Воля и волевые качества личности в психологии: и их развитие, характеристика и виды – Об исследованиях воли и волевых качеств личности в психологии

Автор: | 06.11.2020

Содержание

и их развитие, характеристика и виды

Воля помогает человеку добиться жизненного успеха, занять достойное место в обществе, достигать поставленных целей или избавляться от вредных привычек. Но не все понимают полного значения этого слова или не знают, как правильно совершенствовать в себе эти черты. В статье я подробно расскажу о волевых качествах личности, объясню, что это такое в психологии, и приведу этапы их формирования и развития.

Основные понятия

Это комплекс свойств, способствующих выполнению конкретных задач. Сюда входят такие характеристики, как целеустремленность, стратегичность, упорство, дисциплина. Они относительно устойчивы и не зависят от ситуации. С помощью такой совокупности индивидуум может сознательно регулировать свое поведение, взять власть над собой. Часто их рассматривают, как персональную особенность свободы от обстоятельств, страха или лености, которые так часто мешают достичь желаемого. В кратком виде я уже обозначила положительные стороны. Но есть и отрицательные свойства, указывающие на слабость: стеснительность и робость, отсутствие инициативы.

Виды волевых качеств

«Фундаментом» является сила воли – особое состояние, которое можно назвать своеобразной привычкой психики. Она не всегда бывает врожденной. В большинстве случаев людям приходится ее тренировать: реализуя свои желания и стремления.

Если давать более точное определение, то это умение индивида мобилизовать свой организм и психику так, чтобы воплотить конкретную цель. Если он не отступает от задачи, не перестает действовать на полпути к успеху и не опускает руки после первой же неудачи, то можно считать, что проблем с этой чертой характера у него нет.

К набору особенностей, характеризующих это понятие, приписываются:

  1. Самостоятельность. Это способность работать без помощи со стороны, а также умение критически прислушиваться к советам, анализируя их с точки зрения собственных убеждений и взглядов. Такая личность может сама организовать свою деятельность. Она не ждет подсказок, а также активно отстаивает собственное мнение.
  2. Инициативность – навык искать и находить нестандартные решения и способы их реализации.

Также сюда относят стойкость воли – навык удержания степени усилий. Другими словами, человек сохраняет силу в течение продолжительного времени. Ведь сосредоточиться на день может каждый, а вот упорно двигаться вперед долгие месяцы – проблема посложнее.

волевые качестваволевые качества

Классификация

Волевые качества подразделяются на две категории: экстраординарные и моральные. Первая группа является основой для совершенствования второй. Расскажу о каждой из них.

Первичные

Список всех пунктов как положительных, так и отрицательных, довольно широк. Поэтому я обозначу самые важные черты, которые проявляются, как однонаправленные действия сознания.

Энергичность

Человек с подобным отлично развитым свойством умеет быстро принимать решения и действовать, прикладывая при этом максимум физических и духовных сил. Такая личность всегда настроена на позитивный лад, не останавливается перед трудностями, которые ее не тормозят, а, наоборот, еще больше активизируют.

Не бывает и минуты, когда энергичный индивид не стремится к новой цели, не строит планов или не увлекает за собой других. Это уникальная способность одним простейшим усилием мысли превращать свои внутренние ресурсы в энергию, при этом вдохновляя на очередные подвиги окружающих. Кстати говоря, не стоит путать это понятие с общей энергичностью, присущей конкретному темпераменту или зависящей от особенностей генетики.

волевые качества этоволевые качества это

Терпеливость

Многим знакома ситуация, когда во время работы возникает усталость, головная боль и прочие болезненные состояния. Человек со слабо развитой силой воли легко подвергается этим обстоятельствам и откладывает свои дела на потом. Терпеливый индивид благодаря волевым усилиям будет поддерживать интенсивность деятельности несмотря на внутренние препятствия, пока не получит нужный результат.

Дарья МилайДарья Милай

Психолог Дарья Милай

Но понятие можно охарактеризовать и со стороны противоположности первой черте. Если энергичность – это умение быстро принимать решения, то терпеливость – это навык долго и упорно идти к цели, ждать и сохранять спокойствие даже, если видимых плодов его функционирования пока не наблюдается. Но не стоит путать это с пассивностью.

Самообладание

Способность не идти на поводу у собственных чувств и эмоций. Ведь отсутствие контроля приводит к необдуманным, импульсивным поступкам, а они, в свою очередь, могут свести на нет все предыдущие усилия.

Человек умеет сохранить холодный рассудок при любых обстоятельствах, даже если все идет не так, как было запланировано. То есть эмоциональный фон не отклоняется ни в одну из сторон: агрессивную, паническую или апатичную. Также к этому волевому качеству относится возможность воздержаться от действий, которые очень хочется совершить, но это представляется нерациональным и ошибочным.

Смелость

Сознательный мыслительный процесс по преодолению обоснованных опасений и страхов. Если во время деятельности перед индивидом возникает риск для его здоровья, социального положения, репутации или даже жизни, то он способен сохранить стабильность организации своих психических функций и не уменьшить качественные показатели работы. То есть это способность противостоять боязни и идти к цели, принимая во внимание возможные опасности.

волевые качества человекаволевые качества человека

Системные

Выше я указала простые проявления воли. Но есть и более сложные, представляющие собой совокупность однонаправленных выражений. Системность задействует несколько дополнительных психологических сфер: эмоциональную и интеллектуальную, а свойства называются вторичными. Например, храбрость – синтез выдержки, смелости и энергичности.

Эта категория волевых качеств личности является довольно разнообразной, а ее развитие будет трудным, если первичные стороны находятся на низком уровне. Но преодолеть барьер можно. На моей консультации я подробно расскажу, что сделать, чтобы повысить свою продуктивность, личностный рост и добиться успеха в жизни. А пока обозначим основные черты, присущие данной группе.

Целеустремленность

Это сознательное и активное направление на достижение конкретного результата. Такой человек ясно видит конечную цель и идет к ней, несмотря на внутренние преграды в виде усталости или плохого настроения, а его усилия всегда обоснованы.

Персональная консультацияПерсональная консультация

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Онлайн консультацияОнлайн консультация

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Я выделю 2 типа: стратегическую и тактическую. Они относятся к задачам различного масштаба. Первый определяет стремления в довольно длительной перспективе: понадобятся месяцы, а то и годы для их реализации. Эта разновидность проявляется в конкретных принципах личности, ее идеалах.

Второй вид, как его еще называют, оперативный, заключается в способности правильно настраиваться на кратковременные цели. Поэтому, если для стратегии на передний план выходят дисциплинированность, последовательность и следование принципам, то для тактики большое значение имеет возможность быстро собраться с силами и прорваться через мелкие провалы и неудачи, чтобы получить нужный результат.

Настойчивость

Эта особенность сопряжена с целеустремленностью, так как без нее человек не сможет пробиваться на пути к успеху. Но все же между ними есть различие. Если целеустремленный индивид знает, что он хочет и идет к конкретно поставленной задаче, то настойчивый таким пониманием обладает не всегда. Нередко он тратит усилия и ресурсы впустую, так как недостаточно ясно представляет, что ему нужно получить в итоге.

Но с другой стороны, это качество позволяет на длительное время сохранять непоколебимость. Никакие преграды не остановят на пути к достижению цели, даже если работать над ней придется много лет.

волевые качества личности психологияволевые качества личности психология

Принципиальность

В своих действиях принципиальная личность берет за основу собственные взгляды. Она умеет отстаивать свое мнение, если оно целесообразно и объективно. Такой индивидуум остается верен словам и убеждениям. Характеристика выражается в дисциплинированном поведении, а также в верных и честных поступках. Противоположностью считается беспринципность, когда деятельность происходит по указке других, так как индивид не имеет своей точки зрения или боится ее высказать.

Инициативность

Это отклонение от шаблонизации и возможность предлагать нестандартные решения, помогающие получить лучший результат. Личность проявляет самостоятельность, а также умственную и волевую активность, умеет своевременно начать действовать, достигая как общие, так и индивидуальные стремления.

Инициативный индивидуум – это энергичный, находчивый человек, свободно выражающий свое мнение и готовый взять за свои поступки ответственность. Эта особенность проявляется не под воздействием указаний со стороны. Это осознанное желание к работе и преобразованиям. Инициативность присуща не только в областях, связанных с риском. Она имеет место в общественной деятельности (активисты, помогающие улучшить жизнь населения), творчестве (новаторство, креативные идеи).

волевые качества человека и их развитиеволевые качества человека и их развитие

Решительность

Навык принятия обдуманных решений и возможность воплощать их в последовательном порядке. Это качество отличается оперативностью. Когда возникает проблема или ставится задача, человек сразу же начнет думать над дальнейшими действиями и воплощать их. При возникновении трудностей он не растеряется и не будет надеяться, что все разрешится само собой – это удел людей со слабой волей. Только им присуща неуверенность в собственных силах или сомнение в успешном исходе.

Решительный индивидуум не станет колебаться. Но не стоит путать это понятие с импульсивностью, где поступки совершаются под влиянием эмоций. Нет, такая личность руководствуется исключительно логикой и быстро переходит от размышлений к делу.

Стратегичность

Индивид с таким свойством всегда видит конечную цель и последовательно к ней идет. Каждый шаг он сверяет с желаемым результатом. Он умеет расставлять приоритеты и не только составляет подробный план деятельности, но и может вовремя его изменить в соответствии с меняющимися условиями или неполадками.

Самодостаточность

Для многих справиться с собственной инертностью или несамостоятельностью – это довольно серьезная задача. Ведь осознанные поступки для достижения желаемого может совершить только самодостаточное лицо.

Но если индивид с ранних лет привык, что повод для его действий находится извне (потому что так сказали родители или так написано в правилах), то впоследствии ему сложно будет достичь цели. Дорога к результату строится из множества шагов. И если ждать одобрения каждого из них, то можно потратить гораздо больше времени, чем планировалось. И это при условии, если он не «перегорит» на половине пути.

Однако самодостаточность – это не только способность принимать решения, но и не поддаваться воздействию со стороны. Это умение критично оценивать предложения других, но работать на основе собственных убеждений, внося правки из полученных рекомендаций только в соответствии со здравым смыслом.

Задайте вопрос

волевые качества личности этоволевые качества личности это

Кратко о волевых качествах человека и их развитии

Воля возникает и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности. Конечно, характеристики закладываются еще в детстве, но вот дальнейший прогресс зависит уже от того, как малыш будет реагировать на преграды и преодолевать их.

В раннем возрасте ребенок действует согласно инстинктам выживания. Его поведение основывается на потребностях в приеме еды, безопасности, сне и прочих первичных нуждах. Но после четырех лет дети уже могут принимать самостоятельные решение, поскольку вместе с инстинктивной составляющей появляется воспитание. Кстати, именно в этот период начинают формироваться моральные свойства.

В случае когда они пытаются справиться с препятствиями и достигать пусть маленьких, но целей, то вероятность, что они будут проявлять это в дальнейшем, значительно повышается.

Метод исследования своих волевых качеств

Узнать степень развития своей силы воли можно с помощью теста, созданного Н.Е. Стамбуловой. Участник имеет возможность оценить любую черту: самодостаточность, настойчивость, проявление инициативы. Здесь вы найдете вопросы, требующие утвердительного или отрицательного ответа, либо с различным уровнем уверенности: «может быть», «скорее, нет» и так далее. На каждую особенность приходится порядка 20 вопросительных пунктов.

волевые качества это в психологииволевые качества это в психологии

Совершенствование

Первые этапы формируются в детском возрасте. И огромную роль в этом деле играет воспитание, предоставляемое родителями. Если они балуют свое чадо, делают все, что он попросит, и стремятся всячески ему потакать, то, скорее всего, он вырастет капризным, в отрицательном смысле упрямым с пассивными склонностями. Это влечет за собой некую опасность, так как войдя во взрослую жизнь, индивид будет ожидать подобного родительского поведения и от окружающих.

Но если мама с папой изначально выставляют малышу серьезные требования (не путать с деспотичными), то уже с ранних лет ребенок научится достигать поставленных задач. И один из эффективных способов для этого — отдать его в кружок. Но выбрать его должен именно он, так как навязывание увлечений чревато негативными последствиями в будущем. Важно не полностью контролировать интересы детей, а способствовать их развитию.

Допустим, мальчик или девочка очень любят рисовать. Значит такой аспект, как увлеченность, уже присутствует. Но второй фактор – терпеливость и дисциплинированность, необходимо создавать. Поэтому стоит давать малышу задания по рисованию, хвалить результаты и предоставлять награду за достижения.

Но заниматься развитием можно и во взрослом возрасте, хотя сделать это будет намного сложнее, если привычка в самодисциплине отсутствует. Рассмотрим один из способов пошагово:

  1. Выбрать инструмент. Подразумевается сфера, где будут прикладываться силы: профессия, интересы и хобби. Лучший вариант – избрать ту область, где опыт находится на нулевой отметке. Тогда прогресс будет виден намного ярче.
  2. Постановка задач. В первое время они должны быть небольшими. Так, например, мужчина, впервые пришедший в тренажерный зал, вряд ли поднимет штангу весом 100 кг. То же самое и в программировании, писательстве или живописи. Если сразу ставить себе глобальные цели, можно быстро «перегореть», не получив желаемый результат.
  3. От простого к сложному. Как только вы начинаете уверенно выполнять простейшие действия, то увеличивайте сложность. Иначе есть риск остаться на прежнем уровне.
  4. Записывайте. Фиксируйте успехи и анализируйте и неудачи. Это придаст дополнительную мотивацию и предотвратит дальнейшие ошибки.

волевые качества личности и их развитиеволевые качества личности и их развитие

Заключение

Исходя из набора волевых качеств личности и их характеристик, становится понятно, что совершенствовать их можно в любом возрасте. Главное, не останавливаться на достигнутом и помнить, что стать профессионалом в достижении целей может каждый.

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

Об исследованиях воли и волевых качеств личности в психологии

В статье приводится аналитическая работа об общей характеристике воли, выражении волевых процессов, развитии волевых регуляций, обеспечивающих психическую устойчивость и успех выполняемой деятельности.

Одним из первых исследователей волевых процессов в русской литературе был А. Ф. Лазурский. Он считал движение, хотя отмечал, что выраженный волевой процесс проявляется только в сознательных произвольных движениях. А. Ф. Лазурским предлагается выделение внешних и внутренних волевых актов. Во внешних волевых актах волевое усилие направлено на возбуждение и усиление двигательной иннервации. Во внутренних волевых актах волевое усиление направлено на задержку различных процессов. Механизмом воли является волевое усилие, которое является самостоятельным психофизиологическим процессом (А. Ф. Лазурский, 2001).

Н. К. Корнилов ещё в 1942 году понимал волю как способность преодолевать препятствия и доводить действие до намеченной цели. Подобное представление о воле впоследствии надолго закрепилось и в советской психологии и разделялось многими исследователями.

В. И. Селиванов (1954) даёт общую характеристику воли как способности личности сопротивляться сильным эмоциональным влияниям, способность к создательной регуляции, психической направленности, обеспечивающей психическую устойчивость, следовательно, и успех выполняемой деятельности. Ровно через 20 лет в 1974 году В. И. Селиванов пишет: Воля — это то, посредством чего осуществляется действия в затруднительных условиях, если есть дефицит энергии, необходимой для достижении цели. В. И. Селиванов был создателем рязанской школы психологии воли, одной из ведущих, тогда в СССР. Воля, понималась им как одно из проявлений активности человека, а деятельность — как основная форма активности. В. И. Селиванов пишет (1986): Воля — это качественно особое психическое образование, позволяющее личности как субъекту сознания, опираясь на запас мотивированных установок, избирательно и целенаправленно определять свои решения и действовать с учетом необходимости.

П.А.Рудник (1974) в своих работах отмечает, что «воля – это способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение поставленной цели, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением».

Согласно П. А. Руднику, всякое волевое действие связано с преодолением тех или иных трудностей на пути к намеченной цели. Виды трудностей делятся на объективные и субъективные. Волевой акт содержит ряд последовательно проходящих фаз, из которых наиболее важной является фаза волевого усилия. Волевые усилия связаны с тем, какой тип трудностей преодолевает человек: объективные ли эти трудности или же субъективные.

В работах А. Ц. Пуни развивается иной взгляд на проблему воли. Он отмечает, что «воля проявляется и развивается в действиях, направленных на достижение сознательно поставленной цели» (Пуни, 1969). Действия могут быть произвольными и непроизвольными. При этом волевые действия являются особым рядом действий произвольных. Конкретные проявления воли являются, согласно А. Ц. Пуни, волевыми качествами личности. Волевые качества имеют сложное строение, включая в себя «интеллектуальные, моральные компоненты, умения преодолевать препятствия и характеризуются специфичностью волевых усилий» (Пуни, 1977).

Во многом схожую позицию относительно воли и волевых качеств личности занимал А. И. Высоцкий. Как и В. И. Селиванов он выделяет ключевые характеристики воли: это и сознательная борьба личности с трудностями; и усилия как способ преодоления сложностей. Основная функция воли, по А. И. Высоцкому, — это «сознательное регулирование человеком своего поведения в затруднительных условиях» (Высоцкий, 1974).

Механизм волевой регуляции А. И. Высоцкий видит в самостимуляции. Самостимуляция есть интериоризованная внешняя стимуляция, она может подразделяться на: через самоприказы, самоодобрение и самопорицание, через образы, представления последствий; через различные мысли; сочетать в себе части всех, вышеупомянутых.

К волевым качествам А. И. Высоцкий относит:

  1. умение человека подчинять свои действия поставленным целям;
  2. умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;
  3. умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;
  4. умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твёрдые решения;
  5. умение работать творчески, предпринимая действия и совершая поступки по собственному почину;
  6. умение не поддаваться влияниям различных сил, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений;
  7. разумное планирование и упорядоченная организация деятельности;
  8. сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;
  9. умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря угрозе личному благополучию или даже жизни; и наконец
  10. старательность, выполнение в срок своих поручений и обязанностей.

С иных позиций рассматривал волю и волевые качества личности В. К. Калин. Уровень развития волевых качеств, по В. К. Калину, влияет на эффективность волевой регуляции, а следовательно и деятельности в целом. Образование волевых качеств представляет собой эмансипацию установок от предметного содержания деятельности («Эмоционально-волевая регуляция….», 1983). То есть, волевым человеком является такой человек, который обладает развитой системой установок. Безвольный же человек обладает бедной и плохо организованной системой установок.

Волевые качества В. К. Калин подразделяет на базальные (основные) и системные (сложные). К базальным относятся:

  1. способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня, вплоть до самого высокого;
  2. способность поддерживать с помощью дополнительного волевого усилия, напряженность (интенсивность) работы на заданном уровне при возникновении условий, препятствующих этому;
  3. способность волевым усилием быстро затормаживать (замедлять, ослаблять) излишнюю активированность, сдерживать и подавлять ненужные в данный момент чувства, мысли и привычки;
  4. способность при возникновении опасной ситуации (для здоровья или престижа) сохранить устойчивость организации психических функций, выражающихся в отсутствии снижения качества деятельности.

Согласно Г. С. Никифорову (1989) волевые процессы являются отдельным видом процессов произвольных. Специфика воли заключается в сознательном преодолении человеком трудностей (препятствий) на пути поставленной цели. Под волевой регуляцией понимается такая регуляция, « в протекание которой наряду с другими психическими механизмами включено волевое усилие».

О.А. Конопкиным предлагается определение осознанной саморегуляции, как системно-организованного процесса внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию разных видов и форм произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей и управлению этими видами и формами (Конопкин, 1995).

О. А. Конопкин подчёркивает, что особенности системы психического саморегулирования произвольной активности являются важной предпосылкой овладения профессией.

Исследования, построенные на базе теоретической базы О. А. Конопкина, проводились В. И. Моросановой (2002). В фокусе данных исследований оказались индивидуально-стилевые особенности саморегуляции, как человек планирует, программирует достижение цели, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает и корректирует свою активность для получения субъективно приемлемых результатов (Моросанова, 2011).

Согласно А. В. Быкову (2003) волевая регуляция развивается в любом возрасте. В целом генезис волевой регуляции личности имеет свою траекторию развития, включающую продолжительные периоды, относительно спокойного её развития, линию плавных изменений, содержит и напряжённые переходные моменты особо интенсивных её трасформаций.

Согласно М. Я. Басову (2007), воля – одна из психических функций, является частью личности, которая представляет собой целостность. Однако, воля является той психической функцией, которая активно развивается в онтогенезе, проходит путь своего становления и активную роль в этом становлении играет личность.

Для зрелых возрастов характерно преимущественное проявление интегративных тенденций развития волевой регуляции (А. В. Быков, Т. И. Шульга, 2012). Как отмечают А. В. Быков и Т. И. Шульга, в психологической науке на данный момент не существует целостного представления о становлении волевой регуляции в онтогенезе.

Работая в ВУЗе, ведя преподавательскую деятельность педагоги сталкиваются на определённые вопросы характера развития и изменений волевой регуляции в студенческом возрасте. Действительно ли он имеет скорее линейную траекторию или всё же включает периоды отставания в развитии ряда параметров волевой регуляции. Количество исследований, посвящённых по данной тематике по нашей республике совсем мало, и они представляют отчасти противоречивые данные. Следует, также, учитывать по нашему мнению, и особую специфику студенческого возраста.

Воля, волевые качества личности (стр. 1 из 4)

ПЛАН

Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его.

Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики как воля. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.

Цель данной работы – дать характеристику понятию воля, а также определить и описать волевые качества личности.

ВОЛЯ

“Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаяся от них, осознать самого себя… как субъекта… который … возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними. ”.

С.Л. Рубинштейн. Понятие о воле

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью.

Изучение воли в историческом аспекте можно разделить на несколько этапов.

Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям.

Второй — связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии.

На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.

На четвёртом — волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.

В данное время имеется два противоборствующих течения о вопросе и природе воли.

Одно из них подменяет волю мотивами и мотивацией. В соответствии со взглядами представителей этого направления, сказать «против воли» — значит сказать «против желания». Желание бывает разной силы. Соответственно, в этом случае, сила желания становится заменителем «силы воли». Происходит, таким образом, подмена представлений о психическом и физическом волевом напряжении представлениями о силе переживания потребности. Воля выступает здесь скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека.

Другое течение связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, т.е., по существу, делает понятие «воля» синонимичным понятию «сила воли». Такое отождествление этих двух понятий в обыденном сознании, вероятно, происходит следующим образом. Считается, что человек, умеющий преодолевать трудности, обладает сильной волей, и такой человек обычно называется волевым. Незаметно «сила воли» превратилась просто в «волю», и теперь воля понимается только как инструмент преодоления трудностей, а волевое поведение рассматривается, прежде всего, как поведение, направленное на достижение цели, несмотря на имеющиеся трудности. В связи с этим возникают представления о субъектах волевых и неволевых, т.е. обладающих или не обладающих волей. Воля здесь выступает как характеристика личности, характера.

Первое (мотивационное) направление в понимании вопроса о воле пренебрегает изучением волевых качеств (здесь сила воли заменяется силой мотива, потребности), второе — практически исключает мотивацию из волевой активности человека (поскольку вся воля сведена к проявлению волевого усилия).

Сведение воли к волевой регуляции, отрыв волевой регуляции от мотивации даже терминологически не очень понятны. Ведь воля не потому называется волей, что проявляется только в волевых качествах, а наоборот, волевые качества называются так потому, что они реализуют волю, потому, что они произвольно, сознательно проявляются, т.е. по воле (по желанию) самого человека. Следовательно, понятие «волевые качества» является производным от слова «воля», а не наоборот.

Сведение воли как единого целостного психологического механизма только к волевой регуляции, т.е. к регуляции по преодолению препятствий, неправомерно и по существу. Например, А.Ц. Пуни (1973) говорит о полифункциональности воли, имея в виду не просто выполнение волей различных задач на разных этапах произвольного действия, а, скорее. Многообразные волевые качества, конкретные проявления которых соответствуют различным функциям, выполняемым волей в процессе саморегуляции человеком своего поведения, своих действий.

Кроме того, ещё И.М. Сеченов отмечал, что воля (как механизм преодоления препятствий) просто так, без идеи, без какого-то смысла проявляться не будет. Волевой регуляции и связанным с ней волевым качествам требуется руководство, для чего и служит основание действия, поступка, т.е. мотив. Наличие же мотива отражает сознательный и преднамеренный характер регуляции, называемой произвольной. Отсюда следует, что отрывать волевую регуляцию от произвольной нельзя.

Понять что такое воля, можно только в том случае, если удастся свести воедино крайние точки зрения, каждая из которых абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: мотивацию, принимаемую за волю, в одном случае, или направленное на преодоление трудностей волевое усилие, к которому сводится воля, в другом случае. Изложенные выше подходы к пониманию сущности воли отражают различные её стороны, отображают различные её функции и вовсе не противоречат друг другу. В самом деле, воля, с одной стороны, связана с сознательной целеустремлённостью человека, с предметностью его поступков и действий, т.е. с мотивацией. С другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении трудностей, отсюда и возникает мнение, что воля нужна только для этих случаев. В действительности же волевое (или, другими словами, произвольное) управление включает и то и другое.

В толковом словаре Ожегова воля трактуется как способность осуществлять поставленные перед собой цели. В античности в европейской культуре представление о воле, как неотъемлемой части психической жизни человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время. Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель. Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление”. Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом.

Современное представление о воле обогатилось за счет приписывания этому понятию дополнительных характеристик. Например, Юм, определив волю как “внутреннее впечатление, которое мы переживаем и сознаем, когда сознательно даем начало какому-нибудь новому движению нашего тела или новой перцепции нашего духа”, фактически указал на то, что человеку присуще сознание воли, оно носит характер переживания, волевые акты осуществляются сознательно, волеизъявление предшествует действию. Более того, в современном философском понимании воля стала неотделима от действия, “каждый истинный, настоящий непосредственный акт воли в то же время и непосредственно — проявляющийся акт тела”.

Поэтому понимание феномена воли возможно только на основе синтеза различных теорий, на основе учёта полифункциональности воли как психологического механизма, позволяющего человеку сознательно управлять своим поведением.

Волевые акты

Волевой акт — сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний достижима, то мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия.

Единственные цели наших хотений, которые мы осуществляем тотчас же, непосредственно, – это движение нашего тела. Какие бы чувствования мы ни желали испытать, к каким бы обладаниям мы ни стремились, мы можем достигнуть их не иначе, как совершив для нашей цели несколько предварительных движений. Этот факт слишком очевиден и потому не нуждается в примерах: поэтому мы можем принять за исходный пункт нашего исследования воли то положение, что единственные непосредственные внешние проявления – телесные движения. Нам предстоит теперь рассмотреть механизм, с помощью которого совершаются волевые движения.

Волевые качества личности — психология развития волевых процессов

Волевые качества личности психология определяет как способности, используя которые, человек может достигнуть поставленной цели, несмотря на все возникающие перед ним внешние или внутренние трудности и препятствия.

волевые качества личности психология

Без волевых усилий невозможно представить полноценную работу мышления, памяти, воображения, речи или внимания. С помощью воли человек принимает решение о выборе цели или о необходимости выполнения какого-либо действия.

Даже в самых тяжелых условиях волевое усилие обеспечивает человеку активность. Это уникальное качество человека, которое отличает его от других существ.

Основные качества волевых процессов

воля — высший уровень регуляции поведения индивидаВоля — высший уровень регуляции поведения индивида и его деятельности. Она проявляется в совокупности с такими качествами личности как решительность, самообладание, упорство, настойчивость и уверенность в собственных силах.

В психологии к волевым качествам личности относят:

  1. Стойкость воли — уровень постоянных или повторяемых усилий на протяжении длительного периода времени. Усилия необходимы для достижения важной для индивида цели.
  2. Силу воли — степень волевого усилия, которое следует приложить, чтобы преодолеть возникшие трудности и достигнуть нужной цели.
  3. Целеустремленность — степень осознанности человеком поставленной перед ним цели. Упорство необходимо для преодоления всех препятствий, стоящих на пути.
  4. Дисциплинированность и самоконтроль — способность длительное время подчинять свои решения установленному порядку. Контролировать желания и не стремиться выполнять свои любые прихоти.

Волевые качества человека неразрывно связаны с его мышлением, так как они способствуют претворению мыслей или мечты в жизнь. У высокоразвитой личности волей всегда управляет разум. Сильная воля в сочетании с низким интеллектом может оказаться опасной. Это чаще всего выражается в упрямстве, своего рода дефекте воли.половинная и полноценная сила воли

Развитие волевых качеств индивида происходит:

  • в процессе исполнения поставленных перед ним требований или задач;
  • в систематической работе над собой;
  • при отстаивании своих убеждений, образа жизни, при исключении влияния окружающих на скорость продвижения к выбранной цели;
  • при осознании того, что надлежит в полной мере нести ответственность за свои действия.

Проявление сильных волевых качеств более характерно для интерналов, людей, полностью самостоятельных, возлагающих всю ответственность за происходящие в их жизни события только на себя.

Волевые качества личности: психология поведения человека

волевые качества личности психология поведенияМногие психологи по-разному трактуют сущность основных свойств характера и рассматривают его составляющие. Психология волевые качества личности также рассматривает подобным образом. Любое личностное качество человека можно представить как объединение врожденных возможностей и приобретенных им в течение жизни. Причем, если врожденные задатки в полной мере зависят от особенностей и свойств нервной системы, то за приобретенными стоит не только опыт индивида, но и его умения самостимуляции и саморегуляции.

Тренировка воли возможна. Для этого нужно проводить постоянную работу над собой.

Вначале, обычно ставят несложные задачи, выполнение которых не потребует много сил и времени. Но исполнять их нужно систематически, не отступая от требований. Придется постоянно вести борьбу с собственной ленью и неорганизованностью, искоренять свои дурные привычки. Постепенно задачи усложняют, они становятся более трудными для выполнения и требуют больших волевых усилий.

Успешно продвигаясь к цели, человек становится более уверенным, его самооценка повышается, и он начинает уважительно относиться к своим достижениям, что является значительным стимулом для развития силы воли.

Видео-лекция на тему «Волевые качества личности, психология»

Волевые свойства личности | Psylist.net

Воля не только стимулирует активность человека, направленную на преодоление трудностей, но и тормозит ее проявление, когда это необходимо для достижения цели. Благодаря побудительной и тормозной функциям воля дает возможность человеку регулировать свою деятельность и поведение в самых сложных условиях. Эти функции воли направлены на преодоление внешних и внутренних препятствий и требуют от человека напряжения всех душевных и физических сил. Когда состояние напряжения, направленное на осуществление побудительной и тормозной функции воли, проявляется повсеместно, оно закрепляется и становится волевым свойством или качеством личности.

Одни из этих свойств связаны с побудительной функцией воли, другие – с тормозной. Таких свойств насчитывается у человека довольно много. Причем, они могут иметь как положительный, так и отрицательный характер. Положительные свойства способствуют преодолению внутренних и внешних препятствий, отрицательные – препятствуют.

Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют такие важнейшие из них как: самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.

Самостоятельность – волевое качество, которое проявляется в способности человека, по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия. Самостоятельный человек уверен в правильности поставленной цели и будет бороться за ее достижение всеми силами. В то же время самостоятельность не исключает использование советов и предложений других людей, направленных на оценку возможности добиться поставленной цели.

Противоположными самостоятельности качествами являют внушаемость и негативизм. Внушаемости подвержены все безвольные люди, которые не знают как им поступить в сложившейся ситуации и которые всегда ждут совета или указаний от других людей. Они часто сомневаются в правильности и целесообразности своих действий и легко попадают под влияние эгоистичных безнравственных людей. Впоследствии, убедившись в неправильности своих действий, совершенных под влиянием этих людей, они горько раскаиваются в том, что доверились им.

Негативизм – отрицательное волевое качество, под влиянием которого личность совершает действия противоположные тем правильным и целесообразным советам, которые дают ей другие люди. Негативизм чаще всего проявляется у подростков, которые стремятся показать свою самостоятельность и независимость от взрослых.

Решительность – одно из важных волевых свойств личности, проявляющееся на начальном этапе волевого поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия. Решительный человек способен быстро выбрать наиболее важную цель, всесторонне обдумать способы ее достижения и предусмотреть возможные последствия своего поведения.

Нерешительность – отрицательное волевое качество, которое мешает человеку быстро принять правильное решение и осуществить волевое действие. Нерешительный человек проявляет колебания при выборе цели, не знает какую цель ему предпочесть, испытывает сомнения в правильности выбранной цели, боится возможных последствий своих действий. Иногда нерешительные люди, стремясь избежать неприятного для них напряжения, торопятся поскорей поставить любую пришедшую им в голову цель, и не обдумав достижима она или нет, начинают действовать.

Настойчивость – самое важное волевое качество, проявляющееся в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к осуществлению цели. Это качество присуще людям, которые могут проявлять волевые усилия в течение длительного времени для того чтобы как можно лучше решить поставленную задачу и добиться наиболее высоких результатов. Настойчивый человек планомерно и неуклонно идет к намеченной цели, не взирая на все препятствия, встречающиеся на его пути. Он может кропотливо шаг за шагом идти по намеченному пути, не останавливаясь при неудаче и не поддаваясь никаким сомнениям и противодействиям со стороны других людей. Этот человек может настоять на своем, убедить других в своей правоте и мобилизовать их на решение поставленной задачи. Люди, не обладающие настойчивостью, проявляют нетерпеливость и поспешность в своих действиях, стремясь как можно быстрее прийти к намеченной цели, хотя не всегда им это удается.

Упорство – волевое качество, помогающее человеку добиться, во что бы то ни стало, осуществления поставленной цели, не взирая на все преграды и противодействия. Упорный человек убежден в правильности выбранного пути, понимает целесообразность своих действий и необходимость получения нужных результатов. Если при сложившихся обстоятельствах достижение поставленной цели оказалось нецелесообразным, то человек, идущий до этого упорно к ней, может отказаться от нее или отложить ее достижение до более подходящего времени.

Упрямство – является отрицательным волевым качеством, противоположным упорству. Упрямый человек безрассудно стремится к достижению поставленной цели, хотя она не имеет для него большого значения и не может быть реализована в данный момент. Однако, несмотря на это он упрямо продолжает действовать, не считаясь ни с кем и ни с чем, руководствуясь только своими узко эгоистическими желаниями и соображениями. Как правило, упрямый человек не только не может достигнуть поставленной цели, но часто получает результаты обратные тем, которые он ожидал.

Выдержка – одно из волевых качеств, выполняющих тормозную функцию. Она дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели. Выдержка может проявляться в стойкости человека, в его способности противостоять неблагоприятным факторам и довести дело до конца, даже в экстремальной ситуации. Сдержанный человек не будет действовать необдуманно. Он здраво оценит обстановку и свои возможности, тщательно спланирует свои действия и выберет наиболее подходящий момент для достижения цели. Если нужно он может прекратить свои действия, отложить начатое дело до того времени, когда будут созданы наиболее благоприятные условия.

Самообладание – волевое свойство, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы. Самообладание нужно часто проявлять человеку не только в обыденной жизни, но и в условиях опасных для его жизни. Оно помогает человеку преодолеть страх, панику и малодушие. Человек, владеющий собой, уверен в своих силах, способен целесообразно действовать в любой ситуации и достигнуть высоких результатов в своем поведении и деятельности.

Все эти качества не существуют в готовом виде у человека, а формируются и развиваются в процессе жизни. В детском возрасте их формирование осуществляется под влиянием воспитания и игровой деятельности. Родители стараются воспитать своих детей сильными, ловкими, выносливыми, смелыми, настойчивыми, умеющими преодолевать трудности и сознательно регулировать свое поведение.

Особенно большое значение в развитии волевых качеств имеет игра. Ролевые игры и игры с правилами побуждают детей проявлять волевые усилия для того, чтобы наилучшим образом выполнить свою роль и добиться при выполнении правил более высоких результатов по сравнению с другими участниками игры.

В школьном возрасте развитие воли происходит под влиянием учебной деятельности, которая является обязательной и требует от учащихся осуществлять свое поведение не так «как хочется», а так как «надо». Для успешного усвоения знаний, навыков и умений учащиеся должны все время напрягать свои умственные и физические силы, проявлять настойчивость и упорство для преодоления возникающих трудностей.

Огромное значение в развитии волевых качеств имеет самовоспитание. Ни в какой другой сфере психической деятельности самовоспитание не играет такой роли, как в развитии воли. Только самовоспитание может дать человеку возможность управлять собой, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, побеждать отрицательные качества личности и вредные привычки.

Потребность в самовоспитании воли возникает в подростковом и раннем юношеском возрасте. И это естественно, так как подростки стремятся стать самостоятельными и независимыми от взрослых. Но поскольку они не знают, а поэтому и не соблюдают приемов самовоспитания воли, то вместо воспитания они занимаются часто испытанием своей воли. Иногда такого рода испытания принимают форму истязаний. Так, некоторые школьники для «развития выдержки и самообладания» калят себя булавками, лазят по стенам и карнизам, прыгают на землю с высоких объектов, ходят раздетыми зимой и т.п.

Существует целый ряд правил и приемов воспитания и самовоспитания воли, которые надо знать и по возможности соблюдать.

  1. Волевые качества следует проявлять во всех видах деятельности и не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной жизни.
  2. Стараться ставить только достижимые цели. Нельзя браться за такие задачи, которые заведомо не могу быть выполнены.
  3. Поставленная цель должна быть достигнута. Любое дело надо доводить до конца, не откладывать его окончание на неопределенное время.
  4. Не следует сразу пытаться преодолевать сравнительно большие трудности. Надо сначала научиться преодолевать несложные препятствия. При неудаче не следует отчаиваться. Надо снова и снова пытаться преодолеть трудности, проявляя настойчивость и упорство.
  5. Если не получается какое-либо дело не бросай его. Прояви выдержку и терпение, начни все сначала, исправь допущенные ошибки, придумай более рациональные способы и приемы его осуществления.
  6. Оказавшись в экстремальной ситуации не теряй самообладания, мобилизуй все свои силы и возможности для достойного выхода из нее. Постарайся, чтобы принятое решение было выполнено несмотря ни на какие препятствия.
  7. Приступая к делу сначала спланируй его выполнение, потом предусмотри возможные трудности и способы их преодоления, подумай о результатах своих действий и о их последствиях.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Общая психология:

Волевые качества личности | Статья в журнале «Молодой ученый»



В статье рассматриваются волевые качества личности, раскрывается понятие воли человека, определены преодоления препятствий.

Ключевые слова: воля, трудность, волевое качество личности, воспитание воли, достижение цели, способность человека, поведение человека, качество, препятствие.

Человек на протяжении всей своей сознательной жизни ставит различного рода цели, которые стремится достичь. Но для их достижения, человеку каждый раз необходимо преодолевать разнообразные трудности, проблемы, препятствия, осуществляя те или иные действия. Для преодоления этих препятствий человеку приходится прикладывать физические, умственные силы и проявить свои волевые усилия.

Темой воли занимались такие психологи как Р. Декарт, Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо, Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн, Е. П. Ильин, И. М. Сеченова, Ч. Шеррингтон, В. К. Калина, Л. М. Веккер, Р. Мэй, В. Д. Шадриков и др.

История развития представлений о воле указывает на неоднозначность и многоплановость понимания данного понятия.

Воля — это сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении цели [2].

К содержанию воли при описании поведения, поступков и действий человека мы обращаемся:

– когда человек, проходя через препятствия, которые встречаются на его пути достижения цели, продолжает свои попытки для достижения этой цели, применяя при этом, всевозможные способы; зачастую человек может испытывать дискомфорт, идет на определенные лишения

– когда человек сознательно отказывается от каких-либо возможностей, действий; такие отказы, как правило, сопровождаются лишениями и дискомфортом, может доходить до физических и нравственных страданий

– когда идет речь о свободе выбора поступка, действия в условиях многих факторов определения поведения человека

Одна из функций воли это регулирование познавательной и практической деятельности, которая регулирует поведение человека. Таким образом, воля, как и мысли, восприятие регулирует и управляет поведением, воля обусловлена окружающей человека действительностью.

Препятствия, трудности различают по значимости и их силе. Например, трудовая деятельность, связанная с физической выносливостью (космонавты, шахтеры). Внутренние препятствия тоже характеризуются разной силой своего проявления.

Существует два вида препятствий, трудностей — внутренние и внешние. К внутренним трудностям относят чувство страха, эмоциональное состояние, нежелание что-то делать, необходимость выполнения и решения задач, противоречащие мотивы и т. д. К внешним трудностям относят неожиданные обстоятельства, противодействия и т. п.

Воля всегда связана с другими сторонами психики человека. Ее содержание заключается в процессах мышления, воображения, внимания, памяти, в представлениях. Начало и завершение данных процессов напрямую будут зависеть от волевого регулирования.

Воля есть сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сознательная задержка их от активности [2].

Воля возникла в историческом процессе деятельности (труда) на ряду с развитием сознания человека. Волевые действия личности образуются под влиянием воздействий окружающего мира.

К воле человека относят совокупность разных волевых проявлений и свойств. Воля чаще всего будет проявляться в самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, решительности, самообладании, выдержке.

Самостоятельность будет проявляться в способности намечать и совершать поступки, руководствуясь исключительно личными убеждениями и взглядами, при этом, основываться лишь своими знаниях, умениями и навыками. Без деятельности не будет происходить формирования и развития самостоятельности.

Для личности такое качество воли, как целеустремленность является важнейшим свойством, которое будет выражаться в способности человека реализовывать свои жизненные цели. Убежденность тесно связана с направленностью, убеждениями и мировоззрением человека.

Настойчивость будет характеризоваться умением достигать поставленной цели, решая все трудности на пути к ее достижению.

Решительность будет проявляться в умении вовремя и без прочих сомнений принимать обдуманные, взвешенные, уверенные решения, реализовывая их. На всех стадиях выполнения действия: принятие решения, в процессе его реализации и при завершении действия — будет проявляться решительность.

Способность совладать собой, своими поступками и действиями, поведением и настроением — это и есть самообладание и выдержка.

Быть выдержанным человеком — это значит уметь контролировать себя и свои поступки.

Человеку, которому присуще качество настойчивости, как правило, не отступает от принятых им решений, в случае неудачи начинает действовать с удвоенной силой и энергией.

Дисциплинированность выражается в осознанном подчинении поведения социальным правилам и нормам общества.

Смелость будет проявлением готовности бороться и преодолевать сложности и опасности на пути к достижению своей цели.

В итоге неверного воспитания у человека могут развиться противоположные волевым качества личности. К примеру, противоположное решительности формируется нерешительность, с которой человек часто сомневается в своих решениях, выдержке — неумение сдерживать и контролировать себя и отсутствие высоких нравственных убеждений, а мужеству личности — трусость, страх.

В целом, воспитание воли едино с воспитанием чувств и сознания личности. Воля, чувства, сознание образуют единый комплекс, который связан с единой системой воспитания человека.

В ходе своего психического развития, а также формирования личности важную ролью выступает самовоспитание, работа которой нацелена на совершенствование своих личных качеств. Зачастую, личность ставит перед собой задачи по развитию воли. Самовоспитание помогает совершенствованию психических качеств, свойств личности, убирает некоторые ее недостатки. Для воспитания воли необходима тренировка в волевых действиях [2].

Основную роль в организации поведения человека необходимо относить к волевым качествам личности. Приходится констатировать, что в понимании того, какие качества личности можно отнести к волевым, нет единого мнения [4].

В литературе по психологии по-разному определяется содержание и сущность волевых качеств личности. Где-то говорится, что это проявление воли, в других, что это умение преодолевать трудности, а где-то, что это способности человека.

Психолог Е. П. Ильин считает волевые качества фенотипической характеристикой, присущих возможностей человека. «В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками, а в качестве приобретенного в онтогенезе компонента — опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычной при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т. е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять» [1].

Волевые качества — есть качества, присущие личности, обеспечивающие свободу выбора его жизненного пути. Человек свободен в выборе собственной судьбы и, соответственно, ответственна за свои поступки. Воля будет формироваться, исходя из потребностей и желаний индивида, личности. У личности в необходимости преодолеть трудности и препятствия будут формироваться определенные формы поведения.

В. Д. Шадриков: «Волевые свойства личности являются выражением его сущностного волевого качества — свободы воли» [4].

Литература:

1. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.

2. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека. М.: Прометей, 2011. 160 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

4. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.

Основные термины (генерируются автоматически): волевое качество личности, трудность, воля, воспитание воли, достижение цели, поведение человека, способность человека, качество, действие, личность.

3. Волевые качества личности

В волевой деятельности проявляются и формируются соответствующие волевые качества как совокупность качеств личности, характеризующих её со стороны способности достигать поставленные цели несмотря на возникающие преграды. Таких качеств можно наметить довольно много. Рассмотрим наиболее существенные: сила воли, целеустремлённость, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность и т.д.

Сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели, выражающаяся в решительности, настойчивости, других качествах.

Целеустремлённость – волевое свойство личности проявляется в умении ставить и достигать общественно значимые цели.

Решительность – волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов её достижения.

Настойчивость – волевое свойство личности, которое проявляется в способности длительно проявлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью.

Выдержка (самообладание) – волевое свойство личности, которое проявляется в способности личности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели.

Самостоятельность – волевое свойство личности выраженное в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути её достижения и практически выполнять принятые решения.

Р.С. Немов выделяет 3 группы свойств, которые характеризуют волю человека: первичные, вторичные, третичные.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность настойчивость, выдержка и др.

Их можно рассматривать как первичные, базовые волевые качества личности.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются в онтогенезе несколько позже и проявляются в единстве с характером. Это вторичные волевые свойства.

Третья группа качеств, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. К этой группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность.

На образование ценных волевых качеств положительно влияет развитое чувство долга, ясность жизненных целей, страстное желание их достичь.

Для преодоления возникающих трудностей большое значение имеют твёрдое убеждение, сформировавшиеся взгляды на задачи человека в жизни, подлинное человеческое достоинство.

Велика роль самовоспитания, работы человека над собой, которое приводит к увеличению волевой активности.

Воля как созидательная организация и саморегуляция активности, направленная на преодоление внутренних трудностей, — это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Известно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Существует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, настойчивость и др.

Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, значимых. Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабоволия находится за гранью норм психики. Например, это:

абулия – возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности.

апраксия – сложное нарушение целенаправленности действий, вызванное поражение мозговых структур.

Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено, как правило, определёнными условиями воспитания. Коррекция его возможна лишь на фоне изменения социальной ситуации развития личности.

Люди различаются между собой ещё и по тому, кому они склонны приписывать ответственность за свои действия. Качество, характеризующее склонность, человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, собственным усилиям и способностям, называется локализацией контроля (в психологической литературе используется понятие «локус контроля», введённое американским психологом Д.Роттером). Когда люди объясняют причины своих действий, поведения внешними факторами (судьбой, случаем, обстоятельствами), говорят о внешней (экстернальной) локализации контроля. Если человек принимает на себя ответственность за свои деяния, объясняя их, исходя из своих способностей, характера и др., то есть основания говорить о преобладании внутренней (интернальной) локализации контроля. Внешняя или внутренняя локализация контроля волевой деятельности, как отмечают учёные, имеет свои положительные последствия и является устойчивым качеством личности.

Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека. Развитие воли неразрывно связано с развитием других сторон личности и прежде всего с формированием мировоззрения и нравственных качеств. Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни.

Рассматривая основные факторы, обеспечивающие формирование волевых качеств личности в детском возрасте, следует прежде всего отметить роль семейного домашнего воспитания. Большинство недостатков волевого поведения детей, капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, основой своей имеют именно ошибки в семейном воспитании воли ребёнка, вызываемые тем, что родители не предъявляют ему требований, которые должны безоговорочно выполняться или перегружают детей непосильными заданиями, которые обычно не выполняются.

Развитие воли неразрывно связано с воспитанием сознательной дисциплины ребёнка. Соблюдение режима, неуклонное выполнение определённых правил заставляет ребёнка соблюдать определённую линию поведения, не выходить за общепринятые границы, сдерживать себя и таким образом формирует соответствующие волевые качества.

Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, причём каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, проявляющиеся первыми в возрастном развитии ребёнка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребёнка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают ещё одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, проявляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающиеся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

Воля подростков переходит на новую ступень развития. Школьники среднего возраста в состоянии самостоятельно ставить довольно сложные и отдалённые цели и подчинять им своё поведение. Они способны детально и глубоко обдумывать предстоящие действия, опираясь на достаточно распространенные знания и жизненный опыт, могут составить план действий, проявить настойчивость в его осуществлении. Ведущая роль в развитии воли подростка принадлежит труду и прежде всего общественно полезному. Воспитывает волю не труд сам по себе, а труд, наполненный общественным содержанием, полезный другим людям.

Однако характер подростка ещё не сформирован. Бьющая через край активность нередко проявляется в порывистых, импульсивных действиях. Стремление скорее стать взрослым иногда порождает у подростков ложное понимание самостоятельности, которое выражено в некотором пренебрежении обязанностями перед родителями, учителями и классным коллективом. Нужно продолжать воспитывать волю детей данного возраста, не надеясь на стихийное формирование её качеств.

В период юности при нормальных условиях воспитания развитие воли достигает ещё более высокого уровня. Характерные особенности юности – устремлённость в будущее, потребность в самоопределении – побуждают юношей к переоценке своего отношения к учению, труду, моральному и волевому поведению. Возрастает критичность воли. Стремясь развить волевые качества и избавиться от недостатков поведения, юноши широко пользуются приёмами самоконтроля и самообязательств. Старший школьник хорошо понимает, что волю закаляют не в каких-то чрезвычайных случаях, а в выполнении повседневных дел. Как правило, в этом возрасте основные волевые процессы превращаются в устойчивые свойства личности.

Совершенствование волевой регуляции поведения человека связано с его общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю в отрыве от общего психологического развития личности невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *