В психологии эволюция это: Эволюционная психология — Википедия – ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ — это… Что такое ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ?

Автор: | 29.05.2019

Эволюционная психология — Википедия

Эволюционная психология (англ. evolutionary psychology) — направление современной психологии, которое занимается изучением видоспецифических психологических особенностей человека как представителя вида Homo sapiens (человек разумный).

Данное направление возникло на стыке различных отраслей и областей научного знания: антропология, социобиология, этология, психология, генетика.

Методы эволюционной психологии включают классические методы психологических исследований, сравнительный анализ, прежде всего, поведенческих паттернов между разными видами животных и человека, а также моделирование.

Отдельные психологические исследования, фрагментарного характера, использующие в качестве методологии эволюционный подход, стали появляться ещё в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века и были посвящены в основном изучению психологических механизмов, обеспечивающих универсальные психологические «черты».

К числу таких «черт» относятся следующие: детские страхи громких звуков, темноты, призраков, незнакомцев; характерные проявления таких эмоций как гнев, зависть, любовь, страсть; соперничество в брачном поведении и специфические предпочтения при выборе брачного партнёра; верность и поддержание родовых традиций, альтруизм и любовь родственников; запрет на кровосмешение; игра; обман; верность в браке и временные сексуальные связи; месть за совершённое насилие; санкции против преступных группировок и их членов; религиозные церемонии и обряды; статусные различия, борьба за социальный статус и психологические усилия, направленные на поддержку статуса и репутации; юмор; гендерные различия и гендерные стереотипы; сексуальная привлекательность и сексуальная скромность; стандарты привлекательности и красоты; ревность; производство орудий труда и орудий убийства; создание противоборствующих коалиций; коллективизм и многое другое…

Во второй половине 80-х годов XX века стали появляться комплексные масштабные исследования в области эволюционной психологии и индивидуальных различий. Одно из наиболее интересных из них было организовано и проведено американским учёным

Дэвидом Бассом[1] и посвящено исследованию стратегий брачного поведения и ревности.

В ходе этого исследования (данные собирались из трёх источников: самооценка, оценка партнёра, оценка независимого эксперта) было обнаружено, что такая базовая личностная характеристика как эмоциональная стабильность является наиболее значимой чертой, которая оказывает существенное влияние на поведенческие проявления ревности. Так, женщины оценили эту черту как «самую важную в своём партнёре» на 2,68 (из «3» возможных баллов), мужчины оценили эту же черту на 2,47 (также из «3» баллов).

Кроме того, было установлено, что индивидуальные различия в эмоциональной стабильности в значительной степени обуславливают индивидуальные различия в стратегиях брачного поведения партнёров. Причём ведущая роль в формировании различий в эволюционно стабильных стратегиях брачного поведения принадлежит видоспецифическим механизмам ревности, которые существенно различаются у представителей обоих полов. В результате действия этих механизмов мужчины во всём мире испытывают ревность в тех случаях, когда их партнёрша занимается сексом с кем-либо ещё, женщины же ревнуют тогда, когда партнёр эмоционально привязывается к другой. Причём сам факт упоминания о супружеской измене всегда сопровождался усилением сердцебиения, что указало на наличие связи психологических механизмов ревности с механизмами физиологическими.

D.M. Buss: Strategic individual differences: The evolutionary psychology of selection, evocation, and manipulation / Twins as a tool of behavior genetics. — West Sussex, England. 1993

В конце 90-х годов прошлого века вышло в свет первое учебное пособие по эволюционной психологии, авторами которого явились

Джон Туби и Леда Космайдес[2], которые на сегодняшний день возглавляют ведущий научно-исследовательский центр по эволюционной психологии[3].

В 1994 году Роберт Райт своей книге «Моральное животное» изложил неразрешенные головоломки в эволюционной психологии, споры по которым ведутся по сей день[4].

В последнее десятилетие идеи эволюционной психологии получили широкое распространение не только в США, но и в таких странах, как Канада[5] и Австралия. Специализированным изданием наиболее подробно освещающим современные исследования в данном направлении является журнал «Эволюционная психология» ISSN 1474-7049. В настоящее время проводится работа над переводом отдельных статей настоящего журнала и составления к ним кратких аннотаций на русском языке.

В России направление эволюционной психологии на сегодняшний день представлено отдельными исследованиями фрагментарного характера

[6][7].

  • Центр Эволюционной психологии в Санта-Барбаре[3]
  • Профессиональное сообщество исследователей Поведения человека и эволюции общества[8]
  • Центр Когнитивной и эволюционной психологии
  • Лаборатория Эволюционной психологии и индивидуальных различий[9]
  • Северо-восточное общество Эволюционной психологии[10]
  • Buss, D. M. Evolutionary psychology: A new paradigm for psychological science // Psychological Inquiry. — 1995. — Vol. 6, № 1. — P. 1-30.
  • Durrant, R., & Ellis, B. J. Evolutionary Psychology // Comprehensive Handbook of Psychology / M. Gallagher & R. J. Nelson (Eds.). — New York : Wiley & Sons, 2003. — Vol. 3 : Biological Psychology. — P. 1-33.
  • Gerhard Medicus.
    Being Human – Bridging the Gap between the Sciences of Body and Mind // VWB. — Berlin, 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  • Tooby, J. & Cosmides, L. Conceptual foundations of evolutionary psychology // The Handbook of Evolutionary Psychology / D. M. Buss (Ed.). — Hoboken, NJ : Wiley, 2005. — P. 5-67.

На русском языке[править | править код]

ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ — это… Что такое ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ?


ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ
– постепенное, непрерывное, длительное развитие психики во времени. Выделяют три уровня Э. п.: межвидовой, внутривидовой, онтогенетический. Межвидовой уровень Э. п. заключается в постепенном изменении ее от простых форм к более сложным по мере развития видов животных от первых рыб к земноводным, рептилиям, птицам, млекопитающим и человеку. Это Э. п. как явления жизни на Земле. Внутривидовой уровень Э. п. состоит в постепенном изменении ее по мере развития человека или животного как вида. Человек как вид млекопитающих существует примерно 1,5–3 млн лет. В течение этого периода психика непрерывно изменялась. Эти изменения составляют нашу внутривидовую Э. п. Третий уровень Э. п. – ее развитие в онтогенезе, т. е. в процессе жизни человека (животного) от рождения до старости и смерти. Психика как явление жизни на Земле возникла, по приближенной оценке, примерно 500 млн лет назад. В. И. Вернадский отмечал: «Начиная с кембрия, т. е. в течение 500 млн лет, – мы видим, что от времени до времени, с большими промежутками… идет увеличение сложности и совершенства строения центральной нервной системы, центрального мозга». Первоначальный уровень психического отражения является бессознательным. Он представлен главным образом инстинктами. К основным инстинктам можно отнести инстинкты самосохранения, размножения, территориальный, иерархий, агрессии, стремления к обеспечению определенной избыточности жизненных ресурсов и др. Психика низших животных, таких как рыбы, земноводные, рептилии и птицы, представляет собой в основном бессознательный уровень психического отражения. Затем, примерно 50 млн лет назад, у высших животных появился новый, более совершенный уровень психического отражения – подсознание. Оно в основном представлено эмоциями. В качестве примера психики, представленной главным образом бессознательным, можно привести психику крокодила. Более сложной, включающей не только бессознательный, но и подсознательный уровни психического отражения, является психика собаки. Сознание, свойственное человеку, возникло примерно 500 тыс. лет назад. Это высший уровень психического отражения, возникший естественным эволюционным путем. Сознание присуще только человеку как общественно-историческому существу. Интеллект, такие высшие чувства, как любовь, вдохновение, альтруизм, отличают человека от животных и относятся к сфере сознания. К надсознанию мы относим психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате длительных специальных, целенаправленных тренировок. Возникло оно примерно 5 тыс. лет назад. Есть люди, которые могут ходить босиком по раскаленным углям. Эта способность определяется возможностями психики таких людей, а не особенностями строения кожи на подошвах их ног. Следовательно, в психике людей, способных ходить босиком по раскаленным углям, есть образования, которых нет у др. людей. Эти образования относятся к надсознанию. Бессознательное и подсознание играют в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль, чем это кажется на обыденный взгляд. Сознание менее устойчиво к воздействию стрессовых факторов по сравнению с бессознательным и подсознанием. В ситуации опасности для жизни, конфликта, под влиянием алкоголя и т. п. влияние сознания на поступки человека уменьшается. В стрессовых, конфликтных ситуациях регулирующая роль бессознательного и подсознания в поведении и деятельности человека заметно возрастает по сравнению с обычными ситуациями. Можно сказать, что в конфликтных ситуациях часто не бессознательное «обслуживает» сознание, а наоборот, сознание адаптирует, если успевает, стереотипы поведения, заложенные в бессознательном, к особенностям конкретной обстановки. Для конфликтолога крайне важно стремиться максимально учесть бессознательные и подсознательные элементы психической деятельности людей при исследовании различных конфликтов. Без такого учета дать сколько-нибудь действенные практические рекомендации по регуляции поведения и деятельности человека в конфликтных ситуациях вряд ли возможно.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • ЭВОЛЮЦИЯ ПОЗИЦИИ
  • ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Смотреть что такое «ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ» в других словарях:

  • ЭВОЛЮЦИЯ —         (от лат. evolutio развёртывание), в широком смысле синоним развития; процессы изменения (лреим. необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах. Э. может вести к усложнению, дифференциации, повышению… …   Философская энциклопедия

  • развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Р. п. характеризуется относительной обратимостью изменений, направленностью (т. е. способностью к накапливанию… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Жизнь — I одна из высших форм движения материи, носителями которой являются нуклеопротеидные тела, обладающие свойством органической целостности, т.е. способностью саморегуляторной стабилизации при непрерывном обмене веществом и энергией с окружающей… …   Медицинская энциклопедия

  • Фабри, Курт Эрнестович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фабри. Курт Эрнестович Фабри (1 мая 1923, Вена 3 июня 1990, Москва)  советский этолог, основоположник отечественной зоопсихологии. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Фабри Курт Эрнестович — (1923–1990) российский зоопсихолог, этолог, специализировался в области зоологии позвоночных, антропологии и сравнительной психологии, ученик Н. Н. Ладыгиной Котс. Основная тематика его работ онтогенез поведения и психики животных, эволюция… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Фабри, Курт Эрнестович — (1923 1990)    Российский зоопсихолог, этолог, специализировался в области зоологии позвоночных, антропологии и психологии, ученик Н.Н. Ладыгиной Котс, доктор психологических наук (1976), профессор (1984). Закончил биологический факультет МГУ им …   Кто есть кто в российской психологии

  • Орудие труда — Орудие труда  один из терминов марксистской политической экономии, главная часть средств труда[1]. Маркс называет орудия труда механические средства труда , определяет, как костную и мускульную систему производства и считает отражением… …   Википедия

  • МОРОЗОВ Николай Александрович — (25. 06 (7. 07). 1854, Ярославская губ. 30.07.1946)  революционный народник, ученый, писатель, член исполкома Народной воли , участник покушений на Александра II. М. провел в одиночке Шлиссельбургской крепости 22 года. После Октября 1917 г.… …   Русская философия: словарь

  • МОРОЗОВ Николай Александрович — (25.06(7.07). 1854, с. Борок Ярославская губ. 30.07.1946, там же)    революционный народник, ученый, писатель, член исполкома Народной воли , участник покушений на Александра II. М. провел в одиночке Шлиссельбургской крепости 22 года. После… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ПСИХИКА — (от греч. psyche душа). Свое понимание .П. советская психология строит на основе разработки теоретического наследства Маркса Энгельса Ленина, работ Сталина. Маркс указывал, что «сознание никогда не может быть чем либо другим, как сознанным… …   Большая медицинская энциклопедия


Раздел 1. Эволюция психологии человека.

Раздел 1.

Эволюция психологии.

3 стадии ВАШЕЙ личной эволюции.

1. Магическое мышление.

2. Мифическое мышление. Вы здесь!

3. Рациональные мышление.

Все мы проходили этапы биологической эволюции. Невозможно избежать ни одного из этих этапов. Даже тех, через которые проходили другие биологические виды до того, как появились мы, как Люди — как разумный биологический вид. Каждый из нас всё равно проходит стадию рыбы, жабы, млекопитающего. Можете отрицать, но Вы уже это прошли, если можете читать этот текст, за 9 месяцев в животе мамы, хотя и не помните этого.

В среднеобразовательной школе стран СНГ, этот рисунок преподается в 9 классе.

Рис. 1. Три эмбриональные стадии человека, свиньи, птицы и рыбы. На ранней стадии (верхний ряд) эмбрионы мало отличаются друг от друга. На второй стадии мы (люди), мало чем отличаемся от других теплокровных существ.

Это также верно, для развития мозга. С каждой следующей стадией развития необходимо обрабатывать большее количество и более сложной информации, следовательно, требования к мозгу растут, и развивается то, что используется. Если вы не используете ноги – то они атрофируются, если вы их постоянно тренируете – то будете отличным бегуном или прыгуном. Те виды, которые больше пользуются мозгом – имеют более развитый мозг. Мозг – это всего лишь орган, такой же, как и сердце, лёгкие или печень. Орган для обработки входящей информации. Больше информации – больше мозг. Всё просто.
Кратко процесс эволюции живых видов выглядит так: одноклеточные, за ними — простейшие растительные и животные организмы. Позже, из них — через миллионы лет — все более сложные многоклеточные, с более развитым мозгом. Передний мозг, большой мозг и мозжечок постепенно развились, превзошли ранее доминировавшие части мозга — спинной мозг, мозговой ствол и средний мозг. Эти старейшие части мозга хотя и сохранились после каждого шага эволюции, но должны были приспосабливаться в своих функциях к развитию.

Рис.2. Схематическое изображение мозга рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.

Если человек, проходит все предыдущие стадии (рыбы, жабы, млекопитающего), всего за 9 месяцев своего развития в утробе матери, то это говорит, что вся предыдущая эволюция живых существ до «человека разумного», прошедшая за миллиарды лет, спрессована в очень небольшой промежуток времени, относительно того, сколько лет человек вообще живёт. Некоторые люди, к примеру, живут 100 и более лет. Итого, вся эволюция живых видов, прошедшая за 9 месяцев в утробе матери, занимает только 0,75% относительно всей жизни человека. Тогда вопрос – что происходит в оставшееся время? Проходит ли человек какие-то другие стадии эволюционного развития за эти 99% своего времени. Ответ – да.

Какие психологические стадии имеются ввиду? Это те стадии, которые проходит человек на своём пути развития. И, кстати, все из них вы можете увидеть каждый день вокруг вас, в обычной жизни. Потому что люди проходят своё развитие неравномерно, некоторые сдают экзамены, некоторые не сдают экзамены, некоторые вообще не ходят на учёбу. Экзамены проявляются во взглядах человека на окружающий мир, во взглядах человека на окружающих его людей, и его отклик на те идеи, которые его окружают в прессе, диалогах, Интернете и в действиях повседневной жизни. Эти уровни выглядят как интерактивная школа. Вы всегда можете посмотреть, что учат в классе пятом, когда Вы, к примеру, в классе третьем. Возможно, Вам понравится, и Вы начнёте учить, что там преподают. Возможно, Вам не понравится, либо Вы не поймёте пока, и пойдёте в свой третий класс. Классы не хуже или лучше один другого, ни один из классов нельзя игнорировать. Классы созданы и работают по принципу целостного обучающего комплекса. Игнорирование одного из классов приводит к затруднению на пути понимания каждого следующего класса.

(Далее будет использоваться модернизированная и дополненная концепция Кена Уилбера, описанная им в книге «Краткая История Всего» от 1996 года). Для детального анализа – ознакомьтесь с содержанием данной книги. Но воспринимайте информацию критически.

Стадии (классы), через которые проходит человек психологически и их проявления в его внешнем мире:

Стадия. Эта графа описывает общее название этого периода, конкретные временные рамки не указываются, потому что влияние каждой из стадий Вы видите каждый день. Определённые вещи и ритуалы проводятся каждый день вокруг Вас. Например, – не передавать вещи через порог, вешать перевёрнутую подкову в доме (магический), получение святой воды в храме (мифическое), мыть руки перед едой (рациональное) и т.д.

Мировоззрение. Под графой мировоззрение определяется, каким образом мы смотрим на мир и объясняем этот окружающий мир. Какие концепции, понятия, слова используются в диалоге. Какого рода логика присутствует. Любое из мировоззрений является комплексным, то есть оно отвечает на ВСЕ вопросы, которые могут возникнуть. В этом его сильная сторона, и одновременно цементирующая база против аргументов более низкой или обоснованных доводов более высокой стадии мировоззрения.

Психология. Какие психологические качества появляются у человека, когда он проходит через каждую из перечисленных стадий. Что у него появляется? Какие функции он учится выполнять? Как это проявляется на коллективном уровне? Потому что общество, как коллектив индивидуумов проявляет на своём коллективном пути развития все те же черты и формы поведения, которые проявляет ребёнок на своём индивидуальном пути развития.

Основная идея. Как можно описать эту стадию одной фразой. Максимально кратко.

Метод получения еды. Способ получения еды во многом определяет главенство мужчины или женщины в семье, общине, кто является главным Божеством в обществе. Наличие излишков еды приводит к свободному времени для части людей, которые могут заниматься чем-то ещё, а не заниматься поиском еды. Кто эти люди? Их функции?

Сильные стороны. Основное преимущество данной стадии.

Слабые стороны. Основные недостатки данной стадии. Какие патологии возможны, если человек отказывается или неспособен идти дальше в своём развитии.

В единой таблице перечислены 6 стадий, которые проходит человек разумный в своей жизни. Можете определить, на какой стадии находитесь Вы, какой взгляд на мир ближе Вам. А сейчас перейдём к более детальному описанию перечисленных стадий эволюции психологии.

Детальное описание.

1. Первая стадия – животное. Человек на этой стадии мало чем отличается от животного. Он, по сути, – и есть животное. Да, животное разумное, но, тем не менее – животное. Инстинкт – «убей или умри» никто не отменял. Поэтому это чисто выживание и размножение, конкуренция с другими животными за еду, обход своих охотничьих угодий, охота стаей, примитивная коммуникация, защита от конкурентов, и все остальные характеристики обычной стаи хищников, как гиен или львов.

Мировоззрение – физиология. На этом этапе никто себя не ограничивает. Человек справляет нужду там, где ему проще, или там, где его «прижало» это сделать. Никогда не видели это с животными, или с маленькими детьми? Весь мир представляет для себя потенциальную еду и потенциальную опасность. Человек реагирует на внешний мир рефлексами и отсутствием разумных побуждений. Всё определяется животным эгоизмом и желанием выжить любой ценой.

Психология – тело и его границы.

Ребёнок. Возраст – до 9 месяцев. На этом этапе весь внешний мир пробуется на вкус. Весь мир еда, а весь Вы – это рот. Плюс идёт обучение на примере матери, которая кормит ребёнка, а позже указывает – что съедобно и как добывать пищу. Для ребёнка весь мир делится только на 3 вещи: больно, не больно и вкусно. Таким образом, ребёнок познаёт границы собственного тела. То, что кусаешь и больно – моё тело, то, что кусаешь и не больно – внешний мир. Он отделяет своё физическое тело (боль), от внешнего тела (мира). Патологией на этом этапе служит такой психологический синдром – адуализм. Это состояние, когда человек не может уверенно сказать, где заканчивается его тело и начинается внешний мир (к примеру, стул, на котором он сидит). Это фундамент для более сложных заболеваний, как психозы (невозможность контролировать себя, свои мысли, свои действия) и шизофрении.

Тест на эту стадию: реагирует ли малыш осознанно на внешнее физическое раздражение. Вечно все Вас щипают, особенно бабушки.

Общество — оформление и защита границ охотничьих угодий каждого племени или общины.

Основная идея – выжить. На этом этапе выживание становится главной целью, которой подчинено всё. Этот рефлекс полностью управляет поведением человека, заставляет его двигаться вперёд, искать новые пастбища, охотничьи угодья. Инстинкт выживания сильнее инстинкта размножения, поскольку для того, чтобы размножаться, необходимо быть к этому способным физически. Без еды – это невозможно, и заканчивается смертью особи. Каннибализм – приемлемая форма выживания.

Метод получения еды – охота, собирательство. Ни о какой форме получения еды, кроме как охота и поиск уже готовой еды речи идти не может. Никто не может позволить себе такое удовольствие – ждать несколько месяцев голодным, пока созреет урожай. Кушать хочется каждый день, и каждый день может быть последним. Поскольку количество еды ограничено – то ограничены в количестве и человеческие общины. Охота и собирательство готовых плодов более выгодны в пригодных климатических поясах, как Египет, Индия, Междуречье, где климат позволяет собирать несколько урожаев за год, и температура не требует особых механизмов для защиты тела. Поскольку земледелия не требуется – то можно собирать уже готовое, растущее самостоятельно.

Сильные стороны – начальный этап перехода к более сложным формам.

Слабые стороны – Невозможность отделить своё тело приводит к психозам и их разновидностям, такие как шизофрении.

Полное оглавление книги — тут.

Эволюция | Мир Психологии

ЭВОЛЮЦИЯ

 

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Эволюция, в биологии – необратимое историческое развитие живой природы.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Эволюция

  1. Вообще и свободно, упорядоченное развитие. Здесь можно встретить упоминание эволюции мышления, теории, стиля и т.п. 
  2. Более специальное значение: процесс, посредством которого растительные и животные формы развиваются из ранее существовавших форм, изменяясь из поколения в поколение.

 см. Эволюционная теория.

предметная область термина

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (BIOLOGICAL EVOLUTION) — теория, предполагающая, что различные типы животных и растений произошли из других, существовавших прежде типов, и что отличия обусловлены модификациями в цепочке поколений.

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЗИЦИИ – изменение позиции оппонента в сторону ее ужесточения или смягчения по мере развития конфликта, в т.ч. его разрешения.

ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ – постепенное, непрерывное, длительное Развитие психики во времени. Выделяют три уровня Э. п.: межвидовой, внутривидовой, онтогенетический. Межвидовой уровень Э. п. заключается в постепенном изменении ее от простых форм к более сложным по мере развития видов животных от первых рыб к земноводным, рептилиям, птицам, млекопитающим и человеку. Это Э. п. как явления жизни на Земле.

Внутривидовой уровень Эволюция психики состоит в постепенном изменении ее по мере развития человека или животного как вида. Человек как вид млекопитающих существует примерно 1,5-3 млн лет. В течение этого периода психика непрерывно изменялась. Эти изменения составляют нашу внутривидовую Э. п. Третий уровень Эволюция психики – ее развитие в онтогенезе, т.е. в процессе жизни человека (животного) от рождения до старости и смерти. Психика как явление жизни на Земле возникла, по приближенной оценке, примерно 500 млн лет назад. В.И. Вернадский отмечал: «Начиная с кембрия, т.е. в течение 500 млн лет, – мы видим, что от времени до времени, с большими промежутками… идет увеличение сложности и совершенства строения центральной нервной системы, центрального мозга». Первоначальный уровень психического отражения является бессознательным. Он представлен главным образом инстинктами. К основным инстинктам можно отнести инстинкты самосохранения, размножения, территориальный, иерархий, агрессии, стремления к обеспечению определенной избыточности жизненных ресурсов и др. Психика низших животных, таких как рыбы, земноводные, рептилии и птицы, представляет собой в основном бессознательный уровень психического отражения. Затем, примерно 50 млн лет назад, у высших животных появился новый, более совершенный уровень психического отражения – подсознание. Оно в основном представлено эмоциями.

В качестве примера психики, представленной главным образом бессознательным, можно привести психику крокодила. Более сложной, включающей не только бессознательный, но и подсознательный уровни психического отражения, является психика собаки. сознание, свойственное человеку, возникло примерно 500 тыс. лет назад. Это высший уровень психического отражения, возникший естественным эволюционным путем. сознание присуще только человеку как общественно-историческому существу. Интеллект, такие высшие чувства, как любовь, вдохновение, Альтруизм, отличают человека от животных и относятся к сфере сознания. К надсознанию мы относим психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате длительных специальных, целенаправленных тренировок. Возникло оно примерно 5 тыс. лет назад. Есть люди, которые могут ходить босиком по раскаленным углям. Эта способность определяется возможностями психики таких людей, а не особенностями строения кожи на подошвах их ног. Следовательно, в психике людей, способных ходить босиком по раскаленным углям, есть образования, которых нет у др. людей. Эти образования относятся к надсознанию. Бессознательное и подсознание играют в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль, чем это кажется на обыденный взгляд. сознание менее устойчиво к воздействию стрессовых факторов по сравнению с бессознательным и подсознанием. В ситуации опасности для жизни, конфликта, под влиянием алкоголя и т.п. влияние сознания на поступки человека уменьшается. В стрессовых, конфликтных ситуациях регулирующая роль бессознательного и подсознания в поведении и деятельности человека заметно возрастает по сравнению с обычными ситуациями. Можно сказать, что в конфликтных ситуациях часто не Бессознательное «обслуживает» сознание, а наоборот, сознание адаптирует, если успевает, стереотипы поведения, заложенные в бессознательном, к особенностям конкретной обстановки. Для конфликтолога крайне важно стремиться максимально учесть бессознательные и подсознательные элементы психической деятельности людей при исследовании различных конфликтов. Без такого учета дать сколько-нибудь действенные практические рекомендации по регуляции поведения и деятельности человека в конфликтных ситуациях вряд ли возможно.

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (от лат. emergere – появляться, возникать) – форма общеэволюционных воззрений, получивших признание в первой трети ХХ в. и пришедшая на смену эволюционизму Г. Спенсера. Первой новой моделью космической эволюции стала концепция «творческой эволюции» А. Бергсона, послужившая толчком для разработки др. разнообразных вариантов немеханического эволюционизма, в т.ч. в форме концепции Э. э., развитой С. Александером и К. Морганом. По их мнению, в процессе эволюции происходит скачкообразное появление принципиально новых качеств («эмерджентов»), свойства которых не м. б. предсказаны до возникновения. Постепенные изменения, влияющие на возникновение аддитивных свойств («результантов»), также учитываются, но не считаются существенными для эволюции, т.е. способными творить истинно новое. Именно скачкообразным возникновением новых качеств объясняется появление в природе соподчиненных разноприродных областей – «уровней реальности». Появление новых качеств в эволюции трактуется как возникновение «связности» между прежними объектами, природа которой не ясна, но должна восприниматься естественно.

Идеи Э. э. м. б. с успехом использованы в отечественной конфликтологии, т.к. макроэволюция конфликта подчиняется закономерностям Э. э.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

11.5. Эволюционная психология. Поведение: эволюционный подход

11.5. Эволюционная психология

Эволюционная психология – это единственное направление в психологии, в котором адекватно отражены достижения генетики и эволюционной биологии. Сильной ее стороной является междисциплинарный подход. Анализ взаимодействия биологического и культурного факторов в поведении человека позволил по-новому посмотреть на природу человека, на его историю и социальную организацию.

Основателями эволюционной психологии являются американские ученые Д. Туби и Л. Космидес. Они внесли важный вклад в понимание эволюционных механизмов возникновения культуры и показали, что культура имеет филогенетические истоки (Barkow J. [et al.], 1992). Наши инстинкты влияют на развитие культуры и общества значительно больше, чем культура влияет на формирование нашего поведения. Возникновение и эволюция культуры во многом определялись нашими генами. Именно генетические факторы определяют диапазон и направленность научения, лежащего в основе культурной преемственности. Человека и обезьян легче научить бояться змей, чем бабочек. В этом распространенном примере мы опять касаемся загадочной темы предрасположенности стимулов.

Эволюционная психология оперирует многочисленными примерами филогенетических корней человеческого поведения, расширив наши представления, полученные в исследованиях по этологии человека.

Люди, подобно другим приматам, в своей социальной организации всегда формируют иерархии. Они пронизывают все человеческое общество, причем часто в нем сосуществуют как официальные, так и неофициальные иерархии. Модель иерархических отношений социальной организации обезьян во многих аспектах демонстрирует сходство с наблюдаемыми отношениями у человека, что служит весомым аргументом в пользу ее биологической детерминации (Гудолл Дж., 1992).

«Всеобщая» любовь к лидеру-диктатору соединяет в себе филогенетические и культурные истоки. Она происходит от постоянного страха перед ним, но поскольку длительный страх – это психологически труднопереносимое состояние, оно преобразуется в любовь. Даже такое понятие, как «харизма», помимо культурных факторов, обусловлено биологическими составляющими в русле невербальной коммуникации. Ее ключевые сигналы универсальны для людей и высших приматов.

Обоснованность врожденности эмоций у человека наглядно подтверждается кросс-культурным анализом или сопоставлением одинаковых представлений в разных культурах. У всех людей эмоциональные выражения оказались весьма схожи.

Одно из центральных мест в эволюционной психологии занимает исследование полового поведения человека и роли полового отбора.

Еще Ч. Дарвин писал: «Что касается меня, то я считаю, что из всех причин, которые привели к различиям во внешних признаках между расами человека и между человеком и животными, половой отбор был наиболее эффективным».

Согласно теории родительского вклада Р. Триверса, половой отбор у человека проходил по стратегии выбора самками полового партнера (Trivers R., 1985). Английский генетик Р. Фишер (1890–1962) назвал такой половой отбор неконтролируемым. При этом образуется положительная обратная связь между предпочтением самками определенных черт у самцов и развитием у них этих черт (Fisher R., 1930).

Американский психолог Дж. Миллер (р. 1920) считает, что неконтролируемый половой отбор – основа невероятной скорости развития мозга человека в процессе эволюции (Miller G., 1998). Он объясняет ее результатом выбора самкой полового партнера по критерию умственной «одаренности». Уникальность такого отбора у человека заключалась в необходимости когнитивного развития обоих полов, почему не наблюдается одностороннего превосходства мужского пола в уровне интеллекта.

Обширный материал, касающийся полового поведения человека, проанализировал Д. Басс – другой американский ученый, стоящий у истоков эволюционной психологии (Buss D., 1998). Помимо отбора по критерию когнитивных способностей, он отметил отбор по предрасположенности к долговременным связям (Buss D., 1994). Этот отбор столкнулся в эволюции человека с традиционной стратегией самцов на кратковременные связи, но необходимость длительной заботы о потомстве способствовала сильному селективному давлению в пользу долговременности. Хотя стратегия долговременных связей в значительно большей степени выражена у женщин, чем у мужчин, оба пола в той или иной мере могут использовать обе стратегии.

Находит поддержку в эволюционной психологии и рассмотренная выше версия о взаимосвязи полового отбора и агрессивности человека. Агрессивность становилась все более ценным адаптивным качеством, поскольку межгрупповой конфликт все чаще входил в жизнь наших предков. Более того, он становился важным фактором энцефализации (увеличения размеров головного мозга), так как способствовал многим навыкам (речь, творческое планирование, скорость принятия решений, кооперация, сотрудничество), необходимым для выживания группы (Палмер Дж., Палмер Л., 2003).

Косвенно вклад полового отбора в рост агрессивности наших предков подтверждает теория американского эволюциониста Дж. Даймонда (р. 1937), разработанная в конце 1980-х гг. Она являлась, по сути дела, приложением «принципа гандикапа» (т. е. предпочтение самками броских нефункциональных черт у самцов) к человеку. Теория Даймонда показывает неслучайность многих наших действий, их глубинную биологическую причину (Diamond J., 1992). Так, она довольно убедительно объясняет случаи «нелогичного» выбора, например, частое предпочтение девушками «плохих парней», подсознательно символизирующих образ сильного и агрессивного защитника. «Нелогичность» выбора, с точки зрения сегодняшнего дня, определяется действием древней филогенетической программы, сформированной еще в доисторические времена.

В эволюционной психологии рассматриваются биологические составляющие других проявлений полового поведения человека – табу инцеста, роль отца и отчима в развитии девочки, истоки гомосексуализма. Не все гипотезы выглядят одинаково убедительными, некоторые из них противоречивы, но все они являются векторами на пути к дальнейшему познанию природы и поведения человека.

Весьма различаются взгляды разных авторов на эволюцию брака в антропогенезе. Возможно, в ходе этой эволюции сменилось несколько разновидностей группового и парного брака. В связи с постоянным удлинением периода детства у человека в брачных отношениях должна была быть направленность, стимулирующая заботу самцов о самках и потомстве. Строго моногамный брак возникает у человека, вероятно, начиная с эпохи земледелия. В условиях селекции приверженцев кратковременных связей отбор мог быть направлен против «недостаточно ревнивых» представителей (Halliday T., 1980), что также укрепляло парный брак.

Согласно теоретическим установкам эволюционной психологии, психика – это специализированный механизм мозга, возникший в филогенезе для регуляции генетически детерминированного поведения с целью лучшей адаптации. Поскольку «психическое» в эволюции формировалось постепенно, мы не сможем четко назвать исходную систематическую группу, «владеющую психикой». В результате эволюционных преобразований у некоторых животных видоспецифические поведенческие программы способны подвергаться весьма незначительной коррекции, а у других они служат лишь «каркасом» для строительства новых моделей поведения. С этих позиций наличие психики надо признать у всех организмов, способных к коррекции поведения путем научения.

Когнитивные функции, с точки зрения эволюционной психологии, явились закономерным этапом развития психики как регуляторной системы поведения. Они возникли в процессе эволюции после образования адекватных нервных структур, требующих, в свою очередь, специфических генов, сформированных естественным отбором.

Представители эволюционной психологии постулируют наличие в психике человека большого количества врожденных стандартных схем, специализированных на выполнении конкретных задач. Эти схемы определяют направление процессов мышления, научения, памяти. Такой взгляд находит поддержку у многих когнитивистов, поэтому между двумя направлениями нет антагонизма (Смит Н., 2003).

Но эволюционная психология не раскрывает загадочных механизмов психики, которая в ней сливается с понятием научения. Не объясняется в ней и природа когнитивных процессов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Эволюция — Википедия

Биологическая эволю́ция (от лат. evolutio — «развёртывание») — естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Существует несколько эволюционных теорий, объясняющих механизмы, лежащие в основе эволюционных процессов. В данный момент наиболее общепринятой является синтетическая теория эволюции (СТЭ), являющаяся синтезом классического дарвинизма и популяционной генетики[1]. СТЭ позволяет объяснить связь материала эволюции (генетические мутации) и механизма эволюции (естественный отбор). В рамках СТЭ эволюция определяется как процесс изменения частот аллелей генов в популяциях организмов в течение времени, превышающего продолжительность жизни одного поколения[2].

Чарлз Дарвин первым сформулировал теорию эволюции путём естественного отбора. Эволюция путём естественного отбора — это процесс, который следует из трёх фактов о популяциях: 1) рождается больше потомства, чем может выжить; 2) у разных организмов разные черты, что приводит к различиям в выживаемости и вероятности оставить потомство; 3) эти черты — наследуемые. Эти условия приводят к появлению внутривидовой конкуренции и избирательной элиминации наименее приспособленных к среде особей, что ведёт к увеличению в следующем поколении доли особей, черты которых способствуют выживанию и размножению в этой среде. Естественный отбор — единственная известная причина адаптаций, но не единственная причина эволюции. К числу неадаптивных причин относятся генетический дрейф, поток генов и мутации.

Несмотря на неоднозначное восприятие в обществе, эволюция как естественный процесс является твёрдо установленным научным фактом, имеет огромное количество доказательств и не вызывает сомнений в научном сообществе[3]. В то же время отдельные аспекты теорий, объясняющих механизмы эволюции, являются предметом научных дискуссий. Открытия в эволюционной биологии оказали огромное влияние не только на традиционные области биологии, но и на другие академические дисциплины, например, антропологию, психологию. Представления об эволюции стали основой современных концепций сельского хозяйства, охраны окружающей среды, широко используются в медицине, биотехнологии и многих других социально значимых областях человеческой деятельности[4].

Значение термина «эволюция» само проделало существенную эволюцию. Латинское слово evolutio первоначально обозначало разворачивание свитка в процессе чтения книги. В средневековой Европе термин использовался и в биологии, где означал рост и развитие зародыша. Современный смысл впервые употребил швейцарский натуралист XVIII века Шарль Бонне, который доказывал, что Бог при создании зачатков жизни вложил в них способность к развитию. Со второй половины XIX века термин стал прочно ассоциироваться с дарвинизмом, хотя в первом издании книги «Происхождение видов» этот термин ещё не использовался[5].

История развития представлений об эволюции[править | править код]

Предположение о том, что живые организмы могут изменяться, впервые встречается у греческих философов-досократиков. Представитель милетской школы Анаксимандр считал, что все животные произошли из воды, после чего вышли на сушу. Человек, по его представлениям, зародился в теле рыбы[6]. У Эмпедокла можно найти идеи гомологии и выживания наиболее приспособленных[7]. Демокрит считал, что наземные животные произошли от земноводных, а те в свою очередь самозародились в илу[8]. В отличие от этих материалистических взглядов, Аристотель считал все природные вещи несовершенными проявлениями различных постоянных естественных возможностей, известных как «формы», «идеи» или (в латинской транскрипции) «виды» (лат. species)[9][10]. Это было частью его телеологического понимания природы, в рамках которого у каждой вещи есть своё предназначение в божественном космическом порядке. Вариации этой идеи стали основой средневекового миропонимания и были объединены с христианским учением. Однако Аристотель не постулировал того, что реальные типы животных являются точными копиями метафизических форм, и приводил примеры, как могут образовываться новые формы живых существ[11].

В XVII веке появился новый метод, который отклонял аристотелевский подход и искал объяснения естественных явлений в законах природы, единых для всех видимых вещей и не нуждающихся в неизменяемых естественных типах или божественном космическом порядке. Но этот новый подход с трудом проникал в биологические науки, которые стали последним оплотом понятия неизменного естественного типа. Джон Рэй использовал для животных и растений более общий термин для определения неизменных природных типов — «вид» (лат. species), но в отличие от Аристотеля он строго определил каждый тип живого существа как вид и считал, что каждый вид может быть определён по чертам, которые воспроизводятся от поколения к поколению. По Рэю эти виды созданы Богом, но могут быть изменчивы в зависимости от местных условий[12][13]. Биологическая классификация Линнея также рассматривала виды неизменными (Линней допускал лишь возможность появления новых видов за счет гибридизации уже существующих[14]) и созданными по божественному плану[15][16].

Однако в то время были и натуралисты, которые размышляли об эволюционном изменении организмов, происходящем в течение длительного времени. Мопертюи писал в 1751 году о естественных модификациях, происходящих во время воспроизводства, накапливающихся в течение многих поколений и приводящих к формированию новых видов. Бюффон предположил, что виды могут дегенерировать и превращаться в другие организмы[17]. Эразм Дарвин считал, что все теплокровные организмы возможно происходят от одного микроорганизма (или «филамента»)[18]. Первая полноценная эволюционная концепция была предложена Жаном Батистом Ламарком в 1809 году в труде «Философия зоологии». Ламарк считал, что простые организмы (инфузории и черви) постоянно самозарождаются. Затем эти формы изменяются и усложняют своё строение, приспосабливаясь к окружающей среде. Эти приспособления происходят за счёт прямого влияния окружающей среды путём упражнения или неупражнения органов и последующей передачи этих приобретённых признаков потомкам[19][20] (позже эта теория получила название ламаркизм). Эти идеи были отвергнуты натуралистами, поскольку не имели экспериментальных доказательств. Кроме того, всё ещё были сильны позиции учёных, считавших, что виды неизменны, а их сходство свидетельствует о божественном замысле. Одним из самых известных среди них был Жорж Кювье[21].

Концом доминирования в биологии представлений о неизменности видов стала теория эволюции посредством естественного отбора, сформулированная Чарлзом Дарвином. Частично под воздействием «Опыта закона о народонаселении» Томаса Мальтуса, Дарвин заметил, что прирост населения ведёт к «борьбе за существование», в ходе которой начинают преобладать организмы с благоприятными признаками, поскольку те, у кого их нет, погибают. Этот процесс начинается, если каждое поколение производит больше потомства, чем может выжить, что приводит к борьбе за ограниченные ресурсы. Это могло объяснить происхождение живых существ от общего предка за счёт законов природы[22][23]. Дарвин развивал свою теорию начиная с 1838 года, пока Альфред Уоллес в 1858 году не прислал ему свою работу с такими же идеями. Статья Уоллеса была опубликована в том же году в одном томе трудов Линнеевского общества вместе с краткой выдержкой из работ Дарвина[24]. Публикация в конце 1859 года книги Дарвина «Происхождение видов», в которой детально объясняется концепция естественного отбора, привела к более широкому распространению дарвиновской концепции эволюции.

Точные механизмы наследственности и появления новых черт оставались неизвестными. С целью объяснения этих механизмов Дарвин развивал «временную теорию пангенезиса»[25]. В 1865 году Грегор Мендель открыл законы наследственности, однако его работы оставались практически неизвестными до 1900 года[26]. Август Вейсманн отметил важное различие между зародышевыми (половыми) и соматическими клетками, а также то, что наследственность обусловлена только зародышевой линией клеток. Хуго де Фриз соединил дарвиновскую теорию пангенезиса с вейсманновскими представлениями о половых и соматических клетках и предположил, что пангены расположены в ядре клетки и могут перемещаться в цитоплазму и изменять структуру клетки. Де Фриз был также одним из учёных, которые сделали работу Менделя известной. Он полагал, что менделевские наследственные черты соответствуют передаче наследственных изменений по зародышевому пути. Чтобы объяснить возникновение новых черт, де Фриз развивал теорию мутаций, которая стала одной из причин временного разногласия между зарождающейся генетикой и дарвинизмом[27]. Работы пионеров популяционной генетики, таких как Дж. Б. С. Холдейн, Сьюэл Райт, Рональд Фишер, ставят исследования эволюции на статистическую основу и, таким образом, устраняют это ложное противопоставление генетики и эволюции путём естественного отбора[28].

В 1920-х — 30-х годах XX века современный эволюционный синтез соединил естественный отбор, теорию мутаций и менделевское наследование в единую теорию, применимую к любому разделу биологии. Открытая в 1953 году Уотсоном и Криком структура ДНК продемонстрировала материальную основу наследственности. Молекулярная биология улучшила наше понимание взаимосвязи генотипа и фенотипа. Достижения произошли и в филогенетической систематике. Благодаря публикации и использованию филогенетических деревьев появилась возможность изучать и сравнивать изменения признаков в разных филогенетических группах. В 1973 году эволюционный биолог Феодосий Добжанский писал: «Ничто в биологии не имеет смысл кроме как в свете эволюции», потому что эволюция объединила то, что сначала казалось бессвязными фактами, в непротиворечивую систему знаний, объясняющую и предсказывающую различные факты о жизни на Земле[29].

С тех пор современный синтез был расширен для объяснения биологических явлений на всех уровнях организации живого[1][30]. Так, в 1960-х годах Мотоо Кимура показал, что подавляющее число мутаций на молекулярном уровне носит нейтральный по отношению к естественному отбору характер[31], а в 1972 году палеонтологи Нильс Элдридж и Стивен Гулд возродили дискуссию о прерывистом характере эволюционного процесса[32]. В конце XX века эволюционная биология получила импульс от исследований в области индивидуального развития. Открытие hox-генов и более полное понимание генетического регулирования эмбриогенеза помогли установить роль онтогенеза в филогенетическом развитии и сформировали представление об эволюции новых форм на основе прежнего набора структурных генов и сохранения схожих программ развития у филогенетически далёких организмов[33][34].

Эволюция происходит в течение периода времени, превышающего срок жизни одного поколения, и заключается в изменении наследуемых черт организма. Первым этапом этого процесса является изменение частот аллелей генов в популяции. В идеальной популяции, в которой отсутствуют мутации, естественный отбор, изоляция (избирательность скрещивания), дрейф и поток генов, частота аллелей, согласно закону Харди — Вайнберга, будет неизменна от поколения к поколению[35]. Таким образом, эволюция в данной популяции не будет происходить. Однако в реальных популяциях существуют факторы, которые приводят к изменениям частот аллелей генов. Это мутации, поток генов, естественный отбор и дрейф генов. Эти факторы и являются факторами эволюции[36][37]. Мутации увеличивают изменчивость в популяции за счёт появления новых аллельных вариантов генов — мутационной изменчивости. Кроме мутационной есть также комбинативная изменчивость, обусловленная рекомбинацией. Обычно она приводит не к изменениям частот аллелей, а к их новым сочетаниям. Однако генная конверсия[38] может приводить как к появлению новых аллелей, так и к изменениям частот аллелей. Ещё одним фактором, приводящим к изменению частот аллелей, является поток генов.

Два других фактора эволюции — естественный отбор и дрейф генов — «сортируют» созданную мутациями и потоком генов изменчивость, приводя к установлению новой частоты аллелей в популяции. Дрейф генов — вероятностный процесс изменения частот генов, и наиболее ярко он проявляется в популяциях относительно небольшого размера. Дрейф может приводить к полному исчезновению определённых аллелей из популяции. Естественный отбор является главным творческим фактором эволюции. Под его действием особи с определённым фенотипом (и определённым набором наследственных черт) в условиях конкуренции будут более успешны, чем другие, то есть будут иметь более высокую вероятность выжить и оставить потомство. Таким образом, в популяции будет увеличиваться доля таких организмов, у которых есть наследственные черты, обладающие селективным преимуществом. Взаимное влияние дрейфа и естественного отбора однозначно оценить сложно, но в целом, вероятно, оно зависит от размера популяции и интенсивности отбора. Кроме выше названных факторов, важное значение может иметь и горизонтальный перенос генов, который может приводить к появлению совершенно новых для данного организма генов.

Естественный отбор приводит к формированию адаптаций и повышению приспособленности. Протекающие в течение длительного времени эволюционные процессы могут привести как к образованию новых видов и их дальнейшей дивергенции, так и к вымиранию целых видов.

Наследственность — это свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Эволюция организмов происходит посредством изменения наследственных признаков организма. Примером наследственного признака у человека может служить коричневый цвет глаз, унаследованный от одного из родителей[39]. Наследственные признаки контролируются генами. Совокупность всех генов организма образует его генотип[40].

Полный набор структурных и поведенческих черт организма называют фенотипом. Фенотип организма образуется за счёт взаимодействия генотипа с окружающей средой. Многие черты фенотипа являются ненаследственными. Так, например, загар не наследуется, поскольку его появление обусловлено воздействием солнечного света. Однако у некоторых людей загар появляется легче, чем у других. Это является наследственной чертой.

Передача наследственных признаков от одного поколения к другому обеспечивается ДНК[40]. ДНК — это биополимер, состоящий из четырёх типов нуклеотидов. Во время деления клетки ДНК копируется — в результате каждая из дочерних клеток получает точную копию материнских молекул ДНК.

Участки молекулы ДНК, определяющие функциональную единицу наследственности, называются генами. Внутри клеток ДНК находится в составе хроматина, который в свою очередь образует хромосомы. Положение гена на хромосоме называется локусом. Различные формы гена, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и определяющие различные проявления признаков, называются аллелями. Последовательность ДНК может изменяться (мутировать), создавая новые аллели. Если мутация происходит внутри гена, то новая аллель может затронуть признак, управляемый геном, и изменить фенотип организма.

Однако большинство признаков определяется не одним геном, а взаимодействием нескольких генов (примером подобных явлений могут служить эпистаз и полимерия)[41][42]. Исследование подобных взаимодействий генов — одна из главных задач современной генетики.

Исследования последних лет подтвердили существование изменений в наследственности, которые не могут быть объяснены изменениями в последовательности нуклеотидов ДНК. Этот феномен известен как эпигенетические системы наследования[43]. К таким системам относятся профиль метилирования ДНК, самоподдерживающиеся метаболические петли, сайленсинг генов за счёт РНК-интерференции и другие механизмы[44][45].

Наследуемость также может встречаться и в более крупных масштабах. Например, экологическое наследование посредством строительства ниши[46]. Таким образом, потомки наследуют не только гены, но и экологические особенности местообитания, созданного активностью предков. Другими примерами наследования, не находящегося под контролем генов, могут служить наследование культурных черт и симбиогенез[47][48].

Изменчивость — это свойство организма отличаться от родителей, а также свойство особей одного вида отличаться друг от друга. Дарвин полагал, что движущими силами эволюции являются: определённая изменчивость (которая повышает приспособленность организмов, например, листопад у лиственных деревьев), неопределённая изменчивость (которая не повышает приспособленности, например, простуда может вызывает кашель, насморк и ревматизм), а также борьба за существование и естественный отбор[49]. Особое значение Дарвин придавал наследственной изменчивости, которая даёт сырой материал для естественного отбора. Также следствием наследственной изменчивости является генетическое разнообразие, которое возникает либо в результате сочетания разных признаков родителей (комбинативная изменчивость), либо в ходе мутационного процесса (мутационная изменчивость).

Фенотип организма обусловлен его генотипом и влиянием окружающей среды. Существенная часть вариаций фенотипов в популяциях вызвана различиями их генотипов[42]. В СТЭ эволюция определяется как изменение с течением времени генетической структуры популяций. Частота одной из аллелей изменяется, становясь более или менее распространённой среди других форм этого гена. Действующие силы эволюции ведут к изменениям в частоте аллели в одну или в другую стороны. Изменение исчезает, когда новая аллель достигает точки фиксации — целиком заменяет предковую аллель или исчезает из популяции[50].

Изменчивость складывается из мутаций, потока генов и рекомбинации генетического материала. Изменчивость также увеличивается за счёт обменов генами между разными видами, таких как горизонтальный перенос генов у бактерий[51], гибридизация у растений[52]. Несмотря на постоянное увеличение изменчивости за счёт этих процессов, большая часть генома идентична у всех представителей данного вида[53]. Однако даже сравнительно небольшие изменения в генотипе могут вызвать огромные различия в фенотипе, например, геномы шимпанзе и людей различаются всего на 5 %[54].

Мутации[править | править код]

Случайные мутации постоянно происходят в геномах всех организмов. Эти мутации создают генетическую изменчивость. Мутации — изменения в последовательности ДНК. Они могут быть вызваны радиацией, вирусами, транспозонами, мутагенными веществами, а также ошибками, происходящими во время репликации ДНК или мейоза[55][56][57]. Мутации могут не иметь никакого эффекта, могут изменять продукт гена или препятствовать его функционированию. Исследования, проведённые на дрозофиле, показали, что если мутация изменяет белок, производимый геном, то примерно в 70 % случаев это будет иметь вредные воздействия, а в остальных случаях нейтральные или слабоположительные[58]. Для уменьшения негативного эффекта мутаций в клетках существуют механизмы репарации ДНК[55]. Оптимальный уровень мутаций — это баланс между высоким уровнем вредных мутаций и затратами на поддержание системы репарации[59]. У РНК-вирусов уровень мутабильности высокий[60], что, видимо, является преимуществом, помогая избегать защитных ответов иммунной системы[61].

Мутации могут затрагивать большие участки хромосом. Например, при дупликации, которая вызывает появление дополнительных копий гена в геноме[62]. Эти копии становятся основным материалом для возникновения новых генов. Это важный процесс, поскольку новые гены развиваются в пределах семейства генов от общего предка[63]. Например, в образовании светочувствительных структур в глазу человека участвуют четыре гена: три для цветного зрения и один для ночного зрения. Все эти гены произошли от одного предкового гена[64]. Новые гены возникают из предкового гена в результате дупликации, после того как копия гена мутирует и приобретёт новую функцию. Этот процесс идёт легче после дупликации, поскольку это увеличивает избыточность системы. Один ген из пары может приобрести новую функцию, в то время как другой продолжает выполнять основную функцию[65][66]. Другие типы мутаций могут создать новые гены из некодирующей ДНК[67][68]. Новые гены также могут возникнуть за счёт рекомбинации небольших участков дублированных генов. При этом возникает новая структура с новыми функциями[69][70]. Когда новые гены собраны перетасовкой ранее существовавших частей (выполняющих простые независимые функции), то их комбинация может выполнять новые более сложные функции. Примером подобного комплекса являются поликетидсинтазы — ферменты, синтезирующие вторичные метаболиты, например антибиотики. Они могут содержать до 100 частей, катализирующих один этап в процессе полного синтеза[71].

Изменения на хромосомном уровне могут приводить к ещё большим мутациям. Среди хромосомных мутаций выделяют делеции и инверсии крупных участков хромосом, транслокацию участков одной хромосомы на другую. Также возможно слияние хромосом (робертсоновская транслокация). Например, в ходе эволюции рода Homo произошло слияние двух хромосом с образованием второй хромосомы человека[72]. У других обезьян этого слияния не произошло, и хромосомы сохраняются по отдельности. В эволюции хромосомные перестройки играют большую роль. Благодаря им может ускориться расхождение популяций с образованием новых видов, поскольку уменьшается вероятность скрещивания и таким образом увеличиваются генетические различия между популяциями[73].

Мобильные элементы генома, такие как транспозоны, составляют значительную долю в геномах растений и животных и, возможно, важны для эволюции[74]. Так, в человеческом геноме около 1 миллиона копий Alu-повтора, они выполняют некоторые функции, такие как регулирование экспрессии генов[75]. Другое влияние мобильных генетических элементов на геном заключается в том, что при их перемещении внутри генома может произойти видоизменение или удаление существующих генов[56].

Рекомбинация[править | править код]

У бесполых организмов гены во время размножения не могут смешиваться с генами других особей. В отличие от них у организмов с половым размножением потомство получает случайные смеси хромосом своих родителей. Кроме этого, в ходе мейотического деления половых клеток происходит кроссинговер, приводящий к гомологичной рекомбинации, которая заключается в обмене участками двух гомологичных хромосом[76]. При рекомбинации не происходит изменения частоты аллелей, но происходит образование их новых комбинаций[77]. Таким образом, половое размножение обычно увеличивает наследственную изменчивость и может ускорять темп эволюции организмов[78][79]. Однако бесполое размножение зачастую выгодно и может развиваться у животных с половым размножением[80].

Гомологичная рекомбинация позволяет наследоваться независимо даже аллелям, которые находятся близко друг от друга в ДНК. Однако уровень кроссинговера низок — примерно два на хромосому за поколение. В результате гены, находящиеся рядом на хромосоме, имеют тенденцию наследоваться сцеплено. Эта тенденция измеряется тем, как часто две аллели находятся вместе на одной хромосоме, и носит название неравновесного сцепления генов[81]. Несколько аллелей, которые наследуются вместе, обычно называют гаплотипом. Если одна аллель в гаплотипе даёт значительное преимущество, то в результате естественного отбора частота в популяции других аллелей этого гаплотипа также может повыситься. Это явление называется genetic hitchhiking (англ.)русск. («передвижение автостопом»)[82].

Когда аллели не могут быть разделены рекомбинацией, как в Y-хромосоме млекопитающих, которая передаётся без изменений от отца к сыну, происходит накопление вредных мутаций[83]. Половое размножение за счёт изменения комбинаций аллелей позволяет удалять вредные мутации и сохранять полезные[84]. Подобные положительные эффекты уравновешиваются негативными явлениями полового размножения, такими как уменьшение репродуктивного уровня и возможные нарушения выгодных комбинаций аллелей при рекомбинации. Поэтому причины возникновения полового размножения до сих пор не ясны и активно исследуются в эволюционной биологии[85][86], порождая такие гипотезы, как гипотеза Чёрной королевы[87].

Поток генов[править | править код]

Потоком генов называют перенос аллелей генов между популяциями. Поток генов может осуществляться за счёт миграций особей между популяциями в случае подвижных организмов либо, например, с помощью переноса пыльцы или семян в случае растений. Скорость потока генов сильно зависит от подвижности организмов[88].

Степень влияния потока генов на изменчивость в популяциях до конца не ясна. Существуют две точки зрения: одна из них заключается в том, что поток генов может иметь значительное влияние на крупных популяционных системах, гомогенизируя их и, соответственно, действуя против процессов видообразования; вторая, что скорости потока генов достаточно только для воздействия на локальные популяции[88][89].

Естественный отбор[править | править код]

Мутации и естественный отбор создают популяцию с более тёмной окраской

Эволюция посредством естественного отбора — это процесс, при котором закрепляются мутации, увеличивающие приспособленность организмов. Естественный отбор часто называют «самоочевидным» механизмом, поскольку он следует из таких простых фактов, как:

  1. Организмы производят потомков больше, чем может выжить;
  2. В популяции этих организмов существует наследственная изменчивость;
  3. Организмы, имеющие разные генетические черты, имеют различную выживаемость и способность размножаться.

Такие условия создают конкуренцию между организмами в выживании и размножении и являются минимально необходимыми условиями для эволюции посредством естественного отбора[90]. Таким образом, организмы с наследственными чертами, которые дают им конкурентное преимущество, имеют большую вероятность передать их своим потомкам, чем организмы с наследственными чертами, не имеющими подобного преимущества[91].

Центральное понятие концепции естественного отбора — приспособленность организмов[92]. Приспособленность определяется как способность организма к выживанию и размножению, которая определяет размер его генетического вклада в следующее поколение[92]. Однако главным в определении приспособленности является не общее число потомков, а число потомков с данным генотипом (относительная приспособленность)[93]. Например, если потомки успешного и быстро размножающегося организма слабые и плохо размножаются, то генетический вклад и, соответственно, приспособленность этого организма будут низкими[92].

Если какая-либо аллель увеличивает приспособленность организма больше, чем другие аллели этого гена, то с каждым поколением доля этой аллели в популяции будет расти. То есть, отбор происходит в пользу этой аллели. И наоборот, для менее выгодных или вредных аллелей — их доля в популяциях будет снижаться, то есть отбор будет действовать против этих аллелей[94]. Важно отметить, что влияние определённых аллелей на приспособленность организма не является постоянным — при изменении условий окружающей среды вредные или нейтральные аллели могут стать полезными, а полезные вредными[95].

Естественный отбор для черт, которые могут изменяться в некотором диапазоне значений (например, размер организма), можно разделить на три типа[96]:

  1. Направленный отбор — изменения среднего значения признака в течение долгого времени, например увеличение размеров тела;
  2. Дизруптивный отбор — отбор на крайние значения признака и против средних значений, например, большие и маленькие размеры тела;
  3. Стабилизирующий отбор — отбор против крайних значений признака, что приводит к уменьшению дисперсии признака и уменьшению разнообразия.

Частным случаем естественного отбора является половой отбор, субстратом которого является любой признак, который увеличивает успешность спаривания за счёт увеличения привлекательности особи для потенциальных партнёров[97]. Черты, которые эволюционировали за счёт полового отбора, особенно хорошо заметны у самцов некоторых видов животных. Такие признаки, как крупные рога, яркая окраска, с одной стороны могут привлекать хищников и понижать выживаемость самцов[98], а с другой это уравновешивается репродуктивным успехом самцов с подобными ярко выраженными признаками[99].

Отбор может действовать на различных уровнях организации, таких как гены, клетки, отдельные организмы, группы организмов и виды[100][101][102]. Причём отбор может одновременно действовать на разных уровнях[103]. Отбор на уровнях выше индивидуального, например, групповой отбор, может приводить к кооперации (см. Эволюция#Кооперация)[104].

Дрейф генов[править | править код]

Моделирование дрейфа генов для 20 несцепленных аллелей в популяции из 10 (сверху) и 100 (снизу) особей. Фиксация аллелей происходит быстрее в популяции с меньшим размером

Дрейф генов — изменение частоты аллелей генов от поколения к поколению, обусловленное случайными процессами при выживании и размножении организмов[105]. В математических терминах аллели подвергаются ошибке выборки. Если действие отбора относительно слабое или отсутствует, то частота аллелей имеет тенденцию случайно «дрейфовать» вверх или вниз (случайное блуждание). Дрейф останавливается, когда аллель фиксируется в популяции — исчезая или полностью заменяя другие аллели этого гена в популяции. Таким образом, за счёт только случайных процессов из популяции могут быть элиминированы некоторые аллели[106].

Время, которое требуется для фиксации аллелей, зависит от размера популяции[107]. При этом главным фактором оказывается не число особей, а эффективный размер популяции[108]. Эффективный размер популяции обычно меньше, чем общее число особей в популяции. При его расчёте принимаются во внимание уровень инбридинга, стадия жизненного цикла, при которой численность популяции наименьшая, и тот факт, что некоторые селективно-нейтральные гены сцеплены с генами, подверженными действию отбора[108].

Обычно трудно определить относительную важность естественного отбора и дрейфа[109], сравнительная важность этих двух факторов в эволюционных процессах является предметом современных исследований[110].

Нейтральная теория молекулярной эволюции предполагает, что большинство эволюционных изменений является результатом фиксации нейтральных мутаций в геноме, которые не оказывают никакого влияния на приспособленность организмов[31]. Следовательно, в этой модели большинство генетических изменений в популяции — эффект давления мутаций и дрейфа генов[111][112]. Эта трактовка теории нейтральности в настоящее время не принимается учёными, поскольку не соответствует характеру генетической изменчивости в природе[113][114]. Однако есть более современная и поддерживаемая учёными версия этой теории — почти нейтральная теория (англ.)русск., в рамках которой мутации нейтральные в небольших популяциях не обязательно будут нейтральными в крупных[115]. Альтернативные теории предполагают, что генетический дрейф маскируется другими стохастическими влияниями, такими как genetic hitchhiking (англ.)русск.[105][116][117].

Горизонтальный перенос генов[править | править код]

Горизонтальный перенос генов представляет собой передачу генетического материала от одного организма другому организму, который не является его потомком. Наиболее распространён горизонтальный перенос генов у бактерий[118]. В частности, это способствует распространению устойчивости к антибиотикам, посредством того, что после возникновения у одной бактерии генов устойчивости они могут быстро передаться другим видам[119]. Известна также возможность горизонтального переноса генов от бактерий к эукариотам, таким как дрожжи Saccharomyces cerevisiae и обитающий на адзуки жук Callosobruchus chinensis[120][121]. Примером крупномасштабного переноса генов среди эукариот могут служить бделлоидные коловратки, которые получили ряд генов от бактерий, грибов и растений[122]. Переносчиками ДНК между представителями отдельных доменов могут быть вирусы[123] .

Масштабный перенос генов также произошёл между предками клеток эукариот и бактерий, во время приобретения первыми хлоропластов и митохондрий. Вполне возможно, что эукариоты произошли в результате горизонтальных переносов генов между бактериями и археями[124].

Эволюция нас осудит. Что говорят про нее сами психологи?: psyteaman — LiveJournal

Почему ее советы помогают лишь немногим? Почему она так часто возмущается тупостью своих читателей? И почему она считает, что только благодаря жесткому наезду на обладателей проблем, можно избавиться от несовершенства в людях?

Вы поняли, что речь идет о популярном блогере evo_lutio Сам с интересом ее читаю, но хочу предостеречь читателей от страшной опасности, которая их поджидает во время изучения ее теории.


фото с сайта: mcaonline.org

Ее теория дисбаланса в отношениях, — всего лишь «одна из», которые известны в психологии отношений. Лично мне эта теория нравится, а кому-то из серьезных психологов она может не нравиться. Такое положение вещей — нормальное для любой, самой гениальной теории в психологии.

По мнению психологов, чтобы избавиться от тех серьезных проблем (в том числе и тех, с которыми обращаются к ней читатели в письмах), есть два способа:
1 способ. (Хороший): Глубокая проработка последствий прошлых психологических травм, недолюбленности (чем и занимаются, в общем-то, настоящие практикующие психологи). Тут важно упомянуть о нелюбви Марины к такому подходу, о чем ее читатели знают. Хотя это транно для психолога, ну да ладно. Ведь есть всякие тренеры и коучи, которые не погружаются в глубины психики и достигают неплохих результатов путем поверхностной работы. Это как раз и есть второй способ, он чуть похуже и имеет некоторые ограничения.

2 способ. (Плохой): Почему тогда этот способ является плохим, если результаты будут? Потому что результаты будут либо нестойкие, либо же не произойдет серьезных изменений в человеке. А изменится только форма проявления его проблем, но не суть. И именно поэтому читатели так раздражают Марину своей непонятливостью и неумением решить свои проблемы, да даже и увидеть их не могут.

Еще хочу сказать важную вещь, чтобы Вам лучше понимать психологов вообще. Его теория (как и мировоззрение любого человека) отражают тот жизненный путь и опыт, который получил сам человек. Исходя из этого, можно говорить, что Марина неоднократно сталкивалась в своей жизни с ситуацией, когда ей приходилось выбираться из минуса в отношениях.

Впрочем, судя по ее фото, которые она не хочет размещать в информации о себе, ей действительно приходилось сталкиваться с пренебрежением к себе со стороны тех, кто являются плюсами в отношениях. Вот фотки для тех, кто не видел.

Так как из курса психологии она не усвоила того, что для серьезных изменений есть (первый) хороший способ с глубокой проработкой своих проблем, то сделала акцент на быстром (втором) способе (в кризисных ситуациях, кстати, быстрый способ лучше работает, но его потенциала, как и говорили, не хватит надолго). При нем неизбежно осуждение самой себя за то, что ты в минусе, за то, что у тебя есть проблемы. Происходит накручивание себя, все большее высмеивание слабости, переход на позицию «я никогда не буду такой, как они». Носителями проблем становятся некие «они» — обладатели тех же проблем, которые есть в самом человекке. От них нужно дистанцироваться, из-за них все проблемы. В общем происходит, все то, что мы видим в ее публикациях, из которых иногда может показаться, что все беды в мире, по ее мнению, происходят от того, что (достойные осмеяния и презрения) люди уходят в минус и сливают себя в отношениях, не занимаясь прокачиванием ресурсов. Гневно раздражаясь на «них», она просто проецирует свою внутреннюю борьбы. Борьба с теми несовершенством внутри, которое может приводить в минус в отношениях. Но запретив себе попадать в минус, человек не избавляется от корней проблемы. И вместо попадания в минус, проблема будет проявляться по-другому

В кризисной ситуации такой подход частично оправдан, как защита от разрушения. Но осуждение и высмеивание человека с проблемами (и самого себя с проблемами, в частности) закрывает путь к глубоким изменениям, к глубокой проработке.

Постарался кратко объяснить. Надеюсь, получилось не слишком сложно.

Для новых читателей: Тут есть информация о моем блоге, а так же описана возможность поискать интересные посты, в том числе и те, которые были посвящены тете Эволюции.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о