Трансперсональная психология это: Трансперсональная психология — Википедия – кратко, представители и что это такое

Автор: | 22.07.2020

Содержание

Что такое трансперсональная психология?. Статья по трансперсональной психологии. Эзотерика и духовное развитие.

Что такое трансперсональная психология?. Фото

Трудно предложить более точные и выверенные формулировки трансперсональной психологии, чем те, которые предложены в книге «Основы Трансперсональной Психологии» В. Козлова и В. Майкова. Источник — Эзотерика. Живое Знание

«В научном мире сложилась достаточно неадекватная ситуация. С одной стороны трансперсональная психология заявила о себе большим количеством публикаций, научных исследований и прикладных психотехнологий. С другой стороны, в академической психологии трансперсонального направления почти не заметно (при этом направление трансперсональной психотерапии уже признано Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой и Министерством здравоохранения).

Уильям Джеймс был первым психологом, который использовал термин «transpersonal» (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском университете в 1905 году и он по праву считается первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие религиозного опыта». В ходе многочисленных дискуссий о том, как назвать новое психологическое направление, в 1968 году кругом его основателей – Э. Сутичем, А. Маслоу, С. Грофом и другими – было узаконено название «трансперсональная психология». Существует немало интерпретаций самого слова «трансперсональное». Видный транспсрсональный психолог Кен Уилбер слово «трансперсональное» поясняет как: «личное +…» и считает, что трансперсональная ориентация эксплицитно включает все остальные области личностной психологии и затем добавляет к ним более глубокие и высокие аспекты человеческого опыта, которые трансцендируют обычные и повседневные переживания. Он считает, что трансперсональное – или «более чем персональное» – это попытка более глубоко, аккуратно и научно представлять весь спектр возможного человеческого переживания. Оно включает в себя полный спектр сознания.

По определению Р. Уолша и Ф. Воон, трансперсональными можно назвать переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной, или личной, самости, охватывая человечество в целом, жизнь, дух и космос.

Трансперсональные дисциплины изучают трансперсональные переживания и связанные с ними явления, расширяя для этого возможности различных специальных областей знания.

Трансперсональная психология – это учение о трансперсональных переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т. д., которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять.

Трансперсональная психиатрия – это область психиатрии, занимающаяся изучением трансперсональных переживаний и феноменов. Ее предметное поле то же, что и у трансперсональной психологии, с особым интересом к клиническим и биомедицинским аспектам трансперсональных явлений.

Трансперсональная антропология изучает кросскультурные аспекты трансперсональных явлений и отношения между сознанием и культурой.

Трансперсональная социология занимается социальными аспектами и следствиями трансперсональных феноменов.

Трансперсональная экология изучает экологические аспекты, следствия и применения трансперсональных феноменов.

Трансперсональное движение – это междисциплинарное движение, объединяющее и интегрирующее отдельные трансперсональные дисциплины.

Эти определения характеризуют направления исследования и задачи трансперсональных дисциплин. Важно отметить, однако, что они не исключают персонального, не ограничивают типологию расширения личности, не привязывают трансперсональные дисциплины к какому-либо определенному философскому подходу или мировоззрению, к конкретным методам исследования.

Трансперсональные дисциплины не исключают и не обесценивают персональную сферу. Скорее, они помещают область персонального в более широкий контекст, охватывающий и трансперсональный опыт. Одна из интерпретаций термина трансперсональный подразумевает, что трансцендентное выражается через (trans) личное (Р. Уолш, Ф. Воон).

Трансперсональная психология – направление, возникшее в США в конце 60-х годов XX века на базе трансперсонального проекта в культуре. Основателями этого направления выступили широко известные философы, психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи, Э. Сутич и др. В теоретическом отношении проблемное поле этого направления психологии разрабатывали психологи психоаналитического, гуманистического и трансперсонального направлений, а также передовые ученые и мыслители из других областей знания: У. Джеймс, 3. Фрейд, О. Ранк, В. Райх, К. Г Юнг, К. Роджерс, А. Маслоу, Ч. Тарт, К. Уилбер, К. Прибрам, Д. Чью, Ф. Капра и др.

В отечественной литературе отдельные аспекты исследуемой темы рассматривались в работах В. В. Налимова, П. С. Гуревича, В. В. Майкова, В. В. Козлова, Е. А. Файдыша» (В. Козлов, В. Майков, 2000 г. стр. 5, 12, 13)

Трансперсональная психология включает в себя переживания и состояния, выходящие за пределы ego, привычного отождествления с Я.

В противовес бытующему термину – изменённые состояния сознания (ИСС), которые сравнивают с нормальными (и как только к нормальным можно отнести раздражение, гнев, страх и т. п. ?) – Гроф предлагает использовать термин «расширенные состояния сознания», т. е. включающие в себя более широкий спектр объектов бытия и типов познания (например, отождествление). Мне кажется более правильным использовать термин «нормальное состояние сознания» (как нормально для человека зрение), которого мы лишены («… по земле не виденьем ходим, но верою» ), в сравнении с «ссуженными, обыденными состояниями сознания», которые ограничивают спектр потока информации и осознания её. Т. е. слепотой души, и, в связи с этим, «суженное» – в том смысле, как использует этот термин Э. Шнейдман («Душа самоубийцы» ) – как состояние потенциально суицидное и неизбежный спутник суицида.

В моём понимании, суицидные устремления являются лишь продолжением «смертного мира» – того, что хочется забыть (по разным причинам), и что не оставляет серьёзного следа в памяти (души). Родители, социум проводят человека через процесс отчуждения от мира переживаний, провоцируя прогрессирующую слепоту души, что во внутреннем мире вызывает разлад и остроту конфликтов, а во внешнем – наркоманию и подобное. Однако, сказанное акцентирует внимание на существующей иерархии ценностей, главное же, с моей точки зрения, в том, что «мир зрячих» от «мира слепых» отличается по иным (непривычным, вечным, духовным) ценностям, на фоне которых указанные психические и социальные проблемы оказываются производными.

Западная материалистическая наука огульно отрицала любые духовные понятия и виды деятельности, включая даже те, которые на протяжении многих веков основывались на систематическом интроспективном исследовании психики. Во многих из великих мистических традиций разработаны особые методы вызова духовных переживаний, и достигнуто соответствие наблюдений теоретическим выводам не хуже, чем в современной науке.

Интересно, что многие великие учёные, произведшие революцию в современной физике: Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Эрвин Шредингер, Вернер Гейзенберг, Роберт Оппенгеймер и Давид Бом – находили своё научное мышление вполне совместимым с духовностью, с мистическим мировоззрением. (В. Козлов и В. Майков, 2000г. с14)

Далее В. Козлов и В. Майков отмечают новаторские представления С. Грофа о духовном кризисе, в которых он показал, что множество классифицируемых традиционной психиатрией заболеваний, таких как функциональные (неорганические) неврозы и психозы зачастую являются не болезнями, а кризисами роста. Традиционная психиатрия, нечувствительная к этому процессу, в своих классификациях замораживает его отдельные фазы как различные виды патологии, рассматривая их как ненормальности, а не как стадии эволюционного процесса стремительного преображения психики. Те, кто зачисляется психиатрией в невротики и психотики – это нередко люди, которые спонтанно встретились с мощным духовным опытом и не сумели справиться с ним. (В. Козлов, В. Майков, 2000 г., с. 114)

К трансперсональным переживаниям относятся:

I. Основанное на опыте расширение сознания в рамках «объективной действительности».

А. Временное расширение сознания.

Эмбриональные и плодные переживания.
Родовые (наследственные) переживания.
Коллективные и расовые переживания.
Филогенетические (эволюционные) переживания.
Постинкарнационные переживания.
Предвидение, ясновидение, яснослышание и путешествия во времени.

Б. Пространственное расширение сознания.

Трансценденция эго в межперсональных отношениях и переживания двойственности целого.
Идентификация с другими людьми.
Групповая идентификация и групповое сознание.
Идентификация с животными.
Идентификация с растениями.
Слияние со всей жизнью и со всем творением.
Сознание неорганической материи.
Планетарное сознание.
Внепланетарпое (экстрапланетарное) сознание.
Внетелесные переживания.
Ясновидение, яснослышание, путешествия в пространстве и телепатия.

В. Пространственное сужение сознания.

Сознание на уровне отдельного органа, ткани и клетки.

II. Основанное на опыте расширение сознания, выходящего за рамки «объективной действительности».

Спиритические и медиумические переживания.
Переживания встречи со сверхчеловеческими духовными сущностями.
Переживания других миров и встреча с их обитателями.
Архетипические переживания и сложные мифологические ряды (ход событий).
Переживания встречи с различными божественными сущностями.
Интуитивное понимание универсальных символов.
Активизация чакр и подъём змеевидной энергии (Кундалини).
Сознание универсального Mind.
Сверхкосмическая и мета космическая пустота».
(С. Гроф «Опыт исследования ЛСД-терапии», цитируется по «Практика холотропного дыхания», Breathe, М., 2000).

Здесь уместно привести взгляд Ричарда Альперта (Рам Дасса) – в прошлом профессора кафедры психологии Гарвардского университета: «Уровень психотерапии зависит от уровня психотерапевта. Если вам посчастливится, и вашим психотерапевтом будет Будда, вы в процессе взаимодействия сможете получить просветление. Это не шутка. Действительно, если стоять в стороне от всякой мелодрамы, вы и ваш психотерапевт будете свободны от влипания в разнообразные роли. Если психотерапевт будет привязан к какой-нибудь роли, – все, что он может дать вам – это заменить одну роль, в которую вы влипли, на другую. Поэтому пациенты, которых лечат по методу Фрейда, к концу становятся фрейдизированы, а те, которых лечат по методу Юнга, – юнгизированы. Целая армия терапевтов имеет модель того, что они делают, и как все должно происходить. Всё, поступающее от пациента, проходит через этот фильтр и выходит в форме ответа, согласованного с моделью.

На протяжении восьми лет, помимо всего остального, я работал психотерапевтом в Службе Здоровья в Гарварде и Стенфорде. У меня было восемь пациентов, с которыми я работал ежедневно по методике Фрейда. После того, как я начал принимать психоделики, мне стало ясно, что модель, которую я использовал, как раз и не давала произойти реальному изменению в моем пациенте. Я считал себя врачом – это была единственная роль, доступная мне, и, как врач, я нуждался в пациенте. Роли были распределены: один из нас должен был быть врачом, другой – пациентом. У меня, так же, как у пациента, было много непонятного, но игра состояла в том, что я – врач, а он – пациент. Суть игры состоит в том, каким станет пациент по её окончании» (Рам Дасс, 1994).

Мнение кажется мне принципиально важным, т. к. (и это мы увидим в последующих главах) в правилах трансперсональной психологии отсутствуют (или предельно минимизированы) роли терапевта и пациента: лечит – переживание, ведущий же – проводник, помощник (можно конечно и это назвать ролями).

Понимание тех черт, которые выделяют трансперсональную психологию из ряда других направлений в сжатом и наглядном виде изложено в работе С. Грофа «Целительные возможности необычных состояний сознания». Текст этой, на мой взгляд, ключевой для понимания темы работы дан в приложении (цитируется по книге «Практика холотропного дыхания», Breathe, М., 2000).

Владислав Кенга

Рейтинг: 3.17 (Проcмотров: 10614)

Читайте раздел Транспсихология на портале эзотерики naturalworld.guru.

Трансперсональная психология — рекламное представление

В этой статье представлена рекламная, не имеющая научных оснований, информация от приверженцев трансперсонального подхода. Изложенная ниже позиция может не совпадать с позицией редакции Психологоса.

Термин «трансперсональная психология ТП имеет латинские и греческие корни. Греческое слово «психология» состоит из двух слов — «psyche», что означает душа, дух, дыхание и «logos», т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова «психология» следующее: «слово души» или «слово духа». Слово «трансперсональная» происходит от латинских «trans» и «persona», т.е. «сквозь», «через» и «маска». Таким образом, изначально «трансперсональная психология» подразумевает «слово души сквозь и по ту сторону маски».

Трансперсональная психология — это учение о трансперсональных (или надличностных) переживаниях, их природе, формах, причинах и следствиях.

Трансперсональная психология — это учение о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т.д., которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять.

Во время дискуссий о том, как назвать новое психологическое направление, в 1968 году кругом его основателей (Абрахам Маслоу, Энтони Сутич, Станислав Гроф) и другими — было узаконено название «трансперсональная психология». Существует немало интерпретаций самого слова «трансперсональное». Трансперсональный психолог Кен Уилбер слово «трансперсональное» поясняет как: «личное +…» и считает, что трансперсональная ориентация включает все остальные области личностной психологии и добавляет к ним более глубокие аспекты человеческого опыта, которые трансцендируют повседневные переживания. Он считает, что трансперсональное — или «более чем персональное, надличностное» — это попытка более глубоко и научно представлять весь спектр возможного человеческого переживания.

Источники теоретических представлений

Уильям Джеймс был первым психологом, который использовал термин «transpersonal» (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском университете в 1905 году и он считается первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие религиозного опыта».

Мировые духовные и философские традиции являются предшественниками и носителями трансперсонального проекта в психологии. Следует различать между собой термины «трансперсональное», «духовное» и «религиозное». Религиозные переживания относятся к системе верований, хотя и содержат некоторые трансперсональные элементы. Духовное относится к области человеческого духа и части человеческого опыта, которая не ограничена телесным переживанием. Трансперсональные переживания, выходящие за пределы уровня эго, включают духовные переживания и вбирают в себя воплощенное человеческое переживание высших уровней. Трансперсональная психология (ТП) описывает опыт измененных состояний сознания, когда оно выходит за пределы привычного «Я», за границы времени и/или пространства.

Особенностью современной трансперсональной психологии является разнообразие взглядов на ее предмет, методы и основную проблематику. Они представлены теоретическими программами религиозных и духовных практик и психологических школ. Каждая из них выработала оригинальные объяснительные модели, в рамках которых накопился фактический материал и богатый опыт практических методов.

Кен Уилбер утверждает, что трансперсональная психология исследует весь спектр сознания и она естественно обнаруживает себя в сочетании с другими трансперсональными подходами: трансперсональной экологии, трансперсональной философии, антропологии и социологии.

Направленность

Прикладное значение трансперсональной психологии состоит в новом взгляде на психическое здоровье и патологию, обеспечивая интегральный и интегративный подход к человеку. В настоящее время трансперсональная психология активно влияет на общегуманитарную парадигму, особенно через интегральный подход Кена Уилбера.

Трансперсональные дисциплины изучают трансперсональные переживания и связанные с ними явления, расширяя для этого возможности различных специальных областей знания.

Трансперсональные дисциплины не исключают и не обесценивают персональную сферу. Скорее, они помещают область персонального в более широкий контекст, охватывающий и трансперсональный опыт. Одна из интерпретаций термина трансперсональный подразумевает, что трансцендентное выражается через транс (trans) личностное.

Трансперсональное движение — это междисциплинарное движение, объединяющее и интегрирующее отдельные трансперсональные дисциплины.

  • Трансперсональная психиатрия — это область психиатрии, занимающаяся изучением трансперсональных переживаний и феноменов. Ее предметное поле то же, что и у трансперсональной психологии, с особым интересом к клиническим и биомедицинским аспектам трансперсональных явлений.
  • Трансперсональная антропология изучает кросс-культурные аспекты трансперсональных явлений и отношения между сознанием и культурой.
  • Трансперсональная социология занимается социальными аспектами и следствиями трансперсональных феноменов.
  • Трансперсональная экология изучает экологические аспекты, следствия и применения трансперсональных феноменов.
  • Трансперсональная наркология — трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса.
  • Трансперсональная эстетика изучает особенности эстетических переживаний в измененных состояниях сознания.

Эти определения характеризуют направления исследования и задачи трансперсональных дисциплин, эффективных в самоисследовании, самотрансформации, психотерапии неврозов и психозов и в психологическом оздоровлении общества.

Стиль

Особенностью трансперсональной психологии является интеграция различных школ психологии, философии (восточной и западной), а также других научных дисциплин (таких, как квантовая физика и антропология). Различные школы в трансперсональной психологии считаются лишь моделями («картами территорий»), которые стремятся (более или менее удачно) описать какой-то зачастую весьма ограниченный аспект действительности, но не могут претендовать на эквивалентность с самой реальностью. Трансперсональные психологи критикуют механицизм ньютоно-картезианской парадигмы и базируются на иной, холономной парадигме.

Сторонники трансперсональной психологии рассматривают данное направление в качестве «четвёртой силы» психологии, наряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией, которые в своих академических исследованиях не придавали должного значения неотъемлемым трансперсональным элементам жизни человека, таким как религиозные переживания, изменённые состояния сознания и духовность. Трансперсональная психология стремится учитывать и данные исследований в современной психологии и других науках, и результаты исканий разнообразных духовных традиций Востока и Запада.

ТП считает, что существует как несколько способов приобретения и доказательства истинности знания, так и множество состояний сознания, и все они должны быть важны для психологии. Измененные состояния сознания могут подчиняться особым законам, отличным от тех, по которым функционирует нормальное сознание. Научное знание передается линейно, в словах и в числах, а то, что описывает ТП, скорее может быть связано с работой правого полушария, работающего образно, а не логично.

Практика

Представители ТП большей частью ориентируеются на восточные практики, организуют семинары по освоению и использованию медитаций и дыхательных техник: ребёфинг, холотропное дыхание, вайвэйшн, освобождающее дыхание.

Базовым методом трансперсональной психологии является холотропное дыхание. Метод был разработан доктором медицины Станиславом Грофом.

Вводное занятие Университета

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — это… Что такое ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ?


ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

        Психотерапевтический подход, возникший на основе эмпирического опыта нетрадиционных и эзотерических учений, акцентирующих внимание на так называемых феноменах измененного состояния сознания (таких, как «мистический опыт», «космическое сознание», «экстаз», медитативные состояния и др.), а также теоретических представлений, традиционных для западноевропейской психотерапии психоаналитической ориентации. Термины «трансперсональная психология» и «Т. п.» были предложены в 60-х гг. Грофом (Grof S.), считавшим, что структура бессознательного в психоаналитическом понимании не исчерпывается только биографическим уровнем (определяемым событиями жизни человека), который использовал Фрейд (Freud S.), а включает в себя и перинатальный уровень (историю рождения человека), а также собственно трансперсональный уровень, внеиндивидуальное содержание которого определяется всей человеческой культурой и историей и даже процессами и закономерностями неживой природы. Т. п. основывается на представлении о возможности использования глубинного потенциала трансперсонального уровня психики для личностного роста и оздоровления за счет реализации неудовлетворенных и нереализованных «запретных» желаний человека, преодоления негативных последствий перинатального периода жизни, психотравмирующих событий, освобождения глубинных потенциалов.
        Практически все варианты Т. п. включают 3 основных этапа: 1) обсуждение с пациентом трансперсональных феноменов и их значимости в жизни конкретного человека с целью обесценивания его проблем, снижения остроты актуальных переживаний, достижения другого способа понимания ситуации путем переключения фокуса внимания больного на высшие, духовные категории; 2) использование различных технических приемов, обеспечивающих возникновение измененных состояний сознания, с целью переживания специфических, по мнению Грофа, «трансперсональных феноменов». Измененные состояния сознания в практике Т. п. могут быть достигнуты с помощью галлюциногенов (мескалина, ЛСД и ее аналогов, кетамина, эфедрина), специальных дыхательных техник, различных приемов медитации, визуализации абстрактных понятий. Этот этап является основным, поскольку именно он создает условия для переживания трансперсонального опыта и реализации оздоровительного потенциала трансперсональных феноменов; 3) осознание проблем на основе трансперсонального опыта, полученного на первых 2 этапах Т. п., и выбор новых поведенческих паттернов. Этот этап Т. п. реализуется в процессе общения с психотерапевтом и психологом, реже — во взаимодействиях группы пациентов, одновременно проходящих Т. п. Разрешение проблем через осознание на этом уровне существенно отличается от процесса осознания в динамической психотерапии. Понятию «осознание» в Т. п. эквивалентен термин «открытие» пациенту сути и смысла его предназначения, обсуждение имеющихся проблем на «более высоком» уровне, чем обычная аналитическая интерпретация.
        Трансперсональный психотерапевтический подход до середины 80-х гг. XX в. сравнительно мало был знаком специалистам в области психотерапии (Колосов В. П., 1995), культивировался узким кругом психотерапевтов при явном неодобрении официальной медицины. Трансперсональные явления большинством психиатров и психологов расценивались либо как психопатологические проявления, либо как специфические эффекты духовной практики в рамках эзотерических религиозных учений (например, в буддизме, даосизме и др.), не имеющих отношения к медицине.
        В европейской психотерапии возникновение трансперсонального подхода в большей степени связывается с работами Грофа по ЛСД-терапии (конец 70-х гг.), а после запрета на эксперименты с ЛСД и ее аналогами — с голотропной терапией (середина 80-х гг.). В российской психотерапии опыт использования Т. п. невелик и основывается преимущественно на применении голотропной психотерапии с конца 80-х гг. Из оригинальных методик Т. п., созданных в России, можно указать так называемую аффективную контратрибуцию, применяющуюся в комплексном лечении хронического алкоголизма и неврозов.
        См. также МЕТОД АФФЕКТИВНОЙ КОНТРАТРИБУЦИИ ГРИНЕНКО И КРУПИЦКОГО ПРИ ЛЕЧЕНИИ АЛКОГОЛИЗМА.

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

  • ТРАНСОВЫЕ МЕТОДЫ
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ

Смотреть что такое «ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ» в других словарях:

  • ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ —     ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ направление, возникшее в США в конце 60 х гг. 20 в. Определяет себя как “четвертую силу в психологии и антропологии”, восполняющую односторонность предыдущих трех проектов: психоанализа, бихевиоризма и… …   Философская энциклопедия

  • трансперсональная психология — Этимология. Происходит от лат. trans сквозь, через + рersоna личность и греч. psyche душа + logos учение. Категория. Ряд психологических направлений. Специфика. Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C.Lilly,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Трансперсональная психология — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности …   Википедия

  • Психотерапия — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Психотерапи …   Википедия

  • Трансперсональная психология (II) (transpersonal psychology II) — Западные психиатрия и психология, порожденные интересом к патологии, лишь недавно обратили внимание на психол. здоровье и благополучие, а обратив, начали понимать, что изучение абсолютно здоровых людей может послужить основой для создания моделей …   Психологическая энциклопедия

  • Консультативная психология и психотерапия (журнал) — Консультативная психология и психотерапия …   Википедия

  • Экзистенциальная психотерапия — (англ. existential therapy) выросла из идей экзистенциальной философии и психологии, которые сосредоточены не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут бытие, бытие в мире …   Википедия

  • Процессуально-ориентированная психотерапия — Процессуально ориентированная психология, процессуальная работа (англ. process oriented psychology, Process Work) теоретическое и практическое направление в психологии, объединяющее широкий спектр областей, включая психотерапию, личностный рост и …   Википедия

  • Козлов, Владимир Васильевич (психолог) — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Козлов …   Википедия

  • ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ — В последние годы в нашей стране и за рубежом формируется новое научное направление «психология здоровья». Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии. Валеология является наукой об индивидуальном здоровье человека и… …   Психотерапевтическая энциклопедия


Трансперсональная психология — Вики

Трансперсональная психология — течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. Главные идеи, на которых базируется трансперсональная психология — недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье.[1][2][3]

Трансперсональная психология включает в себя ряд психотерапевтических теорий и практик, таких как психосинтез и трансперсональная терапия,[4] ряд техник самоанализа и личностного роста, таких как медитация и визуализация,[4] а также заимствует ряд идей из философии, теологии, феноменологии, антропологии, социологии, восточных религиозно-философских учений,[4] западных духовных традиций, оккультизма и парапсихологии.[5] Она также фокусируется на типологии духовного опыта и изучении его влияния на мысли и поведение людей.[6] Данное направление было создано в 1960-х годах, преимущественно на основе гуманистической психологии, его основоположниками были А. Маслоу, С. Гроф, К. Уилбер и другие.

Трансперсональная психология не была признана большинством научных обществ научной дисциплиной и критикуется рядом учёных по причине отсутствия научных оснований[7] и сомнительной эффективности практик на её базе.[8] Трансперсональная психология не признана Американской психологической ассоциацией в качестве научной дисциплины, а Ассоциация трансперсональной психологии — в качестве научной структуры[9]. Трансперсональная психология зачастую характеризуется российскими исследователями как форма неомистицизма, паранауки или квазинауки[10][11][12]. Однако в 1996 году Британское психологическое общество создало отделение трансперсональной психологии, тем самым данное направление получило ограниченное признание в академических кругах.[6]

Трансперсональное — это… Что такое Трансперсональное?

Трансперсональное (англ. transpersonal) или надличностное — термин, применяемый в трансперсональной психологии для описания явлений, по мнению сторонников этой теории, «выходящих за границы отдельного человека или индивидуальной души»[уточнить]. Слово употребляется для обозначения, как они полагают, экспансии или расширения сознания за пределы привычного «Я» и за границы времени и пространства, при которых, на их взгляд, возможно достижение так называемых предельных человеческих способностей и потенциальных возможностей[1]. Термин «трансперсональное» был введён для описания этих явлений, о которых рассказывали люди со здоровой психикой и те, кто занимался различными видами духовных практик (медитация, йога и др.)[2].

Трансперсональные явления рассматривались в работах психолога Уильяма Джеймса ещё в 1902 году[1]. Считается, что впервые слово «трансперсональное» Джеймс упоминал в своих лекционных заметках, подготовленных для проведения курса в Гарвардском университете в 1905—1906 годах[3]. В 1968 году после многочисленных дискуссий, в которых участвовали Абрахам Маслоу, Станислав Гроф, Энтони Сутич и другие, по предложению Грофа термин «трансперсональное» был использован в названии нового направления психологии — трансперсональной психологии[4].

См. также

Примечания

  1. 1 2 Сандберг Н., Кётцер К. Трансперсональная психология (I) // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006. С. 925
  2. Уолш Р., Воэм Ф. Трансперсональная психология (II) // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006. С. 926
  3. Vich M. A. Some historical sources of the term «transpersonal». Journal of Transpersonal Psychology, 20 (2) 107—110 (1988).  (англ.)
  4. Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология. Истоки, история, современное состояние. — М.: АСТ, 2004. С. 19.

Литература

  • Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология. Истоки, история, современное состояние. — М.: АСТ, 2004. ISBN 5-17-024616-1
  • Vich, M. A. Some historical sources of the term «transpersonal» // Journal of Transpersonal Psychology, 20 (2) 107—110, 1988.

Трансперсональная психология Википедия

Трансперсональная психология — течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. Главные идеи, на которых базируется трансперсональная психология — недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье.[1][2][3]

Трансперсональная психология включает в себя ряд психотерапевтических теорий и практик, таких как психосинтез и трансперсональная терапия,[4] ряд техник самоанализа и личностного роста, таких как медитация и визуализация,[4] а также заимствует ряд идей из философии, теологии, феноменологии, антропологии, социологии, восточных религиозно-философских учений,[4] западных духовных традиций, оккультизма и парапсихологии.[5] Она также фокусируется на типологии духовного опыта и изучении его влияния на мысли и поведение людей.[6] Данное направление было создано в 1960-х годах, преимущественно на основе гуманистической психологии, его основоположниками были А. Маслоу, С. Гроф, К. Уилбер и другие.

Трансперсональная психология не была признана большинством научных обществ научной дисциплиной и критикуется рядом учёных по причине отсутствия научных оснований[7] и сомнительной эффективности практик на её базе.[8] Трансперсональная психология не признана Американской психологической ассоциацией в качестве научной дисциплины, а Ассоциация трансперсональной психологии — в качестве научной структуры[9]. Трансперсональная психология зачастую характеризуется российскими исследователями как форма неомистицизма, паранауки или квазинауки[10][11][12]. Однако в 1996 году Британское психологическое общество создало отделение трансперсональной психологии, тем самым данное направление получило ограниченное признание в академических кругах.[6]

Обсуждение:Трансперсональная психология/Посредничество — Википедия

Cсылка на источник. Степени, звания и другие доказательства авторитетности Кто за авторитетность(подписи) Кто против авторитетности(подписи) Аргументы против авторитетности(каким други АИ противоречит) Итоговый результат.
Пример источника Написан Академиком РАН Участник такой-то,дата Участник такой-то,дата противоречит источнику такому-то,написан в «Литературной газете» Итог, подпись посредника.
Approaches to Transpersonal Psychology // David Fontana B.A, M.Ed., Ph.D., a fellow of the British Psychological Society, a Chartered Psychologist and a Chartered Counselling Psychologist [1]. Автор убедил BPS в необходимости придания ТП академического статуса[1], что свидетельствует о его высоком авторитете в научной среде. Маркандея 09:21, 8 мая 2011 (UTC) ptQa 18:52, 7 мая 2011 (UTC) Нет научных степеней[источник?]. Занимался изучением paranormal research such as mediumship, poltergeist cases and Electronic voice phenomena, сторонник учения. Источник аффилирован. Считать как АИ, только в тех местах, где он не противоречит другим АИ. Не использовать в преамбуле.—Рулин 20:33, 2 июля 2011 (UTC)
Transpersonal Psychology // Abraham Maslow Father of Modern Management Psychology Просветительский сайт, на котором ТП представлена как одна из теорий мотивации, созданных крупнейшим авторитетом в мировой психологии наряду с другими его разработками (иерархией потребностей, теорией Z и др.) Маркандея 09:21, 8 мая 2011 (UTC) ptQa 18:52, 7 мая 2011 (UTC) аффилированный источник, автор один из создателей учения Источник аффилирован. Считать как АИ, только в тех местах, где он не противоречит другим АИ. Не использовать в преамбуле.—Рулин 20:33, 2 июля 2011 (UTC)
Кондаков И. М. Психологический словарь, 2000 г. Кандидат психологических наук. Независимый нейтральный источник, определяющий ТП как «Ряд психологических направлений» в той же форме, что и остальные направления психологии в данном источнике. Маркандея 09:21, 8 мая 2011 (UTC) Т.к. признание направлением психологии не является признанием научности => в источнике нет подтверждения статуса ТП как науки и психологии</> Данный источник АИ. Однако при его применении надо учитывать п. 1.2. и другие пп. пункта 1. промежуточного итога.—Рулин 20:33, 2 июля 2011 (UTC)
Гарбер И. Е. Префикс «мета» как индикатор переломных моментов развития психологии Кандидат психологических наук, член Российского психологического общества, международный член Американской психологической ассоциации (APA), международный член общества индустриальных и организационных психологов (SIOP, DIV14), международный член Пятого подразделения Американской психологической ассоциации «Оценка, измерение и статистика»[2]. Независимый нейтральный источник. Маркандея 09:21, 8 мая 2011 (UTC) Источник ссылается на В.В.Козлова(автора и ведущего трансперсональных тренингов) Т.к. признание направлением психологии не является признанием научности => в источнике нет подтверждения статуса ТП как науки Данный источник АИ. Однако при его применении надо учитывать п. 1.2. и другие пп. пункта 1. промежуточного итога.—Рулин 20:33, 2 июля 2011 (UTC)
Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика Доктор психологических наук, член-корреспондент АПН Украины, профессор факультета медицинской психологии Киевского национального медицинского университета, приглашенный профессор Лондонского университета (Институт психиатрии,1997) и Лейденского университета, член экспертного совета по психологии ВАК Украины, а также специализированного совета по защите докторских диссертаций. Независимый нейтральный источник. Маркандея 21:15, 9 мая 2011 (UTC) ptQa 08:17, 10 мая 2011 (UTC) Психотерапия не наука => источник не может использоваться для подтверждения научности. Но может для описания предмета статьи. Данный источник АИ. Однако при его применении надо учитывать п. 1.2. и другие пп. пункта 1. промежуточного итога.—Рулин 20:33, 2 июля 2011 (UTC)
Аллан Б. Чинен Психотерапия — что это? Современные представления M.D., профессор психиатрии Калифорнийского университета в Сан-Франциско. Маркандея 21:15, 9 мая 2011 (UTC) ptQa 08:17, 10 мая 2011 (UTC) Психотерапия не наука => источник не может использоваться для подтверждения научности. Но может для описания предмета статьи. Данный источник АИ. Однако при его применении надо учитывать п. 1.2. и другие пп. пункта 1. промежуточного итога.—Рулин 20:33, 2 июля 2011 (UTC)
Козлов В. В. Некоторые уточнения: академическая, практическая и поп психологии Доктор психологических наук, профессор ЯрГУ им. П. Г. Демидова, президент Международной Академии Психологических Наук Маркандея 06:16, 28 мая 2011 (UTC) ptQa 12:52, 31 мая 2011 (UTC) Козлов — сторонник учения, ведущий трансперсональных тренингов Источник аффилирован. Считать как АИ, только в тех местах, где он не противоречит другим АИ. Не использовать в преамбуле.—Рулин 20:33, 2 июля 2011 (UTC)
Трансперсональная Психология(ii)//Психологическая энциклопедия. Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. Маркандея 22:43, 10 июля 2011 (UTC) ptQa 15:42, 4 августа 2011 (UTC) Источник аффилирован (см раздел история ТП). Р.Уолш — автор эзотерических книг о секрете счастья и духовных практиках — [3]. Авторитет как ученого не показан.
Cunningham, Paul F. Cunningham’s Handbook of Transpersonal Psychology Ph.D., Professor of Psychology,

Chair, Division of Sciences Rivier College, APA member[3]

Маркандея 22:43, 10 июля 2011 (UTC) ptQa 21:26, 20 июля 2011 (UTC) аффилированный источник[4]
Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики. Учебное пособие. Доктор психологических наук, с. н. с., профессор факультета психологии ГУ-ВШЭ, член редсовета и редколлегии журнала «Вопросы психологии», член редсовета журнала «Консультативная психология и психотерапия», эксперт РГНФ и РФФИ [5] Маркандея 22:43, 10 июля 2011 (UTC)
Невротический конфликт в свете трансперсональной психотерапии//Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 3. Приленский Б. Ю. (член редколлегии журнала «Медицинская психология в России»; профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии ГОУ ВПО Тюменской медицинской академии), Приленская А.В. (кандидат медицинских наук, ассистент кафедры медицинской психологии и психотерапии ГОУ ВПО Тюменской медицинской академии) Маркандея 22:43, 10 июля 2011 (UTC) ptQa 17:42, 19 июля 2011 (UTC) Аффилированный источник[6] — сторонник учения
Абрахам Маслоу в XXI веке // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5, № 3. С. 68–87.r Леонтьев Д. А., Профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Маркандея 22:43, 10 июля 2011 (UTC)
Фридман Х. Расширение Я как психологический конструкт для исследования религиозных феноменов без опоры на религиозные представления // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т. 4, № 4. С. 101–112. PhD, руководитель программмы клинической психологии Уолденского университета (США), профессор Университета Флориды, заслуженный профессор Сейсбрукской высшей школы. Главный редактор журнала International Journal of Transpersonal Studies, заместитель главного редактора журнала The Humanistic Psychologist Маркандея 22:43, 10 июля 2011 (UTC) ptQa 21:26, 20 июля 2011 (UTC) Аффиоированный источник — редактор транспесрональных журналов и организаций[7]
Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки Доктор философских наук, специалист в области философии науки и эпистемологии[8] Маркандея 22:43, 10 июля 2011 (UTC) Что подтверждает источник?
Измененные состояния сознания: Психологическая и философская проблема в психиатрии. — Новосибирск, Издательство СО РАН, 2001. Ответственный редактор: доктор психологических наук М.С. Яницкий. Рецензенты: доктор медицинских наук Ю.В. Завьялов, доктор философских наук Г.И. Петрова Дрёмов С. В., кандидат медицинских наук, член Профессиональной психотерапевтической лиги[9], Сёмин И. Р., доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии ФПК и ППС Сибирского государственного медицинского университета (Томск)[10] Маркандея 16:29, 13 июля 2011 (UTC) ptQa 21:26, 20 июля 2011 (UTC) Исследователь изменных состояний сознания, шаманизма, и осознанных сноведений верующий в их реальность (В настоящее время экспериментально показана возможность активизации рефлексивной способности в сновидно-измененных состояниях сознания, изучены некоторые условия ее формирования, проведен качественный анализ полученной в этих состояниях феноменологии и выделены типы рефлексивных (осознаваемых) сновидений.), прославившийся тренингами для похудения. В общем не АИ.
A Review of Transpersonal Theory and Its Application to the Practice of Psychotherapy//The Journal of Psychotherapy Practice and Research 1999; 8:12–23 (American Psychiatric Association ) Mark C. Kasprow, M.D. and Bruce W. Scotton, M.D. Маркандея 16:29, 13 июля 2011 (UTC)
Измененные состояния сознания: психологический анализ//Вопросы психологии, 1998, № 3. — С. 70-78., Полный текст статьи Кучеренко В. В., м. н. с. факультета психологии МГУ [11], Петренко В. Ф., доктор психологических наук, член-корреспондент РАН, профессор, зав. лабораторией факультета психологии МГУ[12], Россохин А. В., кандидат психологических наук, с. н. с. факультета психологии МГУ[13] Маркандея 16:29, 13 июля 2011 (UTC)
Изменённые состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология//Сознание и физическая реальность. Том 1, № 4, 1996. С. 48—55. Спивак Л. И., профессор, доктор медицинских наук, лауреат Государственной премии СССР, в. н. с. Института мозга человека РАН; Спивак Д. Л., с. н. с. группы нейрофизиологии мышления и сознания Института мозга человека РАН Маркандея 16:29, 13 июля 2011 (UTC) ptQa 17:42, 19 июля 2011 (UTC) Оба Спивака убеждены что доказали релаьность паранормальных явлений[14] — типичные исследователи паранормального
Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений Под ред. Кохановского В. П. 2003. Кохановский В. П., доктор философских наук, профессор, специалист по диалектике и методологии познания[15] Маркандея 22:54, 14 июля 2011 (UTC) Подверждает что ТП = скорее философия, а не наука
Феномен трансперсональности и современная культура (возможности постижения) (pdf, 6 MB)//Гуманитарный вектор № 2 (22), 2010. С. 183—188. Резник Ю. М., доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, заместитель директора Российского института культурологии, главный редактор международного научно-теоретического журнала «Личность. Культура. Общество» Маркандея 22:54, 14 июля 2011 (UTC)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *