Вербальный интеллект • Аутизм.Энциклопедия
Вербальный интеллект — это специфические для людей, связанные с усвоением языка навыки, которые, как считается, отражают общие интеллектуальные способности. Большинство исследователей признает важность вербального интеллекта, что проявляется в его выделении как отдельной составляющей во всех основных иерархических моделях человеческого интеллекта.
Оценка уровня развития вербального интеллекта
Вербальный интеллект оценивается по выполнению одного или нескольких тестов (субтестов), исследующих понимание речи, способность определения понятий, способность к логическому рассуждению и т. п. Вербальный интеллект оценивается также и в тестах невербального интеллекта, выполнение которых по факту зависит от уровня развития вербального интеллекта (например, понимание инструкций).
Часто при оценке вербального интеллекта используют тесты, направленные на оценку пассивного и/или активного словарного запаса, которые являются условно универсальными для большинства культур. В этих тестах, как правило, просят указать на одну из нескольких картинок, услышав название или определение предмета/действия/события, изображенного на картинке. Другие типы тестов, оценивающих вербальный интеллект, требуют определенных знаний в самых различных областях (например, проводить аналогии между отдельными словами, что позволяет исследовать не только способность к логическому вербальному рассуждению, но и общие знания об окружающем мире, понимание социальных правил и норм).
Оценить уровень развития вербального интеллекта действительно можно с помощью разных тестов. Например, с помощью одного теста, направленного на оценку словарного запаса, такого как Словарный тест в картинках Пибоди (Peabody Picture Vocabulary Test) или с помощью нескольких субтестов вербальной шкалы теста интеллекта Д. Векслера или теста Стэнфорда—Бине. Стоит отметить, что в случае последних тестов по результатам оценок, полученных по отдельным субтестам вербальной шкалы вычисляется коэффициент вербального интеллекта. В некоторых исследованиях или в целях сокращения времени оценки в практике используются сокращенные варианты вышеуказанных тестов: коэффициент вербального интеллекта вычисляется по результатам выполнения заданий одного или двух субтестов.
Важно отметить, что большинство тестов, которые оценивают уровень развития вербального интеллекта, являются культурно зависимыми, поэтому недостаточно просто перевода на другой язык, требуется их адаптация для корректного использования в другой культуре.
Уровень развития вербального интеллекта при оценке соответствующими тестами может выражаться в коэффициенте вербального интеллекта или других стандартных баллах, в процентилях, в вербальном ментальном возрасте или в сырых баллах.
Тесты, оценивающие развитие детей младенческого и раннего возраста (например, Шкалы развития младенцев Бейли — Bayley scales of infant development), также как и тесты адаптивного поведения (например, Вайнлендской Шкалы адаптивного поведения — Vineland Adaptive Behavior Scales) часто используются для оценки лиц с расстройствами аутистического спектра и включают области, связанные с развитием языка. Однако они оценивают развитие или адаптивное поведение, а не вербальный интеллект.
История исследований вербального интеллекта у лиц с расстройствами аутистического спектра
Уже в самых первых формальных описаниях отмечаются необычные паттерны (профили) вербальных способностей у лиц с расстройствами аутистического спектра. Ни один из 11 детей, описанных Лео Каннером, не отвечал на вопросы, создавая впечатления неслышащего ребенка. У восьми из них впоследствии речь развилась (с задержкой или без), но ни один, по мнению Каннера, не был способен к поддержанию вербальной коммуникации. Большинство из них демонстрировали непосредственную и отсроченную эхолалию, неправильное использование местоимений, невозможность инициировать вербальное общение и неправильное построение фразы. Слова использовались в идиосинкразическом или буквальном значении. Каннер также отмечал хорошую память этих детей, что выражалось в запоминании наименований различных объектов, числительных и времен, больших объемов связанного текста (стихи, псалмы и т. п.), а также в запоминании списков (президентов, животных, композиторов и т. п.).
Четверо аутичных детей, описанных Гансом Аспергером, имели устную речь, по крайней мере, с такими же особенностями, как те, с которыми столкнулся Каннер. Они говорили как взрослые, отвечали неадекватно или ненадлежащим образом — если вообще отвечали — когда их спрашивали. Аспергер, как и Каннер, больше полагался на описание, чем на результаты тестов оценки вербальных способностей, сомневаясь, что интеллект детей с аутизмом может быть справедливо оценен с помощью обычных тестов на интеллект.
