Виды и способы получения психологического знания: Виды и способы получения психологического знания — Мегаобучалка – СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Автор: | 08.02.2021

Виды и способы получения психологического знания — Мегаобучалка

Всю массу психологических знаний можно условно разделить на знания теоретические и эмпирические, соответственно психологию можно разделить на научную и практическую. Такое деление, конечно, условно и отражает преимущественный акцент на каком-то из аспектов знания. Так. любые практические действия, учитывающие психологические закономерности, основаны на какой-то более или менее ясно осознаваемой научной или стихийной «теории» как способе объяснения и предсказания результатов. С другой стороны, любая теория как система взаимосвязанных идей, построений и принципов, объясняющих наблюдения над реальностью, опирается на эмпирические факты, полученные в процессе практической деятельности, в которой уже была использована какая-то «теоретическая» установка. Таким образом круг замыкается.

Теория, в том числе психологическая, всегда умозрительна, поэтому она не может быть «правильной» или «неправильной», однако она принимается в научном мире как обоснованная и заслуживающая доверия в той степени, в которой результат наблюдения за феноменом согласуется с объяснением того же феномена, вытекающим из самой теории. В психологии, в силу особой неоднозначности толкования «фактов», чуть ли не каждый феномен имеет несколько теоретических объяснений. Например, имеется несколько теорий, объясняющих зрительные иллюзии, несколько теорий эмоций, мотивации, личности, психологической совместимости и т. д. Наличие множества теорий в психологии в то же время не означает неопределенности психологических знаний, Отсутствие этой неопределенности доказывается все возрастающим спросом на эти знания и их практической отдачей в различных областях — психотерапией в медицине, новыми воспитательными и образовательными программами в педагогике, совершенствованием методов подбора и расстановки кадров в хозяйственной деятельности и т. д. Кроме того, разнообразие теорий, объясняющих психологические явления, в силу специфики последних помогает увидеть их с разных сторон.



Получение знаний в научной психологии производится с помощью научных методов, которые частью представляют собой специфические методы, а частью имеют общенаучный характер.

Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определения и краткие описания понятий «методология», «метод» и «методика». Практика показывает, что нередко эти понятия смешиваются.

Методология — наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, она определяет способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности.

 

В основе любого научного исследования лежит наиболее общая система принципов и способов его организации, которая опирается на мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды. Эта система, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности, и есть методология, В зависимости от предмета данной науки, например психологии, она воплощается в конкретно-научной методологии. От этой общей мировоззренческой позиции зависит способ конкретных исследований и интерпретация получаемых результатов, поэтому в психологии каждое направление или течение, например бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, психология, ориентированная на диалектико-материалистическое мировоззрение, имеет свою методологию.

Метод — это совокупность конкретных приемов и способов изучения психических явлений.

 

Методология, будучи общей основой для построения исследования, определяет, таким образом, использующиеся методы. Поэтому метод как совокупность более частных, конкретных приемов и способов изучения психических явлений также зависит от мировоззрения, однако в рамках данной конкретной науки он зависит и от ее предмета, условий и целей исследования. В психологии используются как общенаучные методы, например метод моделирования, экспериментальный метод, метод наблюдения, так и методы, определяющиеся спецификой ее предмета и объекта. При исследовании психики человека эта специфика проявляется в способности человека к рефлексии и самонаблюдению. Таким образом, в психологии используются как объективные, так и субъективные методы.

Любой метод находит свое воплощение в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил проведения конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов, предметов, а также регламентирует последовательность исследовательских действий.

Методика — это совокупность правил проведения конкретного исследования; описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов, предметов, а также регламентирует последовательность исследовательских действий.

 

В психологии конкретная методика учитывает также пол, возраст, этническую, а некоторые методики и профессиональную принадлежность испытуемого. Таким образом, метод воплощается в его конкретных вариантах, которых может быть очень много.

Мы не будем здесь останавливаться на описании общенаучных методов, применяемых в психологии, хотя и они имеют свою специфику. Здесь кратко будут описаны только те методы, которые построены на упомянутой способности человека к самонаблюдению и рефлексии и его способности давать словесный отчет по поводу испытываемых в момент исследования или испытывавшихся ранее переживаний, т. е. событий, наблюдаемых им самим в его психической сфере. К этой группе относятся не только субъективные, но и некоторые объективные методы. Внимание к ним обусловлено не только тем, что в них особенно явно представлена специфика предмета психологии, но и особой трудностью их понимания.

В XVII в., благодаря гениальному озарению французского философа Рене Декарта, в едином потоке душевных переживаний была открыта новая психическая сущность — сознание человека. Декарт по сути дела «изобрел его» (Яро-шевский М. Г., 1985). Начиная с этого момента многие десятилетия единственным достоверным знанием о душевной жизни человека было знание о тех проявлениях, которые могли помыслиться, стать содержанием его сознания. Открытие сознания было важным шагом вперед в понимании психической организации человека, однако это же открытие стало и своеобразным тормозом в научном освоении психологического пространства, особенно в конце XIX в. Несомненная, неотчуждаемая данность субъекту его психических явлений порождала и уверенность в непогрешимости знаний о нем. Специфика явлений сознания породила и специфический метод их исследования — метод интроспекции, что в переводе с латинского означает «гляжу, всматриваюсь внутрь».

Благодаря этому методу удалось расширить знания о структуре сознания, где были выделены центр и периферия, отличающиеся друг от друга четкостью переживаний; сформулировать представление об его интенциональности, суть которой заключается в том, что содержанием сознания являются объекты, отличные от сознания как такового, саму же ткань сознания обнаружить не удается. Удалось также сформулировать законы, в соответствии с которыми строится перцептивный образ, т. е. образ восприятия; открыть и описать многие другие феномены. Многие из этих открытий сохранили свое значение и по сей день.

Явившись в свое время заметным шагом вперед, метод самонаблюдения в научном познании психики постепенно утратил свою роль вследствие его ненадежности. С появлением психоанализа обнаружилось, что сознанию доступна только очень небольшая часть процессов, протекающих в психической сфере, да и эта часть подвержена серьезным искажениям. Этот факт привел к пересмотру отношения к данным, получаемым с помощью интроспекции. Интроспекция как метод не перестал использоваться, но изменилась его роль и способ интерпретации получаемых при этом данных. В настоящее время разработаны способы устранения или коррекции искажений, осознанно или неосознанно вносимых испытуемым в содержание его сообщений.

Двумя другими методами, основанными на способности человека что-то сообщать устно или письменно, являются метод опроса и так называемый проективный метод.

Метод опроса можно разделить на устный опрос (интервью) и опрос опосредованный, т. е. опрос с помощью заранее подготовленных письменных текстов, так называемых опросников.

Интервью как психологический метод, в силу его громоздкости и значительных временных затрат при его проведении, применяется в основном при индивидуальном исследовании, т. е. в клинической практике, при консультировании, в процессе индивидуальной психологической коррекции. Достоинством этого метода является то, что при достаточной подготовке психолога с его помощью можно получить о человеке большой объем информации, источником которой являются все аспекты общения с ним — словесные высказывания, мимика, поза, тембр голоса, внешность, особенности его движений, степень его активности, эмоциональные реакции и т. д. При правильной организации это живой, непринужденный диалог, в процессе которого испытуемый не только сообщает информацию с помощью различных средств, но и получает облегчение. Недостатками этого метода являются большие временные траты, его индивидуальный характер, высокие требования, предъявляемые к проводящему его специалисту, а также большое влияние субъективности исследователя на интерпретацию получаемых данных.

Опосредованный опрос можно разделить на анкеты и опросники. Анкеты представляют собой заранее заготовленные вопросы, чаще всего относящиеся к какой-то одной области психической жизни человека, не имеющей непосредственного отношения к чертам и особенностям его личности, например биографические анкеты, анкеты интересов и др. Ответы на вопросы анкет даются испытуемым как в произвольной форме (так называемые открытые вопросы, например, «Какое у Вас хобби?»), так и в заранее определенной (закрытые вопросы, например, «Вы любите заниматься стряпней?» Ответы «Да», «Нет»).

Личностные опросники предназначены для исследования индивидуальных, личностных особенностей человека при личном ответе на вопросы. Поскольку личность человека определяется многими составляющими ее свойствами (чертами), опросники, как правило, содержат несколько шкал, каждая из которых измеряет степень выраженности данного свойства у данного человека. Каждая шкала представляет собой совокупность вопросов или утверждений, характеризующих поведение или переживания человека в какой-то типичной ситуации. Это дает возможность измерять одно и то же свойство, а также»сопоставлять результаты, получаемые от разных людей. Создание опросника — очень трудоемкая процедура, поскольку она связана с нормированием и валидизацией шкал. В процессе нормирования устанавливается степень выраженности данной черты в широкой популяции, эта степень и принимается за норму. Валидность шкалы, т. е. действительное соответствие содержания высказываний измеряемому свойству, устанавливается, например, с помощью экспертов. Кроме шкал, измеряющих собственно личностные черты, во многих опросниках применяют специальные шкалы, которые позволяют отслеживать всякого рода умышленные или неумышленные искажения ответов (неискренность, неправильное толкование вопросов и т. д.). Вследствие указанной трудоемкости создания опросника в конкретном исследовании, как правило, используются уже готовые, проверенные опросники. В психологии имеются опросники, существующие уже десятки лет, например, опросник MMPI, опросник Айзенка, Кеттела и др. Чтобы читатель получил представление о том, какие качества оценивают с помощью опросников, приведем названия некоторых шкал одного из вариантов опросника MMPI: «сверхконтроль», «пессимистичность», «эмоциональная лабильность», «импульсивность», «тревожность», «оптимистичность». О личности в целом судят по взаимному сочетанию оценок по каждой шкале. Интерпретация этих данных — своего рода искусство, основанное на глубоких знаниях психологии личности.

Большинство проективных методик весьма эффективны в качестве средства для «наведения мостов» при первых контактах экспериментатора с испытуемым.

 

Проективные методы. В психологии существует особая группа методов, в основе которых лежит феномен проекции. Суть его состоит в следующем. Человек обладает совокупностью более или менее устойчивых черт личности, которые определяют его индивидуальное поведение и действия при выполнении им самых разнообразных видов деятельности. Это и характерный для него ритм и темп, и способ подхода к решению возникающих проблем — импульсивность или продуманность, и способ получения и организации материала в памяти, и предпочтения, и эмоционально-волевые особенности, и многие другие устойчивые характеристики, систематически проявляющиеся в различных ситуациях. Выполняя какую-либо деятельность, человек так или иначе объективирует эти свойства в процессе и результатах этой деятельности. Это положение подтверждается опытом повседневной жизни, когда мы судим о человеке, например, по его внешнему виду, состоянию его жилища, вещам, сделанным его руками. Предполагается, что при прочих равных условиях различия в продуктах деятельности обусловлены личностными чертами людей. Если, например, мы знаем, что человек обычно располагает достаточным количеством свободного времени, но живет в грязном, неприбранном жилище, не заботится о своем внешнем виде, держит захламленным свое рабочее место, мы можем с достаточной степенью уверенности сказать, что он обладает таким личностным качеством, как неаккуратность.

В актуальной беседе человек также проецирует на ситуацию свои личные качества, проявляет свою индивидуальность, однако поведение здесь может определяться и ситуативными факторами, например, усталостью, озабоченностью какой-то проблемой, состоянием здоровья и т. д. Ситуации быстротечны и самое главное — несопоставимы. Поэтому одна из задач создания проективных ситуаций — их стандартизация. Именно в стандартных ситуациях лучше видны индивидуальные различия. Личность объективируется в принципе во всех видах деятельности, но особенно отчетливо индивидуальные качества проявляются в ситуации неопределенности, в ситуации многозначного выбора, когда шаблонные, автоматизированные, возможно заимствованные формы поведения становятся непригодными, неэффективными. Цель проективных методов заключается в том, чтобы создать такую стандартизованную, содержащую неопределенность ситуацию. Поскольку психолог, как правило, располагает ограниченным количеством времени для исследования личности и не всегда имеет возможность наблюдать за испытуемым в различных ситуациях, для реализации этих требований и были созданы проективные методы. Это чаще всего визуальные стимулы, но имеются и методики, где стимулы подаются на слух.

Каждая методика представляет собой стандартизованный набор картинок или звуковых сюжетов с неопределенным содержанием, т. е. неструктурированные изображения или звуки. Это могут быть бесформенные чернильные пятна, изображения людей в ситуациях с неопределенным содержанием или определенным, но допускающим разнообразные реакции, предметы, из которых можно составить какую-то сюжетную сцену и т. д. От испытуемого требуется их структурировать, придать им какое-то определенное значение, либо отреагировать как-то иначе. При выполнении этой задачи испытуемый вынужден проявлять типичные для него индивидуальные особенности: последовательность или непоследовательность действий, импульсивность или самоконтроль, стратегический или тактический подход, восприятие ситуации в целом или ее детализацию, эмоциональный стиль реагирования, отношение к себе, к другим людям и социальным ролям, опору на чувственные данные или уход во внутренний мир и т. д.

Наиболее распространенными проективными методиками являются: метод чернильных пятен Роршаха, тест тематической апперцепции (ТАТ), метод «Нарисуй человека» Маховер, «Тест руки» и ряд других. Владение любой проективной методикой требует хорошей специальной подготовки в рамках соответству-‘ ющей терминологии и подготовки в области психологии личности. Одного здравого смысла здесь недостаточно.

В заключении раздела о методах необходимо сказать всего лишь несколько слов о психологических тестах. Тест — это термин, принятый для обозначения методики, обладающей особыми свойствами. В принципе, любая методика может называться тестом в том и только в том случае, если она удовлетворяет нескольким требованиям: она должна быть валидной, надежной, а предъявление стимульного материала и сам материал должны производиться в строго стандартизованной форме.

О валидности метода мы уже говорили — это характеристика методики, которая обеспечивает уверенность в том, что измеряется именно данное свойство, а не какое-то другое. Например, с помощью вопроса «Всегда ли Вы, прежде чем уйти, несколько раз проверяете, хорошо ли Вы заперли дверь?» мы собирались оценивать такое качество, как аккуратность, а оказалось, что он связан не с аккуратностью, а с тревожностью.

Надежность теста проверяется его способностью давать аналогичные результаты при повторном исследовании и свидетельствует о том, что данная методика достаточно свободна от влияния не имеющих отношения к оцениваемому качеству факторов.

Стандартизация теста заключается в том, что все его компоненты строго соответствуют оригинальной версии методики. Стандартизируется, по возможности, все: размеры, форма и цвет изображений, длительность предъявления стимула, последовательность предъявления стимулов (картинок, звуковых рядов), инструкция испытуемому и условия проведения исследования.

Таким образом, далеко не все «тесты» являются тестами в строгом смысле этого термина.

Резюме

Научная психология представляет собой некоторый «смысловой подуниверсум», определенную субкультуру, поддерживаемую сообществом людей, исследующих явления, относящиеся к внутренней, ментальной жизни человека, и вырабатывающих согласованный, упорядоченный взгляд на эти явления. Для вхождения в эту культуру и эффективного освоения принятых здесь взглядов необходимо овладение специфическими понятиями и терминами. Специфический характер психологических феноменов заключается в кажущейся их очевидности для любого человека. Между тем для обнаружения многих психических явлений требуется специальная организация исследования.

Основными категориями психологии являются категории мотива, образа, действия (деятельности), общения и личности. Основными объяснительными принципами, препятствующими беспредельному расползанию мысли при построении психологических теорий, являются принципы детерминизма, системности и развития.

Подобно другим наукам психология имеет свой предмет, объект и методы исследования. В качестве объекта психологии выступают прежде всего люди и группы людей, а также животные, группы животных и продукты творческой, созидательной деятельности человека. Предметом психологии являются запечатленные в системе чувственных и умственных образов, мотивов, действий, отношений между людьми и личности как ядра ^юй системы закономерные связи субъекта с физическим и социальным миром. Специфика предмета и объекта психологии определяет и специфику некоторых методов исследования, например использование опросников и проективных методов.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

ü В чем отличие донаучной психологии от научной?

ü Что означает выражение «психика как особая форма жизнедеятельности»?

ü Опишите и сравните предмет и объект психологии.

ü Перечислите, какие, по вашему мнению, качества человека могут проявляться в том, как он обычно оформляет свою внешность?

 

 

СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 9Следующая ⇒

Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Пять основных типов психологических знаний отличаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности:

  1. житейская психология,
  2. научная психология,
  3. практическая психология,
  4. искусство,
  5. иррациональная психология.

Житейская психология

Психологические знания, накопленные и использующиеся человеком в повседневной жизни, называются «житейской психологией». Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

Достоверность житейской психологии проверяется на личном опыте и опыте людей, с которыми человек непосредственно соприкасается. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов. Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют также большую ценность.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии — их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях.

Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Для житейских психологических знаний характерна фрагментарность. Такие знания носят интуитивный характер.

Они характеризуются доступностью изложения и наглядностью. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл.

Научная психология

Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Причем для научной психологии представляют интерес общие закономерности психической жизни.

В течение многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук, связанных с изучением человека. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой. С тех пор она разработала большое количество собственных методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни.

Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Научно-психологические факты характеризуются объективностью, т. е. независимы от субъективного мнения ученого. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Использование эмпирического и логического способов доказательства истинности научно-психологических знаний придает им особую весомость. Методы науки обеспечивают большую надежность и доказательность получаемым знаниям. В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений.

Научная психология отличается обобщенностью получаемых знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Для научной психологии характерна системность и систематичность. По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории. Для объяснения и доказательства психологических закономерностей в научной психологии часто используются эксперименты как модели реальных психических процессов. Научно-психологические знания излагаются на специфическом научном языке. Научную психологию нередко называют академической. При этом ее обычно разделяют на фундаментальную и прикладную.

Практическая психология

Ее главная цель — психологическая помощь людям. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу. Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психологии).

Критерием достоверности знаний этого типа служат опыт и эффективность работы специалистов.

Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность.

Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются.

Еще одна особенность практической психологии — целостность в описании человека.

Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, то есть использованием терминов, имеющих переносный образный смысл.

В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы.

Практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологических знаний.

Психологические знания в искусстве

Психологические знания обнаруживаются в различных видах искусства: художественной литературе, изобразительном и музыкальном искусстве, в театре и кино. В них зафиксировано огромное многообразие человеческих судеб и реальных психологических проблем. Это своего рода «экспериментальные ситуации», которые создала сама жизнь или творческое воображение писателя, художника, музыканта, драматурга, режиссера. Приоритетное значение в изображении человека в искусстве принадлежит, конечно, художественной литературе.

Психологические знания в искусстве носят образный характер. Поскольку психологические знания в искусстве выражаются в образах, они носят описательный характер.

Психологические знания в искусстве фрагментарны.

Эмоциональность — еще одна типичная черта психологических знаний в искусстве.

Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — принятие и узнаваемость образов читателем, зрителем, слушателем.

Иррациональная психология

Под иррациональной психологией понимается круг психологических знаний, недоступных объяснению научными и вообще рациональными методами.

Традиционно научному знанию противопоставляется религиозное знание. К иррациональной психологии относятся также эзотерические знания, опирающиеся на некоторое тайное знание, недоступное для большинства людей (астрология, йога, нумерология, хиромантия и т.п.).

Таинство методов их получения, отсутствие возможности рационального объяснения на основе научных принципов характерны эзотерике. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны, иррациональны, недоступны систематическому и логическому обоснованию.

Критерием достоверности эзотерических знаний для посвященных является их соответствие постулатам тайного знания и внутренняя убежденность в их истинности. Для людей, не посвященных в тайное знание, главный критерий истинности — вера и опыт переживания соответствующих состояний.

Важнейшей особенностью этих знаний является их целостность. Туманность изложения и неопределенность выводов позволяют таким знаниям быть достаточно правдоподобными и применимыми в любых обстоятельствах. Привлекательность эзотерическим знаниям придает их практичность.

К иррациональной психологии могут быть отнесены также и многие знания, полученные в парапсихологии. Парапсихология занимается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепатии, предвидения.

* * *

Каждый из рассмотренных типов психологических знаний характеризуется своими особенностями, достоинствами и недостатками. Каждый оправдан, полезен и даже необходим на своем месте и в своем собственном качестве. Однако взаимная подмена жанров может вводить людей в заблуждение относительно адекватных форм и способов познания. Следствием таких «жанровых оползней» становится полная путаница людей в том, кто такой психолог и что такое психология.

 

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика».

Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.

Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.

Любой метод реализуется в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи зависели непосредственно от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика.

Все методы психологии могут быть разделены на три группы: 1) объективные методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики.




6. Виды и способы получения психологического знания

Методология – система принципов и способов организации научного исследования.

Метод – совокупность конкретных приемов и способов изучения психических явлений.

Методика – совокупность правил проведения конкретного исследования – набор инструментов, предметов и описание последовательности действий.

Эмпирические методы психологического исследования (то есть методы сбора псизологических фактов) делятся на основные и вспомогательные.

Основные – наблюдение и эксперимент

Вспомогательные– тесты, биографический, близнецовый,праксиметрический(анализ продуктов деятельности), социометрия.

Наблюдение– древнейший метод. Требует: наличия плана наблюдений, фиксации результатов, построения гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления и проверки правильности гипотезы в последующих наблюдениях.

Вариантом наблюдения является интроспекция– самонаблюдение и самоотчет.

К методам опосредованного наблюдения относят вопросы, беседы, анкеты, анамнез (сведения о прошлом больного, получаемые от него самого или хорошо знающих его лиц).

Эксперимент– активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого, чтобы создать условия, в которых выявляется психологический факт. Эксперимент проводится многократно, с участием большого числа испытуемых, что позволяет установить общие, статистически достоверные закономерности развития психических явлений. Экперимент состоит в организации целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется частично ситуация, в которой находятся участники эксперимента — испытуемые

Вильгельм Вундт создатель первой психологической лаборатории (1875) и редактор первого психологического журнала. . Цель – изучение непосредственного опыта людей, «элементов сознания». Психофизика цвета, цветовой контраст, периферическое зрение, негативное остаточное изображение, ослепление яркими цветами, объемное зрение, оптические иллюзии.

Методы шкалирования — методы субъективной количественной оценки (измерения) свойств разнообразных объектов. Эти методы позволяют количественно характеризовать любые представляемые, воспринимаемые или мыслимые стимулы.

Личностные опросники– разновидность психологических тестов, предназначены для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных черт, отдельных видов мотивации, психических и эмоциональных состояний, профессиональных и других интересов и склонностей.

Проективные методы– методики диагностики личности. В которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например, интерпретировать содержание сюжетной картинки, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний. Постулируется, что характер ответов обследуемого определяется особенностями личности испытуемого. Первым такую методику применил Эмиль Крепелин – метод свободных ассоциаций.

Тест– стандартизированная, надежная, валидная методика измерения выраженности у индивида психологических свойств. Как правило, тест – кратковременное задание, (или серия заданий) по результатам выполнения которого определяется наличие и уровень развития определенных психологических качеств. Тесты специальных способностей используются для прогнозирования успешности человека в конкретном виде деятельности

Биографический метод– анализ дневников, биографий, воспоминаний, сохранившихся документов и сочинений.

Метод полярных профилей– способ описания анализируемых явлений с помощью набора биполярных шкал, заданных противопоставлением прилагательных (твердый-мягкий, теплый-холодный и т.п.). На основе обобщения ответов испытуемого о характере того или иного объекта по всей шкале делается вывод о том, каково его субъективное отношение к данному объекту.

Социометрический метод– прием стандартизированных испытаний для измерения межличностных отношений в малых группах. Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторой ситуации.

Выделяются также, так называемые, организационные методы психологического исследования

Метод поперечных возрастных срезов– сравнения определенных параметров психических процессов у людей разных возрастных групп.

Лонгитюдный— непрерывное отслеживание психологического развития группы испытуемых на протяжении многих лет.

Комплексный— междисциплинарное исследование взаимосвязей явлений разного рода – например, между физическим и психическим развитием, социальным статусом и характерологическими особенностями личности и другие.

Психология: отрасли и виды знаний

Психология – это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.

Психология (psychology) – наука, изучающая психику и сознание человека, а также его поведение. Она оперирует такими основными понятиями, как память, рациональное и иррациональное мышление, интеллект, обучение, личность, восприятие и эмоции, а также занимается изучением их связи с поведением человека.

Психология — это наука, которая ставит своей главной целью познание души человека и её врачевания и успокоения. Главная цель практической психологии — делать людей счастливыми путем познания собственного «Я» и примирения, как с собой, так и с другими людьми.

Слово «психология» в переводе на русский язык означает «наука о душе» (гр. psyche — «душа» + logos — «понятие», «учение»). В наше время часто вместо понятия «душа» используется понятие «психика». С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.

Психология — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика, а также мозг человека — это самая высокоорганизованная известная нам материя.

Основное отличие психологии от психиатрии заключается в том, что последняя имеет дело с различными нарушениями, отклонениями нормальной работы психики и занимается их лечением, а психология помогает нормальному человеку со здоровой психикой определиться в различных проблемных житейских ситуациях, дает ответы на вопросы, как быть и что делать дальше.

Сегодня без знания психологии не обойтись ни дома, ни на работе. Чтобы продать себя или произведенный продукт, иметь благополучие в семье и уметь улаживать конфликты, понимать мотивы поведения людей, учиться управлять своими эмоциями, уметь налаживать отношения, суметь донести до собеседника свою мысль, нужны психологические знания. Психология начинается там, где появляется человек и, зная ее основы, можно избежать многих ошибок в жизни.

Психология является важной составляющей жизни человека, ведь наша жизнь полна стрессов и переживаний, которые расшатывают нервную систему. Множество факторов влияют на психику человека, в первую очередь — это возраст, ведь в течение всей жизни любого человека преследуют различные проблемы психологического характера.

Важная особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями – задача не менее грандиозная, чем освоение космоса. Познавая себя, человек будет изменять себя. Новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Психология — это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Цель психологии как науки — это дать ответ на вопрос, почему тот или иной человек ведет себя в той или иной ситуации, так, а не иначе, и что можно сделать, чтобы изменить поведение этого человека или свое отношение к тому, что он делает или не делает.

Предмет психологии

Предмет психологии менялся в ходе формирования ее как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

Спор о предмете психологии не завершен и сегодня. На протяжении всей современной истории психологии ведутся споры о том, что считать предметом науки. Из-за неопределенности предмета, психология страдает отсутствием строгих методов и законов. Такая ситуация складывается потому что уровень развития знаний о психике находится еще только на самых первых стадиях. С развитием новых гуманитарных и точных технологий следует ожидать и развития, а также пополнения знаний о психике. Может быть тогда, психологи и исследователи придут к общему знаменателю в этом вопросе.

Мышление, память, восприятие, воображение, ощущение, эмоции, чувства, задатки, темперамент, — все эти моменты изучает психология. Но основной вопрос остаётся, — что движет человеком, его поведением в той или иной ситуации, каковы процессы его внутреннего мира? Спектр вопросов, решаемых психологией очень широк.

В настоящее время есть два взгляда на предмет психологии. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Согласно второму, предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Основные принципы психологии

Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы. Основными методологическими принципами психологии являются:

1. Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования.

2. Принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

3. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план.

Уникальность психологической науки обусловлена как предметом научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать изучаемые явления, но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие.

Объект психологии

Объект психологии — это человек. Любой психолог (или интересующийся психологией) является исследователем самого себя, поэтому психология среди всех наук находится на особом положении, так как в ней как бы сливаются объект и субъект познания. Человек является одновременно и объектом познания и познающим. Благодаря этому в психологических теориях возникает тесная взаимосвязь объективного и субъективного.

Задачи психологии

Задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

Частными задачами психологии являются:
— изучение механизмов психических явлений и процессов;
— анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;
— использование полученных знаний для повышения эффективности различных отраслей практики;
— быть теоретической основой практики психологической службы.

Методы психологии

Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки. Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов и методик исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные. К основным методам психологии относятся:

1. Интроспекция — наблюдение собственных психических процессов, познание собственной душевной жизни без использования каких-либо инструментов.

2. Наблюдение — исследование определенных характеристик того или иного процесса без активного вовлечения в сам процесс.

3. Эксперимент — исследование опытным путем определенного процесса, который может быть построен на моделировании деятельности в специально заданных условиях или может проводиться в условиях, близких к обычной деятельности.

4. Исследование развития — изучение определенных особенностей одних и тех же детей, за которыми наблюдают в течение нескольких лет.

Кроме вышеперечисленных основных методов в психологии широко применяются методы вспомогательные:

1. Беседа (интервью) — получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы.

2. Тестирование — психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи. В психологии создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др.

3. Анализ продуктов деятельности, основанный на общей предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических особенностях ее субъекта. Продуктами деятельности, подвергающимися тщательному анализу в психологии, являются написанные человеком тексты, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т.д. Особыми формами данного метода являются графология, позволяющая по особенностям и характеристикам почерка человека составить психологический портрет его личности, и контент-анализ, имеющий своей целью выявление и оценку психологических характеристик литературных, научных и публицистических текстов и определение на их основе личностных особенностей автора этих текстов.

4. Математическая статистика, которая выступает как средство повышения надежности, объективности и точности получаемых результатов.

ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Психологию можно разделить на две отрасли: фундаментальную и прикладную.

Фундаментальные отрасли имеют общее значение в изучении психических явлений. Это базис, который объединяет все отрасли психологии, а также служит основой их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, называют термином «общая психология». Основными понятиями, которые рассматривает общая психология, являются: познавательные процессы (ощущения, восприятия, воображение, внимание, представления, мышление, память, речь, эмоции, воля), психические свойства (способности, мотивация, характер) и психические состояния.

Прикладными называют отрасли психологии, которые имеют практическое значение. В число таких отраслей входят: психология развития, педагогическая психология, социальная, медицинская, юридическая, инженерная, спортивная, психология труда и многие другие.

Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:
— психология развития рассматривает рост и развитие человека на продолжительности всей жизни. Теории посвящены рассмотрению познавательных способностей, морали, социального функционирования личности и других сфер жизни;
— педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;
— социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом;
— медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;
— юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;
— инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек — машина»;
— спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;
— психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда.

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Можно выделить, по крайней мере, пять основных видов психологических знаний:
— житейская психология;
— научная психология;
— практическая психология;
— искусство;
— парапсихология.

Житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели.

В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность и неточность употребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.

Вторым источником психологических знаний является наука. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности… Для научно-психологических знаний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании психических явлений — две главные трудности на пути их практического применения. Научную психологию еще нередко называют академической.

Третий источник психологических знаний — практическая психология. В ее задачи входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям. Она изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом считается практический опыт и эффективность работы специалиста.

В отличие от ученых-теоретиков, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно их описать. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапевтами. Обилие рекомендаций делает их особенно привлекательными.

Важнейший источник психологических знаний — произведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами являются писатели, художники, актеры.

В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Причем здесь важно не только то, «что» изображают, но и то, «как» это делают. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведениях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и души других людей. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — узнаваемость образов, признание читателя, зрителя, слушателя.

Пятым источником психологических знаний является парапсихология, которая относится к типу эзотерических знаний. «Эзотерическое знание» буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К нему относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания.

Применение психологических знаний

Знание психологии человека — это возможность решения множества проблем с существенно большей скоростью и эффективностью, увеличение способности противостоять невзгодам и неудачам, возможность достигать выдающихся результатов там, где другие не могут. Человек, обладающий психологическими знаниями способен понять истинные причины происходящих с ним (и другими) событий, осознать мотивы своего поведения и понять мотивы поведения окружающих. Знания о психологии дают человеку ряд преимуществ: развивают и делают более эрудированным, образованным, интересным, разносторонне развитым.

Применение психологических знаний необходимо и полезно совершенно в любой области деятельности человека: бизнес, семья, дружба, любовь, учёба, наука, работа, творчество и пр. Но важно научиться применять в разных ситуациях соответствующие знания. То, что является подходящим для семьи, может не пригодиться в творчестве. А то, что может эффективно сработать в общении с коллегами по работе, может совсем не подойти в отношениях с любимым человеком. Безусловно, есть и общие приёмы, которые являются универсальными и действуют практически везде и всегда.

Если вы активны и интуитивны и у вас нет сильных кризисных ситуаций, то вам предпочтительны тренинги по интересующим направлениям. Только не стоит долго зацикливаться на одном тренинге или системе. Это ограничит ваш рост и вы потеряете время. Важный параметр правильной работы — это рост вашей независимости, внутренней силы, понимания своего вектора в жизни и духовном развитии.

В острых случаях всегда следует оперативно обращаться к мнению специалиста, это даст возможность не запустить процесс и сохранить психическое и физическое здоровье.



Способы получения психологических знаний

Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Пять основных типов психологических знаний отличаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности:

  1. житейская психология,

  2. научная психология,

  3. практическая психология,

  4. искусство,

  5. иррациональная психология.

Житейская психология

Психологические знания, накопленные и использующиеся человеком в повседневной жизни, называются «житейской психологией». Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

Достоверность житейской психологии проверяется на личном опыте и опыте людей, с которыми человек непосредственно соприкасается. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов. Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют также большую ценность.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии — их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях.

Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Для житейских психологических знаний характерна фрагментарность. Такие знания носят интуитивный характер.

Они характеризуются доступностью изложения и наглядностью. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл.

Научная психология

Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Причем для научной психологии представляют интерес общие закономерности психической жизни.

В течение многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук, связанных с изучением человека. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой. С тех пор она разработала большое количество собственных методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни.

Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Научно-психологические факты характеризуются объективностью, т. е. независимы от субъективного мнения ученого. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Использование эмпирического и логического способов доказательства истинности научно-психологических знаний придает им особую весомость. Методы науки обеспечивают большую надежность и доказательность получаемым знаниям. В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений.

Научная психология отличается обобщенностью получаемых знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Для научной психологии характерна системность и систематичность. По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории. Для объяснения и доказательства психологических закономерностей в научной психологии часто используются эксперименты как модели реальных психических процессов. Научно-психологические знания излагаются на специфическом научном языке. Научную психологию нередко называют академической. При этом ее обычно разделяют на фундаментальную и прикладную.

Основные виды психологических знаний.

Вопрос.

Психология как наука : определение, предмет, объект, особенности науки психологии.

Психология — в буквальном переводе с греческого означает «знание о душе» или «наука о душе». Психология в последние годы стала наукой, востребо­ванной самой жизнью. Однако слово «психология» все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось сопри­касаться с психологами на практике. Психологов ценят, ува­жают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог «насквозь видит человека» даже в простом разгово­ре. При этом затрудняются точно сказать, «кто такой психо­лог», «что он делает» и «какую пользу он может принести». В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова «психоло­гия». Правильному пониманию профессии психолога меша­ет также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят причислять себя к психологам. Вокруг психологичес­кой профессии возник ажиотаж. Психология — это знания о внутреннем мире человека, о законах, объясняющих его поведение. К числу психических относятся разнообразные проявления душевной жизни чело­века.

Ощущения, восприятие, память, воображение, мышле­ние, речь — это познавательные психические процессы. В протекание этих процессов включаются образы, понятия, суждения, умозаключения. С помощью них человек познает мир.

К сфере эмоциональных явлений относятся аффекты, стрессы, тревожность, чувства, страсти, настроения и др. С их помощью человек переживает свое отношение к тем или иным предметам и событиям мира.

 

Вопрос.

Основные виды психологических знаний.

Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Не случайно сло­ва «психология» и «психологический» можно встретить не только в научной психологии, но и в обыденной жизни, и в искусстве.

Можно выделить, по крайней мере, пять основных ви­дов психологических знаний:

1) житейская психология,

2) искусство,

3) научная психология,

4) практическая психология,

5) парапсихология.

1.житейская психология

Главный критерий истинности знаний житейской пси­хологии — признание других людей. Если люди видят под­тверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практи­ческую пользу, то эти принципы считаются истинными и передаются от человека к человеку, от поколения к поко­лению. В сущности, житейская психология — это обобще­ние повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, дос­тупность изложения, фрагментарность и неточность упот­ребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл

2.психологические знания в искусстве

Важнейший источник психологических знаний — про­изведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами, по мнению немецкого филосо­фа Вильгельма Дильтея (1833—1911), являются писатели, историки, актеры. Он желал появления психологии, спо­собной уловить в сети своих описаний то, чего в произве­дениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе. Писатели и поэты в сюжетах, образах, действиях героев пытаются отразить ти­пичные особенности внутреннего мира (психологии) лю­дей. «Какой художник, и какой психолог!»— говорила Жорж Санд о Льве Толстом, имея в виду его способности передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. При этом творческие лич­ности пользуются своими наблюдениями, размышления­ми, а также мудростью житейской психологии

В строгом смысле слова психолог — это человек, кото­рый профессионально занимается этой наукой в теорети­ческом и практическом плане, осуществляет практическую помощь людям в различных жизненных ситуациях.

3. научная психология

Третьим источником психологических знаний является наука. В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, пе­дагогики и других наук. Во второй половине XIX века пси­хология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психоло­гия направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характери­зуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний.

4. практическая психология

Четвертый источник психологических знаний — прак­тическая психология. В ее задачи входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям. Прак­тическая психология изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом счита­ется практический опыт и эффективность работы специа­листа. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизи­руются, на их основе формируется концепция.

5. парапсихология

Пятым источником психологических знаний назовем па­рапсихологию, которая относится к типу эзотерических знаний. «Эзотерическое знание» буквально обозначает зна­ние, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К эзотерическому относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания. Спо­собы доказательства истинности таких знаний специфич­ны и недостаточно систематичны. Правдоподобность — главный критерий истины. Особенностями этих знаний служат: целостность мировоззрения, сочетание конкрет­ности и неопределенности, практичность выводов, опора на тайное знание. Научная проверка достоверности эзоте­рического психологического знания может существенно дополнить сведения о психическом мире человека.

 

 

Вопрос.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

1.5. Виды и способы получения психологического знания

мых других», в сети взаимоотношений с которыми формируется и функциони­рует личность.

Личность человека, как ядро его психики, определяющее специфику всех психических процессов и состояний у данного индивида, стала предметом осо­бенно пристального внимания психологов, что привело к обретению соответ­ствующим разделом психологии особого статуса. В теориях личности также на­шли отражение все три базовые категории психологии. Мотивационный аспект является определяющим для психоаналитических концепций личности. Теорию личности как совокупности когнитивных (познавательных), категориальных шкал предложил американский психолог Дж. Келли, назвавший эти шкалы лич­ностными конструктами. Поведенческий подход рассматривает личность как совокупность упроченных реакций, сформированную в процессе научения с по­мощью механизмов подкрепления. В отечественной психологии используется системный культурно-исторический подход к описанию личности, в рамках ко­торого утверждается и убедительно доказывается, что личность человека, его мотивационная и познавательная сфера являются продуктом его активного, ‘де­ятельного участия в общественном взаимодействии на протяжении всей его жизни. Имеются и иные модели личности, в основе которых лежит либо метод анализа наблюдаемых психологических переменных (например, многофактор­ная модель Р. Кеттела), либо рассмотрение личности с использованием поня­тий, заимствованных у смежных дисциплин, например социологии (ролевая те­ория личности Котрела, Камерона, Сарбина и др.) или философии (феномено­логическая концепция К. Роджерса).

1.5. Виды и способы получения психологического знания

Всю массу психологических знаний можно условно разде­лить на знания теоретические и эмпирические, соответственно психологию можно разделить на научную и практическую. Такое деление, конечно, условно и отражает преимущественный акцент на каком-то из аспектов знания. Так. лю­бые практические действия, учитывающие психологические закономерности, основаны на какой-то более или менее ясно осознаваемой научной или стихий­ной «теории» как способе объяснения и предсказания результатов. С другой стороны, любая теория как система взаимосвязанных идей, построений и прин­ципов, объясняющих наблюдения над реальностью, опирается на эмпирические факты, полученные в процессе практической деятельности, в которой уже была использована какая-то «теоретическая» установка. Таким образом круг замы­кается.

Теория, в том числе психологическая, всегда умозрительна, поэтому она не может быть «правильной» или «неправильной», однако она принимается в на­учном мире как обоснованная и заслуживающая доверия в той степени, в кото-

Глава 1. Сфера психологии

рой результат наблюдения за феноменом согласуется с объяснением того же фе­номена, вытекающим из самой теории. В психологии, в силу особой неоднознач­ности толкования «фактов», чуть ли не каждый феномен имеет несколько тео­ретических объяснений. Например, имеется несколько теорий, объясняющих зрительные иллюзии, несколько теорий эмоций, мотивации, личности, психоло­гической совместимости и т. д. Наличие множества теорий в психологии в то же время не означает неопределенности психологических знаний, Отсутствие этой неопределенности доказывается все возрастающим спросом на эти знания и их практической отдачей в различных областях — психотерапией в медицине, новы­ми воспитательными и образовательными программами в педагогике, совершен­ствованием методов подбора и расстановки кадров в хозяйственной деятель­ности и т. д. Кроме того, разнообразие теорий, объясняющих психологические явления, в силу специфики последних помогает увидеть их с разных сторон.

Получение знаний в научной психологии производится с помощью научных методов, которые частью представляют собой специфические методы, а частью имеют общенаучный характер.

Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определения и краткие описания понятий «методология», «метод» и «методика». Практика по­казывает, что нередко эти понятия смешиваются.

Методология — наиболее общая система принципов и способов организации научного исследова­ния, она определяет способы достижения и построения теорети­ческого знания, а также способы организации практи­ческой деятельности.

Б основе любого научного исследования лежит наиболее общая система принципов и способов его организации, которая опирается на мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды. Эта система, опреде­ляющая способы достижения и построения теоретического знания, а также спо­собы организации практической деятельности, и есть мето­дология, В зависимости от предмета данной науки, например психологии, она воплощается в конкретно-научной мето­дологии. От этой общей мировоззренческой позиции зависит способ конкретных исследований и интерпретация полу­чаемых результатов, поэтому в психологии каждое направле­ние или течение, например бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, психология, ориентированная на диа-лектико-материалистическое мировоззрение, имеет свою ме­тодологию.

Метод — это совокуп­ность конкретных приемов и способов изучения психических явлений.

Методология, будучи общей основой для построения ис­следования, определяет, таким образом, использующиеся ме­тоды. Поэтому метод как совокупность более частных, конк­ретных приемов и способов изучения психических явлений также зависит от мировоззрения, однако в рамках данной конкретной науки он зависит и от ее предмета, условий и це­лей исследования. В психологии используются как общена­учные методы, например метод моделирования, эксперимен­тальный метод, метод наблюдения, так и методы, определяю-щиеся спецификой ее предмета и объекта. При исследовании психики человека эта специфика проявляется в способности человека к рефлексии и самонаблюдению. Таким образом, в психологии исполь­зуются как объективные, так и субъективные методы.

Любой метод находит свое воплощение в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил проведения конкретного исследова-

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *