Уроки психологии в школе: Уроки психологии в школе | – Урок психологии в школе. Программа элективного курса по психологии для учеников 10–11-х классов «Ступени самопознания»

Автор: | 04.11.2018

Средняя школа | Уроки психологии в школе

В средней школе, в отличие от начальной, ученики уже способны выслушать и усвоить гораздо больший объем теории. Но сухая теория со множеством терминов им, конечно же, неинтересна. Огромными массивами абстрактной, зачастую оторванной от реальной жизни информации их бомбардируют на всех других предметах. Современная школа этим сильно грешит.

А ведь этот возраст является сензитивным для развития навыков общения — это написано во всех учебниках психологии; детей перестает интересовать учеба, а весь смысл их жизни начинают составлять друзья и совместные увлечения (и это совсем не школьные предметы, а — музыка, компьютерные игры и чаты, актуальные проблемы «нравлюсь — не нравлюсь», «любит — не любит», «хорош ли, интересен ли я», «каким меня видят другие»).

Наша школа слабо ориентирована на удовлетворение насущных запросов подростков. И здесь у школьного психолога/преподавателя психологии есть два выхода:

1. Если от вас требуют четкого следования темам министерской программы по психологии, то — что делать?! — следуйте. НО! Старайтесь, по мере ваших возможностей: а) излагать теорию простым и доступным языком и б) поясняйте ее на реальных примерах из жизни. Насколько возможно больше используйте диалогичные (а не монологичные), активные (а не пассивные) формы преподавания: дискуссии, обсуждения, диспуты, ролевые игры.

Ребята этого возраста просто жаждут быть выслушанными — им так не хватает этого в жизни, а последствия невыслушанности именно в этом возрасте могут быть огромны и далеко не радужны.

2. Если же вам повезло со школьным начальством, и вам предоставлена определенная свобода преподавания, то сделайте основной упор на общении учащихся с целью самопознания и познания других. То есть давайте как можно больше упражнений и тестов, направленных на изучение детьми своих особенностей, и обязательно поясняйте полученные результаты. Старайтесь связать их с жизнью, а еще лучше — показать, как это в жизни можно применить (закладывая тем самым основы будущей профориентации) или как с этим жить, и жить хорошо.

Также ребятам-подросткам крайне интересно: «а как это все у других?», «сильно ли я отличаюсь?», «есть ли подобные проблемы у кого-то еще?». Устраивайте обсуждения тем, проблем, вопросов, старайтесь создать доверительную обстановку, чтобы многие могли высказать свое мнение и получить ответы на свои вопросы.

А еще — устраивайте ролевые игры с розыгрышем реальных жизненных событий (пусть ребята сами предлагают сюжеты). Проживая ситуацию в игровом режиме, есть шанс испытать свои силы и опробовать различные варианты поведения (зачастую нового, обычно несвойственного), сломать стереотипы реагирования. И, возможно, что после этого, в реальной жизненной ситуации, подросток поведет себя намного конструктивнее.

Темы уроков

Уроки психологии в начальной школе

Пояснительная записка

Дошкольное детство и начальная школа — очень короткий период в жизни человека, всего первые десять лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную , активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Назовем основные направления психического развития в детстве.

Во-первых, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое “Я”, свою деятельность ,начинает объективно себя оценивать.

Во-вторых, расширяется сфера деятельности ребенка. От общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. Малыш начинает играть, рисовать, конструировать, выполнять трудовые поручения. Одновременно он осваивает цели и мотивы этих видов деятельности ,у него формируются определенные навыки, умения, способности и личные качества.

В третьих, в этот период детства интенсивно идет познавательное развитие. Ребенок овладевает родным языком. Он научается не только понимать речь, но и осваивает фонетику и грамматику родного языка. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операции анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. Речь превращается в орудие, средство мыслительной деятельности. Формируется произвольность психических процессов.

Память младших школьников такова, что они могут запоминать материал произвольно и не произвольно, могут заучивать материал, но могут и применить какой-либо способ для запоминания информации. Однако непосредственная и опосредованная память существуют как бы в параллельных плоскостях, почти не пересекаясь друг с другом. Младшие школьники способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, опорные пункты, что и послужило основой развивающих занятий с психологом в начальной школе. Данная программа представляют собой поурочно разработанные планы уроков психологического развития. Для занятий используется тетрадь в клетку, карандаши, фломастеры, авторучка.

УРОК №1

1. Знакомство с детьми посредством изготовления “визитных карточек”.

Каждый ученик крупно записывает свое имя на листе бумаги, сложенной пополам и ставит “визитку” на край парты. Учитель делает для себя такую же и располагает ее на своем столе.

2. Объяснение системы отметок.

За каждое правильно выполненное задание ребенок получает “звезду”. За каждые три “звезды” присваивается звание: 3*-рядовой, 6*-ефрейтор, 9*-младший сержант, 12*-сержант, 15*-старший сержант, 18*-старшина, 21*-младший прапорщик, 24*-старший прапорщик, 27*- младший лейтенант, 30*- лейтенант, 33*-старший лейтенант, 36*-капитан, 39*-майор, 42*-подполковник, 45*-полковник и т. д.

3. Упражнение “Моя память”.

Учащимся предлагается запомнить 5 слов, написанных на доске : ГУСЬ, ДОМ, СЫР, ЛЕС, НЕБО. Слова прочитываются хором и тут же стираются. За две минуты ребята вспоминают и записывают слова в тетради. Затем происходит обмен тетрадями и “проверка у соседа”.Оценивается память по пяти бальной системе, т.е. по количеству воспроизведенных слов(1,2,3,4,5). А “проверка у соседа” позволяет получить верный результат.

4. Анаграмма – зашифрованное слово, в котором буквы переставлены местами. Например: ГИТР – тигр. Рекомендуется для развития логического мышления.

Задание: расшифруйте анаграммы и найдите лишнее слово: ГОЛАВ (волга), УГЛИИЖ (жигули), ЧИВСМОК (москвич), АТЕМЧ (мечта). Время выполнения 5-7 минут.

Домашнее задание. Самостоятельно придумать 1-2 анаграммы. Лучшие решить в классе и поощрить “*”.

УРОК №2

1. Упражнение “Моя память”.

Слова: РЯБИНА , НЕБО, УЛИЦА, СНЕГ, ДЫМ.

2. Упражнение “Нарисуй – вспомни – запиши” используется для тренировки кратковременной памяти.

Инструкция к выполнению: Представьте себе, что вы живете в каменном веке ,писать разумеется не умеете, а вам необходимо запомнить 10 слов и вы попробуйте их нарисовать (дом, часы, цветок, ночь, яблоко, радость, утро, крокодил, школа ,одиночество).Слова подбираются с таким расчетом: нейтральные, эмоционально окрашенные, знакомые детям. Время выполнения 7-10 минут.

3. Графический диктант используется как упражнение для тренировки внимания.

Инструкция к выполнению: под диктовку необходимо не отрывая карандаша от бумаги выполнить следующие действия на листке в клетку. Предварительно ребята уточняют, где находится “лево — право”, “вверх-вниз”. (Например, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна — вправо, одна — вверх и т.д.) 7-10 минут.

Образцы графических диктантов:

4. Возвращение к первому заданию. Вспомните и напишите заданные 10 слов. 5 минут.

Домашнее задание: придумать свою ломаную линию.

 УРОК №3

1.Упражнение “Моя память”.

Слова: КУКЛА, ШКОЛА, КАКТУС, ЦВЕТОК, УТРО.

2.Упражнение “Нарисуй-вспомни-запиши

Слова: дом, книга, рука ,чашка, ночь, автобус, рыба, картина, лето, сыр.

3. Графиический диктант. Изображение фигур имеющих начало и окончание в одной точке.

4. Возвращение к заданию №2.

Домашнее задание придумать свою фигуру с началом и окончанием в одной точке.

УРОК №4

1. Упражнение “Моя память”

Слова: зима, хлеб, собака, карась, урок.

2. Упражнение “Новая фигура”.Придумай свою геометрическую фигуру, с началом и окончанием в одной точке. Самые лучшие фигуры поощрить “*” и выполнить в классе.

3. Анаграммы “ Цветы”.

ЗОАР(роза), НПЬЛЮТА(тюльпан), ТУКАКС(кактус)

4. Упражнение “Смысловые таблицы”.

Чертится таблица из трех колонок, например “обувь, школьные вещи, игрушки” под диктовку таблица заполняется.

Слова :ботинки, пенал, кукла, мяч, портфель, кеды, юла, ручка, валенки.

Домашнее задание: придумать анаграммы к теме “Школа”.

УРОК №5

1. Упражнение “Моя память”.

Слова: мел , дом, жук, мама, мед, телефон, кот, дуб ,зуб.

Запоминание осуществляется путем составления смысловых цепочек, связующих слова.

Например: У жука был дом из мела. Мама позвонила по телефону коту, у которого болел зуб и принесла ему мед. Сюжет может составляться любой.

2. Кроссворд “Пугало”.

По вертикали:

1. Сидит на заборе будильник.

2. Красные лапы, плавает, крякает.

3. Домашняя птица, которая щиплется.

4. Длинноногий, красноносый, детей в клюве людям приносит.

5. Кто в деревне кур ворует?

6. По горам, по долам ходит шуба, да кафтан.

3.Смысловая таблица “Деревья-овощи-цветы”.

Слова: дуб, морковь, тюльпан, мак, сосна, береза, картофель, роза, свекла.

Домашнее задание: придумать смысловую таблицу по теме: “Овощи-фрукты-ягоды”.

УРОК №6

1. Упражнение “ Моя память”

Десять слов придумываются учениками самостоятельно. Например: кот, жук, пчела, суп, машина, мак, питон, цирк, дом, кит.

2. Упражнение “Смысловые пары”

.Используется для развития образного мышления и смысловой памяти. Например пара слов “дом-дым” имеет смысловую связь -из дома может идти дым, “вода-шум”-вода может шуметь и т.д.

Смысловые пары: цветок-ваза, рисунок- картина, февраль-зима, море-рыба.

Для пробного упражнения достаточно пять пар слов, которые записываются учителем на доске и часть пары стирается. Например: цветок -…,   рисунок -…, февраль -…, море — … Ученикам необходимо вспомнить и записать все смысловые пары.

3. Упражнение “Придумай образ”

Используется для тренировки и развития логического и образного мышления.

Инструкция: из предложенных четырех фигур (круг, прямоугольник, треугольник ,полукруг) изобразите ключ ,лицо .,машину, кораблик и т.д.

Домашнее задание: придумать пять смысловых пар.

УРОК №7

1. Упражнение “Моя память”.

Слова: корабль, стол, больница, аптека, бант.

2. Упражнение “Нарисуй-вспомни-запиши”.

Слова: обед, сад, дорога, поле, молоко, стул, одежда, ночь, ошибка, лошадь.

3. Графический диктант.

Изображение сложных фигур, имеющих начало и окончание в одной точке.

Домашнее задание: придумать сложную геометрическую фигуру.

УРОК №8

1. Упражнение “Моя память”.

Слова: зима, хлеб, собака, карась, урок, лес, день, мышь, поле, дуб.

2. Упражнение “Сложные геометрические фигуры”.

Ребенок самостоятельно диктует остальным ученикам фигуру, которая придумана им дома. Если ученики смогли воспроизвести его задание, ребенок поощряется “*”

3. Кроссворд “Карандаш”.

Матрица кроссворда чертится на доске и решается кроссворд в классе.

1. Какую траву и слепой знает?

2. К нам приехали с бахчи полосатые мячи.

3. Шел я лугом по тропинке, видел солнце на травинке, но совсем не горячи солнца белые лучи.

4. Что за чудо? Синий дом, окна светлые кругом, носит обувь из резины и питается бензином?

5. Гляжу я в окошко, ходит черная кошка.

6. Люди ждут меня, зовут, а приду я, прочь бегут.

7. Лечит маленьких мышей, лечит птичек и зверей, сквозь очки на всех глядит, добрый доктор…

8. Сижу верхом ,не ведая на ком.

 

УРОК №9

1.Упражнение “Моя память”.

Слова: дом, бусы, лев, экскаватор, жук, шар, цветок , машина, кот, мяч. Запоминание посредством смысловой цепочки.

2.Упражнение “ Смысловые таблицы”.

мебель посуда одежда
диван чашка куртка
тумбочка тарелка шапка
шкаф сковородка платье

3. Графический проективный тест “Автопортрет”.

Используется в качестве диагностического инструментария психологом школы.

Домашнее задание: составить смысловую таблицу по теме “Птицы-животные-рыбы”.

Приложение Уроки 10–21.

Использованная литература.

  1. Н.В.Самоукина. “Первые шаги школьного психолога”.
  2. Н.В.Крылова. “Очерки понимающей педагогики”.
  3. М.Р.Битянова. “Работа психолога в начальной школе”.
  4. Н.В.Дубровина. “Рабочая книга школьного психолога”.
  5. Н.В.Дубровина. “Руководство практического психолога”.
  6. Е.И.Рогов. “Настольная книга школьного психолога”.
  7. Р.С.Немов. “Психология”. Том1, 2, 3.
  8. Ш.А.Амонинашвили. “Здравствуйте, дети”.

Уроки психологии в 1-4 классах

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хоринская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждено»: «Согласовано»: «Согласовано»:

директор школы зам. директора по УР зам. директора по ВР

______ /Габышев В.М./ ________ /Габышева И.И./ _______ /Мельчинова И.И./

«____» сентября 2016 г. «_____» сентября 2016 г. «____» сентября 2016 г.

Рабочая программа педагога- психолога

Николаевой Полины Дмитриевны

по психологии «Тропинка к своему Я»

для начальных классов (1-4 кл.)

на 2016 – 2017 учебный год

Срок реализации программы: 4 года

Программа рассчитана на детей 7-11 лет

Хоринцы 2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (уроки психологии в начальной школе), автор – Хухлаева О.В.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего в первом классе 33 часа, со второго по четвертый класс 34 часа в год.

Отличительными особенностями программы являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.

Описание ценностных ориентиров содержания курса:

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность искусства и литературыкак способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

Основная цель – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.

Начинается школьная жизнь… И если начало ее у всех одинаковое, то дальше пути расходятся. Кому-то удастся стать на путь успеха, которому будут сопутствовать радость, приобретение уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое. А кому-то будет трудно учиться, и тогда непременными спутниками станут страх и обида, за ними последует чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться.

Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок будет познавать в школе не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.

Сегодня многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребенке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше внимания уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения очень важны для ребенка, они могут сыграть как позитивную так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.

К концу обучения курса учащиеся получат возможность:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

— правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

— правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

— знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;

— иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

— основные способы психологического взаимодействия между людьми;

— приемы повышения собственной самооценки;

— осознание своего места в мире и обществе;

Уметь

— анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

— налаживать контакт с людьми;

— соблюдать правила игры и дисциплину;

— правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

— выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

— адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

— контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— находить свое место в школьной жизни;

    • работать в группе, в коллективе

    • получать удовольствие от процесса познания

-преодолевать возникающие в школе трудности

— психологически справляться с неудачами;

-осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние;

-взаимодействовать с учителем и свертниками;

— адекватно анализировать собственные проблемы;

Применять

— быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

— знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития

— полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем;

— приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов;

— полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения;

— полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

— через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления;

Первый класс.

Основная задача – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учиться выполнять.

Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологических занятиях значительное место отводиться заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость.

В групповые занятия должны включаться игровые и двигательные задания. Первоклассники еще не могут контролировать свои действия. Поэтому главной задачей занятий становиться содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний.

Предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.

Для первоклассников самой значимой фигурой становиться учитель. Его похвала или порицание часто более важны, чем тот же отзыв, полученный от родителей. Детям кажется, что они занимают центральное место в жизни педагога, что все его беды и радости связаны только со школой и с ними. Поэтому полезно включать в занятия задания, которые дают возможность понять, что радовать и огорчать учителя могут не только их успехи или дисциплина на уроке, но и чтение книг, к примеру, или общение с собственными детьми. Это поможет учащимся справиться с возможным страхом перед учителем.

Другая важная задача в работе с первоклассниками – установление атмосферы дружелюбия.

Тематическое планирование занятий

«Тропинка к своему Я»

1 класс.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1.2

Как зовут ребят моего класса.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1.3

Зачем мне нужно ходить в школу.

2

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1.4

Я в школе.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1.5

Мой класс.

2

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1.6

Какие ребята в моем классе.

2

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1.7

Мои друзья в классе.

4

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1.8

Мои успехи в школе.

2

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

трудовая

1.9

Моя «учебная сила».

2

Игровая

Познавательная

трудовая

2 Раздел: «Мои чувства»

2.1

Радость. Что такое мимика.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

2.2

Радость. Как ее доставить другому человеку.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

трудовая

2.3

Жесты.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

2.4

Радость можно передать прикосновением, взглядом.

2

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

2.5

Грусть.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

2.6

Страх.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

2.7

Страх, его относительность.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

2.8

Как справиться со страхом.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

2.9

Страх и как его преодолеть.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

2.10

Гнев. С какими чувствами он дружит.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

2.11

Может ли гнев принести пользу.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

2.12

Обида.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

2.13

Разные чувства.

2

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

3

Итоговое занятие.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Тематическое планирование 1 класс.

Я – школьник.

Цели:

— содействовать осознанию позиции школьника;

— способствовать формированию дружеских отношений в классе;

— развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.

1. Знакомство. Введение в мир психологии.

2. Как зовут ребят моего класса.

3. Зачем мне нужно ходить в школу.

4. Мой класс.

5. Какие ребята в моем классе.

6. Мои друзья в классе.

7. Мои друзья в классе (продолжение)

8. Мои друзья в классе (продолжение)

9. Мои успехи в школе.

10. Моя «учебная сила».

2.

Мои чувства.

Цели:

— рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;

-обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей;

— помочь детям осознать относительность оценки чувств;

— способствовать снижению уровня страхов.

11. Радость. Что такое мимика.

12. Радость. Как ее доставить другому человеку.

13. Жесты.

14. Радость можно передать прикосновением.

15. Радость можно подарить взглядом.

16. Грусть.

17. Страх.

18. Страх, его относительность.

19. Как справиться со страхом.

20. Страх и как его преодолеть.

21.Гнев. С какими чувствами он дружит?

22. Может ли гнев принести пользу?

23. Обида.

24. Разные чувства.

25. Итоговое.

Второй класс

Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.

В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.

Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Она может закрепляться, если ребенок считает, что родителей сильно огорчают его неуспехи. Поэтому особое значение приобретает тема «Качества», в процессе освоения которой учащиеся получают возможность исследовать себя, узнают, что все люди имеют те или иные недостатки.

Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много творческих заданий.

Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.

Тематическое планирование занятий

«Тропинка к своему Я»

2 класс

2.1.

Люди отличаются друг от друга своими качествами

2

2.2.

Хорошие качества людей

1

2.3.

Самое важное хорошее качество

1

2.4.

Кто такой сердечный человек

1

2.5.

Кто такой доброжелательный человек

1

2.6.

Трудно ли быть доброжелательным человеком

2

2.7.

«Я желаю добра ребятам в классе»

2

2.8.

Очищаем свое сердце

2

2.9.

Какие качества нам нравятся друг в друге

2

2.10.

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся

2

2.11.

Люди отличаются друг от друга своими качествами

2

2.12.

В каждом человеке есть светлые и темные качества

2

3 Раздел: Какой Я – Какой Ты?

3. 1.

Какой Я?

2

3.2.

Какой Ты?

2

3.3.

Трудности второклассника в школе, дома, на улице

3.4.

Школьные трудности

2

3.5.

Домашние трудности

2

4.

Итоговое занятие

1

Тематическое планирование 2 класс.

Вспомним чувства.

Цель_ актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.

1. Мы рады встрече.

2. Понимаем чувства другого.

3. Мы испытываем разные чувства.

2.

Чем люди отличаются друг от друга?

4. Люди отличаются друг от друга своими качествами.

5. Хорошие качества людей.

6. Самое важное хорошее качество.

7. Кто такой сердечный человек.

8. Кто такой доброжелательный человек

9.Трудно ли быть доброжелательным человеком.

10. «Я желаю добра ребятам в классе»

11. Очищаем свое сердце.

12. Какие качества нам нравятся друг в друге.

13. Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

14. Люди отличаются друг от друга своими качествами.

15. В каждом человеке есть светлые и томные качества.

3.

Какой Я – Какой Ты?

Цели:

— помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств;

— учить детей находить положительные качества во всех людях.

16. Какой Я?

17. Какой Ты?

18. Трудности второклассника в школе, дома, на улице.

19. Школьные трудности.

20. Домашние трудности.

21. Итоговое занятие.

3 класс.

К началу третьего класса у ребенка уже четко сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет контакт с той ванной составляющей личности, которую психологи называют «внутренним ребенком».

Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную способность детей выполнять стандартные задания, умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригинальности восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей. Поэтому важнейшей темой психологических занятий в третьем классе становится тема «Я — фантазер», в ходе проработки которой можно «реанимировать фантазию», утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых.

Другая важная особенность этого возраста – качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилизму». Внутренне отдаление от авторитета учителя может вызвать страх перед ним либо злость и обиду. Поэтому усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы поддержать в ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности.

Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со своими достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательным. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.

Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот период становятся более значимыми, нежели в первые два школьные года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у третьеклассников живой интерес и воодушевление.

К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях, быть внимательным к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий. Взрослый ведущий старается провести через лидерские роли как можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил психологическую разницу между положениями лидера и исполнителя на самом себе.

Тематическое планирование 3 класс.

Я- фантазер.

Цели:

— помочь детям осознать ценность умения фантазировать;

— развивать креативные способности детей

1. Я-третьеклассник.

2. Кого можно назвать фантазером?

3. Я умею фантазировать!

4. Мои сны

5. Я умею сочинять!

6. Мои мечты

7. Фантазии и ложь

2

Я и моя школа.

Цели:

— помочь детям осознать особенности позиции ученика;

— предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя;

-помочь детям принять учителя таким, какой он есть.

8. Я и моя школа.

9. Что такое лень?

10. Я и мой учитель

11. Я и мой учитель (продолжение)

12. Как справляться с «Немогучками»

3.

Я и мои родители.

Цели:

— помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями;

— обучить детей способам разрешения конфликтов с родиелями.

13. Я и мои родители.

14. Я умею просить прощения.

15. Почему родители наказываю детей?

4..

Я и мои друзья.

Цели:

— помочь деям осознать качества настоящего друга;

-подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.

16. Настоящий друг.

17. Умею ли я дружить?

18. Трудности в отношении с друзьями.

19. Ссора и драка.

5.

Что такое сотрудничество?

Цель – дать детям представление о понятии «сотрудничество».

20. Что такое сотрудничество?

21. Я умею понимать другого

22. Я умею договариваться с людьми.

23. Мы умеем действовать сообща.

24. Что такое коллективная работа?

25. Итоговое занятие.

4 класс.

Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.

Самое важное свойство этого возраста – особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.

Тематическое планирование 4 класс.

Кто Я? Мои силы, мои возможности.

Цели:

— помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности;

— помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость.

1. Мое лето.

2.Кто Я?

3. Какой я — большой или маленький?

4. Мои способности

5. Мой выбор, мой путь.

6. Мой внутренний мир.

7. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

8. Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

9. Что значит верить?

2.

Я расту, я изменяюсь

Цели:

— помочь детям научиться осознавать происходящие в них изменения;

— помочь детям научиться планировать цели и пути самоизменения.

10. Мое детство.

11. Мое детство (продолжение).

12. Я изменяюсь

3.

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

Цели:

-дать детям возможность задуматься о будущем, попытаться структурировать его, обсудить возможные варианты будущего;

— Помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем;

— ввести понятие «Жизненный выбор»

13. Мое будущее.

14. Мое будущее (продолжение)

15. Хочу вырасти здоровым человеком!

4.

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?

Цель – помочь детям осознать понятие «Интеллигентный человек», обсудить проблему идеалов.

16. Кто такой интеллигентный человек?

17. Хочу вырасти интеллигентным человеком.

18. Что такое идеальное Я?

5.

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?

Цели:

— помочь детям осознать личную свободу и свободу другого;

-помочь им понять, что свобода часто связана с наличием обязанностей;

— помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей.

19. Кто такой свободный человек?

20. Права и обязанности школьника

21. Что такое «право на уважение»?

22. Права и обязанности.

23. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.

24. Как разрешать конфликты мирным путем?

25. Итоговое занятие.

О сайте | Уроки психологии в школе

Уважаемые студенты, учителя и психологи, работающие в школе!

В помощь вам, на этом сайте вы найдете тексты уроков психологии для начальной, средней и старшей школы. К каждому уроку прописаны: цель, задачи, ход урока, вывод, контрольные вопросы и домашнее задание.

Школьные психологи всегда вели уроки психологии — это входит в их непосредственную работу. В последнее время, по разным причинам, стали преподавать психологию и учителя-предметники. Студенты психологических и педагогических ВУЗов также сталкиваются с необходимостью провести несколько уроков психологии в школе.

Выпущены министерские программы по психологии для школ с поурочным указанием тем. Иногда к каждой теме дается перечень основных вопросов, которые следует осветить на занятии. Несмотря на это, порой бывает довольно сложно представить, о чем конкретно рассказывать на уроке. Темы встречаются настолько «заковыристые», что даже квалифицированный психолог вынужден специально готовиться к ним, часами просиживая в библиотеке. Учителю же, чьим основным предметом психология не является, приходится еще сложнее.

Как сделать урок интересным, а теорию — нескучной? Как добиться того, чтобы что-то из услышанного задержалось в умах и душах наших учеников? Как извлечь из психологической науки ту немалую пользу, которую она может принести в реальной жизни?

Большая часть даваемых знаний (а в идеале — все) должна быть понятна ученикам и усвоена на примерах из практики. Причем излагаемые теоретические выкладки должны быть, насколько это возможно, испытаны учащимися «на собственной шкуре» — в различных играх, тестах, упражнениях. Только тогда усвоение будет максимальным, а иначе — зачем мы затрудняемся?

Итак, если вы испытываете затруднения с преподаванием психологии в школе, если хотите вести занятия на высоком уровне (в том числе, и профессиональном), предлагаю использовать мои разработки — к вашему с учениками обоюдному удовольствию и пользе. Материал каждой темы рассчитан на стандартный урок — 40 минут.

Желаю вам успехов в трудном и увлекательном деле повышения психологической компетентности наших учителей, учеников и их родителей!

Юлия Зузёнок
Об авторе

Вы можете отправить мне сообщение или оставить запись в гостевой книге.

Уроки психологии в начальной школе

Цель психологической, развивающей работы в начальной школе – создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо создать условия, позволяющие:

сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию (“Зачем мне нужно этим заниматься, что мне это дает”)
сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии (“Какой я?”)
дать учащимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий (“Что я умею делать хорошо и как мне это использовать в учебе?”)
предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями) (“Что мне дается с трудом, и как относиться к своим слабостям и недостаткам”)

Такие условия создаются за счет достаточно длительной целенаправленной групповой работы в форме психологических уроков, развивающих занятий.

Урок психологии во 2 классе

Тема. Я учусь запоминать

Цель. Показать разные способы запоминания.

Мотивировать детей на тренировку своей памяти

Оборудование.

таблицы Шульте
конверты с буквами
наглядные пособия (цифры, плакаты для развития зрительной памяти, для проведения физминутки)

Ход урока

Беседа с детьми. Настрой на работу.

Кому нравится погода сегодня?

Кто с желанием шел сегодня в школу?

Откройте тетради, запишите число, нарисуйте свое настроение.

Я объявляю тему “Я учусь запоминать!”

А нужно ли это? Зачем?

Память свою можно и нужно развивать. И этим мы будем сегодня заниматься на уроке.

Подготовим наш мозг к работе.

Чтобы лучше запоминать, нужно быть очень внимательным.

Выполняем упражнения на развитие внимания.

работа с таблицами Шульте

игра “Пишущая машинка”

(на доске слова дом, еда, сок, вес, гол, ком, гам, снег, лоск, вода, долина, внимание)

“Вы буквы печатной машинки, нажимая на которые можно печатать слова. Я буду показывать слово, а вы будете “печатать” по буквам с помощью хлопков. Например, слово “он”. Сначала хлопает тот, у кого буква “о”, затем тот, у кого буква “н”. Помните, печатать хлопком надо только свои буквы и в правильной очередности. (у детей буквы “д”, “о”, “е”, “а”, “с”,”к”, “в”, “г”,”л”,”м”, “и”, “н”)

Развиваем мышление. Прежде чем запоминать, нужно подумать. Учимся группировать. (У детей конверты с буквами) (Рисунок 1). Сгруппируйте буквы.

по названию
все прописные
все печатные
все письменные
все заглавные

Учимся запоминать

На доске слова сыр, платье, бумага, книга, компот, шарф, костюм, варенье, тетрадь, карандаш. Наша задача запомнить эти слова. Прочитайте и подумайте, как удобнее эти слова запомнить. (Их можно сгруппировать по темам: одежда, продукты, школьные вещи). Поработаем со словами по группам. Закрываем слова, пишем по памяти. Можно еще раз открыть на пять секунд. Запоминается не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что появляется и исчезает. Когда я буду открывать на несколько секунд, постарайтесь увидеть те слова, которые не можете вспомнить. (Этот прием используется в течение всего урока).

Оцените себя:

меньше 5 слов – память нужно развивать
6, 7, 8 слов – хорошо
9,10 слов – отлично

Как результат?

Рассуждая аналогично, запоминаем цифры. Включаем смысловую память.

3, 5, 7, 9, 11 – как можно запомнить? (Все нечетные)
3, 5, 9, 7, 13, 5 – все нечетные, две пятерки, переставлены 7 и 11
Запомните самостоятельно.4, 8, 3, 6, 5, 10, 12.

Как запоминали?

Физминутка. Посмотрите на этих человечков, запомните их движения, повторите по памяти. (Рисунок 2)

Еще один способ запоминания. На доске слова ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь. Можно запоминать эти слова, составляя предложения. А из предложений – рассказ. Можно составлять веселые предложения, даже про то, чего на свете не бывает.

После работы со словами, закрываем, пишем по памяти. Проверяем. Оцениваем себя. Как результаты? Мы включали эмоциональную память.

Развиваем зрительную память. Работаем с таблицей, на которой нарисованы вазы. (Рисунок 3) Посмотрите на эту вазу (Рисунок 4), запомните. А теперь найдите эту вазу среди других и назовите номер, под которым она находится. Узнали? Молодцы!

Попробуем запомнить предметы, а потом нарисовать их. Посмотрите на таблицу, на которой нарисованы разные предметы (Рисунок 5). Представьте себе, как вы играете с мячом, смотрите телевизор, нюхаете розу, пробуете ароматную клубнику и т. д. Включайте тактильную, слуховую, обонятельную, осязательную память. Закрываем картинки, рисуем у себя в тетради. Проверяем.

Подводим итог. Какой способ вам показался удобнее?

Урок психологии в 4 классе

Тема Pазвитие орфографической зоркости

Цель: Показать разные способы развития орфографической зоркости

Ход урока

Организационное начало урока.

Игра “Слушай и выполняй. Выполнять после того, как прослушаете все задание:

повернитесь друг к другу
улыбнитесь
скажите добрые слова

Определяем план работы на урок. На доске запись:

тренируем внимание
развиваем память
играем в учителя
фантазируем, придумываем

Развиваем внимание. Прежде чем мы будем выполнять упражнения по развитию внимания, подумаем: как в работе над русским языком нам может помочь внимание?

Итак, быть внимательным нужно, чтобы видеть орфограммы и грамотно писать.

Работа с таблицами Шульте.

Корректурная проба. В тексте находить буквы А, О, К.

А – зачеркиваем, О – подчеркиваем, К – обводим в кружок. Посчитайте, сколько знаков зачеркнули.

Развиваем ум.

Объедини одним правилом

этаж, дочь, чиж, ночь, ключ, глушь

гроза, зима, река, гора

звездный, радостный, устный, солнце

городки, шапка, шубка,

объявление, съедобные (грибы)

льет, пьет, бьет, вьет, обезьяна

Игра “Четвертый лишний”. На доске анаграммы. Расшифруйте слова, запишите, лишнее слово подчеркните.

Кинтсорт амод  (тростник) (дома)
Кинтсев арог  (вестник) (гора)
Овтсвуч ытевц  (чувства) (цветы)
Икзам акпаш  (глазки) (шапка)

Игра “Я знаю”

Я знаю пять слов с безударной гласной

Пять слов с удвоенной согласной

Игра “Увидь и скажи”. Назови в классе предметы, в написании которых встречаются орфограммы (доска, окно, столы и т. д.)

Придумай слова, где вторая буква О предпоследняя буква Б

Играем в учителя. Найдите в тексте ошибки, исправьте их, посчитайте их. (У каждого на парте листочки с текстами, в которых есть ошибки)

Развиваем воображение. Закончи рисунок. (У каждого на парте листки, где нарисованы разные незаконченные фигуры)

Итог урока.

Внимание и его виды. Свойства внимания (часть 1)

Цель: изучить функцию внимания, его виды и свойства.

Задачи

— определить функцию внимания как направленности сознания на объект;
— рассмотреть условия возникновения внимания;
— рассмотреть виды внимания;
— изучить его свойства;
— в практических заданиях определить индивидуальные особенности внимания учащихся;
— показать возможности повышения качества внимания.

Часть первая. Внимание, виды внимания

Ход урока

Внимание является одним из психических процессов, с помощью которых человек воспринимает и познает окружающий мир. Чтобы воспринимать какой-либо предмет или явление, органы чувств должны быть «настроены» на него, иначе он не заметен. Этой цели служит внимание — произвольная или непроизвольная направленность сознания на определенный объект. В процессе внимания сознание выделяет из общей массы предмет, который вы воспринимаете, о котором думаете или вспоминаете. Одновременно с этим вы на какое-то время перестаете замечать другие окружающие вас объекты. То, к чему привлечено внимание, становится для нас «фигурой», а все остальное — «фоном». Во внимании проявляется избирательность сознания. Мы не в состоянии в каждый момент времени воспринимать мир полностью со всеми его звуками, запахами, изображениями. Или постоянно думать обо всех предметах и явлениях, которые нас окружают. Или вспоминать сразу все, что происходило с нами на протяжении всей нашей жизни. Человек всегда воспринимает какой-то «кусочек» реальности (больший или меньший), его мысли вертятся вокруг какого-то отдельного предмета или конкретного вопроса. Даже когда он думает «ни о чем», можно заметить, что в сознании «всплывают» разнообразные темы и вопросы, мысленно перескакиваешь с одного на другое. Но мысли никогда не приходят все сразу, а только по очереди. В каждый момент времени нас занимает что-то конкретное, а не все вообще. Сознание выбирает, на что направить внимание. Это может быть обусловлено двумя причинами:

1. Физические характеристики объекта или явления. Внимание человека может привлекать цвет, звук, форма, яркость, необычность, привлекательность предмета, новизна или внезапность ситуации. Красное платье само обращает на себя внимание. Громкий или внезапный звук трудно проигнорировать.

2. Значимость объекта или явления для человека. Значимыми могут быть весь объект или его отдельные части. Назначив встречу с человеком, ранее вам незнакомым, вы можете высматривать в толпе: просто молодого человека или девушку или конкретно человека с рюкзаком в желтых ботинках. Смотря какой признак вас в данный момент интересует. В другой раз вы бы на человека с рюкзаком и внимания не обратили, а сейчас это для вас важно.

Обсуждение. Приведите примеры факторов, могущих привлекать внимание человека, объясняя, почему так происходит. Приведите примеры редко встречающихся, индивидуальных признаков, на которые обращают внимание отдельные люди.

Состояние внимания может возникать само собой, под действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого, вызывающего эмоциональный отклик (интерес). Это непроизвольное внимание — сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Также его называют пассивным, подчеркивая отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться.

Если человек обращает свое внимание и сосредотачивается на объекте сознательно, усилием воли, то говорят о произвольном (активном) внимании. В этом случае человек делает что-то не потому, что это интересно или приятно, а потому, что должен это делать — перед ним стоит цель сосредоточиться. Умение направить свое внимание на нужный предмет и не отвлекаться необходимо для успешной учебы и труда. Многие школьные проблемы возникают из-за слабости (несформированности) активного внимания, особенно у младших школьников. Отвлекся на птичку за окном или на новый пенал соседа — и прослушал вопрос учителя. Задумался о чем-то постороннем — и не услышал объяснения теоремы. Одним ухом прислушивался к сплетням за соседней партой — и неправильно списал пример с доски. Для детей легкая отвлекаемость, неумение долго сосредотачиваться на чем-то одном или неинтересном естественна. В процессе учебы их внимание становится более произвольным.

Давайте посмотрим, как отличается эффективность наших действий в зависимости от того, стремимся мы на них сосредоточиться или нет.

Упражнение. Класс делится пополам. Учитель просит учеников смотреть только вперед, не оборачиваясь, и спрашивает: «Назовите как можно больше признаков, описывающих заднюю стену нашего класса. Все вы видели ее сотни раз, не обращая особого внимания. Постарайтесь вспомнить, какая она. Чем незаметней названный вами признак, тем более вы наблюдательны.» Группы по очереди называют по одному признаку. Учитель сравнивает названный признак с реальным предметом и говорит, верен ли он. Выигрывает та группа, которая последней назвала признак. По окончании упражнения обе группы поворачиваются к задней стене и, уже видя ее, называют признаки, которые не прозвучали.

Как видите, в результате непроизвольного внимания много информации ускользает от нас.

Упражнение.

Часть первая. Разбейтесь на тройки. Двое участников садятся спиной друг к другу. Третий участник по очереди задает каждому из них вопросы, касающиеся внешности другого (одежда, цвет глаз, волос, кожи, родинки, ямочки на щеках, количество пуговиц на пиджаке, украшения и пр.), и проверяет правильность ответов.

Часть вторая. Поменяйтесь партнерами. Теперь, прежде чем сесть спиной друг к другу, в течение одной минуты внимательно присмотритесь к партнеру. Затем отвернитесь, и пусть третий участник задает вам вопросы о внешности другого человека.

Обсуждение. Что дает нам больше сведений об объекте — непроизвольное или произвольное внимание? Насколько точна информация, получаемая случайно, по сравнению с результатами направленного наблюдения?

Следующая часть 2

Школьному психологу — Методические разработки

РАЗРАБОТКИ


В разделе разработок: 161

Выберите категорию:

Данная работа будет удобна и полезна для психологов и дефектологов школ, занимающихся коррекционной работой, а также для всех интересующихся диагностикой младших школьников.

Целевая аудитория: для психолога

Программа профилактики «синдрома эмоционального выгорания» у педагогов, взаимодействующих с детьми с ограниченными возможностями.

В современных условиях происходящих изменений, внедрения инновационных технологий в педагогический процесс все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.
Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов в сфере социального обслуживания и профилактики «синдрома эмоционального выгорания». Поэтому возникла потребность разработки программы профилактики «синдрома эмоционального выгорания» у педагогов реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Целевая аудитория: для психолога

Обучение педагогов навыкам планирования. Презентацию можно использовать при проведении тренингов по тайм-менеджменту для педагогов.

  

Целевая аудитория: для учителя

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.» Спиноза Б.

  

Целевая аудитория: для психолога

Большая часть учащихся перед экзаменом испытывает стресс, находясь в ситуации постоянного страха или тревоги. Что с ними при этом происходит?
Постоянный стресс ослабляет иммунитет, кровяное давление повышается, большая сердечная мышца сокращается. Наряду с долговременной памятью страдает и кратковременная, ухудшается зрение.
Чтобы «распознать», снизить уровень напряжения, преодолеть стресс, а может уменьшить и свести на нет уже существующий, можно использовать релаксационные упражнения.
Данный тренинг рассчитан на 40-45 минут
Цель: Снятие эмоционального напряжения и беспокойства у учащихся, перед экзаменами.

Целевая аудитория: для психолога

Педагоги, работающие с детьми, достаточно часто сталкиваются со случаями осложнений психического развития, большая часть которых является отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания. Среди наиболее часто встречающихся трудностей в поведении и развитии детей младшего школьного возраста, можно выделить — гиперактивность.
Актуальность выявления и изучения гиперактивных детей обусловлена не только значительной распространенностью таких проявлений поведения, но и в первую очередь выраженной дезадаптацией, затрудняющей у этих детей приобретение знаний и навыков, налаживание отношений в детском коллективе. Именно в отношении детей этого варианта развития, как никакого другого, необходима готовность близких ребенку взрослых людей понять особенности его развития и создать оптимальные условия воспитания, т. е. обеспечить «первичную профилактику» поведения и развития ребенка. Тяжелое положение такого ученика в классе определяется не только особенностями его поведения и организации деятельности, но и трудностями обучения, обусловленными нарушением формирования таких функций, как память, зрительное, пространственное восприятие, речевое, моторное развитие, а также способности к логическому мышлению, планированию деятельности и самоконтролю.
Разработанные коррекционные занятия могут быть использованы в качестве методического пособия для работы с гиперактивными детьми по снижению проявлений гиперактивности.
В банк внеурочных занятий вошли упражнения направленные на развитие внимания, мышления, координации движения, релаксацию, эмоционально-личностную сферу

Целевая аудитория: для психолога

Данный опросник разработан Л.Йовайши. Он очень прост и удобен в применении. Т.к интерпретация результатов тестирования возможна в кратчайшие сроки. Т.е относится к экспресс-методике.
Использую данную методику ужу давно. Будучи еще школьным психологом. Надо отметить и в работе воспитателя спец.школы. Дает объективную оценку возможностей выпускников. Главное очень нравится самим учащимся. Главное преимущество- лаконичность и точность.

Целевая аудитория: для психолога

Искусство понимания мимики, умение «читать» лица других людей очень важно для любого человека, живущего в наше время. Это умение необходимо каждому – в особенности людям, планирующим связать свою дальнейшую трудовую деятельность с профессиями, в которых необходима работа с людьми. Кроме того, умение распознавать эмоции других людей полезно в любых видах межличностного общения. Оно поможет лучше понимать друзей и родителей (ведь часто бывает трудно понять и принять то, что у людей существуют различия в том, как переживаются и отображаются на лице одни и те же эмоции). Поможет угадывать намерения малознакомых людей и быть более успешным в интимно-личностных отношениях. Цель занятия — пробудить в ребятах интерес к этой теме и побудить их к самостоятельному и более полному изучению невербального общения.

  

Целевая аудитория: для 8 класса

Цель: формирование познавательной сферы у первоклассников.

Задачи:

  1. развитие познавательных интересов и кругозора.
  2. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, наблюдательности, усидчивости.
  3. воспитывать навыки самоконтроля, уверенности в своих возможностях, содействовать сплочению групповых отношений.

Возраст: 7-8 лет

  

Целевая аудитория: для 1 класса

Тема: «Приключение в мире сказок»! Цель: формирование познавательной сферы у первоклассников. Задачи: 1. развитие познавательных интересов и кругозора. 2. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, наблюдательности, усидчивости. 3. воспитывать навыки самоконтроля, уверенности в своих возможностях, содействовать сплочению групповых отношений. Время занятия: 45 мин. оборудование: интерактивная доска, презентация, карандаши, рисунки — раскраски Тип урока: познавательный.

  

Целевая аудитория: для 1 класса

Данный урок рассчитан на детей 7-8 лет

Цель: формирование познавательной сферы у дошкольников.

Задачи:

  1. развитие познавательных интересов и кругозора.
  2. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, наблюдательности, усидчивости.
  3. воспитывать навыки самоконтроля, уверенности в своих возможностях, содействовать сплочению групповых отношений.

    

Целевая аудитория: для 1 класса

Данная разработка содержит конспект занятия для учащихся 1 — х классов. При проведении занятия используются разные современные образовательные технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие, рефлексивного обучения, сказкотерапия, цветовая терапия, музыкотерапия; ЦОР: видеоролик с физкультминуткой; ИКТ: презентация. Занятие может быть использовано как часть коррекционно — развивающей программы адаптации, так и как самостоятельное занятие по предложенной теме. Если работоспособность детей в группе не очень высокая, то можно исключить упражнение с совместным рисованием истории. Задание с раскрашиванием рюкзака может быть использовано педагогом — психологом с диагностической целью.

   

Целевая аудитория: для 1 класса

Актуальность: Обучение ребёнка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребёнка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

Целевая аудитория: для психолога

Лекция для классных руководителей о влиянии цвета на развитие личности ребёнка. Умело, грамотно подобранный цвет классной комнаты, с учетом его свойств, поможет добиться в нем не только гармони, уюта, успешности но и сохранения психологического здоровья обучающихся. Пренебрегая свойствами цвета и его психологией можно сделать помещение унылым и невыразительным, или излишне пестрым для ежедневного восприятия, а, следовательно, утомляющим глаза и мозг. В лекции приведены примеры сочетания и влияния различных цветов на личность. Лекция подкреплена примерами находящимися в презентации.

  

Целевая аудитория: для классного руководителя

Данная презентация может использовать педагогами-психологами на индивидуальных или групповых коррекционно-развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста. В презентации представлены задания на развитие восприятия, внимания, памяти.

   

Целевая аудитория: для психолога

В презентации «Психологическая подготовка к экзаменам» рассматривается объективный взгляд на экзамен. Ребята из презентации смогут узнать из каких моментов должна состоять подготовка к экзамену и как правильно ее организовать на каждом из этапов. Какими способами бороться со стрессом, какие продукты необходимо употреблять. Узнают о важности режима сна и отдыха в период подготовки, ознакомятся с приемами, мобилизующими интеллектуальные возможности. Презентацию можно использовать педагогу- психологу в рамках профилактической работы.

   

Целевая аудитория: для психолога

Данная разработка поможет Вам скорректировать поведение детей. Материал разработан на основании книги Мишеля Борбра «38 способов изменения проблемного поведения ребенка» материал может быть интересен психологам, классным руководителям и родителям. Данную презентацию можно использовать в качестве методического пособия на методических объединениях и родительских собраниях.

   

Целевая аудитория: для психолога

Данная методическая разработка направлена на предупреждение детско-родительских конфликтов, изучение методов их разрешения, обучение родителей одной из техник общения, способствующей гармонизации детско-родительских отношений. Основные вопросы, которые раскрывает тема родительского собрания:
 причины возникновения конфликтных ситуаций;
 умение определять проблему (выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого) и анализировать ее;
 поиск возможных выходов решения из конфликтной ситуации.
Материал методической разработки ориентирован для родителей подростков 11-14 лет.
По итогам собрания родители приобретают следующие навыки:
 умение находить компромисс;
 умение применять полученные навыки, упреждающие возможным воспитательным затруднениям;
 применение в личной практике техники активного слушания

    

Целевая аудитория: для психолога

Родительское собрание-практикум содержит упражнения, рекомендации и презентацию. Направлено на повышение уверенности в себе родителей и повышение самооценки детей. Помогает формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми. Содержит информацию о психологических знаниях, умениях и навыках, необходимых родителю для достижения успеха в жизни, и жизни детей. Открывает новые грани индивидуальности детей в глазах родителей. Помогает в обеспечении психологического здоровья, профилактика суицидальных проявлений среди детей и подростков.

   

Целевая аудитория: для психолога

Данная разработка способствует созданию благоприятных взаимоотношений между родителями и детьми. Описывает основные причины, приводящие к недопониманию между детьми и родителями. Презентация позволяет учитывать возрастные особенности соответственно возрасту и потребностям ребёнка. Обращает внимание на важность доверительных отношений с детьми. Счастливая семья — пример для окружающих.

  

Целевая аудитория: для психолога

Конкурсы


Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *