«Положительная Я — концепция
Название: Положительная Я-концепция, как успех ученика
Становление личности происходит в процессе социализации. «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это процесс становления личности. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» (Л.С. Выготский). Значение «Я-концепции» в том, что она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий.
Что же такое Я-концепция?
Я-концепция — это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Человек–это сложный и неповторимый мир, заключающий в себе неисчерпаемые возможности, которые нередко используются далеко не в полную силу.
Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для себя как «я» противостоящее «другим» и вместе с тем неразрывно с ними связанное.
Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию. Центральным понятиям данных теорий стало понятие «Я», включающее в себя идеи, цели, представления и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Таким образом, «Я-концепция – это совокупность всех представлений о себе, сопряженная с их оценкой» (Р. Бернс). Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.
Самое трудное – познать самого себя.
Содержание Я-концепции (а в более узком смысле слова — самооценки), как считают психологи, является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, то есть того, что составляет содержание и формы социализации ребенка. К тому же этот всегда неокончательный результат оказывает непосредственное влияние на реакции ребенка в повседневной жизни.
Поэтому основной задачей является формирование положительной «Я – концепции».
Согласно Р. Бернсу положительная Я-концепция включает в себя три компонента:
Уверенность в своих способностях к какому-либо виду деятельности;
Уверенность в принятии другими людьми;
Чувство собственной значимости.
Проявлениями положительной Я-концепции являются уверенность в себе, самоуважение, принятие себя, адекватная самооценка.
Ребенок с положительной Я-концепцией уверен в результатах своей работы, повышает или сохраняет свою успешность в учебном процессе, менее тревожен, более успешен в межличностных отношениях.
Доказано существенное влияние Я-концепции на успеваемость в школе: при сходных показателях интеллекта, успевающие дети – это те, которые имеют в целом положительную Я-концепцию, неуспевающие – те, кто имеет различные формы проявления отрицательной Я-концепции: чувство неадекватности, вины, отверженности, защитный тип поведения.
Таким образом, формируя положительную Я-концепции ребенка, мы способствуем проявлению способностей ребенка и его большей уверенности, успешности в межличностных отношениях.
Задачи:
Формирование положительной Я-концепции.
Осознание своих достоинств и достоинств других;
Формирование самоуважения и самопринятия;
Осознание и переживание уважения и принятия со стороны других;
Создание условия для формирования уверенного поведения.
Формирование мотивации достижения успеха.
Осознание наличия собственных достижений;
Осознание необходимости приложения успеха для достижения успеха;
Переживание социальной оценки (уважения, принятия, гордости) собственных достижений;
Проживание опыта планирования, целеполагания и прогнозирования успешности.
3. Формирование компетентности в общении.
Личный опыт принятия, сопереживания, соучастия с другими;
Умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояния партнеров;
Расширение спектра собственных чувств и переживаний;
Умение решать репродуктивные и продуктивные коммуникативные задачи.
4. Развитие базовых и процессуальных коммуникативных умений – приветствие, прощание, обращение, просьба о помощи (услуге, поддержке), оказание помощи, благодарность, отказ, слушать другого, говорить перед другим, управлять, подчиняться, сотрудничать.
Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем
притязаний:
успехи = самооценка/притязания
Основным направлением в работе становится формирование навыков партнерского общения. Это направление работы решает следующие задачи:
Повышение компетентность ребенка в общении;
Развитие навыков и умений эффективного общения;
Формирование основных умений по установлению контакта;
Формирование умений поддержания контакта в ходе беседы;
Формирование навыков пассивного и активного слушания;
Развитие умений давать и получать обратную связь;
Формирование навыка распознавания и передачи эмоций в общении;
Развитие способности адекватной оценки себя, других людей и их взаимоотношений.
Формируя у ребенка уверенность в себе и своих силах, работать нужно по следующим направлениям:
— помогать ребенку осознать источники уверенности в себе;
— развивать умения чувствовать и понимать свое состояние и управлять им, понимать состояние другого человека и изменять его.
Процесс общения – это творческий процесс, а значит, работа должна быть направлена на развитие у ребенка умений и навыков творческого самовыражения.
Успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития.
Здесь нужно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что способен организовать; переживание же радости, успеха — нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
А для этого нужно создать ребёнку условия в урочной и неурочной деятельности (через выбор ), чтобы ребёнок смог выбрать для себя то дело, в котором он себя почувствует уверенно, спокойно и будет успешен.
Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Успех — категория не абстрактная… Оптимально соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.
Ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Ситуация успеха
Здесь нужно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация — это сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что человек способен организовать; переживание же радости, успеха — нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда посторонних. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
Можно выделить три вида: предвосхищающий, констатируемый, обобщающий.
Успех всегда имеет две стороны. Одна — сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая -коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы. Связь этих сторон несомненна и органична. Радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес, но достижение успеха в его деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для воспитанника «ситуации успеха» — субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата (все целиком или какой — то части) самостоятельно выполненной деятельности.
Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.
Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках.
Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного
типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от
учащихся школы фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание, и
даже идти в школу. Некоторые дети не стремятся расширить запас своих
знаний: пассивны на уроках. Им большее удовольствие приносит деятельность,
не связанная со школой. Почему это происходит? Ребенок, идя в школу,
надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со
стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма –
самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный
желания учиться . Так почему же он теряет интерес к учебе ? Виновата ли в
этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может
ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи
чего?
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) утверждал, что методы,
используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к
познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.
Радость познания, радость творчества, радость общения – это и определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику
ситуацию успеха.
Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий
энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель должен
создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе
и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо
помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха.
Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего
тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь
учащимся осознать себя полноценной личностью.
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся,
испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо
подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы
справиться без особых затруднений и лишь потом, переходить к более сложным
упражнениям. Естественными в этом случае должны быть и словесные, поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.
Таким образом, организация сотрудничества между учителем и учащимися,
создание отношений доверия и взаимопонимания, переживание радости и успеха
гуманизируют процесс обучения, формируя у его участников уверенность в себе
и уважение. Только сотрудничество позволит учителю, и ориентироваться на
успех ученика, и создавать специальные ситуации, способствующие переживанию
эмоционального подъема школьниками.
Ситуация успеха и ее типы.
1. Неожиданная радость.
Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что
результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической
точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат
продуманной, подготовленной деятельности учителя. Учитель должен
осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в
своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов.
Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости:
— прием “Лестница” или “Встань в строй”.
Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно
вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического
самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
— прием “Даю шанс”.
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает
возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.
Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его
воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит,
правильно его оценит, сумеет его материализовать.
— прием “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.
Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что
искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание,
породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и
культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции.
2. Общая радость.
Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя
реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной,
заметной или незаметной.
Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на
успех члена своего коллектива.
Радость тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к лучшему.
— прием “Следуй за нами”.
Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему
возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция
окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и
стимулом познания, и результатом усилий.
— прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”.
Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
— прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал
интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы
создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в
специфический прием создания ситуации успеха.
Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив».
— прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”.
В педагогике заражение может быть очень эффективным средством
оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радости.
Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное –
выбор мощного источника интеллектуального заражения . “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
3. Радость познания.
Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родится без серьезных причин. Ее главное условие – общение.
Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя,
формирующего радость познания.
— прием “Эврика”.
Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок,
выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу,
раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить
интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет
состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и
всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Нужно помнить, что:
— успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку
возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока
достичь не удается;
— ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что
в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю
радость;
— ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому
себе.
— прием “Линия горизонта”.
Если учитель делает учеников свидетелями своих раздумий, если он
показывает движение своих мыслей в решении каких-то поставленных проблем,
если он подводит ученика к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит он
создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ученик может
почувствовать себя творческой личностью. Важно искать новые пути, пускай неожиданные, противоречивые на первый взгляд.
Для организации ситуации успеха существуют 4 этапа, которые занесены в таблицу и схему «Организация ситуации успеха»
Для наглядности я постаралась представить все этапы организации ситуации успеха в таблице. Вот как она выглядит (см. табл.).
От субъекта обстоятельств — субъекту деятельности
Ситуация успеха «перерастает» из приема в педагогическое условие активизации учебной деятельности только в том случае, если происходит смена позиции учащегося в учебном процессе: из пассивного объекта он должен стать субъектом, творцом учебной деятельности, ощутить в себе уверенность, обрести себя как личность. Если в начальном цикле ученик находится в роли объекта, то затем он принимает (или не принимает) предложенные условия, активно включается в происходящее, влияет на ход реализации ситуации успеха, то есть становится субъектом обстоятельств. Мало того, пережив заслуженное чувство успеха, школьник желает его повторить, упрочить. Он начинает самостоятельно искать пути для достижения лучших результатов и в учебе, это придает ему уверенность в собственных силах, позитивно влияет на взаимоотношения с окружающими.
Таким образом, из субъекта обстоятельств ситуации успеха учащийся становится субъектом учебной деятельности, носителем активного, преобразующего начала. Эффективность такой ситуации проверяется не только наличием активного отношения к учебе, но и умением самого школьника создавать себе условия для успешной деятельности. Складывается познавательная активность учащегося как субъекта, формируется стойкая потребность в самообразовании. Учитель не столько учит, сколько помогает найти области знания, необходимые для развития личности конкретного ученика. Этот период соответствует старшему школьному возрасту.
Обучение детей в ситуации успеха.
Каждый учитель, готовясь к уроку, должен помнить, что психологическими критериями успешности этого урока являются:
учебная мотивация школьника, его интерес к предмету;
сознательность обучения, связь его с жизнью;
характер взаимоотношений в системе «учитель – ученик»;
учет индивидуальных особенностей личности учащихся.
Действия учителя, обеспечивающие ситуацию успеха:
1. Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте
элементы юмора при общении.
2. Проявлять интерес и великодушие к своим ученикам.
3. Не давать детям прозвища, не вешать на них ярлыки.
4. Не сравнивать ребёнка с другими, отмечать «персональную
исключительность».
5. Аргументировать необходимость действий.
6. Оценивать действия ученика с акцентом на детали.
7. Не говорите много за детей, вызывать их на диалог, позволять выражать
им своё мнение.
8. Не высказывать недовольство ученику при всём классе, не применять
угрозы.
9. Помните, что Вы как педагог тоже формируете личность учащегося, его
самооценку, и частично несёте ответственность за его дальнейшую судьбу.
При создании ситуации успеха на уроке учитель должен уметь:
1. Создавать на уроке ситуацию радостного взаимодействия, радостного участия в интересном, увлекательном процессе познания.
2. Проявлять интерес и уважение к личности ученика, быть примером в поведении и речи.
3. На уроках не только знакомить учащихся с новым учебным материалом, но и развивать их навыки и умения самостоятельности в учебной деятельности, в достижении поставленной цели.
4. Хвалить и отмечать не только объем и качество знаний, но и развивающие навыки и умения самостоятельности.
5. Своевременно устранять у учащихся пробелы в знаниях.
6. Проявлять в эмоциях, в речи и в отношениях с учащимися радость от их успешности и сожаление о неуспеваемости, вселяя при этом в учащихся веру в возможности преодоления трудностей.
7. Быть примером для учеников в личностных и поведенческих проявлениях, не забывая о том, что ученик во многом подражает своему любимому учителю, “копирует его”.
«Я-концепция» – это мини-гимн самому себе, любви к себе, что выступает субъективным аспектом самовнушения.
Мини-гимн «Я – чудо!»
Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У меня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение! У меня отличное настроение!
Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив!
Я оптимист! Солнце для меня всегда самое яркое, а небо самое голубое!
На меня можно всегда положиться. Я не подведу!
Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я внимательный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги. Со мной всегда легко и весело.
Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокойно.
Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством, семейной честью.
Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!
Список литературы:
Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Бернс.-М.:Прогресс, -1986-с.-с.61-117;119-169;.275-301;352-365
Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:»Политиздат», 1989-355.
Аникеева П.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.:»Просвещение», 1983-96
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:»Просвещение», 1991-169.
Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М.:»Просвещение», 1991-239.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: «Народное образование», 1998-53.
Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: «Просвещение», 1960-140.
Позитивная Я-концепция — это… Что такое Позитивная Я-концепция?
- Позитивная Я-концепция
- — обобщенное представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности.
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.
- Подростковый комплекс
- Позитивное функционирование
Смотреть что такое «Позитивная Я-концепция» в других словарях:
Позитивная экономика — концепция, согласно которой экономическая наука должна исследовать реальные процессы и делать выводы на основе фактов и практического опыта. см. также Нормативная экономика … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Позитивная психопатологическая симптоматика — – психические расстройства, вызванные, как предполагается, возбуждением определённых нейропсихологических структур головного мозга: раздражительность, сенестопатии, боли, мания, бред, галлюцинации, кататония, психомоторное возбуждение (симптомы… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Социологическая концепция права — тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как реально сложившемся порядке в общественных отношениях; как нормах, отношениях, воспроизводящихся в социальной практике; как инструмента общественных преобразований. С позиции… … Элементарные начала общей теории права
КРАТКОСРОЧНАЯ ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — В последнее время чаще употребляется другое название консультирование и терапия, ориентированные на решение проблемы solution talk. Одно из направлений современной новой волны в психотерапии, центрированное на активизации собственных… … Психотерапевтическая энциклопедия
ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ — В данном разделе работы анализируются: актуальность изучения процесса оценивания учащихся; проблемы оценивания, стоящие перед школой; критерии оценивания; функции оценивания; принципы и основные требования к оцениванию. Под процессом оценивания… … Энциклопедия педагогических технологий
Диагностика самоактуализации личности — (САМОАЛ). Э. Шостром. Адаптация Н. Ф. Калины. Методика предназначена для выявления структурных компонентов самоактуализирующейся личности. Самоактуализация вершинный уровень психол. развития, к рый может быть достигнут, когда удовлетворены все… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Aga me — Жанры инди рок альтернативный метал инструментальный рок Годы 2005 2009 … Википедия
Воспитание совершенствующейся социально-успешной личности — Что такое успех? Успех это достижение поставленной цели. Но уровень успеха определяется не уровнем достижений, а уровнем своей удовлетворенности. Что и кто определяют успех? Это сложное явление зависит от разных факторов: 1. Реальные достижения.… … Энциклопедия педагогических технологий
СВОБОДА — многозначное понятие, крайние значения которого: 1) С. как возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности; 2) С. как возможность действовать в направлении цели,… … Философская энциклопедия
Корпоративная культура — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Книги
- Цикл лекций «Немецкая классическая философия», Дмитрий Кириллович Богатырев. Лекции читает доктор философских наук, профессор, Дмитрий Кириллович Богатырев. Лекция 1. Общая характеристика классической немецкой философии. Лекция 2. Трансцендентально-идеалистическая… Подробнее Купить за 190 руб аудиокнига
- Психология за 30 секунд, Кристиан Джарретт. «Собака Павлова, психоанализ, исследование подчинения Милгрэма, когнитивная терапия Бека… Вы, конечно, знаете, что это такое (или, по крайней мере, слышали), но насколько хорошо вам ясна суть… Подробнее Купить за 189 руб аудиокнига
Я-концепция — Easyschool
«Я-концепция» – первый этап работы в технологии личного обаяния, этап познания и принятия себя, формирования собственного самонастроя на позитивное отношение к миру и к себе: познать себя, принять, полюбить и научиться помогать себе. «Образ собственного Я – ключ к пониманию вашей личности и поведению», – утверждал М. Мольц. В работе над имиджем вашего клиента реализуются такие функции имиджа, как личностно возвышающая и психотерапевтическая.
Становление личности происходит в процессе социализации. «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это процесс становления личности. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» (Л. С. Выготский).
Велико значение взаимодействия развивающейся личности с другими людьми. Самосознание и ценностная ориентация личности зеркально отражают реакции на неё окружающих людей. «Подобно тому как мы видим в зеркале свои лицо, фигуру, одежду (и они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам), так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражаются наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья… – и это определенным образом действует на нас» (Цит. по: Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. С. 58.). Так в процессе социализации у человека формируется его «Я-концепция».
Что же такое «Я-концепция»?
Р. Бернс дает следующее определение: «Я-концепция» – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с его отношением к себе или к отдельным своим качествам, это называют самооценкой».
Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».
Работая с имиджем индивида по «Я-концепции», необходимо хорошо разобраться в теоретических аспектах этого феномена. Из чего состоит «Я-концепция»? Что происходит с личностью при работе над своей «Я-концепцией»? Как настроиться на достижение успеха? Что даёт индивиду положительная «Я-концепция»?
Как указывают многие авторы, положительная «Я-концепция» определяется тремя факторами: твёрдой убеждённостью в том, что вы импонируете другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.
Описательную составляющую «Я-концепции» часто называют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой, или принятием себя. «Я-концепцию», в сущности, определяет индивид: что он о себе думает, как смотрит на своё деятельное начало и возможности развития в будущем.
Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать «Я-концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя. Установка включает три главных элемента:
1. Убеждение индивида: оно может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
3. Соответствующая реакция, которая может выражаться в поступках (поведенческая составляющая).
Применительно к «Я-концепции» эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:
1. Образ Я – представление индивида о самом себе.
2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут стать его тело, имидж, манеры, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений. Сосредоточимся на трёх основных составляющих «Я-концепции».
КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ»
Представления индивида о самом себе кажутся ему значимыми независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, истинны или ложны. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.
Если перед нами стоит задача описать какого-то индивида, мы будем использовать прилагательные: «надёжный», «общительный», «сильный», «совестливый» и т. д. Всё это – абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщённого образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относят любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, например, описание его имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом: одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причём значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – способ охарактеризовать неповторимость каждой личности посредством сочетания её отдельных черт.
ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ»
Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Не вызовут разногласий лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью. В основном же в попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный оценочный момент. Иными словами, «Я-концепция» – это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, для разных людей могут иметь различное значение, обусловленное общей структурой их «Я-концепции». Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие – началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Всё это можно объяснить бытующими стереотипами в социуме. Например, чрезмерная полнота повсеместно считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя они вовсе не являются таковыми в глазах других), нередко приходят к ощущению своей неполноценности, ибо человеку свойственно переносить внешнюю дефектность на личность в целом. Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, социально неадекватен (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. Так, социальное окружение существенно осложняет развитие позитивной «Я-концепции». Даже эмоционально нейтральные характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку.
Возьмите любые из ваших собственных характеристик. Воздействует ли обладание этими качествами на ваше поведение в свете значимых для вас социальных, групповых или индивидуальных ценностей? Вне всякого сомнения.
Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его «Я-концепции». При этом новые оценки могут изменять значение усвоенных прежде.
Таким образом, самооценка не постоянна, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источник оценочных представлений индивида о себе – его социокультурное окружение. Например, слова «скучный», «толстый», «ленивый» содержат изначально негативную оценку, в то время как «умный», «смелый», «надёжный» – позитивную. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Имиджмейкер, работающий с «Я-концепцией» клиента, с помощью такого метода, как самовнушение (мини-гимн «Я-любимый!»), может повысить заниженную самооценку индивида.
Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Это нашло своё отражение в методике «Я-концепция». Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д.
Для понимания самооценки важны три момента. Первое. Важную роль в её формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я – представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто присутствует в психотерапевтической методике «Я-концепция», где высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В классической концепции Джемса (1890) представление об актуализации идеального Я положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение реальных достижений индивида к его притязаниям. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Второй фактор формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
Наконец, индивид оценивает успешность собственных действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определённое дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом: люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.
Самооценка всегда носит субъективный характер независимо от того, лежат ли в её основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты.
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ»
Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определённым объектом. Особенность «Я-концепции» как комплекса установок в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, очень сильны и устойчивы. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто: для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Например, если вам не нравится покрой моего нового костюма, я всегда могу убедить себя в том, что у вас нет вкуса, что вы не знаете последней моды, или придумать любую другую отговорку, ограждающую меня от неприятных суждений. Но если речь идёт об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Человек, уставший от повседневных дел, может взять отпуск, сменить работу, уехать в другой город или каким-то иным способом изменить ситуацию. Но может ли он убежать от самого себя?
Значение «Я-концепции» в том, что она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий.
Существуют исследования по теории личности, основанные на концепции, согласно которой человек всегда идёт по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства, идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, дегармонизируют личность, создают психологический дискомфорт. Вслед за Фестингером (1957) психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Чтобы восстановить утраченное состояние внутренней гармонии, индивид готов к различным действиям. Так, он может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нём самом, либо стремиться изменить каким-то образом себя и окружающих. Существенный фактор внутренней согласованности – то, что индивид думает о самом себе, в своих действиях он руководствуется самовосприятием.
Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться также и с помощью защитно-психологических механизмов, например, рационализации. Эти механизмы позволяют удерживать «Я-концепцию». Главная идея в подходе К. Роджерса к пониманию «Я-концепции» связана с использованием индивидом механизмов психологической защиты, необходимых, чтобы преодолеть диссонанс между непосредственным его опытом и «Я-концепцией». Поведение рассматривается Роджерсом как попытка достичь согласованности «Я-концепции». Реагируя на состояние такого диссонанса как на угрозу, возникающую вследствие переживаний, противоречащих «Я-концепции», индивид использует один из двух защитных механизмов – искажение или отрицание. Искажение используется, чтобы изменить личностную значимость переживания; отрицание как бы устраняет сам факт наличия переживания. К. Роджерс особенно выделяет первый механизм – искажение. Оно направлено к тому, чтобы привести непосредственные переживания индивида в соответствие с его личностным, интегральным Я. События оцениваются не объективно, сами по себе; значение им придаёт отягощённый прошлым опытом индивид, заботящийся о сохранении своей «Я-концепции». Вслед за К. Роджерсом мы используем клиентцентрированную терапию как метод, направленный к тому, чтобы модифицировать состояние «Я-концепции» для устранения диссонанса между нею и непосредственными переживаниями индивида. В результате невротический синдром устраняется и достигается состояние психологической адаптации.
Если непосредственные переживания блокируются или искажаются и становится невозможным их адекватное подключение к «Я-концепции», возникает дезадаптация. К. Роджерс рассматривает дезадаптацию как состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между личностными установками и непосредственным опытом индивида. Такое несоответствие может возникнуть в тех случаях, когда «Я-концепция» чрезмерно обусловлена ценностями и представлениями, исходящими от других людей и интернализованными индивидом. Внутренний конфликт такого рода возникает у человека в том случае, если его «Я-концепция» сильно акцентирует любовь к другим людям и заботу о них, а жизненная ситуация такова, что он находится в агрессивном состоянии под воздействием фрустрации. Эти чувства могут блокироваться, поскольку «Я-концепция» не может смириться с мыслью о том, что человек способен испытывать ненависть.
Суть развитой Фестингером теории когнитивного диссонанса в том, что индивид не может примириться с несогласованными образами Я и вынужден искать способ устранить возникающее противоречие, прибегая, например, к рационализации. Однако внутренние противоречия «Я-концепции» достаточно часто становятся источником стресса, так как человеку всё же свойственна способность реально оценивать ситуацию.
Имиджмейкеру необходимо помнить, что по-настоящему понять мотивы поведения другого человека, увидеть мир его глазами можно, только поставив себя на его место.
Будучи существом общественным, человек не может не принимать социальные и культурные роли, стандарты и оценки, определяемые условиями его жизни. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но оценок и суждений других людей. Если человек стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам.
Обратимся ещё раз к функциям «Я-концепции»:
• способствует достижению внутренней согласованности личности;
• определяет интерпретацию опыта;
• является источником ожиданий.
Рассмотрим «Я-концепцию» как источник интерпретации опыта. Два человека, столкнувшись с одной и той же ситуацией, воспринимают её по-разному. Когда в автобусе молодой человек уступает место женщине, она может либо увидеть в этом проявление воспитанности, либо заподозрить обидный намёк на свой возраст, либо воспринять это как попытку флирта. Каждая из этих интерпретаций теснейшим образом связана с «Я-концепцией» этой женщины.
У индивида существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только своё поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Поэтому сформированная «Я-концепция» выступает как активное начало – и изменить её бывает чрезвычайно трудно.
Как совокупность ожиданий «Я-концепция» определяет, как будет действовать индивид в конкретной ситуации и как он будет интерпретировать действия других. Эта функция «Я-концепции» определяет также и представления человека о том, что должно произойти.
Таким образом, можно определить три модальности самоустановок:
Реальное Я – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть его представления о том, каков он на самом деле.
Зеркальное (социальное) Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
Идеальное Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать.
ВНЕШНИЕ ДАННЫЕ ЛИЧНОСТИ И «Я-КОНЦЕПЦИЯ»
Имиджмейкер, работающий с «Я-концепцией», не может не учитывать внешние данные своего клиента. Это важнейшие источники формирования представления о своем Я наряду с половым отождествлением, которое сохраняет своё значение в течение всей жизни и является первичным элементом «Я-концепции». Во все времена в разных культурах возникали различные представления об идеальных размерах и пропорциях человеческого тела, предпочтение, как правило, отдавалось крупным мужчинам и относительно небольшим женщинам. Положительная оценка своего внешнего облика в сознании человека, а также в суждениях окружающих может существенно повлиять на позитивность его «Я-концепции», отрицательная же оценка влечёт за собой существенное снижение общей самооценки.
Установлено, что степень удовлетворённости различными характеристиками своего тела значимо коррелирует с общей самооценкой. «Тощий», «толстяк», «очкарик», «не такой высокий, как его брат», «нет таких вьющихся, великолепных волос, как у сестры» – подобные суждения, по мере того как они включаются в образ Я, могут отрицательно влиять на общую самооценку. Рост человека, его вес, телосложение, состояние здоровья, зрение, цвет лица и т.д. способны стать ведущими составляющими его отношения к себе, главными факторами, определяющими чувство собственной ценности, адекватности и приемлемости своей личности. Тело – зримая и ощутимая часть нашего Я. Мы чувствуем, видим, слышим самих себя, и никогда не в состоянии отрешиться от своего тела. К тому же оно выставлено на постоянное публичное обозрение. Низкорослый ребёнок, носящий очки, живёт в совершенно ином мире, чем его высокий, атлетически сложенный сверстник.
Задумайтесь на минуту над тем, как мы реагируем при первой встрече на невысокого толстяка или же на необыкновенно длинного и худого человека. Мы предполагаем, что они обладают целым рядом специфических личностных черт, ждём от них определённого поведения. Более того, мы готовы усматривать в их поведении особенности, подтверждающие наши ожидания. Но для этого человека ваши вербальные и невербальные реакции выступают как проявление универсальных установок культуры; тем самым действия обеих сторон способствуют упрочению стереотипов.
Рассмотрим возможности имиджмейкера в работе над образом тела как источником развития «Я-концепции». В литературе по самовосприятию можно встретить два термина: схема тела и образ тела. Схема тела, определяющая его границы и расположение отдельных частей, возникает под действием сенсорных импульсов и удерживается в коре головного мозга. В отличие от этого образ тела содержит в первую очередь оценку своего физического Я. Имиджмейкер, определив вместе с клиентом образ его тела, в дальнейшем может конструировать имидж, исходя из индивидуальных особенностей, подбирая наилучшие линии для его формы, скрывающие недостатки, подчёркивающие достоинства.
Все мы имеем какое-то представление о своей внешности, которое не сводится к зеркальному отражению и в большей или меньшей степени соответствует реальной структуре нашего тела. Будучи явлением чисто психологическим, образ тела включает в себя также и наше представление о себе в физиологическом и социальном плане.
Сложное соединение психологических факторов, влияющих на структуру образа тела, можно представить следующим образом:
1. Реальное субъективное восприятие тела с точки зрения функциональной способности в целом.
2. Интериоризированные психологические факторы, возникающие в связи с эмоциональными переживаниями индивида различных жизненных ситуаций.
3. Социальные факторы: реакции окружающих на индивида и его интерпретация этих реакций.
4. Идеальный образ тела, суммирующий отношение индивида к своему телу, который возникает в результате конкретных наблюдений, сравнений и отождествлений с телесными качествами других людей.
Любые изменения, связанные с телом и внешностью человека, могут вносить существенные коррективы в его представления о себе в результате действия того или иного из этих факторов.
ВНЕШНИЙ ОБЛИК И ПОЛОВАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ
Результаты исследования физической привлекательности, которая тесно связана с состоянием психического здоровья индивида, свидетельствуют: физическая привлекательность для женщин, более значима, чем для мужчин. В социальном плане привлекательная женщина может рассчитывать на больший выигрыш от производимого ею впечатления, чем привлекательный мужчина.
Исследования говорят также о том, что стереотипу мужественности соответствует мезоморфный тип, а стереотипу женственности – эктоморфный.
Мезоморфный тип телосложения считается идеальным типом мужской фигуры и ассоциируется с культурным эталоном.
Эктоморфный тип женской фигуры соответствует идеальному образу женского тела. Это объясняется стереотипным представлением, согласно которому стройность – признак внешней привлекательности женщины. По аналогии легко прийти к заключению, что сексуально-ролевые черты женственности ассоциируются именно с идеальным образом женского тела.
Из сказанного, однако, не следует, что тип телосложения индивида обязательно влияет на формирование его положительной «Я-концепции» и что люди реагируют друг на друга в соответствии с устойчивыми стереотипами.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ»
Человек живет среди людей и на протяжении всей своей жизни испытывает их влияние. В нас звучат голоса близких, которые мы запомнили с детства, голоса учителей и многих других встретившихся нам в жизни людей. Представления о добре и зле, оценка поступков и обстоятельств, наши взгляды и суждения сложились в контакте (или же в споре, конфронтации) с другими. Когда звучащие в нас голоса перебивают друг друга, несогласованны и противоречивы, нам трудно принять решение и вообще понять себя.
Может сложиться неправильная жизненная программа, которая не осознается, в которую человек сознательно не вносит коррективы. Люди живут как бы с чужого голоса – и это неправильно. Еще неправильнее не хотеть ничего об этом знать. Те, кто не хотят ничего в себе менять, все равно не смогут не измениться, хотя бы потому, что время меняет нас, не спрашивая ни совета, ни разрешения.
Упражнение «Мое самовосприятие» (по Р. Бернсу)
Взгляните на схему (Схема 1). Какие из приведенных характеристик Вы можете отнести к себе? Отметьте, какие из них, на Ваш взгляд, наиболее устойчивы для Вас?
|
Меня это радует |
Мне это безразлично |
Мне это неприятно |
Я счастливый |
|
|
|
У меня ничего не ладится |
|
|
|
Я тугодум |
|
|
|
Я неуклюжий |
|
|
|
Я зануда |
|
|
|
Я неудачник |
|
|
|
Я добросовестный |
|
|
|
Я обманщик |
|
|
|
Я интроверт |
|
|
|
Я фантазер |
|
|
|
Я оптимист |
|
|
|
Я человек надежный |
|
|
|
Я раздражительный |
|
|
|
Я хороший друг |
|
|
|
Я подвержен настроению |
|
|
|
Я общителен |
|
|
|
Я религиозный |
|
|
|
Я умный |
|
|
|
Я слабый |
|
|
|
Я опрометчивый |
|
|
|
Теперь распределите выделенные характеристики по трем столбцам, выражающим Ваше отношение к собственным качествам
Много ли нашлось характеристик, которые Вас удовлетворяют? Будем надеяться, что большинство. Если это так, то у Вас высокое самовосприятие. Цель этого занятия — проанализировать свой психологический портрет, определить, что Вы о себе знаете и как к себе относитесь.
Упражнение «Я-реальное»
Цель этого упражнения – показать возможности самоисследования и расширить представления о себе.
1. Задайте себе вопрос: «Кто я?» и запишите 10 первых пришедших в голову ответов.
2. Представьте себе значимого человека для Вас, какую характеристику он дал бы Вам? Запишите 10 ответов.
3. Сопоставьте и сравните ответы 1-го и 2-го пунктов.
Упражнение «Я-идеальное»
Цель этого упражнения – исследовать свой прошлый опыт, обнаружить упущенные возможности, найти способы их реализации и т.д.
Задайте себе вопрос: «Кем бы я мог стать, если реализовал бы все свои возможности?» и запишите 10 ответов.
Схема 1
Анализ схемы. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
К. Роджерс разработал гипотезу самоутверждения. Её смысл в том, что самоутверждение – это процесс снятия с самого себя одной за другой масок. Снимите маски – и увидите, что Вы есть.
Если Вы обнаруживаете незнакомые аспекты своего Я, то это может послужить духовной основой в процессе становления личности. Чем значительней успех, тем выше индекс собственного самоуважения.
Оно вычисляется по известной формуле У. Джемса: Самоуважение = успех деленный на притязания.
Польская поговорка гласит: «Хорошее мнение о себе – половина счастья».
Упражнение «Мои жизненные планы»
Составьте для себя список желаемых результатов и расположите его в порядке убывания ценности каждого. Ответьте на вопросы: Чего я уже добился? (Мой успех.) Чего хочу добиться в ближайшее время? Мои глобальные цели?
Это и будет Вашей жизненной программой в осуществлении себя.
Формула оптимизма
«Я-концепция» – это мини-гимн самому себе, любви к себе, что выступает субъективным аспектом самовнушения. Подготовка и разучивание мини-гимна «Я – чудо!».
1. Прочитайте текст.
2. Прочитайте выразительно ещё два раза, делая упор на те слова, которые особенно приятны.
3. Внесите коррективы в гимн, какие пожелаете, чтобы он был более обдуман и носил личностный смысл, стимулировал Ваше хорошее настроение.
4. Ещё раз прочитайте про себя.
5. Прочитайте вслух свой гимн «Я – чудо!».
Повторять гимн себе любимому надо каждый день 3 раза с перерывом 15–30 сек. При необходимости – чаще.
Предлагаем Вам примерный мини-гимн «Я – чудо!». Вы можете написать свой и разучить его.
Мини-гимн «Я – чудо!»
Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У меня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение! У меня отличное настроение!
Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив!
Я оптимист! Солнце для меня всегда самое яркое, а небо самое голубое!
На меня можно всегда положиться. Я не подведу!
Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я внимательный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги. Со мной всегда легко и весело.
Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокойно.
Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством, семейной честью.
Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!
Вопросы для самопроверки
1. Что такое «Я-концепция»?
2. Каковы составляющие «Я-концепции»?
3. Чем помогает личности работа над «Я-концепцией»?
4. Какие дополнения можно внести в методику «Я-концепции»?
Рекомендуемая литература
Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.
Леви В. Искусство быть собой. М., 1977.
Ветрова В. В. Я – справлюсь. М., 1996.
Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.
Роль Я-концепции в формировании целостной личности
Семинар-практикум «Роль Я-концепции в формировании
целостной личности»
План
Вступительное слово, приветствие.
Цели, задачи.
Упражнение «Треугольник ожиданий»
Притча о самооценке: Цветок по имени «Личность»
Информационное сообщение. Понятие и структура «Я-концепции». Роль Я-концепции в жизни личности
Практическая часть. Упражнение «Представьте, что вы книга»
Упражнение «Карта моей души»
Упражнение «Я – это я, и я это другой!
Упражнение «Ролевая гимнастика»
Упражнение «Подарок»
Упражнение «Если бы я была…»»
Упражнение «Рисунок Я»
«Я горжусь»
Подведение итогов. Вопросы для обсуждения
Цель: осознание важности позитивного принятия своего «Я», прояснение «Я-концепции», развитие самораскрытия, самопознания
Задачи:
представление о понятии «Я-концепция»
осознание «образа Я»
повышение уровня самопознания
осознание глубину и значимость работы саморазвития для формирования устойчивой позитивной Я-концепции
Ход семинара
Что значит «Я»? Я бывают разные!
Психолог. Тема сегодняшнего семинара-практикума «Роль Я-концепции в формировании целостной личности». В названии темы существует такой термин, как «целостная личность», поэтому я предлагаю с него и начать.
В словаре Ожегова ЛИЧНОСТЬ, -и, ж. Человек как носитель каких-н. свойств, лицо.
ЦЕЛОСТНОСТЬ, -и, ж. Нераздельность, единство.
Русский философ Н.А. Бердяев писал: «Личность – есть целостность и единство, обладающее безусловной и вечной ценностью».
Однажды, когда был серый, дождливый день, мальчик по имени Пэт не мог найти себе места и крутился вокруг своего отца, мешая последнему готовиться к докладу. Когда же терпение его отца подошло к концу, он вытащил из кучи один из старых журналов, вырвал из него большой красочный лист с картой мира, разорвал его на множество мелких кусочков и вручил их своему сыну со словами: «Пэт, собери из этих кусочков снова карту, а я за это дам тебе денег на мороженое». Казалось, что даже для взрослого человека, это будет работа не на 5 минут, тем более для маленького Пэта. Какого же было удивление отца, когда сын постучался в его комнату с выполненным заданием уже через 10 минут. – Как тебе удалось так быстро справиться с заданием? – спросил отец. – Это не было совсем сложно, – ответил Пэт. «Просто на другой стороне карты, был большой рисунок человека. Я просто перевернул все кусочки с картой наоборот, собрал изображение человека, и перевернув снова лист получил правильно собранную карту мира. Я подумал, что если человек целый, то и мир будет целым». Отец улыбнулся и передал сыну деньги на мороженое. «Если человек целостный, то и мир будет целостный», – размышлял отец, понимая, что название доклада у него определённо есть.
Упражнение «Треугольник ожиданий»
Цель: дать возможность участникам сформулировать свои ожидания от семинара.
Участникам семинара раздаются треугольники, на которых необходимо в каждой вершине написать:
чего я жду от себя;
чего я жду от группы;
чего я жду от ведущего.
Затем каждый читает, что он написал и прикрепляет свой треугольник на стену.
Притча о самооценке. Цветок по имени «ЛИЧНОСТЬ»
В одном саду, среди множества прекрасных и разных растений, вдруг вырос ЦВЕТОК. Настолько он был нежный и ароматный, что его можно было почувствовать издалека. Он пытался быть любезным и знакомиться со всеми там живущими, но ему были там не рады, и никто не мог понять, откуда он появился.
Деревья возмущались, что это их территория. Кусты и другие сорта цветов спорили и твердили, что нет, это их место, поскольку они первыми были здесь посажены. И в том саду от споров разгорелся такой шум и крик, что ЦВЕТОК, опустил свою головку, и говорил про себя: «Куда я попал? Зачем я здесь? Для чего? Меня здесь никто не любит и не ждал моего появления? Что я здесь делаю?»
От горя и неприятия, он почувствовал, что становится меньше и меньше, как зло и ненависть покрывают его своей тенью. От сияния его красоты почти ничего не осталось, и все вокруг него стало таким «великим».
Ему стало страшно. Да так страшно, что даже приятный аромат терял свое благоухание. За этим садом следил мудрый садовник. Он знал, что и где находится, когда и как было все посажено. Прогуливаясь по этому саду и восхищаясь его красотой, вдруг заметил маленькое растение. Да, именно того ЦВЕТОЧКА, и не мог понять, что за род, и откуда он появился среди всего этого благолепия?
Он почесал свой затылок и сказал: «Да-а-а, такого еще не видал, но мне интересно, каким он станет?» И взялся всерьез за его ухаживания. Каждый день садовник поливал ЦВЕТОЧЕК и очищал его и оберегал от окружающих сорняков, которые пытались его задушить, говорил с ним и, настолько в него влюбился, что другие растения начали этому ЦВЕТКУ завидовать.
А что могли они ЕМУ делать? Ничего, потому что ЦВЕТОК был под защитой «хозяина» этого сада.
Прошло некоторое время, и этот ЦВЕТОК вырос во всей своей красе. Стал крепким и красивым, его благоухание наполнило сад необычайно-чудесным ароматом, и настолько он стал прелестным, что другие садовники удивлялись этому чудесному творению.
Садовник, увидев результат свой работы и оценивая свой вклад, сказал: «Я верил, что именно таким ты будешь! Какой же ты необычно красив и великолепен! От тебя разведу больше саженцев, и пусть этот сад наполнится этим чудесным творением!»
Так и случилось. ЦВЕТОК уже был не один. От него развели и других, по своему роду и подобию. Он почувствовал себя нужным не только для своих, но и для чужих, которые стали теперь ему близки.
Имя этого цветочка «ЛИЧНОСТЬ».
Информационное сообщение. Понятие Я-концепции
Психолог Р. Бернс рассматривает Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя, представлений индивида о себе.
К. Роджерс считал: «Я-концепция» складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность».
Дж. Стейнс: «Я-концепция – существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести».
Структура Я-концепции
Выделяют три составляющих в структуре «Я»: когнитивную, эмоциональную и поведенческую.
Когнитивный компонент – Образ Я – представление человека о себе: об интеллекте, теле, способностях, чертах характера;
Эмоционально-оценочный – субъективное отношение человека к самому себе, оценка различной интенсивности, принятие или осуждение своих качеств, самооценка, самоуважение;
Поведенческий – действия, вызванные Я-образом и самооценкой, стремление индивида повысить свою значимость.
Я-концепция вместе с самооценкой, входят в структуру самосознания.
Образ Я человека включает в себя
реальное-Я – представления индивида о себе, соответствующие реальности;
идеальное-Я – каким он хотел бы быть, идеал человека;
зеркальное-Я – каким видят его другие, что о нем думают;
фантастическое-Я – представление индивида о возможном образе себя при благоприятном стечении обстоятельств.
Роль Я-концепции в жизни личности
Я-концепция играет, по существу, тройственную роль в жизни личности: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и является источником ожиданий.
Первой, важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Это стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является, по мнению Бернса, одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения.
Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же и, наоборот, люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать всяких социальных контактов.
Таким образом, развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.
Практическая часть
Упражнение «Представьте, что вы – книга»
Цель: развитие навыков самоанализа, помощь преодоления внутренних барьеров.
Давайте ответим на вопросы и посмотрим, сколько интересных и необычных «книг» есть в нашей «библиотеке»
Представьте, что каждый из присутствующих – книга. У вас есть возможность подумать несколько минут, чтобы ответить на следующие вопросы.
— Какой заголовок наиболее подойдёт этой книге?
— Какая обложка у книги? Что изображено на ней?
— С чего начинается повествование? Какие первые строчки вашей книги?
— Какой жанр этого произведения? Это комедия? Драма? Детектив? Фантастика? Репортаж с места событий? Как вы чувствуете себя с этим жанром?
— Много ли в книге глав? Назовите некоторые из них?
— Есть ли в этой книге главы, которые вам тяжело читать?
— Есть ли страницы, которые вам хочется переписать заново? Вычеркнуть из книги?
— В чьи руки вам бы хотелось передать эту книгу? Кто может быть её читатель?
— Что скажет человек, прочтя эту книгу?
А теперь попробуйте сочинить сказку о себе. Это должна быть сказка волшебная или современная, страшная или забавная, романтическая или мужественная про вашу жизнь.
Обсуждение:
-Что вы думаете о книгах, представленных сегодня?
— Что объединяет все представленные сегодня книги?
Упражнение «Карта моей души»
Цель: формирование «Я-концепции», более глубокого отношения друг к другу.
Участникам предлагается нарисовать карту своей души, представив ее произвольным образом, например, в виде земного шара, материка, острова или чего-то еще. Необходимо дать названия объектам, находящимся на карте.
Обсуждение. Как Вы можете назвать свою работу?
Какие чувства Вы испытывали во время рисования?
Какая часть рисунка на Ваш взгляд вызывает наиболее приятные чувства? Можно ли считать эту часть рисунка самой ресурсной?
С какой сферой Вашей жизни можно соотнести Ваш рисунок?
Если бы Ваш рисунок мог говорить, как Вы чувствуете, чтобы он Вам сказал?
Чтобы Вы ему ответили?
Упражнение «Я – это я, и я это другой!
Цель: проработка элементов, формирующих «Я-образ»; принятие себя.
Материалы: листы бумаги А; фломастеры, ручки
Каждый из вас в ходе жизни создал себе какие-то представления о собственной индивидуальности. Говоря, что каждый человек неповторим, уникален, какие составляющие личности мы имеем ввиду? Ведь у большинства из нас один нос, две руки, две ноги, глаза, волосы, лицо, губы. Каждый умеет радоваться, нам знаком страх и гнев, мы когда-то не умели ходить, читать, писать. Сейчас каждый научился этому. Мы пользуемся более или менее сходными благами цивилизации. Среди нас нет крепостников и крепостных, королев и пажей. Каждый стремится найти себе применение в жизни, мы озабочены поиском спутника, созданием семьи, вопросами работы, карьеры, здоровья, жилья.
Это упражнение поможет каждому сформулировать компоненты, которые делают Вашу личность уникальной, неповторимой, особенной, неповторимой, особенной, единственной во всем мире!
Тогда положите перед собой первый лист. В верху листа крупно напишите свое имя и фамилию.
А теперь в течении 30 секунд, стараясь не задумываться, сохраняя спонтанность, напишите десять ответов на вопрос «КТО Я?»
Справились? Замечательно. Вы выполнили первый этап упражнения. Теперь подумайте о самом авторитетном для вас, самом любимом и важном именно для вас, самом любимом и важном для вас человека в вашей семье! Нашли такого? То, что я попрошу вас сделать – взять новый лист и написать десять ответов на вопрос «Кто вы?», так чтобы записанные предложения являлись предполагаемыми ответами вашего любимого и уважаемого человека о вас. О том, как ОН ВАС ВОСПРИНИМАЕТ.
Сейчас найдите в памяти человека, который авторитетен в сфере вашей работы, профессиональной деятельности. Задайте ему вопрос «Кто я?» и запишите десять ответов, в которых он даст оценку тому, кто вы в его представлении. Его ответы запишите, пожалуйста, на листе под номером три.
Последний этап. Наверняка у вас есть лучший друг или подруга. Любимый человек. Дорогой и надежный товарищ. Представьте, что теперь к нему вы обращаетесь с вопросом: «Кто я?» Что он отвечает вам? Запишите десять его ответов на ваш вопрос. У вас должен быть заполнен лист номер четыре.
Обсуждение.
Посмотрите на четыре листа, которые вы заполнили.
Какие мысли и чувства посещают вас в конце упражнения?
Что вы думаете о задании, о себе, о людях к которым решили обратиться?
Найдите в четырех листах те ответы, которые повторяются. Посмотрите, ведь перед вами основополагающие элементы конструктора вашего «Я», вашей личности.
Упражнение «Ролевая гимнастика»
Цель: осознание важности принятия своего Я
Материал: лист А4, заполненный эмоциональными проявлениями
Каждый участник получает лист бумаги с заданием проговорить слово Я, используя различную интонацию – громко, тихо, утвердительно, с любовью, с грустью, со злостью, с удивлением, доброжелательно.
Обсуждение. Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?
Упражнение «Подарок»
Каждый член группы продолжает предложение «Я подарок для себя самого, так как я…» и «Я подарок для других, так как я…»
Упражнение «Если бы я была»
Цель: осознать свои достоинства, свою неповторимость
Если бы я была животным, я была бы ________ , потому что…
Если бы я была птицей, я была бы ___________ , потому что…
Если бы я была насекомым, я была бы ________, потому что…
Если бы я была цветком, я была бы ___________, потому, что…
Если бы я была деревом, я была бы __________ , потому что…
Если бы я была мебелью, я была бы __________, потому что…
Если бы я была музыкальным инструментом, я была бы _____, потому что…
Если бы я была зданием, я была бы ___________, потому что…
Если бы я была автомобилем, я была бы ______ , потому что….
Если бы я была улицей, я была бы____________ , потому что…
Если бы я была иностранным государством, я была бы ______, потому что…
Если бы я была игрой, я была бы ____________ , потому что…
Если бы я была телевизионной программой, я была бы ______, потому что…
Если бы я была пищей, я была бы ____________, потому что…
Если бы я была частью речи, я была бы _______, потому что…
Если бы я была цветом, я была бы ___________ , потому что…
Упражнение «Рисунок Я»
Цель: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.
Каждый член группы на листе, разделенном на три части изображает себя: Я-реальное (такими как, вы есть), Я-идеальное (такими какими хотели бы быть), Я-зеркальное (такими какими вас видят другие люди).
Обсуждение. Чем отличается идеальный образ от реального? Как формируют Я-концепцию мнение других людей? Какие функции выполняет каждый из элементов Я-концепции?
Я горжусь!
В повседневной жизни всем нам не часто предоставляется возможность сказать о каком-либо своём достижении, умении и т.п. Поделитесь тем, чем вы горды в своей жизни. Продолжите предложение «Я горжусь тем, что (как)…»
Подведение итогов.
Вопросы для обсуждения:
— Что же делать, чтобы достичь гармонии в своей душе?
— Как помочь воспитанникам расти гармоничной личностью, самореализоваться и самоутвердиться в этой жизни?
— Получили ли вы полезные знания на данном семинаре, пригодятся ли они вам в вашей работе?
Литература
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1986 – 422 с.
Карпов А.В., Общая психология М.: Изд-во Гардарики, 2005. – 232 с.
Кипнис М. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга.- М.: Изд-во АСТ, 2017– 637 с.
Николенко Л.А. На пути к личности. Псков, 2000. –108 с.
Ресурсы Internet
Фестиваль ART Praktik [Электронный ресурс]
Авидон И., Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. Режим доступа: http://figym.kz/uploads/100razm.pdf