Сознание понятие в психологии: Сознание — психология

Автор: | 01.01.2021
Сознание в психологии. Что это такое, функции, свойства, измененные состояния, проявления

Сознание человека изучают разные науки, в число которых входят философия, педагогика, психиатрия и психология. Каждая из наук по-своему интерпретирует понятие сознания. Психология наиболее широко охватывает изучение этого понятия.

Содержание записи:

Определение понятия «сознание» в психологии

Сознание в психологии — это отраженная в памяти человека совокупность взаимосвязанной информации об окружающем мире и жизнедеятельности человека, которая включает в себя также осознание самого человека в этом мире и его отношение к обществу, людям и всему миру в целом.

Сознание формируется в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, а также в процессе обучения и общения с людьми.

Процессами организма человека, благодаря которым формируется сознание, можно назвать следующие процессы:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • мышление;
  • воображение;
  • запоминание.

Если какой-либо из вышеперечисленных процессов нарушается, то это может приводить к различным сбоям в работе сознания и его расстройствам. Человек, в отличие от животного, может осознавать самого себя, а также заниматься самопознанием.Сознание в психологии. Что это такое, функции, свойства, измененные состояния, проявления

Благодаря присутствию в сознании своего “Я” человек может ставить перед собой цели, продиктованные не только инстинктами и физиологическими потребностями (как в случае с животными), но и цели, сформированные, благодаря индивидуальному, абстрагированному мышлению на основе социальных, научных и бытовых знаний.

Функции сознания и свойства

Сознание выполняет важнейшие функции в жизнедеятельности человека. С помощью сознания и взаимодействия составляющих его структур, человек анализирует получаемую информацию извне, оценивает ее и осуществляет обработку этой информации для принятия всевозможных решений в процессе жизни.Сознание в психологии. Что это такое, функции, свойства, измененные состояния, проявления Сознание в психологии. Что это такое, функции, свойства, измененные состояния, проявления

Сознание обладает следующими функциями:

  • Познавательная (сознание способно не только субъективно отражать окружающий мир, но и познавать его с помощью анализа накопленной информации и знаний, полученных в результате жизни, как отдельного человека, так и всех предыдущих поколений).
  • Целеполагающая (на основе материальных и духовных потребностей человека, сознание обладает способностью к постановке целей, которые способствуют развитию самого человека, а также преобразованию внешнего мира).
  • Аксиологическая (человек может оценивать происходящее вокруг, а также деятельность других людей через призму своих убеждений и потребностей, существующих в его сознании).
  • Творческая (человек способен не только познавать окружающий мир, но и создавать новые материальные и социальные блага, которые развивают и улучшают его жизнедеятельность).
  • Рефлексивная (способность анализировать самого себя и содержание собственного сознания).
  • Духовная (формирование мировоззрения и отношения личности к социальной сфере жизни).

Активность

Сознание функционирует в постоянной активности (даже во сне оно продолжает работать, частично обрабатывая информацию, полученную в течение дня).

Эта активность подразумевает не только физическую особенность организма, но и постоянное движение мыслительной, целеполагающей деятельности сознания, направленной на достижение определенных целей, связанных с деятельностью человека, преобразованием его личности и внешнего мира.

Интенциональность

Основным свойством сознания является его способность быть направленным на определенный объект, в процессе мыслительной деятельности. Благодаря постоянному взаимодействию собственного “Я” человека с отдельными элементами сознания происходит процесс его развития и выполнение всех существующих функций сознания.

Формы и виды

Сознание в психологии – это двоякое понятие, которое может означать такие формы сознания, как общественное и индивидуальное сознание.

Общественным сознанием называют совокупность знаний, идей и взглядов, присущих определенному обществу или всему человечеству, на определенном этапе его развития.

Сознание в психологии. Что это такое, функции, свойства, измененные состояния, проявленияСтруктура сознания в психологии

Индивидуальным сознанием называют совокупность знаний, идей и взглядов отдельного человека.Сознание в психологии. Что это такое, функции, свойства, измененные состояния, проявления

Обе формы сознания воздействуют друг на друга на протяжении всего времени их существования. В результате этого взаимодействия происходит развитие как общественного, так и индивидуального сознания всех людей.

В зависимости от степени ясности индивидуального сознания, различают несколько его видов:

  • Ясное (когда человек активно мыслит, четко отвечает на вопросы и адекватно реагирует на окружающие события).
  • Неясное (когда у человека наблюдается безразличие по отношению к себе, а на поставленные вопросы он отвечает медленно и не всегда верно).
  • Ступор (если человек не может самостоятельно ориентироваться в пространстве и медленно реагирует на внешние раздражители).
  • Отупление (если человек почти всегда находится в спячке, вывести из которой его можно только на непродолжительное время).
  • Кома (когда человек находится в глубокой спячке и ни на что не реагирует).
  • Бред (когда человек воспринимает реальность в искаженном виде и неадекватно реагирует на внешние события).
  • Галлюцинации (если у человека наблюдаются слуховые или зрительные искажения воспринимаемой извне информации).

Уровни сознания

В процессе эволюции человека, развивается также и его сознание. Отношение человека к людям и окружающему миру напрямую зависит от степени развитости его сознания. В результате многолетних исследований сознания человека, известный психолог Дэвид Хокинс определил 18 уровней, на которых может находиться сознание человека, а каждый из этих уровней определяет степень развития сознания человека.Сознание в психологии. Что это такое, функции, свойства, измененные состояния, проявления

  • Отчаяние и позор (когда человек, будучи глупцом и совершая множество ошибок из-за этого, часто впадает в депрессии и ненавидит все вокруг и себя в том числе).
  • Чувство вины (когда человек не может себя простить за прошлые негативные поступки).
  • Апатия (когда у человека пропадает интерес к жизни, в результате чего он избегает какой-либо ответственности и может впадать в зависимые отношения).
  • Горе (если человек впадает в состояние постоянных сожалений и депрессий в результате каких-либо неудач или потерь в жизни).
  • Страх (когда человек воспринимает окружающую действительность слишком опасной, в результате чего происходит подавление интереса к жизни).
  • Желания (если человек считает смыслом жизни удовлетворение своих страстей и чрезмерно стремится к материальным благам).
  • Гнев (такое состояние сознания возникает от неудовлетворенности желаний предыдущего уровня, в результате чего такой человек может постоянно раздражаться и ссориться с окружающими).
  • Гордыня (такое состояние сознания возникает при достижении некоторых успехов, в результате которых человек чрезмерно повышает свою самооценку и начинает делить людей на своих и чужих, думая, что он выше других).
  • Храбрость (когда у человека возникает смелость и решимость преодолевать препятствия на пути для достижения новых успехов).
  • Нейтралитет (когда у человека появляется моральная независимость от других людей и внешних обстоятельств, в результате чего он начинает лояльно относиться к окружающим людям и событиям, даже если они каким-то образом пытаются влиять на него).
  • Готовность (когда целью человека становятся не материальные блага, а развитие внутренней гармонии, воли и дисциплины, в результате чего человек становится более искренним и дружелюбным).
  • Принятие (осознание человеком того, что источник счастья и любви находится внутри него самого, в результате чего человек перестает требовать или ждать чего-либо от других, а сам начинает дарить людям положительные эмоции, перестает судить других).
  • Интеллект (когда человек начинает жизнь преимущественно разумом, а эмоции переходят на второй план).
  • Любовь (когда человек осознает, что любовь выше разума, в результате человек начинает действовать не от логических рассуждений, а от искреннего состояния любви).
  • Радость и безусловная любовь (когда любовь человека расширяется до всеобъемлющей любви к миру, природе и всем людям).
  • Гармония, блаженство (когда человек находится в состоянии единения с миром и происходит стирание границ между субъектом и объектом, в результате чего человек ощущает себя одним целым вместе с природой и вселенной).
  • Осознание “Я” (уровень сознания, при котором исчезают индивидуальные переживания, а мысли человека становятся трансцендентными на уровне вселенной).
  • Полное просветление (высшее состояние сознания, когда сознание человека полностью сливается с божественным началом и человек становится его частью).Сознание в психологии. Что это такое, функции, свойства, измененные состояния, проявления

На самом высшем уровне сознания находились такие личности как Будда, Иисус и возможно некоторые великие мудрецы (Адвайты или Веданты).

Проявления сознания человека

Сознание человека проявляет себя в поведении человека, его отношении к людям и окружающему миру. Насколько развито сознание человека, настолько оно может принести пользу как ему самому, так и миру в целом. Реакция человека на те, или иные события, происходящие в мире или его личной жизни, зависят от его взглядов, мировоззрения и других составляющих его сознания.

Развитие сознания

В процессе обучения, получения новой информации, а также в результате взаимодействия человека с другими людьми и обществом происходит преобразование его сознания. В зависимости от того, какую информацию человек выбирает и с какими людьми он взаимодействует, это преобразование может приводить к деградации или, наоборот, к развитию сознания.Сознание в психологии. Что это такое, функции, свойства, измененные состояния, проявления

В результате развития сознания происходит повышение разумного поведения человека, а его стремления направляются на созидание и становятся более осознанными.

Чем лучше развито сознание, тем выше становится качество жизни этого человека, а его поступки и действия осуществляются под действием осознанного и разумного выбора (человек становится более мудрым, сдержанным, терпеливым, сообразительным, дружелюбным). Развитие сознания просто необходимо человеку, поскольку это требование эволюции, продиктованное самой природой.

Управление сознанием

Сознание в психологии – это нематериальная часть человеческого тела, с помощью которой можно управлять человеком. В психологии существуют приемы, с помощью которых одни люди могут влиять на поведение других людей.

С помощью этих психологических приемов, используя особенности характера человека, его социальные и индивидуальные потребности, происходит воздействие на эмоциональную сторону сознания человека.Сознание в психологии. Что это такое, функции, свойства, измененные состояния, проявления

В результате, если человек не знаком с подобными методами или если его сознание не достаточно развито, им могут манипулировать другие люди и побуждать его делать те или иные действия которые выгодны этим людям, а не самому человеку.

Управление сознанием бывает нескольких типов, основными из которых являются агитация, пропаганда и манипуляция.

Все виды управления сознанием используют следующие приемы:

Прием воздействияОписание процесса воздействияПротиводействие
Чувство вины или жалостиМанипулятор притворяется обиженным и пытается убедить человека в том, что будто этот человек перед ним в чем то виноват. Если человек поверит в свою вину, которой на самом деле нет, то манипулятор может с легкостью побудить его к определенным действиям, поскольку человек будет готов выполнить что-нибудь, чтобы загладить свою вину.Необходимо трезво оценить ситуацию, и если вины никакой нет, прямо сказать это манипулятору. Также всегда нужно помнить, что почти всегда, каждый сам виноват в своих проблемах и сам должен за себя отвечать.
Лесть, тщеславиеМанипулятор льстит человеку, в результате чего человек расслабляется и ощущает себя таким, каким хочет казаться в глазах других. В состоянии эйфории от мнимого возвышения над другими людьми, этот человек может выполнить то, что попросит его манипулятор.Не реагировать на выявленную лесть внутренне, а внешне можно поблагодарить оппонента и также ответить каким-нибудь комплиментом. Следует помнить, что человек по своей природе больше сконцентрирован на себе, чем на других, поэтому излишние восхищения и похвала от каких-либо людей должна настораживать.
ГневМанипулятор старается напугать человека, унижая его и демонстрируя свой гнев в виде угрозы причинить вред этому человеку в случае, если тот не пойдет на уступку или не сделает то, что просит его манипулятор.Необходимо оставаться в спокойном состоянии и объяснить манипулятору, что навязываемое вам действие для вас неприемлемо (или предложить компромиссное решение). Поскольку манипулятор использует искусственный гнев, то реализовывать свои угрозы он не будет и изменит свое поведение.
Надежда и обещанияМанипулятор обещает человеку лучшую жизнь, много денег и золотые горы, которые возникнут, если этот человек сделает определенное действие (вступит в какую-либо организацию, купит какие-либо товары или ценные бумаги). Если человек поверит манипулятору и у него возникнет ощущение надежды, он может находиться под влиянием манипулятора длительное время, в течение которого будет исполнять действия, навязанные манипулятором, ожидая, что жизнь улучшится благодаря этим действиям.Как правило, жизнь может улучшиться только благодаря самостоятельным решениям и действиям самого человека. Если какие-то решения продиктованы манипулятором, то они обычно выгодны лишь самому манипулятору. Рекомендуется всегда рассчитывать только на собственные силы и ум, не поддаваясь на обещания других людей что-либо улучшить.
Взятие на слабоМанипулятор, используя потребность человека в самореализации и признании обществом, демонстрирует перед ним сомнение в том, что этот человек способен выполнить то или иное действие. В результате, чтобы получить признание, человек может выполнить это действие, а манипулятор подкрепит действие исполнителя похвалой.Признание отдельными людьми на самом деле вовсе не нужно человеку, и он не должен ничего им доказывать. Признание и самореализация важны только перед той частью общества, в которой действительно человек трудится и самореализовывается.

Человек может объяснить манипулятору, что навязываемое действие ему не интересно, и если он не может его выполнить, в этом нет ничего плохого.

Наводящие вопросыС помощью наводящих вопросов, манипулятор подводит человека к одному единственному ответу, который и является тем действием, что должен выполнить человек.Не позволять манипулятору сужать круг мыслей вокруг той мысли, которая выгодна только манипулятору. Для этого можно сменить тему разговора.

Связь сознания и подсознания человека

Сознание в психологии – это сложная система, которая неразрывно связана с подсознанием, которое является автоматическим исполнителем определенных действий и задач, ранее заложенных в него с помощью сознания. Сознание можно сравнить с капитаном корабля, а подсознание — с его обслуживающим персоналом. Сознание и подсознание не могут существовать друг без друга.Сознание в психологии. Что это такое, функции, свойства, измененные состояния, проявления

В подсознании формируются навыки работы тела человека, мыслительные навыки, а также набор реакций, которые автоматически запускаются при тех или иных внешних условиях.

Примером физических навыков, хранящихся в подсознании, могут служить такие навыки как умение человека ходить, правильно держать ложку в руках или ездить на велосипеде. Обучение подсознания навыкам происходит осознанно с помощью сознания.

Как работает подсознание?

Скорость работы подсознания в десятки тысяч раз быстрее, чем скорость сознания. Подсознание тесно связано с функциональностью нашего организма и напрямую взаимодействует со всеми органами тела (включая органы чувств), контролируя и изменяя их состояние в зависимости от внешних условий и обстоятельств.

Например, подсознание вратаря-хоккеиста, во время того, как шайба летит к воротам, за сотые доли секунды принимает решение о необходимом изменении положения тела, мобилизует и напрягает необходимые группы мышц вратаря, чтобы удачно защитить ворота в данной, конкретной ситуации.

Если подобную задачу поручить сознанию, то оно бы с ней не справилось, поскольку скорость принятия решения сознанием на несколько порядков ниже. Таким образом, во время осознанных тренировок, в подсознании оттачиваются реакции человека, на те, или иные внешние события, а когда приходит время их использования, сознание передает управление подсознанию и оно выполняет свою задачу.

Что такое общественное сознание?

В результате развития сознания каждого человека, развивается и формируется общественное сознание, которое представляет собой совокупность идей, взглядов и принципов всех людей определенного общества.

В психологии существуют такие формы общественного сознания, как нравственное, политическое, правовое и экономическое общественное сознание.

Уровни общественного сознания

Существует два уровня, на которых может формироваться общественное сознание:

  • Бытовой уровень (когда общественное сознание формируется на основе опыта повседневной, бытовой жизни людей).Сознание в психологии. Что это такое, функции, свойства, измененные состояния, проявления
  • Научно-теоретический уровень (когда общественное сознание формируется в результате духовного и интеллектуального опыта человечества).

Проблемы сознания в психологии и их анализ

В процессе изучения сознания, ученые столкнулись с некоторыми проблемами, основными из которых являются:

  • Психологические процессы человек понимает на том уровне, на котором он их осознает.
  • Невозможно локализовать сознание в пространстве и времени для его изучения в различных направлениях психологии.

В результате анализа этих проблем представление о сознании было изменено. Были введены знаковые и предметные элементы, описывающие структуру сознания, а само сознание, получило статус наивысшего уровня саморегуляции жизнедеятельности человека.

Измененные состояния сознания

Сознание человека может находиться в различных состояниях. Во время бодрствования человек полностью отдает себе отчет о происходящем, может контролировать свои действия и осознавать их.

Во время сна, сознание переходит в другое состояние, которое называется измененным состоянием сознания. В таком состоянии отключаются некоторые функции организма, но сознание продолжает работать и обрабатывать полученную ранее информацию.

В состоянии гипноза или медитации сознание также переходит в измененное состояние. В данных случаях, непосредственно перед переходом в такое состояние, можно поставить перед сознанием какую-либо задачу, и сознание будет выполнять ее во время этого состояния.

Сознательные и бессознательные действия

Сознательные действия человека — это действия, которые человек осуществляет с помощью сознания. К таким действиям можно отнести осознанные действия и поступки в бытовой или социальной среде, мыслительная деятельность в течение дня или в процессе обучения, общение с людьми.Сознание в психологии. Что это такое, функции, свойства, измененные состояния, проявления

Бессознательные действия — это действия, выполняемые с помощью подсознания. К этим действиям относятся все моторные функции организма, рефлекторные действия и различные навыки. В качестве бессознательных действий, например, можно назвать такие действия как ходьба, бег, навыки игры на музыкальных инструментах, навыки письма и речи.

Сознание и самосознание

Сознание представляет собой отражение внешнего мира (как бытовой, так и социальной сферы). Главной частью сознания является самосознание, которое позволяет человеку осознавать самого себя в этом мире, свои мысли, действия, а также несет в себе функцию отношения человека к внешнему миру, людям, а также и к себе самому.Сознание в психологии. Что это такое, функции, свойства, измененные состояния, проявления

Самосознание, или собственное “Я” человека, на основе информации сознания, формирует свое мировоззрение, ставит цели в процессе жизнедеятельности и направляет развитие сознание в необходимом ему направлении.

Как владеть сознанием и подсознанием?

Для того чтобы научиться контролировать свое сознание и подсознание необходимо в первую очередь развить силу воли и научиться терпению.

Изменить запрограммированные в подсознании шаблоны действий и переживаний на определенные внешние события, можно осознанным перепрограммированием этих шаблонов с помощью медитаций или постоянным повторением нового шаблонного действия на эти события.

Сознание в психологии и других науках еще не изучено в полной мере, и существует много неразрешенных вопросов в этой области. Но психология стремительно движется вперед и возможно именно она поможет в ближайшем будущем раскрыть тайны этой части вселенной.

Видео о сознании

Понятие, свойства и функции сознания в психологии:

Определение сознания в психологии. Функции сознания — Студопедия

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучают многие науки – философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Все религии уделяют сознанию пристальное внимание.

С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных

свойствах сознания:

1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;

2) сознанию присуща интенциональность, т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;

3) способность человеческого сознания к рефлексии, самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;

4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.


В психологии различают несколько видов сознания человека:

житейское

– формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;

проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;

научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;

эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;

этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.

Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.

Определение понятия «сознание» | Psylist.net

Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Проблема сознания является одной из глобальнейших и сложнейших проблем в психологии.

Основные подходы к проблеме

«Сознание, – писал В. Вундт, – заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния». Сознание психологически представляет собой, с этой точки зрения, как бы внутреннее свечение, которое бывает ярким или помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при глубоком обмороке (Ледд). Поэтому оно может иметь только чисто формальные свойства; их и выражают так называемые психологические законы сознания: единства, непрерывности, узости и т.д.

По мнению У. Джеймса, сознание есть «хозяин психических функций», то есть фактически сознание отождествляется с субъектом.

Сознание – это особое психическое пространство, «сцена» (К. Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но не ее предметом (Наторп). Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно не поддается определению и выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество – качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть.

Общая черта всех выше приведенных взглядов – это акцент на психологической бескачественности сознания.

Несколько иная точка зрения у представителей французской социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс и др.). Психологическая бескачественность сознания здесь сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на которую проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется со знанием: сознание – это «со-знание», продукт общения знаний.

Представляет интерес система взглядов Л.С. Выготского на сознание. Он пишет о том, что сознание – это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. «Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик» [20]. «Сознание есть как бы контакт с самим собой» [21]. Сознание есть сознание, но лишь в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема – предмет конкретно-научного психологического исследования. При этом процесс интериоризации (то есть вращивания внешней деятельности во внутреннюю) состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний «план сознания»; это процесс, в котором этот внутренний план формируется. Элементами сознания, его «клеточками», по Выготскому, являются словесные значения.

Взгляды на проблему сознания А.Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Порождаются внутренние действия и операции, протекающие в уме, в «плане сознания». Сознание-образ становится также сознанием-реальностью, то есть преобразуется в модель, в которой можно мысленно действовать.

По мнению Б.Г. Ананьева, «как сознание психическая деятельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание» [22]. По Ананьеву, сознание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания – это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным «потоком сознания», переключаемого с одного вида деятельности на другой. «Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире» [23].

По мнению Л.М. Веккера, сознание в широком смысле охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов. В более узком смысле сознание представляет собой итог интеграции когнитивных и эмоциональных процессов [24].

Совершенно иной взгляд на сознание характерен для представителей восточных учений. Вот выдержка из работы основоположника интегральной йоги Шри Ауробиндо: «Ментальное сознание – диапазон чисто человеческий, он отнюдь не охватывает всех возможных диапазонов сознания, точно так же как человеческое зрение не может охватить все цветовые оттенки, а человеческих слух – все уровни звука, ибо есть множество звуков и цветов, которые находятся выше или ниже доступного человеку диапазона, которые человек не может видеть или слышать. Точно так же есть планы сознания выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек не имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными сознания – супраментальный или глобально-ментальный и субментальный планы. …То, что мы называем «несознанием» – это просто иное сознание. …На самом деле, когда мы спим или когда нас оглушили, или когда мы находимся под влиянием наркотиков, или когда мы »мертвы«, или находимся в любом другом состоянии – в это время мы не более бессознательны, чем при глубокой внутренней сосредоточенности на какой-то мысли, когда мы не замечаем ни нашего физического »Я«, ни того, что нас окружает… По мере того как мы продвигаемся вперед и пробуждаемся к осознанию души в себе и в предметах, нам становится ясно, что сознание присутствует и в растениях, и в металле, и в атоме, и в электричестве – в любом предмете физической природы; мы обнаружим даже, что оно ни в каком отношении не является низшей или более ограниченной формой по сравнению с ментальной; наоборот, во многих »неживых« формах оно является более интенсивным, быстрым, живым, хотя и менее развитым в направлении к поверхности» [25].

По мнению ряда авторов (например, представителей трансперсональной психологии), возможен выход человека за пределы индивидуального сознания. См.: Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Общая психология:

ПОНЯТИЕ О СОЗНАНИИ В ПСИХОЛОГИИ — Студопедия

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание.
Сознаниеможно представить также как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Эта модель помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.
Сознание есть результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. В этом смысле сознание есть

«общественный продукт».
В зоне ясного сознания находится незначительная часть сигналов, одновременно поступающая из внешней среды и от внутренних органов и систем. Эти сигналы используются человеком для осознанного управления своим поведением. Большая часть сигналов человеком не осознается, хотя они также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. В принципе каждый из этих сигналов может стать осознанным, если выразить конкретное воздействие словами – вербализовать.
Чтобы лучше понять суть сознания, следует остановиться на его психологических характеристиках.
Сознание– это прежде всего совокупность знаний. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, – это знание» (К. Маркс). Поэтому в структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания – это различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обращать психическую деятельность на исследование самого себя. Человек может сознательно оценивать свои поступки и себя самого в целом. Животные, даже высшие, не могут отделить себя от окружающего мира. Отделение «Я» от «не-Я» – сложный путь, который проходит каждый человек в детстве.
Третья характеристика сознания – целеполагающая деятельность человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности. Именно эта функция сознания обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание человека обеспечивает предварительное мысленное построение схемы действий и предвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосредственно осуществляется благодаря наличию у человека воли.
Четвертая психологическая характеристика – включение в состав сознания определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», – так определил эту характеристику сознания К. Маркс. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Это богатый мир чувств, эмоций, которые отражают сложные объективные и субъективные отношения, в которые вовлечен каждый человек.
Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания.
Только благодаря овладению речью становится возможным ycвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и способности к целеполагающей деятельности, появляется возможность разделения объекта и субъекта.
Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи. Будучи усвоен конкретным человеком, язык (в форме речи) становится в известном смысле его реальным сознанием. «Язык есть практическое, существующее и для других людей, и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…» (К. Маркс).
Некоторые авторы к свойствам сознания также относят построение отношений, познание, переживание и рефлексию.


Наука Субъективности Антти Ревонсуо

–2013.06.25

Содержание

Revonsuo A (2010) Сознание — Наука Субъективности

Введение
• Сознание и его место в научном взгляде на мир
• Содержание этой книги
• Предупреждающая заметка о подходе к сознанию, принятая в этой книге

Благодарности

Часть I: Предпосылки к науке о сознании

01. Философские основы науки о сознании
• Введение
• Первое различие: Дуализм и монизм
• • Определение дуализма
• • Определение монизма
• Дуалистический Тео

–2013.06.25

Содержание

Revonsuo A (2010) Сознание — наука о субъективности

Введение
• Сознание и его место в научном взгляде на мир
• Содержание этой книги
• Предупреждающая заметка о подходе к Сознание, взятое в этой книге

Благодарности

Часть I: История науки о сознании

01. Философские основы науки о сознании
• Введение
• Первое различие: дуализм и монизм
• • Определение дуализма
• • • Определение монизма
• Дуалистические теории сознания
• • Интеракционизм
• • Декартовский дуализм: парадигма случая интеракционизма
• • Эпифеноменализм
• • Параллелизм
• Монистические теории сознания
• • Материализм (или физикализм) определил
• • • Элиминативный материализм
• • Редуктивный материализм
• • Микрофизика: окончательный результат eductionism
• • Эмерджентный материализм
• • Краткое изложение монистического материализма
• • Идеализм
• • Нейтральный монизм
• • Функционализм
• Почему проблема «разум-тело» не исчезнет
• • «Объяснительный пробел» и «трудный» Задача «
• • • Субъективность
• • Каково быть летучей мышью?
• • Будущая наука и сознание
• • Философские проблемы и сознание
• Краткое содержание главы
• Дополнительная литература
• Краткие вопросы для обсуждения

02.Исторические основы науки о сознании
• Введение
• 1800-е годы: от философии к экспериментальной науке о сознании
• • Френология
• • Психофизика
• Интроспекционизм: первая научная психология сознания
• • Вильгельм Вундт и рождение психологической науки
• • Титченер и структурализм: атомы сознания
• • Уильям Джеймс и поток сознания
• Падение интроспекционизма как науки о сознании
• • Гештальт-психология: сознание целостное, а не атомистическое
• • Бихевиоризм: как Сознание стало табу в научной психологии
• • Критика сознания Фрейда
• От когнитивной науки к науке сознания
• • Когнитивная наука: наука о разуме, но лишенная сознания
• • Восстание Феникса: появление современной науки о сознание
• Краткое содержание главы
• Дальнейшее чтение
• Краткое обсуждение по вопросам

03.Концептуальные основы науки сознания
• Введение
• Как описать субъективную реальность сознания
• • Феноменальное сознание: фундаментальная форма субъективности
• • Qualia
• • Состояние сознания и специфическое содержание сознания
• • Внутренняя структура феноменального сознания: центр и периферия
• • Внимание и сознание
• • Изменение слепоты и невнимательная слепота
• • Рефлексивное сознание
• • Самоанализ
• • Самосознание
• Концепции для описания отсутствия сознания
• • Бессознательное
• • Бессознательное
• • Зомби
• Альтернативные определения и использование концепции «Сознание»
• • Сознание определяется как способность реагировать на стимуляцию
• • Сознание определяется как способность представлять информацию от внешнего мир
• • Сознание определяется как бодрствование
• • Conscio благосостояние определяется как доступ к системам вывода, контроль поведения или поведенческих взаимодействий с миром
• • Сознание и осведомленность
• Краткое содержание главы
• Дополнительная литература
• Краткие вопросы для обсуждения

Часть II: Центральные области науки о сознании

I.Нейропсихология сознания
• Введение: каковы основные области науки о сознании?

04. Нейропсихологический дефицит зрительного сознания
• Введение: единство зрительного сознания
• Церебральная ахроматопсия: исчезновение цветового следа без следа
• Визуальная агнозия: потеря когерентных зрительных объектов
• Семантическая деменция: потеря смысла объектов
• Simultanagnosia: потеря феноменального фона
• Пренебрежение: потеря феноменального пространства
• Akinetopsia: потеря визуальной анимации
• Краткое содержание главы
• Дополнительная литература
• Краткие вопросы для обсуждения

05.Нейропсихологическая диссоциация зрительного сознания от поведения
• Введение. Что такое нейропсихологическая диссоциация?
• Диссоциации и сознание
• • Blindsight
• • Неявное визуально управляемое действие
• • Неявное распознавание лиц в просопагнозии
• • Неявное распознавание слов и объектов в пренебрежении
• Теории диссоциаций сознания / бессознательного
• Краткое содержание главы
• Дополнительная литература
• Краткие вопросы для обсуждения

06.Нейропсихологические расстройства самосознания
• Введение
• Амнезия
• Сплит-мозг
• Анозогнозия
• Соматопарафрения (Asomatognosia)
• Когнитивная нейропсихиатрия и дефицит систем убеждений
• • Обманция левого желудочка
• • Обман зрения левого желудка
• • Обман зрения левого желудка
• Обманчивость левого желудка
• Заблуждение 9509 • заблуждение — толкователь полушарий и адвокат правого полушария
• Краткое содержание главы
• Дополнительная литература
• Краткие вопросы для обсуждения

II. Нейронные корреляты сознания (NCC)
• Введение: Что такое «Нейронный коррелят сознания» (NCC)?

07.Методы и дизайн экспериментов NCC
• Введение: как проектировать эксперименты NCC
• Методы функциональной визуализации мозга: fMRI и PET
• Электромагнитное зондирование мозга с помощью ЭЭГ и MEG
• Краткое содержание главы
• Дополнительная литература
• Краткое обсуждение вопросов

08 Исследования нервной основы сознания как состояния
• Введение: Сознание как состояние
• Анестезия
• Эпилептические припадки и глубокий сон
• Синдром запертости
• Вегетативное состояние и другие глобальные расстройства сознания
• Обратные зомби
• Краткое содержание главы
• Дополнительная литература
• Краткие вопросы для обсуждения

09.Исследования нервной основы зрительного сознания
• Введение: визуальная информация и зрительное сознание
• Исследования бинокулярного соперничества
• Зрительные галлюцинации
• Эксперименты на ЭЭГ и МЭГ на зрительном сознании
• Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС)
• Краткое изложение главы
• Далее Чтение
• Краткие вопросы для обсуждения

Часть III: Теории сознания
• Введение: Что такое теория сознания?

10. Философские теории сознания
• Обзор современных философских теорий сознания
• • Теория множественных сквозняков (Dennett)
• • Сенсомоторная теория (O´Regan и Noë)
• • Биологический натурализм (Searle)
• • Натуралистическая дуализм (Чалмерс)
• • Теории высшего порядка (HOTS) сознания
• • Экстерьерный репрезентационизм (Tye, Dretske)
• • Нейрофеноменология (Varela, Lutz, Thompson, Noë)
• • Рефлексивный монизм (Velmans)
• • Виртуальный теория реальности (Метцингер, Легар)
• Краткое содержание главы
• Дополнительная литература
• Краткие вопросы для обсуждения

11.Эмпирические теории сознания
• Обзор современных эмпирических теорий сознания
• • Глобальная теория рабочего пространства (Baars)
• • Нейробиологическая теория (Крик и Кох)
• • Динамическое ядро ​​(Тонони и Эдельман) и теория интеграции информации (Тонони )
• • Теория таламокортикального связывания (Llinás)
• • Теория повторяющейся обработки (Lamme)
• • Теория микросознания (Zeki)
• • Сознание как ощущение того, что происходит (Damasio)
• Анализ: основные проблемы разногласий в теориях сознания
• • Расположение сознания: экстернализм против*
• • Фундаментальная природа сознания: феноменология против познания
• • Фундаментальная форма феноменального сознания: атомизм против холизма
• • Выводы
• Краткое содержание главы
• Дополнительная литература
• Краткие вопросы для обсуждения

Часть IV. Измененные состояния сознания

12. Что такое «измененное состояние сознания» (ASC)?
• Введение
• Как определить «измененное состояние сознания»
• Краткое содержание главы
• Дополнительная литература
• Краткие вопросы для обсуждения

13.Сновидения и сон
• Введение: краткая история сновидений и сознания
• Гипнагогические и гипнопомпические галлюцинации
• Паралич сна
• Ментация сна против сновидений
• Содержание сновидений
• Почему мы мечтаем?
• Осознанные сновидения
• Плохие сны и ночные кошмары
• Ночные ужасы
• Лунатизм и ночные прогулки
• Расстройства сна REM и хождение во сне
• Краткое содержание главы
• Дополнительная литература
• Краткое обсуждение Вопросы

14.Гипноз
• Введение
• Краткая история гипноза
• Гипнотическая индукция
• Гипнотическая внушаемость
• Является ли гипноз ASC?
• Что происходит с сознанием при гипнозе?
• Краткое содержание главы
• Дополнительная литература
• Краткие вопросы для обсуждения

15. Высшие состояния сознания
• Введение
• Медитация
• Оптимальный опыт и поток
• Высокая скорость бегуна
• Опыт вне тела (ВТ)
• Околосмертные переживания (NDEs)
• Мистические переживания
• Краткое содержание главы
• Дополнительная литература
• Краткие вопросы для обсуждения

Эпилог
• Размышления о науке субъективного опыта
• Философские размышления
• Наименее правдоподобные мировоззрения
• (Несколько) более правдоподобные взгляды на мир
• Сознание как внутреннее присутствие
• Будущее науки о сознании
• Заключительное слово: По крайней мере, мы знаем, что наше сознание существует — но что нам с ним делать?

Глоссарий


Список литературы
Указатель авторов
Предметный указатель

.
уроков из исследования современного сознания Станислава Грофа

Обобщает опыт и наблюдения Грофа из более чем сорока лет исследований необычных состояний сознания.

Этот доступный и всесторонний обзор работы Станислава Грофа, одного из основателей трансперсональной психологии, был специально написан, чтобы познакомить новичков с его работой. Являясь суммой его карьеры и предыдущих работ, этот

суммирует опыт и наблюдения Грофа из более чем сорока лет исследований необычных состояний сознания.

Этот доступный и всесторонний обзор работы Станислава Грофа, одного из основателей трансперсональной психологии, был специально написан, чтобы познакомить новичков с его работой. Эта совершенно новая книга, подытоживающая его карьеру и предыдущие работы, стала источником огромного вклада Грофа в области психиатрии и психологии, особенно в его центральную концепцию холотропного опыта, где холотропный означает «движение к целостности». Гроф утверждает, что современные базовые предположения и концепции психологии и психиатрии требуют радикального пересмотра, основанного на интенсивных и систематических исследованиях холотропного опыта.Он предполагает, что радикальная внутренняя трансформация человечества и подъем на более высокий уровень сознания могут быть единственной реальной надеждой человечества на будущее.

«Редко можно найти учебник, который был бы чрезвычайно информативным и приятным для чтения. «Психология будущего» должен быть одним из первых, с которыми я когда-либо сталкивался… Каждая глава принесла совершенно новую концепцию, теорию или метод, который был столь же привлекательным, как и предыдущий ». — Доктор Тами Брэди, TCM Отзывы

«Эта книга является гением-новатором в исследованиях сознания.В нем представлен весь спектр идей Грофа, от его ранних отображений использования ЛСД психотерапии, до его клинической работы с людьми, сталкивающимися со смертью, до его более поздней работы с холотропным дыханием, до его последних мыслей о космологических последствиях исследования сознания и перспективах. для борьбы с возникающим планетарным кризисом. Гроф всегда был одним из самых оригинальных мыслителей в трансперсональной области, и его творчество шло в ногу со зрелостью его общего видения.»- Майкл Уошберн, автор книги

» Трансперсональная психология в психоаналитической перспективе «

» Гроф предлагает выдающийся вклад в постоянно растущие дебаты о природе человеческого сознания и о месте человечества в космосе. Если бы больше психиатров можно было убедить в том, что человеческое сознание выходит за пределы ограничений физического мозга, а вместо этого является лишь аспектом, который лучше всего можно охарактеризовать как «космическое сознание», мы могли бы не только ожидать, что методы лечения изменятся, но мы также могли бы предвидеть возможность общекультурного переосмысления основных предпосылок современной космологии, космологии, которая основывает западные институты, идеологии и представления о природе личности.»- Майкл Э. Циммерман, автор

, оспаривающего будущее Земли: радикальная экология и постмодерн

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *