Гуманистические принципы: Гуманистические принципы образования – Гуманизм — Википедия

Автор: | 08.02.2021

Содержание

Гуманистические принципы образования

О гуманистической педагогике

Принцип гуманистической направленности является, пожалуй, самым важным и вместе с тем самым общим принципом обучения. Он обращает внимание образования на важность воспитания личности в ходе учебного процесса и утверждает, что человек — это главная ценность этого процесса. Раскрывать человека, развивать его, совершенствовать, направлять на лучший путь — это истинная цель обучения.

Определение 1

Гуманизм — такая система мировоззрений, в которой жизнь и личность человека являются высшими ценностями.

Гуманизация педагогики распространяет идеи гуманизма на форму и содержание учебного процесса, который концентрируется на гармоничном личностном развитии обучающегося. Гуманистическая педагогика старается установить гармонию не только в душе учеников, но и в самом обучении, найдя золотую середину между знанием как таковым, мировоззрением, личностью человека и его поступками.

Большое внимание в гуманистической педагогике уделяется этическому воспитанию обучаемых. Детям должны быть привиты высокоморальные ценности, и, более того, дети должны уметь сами осмыслять этические правила. Иными словами, учащиеся должны чётко осознавать разницу между моральным и аморальным и стараться придерживаться первой стороны, а также уметь брать ответственности за свои поступки.

У гуманистического подхода к образованию есть несколько принципиальных требований:

  1. Содержание обучения обязательно должно отражать реалии окружающей действительности. В ходе обучения ученик должен сталкиваться с реальными жизненными проблемами и учиться взаимодействовать с другими людьми в жизнеподобной обстановке;
  2. Преподаватель должен не только быть живым примером всех ценностей, о которых он говорит, но и проявлять свои реальные человеческие качества в частности, взаимодействуя с учениками;
  3. Помимо этого преподаватель должен уметь принимать обучаемого таким, какой он есть, и проявлять понимание относительно его чувств и эмоциональных состояний. Уважительное отношение к ученику положительно сказывается на эффективности учебного процесса, особенно когда речь идёт о школьном обучении;
  4. Преподаватель должен стремиться быть для своих учеников реальным человеком, у которого есть не только знания о предмете, но и свои личные жизненные знания и опыт, к которым обучающиеся могут обратиться в случае необходимости. Возможность ведения диалога с преподавателем — одна из отличительных черт гуманистического образования.

Замечание 1

Преподаватель не должен навязывать своим ученикам знания, обучение не должно быть насильным. В идеале ученик должен чувствовать себя свободно в мире информации и по своему желанию обращаться к ней.

Гуманистическая педагогика требует “человеческого” отношения к ученику. Восприятие его как полноценной личности, заслуживающей уважения, принятия и включения в образовательный процесс вне зависимости от своих индивидуальных особенностей. В этой системе каждый человек — это ценность, а не средство достижения какой бы то ни было цели.

Эта система предполагает приближение образовательного процесса к реальности на всех уровнях. Например, она предлагает отказ от “масок” и привлечение к учёбе реальных чувств, эмоций, переживаний, опытов и действий. Установление крепких и положительных дружественных отношений между педагогом и учеников. Это не означает переход к фамильярности, это означает, что, вопреки сложившейся традиции, взрослый и ребёнок могут состоять в доверительных ученик-учитель отношениях.

Принципы гуманистической парадигмы

Рассмотрим гуманистические принципы образования в сравнении с принципами традиционного подхода. Увидеть отличия и преимущества данной системы будет проще в сопоставлении с устаревшим подходом.

Гуманистический подход к образованию основывается на принципе равенства преподавателя и ученика

. Образовательный процесс — их совместная деятельность, диалог с целью образования и воспитания. В традиционной же парадигме опора идёт на принцип субординации, в котором между взрослым и ребёнком лежит непреодолимая пропасть.

Гуманистическая педагогика по-прежнему предполагает наличие некоей субординации. Только в её системе эта субординация не создаёт препятствия для коммуникации между учителем и учеником, а, скорее, является прямым следствием взаимного уважения обеих сторон друг к другу.

К слову о диалоге, в гуманистической педагогике действует принцип диалогизма. Миры взрослых и детей имеют огромное количество различий. И если в традиционной системе взаимодействие между двумя этими взглядами на жизнь осуществляется исключительно посредством насаждения взрослыми своих установок, то в гуманистической системе идёт разговор на равных, в котором и сами педагоги могут изучать мир детства.

Огромную роль в гуманистическом подходе играет принцип сосуществования, противопоставленный традиционному “принципу произвола”. Опираясь на правило взаимного уважения, в первом случае система оберегает детский суверенитет. Дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы мотивами эти действия не были вызваны. В традиционной системе мир детства беззащитен перед навязывающими ему свои законы взрослыми.

Гуманистический подход опирается также на принцип свободы, который предполагает, что у детей есть возможность делать свой выбор и совершать свои ошибки. Единственные ограничения, которые накладываются взрослыми, — это охрана жизни и здоровья. Соответственно, в традиционной парадигме принят принцип тотального контроля за всеми сферами жизни ребёнка.

Замечание 2

У чрезмерно опекающих и контролирующих родителей вырастают несамостоятельные и неуверенные в себе дети, которым гораздо тяжелее справиться с неожиданностями жизни, чем детям из семей, где родители давали своим детям больше свободы и персональной ответственности за что-то.

Своеобразным выводом из предыдущих принципов может стать принцип единства, признанный в гуманистической парадигме. Он гласит, что между миром взрослых и миром детей не должно существовать суровых границ, эти миры должны сосуществовать друг с другом, находясь в гармонии и делясь знаниями и опытом. Традиционная же парадигма диктует принцип инициации, согласно которому граница между мирами существует и может быть пройдена ребёнком только в определённый момент взросления.

Закончить хочется принципом принятия, на котором настаивает гуманистическая педагогика. Все люди разные — и все дети тоже разные. Однако они должны приниматься обществом такими, какие они есть. В частности, без оценки взрослости личности. В традиционной педагогике действует принцип деформации: мир детей всегда подвергается влиянию взрослых, “деформируется” из-за этого влияния.

Общие принципы гуманизма — Мегаобучалка

Фундаментальными положениями гуманистического мировоззрения являются следующие.

† Гуманизм – это мировоззрение, в центр которого поставлена идея человека как высшей ценности в ряду всех мыслимых духовных ценностей. Личность в гуманизме определяется как исходная реальность, абсолютная по отношению к себе и относительная (одна из многих) в ряду всех остальных. Не осознав и не оценив себя, человек не может познать и по достоинству оценить и все остальное.

† С точки зрения гуманизма, существует или должно существовать равноправие человека как материально-духовного существа по отношению к другому человеку, природе, обществу и всем иным, известным или еще не известным ему реальностям и существам. То есть он отрицает бытие чего-то

высшего, чем человек, будь то принцип, социум или, скажем, Бог.

† В рамках гуманизма допускается возможность генезиса, эволюционного порождения, создания или творения личности, но отвергается редукция, т.е. сведениесущности человека к нечеловеческому и безличному: природе, обществу, потустороннему, небытию (ничто), неизвестности и т.д.

Сущность человека – это сущность, обретаемая, созидаемая и реализуемая им самим в себе и в мире, в котором он рождается, живет и действует.

Человек – это сотворение, существо, которое на завершающем этапе своего становления участвует в рождении себя как человека разумного, самосознающего, достойного и равноправного партнера общества и мира.

 

† Гуманизм, таким образом, – это выработанное человеком и идущее от человека к человеку светское, мирское, общегражданское мировоззрение, выражающее идею абсолютного достоинства личности,

ее внешне относительные, но неуклонно прогрессирующие к абсолюту самостоятельность, самодостаточность и равноправиеперед лицом общества и мира, известного и неизвестного в нем.

† Гуманизм – это современная форма реалистической психологии и жизнеориентации человека, которая включает в себя рациональность, критичность, скептицизм, эмпатию, стоицизм, терпимость, сдержанность, осмотрительность, оптимизм, жизнелюбие, свободу, мужество, надежду, фантазию и продуктивное воображение.



† Гуманизму присуща уверенность в неограниченных возможностях самосовершенствования человека, в неисчерпаемости его эмоциональных, познавательных, адаптивных, преобразовательных и творческих способностей.

† Гуманизм – это мировоззрение без границ, поскольку не отталкивает от себя никого, кто сам не считает себя его противником, предполагает открытость, динамизм и развитие, возможность радикального пересмотра своих положений перед лицом изменений и новых перспектив человека и мира.

† Гуманистическое мировоззрение включает в себя требование признавать наличие или возможность антигуманного в личности, не игнорировать, а стремиться максимальным образом ограничивать силу и сферу влияния темной стороны человеческой натуры.

Притом гуманизм полон убежденности в способности людей все более успешно и надежно обуздывать свои негативные качества в ходе самосовершенствования человека и поступательного развития мировой цивилизации.

† Гуманизм, как и всякое мировоззрение, рассматривается в качестве феномена, принципиально вторичногопо отношению к человеку и людям, в том числе и гуманистам – группам или социальным слоям населения, фактически существующим в любом обществе. Гуманизм неотделим от самосознания реальных людей, отдающих себе отчет в возможности недобросовестного использования идей гуманизма во вред человеку и потому критичных, стремящихся взять под контроль естественно присущую любой – идее тенденцию к господству над живой личностью, подчинению ее своей власти.

† Как социальное явление гуманизм – это стремление объединенных гуманистическим мировоззрением людей практиковать его принципы во благо всех и каждого, продвигаться к максимально возможной гуманизации отношений между человеком и человеком, человеком и обществом, человеком и государством, обществом и государством.

† Гуманизм – это больше, чем только этическая доктрина, поскольку в нем ставится задача собрать воедино и систематизировать все области и формы проявления человечности человека. Это значит, что в рамках гуманистического проекта интегрируются и культивируются на уровне мировоззрения и образа жизни нравственные, гражданско-правовые, политические, социальные, национальные и глобальные, философские, эстетические, научные, жизнесмысловые, экологические и все иные человеческие ценности.

†Гуманизм не является и не должен являться идеологией или какой-либо партийно-политической программой, т.е. общественным идейным течением, организующей, мобилизующей и направляющей людей к достижению определенных политических или иных целей, связанных с господством и властью части людей над остальными членами национального или мирового сообщества.

Вместе с тем, гуманизм помогает прояснить диапазон и утвердить законное многообразие, плюрализм политических ценностей, от которых требует лишь признать общечеловеческие ценности в качестве своей общей основы. В диалоге, конкуренции и обмене политическими идеями в обществе гуманизм способен, готов выполнять и выполняет такие функции, как

коммуникативная (функция сообщения или трансляции), интегративная (функция объединения), координирующая (функция согласования и организации) и согласительная (функция примирения, поиска компромисса и согласия).

Он предлагает всем легальным, не диктаторским и не экстремистским политическим партиям и движениям целостную, открытую и динамичную систему общеполитических и социальных ценностей,способных гуманизировать политические течения, институты и отношения.

† Не являясь идеологией, гуманизм не является и не должен являться официальной государственной доктриной (если не считать такой «доктриной» права человека и гражданина), также как и какой-либо формой религии.

Гуманистическому мировоззрению чуждо признание реальности сверхъестественного и трансцендентного (потустороннего), поклонение и подчинение им как сверхчеловеческим приоритетам. Человек гуманистического мировоззрения отвергает дух мистицизма и антирационализма, который, как показывает практика, непременно притязает на власть в государстве и ведет к казенщине, бюрократизму, догматизму и фанатизму, и их крайней форме – тоталитаризму

† Гуманизм – это современный научно ориентированный скептицизм, который рекомендует трезво и критически относиться к так называемым паранормальным, экстрасенсорным, оккультным, магическим, спиритическим, ясновидческим, астрологическим, телекинетическим и т.п. явлениям. Правило гуманизма – необходимо независимое и объективное научное исследование заявлений о такого рода феноменах.

Следует делать различие между аномальными или неизвестными явлениями природы и неизученными резервными возможностями человека, с одной стороны, и заявлениями о подобных явлениях и возможностях как якобы выходящих за пределы естественного – с другой.

† Идеи гуманизма не могут быть использованы для достижения противоположных ему целей. Его принципы в целом согласуются с положениями Всеобщей декларации прав человека, международных пактов об экономических, социальных, гражданских, политических и культурных правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и другими документами универсального и регионального характера.

* * *

Итак, в гуманизме заложено требование рассматривать само это мировоззрение как вторичное по отношению к человеку. Именно человек, естественно присущая ему человечность составляет высшую ценность и именно он дороже любого мировоззрения, в том числе и гуманистического. Он, его практический образ жизни первостепенны по отношению к любой, пусть даже и блестяще сформулированной, гуманистической доктрине или программе. (Вот то, что не дает гуманизму застыть ни на каких принципах или достижениях, вечно движет его вперед.)

Организационный и социальный смысл этого положения состоит в культивировании максимально возможной открытости и демократизма гуманистических движений, обществ и институтов. Для практики гуманистического просвещения это означает обязательное следование цивилизованным и взвешенным формам обсуждения и оценки оппозиционных или противоположных гуманизму точек зрения, что совсем не исключает определенности, последовательности, решительности и смелости в воплощении и защите гуманистических ценностей.

Особенно корректной должна быть работа по вовлечению граждан в процесс гуманизации человеческих отношений, по формированию гуманистических общественных институтов и движений светского, общегражданского гуманизма. Главное здесь – консолидация людей, ужесчитающих себя гуманистами или готовых осознать себя в качестве таковых. Это перспективно, поскольку их действительно много даже в стране с такой сложной исторической судьбой, как Россия.

Первостепенное значение для развития социального гуманизма имеют горизонтальные, т.е. негосударственные, не партийно-политические и не идеологические отношения между людьми и общественными организациями. Это предполагает формирование и укрепление гражданского общества.

Когда мы говорим об организованном гуманизме, его психологии, методах работы и распространении его идей, то речь, в частности, идет о запрещении использовать приемы персонального или корпоративного внушения, управления и манипуляции людьми. Психологически и педагогически гуманизм есть совет человеку разобраться в своем внутреннем мире, предложение навести в нем порядок. Гуманистический призыв – это, в конечном счете, призыв к человеку не принимать что-то извне некритически безразлично, а прежде обрести себя с помощью собственного разума и наличных объективных возможностей, это призыв дойти до себя, раскрыть в самом себе позитивные основы своей ценности, свободы, достоинства, самоуважения, самоутверждения, творчества, общения и равноправного сотрудничества с себе подобными и со всеми иными – социальными и природными – не менее достойными и удивительными реальностями.

Самокритичность гуманистического мировоззрения не является чисто теоретическим требованием. Важнее для него практическое умение не быть врагом самому себе и другим. Да, как бы неожиданно это ни звучало, но гуманизм должен озаботиться своим здоровьем. И хотя оно не может быть абсолютным, к такому состоянию нужно стремиться. Каковы самые опасные и наиболее вероятные болезни гуманизма, его внутренние враги?

Во-первых, это широко распространенный вирус догматизма и связанный с ним фанатизм, которые одинаково опасны как для маргинальных и сектантских, так и для популярных и массовидных идей, мировоззрений и идеологий. (По иронии исторической судьбы марксизм-ленинизм, который объявлял себя самой гибкой, самокритичной, научной, диалектичной, корректируемой практикой теорией, оказался в итоге самой масштабной догматичной и тоталитарной идеологической конструкцией ХХ века.)

Во-вторых, – это опасность превращения гуманистического мировоззрения в политическую идеологию или квазирелигию, что принципиально извратит его дух и суть.

В-третьих, – это опасность перфекционизма, т.е. навязчивого стремления к такой «чистоте» и совершенству теории, которое приведет гуманизм как систему идей к утере здравого смысла и реализма, закроет для нее опыт, новизну, возможность изменения и превратит это мировоззрение в своего рада элитарную интеллектуальную забаву, а то и в маниакальную болезнь.

Таковы общие положения гуманизма. Некоторые из них следует обсудить подробнее.

 

Принцип гуманизма — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Энциклопедия МИП » Уголовные дела — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП » Общие положения УК РФ — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП » Принцип гуманизма — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Принцип гуманизма – бесплатные ответы юристов онлайн


Понятие гуманизма в уголовном праве

Правоохранительная функция уголовного закона означает охрану свободы и прав людей, собственности, порядка и общей безопасности, также окружающей среды, всего конституционного строя страны, обеспечение мира и, соответственно, предупреждение совершения преступлений.

Все задачи, которые ставятся перед уголовным кодексом, решаются на основе сформированных принципов. Во второй части УК РФ выделены принципы уголовного законодательства РФ. Одним из принципов в статье 7 УК РФ выделяется гуманистический.

Главный принцип гуманизма подразумевает, что даже наказание совершившего преступление не должно причинять физическую боль и страдания или унижать достоинство гражданина. Заключается данный принцип и в том, что, наказывая за правовое нарушение, УК РФ не предусматривает возмездия.

Каждое привлечение к ответственности имеет, прежде всего, цель исправительного характера. Даже в тех случаях, когда за тяжкие преступления в качестве наказания применяется лишение свободы, унижение достоинства и причинение физических страданий недопустимо – в этом прослеживается принцип гуманизма.

Таким образом, содержание принципа гуманизма исключает возможность трактовать применение его как предоставление каких — то льгот или послаблений для преступников, нарушивших закон.

Аспекты гуманизма

Прежде всего, нужно понимать, что само слово аспект подразумевает, с какой стороны рассматривается тот или иной объект.

Аспекты гуманизма подразделяют:

  • теоретический;
  • практический.

Теоретический аспект гуманизма основывается на философских идеях разных эпох и народов.

В теоретических размышлениях человек представлен как объединяющий в единое целое материальное и духовное начало. Цель гуманистов, к которой они стремятся – прекрасное тело соединить с божественной чистой душой. Таким образом, они пытались создать идеальных людей, с душевной человечностью.

Рассмотрим практическую сторону гуманизма.

Выделяется три основных направления в практической стороне гуманизма, то есть применения на практике. К ним можно отнести:

  • воспитание и образование в духе развития человечности;
  • деятельность государства;
  • влияние искусства и творчества на пробуждение человечности.

В уголовном праве именно гуманизм является критерием границ воздействия на субъекты определенными методами.

Основным положением уголовно — правового принципа гуманизма является закономерная потребность совокупности нравственных и этических требований общества, которые выражаются в законных формах, обеспечивающих права и свободы граждан при воплощении в жизнь уголовного законодательства.

Аспект принципа гуманизма характерен тем, что уголовно-правовая охрана свободы и прав людей ведется по международным стандартам, закрепленным именно в международной правовой документации и Конституции РФ.

Кроме того, восстановление нарушенных в результате преступных действий личных прав и свободы потерпевшего; поощрение граждан в стремление добровольно исполнять обязанности по правовой защите охраны общественного порядка – еще одни из сторон принципа гуманизма.

Также в уголовном праве аспект гуманизма предполагает, что любое наказание за совершенное правонарушение ограничивается минимумом, которого достаточно для исправления и предотвращения совершения новых преступлений.

Принцип гуманизма реализован в правотворчестве и применении права.

Суть принципа гуманизма

Основываясь на принципе гуманизма, законодательно определены для каждого права и свобода, их охрана, дана формулировка действий, которые подлежат наказанию при выявленном посягательстве на свободу и права человека.

Смысл гуманизма заключается в том, что каждый человек признается как отдельная личность и индивидуум. Также признаются права каждого гражданина развиваться, создавать, пользоваться всевозможными благами.

Нравственная позиция общества, которое признает ценность каждого человека как личности, относится к гуманизму этого общества.

Принцип гуманизма определен в Конституции РФ основополагающим в признании приоритета личности человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его свободы и прав – возложены на государство.

В содержание УК РФ отражен перечень всех прав и свобод российских граждан, определенных основными и обеспечиваемыми охраной со стороны государства с учетом гуманных принципов.

Сфера гуманных принципов, определенных УК РФ, не ограничена только по отношению к лицам, которые уже совершили преступление. Основополагающее гуманное отношение к гражданам, не совершавшим правонарушения, в обязанности которых входит воздержание от посягательств, находится под охраной.

Принципы гуманизма при определении меры наказания означает то, что они применяются лишь в случаях, когда действительно необходимы для воспитания преступника, нарушившего нормы закона, но при этом не может применяться жестокость или лишнее ограничение в правах лица, признанного виновным.

На принципах гуманизма строится защита не только каждого индивидуума, но и общества в целом.

Гуманизм, прослеживается в нормах закона и в том, что:

  • закон не имеет обратной силы, которая может усилить ответственность;
  • в сочетании убеждения и принудительных мер;
  • воспитании человека как неотъемлемого члена общества;
  • невозможность нанесения физического воздействия и унижение достоинства как личности;
  • охраны материальных и нематериальных благ граждан;
  • гарантированной защитой свободы и всех прав человека.

Принцип гуманизма и наказание

Ответственность за преступления в Российской Федерации устанавливается на принципах гуманизма. Статьей 7 УК определено понятие, когда действия против здоровья и жизни человека, ущемление его прав, свобод, чести и достоинства, посягательства на собственность и спокойствие общества признаны преступными.

Яркое проявление гуманизма выражено в целях, ради которых устанавливаются ответственность и наказание. Статьей 43 УК предусмотрено применение наказания для того, чтобы была восстановлена социальная справедливость, осужденный исправился, изменил свое мировоззрение и поведение, были предупреждены совершения новых преступлений.

Не что иное, как гуманизм прослеживается при назначении условного осуждения или отсрочки исполнения наказаний, предусмотренная для беременных и матерей, на содержании которых находятся малолетние дети.

Возможность условно-досрочного освобождения, если отбывающий наказание зарекомендовал себя с положительной стороны, встав на путь исправления; замена части присужденного наказания более мягким методом (статья 80), чем предусмотрено УК за конкретное преступление – принципы гуманизма российского законодательства.

На гуманных принципах основано привлечение к ответственности несовершеннолетних граждан (статья 87- 96), преступивших черту закона.

В УК РФ закреплено недопустимое применение пожизненного заключения и смертной казни для несовершеннолетних детей, женщин, мужчин, достигших шестидесяти пятилетнего возраста и старше (статья 57, 59).

Принцип гуманизма не означает гуманное отношение только к правонарушителям, он также предполагает защиту законопослушных членов общества и борьбу с преступниками.

Основы гуманизма. Лекция 8

Лекция 8. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ (1)

 

Вынесенные в заголовок слова составляют главную проблему краткого, т.е. состоящего из двух тем, лекционного курса в рамках общей лекционной программы «Основы современного гуманизма». Все, что говорилось выше, было предварительным условием понимания главного: специфики гуманизма как мировоззрения, как общественного явления и как практики людей, воплощающих в культуру и повседневную жизнь принципы и идеалы этого мировоззрения.

Гуманизм никогда не был чистой теорией, игрой ума или просто фантазией. Он всегда объединял людей деятельных и творческих. Сам факт их единства и солидарности делал идеи гуманизма коллективным, социальным мировоззрением. И поскольку речь шла о самом образе их жизни, гуманизм воплощался не только в произведениях литературы и искусства, но и в цивилизованных, нравственных и разумных отношениях между людьми, в экономических, юридических и политических институтах общества, все больше определяющих облик каждой страны и ее граждан. Вместе с тем, важно узнать, что может сам гуманист сказать об этом мировоззрении. Иначе говоря, каков может быть «автопортрет» гуманистического мировоззрения.

Попытке нарисовать этот «автопортрет» и посвящены эти две лекции, объединенные названием «гуманистическое мировоззрение».

Тема 1. Общие принципы гуманизма

Фундаментальными положениями гуманистического мировоззрения являются следующие.

  • Гуманизм – это мировоззрение, в центр которого поставлена идея человека как приоритетная ценности в ряду всех иных ценностей. Личность в гуманизме определяется как исходная реальность, абсолютная по отношению к себе и относительная (одна из многих) в ряду всех остальных. Не осознав и не оценив себя, человек не может познать и по достоинству оценить и все остальное.

  • С точки зрения гуманизма, существует или должно существовать равноправие человека как материально-духовного существа по отношению к другому человеку, природе, обществу и всем иным, известным или еще не известным ему реальностям и существам. То есть он отрицает бытие чего-то высшего, чем человек, будь то принцип, социум или, скажем, Бог.

  • В рамках гуманизма допускается возможность генезиса, эволюционного порождения, создания или творения личности, но отвергается редукция, т.е. сведениесущности человека к нечеловеческому и безличному: природе, обществу, потустороннему, небытию (ничто), неизвестности и т.д.

Сущность человека – это сущность, обретаемая, созидаемая и реализуемая им самим в себе и в мире, в котором он рождается, живет и действует.

Человек – это сотворение, существо, которое на завершающем этапе своего становления участвует в рождении себя как человека разумного, самосознающего, достойного и равноправного партнера общества и мира.

  • Гуманизм, таким образом, – это выработанное человеком и идущее от человека к человеку светское, мирское, общегражданское мировоззрение, выражающее идею абсолютного достоинства личности, ее внешне относительные, но неуклонно прогрессирующие к абсолюту самостоятельность, самодостаточность и равноправиеперед лицом общества и мира, известного и неизвестного в нем.

  • Гуманизм – это современная форма реалистической психологии и жизнеориентации человека, которая включает в себя рациональность, критичность, скептицизм, эмпатию, стоицизм, терпимость, сдержанность, осмотрительность, оптимизм, жизнелюбие, свободу, мужество, надежду, фантазию и продуктивное воображение.

  • Гуманизму присуща уверенность в неограниченных возможностях самосовершенствования человека, в неисчерпаемости его эмоциональных, познавательных, адаптивных, преобразовательных и творческих способностей.

  • Гуманизм – это мировоззрение без границ, поскольку не отталкивает от себя никого, кто сам не считает себя его противником, предполагает открытость, динамизм и развитие, возможность радикального пересмотра своих положений перед лицом изменений и новых перспектив человека и мира.

  • Гуманистическое мировоззрение включает в себя требование признавать наличие или возможность антигуманного в личности, не игнорировать, а стремиться максимальным образом ограничивать силу и сферу влияния темной стороны человеческой натуры. Притом гуманизм полон убежденности в способности людей все более успешно и надежно обуздывать свои негативные качества в ходе самосовершенствования человека и поступательного развития мировой цивилизации.

  • Гуманизм, как и всякое мировоззрение, рассматривается в качестве феномена, принципиально вторичногопо отношению к человеку и людям, в том числе и гуманистам – группам или социальным слоям населения, фактически существующим в любом обществе. Гуманизм неотделим от самосознания реальных людей, отдающих себе отчет в возможности недобросовестного использования идей гуманизма во вред человеку и потому критичных, стремящихся взять под контроль естественно присущую любой – идее тенденцию к господству над живой личностью, подчинению ее своей власти.

  • Как социальное явление гуманизм – это стремление объединенных гуманистическим мировоззрением людей практиковать его принципы во благо всех и каждого, продвигаться к максимально возможной гуманизации отношений между человеком и человеком, человеком и обществом, человеком и государством, обществом и государством.

  • Гуманизм – это больше, чем только этическая доктрина, поскольку в нем ставится задача собрать воедино и систематизировать все области и формы проявления человечности человека. Это значит, что в рамках гуманистического проекта интегрируются и культивируются на уровне мировоззрения и образа жизни нравственные, гражданско-правовые, политические, социальные, национальные и глобальные, философские, эстетические, научные, жизнесмысловые, экологические и все иные человеческие ценности.

  • Гуманизм не является и не должен являться идеологией или какой-либо партийно-политической программой, т.е. общественным идейным течением, организующей, мобилизующей и направляющей людей к достижению определенных политических или иных целей, связанных с господством и властью части людей над остальными членами национального или мирового сообщества. Вместе с тем, гуманизм помогает прояснить диапазон и утвердить законное многообразие, плюрализм политических ценностей, от которых требует лишь признать общечеловеческие ценности в качестве своей общей основы. В диалоге, конкуренции и обмене политическими идеями в обществе гуманизм способен, готов выполнять и выполняет такие функции, как коммуникативная (функция сообщения или трансляции), интегративная (функция объединения), координирующая (функция согласования и организации) и согласительная (функция примирения, поиска компромисса и согласия). Он предлагает всем легальным, не диктаторским и не экстремистским политическим партиям и движениям целостную, открытую и динамичную систему общеполитических и социальных ценностей, способных гуманизировать политические течения, институты и отношения.

  • Не являясь идеологией, гуманизм не является и не должен являться официальной государственной доктриной (если не считать такой «доктриной» права человека и гражданина), также как и какой-либо формой религии.

  • Гуманистическому мировоззрению чуждо признание реальности сверхъестественного и трансцендентного (потустороннего), поклонение и подчинение им как сверхчеловеческим приоритетам. Человек гуманистического мировоззрения отвергает дух мистицизма и антирационализма, который, как показывает практика, непременно притязает на власть в государстве и ведет к казенщине, бюрократизму, догматизму и фанатизму, и их крайней форме – тоталитаризму

  • Гуманизм – это современный научно ориентированный скептицизм, который рекомендует трезво и критически относиться к так называемым паранормальным, экстрасенсорным, оккультным, магическим, спиритическим, ясновидческим, астрологическим, телекинетическим и т.п. явлениям. Правило гуманизма – необходимо независимое и объективное научное исследование заявлений о такого рода феноменах. Следует делать различие между аномальными или неизвестными явлениями природы и неизученными резервными возможностями человека, с одной стороны, и заявлениями о подобных явлениях и возможностях как якобы выходящих за пределы естественного – с другой.

  • Идеи гуманизма не могут быть использованы для достижения противоположных ему целей. Его принципы в целом согласуются с положениями Всеобщей декларации прав человека, международных пактов об экономических, социальных, гражданских, политических и культурных правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и другими документами универсального и регионального характера.

* * *

Итак, в гуманизме заложено требование рассматривать само это мировоззрение как вторичное по отношению к человеку. Именно человек, естественно присущая ему человечность составляет высшую ценность и именно он дороже любого мировоззрения, в том числе и гуманистического. Он, его практический образ жизни первостепенны по отношению к любой, пусть даже и блестяще сформулированной, гуманистической доктрине или программе. (Вот то, что не дает гуманизму застыть ни на каких принципах или достижениях, вечно движет его вперед.)

Организационный и социальный смысл этого положения состоит в культивировании максимально возможной открытости и демократизма гуманистических движений, обществ и институтов. Для практики гуманистического просвещения это означает обязательное следование цивилизованным и взвешенным формам обсуждения и оценки оппозиционных или противоположных гуманизму точек зрения, что совсем не исключает определенности, последовательности, решительности и смелости в воплощении и защите гуманистических ценностей.

Особенно корректной должна быть работа по вовлечению граждан в процесс гуманизации человеческих отношений, по формированию гуманистических общественных институтов и движений светского, общегражданского гуманизма. Главное здесь – консолидация людей, ужесчитающих себя гуманистами или готовых осознать себя в качестве таковых. Это перспективно, поскольку их действительно много даже в стране с такой сложной исторической судьбой, как Россия.

Первостепенное значение для развития социального гуманизма имеют горизонтальные, т.е. негосударственные, не партийно-политические и не идеологические отношения между людьми и общественными организациями. Это предполагает формирование и укрепление гражданского общества.

Когда мы говорим об организованном гуманизме, его психологии, методах работы и распространении его идей, то речь, в частности, идет о запрещении использовать приемы персонального или корпоративного внушения, управления и манипуляции людьми. Психологически и педагогически гуманизм есть совет человеку разобраться в своем внутреннем мире, предложение навести в нем порядок. Гуманистический призыв – это, в конечном счете, призыв к человеку не принимать что-то извне некритически безразлично, а прежде обрести себя с помощью собственного разума и наличных объективных возможностей, это призыв дойти до себя, раскрыть в самом себе позитивные основы своей ценности, свободы, достоинства, самоуважения, самоутверждения, творчества, общения и равноправного сотрудничества с себе подобными и со всеми иными – социальными и природными – не менее достойными и удивительными реальностями.

Самокритичность гуманистического мировоззрения не является чисто теоретическим требованием. Важнее для него практическое умение не быть врагом самому себе и другим. Да, как бы неожиданно это ни звучало, но гуманизм должен озаботиться своим здоровьем. И хотя оно не может быть абсолютным, к такому состоянию нужно стремиться. Каковы самые опасные и наиболее вероятные болезни гуманизма, его внутренние враги?

Во-первых, это широко распространенный вирус догматизма и связанный с ним фанатизм, которые одинаково опасны как для маргинальных и сектантских, так и для популярных и массовидных идей, мировоззрений и идеологий. (По иронии исторической судьбы марксизм-ленинизм, который объявлял себя самой гибкой, самокритичной, научной, диалектичной, корректируемой практикой теорией, оказался в итоге самой масштабной догматичной и тоталитарной идеологической конструкцией ХХ века.)

Во-вторых, – это опасность превращения гуманистического мировоззрения в политическую идеологию или квазирелигию, что принципиально извратит его дух и суть.

В-третьих, – это опасность перфекционизма, т.е. навязчивого стремления к такой «чистоте» и совершенству теории, которое приведет гуманизм как систему идей к утере здравого смысла и реализма, закроет для нее опыт, новизну, возможность изменения и превратит это мировоззрение в своего рада элитарную интеллектуальную забаву, а то и в маниакальную болезнь.

Таковы общие положения гуманизма, его достоинства и риски как они предстают в глазах его приверженца.

Вопросы к лекции

1. Как в рамках принципов гуманизма определяется сущность человека?

2. Почему личность в гуманизме определяется как исходная действительность, абсолютная по отношению к себе, но относительная по отношению ко всем другим людям и миру?

3. Какие пункты принципов гуманистического мировоззрения говорят об индивиде, а какие об обществе?

4. Как определяется отношение гуманистического мировоззрения к обществу?

5. Каковы общие психологические черты гуманистического мировоззрения?

6. В чем особенности гуманистического просвещения?

7. Каковы социальные функции гуманизма?

8. Какие требования гуманизм предъявляет к самому себе и в чем он видит опасности, которыми он потенциально чреват?

Вопросы для размышлений

1. Попробуйте определить, что означает приоритетность, абсолютность и относительность человека как ценности? Как соотносится с этим утверждение о равноправии человека по отношению к обществу и природе?

2. Почему в рамках гуманизма речь идет не просто о человеке как творении, а как о сотворении? Почему при этом возникает вопрос о редукционизме? И что такое редукционизм?

3. Почему учение, говорящее об абсолютной ценности человека, подчеркивает свою вторичность по отношению к человеку?

4. Почему гуманизм – это не только личное, но и коллективное мировоззрение? Есть ли разница межу этими формами мировоззрений?

5. Какие области знаний образуют содержательную (информационную) основу гуманистического мировоззрения?

6. Почему светский гуманизм дистанцируется от теизма и категорически не приемлет любые формы шарлатанства и паранормальных верований?

7. В чем современный гуманизм видит специфику своей социальной презентации и продвижения своих идей в общественное сознание?

8. Предохраняет ли гуманизм самого себя от потенциальных ошибок или даже кризиса указанием на существующие здесь угрозы?

© В. Кувакин, 2006

Что такое Гуманизм? Узнайте, какие есть типы и принципы гуманизма

Классический гуманизм (или ренессансный гуманизм) — это движение, в котором человек, изучая античную литературу стремился улучшить свою природу. Это зарождение гуманизма как движения, системы взглядов и направления человеческой мысли. Классический гуманизм создал целую революцию в философии, просвещённости и миропонимании современников.

Гуманизм как философия — это мировоззрение и образ жизни, основанный на натурализме (убеждение, что вселенная/природа — это всё то, что существует, что реально). Это рациональная философия, вдохновлённая искусством, мотивированная состраданием и образованная наукой.

Гуманистический — проникнутый духом гуманизма; например: гуманистическое отношение к людям, гуманистические идеи.

Синонимы слова гуманизм: человеколюбие, гуманность, человечность.

Гуманизм эпохи Возрождения

Ренессансный гуманизм (также называемый классическим гуманизмом) — это изучение различных древностей, которое началось в Италии в эпоху Ренессанса и распространились по всей Европе с 14 по 16 век.

Термин «Ренессансный гуманизм» использовался, чтобы отличить развитие гуманизма в эпоху Возрождения от более ранних течений. Классический гуманизм был создан в ответ на более узкий подход средневековых учёных.

Гуманизм был уникальной программой, призванной возродить моральную философию, литературное и культурное наследие классической древности.

В основе ренессансного гуманизма лежало изучение классических текстов с целью изменить современное мышление, порвать со средневековым мышлением и создать что-то новое.

Кто такие гуманисты?

Гуманист — это человек, который заинтересован или заботится о благополучии, ценностях и достоинстве человечества. Гуманисты предоставляют человеку свободу выбора. По их мнению, принятие собственных решений приведёт к прогрессу, личностному росту и к более позитивной самооценке.

Они также заостряют внимание на том, что беспокойство является движущей силой перемен. Гуманисты считают, что перемены равным образом ведут к более независимой и полной жизни.

Некоторые из первых гуманистов, включая Поджо Браччолини, Джованни Боккаччо и Франческо Петрарка, были коллекционерами древних рукописей.

Итальянский поэт Франческо ПетраркаИтальянский поэт Франческо Петрарка (1304–1374)

Франческо Петрарка считается отцом гуманизма. Он был первый, кто заявил о первостепенной значимости человека. Петрарка определил познание человека как важнейшую дилемму для учёных и философов. Петрарка также придумал новый метод постижения — самопознание вместо логики.

В чём проявляется гуманизм?

Гуманисты утверждают, что нет никаких доказательств того, что какая-либо сверхъестественная сила нуждалась в чём-то или чего-то хотела от людей, что-либо им сообщала или вмешивалась в законы природы, помогала или вредила кому-либо.

Гуманисты утверждают, что благополучие человечества, а не предполагаемого Бога или богов, имеет самое важное значение. Поэтому гуманизм направлен на удовлетворение человеческих желаний и потребностей.

Сторонники гуманизма утверждают, что люди могут найти смысл жизни и максимально увеличить уровень своего счастья на долгое время, развивая свои таланты и используя их для служения человечеству.

Гуманисты уверены, что такой подход к жизни более полезный и приводит к более глубокому и долгосрочному удовлетворению, чем гедонистическое стремление к материальным или чувственным удовольствиям, которые вскоре исчезают.

Читайте подробнее про гедонизм.

Принципы гуманистического мировоззрения

Гуманизм превратился в основание мировоззрения эпохи Возрождения.

Основные характеристики гуманистического мировоззрения:

Интерес к человеческим нуждам

Философы-гуманисты постигали учения античных классиков, увлекаясь изучением внешнего образа и духовной сущности гомо сапиенса.

Развитие культа индивидуальности

Значимым орудием образования человека становится литература, в частности поэзия (поэзия воплощалась в единении всего лучшего, что есть в человеке, считалась блестящей формой проявления мыслей и чувств одновременно).

Философская система

Философы-гуманисты стали отрицать философско-теологическую основу средневековых мудрецов, они исследуют человека, принимая во внимание его речь и поведение, которые выражают его темперамент и последствия его действий.

Интеллектуал-гуманист находится в центре гуманизма как системы, он выражает и оберегает свою неординарность, отделяя свои убеждения от иных философов, и пытается преподнести свою идеологию.

Универсальность гуманистических ценностей

Философы-гуманисты переступили сословные и классовые границы и объявили о всеохватности представленных ими людских ценностей, которые, по их мнению, имели важное значение для всего образованного общества.

Типы гуманизма

Разные мыслители делят гуманизм на множество разных типов. Некоторые из этих типов известны как:

Ренессансный гуманизм

Известный как классический гуманизм; это дух обучения, который развился в конце Средневековья с возрождением классического письма и новой верой в способность людей определять для себя истину и ложь.

Светский гуманизм (секулярный)

Секулярный гуманизм отвергает теистическую веру и существование сверхъестественного мира. То есть для них сверхъестественные убеждения не могут быть поддержаны с помощью рациональных аргументов, и поэтому сверхъестественные аспекты, связанные с религиозной деятельностью, должны быть отвергнуты.

Религиозный гуманизм

Считает себя религиозным или охватывает некоторую форму теизма, деизма или сверхъестественного, при этом не обязательно должна существовать какая-либо связь с организованной религией.

Эти гуманисты считают, что светский гуманизм слишком холодно логичен и игнорирует весь эмоциональный аспект, который делает людей людьми.

Читайте подробнее про религию.

Постгуманизм

Философия конца 20 века. Она пытается привести ренессансный гуманизм в современный технологический мир и противостоять обвинениям в видовой дискриминации (превосходство одного вида над другим, обычно человеческого вида) и в антропоцентризме (вера в то, что люди являются центром существования мира).

Эти обвинения были направлены на гуманизм.

Марксистский гуманизм

Наиглавнейшими считаются интересы трудящихся, они противопоставляются интересам «угнетателей» и «буржуазному псевдогуманизму».

Это пролетарский или социалистический гуманизм, который является новым скачком в развитии гуманизма и следствием критической переработки гуманистических идей прошлого.

Интегральный гуманизм

Политическая философия, разработанная в Индии в 1960-х годах, в противовес западным политическим философиям (они, по мнению основателей этого гуманизма, были озабочены материализмом и пренебрегали социальным благополучием личности).

Основоположники видели и в капитализме, и в социализме несовершенные и стимулирующие жадность идеи, классовый антагонизм (столкновение интересов социальных классов общества, проявляется в классовой борьбе), эксплуатацию и социальную анархию.

Смотрите также значения Экзистенциализм и Философия.

Принципы гуманистической педагогики

Понятие и сущность гуманистической педагогики

Определение 1

Гуманистическая педагогика – это один из разделов общей педагогики, предполагающий организацию такого воспитательно-образовательного процесса, во главе которого стоит уважительное отношение к личности ребенка.

Сущность гуманистической педагогики заключается в следующем:

  • педагогический процесс, строится исходя из того, что ребенок должен восприниматься педагогом как единое целое;
  • каждый ребенок уникален, необходимо учитывать его особенности, возможности и потребности;
  • каждый ребенок открыт миру и новым знаниям, необходимо по максимуму использовать это в процессе воспитания и обучения детей;
  • жизнь ребенка должна рассматриваться как единый процесс его становления и бытия;
  • все дети от природы наделены определенными талантами, педагогу необходимо уметь их рассмотреть и развить;
  • каждая личность наделена определенной свободой, уважение которой необходимо соблюдать во время педагогического процесса;
  • -ребенок – это активное, творческое, интенциальное существо.

Замечание 1

Гуманистическая педагогика делает упор на стремление личности к будущему, познанию нового, свободной реализации своих возможностей и потребностей, укреплению и развитию своего творческого потенциала, веры в себя и своего «Я».

Основы принципов гуманистической педагогики

Основой современной гуманистической педагогики является принцип демократии. Это связано с тем, что на сегодняшний день основной ценностью общества выступает индивидуальность каждого человека и предоставление ему возможностей для максимальной самореализации. В связи с чем, каждому человеку необходимо предоставить возможность ощущать свою свободу, значимость и ценность для общества, развивать умение выражать свое мнение, эмоции, мысли, а также демонстрировать свои возможности и умения.

Все принципы гуманистической педагогики основаны на уважении личности ребенка, ее прав и свобод. Проявление уважения к личности ребенка предполагает равноправие всех участников учебного процесса, то есть между педагогом и ребенком устанавливаются партнерские отношения.

Уважение к личности ребенка в воспитательно-образовательном процессе осуществляется путем:

  1. Доверие со стороны педагога к ученикам, в каждом из которых он видит личность, со своими индивидуальными взглядами и интересами. Доверие между педагогом и учащимися устанавливается в тот момент, когда дети начинают чувствовать, что педагог видит и ценит их личные качества, относится к ним с истинным уважением.
  2. Проявление интереса к личности каждого учащегося. Заключается в том, что педагог с интересом относится к способностям, умениям и склонностям учеников.
  3. Принятие личности ученика. Состоит в том, что педагог принимает личность своего ученика полностью – внешний вид, речь, образ мышления, поведение, привычки, взгляды на жизнь и т.д.
  4. Создание атмосферы заинтересованности во время воспитательно-образовательного процесса. Заинтересованность проявляется не только в интересе к личности самого педагога, но и тем знаниями, которые он дает детям. Вызванный интерес способствует стимуляции и мотивации к воспитательно-образовательному процессу со стороны каждого ребенка.
  5. Недопущение унижения личности ребенка. Не при каких обстоятельствах педагог не должен позволять себе унижать личность ребенка. Недопустимо ни физическое, ни моральное унижение. Педагог значительно сильнее ребенка, как морально, так и физически. Нельзя применять свою силу против ребенка, так как тем самым педагог дает ребенку негативный «силовой прием», который он может взять на вооружение и использовать против слабых.
  6. Умеренная требовательность. Педагог должен применять умеренность в требованиях к ребенку, чтобы дать ему уверенность в собственных силах. Важным является то, что требования должны быть целесообразны знаниями ребенка и ни в коем случае не имели характер наказания. То есть любое требование должно быть озвучено в доброжелательной и уважительной форме.
  7. Оценка деятельность каждого ребенка. Оценка деятельность ребенка не должна осуществляться в виде каких-либо стандартов или с целью сравнения достижений разных детей. Оценка умений или деятельности ребенка осуществляется для того, чтобы показать, чего смог достичь ребенок на данном этапе, а к чему еще нужно стремиться. Оценивание должно быть справедливым и непредвзятым.

Система принципов гуманистической педагогики

Основные принципы гуманистической педагогики:

  • Принцип понимания. Понимание – это способ познания внутреннего мира и личности ребенка с помощью чувств и логики. Для реализации данного принципа педагог должен обладать рядом качеств: наблюдательность, сопереживание, умение правильно реагировать на слова и поступки детей, умение объективно оценивать способности и действия ребенка и т.д.
  • Принцип признания. Данный принцип заключается в том, что педагог должен принять и признать индивидуальность каждого ребенка, уметь считаться с его мнением, взглядами и позицией. Педагог может иметь отличное от ребенка мнение, но он не должен его отвергать или запрещать ребенку так мыслить. Ни в коем случае педагог не должен навязывать детям своего мнения, шаблонных или стандартных взглядов на ситуацию. Признание со стороны педагога – это не всегда принятие точки зрения ребенка, но это всегда вера в ребенка и его возможности, уважение его мнения. Только при наличии этого фактора, этапы взросления ребенка пройдут естественно, не оставив после себя комплексы, сформированные не правильным воспитанием.
  • Принцип принятия. Принятие — это принцип, в основу которого входит принятие ребенка, таким какой он есть. Педагог способен влиять на ученика, в том случае, если он искренне примет его своеобразность и желание быть собой. Основой таких отношений является доброжелательность сопереживание.

Что такое гуманизм? От эпохи Возрождения до российского права

Гуманизм — это значит человечность, любовь к людям. Гуманизм провозглашает высшими ценностями человеческую жизнь, свободу, достоинство и самовыражение. Главные принципы гуманизма — забота о благе людей, уважение к людям, сострадание.

Гуманист в широком смысле — это тот, кто признает высшими ценностями жизнь, свободу и счастье человека. Для гуманистов благо человека — главный критерий оценки любых действий. Все, что несет людям благо — это добро, а все, что вредит человеку — зло. Частичный синоним слова «гуманист» — филантроп.

Слово гуманизм происходит от латинского homo — человек. Ударение ставится на последний слог: гумани́зм. Термин введен в научный оборот немецким философом Фридрихом Нитхаммером в 1808 году.

Классический гуманизм или ренессансный гуманизм — это направление в философии и искусстве в эпоху Возрождения, провозгласившее человека мерой всех вещей. В отличие от схоластов, рассуждавших о божественном, гуманисты обратились к изучению человека во всех его проявлениях — внутренних и внешних.

Давид, скульптура работы Микеланджело Буонарроти. 1501-1504. Фото: Wikimedia / Jörg Bittner Unna

Прилагательное гуманный означает «человечный, человеколюбивый». Например: «Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!» (из кинофильма «Кавказская пленница»).

Прилагательное гуманистический означает нечто, имеющее отношение к гуманизму. Например: «Яркий представитель гуманистической философии».

Гуманизм в эпоху Возрождения

Гуманизм эпохи Возрождения (XV-XVI века) возник в Италии, а затем проник в Германию, Голландию, Францию и Англию. Гуманизм как культ разума, науки, свободной личности сложился в противостоянии со средневековой религиозной философией — схоластикой. В поисках вдохновения гуманисты обращались к античной культуре: искусству и философии Древней Греции и Рима.

В то время как церковь призывала посвятить жизнь искуплению грехов, гуманисты отстаивали право человека на земное счастье, духовную свободу и стремление к идеалу.

Гуманистами эпохи Ренессанса считаются Данте, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Роджер Бэкон, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Томас Мор. Выдающиеся деятели культуры эпохи классического гуманизма — Микеланджело, Рафаэль, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес и многие другие. Всем им так или иначе свойственен антропоцентризм — представление, что человек является центром мироздания.

Афинская школа. Фреска работы Рафаэля Санти. 1511

Некоторые гуманисты стояли на позициях утопического социализма — выступали за ликвидацию частной собственности и всеобщее равенство. Например, автор «Утопии» Томас Мор и создатель «Города Солнца» Томмазо Кампанелла.

«Экзистенциализм — это гуманизм». Развитие идей гуманизма

В XVIII веке гуманизм получил развитие в идеологии Просвещения — у Вольтера, Жан-Жака Руссо, других мыслителей. В XIX веке значительный вклад в гуманистическое направление внесли немецкие романтики — философы Фридрих Шеллинг и Фридрих Шлейермахер, литераторы Фридрих Шиллер, Генрих Гейне, Иоганн Гете. Иммануил Кант утверждал, человек может быть для другого человека только целью, но никогда не средством.

До XX века гуманизм связывали с естественным прогрессом общества. Но тоталитарные режимы и кровопролитные войны XX века показали, что технический прогресс может сочетаться с чудовищной жестокостью. Это заставило заговорить о крахе традиционных ценностей, философы стали искать новые трактовки гуманизма.

Так, Жан-Поль Сартр отстаивал идею «обреченности человека на свободу». Действия и решения человека определяют его судьбу, писал Сартр. «Никакая всеобщая мораль вам не укажет, что нужно делать», — объяснял философ в работе «Экзистенциализм — это гуманизм». Ответственность — это страшно, но такой подход дает повод для оптимизма, делает человека хозяином своей жизни.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать.

Жан-Поль Сартр. «Экзистенциализм — это гуманизм»

Жан-Поль Сартр. Фото: Getty Images

Что такое светский гуманизм

Светский гуманизм он же секулярный гуманизм — это одно из направлений гуманистической философии, которое не признает существования высших сил, бога. В отличие от религиозных гуманистов, светские гуманисты считают человека обязанным соблюдать законы морали и стремиться к общему благу независимо от веры в бога.

«Декларация светского гуманизма» провозглашает 10 базовых принципов этого мировоззрения:

  1. Свободное исследование. Свобода слова, недопустимость цензуры

  2. Отделение церкви от государства. Свобода совести

  3. Идеал свободы. Демократия, права человека, недопустимость тоталитаризма

  4. Этика, основанная на критическом мышлении. Решение вопросов морали с опорой на разум

  5. Моральное образование. Нравственное воспитание детей

  6. Религиозный скептицизм. Настороженное отношение к идеям о всем сверхъественном

  7. Разум. Рациональные методы исследования, логика

  8. Наука и техника. Научный метод как наиболее достоверный способ познания мира

  9. Эволюция. Невозможность отрицать теорию эволюции, отказ от креационизма — идеи божественного творения

  10. Образование. Передача знаний, поощрение морального роста, саморазвития

Читайте также: Что такое агностицизм и кто такие агностики

Что такое трансгуманизм и кто такие трансгуманисты

Трансгуманизм — это движение, считающее, что наука и техника призваны улучшать физические и умственные способности людей. Сторонников философии трансгуманизма называют трансгуманистами. Трансгуманисты мечтают с помощью новых технологий избавить людей от болезней и страданий, продлить жизнь, а когда-нибудь и вовсе избавить человечество от старения и неизбежной смерти.

К трансгуманизму примыкает постгуманизм — представление о том, что эволюция человека не завершена, одна должна продолжаться.

Подробнее о трансгуманизме читайте: Вы готовы жить сотни лет и даже вечно? Когда и кому наука обещает бессмертие

Иллюстрация: Depositphotos

Гуманизм в российском праве

Гуманизм — один из принципов права в демократическом государстве. Принцип гуманизма закреплен во второй статье Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

В уголовном праве принцип гуманизма означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера не должны причинять человеку физические страдания или унижения. Приципу гуманизма посвящена статья 7 Уголовного кодекса РФ.

УК РФ Статья 7. Принцип гуманизма

1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *