Современные психологические теории: Современные психологические теории — Pro-Psixology.ru

Автор: | 28.08.1982

Содержание

Современные психологические теории личности . — Педагогика и юридическая психология

Современные психологические теории личности .

1.Психоанализ (фрейдизм)

З. Фрейд, австрийский психотерапевт, автор  метода психоанализа в психиатрии, суть которого заключалась в том, что изучалось не сознание, а бессознательное, которое существует в следующих формах: оговорки, описки, сновидения, творчество.

 Согласно З. Фрейду,  Человек  «Нуждающаяся, конфликтная личность, изначально порочное, невротическое существо».

Недостаток фрейдизма – преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике, заслуга в том, что привлек внимание ученых к изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

2.Бихевиоризм.

Оcнователь Джон Уотсон, американский психолог, определивший кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение».

Человек, По Д. Уотсону – «черный ящик», все, что происходит внутри него, изучить не возможно, подлежат изучению только внешние действия человека и те ситуации, эти действия обусловливают.

Личность человека, с точки зрения бихевиорихма – это совокупность поведенческих реакций, присущих человеку.

3.Когнитивная теория личности.

Основатель швейцарский психолог Жан Пиаже. Представители этой теории исходят их того что человек – это «»понимающий, анализирующий индивид, поскольку находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать.

4.Гуманистическая теория личности.

Основатель А. Маслоу

. Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова которой расходятся между собой, гуманистическая психология изучает здоровые. Гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития. А. Маслоу разработал «иерархию потребностей».

5.Трансперсональная теория личности.

Основатель К .Юнг. Являясь учеников З.Фрейда,  К.Юнг  в своем учении представления о бессознательном радикально отличал от учения З. Фрейда.

Рассматривал психику как взаимосвязь сознательного и бессознательного, не бессознательное считал не свалкой отторгнутых инстинктов, воспоминаний и запретов, а творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой, с Космосом.

« Человек, - по К. Юнгу, — обширное поле сознания, духовное и космическое существо».

 

 

35

2.3. Современные психологические теории — Txtb.ru

Перечень всех учебных материалов

Государство и право

Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.

3. Современные психологические теории

  Наибольшее влияние на развитие психологии в ХХ столетии в основном оказали две теории: “бихевиоризм” и “фрейдизм”. Первая возникла в Америке, вторая — в западной Европе. Не видя дальнейших перспектив для развития психологии в рамках интроспективного исследования явлений сознания, некоторые американские психологи переключили свое внимание на исследование поведения животных и человека. Этому также способствовало то обстоятельство, что к этому времени оформилась рефлекторная теория нервной деятельности, в рамках которой ученые пытались объяснить поведение животных и человека.
  Основателем нового направления в психологии считается Д. Уотсон, книга которого под названием “Психология с точки зрения бихевиориста” вышла в 1913 г. Название новой теории “бихевиоризм” происходит от английского слова “бихевиор”, что в переводе на русский язык означает “поведение”.

  Уотсон считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной, что ее предметом должно стать только то, что непосредственно воспринимается, т. е. поведение, что сознание не может быть предметом науки, так как оно недоступно для объективного изучения.
  Он писал: “…психология должна… отказаться от субъективного предмета изучения, интроспективного метода исследования и прежней терминологии. Сознание с его структурными элементами, неразложимыми ощущениями и чувственными тонами, с его процессами, вниманием, восприятием, воображением — все это только фразы, не поддающиеся определению”.
  Цель науки — выявить причины появления и функционирования поведения человека и животных. Основной причиной поведения, полагал Уотсон, являются внешние стимулы, при действии которых организм отвечает определенными двигательными реакциями. Связь между стимулом и реакцией может быть как врожденной, так и приобретенной. Особенно большое значение бихевиористы придавали изучению законов образования новых связей между стимулом и реакцией, так как это давало бы возможность объяснить усвоение новых форм поведения.
  В основном бихевиористы проводили эксперименты на животных, используя методику “проблемного ящика”. Животное, посаженное в “проблемный ящик”, могло выйти из него, только нажав на запирающее устройство. Появление новых форм поведения происходило путем проб и ошибок. Сначала животное случайно нажимало на рычаг, закрывающий дверцу, затем, при многократном повторении движения, приводящего к успеху, закреплялось, в результате чего между стимулом и реакцией устанавливалась прочная связь. Так упрощенно объясняли бихевиористы процесс научения новым формам поведения как животных, так и человека, не видя между ними никакой принципиальной разницы. Все отличия между животным и человеком они усматривали только в том, что количество стимулов и реакций у человека значительно больше, чем у животных, так как наряду с природными стимулами человек подвергается воздействию социальных, в том числе и речевых стимулов.
  Главная задача ученого, считали бихевиористы, научиться по стимулу определять реакцию, а по реакции — действующий стимул. В действительности это оказалось невозможным, так как один и тот же стимул может вызвать разные реакции, а одну и ту же реакцию — разные стимулы. Это происходит потому, что связь между стимулом и реакцией устанавливается посредством психики. Стимул вызывает ту или иную реакцию, только отражаясь в психике.
  Это обстоятельство должны были признать впоследствии “необихевиористы”. Так Э. Толмен писал, что связи между стимулами и реакциями являются не прямыми, а опосредствуются “промежуточными переменными”, под которыми он понимал психологические факторы, такие как цели, ожидания, намерения, гипотезы, когнитивные карты (образы). О их наличии в поведении свидетельствуют такие признаки как: возникновение поведения без внешних стимулов, длительное поведение без новых стимулов, изменение поведения до того как стимулы начинают действовать или продолжают действовать, улучшение результатов поведения в процессе повторения.
  Появление кибернетики, информатики, компьютеров привело к возникновению так называемой когнитивной психологии. Стало ясно , что объяснение поведения посредством только стимулов и реакций является недостаточным. Результаты, полученные при действии вычислительной машины, зависят не только от исходных данных, введенных в машину, но и от того, какая программа была заложена в нее. То же самое и по отношению к человеку. Его поведение зависит не только от того, какие стимулы действуют на него, но и от того, как они обрабатываются посредством когнитивных (познавательных) процессов, на базе которых функционирует сознание человека.
  В Западной Европе развитие психологии в ХХ веке пошло по иному пути. В Германии возникло новое направление в психологии, получившее название “гештальтизм”. Сторонники этого направления М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка и др. подошли критически как к ассоциативной, так и к поведенческой психологии. Они доказывали, основываясь на своих исследованиях, что невозможно объяснить психику и поведение, расчленив их на простейшие элементы: ощущения и реакции.
  Психика и поведение, утверждали они, не могут быть сведены к изолированным элементам, так как они имеют целостный характер. Целостные структуры в психике и в поведении существуют изначально и они не разложимы на отдельные элементы. Психические явления (образы, мысли, чувства) и акты поведения (действия и поступки) не могут быть сведены к отдельным впечатлениям и механическим движениям типа проб и ошибок, а характеризуются целостностью и охватом всей ситуации, в которой находится животное или человек.

  Исследования гештальтпсихологов внесли много ценного в разработку проблем восприятия, памяти, мышления, личности и межличностных отношений. Но гештальтистов критиковали за то, что они неправомерно свели психику и поведение только к целостным структурам, отбросив отдельные элементы, несмотря на то, что они существуют в действительности.
  Одновременно с этими направлениями в Западной Европе возникла еще одна теория, которая получила название “фрейдизм” или “психоанализ”. Создатель этой теории З. Фрейд выделил в структуре психики человека три сферы: сознание, пред- сознание и бессознательную психику. Основное внимание он уделил последней сфере, создав теорию и практику использования бессознательных психических явлений в целях психотерапии. Так как Фрейд назвал свой метод лечения неврозов психоаналитическим, то его учение получило второе название — “психоанализ”.
  В основе его теории лежит аналитический подход к структуре психики и к возникновению и взаимодействию психических явлений разного уровня. Содержание всех сфер зависит от той информации, которая идет из внешнего мира и внутренних состояний организма. Сначала вся информация поступает в древнюю бессознательную психику, которая отражает и регулирует врожденные реакции организма. Информация, отражающая и регулирующая более сложные акты поведения, поступает в более позднюю — предсознательную психику. И, наконец, информация, имеющая социальный характер, поступает в самое позднее образование психики — сознание.
  Каждая сфера характеризуется своими особенностями. Основным свойством бессознательной психики является ее большой энергетический заряд, определяющий действенный характер ее влияния на поведение человека. Второй особенностью этой сферы является то, что информация, накапливаемая в ней, с трудом поступает в сферу сознания, в связи с работой двух механизмов: сопротивления и вытеснения. Это объясняется тем, что между сознанием и бессознательной психикой существуют бескомпромиссные противоречия. Содержанием бессознательной психики, по Фрейду, являются желания и влечения, главными из которых являются сексуальные влечения, содержанием же сознания являются моральные принципы и другие социальные установки, с точки зрения которых инстинктивные влечения являются постыдными и не должны пропускаться в сознание. Но они, обладая большой энергетической силой, все же прорываются в сознание, которое хотя и старается вытеснить их в сферу бессознательного, но они остаются там, принимая искаженную форму. Они-то и являются, по Фрейду, причиной невротических симптомов, которые должны быть подвергнуты анализу и устранены посредством специальных терапевтических приемов: свободных ассоциаций, анализа сновидений, создания мифов, путем отстранения и т. д.
  Методы психоанализа широко используются в психотерапии, но теоретические положения Фрейдизма подвергаются критике за био- логизацию психики человека, за недооценку роли сознания, которое, по меткому замечанию критиков, стало полем битвы, где в смертельной схватке сошлись старая дева и сексуально помешенная обезьяна.
  Последователи Фрейда “неофрейдисты” Адлер, Фромм и др., сохранив веру в особую роль бессознательного в психике человека и в наличие у него отрицательных комплексов, все же должны были признать решающее влияние социальных факторов на психику и поведение человека. Так Фромм считал, что там, где подавляется личность, возникают патологические явления в психике: мазохизм, некрофилия (стремление к разрушению), садизм, конформизм и др.
  Особое место в психотерапии занимает система Р. Хаббарда, создавшего “ Дианетику” — современную науку, как он пишет, душевного здоровья. Хотя сам Хаббард нигде не упоминает, что его теоретические положения и методы восстановления душевного здоровья связаны с Фрейдом, но вся теория и практика воздействия на психику построена на приоритете бессознательного.
  Книга Хаббарда “Дианетика” была опубликована в 1950 г. и сразу завоевала широкую известность в мире, за исключением нашей страны. У нас она появилась только в 1993 г. Очевидно, по идеологическим причинам, его книга раньше не только не издавалась, но и нигде не упоминалась и не рецензировалась. Характерной особенностью “Дианетики” является широкий охват проблем, связанных с психикой человека, стремление связать теоретические вопросы с практикой восстановления душевного здоровья без физического вмешательства, исключительно только средствами психотерапии.
  Главная цель психотерапии Хаббарда, как он пишет, — это клир. Клир — это человек в его оптимальном душевном состоянии. Клир обладает в полном объеме всеми теми психическими свойствами и качествами, которые обеспечивают ему наиболее благоприятное существование в обществе. Не — клир — это аберрированный человек с искаженной психикой. Он может стать клиром посредством дианетической терапии. В основе аберрации, искажающей психику, лежат инграммы — записи в клетке всех тех воздействий, которые пагубно влияют на психическое развитие человека. Инграммы возникают, начиная с пренатального периода, в течение всей последующей жизни. Они вводят в ум человека искаженную информацию, которая вызывает расстройство нормальной психической деятельности. Для того, чтобы вернуть душевное здоровье человеку, необходимо стереть инграмму посредством специальных терапевтических воздействий. К ним относятся: ревери — готовность пациента воспроизвести травмирующие события прошлого с закрытыми глазами, релиз — отключение человека от трудностей и болезненных эмоций, рестимуляция — восстановление в памяти событий прошлого, напоминающих настоящее, рикол — повторное воскрешение ощущений из прошлого, драматизация — дублирование содержания информации в инграмме в настоящее время, метод репитера — возвращение пациента назад по траку времени для повторного контакта с инграммой и др.
  В теоретическом плане Хаббард считал, что главной целью жизни человека является выживание. Он описал четыре динамики выживания. Первая динамика — это стремление к выживанию ради самого себя. Вторая динамика связана с сексуальной деятельностью, рождением и воспитанием детей. Третья динамика направлена на выживание больших групп людей, народов, наций. Четвертая динамика связана с выживанием всего человеческого рода. Абсолютная цель выживания — это стремление к бессмертию или к бесконечному выживанию человека как организма, его духа, продолжение себя в своих детях и во всем человечестве.
  Хотя Хаббард считает, что “Дианетика” — это наука, однако в ней имеет место много неясных и спорных положений. Так, например, Хаббард утверждает, что человек подвергается аберрации с момента зачатия и пациент может восстановить травмирующие события с этого момента. Как же это возможно? Ведь он был тогда клеткой. На это Хаббард отвечает, что “человеческая душа вселяется в сперматозоид и яйцеклетку в момент зачатия” и клетка является разумной. Как же “разумная” клетка может воспринимать травмирующие воздействия? Ведь у нее нет органов чувств и она не обладает экстрасенсорными ощущениями! Не найдя ответа на эти вопросы Хаббард приходит к выводу, что ответы пациента это результат работы “фабрики лжи”, которым подсказывали окружающие о тех событиях, которые имели место в то время. Таким образом, научная достоверность показаний пациентов является сомнительной.
  Проблема бессмертия человека стала привлекать в последнее время внимание ученых как в Америке, так и в других странах. Изучением вопроса о возможности жизни после смерти начали заниматься в 70-х годах такие ученые как: Р. А. Муди, Э. Кублер-Росс, и К. Гроф, Л. Уотсон, К. Ринг, Р. В. Аманьян, Р. Альмедер, Ч. Фиоре, А. Ландсберг. В 1990 г. в нашей стране была напечатана книга “Жизнь после смерти”, где были опубликованы фрагменты из работ этих авторов.
  Возможность существования души человека после смерти сторонники этой теории доказывают на основе многочисленных фактов. О бессмертии души существуют верования с древних времен у всех народов. В некоторых странах, как, например, в Индии, существует вера в переселение душ после смерти. Приводятся множество свидетельств о фактах такого переселения. Описано много фактов о перемещении людей из того места, где они находятся в данный момент, в другое. Существует много фактов об отделении души от тела во время реанимации в клинике и возвращение ее назад. Удалось сфотографировать при помощи высокочувствительного аппарата прозрачное тело шаровидной формы, отделившееся от тела человека. Были записаны на магнитофоне голоса людей после их смерти.
  Таким образом, представления древних философов о бессмертной душе снова появились в научных исследованиях.


Теории личности — презентация онлайн

1. Тема 1. Теории личности

доцент кафедры философии и
психологии, к.п.н.
Удалова Татьяна Юрьевна

2. План

1. Психология личности.
2. Понятие личности.
3. Предмет психологии личности.
Компоненты теорий личности.
4. Современные теории личности.
Классификация теорий личности.
5. Требования к психологической теории.
Критерии оценки теории личности.

3. Психология личности.

• Психология личности как наука начала свое развитие в
начале XX века в ответ на кризис традиционной вундтовской
психологии.
• Истоки кризиса возникли вместе с рождением самой
психологии личности. В 1931 году Л.С. Выготский писал,
что «до сих пор остается закрытой центральная и высшая
проблема психологии – проблема личности и ее развития».
•В 1937 году Гордон Олпорт в своей первой книге
«Личность: психологическая интерпретация» приводит
более 50 различных определений личности. Г.Олпорт:
«человек – это объективная реальность».
•Спустя полстолетия известный отечественный методолог
Георгий Петрович Щедровицкий вынужден
констатировать, что в подавляющем большинстве случаев
проблема психологии личности остается на уровне
описательной психологии, а само понятие «личность»
существует лишь как бытовое обозначение.
Константин Константинович Платонов в советской психологии с
1917 по 70 годы выделяет 4 доминирующие теории личности:
• личность как профиль психических черт личность,
• личность как опыт человека,
• как темперамент и возраст,
• личность как совокупность отношений, проявляющихся в
направленности.
Артур Владимирович Петровский говорит о существовании в
отечественной психологии разных подходов к пониманию
личности в разные исторические отрезки времени:
• 50-60-е годы характеризуются «коллекционерским» подходом, в
рамках которого «личность выступает как набор качеств,
свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека».
• с середины 60-х годов предпринимаются попытки выяснения общей
структуры личности,
• 1969 год Всесоюзный симпозиум по проблемам личности
прошел под знаком понимания личности как
биосоциального существа и структурного подхода.
• К концу 70-х гг. тенденция применения системного
(или структурно-системного) подхода.
• Есть наука, есть объект изучения, разрабатываются
методы его изучения, выдвигаются гипотезы,
формулируются и формируются концепции, теории и
целые направления, но никто не в состоянии
вразумительно определить предмет изучения.
• Лидия Ильинична Божович:«проблема психологии
личности состоит не только в том, что изучать, но и как
изучать, т. е. с каких позиций следует подходить к этому
изучению».
• Воистину – знаю как, но не знаю что!

6. Что такое ЛИЧНОСТЬ?

7. Понятие личности

• Личность – это человек, взятый в системе
таких его психологических характеристик,
которые социально обусловлены,
проявляются в общественных по природе
связях и отношениях, являются
устойчивыми, определяют нравственные
поступки человека, имеющие существенное
значение для него самого и окружающих.
• Личность чаще всего определяют как человека в
совокупности его социальных, приобретенных
качеств.
• К числу личностных не относятся такие
особенности человека, которые генотипически
или физиологически обусловлены, никак не
зависят от жизни в обществе.
• Во многих определениях личности
подчеркивается, что к числу личностных не
относятся психологические качества человека,
характеризующие его познавательные процессы
или индивидуальный стиль деятельности, за
исключением тех, которые проявляются в
отношениях к людям, в обществе.

9. В большинстве определений

личность предстает в виде некоей гипотетической
структуры или организации, поведение человека
организуется и интегрируется на уровне личности.
подчеркивается значение индивидуальных различий
между людьми.
личность характеризуется в эволюционном процессе, как
субъект влияния внутренних и внешних факторов,
включая генетическую и биологическую
предрасположенность, социальный опыт и динамичную
внешнюю среду.
именно личность «отвечает» за устойчивость поведения;
именно она обеспечивает человеку чувство
непрерывности во времени и окружающей среде.

10. Требования к психологической теории

• Теория – это система взаимосвязанных
принципов, взглядов, представлений и
идей, направленная на истолкование и
объяснение каких-либо реальных явлений.

11. Теория личности

— это совокупность гипотез, или предположений о
природе и механизмах развития личности.
– это тщательно выверенные умозаключения или
гипотезы о том, что представляют собой люди, как
они себя ведут и почему они поступают так, а не
иначе.
Теория личности пытается не только объяснить, но и
предсказать поведение человека (Хьелл А., Зиглер
Д., 1997).

12. «Психологическая теория должна объяснять:

• источники реальных противоречий,
• основания качественных
преобразований в психическом
развитии человека,
• системный характер психических
явлений и их детерминант,
• рассматривать психическое в его
сложной динамике».
Борис Федорович Ломов

13. Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:

Каков характер главных источников развития личности —
врожденный или приобретенный?
Какой возрастной период наиболее важен для
формирования личности?
Какие процессы являются доминирующими в структуре
личности — сознательные (рациональные) или
бессознательные (иррациональные)?
Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени
человек осуществляет контроль над своим поведением?
Является ли личный (внутренний) мир человека
субъективным, или внутренний мир объективен и может
быть выявлен с помощью объективных методов?

14. 4.Современные теории личности

☺психодинамическая теория личности (3. Фрейд),
☺аналитическая теория личности (А.Адлер и К.Юнг),
☺гуманистическая теория личности (А.Маслоу,
К.Роджерс),
☺когнитивная теория личности (Дж. Келли)
☺поведенческая теория личности(Б. Скиннер,
А.Бандура)
☺деятельностная теория личности (С.Л.Рубинштейн,
А.Н.Леонтьев)
☺диспозициональная теория личности (Г. Олпорт,
Г.Айзенк).

15. Уровни анализа личности как психологического образования

1. свойства отдельных
«элементов» личности
2. Компоненты («блоки»)
личности
3. свойства целостной личности.
Соотношение свойств и блоков личности всех трех уровней
называют структурой личности.
Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной и
той же теории, обращают внимание не на все уровни, а
лишь на один из них.
Названия элементов и блоков личности при этом сильно
варьируют.
Отдельные свойства часто называют характеристиками, чертами,
диспозициями, особенностями характера, качествами, димензиями,
факторами, шкалами личности,
а блоки — компонентами, сферами, инстанциями, аспектами,
подструктурами.
Каждая теория позволяет построить одну или несколько
структурных моделей личности. Большинство моделей
являются умозрительными, и лишь немногие, в основном
диспозициональные, построены с использованием
современных математических методов.

17. «Единицы» анализа строения личности:

• установка (Дмитрий Николаевич Узнадзе),
• отношение (Мясищев Владимир Николаевич),
• внутренняя позиция, совокупность ведущих
мотивов деятельности (Лидия Ильинична
Божович),
• мотивационная сфера личности, «личностный
смысл» (Алексей Николаевич Леонтьев),
• психические свойства личности формируются
в ходе жизни, в процессе ее деятельности
(Сергей Леонидович Рубинштейн)

18. Классификация теорий личности


К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и
объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних,
субъективных характеристик.
Социодинамические — теории, в которых главную роль в детерминации поведения
отводят внешней ситуации, не придают существенного значения внутренним
свойствам личности.
Интеракционистские — теории, основанные на принципе взаимодействия
внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
Экспериментальные — теории личности, построенные на анализе и обобщении
собранных опытным путем факторов.
Неэксперименталъне — теории, авторы которых опираются на жизненные
впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не
обращаясь к эксперименту.
Структурные — теории, для которых главной проблемой является выяснение
структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна
описываться.
Динамические — теории, основная тема которых — преобразование, изменение в
развитии личности, т.е. ее динамика.
Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии,
построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии
личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от
младенчества до ранней юности.
Теории личности подразделяют и в зависимости от
того, в чём именно усматривается ядро,
интегрирующее начало, связывающее воедино
различные психические процессы индивида и
сообщающее его поведению необходимую
последовательность и устойчивость:
• психобиологические (Уильям Герберт Шелдон),
• биосоциальные (Гордон Олпорт, Карл Роджерс),
• психосоциальные (Альфред Адлер, Карен Хорни и
др. неофрейдисты),
• психостатистические («факторные» – Реймонд
Кеттел, Ганс Айзенк)

20. Критерии оценки теории личности.


Широта охвата разнообразных феноменов.
Экономность теории.
Эвристическая ценность теории.
Верифицируемость теории
Внутренняя согласованность теории
Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер

21. Широта охвата разнообразных феноменов.

• Чем большую сферу поведения человека
объясняет теория, тем более она
многостороння. Другими словами, речь
идет о мере обобщения теории. Другое
достоинство всесторонней теории в том,
что она может служить логическим
каркасом для объединения и интеграции
новых, разрозненных фактов.

22. Экономность теории

• означает, возможно меньшее число
исходных концепций, постулатов,
требуемых для объяснения каких-либо
феноменов.
• экономная теория та, что не содержит
избыточного теоретического багажа.

23. Эвристическая ценность теории,

• т. е. в какой степени психологическая
теория стимулирует других ученых
проводить дальнейшие исследования.
Эвристическая ценность тем выше, чем
точнее сформулированы рабочие
определения концепций, т.е. с помощью
чего они могут быть измерены или с
какими наблюдаемыми
характеристиками они
соотносятся.

24. Верифицируемость

• т. е. проверяемость положений теории
независимым исследователем.
• Для этого теория должна формулироваться
таким образом, чтобы содержащиеся в ней
концепции, гипотезы и предложения были
ясно определены и логически связаны
между собой.

25. Внутренняя согласованность теории

• теория должна быть свободна от
внутренних противоречий;
• она должна объяснять несхожие феномены,
следуя внутренней логике.

2.2. Психологические теории управления

Страница 1 из 12

Теория психоанализа

Любые школы современной теории управления особое внимание уделяют человеку, приоритету личности при изучении любых социальных процессов. Каждый человек убежден, что его способ мышления оптимален, поскольку он результативен, но эффективность творчества всегда снижается из-за обилия ложных путей, ограничений и предубеждений, боязни новизны или чрезмерной авантюрной смелости. Резервы способностей человека, его интеллект, его психика сложнее любого компьютера, космической ракеты. Не случайно еще древние мыслители сформулировали сверхсложную задачу: «Познай самого себя».

Руководителю приходится чаще всего работать именно с людьми, а не с машинами. Если в недалеком прошлом руководитель имел избыток рабочей силы и мог позволить себе немедленно уволить ленивых и бестолковых, то сейчас люди, и особенно опытные специалисты, стали самым дефицитным видом ресурсов, а оплата труда составляет значительную, если не основную часть расходов предприятия. Американские авторы пишут: «… искусство управления людьми стало одним из критических моментов в оценке конкурентоспособности предприятия и эффективности работы руководства». Каждый специалист в области управления прекрасно понимает, что в руководимом им коллективе не каждый элемент этой сложной открытой системы совершенно надежен, ему необходимо постоянно контролировать настроение и принимать при необходимости неотложные меры. Подобная задача была исследована Дж. фон Нейманом, когда возникла проблема надежности машин, собранных из ненадежных элементов. Полученный результат исследований строго доказывает, что надежность такой системы зависит от правильной организации действия этих элементов, их взаимосвязи и взаимной блокировки. Особенности поведения элементов системы, а в управлении социумом — людей, необходимо постоянно учитывать и прогнозировать.

Каждый человек, как существо биосоциальное, обладает не только своими индивидуальными особенностями, своей эмоциональной, интеллектуальной и психологической неповторимостью, наследственной или приобретенной, но и отражает характерные черты своего социума, типичные для того коллектива, где он работает, живет, учится. В основе биологических свойств личности лежит наследственная информация, ее генотип. Социальные качества личности формируются под воздействием среды, социального окружения.

11 12

Программа учебной дисциплины «Психология семьи»


2
Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины «Психология семьи» составлена в соответствии с образовательным стандартом по психологии по специальности 1 – 23 01 04 «Психология», направлена на решение задач, поставленных в соответствии с требованиями к обязательному уровню подготовки дипломированного специалиста.
Семья – особая социальная группа, имеющая важнейшее значение как для общества, так и для человека. Будучи посредником между обществом и человеком, семья обеспечивает выполнение требований общества и удовлетворяет базовые потребности людей, важнейшими из которых являются потребности в супружестве, отцовстве, материнстве. От семейного благополучия зависит многие социально значимые явления, физическое и психологическое здоровье человека.
Происходящие в настоящее время социально-экономические преобразования в стране оказывают на институт семьи как позитивное, так и негативное воздействие, в связи с чем возрастает роль системы образования в подготовке специалистов, способных обеспечить предоставление качественных психологических услуг семье.
«Психология семьи» включена в систему учебных дисциплин, обеспечивающих теоретическую и практическую подготовку профессиональных психологов. Изучению психологии семьи предшествует овладение студентами знаниями по философии, истории психологии, социологии семьи, социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогике. В то же время знание психологических закономерностей возникновения, функционирования и распада семьи является базовым компонентом для освоения будущими психологами основ семейного консультирования и семейной психотерапии.
Социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детско-родительских отношений придает мировоззренческую значимость учебной дисциплине «Психология семьи».
Успешность усвоения знаний обеспечивается системностью преподнесения теоретического материала на лекциях, его закреплением и обобщением через систему семинарских занятий, использованием методов интерактивного обучения и моделирования.
Цель
учебной дисциплины: освоение студентами знаний о закономерностях развития семьи как базового элемента социума, как сложной системы межличностных взаимоотношений ее членов.
Задачи
: формирование у студентов мировоззренческой позиции, признающей ценность семьи как социального института, как среды для рождения и воспитания детей, для личностного роста взрослых и детей; освоение методологических оснований, категориального аппарата современных психологических теорий семьи;
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ

3 изучение актуальных проблем современной семьи, закономерностей ее функционирования, тенденций развития; формирование умений диагностики межличностных отношений в семье; психологическая подготовка студентов к семейной жизни, формирование личной ответственности за качество отношений в собственной семье.

38.4. Основания для классификации современных теорий личности

 

Опорные слова к вопросу №38 — здесь

В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности. Воспользуемся для краткого их рассмотрения рисунком:

Если подходить к определению современных теорий личности формально, то в соответствии с этим рисунком существует, по меньшей мере, 48 их вариантов, и каждый из них может быть оценен, в свою очередь, по пяти приведённым на рисунке параметрам.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических или внутренних, субъективных характеристик.

Если воспользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной Куртом Левином,

В = F(P,E),

где В — поведение; F — знак функциональной зависимости; Р — внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е — социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом:

В = F (P).

Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности и полностью объясняется только на их основе.

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности

В = F (E).

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула:

В = F (Р, Е).

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов.

К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т. е. от младенчества до ранней юности. Есть теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественно внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или её внешние проявления, например, поведение и поступки.

 

 

Далее воспользуемся данной классификацией, чтобы подробнее рассмотреть ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.

 

7 основных перспектив психологии (Made Simple)

Психологические перспективы

Психология — это изучение ума и поведения людей. Многие психологи определили и представили различные взгляды на интересы и объяснения человеческого поведения. На этом основании возникло много перспектив в психологии.

Начиная с Аристотеля и кончая современным определением психологии, не появилось единой точки зрения как правильного способа рассмотрения человеческого поведения и психических процессов.Сегодня точки зрения основоположников психологии настолько смешались, что больше не существуют как отдельная школа мысли.

Основными направлениями психологии являются когнитивные, поведенческие, психодинамические, гуманистические, биологические, социокультурные и эволюционные.

1. Когнитивная перспектива

Одна из важных психологических перспектив — когнитивная перспектива психологии. Он фокусируется на обработке, организации, хранении и извлечении информации и касается высших психических процессов, таких как мышление, память и т. Д.

Когнитивная перспектива — это недавно разработанная область объяснения человеческого поведения, разработанная в 1960-х годах. Основные участники этой точки зрения — Джордж Миллер (1920), Джером Брунер (1915) и Ульрих Нейссер (1928).

Познание охватывает высшие интеллектуальные процессы, такие как восприятие, вера, мышление, запоминание, знание, принятие решений и так далее. Слово «Cognito» означает «я думаю». Познание — это умственный процесс, в котором информация получается, обрабатывается, передается, хранится, извлекается и используется.Он изучает мышление, то, как мы знаем и понимаем слова, решаем проблемы, принимаем решения, используем язык, сообщаем наши мысли другим.

Например, если кто-то останавливает нас на шоссе, и если мы чувствуем, что ему нужна помощь (его машина сломана), мы можем перестать предлагать помощь и вспомнить, что кто-то однажды помог нам в аналогичной ситуации.

С другой стороны, если мы думаем, что он планирует ограбить под дулом пистолета, или вспомним несчастный случай с подобной ситуацией, мы не будем ему помогать.Это говорит о том, что познание помогает анализировать ситуацию. С этой точки зрения познание играет жизненно важную роль в управлении поведением.

2. Поведенческая перспектива

Еще одна важная психологическая точка зрения — это поведенческая точка зрения психологии. Он основан на наблюдаемом поведении без придания значения ментальным процессам, таким как мышление, что подчеркивает, что обучение играет ключевую роль в контроле и влиянии на все виды поведения.

Поведенческая перспектива психологии предполагает, что можно наблюдать только показанное поведение, а не психические процессы.Именно Дж. Б. Уастон представил идею бихевиоризма, работы Ивана Павлова оказали на него влияние.

Уотсон, затем высказал мнение, что человеческое поведение можно измерить с помощью наблюдаемого поведения, а не с помощью изучения разума или сознания. Он сформировал и применил эти принципы для животных, которые позже были открыты для людей.

Позже этим взглядам в области психологии последовал Б.Ф. Скиннер, один из величайших психологов современности. Скиннер очень просто использует поведение.Он использовал для лечения болезней и изменения поведения животных в различных условиях. Принципы Скиннера также используются для дрессировки дельфинов, тюленей и других животных, обитающих в цирке или дома.

3. Психодинамическая перспектива

Зигмунд Фрейд разработал психодинамическую технику, используемую для изучения ненормального поведения. Фрейд считал, что причиной психологических проблем являются мотивы сексуального и агрессивного характера, которые остаются на бессознательном уровне разума.

Термин «психодинамический» используется потому, что эти бессознательные мотивы и конфликты влияют на наше поведение, даже если мы не знаем об их существовании.Они раскрываются замаскированным символическим образом, например, во снах, оговорках, а иногда и в психологических проблемах.

Фрейд также уделял внимание раннему детству и подчеркивал, что ранний опыт имеет большое влияние на развитие личности. Психодинамическая перспектива широко известна тем, что помогает лечить неадаптивное поведение путем доведения бессознательных причин дистресса до сознательного уровня.

4. Гуманистическая перспектива

Он подчеркивает психологическое здоровье человека посредством психотерапии, уделяя особое внимание свободе воли человека, ценностям и доброте людей.

Гуманистическая точка зрения психологии была разработана Абрахамом Маслоу, Карлом Роджерсом и Виктором Франклом в 1950-х и 1960-х годах. Эта точка зрения имеет совершенно другой взгляд на людей по сравнению с перспективами психоанализа и психологии бихевиоризма.

Эта точка зрения фокусируется на свободе в управлении человеческим поведением. По их мнению, каждый человек уникален и по-своему воспринимает мир. Один из важнейших гуманистических принципов состоит в том, что у всех людей есть мощная врожденная тенденция к росту и совершенствованию в полной мере, а также желание взять под контроль свою собственную жизнь.

Психологи-гуманисты являются «наименее научными» из всех точек зрения психологии. Принцип, на котором они сосредоточены, очень трудно исследовать с научной точки зрения, потому что он характеризует философские аспекты человеческой жизни.

5. Физиологическая или биологическая перспектива

Основное внимание уделяется физиологии, связанной со всеми формами поведения и психических процессов. Использует инструменты исследования для изучения функционирования мозга и нервных импульсов, уделяя основное внимание роли наследственности в нормальных и ненормальных моделях поведения.

Поведение каждого человека связано с физиологическими изменениями в организме. Рабочие отношения между телом, поведением и психическими процессами находятся в центре внимания биологической точки зрения. С точки зрения физиологии описывается роль нервных клеток в различных аспектах поведения человека в отношении эмоций, рассуждений, решения проблем, интеллекта, речи и т. Д.

В последние годы психологи-физиологи уделяют особое внимание влиянию наследственности на характеристики и способности личности.Они также концентрируются на генетике поведения, чтобы определить, насколько гены и окружающая среда влияют на индивидуальные различия.

Карл Лэшли уделял особое внимание непрерывной деятельности мозга и его взаимодействию с окружающей средой, а также динамической композиции взаимодействующих систем. Лэшли выделил утомляемость, низкую мотивацию и плохую память как три фактора, которые особенно важны для забывания.

6. Эволюционная перспектива

Он фокусируется на том, как естественный отбор благоприятствует чертам, которые способствуют продолжению генов.Как эволюция влияет на поведенческие тенденции и как это поведение или структура помогает адаптироваться к окружающей среде?

Эволюционная перспектива основана на работе Чарльза Дарвина (1859 г.), который популяризировал теорию эволюции почти 150 лет назад. Эволюционная перспектива фокусируется на роли физической структуры и поведения в процессе адаптации организма к окружающей среде.

Дарвин в своей теории эволюции популяризировал три основных компонента: дисперсию, наследование и отбор.

  • Под вариацией понимается тот факт, что организмы, принадлежащие к данному виду, различаются по-разному. Каждый человек имеет индивидуальные особенности, различающиеся по форме, размеру, интеллекту, характеру, здоровью и так далее.
  • Наследование относится к тому факту, что некоторые из этих вариаций могут передаваться от поколения к поколению.
  • Отбор относится к определенному поведению, которое организмы адаптировали для наилучшего соответствия своей среде.

7. Социокультурная перспектива

Основное внимание социокультурной точки зрения уделяется тому, как поведение и мышление различаются в разных культурах.

То, как люди социализируются и развиваются от ранней жизни до старости, объясняется с точки зрения психологии, известной как социокультурная перспектива. Социокультурная психология объясняет, как наша личность, убеждения, отношение, навыки и ценности формируются нашей культурой, этнической принадлежностью, полом, религией и другими важными социокультурными факторами.

Социально-культурные аспекты связаны с тем, как люди взаимодействуют, взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом, чтобы влиять друг на друга и поддаваться влиянию друг друга.

Заключение

Эти 7 точек зрения психологии признаны подходящими средствами для понимания различных человеческих характеров, потребностей, стилей, эволюции и многих других вещей. Используя одну или две точки зрения, можно понять, почему и как люди ведут себя именно так.

Эти точки зрения — эффективные способы понимания различных проблем людей, которые могут быть полезны различным ученым, исследователям, психологам и студентам.

Однако нельзя сказать, что эти 7 точек зрения являются только перспективами психологии.Напротив, сегодня психологи все больше вовлекаются в исследование многих других возможных точек зрения, и в будущем может появиться гораздо больше точек зрения, которые дополнительно помогут лучше понять людей, нас или человеческую природу.

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

психология: современная психология | Infoplease

Современная психология разделена на несколько дисциплин, каждая из которых основана на различных моделях поведения и психических процессов.Психологи работают в различных условиях, включая университеты и колледжи, начальные и средние школы, государственные учреждения, частный сектор, больницы, клиники и частные практики. В последние годы наблюдается рост значения прикладной психологии — как видно из областей, которыми занимаются современные психологи, — с соответствующим снижением значения психологии в академических кругах. В Соединенных Штатах клиническая психология стала важным направлением дисциплины, в значительной степени отдельной от психологических исследований.Клинические психологи несут ответственность за диагностику и лечение различных психологических проблем.

Биологические модели поведения становятся все более заметными в психологической теории, особенно с развитием различных инструментов, таких как позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) для картирования мозга. Нейропсихология, изучающая мозг и связанную с ним нервную систему, возникла в результате этого современного сосредоточения внимания на биологических объяснениях человеческого мышления и поведения.Когнитивные модели, заимствованные из школы гештальт психологии, сосредоточены на различных процессах мышления, которые являются посредниками между стимулами и реакциями.

Педагогическая психология XVIII и XIX вв. Образовательные реформы Фридриха В. Фробеля, Иоганна Песталоцци и их последователя Иоганна Гербарта были позже расширены Г. Стэнли Холлом и Э. Л. Торндайком. Он занимается разработкой улучшенных методов преподавания и обучения.

Социальная психология, разработанная британскими психологами Уильямом Макдугаллом и Хэвлоком Эллисом, изучает влияние различных социальных сред на человека.Некоторые другие области включают психологию развития, которая изучает изменения в мышлении и поведении в течение жизни; экспериментальная психология, которая представляет собой лабораторное исследование, связанное с пониманием разума; и психология личности, которая конкретно занимается индивидуальной личностью и процессами, посредством которых она формируется.

В последние годы возник ряд новых областей психологии. Промышленная / организационная психология, возникшая из социальной психологии, фокусируется на рабочем месте и рассматривает такие темы, как удовлетворенность работой, лидерство и производительность.Психология здоровья изучает, как психологические факторы способствуют патологии, и демонстрирует, как психология может способствовать выздоровлению и профилактике таких соматических расстройств, как болезни сердца, рак и диабет. В психологии окружающей среды исследования фокусируются на том, как люди реагируют на их физическое окружение, и предлагают улучшения, которые могут быть полезны для психологического здоровья. Другие новые области психологии включают психологию консультирования, школьную психологию, судебную психологию и общественную психологию.

Колумбийская электронная энциклопедия, 6-е изд. Авторские права © 2012, Columbia University Press. Все права защищены.

Дополнительные статьи в энциклопедии: Психология и психиатрия

Психологические перспективы | Список и примеры — видео и стенограмма урока

Шесть психологических перспектив

Когда дело доходит до психологических точек зрения, наиболее часто используются 6 психологических точек зрения. Эти современные взгляды на психологию появились раньше в этой области, поскольку большинство ранних психологов вместо этого сосредоточились на школах мысли.Сегодня современные психологи сосредотачиваются на перспективах, когда дело доходит до своих исследований, позволяя подходам меняться и пересекаться.

Прочтите, чтобы узнать о 6 основных психологических перспективах и о том, что они приносят в психологическое исследование.

Психодинамическая перспектива

Психодинамическая перспектива — это подход, разработанный знаменитым психологом Зигмундом Фрейдом. Фрейд считал, что человеческое поведение связано с побуждениями и силами в теле и разуме, большинство из которых являются бессознательными.Он также чувствовал, что эти побуждения были заметны в детстве и что трудности на разных этапах развития сформируют личность человека в более позднем возрасте.

Фрейд разработал эту теорию на основе своей работы с сотнями пациентов, страдающих тревогой и депрессией, и заметил, что большая часть полученных травм возникла из-за проблем в детстве. Он считал, что если ему удастся добраться до корня поведения с помощью таких средств, как разговорная терапия и толкование снов, он сможет вылечить своих пациентов.

Биологическая перспектива

Биологическая перспектива фокусируется на генетике человека и буквальной биологии как способе понимания человеческого поведения. Исследователи, использующие этот подход, изучают мозг и тело с помощью МРТ, ПЭТ-сканирования и генетических переменных в панелях крови для оценки личности и индивидуального выбора.

Психологи, использующие биологический подход, используют такие инструменты, как МРТ и ПЭТ-сканирование, чтобы заглянуть внутрь тела в поисках ответов относительно поведения.

При таком подходе исследователи часто создают и используют различные фармацевтические препараты для дальнейшего исследования и помощи пациентам с такими проблемами, как депрессия, тревога и химический дисбаланс. Благодаря крупным достижениям в области технологий ученые нанесли на карту мозг и могут физически видеть изменения и сдвиги, основанные на травмах и факторах окружающей среды.

Когнитивная перспектива

Когнитивная перспектива рассматривает мозг как компьютер, поскольку он является процессором информации.Этот подход направлен на понимание таких функций, как память, язык, внимание и мышление, и это лишь некоторые из них. Исследователи, использующие этот подход, создают модели обработки информации, чтобы лучше понять поведение, отходя от идеи обусловленности или детской травмы.

Многим не нравилась когнитивная перспектива, потому что вместо того, чтобы смотреть на физическое поведение, которое человек может видеть, эти ученые стремились понять внутреннюю работу мозга, которую невозможно наблюдать. Вместо того, чтобы просто смотреть на поведение, исследователи спрашивали, почему такое поведение произошло и как.Многие считают, что психолог Альберт Бандура преодолел разрыв между бихевиоризмом и когнитивной перспективой, поскольку его теория социального обучения не просто фокусировалась на обусловливании. Он чувствовал, что, хотя поведение может быть и является условной реакцией, за кулисами происходил процесс, который также продемонстрировал, как и почему происходит обучение.

Эволюционная перспектива

Эволюционная перспектива рассматривает человеческое поведение в процессе эволюции. Он утверждает, что человеческое тело и разум со временем эволюционировали, чтобы лучше соответствовать окружающей среде и адаптироваться для выживания.Хотя точка зрения соглашается с тем, что биологические компоненты являются ключом к пониманию и что мозг фактически использует обработку информации, она утверждает, что изменения в поведении — это все адаптации, которые произошли с течением времени, чтобы позволить видам выживать и воспроизводиться.

Эволюционные психологи считают, что нынешнее человеческое поведение возникло в результате эволюции как способа адаптации к постоянно меняющейся среде.

Это не значит, что таких черт, как инстинкты, не существует, но это означает, что эти инстинкты, бессознательное стремление делать что-то, не думая, являются частью эволюционного ландшафта.Изучая изменения в поведении с течением времени и соответствующие генетические компоненты, исследователи считают, что они могут лучше понять человеческое поведение и черты личности.

Гуманистическая перспектива

Гуманистическая перспектива фокусируется на отдельном человеке в целом, рассматривая все аспекты человеческой жизни. Это включает в себя их биологию, окружающую среду, способ работы их мозга и их родословную. В основе философии этого подхода лежит свобода воли и идея о том, что все люди обладают способностью меняться и расти.

Работа Абрахама Маслоу проложила путь к этому подходу, поскольку он сосредоточился на иерархии потребностей, которые, как он чувствовал, каждый человек может работать, чтобы получить и достичь. Его работа, изображенная в виде пирамиды, включает в себя необходимые физические и умственные проблемы, с которыми люди могут столкнуться на пути к его пониманию просветления. Он чувствовал, что если человек может получить предметы первой необходимости и безопасность для жизни, он найдет больше мотивации на этом пути и будет работать над положительным самооценкой, отражающей здорового и счастливого человека.

Из этого исследования и теории родился гуманизм, чтобы восстать против других подходов, которые, по мнению многих, были ограничительными и причиняли вред через широкую группировку и стереотипы.

Бихевиористская точка зрения

Бихевиористская точка зрения рассматривает окружающую среду человека как причину того, как и почему человек ведет себя определенным образом. Бихевиористы считают, что все формы поведения усваиваются и сосредотачиваются на том, что они могут видеть, а не на том, что они не могут видеть внутри мозга / тела.

Иван Павлов проложил путь к концепции классической обусловленности своим знаменитым экспериментом с собакой. Когда он вводил еду, он звонил в колокольчик, из-за чего у собак выделялось слюноотделение. Когда пищу позже убрали, звонок все еще вызывал слюноотделение. В то время как оперантное обусловливание фокусируется на вознаграждении или его отсутствии для определения поведения, классическое обусловливание использует два стимула для создания нового поведения в целом. С помощью этих методов кондиционирования исследователи поняли, что окружающая среда оказывает значительное влияние на людей всех видов и может изменить поведение человека.

Межкультурная перспектива

Межкультурная перспектива , иногда известная как социокультурная перспектива, не считается одной из шести основных психологических перспектив, но ее следует отметить на основе постоянно меняющегося мира, который стремится исследовать психология. Подход рассматривает культуру как способ понять поведение. Хотя большинство предыдущих подходов рассматривают человеческое поведение в целом, эта перспектива направлена ​​на то, чтобы показать, что культура может порождать аналогичные убеждения, поведение и идеи.

В перспективе рассматриваются два типа культур:

  • Индивидуально ориентированные
  • Коллективно ориентированный

Культура, ориентированная на индивидуальность, побуждает участников сосредотачиваться на собственных желаниях и потребностях, в то время как культура, ориентированная на коллектив, побуждает участников при принятии решений учитывать целое. Многие исследователи, использующие этот подход, также стремятся продемонстрировать сходство между разными культурами, чтобы найти общую основу для человеческого поведения как такового.

Примеры психологической перспективы

Чтобы лучше понять способ использования каждого подхода, рассмотрите эти примеры психологической точки зрения.

Допустим, молодая женщина в возрасте около 20 лет направляется к своему врачу за поддержкой. Она говорит своему врачу, что у нее беспокойство, которое усилилось за последние шесть месяцев, вызывая бессонницу. Врач, в свою очередь, предлагает обратиться за поддержкой к психологу.

  • Психодинамика: психодинамический терапевт будет проводить оценку и изучать текущую и детскую среду молодой женщины.Оттуда терапевт будет использовать комбинацию разговорной терапии и анализировать отношения с членами ее семьи, чтобы расшифровать, где произошел сбой, вызвавший ее текущую тревогу.
  • Биологический: психолог, сосредоточенный на биологической перспективе, может предложить молодой женщине пройти ряд тестов, таких как анализ крови и, возможно, сканирование мозга, чтобы увидеть, есть ли какой-то химический дисбаланс или физическая травма, вызывающая беспокойство. Они могут предложить лекарство, например бензодиазепин или СИОЗС, чтобы помочь сбалансировать настроение женщины.
  • Поведенческий психолог: поведенческий психолог может попытаться объяснить тревогу пациента, сосредоточив внимание на ее жизненной и рабочей среде, анализируя сбои или факторы стресса, которые могут сознательно или неосознанно причинять ей вред, например, токсичные коллеги, ограниченное время для себя или жестокое обращение. романтический партнер.
  • Когнитивный: терапевт, сосредоточенный на когнитивных проблемах, может сосредоточиться на том, как пациент обрабатывает информацию, используя комбинацию разговорной терапии и визуализаций, чтобы выяснить, что вызывает беспокойство.В конечном итоге когнитивный терапевт поможет молодой женщине изменить образ мышления, чтобы облегчить чувство беспокойства и стресса.
  • Эволюционист: Хотя эволюционная психология обычно используется в сочетании с другими точками зрения, психолог, работающий с пациентом, страдающим тревожностью, может рассматривать множество вопросов, начиная с ее генетики и генеалогического древа и заканчивая ее текущим взглядом на жизнь. Используя эти данные, они могут помочь ей точно определить, почему она так себя чувствует, и катализатор беспокойства.
  • Гуманистический: гуманистический подход рассматривает все перечисленное выше и помогает пациенту найти жизнеспособные решения, позволяющие снизить тревогу и улучшить качество ее жизни. Они вместе составят план и увидят, какая точка зрения, по мнению женщины, совпадает с ее текущими проблемами.
  • Кросс-культурный: кросс-культурный подход фокусируется на культурном происхождении женщины и текущей жизненной ситуации. Они могут посмотреть на сходства и различия в отношении религии, домашних традиций и политических убеждений с точки зрения ее образа жизни.В свою очередь, они могут помочь ей найти способы воздать должное своей культуре, помогая ей примириться с нынешними культурными различиями, которые она, возможно, не сможет изменить.

Краткое содержание урока

Перспектива — это особый взгляд на ситуацию, то же самое верно и в психологии. Психологическая перспектива — это особый способ наблюдения и понимания человеческого поведения. Эти точки зрения охватывают различные подходы, которые исследователи могут использовать, чтобы понять, как и почему люди действуют именно так.

Шесть основных психологических перспектив:

  • Психодинамика : фокусируется на бессознательных желаниях, проистекающих из нарушений в детстве
  • Биологический : основное внимание уделяется физическому телу / мозгу и генетике
  • Поведенческие : основное внимание уделяется условным реакциям и тому, как окружающая среда влияет на личность
  • Когнитивный : фокусируется на том, как разум обрабатывает информацию
  • Эволюционный : фокусируется на биологических и психических адаптациях, которые произошли с течением времени для выживания и воспроизводства
  • Гуманистический : Использует все предыдущие точки зрения для создания индивидуальной картины человека и его уникального поведения / черт

Более новая перспектива, которую иногда добавляют в этот список, называется межкультурной перспективой , и может использоваться для выявления сходств и различий между различными культурами.

4.2C: Психологические подходы к себе

Психология «я» — это изучение когнитивной или аффективной репрезентации личности.

Цели обучения

  • Обсудить развитие личности в отношении как Кохута, так и юнгианской личности

Ключевые моменты

  • Самая ранняя формулировка «я» в современной психологии основывалась на различении между «я» как «я», субъективное познающее, и «я как« я », объект, который известен.
  • Хайнц Кохут, американский психолог, предположил, что личность является биполярной и состоит из двух систем нарциссического совершенства, одна из которых содержит амбиции, а другая — идеалы.
  • Согласно теории Юнга, полученной от психолога К.Г. Юнг, Самость — один из нескольких архетипов. Он означает связное целое, объединяющее как сознание, так и бессознательный разум человека.
  • Социальные конструктивисты утверждают, что своевременное и чуткое вмешательство взрослых, когда ребенок находится на грани освоения новой задачи, может помочь детям освоить новые задачи.
  • Теория привязанности фокусируется на открытых, близких, эмоционально значимых отношениях.
  • Споры о нативизме и эмпиризме сосредотачиваются на взаимосвязи между врожденностью и влиянием окружающей среды в отношении любого конкретного аспекта развития.
  • Нативистский взгляд на развитие утверждает, что рассматриваемые процессы являются врожденными, то есть они определены генами организма. С точки зрения эмпирика можно утверждать, что эти процессы приобретаются во взаимодействии с окружающей средой.

Ключевые термины

  • когнитивные : часть психических функций, связанная с логикой, в отличие от аффективных функций, связанных с эмоциями
  • аффективный : связанный с эмоциями, возникающий в результате или под влиянием эмоций
  • архетип : согласно швейцарскому психологу Карлу Юнгу, универсальный образец мышления, присутствующий в бессознательном индивидууме, унаследованный от прошлого коллективного опыта человечества

Психология личности

Психология «я» — это изучение когнитивной или аффективной репрезентации личности.В современной психологии самая ранняя формулировка «я» возникла из различия между «я» как «я», субъективным познающим, и «я» как «я», объект, который известен. Иными словами, скажем, человек хотел думать о своем «я» как об аналитическом объекте. Они могут задать себе вопрос: «Что я за человек? В этот момент этот человек все еще думает с некоторой точки зрения, которая также считается «самим собой». Таким образом, в этом случае «я» — это и то, что мыслит, и в то же время объект, о котором думают.Именно из этого дуализма изначально возникла концепция «я» в современной психологии. Современная психологическая мысль предполагает, что личность играет неотъемлемую роль в мотивации, познании, аффекте и социальной идентичности человека.

Кохут Селф

Карл Густав Юнг: Согласно Юнгу, Самость — один из нескольких архетипов.

Хайнц Кохут, американский психолог, предположил, что биполярное Я состоит из двух систем нарциссического совершенства, одна из которых содержит амбиции, а другая — идеалы.Кохут назвал полюсом амбиций нарциссическое Я (позже названное грандиозным Я). Он называл полюс идеалов идеализированным родительским имаго. Согласно Кохуту, два полюса «я» представляют собой естественный прогресс в психической жизни младенцев и детей ясельного возраста.

Юнгианская личность

В юнгианской теории, заимствованной у психолога К.Г. Юнг, Самость — один из нескольких архетипов. Он означает связное целое, объединяющее как сознательный, так и бессознательный разум человека.Самость, согласно Юнгу, является конечным продуктом индивидуации, которая определяется как процесс интеграции личности. Для Юнга Самость могла быть символизирована либо кругом (особенно когда он разделен на четыре квадранта), либо квадратом, либо мандалой. Он также считал, что Самость может быть символически олицетворена в архетипах Мудрой Старухи и Мудрого Старика.

В отличие от более ранних теоретиков, Юнг считал, что личность человека имеет центр. Хотя он считал эго центром сознательной идентичности человека, он считал Самость центром целостной личности человека.Эта целостная личность включала в себя эго, сознание и бессознательный разум. Для Юнга Атман является одновременно целым и центром. В то время как Юнг воспринимал эго как замкнутый, смещенный от центра меньший круг, заключенный внутри целого, он полагал, что Самость была большим кругом. Помимо того, что он является центром психики, Юнг также считал, что Самость автономна, что означает, что она существует вне времени и пространства. Он также верил, что Самость была источником снов, и что Самость будет проявляться в сновидениях как авторитетная фигура, которая может либо воспринимать будущее, либо направлять личность в настоящем.

ЛИЦЕНЗИИ И АТРИБУЦИИ

CC ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОНТЕНТ, ПРЕДЫДУЩИЙ РАЗДЕЛ

  • Курирование и проверка. Предоставлено : Boundless.com. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

CC ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ, СПЕЦИАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ

  • Внутриутробное развитие. Источник : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Pre-natal_development . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Психология развития. Источник : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Develop…of_development . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • суточный. Источник : Викисловарь. Расположен по адресу : en.wiktionary.орг / вики / дневной . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Расположен по адресу : www.boundless.com//sociology/…al-development . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Эмбриогенез человека. Источник : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/File:Hu…ryogenesis.svg . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Расположен по адресу : www.boundless.com//sociology/…ition/the-self . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Очертание себя. Источник : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Outline_of_self . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Социализация. Источник : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Socialization . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Самосознание. Источник : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Self-awareness . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Джордж Герберт Мид. Источник : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/George_…re_of_the_self . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Агентство
  • (социология). Источник : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Agency_(sociology) . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • социализации. Источник : Викисловарь. Находится по адресу : en.wiktionary.org/wiki/socialization . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Расположен по адресу : www.boundless.com//sociology/…eralized-other . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Сообщество
  • . Источник : Викисловарь. Адрес: : en.wiktionary.org/wiki/community . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Эмбриогенез человека. Источник : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/File:Hu…ryogenesis.svg . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Мид. Источник : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/File:Mead.jpg . Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторские права
  • Психология самости. Источник : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Psychology_of_self . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • познавательный. Источник : Викисловарь. Расположен по адресу : en.wiktionary.org/wiki/cognitive . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • аффективный. Источник : Викисловарь. Адрес: : en.wiktionary.org/wiki/affective . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • архетип. Источник : Викисловарь. Расположен по адресу : en.wiktionary.org/wiki/archetype . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Эмбриогенез человека. Источник : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/File:HumanEmbryogenesis.svg . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Мид. Источник : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/File:Mead.jpg . Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторские права
  • Карл Юнг (1912). Источник : Викимедиа. Расположен по адресу : commons.wikimedia.org/wiki/File:Carl_Jung_(1912).png . Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторские права

Освоение современного психологического тестирования | SpringerLink

‘) var buybox = document.querySelector («[data-id = id _» + отметка времени + «]»).parentNode var cartStepActive = document.cookie.indexOf («ecommerce-feature — buybox-cart-step»)! == -1 ; []. slice.call (buybox.querySelectorAll («. покупка-опция»)). forEach (initCollapsibles) функция initCollapsibles (подписка, индекс) { var toggle = subscription.querySelector («. цена-опции-покупки») subscription.classList.remove («расширенный») var form = subscription.querySelector («.форма покупки-опциона «) if (form && cartStepActive) { var formAction = form.getAttribute («действие») form.setAttribute ( «действие», formAction.replace («/ оформление заказа», «/ корзина») ) } var priceInfo = subscription.querySelector («. price-info») var buyOption = toggle.parentElement if (переключить && форму && priceInfo) { toggle.setAttribute («роль», «кнопка») toggle.setAttribute («tabindex», «0») toggle.addEventListener («клик», функция (событие) { var extended = toggle.getAttribute («aria-extended») === «true» || ложный toggle.setAttribute («расширенный ария»,! расширенный) форма.скрытый = расширенный если (! расширено) { buyOption.classList.add («расширенный») } еще { buyOption.classList.remove («расширенный») } priceInfo.hidden = расширенный }, ложный) } } function initKeyControls () { документ.addEventListener («нажатие клавиши», функция (событие) { if (document.activeElement.classList.contains («покупка-опция-цена») && (event.code === «Space» || event.code === «Enter»)) { if (document.activeElement) { event.preventDefault () document.activeElement.click () } } }, ложный) } function initialStateOpen () { var buyboxWidth = buybox.offsetWidth ; []. slice.call (buybox.querySelectorAll («. покупка-опция»)). forEach (function (option, index) { var toggle = option.querySelector («. покупка-вариант-цена») var form = option.querySelector («. Purchase-option-form») var priceInfo = option.querySelector («. цена-информация») if (buyboxWidth> 480) { toggle.click () } еще { if (index === 0) { переключать.нажмите () } еще { toggle.setAttribute («расширенная ария», «ложь») form.hidden = «скрытый» priceInfo.hidden = «скрыто» } } }) } initialStateOpen () если (window.buyboxInitialised) вернуть window.buyboxInitialised = true initKeyControls () }) ()

Какие шесть основных психологических теорий? — MVOrganizing

Каковы шесть основных психологических теорий?

Шесть основных теорий в психологии: психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, экология, гуманизм и эволюция.

Какие 5 теорий психологии?

Пять основных точек зрения в психологии: биологическая, психодинамическая, поведенческая, когнитивная и гуманистическая. Вы можете задаться вопросом, почему существует так много разных подходов к психологии и верен ли один подход, а другой — нет.

Какие 5 психологических концепций?

Пять основных концепций, используемых в психологии для объяснения человеческого поведения, — это биологическая, обучающая, когнитивная, психоаналитическая и социокультурная точки зрения.Большинство психологов придерживаются эклектического подхода, используя компоненты всех пяти концепций для понимания и изучения различных форм человеческого поведения.

Какая психологическая теория самая лучшая?

Список популярных теорий психологии

  • Теория развития Пиаже: этапы интеллектуального развития:
  • Теория нравственного развития Кольберга:
  • Двухфакторная теория Спирмена:
  • Многофакторная теория Терстона (P.M.A.):
  • Теория пушки:
  • Психоаналитическая теория (Фрейд):
  • Конституционная теория (Шелдон):

Каковы основные психологические теории?

Быстрый просмотр:

  • Психология — это научное исследование человеческого мышления, чувств и поведения.
  • Пять основных точек зрения в психологии: биологическая, психодинамическая, поведенческая, когнитивная и гуманистическая.
  • Каждая точка зрения дает свое собственное представление о причинах того, почему вы делаете то, что делаете.

Кто такие теоретики?

Содержание

Теоретический подход Теоретик
Психодинамика Зигмунд Фрейд
Психосоциальный Жан Пиаже Лев Выготский
Когнитивный Эрик Эриксон
Бихевиорист Джон Ватсон BF Скиннер Альберт Бандура

Какие четыре теории обучения?

4 Теории обучения: классическая обусловленность, оперантная обусловленность, когнитивная теория и теория социального обучения.Обучение — это индивидуальный рост человека в результате сотрудничества с другими.

Каковы 9 теорий преподавания естественных наук?

Теория обучения, естественнонаучное образование, бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм, овладение навыками обучения, приобретение знаний, повторное обучение.

Что такое теории обучения?

Теория обучения — это предлагаемое объяснение того, как мы усваиваем, обрабатываем и сохраняем знания. Существует множество теорий о том, как мы учимся, и учителя могут использовать их, чтобы помочь в планировании и изменении своих подходов к обучению.Вот некоторые из самых популярных теорий обучения. Таксономия Блума. Мышление о росте.

Какие теории обучения в сестринском деле?

Теории обучения можно разделить на три основные группы: бихевиоризм, когнитивный и конструктивизм.

Каковы 4 общие концепции теории медсестер?

Согласно четырем общим концепциям сестринского дела; человек (пациент), окружающая среда, здоровье и уход (цели, роли, функции) могут быть проанализированы.Каждая из этих концепций обычно определяется и описывается теоретиком сестринского дела. Из четырех понятий наиболее важным является понятие человека.

Каковы примеры теорий ухода за больными?

Теории и модели сестринского дела

  • Вводные чтения.
  • Сестра Каллиста Рой: адаптационная модель ухода.
  • Доротея Орем: Теория ухода за пациентами с дефицитом самообслуживания.
  • Модель синергии (AACN)
  • Патрисия Беннер: модель профессионального роста.
  • Джин Ватсон: теория заботы о человеке.
  • Мадлен Лейнингер: Культурное разнообразие и универсальность.

Сколько существует теорий ухода за больными?

Четыре основные концепции теории медсестер Эти четыре концепции использовались для определения контекста и содержания профессии медсестер.

Какой была первая теория сестринского дела?

Соловей считается первым теоретиком сестринского дела. Одной из ее теорий была теория окружающей среды, которая включила восстановление обычного состояния здоровья клиентов медсестры в оказание медицинской помощи — она ​​практикуется и сегодня.

Каковы основные теории ухода за больными?

Четыре основных понятия часто взаимосвязаны и являются фундаментальными для теории медсестер: человек, окружающая среда, здоровье и уход. Эти четыре вместе называются метапарадигмой ухода. Человек, Уход, Окружающая среда и Здоровье — четыре основных понятия, составляющих метапарадигму медсестер.

Кто была первой медсестрой?

Флоренс Найтингейл

Кто самая известная медсестра в мире?

Кто убил Флоренс Найтингейл?

С большим сожалением сообщаем, что мисс Флоренс Найтингейл, запомнившаяся своей работой в качестве организатора и вдохновителя медсестер в Крымской войне, умерла в своем доме в Лондоне несколько неожиданно в субботу днем.Причиной смерти стала сердечная недостаточность.

За кого вышла замуж за Флоренс Найтингейл?

У Соловья было множество поклонников-мужчин, и за свою жизнь он получил как минимум два предложения руки и сердца. Однако она верила, что Бог избрал ее для работы, и она никогда не была замужем и не имела детей.

Какие 6 основных психологических теорий? — Цвета-NewYork.com

Каковы 6 основных психологических теорий?

Шесть основных теорий в психологии: психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, экология, гуманизм и эволюция.Теоретиками известных теорий являются (Фрейд, Эриксон), (Ватсон, Скиннер), (Пиаже, Выготский), (Бронфенбреннер), (Роджерс, Маслоу), (Лоренц).

Каковы 7 современных взглядов на психологию?

Существует несколько основных современных подходов к психологии (поведенческий, когнитивный, психодинамический, эволюционный, биологический, гуманистический, социокультурный / контекстный).

Каковы 5 перспектив психологии?

Пять основных точек зрения в психологии: биологическая, психодинамическая, поведенческая, когнитивная и гуманистическая.

Что такое современная психология?

Современная психология разделена на несколько дисциплин, каждая из которых основана на различных моделях поведения и психических процессах. Нейропсихология, изучающая мозг и связанную с ним нервную систему, возникла в результате этого современного сосредоточения внимания на биологических объяснениях человеческого мышления и поведения.

Кто современный отец психологии?

Вильгельм Максимилиан Вундт (1832–1920) известен потомкам как «отец экспериментальной психологии» и основатель первой психологической лаборатории (Boring 1950: 317, 322, 344–5), откуда он оказал огромное влияние на развитие. психологии как дисциплины, особенно в Соединенных Штатах.

Кто был первым современным психологом?

Вильгельм Вундт открыл Институт экспериментальной психологии при Лейпцигском университете в Германии в 1879 году. Это была первая лаборатория, посвященная психологии, и ее открытие обычно считается началом современной психологии. Действительно, Вундта часто считают отцом психологии.

Кто такой известный психолог?

1. Зигмунд Фрейд. Фрейд, пожалуй, самый известный психолог в истории.Он исследовал личность и человеческую психику в ее отношении к ид, эго и суперэго.

Кто самый известный психолог в мире?

1. Вильгельм Вундт (1832-1920) Часто называемый отцом экспериментальной психологии, Вильгельму Вундту в значительной степени приписывают признание психологии как отдельной науки.

Богаты ли психологи?

Даже психолог, много работающий со страховкой и управляемым медицинским обслуживанием, может получать 125 тысяч долларов в год, если он работает полный рабочий день и не менее 48 недель в году.Если вы делаете наличные и носите с собой деньги, ваш чистый доход легко может составить> 200 тысяч.

Носят ли белые халаты психологи?

Другие психологи надевают белые халаты, чтобы иметь власть в условиях, где доминируют врачи, но бросают их в своих собственных кабинетах, чтобы не вызывать беспокойство у некоторых пациентов. У каждого врача также есть свои предпочтения в общении.

Психолог — доктор?

Одно из самых заметных различий между психологом и психиатром состоит в том, что психологи не врачи.У них нет медицинского образования, они не обучены общей медицине или назначению лекарств.

Вы называете психолога доктором?

Логично думать, что получение докторской степени по психологии даст человеку право называться «доктором». Но все чаще это не так, особенно в СМИ. «Психологи получают докторскую степень, а стиль AP позволяет доктору ‘Титул только для лиц с медицинским образованием.

Какое название у психолога?

Согласно законам штата Калифорния, «психолог» — это защищенная должность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.