Внимание и его виды в психологии: Внимание — Википедия – что это такое, основные виды, определение, какие бывают, классификация и примеры

Автор: | 03.04.2020

Виды внимания в психологии

вид внимания в психологии

Психология является очень тонкой и многогранной наукой. В этой статье мы рассмотрим виды внимания и постараемся дать им характеристику.

Внимание, его виды и свойства

В российской психологии ученые выделяют следующие основные виды внимания:

  • произвольное;
  • непроизвольное;
  • послепроизвольное.

Когда мы занимаемся определенным делом исключительно по собственному желанию, то направленность будет представлять произвольный либо непроизвольный характер. В то время, когда мы что – то делаем, потому что поставили перед собой цель и нам необходимо это сделать, то характер сосредоточенности будет уже произвольным. Предлагаем вам подробно рассмотреть виды внимания.

Непроизвольное внимание

Данный вид внимания возникает спонтанно, независимо от того, чем занимается человек в настоящий момент. Основной причиной возникновения данного вида внимания является среда, окружающая человека, а также инстинкты и эмоции. Человек испытывает внезапный интерес к занятию без видимых на то причин, но при этом они существуют. На возникновение непроизвольного внимания могут подействовать внешние резкие раздражители, например, вспышки света, неприятный запах и внезапные громкие звуки. Ночью наш организм сильнее реагирует на раздражители подобного плана. Кроме того, больше внимания привлекают незнакомые или малоизвестные звуки.

Внимание личности привлекают необычные детали раздражителей, например цвет, размер, протяженность и другие параметры. Имеет огромное значение также отношение человека к данному раздражителю. Например, если раздражитель вызывает неприятные ассоциации или ощущения, то у человека появятся отрицательные эмоции. А те раздражители, которые вызовут у человека позитивную реакцию, смогут привлечь его внимание на длительный промежуток времени.

Внимание произвольное

Рассмотрим произвольный вид внимания и его функции. Отличительной чертой является тот факт, что человек задается целью для выполнения определенных задач. виды внимания

Главная функция — это контроль над психическими процессами. Такой вид внимания часто называют активным, он появляется у личности в результате его упорства и сосредоточенности. Разум помогает нам разобраться в том, что является важным на данный момент и помогает отвлечься от непроизвольного внимания. У маленьких детей произвольное внимание начинает формироваться только после достижения двухлетнего возраста.

Внимание постпроизвольное

Данный вид внимания характеризует следующее: сначала у человека было произвольное внимание, которое сработало благодаря силе воли, а затем процесс перешел в непроизвольное внимание благодаря эмоциям человека.

 

22. Понятие внимания. Классификация видов внимания.

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах или определённой деятельности при отвлечения от всего остального.

Видывнимания. В зависимости от активности личности :

а НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ. Возникает без намерения человека увидеть или услышать что- либо, без заранее поставленной цели, без усилия воли.

Интенсивность раздражителя

Новизна, необычность обьектов

Резкая смена, динамичность обьектов

ПРОИЗВОЛЬНОЕ — активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня с определенно- волевыми усилиями, необходимо для борьбы с более сильными воздействиями.

Целенаправленность

Организованность

Повышенная устойчивость

ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — наступает после произвольного через вхождение в деятельность и возникает в связи с эти интерес, в результате чего сосредотачивается.

23. Свойства внимания.

Сосредоточенность — удержание внимания на одном объекте или одних действиях при отвлечения от всего остального.

Устойчивость — длительность сосредоточения на объекте или явлении, удержание, требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени.

Объём — характеризуется количеством объектов или их элементов.

Распределение — возможность выполнения одновременно двух и более видов деятельности.

Переключаемость — способность быстро включаться из одного вида деятельности и включаться в другой вид деятельности.

24. Понятие памяти. Связь памяти и мышления. Процессы памяти.

Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Говоря об объеме памяти, в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации.

Такой параметр, как быстрота воспроизведения, характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти. При этом одни люди достаточно легко используют свои «информационные запасы», а другие, наоборот, испытывают серьезные затруднения при попытке воспроизвести информацию, необходимую для решения даже знакомой задачи.

Другая характеристика памяти — точность воспроизведения. Эта характеристика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения в памяти часть информации утрачивается, а часть — искажается, и при воспроизведении этой информации человек может допускать ошибки. Поэтому точность воспроизведения является весьма значимой характеристикой памяти. Важнейшей характеристикой памяти является длительность, она отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Очень часто на практике мы сталкиваемся с тем, что человек запомнил необходимую информацию, но не может ее сохранить в течение необходимого времени. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать. Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти — готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию.

Процессы памяти: запоминание, сохранения и воспроизведение. !!! Но не забывание, тк. Это обратная сторона сохранения.

Запоминание — это установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека, «закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия» . Запоминание бывает произвольным и непроизвольным.

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания:

непреднамеренное (или непроизвольное)

преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Например, после прогулки по лесу или после посещения театра мы можем вспомнить многое из того, что увидели, хотя специально не ставили себе задачу на запоминание. В принципе, каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздействия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их прочности бывает различна. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Поэтому даже непроизвольное запоминание, в определенном смысле, носит избирательный характер и определяется нашим отношением к окружающему.

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминаниехарактеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Например, заучиваются стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и т. д. Следует отметить, что при прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного запоминания.

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.

Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запоминания является заучивание статистических данных, исторических дат и т. д. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени. Для того чтобы установилась такая связь, необходимо многократное повторение материала.

В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Два положения, из которых одно является выводом из другого, запоминаются не потому, что следуют во времени друг за другом, а потому, что связаны логически. Поэтому осмысленное запоминание всегда связано с процессами мышления и опирается главным образом на обобщенные связи между частями материала на уровне второй сигнальной системы.

Суть этого закона связи памяти с мышлением заключается в том, что память человека на высших уровнях ее развития тесным образом связана с мышлением человека. Чем больше человек размышляет над запоминаемым материалом, тем лучше и быстрее данный материал запоминает­ся. Иногда вообще достаточно подумать над материалом, чтобы запомнить, и не требуется прилагать каких-либо до­полнительных усилий для запоминания. Формы мышления над запоминаемым материалом могут быть самые разные:

— просто мысли, которые первыми приходят в голову по аналогии с запоминаемым материалом; попытки глубже понять, осмыслить запоминаемый материал;

— обращение внимания на какую-либо часть или аспект запоминаемого материала;

— попытки представить этот же материал в более компактном виде, например в виде схемы, выражающей его содержание, и т. д.;

— размышление над тем, какие выводы могут следовать из данного материала.

Чем больше и глубже размышляет человек над материалом, тем лучше он запоминается. При этом формы мышления сами по себе не имеют существенного значения: все они способствуют запоминанию соответствующего материала.

25. Основные виды и типы памяти.

Виды памяти различают по характеру психической активности — двигательная, эмоциональная, словесная, наглядно-образная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая, по цели — произвольная и непроизвольная ( смотреть 24 вопрос), по времени сохранения ( продолжительность) — кратковременная, оперативная и долговременная.

Индивидуальная особенность памяти человека называется типом памяти. Различают, например, образный и словесно-логический типы памяти. Люди с образной памятью, вспоминая содержание прочитанной книги, мысленно видят перед своим умственным взором действующих лиц, картины природы, отдельные сцены и т.п. Лица со словесно-логическим типом прежде всего воспроизводят основные мысли книги, вспоминают наиболее интересные формулировки, выражения и пр. Подобный же перевес в сторону образности или отвлеченности имеет место у представителей обеих групп и при запоминании.

Людей с образным типом памяти чаще всего можно найти среди деятелей искусства — в среде художников, актеров, музыкантов, писателей. Смысловая память обычно свойственна ученым.

Физиологической основой различия между образной и словесно-лот-ческой памятью являются особенности соотношений психофизиологических процессов в головном мозгу: преобладание при запоминании деятйльности первой сигнальной системы (по И.П. Павлову) даст в результате образный тип памяти, второй — сповесно-лотческий. Учитывая, что основная масса людей характеризуется гармоническим сочетанием обеих сигоальных систем, следует отнести их память к среднему типу как наиболее распространенному, который и учитывается при преподавании в средних и высших учебных заведениях.

Своеобразной формой образной памяти можно считать память эмоциональную, т.е весьма развитое запоминание и в равной же степени воспроизведение разнообразных чувств, с которыми человеку приходилось иметь дело в прошлом.

Среди других типов памяти можно отметить зрительную, слуховую (в частности — музыкальную), двигательную (например, у балерин, танцовщиков) и пр. Встречаются иногда случаи весьма развитой памяти на числа, имена, многочисленные формы профессиональной памяти. Подсчитано, например, что отлично развитая зрительная и слуховая память наблюдается примерно у 1- 3% людей. Это позволяет им, используя свои ивдиввдуалытые мнестические способности, заниматься определенного вида деятельностью, в процессе которой природные данные еще более развиваются и совершенствуются, достигая иногда высшей степени.

Из биографии И.И. Левитана известно, что он летом часто посещал своих товарищей, живших в одной из волжских деревень. Работал в эти периоды художник мало, часто вообще не брал с собой палитру. Зато через несколько месяцев, уже зимой, Левитан был способен у себя дома в мастерской написать картину, которая являлась точной копией виденного им летом пейзажа.

В значительной степени выраженная слуховая память была с самых ранних лет присуща В. А. Мощфту. Будучи четырнадцатилетним мальчиком, он единственный раз прослушал в Сикстинской капелле большое и слохное произведение Miseicie d’AUegri и, придя домой, с точностью записал его в своей нотной тетради (копии партшур этого произведения были запрещены папой). Композитор А.К. Глазунов, прослушав в фортепианном исполнении увертюру к опере «Князь Игорь», записал ее на память. Отличной слуховой памятью обладал писатель С.Т. Аксаков. Достаточно было в его присутствии прочитать 2-3 страницы незнакомых до сих пор стихов, как он мог их тут хв повторить.

Перечисленные типы памяти в той или иной комбинации и степени вырахенности есть у каждого человека. Иццивидуальные особенности памяти также мотуг проявиться в сочетании быстрого запоминания с медленным забыванием, медленного запоминания с медленным забыванием, быстрого запоминания с быстрым забыванием. Одни лучше запоминаются исторические события, другие — физические формулы и т.д.

Вопрос 16Общее представление о внимании. Виды и свойства, развитие внимания.

Внимание –это изьбирательная направленность на тот или иной обьект и сосредоточенность на нем,углубленность в направленную на обьект позновательную деятельность.За вниманием всегда стоят интересы и потребности,установки и направленность личности.

Внимание – это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств,и игнорирование другой.

Виды внимания:

Непроизвольное внимание (пассивное):Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения непроизвольного внимания: неожиданность раздражителя, относительная сила раздражителя, новизна раздражителя.

Произвольное внимание Когда Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом.

Послепроизвольное внимание Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).

Свойства внимания:

Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте.

Объём внимания — это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким.

УстойчивостьВ противоположность ей лабильность — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи

Переключаемость. Сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. РаспределениеСпособность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.

Развитие внимания.

Историю развития внимания,как и многих других психических функций,пытался проследить Л.С.Выгодский в своей культурно – исторической концепции,по его мнению,история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения.Произвольное внимание ребенка возникает,когда окружающие его люди направляют его внимание,руководят им,таким образом дают в руки ребенка те средства,с которыми он в дальнейшей жизни сам овладевает своим вниманием.Процесс возрастного развития внимания представил и А.Н.Леоньтьев,который считал что,с возрастом внимание ребенка улучшаеться,однако внешне опосредованное внимание идет гораздо быстрее,чем его развитие в целом.Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают,начиная с дошкольного возраста,и достигают максимума в школьном,а затем вновь уравниваються.

Представим последовательность основных этапов развития детского внимания так,как она выглядит по данным наблюдений и эксперементальных исследований: -превые недели-месяцы жизни,проявление ориентировочного рефлекса как обьективного,врожденного признака непроизвольного внимания. -конец первого года жизни,возникновение ориентировочно-иследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания. — начало второго года жизни,обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого,направление взора на названный взрослым предмет. — второй-третий год жизни,достаточно хорошее развитие первоночальной формы произвольного внимания. — Четыре-пять лет,появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. — Пять-шесть,возникнвение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции. — школьный возраст, дальнейшее развитие произвольного внимания,вклюшая волевое.

10. Внимание и его виды

5.Внимание.

П.Я. Гальперин, В. Вундта, Н.Ф. Добрынин, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского. Корректурная проба (Тест Бурдона) Методика «Таблицы Шульте», Методика Горбова «Красно-черная таблица», Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая)

1Внимание – это направленность, сосредоточенность сознания человека на определенном предмете.

Внимание никогда не выступает как самостоятельный процесс, а только как сторона этого процесса. Внимание не имеет самостоятельного продукта.

Специфика: 1. не является самостоятельным психическим процессом и особым свойством личности. 2. не имеет своего особого продукта. 3. сопровождает все психические процессы и является необходимым условием их эффективного протекания.

2 Виды внимания:

Непроизвольное внимание – внимание, вызываемое объектом. Т.е. внимание само по себе, без старания и воли человека направляется на объект (например, появление нового человека в компании)

Причины возникновения непроизвольного внимания:

Неожиданность раздражителя. Относительная сила раздражителя. Новизна раздражителя. Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете. Контрастность предметов или явлений. Внутреннее состояние человека.

Особую роль играют: доминирующая мотивация ( испытывающий жажду, обращает внимание на все связанное с жидкостью, а утолив жажду, не обращает внимания на емкости с напитками), отношение к объекту познания или деятельности (профессионал при взгляде на книжный лоток в первую очередь обращает внимание на книги, связанные с его специальностью).

Произвольное внимание – внимание, поддерживаемое усилиями субъекта. Мы обращаем внимание на объект по собственному желанию, по просьбе другого человека, по необходимости, усилием воли удерживая внимание на объекте в течение некоторого времени. Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Послепроизвольное внимание было введено в психологию Н.Ф.Добрыниным при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Возникает на основе произвольного внимания, когда появляется интерес к тому, что вначале не привлекало внимание., например, студент приступает к написанию реферата. Он постоянно отвлекается, — то ищет ручку, то разговаривает и т.д. Продолжение работы требуй значительного усилия, приходится «заставлять себя». Но по мере выполнения работы тема реферата увлекает студента настолько, что он с головой уходит в работу, не замечая прошедшего времени, а отвлечение работы вызывает негативные эмоции.

3 Формы внимания

внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) — на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;

внутреннее внимание (интеллектуальное) — Необходимое условие самопознания и самовоспитания;

моторное (двигательное) внимание;

4 Основными функциями внимания являются:

Для мышления внимание выступает как обязательный фактор пра­вильного понимания и решения задачи.

5 Свойства внимания.

Свойства.

Концентрация – удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Это степень сосредоточения психики, сознания на объекте, деятельности. Концентрация зависит от: объёма и распределения внимания, содержания и степени трудности деятельности, обстановки, волевых качеств, свойств характера, темперамента (сангвиники, флегматики – высокая; холерики, меланхолики – низкая) Зависит от силы и уравновешенности НС.

Объём – это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким. правильно воспринять и осознать в условиях одноразового и кратковременного восприятия. (7 +/- 2) – Согласно Корневой Л.В. объем внимания от 4 — 7 объектов.

Распределение – проявляется в одновременном выполнении человеком 2-х или нескольких видов деятельности. Условия успешного распределения – автоматизация 1 из видов деятельности, содержание совмещаемых видов – легко совмещать умственную и физическую.

Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределенному вниманию формируется в процессе овладения деятельностью, она может быть развита в процессе практической деятельности, путем упражнений и накопления соответствующих навыков.

Устойчивость – длительность сосредоточения на объекте или деятельности. Влияют те же факторы, что и на концентрацию. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания влияют факторы:

· увеличение сложности объекта. Сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения; активность личности; эмоциональное состояние человека. Под влиянием сильных раздражителей может возникнуть неустойчивость внимания, отношение к деятельности; темп деятельности.

Переключаемость – произвольное переключение внимания с 1 объекта (деятельности) на другой. На переключ-ть влияют: содержание деятельности (легче переключается со скучной на интересную) и степень сложности. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При неполном после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности.

6 Классификации видов.

1. классиф-ия Рибо:

• непроизвольное внимание (природное, биологически обусловленное, не требует спец. усилий для поддержания)

• произвольное внимание (имеет социальную природу, впервые у человека возникает как продукт воспитания)

2. классиф-ия Вундта:

• по способу поддержания: непосредственное (в основе поддержания – интерес к объекту) и опосредованное (объект не представляет интереса, но косвенно связан с тем, что интересно, полезно)

• по объекту: чувственное (восприятие) и интеллектуальное

• непроизвольное

• произвольное

3. классиф-ия Титчинера (виды, как стадии в развитии внимания):

• непроизвольное=пассивное=первичное

• произвольное=активное=вторичное

• производное первичное или послепроизвольное (вторичное внимание переходит в первичное)

4. классиф-ия Добрынина:

• непроизвольное (пассивное, эмоциональное)

• произвольное (активное, волевое)

• послепроизвольное – он ввёл этот термин

Функции внимания:

— обраужение сигнала.

— бдительность

— поиск

активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,

Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

— Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности-определяет точность и детализацию восприятия,

-определяет Для мышления внимание выступает как обязательный фактор пра­вильного понимания и решения задачи.мыслительной деятельности.

-является своеобразным усилителем для перцептивных( в восприятии) процессов, позволяющим различать детали изображений.

-выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.

для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.

-в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

-о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.

-внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

— регуляция и контроль протекания деятельности.

Виды и сравнительная характеристика.

Непроизвольное – биологическое, нецеленаправленное, неволевое. Причины возникновения:

• внешние (особенности действующих раздражителей): сила раздражителя, новизна, величина, движение, длительность, контрастность

• внутренние (связаны с особенностями самого человека): интерес+эмоции+потребности

• соответствие между внешними и внутренними факторами = значимые раздражители

Произвольное – социальное, целенаправленное, волевое. Объект – то, что необходимо для какой-либо деятельности. Наличие цели. Требует от человека усилия воли.

Послепроизвольное – социальное, целенаправленное, неволевое. Возникает на основе произвольного внимания, когда появляется интерес к тому, что вначале не привлекало внимание.

15. Общее представление о внимании. Многозначность определения внимания. Виды внимания. Основные свойства внимания.

Внимание — это направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигатель­ной активности. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

Функции внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям воздействий и игнорировани других – несущественных воздействии. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания данной деятельности до тех пор, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разного вида. Выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное) — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Произвольное внимание (активное, волевое) — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Этот вид внимания тесно связан с волей.

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Основные свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти человека, но и от профессиональных навыков, жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4—6 объектам, у ребенка не более 2-3.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте. Чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлении.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

Устойчивость внимания означает общую направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное(непроизвольное).

16. Понятие о мышлении. Виды мышления.

Мышление – психический познавательный процесс, заключаются в абстрактном, обобщенном и опосредованном отражении связей между предметами и явлениями окружающей действительности.

Изучением мышления занимается формальная логика и психология. Логика изучает готовые формы мыслительных деятельности, главный вопрос «Что?». Психологию интересует процесс мыслительной деятельности и главный вопрос «Как возникает мысль?»

Черты мышления:

1) творчески перерабатывает уже имеющиеся представления и создает новые, которых в данных момент еще не существует ни у субъекта, ни в самой действительности;

2) способно отражать не только отдельные предметы, явления и свойства, но и существующие между ними связи, причем в обобщенной форме.

3) опосредованно отражает окружающий мир

К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:

а) если непосредственное познание невозможно, так как наши анализаторы несовершенны или вовсе отсутствуют;

б) если непосредственное познание невозможно в условиях реального времени, например археологические раскопки

в) если непосредственное познание нецелесообразно, например, нет смысла выходить на улицу чтобы узнать температуру воздуха;

4) активно функционирует в условиях проблемной ситуации

5) расширяет границы познания;

6) позволяет предвидеть наступление некоторых событий, например, солнечного затмения

По характеру решаемых задач: мышление теоретическое (устанавливаются общие закономерности) и практическое (решаются конкретные задачи). По степени развернутости: дискурсивное (задача решается постепенно) и интуитивное (решение приходит внезапно). В зависимости от оригинальности: репродуктивное (усвоение готовых знаний) и продуктивное (творческое).

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление направлено на решение задач посредством внешних, практических действий. Наглядно-образное мышление опирается на представления или восприятие, так как задачи решаются посредством образов. Словесно-логическое мышление – это мышление понятийное, когда задача решается при помощи рассуждений.

Формы:

1. Понятие- мысль, в кот. отражаются сущ-ые признаки явлений и предметов

2. Суждение-раскрывает понятие. Отражение связей между предметами и явлениями

3. Умозаключение-высказывание,выводящее из нескольких суждений новое

4. Рассуждение-формулировка и высказывание серии взаимосвязанных и последовательных умозаключений.

Операции:

1.Анализ-мысленное расленение предметов на составные части и выявление между ними сущ-х взаимосвяей

2.Синтез-восстановление эл-ов в целом

3.Сравнение-определение тождества/различия между предметами и явлениями

4.Обобщение(генерализация)-объедин. сущ-х признаков,свойственнх группе и отделение от др

5.Абстракция-выделение 1-го св-ва объекта/явления и отвлеч. от др

6.Конкретизация-выделение сущ-х признаков,кот присущи конкретному классу явлений

7.Классификация-соотнесение предметов/явлений с опред. группой/классом

8.Систематизация-располож. предметов/явлений в опред. порядке по опред. признаку

13. Внимание как психологический процесс. Свойства и виды внимания.

Внимание — Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. Феномен внимания появился у животных в процессе эволюции как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как временная заторможенность, которая служит для подготовки к действию.

Развитие внимания на протяжении эволюции тесно связано с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом (животное замирает, прислушиваясь или приглядываясь). По мере развития человека разумного внимание начинает выражаться в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.

Внимание, в отличие от других процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов.

Внимание как свойство субъекта деятельности — это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Изменение отношения субъекта к объекту выражается во внимании — в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Изменения в процессе внимания выражаются в изменениях ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность. Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой — объект привлекает внимание. Именно это обстоятельство и позволяет ввести понятия произвольного и непроизвольного внимания.

Причины повышенного внимания к объекту кроются не только в субъекте, но и в объекте, при определенных обстоятельствах — прежде всего в нем, в его свойствах и качествах.

Внимание — это динамическая связь сознания с объектом, более или менее тесная, цепкая; в действии, в деятельности она и крепится. Лишь совершая мысленно какую — нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания.

Основные свойства внимания.

Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойства:

1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания.2. Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.3. Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно.4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.5. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект. 6. Рассеянность и внимательность.

При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.

Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый – результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.

Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.

Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.

III. Основные виды внимания

 Виды внимания:

произвольное – направленность в соответствии с задачей;

непроизвольное – на новизну, резкость, контраст, значимость. Происходит из ориентировочного рефлекса.

послепроизвольное – поглощение деятельностью, вхождение в нее и возникающий в связи с этим интерес (принцип доминанты).

 

1. Непроизвольное внимание. В комплекс возникновения непроизвольного внимания входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны друг с другом, но условно их можно разделить на следующие четыре категории.

 

1) Группа причин, связанных с характером внешнего раздражителя: сила (резкость) или интенсивность раздражителя; контраст между раздражителями; новизна, необычность. Иными словами, чем больше в объекте новизны, чем он сложнее и интереснее, чем сильнее стимул и чем чаще он повторяется, тем легче он может привлечь к себе внимание. Таким образом, к первой группе причин относятся характеристики воздействующего на человека раздражителя.

2) Группа причин, связанных с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека и, прежде всего имеющимся у него потребностям. Внимание привлекается всем, что более или менее соответствует имеющимся в его сознании представлениям или мыслям в настоящий момент.

3) Группа причин, связанных с общей направленностью личности. Важную роль играют духовные потребности человека, его интересы и ожидания. Привлекает внимание все то, что интересует больше всего и что составляет сферу устойчивых интересов, в том числе и профессиональных. Следовательно, общая направленность личности, характер интересов и наличие предшествующего опыта непосредственно сказываются на возникновении непроизвольного внимания.

4) Группа причин, связанных с чувствами, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что вызывает эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Например, читая интересную книгу, человек полностью сосредоточен на восприятии ее содержания и не обращает внимания на то, что происходит вокруг него.

 

2. Произвольное внимание. Главная особенность: оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного.

3. Послепроизвольное внимание, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек входит в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. В отличие от непроизвольного внимания, послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. Но в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

IV. Основные свойства внимания

Внимание обладает рядом свойств, к которым относятся: избирательность, концентрация, объем,   распределение, переключение, устойчивость.

1. Избирательность внимания заключается в способности отбирать значимые стимулы и игнорировать второстепенные.

2. Концентрация внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана вся психическая или сознательная деятельность. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

3. Объем. Внимание может быть охарактеризовано со стороны его объема. Под объемом внимания в психологии понимают то количество впечатлений, которое может быть с полной ясностью и отчетливостью воспринято в одном акте внимания.

 

4. Распределение вниманияспособность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Например, одновременно вспоминать вслух стихотворение и письменно производить вычисления.

Как правило, между распределением внимания и его интенсивностью существует обратное соотношение: чем большему числу предметов уделяется одновременно внимание, тем меньше его приходится на каждый отдельный предмет.

 

Способность к распределению внимания упражняема.

 

5. Переключаемостьсознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Способность к переключению означает гибкость внимания, умение быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.  

Переключаемость относится к числу тренируемых качеств

Рассеянность, в житейском смысле слова, является по преимуществу плохой переключаемостью.

6. Устойчивость внимания заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.

Таким образом, внимание – это проявление избирательной направленности психической деятельности, выражение избирательного характера процессов сознания. Внимание неразрывно связано со всеми сторонами психики. В частности, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в зависимости внимания от интереса, роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *