Виды психологических тренингов: Виды тренингов – Социально-психологический тренинг: виды, принципы, технология

Автор: | 19.03.2021

Содержание

Виды тренингов

Нет одной и признанной всеми классификации видов тренингов, и их деление можно осуществлять по совершенно разным параметрам, но все-таки принято считать, что базовыми типами по критериям направленности воздействия и изменений являются: тренинг, который направлен на формирование навыков (разновидностями данного вида считаются организационный тренинг и бизнес-тренинг), социально-психологический и психотерапевтический тренинги.

Навыковый тренинг направлен на образование и выработку конкретного навыка либо ряда навыков.

Определение 1

Бизнес-тренинг – это тренинг, направленный на развитие навыков работников для эффективного выполнения бизнес-задач, повышения успешности и продуктивности производственной деятельности, а также управленческих взаимодействий.

Компании в большинстве случаев обращаются к профессиональным тренерам с просьбой о проведении тренингов по таким направлениям, как:

  • Управленческий тренинг. Это такие виды тренингов, как «Эффективный руководитель», «Ситуационное лидерство», «Бизнес-коммуникации», «Управление различными проектами», «Бизнес-планирование», «Навыки лидера» и прочие.
  • Тренинг командообразования. Это такие тренинги, как «Управление командой», «Формирование клиенториентированной команды» и прочие подобные.
  • Тренинг продаж. Это тренинги «Техники эффективных продаж», «Эффективная презентация», «Продажи по телефону», «Работа с возражениями», «Прямые продажи», «Эксперт в продажах», «Переговоры в продажах» и прочие.
  • Тренинг формирования эффективных поведенческих умений. Это тренинг успешного ведения переговоров, «Тайм-менеджмент», «Управление мотивацией сотрудников», «Грамотное управление конфликтом», «Эффективная презентация», «Технология проведения делового совещания», «Навыки публичного выступления» и прочие.

Психотерапевтический тренинг (или, как его правильнее называть, психотерапевтическая группа) – это тренинг, направленный на перемены в самовосприятии, а также на формирование позитивных отношений со своим социальным окружением и решение проблем личности. Концептуальной основой проведения таких групп можно назвать современные психотерапевтические направления, такие как экзистенциально-ориентированное, гештальт-группы, психо-драматические, группы телесно-ориентированной терапии и проч.

СПТ или социально-психологический тренинг занимает промежуточное положение, и направляется уже на перемены в личности, а также формирование поведенческих навыков и умений. Такой вид тренинга может приводить к перемене социальных установок, а также последующему развитию опыта и умений в сфере межличностного общения.

Организационный тренинг помогает добиваться таких целей, как:

  • Формирование новых знаний, а также навыков (в первую очередь, профессиональных).
  • Отработка стандартов профессиональной деятельности.
  • Адаптация сотрудников компании.
  • Мотивация персонала и увеличение его лояльности.
  • Оценка совместимости сотрудников и образование команды.
  • Помощь в обеспечении смены типа деятельности.
  • Обмен имеющимся опытом.
  • Оценивание результативности, то есть получение обратной связи от персонала касательно эффективности деятельности.
  • Нахождение и последующее обучение лидеров.
  • Оптимизация расстановки кадров.
  • Преодоление кризисной стадии в развитии организации.
  • Р

Виды и разнообразие тренингов — Психологос

​​​​​​​Разнообразие тренингов исключительно велико. В простейшей классификации, тренинги различаются:

Личностные тренинги направлены в большей степени на изменение личностных особенностей человека, бизнес-тренинги — чаще личность не трогают, занимаются передачей знаний и выработкой конкретных навыков, актуальных для бизнеса. В реальности, однако, все сложнее. См.→

Иногда, говоря примерно про то же, различают тренинги конкретных навыков и тренинги личностного роста. Тренинги конкретных навыков — обучают предельно конкретным вещам. Например, дают инструменты по совершенствованию бизнеса: тренинги по логистике, бухгалтерскому учету. Или: курсы скорочтения, макияжа, кулинарии, парикмахеров, оказания первой помощи. Тренинги личностного роста — тренинги, направленные на рост и развитие личности.

Тренинги личностного роста, в свою очередь, делятся на психологические и эзотерические.

Психологический тренинг проводится психологом, а не просто хорошим человеком, и с использованием психологических, а не эзотерических и мистических понятий и категорий.

А самое главное, по направленности работы, тренинги личностного роста делятся на —

  • тренинги развития личности — обучают общим вещам, помогающим в широком круге ситуаций. Например, научиться видеть в себе и в людях лучшие и сильные черты, освоить уверенное поведение, развить эмоциональную выразительность…
  • психотерапевтические тренинги — включают разнообразные процессы, специализированные процедуры и мягкие упражнения, помогающие людям лучше справлять с жизненными и личностными трудностями.
  • тренинги состояний. Сюда относятся многие тренинги состояний, связанные с преодолением страхов и других внутренних барьеров. Например, тренинг хождения по углям или битому стеклу.
  • исследовательские тренинги. Иногда их называют тренинги «со-бытие». Их цель — не столько научиться чему-то, сколько разобраться в своих ограничениях или получить эмоциональный опыт, или опыт осознания чего-либо.
  • трансформационные тренинги работают с глубинными (базовыми) убеждениями, ценностями и состояниями. Прямо в ходе тренинга у человека происходят сильные внутренние изменения (прорыв, инсайт, озарение, прощение и т.д.), которые позволяют человеку открыть, понять или осознать что-то новое в своей жизни.

Обязательно учитывайте, что большинство сильных тренингов содержат элементы разной направленности: элементы и психотерапии, и моменты развивающих тренингов, тренируют некоторые конкретные навыки и погружают в определенные, нужные для задач тренинга, состояния.

Естественно, тренинги отличаются по подходу (школе) и стилю работы ведущего…

Именно поэтому большинство людей в выборе тренинга ориентируется не столько ЧТО будет на тренинге, а в больше степени на того, КТО будет вести этот тренинг. Потому что, если тренинг ведет мастер, профессионал, он всегда дает гораздо больше, чем было заявлено в рекламе.

Тренинги прорыва, тренинги уровня текучки и тренинги-развлечения

Тренинги прорыва обычно требуют от участников определенного напряжения, выход за рамки комфорта, готовность не просто приобретать конкретные навыки, но менять себя и ставить принципиально новые цели. Тренинги уровня текучки — тренинги, отрабатывающие конкретные навыки и не ставящие задачи менять что-то в деятельности или жизни участников тренинга радикально. Тренинги-развлечения — тренинги, где главным оказывается не результат в делах, а радость жизни, хорошее самочувствие и приятные переживания. См.→

Тренинги мягкие, сбалансированные и жесткие

И обязательно обращайте внимание! Чтобы не попасть на тренинг, где вы будете чувствовать себя плохо, обращайте внимание на квалификационные значки рядом с названием тренинга. Наличие значка говорит о том, что ведущий этого тренинга — член Международной Ассоциации профессионалов развития личности, соответственно вы можете быть уверены в качестве тренинга. А цвет значка говорит вам о степени нагрузки, которая вас ждет на тренинге. Зеленый значок указывает на то, что данный тренинг — мягкий. Желтый — нагрузка средняя, сбалансированная. Красный значок указывает на жесткий тренинг. См.→

Подробнее о видах и особенностях тренингов смотри Классификация тренингов

Вводное занятие Университета

Тренинг — Википедия

Трениро́вка, тре́нинг (англ. training от train «обучать, воспитывать») — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.

Тренинг — форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:

  • как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;
  • как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
  • как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Тренинг моряков по групповому выживанию на воде.

История развития тренингов, как и история развития обучения, насчитывает тысячи лет. Одним из первых, кто начал использовать тренинги, стал Дейл Карнеги, основавший в 1912 году «Dale Carnegie Training». В этом центре проводились — и до сих пор проводятся — тренинги по развитию навыков публичного выступления, уверенности в себе, взаимодействия между людьми и пр.

Значительный вклад в тренинг как форму обучения также внес известный социальный психолог Курт Левин[1][2].

В 1946 году К. Левин вместе с коллегами основали тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении. Они заметили, что участники групп получают большую пользу от анализа собственных переживаний в группе.

Успешная работа учеников К. Левина привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность.

В 1954 году появляются тренинговые группы ориентированные на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности, они получили название групп сензитивности.

В 1960-е годы возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии Карла Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений (англ. social&life skills training), который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития. Среди жизненных умений выделялись следующие: умения решения проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-концепции; межличностное общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений; эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта.

В 1970-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга[3] был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

История тренингов в России[править | править код]

Ярмарки — первый и полноценный стандарт тренинга. В отличие от знаний и умений, получаемых на обучающих форматах: лекциях, семинарах, тренировках, мастер-классах и применимых лишь в подходящих условиях, тренинги — образовательный формат, дающий не только знания и умения, а навыки по созданию подходящих условий, применению знаний и умений в любых условиях. Если тренировок достаточно для поддержания существующего уровня, то тренинги применяются для открытия нового, перехода на другой уровень развития личности в группе и созданию новых групп.

Психологическое тренерство в советское время представлял клуб «Маленький принц» , созданный известным психологом А. П. Егидесом в 1981 году.[4] К тому времени, клуб был посвящён, в основном, культуре общения. Там начал вести свои первые тренинги Николай Иванович Козлов, организовавший через два года, в 1983 году тренинг-центр Синтон. К тому времени Синтон придерживался демократической позиции. Выдержка из Устава Синтона: «Главным человеком в Клубе является Член Клуба. Руководитель Клуба, ведущие и администраторы являются уважаемым, но вспомогательным персоналом». Основной ценностью философии Синтона того времени являлась Свобода.[5][6]

Также, громким событием тренерства в России был приезд Вернера Эрхарда в Москву, в июне 1986 года.

В 1989 году в России некоммерческим фондом Лайфспринг, учреждённым Кэндис Хенли были представлены тренинги по развитию личности с элементами психотерапевтической работы.[7] Лайфспринг состоял из трёх курсов: Основной, Продвинутый и Лидерский. Лайфспринг – жёсткий тренинг, где тренер старается вывести участников из зоны комфорта. Что иногда даже приводило к судебным искам.[8].

В 90-х годах тренинги в России набирают популярность. Становятся известными компании и тренинги «Пролог», «курсы Фиолетовых», «Весна жизни» и тренерство набирает обороты.[9]

Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.

Навыковый тренинг[править | править код]

Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Большинство бизнес-тренингов включают в себя навыковые тренинги, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.

Навыковый тренинг может включать в себя следующие тренировки.

  • физические:
  • психологические:
  • специальные:

Психотерапевтический тренинг[править | править код]

Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Изменение способа, которым человек воспринимает что реально, а что нет, изменение стереотипного способа поведения: как в эту яму больше не попадать; в сторону поддержки. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии — психодраматические, гештальт-группы, группы телесно-ориентированной, танце-двигательной терапии и др.

Социально-психологический тренинг[править | править код]

Социально-психологический тренинг (СПТ)[10] занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.

Бизнес-тренинг[править | править код]

Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность, — корпоративный тренинг) — развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий[11]. Бизнес-тренинг это ёмкий и сложный процесс, затрагивающий все аспекты бизнеса (деятельности компании, организации), требующий системного подхода. В структуру бизнес-тренинга могут входить тренинги по продажам и обслуживанию клиентов, тренинги по формированию управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги командообразования, тренинг тайм-менеджмента, тренинг по внедрению корпоративной культуры, все вышеперечисленные тренинги. Но, не один из перечисленных тренингов не является бизнес-тренингом в частности. Бизнес-тренинг — процесс, с системным подходом, позволяющий развивать одновременно знания, умения и навыки, необходимые для продуктивного существования бизнеса (деятельности компании, организации) в целом, а не отдельного процесса. Отсюда и название бизнес-тренинг.

Бизнес-тренинги могут разрабатываться и проводиться как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами. Однако, важно понимать, что бизнес-тренинг не ограничивается тренингом по продажам(sales-тренинг), а тренер по продажам(sales-тренер) отнюдь ещё не является бизнес-тренером. Тренинг по продажам это всего лишь возможная составляющая бизнес-тренинга.

Бизнес-тренинги в свою очередь, так же могут подразделяться на группы и подгруппы:

  • Профессиональное развитие:
    • Личная эффективность
    • Предпринимательская деятельность
    • Менеджмент
    • Маркетинг
  • Развитие личностных качеств:
    • Управление эмоциями
    • Тайм-менеджмент
    • Постановка и достижение целей
  • МВА
    • По сферам деятельности (маркетинг, менеджмент, управление персоналом и так далее)

MBA (Master of Business Administration) — программа подготовки менеджеров среднего и высшего управленческого звена для эффективной работы в бизнесе, государственном и муниципальном управлении (стандарт MBA).

Бизнес-мастерская — новейший вид бизнес-тренинга. Как и в бизнес-тренинге, в ней чередуются формы активности, от мини-лекции до деловых и ролевых игр. Существенное отличие — участники самостоятельно создают программу обучения во время мастерской, действуя в рамках темы, времени и опыта. Обязательными условиями успешного проведения бизнес-мастерской являются:

  • Для 70 % участников опыт работы в любой сфере деятельности должен превышать три года.
  • Бизнес-мастерская более чем на 70 % должна состоять из упражнений, деловых игр, кейсов.
  • Основная роль бизнес-тренера — модерация.

Целью бизнес-мастерских является закрепление или переосмысление имеющихся знаний, а также отработка умений и навыков, необходимых в вопросах получения и приумножения прибыли.

Методы, приёмы и техники тренинга достаточно разнообразны. К ним относятся:

Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (её течение зависит от участников группового обсуждения).

«Игровые методы — (деловые игры, ролевые игры, дидактические, творческие, имитационные, организационно-деятельностные). Развитие социальной перцепции — вербальные и невербальные методы.

Телесная терапия.

Медиативные техники«.

В числе специфических методов, используемых в тренинге, рассматриваются следующие:

  • «Аквариум» — Мастерские;
  • «Алгоритм-лабиринт» — Метод заданий;
  • Брифинг-группы — Метод инцидентов;
  • «Папка с входящими документами» — Метод кейсов. Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.;
  • Игры-симуляции
  • Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путём применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике;
  • Дебаты — Программированные инструкции;
  • Демонстрация — Работа в малых группах;
  • Дискуссия — Разговор;
  • Игры — Решение узкоспециальных вопросов — Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой; представляет собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания;
  • Кратковременные ротации — Ролевые игры;
  • Лекция — Семинар;
  • Стратегические креативные сессии.

Выбор оптимальных методических и практических, социально-психологических приёмов и методик в тренинге зависит от цели и содержания тренинга, особенности группы, ситуации, возможностей и специализации тренера. Существует огромное количество разнообразнейших видов обучения, и выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи тренинга, и в течение какого периода времени эффекты тренинга будут сохраняться после его завершения.

Важно понимать, что в распоряжении тренера имеется множество способов подачи материала. Использование различных методов не только способствует сохранению внимания и работоспособности группы, но и отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного использования нескольких моделей поведения.

Эффективность выполнения тренинговых упражнений и игр зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию.

Фасилитация — инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.

Видео анализ — инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видео анализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения. Пример видео анимаций для анализа эффективности определенной системы физической подготовки представлен ниже.

Исследования показывают, что до 90 % выученного на тренинге материала постепенно забывается, и сотрудники применяют лишь 10-20 % из полученного. Причины этого различны: оправдались ли ожидания участников, соответствовал ли тренинг реальной потребности в обучении, поддерживаются ли изменения в компании после тренинга и т. д.

Посттренинговое сопровождение — это система работы с персоналом, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая применение знаний, умений, навыков, качеств, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности.

Посттренинг может проводиться в формате семинара, мастерской, повторения фрагментов тренинга, коучинга и наставничества, электронной переписки с тренером, внедрением дистанционного курса.

  • Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие — М.: изд-во «Ось-89», 1999 г. — 136 стр.
  • Девид Ли. Практика группового тренинга, практическое пособие — 3-е издание — изд-во «Питер», 2001 г. — 224 стр.

Психологические тренинги: история, виды и их последствия

  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Жизнь можно считать успешной только в одном случае – если вам удалось прожить ее по-своему  

Кристофер Морли

Понятие психологический тренинг 


Психологический тренинг – это форма группового обучения, направленная на получение навыков поведения, решение внутри личностных проблем и развитие самой личности.

Проще говоря, это помощь в работе человека над самим собой для открытия его внутреннего потенциала. Психологические тренинги уникальны тем, что никто не говорит и не указывает человеку, как ему стоит строить свою жизнь. Участник сам для себя обнаруживает, как он и жизнь вокруг могут  выглядеть по-иному и именно через  это и делаются новые ценные открытия.

 Проходя этот путь познаний, человек получает  доступ к своим личным внутренним силам, к другим уровням свободы выбора, которые требуются для создания именно того будущего, которое абсолютно не имеет ничего общего с прошлой жизнью. 

История возникновения тренинга


История возникновения тренинга так же стара, наверное, как и обучение. Никто не может с точностью сказать, когда и где он возник. Одним из первых, кто всерьез начал заниматься тренингом и стал его применять, был американский писатель, педагог и психолог Дейл Брекенридж Карнеги, основавший сто лет тому назад одну из самых крупнейших мировых тренинговых компаний, которая успешно действует и до сих пор. Эти тренинги направлены на развитие уверенности в себе, в собственных силах, навыков выступления на публике, взаимодействия между людьми и многие другие достижения.  

Нельзя не отметить значительный вклад в эту форму обучения и известного социального немецкого и американского психолога Курта Цадека Левина, который на второй год после окончания Второй мировой войны вместе с коллегами основал тренинговые группы, цель которых было повысить компетентность людей в общении.

 

Ими было замечено, что участники от посещений получают реальную огромную пользу, анализируя свои собственные мысли и переживания в группе. В дальнейшем его талантливыми учениками была открыта в США Национальная лаборатория тренинга. 

 

Сначала там проводили обучение управленческого персонала – руководителей, менеджеров и даже политиков, затем в пятидесятые годы были открыты группы, которые ориентировались уже на выяснение жизненных приоритетов и ценностей самого человека. Классификация тренингов понемногу увеличивалась.

 

Уже позже, в семидесятых годах был разработан новый метод обучения, который получил название социально психологический тренинг. Его основателем был М. Форверг и его коллеги.  Тут уже основными средствами обучения выступили именно ролевые игры, которые включали в себя драматизацию некоторых событий, что способствовало формированию у человека эффективных коммуникативных навыков. На вопрос, какие бывают тренинги вообще, ответить довольно трудно.

Виды тренингов


Виды тренингов официально выделены не были, их великое множество и общепризнанных классификаций до сих пор не существует. Тем не менее, по критерию направленности изменений и воздействий можно выделить некоторые типы тренингов – это бизнес-тренинг, навыковый тренинг, социально-психологический и психотерапевтический тренинг. 

Что касается бизнес-тренинга, то его основной задачей является, в основном, развитие навыков рабочего персонала, чтобы они смогли успешно выполнять поставленные перед ними бизнес задачи, а так же на повышение уровня управленческих взаимодействий и эффективности производственной деятельности. Этот тип тренинга требует отдельного детального рассмотрения. 

 

Навыковый тренинг говорит сам за себя – это формирование и развитие определенных навыков. Кстати, большая часть бизнес-тренингов включает в себя и этот тип тренинга.   

 

Социально психологический тренинг  — формирует навыки и в тоже время сознание человека. Он занимает как-бы промежуточную позицию. Главной целью социально-психологического тренинга является развитие компетентности в общении. Именно общение открывает дорогу в жизнь, от него зависит и личное счастье человека, и успех в профессиональной жизни. Такой тренинг поможет найти подход к любому человеку, легко завязать знакомство, раскрыть свои личные внутренние качества и выработать личную линию поведения. 

Виды социально психологического тренинга 


Польза от таких тренингов может быть всем людям, не зависимо от их возраста и профессий. Поэтому виды социально психологического тренинга можно выделить следующие: 

  • Для дошкольников – развивает самые первые навыки общения со взрослыми и детьми;
  • Для школьников – вырабатывают правила поведения между сверстниками и старшим поколением, а так же внутри школьного класса;
  • Для подростков – учит уважительному общению между собой и взрослыми;
  • Для студентов – вводит во взрослую, более самостоятельную жизнь;
  • Корпоративный тренинг – учит общению между коллегами, решает внутри коллективные проблемы;
  • Тренинг для руководителей – повышает авторитет и улучшает климат в коллективе;
  • Семейный тренинг – развивает навыки общения с родственниками, решает проблемы непонимания внутри семьи.

Главное направление психотерапевтического тренинга – это изменения в сознании человека, которые модифицируют стереотипы поведения человека, рассматривающие в какие ситуации больше не попадать. Название само за себя говорит о том, что это оказание помощи внутренним психологическим проблемам человека. Кстати, этот тип тренинга является разновидностью психологического тренинга. 

 

История психологического тренинга началась тогда же, когда Левин и его коллеги создали свои группы. Он считал, что люди должны научиться видеть себя такими, как их видят другие люди, чтобы увидеть свои негативные установки и выработать затем новые формы своего поведения.

Виды психологического тренинга 


Основные виды психологического тренинга – это бизнес-тренинги, которые уже рассматривались выше, коммуникативные тренинги и тренинги личностного роста.

Главная цель коммуникативных тренингов – это научить людей адекватно, правильно вести себя в той или иной ситуации, которые помогут в дальнейшем  разрешить трудности общения в реальной жизни.

Люди учатся налаживать отношения с другими людьми, учатся их лучше понимать. 

 

Еще одна классификация психологических тренингов – это тренинги личностного роста схожи с выше описанным видом, но здесь участники еще учатся преодолевать свои внутренние страхи и какие-либо свои личные комплексы. Они подробно разбирают свои душевные тревоги и переживания, которые мешают им жить и добиваться поставленных целей. Классификация видов психологического тренинга существует только по признакам, а как единой ее просто нет. 

 

Психологический тренинг, несомненно, приносит свои плоды. Последствия психологического тренинга бывают разными. Но у многих участников происходит внутренняя переоценка, как самого себя, так и окружающих людей и жизни в целом. Они избавляются от многих комплексов, проблем и увереннее шагают по миру. Многие из тех людей, кто посещал психо тренинг добиваются своих целей и достигают высоких вершин. 

Статьи по теме

Психологические тренинги: как выбрать свой?

Какой-то четкой классификации, позволяющей рассортировать по группам все психологические тренинги, не существует, но условно можно выделить несколько категорий:

1. Тренинги, развивающие какой-то определенный практический навык (например, тот же навык публичных выступлений).

2. Коммуникативные тренинги, направленные на решение проблем, связанных с общением и социальной жизнью (например, сюда можно отнести различные женские тренинги).

3. Психотерапевтические тренинги, или групповая терапия. Они используются для работы с различными психологическими проблемами. Это может быть, например, тренинг, помогающий справиться с определенной фобией.

В отдельную категорию можно вынести тренинги личностного роста — это вообще особая тема. Проблема содержится в самом названии, ведь по большому счету не существует даже четкого и ясного определения понятия «личностный рост».

То есть всем понятно, над чем работают на тренинге повышения уверенности в себе или развития навыков общения, а что такое тренинг личностного роста? Вы должны стать увереннее, решительнее, научиться говорить «нет» или все вместе взятое за один день? Ведь, во-первых, каждый под личностным ростом подразумевает свое, во-вторых, невозможно объять необъятное и за несколько дней или недель «нарастить» личность.

Причем организаторы этих тренингов нередко обещают, что после прохождения курса жизнь ваша изменится радикальным образом, вы прозреете, станете другим человеком, и все проблемы чудесным образом разрешатся.

Конечно, любому адекватному человеку очевидно, что к реальности эти обещания имеют мало отношения, разве что после тщательной промывки мозгов у вас может появиться иллюзия, что ваша жизнь изменилась, и вы теперь точно знаете, как правильно жить. Обычно это характерно для различных психокультов, поэтому будьте осторожны, особенно если вы знаете, что легко внушаемы.

Одна из опасностей таких тренингов состоит в первую очередь в том, что во время их проведения используются различные психотехники, направленные на манипуляцию сознанием, и последствия могут быть самыми непредсказуемыми.

Каким же должен быть правильный тренинг, и каких результатов можно от него ожидать?

Как не попасть в психокульт?

Социально-психологический тренинг — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Социально-психологический тренинг (СПТ) — активный групповой метод, направленный на усовершенствование и развитие установок, навыков и знаний межличностного общения. Социально-психологический тренинг — средство развития компетентности в общении.[1]

Метод «социально-психологического тренинга» был разработан в Лейпцигском университете в Германии под руководством М. Форверга.[2] В России практику социально-психологического тренинга начала вести Петровская Л. А., которая в 1982 году ввела это понятие. В 1989 году ею был разработан перцептивно-ориентированный социально-психологический тренинг.

Задачи СПТ:

  • развитие специальных умений.
  • приобретение диагностических знаний и умений.
  • самодиагностика участниками этого тренинга особенностей восприятия себя, партнера по общению и всей ситуации общения.
  • личностное развитие.

А также задачи развития перцептивной, коммуникативной и интерактивной аспектов коммуникативной компетентности.

Таким образом, социально-психологический тренинг можно определить, как область практической психологии, которая ориентирована на использование активных методов групповой работы с целью развития компетентности в общении и личностного развития.[3]

Типы и виды социально-психологических тренингов[править | править код]

В зависимости от цели тренинга выделяют:

Инструментально-ориентированные тренинги[править | править код]

К ним относят социально-психологический тренинг поведения, который основывается на бихевиреальной традиции и рассматривает человека как предмет манипулирования. Цель этого подхода- овладение эффективными моделями поведения. Главное- это изменение поведения человека, а результат этого изменения- усвоенные навыки и опыт.

К таким тренингам относят:

  • тренинг стратегии решения конфликта
  • тренинг для управляющих
  • тренинг делового общения
  • тренинг социальных навыков и др.

Личностно-ориентированные тренинги[править | править код]

К ним относят группы личностного роста, где главные цели- это самораскрытие и получение знаний о собственной личности. В данном походе подчеркивается равенство психологических позиции тренера с участниками тренинга.

Примерами тренингов в рамках данного подхода являются:

  • группы встреч
  • экзистенциальные группы
  • психодинамические группы и др.

Методы социально-психологического тренинга[править | править код]

Для всего многообразия методов СПТ выделяются общие черты[4]:

  • Ориентация на широкое использование полученных навыков в ходе группового взаимодействия.
  • Принцип активности членов социально-психологического тренинга через включение в тренинг элементов исследования. Обучающиеся сами активно участвуют в выработке и получении знаний.
  • Методы социально-психологического тренинга предполагают вариант обучения на моделях

В качестве методов СПТ используются:

Стратегии ведения групповой работы[править | править код]

  • свободное ведение группы. Вмешательство тренера при этой стратегии минимально и сводится к активному слушанию участников тренинга и малочисленным комментариям.
  • программированное ведение группы. Тренер ведет групповую работу, ориентируясь на определенный план цикла занятия с темами и соответствующими упражнениями.
  • компромиссная форма ведения группы. Сочетание тренером программированности с отступлениями в сторону свободного стиля ведения группы. Данная стратегия является основной при проведении СПТ.
  • Общение по принципу «здесь и сейчас». Обсуждение группой единичного случая пребывания в группе или психологической реальности конкретного человека в настоящее время. Уход от общих абстрактных рассуждений в сторону конкретных фактов.
  • Принцип персонификации высказываний. Отказ участников тренинга от безличных форм высказываний, замена безличных суждений выражениями «я считаю», «я думаю» и т. п. Этим достигается конкретизация дискуссии, которая позволяет проводить аналитическую работу в группе.
  • Принцип акцентирования языка чувств. Данный принцип подчеркивает важность эмоциональной составляющей общения. В процессе тренинга необходимо акцентировать внимание участников на их эмоциональных состояниях и на том, как они это выражают с помощью языковых средств.
  • Принцип активности. Активное взаимодействие внутри тренинговой группы и включённость каждого члена группы в анализ группового процесса и другого участника.
  • Принцип доверительного общения. Доверительная атмосфера в группе и открытость являются залогом искренней обратной связи и богатого материала для нее.
  • Принцип конфиденциальности. Тренер устанавливает правило не выносить содержание общения за пределы тренинговой группы. Это будет способствовать созданию доверительных отношений в группе, предотвращать потенциальный ущерб участникам, позволит группе свободно развивать дискуссию.

Контингент участников включает в себя две основных группы людей:

  • Представители коммуникативных профессий — руководители и менеджеры разных уровней, преподаватели, психологи, врачи и социальные работники, спортивные тренеры и другие.
  • Люди, имеющие трудности в общении в различных сферах жизни.

Классификация тренингов — Психологос

Тренинги различаются по тематике, по направленности и целям, по способу набора и аудитории участников, по подходу (школе) и стилю работы ведущего…

Тематика

В первую очередь различают тренинги деловой и личной тематики, однако это слишком общее разделение. В тренингах личной тематики сильно отличаются тренинги житейские (освоение макияжа и кулинарных рецептов), психологические (умение слушать, предупреждение конфликтов), эзотерические (путешествие в Астрал), развивающие (тренинги лидерства) и многие другие.

Многие тематики смешиваются друг с другом. Например, тренинги по лидерству могут быть одновременно и деловой, и личной тематики, где обе линии взаимно поддерживают друг друга.

Целевая аудитория

По целевой аудитории различают тренинги мужские и женские, тренинги детские, подростковые, тренинги для руководителей и бухгалтеров, тренинги для домохозяек и лидерские тренинги, тренинги для сетевиков и сотрудников линейного бизнеса…

Формальные отличия тренингов

По принципу набора различают тренинги открытые и корпоративные.

На открытые трениги приходят все желающие. Корпоративные заказывает организация для своих сотрудников.

По форме проведения — регулярные и интенсивы.

Иногда еще выделяют дистанционные тренинги и выездные. Подробнее смотри→

Личностные и бизнес-тренинги

Личностные тренинги направлены на изменение личностных особенностей человека, бизнес-тренинги — личность не трогают, занимаются передачей знаний и выработкой конкретных навыков, актуальных для бизнеса. Чаще всего — это так, однако всерьез данное разделение тренингов неграмотно и непрофессионально. Это так же, как различать кислое и мягкое… Немало личностных тренингов эффективно работают именно с навыками, а большое число качественных бизнес-тренингов одновременно являются и личностными тренингами. Подробнее смотри Бизнес- и личностные тренинги

Уровень личностной работы

Личность состоит из элементов разного уровня, и тренинги отличаются тем, на работу с элементами какого уровня они в первую очередь нацелены. Соответственному этому различаются тренинги конкретных навыковые (инструментальные), тренинги личностного роста (развития личности), нацеленные на навыки универсального плана, тренинги состояний и трансформационные тренинги, работающие с глубинными (базовыми) убеждениями, ценностями и состояниями. Важно отметить, что тематика тренингов всех этих тренингов может быть как личного, и делового поля.

Трансформационные тренинги работают с глубинными (базовыми) убеждениями, ценностями и состояниями. Прямо в ходе тренинга у человека происходят сильные внутренние изменения (прорыв, Инсайт, Озарение​, Прощение и т.д.), которые позволяют человеку открыть, понять или осознать что-то новое в своей жизни.

Форма работы

По форме проведения тренинги проходят как регулярные или интенсивы, Кроме этого, можно выделить дистанционные тренинги и выездные. Смотри Формы тренинговой работы

Стиль работы

Тренинги сильно различаются по своему стилю. Стиль зависит и от индивидуальности тренера, и от задач тренинга, и конкретной аудитории, и от традиции конкретного психологического направления. По стилю, тренинги бывают жесткие и мягкие, мужские и женские. Смотри Направления практической психологии и Стиль тренинга

Мягкие и жесткие тренинги

Личностные (психологические) тренинги бывают мягкими, жесткими и сбалансированными.

Направленность тренинга

По направленности, личностные тренинги делятся на:

Качество

Ну, и тренинги делятся на качественные и плохие.

Вводное занятие Университета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *