Восприятие функции в психологии: Основные функции восприятия

Автор: | 14.02.2021

Содержание

Основные функции восприятия

  • 1. Ориентационная функция. Создавая образы предметов и явлений, непосредственно действующих на органы чувств, восприятия в окружающей его среде.

  • 2. Регулирующая функция: обработанная восприятием информация позволяет управлять деятельностью.

  • 3. Структурно-содержательная: восприятие является основной для ряда психологических процессов (мышление, представление, воображение).

  • 4. Экономическая функция: восприятие обеспечивает “пристрастное” видение окружающего мира, являющееся в зависимости от поставленной цели, что позволяет эффективно осуществлять деятельность и сберегать психологические ресурсы.

  • 5. Участие в обеспечении целостности личности: образы восприятии связаны с прошлым опытом и отражают не явления, которые существуют в настоящем, выделяя в них аспекты значимые для будущего.

  • Классификация мышления.

  • 1. Виды мышления по форме / генетическая характеристика:

  • а) наглядно- действительное.

  • б) наглядно – образное,

  • в) абстрактно – логическое.

  • 2. Виды мышления по степени новизны и оригинальности:

  • а) репродуктивное (воспроизводящее),

  • б) продуктивное (творческое).

  • 3. Виды мышления по характеру решаемых задач:

  • а) теоретическое, с его помощью решаются теоретические задачи.

  • б) практическое/ эмпирическое, позволяющее решать практически.

  • 4. Виды по степени развернутости:

  • а) дискурсивное (развернутое, структурированное, осознанное)

  • б) интуитивное (малоосознаваемое, отсутствует четкая структуризация, протекает быстро).

  • 5. По вкладу каждого полушария в мыслительную деятельность:

  • а) правополушарное мышление,

  • б) левополушарное мышление.

  • Функции воображения.

  • Будучи психологическим явлением, воображение выполняет определенные психические функции. К основным функциям воображения можно отнести:

  • Планирование и программирование деятельности.

  • Формирование внутреннего плана человеческой деятельности.

  • Произвольная реализация познавательных процессов и состояний человека.

  • Регулирование эмоций человека.

  • Представление действительности в образах и составлении возможности пользоваться ими, решая задачи.

  • Механизмы синтеза представлений в процессах воображения:

  • а) агглютинация – соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

  • б) гиперболизация (акцентирование) – увеличение или уменьшение предмета и его частей;

  • в) заострение — подчеркивание каких-либо признаков;

  • г) схематизация – сглаживания различий предметов и выявление черт сходства между ними;

  • д) типизация – выявление существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощении их в конкретном образе.

  • Внимание

  • Качества внимания.

  • Внимание обладает рядом свойств, или качеств, характеризуют его. К таким свойствам относят:

  • Активность, связь с волевой регуляцией, в соответствии с этим качеством различают

  • а) произвольное (зависит от воли) внимание;

  • б) непроизвольное (независимое от воли) внимание.

  • Направленность,

    определяющая на какой мир внешний или внутренний преимущественно направлено внимание.

  • а) внешнее внимание адресовано раздражителям внешнего мира;

  • б) внутреннее направлено в явлениям, не связанным с наличными раздражителями.

  • Широта. Эта характеристика является не только количественной, но и качественной. Она включает показатели

  • а) объема, т.е. количество объектов, которые могли быть охвачены вниманием одновременно и

  • б) распределение (возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов).

  • Переключаемость есть намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Различают две разновидности переключаемости

  • а) легкая переключаемость, когда сознание без особых усилий переводится с объекта на объект, что позволяет быстро и качественно осуществлять деятельность;

  • б) трудная переключаемость, при которой отмечаются застревания сознания на объектах, способах деятельности, отдельных образах или частях объекта.

  • Интенсивность, или концентрация.

  • Концентрация – степень сосредоточения внимания на объекте. Концентрация на объекте может быть

  • а) высокой, т. е. человек сосредоточил все свое внимание на одном явлении или событии и практически не замечает окружающего;

  • б) низкой, при которой степень сосредоточения на явлении незначительна.

  • Устойчивость. Устойчивостью называют длительность сосредоточения внимания на объекте. В соответствии с данной характеристикой внимание может быть охарактеризовано как

  • а) устойчивое, длительное сосредоточение на явлении, предмете, образе; б) неустойчивое, где время рассмотрения психического явления непродолжительно, и внимание переходит от одного объекта к другому помимо воли самого человека.

  • Определение, функции восприятия — КиберПедия

    Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

    Восприятием –называют психический процесс отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент.

    Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

    Помимо ощущений в процессе восприятия задействованы прошлый опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, и психические процессы более высокого уровня (память, мышление). В процесс восприятия включены двигательные компоненты: ощупывание предметов и движение глаз; пропевание звуков или проговаривание речевых форм; принюхивание и пр. Направляется восприятие мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

    ФУНКЦИИ ВОСПРИЯТИЯ.

    Восприятие выполняет отражательную и регулятивнуюфункции.

    Отражательная – обеспечивает ориентировку в окружающем мире;

    Регулятивная – регулирование поведения и деятельности в объективных условиях среды и субъективными потребностями субъекта.

     

    Физиологические основы восприятия

    Восприятие возникает как результат одновременно действующих комплексных раздражителей и функционирует как следствие осуществляемой тогда же согласованной деятельности нескольких анализаторов, которая протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

    Возбуждения улавливаются органами чувств и передаются в нейроны-детекторы соответствующих мозговых центров анализаторов. Одновременное или последовательное возбуждение этих мозговых отделов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к сложным интегративным нервным процессам.

    По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.



    Нейроны-детекторы –высокоспециализированные нервные клетки, способные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель.

    «Рефлекс на отношение» —физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеют качество раздражителей и особенности отношений между ними.

    В результате в мозге формируется отчетливый образ, полученный в результате анализа одновременного воздействия многочисленных раздражителей.

     

    Классификация видов восприятия.

    1. ПО АНАЛИЗАТОРАМ ВЫДЕЛЯЮТ:

    · Зрительное

    · Слуховое

    · Осязательное

    · Обонятельное

    · Вкусовое

    2. ПО ХАРАКТЕРУ АКТИВНОСТИ:

    · Непроизвольное

    · Произвольное

    3. ПО СТЕПЕНИ ОРГАНИЗОВАННОСТИ:

    · Неорганизованное

    · Организованное (наблюдение)

    4. ПО ХАРАКТЕРУ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ:

    · Симультанное – развернутое в пространстве, одномоментное, обобщенное, целостное. Например, целостное восприятие лектором всей аудитории при чтении лекции.

