Горизонталь и вертикаль: «Что представляют собой понятия вертикаль и горизонталь?» – Яндекс.Знатоки – «Что представляют собой понятия вертикаль и горизонталь?» – Яндекс.Кью

Автор: | 21.07.2020

Вертикаль и горизонталь Андрея Тарковского

На примере анализа фильмов Тарковского, как одного из самых сложных явлений искусства, я хотел показать принципы работы Вертикали +Горизонтали. Разберемся пока поподробнее с самими понятиями.

ВЕРТИКАЛЬ

Вертикаль – связь с Космосом, эта категория — вне времени (даже в учебниках по физике за шестой класс в стандартной системе координат — прямая времени — горизонтальная. Если время расположить по вертикали, с ним начнет твориться то, о чем предупреждал старина Эйнштейн).
Вертикаль чувствуется в состоянии статики, нужно остановить время. Ближе к этому состоянию — поэзия. В ней внимание уделяется деталям, красоте рисунка.
Вот пример соотношения статики и динамики. Человек едет на велосипеде. Он в потоке автомобилей, его захватывает движение, он наслаждается ощущением скорости. Но различает он только дорогу и машины. Вдруг он резко съезжает с шоссе к реке. Застыв, он вдруг видит, как на воде корабликами курсируют крошечные травинки, а под ними шастают мальки. Перед его носом в любовном танце замерли стрекозы, а наверху величественно планирует ворона, воображая себя орлом. Все это можно заметить только в статическом состоянии.

Хорошие поэты, такие как Флобер, редко бывают общественно активны, им ближе созерцательное отношение к жизни. В “Мадам Бовари” — так подробно и ярко описаны сотни деталей Нормандии, что эту часть планеты представляешь, как живую. Но динамичность этой литературной вселенной придают поступки уважаемой Бовари. Если бы не ее страсть к мужчинам и деньгам — произведение бы провисло. Основой для романа послужило реальное судебное разбирательство в Руане. В “Воспитании чувств” Флобер уже скучен. Сказалось “безвылазное” домашнее времяпрепровождение великого писателя. Его ученик Мопассан, в силу бойкого темперамента, почти идеально сочетал в своих произведениях динамику и статику, детали и сюжет, поэзию и прозу, Вертикаль и Горизонталь.
К Вертикали относится гуманитарная область, образное мышление, за которое отвечает правое полушарие мозга. Категории Вертикали — Дух, интуиция.
Из сторон света ей соответствует Восток. (Основатели всех ведущих мировых религий — уроженцы Востока). Из стихий — огонь.

ГОРИЗОНТАЛЬ


Горизонталь — волевые, решительные поступки, время, “завоевательная” власть, направленная на увеличение масштаба влияния. Деньги, разумеется. Как поступают американцы: можно снять в Голливуде любую ерунду, но благодаря мощному промоушену заставить посмотреть ее пять материков.
Хороший пример “горизонтальной” силы — татаро-монгольские завоевания. Однако татары не сохранили влияния, их философия и религиозные представления работали только в динамике. Кочевники — что с них взять? Любая же, добротно организованная империя, сразу пытается навязать покоренным свою религию и идеологию. У Золотой Орды тогда были только разные формы шаманизма (исламизация наступила позднее).
Горизонталь — логика, “здравый смысл”, точные науки, за которые несет ответственность левое полушарие головного мозга.
Сторона света – Запад. Фундаментальные открытия в точных дисциплинах за европейцами. Чисто горизонтальное мышление наиболее явно демонстрирует США.

Тут же и женская, материнская ипостась: размножение и сохранение (что порой подразумевает: своим — все, чужим — ничего).
Из определяющих стихий — вода.

СТРЕМЛЕНИЕ К ИДЕАЛУ

Точка Пересечения – Бог.
В любом человеке, разумеется, сочетание и взаимодействие макро и микрокосма, Космоса и Земли, мужского и женского начала, востока и запада, Вертикали и Горизонтали. Идеальный вариант — поровну. То есть — Крест. Ближе всего к Богу – дети. Отец (Вертикаль), мать (Горизоталь), маленькие человеки и рождаются от этого союза, а значит они вначале своего пути, ближе к Точке Пересечения, к Богу. Отсюда утверждение, что «все дети гениальны». Они еще не выявили собственные способности и не закрепили их, дабы занять в социальной сетке свое место: либо стать «горизонтальным» бухгалтером, либо «вертикальным» священником.

Гениальные художники пытаются совместить внутри себя В и Г, сфокусировать их в одной точке. А затем — перенести на полотно. Когда это случается — рождается Джоконда. Леонардо, кстати, как никто демонстрирует отказ от мужского и женского начала: юноши и девушки на его картинах похожи. (Причем, судя по всему, все они смахивают к тому же на самого великого флорентийца, который по-видимому, бессознательно наделял их своими чертами). Для не него, как для божества (или ребенка) – пол модели уже не имел решающего значения.

ОСОБОЕ СОСТОЯНИЕ

Фильмы Андрея Тарковского всегда у меня вызывают какое-то особое состояние. Я долго не мог понять его природу. Не важно, что именно было на экране, то ли действия героев в насыщенной опасностями Зоне в «Сталкере», то ли просто кувшин на столе, как в «Жертвоприношении» — необычное ощущение не пропадает.

Позднее для меня прояснилась его суть — это спокойствие. Тарковский снимал каждый кадр на максимуме гармонии, на точке пересечения В и Г. Кривая гармонических максимумов плавно переходит из одного кадра в другой. Режиссер «никуда не торопится». Независимо от того насколько перед нами драматически насыщенная ситуация. В точке пересечения — Абсолют. Соответственно появляется ощущение покоя, «все в надежных руках».
Иногда режиссер делал это «ненарочно», иногда сознательно.
Из различных воспоминаний о нем больше всего отвечало моим представлениям о художественных методах Тарковского мнение композитора Эдуарда Артемьева. Когда он работал с Андреем Арсеньевичем в «Сталкере», режиссер «что-то обронил о необходимости того, чтобы в фильме было состояние некоего внутреннего спокойствия, внутреннего удовлетворения, подобного тому, как это встречается в индийской музыке». И это в такой сюжетно напряженной картине!
«Отсняв весь материал, он продолжал искать. Он объяснял мне, что ему требуется в фильме некое сочетание Востока и Запада, вспоминая при этом слова Киплинга о несовместимости Востока и Запада, которые могут только сосуществовать, но никогда не смогут понять друг друга», — рассказал Артемьев.
Профессор как воплощение Логики (Запад), писатель — Интуиции (Восток). Начинают сближение они посредством Сталкера. Он — проводник. Он ведет в Зону, где земные законы не действуют. В некой Комнате исполняются все желания. Кстати, мастер, дабы усилить ощущения «недействия земных законов», применил остроумнейший способ: в фильме снег ложится на сочно-зеленую траву. Именно этот прием подсознательно рождает ощущение аномалии, несколько идущий в противоречие с общей гармонией изображения…
Профессор, как типичный представитель Логики — хочет уничтожить Комнату, «дабы обезопасить человечество от маньяков, мало ли что они могут пожелать». Писатель, как «творческая единица» — отправляется за вдохновением, он исписался.
Профессор, пройдя через испытания, в конце концов отказался от замысла уничтожить Комнату. Телефонный звонок в Зону от соперника, отбившего жену, расшевелил его сердечную рану. Он стал способен воспринимать «чувствами», а не только «соображениями». На него произвел впечатление аргумент Сталкера: “Вы не имеете права лишать человечество надежды!”. Да и Комната выдает далеко не то, что может заказать “маньяк”. “Дикобраз просил за брата, но получил кучу денег и повесился”, — сообщил Сталкер о коллеге. То есть в Комнате каждый получает не что ХОЧЕТ, а что ЗАСЛУЖИВАЕТ. Комната — это не только Высший Исполнитель Желаний, но и Высший Суд. То есть — Бог. До Профессорa дошло, что он не вправе “взрывать Храм”.
У Писателя до путешествия в Зону было обесцененное отношение к жизни. Отсюда и его бесстрашие. В Зону он прибыл с бутылкой и бабой. Бутылку отобрали, бабу отправили. Когда же Сталкер его, как наиболее “бесстрашного”, отправил в смертельно опасное место, Писатель, осознав степень риска, устроил истерику. С этого момента он перестал быть равнодушным. Именно он убедил Ученого не взрывать Комнату (система “ум — сердце” заработала, Запад стал понимать Восток). “Оставьте ее этому сумасшедшему”, — говорит он о Сталкере. “А может, ее и нет вовсе”, — неуверенно резюмирует Писатель. Но тем не менее никто из них Туда не пошел. Потому что они не хотели получить Окончательный Расчет. Они хотели оставить себе надежду.
Когда вся компания сидит спиной друг к другу на пороге Комнаты — кульминация картины. Фокусировка произошла! Человек оказался в Точке пересечения Вертикали и Горизонтали! Именно в этот момент полил дождь, подсвеченный Солнцем. Соединение двух стихий: воды и огня.

СОЛЯРИС

То «особое состояние» спокойствия, присущее картинам Тарковского, конечно, напрочь отсутствует в новом американском римейке «Солярис». Фильм вообще получился на редкость нудным — в нем нет ни «детской зрелищности», присущей американскому кино, ни глубины, свойственной европейским шедеврам. Получилось нечто среднее, а потому неудачное.
Хотя, если покрутить колесо машины времени назад, то нужно отдать должное гению американца Стенли Кубрика, безусловно повлиявшему на Тарковского своей «Космической Одиссеей 2001» 1968 года.
Главный герой этой киноленты летит на Юпитер. Но встречает там в «лице инопланетян» свои человеческие ипостаси разного возраста. То есть через Космос человек пришел к пониманию себя. Я вообще, удивляюсь как Голливуд «допустил» такую сложную философскую подоплеку в этой картине! Точнее, на это он «закрыл глаза» наградив Кубрика за «спецэффекты» — то, что киноакадемики могли оценить.

Полуприключенческий фильм (тема сошедшего с ума бортового компьютера породила массу пародий!) заканчивается совершенно удивительным кадром: одна часть черно-звездного неба заслоняется планетой, а другая, подобная ей сфера, оказывается головой ребенка. Этот ребенок, как предствитель Мирового Разума, путешествует через космическое пространство в Черном Монолите*.
Монолит в начале картины оказывается среди первобытного племени. Этим эпизодом Кубрик опровергал дарвиновскую теорию развития человека. Вернее, он уточнял ее, показывая: КТО является первоосновой и движущей силой совершенствования. Для Кубрика – это посланцы Мирового Разума для Тарковского – Бог. Здесь происходит зыбкое пересечние научной фантастики и мистики.
Тарковский полемизирует с американской лентой, полной агрессии и технических наворотов. Бешенному напору симфонической поэмы «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса**, являющейся визитной карточкой «Одиссеи, русский режиссер противопоставил в «Солярисе» щемящую фа-минорную хоральную прелюдию Баха.
Но главную идею Кубрика – человек посредством космического полета оказывается в Точке Пересечения – Тарковский продлил в своей картине. И чем потом в «Сталкере» стала Комната, в «Солярисе» была сама «мыслящая планета».
*Копия Черного Монолита – небоскреб Фраматом в авангардном районе Парижа Дефансе.
**Симфонической поэма «Так говорил Заратустра» написана Рихардом Штраусом (1864-1949) в 1896 году под впечатлением от одноименной работы Ницше. Стараниями советского телегения Владимира Ворошилова эта композиция уже более тридцати лет является позывными передачи «Что? Где? Когда?».

#1 Прямые линии — вертикали и горизонтали :: DIY Photo School

Итак, поехали!
Речь в первом выпуске пойдёт о вертикальных и горизонтальных линиях.

Я постарался сохранить основной смысл, немного сократив исходные тексты и по-возможности упростив описание. Если всё же встретите незнакомые слова, спросите в комментариях, особенно если это мешает понять идею. Ничего зазорного в этом нет, мы все тут новички.

Настоятельно рекомендую пойти и почитать сами источники, особенно Майкла Фримана (ссылки в конце поста). Это займёт 10-30 минут. Некоторые мысли и идеи, а главное авторские иллюстрации, не попали в выпуск.

P.S: Картинки в посте видно?


Линии

Все изображения состоят из совокупности линий, форм и очертаний. В фотографии линии проявляются менее явно, чем в изобразительном искусстве, и обычно они воображаемые. Роль линии часто играют края видимых предметов или последовательность объектов.

При визуальном определении линий наибольшую роль играет контраст — между светом и тенью, участками разного цвета, текстурами и формами. Поскольку рамка фотографии сама состоит из линий, это побуждает глаз сравнивать угол и длину линий рамки и линий изображения.

Линии характеризуются динамическими свойствами — направлением и движением. С помощью линий, автор может направлять взгляд зрителя по пространству кадра к объекту.

Линии обладают и выразительными свойствами. Мощные чёткие линии могут выражать смелость, тонкие изгибающиеся линии намекают на деликатность и т.д.

Разные формы линий вызывают определённые ассоциации. Горизонтальные и вертикальные линии порождают ощущение силы и мощи и некой статичности. Диагональные линии создают впечатление движения неподвижного изображения.

Горизонтальные, вертикальные и наклонные линии (диагонали), вносят свой вклад в создание настроения, вызываемого изображением. Угол наклона и соотношение с размером рамки определяют влияние линии на восприятие изображения. Большое влияние имеют тон и цвет линии по отношению к остальному изображению, а также её повторяемость.

Как и любой приём, линии могут помочь создать или наоборот разрушить образ.

Горизонтальные линии


Горизонталь во многих смыслах служит базовой линией композиции. Это фундаментальная ориентирная линия, самая знакомая из всех, и даже её визуальная тяжесть — это напоминание о том, что горизонтальная поверхность есть держащая основа. Поэтому горизонтальные линии обычно выражают стабильность, вес, мир и спокойствие. Через их ассоциацию с горизонтом они также указывают на дистанцию и широту.

Прямые горизонтальные линии могут играть роль разделительной черты, заставляющей зрителя оставаться снаружи, заглядывая за них.

Горизонтали практически всегда присутствуют в перспективном изображении. Даже беспорядочные скопления объектов с увеличением дистанции превращаются в горизонтальные вереницы предметов, и в конченом итоге — в линии.

Вертикальные линии


Вертикаль — второй основной компонент рамки.
Для единичной вертикали более подходит вертикальный формат. Однако группа вертикальных форм может служить основой горизонтального кадра.

Вертикальная линия обычно является главным компонентом изображения человеческой фигуры или дерева. Её направление совпадает с направлением вектора силы тяжести или противоположно ему.
Без ассоциации с поддерживающей основой, характерной для горизонтальной линии, вертикальная линия обычно в большей степени даёт ощущение скорости и движения — либо вверх, либо вниз.

Видимые отвесно с низкой точки съёмки вертикали при подходящих обстоятельствах словно противостоят зрителю. Изображение содержащее выраженные вертикальные линии как правило вызывает ощущение высоты и значительности.

Несколько вертикальных форм могут вызывать ассоциации с барьером — например, столбы или шеренга людей, стоящих лицом к объективу. В какой-то степени они могут олицетворять силу и власть.

Как и в случае с горизонтальными линиями, здесь очень важно выравнивание. На фотографии и те и другие сразу сопоставляются взглядом с краями рамки, и даже незначительное несоответствие моментально бросается в глаза.

Горизонтальные и вертикальные линии перпендикулярны и действуют как ограничители друг друга, уравновешивая композицию. Также они могут создавать ощущение баланса, так как возникает ассоциация с прямым стоянием, поддерживаемым на плоской поверхности.

Композиция, основанная на вертикальных и горизонтальных линиях вызывает ощущение надёжности, удовлетворения.



Материал возмутительным образом скопирован из:

Майкл Фриман. Дао цифровой фотографии (pdf)
Эксель, Бетдорф и др. Искусство фотографии: сила композиции (pdf)
wikipedia.org: Composition_(visual_arts)

Иллюстрации, на мой взгляд, подобраны не сильно удачно, но общую идею вроде удалось показать.


Добро пожаловать в комментарии, там можно обсудить описание, задания и способности автора 🙂

Также категорически приветствуется обсуждение всего что касается выполнения задания, непонятных моментов и прочего. Это едва ли не главное, ради чего стоит обучаться вместе!

Спасибо за внимание!



Задания к выпуску
Другая сторона практики — пересмотрите любимые работы фотографов и живописцев. Обратите внимание, как используются описанные приёмы. Поделитесь вдохновением с соучастниками 🙂

Философский словарь — значение слова Вертикаль И Горизонталь

— две неотделимые друг от друга составляющие культуры. Вертикаль символизирует собой энергию движения вперед, творч. прорыв в неведомое, новое и неординарное, самобытное и оригинальное, что подчас не осознается таковым современниками и бывает непонято в силу стереотипности, традиционализма мышления, сложившихся видовых предпочтений и оценочных норм. Развитие культуры в вертикальном измерении олицетворяет собой бесконечность перспективы и авангардное начало. Пионеры-первопроходцы вызывают у об-ва неоднозначное отношение, их идеи и действия нередко отвергаются большинством во всех сферах духовной жизни. Один из египет. фараонов опередил свое время, высказав идею перехода к единобожию, но не получил широкой поддержки и понимания. Христос, проповедуя свое вероучение, был предан и распят. Гениальные художники, за редким исключением, не оценивались современниками по достоинству, в соответствии с их вкладом в духовную культуру. Драматизм творч. судеб впечатляет и поражает. Бах получил признание через 100 лет, представители отеч. худож. авангарда вначале тоже не были избалованы вниманием публики. Эти единичные примеры из истории культуры, к сожалению, являются не исключением из правил, а скорее их подтверждением. Известная мысль Н. Бора, что отличающаяся бесспорной новизной идея проходит три этапа в процессе внедрения ее в общественное сознание: а) этого не может быть; б) возможно, в этом что-то есть; в) это бесспорно верно. Что такое горизонталь в развитии феноменов культуры? В триаде «отрицание — сомнение — утверждение» вертикаль начинает превращаться в горизонтальную плоскость в момент укоренения новой культурной формы в сознании массовой аудитории, т.е. на стадии ее полного принятия, когда культурная форма становится узнаваемой. Соотношение В. и Г. в культуре — двуединый процесс. Вертикаль — открытие новых форм культуры, «езда в незнакомое», квинтэссенция творческо-продуктивного начала. Горизонталь — процесс постеп. освоения этого нового, превращения его в достояние многих, узнаваемая форма культуры, основанная на продуцировании известного. Кроме изложенной трактовки соотношения В. и Г. в культуре можно предложить еще одну, в к-рой вертикаль символизирует процесс временного развития культуры, ее истор. характер, принцип преемственности, переход предшествующих культурных форм или их элементов в новые культурные образования. Так классич. античность стала образцом для подражания в эпоху Возрождения, классицизма, а элементы культуры ср.-вековья в эпоху романтизма. Горизонталь в этом случае может осмысливаться как пространственное развитие культуры, синхронное сосуществование разл. локальных и нац. ее форм, их взаимодействие и взаимообогащение. Лит.: Неизвестный Э. Катакомбная культура и официальное искусство // Посев. Fr./M., 1979, № 11; Бердяев Н.А. Философия неравенства.&М., 1990; Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе, философии. М.,1992. И. Г. Хангельдиева

Смотреть значение Вертикаль И Горизонталь в других словарях

Вертикаль — м. лат. астроном. дуга круга, отвесного к овиди, закрою, небосклону; отвес, отвесная дуга. ный, перпендикулярный, отвесный; -ность ж. отвесность, свойство или состояние……..
Толковый словарь Даля

Горизонталь — горизонтали, ж. (фр. horizontale). 1. ная линия, горизонтальное направление. 2. В топографии — линия, соединяющая точки, находящиеся на одной высоте (спец.).
Толковый словарь Ушакова

Вертикаль Ж. — 1. Прямая, направление которой совпадает с направлением отвеса; вертикальная линия (противоп.: горизонталь).
Толковый словарь Ефремовой

Горизонталь Ж. — 1. Прямая линия, параллельная плоскости горизонта. 2. Кривая линия, соединяющая на географической карте точки местности, находящиеся на одинаковой высоте над уровнем моря.
Толковый словарь Ефремовой

Вертикаль — вертикали, ж. Отвесная линия; то же, что вертикальная линия, вертикальное направление.
Толковый словарь Ушакова

Вертикаль — -и; ж. Вертикальная линия (противоп.: горизонта́ль). Провести в.
◁ По вертика́ли, в зн. нареч. 1. = Вертика́льно. Расположить рисунки по вертикали. Читать по вертикали………
Толковый словарь Кузнецова

Горизонталь — -и; ж.
1. Прямая, параллельная плоскости горизонта. По горизонтали.
2. Геод. Кривая, соединяющая на географической карте точки местности, лежащие на одной высоте над уровнем моря.
Толковый словарь Кузнецова

Вертикаль Власти — — построение, воздвигаемое В. В. Путиным в ходе административной реформы. Возведение вертикали власти обосновывается необходимостью укрепления российской государственности,……..
Политический словарь

Вертикаль Исполнительной Власти — — группа иерархически установленных законом по прямой линии государственных и муниципальных должностей, которые предоставляют возможность занимающим их лицам осуществлять……..
Юридический словарь

Глазнично-ушная Горизонталь — (син. франкфуртская горизонталь) линия, соединяющая нижний край глазницы с козелковой точкой или с точкой порион; при антропометрических исследованиях принято совмещать……..
Большой медицинский словарь

Вертикаль — серия геофизических одноступенчатых ракет на жидком топливе.Были созданы в СССР и применяются с 1970 по программе исследований ииспользования космического пространства……..
Большой энциклопедический словарь

Гироинерциальная Вертикаль — гироскопический прибор для определенияистинной вертикали или плоскости горизонта, а также углов отклонения отних. Значительно точнее и устойчивее гировертикали,……..
Большой энциклопедический словарь

Франкфуртская Горизонталь — см. Глазнично-ушная горизонталь.
Большой медицинский словарь

Горизонталь — горизонта́льлиния равных абсолютных высот земной поверхности; основной способ изображения рельефа на топографических, физических и гипсометрических картах. Представляет……..
Географическая энциклопедия

Вертикаль — (от лат. verticalis — отвесный) — условно-образное понятие, связанное с применением к музыке пространственных представлений и обозначающее гармонич. аспект муз. ткани. К В………
Музыкальная энциклопедия

Горизонталь — (франц. horizontal, от греч. orizon, род. падеж orizontos, букв. — ограничивающий) — понятие, связанное с развёртыванием муз. произв. во времени и противопоставляемое вертикали — понятию,……..
Музыкальная энциклопедия

Глазни́чно-ушна́я Горизонта́ль — (син. франкфуртская горизонталь)
линия, соединяющая нижний край глазницы с козелковой точкой или с точкой порион; при антропометрических исследованиях принято совмещать……..
Медицинская энциклопедия

Фра́нкфуртская Горизонта́ль — см. Глазнично-ушная горизонталь.
Медицинская энциклопедия

Вертикаль — В противопоставлении горизонтали как экзистенциальному плану, вертикаль — совершенна и трансцендентна и символизирует стремление к духовному. ная ось — это линия сообщения……..
Словарь символов

ВЕРТИКАЛЬ — ВЕРТИКАЛЬ, -и, ж. Вертикальная линия. По вертикали (также перен.: по восходящей линии, а также по линии подчинения снизу вверх или подчиненности сверху вниз).
Толковый словарь Ожегова

ГОРИЗОНТАЛЬ — ГОРИЗОНТАЛЬ, -и, ж. Горизонтальная линия. По горизонтали (также перен.: по линии равноправного соположения).
Толковый словарь Ожегова

Посмотреть еще слова :

ГОРИЗОНТАЛЬ И ВЕРТИКАЛЬ ПОНИМАНИЯ — Валентин Машкин — КОНТ

САМцы и САМки

Человек на позиции Знания — вещь в себе с набитым под завязку котелком, в который уже ничего вместить невозможно. В этом и есть основная сложность перехода с Позиции ЗНАНИЯ на Позицию ПОНИМАНИЯ.

Набитый котелок — это не знания вовсе, как могло бы показаться, а САМОСТЬ, которая делает те знания, которые человек выстрадал своим собственным трудом, нерушимым бастионом на пути всего нового. Даже если знаний с гулькин нос, САМомнение с избытком компенсирует белые пятна в мировоззрении…

По-другому это называется ЭГО или ЧСВ — чувство собственной важности.

Когда начинаешь говорить о ПОНИМАНИИ с человеком на Позиции ЗНАНИЯ, практически всегда сталкиваешься с тем, что каждый САМец, каждая САМка всегда требуют хороводов и игры на дудке, а они, типа, еще посмотрят на это и САМи решат, достойно ли зрелище их высочайшего низволения.

Такие люди всегда уверены, что делают одолжение одним своим присутствием. А уж если речь заходит об их детище (в широком смысле речь идет о мировоззрении), то тут все должны с почтением внимать такому человеку. И, казалось бы, не ты к нему пришел, чтобы узнать, что он придумал, а он к тебе, но все равно получается, как в том анекдоте: чукча не читатель, чукча — писатель…

Взгляните через призму того, что я сказал, на себя и на всех, кто здесь отметился.  Видите это в себе?

Если хоть чуть карябнуло, значит есть и однозначно. Если не карябнуло, значит, есть, но вы не видите этого за завесой САМолюбования…

А самый лучший вариант — когда вы видите, понимаете, что это неправильно и готовы трудиться над тем, чтобы искоренить в себе это. Вот для таких и создан мой журнал!

Это я сказал про активных участников. Скажу и про пассивных. Нежелание встревать под разными предлогами — это тоже САМОСТЬ. А почему — ПОДУМАЙТЕ сами…

МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО

Для полноты картины мне осталось показать разницу между САМцом и САМкой. 

Вы, конечно же, поняли, что корень в обоих словах САМ. Позже, когда я коснусь БУКВИЦЫ, я покажу вам суть того, что стоит за этими тремя буквами. А пока обращу ваше внимание на одно интересное место в Библии:

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт.1:27) 

Обратите внимание, что ЧЕЛОВЕК — ЭТО М+Ж. О чем здесь и сказано. М может развить в себе ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО и стать ЧЕЛОВЕКОМ. 

Ж может имитировать МУЖСКОЕ, но ЧЕЛОВЕКОМ стать не может. Только в союзе с М…

Причем, если вы копнете глубже, в данном месте Библии речь идет о мужчине-самце и женщине-самке. И речь здесь не о животном начале, хотя это первое, что и просится в голову.

А теперь о различиях.

МУЖСКОЕ НАЧАЛО стремится к ИНТЕНСИВНОМУ развитию, а это качественное изменение вверх или, наоборот, вглубь, где каждый шаг предполагает нечто НОВОЕ. 

ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО стремиться к ЭКСТЕНСИВНОМУ развитию, а это количественное изменение вширь, где каждый шаг предполагает ОХВАТ НОВЫХ ЛЮДЕЙ.

Когда человек САМ углубляется в известное, он открывает ДЛЯ СЕБЯ новые аспекты, которые, как ни крути, были до этого ЕМУ не известны. Это МУЖСКОЕ.

Когда человек ОХВАТЫВАЕТ чем-то известным ЕМУ других людей, которым это не известно, он однозначно расширяет свое известное. Это ЖЕНСКОЕ.

Все управление имеет строго одну цель — РАСШИРЕНИЕ. Это сугубо ЖЕНСКОЕ. В том числе и на Небесах. Вся небесная иерархия построена в нашем ВСЁМ СУЩЕМ ХАВОЙ — женой АДАМА. Все управление на Земле — не исключение.

Все ИНТЕНСИВНОЕ развитие имеет одну цель — ЭВОЛЮЦИЮ ВВЫСЬ И ВГЛУБЬ. Это сугубо МУЖСКОЕ, как на Земле, так и на Небесах. Развитие не осуществляется через управление. Причина проста: каждый шаг уникален, каждый шаг одноразовый.

То же самое относится и к тем случаям, когда кто-то развился и после этого занимается развитием других.

ДВА ВЕКТОРА РАЗВИТИЯ

Сейчас на примере ПОНИМАНИЯ поясню, почему для меня САМОСТЬ — ругательное слово ????

Дело в том, что когда человек ДВИЖЕТСЯ в Неизвестное, в Непознанное, в Пустоту, он движется туда САМ. И цель его — расширение своего пространства ПОНИМАНИЯ.

Для САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ это было расширение пространства ЗНАНИЯ.

А теперь ПОДУМАЙТЕ, что дает такое расширение индвиду? Всего лишь навсего — ВЛАСТЬ. Если рассмотреть шире, то речь идет о накоплении ЛИЧНОЙ СИЛЫ во всех ее проявлениях. Ну, вспомните хотя бы знаменитое ЗНАНИЕ — СИЛА.

А где СИЛА, там и управление, и достижение своих САМячьих целей… И все это ведет к той или иной форме ГОСПОДСТВА. Хоть над одним человеком, хоть над коллективом, хоть над мирозданием…

Таков ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ. И если вы приложите чуток мозгов к тому, что я сказал, то легко соотнесете это с ЭКСТЕНСИВНЫМ ЖЕНСКИМ НАЧАЛОМ.

Если у вас еще остались сомнения по поводу САМОСТИ и ее значимости для любого из вас, обязательно озвучивайте. Разберемся ????

Тот, кто не намерен озвучивать, однозначно предпочитает остаться при своем мнении. И его выбор — это его выбор. Без вопросов ????

А теперь перейду к ИНТЕНСИВНОМУ МУЖСКОМУ или ВЕРТИКАЛЬНОМУ ПОНИМАНИЮ.

Самое главное, что пространством непознанного для человека, вступившего на этот ПУТЬ, является другой человек. Или другие люди. Дело в том, что каждый человек сотворен по ОБРАЗУ СОЗДАТЕЛЯ. А это означает, что внутри каждого находится ВСЕ МИРОЗДАНИЕ. И это не метафора.

Мы говорим о мировоззрении, например. Так что это по сути? Это и есть тот МИР, который человек сотворил в самом себе из своего восприятия, из фантазий, из осмыслений. И не важно, целостная это картинка или фрагментарная, осмысленная или существующая в виде смутных подсознательных образов, такого рода картина мира есть у каждого.

Разница между САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ И САМОИДУЩИМ лишь в том, что у первого картинка статичная, фиксированная, а у второго динамичная и постоянно расширяющаяся в тех или иных направлениях.

Так вот, выход за пределы САМОСТИ — это выход из ЗОЛОТОЙ КЛЕТКИ в… ПОЗНАНИЕ ДРУГОГО. И не с целью установления власти над ним, а с целью СОТВОРЕНИЯ ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА с ним или с ними.

Сразу приведу пример того, к чему это может привести. Когда Адам и Хава сотворили ОДНУ ПЛОТЬ, образовался ЭЛОХИМ — СИЛА, СОТВОРИВШАЯ НАШЕ ВСЕ СУЩЕЕ. Это удалось сделать за счет того, что МУЖСКОЕ и ЖЕНСКОЕ НАЧАЛА перестали быть самодостаточными и самодовлеющими и стали ЕДИНЫМ ЦЕЛЫМ С ДВУМЯ ПОЛЮСАМИ…

Вот, а теперь осталось добавить важную вещь про СЛОВО.

СЛОВО — это ваш ДУХ, который отрывается от вас и начинает существовать сам по себе. Вот, я пишу, и эти слова начнут жить своей жизнью, как только я нажму ввод. Именно ЖИТЬ, потому что каждое слово по сути своей ЖИВОТВОРЯЩЕЕ.

Что это означает. Всего лишь то, что ТОЛЬКО СЛОВО способно проникнуть во внутренний мир другого человека. И в зависимости от того, какое это СЛОВО, оно там либо умирает, либо дает росток. Вот почему процесс этот называется ОДУХОТВОРЕНИЕМ.

Теперь у вас появился еще один критерий, позволящий гораздо глубже осмыслить слова ДУМАТЬ и ПОНИМАТЬ. И не просто осмыслить, а еще и сделать выбор КАКИМ ПУТЕМ ИДТИ ДАЛЬШЕ.

И под конец один небольшой совет. Не надейтесь на свои сверхспособности — не ограничивайте себя разовым прочтением моих заметок. Если вы вернетесь сейчас к началу, то увидите, что вскроются те аспекты, которые вы пропустили при первом чтении. Сделайте это и убедитесь сами.

Конспект занятия «Горизонталь и вертикаль» (1 класс)

3. Тема занятия «ШАХМАТНАЯ ДОСКА: Горизонталь и Вертикаль».

Дата проведения

Состав учебной группы (1 класс)

Цель учебного занятия – знакомить детей с миром шахмат, развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость.

Задачи:

Знакомство детей с новыми понятиями «Горизонталь» и «Вертикаль». Повторить понятия «Шахматная доска», черные и белые поля, правильное расположение шахматной доски. Закреплять название шахматных фигур и их начальное расположение на шахматной доске, развивать умение передвигать шахматную ладью;

Активизировать мыслительную деятельность, развивать умение обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности, выполнять задания педагога в парах;

Воспитывать выдержку, уверенность в своих силах, интерес к шахматам, желание действовать совместно в парах.

Форма учебного занятия (кружок /урок по шахматам)

Форма организации работы (фронтальная, в парах)

Образовательные технологии: игровое обучение.

Методы: наглядный, эвристический, словесные

Материально-техническое оснащение занятия (ПК, мультимедийное оборудование (проектор и экран/ мультимедийная доска), презентация, демонстрационная шахматная доска, мягкий мяч, игровые наборы шахмат для учащихся, полоски: вертикали и горизонтали (нераскрашенные), фигуры лежат в холщовых непрозрачных мешочках, смайлики).

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, садитесь.

  1. Разминка. // Слайд 2//

— Сегодняшнее занятие мы с вами начнем с игры «Найди отличия». Вам надо будет найти 10 отличий… Молодцы!

А теперь давайте вспомним, что мы с Вами делали на прошлом занятии, а для этого мы сыграем в игру с мячом. Я буду спрашивать, а вы отвечать.

// Слайд 3// Вопросы:

  1. В какой стране появилась шахматная страна. (Индия)

  2. А сколько на шахматной доске клеток? (64)

  3. Какой формы шахматная доска? (Квадратная)

  4. Как называется клетка шахматной доски? (Поле)

  5. Какого цвета левый нижний угол шахматной доски? (черный)

  6. Каких полей на шахматной доске больше: белых или черных? (Поровну/ Одинаково)

  7. Какого цвета правый нижний угол шахматной доски? (белый)

  8. Сколько на доске белых пешек? (Восемь)

  9. Какого цвета правый верхний угол шахматной доски? (черный)

  10. Сколько на шахматной доске ладей? (четыре)

Молодцы у Вас все получилось. Попробуйте расставить фигуры на своей доске. Проверяем. Молодцы.

  1. Основная часть.

Сегодня мы с Вами продолжим путешествие по шахматной доске, а поможет нам в этом шахматная фигура. Попробуйте отгадать загадку:

По углам доски стоят

Украшают войска ряд

(Ладьи)

//Слайд 4// Правильно – это ладья.

Помните, как ходила ладья? //Слайд 5// (Ладья передвигается по доске Вперед (вверх), назад (вниз), Вправо, Влево.)

А сегодня мы с вами узнаем, как называются дорожки шахматной доски, по которым двигалась ладья!

Объясняем, что ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ГОРИЗОНТАЛЬ – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо.

Задаем вопрос, а с право налево это? (Горизонталь)

Посчитайте сколько белых и черных полей в одной горизонтали?….(4/4)

А теперь сосчитайте, сколько горизонталей на шахматной доске?….(8)

А теперь покрасьте горизонталь правильно

Может ли быть в горизонтали два белых поля рядом: да или нет?

Совершенно верно, а теперь давайте вместе обозначим каждую горизонтальную линию цифрой. Цифра ставиться сбоку, слева и справа от доски, и так по порядку все восемь линий (1-я,2-я,3-я…..8-я).

Молодцы, а теперь покажите, на доске какие еще есть прямые линии.

Дети задумались, и кто-то говорит (показывает) снизу вверх, а кто-то сверху вниз.

Правильно, и как называются эти линии……

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ или ВЕРТИКАЛЬ – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит снизу вверх.

Их на доске, как и горизонталей, также восемь.

Горизонтальные линии имеют обозначение цифрами, а вертикальные линии?

Правильно буквами ( a,b,c,d,e,f,g,h).

Да, трудновато сразу все запомнить, вначале некоторые буквы будут непривычны для вас – но их надо запомнить и выучить наизусть.

У меня для вас есть специальная веселая считалка, облегчающая запоминание вертикальных линий: А-ртисту Б-иму ц-иркуль д-ашь, е-го ф-амилия Жа-ш.

Запомните правило: сначала буква, потом цифра!

А теперь покрасьте Вертикаль правильно

Д.И. на демонстрационной доске «Горизонтально-вертикальная игра». Поставим белую ладью на любое поле шахматной доски и, вызываем учеников по одному к демонстрационной доске, просим детей передвинуть ладью на одно поле в задаваемом направлении. Типичные указания: «Направо по горизонтали», «Вниз по вертикали», «Налево по горизонтали», «Вниз по вертикали», «В любую сторону по вертикали», «В любую сторону по горизонтали». (Эта игра очень важна, так как учит детей ориентироваться на плоскости шахматной доски.) (Можно так же поиграть в «Чудесный шахматный мешочек», если остается время.)

  1. Рефлексия.

Я узнал… Я научился…У меня сегодня получилось…

Скажите, что же нового вы узнали сегодня?

Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь.)

Сколько белых полей в каждой горизонтали? (4.)

Сколько чёрных полей в каждой горизонтали? (4.)

Сколько полей в каждой горизонтали? (8.)

Сколько на шахматной доске горизонталей? (8.)

Какая шахматная дорожка тянется снизу вверх (Вертикаль)

Сколько белых полей в каждой вертикали? (4.)

Сколько чёрных полей в каждой вертикали? (4.)

Сколько полей в каждой вертикали? (8.)

Сколько на шахматной доске вертикалей? (8.)

На этом наше шахматное путешествие подошло к концу. До свидания.

Горизонталь и вертикаль | Директор информационной службы

Каждый ИТ-руководитель по-своему представляет образ своей успешной карьеры. Существует два крайних и поэтому наиболее иллюстративных варианта — «тихая гавань» и «жизнь на гребне волны». Первый вариант подразумевает выстроенное и отлаженное ИТ-подразделение, спокойно выполняющее свои функции и не рвущееся в новые ИТ-проекты. Его сторонники не склонны ни к смене компаний, ни к радикальным изменениям сферы деятельности.

«Отличительной особенностью многих успешных ИТ-директоров является высокая исполнительская дисциплина, организаторские качества и наличие за плечами опыта по реализации действительно сложных проектов. Такие менеджеры могут стать и становятся руководителями бизнес-проектов, не связанных с ИТ», Константин Ольшанский, ИТ-директор компании Teleperformance Russia & Ukraine

Второй вариант — «жизнь на гребне волны» — заключается в динамичной работе совместно с бизнесом по решению новых задач, зачастую в авральном режиме. Люди, выбирающие этот вариант, готовы к резким движениям в своей карьере, в том числе к радикальной смене деятельности.

Разумеется, выбранный подход и идеалы полностью зависят от характера человека и его мотивации — желания доказать что-либо себе, коллегам, начальству, профессиональному сообществу. Именно это во многом определяет выбранный карьерный путь.

«Экстремальные варианты хороши как иллюстрация примеров ИТ-образов, но никак не являются распространенными», — считает Константин Ольшанский, ИТ-директор компании Teleperformance Russia & Ukraine. Впрочем, ИТ-сфера сама по себе очень противоречива, и такие образы только подчеркивают это. С одной стороны, вряд ли в какой-то другой сфере можно найти столько изменений за единицу времени, как в ИТ. С другой стороны, консерватизм и бюрократизм ИТ-специалистов, а особенно желание все систематизировать и регламентировать, уже давно стали темой для анекдотов.

«Я согласен с разделением образа ИТ-департамента как ИТ, живущего с бизнесом, и ИТ, существующего отдельно от бизнеса, — говорит Ольшанский. — Но, как ни странно, варианты успешной карьеры могут быть как в первом, так и во втором варианте. Я в школьные годы был пионером, поэтому «всегда готов» и, конечно же, придерживаюсь первого варианта».

Существует еще и третий образ: ИТ-директор как посредник между ИТ и бизнесом, некий переводчик «с человечьего на ИТ и обратно». Однако сейчас он не показателен и встречается все реже.

Следующий шаг

Диаграмма
Диаграмма

Большинство ИТ-директоров не видят возможностей для продолжения карьеры в той же роли. В опросе CIO Agenda survey, проведенном Gartner, приняло участие более 2,3 тыс. руководителей ИТ-служб, 55% из них заявили, что при следующем шаге в карьере вряд ли займут эту должность. При этом 20% опрошенных полагают, что перейдут на бизнес-позицию, 18% — видимо, из числа наиболее пожилых — намереваются выйти в отставку, а 17% планируют заняться консультированием или преподавательской деятельностью. При этом из 14% опрошенных, максимально высоко оценивающих свои профессиональные качества, почти две трети думают, что в будущем отойдут от работы ИТ-директора.

 

 

 

 

 

 

«В каждом из вариантов развития ИТ-департамента существует смысл. Я пытаюсь сочетать лучшее из них», — утверждает Андрей Педоренко, директор департамента ИТ компании «АльфаСтрахование». Есть желание создать стандартизированное, эффективно функционирующее ИТ-подразделение, которое работает на гребне волны, совместно с бизнесом решая актуальные для него задачи, в том числе реализуя инновационные проекты. Как и в любой деятельности, на этом пути, разумеется, есть и успехи, и провалы.

«Только жизнь на гребне волны позволяет не терять интереса к работе и жизни в целом. Других вариантов для себя просто не вижу», — говорит Алексей Евтушенко, директор по ИТ банка «Хоум Кредит».

Андрей Педоренко, директор департамента ИТ компании «АльфаСтрахование»
«Классические функции ИТ действительно «перетекают» в бизнес. Но у нас они носят характер больше функциональный, нежели политический», Андрей Педоренко, директор департамента ИТ компании «АльфаСтрахование»

Принцип единой команды

Отдельным фактором, оказывающим влияние на карьерные планы и притязания, является изменение роли ИТ-директора. В компаниях происходит передел сфер влияния, напрямую затрагивающий интересы ИТ-руководителей. Речь идет не только о перетекании ИТ-бюджетов в бизнес-подразделения, но и о появлении новых топ-менеджеров (например, директор по инновациям, директор по цифровым технологиям), размывающих влияние и сферу ответственности ИТ-руководителей.

«Такие процессы имеют место. Но у нас они носят характер больше функциональный, нежели политический», — отмечает Педоренко. Например, организацией интернет-канала продаж страховых договоров ведает департамент маркетинга и развития, а алгоритмы тарификации создают сотрудники департамента андеррайтинга. То есть классические функции ИТ действительно «перетекают» в бизнес.

В любом случае между подразделениями не должно быть войны. В конце концов, они решают общие задачи, стоящие перед компанией.

«Разделение на ИТ и «не-ИТ» искусственное, а с точки зрения реального бизнеса оно просто вредно», — подчеркивает Ольшанский. Любая коммерческая компания в первую очередь нацелена на получение прибыли, и ИТ-директор — всего лишь один из команды.

«Внешние ИТ-сервисы, специфичные для какого-либо отдельного под­разделения предприятия и не интегрирующиеся во внутреннюю ИТ-инфраструктуру компании, вполне можно отдать не только под ответственность, но и в бюджеты бизнес-под­разделений», — считает Леонид Хлопин, директор департамента ИТ компании «Информационные технологии и системы». Уже классический пример — развитие и сопровождение внешнего сайта компании для подраз­деления маркетинга. Техническое сопровождение в большинстве случаев осуществляется по схеме внешнего аутсорсинга с размещением на внешних площадках. Посредническая роль ИТ-директора здесь не нужна.

По другим подобным задачам такой подход тоже вполне оправдан и не уменьшает роли ИТ-директора в компании. Более того, он избавляет его от посреднических, непродуктивных задач», — говорит Хлопин.

«Противостояние с другими руководителями не является исключительной прерогативой ИТ-директора, если в компании выстроена модель, когда идет разделение на отделы, приносящие прибыль и на отделы, требующие затрат», — отмечает Ольшанский. В такой компании ИТ-подразделение почти всегда вынуждено оправдываться. Очень часто бывает, что ему отводится незавидная роль чернорабочего.

«Я считаю, что в любом случае нужно придерживаться принципов единой команды. Если бизнес-модель компании не предусматривает вас в роли форварда, то нужно искать славу на других позициях», — продолжает Ольшанский. По его мнению, лет через двадцать такое понятие, как ИТ-директор, просто исчезнет. Бурное развитие ИТ и внедрение их во все сферы нашей жизни приведет к тому, что понятие «ИТ-директор» станет чрезвычайно широким и расплывчатым.

На самом деле роль и статус ИТ-директора в организациях даже сейчас могут радикально различаться, что стимулирует людей к поиску своего идеала.

Другое дело, что, достигнув его, человек часто осознает, что эта должность, к которой он так долго шел, на самом деле не является пределом мечтаний. Происходит серьезная пере­оценка, и многие уходят, например, в проектную деятельность или на бизнес-позиции.

«Можно сказать, что многие мечтают о переходе на бизнес-позицию. Для такого перехода внутри компании необходимо выстроить деятельность ИТ, приобрести серьезный авторитет и постепенно начать подключаться к решению все более сложных бизнес-задач», — считает Евтушенко.

Некоторые ИТ-руководители представляют собой менеджеров весьма высокого уровня и вполне способны удовлетворить амбиции. Однако, по мнению Ольшанского, отличительной особенностью многих успешных ИТ-директоров является высокая исполнительская дисциплина, организаторские качества и наличие за плечами опыта по реализации действительно сложных проектов, затрагивающих все сферы деятельности компании. Такие менеджеры могут стать и иногда действительно становятся руководителями новых бизнес-проектов, не связанных с ИТ.

Карьера в пяти измерениях

Поговорка «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом» хорошо

характеризует вертикальный принцип построения карьеры. Специалист повышает уровень квалификации, занимает все более высокие позиции, растут его статус и уровень оплаты труда, увеличивается количество подчиненных. На вершине такой карьеры — глава компании. Как подчеркнул Андрей Давыдов, управляющий партнер консалтинговой компании Alpha Personnel Executive Search, в ходе дискуссии «Карьера ИТ-специалиста в 5D» (www.globalcio.ru/workshops/102/), такой «дву­мерный» подход к построению карьеры является классическим и до сих пор актуален. По данным HeadHunter, 45% работоспособных граждан именно так и видят свою карьеру. Однако в ИТ эта цифра несколько меньше — 37%, потому что именно ИТ-специалисты чаще находят выход своим амбициям в развитии «горизонтальной» карьеры.

При горизонтальном карьерном пути появляется третье измерение: специалист постепенно охватывает смежные области, наращивает свой профессиональный уровень и становится гуру в своей области. Такое встречается все чаще и не вызывает удивления. Эксперт может получать зарплату больше, чем генеральный директор. Среди ИТ-специалистов горизонтальную карьеру выбирают около 20% опрошенных. Тем не менее пока горизонтальный путь не победил карьерную вертикаль.

Существуют в карьере ИТ-специалиста и иные измерения. Например, переход на бизнес-позицию или такой вариант, как построение за профессиональную деятельность нескольких карьер.

Выбирают престиж

Вертикальная карьера интересует сотрудников сильнее, нежели профессиональное развитие в рамках одной должности. Как выяснили в HeadHunter, сотрудники уверены, что в первом случае можно зарабатывать гораздо больше, нежели во втором. Развитие «вверх» дает возможность раскрыть свои таланты, реализовать притязания и решать более амбициозные задачи.

Среди поклонников горизонтальной карьеры бытует мнение, что она позволяет чувствовать себя увереннее, поскольку специалисты становятся ценными и востребованными кадрами. Такой рост, в отличие от вертикального, дает большую свободу приложения своих навыков и способностей, позволяет избежать излишней ответственности, а также статусных осложнений, вызванных конкурентной гонкой за руководящую позицию.

Только каждый второй считает достойными оба типа карьеры. Примерно треть опрошенных придерживается мнения, что движение по горизонтали не так заметно и престижно.

«Правильнее поставить вопрос: сколько времени потратить на вертикальный рост и что делать дальше?» — полагает Александр Щетинин, начальник отдела ИТ компании «Тюмень­нефтегазпроект». Период вертикального роста у каждого свой. Кто-то действительно может вырасти до высококлассного специалиста за два-три года, а кому-то и 20 лет мало. Кто-то хочет расти и требует повышения, демонстрируя свой интеллектуальный рост, а кому-то и на средней должности вполне комфортно. Можно с уверенностью утверждать, что для многих специалистов вопрос перехода в менеджмент без потери квалификации является болезненным, не каждый хочет и может стать руководителем. И это правильно: не каждый классный ИТ-специалист может стать таким же классным ИТ-руководителем.

«В настоящий момент передо мной стоит вопрос, куда двигаться: или периодически менять место работы на аналогичное, или менять сферу деятельности», — делится Щетинин.

ИТ-директор, проработавший в организации более десяти лет, лучше многих знает, как протекают в ней процессы. Как следствие, он может стать уж если не первым лицом компании, то его правой рукой. Не секрет, любая организация — это потоки информации, а именно их настоящий ИТ-руководитель организует и, следовательно, отлично знает, что и как влияет на те или иные процессы или показатели.

Разумеется, знание процессов — необходимое, но отнюдь не достаточное качество. Как минимум руководителю компании необходимы еще незаурядные лидерские качества и умение рисковать, а с этим у ИТ-менеджеров традиционно существуют проблемы.

Справедливости ради следует отметить, что далеко не все бизнес-руководители сами соответствуют озвученным критериям. Практика назначения на руководящие должности «своих людей» является демотивирующим фактором для карьерных амбиций многих специалистов.

«Людей, получивших образование по специальности «управление ИТ», крайне мало, не говоря уже о низком качестве самого образования, а молодежь, выпущенная по этим специальностям, слабее разбирается в технологиях», — констатирует Марк Шварц­блат, директор департамента ИТ группы компаний «Квадрат». Именно поэтому подавляющее большинство ИТ-руководителей выходят из программистов и инженеров. Однако в условиях нашей плохо предсказуемой бизнес-среды логичность ИТ-специалистов — скорее, их недостаток как руководителей, а текущий имидж ИТ-специалистов не способствует их продвижению собственниками к верхним постам иерархии.

«Можно сделать вывод: вертикальная карьера имеет заметный предел», — отмечает Шварцблат. Требуется горизонтальное развитие, хотя с течением времени учиться новому становится все сложнее.

«Многие выбирают ИТ не от безвыходности, а из интереса к этой области. Первый опыт и интересы остаются с тобой всю жизнь и оказывают влияние на дальнейшее развитие», — уверен Михаил Муравьев, ИТ-директор компании «Омега». Полностью перестроиться действительно нелегко, да и не всегда нужно, поэтому так много специалистов растут «по горизонтали»: им нравится то, что они делают, остальное — частности.

Алексей Евтушенко, директор по ИТ банка «Хоум Кредит»
«Только жизнь на гребне волны позволяет не терять интереса к работе и жизни в целом. Других вариантов для себя просто не вижу», Алексей Евтушенко, директор по ИТ банка «Хоум Кредит»

Вставая на путь руководителя, специалист перестает глубоко вникать в технологии и начинает заниматься другими задачами. После нескольких лет подобной работы формируется уже другой угол зрения и новые подходы к решению технических задач. Они решаются не технологиями, а ресурсами; на данном этапе руководитель начинает развивать уже управленческие компетенции, чтобы делать свою работу более продуктивно. Естественно, что некая техническая база остается на всю жизнь, и иногда можно даже поучаствовать в решении задач в роли «играющего тренера», но приоритеты становятся другими.

«ИТ-специалист, выросший в руководителя, — лицо предвзятое, и это накладывает большие ограничения на его менеджмент, особенно в России. Он по определению чрезмерно лоялен к ИТ, хотя решать проблемы исключительно с помощью ИТ не всегда правильно», — признает Муравьев.

«Так получилось, что карьера развивается горизонтально: слишком много интересных специализаций сейчас есть в ИТ, — говорит Наталья Волканина, начальник ИТ-отдела СМК «Астра-Металл». — Возможно, глубокое погружение в смежные темы помешало развитию вертикальной карьеры, но иногда приятно осознавать, что окружающие ценят тебя как профессионала».

К сожалению, редкие работники, будучи узкими специалистами, способны быстро найти понимание проблемы. Бывает, что такой специалист долго возится с проблемой, а обладай он знаниями в смежной области, решение лежало бы на поверхности.

«Что касается качественного роста по вертикали, то в первую очередь для этого надо выращивать замену», — считает Волканина.

«Я попробовала все: и горизонталь, и вертикаль. Было время, когда мне, специалисту, платили индивидуальную зарплату, которая была выше, чем у руководителя всей нашей структуры, — вспоминает Татьяна Орлова, менеджер по международным проектам компании «ЕС-лизинг». — Потом пошла в вертикаль, однако в какой-то момент вертикальный рост стал скучен. Сейчас выбранную стратегию можно описать как «комплексное наклонное поступательное движение вверх», которое доставляет удовольствие. Сейчас все больше увлекаюсь той областью, которая относится к развитию личности».

У «технарей» шансов достичь высот в карьерной лестнице много, и они очень разнообразны. Ключ к успеху — соотносить свои амбиции, свои знания с бизнес-целями компании.

На определенной стадии личностного развития потребности во власти и признании начинают доминировать, и это нормально. «Золотой серединой» удовлетворяются далеко не все. Тем не менее поговорку «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом» можно прочитать и наоборот: «Плох тот генерал, который не понюхал пороху». Для того чтобы эффективно руководить, надо прежде научиться работать самому. А лучшая школа — это профессиональная деятельность.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

ВЕРТИКАЛЬ И ГОРИЗОНТАЛЬ

        две неотделимые друг от друга составляющие культуры. Вертикаль символизирует собой энергию движения вперед, творч. прорыв в неведомое, новое и неординарное, самобытное и оригинальное, что подчас не осознается таковым современниками и бывает непонято в силу стереотипности, традиционализма мышления, сложившихся видовых предпочтений и оценочных норм. Развитие культуры в вертикальном измерении олицетворяет собой бесконечность перспективы и авангардное начало. Пионеры-первопроходцы вызывают у об-ва неоднозначное отношение, их идеи и действия нередко отвергаются большинством во всех сферах духовной жизни. Один из египет. фараонов опередил свое время, высказав идею перехода к единобожию, но не получил широкой поддержки и понимания. Христос, проповедуя свое вероучение, был предан и распят. Гениальные художники, за редким исключением, не оценивались современниками по достоинству, в соответствии с их вкладом в духовную культуру. Драматизм творч. судеб впечатляет и поражает. Бах получил признание через 100 лет, представители отеч. худож. авангарда вначале тоже не были избалованы вниманием публики. Эти единичные примеры из истории культуры, к сожалению, являются не исключением из правил, а скорее их подтверждением.

        Известная мысль Н. Бора, что отличающаяся бесспорной новизной идея проходит три этапа в процессе внедрения ее в общественное сознание: а) этого не может быть; б) возможно, в этом что-то есть; в) это бесспорно верно.

        Что такое горизонталь в развитии феноменов культуры? В триаде “отрицание — сомнение — утверждение” вертикаль начинает превращаться в горизонтальную плоскость в момент укоренения новой культурной формы в сознании массовой аудитории, т.е. на стадии ее полного принятия, когда культурная форма становится узнаваемой. Соотношение В. и Г. в культуре — двуединый процесс. Вертикаль — открытие новых форм культуры, “езда в незнакомое”, квинтэссенция творческо-продуктивного начала. Горизонталь — процесс постеп. освоения этого нового, превращения его в достояние многих, узнаваемая форма культуры, основанная на продуцировании известного.

        Кроме изложенной трактовки соотношения В. и Г. в культуре можно предложить еще одну, в к-рой вертикаль символизирует процесс временного развития культуры, ее истор. характер, принцип преемственности, переход предшествующих культурных форм или их элементов в новые культурные образования. Так классич. античность стала образцом для подражания в эпоху Возрождения, классицизма, а элементы культуры ср.-вековья в эпоху романтизма. Горизонталь в этом случае может осмысливаться как пространственное развитие культуры, синхронное сосуществование разл. локальных и нац. ее форм, их взаимодействие и взаимообогащение.

Лит.: Неизвестный Э. Катакомбная культура и официальное искусство // Посев. Fr./M., 1979, № 11; Бердяев Н.А. Философия неравенства.’М., 1990; Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе, философии. М.,1992.

И. Г. Хангельдиева

Поделитесь на страничке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *