Социализация — Википедия
Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе[1].
Социализация — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически[источник не указан 1279 дней], человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.
Первичная социализация[править | править код]
Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности[2]. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе
В дальнейшем основой социализации становится школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.
Ресоциализация[править | править код]
Ресоциализация, или вторичная социализация, — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого
Групповая социализация[править | править код]
Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.
Гендерная социализация[править | править код]
Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками, и девочки учатся быть девочками
Организационная социализация[править | править код]
Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся со своими новыми коллегами и узнают об особенностях их работы
Досрочная социализация[править | править код]
Досрочная социализация представляет собой «репетицию» будущих социальных отношений, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития (например — игра девочек в дочки-матери).
В современной социологии появился целый ряд теорий, критикующих или дополняющих классический подход к определению социализации, её форм и способов.
Одна группа теорий относится к концепции взаимодействия общества и человека в противовес классической концепции воздействия общества на человека.
Так, теория закрепления говорит о том, что индивид в процессе социализации не просто усваивает некоторый комплекс норм, а оценивает выгоды от их соблюдения, выявляет, какое поведение наиболее предпочтительно в той или иной социальной группе и только после этого в его поведении закрепляются определённые наиболее выгодные паттерны.
В рамках символического интеракционизма социализация понимается как процесс, продолжающийся всю жизнь человека. Она происходит путём анализа им своего опыта взаимодействий обществе, в результате которого он обнаруживает наиболее предпочтительные варианты поведения.
Теория перехода говорит о том, что конечным результатом социализации является внутриличностный переход человека в новые условия. Он происходит после разрешения внутреннего конфликта, возникающего в процессе усвоения новых норм в пределах новой социальной группы.
По-новому определяет типы социализации Дж. Арнетт. В противовес теории первичной и вторичной социализации он предлагает такие понятия как узкая и широкая. Первая представляет собой усвоение индивидом жёстких поведенческих паттернов, полностью определяющих его поведение в той или иной группе (например, в семье), не допускающих девиации. Широкая же предоставляет ему практически полную свободу, он может актуализировать социальные нормы конкретно для себя, действуя практически свободно.[8]
Главными социальными институтами являются:
- Семья: семья — самый важный агент социализации, поскольку она является центром жизни ребёнка, так как дети полностью зависят от опекунов. Не всегда социализация является индивидуальной, в значительной степени она зависит от окружающих. Наиболее глубокий эффект от гендерной социализации; тем не менее, семья также берёт на свои плечи задачи обучения детей, формирование их культурных ценностей и отношения к себе и другим. Дети постоянно учатся у окружающей среды, перенимая стереотипы поведения взрослых. Детям также становится известно о существовании социальных классов в очень раннем возрасте и соответственно они формируют определённое отношение к каждому из них.
[9] - Группа по интересам: группой сверстников является социальная группа, члены которой обладают общими интересами, социальным положением, возрастом. В подобной формации дети могут избежать контроля и научиться формировать отношение сами по себе. Влияние группы сверстников, как правило, достигает пика в подростковом периоде, однако группы сверстников как правило, затрагивают только краткосрочные интересы в отличие от семьи, которая имеет долгосрочное влияние.
- Образование: обучение может быть социальным так и не социальным[11]. Рассмотрим пример, ребёнок учится около пчёл. Если ребёнку не с кем играть и изучать мир, он, увидев пчелу, может прикоснуться к ней из любопытства. Если пчела ужалила ребёнка, он узнает, что прикосновение к пчёлам связано с болью. Это не социальное обучение, так как данный опыт был приобретён, когда никого вокруг не было. В противоположность этому, ребёнок может извлечь выгоду из социального обучения узнав новое о пчёлах. Если ребёнок бы находился рядом с мамой, папой или кем-либо ещё, любознательность ребёнка к пчёлам могла быть опосредована каким-либо социальным вмешательством. Может быть, тетя Эмми увидев, что ребёнок тянется к пчеле, просто укажет тому рукой в другом направлении, говоря: «Посмотри на эту красивую бабочку». Может быть, дядя Эд сказал бы: «Не прикасайся к пчеле, потому что это может повредить тебе и заставить плакать». Может быть, мама сказала бы: «Дорогой, держись подальше от пчёл, потому что они жалят». Есть множество различных способов, которыми люди могут взаимодействовать с ребёнком, чтобы помочь ему научиться избавляться от проблем, которых можно избежать. Все из представленных социальных мероприятий позволяют ребёнку извлечь выгоду из социального обучения, хотя некоторые из этих социальных мер могут быть более поучительными и полезными, чем другие
- Экономическая система: социализацией в рамках экономической системы является процесс изучения последствий экономических решений. Данная форма социализации влияет на решения, касающиеся «приемлемых альтернатив для потребления», на «социальные ценности альтернатив потребления», «доминирующих ценностей среди истеблишмента» и «характера участия в потреблении».
[13] - Язык: люди обучаются различным формам и языкам общения в зависимости от конкретного языка и культуры, в которых они живут[14][15][16][17]. Примером чего является переключение кода идентичности. В частности, когда дети иммигрантов учатся языку и социальным правилам, которые нужны для адаптации в специфической среде, например: языку применяемому в домашних условиях, так и в группах сверстников (в основном в образовательных учреждениях).[18] В зависимости от языка и ситуации в любой момент времени, люди начинают общаться по-другому.[19]
- Религия: агенты социализации в разной форме закладываются через религиозные традиции. Некоторые исследования показывают, что религия как и этнические и культурные традиционалистские ценности, уменьшают потенциал для социальной мобильности личности, препятствуя её адаптации, соответственно и её способности быть более социализированной в другой обстановке. Родительское религиозное участие является наиболее влиятельной частью религиозной социализации, в большей степени, чем религиозность сверстников или религиозные убеждения как таковые.
- СМИ: средства массовой информации являются средством для доставки обезличенных сообщений, направленных на широкую аудиторию. Термин Media происходит от латинского слова, «средний», считается, что основной функцией медия является объединение людей. Поскольку средства массовой информации имеет огромное влияние на наши отношения и поведение, особенно на проявление агрессии, они вносят очень существенный вклад в процесс социализации.[21] Некоторые социологи и теоретики культуры рассматривают власть массовых коммуникации в качестве социализирующего инструмента. Денис Маквейл (англ.)русск. так аргументирует этот тезис:
«…СМИ могут научить нормам и ценностям путём символического вознаграждения и наказания за различные виды поведения, которые представлены в обзорах средств массовой информации. Альтернативной точкой зрения является то, что речь скорее об учебном процессе, как таковом, посредством которого мы все учимся, как вести себя в определенных ситуациях и чего следует ожидать при столкновении с определённой социальной ролью или статусом в обществе.» — McQuail 2005: 494.
- Правовая система: дети подвергаются давлению со стороны обоих родителей, учителей, сверстников, требующих от них соответствовать и подчиняться определённым законам или нормам группы / сообщества. Отношение родителей к правовой системе влияет на мнение детей относительно того, что является юридически приемлемым.[22] Например, дети, чьи родители постоянно находятся в тюрьме, испытывают меньше страха перед уголовно-правовым наказанием.
- Пенитенциарная система: учреждения исполнения наказаний действуют в качестве агента социализации, как для заключённых так и для охранников. Тюрьма представляет собой отдельную среду сильно отличающуюся от нормального общества; заключённые, как и охранники формируют свои обособленные общины и создают свои собственные социальные нормы. Охранники служат в качестве «агентов социального контроля», тем самым поддерживая дисциплину и обеспечивая безопасность.[23] С точки зрения заключённых, подобные учреждения воспринимаются, как подавляющие и властные, вызывая у них чувства неповиновения и презрения к охранникам.[23] Из-за изменения своей социальной роли в обществе, заключённые испытывают одиночество, отсутствие эмоциональных отношений, уменьшение идентичности и «отсутствие безопасности и автономии».[24] Обе социальные группы, как заключённые, так и охранники, испытывают нервное напряжение, из-за страха и необходимости постоянной бдительности, что создаёт непростую атмосферу внутри подобных учреждений.[23]
- ↑ Социализация // Большой психологический словарь / Сост.: Мещеряков Б., Зинченко В. — ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
- ↑ 1 2 Ковалева А. И. Социализация (неопр.). № 1. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2004). Дата обращения 13 мая 2008. Архивировано 24 мая 2012 года.
- ↑ Социализация первичная // Энциклопедический словарь «Слово о человеке».
- ↑ http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_4/Perinskaja/index.pdf
- ↑ Ресоциализация // Энциклопедия социологии.
- ↑ Гусева Ю. Е. Глава 6. Гендерная социализация // Гендерная психология.
- ↑ Kammeyer-Mueller, J. D. & Wanberg, C. R. (2003). Unwrapping the organizational entry process: Disentangling antecedents and their pathways to adjustment. Journal of Applied Psychology, 88(5), 779—794.
- ↑ Лопатина Е. А. Современные зарубежные концепции социализации // Социально-гуманитарные знания. — 2015.
- ↑ Sociology. / Macionis, John J., and Linda M. Gerber. — Toronto: Pearson Canada, 2011. — P. 116.
- ↑ Sociology / Macionis, John J., and Linda M. Gerber. — 7-е. — Toronto: Pearson Canada, 2011. — 688 с. — P. 113. — ISBN 978-0138002701. (англ.)
- ↑ 1 2 The Differences Between Social and Nonsocial Learning (англ.) (недоступная ссылка). University of California, Santa Barbara. Дата обращения 23 сентября 2016. Архивировано 15 декабря 2012 года.
- ↑ Denhart, R. B.; Jeffress, P. W. Social learning and economic behavior: The process of economic socialization // American Journal of Economics and Sociology. — 1971. — № 30 (2). — P. 113–125.
- ↑ Harrington, Michael (2011) [1989]. Socialism: Past and Future. New York: Arcade Publishing. pp. 8–9. ISBN 1-61145-335-6. .
- ↑ Ochs, Elinor. Culture and language development: Language acquisition and language socialization in a Samoan village. — Cambridge: Cambridge University Press, 1988.
- ↑ Ochs, Elinor, and Bambi Schieffelin. Language Acquisition and Socialization: Three Developmental Stories and Their Implications. — New York, 1982.
- ↑ In Culture Theory: Essays on Mind, Self, and Emotion / R. Shweder and R.A. LeVine. — Cambridge: Cambridge University Press, 1984. — P. 276—320. — 376 p. — ISBN 978-0521267199.
- ↑ Schieffelin, Bambi B. The Give and Take of Everyday Life: Language Socialization of Kaluli Children. — Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
- ↑ Naoko Morita. Language, culture, gender, and academic socialization // Language and Education. — 2009-08-18. — Т. 23, вып. 5. — С. 443–460. — ISSN 0950-0782. — doi:10.1080/09500780902752081.
- ↑ Judith Rich Harris. Where is the child’s environment? A group socialization theory of development. // Psychological Review. — Т. 102, вып. 3. — С. 458–489. — doi:10.1037/0033-295x.102.3.458.
- ↑ Brandon Vaidyanathan. Religious Resources or Differential Returns? Early Religious Socialization and Declining Attendance in Emerging Adulthood (англ.) // Journal for the Scientific Study of Religion. — 2011-06-01. — Vol. 50, iss. 2. — P. 366–387. — ISSN 1468-5906. — doi:10.1111/j.1468-5906.2011.01573.x.
- ↑ Sociology / Macionis, John J., and Linda M. Gerber. — Toronto: Pearson Canada, 2011.
- ↑ Jeffrey Jensen Arnett. Broad and Narrow Socialization: The Family in the Context of a Cultural Theory // Journal of Marriage and Family. — 1995-01-01. — Т. 57, вып. 3. — С. 617–628. — doi:10.2307/353917.
- ↑ 1 2 3 Eric D. Poole, Robert M. Regoli. Alienation in Prison (англ.) // Criminology. — 1981-08-01. — Vol. 19, iss. 2. — P. 251–270. — ISSN 1745-9125. — doi:10.1111/j.1745-9125.1981.tb00415.x.
- ↑ Carmi, A. The role of social energy in prison // Dynamische Psychiatrie. — 1983. — № 16 (5–6). — P. 383–406.
- на русском языке
- Социально-психологические проблемы исследования личности // Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. М., 2003
- Богданова В. В. Траектории социализации современного студенчества. Феномены сообразной и неадаптивной социализации (неопр.). № 3 — Социология. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2009). Дата обращения 6 мая 2009. Архивировано 24 мая 2012 года.
- Гавров С. Н., Никандров Н. Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21—29. Архивировано {a.
- Гуляихин В. Н., Галкин А. П., Васильева Е.Н. Молодёжные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // Социологические исследования. — 2012. — № 6. — С. 127—132.
- Деметрадзе М. Р. Центральная зона современных социокультурных ценностей. Социализация как способ повышения человеческого фактора в обществах постсоветского пространства. — М.: ООО «НБ-Медиа», 2012. — 121 с. ISBN 978-5-8188-0199-5
- Ильясов Ф. Н. . Формирование структуры удовлетворённости трудом в процессе социализации индивида // Удовлетворённость трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением. — Ашхабад: Ылым (Наука), 1988. — С. 28—35.
- Ковалёва А. И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996
- Ковалёва А. И. Социализация (неопр.). № 1. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2004). Архивировано 24 мая 2012 года.
- Комарова Г. А. Этнография детства: междисциплинарные исследования. 2-е изд. М., 2014.
- Кон И. С. Социализация // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 629. — 840 с. — 150 000 экз.
- Кон И. С. Ребёнок и общество. М., 2003
- Леонтьев A. H. Проблемы развития психики. 4-е изд. M., 1981
- Социализация / Симонова О. А. // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 749. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5.
- на других языках
- Giddings F. P. The theory of socialization. N. Y., 1897
- Handbook of socialization theory and research / Ed. by D. A. Goslin. Chi., 1969
- Hurrelmann K. Social structure and personality development. Camb., 2009
- Parsons T., Bales R. Family: Socialization and interaction process. L., 1998
определение, виды, этапы и стадии социализации личности.
Взаимодействие людей в обществе – тема, достаточно актуальная в наше время. В связи с этим каждому из нас необходимо знать, что такое социализация и какое значение она имеет в жизни.
Определение социализации
Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.
Психологическая наука говорит, что социализация – это процесс вхождения индивида в социальную систему, овладение её нормами, правилами поведения, ценностями, знаниями и навыками, психологическими установками.Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?
Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители. И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни. В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться. Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах. Долгая и сложная социализация наблюдается лишь у высших приматов, что доказывает, что это явление возникло не внезапно, а досталось нам от животных предков и в течение тысячелетий эволюционировало.
Виды социализации
Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.
Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:
- Первичная социализация – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем. В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами.
- Вторичная социализация, или ресоциализация – процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной.
- Групповая социализация – процесс, проходящий внутри какой-либо социальной группы. Так, если ребёнок больше времени проводит со своими ровесниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие именно группе сверстников.
- Гендерная социализация – процесс, подразумевающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. При этом мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами. В прошлом гендерная социализация была важной и необходимой частью вхождения человека в общество, но в настоящее время гендерная принадлежность по большей части перестала иметь какое-либо значение. Равенство прав и возможностей исключает необходимость «повелевать» и «подчиняться», а представители обоих полов имеют возможность осваивать одинаковые профессии, занимать одинаковые должности и принимать одни и те же социальные роли (к примеру, в семье оба родителя могут по очереди работать и заниматься воспитанием детей, либо работает жена, а муж следит за хозяйством и воспитывает детей, либо «по старинке» — муж работает, а жена занимается хозяйством и детьми). Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции.
- Организационная социализация – процесс, при котором индивид, входящий в какую-либо организацию, изучает её нормы и правила и осваивает навыки своей работы в её рамках.
- Досрочная социализация – процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития. В первую очередь под таким видом социализации понимается игра – этакая «репетиция» будущей социальной деятельности.
Этапы социализации
Социализация – сложный и постепенный процесс, проходящий в несколько этапов. Первым делом должна наступить социальная адаптация. Так называют активное приспособление индивида к условиям социальной среды, в которой он оказался. Считается, что адаптация проходит на трёх уровнях – физиологическом, психологическом и социальном.
На физиологическом этапе человек изучает новую для себя обстановку, вступает в новые социальные связи и изучает свои возможности, которые помогут ему самореализоваться в данной социальной группе. В это время индивид активно общается и привыкает жить по новым правилам, после чего пытается приложить собственные усилия для достижения результатов, актуальных для данного коллектива.
На этапе индивидуализации человек уже прочно осознаёт себя как единицу общества. Происходит формирование, собственно, личности – индивида, имеющего свои убеждения, способности, навыки, свою оценку происходящего. Если на первом этапе социализации он учится быть во всём похожим на других, то на следующей стадии он пытается стать непохожим на других, имеющим свои особенности, которые, однако, входят в общую систему ценностей и регулируются ею.
Впрочем, индивидуализация – довольно субъективный процесс. Усвоение общих правил и общего опыта и самореализация в социальной группе происходят у каждого человека по-разному. Одни, например, принимают решение стать как можно более конформными, то есть во всём следовать нормам и правилам; такая педантичность у иных личностей доходит до абсурда. Другие же при социализации преодолевают стереотипы, нарушают определённые правила и ведут себя нестандартно, обеспечивая, однако же, общее развитие группы. Наконец, третьи разрушают самые основы данной социальной группы, в результате чего происходит либо её распад, либо изгнание из группы данного индивида.
Следующий этап социализации – интеграция. Этот термин пришёл в социальную науку из точных и естественных дисциплин – математики, биологии, физики; и означает он процесс принятия личности другими членами социальной группы. Общество достигает некоторого консенсуса – соглашается по меньшей мере «терпеть» новичка, обещающего жить хотя бы по базовым общим правилам и не мешать другим. Более успешная интеграция происходит в том случае, если новичок чем-то полезен данной социальной группе; этому индивиду общество даже готово прощать определённые «слабости» и несоответствия.
Следует заметить, что полное отсутствие каких-либо несоответствий в социализации нежелательно, по крайней мере, в развитых обществах. Абсолютный конформизм обычно воспринимается как одна из форм девиантного поведения, ибо конформист ничего полезного не приносит обществу. Основная часть той или иной социальной группы обладает определённой «степенью свободы», но так, чтобы не нарушать устои этой группы. Однако в неразвитых, примитивных обществах абсолютный конформизм приветствуется; в таких обществах малейшее отклонение от нормы, даже если оно полезно для всей группы, преследуется и устраняется. В таких обществах каждый человек обязан ложку за обедом держать в строго определённой руке, вставать с постели со строго определённой ноги, жевать пищу со строго определённой скоростью движения челюстей и т. д. Примером подобного общества может служить население Гаити – одной из беднейших стран мира. В развитых обществах правила и нормы воспринимаются лишь как средство, способствующее организации всех членов группы в систему; а в примитивных обществах нормы и правила – это самоцель, и социализация сводится к их зазубриванию.
Стадии социализации личности
Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние. В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.
Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.
Примером недостаточной социализации во взрослом состоянии является вера в «альтернативные истории» — писания Носовского и Фоменко, Чудинова и прочих псевдонаучных фриков. Дело здесь не только в политических, «патриотических» и корыстных мотивах. Просто ребёнок, только начинающий изучать мир и открывающий для себя что-то новое, стремится поделиться своим открытием с окружающими; родители и другие более старшие члены общества, чтобы подыграть ему, разделяют его радость.
В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое. А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.
Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами. Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».
Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе. Во многих странах для этой цели используются особые приёмы. К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).
Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.
Смотреть видео
Социализация (в психологии развития) — это… Что такое Социализация (в психологии развития)?
- Социализация (в психологии развития)
- [лат. socialis — общественный] — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания — целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит. Воспитание является ведущим и определяющим началом С. Понятие С. было введено в психологию в 40—50-е гг. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. В разных научных школах понятие С. получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма — как результат социального взаимодействия, в «гуманистической психологии» — как самоактуализация Я. Явление С. многоаспектно, и каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена. В российской психологии проблема С. разрабатывалась в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в которой представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от степени включенности в общественные отношения. В. В.Абраменкова
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
- СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ
- социализация личности
Смотреть что такое «Социализация (в психологии развития)» в других словарях:
социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда… … Большая психологическая энциклопедия
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.). С. рез т и… … Энциклопедия культурологии
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — (от лат. socialis общественный), процесс усвоения человеч. индивидом определ. системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. С, включает как социально контролируемые процессы… … Философская энциклопедия
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — (лат. socialis общественный) процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм. Феномен… … Новейший философский словарь
социализация — СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis общественный) процесс включения личности в общество, усвоения ценностно нормативных содержаний, знаний, обычаев, традиций, богатства и многообразия культуры, а также обучение выполнению социальных ролей.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психология, механизмов, соц. норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном об ве. С. охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью … Российская социологическая энциклопедия
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — (от лат. socialis общественный) совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и фило онтогенетического формирования и … Социология: Энциклопедия
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — понятие, возникшее в западной соц. и политич. психологии. Впервые С.п. стала предметом специального теоретич. исследования в 1959 г. Содержание этого понятия в западной литературе определяется по разному и иногда противоречиво. Для одних авторов… … Российская социологическая энциклопедия
Уровень группового развития — качественная характеристика процесса группообразования, которая определяется степенью сформированности, зрелости межличностных отношений в конкретном сообществе. В мировой социальной психологии существует достаточно большое число самых разных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Правовая социализация — Правовая социализация это процесс усвоения человеком системы правовых знаний, ценностей и норм, благодаря которому происходит его успешная адаптация к общественно правовой жизни. Ее результатом является принятие индивидом части культурно… … Википедия
социализация — это… Что такое социализация?
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (с. 552) (от лат. socialis — общественный) — процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей, стилей поведения и т.п.) того общества, к которому он принадлежит; иногда под социализацией также понимают результат этого процесса (в этом случае синонимом выступает понятие социализированность). В отечественной психологии понятие используется сравнительно недавно, будучи заимствовано из зарубежных психолого-педагогических концепций; ранее описываемое им явление трактовалось в терминах воспитания, хотя эти понятия, близкие по своей сути, не являются синонимичными. В разных психологических теориях приняты различные трактовки социализации, в силу этого описания закономерностей и механизмов социализации в разных источниках неоднозначны, порой противоречивы. Существуют также неодинаковые толкования самого этого термина. В то же время социализация составляет ядро становления личности, и основное содержание всех психолого-педагогических теорий определяется трактовкой этого явления.
В буквальном переводе на русский язык социализация означает обобществление. Этот термин издавна используется в политэкономии и в политэкономическом контексте по сей день используется у нас в буквальном русском переводе. Разные авторы расходятся во мнениях относительно внедрения этого термина в психолого-педагогические науки, называя при этом разные имена и даты. Согласно наиболее достоверным данным, применительно к развитию человека данный термин стал использоваться с конца XIX в. — после того как американский социолог Ф.Г.Гиддингс в своей книге «Теория социализации» (1887) употребил его в значении близком к современному — «развитие социальной природы» или характера индивида, «подготовка человеческого материала к общественной жизни».
Истоки многих современных теорий социализации можно проследить в работах известного французского социолога и психолога Г.Тарда, первым попытавшегося описать процесс присвоения норм через социальное взаимодействие. В основу своей теории он положил принцип подражания, а отношение «учитель — ученик», воспроизводящееся на различных уровнях, провозгласил типовым социальным отношением. Само подражание Тард возводил как к психологическим основаниям (желаниям, потребностям), так и к социальным факторам (престижу, повиновению и практической выгоде).
В 20-е гг. XX в. в западной науке утвердилось понимание социализации как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие, распространенные, устойчивые черты, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Ключевое понятие при описании процесса обучения социальным ролям — имитация. Развернутая теория, описывающая процессы интеграции индивида в социальную систему посредством присвоения общепринятых норм, содержится в работах Т.Парсонса. Согласно его взглядам человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование определенным нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры.Основным органом первичной социализации Парсонс считает семью, где, по его мнению, закладываются фундаментальные мотивационные установки личности. Механизм социализации работает на основе сформулированного З.Фрейдом приципа удовольствия — страдания, Приводимого в действие с помощью вознаграждений и наказаний, и включает в себя также процессы торможения (аналог фрейдовского выгтеснения) и субституции (переноса или смещения). Пганавательный механизм включает процессы имитации и идентификации, опирающиеся на чувства уважения и любви. Усвоение ценностей происходит в ходе формирования Суперэго, которое закладывается в структуре личности в результате идентификации с фигурой отца, если буквально следовать Фрейду, или интернализации структуры семьи как интегрированной системы, если придерживаться формулировок Парсонса.
Эмпирические исследования убедительно подтверждают зависимость отклоняющегося поведения от ранней социализации: процент лиц с отклоняющимся поведением выше в тех случаях, когда социализация происходила в условиях семейного неблагополучия или в неполных семьях. Согласно Парсонсу любая социализация в ролях, даже если это половые или возрастные роли, влечет за собой появление чувства неполноценности, так как исполнение роли неизбежно подвергается взыскательной оценке и самооценке. Особенно распространено это чувство в культурах с явно выраженным комплексом достижения (в последние годы активно насаждаемым и у нас). Чувство неполноценности находит выражение как в индивидуальном отклоняющемся поведении, так и в создании протестных субкультур, отвергающих традиционные нормы и ценности (к ним можно отнести широкий спектр общностей — от миролюбивых хиппи до агрессивных бритоголовых).
В разных научных школах акцентируются различные аспекты социализации и по-своему выделяются ее основные механизмы. Бихевиористы трактуют социализацию как социальное научение посредством имитации поведения референтных моделей. В школе символического интеракционизма социализация рассматривается как результат социального взаимодействия, в котором ребенок и различные агенты социализации осуществляют «взаимопроникновение». В гуманистической психологии главное внимание уделяется явлению самоактуализации, которое всевозможные агенты социализации призваны фасилитировать — говоря по-русски, способствовать этому процессу.
В отечественной психологии социализация долгое время отождествлялась с воспитанием, которое в свою очередь рассматривалось в узком и широком смысле. В первом случае речь шла о целенаправленном педагогическом воздействии, имеющем своей непосредственной целью формирование определенных знаний, умений, навыков, идеалов и пр. Во втором речь шла о стихийных воздействиях широкого круга условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка. Фактически все события жизни ребенка, даже не имея воспитание своей целью, оказывают воспитательный (социализирующий) эффект. В современной психолого-педагогической науке социализация нередко отождествляется с воспитанием в широком смысле слова, а воспитание в узком смысле расценивается как один из ее частных механизмов. Однако такой подход не единственный.
А.В.Мудрик выделяет несколько универсальных механизмов социализации. Традиционный механизм представляет собой неосознанное и некритичное восприятие и усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для семьи, соседей, друзей и т.п., которые не всегда соответствуют общественно одобряемым. Институтциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с воспитательными институтами общества и государства, которые способствуют накоплению им знания и опыта социально одобряемого поведения (так же, впрочем, как и опыта его имитации). Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры, которая влияет на человека в той мере, в какой группы сверстников, коллеги и пр., являющиеся ее носителями, референтны для него. Межличностный механизм реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, взрослые, друзья и т.д.). Действие всех механизмов в большей или меньшей мере опосредуется рефлексией — внутренним диалогом; в котором человек рассматривает и принимает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье, значимым лицам. То есть человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в ней и самого себя.
В этой связи представляется чрезвычайно важным и перспективным такое направление психологических исследований, в рамках которого удалось бы установить, какие особенности жизненной среды растущего человека — стиль семейного воспитания, формы взаимодействия со сверстниками, методика формального обучения и пр. — определяют принятие или отвержение им тех или иных ценностей и норм. Многочисленные примеры свидетельствуют, что практика авторитарного воспитания с большей вероятностью приводит к протестным, нередко — извращенным и девиантным формам социализации. Эмпирические исследования подобных явлений составляют перспективную линию изучения проблемы социализации.
В разнообразных исследованиях проблемы социализации указывается на изменчивость общества, его культурных норм, ценностей и Приоритетов и в связи с этим подчеркивается, что социализированность имеет мобильный характер. Так, Т.Бэт отмечает, что социальные Изменения могут превратить прежде сформированную социализированность в неудачную, неадекватную изменившимся условиям; в этом случае возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. В связи с этим особое значение получило понятие ресоциализация — изменение ставших неадекватными норм и установок человека в соответствии с новыми общественными требованиями. По мнению американского ученого К.К.Келли, социальное развитие человека представляет собой непрерывный процесс ресоциализации. В связи с этим возникает серьезный вопрос о том, какие нормы и ценности носят непреходящий характер и не могут быть отвергнуты ни при каких изменениях внешних условий. Однако это уже вопрос не столько психологический, сколько морально-этический.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
Социализация личности: коротко о главном
Социализация личности – процесс интеграции человека в социальную систему путём овладения нормами, правилами, навыками и знаниями, которые помогут ему нормально функционировать в обществе. Если поведение животных обусловлено инстинктами, то человеку для нормальной жизнедеятельности необходима социализация.
На онлайн-программе «Самопознание» вы сможете узнать свои особенности, сильные и слабые стороны и скорректировать вектор своего развития.
Типы и фазы социализации
Есть два базовых типа социализации:
- Первичная социализация. Это период социализации от рождения до формирования зрелой личности. Она имеет исключительную важность, т.к. является фундаментом для дельнейшей социализации личности. Главный источник первичной социализации – семья. Ребёнок перенимает паттерны поведения своих родителей, их мировоззренческие установки и т.д. Первое представление о поведении в обществе закладывается именно семьёй. Также важными источниками первичной социализации являются друзья и школа. Человек в любом возрасте зависит от влияния среды, а в детстве это проявляется особенно сильно. Индивид ещё долго может следовать тем правилам и нормам, которые он усвоил в детском возрасте.
- Вторичная социализация. Это некое перерождение в социальном плане. Человек избавляется от некоторых старых моделей поведения и мировоззренческих установок, формирует новые. Этот процесс происходит в течение всей жизни.
Также выделяют дополнительные типы социализации:
- Групповая – социализация внутри конкретной группы, например, в компании друзей.
- Гендерная – усвоение специфических социальных знаний и навыков мужского или женского пола.
- Досрочная – социализация, которая не соответствует текущему уровню развития индивида. Проще говоря, это «репетиция» будущих социальных ролей.
- Организационная – приобретение знаний и навыков, необходимых для исполнения своей организационной функции. Это, например, знакомство с корпоративными правилами и нормами взаимодействия между коллегами.
Что же касается фаз, то основные фазы социализации личности таковы:
- Первая фаза – усвоение ценностей и норм социальной среды, в которой находится индивид. Человек стремится соответствовать обществу.
- На второй фазе проходит процесс самоактуализации и персонализации. Человек пытается каким-либо способом воздействовать на других людей.
- На третьей фазе человек интегрируется в определённую социальную группу, где он получает возможность раскрыть свои способности и проявить их.
Кроме того, в процессе социализации человек проходит еще и несколько стадий.
Стадии процесса социализация личности по Эриксону
Эрик Эриксон – известный психолог в сфере психологии развития и психоаналитик. Согласно его, есть следующие стадии процесса социализации:
1 | Младенчество (от рождения до полутора лет). На самой ранней стадии социализации происходит формирование базового доверия к миру. Главную роль в этом играет мать ребёнка, и динамика развития доверия зависит именно от неё. Если общения с матерью будет слишком мало, произойдёт замедление психологического развития ребёнка. |
2 | Раннее детство (от 1,5 до 4 лет). Происходит формирование независимости и автономности ребёнка. Ребёнок начинает ходить, уже сам может убирать за собой игрушки и т.д. Родители постепенно приучают ребёнка к опрятности и аккуратности. |
3 | Детство (от 4 до 6 лет). В процессе игры у ребёнка формируется чувство предприимчивости и инициативности, он развивает своё творческое начало, память, логическое мышление, получает представления о взаимодействии людей между собой. Он активно расширяет область своих знаний о мире. Если лишить ребёнка возможности развиваться и социализироваться через игру, это отразится пассивностью, безынициативностью и неуверенностью в себе в будущем. |
4 | Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет). На этой стадии социализация происходит уже не только при участии родителей. Школа приобщает ребёнка к нормам поведения, а в общении с одноклассниками он получает необходимый ему социальный опыт. Успех или неуспех в учёбе может отразиться на дальнейшем развитии личности. Если, например, ребёнку не даётся учёба, а вместо помощи он получает от учителей и родителей упрёки, это может привести к неуверенности, потере интереса к учёбе и даже чувству неполноценности. |
5 | Отрочество (от 11 до 20 лет). На этой стадии индивид сильно озабочен тем, как он выглядит в глазах окружающих его людей. Отчасти это связано с половым созреванием. Перед подростком появляется необходимость самоопределиться и найти своё профессиональное призвание |
6 | Юность (от 21 года до 25 лет). Человек ищет спутника жизни, активно взаимодействует с другими людьми, особенно внутри своей социальной группы. Появляются чувства близости и единства с другими людьми, нередко индивид начинает идентифицировать себя с социальной группой. В то же время из-за кризиса идентичности человек часто чувствует себя одиноким и изолированным. |
7 | Зрелость (от 25 до 55-60 лет). Человек вкладывает себя в любимое дело, развивает чувство идентичности. Большое значение имеет взаимодействие с другими людьми, особенно с детьми. |
6 | Старость (от 55-60 лет до смерти). Для этой стадии характерны переосмысление своей жизни и размышления о прожитых годах. Человек понимает, что жизнь подходит к концу. В связи с этим он может отстраниться от происходящего вокруг него. |
Конечно же, данная тема намного широка и интересна, и в рамках одной статьи вряд ли удастся сказать обо всем. Однако сказанного уже вполне достаточно, чтобы составить представление о социализации, а также сделать определенные выводы о своем развитии и развитии своих детей.
Надеемся, эта статья была вам полезна. Желаем успехов!
Социализация — это… Что такое Социализация?
СоциализацияСоциализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе[1]
Теория
Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».[2] Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.
Первичная социализация
СемьяПервичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.[3][нет в источнике]
Вторичная социализация
ШколаВторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.
Досрочная социализация
Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.
Ресоциализация
Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого.[4] Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.[5]
Организационная социализация
РаботаОрганизационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.[6]
Групповая социализация
Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.
Гендерная социализация
Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.[7]
Социальные институты
Главными социальными институтами являются:
См. также
Литература
Примечания
20. Содержание процесса социализации. Шпаргалка по социальной психологии
20. Содержание процесса социализации
Социализация – это процесс включения личности в систему общественных связей и отношений, овладение и принятие общественно приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность становится полноправным членом общества.
Подразумевается, что в процессе социализации происходит превращение изначально асоциального субъекта в социальную личность. Благодаря социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация идет повсеместно и непрерывно в процессе своего физического и психологического развития. Особенно значимым по своим результатам и последствиям являются первые 15–25 лет.
Параметры социализации:
1) содержание процесса социализации:
а) усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
б) формирование социальных установок и убеждений;
в) вхождение индивида в социальную среду;
г) приобщение индивида к системе социальных связей;
д) самоактуализация «Я» личности;
е) усвоение индивидом социальных влияний;
ж) социальное обучение принятым в обществе формам поведения
и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и
взаимодействия с их членами;
2) широта социализации, т. е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность. Основными сферами социализации, для которых характерно расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром, являются:
а) сфера деятельности;
б) общения;
в) самосознания;
3) источники социализации:
а) передача культуры через социальные институты;
б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;
в) первичный опыт, который связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;
4) факторы социализации:
а) материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;
б) социально-психологические факторы социальной среды – это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.). Однако, иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации;
в) фактор собственной социальной активности человека.
5) механизмы социализации:
а) имитация, подражание;
б) идентификация;
в) руководство и др.
6) институты социализации (политические, экономические, воспитательные институты, семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, неформальные группы, партии).
Основные социально-психологические условия социализации:
а) свобода выбора в сочетании с ответственностью за последствия выбора социализации;
б) доступно-напряженный психологический путь социализации, ведущий не только к свободе общения и поведения, но и к повышению статуса в результате образования;
в) осознанности выбора путей и способов самосоциализации;
г) помощь в осуществлении выбора пути социализации в подростковом и юношеском возрасте;
д) раннее включение личности в социально активную деятельность и получение социального опыта;
е) благоприятная социальная среда в основных институтах социализации личности, таких как семья, школа, ВУЗ, трудовой, досуговый коллектив;
ж) динамичность жизни в группах, в которых происходит социализация личности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >