Функции представления в психологии человека и психологических процессах
Три основных функции представления в психологических процессах. Сигнальная, регулирующая и настроечная функция.Зачем-то же необходимо нам представление, не так ли? Разберемся, зачем это нужно. Представление имеет свои индивидуальные функции в психологических процессах поведения человека. Основными функциями являются:
- Сигнальная
- Регулирующая
- Настроечная
Каждая из них имеет свои механизмы и алгоритмы действия.
Механизмы каждой отдельной функции определяют отдельную часть представления, не просто образа или картинки, а совокупность характеристик, влияние которых обуславливает поведение человека. Таким образом, совмещенные характеристики преобразуются в систему сигналов.
Функции представления: Сигнальная функция
Считается, что представления представляют собой самые первые сигналы
Учеными было доказано, что представления достаточно часто являются результатом условного рефлекса, так например, если человек видит предмет или какое-либо явление, то в сознании формируется не только представление самого предмета, но сопутствующие свойства и характеристики.
В последствие, данная информация будет для человека первичной для ориентировочного сигнала. К примеру, если человек видит яблоко, у его голове сразу формируются сигналы и характеристики предмета, его вкусовые качества, за
Что такое представление в психологии человека
Например, когда мы слышим рассказы о далеких странах или красивых местах, видим различные фотографии, прикасаемся к чему-либо, мы в голове воспроизводим остальные характеристики (внешний вид, состав, условия).
Любое восприятие обеспечивается мышлением, письменностью, памятью и др., за счет чего формируется представление.
Что такое представление в психологии
Это всего лишь начало психологических процессов восприятия окружающего мира, которые происходят в мозге человека. Самым важным аспектом является момент, когда услышанные данные или запомнившиеся картинки, начинают «всплывать» в голове человека специально или непреднамеренно.
Такие образы, которые мы вспоминаем, называются последовательными и в квалификационных психологических кругах получили название — «
Два типа представл
Понятия о представлении. Сущность представления
Представление— процесс мысленного воссозданияобразовпредметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств («название результата процесса»). Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов («название процесса»).
Свойства
Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивостьиобобщенность.
Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков.
Фрагментарность. Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью.
Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется».
Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нем материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления – это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления – итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет (или явление), одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.
Воображение. Природа воображения. Характеристика представлений
Воображение — процесс отражения действительной реальности за пределами существующих связей и отношений. Направлено на создание продуктов, не имеющих в реальной действительности аналогов и заменяющих ее. Это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и определенным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.
Воображение — процесс познания, может предсказать тенденции развития действительности, задавая направления для этого пути. Степень активности воображения обусловливает его классификацию.
Два типа воображения: активное (репродуктивное и творческое) и пассивное (сон, грезы, мечты).
Видения, являющиеся человеку либо во сне, либо в бреду, не зависят от его желаний видеть именно этот образ. Грезы подразумевают возможность по собственному усмотрению вызвать их содержание. Мечты — более активный вариант грез, это образ желаемого будущего, более связанного с действительностью, чем грезы. Их человек обычно старается претворить в реальность.
Воссоздание образов, сотворенных другими, связано с репродуктивным воображением. При этом регулируется не только содержание, но и яркость, живость образов.
Наибольшую активность и субъективность предлагает творческое воображение, когда содержание продукта полностью зависит от автора, от его мыслей, чувств, опыта. В воображении (как и в мышлении) используются несколько операций: комбинирование, агглютинация, гиперболизация, типизация.
Комбинирование — произвольное соединение, сравнение качеств и черт разных объектов в едином образе.
Агглютинация — особый вид комбинирования, соединяет несоединимые в реальности части.
Яркость и выразительность образа повышает гиперболизация. Она выдвигает на первый план только какие-то отдельные его черты. С намеренным усилением какой-то одной черты образа связано акцентирование. Особенность его в том, что здесь выделяют деталь, которая становится доминантной.
Типизация — обобщение характерных для данной группы людей черт. Полностью игнорируются все личные качества, но правдоподобие сохраняется.
Воображение связано с мышлением, эмоциями, памятью.
Функции воображения:
• представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;
• регулирование эмоциональных состояний;
• произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
• формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
• планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Статья «Подходы к формированию представлений в педагогической и психологической литературе»
Подходы к формированию представлений в педагогической и психологической литературе
Представление – это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека (определение по Р.С.Немову) [39, С.241].
Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств («название результата процесса», девербатив). Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов («название процесса», субстантивированный инфинитив) (По Ю.В.Щербатых) [61, С.208].
Представления, по В.В.Богословскому, это образы, возникающие в головном мозге, когда на органы чувств не воздействуют раздражители. Физиологическую основу представлений составляют следы возбуждения, сохранившиеся в коре головного мозга, возникшие ранее под воздействием определенных раздражителей. Под воздействием раздражителей старые нервные связи, имевшиеся в коре головного мозга, возбуждаются, и возникает образ [40, С.155].
Представления являются результатом переработки и обобщения прошлых восприятий. Основой представления является восприятие. Можно привести пример, что у людей, слепых от рождения, никогда не возникают цветные представления. У людей, глухих от рождения, не возникают звуковые представления.
Представления в отличие от восприятия создают обобщенный образ предмета, отраженного нашим сознанием. Представления выражают характерные, отличительные признаки предметов и явлений. Эти образы отражают постоянные признаки предметов и явлений, не сохраняя в памяти случайные признаки.
Представления, как и восприятие, отражают действительность в виде наглядных образов. В.В.Богословский описывает: «Представлять – это значит мысленно видеть, мысленно слышать что-то, отражать наглядно, а не просто знать»[40, С.156]
Представление является более высокой ступенью познания, чем восприятие. Представление – это переход от ощущения к мысли. Представление – это обобщенный образ предмета или явления, с характерными для него признаками. Таким образом, представление объединяет в себе наглядный и обобщенный образ предмета или явления. Представление создается на основе взаимодействия двух сигнальных систем. Изначально в образовании представления играют роль сигналы первой сигнальной системы (ощущения запаха, цвета, формы, звука и т.д.). При участии второй сигнальной системы (речи письменной или устной) возникает обобщенный образ, который выделяет характерные признаки предметов и явлений [40, С.157].
Представления обладают следующими характеристиками: наглядностью, фрагментарностью, неустойчивостью, обобщенностью[40, С.158].
Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта только в наглядной форме. При этом образ имеет размытость очертаний и в нём исчезает ряд признаков объекта. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия, вследствие утраты непосредственности отражения.
Фрагментарность. Представления предметов и явлений обладают неравномерностью воспроизведения их отдельных частей. В представлении представлены те объекты или их части, которые при восприятии объекта были более привлекательны или значимы для человека.
Неустойчивость. Представление характеризуется неустойчивостью. Это означает, что возникший образ может удерживаться в сознании только незначительное время, после этого он начинает постепенно стираться из памяти человека. Представления не только исчезают со временем, но и формируются постепенно. По мере восприятия новых сторон объекта, новых свойств и связей, представление образа постепенно дополняется, изменяется.
Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, при этом содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. При формировании представления новые элементы восприятия образа объединяются со старым представлением. Поэтому можно считать представления как результат прошлых представлений предмета или объекта. Представление, обобщая предмет или явление, может быть одновременно обобщением целого класса предметов, воздействующих аналогичным образом на наши органы чувств.
Существует несколько классификаций представлений. Основой для классификаций представлений являются: вид анализатора, задействованный в создании образа; степень обобщенности образов; волевые усилия, информированность человека об объекте представления и продолжительность сохранения его образа.
По модальности представления делятся на зрительные, слуховые, обонятельные и т.д. Зрительные представления отражают параметры объекта, его форму, размеры, цвет. Исследователи отмечают, что в зрительных представлениях возникающий образ объекта представлен каким-то одним параметром. Слуховые представления отражают тембр, фонетику, интонацию звуковых объектов. Возникающие при этом образы связаны с прошлым опытом и характером профессиональной деятельности человека. Двигательные представления сопровождаются сокращением определенных групп мышц. При нейтрализации мышечных усилий представление не возникает. Мышечные представления формируются при идеомоторных актах, когда представление реализуется в выполнении определенного движения[40, С.159].
Деление представлений по видам модальности считается условным, так как представления возникают на основе деятельности нескольких модальностей и носят обобщенный, синтетический характер.
Представления тесно связаны с профессиональной деятельностью человека. К примеру, у художника и реставратора сильнее всех остальных развит зрительный анализатор, у музыкантов – слуховой, у спортсменов и танцоров – двигательный и т.д.
По степени обобщенности представления делятся на единичные, общие, схематизированные.
Единичное представление это представление, основанное на восприятии одного определенного предмета, отражает всегда единичный предмет. Например, отдельно растущее дерево. В единичном представлении отражаются признаки, характерные только для данного единичного предмета. Единичное представление по сравнению с восприятием является обобщенным. Так представленное нами одиночное дерево мы представляем в разные времена года, в разное время суток и т.д. Единичные представления объединяются и становятся общими представлениями.
Общие представления — это представления, отражающие ряд похожих или одинаковых предметов. Важную роль при этом играет обозначение этой группы предметов. Примером может служить лес. Общее представление отражает общие черты, характерные для этой группы предметов. Общее представление не имеет индивидуальных черт предмета, которое характерно для единичного представления. Общие представления тоже имеют наглядные черты, так как отражают наглядные особенности процессов, явлений, предметов.
По степени выраженности волевых усилий при создании образа представления делятся на произвольные и непроизвольные. Непроизвольные представления возникают вне зависимости от нашего желания. Они возникают при услышанном слове, при просмотре картины или наблюдении какого-то предмета, звука, запаха и т.д. Произвольные представления требуют определенных волевых усилий у человека для возникновения образа. Этот процесс подобен процессу припоминания [40, С.160].
Представление возникает на основе припоминания или продуктивного воображения, на основе ощущений и восприятия.
На основе восприятия возникают образы – это первичное чувственное отражение действительности. На основе этих образов у каждого человека возникает своя картина мира.
На основе мышления возникают представления – это образы, сформированные на основе мышления. Они отличаются абстрактностью, и могут обладать не значительным количеством конкретных черт.
Представления на основе воображения являются основой художественного или научного творчества. Представления на основе воображения формируют образ объекта. В этом случае наше представление можно отобразить словом «вообразить».
Выделяют представления памяти [12, С.41]. Представления на основе памяти возникают при «извлечении» образа из хранилищ памяти.
Представления человека обладают индивидуальными особенностями. Одни из представлений могут быть ведущими, может быть несколько ведущих видов представлений.
Динамика представлений в ходе жизни человека изучена не достаточно полно. Исследователи предполагают, что первые представления начинают формироваться в возрасте 1,5-2 лет. К двум годам у ребенка сформированы двигательные, слуховые и речевые представления. В 5-6 лет представления приобретают наглядность. Представления взрослого человека тесно связаны с его профессиональной деятельностью.
В педагогике сначала формируются единичные представления предметов и явлений, затем происходит их обобщение на основе выделения существенных признаков.
Таким образом, мы рассмотрели теоретические подходы к формированию представлений в психологии и педагогике.
Подходы к изучению представлений в отечественной и зарубежной психологии
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6Следующая ⇒
Существуют ряд многочисленных определений понятия социального представления в современной психологии, которые выявлены благодаря исследованиям в этой области.
В психологии термин «представление» чаще всего используется в двух смыслах. В широком и узком:
В широком смысле, представление — это психический процесс, в котором происходит отражение предметов или явлений, но в такой момент времени они могут не воспринимаются, но при этом воссоздаются полагаясь на прошлый опыт [37; 291].
В узком смысле, представление является образом явления, события или предмета, их чувственная составляющая. В этот момент они не оказывают влияния на органы чувств человека. Такие образы возникают в результате воспроизведения прошлого опыта субъекта (результатов ощущений и восприятий) в памяти или воображении [39; 358].
Другие определения этого понятия приведем ниже. Они также раскрывают суть понятия.
Представление — этонаглядный образ предмета или явления, возникающий на основе припоминания или же продуктивного воображения, на основе имевших место ощущений и восприятия [5; 422].
Представления – это изменчивое образование, а никак не механическая репродукция образов восприятия. Образ представления определяется как целями и задачами создания этого образа, так и индивидуальными особенностями человека, его интересами, направленностью.
Социальное представление – скорее ежедневно используемое, обыденное понятие какой-либо категории тех либо иных социальных явлениях, т.е. метод интерпретации и осмысления ежедневной действительности. Иначе ее называют повседневная реальность. При поддержки социальных представлений любая категория сооружает установленный образ общественного мира, социального окружения, его ВУЗов, власти, законов, общепризнанных моралей, норм и правил. Социальные представления — аппарат не личного, а конкретно массового общественного знания, так как «понятие» вырабатывается на базе опыта, деятельности категорий и групп [11].
Социальноепредставление- система ценностей, идей и практик, предназначенная для ориентировки индивидов в социальном и материальном мирах, а также для облегчения интрагрупповых коммуникаций между индивидами. Это понятие рассматривают [7; 467]:
1. как продукты социального мышления;
2. как процессы, посредством которых конструируется реальность.
Представление–это конструирование и непосредственно само создание конкретных образов явлений и предметов, которые мы когда-нибудь воспринимали и они оказывали воздействие на наши органы чувств [9; 116].
Стоит отметить одну из основных особенностей представления, которая заключается в образе предмета, который воспроизводится в отсутствие предмета на основе сенсорного воздействия, предшествовавшего ему. Существует явное отличие представлений в сравнении с образами восприятия: они отличаются меньшей яркостью, фрагментарностью, обобщенностью и динамичностью.
Истоки формирования изучений в направленности социальных представлений выпадают на начало прошедшего века. Основы концепции общественного, социального мышления в отечественной психологии были заложены С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, с группой «социальные представления» смыкается группа «житейские понятия», созданная в отечественной эмоциональной науке Л.С. Выготским. Вместо группы «социальное представление» в обороте применялось подобные группы: «мнение», «суждение». В будущем исследованием социальных представлений в отечественной психологии занимались Г.М. Андреева, К.А. Абульханова — Славская, В.Н. Брушлинский.
Л.С. Выготский направил интерес на так именуемые «житейские понятия», противоположные научным. Первые создаются ранее других и возникают на базе личного опыта, вторые — на базе взаимосвязей с другими мнениями. Изучая формирование мнений в детском, более раннем возрасте, Л. С. Выготский писал о жизненных (неожиданных) и научных мнениях в труде «Мышление и речь». Житейские понятия — покупаемые и применяемые в обиходе, в ежедневном общении слова. Научные мнения — это слова, которые ребенок выяснит в школе, определения, интегрированные в систему познаний, связанные с иными определениями.
Л. С. Выготский предполагал, что формирование неожиданных и научных понятий идёт в других направленностях: неожиданных — к постепенному осознанию их смысла, научных — в обратном направленности. Анализ спонтанного мышления малыша уверяет нас, что ребенок в еще большей степени понял объект, нежели понятие само по себе. Анализ научного понятия уверяет нас, будто ребенок в самом истоке еще лучше понимает понятие, нежели изображённый в нём объект» [10; 288].
Согласно теории сознания С.Л. Рубинштейна, социальные представления — это составляющие индивидуального сознания личности, в котором отражены представления о других и о себе.
Ученый характеризовал представления следующим образом: «представление образно-наглядно и связано более или менее непосредственно с наглядной единичностью, отражает явление в его более или менее непосредственной данности…» [33; 329]. По мнению С.Л. Рубинштейна, «в понятии преодолевается ограниченность явления и раскрываются его существенные стороны в их взаимосвязи. Суждения же — «это некоторое действие субъекта, которое исходит из определенных целей и мотивов, побуждающих его высказать или принять. Оно является результатом мыслительной деятельности, приводящей к установлению определенного отношения мыслящего субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом предмете, установившимся в окружении индивида». Таким образом, категория «суждение» оказывается достаточно близкой по смыслу категории «социальное представление».
К.А. Абульханова — Славская, рассматривая социальные представления как механизм сознания личности, отмечает, что при таком понимании социальных представлений необходимо изучать роль личностных особенностей в функционировании и содержании представлений.
К.А. Абульханова — Славская делает акцент на том, что социальные представления личностны, т.е. они принадлежат личности и несут в себе личностную специфику [3; 96] .
Согласно Г.М. Андреевой [4; 7], человек никак не в состоянии узнать социальный мир в одиночку: он непрерывно соотносит свое познание с познанием иного (либо остальных), то есть процесс коммуникации подключен тут органично в сам процесс знания. Однако поскольку быстро коммуникация постоянно исполняется при поддержки языка, крайний играет итоговую роль в том, каким образом интерпретируется находящийся вокруг человека мир. С самых первых шагов социализации кто-то «иной» дает человеку находящийся вокруг его мир – информацию о нем, следственно, ребенок воспринимает мир в некой данной рамке, в которую он заключен. Другими словами для индивидуума появляется, наравне с беспристрастной реальностью, некая субъективная действительность – образ находящегося вокруг него. В данном значении человек никак не просто «снимает» мир – «фотографирует», однако при все этом конструирует его. Перед «конструированием» понимается сведение в систему информации о мире, организация данной информации в связные текстуры, с целью постижения ее значения. Именно это и дозволяет выстроить «картину» беспристрастной действительности, значимость которой выступает почти самым существенным для человека, нежели действительность беспристрастная – объективная реальность.
У различных людей, в зависимости от их личных особенностей – отличий от других людей, представления имеют все шансы существенно различаться по яркости, отчетливости, стойкости, полноты либо бледноты, неустойчивости, фрагментарности, схематичности и т.д. Фактически в процессе определенной деятельности в особенности немаловажны личные отличия, связанные с возможностью активизировать представления и видоизменять их. Нужная для деятельности (к примеру, художественной, музыкальной), данная способность в процессе соответственной деятельности и вырабатывается.
Т.П.Емельянова описывает социальные представления как составляющие публичного сознания, в каких на уровне здорового значения взаимодействуют разные идеологические взоры, убеждения, познания, которые в совокупности сочиняют и разъясняют общественную действительность [16; 39].
По Т.П. Емельяновой, более важной функцией социальных представлений считается познание. Социальные представления гарантируют отображение, классификацию и разъяснение общественной действительности, которая воспринимается человеком через призму личных желаний и интересов. Иная функция содержится в привыкания совершающихся социальных прецедентов, явлений политического, научного намерения к теснее сформировавшимся, раньше существовавшим взглядам, мнениям и оценкам. Еще одна функция социальных представлений состоит в опосредовании, регуляции поведения [17; 43].
Теория социальных представлений была разработана представителем французской психологической школы С.Московичи, который рассматривал социальные представления как систему знаний, помогающих человеку осмыслить и понять окружающую социальную действительность. Главные составляющие структуры социальных представлений – это информация, поле представления и установка, а приспособлениями формирования и укрепления социальных представлений выступают категоризация и наименование, язык и память. Социальные представления содействуют формированию общественной идентичности, восприятию себя составляющей общественной системы, у членов которой сплошное миропонимание, совместный взор на мир [35; 147].
Социальные представления, по мнению С. Московичи, — это «универсальный социально-психологический феномен, включающий все формы познания», объединяющий «идеи, мысли, образы и знание, которыми совместно пользуются члены коллектива (общности)» С. Московичи, объясняя природу социальных представлений, считает их рядом «понятий, высказываний и объяснений, возникающих в повседневной жизни в процессе межличностного общения. В нашем обществе они эквивалентны мифам и системам религиозных убеждений в традиционных обществах: их можно было бы даже назвать современным вариантом здравого смысла» Данное определение С. Московичи считается классическим [32; 28].
В рамках теории социальных представлений С.Московичи выделяет «три основные функции социального представления в общественной жизни: охранение стабильности, устойчивости индивидуальной или групповой когнитивной структуры; детерминация поведения и, наконец, адаптация внешних социальных фактов, введение их в строй духовной жизни коллективного субъекта» [34; 14].
Одна из важнейших функций – функция поддержания стабильности психологической жизнедеятельности субъекта: «Содержание, логика представления укрепляют внутреннюю структуру группы или индивида, воспроизводят и актуализируют ее, устанавливая внешние связи» [32; 16]. Регуляция поведения индивидуального и группового субъекта – вторая важная функция социального представления. С.Московичи отмечает, что когда субъект реагирует на систему внешних стимулов, он непременно обращается к своему прошлому перцептивному опыту. Третья функция носит адаптивный характер и представляет собой «приспособление вновь поступающей информации к уже сложившимся в социальной общности нормам, оценкам, представлениям». Основная задача индивидуального познания, по Московичи, сводится к овладению непонятным и превращению его в «свое», обычное, банальное.
С. Московичи считает социальные представления всепригодными приспособлением общественного знания и поэтому – главным предметом изучения. Еще Московичи считает социальные представления приспособлением личного и публичного сознания, т.е. разглядывает дилемму в контексте пропорции сознаний. Несмотря на заметное родство между доктринами С. Московичи и Э. Дюркгейма, каждый из них не имел в виду бессознательного возникновения и функции социальных представлений. С. Московичи разглядывает социальные представления общества в целом, тогда как, по-видимому, необходимо размежевать социальную действительность и ту сферу общественной реальности, которую предоставленная личность обхватывает собственным сознанием и действием, в которой проходят рубежи ее жизненного пути, самоосуществления, общения с иными людьми. Личность с собственным сознанием как оказалось пропорциональна (либо никак не пропорциональна) той сфере, в которой она проживает, и это определяет не только лишь «мост» между личным и общественным сознанием, который имеет в виду Московичи, но и разные «барьеры», мешающие вольному вторжению в личный рассудок социальных представлений. Одни представления усваиваются автоматически, другие же требуют определенных усилий. Одни остаются для личности умозрительными абстракциями, другие – выражают позиции и отвечают ей, открываются как опора. Одни представления, требуют усилий, другие усваиваются автоматически.
Структура социального представления по Московичи содержит три компонента [34; 12]:
1. информацию — сумму знаний о представляемом объекте;
2. поле представления, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны (смысловое поле и картину мира индивида). Оно присутствует там, где представлено «иерархизованное единство элементов», более или менее выражено богатство содержания, и существуют образные и смысловые свойства представлений.
3. установка — отношение субъекта к объекту представления.
В. Дуазом описываются результаты анализа явления анкеровки в исследовании социальных представлений [13; 172].
Дуаз отталкивается от мысли Московичи о том, будто существует две взаимодействующие когнитивные системы: – операциональная, трудящаяся на базе ассоциаций, розыска отличий и т.п., а иная – нормативная, которая осуществляет контроль, верифицирует, отбирает основываясь на правилах. То имеется речь идет о какой-никакой-то «метасистеме», которая перерабатывает материал, рождаемый первой.
«Объяснять социальные представления, говорит Московичи, — также значит объяснять, почему некоторые когнитивные убеждения, подвергающиеся обсуждению и обдумыванию, изменяют свою природу и становятся нормативными или экстраординарными, как это случилось с правами человека около двадцати лет назад» [31; 167]. Развивая эту мысль С. Московичи,
В. Дуаз вводит понятие «организующих принципов метасистемы». Эти принципы могут предъявлять различные требования к организации материала: например, в случае научной деятельности, это требование применения строгих логических правил, а в ситуации конфликта группы с другой группой – направленность на защиту ее единства.
В. Дуаз связывает понятие организующих принципов с социальных представлениях: «Важной проблемой в изучении социальной психологии является то, что их материя, состоит из собрания человеческих мнений, аттитюдов или предрассудков, из которых нужно реконструировать общие для человеческих групп, организующие принципы» [14]. В этой связи Дуаз большие надежды возлагает на статистический анализ данных, где организующие принципы проявляются как принципы общности, которые можно обнаружить в индивидуальных различиях.
В ходе изучения было определено 3 фактора. В первую причину попали суждения, отражающие общественные и финансовые предпосылки делинквентности (эксплуатация, социальное неравенство, рецидивизм как последствие санкции в тюрьме и проч.). Вторая причина отражала биологические разъяснения происхождения делинквентного поведения (болезни органического нрава, гомозиготность, психические странности). Третья причина говорит о психологических разъяснениях данного действа (упадок подросткового возраста, неблагополучные межличностные дела и др.). Последующий вопрос, который задавали респондентам, состоял в том, какие необходимо воспринимать меры публичного регулировки, чтоб совладать с вариантами нарушения общепризнанных мерок общественного поведения. Все ответы распределились сообразно 3 причинам;
1. проведение и постоянное использование психотерапевтической работы с делинквентом,
2. тюремное заключение,
3. отрицание психотерапевтической работы, и решения заключения в тюрьму.
Анкеровка состоит в том, будто общественные представления — действительно имеющиеся действа, отражающиеся в беспристрастной реальности, в определенных вариантах делинквентности.
Колин Фрэйзер считает, будто понятие социальные представления совсем недалеки к понятию аттитюдов, однако не в их современном облике, а в том категориальном наполнении, которое им вначале придавали Томас и Знанецкий, трактуя их как точки зрения на мир, делимые социальными группами. При данном, Фрэйзер считает, будто многообещающим было бы изучение социальных представлений как структурированных систем аттитюдов, то есть исследование того, как люди понимают уже обширно известные и принимаемые общественные представления [44; 17].
Также одной из известных выступает теория социальной идентичности Г. Тежфела [40]. Согласно этой концепции:
1. индивидум, полагая себя членом какой-либо категории, устремляется поставить ее позитивно, поднимая статус категории и самомнение;
2. свойство и смысл идентичности ориентируется с поддержкою категоризации (закономерных операций) и сопоставления собственной категории с наружными группами сообразно ряду характеристик; категоризация и сопоставление считаются когнитивными методами самоопределения индивидуума;
3. положительная социальная тождественность достигается на базе сопоставлений в выгоду себя, собственной категории и именуется массовым фаворитизмом;
4. когнитивный составляющую связан с психологическим, в каком месте крайний описывается как переживание прецедента собственной приспособления к группе в форме разных эмоций — любви, нелюбви, обиды и др.
Направленность, объявленное Жан-Клодом Абриком и его работниками еще в 80-х годах и деятельно развивавшееся в 90-х, сообразно праву разрешает полагать себя не разработанным до конца, однако и породившим огромное численность эмпирических дел. Изыскателей завлекает бесспорность операционализации мнения общественного представления, предложенной Ж.-К. Абриком.
Есть центральное ядро, которое соединено с коллективной памятью и ситуацией категории, оно описывает однородность категории чрез консенсус, оно прочно, стройно и стабильно, никак не совсем щепетильно к наличному контексту, исполняет функцию порождения смысла общественного представления и описывает его компанию. В собственную очередность, периферическая система гарантирует интеграцию личного эксперимента и летописи всякого члена категории, поддерживает неоднородность категории, она подвижна, несет в себе противоречия, нежна к наличному контексту, исполняет функцию привыкания к определенной действительности, дозволяет дифференциацию содержания, сохраняет центральное ядро [1; 76].
Ивана Маркова дает систему взглядов, которая призвана более точно определить эпистемологический статус концепции, связывая ее с разными доктринами познания, а еще записать парадокс социальных представлений в панораму имеющихся взоров на социальное мышление. Маркова указывает, каким образом социокультурные доктрины познания трактуют формирование рефлексивного мышления, которое возникает из когнитивной Я-дифференциации, и как в эту логику вписывается парадокс социальных представлений. Главными мнениями, вводимыми Марковой в данной взаимосвязи, считаются мнения когнитивной дифференциации и когнитивной глобализации.
Социокультурные теории, как считает Маркова, акцентируют в большей степени формирование рефлексивного мышления, основанного на когнитивной дифференциации. Данные доктрины предполагают, будто для того, чтоб стать независящим мыслителем, ребенок либо ученый обязаны концептуально избавиться от ограничений, творимых их социальным окружением. В антагонистичность им, теория общественного представления фокусируется в первую очередность на тех формах мышления, которые считаются упрощенными, автоматизированными, наименее рефлексивными. Это мышление, которое как раз и появляется из ограничений, воздвигаемых социальным окружением и препятствующих человеку думать самостоятельно. Это мышление, инкорпорируясь в символическое социальное окружение, осваивается в механической деятельности людей. Маркова именует это действием когнитивной глобализации [29; 187].
Вольфганг Вагнер, знатный теоретик концепции, дает собственный взор на мнение социальных представлений. Вагнер считается одним из тех методологов, которые ратуют из-за методичное разграничение парадигмы общественного представления с обычным социальным когнитивизмом. В логике данного размежевания, он дает терминологически распознавать «представления» и «понятие» [8; 248].
Вывод:
Социальные представления – это система ценностей, идей и практик, предназначенная для ориентировки индивидов в социальном и материальном мирах, а также для облегчения интрагрупповых коммуникаций между индивидами.
Понятие социального представлений было введено С. Московичи. Он писал, что социальные представления о каком либо явлении, являются способом обыденного познания действительности. Им разработана теория социальных представлений, которая выступает ведущей и на данный момент. Он считает, что представления — ведущая и единственная характеристика и общественного, и индивидуального сознания. Московичи утверждает, что любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний, включая науку, являются социальными представлениями.
Рекомендуемые страницы:
83. ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО СТЕПЕНИ ОБОБЩЕННОСТИ
Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».
Все представления также различаются и по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер.
Единичные представления – это представления, основанные на наблюдении одного предмета.
Общие представления – это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.
Все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления – это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.
Необходимо также отличать представления (их отдельные виды) от первичных образов памяти и пер-северирующих образов.
Первичными образами памяти называются такие образы, которые непосредственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой промежуток времени, измеряемый секундами.
Персеверирующими образами называются те непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных объектов или после такого восприятия объекта, которое оказало сильное эмоциональное воздействие. Например, каждый, кто собирал грибы или долго гулял по лесу, знает, что, когда ложишься спать и закрываешь глаза, в сознании всплывают достаточно яркие картины леса, образы листьев, травы.
Это же явление характерно и для слуховых образов. Например, после того как человек услышит какую-нибудь мелодию, она долго и навязчиво «звучит в ушах». Чаще всего это та мелодия, которая вызвала сильное эмоциональное переживание.
Следует отметить, что персеверирующие образы сходны с последовательными образами своей конкретностью и наглядностью, а также совершенной непроизвольностью, как бы навязчивостью и тем, что они представляют собой почти простую копию восприятия, не неся в себе заметного элемента обобщения. Но они отличаются от последовательных образов тем, что могут быть во времени отделены от восприятия несколькими часами, а иногда даже и днями.
Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других – слуховые, а у третьих – двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о типах представлений.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
19. Представление о структуре личности в психологии.
В психологической науке категории человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям. Они не являются сугубо психологическими и изучаются всеми общественными науками. Поэтому встает вопрос о специфике исследования этих категорий психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту — общественному индивиду, личности.
Проблема личности в психологии выступает и как самостоятельная. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы обнаружить объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Человек рождается на свет уже человеком.
Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — “человека разумного”, или homo sapiens. В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское и др.
Индивид — категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности).
Индивид акцентирует в человеке биологическое, но и не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает одновременно быть индивидом.
Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.
Это человек как член общества, результат формирования, развития и социализации. Но сказанное не означает, что личность — это существо только социальное, лишенное биологических характеристик. В психологии личности социальное и биологическое существуют в единстве. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Не зря С. Л. Рубинштейн говорил, что вся психология есть психология личности. В то же время категория “человек” и “личность” не синонимичны. Последнее определяет социальную ориентированность человека, который становится личностью, при условии, что развивается в обществе (например, в отличие от “диких детей”), взаимодействует с другими людьми (в отличие от глубоко больных от рождения). У всякого нормального человека есть несколько личностных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется в данный момент: семья, работа, учеба, дружба. В то же время личность целостна и едина, системна и организована.
В психологии имеют место и другие, более узкие трактовки понимания личности, когда выделяют те или иные качества, якобы выступающие для нее неотъемлемыми атрибутами. Здесь личностью предлагается считать лишь того, например, кто самостоятелен, ответственен, высокоразвит. Подобные критерии являются, как правило, субъективны и труднодоказуемы.
Индивидуальность — категория, подчеркивающая уникальность, неповторимость и самостоятельность каждой психики (личности, индивида, человека).
Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди имеют определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства, у каждого из нас есть различия в познавательной сфере личности, которые и будут определять нашу индивидуальность.
Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).
Все психические процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож.
В психологии существует огромное количество моделей психологической структуры личности, которые проистекают из различных теорий о психики и личности, из разных параметров и задач. В нашем пособии мы используем модель психологической структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым.
Эта базовая модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности.
Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:
самосознание;
направленность личности;
темперамент и характер;
психические процессы и состояния;
способности и задатки;
психический опыт личности.
Далее данные подструктуры, которые составляют предметное содержание психологии личности, будут описываться в следующих лекциях, и раскладываться на отдельные составляющие: процессы, качества, свойства и т. д.