Статью подготовил: Евгения Лебедева, к.психол.н., ст.н.с. ФГБУН Института психологии РАН
понятие, основные функции, уровень и методы развития
В истории развития психологии достаточно много внимания уделялось исследованию понятия интеллекта и индивидуальных особенностей этого аспекта личности. В ходе проведенных исследований было установлено, что невербальный интеллект является неотъемлемой частью умственных способностей. Знание о том, что это за подструктура и как можно на нее влиять, откроет новые грани в самопознании и самосовершенствовании человека.
Понятие интеллекта человека
В современной психологии интеллект рассматривается как способность человека приспосабливаться к новым обстоятельствам и ситуациям. Также в это понятие входит возможность личности изучать новый материал и осваивать новые навыки.
В ходе многолетних исследований этого понятия, проводимых многими специалистами, было установлено, что интеллект можно разделить на две основные подструктуры — вербальную и невербальную. Каждая из них имеет свою область функционирования, индивидуальный уровень развития и потенциальные способы эволюции.
Понятие невербальной составляющей интеллекта
Под понятием «невербальный интеллект» подразумевается такая разновидность интеллекта, которая использует в качестве опоры зрительный образ и пространственное представление. Стоит отметить, что эта подструктура развивается у каждого человека точно так же, как и вербальная составляющая. Однако уровень невербального интеллекта является индивидуальным.
Невербальное мышление человека строится на операциях, связанных с наглядными объектами. Представляя эти объекты, человек получает возможность оценить сходства и различия разных предметов или изображений. Также благодаря этой подструктуре люди могут определять положение объекта в пространстве. Развивая невербальный интеллект, человек начинает лучше понимать схемы и чертежи. Также уровень развития невербальной составляющей интеллекта влияет на способности в области рисования и конструирования.
Общие принципы диагностики невербальной подструктуры
На сегодняшний день существует много способов, с помощью которых диагностируют вербальный и невербальный интеллект. Различия состоят в заданиях и материалах, на основе которых формируются задания.
Диагностика невербального интеллекта проходит с использованием заданий, основанных на наглядных материалах. Часто распространенным тестовым заданием является составление фигур из отдельно взятых элементов, манипулирование объектами или сравнение наглядного материала, предоставленного для прохождения теста. В большей части случаев состояние невербального интеллекта оценивают с помощью кубиков Коса, прогрессивных матриц Равена или доски форм Сегена.
Однако выделяют и такие методики, которые дают психологу возможность оценить вербальную и невербальную подструктуру одновременно. Самым используемым является тест Векслера. Однако стоит отметить, что диагностика обеих составляющих занимает достаточно много времени. Чаще всего тест затягивается на полтора или два часа.
Описание теста Векслера
Этот тест, также известный в психологии как шкала Векслера, является самым распространенным и наиболее известным методом определения уровня развития человеческого интеллекта. Его создал Дэвид Векслер в 1939 году. В основе теста лежит иерархическая модель интеллекта Векслера, что и дает возможность рассмотреть все составляющие интеллекта одновременно.
В состав этой диагностической методики входит 11 субтестов, разделенных на две группы. 6 заданий направлены на проверку вербального интеллекта, а 5 — на определение уровня развития невербальной составляющей. В каждом тесте присутствует от 10 до 30 заданий, сложность которых постепенно растет. Каждый выполненный субтест оценивается в баллах. Итоговый результат переводится в унифицированную оценку по шкале, что дает возможность оценить разброс. Во время оценки результатов во внимание берется общий коэффициент интеллекта, соотношение уровня развития вербальной и невербальной составляющей, а также анализируется выполнение каждого отдельного задания, поставленного перед тестируемым.
Обработка результатов теста Векслера
После того как человек выполнил все субтесты, нужно правильно подсчитать и интерпретировать полученные балы в итоговый результат. Для этого процесса необходимо иметь под рукой необходимые для этого таблицы.
Оценка проводится на трех уровнях:
- Подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербальной и невербальной составляющих.
- Анализ профиля оценок выполнения на основе коэффициентов.
- Качественная интерпретация оценок с учетом наблюдения за поведением тестируемого и другой диагностируемой информации.
Стандартная обработка состоит в том, что психолог подсчитывает первичные баллы по каждому из заданий, то есть суммирует «сырые» оценки испытуемого. После этого посредством специальных таблиц «сырой» результат приводится к стандартному и отображается в виде профиля. Суммированные результаты в стандартной форме определяют показатели общего, невербального и вербального интеллекта.
Классификация результатов выглядит следующим образом:
- 130 баллов и больше — очень высокий коэффициент интеллекта.
- 120-129 баллов — высокий уровень.
- 110-119 баллов — хорошая норма.
- 90-109 баллов — средний коэффициент интеллекта.
- 80-89 баллов являются плохой нормой.
- 70-79 баллов являются отрезком пограничной зоны.
- 69 баллов и ниже свидетельствуют о наличии у испытуемого умственного дефекта.
Возрастные адаптации метода Векслера
В зависимости от возраста тестируемого исследование невербального интеллекта и других составляющих понятия «интеллект» осуществляется по одной из трех возрастных адаптаций теста Векслера. Это связано с тем, что в разных возрастах интеллект человека развивается специфическим образом, что существенно влияет на задания, которые можно выполнить.
На сегодняшний день для детей от 4 до 6,5 лет используется модификация WPPSI. WISC является адаптацией для возраста от 6,5 до 16,5 лет. Для всех, кто старше 16,5 лет, используется версия WAIS.
Как можно развить невербальную составляющую интеллекта?
Невербальный интеллект можно развивать. На сегодняшний день для этого есть специальные методики и упражнения, систематическое выполнение которых поможет развить эту подструктуру интеллекта.
В первую очередь, человек, стремящийся развить невербальную структуру интеллекта, должен научиться не просто смотреть, а видеть. К примеру, увидев столкнувшиеся на дороге машины, не стоит ограничиваться поверхностным осмотром ситуации. Попытки увидеть полную картину и понять причины происшествия способствуют развитию невербальной составляющей. Восстанавливая все выпавшие из поля зрения факторы и целостную картину ситуации, человек тренирует свой интеллект и развивает уровень наблюдательности.
Разрушение шаблонов мышления является не менее прогрессивной методикой. На начальном этапе можно менять такие простые вещи, как маршрут от дома до работы или же путь, проделываемый по залу магазина во время покупок. Любое изменение привычных действий и картин побуждает мозг изменять картину окружения, которая становится привычной и затягивает человека в зону комфорта.
Развитию невербальной подструктуры интеллекта способствует чтение сложной к восприятию литературы и понимание каждого шага, описанного в этой литературе. Не менее полезным является вдумчивое чтение литературы, касающейся несвойственной человеку деятельности.
Заключение
Интеллект человека — достаточно многогранное понятие. В современной психологии есть методы диагностики каждой из этих составляющих. Также можно найти полезные советы и рекомендации, с помощью которых можно развить ту или иную составляющую интеллекта и повысить общий уровень интеллектуального развития.
Вербальный интеллект — это… Что такое Вербальный интеллект?
- Вербальный интеллект
- — 1. способность к овладению языком; 2. интеллект, оцениваемый тестами, которые полагаются на способность испытуемого к оперированию вербальным материалом. В основе таких тестов лежит предположение о том, что имеется глубокая связь между функционированием интеллекта и различными лингвистическими навыками.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
- Вербальный галлюциноз
- Вербальный проективный тест
Смотреть что такое «Вербальный интеллект» в других словарях:
ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — 1. Способность к языку. 2. Интеллект, оцениваемый тестами, которые полагаются на способность к оперированию вербальным материалом. Значение 2, конечно, представляет собой теоретический вывод из значения 1, основанный на предпосылке, что имеется… … Толковый словарь по психологии
интеллект
Интеллект — (от лат. intellectus понимание, познание), способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ИНТЕЛЛЕКТ — (от лат. intellectus – понимание, познание). 1. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей, в том числе и способностей к изучению языков. 2. Система всех… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
вербальный — (от лат. verbalis словесный) термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала (см. знак), а также процессов оперирования с этим материалом. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко,… … Большая психологическая энциклопедия
интеллект: структура — Согласно Р. Кеттеллу структуру интеллекта описывает факторно аналитическая теория, в коей выделяется два вида интеллекта: 1) текучий (fluid) который существенно зависит от наследственности и фигурирует в задачах, где требуется приспособление к… … Большая психологическая энциклопедия
Вербальный — (от лат. verbalis словесный), термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают вербальный осмысленный материал (ряды существительных, прилагательных, глаголов,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Интеллект человека (human intelligence) — Осн. вопрос состоит в том, является ли интеллект единой, всесторонней способностью или же совокупностью различных специализированных способностей. Др. проблема связана с полемикой о роли природы и воспитания в развитии интеллекта и формулируется… … Психологическая энциклопедия
Вербальный — (отлат. verbalis словесный) термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают вербальный осмысленный материал (ряды существительных, прилагательных, глаголов,… … Словарь-справочник по педагогической психологии
ВЕРБАЛЬНЫЙ — (от лат. verbalis словесный) термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают вербальный осмысленный материал (ряды существительных, прилагательных, глаголов,… … Словарь по профориентации и психологической поддержке
Книги
- Как научить ребенка учиться. Иллюстрированный справочник для родителей, Вордерман Кэрол. О книге С первых классов школы нам твердят, как важно хорошо учиться. Мы должны слушать учителей и родителей, понимать и запоминать разные факты, сдавать в срок задания, писать контрольные… Подробнее Купить за 1519 руб
- 10 способов стать убедительным, Бьюзен Тони. Определяя вербальный интеллект как способность «жонглировать» буквами, то есть комбинировать их в слова и фразы, автор предлагает читателям развить и улучшить ее. Для широкого круга… Подробнее Купить за 296 руб
- 10 способов стать убедительным, Тони Бьюзен. Определяя вербальный интеллект как способность «жонглировать» буквами, то есть комбинировать их в слова и фразы, автор предлагает читателям развить и улучшить ее. Для широкого круга… Подробнее Купить за 210 руб
ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — это… Что такое ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ?
- ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
- 1. Способность к языку. 2. Интеллект, оцениваемый тестами, которые полагаются на способность к оперированию вербальным материалом. Значение 2, конечно, представляет собой теоретический вывод из значения 1, основанный на предпосылке, что имеется глубокая связь между интеллектом и различными лингвистическими навыками. См. статьи интеллект и тест выполнения.
Толковый словарь по психологии. 2013.
- ВЕРБАЛЬНОЙ ПЕТЛИ, ГИПОТЕЗА
- ВЕРБАЛЬНЫЙ ОБРАЗ
Смотреть что такое «ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ» в других словарях:
Вербальный интеллект — 1. способность к овладению языком; 2. интеллект, оцениваемый тестами, которые полагаются на способность испытуемого к оперированию вербальным материалом. В основе таких тестов лежит предположение о том, что имеется глубокая связь между… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
интеллект — Общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. интеллект … Большая психологическая энциклопедия
Интеллект — (от лат. intellectus понимание, познание), способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ИНТЕЛЛЕКТ — (от лат. intellectus – понимание, познание). 1. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей, в том числе и способностей к изучению языков. 2. Система всех… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
вербальный — (от лат. verbalis словесный) термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала (см. знак), а также процессов оперирования с этим материалом. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко,… … Большая психологическая энциклопедия
интеллект: структура — Согласно Р. Кеттеллу структуру интеллекта описывает факторно аналитическая теория, в коей выделяется два вида интеллекта: 1) текучий (fluid) который существенно зависит от наследственности и фигурирует в задачах, где требуется приспособление к… … Большая психологическая энциклопедия
Вербальный — (от лат. verbalis словесный), термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают вербальный осмысленный материал (ряды существительных, прилагательных, глаголов,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Интеллект человека (human intelligence) — Осн. вопрос состоит в том, является ли интеллект единой, всесторонней способностью или же совокупностью различных специализированных способностей. Др. проблема связана с полемикой о роли природы и воспитания в развитии интеллекта и формулируется… … Психологическая энциклопедия
Вербальный — (отлат. verbalis словесный) термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают вербальный осмысленный материал (ряды существительных, прилагательных, глаголов,… … Словарь-справочник по педагогической психологии
ВЕРБАЛЬНЫЙ — (от лат. verbalis словесный) термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают вербальный осмысленный материал (ряды существительных, прилагательных, глаголов,… … Словарь по профориентации и психологической поддержке
Книги
- Как научить ребенка учиться. Иллюстрированный справочник для родителей, Вордерман Кэрол. О книге С первых классов школы нам твердят, как важно хорошо учиться. Мы должны слушать учителей и родителей, понимать и запоминать разные факты, сдавать в срок задания, писать контрольные… Подробнее Купить за 1519 руб
- 10 способов стать убедительным, Бьюзен Тони. Определяя вербальный интеллект как способность «жонглировать» буквами, то есть комбинировать их в слова и фразы, автор предлагает читателям развить и улучшить ее. Для широкого круга… Подробнее Купить за 296 руб
- 10 способов стать убедительным, Тони Бьюзен. Определяя вербальный интеллект как способность «жонглировать» буквами, то есть комбинировать их в слова и фразы, автор предлагает читателям развить и улучшить ее. Для широкого круга… Подробнее Купить за 210 руб
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — это… Что такое НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ?
- НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
- Интеллект, который проявляется в выполнении задач, требующих минимального использования вербального материала. Обратите внимание, что существование тестов вербального и невербального интеллекта не обязательно подразумевает, что имеются два различных вида интеллекта. Невербальные тесты (или тесты на выполнение) были изобретены для того, чтобы оценивать интеллект людей, которые могут, по целому ряду причин, иметь трудности с оперированием вербальным материалом, например, когда они проходят тестирование на своем втором языке, когда люди говорят на разных диалектах, когда тестируются очень маленькие дети, умственно отсталые, с сенсорными расстройствами и т.д. См. тесты на выполнение.
Толковый словарь по психологии. 2013.
- НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
- НЕВМЕНЯЕМОСТЬ
Смотреть что такое «НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ» в других словарях:
Невербальный интеллект — – интеллект, который проявляется при выполнении задач, требующих минимального вербального материала, например, невербальных тестов (тестов на выполнение). Это не означает, что существует два совершенно независимых друг от друга вида интеллекта:… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
интеллект — Общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. интеллект … Большая психологическая энциклопедия
Интеллект человека (human intelligence) — Осн. вопрос состоит в том, является ли интеллект единой, всесторонней способностью или же совокупностью различных специализированных способностей. Др. проблема связана с полемикой о роли природы и воспитания в развитии интеллекта и формулируется… … Психологическая энциклопедия
Интеллект — (от лат. intellectus понимание, познание), способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Вербальный — (от лат. verbalis словесный), термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают вербальный осмысленный материал (ряды существительных, прилагательных, глаголов,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Вербальный — (отлат. verbalis словесный) термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают вербальный осмысленный материал (ряды существительных, прилагательных, глаголов,… … Словарь-справочник по педагогической психологии
ВЕРБАЛЬНЫЙ — (от лат. verbalis словесный) термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают вербальный осмысленный материал (ряды существительных, прилагательных, глаголов,… … Словарь по профориентации и психологической поддержке
Вербальный — (отлат. verbalis словесный) термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают вербальный осмысленный материал (ряды существительных, прилагательных, глаголов,… … Словарь по педагогической психологии
вербальный — (от лат. verbalis словесный) термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала (см. знак), а также процессов оперирования с этим материалом. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко,… … Большая психологическая энциклопедия
ФОРМА КУЛЬТУРНАЯ — совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта (явления), отражающих его утилитарные и символич. функции, на основании к рых производится его идентификация и атрибуция. При этом не следует смешивать понятие Ф.к. как … Энциклопедия культурологии
Вербальный интеллект | Невербальный интеллект
Каждый человек обладает речью. Каждый способен воспринимать и воспроизводить слова, а, следовательно каждый человек, обладает вербальным видом интеллекта. Вербальный интеллект – позволяет проводить анализ полученной информации, систематизировать её и воспроизводить в виде речевых (вербальных) сигналов.
Данный вид интеллекта основывается на простейших для каждого понятиях, речь, письмо, чтение и т.п. Развиваться он начинает в раннем детстве, параллельно процессам познания окружающего мира. И как доказали ученые формирование мышления останавливается в возрасте 15 лет.
Наравне с вербальным видом интеллектуальных способностей, существует, невербальный интеллект – это тип мышления, опирается на образы и представления, т.е. визуализацию. Он взаимосвязан с развитием мыслительной деятельности наглядно-действенного типа.
Тип интеллекта и профориентация
Каждый из видов интеллекта, будь то вербальный интеллект или невербальный, обладает высоким значение для человека. При развитии вербального вида интеллектуальной сферы, человек обеспечивается для себя успех в познании гуманитарных наук, таких как география, изучение языков и литература. Для того, чтобы стать успешным в сфере искусства, музыке, технике следует больше внимания уделять такому виду мышления, как невербальный интеллект. Однако если есть желание понять как естественные науки, так и точные, следует равностепенно развивать обои типы интеллекта.
На основании исследований людей со способностями к инженерным наукам был сделан вывод, что структура их мышления более сложная, чем у людей склонных к гуманитарным и естественным наукам. Так диаграмма интеллекта у студентов технических профессий, была сдвинута в пользу невербального вида. В то время, как у обучающихся по гуманитарному профилю, сдвиг был диаметрально противоположен. А вот у людей инженерных профессий, оба показателя приблизительно имели равное значение.
Именно вербальный интеллект в совокупности с невербальным видом лежат в основе проведения тестов на профориентацию. Наиболее популярным в этой области является тест Амтхауэра.
В нем собраны четыре группы подтестов, каждая из которых отвечает за исследование и характеристику развития мыслительных способностей. В частности: вербальные, математические, способность к пространственному воображению и геометрии, запоминание.
Презентация: «Тренинг коммуникативных умений»
Оперирование знаками и символикой, вот что, в сущности, представляет собой вербальное мышление.
В основе различия лежат необходимость для одних людей непосредственно видеть или хотя бы визуализировать предметы, а для других достаточно осуществления операций со знаками и символами.
Для развития вербального мышления, следует больше времени уделять чтению, изучению языков и тренировкам в ораторском мастерстве. Для невербального, наилучшей тренировкой будет перенесение объектов из образной формы в материальную.
Неоднородность интеллекта и система его изменения в течение жизни
Человеческий интеллект по своей структуре является неоднородным и имеет склонность к изменениям в течение всей жизни. В разные возрастные периоды степень развития того или иного типа активности бывает различной и неоднородной (чередование состояний спад-подъем).
Ученые выделяют 4 периода:
- 18 – 25 лет – характеризуется частой сменой интеллектуальной активности, мыслительные функции неустойчивы и активно перестраиваются. Отсюда исходит постоянная смена интересов.
- 26 – 35 лет – отмечается увеличение фазы подъема, несколько снижается непроизвольная память, повышается интенсивность внимания и происходит формирование характерного, личного типа мышления.
- 36 – 40 лет – происходит формирование целостного интеллекта, возникает понятие суждений и мудрости. То есть использование накопленного опыта и его развития в определенных сферах.
- более 40 лет — характеризуется наиболее интенсивным развитием вербальной сферы. Усиливается влияние накопленного опыта на развитие стиля мышления.
Однако приблизительно с 60 лет интеллектуальные процессы начинают замедляться. Скорость мышления падает, лабильность мозга снижается. Сокращается возможность построения логических умозаключений, снижается уровень кратковременной и долговременной памяти. При влиянии пагубных факторов, этот период наступает гораздо раньше. Также на интеллектуальные процессы влияют и перенесенные заболевания.
Человеческий мозг, как и любой другой орган, подвержен старению.
Для того чтобы продлить его работу, нужно постоянно совершенствовать вербальные и невербальные навыки. Ввиду этого, рекомендуется ежедневно тренировать свой мозг.
Что такое вербальный интеллект?. 10 способов стать убедительным
Что такое вербальный интеллект?
Вербальный интеллект – это способность «манипулировать» алфавитом, составленным из букв, объединяя их в слова и предложения. Ваш коэффициент вербальной интеллектуальности, как правило, измеряется объемом и диапазоном вашего словарного запаса и способностью видеть глубинные взаимосвязи между отдельными словами.
Почему вербальный интеллект имеет столь существенное значение?
В начале XX века психологи подметили, что существует непосредственная взаимосвязь между объемом словарного запаса и присущей человеку внутренней силой, а также его успехом в жизни. Другими словами, чем обширнее и совершеннее ваш словарный запас и вербальный интеллект, тем бо?льших успехов вы добьетесь и тем более уверенно будете чувствовать себя в жизни в целом – в учебе, на работе, в общественной и личной жизни.
Слова наделены огромным и поистине чудесным могуществом. Те люди, которые способны обуздать эту могущественную силу и найти ей надлежащее применение, одаривают самих себя могучим талантом убеждать, вдохновлять, гипнотизировать и всеми возможными способами влиять на человеческий мозг.
Таким образом, нет ничего удивительного в том, что слова и присущая им несокрушимая властная мощь стали одной из самых ходовых разменных монет в той «революции познания», которая развернулась в XXI столетии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >