит из двух взаимосвязанных событий:

  1. Изменение окружающей среды и вероятности повторения реакции, например, контроль гнева через уход.
  2. Формирование среды, где есть стимулы, которые помогают увеличить вероятность повторения определенного действия. Примером такой среды может быть удобная мебель на рабочем месте для увеличения работоспособности.

Данные, полученные в ходе экспериментов над животными и изложенные в труде «Поведение организмов», позволили Берресу Скиннеру сформировать особый вариант программированного обучения. Научение должно быть ограничено набором внешних факторов среды и подкрепления поведения.

Скиннер создает крайне автоматизированное объяснение поведению человека, которое сводится к комбинации реакций и подкреплений различных уровней сложности. Внутренний мир человека, его сознание осознанно игнорируются исследователеми происходят из реакций личности на внешнюю среду.

Скиннер стираетгрань между человеком и животным, делая реакцию и научение этой реакции главной причиной любого действия человека.

Список использованных источников:
  • 1. Schacter, Daniel Psychology Second Edition. USA: Worth Publishers ISBN 978-1-4292-3719-2 2011, p. 17.
  • 2. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, pp.18-20.
  • 3. Slater, Lauren. Opening Skinner’sBox: Great Psychological Experiments of the Twentieth Century. NewYork: W.W. Norton, 2004, p.6.
  • 4. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, р. 225.
  • 5. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, p. 69.

Автор: Пантелеев Василий Андреевич, магистр экономики СПБПУ им. Петра Великого

Редактор: Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


Купить в Литрес Купить в OZON Купить в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Скиннер Беррес Фредерик


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Беррес Фредерик Скиннер

Скиннер (Skinner) Беррес Фредерик (р. 20. 3. 1904, Саксуэханна, штат Пенсильвания, США), американский психолог, лидер современного бихевиоризма. Выступил против нео-биховиоризма, считая, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Выдвинул концепцию «оперантного» (от «операция») научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции.

Скиннер изучал оперантное поведение первоначально на животных, предложив ряд оригинальных методик и приборов. Исходя из идеи об идентичности механизмов поведения животных и человека, Скиннер распространил свою концепцию на усвоение речи, психотерапию и обучение в школе, став инициатором программированного обучения, в трактовке которого у Скиннера сильны элементы механицизма.

Скиннер выступал с утопическими проектами переустройства общества на основе идей оперантного бихевиоризма об управлении человеческим поведением, что вызвало резкую критику этих идей со стороны прогрессивных учёных в разных странах, в том числе в США.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.


Скиннер (Skinner) Беррес Фредерик (1904-1990) — американский психолог, создатель концепции «оперантного бихевиоризма». Биография. Окончил Колледж Гамильтона в Нью-Йорке со степенью по английскому языку. В 1928 году поступил в аспирантуру Гарвардского университета. По ее окончании защитил в 1931 году докторскую диссертацию. Работал преподавателем в университетах штатов Миннесота (1936-1945) и Индиана (1945-1974), затем преподавал в Гарварде. Умер от лейкемии. Исследования. Основывался на методологии ситуационизма, которая предполагает, что определяющим фактором решений является не личность, а ситуация ее взаимодействия со средой. Выступал с критикой необихевиоризма за введение «промежуточных переменных» между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. В качестве ключевого ввел понятие «оперантного обусловливания», которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула, как в «классическом» обусловливании И. П. Павлова. Выделял несколько видов оперантного поведения: инструментальное обусловливание, обучение с помощью проб и ошибок, вербальное обусловливание, формирование понятий. Распространил свою концепцию на речевое развитие, обучение в школе. Выступал инициатором программированного обучения. Терапия. Разработал основные принципы поведенческой психотерапии. Методы. Создал ряд оригинальных экспериментальных методик для исследования оперантного поведения, например «скиннеровскую камеру».

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 533-534.

Сочинения: The Behavior of Organisms. N. Y., 1938; Science and Human Behavior. N. Y., 1956; Verbal Behavior. N. Y.: Appleton-Century-Crofts, 1957; Contingencies of Reinforcement. N. Y., 1969; Beyond Freedom and Dignity. N. Y.: Alfred Knopf, 1972; About Behaviorism. N. Y.: Alfred Knopf, 1974; Particulars of my Life. N. Y., 1976; Reflections on Behaviorism and Society. N. Y., 1978; The Shaping of a Behaviorist. N. Y., 1979;

Литература: Ярошевский M. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996; Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998; Б. Ф. Скиннер // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица США (указатель имен).

Сочинения:

The behavior of organisms, N. Υ., [1938];

Science and human behavior, N. Y., [1956];

Verbal behavior, Ν. Ύ., [1957];

Waiden two, N. Y., 1963;

Beyond freedom and dignity, Ν. Υ., 19728;

About behaviorism, N. Y., 1974;

Particulars of my life, N. Y., 1976;

Reflexions on behaviorism and society, N. Y., 1978;

The shaping of a behaviorist, N. Y., 1979.

Литература:

Тихомиров О. К., Структура мыслит, деятельности человека, М., 1969;

Ярошевский М. Г., Психология в XX столетии, М., 1971;

Выхристюк — Андреева И. С., Галинская И. Л., Уроки одной полемики (критич. анализ скиннеровской концепции человека), «ФН», 1982, № 1.

 

 

 

СКИННЕР, БЕРРЕС ФРЕДЕРИК | Энциклопедия Кругосвет

СКИННЕР, БЕРРЕС ФРЕДЕРИК (Skinner, Burrhus Frederic) (1904–1990), американский психолог. Родился 20 марта 1904 в Саскуэханне (шт. Пенсильвания). Окончив колледж Гамильтона, пытался писать прозаические и поэтические сочинения, но вскоре пришел к заключению, что его таланты лежат в другой области. Тем не менее в 1948 издал роман Уолден-два (Walden Two), описывающий утопическую общину. Окончил Гарвардский университет, получив диплом психолога. Существенное влияние на молодого ученого оказал биолог У.Дж.Крозье, привлекший его к экспериментам на животных. Скиннер преподавал в Миннесотском и Индианском университетах, в 1948 стал профессором Гарвардского университета.

Основной труд Скиннера – Поведение организмов (The Behavior of Organisms, 1938), где он излагает принципы «оперантного обусловливания». Их легче всего понять, рассмотрев типичный эксперимент Скиннера. Крыса, вес которой доведен до 80–90% от нормального, помещается в устройство, названное «скиннеровским ящиком». Это тесная клетка, предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Крыса должна несколько раз нажать на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Это нажимание называется оперантной реакцией. Каким образом крыса нажимает на рычаг – лапой, носом, хвостом, не имеет значения – оперантная реакция остается той же самой, поскольку вызывает одно и то же следствие – появление пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определенное число нажиманий или за нажимание с определенным интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования.

Операторную реакцию в скиннеровском понимании следует отличать от автоматических, чисто рефлекторных реакций, связанных с безусловными и условными рефлексами. Операторная реакция – действие произвольное и целенаправленное. Однако Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной связи (т.е. воздействия на поведение его последствий), а не в терминах целей, намерений или других внутренних состояний – психических или физиологических. По его мнению, использование в психологии этих «внутренних параметров» предполагает введение сомнительных предположений, ничего не добавляющих к эмпирическим законам, которые связывают наблюдаемое поведение с наблюдаемыми воздействиями среды. Именно эти законы являются реальным средством предсказания и контроля поведения человека и животных. Скиннер подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность операторной реакции выступает как функция внешних воздействий – как прошлых, так и настоящих.

Скиннер явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.

Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.

Кроме Поведения организмов, среди основных трудов Скиннера – Наука и поведение (Science and Behavior, 1953), Вербальное поведение (Verbal Behavior, 1957), По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity, 1971) и О бихевиоризме (About Behaviorism, 1974).

Умер Скиннер в Кеймбридже (шт. Массачусетс) 18 августа 1990.

Беррес Фредерик Скиннер. Биография. Бихевиоризм. Психология.

Человек, который далек от мира психологии, вряд ли слышал о таком легендарном психологе как Беррес Фридерик Скиннер. Его по праву можно назвать «американским Павловым», и хотя он изучал не рефлексы, а видимое поведение, в науке он оставил весьма выдающийся след, и в США возглавляет список величайших психологов 20 века.

Кто же это такой, и какие его заслуги перед научным миром? Беррес Фредерик Скиннер

Беррес Фридерик Скиннер родился в 1904 году в Пенсильвании. C детства отличался склонностью к изобретениям. Прошел обучение в колледже Гамильтона. Сначала писал рассказы, пробовал себя в литературе, но вскоре понял, что интересы и способности его лежат в другой сфере. Несмотря на это, в 1948 году издал роман-утопию «Уолден 2». Затем учился на кафедре психологии в Гарвардском университете, и под влиянием ученого У.Дж.Крозье пришел к бихевиоризму. В последующие годы Скиннер читал лекции в Миннесотском, Индианском и Гарвардском университетах. В последнем он стал профессором и работал до конца своей жизни. За свой огромный вклад в изучение психологии поведения был награжден многими наградами. Самыми важными можно считать «Президентскую медаль за науку» и золотую медаль Американской психологической ассоциации.

Личная жизнь ученого сложилась достаточно удачно. В 1936 Скиннер женился на Ивонн Блю, которая родила ему двоих дочерей – Джулию Варгас, которая впоследствии стала выдающимся педагогом и психологом, и Дебору Бузан, муж которой, Барри Бузан, является известным ученым-политологом.

Умер Беррес Скиннер в 1990 году от лейкемии.

Для начала стоит отметить, что Скиннер всю свою научную деятельность посвятил изучению влияния внешних факторов на поведение человека и животных. В результате своих исследований Скиннер написал несколько книг. Самый главный его труд – «Поведение организмов» (1938). Другие его книги: «Наука и поведение», «О бихевиоризме», «Вербальное поведение».

Суть учения Скиннера можно описать следующими словами: все, что делает человек или животное, обусловлено последующим результатом. То есть, зная, какая реакция последует после определенных действий, человек (животное) будет или не будет делать задуманное. Не стоит путать бихевиоризм с учением о рефлексах. Оперантная реакция, которую изучал Скиннер, имеет определенную цель.

В ходе научной работы, американский психолог сформулировал режимы подкрепления, которые влияют на поведение:

  • С постоянным соотношением. Чем больше выполнено работы или правильных действий, тем больше уровень положительного подкрепления. Наглядным примером этого вида подкрепления может быть сдельно-премиальная оплата труда. Чем больше качественной работы сделано, тем выше заработная плата.
  • С постоянным интервалом. Новое подкрепление возникает строго по времени. Например, работающий человек всегда знает, что раз в месяц определенного числа он получит зарплату.
    • С вариативным соотношением. Когда наступит новое подкрепление неизвестно. Это подкрепление возникает, например, в случае покупки лотерейного билета. Человек точно не знает, что он выиграет.
  • С вариативным интервалом. Новое подкрепление поступает через неопределенный отрезок времени. Например, неожиданная прибавка к заработной плате.
    Скиннер предполагал, что положительные подкрепления удовлетворительно сказываются на поведении человека.

Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.

Несмотря на критику скиннеровского подхода к изучению поведения человека (ученый полностью нивелировал влияние сознания, силы воли и свободного выбора), его подход в бихевиоризме активно используется. И именно теория оперантного обусловливания работает в таких, казалось бы, сложных случаях как аддиктивное поведение (зависимости разного рода), девиантное поведение (отклоняющееся от нормы), обсессивно-компульсивные расстройства и т.д.

Автор Марина Воробьева

0 0 голоса

Рейтинг статьи

Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Биография мыслителя-бихевиориста

Б. Ф. Скиннер был американским психологом, наиболее известным своим влиянием на бихевиоризм. Скиннер назвал свою философию «радикальным бихевиоризмом» и предположил, что концепция свободы воли была просто иллюзией. Вместо этого он считал, что все человеческие действия являются прямым результатом обусловливания.

Самый известный за

Среди его многочисленных открытий, изобретений и достижений было создание камеры оперантного кондиционирования (также известной как ящик Скиннера), его исследование графиков подкрепления, введение скорости реакции в качестве зависимой переменной в исследованиях и создание накопительного регистратора. чтобы отслеживать эти показатели отклика.

В одном из опросов Скиннера назвали самым влиятельным психологом двадцатого века.

Рождение и смерть

  • Дата рождения: 20 марта 1904 г.
  • Умер: 18 августа 1990 г.

Биография

Буррхус Фредерик Скиннер родился и вырос в небольшом городке Саскуэханна, штат Пенсильвания. Его отец был юристом, а мать — домохозяйкой, и он вырос с братом, который был на два года младше его. Позже он описал свое детство в Пенсильвании как «теплое и стабильное».»

Мальчиком он любил строить и изобретать разные вещи; навык, который он позже использовал в своих психологических экспериментах. Его младший брат Эдвард умер в возрасте 16 лет из-за кровоизлияния в мозг.

В старших классах школы Скиннер начал проявлять интерес к научным рассуждениям благодаря обширному изучению работ Фрэнсиса Бэкона.

Затем он получил степень бакалавра искусств. по английской литературе в 1926 году из Гамильтон-колледжа.

Получив степень бакалавра, он решил стать писателем, и этот период своей жизни он позже назовет «темным годом».«За это время он написал всего дюжину коротких газетных статей и быстро разочаровался в своих литературных талантах, несмотря на некоторую поддержку и наставничество со стороны знаменитого поэта Роберта Фроста.

Работая продавцом в книжном магазине, Скиннер наткнулся на работы Павлова и Ватсона, которые стали поворотным моментом в его жизни и карьере. Вдохновленный этими работами, Скиннер решил бросить свою карьеру писателя и поступил в аспирантуру Гарвардского университета по психологии.

После получения докторской степени После окончания Гарварда в 1931 году Скиннер продолжал работать в университете в течение следующих пяти лет благодаря стипендии. В течение этого периода времени он продолжал свои исследования оперантного поведения и оперантного обусловливания. Он женился на Ивонн Блю в 1936 году, и у пары родились две дочери, Джули и Дебора.

Изобретений

Во время учебы в Гарварде Скиннер заинтересовался объективным и научным изучением человеческого поведения.Он разработал то, что он называл аппаратом оперантного кондиционирования, который позже стал известен как «ящик Скиннера».

Устройство «ящик Скиннера» представляло собой камеру, в которой находился стержень или ключ, на которые животное могло нажимать, чтобы получить пищу, воду или какую-либо другую форму подкрепления.

Именно в это время в Гарварде он также изобрел накопительный регистратор, устройство, которое записывало ответы в виде наклонной линии. Глядя на наклон линии, которая показывала скорость ответа, Скиннер смог увидеть, что скорость ответа зависит от того, что произошло после того, как животное нажало на планку.

То есть более высокие показатели отклика следовали за вознаграждением, а более низкие показатели отклика — за отсутствием вознаграждений. Устройство также позволило Скиннеру увидеть, что использованный график подкрепления также влияет на скорость реакции.

Используя это устройство, он обнаружил, что поведение не зависит от предшествующего стимула, как утверждали Уотсон и Павлов. Вместо этого Скиннер обнаружил, что поведение зависит от того, что происходит после ответа . Скиннер назвал это оперантным поведением.

Проект Голубь

После женитьбы Скиннер стал преподавателем Университета Миннесоты. Во время преподавания в Университете Миннесоты и в разгар Второй мировой войны Скиннер заинтересовался помощью в военных действиях. Он получил финансирование для проекта, который включал обучение голубей наведению бомб, поскольку в то время не существовало систем наведения ракет.

В «Проекте Голубь», как это называлось, голубей помещали в носовой обтекатель ракеты и обучали клевать цель, которая затем направляла ракету на намеченную цель.Проект так и не был реализован, так как разработка радара также продолжалась, хотя Скиннер добился значительных успехов в работе с голубями.

Хотя проект в конечном итоге был отменен, он привел к некоторым интересным открытиям, и Скиннер даже смог научить голубей играть в пинг-понг.

Детский тендер

В 1943 году Б.Ф. Скиннер по просьбе своей жены также изобрел «детскую игрушку». Важно отметить, что детское приспособление — это не то же самое, что «ящик Скиннера», который использовался в экспериментальных исследованиях Скиннера.

Он создал закрытую кроватку с подогревом и окном из оргстекла в ответ на просьбу своей жены создать более безопасную альтернативу традиционным кроваткам. Ladies Home Journal напечатала статью о детской кроватке с заголовком «Младенец в коробке», что частично способствовало некоторому недоразумению по поводу предполагаемого использования детской кроватки.

Более поздний инцидент также привел к дальнейшим недоразумениям по поводу детской кроватки Скиннера.

В своей книге « Открытие ящика Скиннера: Великие психологические эксперименты двадцатого века» в 2004 году автор книги Лорен Слейтер упомянула часто цитируемый слух о том, что детское кресло на самом деле использовалось в качестве экспериментального устройства.

Ходили слухи, что дочь Скиннера выступила в роли подопытного, и в результате она покончила жизнь самоубийством. В книге Слейтер указывалось, что это было не более чем слухом, но в более позднем обзоре книги ошибочно утверждалось, что ее книга поддерживает утверждения. Это привело к гневному и страстному опровержению слухов очень живой и здоровой дочерью Скиннера Деборой.

В 1945 году Скиннер переехал в Блумингтон, штат Индиана, и стал заведующим кафедрой психологии Университета Индианы.В 1948 году он поступил на факультет психологии Гарвардского университета, где сохранил офис даже после выхода на пенсию в 1974 году.

Оперантное кондиционирование

В оперантном процессе обусловливания Скиннера оперант относится к любому поведению, которое действует на окружающую среду и приводит к последствиям. Он противопоставил оперантное поведение (действия, находящиеся под нашим контролем) поведению респондентов, которое он описал как все, что происходит рефлекторно или автоматически, например, отдергивание пальца назад, когда вы случайно касаетесь горячей сковороды.

Скиннер определил подкрепление как любое событие, которое усиливает поведение, которому оно следует. Он выделил два типа подкрепления: положительное подкрепление (благоприятные исходы, такие как награда или похвала) и отрицательное подкрепление (устранение неблагоприятных исходов).

Наказание также может играть роль в оперантном процессе обусловливания.

Согласно Скиннеру, наказание — это применение неблагоприятного исхода, которое уменьшает или ослабляет поведение, которому оно следует.

Наказание включает в себя предоставление отрицательного поощрения (тюрьма, шлепки, брань), которое некоторые называют положительным наказанием, или удаление положительного подкрепления (отнятие любимой игрушки), что также известно как отрицательное наказание.

Графики армирования

В своем исследовании оперантного обусловливания Скиннер также обнаружил и описал графики подкрепления:

Учебные машины

Скиннер также проявил интерес к образованию и преподаванию после посещения математического класса своей дочери в 1953 году.Скиннер отметил, что ни один из студентов не получил немедленной обратной связи о своей работе.

Некоторые студенты боролись и не могли решить задачи, в то время как другие закончили быстро, но на самом деле не узнали ничего нового. Вместо этого Скиннер считал, что лучшим подходом будет создание какого-то устройства, которое будет формировать поведение, предлагая инкрементную обратную связь до тех пор, пока не будет достигнут желаемый ответ.

Он начал с разработки обучающей математической машины, которая предлагала немедленную обратную связь после каждой задачи.Однако это первоначальное устройство фактически не обучало новым навыкам.

В конце концов, он смог разработать машину, которая обеспечивала инкрементную обратную связь и представляла материал серией небольших шагов, пока ученики не приобрели новые навыки, процесс, известный как запрограммированное обучение. Позже Скиннер опубликовал сборник своих работ по обучению и воспитанию под названием The Technology of Teaching .

Дальнейшая жизнь и карьера

Исследования и работы Скиннера быстро сделали его одним из лидеров бихевиористского движения в психологии, и его работа внесла огромный вклад в развитие экспериментальной психологии.

Опираясь на свою прежнюю литературную карьеру, Скиннер также использовал художественную литературу для представления многих своих теоретических идей. В своей книге « Walden Two » 1948 года Скиннер описал вымышленное утопическое общество, в котором люди обучались становиться идеальными гражданами с помощью оперантной обусловленности.

Его книга 1971 года « Beyond Freedom and Dignity » также сделала его громоотводом для споров, поскольку его работа, казалось, подразумевала, что люди на самом деле не обладают свободой воли.Его книга 1974 года « О поведении » была написана частично для того, чтобы развеять многие слухи о его теориях и исследованиях.

В последние годы жизни Скиннер продолжал писать о своей жизни и своих теориях. В 1989 году ему был поставлен диагноз лейкемия.

Всего за восемь дней до смерти Скиннер получил от Американской психологической ассоциации награду за пожизненные достижения, и он выступил с 15-минутной речью в переполненной аудитории, когда принял награду. Он умер 18 августа 1990 года.

Награды и награды

  • 1966 Премия Эдварда Ли Торндайка, Американская психологическая ассоциация
  • 1968 — Национальная медаль науки от президента Линдона Б. Джонсона
  • 1971 — Золотая медаль Американского психологического фонда
  • 1972 — Премия «Гуманист года»
  • 1990 — Премия за выдающийся вклад в психологию Американской психологической ассоциации

Избранные публикации

  • Скиннер, Б.Ф. (1935) Два типа условного рефлекса и псевдотип. Журнал общей психологии, 12 , 66-77.
  • Скиннер, Б. Ф. (1948) «Суеверие» у голубя. Журнал экспериментальной психологии, 38 , 168-172.
  • Скиннер, Б. Ф. (1950) Необходимы ли теории обучения? Психологическое обозрение, 57 , 193-216.
  • Скиннер, Б. Ф. (1971) За пределами свободы и достоинства
  • Скиннер, Б. Ф. (1989) Истоки когнитивной мысли. Американский психолог, 44, 13-18.

Вклад в психологию

Скиннер был плодовитым автором, опубликовавшим около 200 статей и более 20 книг. В опросе психологов 2002 года он был назван самым влиятельным психологом ХХ века. Хотя бихевиоризм больше не является доминирующей школой мысли, его работа по оперантному обусловливанию остается жизненно важной и сегодня.

Специалисты в области психического здоровья часто используют оперантные методы при работе с клиентами, учителя часто используют подкрепление для формирования поведения в классе, а дрессировщики животных в значительной степени полагаются на эти методы при дрессировке собак и других животных.Замечательное наследие Скиннера оставило неизгладимый след в психологии и во многих других областях, от философии до образования.

Б. Ф. Скиннер | Кафедра психологии

«Сказать, что подкрепление зависит от ответа, может означать не что иное, как то, что оно следует за ответом. Это может происходить из-за какой-то механической связи или из-за посредничества другого организма; но обусловливание происходит предположительно только из-за временного отношения, выраженного в терминах порядка и близости реакции и подкрепления.Всякий раз, когда мы представляем состояние дел, которое, как известно, усиливает данное влечение, мы должны предполагать, что имеет место обусловливание, даже если мы не обращали внимания на поведение организма при представлении ».

— Б.Ф. Скиннер, «Суеверие голубя» (стр. 168).

В 20-м веке многие образы, которые приходили на ум при размышлениях об экспериментальной психологии, были связаны с работами Бурхуса Фредерика Скиннера. Стереотип экспериментатора в очках в белом лабораторном халате, занимающегося формированием поведения посредством оперантного кондиционирования лабораторных крыс или голубей в приспособлениях, известных как коробки Скиннера, взят непосредственно из неизмеримо влиятельного исследования Скиннера.

Хотя изначально он намеревался сделать карьеру писателя, Скиннер получил докторскую степень. получил степень доктора психологии в Гарварде в 1931 году и оставался исследователем до 1936 года, когда он ушел, чтобы занять академические должности в Университете Миннесоты и Университета Индианы. Он вернулся в Гарвард в 1948 году в качестве профессора и был профессором психологии Эдгара Пирса с 1958 года до выхода на пенсию в 1974 году.

Скиннер находился под влиянием философии психологии Джона Б. Уотсона, называемой бихевиоризмом, которая отвергала не только интроспективный метод и сложные психоаналитические теории Фрейда и Юнга, но и любое психологическое объяснение, основанное на ментальных состояниях или внутренних репрезентациях, таких как убеждения, желания, воспоминания и т. Д. и планы.Сама идея «разума» была отвергнута как донаучное суеверие, не поддающееся эмпирическому исследованию. Скиннер утверждал, что цель психологической науки состоит в том, чтобы предсказать и контролировать поведение организма на основе его текущей ситуации стимула и его истории подкрепления. В утопическом романе «Уолден-Два» и бестселлере 1971 года «По ту сторону свободы и достоинства» он утверждал, что человеческое поведение всегда контролируется окружающей средой. Согласно Скиннеру, будущее человечества зависело от отказа от концепций индивидуальной свободы и достоинства и создания среды обитания человека таким образом, чтобы поведение контролировалось систематически и для достижения желаемых целей, а не случайным образом.

В лаборатории Скиннер уточнил концепцию оперантного обусловливания и закона следствия. Среди его вкладов было систематическое исследование периодических графиков подкрепления, формирование нового поведения с помощью последовательных приближений, связывание сложных поведенческих последовательностей с помощью вторичных (усвоенных) подкреплений и «суеверное» (случайно подкрепленное) поведение.

Скиннер также был заядлым изобретателем. Среди его устройств были «ящик Скиннера» для формирования и подсчета нажатий на рычаги у крыс и клевания клавиш у голубей; накопительный регистратор, механизм для записи показателей поведения в виде отслеживания пера; система наведения ракет времен Второй мировой войны (никогда не использовавшаяся), в которой обученный голубь в прозрачном носовом обтекателе ракеты непрерывно клевал цель; и «обучающие машины» для «запрограммированного обучения», в которых учащимся предлагалось по одному предложению, а затем заполнялись пробелы в аналогичном предложении, показанном в небольшом окне.Он получил известность благодаря статье в журнале Life в середине 1950-х годов, в которой была продемонстрирована его «детская кроватка», стеклянный ящик с регулируемой температурой, в котором будет играть его маленькая дочь. Это привело к городской легенде, которую иногда можно услышать и по сей день, о том, что Скиннер «экспериментировал со своей дочерью» или «вырастил ее в коробке» и что она росла озлобленной и дезадаптированной, — все это ложь.

Б.Ф. Скиннер был признан Американской психологической ассоциацией самым выдающимся психологом ХХ века.

Источники

Б.Ф. Скиннер. (1998). Служба общественного вещания. Получено 12 декабря 2007 г. с: http://www.pbs.org/wgbh/aso/databank/entries/bhskin.html.

Выдающиеся психологи ХХ века. (Июль / август 2002 г.). Монитор по психологии, 33 (7), с.29.

Скиннер, Б. Ф. (1947). «Суеверие» у голубя. Журнал экспериментальной психологии, 38, 168–172.

Скиннер, Б. Ф. (1959) Совокупный рекорд. Нью-Йорк: Appleton Century Crofts.

Бьорк, Д.W. (1991). Burrhus Фредерик Скиннер: Случайности жизни. В: Kimble, G. A. & Wertheimer, M. [Eds.] Портреты пионеров в психологии.

Психологи: Б. Ф. Скиннер | PsychologistAnywhereAnytime.com

Нижеследующее было адаптировано с веб-сайта Webspace.

Скиннер находился под сильным влиянием работ Джона Б. Уотсона, а также первых пионеров бихевиоризма Ивана Павлова и Эдварда Торндайка. Он потратил большую часть своей профессиональной преподавание в Гарвардском университете (после 9 лет на факультете психологии Университета Индианы).Он умер в 1990 году от лейкемии, оставив после себя жену Ивонн Блю и двух дочерей.

Burrhus Фредерик Скиннер родился 20 марта 1904 года (умер в 1990 году от лейкемии) в маленьком городке Саскуэханна в Пенсильвании. Его отец был юристом, а мать — сильной и умной хозяйкой. Его воспитание было старомодным и трудолюбивый.

Скиннер был активным, целеустремленным мальчиком, любил природу и строить вещи, и ему действительно нравилась школа. Однако его жизнь не обошлась без трагедий.В частности, его брат умер в возрасте 16 лет от аневризмы головного мозга.

Б. Ф. Скиннер получил степень бакалавра английского языка в колледже Гамильтон в северной части штата Нью-Йорк. В конце концов, он смирился с написанием газетных статей о проблемах труда и какое-то время жил в Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке как «богемник». После путешествуя, он решил вернуться в школу, на этот раз в Гарвард. Он получил степень магистра психологии в 1930 году и докторскую степень в 1931 году и оставался там для исследований до 1936 года.

В том же году он переехал в Миннеаполис, чтобы преподавать в Университете Миннесоты. Там он познакомился и вскоре женился на Ивонн Блю. У них было две дочери, вторая из которых прославилась как первый ребенок, воспитанный в одном из домов Скиннера. изобретения, воздушная детская кроватка, которая представляла собой не что иное, как комбинацию детской кроватки и манежа со стеклянными стенками и кондиционирования воздуха.

В 1945 году он стал заведующим кафедрой психологии Университета Индианы. В 1948 году его пригласили приехать в Гарвард, где он оставался до конца своей жизни.Он был очень активным человеком, проводил исследования и руководил сотнями докторантов, а также написала много книг. Хотя он и не был успешным писателем художественной литературы и поэзии, он стал одним из наших лучших писателей по психологии, включая книгу Уолдена II, которая представляет собой вымышленное повествование о сообществе, которым руководит его бихевиорист. принципы.

Теория Б. Ф. Скиннера основана на оперантной обусловленности. Организм находится в процессе «эксплуатации». на окружающую среду, что в обычном понимании означает, что она подпрыгивает вокруг своего мира, делая то, что делает.Во время этой «эксплуатации» организм встречает особый вид стимула, называемый подкрепляющим стимулом или просто подкрепляющим стимулом. Этот специальный стимул имеет эффект усиления операнта, то есть поведения, происходящего непосредственно перед подкреплением. Это оперантное обусловливание: « за поведением следует последствия, и характер последствий изменяет склонность организмов повторять такое поведение в будущем ».

Следующее было адаптировано с веб-сайтов Wikipedia и Webspace.

Скиннер провел исследование по формированию поведения с помощью положительного и отрицательного подкрепления и продемонстрировал оперантное обусловливание, метод модификации поведения, который он разработал в отличие от классического обусловливания. Его идея Техники модификации поведения заключались в том, чтобы поместить испытуемого в программу с шагами. Шаги заключаются в постановке целей, которые помогут вам определить, как будет изменена тема, следуя этим шагам. Дизайн программы — это разработка программы, которая поможет предмету достичь желаемого состояния.Затем реализация и оценка использования программы, а затем оценка ее эффективности.

Теория оперантного кондиционирования Б.Ф. Скиннера

Поместите крысу в специальную клетку (называемую «ящиком Скиннера»), у которой есть стержень или педаль на одной стене, при нажатии на которую маленький механизм высвобождает кормовой шарик в клетку. Крыса передвигается по клетке, когда она случайно нажимает на планку и в результате нажатия на планку кормовой шарик падает в клетку.Оперант — это поведение непосредственно перед подкреплением, которым является пищевой шарик. За относительно короткий промежуток времени крыса «учится» нажимайте на бар, когда он хочет еды. Это приводит к одному из принципов оперантного обусловливания — поведение, за которым следует подкрепляющий стимул, приводит к увеличению вероятности того, что такое поведение произойдет в будущем.

Если крыса нажимает на перекладину и постоянно не получает еды, ее поведение угасает. Это приводит к другому принципу оперантного обуславливания — поведение, за которым больше не следуют подкрепляющие стимулы. в снижении вероятности такого поведения в будущем.

Теперь, если вы снова включите гранулятор, так что нажатие на планку снова даст крысе гранулы, поведение толкания стержня вернется к существованию, гораздо быстрее, чем это потребовалось для крысы, чтобы узнайте поведение с первого раза. Это связано с тем, что возвращение подкрепления происходит в контексте истории подкрепления, которая восходит к самому первому разу, когда крысу подкрепляли для толкания стержня. Это приводит к так называемым графикам армирования.

Графики армирования

Непрерывное подкрепление — это исходный сценарий: каждый раз, когда крыса выполняет какое-либо поведение (например, нажимает на педаль), она получает гранулу корма.

График с фиксированным соотношением был первым, что обнаружил Скиннер: если крыса нажимает на педаль три раза, скажем, она получает лакомство. Или пять раз. Или двадцать раз. Или «x» раз. Существует фиксированное соотношение между поведением и подкреплением: 3 к 1, 5 к 1, 20 к 1 и т. Д.

В расписании с фиксированным интервалом используется какое-то устройство отсчета времени.Если крыса нажимает на гриф хотя бы один раз в течение определенного промежутка времени (скажем, 20 секунд), то она получает лакомство. Если он этого не сделает, то ничего не получит. Но даже если он ударит эту планку сто раз в течение этих 20 секунд, он все равно получит только одно лакомство! Происходит одна странная вещь: крысы имеют тенденцию «ходить» Сами: они замедляют темп своего поведения сразу после подкрепления и ускоряются, когда время для него приближается.

Скиннер также рассмотрел графики переменных.Переменное соотношение означает, что вы меняете «x» каждый раз — сначала требуется 3 нажатия, чтобы получить лакомство, затем 10, затем 1, затем 7 и так далее. Переменный интервал означает, что вы продолжаете менять время период — сначала 20 секунд, потом 5, потом 35, потом 10 и так далее. Благодаря графику с переменными интервалами крысы больше не «задают темп», потому что они больше не могут устанавливать «ритм» между поведением и вознаграждением. Наиболее что важно, эти графики очень устойчивы к исчезновению. Если задуматься, это имеет смысл.Если вы какое-то время не получали подкрепления, что ж, возможно, у вас особенно «плохое» соотношение или интервал, просто еще один жим штанги, может быть, это будет единственный раз, когда вы получите усиление.

Формовка

Вопрос, с которым пришлось столкнуться Скиннеру, заключался в том, как мы добираемся до более сложных типов поведения. Он ответил идеей формирования или «методом последовательных приближений». По сути, это сначала подкрепление поведения. только отдаленно похож на желаемый.Как только это будет установлено, вы будете искать варианты, которые немного ближе подходят к тому, что вы хотите, и так далее, пока не получите животное, ведущее поведение, которое никогда не проявилось бы в обычной жизни. Скиннер и его ученики весьма преуспели в обучении простых животных совершенно необычным вещам.

Помимо довольно простых примеров, формирование также объясняет наиболее сложные формы поведения. Окружающая среда мягко формирует нас, чтобы мы могли наслаждаться определенными вещами.

Отвращающие стимулы

Отталкивающий стимул — это противоположность подкрепляющего стимула, который мы можем найти неприятным или болезненным.Это приводит к другому принципу оперантного обусловливания — поведение, за которым следует отталкивающий стимул, приводит к снижению вероятность поведения в будущем.

Это одновременно определяет отталкивающий стимул и описывает форму обусловливания, известную как наказание. Если вы шокируете крысу за то, что она сделала x, она сделает намного меньше x. Если вы отшлепаете Джонни за то, что он бросил свои игрушки, он, вероятно, бросит свои игрушек все меньше и меньше.

С другой стороны, если вы удалите уже активный аверсивный стимул после того, как крыса или Джонни выполнят определенное поведение, вы произведете отрицательное подкрепление.Если выключить электричество, когда крыса встает на задние лапы, она делать больше стоя. Если ты перестанешь вечно ныть, когда я наконец вынесу мусор, я с большей вероятностью вынесу мусор. Можно сказать, что «так хорошо», когда отвращающий стимул прекращается, это служит как подкрепление. Другой оперантный принцип обусловливания — поведение, за которым следует устранение аверсивного стимула, приводит к увеличению вероятности того, что такое поведение произойдет в будущем.

Скиннер не выступал за применение наказания.Его основная цель заключалась в том, чтобы нацелить поведение и увидеть, как последствия вызывают реакцию. Из его исследований пришло «формирование» (описанное выше), которое описывается как создание поведения. через армирование. Он также привел пример отказа ребенка от посещения школы, и что следует сосредоточить внимание на том, что является причиной отказа ребенка, а не обязательно на самом отказе. Его исследование показало, что наказание было неэффективным. способ управления поведением, обычно приводящий к краткосрочному изменению поведения, но в результате которого субъект пытается избежать наказывающего стимула вместо того, чтобы избегать поведения, которое вызывало наказание.Он считал, что простой пример этого: была неспособность тюрьмы искоренить преступное поведение. Скиннер пришел к выводу, что если бы тюрьма (как наказывающий стимул) была эффективной для изменения поведения, не было бы преступности, поскольку риск тюремного заключения за преступное поведение хорошо известен. Однако он отметил, что люди по-прежнему совершают правонарушения, но пытаются избежать раскрытия и, соответственно, наказания. Он отметил, что наказывающий стимул не останавливает преступное поведение; преступник просто становится более изощренным, избегая наказания.По его мнению, подкрепление, как положительное, так и отрицательное (последнее из них часто путают с наказанием), оказалось более эффективным в обеспечении устойчивых изменений в поведении.

Модификация поведения

Модификация поведения — часто называемая b-модом — это метод терапии, основанный на работе Скиннера. Это очень просто: погасить нежелательное поведение (удалив поощрение) и заменить его желательным. поведение по подкреплению.Он использовался для решения всех видов психологических проблем — зависимостей, неврозов, застенчивости, аутизма и даже шизофрении — и особенно хорошо работает с детьми. Есть примеры отсталых психотиков, которые не годами общались с другими людьми, которых приучили вести себя вполне нормальным образом, например, есть ножом и вилкой, заботиться о своих гигиенических потребностях, одеваться и т. д.

Существует ответвление b-мода, называемое экономикой токенов.Это используется в основном в таких учреждениях, как психиатрические больницы, палаты для несовершеннолетних и тюрьмы. В учреждении четко прописаны определенные правила, и вести себя соответствующим образом. награждается жетонами — покерными фишками, билетами, забавными деньгами, записанными заметками и т. д. За определенным плохим поведением также часто следует изъятие этих жетонов. Жетоны можно обменять на желаемые вещи, такие как конфеты, сигареты, игры, фильмы, время вне заведения и т. д. Было установлено, что это очень эффективно для поддержания порядка в этих зачастую сложных учреждениях.

Walden II

В 1948 году Скиннер опубликовал свои настоящие идеи о воспитании детей в Walden Two, вымышленном описании созданной бихевиористами утопии, в которой беззаботные молодые родители отправляются на работу или в школу, в то время как их малыши наслаждаются всеми удобствами. общественных детских садов, одобренных бихевиористами. Книга Скиннера «Уолден-Два» представляет видение децентрализованного, локализованного общества, в котором применяется практический, научный подход и футуристически продвинутый поведенческий опыт для мирного урегулирования с социальными проблемами.Утопия Скиннера, как и любая другая утопия или антиутопия, является одновременно мысленным экспериментом и риторическим произведением.

В 1971 году он написал книгу «За пределами свободы и достоинства», в которой высказывает предположение, что концепция индивидуальной свободы является иллюзией. Позже Скиннер стремился объединить усиление индивидуального поведения, естественный отбор видов и развитие культур под заголовком The Selection by Consequences (1981), первой из серии статей в журнале Science.

100 лет Б.Ф. Скиннер

В этом месяце исполняется 100 лет со дня рождения влиятельного бихевиориста Б.Ф. Скиннера, первого психолога, получившего Премию за выслугу от АПА и ключевого деятеля эволюции и практики психологии в современном мире.

«[Его работа по бихевиоризму] открыла совершенно новый подход к психологии, о котором никто никогда не слышал», — говорит Чарльз Брюэр, доктор философии, профессор психологии Уильяма Р. Кенана-младшего в Университете Фурмана.«Работа, которую он проделал с голубями и крысами в лаборатории, нашла более широкое применение в реальных приложениях, чем работа любого другого психолога», — добавляет он.

После получения степени бакалавра литературы и попытки зарабатывать на жизнь писателем в Нью-Йорке Скиннер поступил на факультет психологии Гарвардского университета для учебы в аспирантуре. Он тесно сотрудничал с новым факультетом физиологии университета, потому что его больше интересовало поведение животных, чем внутренние психические процессы.

Скиннер опирался на бихевиористские теории Ивана Павлова и Джона Ватсона, изучая связь между стимулами и наблюдаемым поведением у крыс, что привело к созданию его одноименного ящика Скиннера. Коробка с рычагами и пищевыми гранулами позволяла точно измерять и контролировать условия эксперимента.

Скиннер получил докторскую степень в Гарвардском университете в 1931 году и провел несколько лет в Университете Миннесоты и Университете Индианы, но он вернулся в Гарвард в 1948 году, оставаясь там до конца своей карьеры.Во время Второй мировой войны Скиннер убедил военных финансировать его исследование — знаменитый проект «Голубь» — по обучению голубей управлению бомбами и торпедами. Скиннер предпочитал голубей крысам, потому что они живут дольше, и он обнаружил, что с ними легче дрессировать и обращаться с ними.

Исследования

Скиннера на животных подчеркнули важность последствий (например, награды или наказания), а также разделения задач на более мелкие части и вознаграждения за успех в этих небольших частях для изменения поведения.

Он считал, что эти методы можно использовать для обучения людей, представляя новый предмет в виде ряда поэтапных шагов с обратной связью на каждом шаге.Современные компьютерные методы обучения основаны на его выводах.

По словам Майкла Вертхаймера, доктора философии, заслуженного профессора психологии в Университете Колорадо в Боулдере, «основное внимание к работе Скиннера приходилось на период примерно с 1950 по 1980 год, но с конца 1970-х годов он переключился на когнитивные явления. и теории «. По мнению Дональда Дьюсбери, доктора философии, профессора психологии Университета Флориды, этот поведенческий анализ, подобный анализу Скиннера, в последние годы стал маргинальным.

Тем не менее, факт остается фактом: имя Б.Ф. Скиннера — нарицательное, и его теории всегда будут важной частью психологии, — говорит Брюэр. «Если вы хотите знать, о ком будут читать студенты через 100 лет, то это будет Скиннер», — говорит он.

— М. GREENGRASS

Б.Ф. Скиннер — теория, психология и факты

Американский психолог Б.Ф. Скиннер наиболее известен разработкой теории бихевиоризма и своим утопическим романом «Уолден-два.’

Кем был Б.Ф. Скиннер?

Психолог Б.Ф. Скиннер начал работать над идеями человеческого поведения после получения докторской степени в Гарварде. Работы Скиннера включают Поведение организмов (1938) и роман, основанный на его теориях Уолден-Два (1948). Он исследовал бихевиоризм по отношению к обществу в более поздних книгах, в том числе За пределами свободы и человеческого достоинства (1971).

Ранняя жизнь

Бурхус Фредерик Скиннер родился 20 марта 1904 года в небольшом городке Саскуэханна, штат Пенсильвания, где он также вырос.Его отец был юристом, а мать оставалась дома, чтобы ухаживать за Скиннером и его младшим братом. В раннем возрасте Скиннер проявил интерес к созданию различных устройств и приспособлений.

Будучи студентом Гамильтон-колледжа, Б.Ф. Скиннер увлекся писательской деятельностью. Он пытался стать профессиональным писателем после окончания университета в 1926 году, но без особого успеха. Два года спустя Скиннер решил пойти по новому пути в своей жизни. Он поступил в Гарвардский университет, чтобы изучать психологию.

Коробка Скиннера

В Гарварде Б.Ф. Скиннер искал более объективный и взвешенный способ изучения поведения. Для этого он разработал то, что он назвал аппаратом оперантного кондиционирования, который стал более известен как ящик Скиннера. С помощью этого устройства Скиннер мог изучать животных, взаимодействующих с окружающей средой. Сначала он изучал крыс в своих экспериментах, наблюдая, как грызуны открывали и использовали уровень в ящике, который раздавал пищу через различные промежутки времени.

Позже Скиннер исследовал, какие модели поведения развиваются у голубей при использовании ящика.Голуби клюнули диск, чтобы получить доступ к пище. Из этих исследований Скиннер пришел к выводу, что некоторая форма подкрепления имеет решающее значение в обучении новому поведению.

После получения докторской степени и работы исследователем в Гарварде Скиннер опубликовал результаты своих экспериментов по оперантному обусловливанию в книге Поведение организмов (1938). Его работу сравнивали с Иваном Павловым, но работа Скиннера включала выученные реакции на окружающую среду, а не непроизвольные реакции на стимулы.

Более поздняя работа

Во время преподавания в Университете Миннесоты Скиннер пытался научить голубей служить проводниками при бомбардировках во время Второй мировой войны. Этот проект был отменен, но он смог научить их играть в пинг-понг. Во время войны Скиннер занялся домашним делом. В 1943 году по просьбе жены он построил кроватку нового типа для своей второй дочери Деборы. У пары уже родилась дочь по имени Джули. Этот прозрачный ящик, называемый «детским тендером», был нагрет, чтобы ребенку не понадобились одеяла.По бокам также не было планок, что также предотвратило возможные травмы.

В 1945 году Скиннер стал заведующим кафедрой психологии Университета Индианы. Но через два года он уехал, чтобы вернуться в Гарвард в качестве лектора. Скиннер получил там профессуру в 1948 году, где и оставался до конца своей карьеры. Когда его дети выросли, он заинтересовался образованием. Скиннер разработал обучающую машину для изучения обучения детей. Позже он написал Технология обучения (1968).

Скиннер представил художественную интерпретацию некоторых своих взглядов в романе 1948 года « Уолден Два », в котором предлагался тип утопического общества. Людей в обществе привели к тому, чтобы стать хорошими гражданами через изменение поведения — систему поощрений и наказаний. Роман, казалось, подорвал доверие к Скиннеру со стороны некоторых его академических коллег. Другие ставили под сомнение его сосредоточенность на научных подходах к исключению менее осязаемых аспектов человеческого существования.

В конце 1960-х — начале 1970-х Скиннер написал несколько работ, применяющих свои поведенческие теории к обществу, в том числе Beyond Freedom and Dignity (1971).Он привлек огонь для того, чтобы предположить, что у людей нет свободы воли или индивидуального сознания. Ноам Хомский был среди критиков Скиннера. В 1974 году Скиннер попытался исправить ситуацию в отношении любых неверных интерпретаций его работы с About Behaviorism .

Последние годы и смерть

В более поздние годы Скиннер начал вести хронику своей жизни и исследований в серии автобиографий. Он также продолжал активно работать в области поведенческой психологии — области, которую он помог популяризировать.В 1989 году Скиннеру поставили диагноз лейкемия. В следующем году он скончался от болезни и умер в своем доме в Кембридже, штат Массачусетс, 18 августа 1990 года.

Скиннер осознал важность подкрепления и остается критическим открытием. Он считал, что положительное подкрепление — отличный инструмент для формирования поведения, идея, которая до сих пор ценится во многих местах, включая школы. Убеждения Скиннера все еще продвигаются Фондом Б.Ф. Скиннера, который возглавляет его дочь Джули С.Варгас.

Программируемое обучение | Britannica

Программируемое обучение , образовательная методика, характеризующаяся самостоятельным обучением и самоуправлением, представленное в логической последовательности и с частым повторением понятий. Основным импульсом к программированному обучению послужила работа, проделанная в середине 1950-х годов американским поведенческим психологом Б. Ф. Скиннером, и оно основано на теории о том, что обучение во многих областях лучше всего достигается небольшими, постепенными шагами с немедленным подкреплением или вознаграждением за ученик.Этот метод можно применять с помощью текстов, так называемых обучающих машин и компьютерных инструкций. Независимо от среды используются два основных типа программирования: линейное или прямолинейное программирование и разветвленное программирование.

Линейное программирование немедленно усиливает реакцию учащихся, приближающуюся к цели обучения. Ответы, не ведущие к цели, остаются без подкрепления. Каждый бит обучения представлен в «кадре», и ученик, который дал правильный ответ, переходит к следующему кадру.Все учащиеся работают в одной и той же последовательности, и необходим низкий уровень ошибок, чтобы гарантировать постоянное положительное подкрепление правильных ответов.

Разветвленное или внутреннее программирование было первоначально разработано в связи с использованием электронного обучающего устройства для военнослужащих. Этот метод предоставляет студенту часть информации, представляет ситуацию, требующую множественного выбора или реакции распознавания, и на основе этого выбора инструктирует ученика перейти к другому кадру, где он или она узнает, был ли выбор правильным, и если нет, почему бы и нет.Учащийся, который ответил неправильно, будет либо возвращен к исходному фрейму, либо пропущен через подпрограмму, предназначенную для устранения недостатка, указанного неправильным выбором. Учащийся, сделавший правильный выбор, переходит к следующему кадру программы. Этот процесс повторяется на каждом этапе программы, и учащемуся может быть предложено разное количество материала в зависимости от допущенных ошибок.

Для текстовых материалов часто используется картонная маска, которую ученик использует, чтобы скрыть правильный ответ, пока не будет сделан выбор.Существуют успешные тексты программного обучения для учеников начальных классов, но большинство таких текстов было разработано для старших классов и предметов колледжа, таких как статистика, экономика и иностранные языки.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Теория Скиннера об оперантном кондиционировании

После ухода Джона Б. Ватсона из мира академической психологии психологи и бихевиористы стремились предложить новые формы обучения, отличные от классической обусловленности.Наиболее важной среди этих теорий была Operant Conditioning , предложенная Бурхусом Фредериком Скиннером, широко известным как Б.Ф. Скиннер.

Скиннер основывал свою теорию на простом факте, что изучение наблюдаемого поведения намного проще, чем попытки изучить внутренние психические события. Работы Скиннера завершили исследование, гораздо менее радикальное, чем работы Уотсона (1913), и сочли классическое обусловливание слишком упрощенной теорией, чтобы быть полным объяснением сложного человеческого поведения.

Б.Ф. Скиннер известен своими новаторскими исследованиями в области обучения и поведения. Он предложил теорию для изучения сложного человеческого поведения путем изучения произвольных реакций, проявляемых организмом при помещении в определенную среду. Он назвал это поведение или реакцию оперантом. Его также называют отцом оперантного обусловливающего обучения, но он основал свою теорию, известную как «Закон эффекта», открытый Эдвардом Торндайком в 1905 году.

Обучение с оперантным условием

Б.Ф. Скиннер предложил свою теорию оперантного обусловливания, проводя различные эксперименты на животных. Он использовал специальный ящик, известный как «ящик Скиннера» для своего эксперимента на крысах.

В качестве первого шага к своему эксперименту он поместил голодную крысу в ящик Скиннера. Изначально крыса была неактивна внутри ящика, но постепенно, когда она начала адаптироваться к окружающей среде ящика, она начала исследовать окрестности. В конце концов крыса обнаружила рычаг, при нажатии на который; еда была выпущена внутри коробки.Утолив голод, он снова начал исследовать коробку и через некоторое время нажал на рычаг во второй раз, когда снова проголодался. Это явление продолжалось в третий, четвертый и пятый раз, и через некоторое время голодная крыса сразу же нажала на рычаг, как только ее поместили в ящик. Тогда кондиционирование считалось завершенным.

Здесь нажатие на рычаг представляет собой оперантную реакцию / поведение, а пища, выпущенная внутри камеры, является наградой.Эксперимент также известен как Инструментальное обучение условию , поскольку реакция играет важную роль в получении пищи.

Этот эксперимент также рассматривает и объясняет эффекты положительного подкрепления. При нажатии на рычаг голодной крысе подавали пищу, которая утоляла ее голод; следовательно, это положительное подкрепление.

Второй эксперимент Б.Ф. Скиннера

Б.Ф. Скиннер также провел эксперимент, объясняющий отрицательное подкрепление.Скиннер поместил крысу в камеру аналогичным образом, но вместо того, чтобы держать ее голодной, он подверг ее воздействию неприятного электрического тока. Крыса, испытав дискомфорт, стала отчаянно перемещаться по ящику и случайно ударила по рычагу. Нажатие на рычаг немедленно перехватило поток неприятного тока. Через несколько раз крыса достаточно поумнела, чтобы сразу перейти к рычагу, чтобы избежать дискомфорта.

Электрический ток реагировал как отрицательное подкрепление, и следствие выхода электрического тока заставляло крысу повторять действие снова и снова.Здесь тоже нажатие на рычаг — это ответная реакция, а полная остановка электрического тока — ее награда.

Заключение

Оба эксперимента ясно объясняют работу оперантного обусловливания. Важной частью любого обучения оперантному обусловливанию является распознавание оперантного поведения и его последствий в этой конкретной среде.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *