Вербализация в психологии: Вербализация сознания — Википедия – ВЕРБАЛИЗАЦИЯ это что такое ВЕРБАЛИЗАЦИЯ: определение — Психология.НЭС

Автор: | 05.10.2019

Вербализация сознания — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Вербализация сознания — это процесс трансформации бессознательного компонента психики, а также эмоционального, неоформленного содержания сознания, в словесно-логические формы. Касательно человека, можно говорить о том, что современная психология опирается на такие понятия, как вербализованные и невербализованные психические явления, когда речь заходит об общении или представлении абстрактного знания. В специальной психологической терминологии вербализация сознания означает в первую очередь точное словесное описание психотерапевтом того эмоционального опыта пациента, который он смог эмпатийно уловить.

С психологической точки зрения, вербализация отличается от эмпатии тем, что психотерапевт способен более дифференцированно реагировать на высказывания пациентов, способен чувствовать оттенки эмоций, зачатки мотивации, которые зачастую не осознаются самими клиентами. Также важно учесть, что в этом случае происходит трансляция эмоционального опыта пациенту ему самому посредством терапевта, что, несомненно, облегчает терапию.

Стоит отметить, что вербализация сознания и эмпатия связаны друг с другом. При высокой степени вербализации терапевт способен быть более эмпатичным, нежели при ее низком значении. Он лучше различает в высказываниях больных экстернальное (внешнее) и интернальное (внутреннее) содержание, выявляет существенные акты переживаний, помогает пациенту прояснить их. Следовательно, происходит редукция невротической симптоматики.

Примерами низкой и высокой степени вербализации сознания могут служить два следующих ответа психотерапевтов на одно и то же высказывание пациента. Пациент: «Мне трудно, я хочу бросить свою жену; но я не могу сделать этого из-за жалости». При низкой степени вербализации психотерапевт скажет, что необходимо разобраться с этой проблемой, и не усложнять ситуацию. Терапевт с высокой степенью вербализации постарается проникнуть внутренним миром клиента, поставить себя на его место, прочувствует причины, по которым могло появиться чувство жалости.

Процесс вербализации несомненно имеет лечебный характер, так как формирование нового понимания у пациента само по себе приводит к изменению в прежней дезадаптивной системе представлений о себе и конфликтной ситуации. В условиях терапии, где эмпатическая коммуникация бессильна, вербализация является эффективным средством означивания внутреннего опыта и переживаний пациента, ослабления дезадаптивных психологических защит.

Таким образом, психотерапевт обязан развивать у себя подобное качество, поскольку не только в терапевтической ситуации, но и в жизни.

Среди техник активного слушания можно выделить следующие техники вербализации:

  1. Тип А — это повторение, дословное воспроизведение только что сказанного клиентом, цитирование;
  2. Тип Б — это перефразирование, краткая передача сути высказывания партнера;
  3. Тип В — это интерпретация, высказывание предположения об истинном значении сказанного или о причинах и целях высказывания партнера по общению.

В первой технике упор делается на умении запоминать сказанное пациентом, во второй — на точном и емком перефразировании, а в третьей — на построении определенных гипотез и их проверке о внутреннем мире партнера по общению.

К сожалению, исследований вербализации сознания мало в наше время, но полученные данные (в исследовании Ташлыкова В. А., Фробурга И., 1985) указывают на то, что ее развитие способствует расширению диапазона психологической чувствительности к аспектам сознания клиента и способствует развитию гибкости психотерапевтического поведения.

Р.Кочюнас Основы психологического консультирования М.: “Академический проект”, 1999 г.

Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013..

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ — это… Что такое ВЕРБАЛИЗАЦИЯ?

        В широком смысле это понятие означает вербальное (словесное) описание переживаний, чувств, мыслей, поведения. В специальной терминологии (Helm J., 1978) В. определяется как точное словесное описание психотерапевтом эмпатического понимания эмоционального содержания переживания пациента.
        В. отличается от эмпатии более дифференцированной реакцией психотерапевта на высказывания пациентов, в которых лишь намечается эмоциональное или мотивационное содержание, а их значение пока неясно, неизвестно или малоосознаваемо пациентом. Важнейшим аспектом В. является сообщение психотерапевтом пациенту своего эмпатического понимания переживаний и поведения больного доступным последнему языком. Качество и выраженность В. могут быть различными. При высокой степени В. психотерапевт эмпатически очень точно описывает эмоциональные стороны конкретного актуального переживания с позиций внутреннего мира пациента. Он способен различать в высказываниях больных экстернальное (внешнее) и интернальное (внутреннее) содержание. При низкой степени В. психотерапевт не выявляет личностно-эмоциональных аспектов в беседе, предпочитая делать замечания, давать советы и высказываться о внешней стороне проблем больного. Психотерапевту важно уметь выделять из интернального содержания высказывании наиболее существенные проблемные аспекты переживаний, помогать пациенту прояснить их и вербализовать в приемлемой и ясной для него форме. Благодаря такому поведению психотерапевта повышается самоэксплорация больного, под которой следует понимать степень активности, с которой он привносит в беседу свое собственное поведение и личные эмоциональные переживания, свои размышления и выводы. При высокой степени самоэксплорации пациент подробно излагает свои связанные с той или иной проблемой переживания, старается прояснить их и благодаря этому адекватнее понимает себя, других и жизненную ситуацию, а также предпринимает попытки изменить поведение, что способствует редукции невротической симптоматики.

        Примерами низкой и высокой степени В. могут служить два следующих ответа психотерапевтов на одно и то же высказывание пациента. Пациент: «Я нахожусь в весьма трудной ситуации; собственно, я хочу разойтись с этой женщиной; когда же я хочу сказать ей об этом, мне становится жаль ее и я не могу этого сделать». Замечание при низкой степени В.: «Наверное, для вас обоих было бы лучше как можно быстрее выяснить отношения». При высокой степени В.: «Вы находитесь в состоянии душевного смятения — намереваетесь уйти, но из-за сострадания и нежелания сделать ей больно вы не можете вести себя как хотите, собираясь сказать ей о желании уйти».
        Процесс В. имеет лечебный характер, так как формирование нового понимания у пациента само по себе приводит к изменению в прежней дезадаптивной системе представлений о себе и конфликтной ситуации. В условиях эмпатической коммуникации психотерапевт оказывает помощь пациенту посредством В., последовательно проникая в те сферы переживаний, о которых пациент прежде не мог высказаться. Скованность в эмоциональном реагировании и поведении больных часто проявляется в том, что они с трудом находят слова для выражения своих чувств, импульсов, оценок. Эмпатический подход психотерапевта с В. проблем пациента оказывает терапевтическое влияние не только на осознание этих проблем и формирование нового опыта, но и на ослабление дезадаптивной психологической защиты. Однако нередко психотерапевт эмпатически тонко понимает переживания больного, но не способен вербально передать это понимание в доступной для пациента форме.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});         Измерение степени В. осуществляется с помощью специально разработанных тестов, включающих фрагменты высказываний пациентов из психотерапевтических бесед. Опыт такого исследования (Ташлыков В. А., Фробург И., 1985) показал обоснованность использования при подготовке психотерапевтов тренинга практических навыков В., расширяющих их диапазон и способствующих гибкости психотерапевтического поведения.

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ — Психотерапевтическая энциклопедия

В широком смысле это понятие означает вербальное (словесное) описание переживаний, чувств, мыслей, поведения. В специальной терминологии (Helm J., 1978) В. определяется как точное словесное описание психотерапевтом эмпатического понимания эмоционального содержания переживания пациента.

В. отличается от эмпатии более дифференцированной реакцией психотерапевта на высказывания пациентов, в которых лишь намечается эмоциональное или мотивационное содержание, а их значение пока неясно, неизвестно или малоосознаваемо пациентом. Важнейшим аспектом В. является сообщение психотерапевтом пациенту своего эмпатического понимания переживаний и поведения больного доступным последнему языком. Качество и выраженность В. могут быть различными. При высокой степени В. психотерапевт эмпатически очень точно описывает эмоциональные стороны конкретного актуального переживания с позиций внутреннего мира пациента. Он способен различать в высказываниях больных экстернальное (внешнее) и интернальное (внутреннее) содержание. При низкой степени В. психотерапевт не выявляет личностно-эмоциональных аспектов в беседе, предпочитая делать замечания, давать советы и высказываться о внешней стороне проблем больного. Психотерапевту важно уметь выделять из интернального содержания высказывании наиболее существенные проблемные аспекты переживаний, помогать пациенту прояснить их и вербализовать в приемлемой и ясной для него форме. Благодаря такому поведению психотерапевта повышается самоэксплорация больного, под которой следует понимать степень активности, с которой он привносит в беседу свое собственное поведение и личные эмоциональные переживания, свои размышления и выводы. При высокой степени самоэксплорации пациент подробно излагает свои связанные с той или иной проблемой переживания, старается прояснить их и благодаря этому адекватнее понимает себя, других и жизненную ситуацию, а также предпринимает попытки изменить поведение, что способствует редукции невротической симптоматики.

Примерами низкой и высокой степени В. могут служить два следующих ответа психотерапевтов на одно и то же высказывание пациента. Пациент: «Я нахожусь в весьма трудной ситуации; собственно, я хочу разойтись с этой женщиной; когда же я хочу сказать ей об этом, мне становится жаль ее и я не могу этого сделать». Замечание при низкой степени В.: «Наверное, для вас обоих было бы лучше как можно быстрее выяснить отношения». При высокой степени В.: «Вы находитесь в состоянии душевного смятения — намереваетесь уйти, но из-за сострадания и нежелания сделать ей больно вы не можете вести себя как хотите, собираясь сказать ей о желании уйти».

Процесс В. имеет лечебный характер, так как формирование нового понимания у пациента само по себе приводит к изменению в прежней дезадаптивной системе представлений о себе и конфликтной ситуации. В условиях эмпатической коммуникации психотерапевт оказывает помощь пациенту посредством В., последовательно проникая в те сферы переживаний, о которых пациент прежде не мог высказаться. Скованность в эмоциональном реагировании и поведении больных часто проявляется в том, что они с трудом находят слова для выражения своих чувств, импульсов, оценок. Эмпатический подход психотерапевта с В. проблем пациента оказывает терапевтическое влияние не только на осознание этих проблем и формирование нового опыта, но и на ослабление дезадаптивной психологической защиты. Однако нередко психотерапевт эмпатически тонко понимает переживания больного, но не способен вербально передать это понимание в доступной для пациента форме.

Измерение степени В. осуществляется с помощью специально разработанных тестов, включающих фрагменты высказываний пациентов из психотерапевтических бесед. Опыт такого исследования (Ташлыков В. А., Фробург И., 1985) показал обоснованность использования при подготовке психотерапевтов тренинга практических навыков В., расширяющих их диапазон и способствующих гибкости психотерапевтического поведения.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. вербализация — (от лат. verbum — глагол). Переход слов других частей речи в разряд глаголов. Такой переход находит не морфологическое выражение (речь не идет о словообразовании глаголов на базе других частой рочи), а синтаксическое… Словарь лингвистических терминов Розенталя
  2. вербализация — ВЕРБАЛИЗАЦИЯ и, ж. verbalisation f. Словесное выражение чего-л., воплощение в слова. В своей архетипичности (не в рациональных вербализациях!) она <�рус. философия> оказалась близка … марксизму-ленинизму. ВФ 1995 3 91. Словарь галлицизмов русского языка
  3. вербализация — вербализация ж. Реализация мысли в устной речи. Толковый словарь Ефремовой
  4. вербализация — 1. (< лат. verbalis словесный). Выражение мысли при помощи слов и форм языка. 2. (Оглаголивание) Переход той или иной части речи в класс глаголов. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  5. Вербализация — Отражение опыта в речи, является речевым показателем личности. (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 18) Педагогический терминологический словарь
  6. вербализация — орф. вербализация, -и Орфографический словарь Лопатина
  7. вербализация — сущ., кол-во синонимов: 2 описание 45 прием 124 Словарь синонимов русского языка

О пользе вербализации — Психология Дома Солнца

Что такое вербализация? Это умение описывать словами то, что происходит.

То есть, когда вы видите дерево, и думаете «Я вижу дерево» — это вербализация.

Собственно, именно вербализация дает возможность человеку осуществлять высшую нервную деятельность, мышление. Именно возможностью мышления человек отличается от животных.

Когда человек просто что-то видит, слышит или ощущает, он еще не может вести об этом достаточно сложных размышлений (а следовательно, и действий) – для этого ему нужны слова, вербальное мышление. Собственно, именно поэтому человек способен на действия, по сложности на порядки превышающие любые действия животных – благодаря использованию слов.

Если человек слишком редко формулирует словами то, что воспринимает, он в каком-то смысле деградирует до уровня животного. Он перестает осознавать многие явления. Собственно, как правило, под словом «осознавание» имеют в виду как раз вербализацию. Соответственно, его поведение также упрощается до поведения животного – без вербализации он способен удовлетворять свои примитивные потребности, но не более.

Тут еще важно отличать вербализацию от мышления вообще. Вербализация – это начало мышления. Вербализация – это просто формулирование словами того, что уже есть. Рассуждения о том, как это всё устроено и что с этим делать идут уже после вербализации. То есть, вербализация – это слова о том, что уже есть, но еще не сформулировано словами. Слова должны соответствовать наблюдаемым фактам – иначе получится не вербализация, а пустые фантазии, пустое мышление.

Именно от вербализации зависит наше ощущение того, что мы понимаем, что происходит. Собственно, понимание – это и есть вербализация. Именно из понимания возможно производить дальнейшее мышление. А без понимания, без вербализации, человек чувствует отупение. Пустоту в голове. Ступор от отсутствия мыслей.

Если же с вербализацией у человека все в порядке, то таких проблем не возникает. Человек воспринимает реальность, вербализует – формулирует ее словами, обдумывает эти формулировки и по итогам размышлений действует. После чего процесс повторяется. И никаких проблем у него ни с чем не возникает.

Поэтому – учитесь вербализировать, учитесь описывать реальность словами. И тогда у вас, в конечном счете, не будет никаких проблем.

Психотерапевтическая энциклопедия — вербализация

В широком смысле это понятие означает вербальное (словесное) описание переживаний, чувств, мыслей, поведения. В специальной терминологии (Helm J., 1978) В. определяется как точное словесное описание психотерапевтом эмпатического понимания эмоционального содержания переживания пациента.

В. отличается от эмпатии более дифференцированной реакцией психотерапевта на высказывания пациентов, в которых лишь намечается эмоциональное или мотивационное содержание, а их значение пока неясно, неизвестно или малоосознаваемо пациентом. Важнейшим аспектом В. является сообщение психотерапевтом пациенту своего эмпатического понимания переживаний и поведения больного доступным последнему языком. Качество и выраженность В. могут быть различными. При высокой степени В. психотерапевт эмпатически очень точно описывает эмоциональные стороны конкретного актуального переживания с позиций внутреннего мира пациента. Он способен различать в высказываниях больных экстернальное (внешнее) и интернальное (внутреннее) содержание. При низкой степени В. психотерапевт не выявляет личностно-эмоциональных аспектов в беседе, предпочитая делать замечания, давать советы и высказываться о внешней стороне проблем больного. Психотерапевту важно уметь выделять из интернального содержания высказывании наиболее существенные проблемные аспекты переживаний, помогать пациенту прояснить их и вербализовать в приемлемой и ясной для него форме. Благодаря такому поведению психотерапевта повышается самоэксплорация больного, под которой следует понимать степень активности, с которой он привносит в беседу свое собственное поведение и личные эмоциональные переживания, свои размышления и выводы. При высокой степени самоэксплорации пациент подробно излагает свои связанные с той или иной проблемой переживания, старается прояснить их и благодаря этому адекватнее понимает себя, других и жизненную ситуацию, а также предпринимает попытки изменить поведение, что способствует редукции невротической симптоматики.

Примерами низкой и высокой степени В. могут служить два следующих ответа психотерапевтов на одно и то же высказывание пациента. Пациент: «Я нахожусь в весьма трудной ситуации; собственно, я хочу разойтись с этой женщиной; когда же я хочу сказать ей об этом, мне становится жаль ее и я не могу этого сделать». Замечание при низкой степени В.: «Наверное, для вас обоих было бы лучше как можно быстрее выяснить отношения». При высокой степени В.: «Вы находитесь в состоянии душевного смятения намереваетесь уйти, но из-за сострадания и нежелания сделать ей больно вы не можете вести себя как хотите, собираясь сказать ей о желании уйти».

Процесс В. имеет лечебный характер, так как формирование нового понимания у пациента само по себе приводит к изменению в прежней дезадаптивной системе представлений о себе и конфликтной ситуации. В условиях эмпатической коммуникации психотерапевт оказывает помощь пациенту посредством В., последовательно проникая в те сферы переживаний, о которых пациент прежде не мог высказаться. Скованность в эмоциональном реагировании и поведении больных часто проявляется в том, что они с трудом находят слова для выражения своих чувств, импульсов, оценок. Эмпатический подход психотерапевта с В. проблем пациента оказывает терапевтическое влияние не только на осознание этих проблем и формирование нового опыта, но и на ослабление дезадаптивной психологической защиты. Однако нередко психотерапевт эмпатически тонко понимает переживания больного, но не способен вербально передать это понимание в доступной для пациента форме.

Измерение степени В. осуществляется с помощью специально разработанных тестов, включающих фрагменты высказываний пациентов из психотерапевтических бесед. Опыт такого исследования (Ташлыков В. А., Фробург И., 1985) показал обоснованность использования при подготовке психотерапевтов тренинга практических навыков В., расширяющих их диапазон и способствующих гибкости психотерапевтического поведения.

Вербализация

В широком смысле это понятие означает вербальное (словесное) описание переживаний, чувств, мыслей, поведения. В специальной терминологи вербализация определяется как точное словесное описание психотерапевтом эмпатического понимания эмоционального содержания переживания пациента.

Вербализация отличается от эмпатии более дифференцированной реакцией психотерапевта на высказывания пациентов, в которых лишь намечается эмоциональное или мотивационное содержание, а их значение пока неясно, неизвестно или малоосознаваемо пациентом. Важнейшим аспектом вербализации является сообщение психотерапевтом пациенту своего эмпатического понимания переживаний и поведения больного доступным последнему языком. Качество и выраженность В. могут быть различными. При высокой степени вербализации психотерапевт эмпатически очень точно описывает эмоциональные стороны конкретного актуального переживания с позиций внутреннего мира пациента. Он способен различать в высказываниях больных экстернальное (внешнее) и интернальное (внутреннее) содержание. При низкой степени вербализации психотерапевт не выявляет личностно-эмоциональных аспектов в беседе, предпочитая делать замечания, давать советы и высказываться о внешней стороне проблем больного. Психотерапевту важно уметь выделять из интернального содержания высказывании наиболее существенные проблемные аспекты переживаний, помогать пациенту прояснить их и вербализовать в приемлемой и ясной для него форме. Благодаря такому поведению психотерапевта повышается самоэксплорация больного, под которой следует понимать степень активности, с которой он привносит в беседу свое собственное поведение и личные эмоциональные переживания, свои размышления и выводы. При высокой степени самоэксплорации пациент подробно излагает свои связанные с той или иной проблемой переживания, старается прояснить их и благодаря этому адекватнее понимает себя, других и жизненную ситуацию, а также предпринимает попытки изменить поведение, что способствует редукции невротической симптоматики.

Примерами низкой и высокой степени вербализации могут служить два следующих ответа психотерапевтов на одно и то же высказывание пациента.
Пациент: «Я нахожусь в весьма трудной ситуации; собственно, я хочу разойтись с этой женщиной; когда же я хочу сказать ей об этом, мне становится жаль ее и я не могу этого сделать».
Замечание при низкой степени В.: «Наверное, для вас обоих было бы лучше как можно быстрее выяснить отношения».
При высокой степени вербализации: «Вы находитесь в состоянии душевного смятения — намереваетесь уйти, но из-за сострадания и нежелания сделать ей больно вы не можете вести себя как хотите, собираясь сказать ей о желании уйти».

Процесс вербализации имеет лечебный характер, так как формирование нового понимания у пациента само по себе приводит к изменению в прежней дезадаптивной системе представлений о себе и конфликтной ситуации. В условиях эмпатической коммуникации психотерапевт оказывает помощь пациенту посредством вербализации, последовательно проникая в те сферы переживаний, о которых пациент прежде не мог высказаться. Скованность в эмоциональном реагировании и поведении больных часто проявляется в том, что они с трудом находят слова для выражения своих чувств, импульсов, оценок. Эмпатический подход психотерапевта с вербализацией проблем пациента оказывает терапевтическое влияние не только на осознание этих проблем и формирование нового опыта, но и на ослабление дезадаптивной психологической защиты. Однако нередко психотерапевт эмпатически тонко понимает переживания больного, но не способен вербально передать это понимание в доступной для пациента форме.

Измерение степени вербализации осуществляется с помощью специально разработанных тестов, включающих фрагменты высказываний пациентов из психотерапевтических бесед. Опыт такого исследования (Ташлыков В. А., Фробург И., 1985) показал обоснованность использования при подготовке психотерапевтов тренинга практических навыков вербализации, расширяющих их диапазон и способствующих гибкости психотерапевтического поведения.

вербализация — это… Что такое вербализация?

  • Вербализация — Вербализация: Вербализация нейронных сетей Вербализация (психология) Вербализация (лингвистика) Вербализация (маркетинг) Список значений слова …   Википедия

  • вербализация — сущ., кол во синонимов: 2 • описание (45) • прием (124) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • вербализация — и, ж. verbalisation f. Словесное выражение чего л., воплощение в слова. В своей архетипичности (не в рациональных вербализациях!) она &LT;рус. философия&GT; оказалась близка … марксизму ленинизму. ВФ 1995 3 91. Вещи требуют вербализации, потом… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ВЕРБАЛИЗАЦИЯ — ВЕРБАЛИЗАЦИЯ. Реализация намерения субъекта выразить свою мысль в словесной форме; завершающая фаза порождения речевого высказывания, переход от внутренней речи к внешней речи …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • вербализация — (не) говорить дурного слова • вербализация (не) говорить худого слова • вербализация болтать глупости • вербализация бросить реплику • действие, вербализация вздор говорить • вербализация вздор молоть • вербализация вставить слово • вербализация… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • ВЕРБАЛИЗАЦИЯ —         В широком смысле это понятие означает вербальное (словесное) описание переживаний, чувств, мыслей, поведения. В специальной терминологии (Helm J., 1978) В. определяется как точное словесное описание психотерапевтом эмпатического понимания …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • вербализация — (от лат. verbum глагол). Переход слов других частей речи в разряд глаголов. Такой переход находит не морфологическое выражение (речь не идет о словообразовании глаголов на базе других частой рочи), а синтаксическое: слово других частей речи… …   Словарь лингвистических терминов

  • вербализация — вербализ ация, и …   Русский орфографический словарь

  • вербализация — 1. (&LT; лат. verbalis словесный). Выражение мысли при помощи слов и форм языка. 2. (Оглаголивание) Переход той или иной части речи в класс глаголов …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Вербализация —     отражение опыта в речи, является речевым показателем личности. (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., 2005. С. 18) …   Педагогический терминологический словарь

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *