Уровни способностей в психологии: Уровни развития способностей в психологии, виды и – Способности человека. Уровни развития способностей: диагностика, развитие

Автор: | 26.11.2020

Содержание

Уровни развития способностей в психологии, виды и

Первый подход:

два уровня развития способностей:

1. репродуктивный. Человек обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу.

2. творческий. Человек создает новое, оригинальное.

Второй подход:

Можно выявить градацию их развития от слабо развитых или еще не развитых способностей до их высшего развития:

Задатки

Врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма в целом и его нервной системы, составляющие индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей

Склонности

Первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении человека к занятиям определенным видом деятельности

Одаренность

Сочетание различных развитых способностей, обусловливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или в нескольких областях деятельности

Талант

Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности

Гениальность

Высшая ступень талантливости. Способность создавать что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности

 

Развитие способностей

Морфо-физиологической базой для развития способностей являются задатки. Так, задатками музыкальных способностей будет соответствующее строение улитки и височной коры больших полушарий, для развития актерских способностей нужно наличие достаточно развитого голосового аппарата и эмоциональных зон мозга, а также хорошая мышечная координация и т. д.

Развитие способностей начинается с первых дней жизни и может продолжаться всю жизнь:

1 этап. От рождения до 6-7 лет. Созревание необходимых органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно охватывает период от рождения ребенка до 6-7 лет.

2 этап. Дошкольники – средние классы. Становление специальных способностей. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность, особенно если они имеют творческий характер. Оценить, насколько развиты способности у ребенка, мы можем по динамике их развития — то есть по скорости освоения той или иной деятельности.

Для развития способностей ребенка нужны определенные условия:

 

 

Условия развития у человека социальных способностей

1. Наличие общества, социально-культурной среды, которая включает предметы материальной и духовной культуры.

2. Наличие в ближайшем социальном окружении человека людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и могут передать ему нужные знания, умения и навыки располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания.

3. Необходимость участия в тех видах человеческой деятельности, которые имеютотношение к его способностям.

49,. Темперамент как свойство личности. Основные учения о темпераментах. Физиологическая основа темперамента.

Темперамент — психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

Выделяют следующие основные особенности темперамента человека:

*темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность;

*свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными;

*согласно современным данным темперамент обусловлен свойствами нервной системы конкретного человека.

Основные учения:

В истории психологии известны разные теории темперамента. В частности, одна из первых попыток объяснения этой характеристики личности принадлежит греческому врачу Гиппократу, который считал, что состояние организма зависит от соотношения жидкостей организма (кровь, лимфа и желчь).

Древнеримский ученый Гален уточнил классификацию Гиппократа и выделил четыре главных темперамента.

Сангвиник «Сангвис» — кровь. Легкая возбудимость чувств и их малая продолжительность. Склонности его непостоянны

Флегматик «Флегма» — слизь. Чувства медленно овладевают таким человеком; он легко сохраняет хладнокровие в экстремальных ситуациях. Он терпеливо переносит невзгоды и редко жалуется

Холерик «Холе» — желтая желчь. Такой человек находится под влиянием страстей. Он размышляет мало, но действует быстро. Холерики вспыльчивы, но отходчивы

Меланхолик «Мелайна холе» — черная желчь. Склонен к печали; преувеличивает свои страдания. Чувствителен и легко раним

Немецкий психолог Эрнст Кречмер попытался увязать темперамент со строением тела (конституционная теория темперамента).

По мнению русского физиолога И. П. Павлова, темперамент человека всецело зависит от свойств нервной системы организма. Он выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность. В зависимости от сочетания данных свойств он выделил несколько типов высшей нервной деятельности человека.

Меланхолик — (слабый) это слабый тип нервной системы, неспособный выдерживать сильные нагрузки. В ответ на них в центральной нервной системе развивается процесс «запредельного торможения».

Холерик — (безудержный) сильный и неуравновешенный тип, бурно реагирующий на воздействия, способный к активным действиям и сильным эмоциям.

Флегматик — (спокойный) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы, способный выдерживать длительные и сильные нагрузки.

Сангвиник — (живой) сильный, уравновешенный, подвижный тип, с регулярно чередующимися процессами возбуждения и торможения.

Б. М. Теплов — главным компонентом темперамента являются эмоции, а точнее скорость и сила их проявления.

Способности человека. Уровни развития способностей: диагностика, развитие

Часто говорят о способностях того или иного человека, подразумевая его склонность к определенному виду деятельности. При этом мало кто задумывается о том, что это понятие научное и подразумевает уровень развития данного качества, а также возможности его совершенствования. Какие уровни развития способностей существуют, как работать над их улучшением и научиться максимально использовать, знает далеко не каждый. Между тем мало обладать какой-либо способностью, данное качество необходимо постоянно развивать, если вы хотите действительно добиться успеха в определенной области.

Согласно научному определению, способность – индивидуальная и психологическая особенность конкретного человека, определяющая его умение осуществлять конкретную деятельность. Врожденные предпосылки к появлению определенных способностей – это задатки, которые, в отличие от первых, закладываются в личности с рождения. Следует учитывать, что способности — понятие динамическое, что означает их постоянное формирование, развитие и проявление в различных сферах деятельности. Уровни развития способностей зависят от множества факторов, которые следует учитывать для постоянного самосовершенствования.

уровни развития способностейПо Рубинштейну их развитие происходит по спирали, что означает необходимость реализации возможностей, предоставляемых одним уровнем способностей, для того чтобы произошел дальнейший переход на более высокий.

Виды способностей

Уровень развития способностей личности делится на два вида:

— репродуктивный, когда личность демонстрирует способность успешно овладевать различными умениями, усваивать и применять знания, а также реализовывать деятельность по уже предложенному образцу или идее;

— творческий, когда личность обладает умением создавать что-то новое, оригинальное.

В ходе успешного приобретения знаний и умений человек переходит с одного уровня развития на другой.

Кроме того, способности также делят на общие и специальные, согласно теории Теплова. К общим относятся те, которые демонстрируются в любой области деятельности, в то время как специальные проявляются в конкретной сфере.

Уровни развития способностей

Выделяются следующие уровни развития данного качества:

— способность;

— одаренность;

— талант;

— гениальность.

Для того чтобы сформировалась одаренность человека, нужно, чтобы присутствовало органичное сочетание общих и специальных способностей, а также необходимо их динамичное развитие.

Одаренность — второй уровень развития способности

Одаренность подразумевает совокупность разнообразных способностей, которые развиты на достаточно высоком уровне и обеспечивают личности возможность успешно освоить какой-либо вид деятельности. В данном случае подразумевается конкретно возможность освоения, так как от человека, помимо прочего, требуется непосредственное овладение необходимыми навыками и умениями для успешной реализации идеи.

Одаренность бывает следующих видов:

— художественная, подразумевающая большие достижения в художественной деятельности;

— общая — интеллектуальная или академическая, когда уровни развития способности человека проявляются в хороших результатах в обучении, овладении различными знаниями в разнообразных научных областях;

— творческая, предполагающая умение генерировать новые идеи и демонстрировать склонность к изобретательству;

уровень развития способности

— социальная, обеспечивающая высокий социальный интеллект, выявление лидерских качеств, а также умение строить конструктивные отношения с людьми и обладание организаторскими способностями;

— практическая, проявляющаяся в умении личности применять собственный интеллект для достижения поставленных целей, знании слабых и сильных сторон человека и умении пользоваться этим знанием.

Кроме того, существуют виды одаренности в разнообразных узких сферах, например математическая одаренность, литературная и т. д.

Талант – высокий уровень развития творческих способностей

Если человек, обладающий ярко выраженными способностями к определенной области деятельности, постоянно совершенствует их, говорят, что у него есть талант к ней. Стоит учитывать, что это качество также не является врожденным, несмотря на то что многие привыкли так считать. Когда мы говорим про уровни развития творческих способностей, талант является достаточно высоким показателем умения человека заниматься определенной сферой деятельности. Однако не стоит забывать, что это не что иное, как ярко выраженные способности, которые необходимо постоянно развивать, стремясь к самосовершенствованию. Никакие природные задатки не приведут к признанию таланта без упорной работы над собой. При этом талант образуется из определенного сочетания способностей.

способности уровень развития способностейНи один, даже самый высокий уровень развития способности к чему-то не может называться талантом, так как для достижения результата необходимо наличие таких факторов, как гибкий ум, твердая воля, большая трудоспособность и богатая фантазия.

Гениальность – самый высокий уровень развития способностей

Человека называют гениальным в том случае, если его деятельность оставила ощутимый след в развитии общества. Гениальность — высший уровень развития способностей, которым обладают единицы. Это качество неразрывно связано с незаурядностью личности. Отличительным качеством гениальности, в отличие от других уровней развития способностей, является то, что она, как правило, проявляет свой «профиль». Какая-либо сторона в гениальной личности неизбежно доминирует, что приводит к яркому проявлению определенных способностей.

Диагностика способностей

Выявление способностей до сих пор является одной из сложнейших задач психологии. В разное время многие ученые выдвигали собственные методы исследования данного качества. Однако в настоящее время нет методики, которая позволяет с абсолютной точностью выявить способность человека, а также определить ее уровень.

условия уровни развития способностей

Основная проблема заключалась в том, что способности измерялись количественно, выводился уровень развития общих способностей. Однако на самом деле они являются качественным показателем, которое необходимо рассматривать в динамике. Разные психологи выдвигали собственные методы измерения данного качества. Например, Л. С. Выготский предлагал оценивать способности ребенка через зону ближайшего развития. Это предполагало двойную диагностику, когда ребенок решал задачу сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

Другой метод измерения способностей при помощи тестирования предложил основатель дифференциальной психологии — английский ученый Ф. Гальтон. Цель методики заключалась в выявлении не только наличия способности, но и уровня ее развития. В первую очередь изучались уровни развития интеллектуальных способностей при помощи тестов на общий интеллект, затем испытуемый отвечал на блок вопросов, выявляющих наличие специальных способностей, а также их уровень.

Следующий метод диагностики принадлежит французским ученым А. Бине и Симону. Здесь также в первую очередь определялся уровень интеллектуальных способностей при помощи 30 задач, расположенных по возрастанию уровня сложности. Главный упор делался на способности понимать задание и уметь рассуждать логически, как его можно решить. Ученые предполагали, что именно это умение лежит в основе интеллекта. Им принадлежит понятие умственного возраста, который определяют уровнем решения интеллектуальных задач. Каждое выполненное задание являлось критерием определения данного показателя. После смерти ученых тесты перевели на английский язык и представили в США. Позже, в 1916 году, американский ученый Льюис Терман модифицировал тест, и новый вариант, которому дали название «шкала Стэндворд-Бине», стал считаться универсальной методикой для выявления способностей.

Существует множество методов выявления конкретных способностей, однако все они основаны на определении интеллектуальных показателей в первую очередь. Связано это с мнением ученых о том, что для развития творческих и иных способностей уровень интеллектуального развития должен быть выше среднего.

Диагностика интеллектуальных способностей

Уровень интеллектуального развития человека предполагает его умение использовать свой ум для мышления, понимания, слушания, принятия решений, наблюдения, восприятия взаимосвязей и других мыслительных операций. Одной из самых широко используемых методик для определения степени развития данного качества являются IQ-тесты, в которых предлагается определенный набор заданий, а на их выполнение отводится фиксированное количество времени. Шкала баллов, которые можно набрать при прохождении данного теста, составляет от 0 до 160 и представляет собой диапазон от дебильности до гениальности. IQ-тесты предназначены для людей любого возраста.

уровень развития способностей личности

Другая популярная методика — ШТУР — также выявляет способности. Уровень развития способностей интеллектуальных у школьников является целью диагностики данного метода. Включает в себя 6 субтестов, в каждом из которых присутствует от 15 до 25 однотипных заданий. Первые два субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников, а остальные выявляют:

— умение находить аналогии;

— логические классификации;

— логические обобщения;

— нахождение правила построения числового ряда.

Метод предназначен для группового исследования и ограничен во времени. Высокие статистические показатели методики ШТУР позволяют судить о достоверности выявляемых результатов.

Диагностика творческих способностей

Универсальная методика для измерения уровня творческих способностей – методика Гилфорда, существующая в различных модификациях. Качества креативности, которые можно выявить при помощи данного метода:

— оригинальность в составлении ассоциаций;

— семантическая и смысловая гибкость;

— умение создавать новые идеи;

— уровень развития образного мышления.

В данном исследовании испытуемому предлагаются различные ситуации, выход из которых возможен только при нестандартном подходе, что предполагает наличие творческих способностей.

Качества, которыми должен обладать респондент для успешного прохождения теста:

— восприятие и правильное понимание предлагаемых заданий;

— рабочая память;

— дивергентность — умение обнаружить оригинальное в обычном;

— конвергентность — умение опознавать объект по качественно разным признакам.

Высокое развитие творческих способностей, как правило, предполагает интеллектуальное развитие на соответствующем уровне, а также присутствие у личности уверенности в себе, чувства юмора, беглой речи и импульсивности.

уровни развития интеллектуальных способностей

Основное отличие тестов для выявления творческих способностей от аналогичных инструментов, призванных определять способности интеллектуальные, – это отсутствие временного ограничения на решение заданий, сложное строение, предполагающее возможность нескольких способов решения, а также косвенная конструкция предложений. Каждое успешно выполненное задание в тесте свидетельствует о наличии способности к той или иной сфере творческой деятельности.

Другие методики для диагностики уровня развития способностей

Способности человека могут проявиться в любом возрасте. Однако чем раньше они будут выявлены, тем больше вероятность их успешного развития. Именно поэтому сейчас в образовательных учреждениях с самого младшего возраста требуется проведение работы, в ходе которой выявляются уровни развития способностей у детей. По результатам работы со школьниками ведутся занятия для развития выявленных склонностей к той или иной области. Такая работа не может ограничиваться только школой, родителям также следует принимать активное участие в работе в данном направлении.

Методики, наиболее широко используемые для диагностики способностей, как общих, так и специальных:

— «Проблема Эверье», призванная оценить целенаправленность мышления, т. е. то, до какой степени человек может сконцентрироваться на поставленной задаче.

— «Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов», направленное на выявление процессов памяти.

— «Вербальная фантазия» — определение уровня развития творческих способностей, в первую очередь воображения.

— «Запомни и расставь точки» — диагностика объема внимания.

— «Компасы» — изучение особенностей пространственного мышления.

— «Анаграммы» — определение комбинаторных способностей.

— «Аналитические математические способности» — выявление аналогичных склонностей.

— «Способности» — выявление успешности выполнения деятельности в той или иной сфере.

— «Ваш творческий возраст», направленный на диагностику соответствия паспортного возраста с психологическим.

— «Ваш творческий потенциал» — диагностика творческих возможностей.

Количество методик и их точный список определяются исходя из целей диагностического обследования. При этом конечным результатом работы является не выявление способности человека. Уровни развития способностей должны постоянно повышаться, именно поэтому после диагностики обязательно должна проводиться работа по совершенствованию определенных качеств.

Условия для повышения уровня развития способностей

Одним из важнейших критериев повышения данного качества являются условия. Уровни развития способностей должны постоянно находиться в динамике, переходя с одного этапа на другой. Для родителей важно обеспечить своему ребенку условия для реализации его выявленных склонностей. Однако успех почти полностью зависит от работоспособности человека и его нацеленности на результат.

уровень развития общих способностей

То, что у ребенка изначально присутствуют определенные задатки, совсем не гарантия того, что они трансформируются в способности. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, где хорошей предпосылкой для дальнейшего развития музыкальных способностей выступает наличие у человека тонкого слуха. Но специфичное строение слухового и центрального нервного аппарата — это только предпосылка к возможному развитию данных способностей. Определенное строение мозга не влияет ни на выбор будущей профессии своего обладателя, ни на возможности, которые будут ему предоставлены для развития его задатков. Кроме того, благодаря развитости слухового анализатора, возможно, будут формироваться абстрактно-логические способности, помимо музыкальных. Вызвано это тем, что логика и речь человека находятся в тесной связи с работой слухового анализатора.

Таким образом, если вы выявили свои уровни развития способностей, диагностика, развитие и возможный успех будут зависеть только от вас. Помимо соответствующих внешних условий, вы должны осознавать, что только ежедневный труд превратит природные задатки в умения, которые в будущем могут перерасти в настоящий талант. А если ваши способности проявляются необычайно ярко, то, возможно, результатом самосовершенствования станет признание вашей гениальности.

52. Уровни развития способностей и индивидуальные различия

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют

задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

Однако наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. Например, существенной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных способностей. Строение мозга не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут представлены ему для развития имеющихся у него задатков. Следовательно, в какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального развития.

Таким образом, развитие задатков– это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.

Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного вида не означает, что на их базе в благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Способностив значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут бытьпотенциальнымииактуальными.

Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным способностям, как правило, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.

Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности, и какие будут приобретены знания и навыки.

В структуре способностей можно выделить две группы компонентов. Одни занимают ведущее положение, а другие являются вспомогательными. Ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности. Однако структура способностей – это весьма гибкое образование. Соотношение ведущих и вспомогательных качеств в конкретной способности у разных людей неодинаково. В зависимости от того, какое качество у человека является ведущим, происходит формирование вспомогательных качеств, необходимых для выполнения деятельности. Более того, даже в рамках одной и той же деятельности люди могут обладать различным сочетанием качеств, которые позволят им одинаково успешно выполнять данную деятельность, компенсируя недостатки.

Следует отметить, что отсутствие способностей еще не означает непригодности человека к выполнению той или иной деятельности, поскольку существуют психологические механизмы компенсации отсутствующих способностей. Часто заниматься деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. По мнению Е. П. Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, либо через формирование индивидуально-типического стиля деятельности, либо через другую, более развитую способность. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Вероятно, именно это обеспечивает возможность успешной деятельности человека в самых различных областях.

Проявление способностей всегда строго индивидуально и чаще всего неповторимо. Поэтому свести одаренность людей, даже занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется невозможным. С помощью различных психодиагностических методик можно лишь установить наличие тех или иных способностей и определить относительный уровень их развития.

Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их развития, как мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Однако отсюда не следует, что мастерство выражается в соответствующей сумме готовых умений и навыков. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.

Следующий уровень развития способностей человека – талант. В настоящее время подталантомпонимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Следует отметить, что талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом, а пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячелетнюю историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова.

40 Ответ):Виды способностей. Уровни проявления способностей. Формирование способностей.

Ответ: Способности- индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Виды способностей:

В структуре способностей выделяют:

Природные (или естественные) способности, в своей основе биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

Специфические человеческие способности, имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде, которые в свою очередь делятся на две их основные категории — общие и специальные способности:

общие способности — такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

специальные способности — система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

— учебные и творческие;

— умственные и специальные;

— математические;

— конструктивно-технические;

— музыкальные;

— литературные;

— художественно-изобразительные;

— физические способности;

— парапсихологические (экстрасенсорные).

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

По уровню развития способностей выделяют следующие степени их проявления: одаренность, 

талантливость,

 гениальность.

Одаренность – это наличие у человека задатков и склонностей, которые проявляются в формировании и проявлении у него способностей к тому или иному виду деятельности, о чем можно судить по быстрым темпам овладения ею и высоких результатах осуществления. Различают общую одаренность и специальную – по характеристике проявленных способностей. О человеке говорят «одаренный» до тех пор, пока он показывает успешную динамику в овладении деятельностью и ожидается, что покажет высокие результаты.Когда уровень развития способностей обеспечивает такие результаты деятельности, которые отличаются принципиальной новизной, недостижимостью для других и выделяются своей социальной ценностью, они определяются как талант, талантливость. Талант – это высочайший уровень развития способностей, который обеспечивает создание выдающихся произведений искусства, достижения выдающихся результатов в той или иной деятельности. Талантливый человек – огромная ценность в человеческом сообществе, поскольку все выдающиеся открытия, произведения техники и искусства созданы именно талантливыми людьми. Высшая степень талантливости – гениальность.

Гениальность – это такой уровень развития способностей человека, при котором результаты его деятельности составляют целую эпоху в жизни общества и навсегда входят в сокровищницу человеческой культуры и цивилизации. Гениальные люди – достояние всех землян. Именно гении человечества служат путеводными маяками в вековечной борьбе людей за истину, добро и красоту как высшие ценности, составляющие смысл жизни человека и человечества. Невозможно представить себе жизнь людей без «Джоконды» гениального Леонардо да Винчи. Без бессмертных трагедий гениального Уильяма Шекспира. Гений привносит в жизнь всех людей нечто такое, что делает невозможной их прежнее существование. Становится нельзя жить так, как если бы «Моны Лизы» не было. Она есть. И сам факт присутствия этого шедевра в мире людей служит как бы напоминанием, к чему должны стремиться люди. Гений отличается от таланта тем, что открывает новые горизонты и новые пути человеческого существования. Люди, одаренные гениальными способностями к разным видам деятельности именуются конгениальными.

Формирование. способностей. происходит на основе врожденных задатков способностей. Однако вопрос о природе задатков и их роли в формирование. способностей. является дискуссионным. По мнению одних авторов (Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплое и др.), задатки специфичны по отношению к способностям, хотя и многозначны (т. е. одни и те же способности могут формироваться на основе разного сочетания задатков). По мнению др. (А. Н. Леонтьев), задатки вообще не специфичны по отношению к собственно человеческим способностям и последние целиком формируются в процессе усвоения (присвоения) социального опыта. Формирование. способностей. происходит в процессе усвоения тех видов деятельности, для осуществления которых эти способности необходимы. Но если приобретение знаний, умений и навыков — это прямой результат обучения деятельности, то Формирование. способностей. при существующих формах обучения выступают его косвенным, побочным результатом. Леонтьевым была поставлена задача перехода к прямому Формированию. способностей, созданию «педагогики способностей». Трудность ее решения состоит в отсутствии четких знаний о психологической природе способностей и закономерностей их формирования. В ряде исследований развития способностей у детей (В. И. Киреенко, Н. С. Лейтес, В. А. Крутецкий и др.) дается описание психических свойств, выступающих в качестве способностей к определенным видам деятельности, и вскрываются условия, способствующие их совершенствованию. Ведутся интенсивные исследования умственных способностей ребенка: разрабатываются методы их диагностики и изучаются возможности их целенаправленного формирования в дошкольном и школьном возрасте.

 

Уровни развития способностей

Считается, что развитие какой-либо способности происходит в несколько стадий:

  • Задатки

  • Способности

  • Одаренность

  • Талант

  • Гениальность

Б.М.Теплов определяет одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Сама по себе одарённость не обеспечивает успеха в какой-либо деятельности, а лишь дает возможность достижения успеха. Иными словами, для достижения результатов в деятельности человек должен приобрести необходимые знания, умения и навыки. Одарённость, так же как и способности, может быть общей и специальной. Довольно часто общая одарённость проявляется в сочетании со специальной. К признакам, свидетельствующим об одаренности, относится раннее или более выраженное по сравнению с представителями той же социальной среды развитие способностей.

Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. Несмотря на то, что в жизни, безусловно, не составляет труда найти людей, занимающихся той или иной творческой или научной деятельностью одинаково успешно, однако, врят ли удастся выделить из них хотя бы двух, выполняющих ее одинаковым способом.

Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякой деятельности характерна его индивидуальность и самобытность. Без этой особенности было бы немыслимо осуществление творческого и научного прогресса.

Одаренность как общая характеристика сферы способностей требует комплексного (психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического) изучения.

Следующим уровнем развития способностей является талант. Его определяют как способность, присущую от рождения. Но раскрывается он не сразу, а по мере постепенного приобретения необходимых навыков и опыта. В современной психологии выделяют несколько типов таланта, которые могут быть присущи человеку в той или иной степени. В 80-ых годах XX века Говардом Гарднером была написана книга под названием «рамки ума», в которой он описал восемь различных типов таланта:

  1. вербально-лингвистический талант, который отражает способности к писательской деятельности, им могут обладать журналисты, писатели и юристы

  2. цифровой талант, характерный для представителей точных наук, таких как математика или программирование

  3. слуховой талант, которым в высокой степени должны обладать музыканты, лингвисты, языковеды

  4. пространственный талант, присущий дизайнерам и художникам

  5. физический талант, свойственный спортсменам и танцорам,

  6. личностный или эмоциональный талант

  7. межличностный талант, присущий политиками, ораторами, торговцами, актерами

  8. талант окружающей среды, которым бывают наделены дрессировщики или земледельцы.

О наличии таланта свидетельствует высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных, а также достижение человеком высоких результатов в деятельности. Результаты работы обладающего талантом человека отличаются принципиальной новизной и оригинальностью. Талант обычно руководствуется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.

Гениальность является практическим воплощением повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других. Часто гениальность выражается в новых уникальных творениях, с опозданием признаваемых шедеврами. Иногда гениальность проявляется в новом и неожиданном методологическом подходе к творческому процессу. Как правило, гениальная личность появляется тогда, когда это становиться необходимым в ту или иную эпоху в определенных социальных условиях.

Гений творит значительно быстрее и продуктивнее своих ровесников, достигающих признания в той же самой сфере занятий. Существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности10.

17. Способности, их структура и уровни развития.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость овладения ими. Способности развиваются на основе задатков, которые представляют собой врождённые анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека.

Виды способностей:

    1. Общие – это особенности мышления, внимания, памяти, восприятия речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения и т.д. Они обеспечивают высокие результаты в самых различных областях человеческой деятельности. Их подразделяют на элементарные (способности ощущать, воспринимать, запоминать, чувствовать и т.д.) и сложные (способности к труду, учению, общению и др.).

    2. Частные подразделяются на простые (внимание, глазомер, музыкальный слух и т.д.) и специальныеэто способности к определенной деятельности, которые помогают достигать в ней высоких результатов (организаторские, педагогические, управленческие, командирские и т.д.).

Уровни развития способностей:

  • Репродуктивный – обеспечивает высокий уровень усвоения готового знания, овладения сложившимися образцами деятельности и общения.

  • Творческий обеспечивает создание нового, оригинального.

Высшая степень проявления общих способностей – называется одарённостью. Высшая степень проявления специальных способностей есть талант. Высшая степень проявления творческих способностей – гениальность.

18. Малая группа, её виды и характеристики.

Психология и поведение отдельного человека или личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные группы.

Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами и другими социальными общностями.

Малые группы представляют собой небольшое объединение людей, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Отличительными признаками малой группы являются: пространственное и временное соприсутствие людей, что дает возможность воспринимать человеку индивидуальность всех других людей в группе.

Основные виды малых групп:

условные (номинальные) – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Реально они не существуют;

реальные – это действительно существующие объединения людей;

естественные – это реальные группы, которые складываются сами по себе;

лабораторные – это реальные группы, которые создаются экспериментатором с целью проведения научного исследования;

формальные – это естественные группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций и цели их деятельности задаются из вне;

неформальные – это естественные группы которые возникают и действуют как бы вне рамок официальных организаций и цели их деятельности определяются личными интересами членов группы;

референтная – это реальная или условная группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В такой группе индивид находит для себя образцы для подражания;

нереферентной считается такая группа, психология и поведение членов которой чужды или безразличны для индивида.

Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые.

Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Для того, чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, атмосферу творчества.

Все социально-психологические характеристики групп можно разделить на два класса: формальные – не затрагивающие непосредственно психологию людей (число членов в группе, ее композицию, т. е. индивидуальный состав, каналы коммуникаций, особенности групповой задачи, связанные с распределением обязанностей между членами группы) и содержательные (межличностные отношения, групповые нормы, мнения, потребности, ценностные ориентации, роли, статусы, внутренние установки и лидерство).

Как формальные, так и содержательные характеристики оказывают влияние на успешность выполнения поставленных задач перед группами.

Социально-психологическая характеристика групп по уровню их развития включает:

1. Неорганизованные группы (ассоциации: случайная группа, толпа) – не имеет собственной структуры или может иметь стихийную, каждый член такой группы осуществляет самостоятельную форму деятельности и преследует личные цели деятельности.

2. Внешне организованные группы (организация: производственная, учебная, кооперация) – структура групп регламентирована извне, форма деятельности членов группы определяется внешней и внутренней организацией группы, цели деятельности общие.

3. Внутренне организованные группы: а) корпорация (групп бизнесменов) – имеет внутреннюю структуру, форма деятельности членов группы – вместе, цели деятельности – личные через групповые; б) коллективы – осуществляют совместную форму деятельности своих членов и цели их деятельности у них общие.

Уровни развития способностей

Для обозначения высокого уровня развития способностей в психологии используются понятия «одаренность», «талант» и «гениальность».

В обыденном сознании одаренность традиционно понимается как уровень развития способностей, превосходящий среднестатистистические характеристики. Однако, в научной терминологии от подобного количественного подхода отказались почти сто лет назад, ко­гда стало очевидно, что количество не всегда переходит в качество.

В психологии понятие одаренности на сегодняшний день является многозначным. Под ним понимаются и совокупность задатков — природных предпосылок способностей, и наличие вну­тренних (не только врожденных, но и приобретенных) условий для выдающихся достижений в деятельности, и умственный потенциал человека, и т. д. Но наибольшее распространение по­лучил подход, согласно которому одаренность представляет собой качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающих успешность выполнения той или иной деятельности. Отметим, что это своеобразие отражено в том, что совместное действие различных способно­стей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность от­дельных способностей за счет преимущественного развития других. При этом можно говорить об общей или специальной одаренности. Первая, как правило, имеет интеллектуальный или творческий характер, а вторая проявляется в конкретном виде деятельности.

Общая и специальная одаренность могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Яркой иллю­страцией этого является феномен савантизма (отфр. sameзнающий). Савантами называются умственно отсталые люди (как правило, их интеллект не превышает 60-70 баллов), обладающие сверхъестественными возможностями. Такой человек может повторить несколько страниц текста, услышанного им всего один раз. Он безошибочно выдает результат умножения шестизначных чисел, как будто результат ему просто изве­стен, или запросто говорит, на какой день недели придется Новый 3001 год. Некоторые саванты владеют 30 языками, могут спеть все арии, выйдя из оперы, и начертить карту Лондона после полета над городом.

Среди характеристик одаренности исследователи называют, во-первых, несоответствие развития возрастным нормам, ранние, ускоренные темпы развития. При этом очень важно дифференцировать раннее развитие как признак одаренности и как результат усиленного воспитания и обучения (действительно, если, согласно модным веяниям, ребенка упорно и ежедневно учат чтению с трехмесячного возраста, стоит ли удивляться тому, что в три-че­тыре года он способен самостоятельно читать?). Возраст проявления одаренности зависит от характера лежащих в ее основе способностей. Так, музыкальная одаренность, как прави­ло, проявляется раньше одаренности в сферах живописи и поэзии, а они, в свою очередь, раньше, чем одаренность в области философии или точных наук.

Раннее развитие может находить свое выражение, как в интеллектуальной сфере, так и в реализации отдельных видов деятельности.

Пример раннего интеллектуального развития приводит В. А. Крутецкий. Он рассказывает о мальчике, который в трехлетнем возрасте научился читать, в шестилетнем возрасте самостоятельно научился читать на немецком языке, в четыре года овладел нотной грамотой, в семь лет начал изучать самостоятельно химию по энциклопедии. В два с половиной года он считал до 100, а в трехлетнем возрасте освоил счет до 1000. В пятилетнем возрасте он умножал в уме двухзначные цифры, а в шестилетнем начал интересоваться тригонометрическими функциями, вычислял в уме квадратные корни. В восьмилетнем возрасте он усвоил различные системы счисления (начиная от двоичной).

Примером раннего проявления способностей к отдельным видам деятельности может служить поэтиче­ская одаренность жительницы Ялты Ники Турбиной, которая в семилетнем возрасте писала такие стихи:

Яполынь-трава, Горечь на губах, Горечь на словах, Я—полынь-трава. И над степью стон, Ветром оглушен, Тонок стебелек, Переломлен он. Болью рождена, Горькая слеза В землю упадет. Я—полынь-трава.

Другая характеристика одаренности — высокая умственная активность, постоянное стремление к новой информации. Эта характеристика, которую можно назвать любознатель­ностью, более надежна по сравнению с первой.

Помимо этого, одаренный ребенок отличается постоянной готовностью к сосредоточе­нию внимания и эмоциональной вовлеченностью в процесс деятельности. Одаренность скла­дывается не только из способностей, но и из склонности. В ее формировании задействована мотивационная сфера личности.

Итак, о признаках одаренности можно судить посредством наблюдения за характером дей­ствий человека. Операционный (или инструментальный) аспект одаренности выражается спо­собами деятельности, типичными для человека, и характеризуется особым строением процесса деятельности, сформированностью ее индивидуального стиля, высоким уровнем структуриро­ванности знаний, умений и навыков, особым способом обучаемости (быстрым или, напротив, за­медленным, однако приводящим к эффективной ассимиляции новых знаний). Мотивационный аспект появляется в избирательной чувствительности к определенным сторонам окружающей действительности (звукам, цвету, форме, знакам и т.д.) либо по отношению к определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественной), пережива­нии удовольствия от деятельности, увлеченности ею, любознательности, высокой критичности к результатам собственного труда, неудовлетворенности собой, стремлении к совершенству.

В современном обществе понятие одаренности приобрело ценностный характер. Боль­шинство родителей стремятся развивать одаренность у своих детей с самого раннего воз­раста. Существуют специальные развивающие школы для детей раннего возраста, мла­денцев и даже для еще не родившихся детей (так называемое перинатальное воспитание). Бытует устойчивое мнение, что одаренность надо развивать и поощрять. Однако психология сегодня далека от столь категоричных суждений.

Дело в том, что одаренность — это результат сложного взаимодействия природных задат­ков и факторов социальной среды, опосредованных деятельностью. В силу сложности этого феномена до сих пор не сложилось единого взгляда на его природу. Можно выделить две аль­тернативные точки зрения. Согласно первой из них, одаренным является любой человек. Этот подход отражает гуманистические тенденции современного общества и лежит в основе идей всеобщего образования и права каждого на развитие собственных способностей. В этом слу­чае акцент действительно необходимо делать на поисках ключика, который позволит каждому человеку раскрыть свои таланты в полной мере. Однако прямо противоположная точка зрения гласит, что одаренность, как следует из названия, — это дар единицам, избранным. Иначе как объяснить, что высокий уровень достижений в детстве с годами может нивелироваться? В этом случае актуальной является задача поиска, выявления одаренных детей.

Помимо неопределенности вопроса о природе одаренности и, соответственно, путей работы с ней, особого внимания заслуживает тот факт, что одаренность содержит в себе большой потенциал личностных и социальных проблем.

И. С. Лейтес более 40 лет назад обратил внимание на то, что при интенсивном умственном развитии происходит ранняя формализация мышления, что приводит к нарушениям в эмоционально-нравствен­ной сфере. Формализм проявляется как в рассуждениях, отвлеченных от какого бы то ни было жизнен­ного опыта, так и в личных отношениях: «Я ничем не обязан своим родителям», «Скромность это для тех, кто ничего не заслуживает» и т. д.

Другой пример. Исследования, проведенные среди выпускников элитных физико-математических гимназий с углубленным изучением иностранных языков, показывают, что при среднем уровне интел­лекта выше 150 баллов эти юноши могут переводить стихи с испанского на японский, минуя русские понятия, но при этом не способны строить дружеские отношения и создавать семьи, поскольку репер­туар их социальных ролей крайне узок. Авторы исследования объясняют этот факт спецификой социа­лизации одаренных детей, которые чаще (вынужденно или по собственному желанию) контактируют со взрослыми, чем с ровесниками.

Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии отдельных сто­рон психики одаренного человека — относительная редкость. Как правило, можно наблюдать внутреннюю или внешнюю асинхронию развития. Первая связана с неравномерностью раз­вития различных психических процессов, вторая — с несоответствием уровня актуального развития внешним требованиям, причем часто эти факторы находятся в тесной взаимосвязи.

Так, например, известно, что у А. Эйнштейна в детстве страдала орфография, он был косноязычен, но при этом ему не было равных в решении математических задач. Несмотря на свой математический по­тенциал, среди педагогов он слыл неспособным учеником, что способствовало появлению разнообразных поведенческих трудностей и, в свою очередь, еще больше не нравилось педагогам.

Особый класс психологических проблем создает явление затухания одаренности, ко­гда ребенок из вундеркинда превращается в обычного, ничем не выделяющегося человека.

Причинами этого могут стать переживания различных кризисов одаренности: кризиса креатив­ности, кризиса интеллектуальности, кризиса мотивации достижения или кризиса молчания. Кризис креативности проявляется в том, что человек прекращает создавать творческие продукты. Его симптомы очевидны: человек теряет способность делать то, что мог делать раньше (писать стихи, рисовать, решать сложные задачи). Чаще всего в его основе лежат страх не соответствовать ожиданиям окружающих: ведь, как отмечалось выше, целенаправ­ленное развитие креативности невротизирует людей.

Кризис интеллектуальности характеризуется снижением интеллектуальной продуктив­ности, связанным с односторонним развитием личности. Вне связи с другими сторонами жизнедеятельности интеллектуальная активность может потерять для своего носителя вся­кую ценность, Точно определил один мальчик: «Я состою не только из головы, которая любит математику, но и из ног, которые любят футбол, и из желудка, который любит мороженое».

Кризис мотивации достижения выражается в потере интереса к деятельности. У ода­ренных детей рано развивается рефлексия. Уже к школьному возрасту они способны срав­нивать себя с другими и в этом процессе осознавать свою непохожесть на них, причем часто не в свою пользу: «Я не похож на всех, я не такой, я хуже». Стремление «стать как все» может стать причиной, по которой ребенок отворачивается от любимых раньше занятий.

Кризис молчания проявляется в подростковом возрасте. Многие педагоги и психологи счи­тают его неизбежным: на фоне становления личностной идентичности проявления одаренности могут пропасть на период от нескольких дней до нескольких лет, а могут и на всю жизнь.

Итак, причины затухания одаренности весьма различны. Это и незрелость мотивационной и эмоционально-волевой сфер, и заниженная самооценка, и неадекватное отноше­ние со стороны взрослых и сверстников, и т. д. Современная педагогическая психология уделяет особое внимание разработке программ работы с одаренными детьми, которые бы способствовали недопущению или преодолению подобных кризисов.

В идеале программа для одаренных детей должна быть широкой, разнообразной, избыточ­ной и выборочной. Она должна быть гибкой, включать разные уровни, которые можно было бы задействовать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Предпочтение в таких программах должно отдаваться методам проблемного обучения, в котором активную роль играет сам ребенок. При этом особое внимание необходимо уделять гармоничному раз­витию ребенка, поощрять включение ребенка в разнообразные социальные связи и отношения. Важно предусмотреть работу по созданию условий для формирования адекватной Я-концепции, а также по согласованию усилий педагогов с воспитательными воздействиями семьи.

Высокую степень одаренности в какой-либо области, выдающиеся способности при­нято называть талантом (от греч. talanton — вес, мера).

Слово «талант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб по­лучил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «Зарыть свой талант в землю»).

О наличии таланта судят по результатам деятельности человека, которые должны от­личаться принципиальной новизной и оригинальностью.

Пробуждение таланта, так же как и способностей, вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и конкретных задач, стоящих перед данным обществом.

Талант — это всегда сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолирован­ная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, среди выдающихся талантов можно найти много людей, как с хорошей, так и с плохой памятью. Это связано с тем, что в творческой деятельности человека память — лишь один из факторов, от которых зависит ее успешность.

Наивысшая степень проявления творческих сил человека получила название гениаль­ности (от лат. genius — дух). Гениальность, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связана с созданием качественно новых творений, которые составляют отдельные эпохи в жизни общества, в развитии культуры.

Философы античности рассматривали гениальность как нечеловеческое качество, бо­жественную одаренность, а гения — как человеческое воплощение этого божественного духа. Аналогичные взгляды встречаются и в философии эпохи Возрождения и Нового времени. Ведь гениальность — это крайне редкое явление.

Если признать гениями только тех, кто почти единогласно признан ими в Европе и Северной Аме­рике, то общее число их за все время существования нашей цивилизации едва ли превысит 400-500. Примерно к таким цифрам приводит отбор знаменитостей, которым уделено максимальное место в энциклопедиях разных стран Европы и США.

Сегодня в науке можно выделить два подхода к проблеме гениальности: элитарный, рассматривающий гениальность как уникальный феномен, и эгалитарный, понимающий ее как сочетание обычной работоспособности и удачи.

Исследования биографий известных людей прошлого и настоящего (М. Ганди, 3. Хемингуэя, Дж. Ва­шингтона, М. Л, Кинга, А. Линкольна, А. Модильяни) позволили создать «психологический портрет гения»: раннее овладение знаниями в избранной специальности или в искусстве, проявления высокого интеллекта, энергичность, увлеченность учебой и трудом, ярко выраженная независимость, предпочте­ние работать в одиночку, индивидуализм, умение контролировать себя, стремление контактировать с одаренными людьми, извлечение пользы из быстрого накапливаемого художественного или интеллек­туального опыта.

Подводя итог краткой характеристике гениальности, необходимо отметить, что она яв­ляется высшим уровнем интеграции всех задатков и способностей человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *