Что такое трансперсональная психология?. Статья по трансперсональной психологии. Эзотерика и духовное развитие.
Трудно предложить более точные и выверенные формулировки трансперсональной психологии, чем те, которые предложены в книге «Основы Трансперсональной Психологии» В. Козлова и В. Майкова. Источник — Эзотерика. Живое Знание
«В научном мире сложилась достаточно неадекватная ситуация. С одной стороны трансперсональная психология заявила о себе большим количеством публикаций, научных исследований и прикладных психотехнологий. С другой стороны, в академической психологии трансперсонального направления почти не заметно (при этом направление трансперсональной психотерапии уже признано Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой и Министерством здравоохранения).
Уильям Джеймс был первым психологом, который использовал термин «transpersonal» (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском университете в 1905 году и он по праву считается первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие религиозного опыта». В ходе многочисленных дискуссий о том, как назвать новое психологическое направление, в 1968 году кругом его основателей – Э. Сутичем, А. Маслоу, С. Грофом и другими – было узаконено название «трансперсональная психология». Существует немало интерпретаций самого слова «трансперсональное». Видный транспсрсональный психолог Кен Уилбер слово «трансперсональное» поясняет как: «личное +…» и считает, что трансперсональная ориентация эксплицитно включает все остальные области личностной психологии и затем добавляет к ним более глубокие и высокие аспекты человеческого опыта, которые трансцендируют обычные и повседневные переживания. Он считает, что трансперсональное – или «более чем персональное» – это попытка более глубоко, аккуратно и научно представлять весь спектр возможного человеческого переживания. Оно включает в себя полный спектр сознания.
По определению Р. Уолша и Ф. Воон, трансперсональными можно назвать переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной, или личной, самости, охватывая человечество в целом, жизнь, дух и космос.
Трансперсональные дисциплины изучают трансперсональные переживания и связанные с ними явления, расширяя для этого возможности различных специальных областей знания.
Трансперсональная психология – это учение о трансперсональных переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т. д., которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять.
Трансперсональная психиатрия – это область психиатрии, занимающаяся изучением трансперсональных переживаний и феноменов. Ее предметное поле то же, что и у трансперсональной психологии, с особым интересом к клиническим и биомедицинским аспектам трансперсональных явлений.
Трансперсональная антропология изучает кросскультурные аспекты трансперсональных явлений и отношения между сознанием и культурой.
Трансперсональная социология занимается социальными аспектами и следствиями трансперсональных феноменов.
Трансперсональная экология изучает экологические аспекты, следствия и применения трансперсональных феноменов.
Трансперсональное движение – это междисциплинарное движение, объединяющее и интегрирующее отдельные трансперсональные дисциплины.
Эти определения характеризуют направления исследования и задачи трансперсональных дисциплин. Важно отметить, однако, что они не исключают персонального, не ограничивают типологию расширения личности, не привязывают трансперсональные дисциплины к какому-либо определенному философскому подходу или мировоззрению, к конкретным методам исследования.
Трансперсональные дисциплины не исключают и не обесценивают персональную сферу. Скорее, они помещают область персонального в более широкий контекст, охватывающий и трансперсональный опыт. Одна из интерпретаций термина трансперсональный подразумевает, что трансцендентное выражается через (trans) личное (Р. Уолш, Ф. Воон).
Трансперсональная психология – направление, возникшее в США в конце 60-х годов XX века на базе трансперсонального проекта в культуре. Основателями этого направления выступили широко известные философы, психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи, Э. Сутич и др. В теоретическом отношении проблемное поле этого направления психологии разрабатывали психологи психоаналитического, гуманистического и трансперсонального направлений, а также передовые ученые и мыслители из других областей знания: У. Джеймс, 3. Фрейд, О. Ранк, В. Райх, К. Г Юнг, К. Роджерс, А. Маслоу, Ч. Тарт, К. Уилбер, К. Прибрам, Д. Чью, Ф. Капра и др.
В отечественной литературе отдельные аспекты исследуемой темы рассматривались в работах В. В. Налимова, П. С. Гуревича, В. В. Майкова, В. В. Козлова, Е. А. Файдыша» (В. Козлов, В. Майков, 2000 г. стр. 5, 12, 13)
Трансперсональная психология включает в себя переживания и состояния, выходящие за пределы ego, привычного отождествления с Я.
В противовес бытующему термину – изменённые состояния сознания (ИСС), которые сравнивают с нормальными (и как только к нормальным можно отнести раздражение, гнев, страх и т. п. ?) – Гроф предлагает использовать термин «расширенные состояния сознания», т. е. включающие в себя более широкий спектр объектов бытия и типов познания (например, отождествление). Мне кажется более правильным использовать термин «нормальное состояние сознания» (как нормально для человека зрение), которого мы лишены («… по земле не виденьем ходим, но верою» ), в сравнении с «ссуженными, обыденными состояниями сознания», которые ограничивают спектр потока информации и осознания её. Т. е. слепотой души, и, в связи с этим, «суженное» – в том смысле, как использует этот термин Э. Шнейдман («Душа самоубийцы» ) – как состояние потенциально суицидное и неизбежный спутник суицида.
В моём понимании, суицидные устремления являются лишь продолжением «смертного мира» – того, что хочется забыть (по разным причинам), и что не оставляет серьёзного следа в памяти (души). Родители, социум проводят человека через процесс отчуждения от мира переживаний, провоцируя прогрессирующую слепоту души, что во внутреннем мире вызывает разлад и остроту конфликтов, а во внешнем – наркоманию и подобное. Однако, сказанное акцентирует внимание на существующей иерархии ценностей, главное же, с моей точки зрения, в том, что «мир зрячих» от «мира слепых» отличается по иным (непривычным, вечным, духовным) ценностям, на фоне которых указанные психические и социальные проблемы оказываются производными.
Западная материалистическая наука огульно отрицала любые духовные понятия и виды деятельности, включая даже те, которые на протяжении многих веков основывались на систематическом интроспективном исследовании психики. Во многих из великих мистических традиций разработаны особые методы вызова духовных переживаний, и достигнуто соответствие наблюдений теоретическим выводам не хуже, чем в современной науке.
Интересно, что многие великие учёные, произведшие революцию в современной физике: Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Эрвин Шредингер, Вернер Гейзенберг, Роберт Оппенгеймер и Давид Бом – находили своё научное мышление вполне совместимым с духовностью, с мистическим мировоззрением. (В. Козлов и В. Майков, 2000г. с14)
Далее В. Козлов и В. Майков отмечают новаторские представления С. Грофа о духовном кризисе, в которых он показал, что множество классифицируемых традиционной психиатрией заболеваний, таких как функциональные (неорганические) неврозы и психозы зачастую являются не болезнями, а кризисами роста. Традиционная психиатрия, нечувствительная к этому процессу, в своих классификациях замораживает его отдельные фазы как различные виды патологии, рассматривая их как ненормальности, а не как стадии эволюционного процесса стремительного преображения психики. Те, кто зачисляется психиатрией в невротики и психотики – это нередко люди, которые спонтанно встретились с мощным духовным опытом и не сумели справиться с ним. (В. Козлов, В. Майков, 2000 г., с. 114)
К трансперсональным переживаниям относятся:
I. Основанное на опыте расширение сознания в рамках «объективной действительности».
А. Временное расширение сознания.
Эмбриональные и плодные переживания.
Родовые (наследственные) переживания.
Коллективные и расовые переживания.
Филогенетические (эволюционные) переживания.
Постинкарнационные переживания.
Предвидение, ясновидение, яснослышание и путешествия во времени.
Б. Пространственное расширение сознания.
Трансценденция эго в межперсональных отношениях и переживания двойственности целого.
Идентификация с другими людьми.
Групповая идентификация и групповое сознание.
Идентификация с животными.
Идентификация с растениями.
Слияние со всей жизнью и со всем творением.
Планетарное сознание.
Внепланетарпое (экстрапланетарное) сознание.
Внетелесные переживания.
Ясновидение, яснослышание, путешествия в пространстве и телепатия.
В. Пространственное сужение сознания.
Сознание на уровне отдельного органа, ткани и клетки.
II. Основанное на опыте расширение сознания, выходящего за рамки «объективной действительности».
Спиритические и медиумические переживания.
Переживания встречи со сверхчеловеческими духовными сущностями.
Переживания других миров и встреча с их обитателями.
Архетипические переживания и сложные мифологические ряды (ход событий).
Переживания встречи с различными божественными сущностями.
Интуитивное понимание универсальных символов.
Активизация чакр и подъём змеевидной энергии (Кундалини).
Сверхкосмическая и мета космическая пустота».
(С. Гроф «Опыт исследования ЛСД-терапии», цитируется по «Практика холотропного дыхания», Breathe, М., 2000).
Здесь уместно привести взгляд Ричарда Альперта (Рам Дасса) – в прошлом профессора кафедры психологии Гарвардского университета: «Уровень психотерапии зависит от уровня психотерапевта. Если вам посчастливится, и вашим психотерапевтом будет Будда, вы в процессе взаимодействия сможете получить просветление. Это не шутка. Действительно, если стоять в стороне от всякой мелодрамы, вы и ваш психотерапевт будете свободны от влипания в разнообразные роли. Если психотерапевт будет привязан к какой-нибудь роли, – все, что он может дать вам – это заменить одну роль, в которую вы влипли, на другую. Поэтому пациенты, которых лечат по методу Фрейда, к концу становятся фрейдизированы, а те, которых лечат по методу Юнга, – юнгизированы. Целая армия терапевтов имеет модель того, что они делают, и как все должно происходить. Всё, поступающее от пациента, проходит через этот фильтр и выходит в форме ответа, согласованного с моделью.
На протяжении восьми лет, помимо всего остального, я работал психотерапевтом в Службе Здоровья в Гарварде и Стенфорде. У меня было восемь пациентов, с которыми я работал ежедневно по методике Фрейда. После того, как я начал принимать психоделики, мне стало ясно, что модель, которую я использовал, как раз и не давала произойти реальному изменению в моем пациенте. Я считал себя врачом – это была единственная роль, доступная мне, и, как врач, я нуждался в пациенте. Роли были распределены: один из нас должен был быть врачом, другой – пациентом. У меня, так же, как у пациента, было много непонятного, но игра состояла в том, что я – врач, а он – пациент. Суть игры состоит в том, каким станет пациент по её окончании» (Рам Дасс, 1994).
Мнение кажется мне принципиально важным, т. к. (и это мы увидим в последующих главах) в правилах трансперсональной психологии отсутствуют (или предельно минимизированы) роли терапевта и пациента: лечит – переживание, ведущий же – проводник, помощник (можно конечно и это назвать ролями).
Понимание тех черт, которые выделяют трансперсональную психологию из ряда других направлений в сжатом и наглядном виде изложено в работе С. Грофа «Целительные возможности необычных состояний сознания». Текст этой, на мой взгляд, ключевой для понимания темы работы дан в приложении (цитируется по книге «Практика холотропного дыхания», Breathe, М., 2000).
Владислав Кенга
Рейтинг: 3.17 (Проcмотров: 10614)
Читайте раздел Транспсихология на портале эзотерики naturalworld.guru.
Трансперсональная психология — рекламное представление
В этой статье представлена рекламная, не имеющая научных оснований, информация от приверженцев трансперсонального подхода. Изложенная ниже позиция может не совпадать с позицией редакции Психологоса.
Термин «трансперсональная психология ТП имеет латинские и греческие корни. Греческое слово «психология» состоит из двух слов — «psyche», что означает душа, дух, дыхание и «logos», т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова «психология» следующее: «слово души» или «слово духа». Слово «трансперсональная» происходит от латинских «trans» и «persona», т.е. «сквозь», «через» и «маска». Таким образом, изначально «трансперсональная психология» подразумевает «слово души сквозь и по ту сторону маски».
Трансперсональная психология — это учение о трансперсональных (или надличностных) переживаниях, их природе, формах, причинах и следствиях.
Трансперсональная психология — это учение о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т.д., которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять.
Во время дискуссий о том, как назвать новое психологическое направление, в 1968 году кругом его основателей (Абрахам Маслоу, Энтони Сутич, Станислав Гроф) и другими — было узаконено название «трансперсональная психология». Существует немало интерпретаций самого слова «трансперсональное». Трансперсональный психолог Кен Уилбер слово «трансперсональное» поясняет как: «личное +…» и считает, что трансперсональная ориентация включает все остальные области личностной психологии и добавляет к ним более глубокие аспекты человеческого опыта, которые трансцендируют повседневные переживания. Он считает, что трансперсональное — или «более чем персональное, надличностное» — это попытка более глубоко и научно представлять весь спектр возможного человеческого переживания.
Источники теоретических представлений
Уильям Джеймс был первым психологом, который использовал термин «transpersonal» (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском университете в 1905 году и он считается первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие религиозного опыта».
Мировые духовные и философские традиции являются предшественниками и носителями трансперсонального проекта в психологии. Следует различать между собой термины «трансперсональное», «духовное» и «религиозное». Религиозные переживания относятся к системе верований, хотя и содержат некоторые трансперсональные элементы. Духовное относится к области человеческого духа и части человеческого опыта, которая не ограничена телесным переживанием. Трансперсональные переживания, выходящие за пределы уровня эго, включают духовные переживания и вбирают в себя воплощенное человеческое переживание высших уровней. Трансперсональная психология (ТП) описывает опыт измененных состояний сознания, когда оно выходит за пределы привычного «Я», за границы времени и/или пространства.
Особенностью современной трансперсональной психологии является разнообразие взглядов на ее предмет, методы и основную проблематику. Они представлены теоретическими программами религиозных и духовных практик и психологических школ. Каждая из них выработала оригинальные объяснительные модели, в рамках которых накопился фактический материал и богатый опыт практических методов.
Кен Уилбер утверждает, что трансперсональная психология исследует весь спектр сознания и она естественно обнаруживает себя в сочетании с другими трансперсональными подходами: трансперсональной экологии, трансперсональной философии, антропологии и социологии.
Направленность
Прикладное значение трансперсональной психологии состоит в новом взгляде на психическое здоровье и патологию, обеспечивая интегральный и интегративный подход к человеку. В настоящее время трансперсональная психология активно влияет на общегуманитарную парадигму, особенно через интегральный подход Кена Уилбера.
Трансперсональные дисциплины изучают трансперсональные переживания и связанные с ними явления, расширяя для этого возможности различных специальных областей знания.
Трансперсональные дисциплины не исключают и не обесценивают персональную сферу. Скорее, они помещают область персонального в более широкий контекст, охватывающий и трансперсональный опыт. Одна из интерпретаций термина трансперсональный подразумевает, что трансцендентное выражается через транс (trans) личностное.
Трансперсональное движение — это междисциплинарное движение, объединяющее и интегрирующее отдельные трансперсональные дисциплины.
- Трансперсональная психиатрия — это область психиатрии, занимающаяся изучением трансперсональных переживаний и феноменов. Ее предметное поле то же, что и у трансперсональной психологии, с особым интересом к клиническим и биомедицинским аспектам трансперсональных явлений.
- Трансперсональная антропология изучает кросс-культурные аспекты трансперсональных явлений и отношения между сознанием и культурой.
- Трансперсональная социология занимается социальными аспектами и следствиями трансперсональных феноменов.
- Трансперсональная экология изучает экологические аспекты, следствия и применения трансперсональных феноменов.
- Трансперсональная наркология — трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса.
- Трансперсональная эстетика изучает особенности эстетических переживаний в измененных состояниях сознания.
Эти определения характеризуют направления исследования и задачи трансперсональных дисциплин, эффективных в самоисследовании, самотрансформации, психотерапии неврозов и психозов и в психологическом оздоровлении общества.
Стиль
Особенностью трансперсональной психологии является интеграция различных школ психологии, философии (восточной и западной), а также других научных дисциплин (таких, как квантовая физика и антропология). Различные школы в трансперсональной психологии считаются лишь моделями («картами территорий»), которые стремятся (более или менее удачно) описать какой-то зачастую весьма ограниченный аспект действительности, но не могут претендовать на эквивалентность с самой реальностью. Трансперсональные психологи критикуют механицизм ньютоно-картезианской парадигмы и базируются на иной, холономной парадигме.
Сторонники трансперсональной психологии рассматривают данное направление в качестве «четвёртой силы» психологии, наряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией, которые в своих академических исследованиях не придавали должного значения неотъемлемым трансперсональным элементам жизни человека, таким как религиозные переживания, изменённые состояния сознания и духовность. Трансперсональная психология стремится учитывать и данные исследований в современной психологии и других науках, и результаты исканий разнообразных духовных традиций Востока и Запада.
ТП считает, что существует как несколько способов приобретения и доказательства истинности знания, так и множество состояний сознания, и все они должны быть важны для психологии. Измененные состояния сознания могут подчиняться особым законам, отличным от тех, по которым функционирует нормальное сознание. Научное знание передается линейно, в словах и в числах, а то, что описывает ТП, скорее может быть связано с работой правого полушария, работающего образно, а не логично.
Практика
Представители ТП большей частью ориентируеются на восточные практики, организуют семинары по освоению и использованию медитаций и дыхательных техник: ребёфинг, холотропное дыхание, вайвэйшн, освобождающее дыхание.
Базовым методом трансперсональной психологии является холотропное дыхание. Метод был разработан доктором медицины Станиславом Грофом.
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — это… Что такое ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ?
- ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Психотерапевтический подход, возникший на основе эмпирического опыта нетрадиционных и эзотерических учений, акцентирующих внимание на так называемых феноменах измененного состояния сознания (таких, как «мистический опыт», «космическое сознание», «экстаз», медитативные состояния и др.), а также теоретических представлений, традиционных для западноевропейской психотерапии психоаналитической ориентации. Термины «трансперсональная психология» и «Т. п.» были предложены в 60-х гг. Грофом (Grof S.), считавшим, что структура бессознательного в психоаналитическом понимании не исчерпывается только биографическим уровнем (определяемым событиями жизни человека), который использовал Фрейд (Freud S.), а включает в себя и перинатальный уровень (историю рождения человека), а также собственно трансперсональный уровень, внеиндивидуальное содержание которого определяется всей человеческой культурой и историей и даже процессами и закономерностями неживой природы. Т. п. основывается на представлении о возможности использования глубинного потенциала трансперсонального уровня психики для личностного роста и оздоровления за счет реализации неудовлетворенных и нереализованных «запретных» желаний человека, преодоления негативных последствий перинатального периода жизни, психотравмирующих событий, освобождения глубинных потенциалов.
Практически все варианты Т. п. включают 3 основных этапа: 1) обсуждение с пациентом трансперсональных феноменов и их значимости в жизни конкретного человека с целью обесценивания его проблем, снижения остроты актуальных переживаний, достижения другого способа понимания ситуации путем переключения фокуса внимания больного на высшие, духовные категории; 2) использование различных технических приемов, обеспечивающих возникновение измененных состояний сознания, с целью переживания специфических, по мнению Грофа, «трансперсональных феноменов». Измененные состояния сознания в практике Т. п. могут быть достигнуты с помощью галлюциногенов (мескалина, ЛСД и ее аналогов, кетамина, эфедрина), специальных дыхательных техник, различных приемов медитации, визуализации абстрактных понятий. Этот этап является основным, поскольку именно он создает условия для переживания трансперсонального опыта и реализации оздоровительного потенциала трансперсональных феноменов; 3) осознание проблем на основе трансперсонального опыта, полученного на первых 2 этапах Т. п., и выбор новых поведенческих паттернов. Этот этап Т. п. реализуется в процессе общения с психотерапевтом и психологом, реже — во взаимодействиях группы пациентов, одновременно проходящих Т. п. Разрешение проблем через осознание на этом уровне существенно отличается от процесса осознания в динамической психотерапии. Понятию «осознание» в Т. п. эквивалентен термин «открытие» пациенту сути и смысла его предназначения, обсуждение имеющихся проблем на «более высоком» уровне, чем обычная аналитическая интерпретация.
Трансперсональный психотерапевтический подход до середины 80-х гг. XX в. сравнительно мало был знаком специалистам в области психотерапии (Колосов В. П., 1995), культивировался узким кругом психотерапевтов при явном неодобрении официальной медицины. Трансперсональные явления большинством психиатров и психологов расценивались либо как психопатологические проявления, либо как специфические эффекты духовной практики в рамках эзотерических религиозных учений (например, в буддизме, даосизме и др.), не имеющих отношения к медицине.
В европейской психотерапии возникновение трансперсонального подхода в большей степени связывается с работами Грофа по ЛСД-терапии (конец 70-х гг.), а после запрета на эксперименты с ЛСД и ее аналогами — с голотропной терапией (середина 80-х гг.). В российской психотерапии опыт использования Т. п. невелик и основывается преимущественно на применении голотропной психотерапии с конца 80-х гг. Из оригинальных методик Т. п., созданных в России, можно указать так называемую аффективную контратрибуцию, применяющуюся в комплексном лечении хронического алкоголизма и неврозов.
См. также МЕТОД АФФЕКТИВНОЙ КОНТРАТРИБУЦИИ ГРИНЕНКО И КРУПИЦКОГО ПРИ ЛЕЧЕНИИ АЛКОГОЛИЗМА.
Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.
- ТРАНСОВЫЕ МЕТОДЫ
- ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ
Смотреть что такое «ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ» в других словарях:
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ направление, возникшее в США в конце 60 х гг. 20 в. Определяет себя как “четвертую силу в психологии и антропологии”, восполняющую односторонность предыдущих трех проектов: психоанализа, бихевиоризма и… … Философская энциклопедия
трансперсональная психология — Этимология. Происходит от лат. trans сквозь, через + рersоna личность и греч. psyche душа + logos учение. Категория. Ряд психологических направлений. Специфика. Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C.Lilly,… … Большая психологическая энциклопедия
Трансперсональная психология — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Психотерапия — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Психотерапи … Википедия
Трансперсональная психология (II) (transpersonal psychology II) — Западные психиатрия и психология, порожденные интересом к патологии, лишь недавно обратили внимание на психол. здоровье и благополучие, а обратив, начали понимать, что изучение абсолютно здоровых людей может послужить основой для создания моделей … Психологическая энциклопедия
Консультативная психология и психотерапия (журнал) — Консультативная психология и психотерапия … Википедия
Экзистенциальная психотерапия — (англ. existential therapy) выросла из идей экзистенциальной философии и психологии, которые сосредоточены не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут бытие, бытие в мире … Википедия
Процессуально-ориентированная психотерапия — Процессуально ориентированная психология, процессуальная работа (англ. process oriented psychology, Process Work) теоретическое и практическое направление в психологии, объединяющее широкий спектр областей, включая психотерапию, личностный рост и … Википедия
Козлов, Владимир Васильевич (психолог) — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Козлов … Википедия
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ — В последние годы в нашей стране и за рубежом формируется новое научное направление «психология здоровья». Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии. Валеология является наукой об индивидуальном здоровье человека и… … Психотерапевтическая энциклопедия
Трансперсональная психология — Вики
Трансперсональная психология — течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. Главные идеи, на которых базируется трансперсональная психология — недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье.[1][2][3]
Трансперсональная психология включает в себя ряд психотерапевтических теорий и практик, таких как психосинтез и трансперсональная терапия,[4] ряд техник самоанализа и личностного роста, таких как медитация и визуализация,[4] а также заимствует ряд идей из философии, теологии, феноменологии, антропологии, социологии, восточных религиозно-философских учений,[4] западных духовных традиций, оккультизма и парапсихологии.[5] Она также фокусируется на типологии духовного опыта и изучении его влияния на мысли и поведение людей.[6] Данное направление было создано в 1960-х годах, преимущественно на основе гуманистической психологии, его основоположниками были А. Маслоу, С. Гроф, К. Уилбер и другие.
Трансперсональная психология не была признана большинством научных обществ научной дисциплиной и критикуется рядом учёных по причине отсутствия научных оснований[7] и сомнительной эффективности практик на её базе.[8] Трансперсональная психология не признана Американской психологической ассоциацией в качестве научной дисциплины, а Ассоциация трансперсональной психологии — в качестве научной структуры[9]. Трансперсональная психология зачастую характеризуется российскими исследователями как форма неомистицизма, паранауки или квазинауки[10][11][12]. Однако в 1996 году Британское психологическое общество создало отделение трансперсональной психологии, тем самым данное направление получило ограниченное признание в академических кругах.[6]
Трансперсональное — это… Что такое Трансперсональное?
Трансперсональное (англ. transpersonal) или надличностное — термин, применяемый в трансперсональной психологии для описания явлений, по мнению сторонников этой теории, «выходящих за границы отдельного человека или индивидуальной души»[уточнить]. Слово употребляется для обозначения, как они полагают, экспансии или расширения сознания за пределы привычного «Я» и за границы времени и пространства, при которых, на их взгляд, возможно достижение так называемых предельных человеческих способностей и потенциальных возможностей[1]. Термин «трансперсональное» был введён для описания этих явлений, о которых рассказывали люди со здоровой психикой и те, кто занимался различными видами духовных практик (медитация, йога и др.)[2].
Трансперсональные явления рассматривались в работах психолога Уильяма Джеймса ещё в 1902 году[1]. Считается, что впервые слово «трансперсональное» Джеймс упоминал в своих лекционных заметках, подготовленных для проведения курса в Гарвардском университете в 1905—1906 годах[3]. В 1968 году после многочисленных дискуссий, в которых участвовали Абрахам Маслоу, Станислав Гроф, Энтони Сутич и другие, по предложению Грофа термин «трансперсональное» был использован в названии нового направления психологии — трансперсональной психологии[4].
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Сандберг Н., Кётцер К. Трансперсональная психология (I) // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006. С. 925
- ↑ Уолш Р., Воэм Ф. Трансперсональная психология (II) // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006. С. 926
- ↑ Vich M. A. Some historical sources of the term «transpersonal». Journal of Transpersonal Psychology, 20 (2) 107—110 (1988). (англ.)
- ↑ Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология. Истоки, история, современное состояние. — М.: АСТ, 2004. С. 19.
Литература
- Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология. Истоки, история, современное состояние. — М.: АСТ, 2004. ISBN 5-17-024616-1
- Vich, M. A. Some historical sources of the term «transpersonal» // Journal of Transpersonal Psychology, 20 (2) 107—110, 1988.
Трансперсональная психология Википедия
Трансперсональная психология — течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. Главные идеи, на которых базируется трансперсональная психология — недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье.[1][2][3]
Трансперсональная психология включает в себя ряд психотерапевтических теорий и практик, таких как психосинтез и трансперсональная терапия,[4] ряд техник самоанализа и личностного роста, таких как медитация и визуализация,[4] а также заимствует ряд идей из философии, теологии, феноменологии, антропологии, социологии, восточных религиозно-философских учений,[4] западных духовных традиций, оккультизма и парапсихологии.[5] Она также фокусируется на типологии духовного опыта и изучении его влияния на мысли и поведение людей.[6] Данное направление было создано в 1960-х годах, преимущественно на основе гуманистической психологии, его основоположниками были А. Маслоу, С. Гроф, К. Уилбер и другие.
Трансперсональная психология не была признана большинством научных обществ научной дисциплиной и критикуется рядом учёных по причине отсутствия научных оснований[7] и сомнительной эффективности практик на её базе.[8] Трансперсональная психология не признана Американской психологической ассоциацией в качестве научной дисциплины, а Ассоциация трансперсональной психологии — в качестве научной структуры[9]. Трансперсональная психология зачастую характеризуется российскими исследователями как форма неомистицизма, паранауки или квазинауки[10][11][12]. Однако в 1996 году Британское психологическое общество создало отделение трансперсональной психологии, тем самым данное направление получило ограниченное признание в академических кругах.[6]
Cсылка на источник. | Степени, звания и другие доказательства авторитетности | Кто за авторитетность(подписи) | Кто против авторитетности(подписи) | Аргументы против авторитетности(каким други АИ противоречит) | Итоговый результат. |
---|---|---|---|---|---|
Пример источника | Написан Академиком РАН | Участник такой-то,дата | Участник такой-то,дата | противоречит источнику такому-то,написан в «Литературной газете» | Итог, подпись посредника. |
Approaches to Transpersonal Psychology // David Fontana | B.A, M.Ed., Ph.D., a fellow of the British Psychological Society, a Chartered Psychologist and a Chartered Counselling Psychologist [1]. Автор убедил BPS в необходимости придания ТП академического статуса[1], что свидетельствует о его высоком авторитете в научной среде. | Маркандея 09:21, 8 мая 2011 (UTC) | ptQa 18:52, 7 мая 2011 (UTC) | Источник аффилирован. Считать как АИ, только в тех местах, где он не противоречит другим АИ. Не использовать в преамбуле.—Рулин 20:33, 2 июля 2011 (UTC) | |
Transpersonal Psychology // Abraham Maslow Father of Modern Management Psychology | Просветительский сайт, на котором ТП представлена как одна из теорий мотивации, созданных крупнейшим авторитетом в мировой психологии наряду с другими его разработками (иерархией потребностей, теорией Z и др.) | Маркандея 09:21, 8 мая 2011 (UTC) | ptQa 18:52, 7 мая 2011 (UTC) | аффилированный источник, автор один из создателей учения | Источник аффилирован. Считать как АИ, только в тех местах, где он не противоречит другим АИ. Не использовать в преамбуле.—Рулин 20:33, 2 июля 2011 (UTC) |
Кондаков И. М. Психологический словарь, 2000 г. | Кандидат психологических наук. Независимый нейтральный источник, определяющий ТП как «Ряд психологических направлений» в той же форме, что и остальные направления психологии в данном источнике. | Маркандея 09:21, 8 мая 2011 (UTC) | Т.к. признание направлением психологии не является признанием научности => в источнике нет подтверждения статуса ТП как науки | Данный источник АИ. Однако при его применении надо учитывать п. 1.2. и другие пп. пункта 1. промежуточного итога.—Рулин 20:33, 2 июля 2011 (UTC) | |
Гарбер И. Е. Префикс «мета» как индикатор переломных моментов развития психологии | Кандидат психологических наук, член Российского психологического общества, международный член Американской психологической ассоциации (APA), международный член общества индустриальных и организационных психологов (SIOP, DIV14), международный член Пятого подразделения Американской психологической ассоциации «Оценка, измерение и статистика»[2]. Независимый нейтральный источник. | Маркандея 09:21, 8 мая 2011 (UTC) | Данный источник АИ. Однако при его применении надо учитывать п. 1.2. и другие пп. пункта 1. промежуточного итога.—Рулин 20:33, 2 июля 2011 (UTC) | ||
Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика | Доктор психологических наук, член-корреспондент АПН Украины, профессор факультета медицинской психологии Киевского национального медицинского университета, приглашенный профессор Лондонского университета (Институт психиатрии,1997) и Лейденского университета, член экспертного совета по психологии ВАК Украины, а также специализированного совета по защите докторских диссертаций. Независимый нейтральный источник. | Маркандея 21:15, 9 мая 2011 (UTC) | ptQa 08:17, 10 мая 2011 (UTC) | Психотерапия не наука => источник не может использоваться для подтверждения научности. Но может для описания предмета статьи. | Данный источник АИ. Однако при его применении надо учитывать п. 1.2. и другие пп. пункта 1. промежуточного итога.—Рулин 20:33, 2 июля 2011 (UTC) |
Аллан Б. Чинен Психотерапия — что это? Современные представления | M.D., профессор психиатрии Калифорнийского университета в Сан-Франциско. | Маркандея 21:15, 9 мая 2011 (UTC) | ptQa 08:17, 10 мая 2011 (UTC) | Психотерапия не наука => источник не может использоваться для подтверждения научности. Но может для описания предмета статьи. | Данный источник АИ. Однако при его применении надо учитывать п. 1.2. и другие пп. пункта 1. промежуточного итога.—Рулин 20:33, 2 июля 2011 (UTC) |
Козлов В. В. Некоторые уточнения: академическая, практическая и поп психологии | Доктор психологических наук, профессор ЯрГУ им. П. Г. Демидова, президент Международной Академии Психологических Наук | Маркандея 06:16, 28 мая 2011 (UTC) | ptQa 12:52, 31 мая 2011 (UTC) | Козлов — сторонник учения, ведущий трансперсональных тренингов | Источник аффилирован. Считать как АИ, только в тех местах, где он не противоречит другим АИ. Не использовать в преамбуле.—Рулин 20:33, 2 июля 2011 (UTC) |
Трансперсональная Психология(ii)//Психологическая энциклопедия. Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. | Маркандея 22:43, 10 июля 2011 (UTC) | ptQa 15:42, 4 августа 2011 (UTC) | Источник аффилирован (см раздел история ТП). Р.Уолш — автор эзотерических книг о секрете счастья и духовных практиках — [3]. Авторитет как ученого не показан. | ||
Cunningham, Paul F. Cunningham’s Handbook of Transpersonal Psychology | Ph.D., Professor of Psychology, Chair, Division of Sciences Rivier College, APA member[3] | Маркандея 22:43, 10 июля 2011 (UTC) | ptQa 21:26, 20 июля 2011 (UTC) | аффилированный источник[4] | |
Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики. Учебное пособие. | Доктор психологических наук, с. н. с., профессор факультета психологии ГУ-ВШЭ, член редсовета и редколлегии журнала «Вопросы психологии», член редсовета журнала «Консультативная психология и психотерапия», эксперт РГНФ и РФФИ [5] | Маркандея 22:43, 10 июля 2011 (UTC) | |||
Невротический конфликт в свете трансперсональной психотерапии//Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 3. | Приленский Б. Ю. (член редколлегии журнала «Медицинская психология в России»; профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии ГОУ ВПО Тюменской медицинской академии), Приленская А.В. (кандидат медицинских наук, ассистент кафедры медицинской психологии и психотерапии ГОУ ВПО Тюменской медицинской академии) | Маркандея 22:43, 10 июля 2011 (UTC) | ptQa 17:42, 19 июля 2011 (UTC) | Аффилированный источник[6] — сторонник учения | |
Абрахам Маслоу в XXI веке // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5, № 3. С. 68–87.r | Леонтьев Д. А., Профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук | Маркандея 22:43, 10 июля 2011 (UTC) | |||
Фридман Х. Расширение Я как психологический конструкт для исследования религиозных феноменов без опоры на религиозные представления // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т. 4, № 4. С. 101–112. | PhD, руководитель программмы клинической психологии Уолденского университета (США), профессор Университета Флориды, заслуженный профессор Сейсбрукской высшей школы. Главный редактор журнала International Journal of Transpersonal Studies, заместитель главного редактора журнала The Humanistic Psychologist | Маркандея 22:43, 10 июля 2011 (UTC) | ptQa 21:26, 20 июля 2011 (UTC) | Аффиоированный источник — редактор транспесрональных журналов и организаций[7] | |
Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки | Доктор философских наук, специалист в области философии науки и эпистемологии[8] | Маркандея 22:43, 10 июля 2011 (UTC) | Что подтверждает источник? | ||
Измененные состояния сознания: Психологическая и философская проблема в психиатрии. — Новосибирск, Издательство СО РАН, 2001. Ответственный редактор: доктор психологических наук М.С. Яницкий. Рецензенты: доктор медицинских наук Ю.В. Завьялов, доктор философских наук Г.И. Петрова | Дрёмов С. В., кандидат медицинских наук, член Профессиональной психотерапевтической лиги[9], Сёмин И. Р., доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии ФПК и ППС Сибирского государственного медицинского университета (Томск)[10] | Маркандея 16:29, 13 июля 2011 (UTC) | ptQa 21:26, 20 июля 2011 (UTC) | Исследователь изменных состояний сознания, шаманизма, и осознанных сноведений верующий в их реальность (В настоящее время экспериментально показана возможность активизации рефлексивной способности в сновидно-измененных состояниях сознания, изучены некоторые условия ее формирования, проведен качественный анализ полученной в этих состояниях феноменологии и выделены типы рефлексивных (осознаваемых) сновидений.), прославившийся тренингами для похудения. В общем не АИ. | |
A Review of Transpersonal Theory and Its Application to the Practice of Psychotherapy//The Journal of Psychotherapy Practice and Research 1999; 8:12–23 (American Psychiatric Association ) | Mark C. Kasprow, M.D. and Bruce W. Scotton, M.D. | Маркандея 16:29, 13 июля 2011 (UTC) | |||
Измененные состояния сознания: психологический анализ//Вопросы психологии, 1998, № 3. — С. 70-78., Полный текст статьи | Кучеренко В. В., м. н. с. факультета психологии МГУ [11], Петренко В. Ф., доктор психологических наук, член-корреспондент РАН, профессор, зав. лабораторией факультета психологии МГУ[12], Россохин А. В., кандидат психологических наук, с. н. с. факультета психологии МГУ[13] | Маркандея 16:29, 13 июля 2011 (UTC) | |||
Изменённые состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология//Сознание и физическая реальность. Том 1, № 4, 1996. С. 48—55. | Спивак Л. И., профессор, доктор медицинских наук, лауреат Государственной премии СССР, в. н. с. Института мозга человека РАН; Спивак Д. Л., с. н. с. группы нейрофизиологии мышления и сознания Института мозга человека РАН | Маркандея 16:29, 13 июля 2011 (UTC) | ptQa 17:42, 19 июля 2011 (UTC) | Оба Спивака убеждены что доказали релаьность паранормальных явлений[14] — типичные исследователи паранормального | |
Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений Под ред. Кохановского В. П. 2003. | Кохановский В. П., доктор философских наук, профессор, специалист по диалектике и методологии познания[15] | Маркандея 22:54, 14 июля 2011 (UTC) | Подверждает что ТП = скорее философия, а не наука | ||
Феномен трансперсональности и современная культура (возможности постижения) (pdf, 6 MB)//Гуманитарный вектор № 2 (22), 2010. С. 183—188. | Резник Ю. М., доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, заместитель директора Российского института культурологии, главный редактор международного научно-теоретического журнала «Личность. Культура. Общество» | Маркандея 22:54, 14 июля 2011 (UTC) |