Пирамида потребностей по Маслоу.
Теория потребностей по Маслоу — это одна из самых важных теорий потребностей, которую обязательно должен знать менеджер по продажам. Пирамида потребностей А. Маслоу объясняет поведение и действия людей при покупке.
Когда вы научитесь понимать мотивацию по Маслоу, сможете ее применять на практике, в этом случае она станет ключом понимания желаний ваших покупателей и вы сможете грамотно влиять на решение покупателя сделать покупку.
По мнению разработчика данной теории Абрахама Маслоу, каждый человек в разные периоды своей жизни нуждается в удовлетворении следующих потребностей:
- Потребности 1 уровня. Биологические (потребности выживания в еде, питье, тепле, сне, жилье, финансовом доходе).
- Потребности 2 уровня. Потребность в безопасности и надежности (стабильном доходе, обеспечение безопасности накопленных материальных ценностей).
- Потребности 3 уровня. Потребность принадлежать к выбранной социальной группе
- Потребности 4 уровня. Потребность в признании и уважении окружающих. Взрослые уже не могут открыто заявить: » Посмотрите на меня, какой я молодец!», и для этого покупают дорогую одежду, аксессуары, машины, ездят отдыхать в экзотические страны, а затем всем знакомым рассказывают о своих успехах.
- Потребности 4.1 уровня. Потребность в самоуважении (чувстве идентичности). Выделяю этот уровень потребностей специально для менеджеров по продажам, хотя в обычной классификации его выделяют редко. Для человека (менеджера по продажам) очень важно получить одобрение своих действий у окружающих, прежде, чем он сможет уважать себя. Иногда продавцы отказываются от невыгодной, по их мнению, продажи для покупателя, стараясь заполучить его уважение. Такое поведение может быть чревато для менеджера, если у покупателя все же появится потребность в покупке. Поэтому очень важно верить в необходимость вашего товара для покупателя, верить в себя!
- Потребности 5 уровня. Потребность в самовыражении (самоактуализации). Такая потребность возникает, когда человек находится на пике своей жизни, когда он уже прошел все уровни потребностей, многого добился, состоялся, реализовался, он полон позитива и оптимизма, он чувствует, что сполна реализовал свой природный потенциал.
Кстати, есть альтернативная точка зрения на пирамиду потребностей Маслоу, которая объясняет жизненные успехи человека:
Для чего же она нужна эта пирамида потребностей Маслоу, спросите вы?
А вот для чего. Любая реклама, любые маркетинговые акции и распродажи таких товаров, как еда, одежда, лекарства, недвижимость, основаны на биологических потребностях покупателей (1 уровень). К потребности в безопасности (2 уровень) обращается реклама страховых компаний, банков, охранные фирмы. Потребность в достижениях (3 уровень) основная для покупателей книг, газет, слушателя курсов и семинаров. Потребности 4 уровня мы сможем удовлетворить, купив дорогой автомобиль, эксклюзивное украшение, апартаменты. Как ни странно, потребность 5 уровня в самовыражении могут удовлетворить только благотворительность, волонтерство, помощь своему городу, стране или другим людям.
А теперь, как говорится, для чистоты эксперимента, постарайтесь определить, на каком уровне потребностей находитесь вы сами в настоящий момент времени…
Ну как, получилось?
Теперь благодаря пирамиде потребностей Маслоу вы сможете понять своего покупателя: что является его главным мотивом при покупке и потребности какого уровня удовлетворяет тот товар, который вы продаете. Опять же, товар, который вы продаете, должен удовлетворять потребности покупателя именно сейчас, именно в настоящий момент, решать сегодняшние проблемы, а не быть полезным когда-то в будущем.
Как применяется такая пирамида в продажах, а точнее в технике СПИН, расскажет этот познавательный тренинг Александра Ерохина:
Следующие статьи курса:
Курс менеджеров по продажам Главная страница
Урок на тему «Потребности, их виды. Пирамида Маслоу» (5-6 класс)
Тема урока: Потребности, их виды, классификация потребностей
Цель урока: сформировать понятие «потребности», познакомить учеников с классификацией потребностей.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся характеризовать иерархию потребностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия, применять полученные знания и умения.
Метапредметные:
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позиции в коммуникации, участвовать в обсуждении проблем;
регулятивные: формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки самостоятельно;
познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; давать определения понятиям.
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируя и характеризуя эмоциональное состояние и чувства окружающих, строя свои взаимоотношения с их учетом.
Ход урока:
Организационный момент.
Мотивационно- целевой этап
Спросили как- то трех каменщиков, работающих на стройке: что вы делаете? Ответ первого был таков6 «Я таскаю тяжелые камни». Второй сказал: «Я зарабатываю на хлеб для себя и своей семьи». А третий произнес: «Я строю храм».
Вопрос:
— Как вы поняли смысл этого рассказа?
3. Актуализация знаний:
— Кто такой потребитель? (определение)
— Зачем изучать права потребителя?
4. Мотивация учебной деятельности:
— Потребитель живет, потому что он покупает товары?
— Все потребители покупают одинаковые товары?
— Какими услугами пользуется потребитель? Они тоже у всех одинаковые?
Сегодня мы с вами поговорим о потребностях.
5. Изучение нового материала
1. Какие бывают потребности.
Человеку постоянно чего- то не хватает, т. е. люди испытывают постоянно потребности в чем-то. Потребность-состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Потребность это — надобность, нужда в чём-нибудь, требующая удовлетворения. (запись в тетрадь)
Вопрос к классу
— Как вы думаете, отчего у человека появляются потребности?
-Вспомните и назовите потребности современного человека в чем-либо, о которых в прежние времена никто и мечтать не мог
— Как вы думаете, будет ли человек удовлетворен теми достижениями, которые у него имеются?
Мы выяснили, что меняется мир, меняются и потребности людей. Потребности заставляют человека действовать.
Предположим, вы узнали о новой модной компьютерной игре. Что вы предпримите, чтобы стать ее участником?
— А какие потребности есть у вас?
Этот небольшой опыт убедил нас в том, что потребностей у человека огромное количество. Но все потребности можно распределить по группам.
Работа в группах
Социальные
Духовные
Потребности в познании мира, получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты. Это стремление выразить творческую активность. Духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека
Творческое задание: предлагаю сыграть в игру, которая поможет нам понять, насколько хорошо вы усвоили виды потребностей. Я зачитываю вам строчки из разных стихотворений, а вы должны назвать потребности, описанные в них.
Сам себя жалею! А. Барто
( Потребность в медицинской помощи — социальные потребности)
В коридоре, в классе ли
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел
А. Барто
( Потребность в ремонте — материальные потребности)
Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорки в дневнике. С. Михалков
( Потребность в образовании — духовные потребности)
Муха, муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар. К. Чуковский
( Потребность в покупке посуды — материальные потребности)
Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши-
Каша тоже не во вред! С. Михалков
( Потребность в пище — биологические потребности)
У далекой у заставы
Часовой в лесу не спит.
Он стоит-
Над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьем границу
Переходят облака. С. Михалков
( Потребность в безопасности — социальные потребности)
Сделать хотел грозу,
А получил козу,
Розовую козу
С желтою полосой. Л.Дербенев
( Потребность в творчестве — духовные потребности)
У всесторонне развитого человека представлены все потребности. На основе потребностей возникают интересы. Когда у человека есть интересы, он испытывает полноту и счастье жизни.
Удовлетворение потребностей — это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Даже действия, на первый взгляд не приносящие никакой пользы человеку, на самом деле имеют причины. Например, милостыня для того, кто ее дает, является удовлетворением его высших духовных потребностей в помощи и сострадании. Человек без потребностей мертв.
6. Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслоу (Maslow), современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и человек должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.
Представьте себе: Вы страдаете от жажды, а в это время вам рассказывают о перспективах нанотехнологий. Вы не спали двое суток, а вас приглашают в кино. Вы хотите есть, а вас тянут в консерваторию. Мы испытывает дискомфорт и раздражение от того, что наши актуальные потребности игнорируются. Остальные потребности отступают на второй план как менее актуальные: когда утолим жажду, сможем воспринимать информацию, а, выспавшись, с удовольствием поужинаем.
Физиологические потребности – это потребности человека в пище, дыхании, жилище, движениях, отдыхе, предохранение себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода, дождя и так далее).
Потребности в безопасности выражают стремление сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от стихийных бедствий. Сюда же можно отнести физическую безопасность – потребность в хорошем здоровье, безопасность на улицах, отсутствие войн и конфликтов.
Так же сюда относится и экономическая безопасность – потребность в работе, желание иметь постоянный заработок.
Социальные потребности (потребность к принадлежности к какой-то группе) свидетельствуют о том, что человек – существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Мы желаем дружить, любить, общаться, заботиться о других людях, помогать близким. Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим.
Потребности в уважении и признании, напротив, показывают, что человеку присуще свойство выделяться чем-либо, обгонять других, обращать на себя внимание, желание получить более высокий статус, престиж, признание.
Духовные потребности (потребность в самореализации) – это стремление выразить через творческую активность все, на что способен человек, то есть самореализоваться. Духовные потребности многообразны и очень важны для человека.
Мы ощущаем потребности, когда они не удовлетворены.
У взрослых, если 4 ступени удовлетворены, а 5-я нет, то может возникнуть беспокойство, неудовлетворенность, что человек занимается не тем, что нужно, отсюда – алкоголизм, наркотики, язва.
А может ли потребность быть разрушительной? (покурить, подраться)
Выполнение заданий 3.
7. Рефлексия
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?
— Что было самым важным на уроке?
8. Подведение итога урока
Проверим себя и выполним несколько задание 4.
Женщина в пирамиде потребностей Маслоу, и мои потребности заодно
Прочла статью «Женщины и пирамида потребностей Маслоу». Хорошая статья, на мой вкус, написано несколько коряво, но подробно, охватывает многие актуальные проблемы. Пока разбирается первая часть: физиологические потребности. Разбирается хорошо: действительно, культурные установки таковы, что ради соответствия им женщины должны поступаются своими базовыми физиологическими потребностями — ограничиватют себя в питании, телесном комфорте, бытовом комфорте, не хватает времени на сон. В естественных нуждах упомянуто выведение отходов, но не упомянута менструация, которую тоже предписывается скрывать и считать чем-то ужасным:)) В «половом влечении» поднимается скорее проблема недостатка нужного женщинам секса (отличающегося от того, который моден и нужен мужчинам), и не упомянута другая, очень важная проблема — то, что женщинам приходится терпеть секс, который нам неприятен, зачастую болезненный. Насколько вреден для женского здоровья такой секс — от заметных травм до постепенно развивающихся заболеваний и ухудшения общего состояния. Кстати, мастурбацию тоже стоит упомянуть — как эффективный и безопасный способ разрядки, который тоже пытаются табуировать (иногда), и почти всегда — обесценить, выставить как жалкую подделку под великий и ужасный «впихивающий» секс.А ещё я не согласна с наездом на вегетарианство — как раз большое количество мяса в рационе приводит к проблемам со здоровьем, а не наоборот.
Я раньше часто проходила тест на потребности Маслоу, и другим давала. У этой пирамиды есть свои огрехи, но в целом я считаю её верной. Захотелось опять тест пройти, тем более, несколько лет я этого уже не делала. Однако с той поры результаты мои мало изменились:)
Я проходила тест обычно в виде 15-и вопросов, которые нужно поэтапно сравнивать между собой.
«Я хочу…»
- Добиться признания и уважения
- Иметь теплые отношения с людьми
- Обеспечить себе будущее
- Зарабатывать на жизнь
- Иметь хороших собеседников
- Упрочить свое положение
- Развивать свои силы и способности
- Обеспечить себе материальный комфорт
- Повышать уровень мастерства и компетентности
- Избегать неприятностей
- Стремиться к новому и неизведанному
- Обеспечить себе положение влияния
- Покупать хорошие вещи
- Заниматься делом, требующим полной отдачи
- Быть понятой другими.
Таким образом, определяется уровень пяти потребностей конкретной человека, то есть:
- Физиологические потребности (п 4,8,13)
- Потребность в безопасности (3,6,10)
- Потребность в межличностных связях (2,5,15)
- Потребность в признании и уважении (1,9,12)
- Потребность в саморазвитии и самореализации (7,11,14)
У меня обычно была наиболее развита пятая потребность, и сейчас результаты текста показали то же самое. 33 балла. Перед пунктами 7 и 11 отступает всё. В конкурентной борьбе между двумя этими пунктами победил пункт 11 — узнавать новую информацию, ощущения, расширять картину мира, рвать шаблоны мировоззрения — это самое интересное, что есть в жизни. И пункт 7 — уметь, делать что-то новое, интересное — важно, быть сильной (с разных точек зрения) — тоже важно.
Пункт 11 важен и потому, что реально эта потребность слабо удовлетворена — в жизни как-то очень обычно всё, очень стандартно, выйти за рамки мешает отсутствие возможностей, информации, недостаток ресурсов, комплексы, страхи. Тем не менее, по мере возможностей стараюсь находить что-то незнакомое, ненормальное, удивительное. Это раскрывает, расширяет, делает счастливее.
Дальше у меня идёт третья потребность — 25 баллов. Она довольно неоднозначна и включает в себя несколько категорий. Например, в другом тесте она называется «принадлежность к обществу и востребованность». Это для меня как раз не очень важно, хотя принадлежность к определённым социальным группам — феминисткам и асексуалкам — важна, но в целом я скорее индивидуалка, а не общественная человек. Сильно у меня развита и совершенно не удовлетворена потребность в доверительном общении, а также потребность в интересных беседах. Поэтому рулит пункт 5, он у меня уступил только пунктам 7,9, и 11. В подавляющем большинстве разговоров темы достаточно попсовые и точки зрения довольно банальные. А если даже попадается что-то интересное, то меня обычно воспринимают как свободные уши, и жилетку ещё. Впрочем, жилетка — отдельная тема, это обычно жалобы на личные отношения и внешность, в которых нет совершенно ничего интересного. «Уши» заключаются в том, что я интересуюсь чьими-то мыслями или фактами биографии, а вот моими почему-то не интересуется никто. Я в этом вижу фрагмент общей дискриминации женщин — интерес обычно исходит снизу вверх, то есть женщины интересуются мужчинами. Мужчины не интересуются женщинами (интерес как к куску мяса меня, пардон за тавтологию, не интересует), и женщины тоже не интересуются женщинами. Бывают исключения — если женщина имеет статус, авторитет разного уровня в какой-то теме. Я таким авторитетом не обладаю и не особо хочу, потому что не нравится способ его приобретения — для этого нужно быть достаточно авторитарной и категоричной, уделять внимание самопиару. Плюс отсутствие интереса, и, можно сказать, пренебрежение к темам, которые считаются почему-то женскими, а на самом деле представляют собой обслуживание мужчин.
Также очень не хватает доверительного общения и эмоциональной близости. Начнём с того, что с человеком, который тобой не интересуется, этого всего просто быть не может. Плюс очень распространено психологическое насилие — многие (мужчины значительно больше) по мере сближения это насилие почему-то увеличивают, а не уменьшают. Происходит снижение самоцензуры, стирание рамок вежливости, по принципу «своя, простит». Такое рода насилие обычно характерно для мужского гендера, а для женского тоже стираются рамки вежливости, но в другом смысле — той самой жилетки. Малознакомую женщину неудобно грузить своими проблемами, а если это подруга — считают, что можно эксплуатировать в хвост и в гриву. При этом (у мужского гендера больше) отсутствие эмпатии и понимания.
Это наконец-то привело нас к пункту 15. В какой-то момент мне стал очень важен этот пункт. Но он не панацея — если люди тебя понимают, это совершенно не означает, что они будут делать то, что тебе нравится. Иногда они даже могут использовать это понимание против тебя. Или просто не использовать. Впрочем, если человек приложила некоторые усилия, чтобы тебя понять (именно понять, а не приклеить какой-то ярлык) — это уже говорит об определённом интересе.
Четвёртая потребность у меня доминировала, когда я первые разы проходила этот текст. Тогда я была очень карьерно-ориентирована, хотелось стать профессионалкой, руководительницей. Сейчас у меня эта потребность вроде заняла третье место, и я ощущаю некоторое её присутствие, но значительно меньше, чем раньше. Тут подвох в пункте 9 — он для меня не относится к 4-ой потребности, а значит примерно то же, что и пункт 7, т.е. относится к потребности №5, и частично к первой — уровень мастерства и компетентности означает возможность для заработка. Или для других важных, но неоплачиваемых дел. Поскольку пункт 9 занимает у меня 12 баллов из всех 22-х, я считаю свою потребность в признании очень умеренной сейчас.
Повысились физиологические потребности, и это значит, что жизнь на грани нищеты меня несколько подзадолбала. Формально по баллам они оказались на четвёртом месте, но, учитывая косяк с «признанием и уважением», их можно поставить на третье место. Здесь, опять же, имеет место некая подмена понятий — вопросы скорее про материальный комфорт, который у меня не совсем комфорт, а не физическое состояние тела — тут раз как более-менее всё в порядке.
Самой низкой у меня всегда была потребность в безопасности. Это странно, с одной стороны, потому что я всё время чего-нибудь боюсь — у меня разные фобии, фоновое тревожное состояние. С другой стороны, у меня всё завязано на страхе смерти, а тут два вопроса про долгосрочную материальную обеспеченность, и вопрос №10, который вообще у меня аллергию вызывает. Строить жизнь на избегании, фактически, постоянно спасаться от потенциальных опасностей — нет, предпочитаю рисковать, но жить. С одной стороны, я ярая апологетка личных границ, закрытия их для того, что не угодно, тех, кто не угоден; а с другой стороны, я живу очень открыто, фактически без личного — у меня нет секретов и нет даже подзамочных постов. Хотя сейчас вроде много уже взаимных друзей, но всё-таки я предпочитаю транслировать свою позицию более широко, из-за этого приходится терять время на очистку от троллей, но их комментарии не настолько болезненны, чтобы закрываться.
Нынче я обнаружила новый вариант теста на потребности, он даже есть в автоматическом варианте здесь. Более простой, хотя по мне, более примитивный, и забавно, что в результатах физиологические потребности вообще отсутствуют, есть только четыре.
Презентация на тему «Потребности и мотивация ребенка» (в соответствии с пирамидой Маслоу)
Потребности ребенка
(в соответствии с пирамидой потребностей по А. Маслоу)
Наши потребности заменяют друг друга по значимости. И более высокие нужды меркнут, пока не удовлетворены основные. Этот факт говорит о том, что все наши желания, а вернее потребности, стоят в четкой иерархической последовательности. Понять какая потребность способна лишить нас сил, а без какой мы прекрасно обойдемся можно с помощью пирамиды потребностей Абрахама Маслоу.
Пирамида потребностей Маслоу — визуальное представление потребностей человека в образе иерархической пирамиды. Основана на трудах Абрахама Харольда Маслоу, американского психолога, основоположника гуманистической стихологии.
Согласно А. Маслоу, человеческие потребности имеют уровни от более простых к более высоким, и стремление к более высоким потребностям, как правило, возможно и возникает только после удовлетворения потребностей более низкого порядка, к примеру, в еде и безопасности.
Иерархия фундаментальных потребностей по Маслоу
В своей работе «Мотивация и личность» (1954) Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Пирамида следующая:
1. Физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)
Физиология – низменные потребности тела, направленные на его жизнедеятельность (голод, сон, половое желание и др.)
2. Потребность в безопасности (стабильность, порядок, зависимость, защита, свобода от страха, тревоги и хаоса)
Безопасность – потребность быть уверенным, что жизни ничего не угрожает.
3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, свой круг, референтная группа)
Социальность – потребность в контакте с окружающими и своя роль в социуме (дружба, любовь, принадлежность к определенной народности, возможность испытывать взаимные чувства…)
4. Потребность в уважении-признании (уважаю себя я, уважают меня другие, я известен и нужен. 1: я достигаю, 2: престиж и репутация, статус, слава)
Признание – уважение, признание социумом успешности человека, полезности его роли в жизни такого социума.
5. Потребность в самоактуализации (развитие способностей. Человек должен заниматься тем, к чему у него есть склонности и способности) Я – потребность в самореализации, самоактулизации, высшая миссия своего существования, духовная потребность, самая высшая роль человека в человечестве, понимание своего смысла существования…
Можно рассмотреть в какой период жизни ребенка он проходит определенные ступени пирамиды:
1 и 2 ступень (физиология и безопасность): это первые годы младенца – все его потребности ограниченны едой и присутствием мамы.
3 и 4 ступень (социальные потребности и признание): ребенок уже подрос — все внимание вызывает на себя; желает, чтоб с ним уже считались.
5 ступень (Я — самоактулизация): подростковый период – максимализм, поиски – зачем я живу.
По мнению А. Маслоу, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей.
Классификация потребностей
Пирамида потребностей человека по Маслоу основана на тезисе о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и насущности их удовлетворения для человека. Рассмотрим их начиная с самой низшей.
1. Первая ступень — физиологические потребности. Человек не богатый и не имеющий многих благ цивилизации согласно теории Маслоу будет испытывать нужды, прежде всего, физиологического характера. Согласитесь если выбирать между нехваткой уважения и голодом, в первую очередь вы утолите голод. Также к физиологическим потребностям относятся жажда, потребность во сне и кислороде, а также половое влечение.
2. Вторая ступень – потребность в безопасности. Хорошим примером здесь служат грудные дети. Еще не имея психики, малыши на биологическом уровне после удовлетворения жажды и голода ищут защиты и успокаиваются, лишь чувствуя рядом тепло матери. Во взрослой жизни происходит то же самое. У здоровых людей потребность в безопасности проявляется в мягкой форме. Например, в желании иметь социальные гарантии при трудоустройстве.
3. Третья ступень — потребность в любви и принадлежности. В пирамиде человеческих потребностей Маслоу после удовлетворения нужд физиологического характера и обеспечения безопасности, человек жаждет тепла дружеских, семейных или любовных отношений. Цель найти такую социальную группу, которая удовлетворит этим потребностям, является у человека самой важной и значимой задачей. Стремление преодолеть чувство одиночества, по мнению Маслоу стало предпосылкой для появления всевозможных кружков и клубов по интересам. Одиночество способствует социальной дезадаптации человека, и возникновению серьезных болезней психики.
4. Четвертая ступень — потребность в признании. Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств. Потребность в признании у Маслоу разделятся на стремление человека к достижениям и репутации. Именно достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию, человек становится уверенным в себе и в своих силах. Неудовлетворение этой потребности, как правило, приводит к слабости, депрессии, чувству уныния, которые могут привести к необратимым последствиям.
5. Пятая ступень – потребность в самоактуализации (она же самореализация). Согласно теории Маслоу — эта потребность является высшей в иерархии. Человек чувствует нужду в совершенствовании только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.
В этих пяти пунктах заключается вся пирамида, то есть иерархия потребностей Маслоу. Как отмечал сам создатель теории мотивации, эти ступени не настолько стабильны как кажется. Встречаются люди, порядок нужд которых является исключением из правил пирамиды. Например, для кого-то самоутверждение важнее, чем любовь и отношения. Посмотрите на карьеристов, и вы увидите, насколько распространен подобный случай.
Пирамиду потребностей Маслоу оспаривали многие ученые. И дело здесь не только в нестабильности созданной психологом иерархии. В нестандартных ситуациях, например во время войны или в крайней нищете люди умудрялись создавать великие произведения и совершали героические поступки. Таким образом Маслоу пытались доказать что даже не удовлетворив свои базовые и основные потребности люди реализовали свой потенциал. На все подобные нападки американский психолог отвечал лишь одной фразой: «Спросите у этих людей, были ли они счастливы».