    · Сукцессивное – развернутое во времени, поэтапное наблюдение. Например, поиск ошибок при проверке диктанта.

    5. ПО ФОРМАМ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ:

    · Восприятие пространства

    · Восприятие времени

    · восприятие движения

    6. ПО ОБЪЕКТУ ВОСПРИЯТИЯ:

    · Восприятие предметов

    · Восприятие речи

    · Восприятие человека

    · Восприятие музыки

    · Восприятие ситуаций и т. п.

    ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ.

    Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные их

    свойства.

    Избирательностьвосприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.

    Предметностьвосприятия отражает возможности человека реагировать на воздействия конкретных предметов окружающей действительности, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.



    Апперцепцияэто зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

    Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них, воспринимая предметы, человек выражает свое отношение к ним.

    Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т.д. благодаря осознанию человеком сущности и значения предметов становится возможным и целенаправленное их использование.

    Константность восприятия – это постоянство в восприятии, которое обусловлено знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

    Целостностьвосприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

     

     

    Лекция 5. Внимании

    1. Определение, критерии, функции внимания

    2. Физиологические основы внимания

    3. Свойства внимания

    4. Виды внимания

    Восприятие: определение, свойства, функции, виды.

    Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.

    Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта. Ошибочно полагать, что восприятие является простым суммированием отдельных ощущений. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

    К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

    Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия, возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. Возможность предметного восприятия обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента. Так, услышав звук или почувствовав запах, мы совершаем определенные ориентировочные движения в отношении источника раздражения.

    Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта.

    С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты.

    Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

    Восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. При восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.

    Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как мы уже говорили, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

    Активность (или избирательность) заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.

    В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

    Обычно восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов и в результате возникают сложные виды восприятия.

    Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

    Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается. Это происходит, когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильно интерпретируем получаемые сигналы. Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия.

    Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

    Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

    Понятие восприятия, свойства и виды восприятия — Студопедия

    Восприятие (перцептивный процесс) – это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.

    В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в единый образ, но и осмысливаем этот образ, привлекая прошлый опыт, т.е. восприятие неразрывно связано с памятью и мышлением.

    Виды восприятия.

    В зависимости от доминирующего анализатора выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое. Во всех видах восприятия в той или иной степени всегда участвуют двигательные ощущения.

    Также выделяют восприятие преднамеренное (например, при наблюдении) и непреднамеренное.

    Основой еще одного типа классификации являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

    Восприятие пространства – необходимое условие ориентировки человека. Оно включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления. Восприятие не всегда дает нам адекват­ное отражение предметов объективного мира, в литературе описаны многочис­ленные факты и условия ошибок в восприятии, главным образом зрительные иллюзии.


    Восприятие времени – отражение объектив­ной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, вос­приятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Восприятие продолжительных периодов времени в значитель­ной степени определяется характером переживаний. Так время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной дея­тельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмо­ционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные — субъек­тивно несколько растягивают временные промежутки.

    Восприятие движения – отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление.



    4. Свойства восприятия.

    Наиболее важные особенности восприятия — предмет­ность, целостность, структурность, константность и осмыс­ленность.

    Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожден­ным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Се­ченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечиваю­щих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.

    Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной инфюрмации до целостного образа конкрет­ного предмета.

    С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринима­ем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, ко­торая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слу­шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву­чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с кото­рым мы столкнулись в реальном мире.

    Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме­нении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомо­биль воспринимается как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изо­бражение, когда мы стоим возле него.

    Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы восприни­маем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

    Восприятие зависит не только от характера раздраже­ния, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности чело­века. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.

    Огромную роль в апперцепции играют знания человека, предшествующий опыт, прошлая практика.

    Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком зада­чей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

    Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя воспри­ятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незна­комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воз­действующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилуч­шего толкования имеющихся данных.

    Активность (или избирательность) восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

    Все свойства восприятия приобретаются нами при жизни (прозревшие в зрелом возрасте люди так и не могут пользоваться всеми возможностями зрения).

    Вопрос 2. Функции восприятия

    Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов. Восприятие есть результат деятельности системы анализаторов; оно предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных, наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных признаков. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов: величина предмета, вес, форма, другое, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса. Восприятие делает возможным создание интегральной картины мира в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. Результатом восприятия является образ предмета.

    Вопрос 3. Свойства восприятия

    Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей называется апперцепцией.

    Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

    Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

    Обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов.

    Константность – относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет размеры, форму, цвет предметов независимо от условий их восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).

    Осмысленность – связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.

    Избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

    Также у процесса восприятия есть свойства, определяющие его продуктивность: объем восприятия – количество объектов, которое человек может воспринять в течение одной фиксации или единицы времени; быстрота, или скорость, восприятия – время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления; точность– соответствие возникшего образа воспринимаемому предмету; полнота– степень такого соответствия; надежность– вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени.

    Вопрос 4. Индивидуальные особенности восприятия

    1. Люди отличаются по характеру приема информации. Есть целостный (синтетический) тип восприятия, для которого характерна ориентированность на суть, смысл, обобщение, а не детали. Детализирующий (аналитический) тип восприятия ориентирован на детали. Наиболее продуктивно сочетание двух этих способов.

    2. Люди отличаются по характеру отражения получаемой информации. Описательный тип ориентирован на фактическую сторону информации, человек отражает то, что видит, слышит, читает, часто не вникая в смысл. Объяснительный тип старается найти общий смысл информации. Лучше всего – сочетание типов.

    3. Люди отличаются по характеру особенностей самой личности. Объективный тип восприятия ориентирован на точность восприятия. У субъективного типа восприятие подчинено субъективному отношению к информации, пристрастной оценке. Это часто встречающийся житейский тип восприятия.

    Основные функции ощущений

  • Классификация ощущений

  • Ощущения классифицируются по принципу модальности, взаимодействию рецепторов с раздражителями, месту расположения рецепторов.

  • I. По ведущему анализатору (по модальности)

  • — зрительные, — обонятельные, — слуховые, — вкусовые, — осязательные, — мышечно-суставные,

  • — температурные, — болевые, — органические, — статико-кинетические.

  • II. По расположению рецепторов:

  • — экстерорецептивные, расположенные в местах контакта с внешней средой;

  • — проприоцептивные, расположенные мышках, суставах;

  • — интрорецептивные, расположенные во внутренних органах.

  • III. По взаимодействию рецепторов с раздражителями

  • — дистантные, воспринимающие сигналы от источников, находящихся на расстоянии от самого рецептора;

  • — контактные, отражающие сигналы от раздражителей при их непосредственном контакте с анализатором.

  • Основными свойствами восприятия можно считать:

  • 1. Осмысленность и обобщенность /Воспринимая предметы и явления, человек осознает, понимает, то, что воспринимается.

  • 2. Предметность восприятия./Психические образы осознаются человеком как реальные объекты, обладающие объективными свойствами.

  • 3. Целостность./Восприятие есть всегда целостный образ, где свойства предметов находятся в постоянной устойчивой зависимости. В восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления.

  • 4. Структурность./Восприятие непростая сумма ощущений. Мы воспринимаем абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру: отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления.

  • 5. Избирательность/Проявляется в преимущественном выделении одних субъектов по сравнению с другими, и из бесчисленных окружающих человека предметов и явлений он выделяет в данный момент лишь некоторые из них, что зависят от потребностей, интересов, деятельности субъекта.

  • 6. Контантность/Мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по цвету, форме, фактуре, величине в разных условиях: при различной освещенности, разного расстояния, разных точек зрения. Объективные качества предметов воспринимаются в неизменном виде.

  • Физиологические основы восприятия

    Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.

    1. Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и в кору головного мозга; далее оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств — механизм возникновения ощущений.

    2. Физиологические механизмы восприятия включаются, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира — перцептивные зоны. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон. Например, при нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает так называемая центральная слепота, т. е. при полной исправности периферии — органов чувств — человек полностью лишается зрительных ощущений; при поражениях или нарушении работы интегративной зоны человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не понимает, что он видит.

    3. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями.

    4. Восприятие является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия раскрыл И. П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира.

    5. Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов:

    • образуемые в пределах одного анализатора — при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности; например, мелодия — своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор как один сложный раздражитель.

    • межанализаторные — образуемые при воздействии комплексного раздражителя, — это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И. М. Сеченов объяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинестетических, осязательных и т. д.).

    Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

    8.3. Основные свойства и виды восприятия

    К основным свойствам восприятия следует отнести:

    • предметность,

    • целостность,

    • структурность,

    • константность,

    • апперцепция,

    • осмысленность,

    • активность.

    Предметность восприятияэто способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом.

    К моторным компонентам относятся: движение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, прослеживающего видимый контур; движения гортани, воспроизводящие звук, и т. д.

    Целостность. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

    Структурность. Восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например: мелодия. Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.

    Константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

    Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные.

    • Константность восприятия цвета — относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.

    • Константность восприятия величины предметов — относительное постоянствовидимой величины предметов при их различной удаленности. Рост одного и того же человека с расстояния 3,5 и 10 метров воспринимается нами как неизменный, хотя величина изображения этого человека на сетчатке глаза в зависимости от удаленности будет различной.

    • Константность восприятия формы предметов — относительная неизменность восприятия предметов при изменении их положения. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется, однако благодаря движению глаз по контурным линиям предметов и выделению характерных сочетаний контурных линий, известных нам по прошлому опыту, форма воспринимаемого предмета для нас остается постоянной.

    Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

    Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека.

    Апперцепция- зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. При восприятии активизируется прошлый опыт, поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

    На точность, ясность и содержание восприятия оказывают значительное влияние:

    • знания и опыт,

    • поставленная задача,

    • мотивы деятельности,

    • интересы и направленность.

    Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.

    Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например: установки у работников аэропортов; эмоциональная окраска воспринимаемой информации у матери спящего ребенка — может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.

    Ошибочное (ложное) или искаженное восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

    Осмысленность. Не смотря на то, что восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека тесно связано с мышлением — сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

    Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой:

    • I этап — происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

    • II этап — поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.

    • III этап — отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.

    • IV этап — формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

    Восприятие — это в значительной степени интеллектуальный процесс.

    Активность (или избирательность). В любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.

    Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной. Воспринимается или речь лектора, или текстовое содержание книги, т.к восприятие направлено (т.е. активировано). Но! Можно перенаправить на определенный период времени ваше внимание на другой пространственный участок, и вы стали воспринимать те предметы, которые находятся вокруг вас, в том числе и за вашей спиной, которые минуту назад никак не были представлены в вашем сознании.

    Можно выделить несколько подходов к классификации восприятия (рис. 8.1).

    Одна из классификаций восприятия основана на различиях в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают:

    • зрительное,

    • слуховое,

    • осязательное,

    • кинестетическое,

    • обонятельное

    • вкусовое восприятие.

    Обычно восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор.

    Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

    1. Основой другого типа классификации восприятия являются формы существования материи. В соответствии с этой классификацией выделяют:

    • восприятие пространства,

    • восприятие времени

    • восприятие движения.

      1. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей

    Восприятие во многом зависит от особенностей личности: знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на человека, влияет на процесс восприятия объективной реальности. Можно утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии (рис. 8.2).

    Выделяются определенные типы индивидуальных различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей:

    • различия между целостным и детализирующим,

    • синтетическим и аналитическим восприятием.

    Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подробности, не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую очередь, многие детали остаются незамеченными ими. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом.

    Детализирующий, или аналитический – люди с таким типом восприятия склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.

    Приведенные выше характеристики двух типов восприятия характерны для крайних полюсов. Чаще всего они дополняют друг друга, поскольку наиболее продуктивно восприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих типов. Однако даже крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, поскольку очень часто они определяют то своеобразие восприятия, которое позволяет человеку быть неординарной личностью.

    Другие типы восприятия.

    • Описательный – люди ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления; движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания.

    • Объяснительный — люди, относящиеся к этому типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии, всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное; этот тип чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

    • Объективный тип восприятия — характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности.

    • Субъективный — люди с этим типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя; их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению; рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом; они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.

    Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности.

    Наблюдательность — это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения.

    • Характерный признак наблюдательности — быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное.

    • Наблюдательность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени.

    • Различия в наблюдательности в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей личности.

    • Любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности.

    Существуют различия восприятия по степени преднамеренности.

    Принято выделять:

    • непреднамеренное (или непроизвольное) человек не руководствуется заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет, восприятие направляется внешними обстоятельствами;

    • преднамеренное (произвольное) восприятие — с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним, может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения.

    Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с перерывами) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

    Наблюдение — это активная форма чувственного познания человеком действительности, а наблюдательность может рассматриваться как характеристика активности восприятия.

    Наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой.

    Формирование восприятия (Б. М. Теплов).

    1. Признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (2-4 месяца), когда начинают формироваться действия с предметами.

    2. К 5-6 месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует.

    3. При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

    4. В процессе обучения ребенка в происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов:

    • I этап — становление адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом;

    • II этап- дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз.

    • Следующие этапы — дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга; в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения. Важна активная познавательная деятельность – задания, домашние обязанности, творчество (рисование, лепка, занятия музыкой, чтением и др.), участие в игре.

    Особенности детского восприятия в сравнении с взрослым человеком:

    • ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов — линейный глазомер у детей развит значительно хуже;

    • большую трудность представляет для детей восприятие времени — очень трудно овладевают понятиями «завтра», «вчера», «раньше», «позже»;

    • затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных на рисунках предметов и называют их неправильно, опираясь на случайные или малосущественные признаки;

    • недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации.

    Психология восприятия — как мы понимаем наш мир

    Восприятие в психологии можно определить как анализ сенсорной информации в мозге. По мере того, как мы проходим наш день, мы окружены богатыми стимулами современной жизни, и мы сильно полагаемся на наше зрение, чтобы сообщить нам о том, где мы находимся в этом мире. Через восприятие мы получаем описание нашего окружения и того, что оно значит.

    В течение многих лет ведутся споры о том, какую именно сенсорную визуальную информацию играет в восприятии и насколько важны наши воспоминания и прошлый опыт в этом процессе.

    . Психология визуального восприятия.

    Человеческий глаз — это замечательный орган, который принимает зрительные стимулы и передает эту сенсорную информацию в мозг.

    Как работает глаз

    • Глаз опирается на свет , который проходит через роговицу
    • Этот свет фокусируется линзой и роговицей на сетчатку, светочувствительную мембрану на задней поверхности глаза
    • Именно рецепторные клетки сетчатки транслируют свет в изображения.
    • Наша сетчатка имеет два класса рецепторных клеток, называемых палочками и колбочками, оба из которых чувствительны к свету.

    Стержни лучше реагируют на слабое освещение; поэтому они являются клетками, ответственными за поддержание зрения при плохом освещении. Колбочки отвечают за нашу способность обнаруживать мелкие детали и различные цвета и являются основой нашего видения при более высоком (дневном) освещении.

    Значительная область сетчатки — это макула и ямка.Ямка представляет собой область, которая содержит наибольшую плотность колбочек и отвечает за восприятие мелких деталей. Зрительный нерв может затем перенести эту информацию в мозг.

    Обработка визуальной информации в мозге

    Существует два процесса, связанных со зрением, которые зависят от направленного потока информации; обработка сверху вниз и обработка снизу вверх.

    В психологии были предложены различные теории зрительного восприятия.

    Некоторые из них в значительной степени попадают в точку зрения обработки снизу вверх, где вся информация, необходимая для восприятия, поступает от визуально-сенсорного ввода.

    Напротив, другие предпочитают нисходящую точку зрения на обработку, которая заключается в том, что предварительные знания и прошлый опыт являются ключом к точному восприятию окружающего нас мира.

    Теория восприятия — прямой реализм

    Джеймс Гибсон был ведущим психологом в теории прямого реализма . Проще говоря, реалистическая точка зрения заключается в том, что мы воспринимаем объекты такими, какие они есть в мире.

    Это восходящий подход к восприятию, поскольку наши чувства способны предоставить нам точную прямую информацию из внешнего мира.

    Подход Гибсона к восприятию является экологическим. Он утверждал, что визуальная информация, которую мы получаем из нашей среды, настолько богата, что когнитивной обработки и внутренних представлений для понимания этой информации не требуются .

    Гибсон работал с пилотами самолетов во Второй мировой войне.

    Он пришел к выводу, что точка внимания пилота на взлетно-посадочной полосе оставалась неподвижной, когда они летели к ней.Однако области и ландшафты вокруг этой точки вытекли наружу, когда пилоты приблизились к приземлению.

    Именно из этой работы Гибсон создал термин «оптический поток », и он полагал, что его принципы дали пилотам, с которыми он работал, более подробную информацию об их расстоянии от взлетно-посадочной полосы и их скорости.

    Схемы оптического потока

    Наши головы редко стоят неподвижно и не являются нашими глазами, поэтому наш мир почти всегда находится в движении.

    Если это движение вытекает наружу из центральной точки фокуса , мы движемся к этой точке. Однако, если движение течет внутрь в направлении центральной точки , мы удаляемся от нее .

    Понимание того, что мы видим

    Гибсон утверждал, что серия углов, образованных светом, отражающимся в наших глазах от поверхностей в окружающей среде, имеет решающее значение для того, как мы понимаем то, что видим.

    Он предположил, что этот «оптический массив » предоставил жизненно важную информацию, чтобы помочь нашему восприятию, включая расстояние и скорость.

    Эта теория моделей оптического потока полезна в повседневной жизни, чтобы сообщить нам, в каком направлении мы движемся относительно объектов вокруг нас.Просто, если в нашем оптическом массиве есть движение, то мы движемся.

    Теория восприятия Марра

    Ключевая критика теорий Гибсона заключается в том, что они не объясняют , как информация собирается из окружающей среды.

    Марр (1982) попытался решить эту проблему, исследуя, как именно мозг способен воспринимать информацию, воспринимаемую глазами, и превращать ее в точные, внутренние представления нашего окружающего мира.

    Как и Гибсон, Марр говорит, что информации от чувств достаточно, чтобы позволить восприятию произойти.Но в отличие от Гибсона, подход Марра ставит процессы, ответственные за анализ изображений сетчатки, в центре его теории.

    Теория Марра является строго «восходящей», поскольку она рассматривает исходное изображение сетчатки как отправную точку восприятия и исследует, как его можно проанализировать, чтобы получить описание окружающей среды.

    Психология восприятия и иллюзии

    Оптические визуальные иллюзии представляют собой область большого интереса для визуальных исследователей, но также не могут быть объяснены теорией прямого реализма Гибсона.

    В визуальных иллюзиях мы часто видим движение в рамках моделей и двумерных изображений, таких как рябь или повороты, которых на самом деле нет. Знаменитые иллюзии «Вращающихся змей» — хороший тому пример.

    По просьбе Гибсон объяснил, что такие иллюзии являются искусственными. Это не образы реального мира и не тот тип стимула, с которым мы сталкиваемся изо дня в день. Следовательно, они не являются репрезентативными для работы нашей визуальной системы.

    Конструктивное восприятие

    Ведущим противоположным взглядом на зрительное восприятие Гибсона является Грегори (1970).Взгляд Грегори называется «конструктивным» представлением о восприятии , поскольку это нисходящая теория обработки, основанная на построении нашего мира из прошлого опыта наряду с визуальной информацией в реальном времени.

    Грегори утверждает, что доступная нам визуальная информация не всегда имеет достаточно высокое качество, и поэтому мозгу необходимо заполнить пробелы, используя предварительных знаний, воспоминаний и аналогичного опыта, чтобы понять, что нас окружает.

    Грегори предполагает, что большая часть информации, которую принимают наши глаза, теряется на пути к мозгу.

    Информация, которую мозг использует, чтобы понять эту визуальную информацию, не всегда соответствует реальности того, что мы на самом деле видим. Это он говорит, поэтому мы видим визуальные иллюзии и другие подобные явления.

    Necker Cube является хорошим примером. Посмотрев на куб, наш мозг приходит к выводу, что то, что мы видим, может быть кубом с цветной стороной, ближайшей к нам, и кубом, направленным вправо.

    Точно так же это мог быть куб с цветной стороной, наиболее удаленной от нас, а остальная часть куба приближалась к нам.И то, и другое возможно, но наш мозг не может решить, какой именно он видит.

    Утверждается, что именно поэтому куб, кажется, переключает перспективы с одного вида на другой, если вы продолжаете смотреть на него.

    В этом случае это не может быть связано с обработкой снизу вверх, поскольку визуальная информация о кубе не изменилась, однако, тем не менее, перспектива или наше восприятие куба меняется.

    Понимание теорий восприятия в психологии

    Конструктивная теория восприятия была подвергнута критике за неспособность объяснить, как, если наш процесс восприятия основан на прошлом опыте, люди из разных культур и образов жизни все еще воспринимают мир в Подобный способ.

    Прямая теория восприятия была подчеркнута как неспособная объяснить зрительные иллюзии и области восприятия, на которые более вероятно оказали влияние предшествующие знания, такие как некоторые из примеров в приведенном выше видео.

    В заключение, вероятно, что наши процессы зрительного восприятия являются результатом гибридных из этих двух теорий, использующих нашу память, опыт и знания, чтобы помочь пониманию визуальной информации, где это необходимо.

    Восприятие в психологии — это не то, что мы можем измерить напрямую, а сложное явление. Возможно, мы никогда не узнаем наверняка ответы на эти вопросы. Однако по мере того, как мы развиваемся и узнаем больше о наших способностях и по мере того, как наука продолжает развиваться, мы приближаемся к гораздо более глубокому уровню понимания.

    Ссылки

    Гибсон, J. J. (1966). Чувства рассматриваются как системы восприятия. Оксфорд, Англия: Хафтон Миффлин

    Грегори, Р., Л. (1997) Знание в восприятии и иллюзии, Фил.Сделка R. Soc. Лонд. B (1997) 352, 1121–1128

    Грегори, Р. Л. (1980) Восприятия как гипотезы. Фил. Сделка R. Soc. Лонд. B 290, 181 — 197

    Marr, D. & Vision, A. (1982) Вычислительное исследование представления и обработки визуальной информации человеком. WH Сан-Франциско: Фримен и компания

    ,
    Значение, определение, принципы и факторы, влияющие на восприятие

    Восприятие: значение, определение, принципы и факторы, влияющие на восприятие!

    Каждый день различные стимулы вокруг нас будут стимулировать наши органы чувств. Многие из этих стимулов принимаются нашими органами чувств и превращаются в ощущения.

    Эти ощущения передаются в соответствующие части мозга.

    В свою очередь мозг будет интерпретировать эти ощущения.Только после такой интерпретации мы понимаем, что такое стимул.

    Следовательно, в понимании окружающего нас мира, сначала возникает внимание, затем следуют ощущения и, наконец, интерпретация мозгом.

    Этот процесс «интерпретации стимула известен как восприятие». Таким образом, восприятие включает в себя два процесса: интерпретацию ощущений. Но интерпретация любого стимула также требует прошлого опыта. Например, ребенок, который раньше не видел слона ни на фотографии, ни непосредственно, не может идентифицировать это животное, тогда как другой ребенок, который видел ранее, легко идентифицирует животное.

    Следовательно, восприятие может быть определено как «процесс интерпретации настоящего стимула на основе прошлого опыта».

    Восприятие не так просто, как здесь сказано. Это комплексный подход. Это синтетический процесс, в котором участвуют разные физиологические и психологические процессы. Например, точность органов чувств, ясность ощущений, психическое состояние человека и т. Д. В противном случае наше восприятие может пойти не так.

    Принципы организации восприятия :

    Уильям Джеймс Американский психолог сказал, что если мы поймем мир таким, каким он нам кажется, это будет большой гулкий беспорядок.Следовательно, мы не видим вещи такими, какими они кажутся, но мы видим их такими, какими хотим, то есть более значимыми.

    В процессе восприятия мы выбираем определенный стимул нашим вниманием и интерпретируем его. Таким же образом, когда это необходимо, многие дискретные стимулы в нашем поле зрения организуются в форму и воспринимаются более осмысленно, чем кажутся.

    Это явление было хорошо объяснено гештальт-психологами. Они полагали, что мозг создает целостное восприятие, воспринимая стимул в целом, а не восприятие отдельных сущностей.Это более осмысленно сформулировано в гештальт-принципе, так как «целое лучше, чем сумма его частей». Это объясняется многими подпринципами восприятия.

    Соотношение фигура-земля :

    Согласно этому принципу любая фигура может восприниматься более осмысленно на заднем плане, и эта фигура не может быть отделена от этого фона. Например, буквы, написанные белым мелом, отчетливо воспринимаются на фоне классной доски.

    На рисунке 3.2 на фоне белого цвета видны две грани. Также белый фон может восприниматься как сосуд на фоне двух граней.

    Группировка стимулов в перцептивной организации

    Как сказано выше, согласно принципу гештальта, объекты могут восприниматься осмысленно, когда они группируются вместе. Есть некоторые принципы, которым мы следуем, чтобы сделать наше восприятие более значимым.

    Они следующие:

    a. Близость:

    Близость означает близость. Объекты, которые находятся ближе друг к другу, могут быть осмысленно восприняты путем их группировки. Например, слово «человек» здесь, хотя буквы являются дискретными, при группировании дает некоторое значение. Звезды на рисунке 3.3, расположенные ближе друг к другу, воспринимаются вместе как группы / одна фигура.

    б. Сходство:

    Стимулы не должны быть ближе друг к другу для восприятия.Если в этих объектах есть сходство, они группируются и воспринимаются, даже если они отсутствуют. Например, на этом рисунке 3.4 группировка будет выполняться по сходству, то есть все круги, квадраты и треугольники сгруппированы отдельно.

    c. Непрерывность:

    Любой стимул, который распространяется в одном и том же направлении или форме, будет восприниматься как единое целое. Рис. 3.5A и B. Например, (A) на этом рисунке, хотя изогнутая линия разбита, она воспринимается как непрерывная линия также прямая линия не видна с полукругами, но как непрерывная линия (B) точки воспринимаются как существующие в одной и той же линии направления непрерывно.

    d. Закрытие:

    Когда стимул представлен с пробелами, человеческая тенденция состоит в том, чтобы воспринимать эту фигуру как полную, заполняя эти пробелы психологически. Например, на рисунке 3.6, пробелы заполнены психологически и воспринимаются как буквы M и A, круг и прямоугольник.

    e. Симметрия:

    Объекты симметричной формы воспринимаются как группы. Например, кронштейны разной формы показаны на рисунке 3.7 воспринимается осмысленно, потому что они сгруппированы вместе и воспринимаются как скобки.

    Постоянство восприятия :

    Это относится к стабильности восприятия. Мы склонны воспринимать объекты как относительно стабильные и неизменные по форме и размеру, несмотря на изменения в изображении, которое мы получаем.

    Например, когда мы видим человека с расстояния 5 ‘, размер изображения в наших глазах отличается от изображения того же человека с расстояния 100’.

    Даже тогда мы воспринимаем его как одного и того же человека. Когда мы видим людей и дома с вершины холма, изображения будут очень маленькими, как Lillyputs. Но нас это не смущает. Мы воспринимаем их правильно в соответствии с их реальным размером.

    Постоянство восприятия зависит от нескольких факторов, таких как прошлый опыт, ожидания, привычки, мотивации, когнитивные стили, обучение, воображение и т. Д.

    Типы постоянства восприятия:

    Существуют различные типы постоянства восприятия.Это форма и размер, яркость и цвет, постоянство размеров и т. Д.

    Восприятие глубины :

    Способность человека воспринимать расстояние называется восприятием глубины. Это очень важная способность оценивать расстояние между нами и другими людьми, объектами и транспортными средствами, движущимися, особенно когда мы находимся на дорогах. Это также известно как третье измерение. Два других измерения слева и справа, а также сверху и снизу.

    Cues:

    Возможно восприятие глубины благодаря определенным сигналам.Эти подсказки помогают нам понять расстояние между одним человеком и другим человеком или объектом.

    Они бывают двух типов:

    a. Монокулярные сигналы:

    Это сигналы, которые могут работать, когда смотрит только один глаз. Вот некоторые из таких сигналов:

    Линейная перспектива:

    Расстояния, разделяющие изображения далеких объектов, кажутся меньшими. Например, представьте, что вы стоите между железнодорожными путями и смотрите вдаль.Кажется, что следы, казалось бы, шли ближе и ближе друг к другу на другом конце.

    Вид с воздуха:

    Близкие объекты кажутся четче, чем удаленные. Например, холм на большом расстоянии появляется дальше, потому что детали не кажутся четкими.

    Вложение:

    Когда один объект мешает нашему обзору другого, передний кажется ближе, чем частично покрытый. Например, на рисунке 3.8 — холм, который кажется полным, определенно ближе, чем частично видимый.

    Градиентная структура:

    Градиент — это постоянное изменение чего-либо — изменение без резких переходов. Обычно области ближе к наблюдателю имеют грубую текстуру и много деталей. С увеличением расстояния текстура становится все тоньше и тоньше.

    Это происходит очень постепенно и дает подсказку о глубине или расстоянии. На рисунке 3.9 структуры, которые ближе, кажутся большими, чем отдаленные, которые кажутся меньше по мере удаления.

    Есть и другие монокулярные сигналы, а именно: движение, тень и т. Д.

    b. Бинокулярные сигналы:

    Иногда глубина может быть воспринята при использовании обоих глаз. Это называется бинокулярный кий. Есть 2 бинокулярных сигнала:

    1. Несоответствие сетчатки:

    Изображение объекта, который падает на обе сетчатки, отличается. Несоответствие будет больше, когда объект i

    .
    Восприятие (психология) | Статья о восприятии (психологии) от Free Dictionary

    представляет собой сложную систему получения и преобразования информации, которая обеспечивает организм отражением объективной реальности и ориентацией на окружающий мир.

    С ощущением восприятие является отправной точкой познания, снабжая первичным материалом, полученным из чувств. Поскольку это необходимое условие для познания, восприятие в этом процессе всегда так или иначе опосредуется деятельностью мысли и подтверждается практическим опытом.Без такого посредничества и проверки восприятие может служить источником как подлинного знания, так и ошибки и иллюзии.

    Включены в восприятие обнаружение объекта в воспринимаемом поле, дифференциация определенных признаков в объекте, различение в объекте информационного контента, связанного с целью действия, и ознакомление с различимым содержанием и формирование изображения ( или «оперативная единица» восприятия).

    Большой вклад в развитие научных знаний о восприятии внесли философы, астрономы, физики и художники, в том числе Аристотель, Демокрит, Дж.Кеплер, Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, Х. Гельмгольц и многие другие. Внимание психологов и физиологов долгое время было сосредоточено на изучении сенсорных эффектов, возникающих под воздействием различных объективных раздражителей, тогда как сам процесс восприятия оставался за пределами исследований. Методология такого подхода была основана на сенсационности в теории познания, особенно разработанной Дж. Локком и французскими материалистами (П. Кабанис и Э. Кондиллак).В психологии этот подход получил наиболее ясное выражение в концепции восприятия, согласно которой сенсорный образ возникает в результате воздействия внешних факторов на воспринимающие органы чувств пассивно созерцающего субъекта. Ограниченная природа такого подхода — игнорирование активности субъекта, изучение только результатов процесса восприятия и представление группы анализаторов в коре как субстрата сенсорных процессов, как место, где предположительно происходит трансформация нейронных процессов в идеальные психические образы — все это создавало практические трудности для разработки методов управления процессами восприятия с целью его совершенствования и развития.Более того, теоретически это привело либо к различным субъективным и идеалистическим теориям, либо к отказу от научного объяснения восприятия.

    Решающий шаг в преодолении концепции пассивного «рецептора» был сделан советскими психологами, которые, исходя из методологии диалектического материализма и понимания Сеченовой школой рефлекторной природы сенсорных процессов, воспринимали восприятие как уникальную деятельность, направленную на изучение воспринимаемого объекта и создание копии или ее представление.В настоящее время исследования восприятия проводятся в нескольких областях на разных уровнях процессов получения и преобразования информации. На начальном уровне перципиентных систем (сетчатки глаза, кортиевого органа уха и т. Д.) Проводятся исследования анатомо-морфологических, биофизических и электрофизиологических свойств активности рецепторов. Восприятие также изучается на нейронном, психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях.В кибернетике и бионике ведется много исследований по созданию технических установок, которые бы имитировали работу органов чувств. Результаты различных типов исследований восприятия публикуются в десятках журналов, посвященных, прежде всего, проблемам восприятия. Следует, однако, подчеркнуть, что до сих пор не было успешной конструкции стандартной теории восприятия, которая бы интегрировала результаты многочисленных исследований. Большие трудности возникли при попытках смоделировать такие свойства восприятия, как значимость, постоянство и объектность.

    Согласно современным представлениям, совокупность процессов восприятия обеспечивает субъективное, предубежденное и, тем не менее, адекватное отражение объективной реальности. Адекватность образа восприятия (его соответствие действительности) достигается за счет того, что в его формировании происходит восстановление (А. Н. Леонтьев), то есть подгонка воспринимающих систем к свойствам раздражителя. Например, при движении руки при ощущении объекта, при движении глаза по контуру и при движении гортани при воспроизведении звука создается копия, сопоставимая с оригиналом.Признаки несоответствия, попадающие в нервную систему, корректируют формирующийся образ и, следовательно, корректируют практические действия, выполняемые на основе этого образа. Следовательно, восприятие представляет собой некий саморегулирующийся процесс с механизмом обратной связи и способностью согласиться с особыми характеристиками отраженного объекта.

    Важным свойством восприятия является способность реконструировать сенсорные модели внешнего мира, которые воздействуют на субъекта, и изменить методы их построения и идентификации.Один и тот же объект может служить прототипом для многих моделей восприятия. В процессе их формирования они становятся более точными, а из объекта выводятся свойства и признаки запаса, что приводит к восприятию мира таким, какой он есть на самом деле. Целенаправленные процессы восприятия (перцептивные действия) проявляются в своей развитой, внешней форме только на ранних этапах онтогенеза, когда их структура и их роль в формировании образов восприятия наиболее четко выявлены.Впоследствии они претерпевают ряд последовательных изменений и сокращений, пока не приобретут форму мгновенного акта «различения» объекта. Это было описано гештальт-психологами, которые ошибочно считали его начальной, генетически первичной формой восприятия.

    Любая живая система обладает развитым алфавитом, то есть определенным комплексом образов или моделей восприятия. При построении образа объекта устанавливается соответствие воспринимающих систем характеристикам раздражителя; во время идентификации или работы с помощью формируемых изображений существенно меняются характеристики и направление процесса (А.В. Запорожец). То есть, с одной стороны, субъект восстанавливает с помощью своих собственных движений и действий определенное представление или образ воспринимаемого объекта; с другой стороны, происходит перекодировка или перевод полученной информации на «язык» оперативных единиц восприятия или моделей восприятия, уже освоенных субъектом. Второй аспект выражает тот факт, что одновременно с установлением соответствия воспринимающих систем субъекта объекту также устанавливается соответствие объекта субъекту, и только это двойственное преобразование приводит к образованию здравый, адекватный и, тем не менее, субъективный образ объективной реальности.

    В хорошо развитых процессах восприятия существуют специализированные действия, на основе которых субъект может различать информационное содержание и связывать представленный объект со своими накопленными моделями восприятия. Затем он может правильно реализовать процесс ассоциации и окончательной идентификации и передачи объектов в тот или иной класс, то есть категоризацию. Процесс идентификации требует значительно меньше времени, чем процесс формирования изображения: чтобы связать и идентифицировать, нужно только извлечь определенные свойства и признаки запаса из представленного объекта.Системы восприятия (это особенно очевидно в случае со зрением) обладают определенной «манипулятивной» способностью: в течение короткого времени субъект подражает процессам формирования изображения, как если бы он осматривал объект с разных сторон и находил эту точку. при котором есть максимальное облегчение ассоциации и идентификации.

    В общем акте поведения существует еще одна уникальная форма восстановления соответствия: процессы реструктуризации и преобразования изображения с целью представления информации в форме, подходящей для принятия решения.В этом процессе решается проблема изменения реальности, адекватная планам и целям поведения. Предшествующим таким изменением является трансформация образа ситуации, которая, как правило, не является осознанной, но тем не менее вносит существенный вклад в жизненные проблемы, с которыми сталкивается субъект. Восприятие — это не пассивное копирование реальности, а активный творческий процесс познания.

    Изучение восприятия имеет значение в эстетике, педагогическом образовании, спорте и т. Д., И конкретные проблемы восприятия решаются в каждой из этих областей.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Волков Н.Н. Воплощение Предмета и Рисунка . Москва, 1950.
    Соколов Е. Н. Воспроизведение и условные рефлексы . М., 1958.
    Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания . М., 1960.
    Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики , 2-е изд. М., 1965.
    Розенблатт, Ф. Принципы нейродинамики . М., 1965. (пер. С англ.)
    А. Ярбус, А. Л. Роль движенти глаз в процедуре зрении .М., 1965.
    Шехтер М. С. Психологические проблемы узнавания . Москва, 1967.
    Воспитание и действие . М., 1967.
    Григорий, Р. Л. Глаз и мозг . М., 1970. (пер. С англ.)
    Зинченко В.П., Н.Ю. Вергилес. Формирование зрительного образа . М., 1969.
    Оллпорт, Ф. Х. Теории восприятия и концепция строения . Нью-Йорк-Лондон [1955].

    Пространство восприятия | Британика

    Пространственное восприятие , процесс, посредством которого люди и другие организмы узнают об относительном положении их собственных тел и объектов вокруг них. Восприятие пространства обеспечивает такие сигналы, как глубина и расстояние, которые важны для движения и ориентации на окружающую среду.

    Человеческие существа интересовались восприятием объектов в космосе, по крайней мере, с древности. В Древней Греции считалось, что объекты можно видеть, потому что они излучают то, что, как предполагалось, представляет собой непрерывную серию чрезвычайно тонких «мембран» в их собственном изображении; они упали на глаз и слились с картиной, которая была воспринята.

    Столетия экспериментальных исследований привели к более разумной концепции, в которой пространство было описано в терминах трех измерений или плоскостей: высота (вертикальная плоскость), ширина (горизонтальная плоскость) и глубина (сагиттальная плоскость). Все эти плоскости пересекаются под прямым углом, и их единственная ось пересечения определяется как находящаяся в воспринимаемом трехмерном пространстве, то есть в «глазу» воспринимающего индивида. Люди обычно не воспринимают бинокулярное пространство (отдельный визуальный мир от каждого глаза), но вместо этого видят так называемое циклопическое пространство, как будто изображения из каждого глаза сливаются, образуя единое поле зрения, похожее на поле зрения циклопа, одно- Глазастый гигант в греческой мифологии.Горизонтальная, вертикальная и сагиттальная плоскости делят пространство на различные сектора: что-то воспринимается как «выше» или «ниже» (горизонтальная плоскость), как «перед» или «позади» (вертикальная плоскость) или как « направо »или« налево »(сагиттальной плоскости).

    Циклопическая система проекции. Изображения точек F , A и B на двух сетчатках транспонируются в сетчатку гипотетического глаза посередине между ними. Encyclopædia Britannica, Inc.

    Общие положения

    Ранняя теория, выдвинутая англиканским епископом Джорджем Беркли в начале 18-го века, заключалась в том, что третье измерение (глубина) не может быть непосредственно воспринято глазами, потому что изображение на сетчатке любого объекта является двумерным, как на картине , Он считал, что способность иметь визуальный опыт глубины не является врожденной, а может быть результатом только логического вывода, основанного на эмпирическом обучении с использованием других чувств, таких как осязание.Хотя современные исследования не подтверждают акцент Беркли на разуме как на центральном элементе восприятия, современные теории все еще включают как нативистские (врожденные), так и эмпирические (изученные на опыте) соображения.

    Джордж Беркли Джордж Беркли, деталь картины маслом Джона Смиберта, ок. 1732; в Национальной портретной галерее в Лондоне. Предоставлено Национальной портретной галереей, Лондон Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня

    Изучение перцептивного обучения быстро развивалось во второй половине 19-го века и еще более быстро в течение 20-го. Многие психологи, занимающиеся перцептивной функцией, считают, что изучение восприятия пространства быстро становится самостоятельной отраслью психологии. Эта специальная область в психологии концентрируется на факторах, способствующих воспринимаемой организации объектов в пространстве (например, на подсказках к восприятию глубины, движению, форме, цвету и их взаимодействиям), или останавливается на особенно интересных особых проблемах, таких как проблема восприятия амодала. (е.например, вопрос о том, как воспринимать куб у шести сторон, хотя в одно время можно увидеть только три из них).

    Исследование восприятия пространства также дает представление о том, как поведение восприятия помогает ориентировать человека на окружающую среду. В частности, ориентация в пространстве обычно отражает стремление человека (например, искать пищу или избегать травм). Однако люди не могут ориентироваться в окружающей среде, если только информация об окружающей среде, поступающая к ним через различные органы чувств, не дает восприятия пространства, соответствующего их физической «реальности».Такое восприятие называется истинным восприятием — непосредственным восприятием стимулов, как они существуют. Без определенной степени достоверности в отношении физического пространства нельзя искать пищу, убегать от врагов или даже общаться. Веричное восприятие также заставляет человека испытывать смену стимулов, как если бы они были стабильными: даже если сенсорный образ приближающегося тигра увеличивается, например, можно почувствовать, что размер животного остается неизменным. Другими словами, человек воспринимает объекты в окружающей среде как имеющие относительно постоянные характеристики (по размеру, цвету и т. Д.), Несмотря на значительные различия в условиях стимула.

    Первичные гравитационные эффекты

    Однако не все восприятие пространства является правдоподобным; вместо этого восприятие может не соответствовать действительности — часто каким-то систематическим образом. Это случаи невериального восприятия. Эксперименты показали, что три основные пространственные плоскости (горизонтальная, вертикальная и сагиттальная) доминируют в способности человека локализовать визуальные объекты в близлежащем пространстве. Часто объекты могут восприниматься как лежащие ближе к этим основным измерениям или плоскостям, чем они есть на самом деле.(Часть объяснения этих перцептивных расхождений в визуальном опыте может заключаться в силе гравитации.) Невериальные восприятия не порождают хаос в восприятии пространства. Вместо этого они проясняют воспринимаемые характеристики окружающего пространства. Если бы вся масса сенсорной информации, доступной в данный момент, была воспринята достоверно, поток данных мог бы сбить с толку воспринимающего до точки дезориентации. Другими словами, определенная степень избирательности в восприятии, по-видимому, определяет выживаемость человека.В идеале информация об окружающей среде воспринимается только в том случае, если она соответствует целям, потребностям или физиологическому состоянию человека в данный момент.

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *