Социальная психология и социология и психология: Социология и социальная психология: сходства и различия – Социальная психология — Википедия

Автор: | 04.12.2020

Содержание

Социология и социальная психология: сходства и различия

Социология и социальная психология: сходства и различия. Лазарева О.А.,  Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского г. Саратов, Россия

Аннотация
Статья содержит в себе сравнительный анализ двух тесно связанных между собой наук: социологии и социальной психологии. Помимо того, в статье показано, как обе науки изучают одну и ту же проблему (с конкретными примерами). Также, раскрыт вклад социологии как науки в общую систему гуманитарных наук.

Ключевые слова: личность, социальная психология, социальный институт, социология.

«Социология – наука об обществе» – самоё распространенное определение, которое Вы могли когда-либо слышать. Если разобрать слово «социология», то с латыни оно буквально так и переводится: «социо» -общество, «логос» – наука. Но на самом деле социология – не просто наука, а одна из самых важных дисциплин о человеке. Социология тесно взаимосвязана с психологией, а также социальной психологией [1, c. 3].

Социологов интересует не просто человек, а индивид как формирующаяся личность, входящая с самого рождения в какую-либо группу или институт. Личности влияют друг на друга, взаимодействуют друг с другом. Причины этого взаимодействия можно объяснять и с помощью социологии, биологии, психологии, и даже философии.

Так, социологов и социальных психологов связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако в то время как большинство социологов изучают различные по численности группы, от маленьких до очень больших (например, общества и присущие им тенденции), социальные психологи изучают среднестатистических людей – то, как индивидуум одновременно думает о других, испытывает их влияние и относится к ним (т.е., более частные случаи).

Рассмотрим несколько примеров, чтобы увидеть разницу объекта изучения социолога и социального психолога. Изучая близкие отношения, социолог мог бы заинтересоваться количеством официально оформленных и гражданских браков и разводов и тенденциями в этой сфере, а социальный психолог попытался бы понять, как люди становятся привлекательными друг для друга и почему они вступают в брак. То же самое можно сказать и об изучении такой категории, как счастье: социолог стал бы выяснять, сколько счастливых людей среди студентов и какие индикаторы наиболее часто встречаются в понятии счастья,  а социальный психолог стал бы изучать психологические признаки проявления состояния счастья и выяснять, что всё-таки есть счастье – эмоция или чувство [3, c. 12].

Хотя социологи и социальные психологи иногда используют одни и те же исследовательские методы, социальные психологи больше полагаются на эксперименты, в которых они могут манипулировать каким-либо фактором. Например, чтобы понять, оказывает ли влияние на человека индивидуум одного с ним пола, возраста и т. п., социальный психолог может создать такие экспериментальные условия, при которых оно будет присутствовать или отсутствовать. А социолог, скорее всего, проведёт интервью, фокус-группу или исследование с помощью анкетирования, где будет пользоваться таким методам, как корреляционная связь. Социолог не может исследовать каждого индивида и предположить модель его поведения, но он может сказать или предположить, как будет себя вести та или иная группа или большинство (основная масса людей).

Исследования социологов очень важны для маркетинга, менеджмента и рекламоведения, так как они позволяют выявлять предпочтения их основных целевых аудиторий. Но всегда можно углубиться и обратиться к психологам, чтобы, например, выявить вкусовые особенности покупателя или мотивы для совершения покупок, при этом данные психологов сложно будет называть репрезентативными, соответствующими закону больших чисел (т.е., экстраполировать данные на основную массу покупателей) [3, c. 13].

Каждый, кому доводилось изучать хотя бы азы социологии или психологии, знает, что нас формируют природа и воспитание. Как напоминают нам эволюционные психологи, благодаря унаследованной человеческой природе мы предрасположены вести себя так, как вели себя наши предки, которым удалось выжить и дать потомство. Мы несем в себе гены тех, кто обладал чертами, которые позволили им выжить и обзавестись потомством, и чьи дети смогли сделать то же самое. Природа также наградила нас огромной способностью к обучению. Мы чувствительны к нашим социальным факторам и реагируем на них. Социология как раз и занимается управлением, профилактикой и влиянием факторов на жизнь общества, группы индивида.

Стоить отметить, что социология изучает такие категории, какие не изучают больше ни в одной науке (социальная память, малая группа, социальная мобильность, социальный институт и т.д.). Все классики социологии потратили годы своих трудов, чтобы докопаться до истины каждого понятия. Например, М. Вебер и его типы действий. Ведь это благодаря ему мы теперь можем различать просто действие, совершаемое как рефлекс или привычка, и действие, направленное на что-то или кого-то. И именно социология изучает мотивы, цели и результаты таких взаимодействий. А без социальной интеракции в современном мире уже никак нельзя обойтись, ведь мы подвергаемся ежедневному влиянию и СМИ, друзей и т.д. [2, c. 71].

Таким образом, хотелось бы отметить важную роль социологии в изучении индивида-личности, её формировании, взаимодействии с другими личностями, с группами, с институтами, а также в изучении влияния личностей, групп и институтов друг на друга. Любая статистика может быть полезна в любой из четырёх существующих сфер жизни общества. И, конечно, не стоит забывать про психологию и биологию, которые помогают социологии изучать все эти процессы. Также, особое внимание необходимо уделить такой науке, как социальная психология, которая сейчас становится популярной благодаря соединению методологии двух смежных наук. Она полезна и в маркетинге, и в сфере рекламы, и в психологии и педагогике, а также и в повседневной жизни.

Ссылки на источники
  1. Зборовский Г. Е. Общая социология. 3-е изд. М.: Гардарики. 2004. 3 с.
  2. Зборовский Г.Е. Введение в социологию. М.: Прогресс-Универс. 1993. 71 с.
  3. Майерс Д. Социальная психология. Спб.: Питер. 2007. 12 – 13 с.

Рассказать друзьям:

Социология и социальная психология

Понимание сути взаимосвязи социологических дисциплин и социальной психологии

Теоретические границы между социологией, микросоциологии, психологией и социальной психологией очень условны. И они становятся более конкретными, если рассматривать историческую социологию и историческую психологию. Этому поспособствовала сама историческая наука. Ее влияние на социологию и психологию в XIX веке дал эмпирическое основание как социологии, с помощью истории, может изучать изменения и развитие социальной реальности, так и психологии, исследует изменения и эволюцию психики индивидов.

В своей социальной теории Н.Елиас поставил акцент на эмпирическом исследовании исторических, социологических вопросов. И при детальном рассмотрении, можно увидеть, что разработка идеи исторического развития человечества основывается на изменениях не только в социальных, но и в индивидуальных структурах, изучаются и психологической наукой.

Социальная психология занималась и занимается изучением развития и изменений психики в социально-историческом контексте. Выявить эти изменения, если рассматривать отдельного индивида, очень сложно. Социально-психологический контекст дает возможность не отделять индивида от его социальной природы и изучать изменения в психике непосредственно в социальной среде.

Известный психолог Белявский И. в своих работах раскрывал социальную суть психики, тогда как его коллега Шкуратов В. видел цель социальной психологии в изучении этапов развития цивилизации. Оба психолога, образовав удачный тандем, в своей работе описали представление о развитии человеческой психики, начиная от мифологических представлений и до современности. Стоит отметить еще одного психолога, В.Дружинина, который ссылаясь на И.Билявського приходит к выводу, что социальная психология изучает не статического, а динамического субъекта. Он пишет:

«Рассматривая индивида в контексте истории как процесса, меняется, историческая психология имеет дело с динамическими аспектами психического мира и изучает историогенез человечества и человека».

Замечание 1

Социология с момента своего становления в XIX веке акцентировала свое внимание на изучении макро объектов — общества, нации, цивилизации. Однако становление социологии сопровождалось ее теоретическим разделением на макро и микро теории. Макро социологические теории рассматривают общество в контексте масштабных социальных структур и процессов, а микросоциологических — в контексте межличностных взаимодействий. Согласно социология имеет статус мультипарадигмальнои науки. Причем в отличие от психологии, где мультипарадигмальнисть отождествляется с разнообразием теорий, каждая из которых выполняет неполный набор парадигмальных функций, в социологии есть настоящий парадигмальными раскол, который проходит по линии объект-субъект. В то же время в пределах обеих парадигм активно применяется принцип исторического изучения социальной реальности.

Макро социологические теории сосредоточены на изучении структурных преобразований, на непрерывном процессе развития общества, используя при этом исторические данные. К рассмотрению общественных трансформаций в историческом контексте социологи обращались неоднократно. Первая попытка совместить социальную психологию и социологию принадлежит классикам социологии — К.Марксу, М.Веберу, Ф.Тьоннису и др . Как отмечает Ч.Тилли:

«социология XIX века состояла из исторического и психологичного критицизма — попыток найти лучшее решение дилемм времени и общего направления развития человечества путем постановки настоящего в рамки длительных масштабных социальных процессов».

Подавляющее большинство социологов исследовали проблемы социального развития именно на макрообьективному уровне. Например, Маркс изучал цивилизацию как исторический синтез многих веков, который начался еще в первобытности, а закончится тогда, когда человечество достигнет коммунизма.

Но не все ученые сосредоточены на исследовании только макро объектов. Были и такие, которые пытались исправить моноспрямованисть социологии в изучении социальной реальности. Сначала это был деятельностный подход в понимающей социологии Вебера, который ввел в социологию действующего индивида и довел его важность и необходимость для социологии. В своих теоретических взглядах, он объяснял действия людей с учетом их мотивы, смыслы и ориентацию на другого индивида. Впоследствии на пересечении микро- макроподходы в социологии появились синтетические теории. Наиболее ярким представителем такого синтетического подхода в исторической социологии является Н.Елиас.

Теоретическая деятельность и методология в работах известных психологов и социологов

В своей теоретической деятельности Элиас выделил две основные линии исследования — психогенезис и социогенезис. В первом случае речь идет об изменениях в структуре личности, во втором — об изменениях в социальных структурах. Для ученого развитие психогенетического и социогенетичного (развитие индивида и социальных структур) является взаимообусловленными вещами. На примере поведения ребенка Элиас доказывает, что ему дается цивилизационные навыки в сокращенной временной форме, тогда как человечество производило их в течение веков. Сначала она их усваивает под руководством взрослых людей, а потом без контроля со стороны других; она выполняет большинство правил уже автоматически.

«Социальный стандарт, к которому индивид приспосабливается сначала извне, под внешним принуждением, наконец восстанавливается в нем более или менее беспрепятственно благодаря внутреннему принуждению, который срабатывает до определенного момента даже тогда, когда индивид сознательно этого и не желает.»

Внимание немецкого исследователя привлекли не ситуативные изменения в психике индивиды, а те изменения, которые имеют долгосрочный характер, то есть формируются и передаются на протяжении поколений. На формирование такой точки зрения, влияние друг Элиаса — К.Мангейм. Последний писал:

«Даже постепенные видоизменения в способах мышление не осознаются членами группы, которые находятся в стабильной ситуации, до тех пор, пока процесс адаптации мышления к новым проблемам происходит настолько медленно, что растягивается на несколько поколений. В таких случаях представители одного поколения в течение своей жизни почти не замечают перемен «.

В психогенезе Элиаса изучаются аффективные состояния, которые присущи «оно». В исследованиях Элиаса доказывается, что чем более цивилизованный человек, тем более подвластны ей эмоциональные состояния, тем сильнее она контролирует состояния аффекта. Под «цивилизованной» понимается тот индивид, который усваивает существующие социальные стандарты и нормы, существующие и поддерживаются социальной структурой и, частью которой он становится от рождения. Процесс передачи знаний, социализация индивида, «навязывание» ему социальной ответственности — это социогенезис. В этой области исследования описывается психологическая инстанция «Сверх-Я».

Социологические и социально психологические идеи Элиаса заключаются в изучении ним долгосрочного развития общества и изменения индивидов в нем, без ограничений короткими промежутками настоящего. Социология и общество, в понимании Элиаса, является непрерывным, бесконечным, пока ею занимаются объекты и субъекты, между которыми существуют социальные взаимосвязи и взаимозависимость. Такие взаимодействия создают все новые и новые связи, сеть взаимозависимостей. Социальная психология не всегда «идет вперед», развитие не означает, что в истории не может быть возвратов в прошлое (яркий пример тому — мода). Элиас отмечает, что «особенность истории в ее возвратности и цикличности». Для него общество является целостным, длительным процессом.

Норберт Элиас, в отличие от другихпсихологов и социологов, рассматривал индивида и общество как равноправных по важности, для этого он использовал понятие «фигурация». Элиас пишет:

«То, что обозначается двумя разными понятиями» индивид «и» общество «- как это представлено в современном использовании, — есть не двумя порознь существующими объектами, а отличными, но нераздельны уровнями человеческого универсума».

Замечание 2

Таким образом и индивида, и общество Элиас рассматривал в цивилизационном развитии, в трансформации, которая меняет как психику, так и социальные фигурации.

Для Элиаса, индивид может выступать как в качестве субъекта, так и в качестве объекта, если его рассматривать по отношению к другим индивидам. Объектом он становится тогда, когда становится причиной изменений другого субъекта, когда его идентифицируют как представителя другой социальной группы, института. Будучи объектом, индивид меняет другого объекта и меняется сам.

Проявление внешних факторов — это рационализация поведения индивидом, а внутренних — повышение порога стыда (когда человек нарушает собственные запреты) и чувство огорчения. Под рационализацией поведения понимается ориентация индивидов на долговременные стратегические планирования, вычисления рисков и возможных перспектив, попытки индивидов действовать взвешенно, не поддаваясь на короткие эмоциональные состояния. Чем более цивилизованная становится поведение индивида, тем разнообразные становятся чувства стыда и огорчения.

Элиас приходит к выводу, что развитие общества приводит к функциональной зависимости между индивидами, а поэтому и к большему контролю, к взаимному надзора. Изменение в способе существования порождает новые образцы, новые представления о причинах стыда и огорчения.

Рациональное поведение и сдержанность, по мнению Элиаса, начинается от элиты и распространяется к остальному населению. Сочетание объективизма и субъективизма присутствует в работах Элиаса. Он доказывал, что социально-исторический процесс продолжается в течение столетий, и исследовать его можно с помощью изучения эмпирического материала, который собрался за несколько поколений. На обыденном, а не научном уровне, динамику изменений в культурологическом срезе можно увидеть при воспитании ребенка с самого первого дня его рождения.

Каждый отдельный человек проходит «курс» для понимания других в процессе своего развития и взросления. Как и в истории, развитие не всегда означал улучшение существования человечества, так и в процессе жизни отдельного человека, не всегда развитие отождествляется с улучшением ее пребывания в социальной реальности. Изменения на индивидуальном уровне, а именно обуздание состояния аффекта, повышение уровня чувство стыда, уменьшение эмоциональности — это элементы исторического и природного развития, но это не всегда развитие к лучшему, счастливого будущего каждого отдельного индивида. Двигателем изменений Элиас определяет душевный аппарат каждого человека, который наделен собственными природными законами.

Замечание 3

В рамках этих законов формируется исторический процесс. Природные и исторические процессы неразделимы. Хотя начало «уходит» от естественного процесса, он становится взаимозависимым с историческим и образует баланс между психическими и социальными (цивилизационными) законами.

Элиас пишет, что «нет нулевого пункта в истории развития человека, подобно тому, как нет нулевого пункта в истории его социального существования, общественного взаимосвязи между людьми». Процесс образования чувств стыда и огорчения, изменение их границ — «олицетворяют человеческую природу в общественных условиях определенной формы, и в исторически-общественной процессе они отражаются, со своей стороны, как один элемент». Описывая придворное общество, Элиас показывает, что желание власти, поручение к материальным ресурсам, приводит к изменению в поведении индивидов, применение стратегических действий и обуздания эмоциональности.

Процесс приспособления к внешним обстоятельствам и регуляция собственного поведения, в соответствии с этими обстоятельств, принадлежит теории социальных изменений, в которой концентрируется внимание не в статическом рассмотрении существования социальной реальности, а на динамическом, постоянно изменяющемся процессе, который можно наблюдать, если учитывать длительное развитие ее на протяжении веков. Элиас, в отличие от Маркса, который также рассматривал развитие как длительный процесс и был сторонником объективистской линии развития общества, считал, что развитие нельзя объяснить, учитывая только экономическую составляющую. Для того чтобы получить целостность картины, необходимо к процессу познания привлечь различные науки, такие как историю, политологию, психологию, философию, культурологию, экономику и другие.

Заключение по теме

В теоретических работах Элиаса можно наблюдать сочетание учений о социогенез и психогенез, то есть о социальном и психическая жизнь, его формирование и изменения в нем. Цивилизационные изменения на уровне структур, увеличение населения, дифференциация функций индивидов, приводят к взаимозависимости между индивидами и более быстрой циркуляции моделей поведения. Социальные принуждения моделируют поведение индивидов. Поэтому Элиас пытался синтезировать социальные и индивидуальные процессы в своих теоретических достижениях.

Индивидуальные структуры могут быть поняты только тогда, когда они связаны с социальным контекстом и изменениями в социальных сетях. Учет идей Элиаса относительно осложнения и переплетение взаимодействий индивидов, процессуальный характер изменений в психике, подавление аффективных проявлений в поведении, социальная взаимозависимость между индивидами, рационализация индивидуальных структур — обогатит психологический дискурс.

Лазарева О.А. Социология и социальная психология: сходства и различия

Лазарева Оксана Александровна
Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского
Студент 5 курса социологического факультета

Lazareva Oksana Aleksandrovna
Saratov State University of N.G. Chernyshevsky
Student of the 5th course of sociological faculty

Библиографическая ссылка на статью:
Лазарева О.А. Социология и социальная психология: сходства и различия // Психология, социология и педагогика. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/09/2414 (дата обращения: 07.02.2019).

«Социология – наука об обществе» – самоё распространенное определение, которое Вы могли когда-либо слышать. Если разобрать слово «социология», то с латыни оно буквально так и переводится: «социо» -общество, «логос» – наука. Но на самом деле социология – не просто наука, а одна из самых важных дисциплин о человеке. Социология тесно взаимосвязана с психологией, а также социальной психологией [1, c. 3].

Социологов интересует не просто человек, а индивид как формирующаяся личность, входящая с самого рождения в какую-либо группу или институт. Личности влияют друг на друга, взаимодействуют друг с другом. Причины этого взаимодействия можно объяснять и с помощью социологии, биологии, психологии, и даже философии.

Так, социологов и социальных психологов связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако в то время как большинство социологов изучают различные по численности группы, от маленьких до очень больших (например, общества и присущие им тенденции), социальные психологи изучают среднестатистических людей – то, как индивидуум одновременно думает о других, испытывает их влияние и относится к ним (т.е., более частные случаи).

Рассмотрим несколько примеров, чтобы увидеть разницу объекта изучения социолога и социального психолога. Изучая близкие отношения, социолог мог бы заинтересоваться количеством официально оформленных и гражданских браков и разводов и тенденциями в этой сфере, а социальный психолог попытался бы понять, как люди становятся привлекательными друг для друга и почему они вступают в брак. То же самое можно сказать и об изучении такой категории, как счастье: социолог стал бы выяснять, сколько счастливых людей среди студентов и какие индикаторы наиболее часто встречаются в понятии счастья,  а социальный психолог стал бы изучать психологические признаки проявления состояния счастья и выяснять, что всё-таки есть счастье – эмоция или чувство [3, c. 12].

Хотя социологи и социальные психологи иногда используют одни и те же исследовательские методы, социальные психологи больше полагаются на эксперименты, в которых они могут манипулировать каким-либо фактором. Например, чтобы понять, оказывает ли влияние на человека индивидуум одного с ним пола, возраста и т. п., социальный психолог может создать такие экспериментальные условия, при которых оно будет присутствовать или отсутствовать. А социолог, скорее всего, проведёт интервью, фокус-группу или исследование с помощью анкетирования, где будет пользоваться таким методам, как корреляционная связь. Социолог не может исследовать каждого индивида и предположить модель его поведения, но он может сказать или предположить, как будет себя вести та или иная группа или большинство (основная масса людей). Исследования социологов очень важны для маркетинга, менеджмента и рекламоведения, так как они позволяют выявлять предпочтения их основных целевых аудиторий. Но всегда можно углубиться и обратиться к психологам, чтобы, например, выявить вкусовые особенности покупателя или мотивы для совершения покупок, при этом данные психологов сложно будет называть репрезентативными, соответствующими закону больших чисел (т.е., экстраполировать данные на основную массу покупателей) [3, c. 13].

Каждый, кому доводилось изучать хотя бы азы социологии или психологии, знает, что нас формируют природа и воспитание. Как напоминают нам эволюционные психологи, благодаря унаследованной человеческой природе мы предрасположены вести себя так, как вели себя наши предки, которым удалось выжить и дать потомство. Мы несем в себе гены тех, кто обладал чертами, которые позволили им выжить и обзавестись потомством, и чьи дети смогли сделать то же самое. Природа также наградила нас огромной способностью к обучению. Мы чувствительны к нашим социальным факторам и реагируем на них. Социология как раз и занимается управлением, профилактикой и влиянием факторов на жизнь общества, группы индивида.

Стоить отметить, что социология изучает такие категории, какие не изучают больше ни в одной науке (социальная память, малая группа, социальная мобильность, социальный институт и т.д.). Все классики социологии потратили годы своих трудов, чтобы докопаться до истины каждого понятия. Например, М. Вебер и его типы действий. Ведь это благодаря ему мы теперь можем различать просто действие, совершаемое как рефлекс или привычка, и действие, направленное на что-то или кого-то. И именно социология изучает мотивы, цели и результаты таких взаимодействий. А без социальной интеракции в современном мире уже никак нельзя обойтись, ведь мы подвергаемся ежедневному влиянию и СМИ, друзей и т.д. [2, c. 71].

Таким образом, хотелось бы отметить важную роль социологии в изучении индивида-личности, её формировании, взаимодействии с другими личностями, с группами, с институтами, а также в изучении влияния личностей, групп и институтов друг на друга. Любая статистика может быть полезна в любой из четырёх существующих сфер жизни общества. И, конечно, не стоит забывать про психологию и биологию, которые помогают социологии изучать все эти процессы. Также, особое внимание необходимо уделить такой науке, как социальная психология, которая сейчас становится популярной благодаря соединению методологии двух смежных наук. Она полезна и в маркетинге, и в сфере рекламы, и в психологии и педагогике, а также и в повседневной жизни.


Библиографический список
  1. Зборовский Г. Е. Общая социология. 3-е изд. М.: Гардарики. 2004. 3 с.
  2. Зборовский Г.Е. Введение в социологию. М.: Прогресс-Универс. 1993. 71 с.
  3. Майерс Д. Социальная психология. Спб.: Питер. 2007. 12 – 13 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Титовская Оксана Александровна»

Психология и науки о человеке. Связь психологии с историей, философией, социологией и педагогикой

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. – М.: Владос, 1999
Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ И НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ (с.92-107)

Краткое содержание

Психология и история. Связь, существующая между историей и психологией человека. Использование исторических методов в психологии и психологических методов в истории. Сущность исторического подхода в психологических исследованиях. Построение теории психического развития личности и социальных групп на основе исторического метода. История психологии как науки.

Психология и философия. Традиционность связей философии и психологии, причины их возникновения и сохранения. Освобождение психологии от философско-политических и идеологических ограничений, искусственно созданных вокруг нее в годы советской власти. Создание более тесного, естественного союза психологии и философии на базе достижений мировой философии. Основные проблемы психологии, разрабатываемые психологами совместно с философами. Значение материалистической философии для психологии.

Психология и социология. Истоки и характер взаимодействия социологии и психологии. Основные проблемы психологии человека, рождающиеся на стыке психологии и социологии. Взаимообогащение этих наук. Соединение психологии и социологии в теории социального научения, в проблематике социальной психологии. Понятие социализации. Механизмы социализации: подражание, внушение, социальная фацилитация, конформность и следование нормам. Идентификация как механизм социализации. Основные положения теории социального научения.

Психология и педагогика. Традиционность союза педагогики и психологии. Из истории отношений психологии и педагогики. Необходимость объединения усилий психологов и педагогов в решении задач обучения и воспитания. Основные проблемы, которые совместно решаются психологами и педагогами.

ПСИХОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ

Человек является органической частью и природы, и общества. Поэтому психология имеет тесные связи с многими науками: социальными, биологическими – со всеми, которые в той или иной степени касаются человека. Так же, как невозможно понять психику и поведение современного человека без глубокого знания его биологических начал, устройства и законов функционирования организма, трудно рассчитывать на их понимание без знания социальных наук, в частности истории. «Человеческая натура, – писал Э.Фромм, подчеркивая значение общества для людей, – это не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и не безжизненный слепок с матрицы социальных условий; это продукт исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами» (Фромм Э. Бегство.от свободы. – М.. 1990. – С. 28.)

Применительно к человеку анализ истории есть источник для понимания его современного состояния, в том числе психологии и поведения. Хотя человек как особенный биологический организм выделился среди других живых существ примерно 1,7 миллиона лет назад, как субъект общественных движений и преобразований он живет примерно 50 000 лет. Но за это время благодаря созданному им самим миру материальной и духовной культуры он и стал Человеком с высшими психическими процессами, личностными свойствами и нравственными состояниями. В течение этого исторического периода люди овладели речью и преобразовали свое восприятие, внимание, воображение, мышление и память.

Современный человек рождается, живет и развивается в особой, отличной от природы, искусственно созданной им социальной среде. Практически все, что окружает его с рождения, – есть творение рук человеческих, начиная от предметов домашнего обихода, одежды и кончая инструментами и средствами, которыми человек пользуется для обучения, воспитания и оказания воздействия на мир. Следовательно, для того чтобы понять, как появился современный человек со всеми его психологическими качествами, необходимо обратиться к истории человечества, в первую очередь к истории развития материальной и духовной культуры.

Без знания истории общества трудно понять и психологию отношений людей в современном мире. Эти отношения также складывались веками. Философские учения, религиозные верования, обычаи, традиции, ритуалы, многое другое, что характеризует психологию современных народов и наций, есть продукт их длительного исторического развития. Передаваясь из поколения в поколение, достижения человеческой культуры формируют в процессе их усвоения психологию современных людей как личностей и субъектов познания и творческого преобразования мира. Сама сложившаяся система обучения и воспитания – семейного, школьного, социального, интеллектуального, трудового, нравственного, физического и т.п. – также выступает как итог длительной истории.

Союз психологии и истории может быть внешним и внутренним. Внешние связи этих, наук имеют место тогда, когда каждая из них для решения собственных проблем обращается к другой с целью использования ее данных. Так, историка может заинтересовать психологическая характеристика людей, живших в ту или иную эпоху, их взгляды, культура, обычаи, традиции и т.п. Психолог в свою очередь может обратиться к истории для решения своих задач, рассматривая психологию людей как исторический факт.

Более глубокий союз психологии и истории образуется в том случае, когда представителю одной области знаний необходимо воспользоваться методами или приемами, заимствованными из другой науки, для решения собственных задач. Например, историк, обращаясь к психологическим методам; может изучить личность какого-либо государственного деятеля или психологию народа для того, чтобы объяснить имевшие место исторические события (проблема роли личности в истории). Психолог в свою очередь может применить метод исторического анализа для проникновения в психологию и поведение людей давно живших поколений.

Есть примеры еще более глубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории. Одним из них является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л.С.Выготским. В ней автор показал, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед филогенетическое и онтогенетическое психологическое развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением, сделав их произвольными и опосредствованными орудиями и знаками, подвластными его сознанию и воле.

Другим не менее известным примером такого рода связи является использование в психологии так называемого исторического метода. Суть его состоит в том, что для понимания природы, происхождения и законов какого-либо психологического явления надо проследить его фило- и онтогенетическое развитие от элементарных к более сложным формам, не ограничиваться анализом наиболее развитых форм. Например, чтобы понять речевое мышление человека, необходимо выявить истоки мышления и речи, установить этапы их раздельного существования, соединения и совместного развития. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы человеческого внимания или памяти, необходимо рассмотреть их поэтапное развитие с раннего детства у детей.

Много блестящих примеров подобного рода исследований мы находим у Л.С.Выготского, его учеников и последователей. Они напрямую связаны с применением исторического метода, и к этим исследованиям мы будем еще иметь возможность обратиться на страницах учебника.

Главной и наиболее ценной мыслью, которая лежит в основе сближения психологии и истории, является та, что современный человек с его психологическими качествами, личностными свойствами и социальными поступками есть продукт истории развития человечества. От эпохи к эпохе, от одного исторического периода к другому, от государства к государству, от нации к нации и даже от поколения к поколению психология и поведение людей, их взгляды, культура, традиции и обычаи значительно меняются. В свою очередь психология зрелого человека оказывает обратное влияние на ход истории. Установлена, например, и доказана определенная зависимость между диктаторскими режимами, существовавшими в разных странах мира в различные времена, и психологическими особенностями людей, живших в условиях этих режимов. Показано также, что историческая психология людей тесным образом связана с культурными и социально-экономическими достижениями того общества, в котором они живут. Американский ученый Д.Мак-Клелланд обнаружил, что сила мотива достижения успеха у людей, представляющих определенную страну, коррелирует с социально-экономическими успехами, достигнутыми данной страной, а сама мотивация достижения в свою очередь зависит от сложившейся в этой стране социальной системы воспитания детей. Показано, что история культуры тесным образом переплетается и с историей личности.

ПСИХОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

Связи психологии с философией являются еще более органичными, чем связи психологии с историей. Обе науки зародились и начали развиваться почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии.

К необходимости обращения к философии психологов привела сложность и необычность проблем, с которыми они столкнулись. Многие вопросы психологии с большим трудом поддаются экспериментальному анализу и изучению с помощью естественнонаучных методов. Во многом они решаются философско-умозрительно. Да и сам человек, как мы выяснили, не есть полностью биологическое существо, он обитает между природой и обществом и одновременно принадлежит к этим двум реальностям. По этой причине в своем познании он не может быть полностью охвачен только методами какой-либо одной науки.

Многие проблемы психологии современного человека, такие, как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для психологии (социальной), и для философии. В самой психологии до сих пор есть немало вопросов, к решению которых невозможно подойти лабораторно-экспериментальным путем, но которые тем не менее приходится решать.

При столкновении с такими проблемами психологи вынуждены обращаться к философии, вырабатывать самим или пользоваться теми умозаключениями, которые им предлагают представители смежной науки, в данном случае философии. К числу традиционных философско-психологических проблем можно отнести проблему сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личности на общество (мировоззренческий аспект), методологические проблемы психологии и ряд других.

Долгое время пока существовало идеологически поддерживаемое разделение философии на материалистическую и идеалистическую и соответственно научно не оправданное разделение психологии на «советскую» и «буржуазную», так называемая марксистско-ленинская философия догматически и бездоказательно выдавалась за единственную истинно научную методологическую основу психологии. Такой искусственно созданный философско-психологический союз не мог быть прочным и плодотворным. Он привел к застою во многих областях психологии, особенно психологии личности и социальной психологии – там, где затрагивались проблемы взаимодействия общества и личности. Теперь, наконец, этот союз обещает стать более естественным и широким, возрождает надежду на постановку и решение многих сложных проблем совместными усилиями психологов и философов, причем не только материалистического, но и идеалистического направления.

Отвергая марксистско-ленинскую философию в качестве «единственно научной» методологии психологии, вместе с тем нельзя отрицать положительность влияния некоторых материалистических идей Маркса на развитие отечественной психологической мысли. Это влияние, в частности, сказывается на разработке проблем деятельности и деятельностного происхождения высших психических функций.

С другой стороны, благодаря наметившемуся в последние годы косвенному проникновению некоторых положений идеалистической философии в психологическую мысль чаще стали обсуждаться в отечественной науке сложные философско-психологические проблемы человека – ответственность, совесть, смысл жизни, духовность, т.е. как раз такие, которые психологи без помощи философов не в состоянии самостоятельно решить. Да и сами философы вряд ли смогут в них глубоко разобраться без сотрудничества с психологами, не принимая в расчет живую личность, достаточно изученную в психологической науке.

Есть такие проблемы, при решении которых сотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты. Это прежде всего проблемы эпистемологии – науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познания. Благодаря многолетним исследованиям, проводимым, например, в созданном по инициативе известного швейцарского психолога Жана Пиаже Международном эпистемологическом центре (Швейцария, г. Женева), удалось многое узнать о природе человеческого интеллекта и его развитии у детей. Над этой проблемой в указанном центре совместно и плодотворно трудятся философы, логики и психологи.

Многое понять в области взаимодействия общества и личности помогли работы современных неофрейдистов, которые в основном имели теоретический, философско-психологический характер. Ряд ученых – философов и социологов – до настоящего времени считают, например, известного психолога-неофрейдиста Э.Фромма представителем своей науки и часто ссылаются на него.

К этой же категории работ, занимающих промежуточное положение между философией и психологией, можно отнести исследования, посвященные поиску и утрате человеком смысла жизни (К.Роджерс, В.Франкл и др.), проблемам одиночества, счастья (Маргайл, В.Франкл).

ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

Социология и психология находят немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношениями. В определенном смысле союз этих наук напоминает союз психологии и истории (взаимообогащение методами и фактами), но он также похож на альянс философии и психологии (интеграция знаний на теоретико-методологическом уровне). Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В свою очередь психологи широко пользуются традиционными социологическими приемами сбора первичных научных данных: анкетирование и опрос.

Разработанная преимущественно социологами концепция социального научения принята в социальной и возрастной психологии. Напротив, предложенные психологами теории личности и малой группы находят применение в социологических исследованиях. Социологи пользуются психологическими данными при решении проблем, касающихся общества в целом; психологи обращаются к социологическим теориям и фактам тогда, когда им необходимо глубже понять механизмы влияния общества на личность, а также общие закономерности поведения человека в обществе.

Есть немало проблем, над решением которых социологи и психологи трудятся вместе и которые в принципе не могут быть решены без участия представителей обеих наук. Это – проблемы отношений между людьми, национальная психология, психология экономики, политики, межгосударственных отношений и ряд других. Сюда же относятся проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования. Всеми этими проблемами в психологии занимаются представители социальной психологии, и примечательно то, что направление научных поисков с аналогичным названием, но с иной проблематикой и методологией исследования существует и в социологии.

Рассмотрим некоторые понятия и концепции, которые разрабатываются в социологии и необходимы для углубленного понимания индивидуальной психологии человека.

Наиболее известной из теорий, предложенных в русле «социологически ориентированной» социальной психологии, помогающей нам понять, каким образом отдельно взятым человеком приобретаются, поддерживаются и сохраняются определенные формы социального поведения, является теория социального научения. Эта тео

Социальная психология: предмет изучения и специфика

Социальная психология – это довольно сложная и многопрофильная область психологической науки. Она направлена на изучение практически каждой из отраслей жизни и деятельности человека в обществе: социального общения и взаимоотношения людей в социуме, психологических закономерностей социального поведения людей, а также мотивов объединения их в группы, конфликтов и общественных настроений. Социально-психологические знания необходимы любому индивиду, так как каждый общается и взаимодействует с прочими индивидами, а также сталкивается с межличностными проблемами.

Знания теоретического плана касательно социально-психологических процессов разрабатывались в классических работах отечественных и заграничных авторов, таких как Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, Д. Майерс, Б.Д. Парыгин, Т. Шибутани и прочих. В данном материале отображены результаты исследований в социальной психологии, проводившихся в современное время.

Можно выделить следующие актуальные направления – введение в социальную психологию, понятие о группе как  социально-психологическом феномене, психологию общения, а также феномен личности в социальной психологии.

Введение в социальную психологию

Важно получить сведения об объекте и предмете социальной психологии, а также о ее задачах.

В начале двадцатого века, в 1908 году, были впервые напечатаны практически в одно и то же время работы англичанина В. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» и американца Э. Росса, специализировавшегося на социологии, «Социальная психология». Социальная психология в качестве отдельной науки появилась только в конце девятнадцатого столетия на стыке таких наук, как социология и психология. Постепенное развитие социума ставило перед учеными деятелями разнообразные социально-психологические задачи, своевременное решение которых стало очень важным для совершенствования таких областей общественной жизни, как политика, воспитание, производственные отношения и управление и так далее. Но оказалось, что данные проблемы довольно трудно изучать исключительно в рамках существовавших на тот момент научных дисциплин. Нужна была, в первую очередь, интеграция психологии и социологии, так как психология занимается изучением психики человека, а социология – изучением общества.

Психология и социология, по мнению Г.М. Андреевой, превратились в «материнские» дисциплины по отношению к появившейся социальной психологии. И при этом нельзя думать, что социальная психология – это только некая часть психологии и социологии. Самостоятельность этой сферы научного знания обуславливается спецификой предмета исследования, и он не способен изучаться в рамках одной из этих дисциплин.

Специфика предмета социальной психологии

Касательно специфики предмета социальной психологии есть разные мнения. В первую очередь под социальной психологией традиционно понимают многообразие проявлений социальной психики индивида: некие особенности его психического состояния, а также поведения в ситуации группового и массового взаимодействия

Социальная психология

Определение 1

Социальная психология является отраслью психологии, которая изучает основные закономерности и специфические особенности поведения, деятельности людей в результате социального взаимодействия.

История развития

Социальная психология начинает формироваться во второй половине $XIX$ века, как симбиоз психологии и социологии. Изначально социально-психологические идеи зарождались в рамках таких наук как философия, социология, антропология, этнография и языкознание. Отдельные социально-психологические идеи встречались в работах Платона, Аристотеля, философов-материалистов, утопистов, далее у Фейербаха и Гегеля.

Представителями социальной эмпирической психологии в Европе являлись: Тард – французский юрист, Лсбон – французский социолог, английский психолог Мак-Дугалл. Данные ученые пытались объяснить социальное общественное развитие отдельными психическими свойствами личности человека. При этом Тард объяснял подражательностью, Лебон, в свою очередь, психическим заражением, а англичанин Мак-Дугалл — инстинктами.

Согласно концепции Тарда, развитие общества определяется межличностным влиянием, в частности подражанием и обычаями. В результате подражания формируются общественные нормы, ценности. Принимая их, человек приспосабливается к условиям общественной жизни. Невозможность достижения идеала рождает конфликтность в рамках социального взаимодействия. Тард первым объяснил психологию толпы как фактор подавления индивидуальности. На основе идей Тарда стали классифицировать наследственность на естественную и социальную.

Социолог Лебон разработал теорию эмоциональности социальных процессов и ввел понятие психического заражения.

Основатель французской школы социологии Дюркгейм основным объяснительным принципом человеческого поведения считал феномен «коллективных представлений». Именно они формируют, по его мнению, видение мира отдельным индивидуумом. Поведение индивида, согласно его теории, определяется коллективным сознанием. Дюркгейм придерживался идеи единения социума на базе общих социальных ценностей. Ценностно-нормативный кризис общества приводит к массовой правовой десоциализации, которая, по Дюркгейму, называется аномией. В состоянии аномии утрачивается значимость социальных и правовых норм для членов общества. Индивид, который лишен образцов поведения, подвержен резкому снижению саморегуляции и как правило выходит из-под социального контроля.

Первые ученые-социологи оказали важное влияние на развитие социальной психологии, определив главенствующую роль социального фактора в формировании человеческой личности.

В двадцатых годах $XX$ века благодаря работам немца В. Меде начинается новый виток развития социальной психологии и формируется экспериментальная социальная психология. Меде определил различия в способности людей терпеть боль, вести физическую и умственную активностьв рамах группы и в одиночку. Меде выявил различные типы людей в зависимости от их отношения к социальной группе:

  • нейтральный,
  • положительный,
  • отрицательный.

Им было установлено, что социально-психологические факторы существенно влияют на психические качества личности, в частности на восприятие, мышление, память, воображение, эмоции, волю.

Американский психолог Олпорт вслед за Меде усовершенствовал методики социально-психологических экспериментов. Его исследования стали основой эффективных рекомендаций по улучшению в области организации производства, рекламы, политики, военного дела. Социальная психология в это время стала бурно развиваться как прикладная наука.

В $XX$ веке Морено был разработан метод социометрии.

Определение 2

Социометрия — система методик выявления и измерения в количестве межличностных взаимоотношений в малых группах.

Личностные симпатии, а также антипатии Морено отображал в виде социограмм взаимоотношений.

Морено также предложил конкретные методики смягчения конфликтов внутри группы, оптимизации социально-психологического климата внутри них. Вслед за ним другие социальные психологи стали рассматривать малую группу, как базовый элемент общества. В сложной системе «общество – группа — личность» среднее звено абсолютизировалось. Определилась полная зависимость отдельной личности от присущей ей социальной роли, групповых норм и группового давления.

Одним из направлений в современной социальной психологии является интеракционизм. Он рассматривает интеракцию — проблему социального взаимодействия. Родоначальником этого направления стал известный социолог и социального психолога Дж. Мид. Важнейшее достижение данного направления – это признание социальной обусловленности психики отдельного человека.

Развитие отечественной социальной психологии начинается в двадцатые годы $XX$ века. Но в это время она получила биологизаторский уклон и критика данного уклона фактически превратилась в критику всей социальной психологии. Поэтому уже к концу $20$-х годов социальная психология прекратила существование в нашей стране. И только в конце $50$-х годов развитие социальной психологии в нашей стране началось вновь.

Методы социальной психологии

Методов социальной психологии существует множество:

  • естественные, а также лабораторные групповые эксперименты;
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • контент-анализ;
  • интервьюирование;
  • опросы;
  • факторный анализ;
  • социометрия;
  • метод подставной группы;
  • метод экспертных оценок.

Структура социальной психологии

Структура социальной психологии определяется системой основных категорий данной науки:

  • социальная общность;
  • особенности поведения индивида в социально-организованной и в социально-неорганизованной общности;
  • социальные группы и их классификация;
  • социально-психологическая организация малых групп;
  • изменение индивидуального поведения в рамках социальной группы;
  • общение — средство социального взаимодействия;
  • межличностное взаимодействие в процессе общения;
  • психология больших социальных групп;
  • психология массовых коммуникаций и социальных явлений;
  • психология управления социумом.

Социальная психология личности изучает проблемы социализации человека, определяет способы социально-психологической регуляции поведения индивида, формирует социальных установки личности.

Психология межличностного взаимодействия изучает структуру и функции общения, проблемы, связанные с межличностным познанием и невербальным общением, динамику развития межличностных отношений и т.д.

Психология малых групп изучает процессы динамики группы, социально-психологические проблемы лидерства, сплоченности группы, взаимодействие отдельного человека и малой группы, внутригрупповые конфликты.

Психология межгруппового взаимодействия изучает процессы, происходящие между группами.

Психология больших социальных групп и массовых явлений изучает факторы влияющие на общность групп, динамику развития больших соцгрупп, психологию слухов, психологию толпы.

Социальная психология труда исследует социально-психологический климат в трудовом коллективе, фактор отдельной личности в рамках совместной деятельности, особенности общения в производственных коллективах, механизмы адаптации человека к деятельности профессиональной.

Определение 3

Социальная психология управления — это отрасль социальной психологии, которая занимается изучением социально-психологических проблем управленческой деятельности.

Определение 4

Экономическая психология — новая отрасль социальной психологии, призванная изучать социально-психологические особенности хозяйственной жизни общества, экономического поведения и отношений между хозяйствующими субъектами.

Социальная психология также подразделяется на следующие виды:

  • теоретическую социальную психологию,
  • эмпирическую социальную психологию,
  • практическую социальную психологию.

Социальная психология — это… Что такое Социальная психология?

Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме).

Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. (Определение Г. М. Андреевой).

Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей. (Определение В. Г. Крысько).

Социальная психология — это наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. (Определение Д. Майерса)

Социальная психология включает в себя 3 основных раздела:

  • социальная психология групп;
  • социальная психология общения;
  • социальная психология личности.

Социальная психология, по мнению Б. Д. Парыгина, изучает:

  • социальную психологию личности;
  • социальную психологию общностей и общения;
  • социальные отношения;
  • формы духовной деятельности.

Определения

Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.

Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.

Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.

Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.

История социальной психологии

История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально — психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические.[1]

Основные результаты

  • В начале XXI в британский ученый Бенедикт Херманн описал социально-психологическое явление антисоциального наказания (англ. Antisocial punishment). Явление заключается в порицании или наказании обществом индивидов, проявляющих излишнюю, по мнению социума, активность, даже если такая активность объективно общественно-полезна. Исследование показало, что данное явление распространено в странах с недостаточно развитыми социальными связями, общественно-политическими институтами и традициями общественно-полезной деятельности[2]

Наиболее известные деятели социальной психологии

Question book-4.svgВ этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 июня 2012.

Литература

  • Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб: СПбГУП, 2010. — 533 с. — ISBN 978-5-7621-0543-9
  • Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971. — 352 с.
  • Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. — Л.: ЛГУ, 1965. — 208 с.
  • Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — Аспект Пресс, 2008. — 363 с. — ISBN 978-5-7567-0274-3
  • Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1997. — № 4.
  • Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 794 с. — («Мастера психологии»). — ISBN 978-5-88782-430-7
  • Социальная психология / Под ред. С. Московичи. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 592 с. — («Мастера психологии»). — ISBN 5-94723-126-3
  • Benedikt Herrmann, et all. Antisocial Punishment Across Societies // Science 7 : Research paper. — 2008. — Т. Vol. 319. — № no. 5868. — С. pp. 1362-1367. — DOI:10.1126/science.1153808

См. также

Ссылки и примечания

  1. Андреева Г. М. Социальная психология — М.:Аспект Пресс — 2001 — С.25-26.
  2. Herrmann, at all. 2008

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *