Как в коллективе выявить лидера: Как выявить скрытых лидеров и развить их способности / Сообщества Superjob – Как определить лидера в коллективе

Автор: | 14.02.2021

Содержание

Как определить лидера в коллективе

Как определить лидера в коллективе

В новом коллективе важно быстро разобраться, кто есть кто, чтобы выстроить верную линию поведения и не допустить ошибок, ведь их так редко прощают новичкам. Начинать, конечно, следует с головы, а не с хвоста, поэтому задача определить лидера в коллективе становится первоочередной и срочной. Речь идет обо всех группах без исключения, начиная школьным классом и заканчивая штатом работников. Отличие начальника от лидера в том, что первый управляет, а второй ведет за собой, поэтому не обращайте внимания на должности и ранги. Это не значит, что не нужно соблюдать субординацию, просто помните, что должности не всегда отражают реальное положение вещей.

«Менеджмент — это искусство делать вещи правильно. Лидерство — это искусство делать правильные вещи»Питер Друкер

Неформальный лидер – величина неабсолютная, то есть его лидерство не обязано проявляться абсолютно во всем. Также оно не обязано быть объективно обоснованным: мало ли какими средствами человек завоевал расположение коллег. Неформальное лидерство не всегда поощряется начальством, не всегда идет на пользу рабочему процессу и очень часто является источником раздора внутри коллектива. Неформальные лидеры бывают:

  1. Харизматиками. Это лидер от Бога, безоговорочный и полноценный. Харизматики возглавляют окружающих без усилий, они даже не всегда этого хотят. Тот случай, когда с обаянием просто ничего нельзя поделать. Выявление лидера в этом случае будет быстрым и точным.
  2. Ситуативными лидерами. Такой сотрудник берет инициативу в свои руки только в определенных случаях, инициатива при этом может быть как позитивной, так и негативной. Например, «кризис-менеджер» – находка для любой команды. Этот человек иногда способен вытащить внешне неразрешимую ситуацию за счет таланта ориентироваться в сложных условиях, не поддаваться панике и грамотно действовать. А вот бунтарь-революционер может включать лидера только в критические минуты, когда в коллективе растет недовольство и назревает бунт. При таких условиях на то, чтобы узнать лидера в группе, может уйти много времени.
  3. Душой компании. Это просто хороший парень, которого все любят. С ним редко бывают проблемы, потому что он – хороший. Такой лидер бесценен прежде всего для руководства, поэтому обычно он ладит с начальником. Именно ему поручают организацию работы, проведение реформ (особенно непопулярных) внутри коллектива и прочее подобнее, т. к. его инициативу легче принимают.
Как определить лидера в коллективе

Свой для всех

Чтобы безошибочно выявить лидера в коллективе, смотрите на взаимоотношения между сотрудниками. В группах они всегда разные, чем больше людей, тем больше оттенков: от дружбы до вражды через безразличие. И только у лидера отношения со всеми почти одинаково положительные. С лидером все хотят общаться, его присутствие меняет настроение в коллективе, вызывает легкий ажиотаж со знаком плюс и подъем энтузиазма.

Немаловажно, что такой репутацией лидер обязан собственным способностям и качествам: доброжелательности, общительности и внимательности ко всем. Тем он и отличается от безразличного начальства, что всегда готов помочь любому, всегда знает с какой стороны зайти, чтобы предупредить конфликт или разрешить спор. К нему охотно идут с вопросами, его решения принимаются безоговорочно, хотя он и не пытается кому-либо их навязать. Однако определить лидера по чертам лица, внешности практически невозможно.

Последнее слово

Лидер говорит мало. С одной стороны, это человек действия, с другой – его слова имеют вес, а потому он не нуждается в многословии. Во время любого обсуждения лидер никогда не ввязывается в спор, хотя молчаливо участвует в полемике. Его позиция – выслушать и решить, поэтому лидер говорит последним. Его право на последнее слово при этом никто не оспаривает, это своего рода неформальная этика деловых переговоров внутри компании.

Зачастую даже начальник ждет, пока все сотрудники выскажутся, затем спрашивает мнение лидера. Можно не сомневаться, что именно ответ лидера будет принят начальством за мнение большинства. Если ситуация в коллективе сложная и требует проведения деловой беседы сотрудников с руководством, ее проводит лидер от лица всех.

Пример для подражания

Лидер может не быть самым ценным сотрудником, но на устах у коллег он всегда будет притчей. Его решения, поступки, предложения и инициативы, взгляды и суждения будут обсуждать и ставить в пример. Особенно хорошо это заметно, когда веского повода для поиска авторитетов нет, но все равно в разговорах то и дело звучит одно и то же имя. Часто начальники, несмотря на свой статус, завидуют лидерам, потому что это бросает тень на их личные амбиции, но опытный и мудрый руководитель будет искать ситуации практическое применение, а не бессмысленно исходить злобой.

Постарайтесь выявить неформального лидера и обязательно найдите общий язык с ним в первые же дни на новом месте работы. С него берут пример, а значит, отношение с его стороны – это почти вердикт.
Наши ученики отмечают, что несомненный плюс, который им дают психологические тренинги по психологии общения – это возможность получить объективную оценку своего поведения со стороны. Как говорится, в чужом глазу соринку увидишь, а в своем и бревна не заметишь.

Методики по выявлению лидеров в коллективе — Летний лагерь

X 8cc50405m.jpg

МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРОВ В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

Лидеры. Кто они?

Лидер — ведущий — человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится выложиться для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окружающих.

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.

Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой.

Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В детском объединении, организации встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, туристской, интеллектуальной, творческой и др. деятельности. Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.

Лидер-умелец — это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе — самый опытный турист).

Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном, к сфере межличностного общения в коллективе, группе в рамках организации. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих товарищей по организации, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения.

Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между членами коллектива в организации точнее характеризуют деловые лидеры. Для воздействия на коллектив, наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение организации, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития организации как коллектива, характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому члену организации возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.


Предлагаемые Вам методики помогут выявлению лидеров в коллективе.

Фигура

Предлагается нескольким группам ребят по 5-8 человек в каждой, соревнуясь между собой, быстро выложить на полу (траве, асфальте) из обычных камешков, кубиков, спичек какую-то заданную фигуру (дом, машину и т.п.) Вот подана команда, все бросились к камешкам, схватили их в руки и… что дальше? Вот тут-то только успевай фиксировать все, что происходит. Ведь нужно заметить, как действует каждый из участников: кто смело бросается вперед, берет на себя инициативу, определяет порядок действий, отдает распоряжения, а кто стоит в стороне, предпочитает действовать в одиночку. Выявляются лидеры ситуации, их помощники, обнаруживаются и пассивные, зависимые, не инициативные люди. Хотите убедиться в своих выводах — проведите игру еще раз. Сопоставьте результаты наблюдения с другими имеющимися сведениями.


Выбор руководителя похода

Ребята называют всех потенциальных руководителей туристского похода. Названные учащиеся отходят в сторону, а остальным предлагается выбрать из них себе командира и подойти к нему. При этом за каждым сохраняется право остаться на месте, если его не устраивает ни один из названных командиров. Так класс разбивается на группы, возглавляемые лидерами, которые, по мнению коллектива, могут стать организаторами дела.


Полет на Луну

Блиц-игра, позволяющая выявить организаторские способности ребят. Группам учащихся дается перечень из 15-20 предметов, из которых за 2 минуты нужно выбрать 3, необходимых и достаточных для полета на Луну. Лидеры определяются в ходе поиска правильного решения.


Геометрия для слепых

Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет , что необходимо , закрыв глаза, построиться квадратом, равносторонним треугольником, используя при этом только устные переговоры. Сообщается также, что ребята играют на пространственное воображение и внимательность. Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений.


Стульчики

Играющие сидят на стульях. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подал команду.


Лидер

Коллектив разбивается на несколько групп по 5-6 человек. С каждой группой работает взрослый человек — наблюдатель-эксперт. Ведущий по очереди раздает всем группам задания, они должны быть не сложными и интересными, например:

  • придумать рассказ, все слова которого начинаются на одну букву;
  • построиться по цвету волос от светлых к темным;
  • оживить картину и т.п.

Эксперт, наблюдая за работой группы, раздает после выполнения каждого задания каждому участнику разноцветные жетоны, определяющие его роль в выполнении данного задания. Но ведущий не объявляет участникам, что означают те или иные цвета, а в конце игры предлагает ребятам выполнить аппликацию из тех жетонов, которые они заработали. Таким образом, после проведения игры у педагогов будет наглядная картина, отражающая степень активности того или иного ребенка.

  • Красный квадрат • организатор коллективной деятельности
  • Зеленый треугольник • генератор идей
  • Бордовый ромб • невостребованный талант
  • Коричневый прямоугольник • дезорганизатор


Киностудия

Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: «Представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма». После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссера, выявляются кандидаты в лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов. Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того как образовались микрогруппы по четыре-пять человек, всем остальным предлагается выбрать себе «киностудию» и присоединиться к этим микрогруппам.

Каждой киностудии предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму (сценку) на тему жизни коллектива, где работают или учатся ребята.

После проведения этого коллективного творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки «кинофильма» реальным лидером.


Старт

Игра представляет собой путешествие групп (команд), которые проходят определенный маршрут по замкнутому кругу, выполняя на каждом этапе задания. Содержание задания становится известным только на этапе.

Правила организации игры:

  1. Количество этапов должно быть равным или кратным количеству групп, участвующих в игре;
  2. Все этапы должны быть одинаковыми по длительности. Как правило, этап длится 7-10 минут;
  3. Следует установить единый сигнал перехода с этапа на этап (звонок, музыка, фраза и т.д.)
  4. У каждой группы свой маршрутный лист, в котором обозначена последовательность прохождения этапов и их местонахождение.
  5. Переходы с этапа на этап учитываются по времени и должны быть предельно короткими. Этому может способствовать рациональное расположение этапов недалеко друг от друга и, условно, по кругу.
  6. Задания, выполняемые группами на этапах, должны быть рассчитаны на коллективное исполнение и по сложности «решаемы» за время, отведенное на этап.
  7. Важно, чтобы формы заданий на этапах не повторяли друг друга, были разнообразными, давали возможность ребятам переключиться с одного вида деятельности на другой.


Примеры заданий на этапах:

I этап «Эврика». Задание: В течение 10 минут необходимо ответить на 10 вопросов на сообразительность. Оценка: За каждый правильный ответ 0,5 балла.

II этап «Кусочки». Задание: Из кусочков картона, лежащих в конвертах, соберите квадрат, треугольник, круг, яйцо. В каждом конверте кусочки для одной фигурки. Оценка: Если собраны 4 фигуры — 5 баллов,3 фигуры — 4 балла, 2 фигуры — 3 балла, 1 фигура — 2 балла.

III этап «ШТЭМ» (школьный театр эстрадных миниатюр). Задание: Изобразите сценку из школьной жизни. Оценка: По пятибалльной системе. Этап развивает коммуникативные навыки.

IV этап «Взгляд». Задание: С помощью фломастеров, карандашей, красок изобразите, пожалуйста, свои впечатления о школе. Оценка: По пятибалльной системе. Этап диагностирует проблемы, существующие в школе.

V этап «Да-нетка». Задание: «Сейчас я вам обрисую ситуацию словами, но не полностью, а частично. Ваша задача — задавая вопросы, на которые я могу ответить «да» или «нет», «не имеет значения» или «вопрос поставлен не корректно», восстановить ситуацию полностью. Оценка: Если отгадано 3 ситуации — 5 баллов, 2 ситуации — 4 балла, 1 ситуация- 3 балла. Этап развивает способность системно и логически мыслить.

VI этап «Перевертыши». Задание: Расшифруйте 10 перевертышей. («Все собаке рождество» — «Не все коту масленица.) Оценка: За каждый правильный ответ — 0.5 балла. Этап способствует развитию широты мышления, умения ассоциировать.

VII этап «Ведра». Задание: Одно ведро, наполненное водой, стоит на столе, другое, пустое, на полу, в шести метрах от первого. Ваша задача — перелить воду из одного ведра в другое. Поднимать ведра и столы не разрешается. Группе выдается чайная ложка. Оценка: По пятибалльной системе сравнительно оцениваются группы, перелившая больше всех воды получает 5 баллов.

VIII этап «Проблемы». Задание: На листе бумаги напишите, пожалуйста, те проблемы, решить которые могла бы школьная молодежная организация. Оценка: Этап не оцениваемый, а диагностирующий. Диагностируются проблемы, существующие в школе.

IX этап «Спички». Задание: Из спичек выполните три задания. Оценка: Выполнено 3 задания — 5 баллов, 2 задания — 4 балла, 1 задание — 3 балла, ни одного — 1 балл. Этап развивает способность нестандартно мыслить.

X этап «Самоуправление». Задание: Нарисуйте, пожалуйста, схему управления в Вашей школе. Оценка: Этап не оцениваемый, а диагностирующий. Собирается информация о формах самоуправления в школе.


Механизм выявления лидеров в игре «Старт»

При проведении игры «Старт» на каждом этапе происходит отслеживание лидеров. Ведущий этапа фиксирует ребят, проявляющих активность в выполнении заданий (записывает фамилию, имя на листке).

По окончании игры списки лидеров собираются и обобщаются. Результат: имена актива. После игры целесообразно проводить выборы актива самоуправления..

Приложения

«ДА-НЕТКА 1»

  1. Человек сидел в комнате и трясся от страха. Вдруг, он вскочил и побежал, громко крича.
  2. Человек получил удар в глаз и очень этому обрадовался.
  3. Девятиклассник выходит из большого дома. Несет в руке предмет. Навстречу ему другой девятиклассник. Спрашивает: «Шесть?» — « Нет, семь». О чем разговор ?


«ДА — НЕТКА 2»

  1. Я встретил её случайно. Я пытался её поймать, но она уходила все дальше и дальше. Я принес её в руке.
  2. Два человека вошли в комнату. Увидели убийцу, его окровавленную жертву. Спокойно обменялись мнениями и спокойно вышли-
  3. Ехала машина. В неё сел попутчик. Пошел дождь. В машину сел второй попутчик. Когда машина приехала, один попутчик вышел, другой скончался.


«ДА — НЕТКА 3»

  1. Вдруг за стеной послышались аплодисменты, которые стихли только после убийства, которое закончилось спасением.
  2. Идет мужчина по улице. Пошел (начался) сильный дождь. Человек умер.
  3. Мужчина спит. Среди ночи раздается звонок телефона. Мужчина поднимает трубку. В трубке молчание. Мужчина вешает трубку.


«ЭВРИКА 1»

  1. Электропоезд шел с севера на юг. Ветер дул с юга на север. В какую сторону шел дым от поезда ?
  2. Ехал зимой лыжник, на нем сидела муха, С какой скоростью ехала муха ?
  3. Чем кончается день и ночь ?
  4. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу, сидящую на ней 7
  5. Почему парикмахер в Женеве во время войны скорее предпочитал стричь двух французов, чем одного немца ?
  6. Какое слово все выпускники школ Оренбургской области пишут неправильно ?
  7. Сегодня утром моя сестра уронила серьгу в кофе, но хотя чашка была полна до краев, она смогла достать серьгу, не намочив пальцев.
  8. Дней 10 назад баскетбольная команда нашего колледжа выиграла встречу со счетом 76:40, хотя ни один баскетболист не забросил ни одного мяча. Как Вы это объясните ?
  9. Под каким деревом прячется заяц во время дождя проливного?
  10. Сколько на этом рисунке треугольников ?


«ЭВРИКА 2»

  1. Бутыль » Пепси » стоит 10 $. » Пепси » на 9 $ дороже, чем пустая бутыль. Сколько стоит пустая бутыль ?
  2. Что путешествует по всему миру, оставаясь в одном углу ?
  3. Житель небольшого городка за сравнительно короткий срок зарегистрировал брак более 20 раз. Каждый раз в брак вступала другая женщина. Тем не менее, житель, о котором идет речь, не развелся ни с одной из 20 женщин и не стал многоженцем. Как Вы это объясните ?
  4. Росли четыре березы. На каждой березе — по четыре больших ветки. На каждой большой ветке — по четыре маленьких ветки. На каждой маленькой ветке — по четыре яблока. Сколько всего яблок?
  5. Что делается с красным платком, если его опустить на пять минут в воду ?
  6. Что было в Лондоне 25 декабря 1884 года ?
  7. На какой вопрос нельзя дать правдивый утвердительный ответ?
  8. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом ?
  9. У некой дамы не было при себе лицензии на право вождения автомашины. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен и, не обращая внимания на знак одностороннего движения, двинулась в противоположном направлении, и остановилась, лишь миновав три квартала. Все это происходило на глазах полисмена, который, однако, не счел необходимым задержать даму. Почему?
  10. Здесь изображен предмет, который Вам хорошо знаком. Что это за предмет ? (круг черный, а в центре круга белый квадрат)


«ПЕРЕВЕРТЫШИ- 1»

  1. Зажигалка взрослым инструмент.
  2. На полуострове осина почерневшая.
  3. Не передавал лисице черт глыбу масла.
  4. В поле погибла травинка.
  5. Ненависть добра, возненавидишь и барана.
  6. Богохульствовал ли ты с утра муженек?
  7. Умерший бегать может посидеть.
  8. По помойке муха ползала.
  9. Кошка — враг обезьяны.
  10. Муха никому не ноги.


«ПЕРЕВЕРТЫШИ – 2»

  1. Тень мрака из светлой республики.
  2. Твоя племянница заурядных подлых беззаконий.
  3. Он засовывает в узкую юбку оригиналом бесплатного контейнера.
  4. Громче, кошки — пес в подвале.
  5. Добрые уши смешнее бронежилета.
  6. Ты нас ненавидела. Ненависть уж точно из тела твоего вспыхнула окончательно.
  7. На ложной обочине стоите, господа!
  8. Продайте мне полностью » Дженерал Моторс «.
  9. А мне, Мюллер, вы прикажите уйти.
  10. Ничтожное, бессильное, лживое и рабское австрийское ухо.


«СПИЧКИ-1»

  1. Каждая спичка имеет длину 4.5 см. Как из 13 спичек, не ломая их, сложить метр ?
  2. При помощи двух спичек, не ломая и не разрезая их, образовать квадрат.
  3. Из шести спичек сложить четыре разносторонних треугольника, со сторонами равными одной спичке.


«СПИЧКИ-2»

  1. Как из 8 спичек сделать три ?
  2. Данная фигура образована 6 спичками. Переложить 2 спички так, чтобы получилось 3 квадрата.
  3. Из 12 спичек получить б квадратов, со стороной равной одной спичке.


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

«ДА — НЕТКА 1»

  1. Ученик на уроке. Боится, что спросят. Звенит звонок.
  2. На человека упал кошелек с большой суммой денег.
  3. Струны на гитаре.

«ДА — НЕТКА 2»

  1. Заноза.
  2. Музей. Картина » Иван Грозный и его сын Иван «.
  3. В открытой грузовой машине находился гроб.

«ДА — НЕТКА 3»

  1. Ловили моль.
  2. На земле лежал оголенный высоковольтный провод.
  3. Мужчина громко храпел. Соседка за стеной, таким образом, его разбудила.

«ЭВРИКА 1»

  1. У электропоезда дыма нет.
  2. Зимой мухи не летают.
  3. Мягким знаком.
  4. Подождать, когда она улетит.
  5. С двух клиентов получит больше денег, чем с одного.
  6. Неправильно.
  7. Кофе был сухой.
  8. Играли женские баскетбольные команды, т.е. баскетболистки
  9. Под мокрым,
  10. Семь. Седьмой в букве А.

«ЭВРИКА 2»

  1. 0.5$ (50 центов).
  2. Марка.
  3. Он работал в Загсе.
  4. На березе яблоки не растут.
  5. Намокнет.
  6. Рождество.
  7. «Ты спишь ? »
  8. Когда дверь открыта .
  9. Дама шла пешком.
  10. Спичка. Вид с торца.

«ПЕРЕВЕРТЫШИ — 1»

  1. Спички детям не игрушка.
  2. У Лукоморья дуб зеленый.
  3. Послал вороне бог кусочек сыра.
  4. В лесу родилась елочка.
  5. Любовь зла, полюбишь и козла.
  6. Молилась ли на ночь, Дездемона ?
  7. Рожденный ползать летать не может.
  8. По улице слона водили.
  9. Собака — друг человека.
  10. Хлеб всему голова.

«ПЕРЕВЕРТЫШИ – 2»

  1. Луч света в темном царстве.
  2. Мой дядя самых честным правил.
  3. Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза.
  4. Тише, мыши — кот на крыше.
  5. Злые языки страшнее пистолета.
  6. Я Вас любил. Любовь еще быть может, в моей душе угасла не совсем.
  7. Верной дорогой идете, товарищи!
  8. Купи себе немного » Олби » .
  9. А Вас, Штирлиц, я попрошу остаться.
  10. Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.

«СПИЧКИ – 1»

  1. Составить из спичек слово » ТРИ «.
  2. Сдвинуть спички так, чтобы внутри большого квадрата образовалось два квадрата и два прямоугольника.
  3. Из данных спичек составить куб.

«СПИЧКИ –2»

  1. Сложить из спичек слово «МЕТР».
  2. Образовать квадрат спичками и углом стола.
  3. Из трех спичек на плоскости сложить треугольник, остальные три соединить головками, установив ножку в каждой из углов треугольника. Получится тетраэдр.

8 признаков, что перед вами лидер

Если вам нужно найти не просто управленца, а лидера. По каким критериям оценивать соискателей? Используйте перечень из 8 лидерских качеств. Смотрите, обладает ли ими кандидат.

«На глазок» определить, есть ли в кандидате задатки лидера, не сможет, пожалуй, даже самый опытный специалист по подбору. Чтобы понять, насколько соискатель не просто хороший менеджер, но и яркий харизматичный персонаж, способный повести за собой команду, анализируйте опыт. Просите конкретные примеры достижений, предлагайте кандидату решить кейсы и тесты. Изучайте, обладает ли претендент лидерскими качествами.

1.  Для лидера желание развиваться сильнее страха неудачи

У лидеров – устойчивое соотношение ощущений, мотивов и желаний. Как правило, мотивы совпадают с желаниями, и этот союз подчиняет себе силу ощущений. Иначе говоря, если у человека есть мотив пробовать новое, то он обязательно захочет самостоятельно реализовать нестандартную идею. Ощущение, что для этого не хватает навыков и опыта, не остановит лидера. Азарт сильнее страха, риск не страшен. Действительно ли это так, вы сможете предположить, изучив резюме человека с явными лидерскими задатками.

2. Настоящий лидер не приемлет несвободы, даже если она обещает достаток

Имеется в виду, прежде всего, внутренняя несвобода. Настоящий лидер стремится делать что-то свое и по-своему, ему неинтересно следовать стереотипам. Он хочет сам принимать решения и делать выбор без оглядки на правила и нормы, принятые в бизнесе и обществе. Если такого человека загонять в рамки, принуждать соблюдать правила, он начнет разрушать себя. Учтите: предприниматель, который когда-то развивал свой бизнес, вряд ли сможет работать наемным руководителем.

3. В экстренных ситуациях лидер умеет сконцентрироваться и действовать

Настоящий лидер, оказавшись в сложной ситуации, не впадает в оцепенение, не теряет дар речи и самообладание, а напротив, собирает все свои силы в кулак и начинает искать способы решения, приемлемый выход из ситуации. Выявить, действительно ли соискатель наделен такими качествами не так сложно: поговорите на собеседовании с ним о том, что он делал на прежнем месте работы, с какими сложностями сталкивался и как c ними справлялся, либо дайте кейс, моделирующий такие сложности, и наблюдайте, как он будет реагировать на трудную ситуацию и какие станет предлагать решения.

4. Смысл жизни лидер видит в том, чтобы действовать, развивать новое

Даже если человеку не нужно зарабатывать на жизнь, он не станет сидеть без дела. Работа, участие в реализации интересных проектов, азарт и дух авантюризма наполняют смыслом жизнь человека-лидера. От этого он получает удовольствие и радость. И если вы спросите кандидата с лидерскими качествами, зачем он работает, он скажет, прежде всего, о том, что хочет выдавать новые продукты, приносить пользу людям, изобретать.

5. У лидера нет страха зависимости от других людей

Лидер понимает, что работает с людьми, а не в одиночку. Причем чем значимее проект, тем большее количество сотрудников ему приходится мотивировать и вдохновлять, вести за собой. Это не останавливает лидера. Он не боится брать на себя ответственность, хотя допускает, что не все станут его истинными последователями. Возможность ошибиться в людях воспринимается как обстоятельство, которое неизбежно и которое надо преодолеть.

Чем кандидат-лидер отличается от кандидата-управленца?

6. Лидер обладает способностью быть большим ребенком, следовать своим мечтам

Ребенком – в том смысле, что уметь искренно радоваться и печалиться, проявлять неподдельные эмоции, увлекаться, загораться идеей, с азартом ее воплощать. Это необходимо, чтобы быть успешным, настойчиво стремиться к достижению своих целей. Чаще всего люди, повзрослев, отказываются от своих юношеских целей, считают их недостижимыми и отступают.

7. Лидер понимает, что нужно учиться эффективному управлению

Иначе говоря, лидер, даже очень харизматичный, понимает, что, возможно, он – не самый лучший управленец (такое часто бывает). А, значит, осознает, что должен учиться навыкам эффективного руководства коллективом. Если лидер станет отличным менеджером, то его эффективность будет очень высокой! Благо, харизматичного лидера можно обучить управлению. А вот если у хорошего управленца нет лидерских качеств и харизмы, то выработать их невозможно.

8. Лидер знает, чего хочет, и занимается этим

Вообще, настоящий лидер умеет слышать себя, пренебрегая, как говорил Стив Джобс, посторонними шумами. Под такими шумами знаменитый СЕО компании Apple понимал чужие цели и ожидания. Не надо стараться достигать этих целей и соответствовать ожиданиям. Настоящий лидер знает, на что способен, развивает себя в нужном направлении и не тратит силы и время на то, чтобы оправдать чужие ожидания.

http://www.hr-director.ru/

Комментарии экспертов

Жить во времена перемен не только сложно, но и полезно. Истории компаний, переживших мировой или локальный экономический кризис, всегда становились легендами, которые тщательно изучали в вузах и по которым писали книги для поколений. И за этим успехом часто стоит лидер, который благодаря своим личностным и профессиональным навыкам мог предпринять шаги, не всегда стандартные, которые ведут к стабильности в тяжелые времена, и даже к процветанию.

Лидер не может делать необдуманные опрометчивые шаги, но также не имеет права оставаться в стороне, быть бездеятельным и безответственным. Именно за решительными и уверенными руководителями, показывающими поступками свою вовлеченность и проактивность, всегда будет горой стоять его команда, «вместе в болезни и в здравии». Ведь только человек, который внушает надежду, может повести за собой (процитируем Наполеона). И лидер всегда будет верен своей идее до полной победы.

 

Елена Пновская,

Leading Consultant

PERSONNEL Executive Recruitment

Лидерство – это ситуативная функция. Не существует какой-то одной определенной модели к которой Лидер бы мог прибегать все время. Не существует четких понятий, что есть правильным для Лидера, а что нет.  Работает только то, что работает для данного окружения.

       При работе в группах мы пытались выделить, какими же именно качествами должен обладать Лидер. И, о новость, каждый из нас видел Лидера по-своему ))). Наша группа посчитала, что настоящий Руководитель должен обладать такими качествами, делюсь:

  • Харизма – сюда входят такие понятия, как вдохновлять, побуждать, вести за собой, мотивировать на новые цели и вести к победе. Т.е. это нечто неосязаемое, эмоциональное и иррациональное, влияющее на подъем и работоспособность окружения.
  • Ответственность – для нашей группы это понятие не просто перечень обязанностей. Это понимание, что Лидер гарантирует надежность и безопасность своему окружению, с пониманием относится к каждой проблеме.
  • Инновации (креативность) – в любом бизнесе важно не просто занять свою нишу, важно привнести что-то новое, возможно что-то улучшить, оптимизировать, изменить, подстроить, увидеть обыденное под другим углом, в идеале — изменить мир ))).
  • Стратегическое мышление – без понимания направления развития вообще сложно куда-либо прийти и развить бизнес. Хороший Лидер видит цель как минимум на два шага вперед.
  • Ориентация на социум – мы посчитали, что любой успешный бизнес должен быть социально ориентированным. Сейчас, составляющей любого бизнеса является не просто желание заработать денег ( да, такая банальщина )), но и необходимость обогатить социум полезными идеями, позволить ему развиваться более экологично.

Повторюсь, нет каких-то постоянных моделей лидерства, все зависит от ситуации, группы, количества людей собранных вокруг Лидера, времени и месте, стиля руководства. Возможно что-то еще. Тема очень интересна и многогранна, будем разбираться вместе.

Наталья Клименко

HR Business Partner

:codica

Большое спасибо автору за такой интересный подход. Он помогает посмотреть на лидера с разных ракурсов. Но, мне, кажется, что пункт №1 и №3 могут быть взаимодополняющими. Хочется добавить такие навыки, как гибкость и клиентоориентированность.

Гибкость — не значит подстраиваться под всех окружающих и просто плыть по течению. Я имею в виду, что нужно уметь идти в ногу со временем, постоянно работать над собой, подстраиваться под инновации, уметь пользоваться новыми интересными вещами, применять приобретенные навыки на практике. Без личностного роста и большой работы над собой невозможно достичь желаемых, качественных результатов.

Также, не последнее место занимает умение быть гибким со своим собеседником. И не важно, кто он: партнер по бизнесу, директор, коллега, просто знакомый. Настоящий лидер не должен отвечать агрессией на агрессию, играть в «кто кого перекричит». Настоящий лидер быстро адаптируется к такой ситуации и может ее уравновесить, сгладить, направить в конструктивный диалог и выстроить даже с самым сложным оппонентом партнерские отношения. Только так он сможет получить желаемый итог. Лидер не бывает на все 100% категоричным, он всегда видит наперед и анализирует все возможные варианты.

Клиентоориентированность — это умение слышать не только себя, умение видеть запрос и потребности других, умение быть партнером в любых отношениях. Я вкладываю в это понятие такие слова, как корректное отношение, забота, этичное поведение ко всем окружающим, независимо от их статуса и положения в обществе.

Только позитивный, открытый человек, человек, который уважает не только себя, но и окружающих способен заслужить доверие и уважение к себе и быть настоящим лидером во всем.

 

 Алена Дураева

HR Business Partner,

компания «Max logistic»

Существует теория, что в любой организации только 20% сотрудников являются лидерами, а остальные 80% — нет. С одной стороны, это хорошо, т.к. если бы все были лидерами, то кто бы тогда работал? Но с другой стороны, сегодня, мне кажется, не в каждой организации имеются эти 20% лидеров.

В настоящий момент, я как раз занята поисками вот такого управленца-лидера, человека с харизмой и всеми самыми-самыми качествами, способными усилить успех компании. Возможно мои идеи в отношении лидерских качеств, востребованных именно сегодня, будут полезны коллегам.

Итак, прежде всего, на мой взгляд, лидера отличает стойкость духа или характера. Лидер – это человек, который не изменяет своим убеждениям или целям (не путать с признанием неправоты). Это человек, который в течение всей своей жизни демонстрирует уверенность в любых ситуациях, и его почти невозможно выбить из «седла уверенности». Сложно команде следовать за лидером, чьи внутренние устои меняются по дуновению ветра или в разгар стрессовой ситуации, которая как раз и требует проявления характера.

Харизматичность, креативность, уникальность. Хочу процитировать американского эксперта по лидерству Джона Максвелла: «Чтобы стать харизматическим лидером, нужно обладать харизмой. Однако многие думают, что харизма дается или не дается человеку, если он обделен ею, то ему не дано. Харизма — способность притягивать к себе людей, ее можно развить. Чтобы превратиться в человека, который притягивает к себе других, вы должны: Любить жизнь, Ставить каждому человеку пятерку, Дарить людям надежду, Делиться собой и своими достоинствами». В особенности согласна с тем, что невозможно быть лидером, не имея созидательного начала.

Невозможно быть лидером без способности видеть решения, быть стратегом. Умение использовать свои знания, опыт, мироощущение и способность быть на шаг впереди делает лидера флагманом новых идей и продвижения.

К первому пункту автора статьи «о 8 качествах лидера» я бы добавила также способность к саморазвитию. Пробовать новое, это да, но постоянно работать над собой, своими навыками, качествами – это то, что также, на мой взгляд, отличает лидера.

Лидер умеет признавать свою некомпетентность в каких-либо вопросах, умеет доверять людям и не боится, что кто-то умнее его. Лидер умеет признавать свои ошибки, говорить о них прямо, не перекладывая ответственности. Он не боится принимать сложные или непопулярные решения

Лидер обязательно должен обладать высокими коммуникативными навыками. Ведь для того, чтобы достичь целей организации или своих личных в одиночку не справиться и, соответственно, необходимо уметь налаживать контакт с людьми, уметь убеждать и слушать.

Все, кто работают вместе с лидером, должны чувствовать его преданность делу/фирме/идее. Только человек, страстно влюбленный в свое дело или идею, может убедить окружающих пойти за ним. Но если специалист некомпетентен, ему сложно будет одними лишь страстными речами убедить команду в чем-либо.

На мой взгляд, лидер – это также человек, не ждущий даров, а проявляющий инициативу, чтобы их заполучить. Это человек, способный принимать решения. Человек – звезда!

Исходя из вышесказанного, понимаешь, что не так-то просто найти сотрудника, управленца с вот таким вот немаленьким списочком обязательных компетенций. Но, если вам повезет его встретить/найти/переманить, это принесет немалые дивиденды всем – компании, команде и самому лидеру! Главное, чтобы обмен с ним был равноценным!

 

Юлия Истапенко,

Руководитель Департамента персонала и коммуникаций

Группы компаний «РИВЬЕРА»

Как определить лидера в коллективе

Именно лидера, не руководителя. У руководителя на двери, как правило, есть табличка с соответствующей надписью, а на конференции или другом публичном мероприятии – бейдж, указывающий на статус. Но не всегда статус босса принадлежит человеку, который ведет за собой всю команду… На этот случай – наши рекомендации о том, как вычислить истинного лидера.

Лидер всегда говорит последним
На совещаниях, брейнстормах, при обсуждении новых идей в неформальной обстановке – лидер всегда ставит последнюю точку. Часто его откровенно просят об этом: подвести итог, сделать резюме, поделиться мнением. Если вы видите человека, от которого команда ждет выводов, указаний, ориентиров – это и есть настоящий лидер.

Лидер говорит мало
Зато его слова имеют большой вес. Наверное, он потому и говорит мало, что в большом количестве слов нет необходимости. Каждая фраза и вывод – как камень, брошенный в воду: метко, увесисто, значимо, с кругами на воде (когда сказанное вынуждает других думать, думать, думать и искать решения).

Лидер доброжелателен
Причем искренне. Настоящий лидер не может быть злым. Потому что за злым человеком никто не пойдет. Дело еще и в том, что лидерами обычно становятся гармоничные личности, которые не обижены на весь мир, не стремятся самоутвердиться за счет других. Отсюда – способность понимать, принимать, протягивать руку помощи.

Лидеру всегда рады
Его появление вызывает энтузиазм. Когда он заходит в комнату, все умолкают и обращают взгляды на него. С ним с удовольствием общаются, причем в неформальной обстановке это еще более заметно, чем в рабочей. В социальных сетях количество его друзей зашкаливает. Одним словом, с лидером все хотят общаться.

Лидер вдохновляет
Если вы слышите, что в коллективе регулярно повторяют слова одного из коллег (или руководителя), если ссылаются на его примеры, вспоминают его советы, упоминают, какую роль он сыграл в карьере и жизни других людей – это лидер. Если вам необходимо оказать воздействие на группу людей (коллеги, партнеры, клиенты), обращайтесь к этому человеку – завоевав его доверие, вы найдете общий язык со всеми остальными.

Статья в тему: Как стать лидером.

Лидерские качества. как стать лидером в коллективе

О лидерах…

Дорогие друзья!
В этой статье я хочу рассказать вам о лидерах и лидерстве. О том, какие бывают лидеры, что движет ими, и что помогает выделяться из основной массы. Я не случайно разделил эти понятия, так как мы также затронем довольно важную тему нашего общества — неформального лидерства.

В тоже время, стоит отметить, что само по себе лидерство – это одно из немногих социальных качеств, которое по своей сути носит в себе четкое сходство среди разных слоев населения и сфер влияния людей, которые наделены этим качеством. Эти сходства и есть тот самый набор инструментов, за счет которых лидер всегда идет впереди. Наверняка вы не раз в жизни встречали таких людей. Существует что-то такое, что объединяет их и делает похожими друг на друга. Внимательно изучая таких людей, вы с легкостью найдете множество, буквально до мелочей, похожих качеств.
Стоит сказать, что у лидера нет возраста, у него нет определённого пола, нет точного имени и конечно нет предела – у него есть нечто большее – умение вести за собой людей.

Формы лидерства, их отличие

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала стоит дать четкое определение слову «Лидер».
Лидер, в своей зрелой форме – означает «впереди идущий». Человек, который ведет за собой. Отважный, решительный и сильный духом вожак. Если эти качества не присутствуют, то это кто угодно, только не лидер.
Так или иначе, это понятие приняло две логические формы, через которые стоит понимать это значение.
Привычная форма лидера – это человек, который, например, был назначен на руководящую должность. Тут важно оговориться – этот человек достиг своего олимпа исключительно своими силами и знаниями своего дела, не редко узкоспециализированного. Такой человек уже по своему определению заслуживает уважения и может по праву называться лидером, так как он несет ответственность за других людей. Стоит сказать, что, как правило, это очень образованные и тактичные люди.Окружение всегда будет слушать такую фигуру, как минимум, потому, что этот человек непосредственный руководитель.
Окружение готово признать (пусть и не вслух) — Мои мозги соображают медленнее, чем его…Я должен слушать умного…
Система любого предприятия просто вынудит вас это сделать, если конечно вы не решили идти на поиски приключений. Такие люди сегодня не редкость. Их основная черта – умение быстро ориентироваться в незнакомой среде. Эти люди отлично знают, что такое профессиональное делегирование полномочий. Умеют расставлять приоритеты и неплохо разбираются в технике управления временем. Создалась такая себе картина успешного управленца.

Существует еще одна форма – это неформальные лидеры.
Неформальные лидеры – это люди, которые в отличие от классического лидера, дали о себе знать благодаря нескончаемому потоку духовных качеств. Такие люди опираются исключительно на свой жизненный опыт, который оказывается богаче, чем у других.

Два главных отличия от «классика»:

1. Неформальный лидер на любом из этапов жизни не обязан быть официально назначенным управленцем – это не является его главным индикатором, хотя,, как следствие его деяний, очень часто в это перерастает. Это не мешает в развитии и в своем большинстве способно создать гремучую смесь.
2. Неформальный лидер никогда не кричит в три горла, кто он! Он никогда не пишет на заборах о своем неформальном статусе! Он никогда не тянет к себе насильно. Люди сами приходят к нему. Они делают это, потому что хотят этого сами. Уловите разницу: к классическому лидеру идут, так как туда ведет тропа системы; к неформальному — за эмоциями.

Неформальный лидер четко обладает качествами:

1. Такой человек должен уметь нравиться, часто этому сопутствует ярко выраженная внешность или искрометное чувство юмора, хотя это далеко не единственная черта и не конечная цель неформала.
2. Неформальные лидеры никогда не позволяют себе открыто паниковать. Я не хочу сказать, что они это не делают, но показать свое волнение для неформала на публике -подобно губительной ошибке. При этом не стоит относить такой темперамент к «флегматикам» – напротив, среди этих ребят часто встречаются ярко выраженные «холерики».
3. Такие люди очень публичны. Умеют слушать собеседника, но и не потерпят, когда не слушают их. Коммуницируют по принципу: когда слушают других – учатся, когда вещают сами, то наслаждаются.
4. Умеет объединять общество в группы, не редко в своих личных целях. Такие личности часто относятся к «серым кардиналам».
5. Это очень прямолинейные люди, что отнюдь не мешает быть большими мечтателями. Именно они способны без стыда рассказать свою мечту, не боясь насмешек и осуждений.
6. Неформальные лидеры умеют по-настоящему верить. Это чувство настолько сильное, что кажется, его можно почувствовать на ощупь. Именно эта терпеливость и помогает убрать хаос в мыслях и незаметно переходить от одной сбывшейся мечты к вновь загаданной…
7. Умение вдохновить – это одно из самых сильных сторон неформального лидера. Они умеют это делать так, как не умеет никто другой. Здесь играет большую роль безумно сильная и положительная энергетика этих людей. Такая энергетика бесконечно циркулирует и работает по взаимодополняющему принципу:
— когда неформал повествует – он словно отдает часть себя. По сути, он щедро делится своей энергией. Наверняка вы не раз встречали людей, после общения с которыми у вас будто добавляются силы. После простого разговора вам хочется бежать. Независимо от того, начало это, середина или конец дня. Дело, которое вам поручает неформальный лидер, вы делаете на 120%, а если и чувствуете после этого усталость, то понимаете, что она приятная. Ничего удивительного — в этот момент вы были заряжены, этот заряд вы получили от неформала. Что случилось с самим донором – да, он на время стал слабее в энергетическом смысле.
Если есть минус, должен быть и плюс, не так ли? Свою положительную энергетику неформальный лидер восполняет через тонкую прослойку соседних каналов, которые соприкасаются с тем же обществом.
— к неформальному лидеру всегда приходят за советом, при этом еще раз повторюсь, совершенно не придавая значения служебной иерархии. Часто порученная задача от руководства, перед началом реализации, еще раз пройдет через сито неформала, а уже затем получит право на жизнь.
— неформальный лидер должен бесконечно развиваться, именно поэтому он живет ощущением веры в него. Вера подпитывает и помогает стать еще более влиятельным и заметным.
— если общество массово слышит абсурдный или сомнительный факт, первое, что делает коллектив – это переводит взгляд, а иногда сворачивает шею в сторону неформального лидера, таким образом, ожидая, прежде всего реакции неформала. По сути, для социума это необходимо, чтобы оперативно сформировать-подстроить свое виденье вопроса.
— такой лидер никогда не боится брать на себя ответственность. Часто может согласиться на задачу, которую в минуты принятия даже не понимает, как сделать.
— в шумихе случайных разговоров вокруг, убедительный, и в тоже время убаюкивающий голос неформала, заставляет перефокусироваться на вновь происходящее.
Все это не на шутку заряжает неформального вожака.

Почему еще становятся неформальными лидерами?

Вопрос, откуда происходят такие неформалы — очень неоднозначен. Зачем это нужно человеку? Можно просто жить, не опасаясь за результат, не беря на себя дополнительный груз ответственности. Прежде чем поискать ответ, стоит еще раз согласиться с тем, что ими не рождаются.
Чтобы лучше было понятно, как один из примеров приведу службу в армии, воспитание в детских домах-интернатах и т.п. В такой среде все похожи на всех. Одинаковая роба, одинаковые ботинки, одинаковая еда на завтрак, обед и ужин. Все это так, но это лишь на первый взгляд. Всмотритесь еще раз, и вы увидите кардинальное отличие. Вот тут и лежит одна из причин, которая так сильно рознит людей. Не все готовы продолжительное время быть похожими друг на друга, и если человек не в силах изменить свою одежду, он начинает менять себя. Такие люди меняют до неузнаваемости свое мышление, начинают создавать новые идеалы. Ведь это никто не сможет запретить ему сделать. На этом этапе начинает работать еще одно невероятно мощное качество – это чувство признания. Лидер живет минутами, когда ощущает на себе заворожённые взгляды общества. Да, это его вторая пища. Для истинного лидера это одно из немногих чувств на земле, которое может сравниться и смело стать в один уровень с деньгами.

Ваш руководитель – кто он?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, стоит подумать: что вы чувствуете, когда задачу, которую вы не смогли выполнить, вам предстоит обратно отнести шефу со словами : «Я не смог, у меня не получилось»?
Вся логика заключается в том, что существует два вида руководителей:

1. Злой BOSS, человек, которого вы элементарно боитесь. Хорошо, если не боитесь, но как минимум просто опасаетесь. Вы не хотите срывать сроки, не хотите проваливать задачи и проекты, так как понимаете, что за всем этим последует буря негатива, а поскольку вы уже её как-то раз на себе ощущали, то повтора вы точно не ждете. Кроме этого, пара-тройка таких провалов может сулить пересмотр вашей профпригодности. Шеф – псих, он на это способен, крутите вы у себя в голове… Зачем вам это? Правильно, лучше буду делать свою работу на отлично и тогда не будет повода ко мне «докопаться».

2. ВOSS – неформал никогда не пойдет по этому пути. Этот тип руководителей всегда будет работать по принципу: хочешь сделать человека управляемым – сделай его своим должником. Иногда вам будет даже хотеться, чтобы на вас покричали, но этого никто не сделает. Пусть этот примитивный и единственный метод останется у злого БОССА. Конечно, вам предстоит разговор, и в этом разговоре вы будете готовы сами себя казнить. Да, это было бы лучшее, что вы могли бы сейчас сделать, но сделать это вы не сможете, так как ваш разум будет занят осознанием того, что на вас надеялись зря… Вы поймете в полной мере, что вы подвели человека, который в вас верил и теперь уже, возможно, будет верить дальше… Такие люди способны вызвать у вас различные эмоции, очень часто те, которые заставят пойти и теперь уже действительно на отлично переделать свою работу, таким образом, навсегда научившись безошибочно выполнять заколдованную задачу.

Неформальный лидер в коллективе для руководителя – это враг или друг?

Неформальный лидер в коллективе – это не редкость. Вопрос в том, помогает он рабочему процессу или вредит. Очень часто руководители сталкиваются с проблемой, когда не знают, что делать с человеком, который способен создавать«погоду» в коллективе. Еще чаще, новоиспеченного руководителя гложет чувство страха при понимании того, что в коллективе, в который он заходит управлять, уже живет невидимый управленец. Словно паук уже ждет свою муху. Конечно, первое, что приходит на ум – это подорванный авторитет руководителя и сомнительное выполнение его требований к собственному персоналу.
Простая методика говорит: нет человека – нет проблем. Для большого числа руководителей работает именно этот принцип. На правах управленца, обеспокоенный ШЕФ срочно прощается с неформалом и, так сказать, решает проблему, сам не понимая того, что входит в зону двойного риска:
1. Учтите, что коллектив примет уход неформала довольно болезненно. Не сомневайтесь, у неформала хватит смелости, уходя, захватить с собой часть ваших ценных сотрудников.
2. Существует огромная вероятность того, что на место старого неформального лидера очень быстро придёт новый, который развернет еще более бурную деятельность. У него для этого есть все: опыт от старого лидера и конечно свои собственные намерения.
Принимая решения на этом этапе, подумайте хотя-бы дважды, взвесьте все ЗА и ПРОТИВ.
К большому сожалению, многие не находят времени или просто открыто боятся воспитать или работать в синергии с неформалом. Да, именно в синергии, которая открывает новые горизонты, превращая все задуманное в реализованное.
1. Неформалу свойственно вклиниваться в различные разговоры. Нередко он может взять на себя ответственность даже остановить спич руководителя во время совещания. Правильным поведением опытного руководителя, безусловно, будет молниеносная ориентация на причину, почему так произошло. Если причина в самом руководителе, который при высказываниях увел аудиторию в дебри или начал сыпать идеями, которые в корне абсурдны – стоит поблагодарить неформала и оперативно взять себя в руки. Срочно вернуться на исходную, найти место, на котором вы себя «сбили» и двигаться дальше. Если неформал встрял в рабочий монолог и вы отчетливо понимаете, что это сделано лишь для того чтобы дать о себе знать – не бойтесь ставить публичного зазнайку на место. Предпочитайте в таких случаях быть крайне деликатным. Ограничитесь фразой:
— мне осталось закончить, тебе дослушать… Выдержите секундную паузу и улыбнитесь
— сейчас все слушают меня, дождись, скоро будем слушать тебя. Готовься…
— ты говоришь сразу после меня… Будь готов не только критиковать, но и предложить пути решения…

2. Первое,с чего необходимо начать руководителю, который понял, что он не единственный влиятельный парень в родных стенах – это вызвать на разговор неформала. Неформала важно признать. Не бойтесь сделать это. В ходе разговора стоит правильным образом отметить его влияние на коллектив. Отметить, что Вам, как руководителю, отчетливо видно, как общество прислушивается и считается с мнением этого человека. Сделать это необходимо осторожно. Не скупитесь на четкие факты, в тоже время не перегибайте палку – не заговаривайтесь. Неформалы любят и умеют задирать нос.
3. Никто не любит сложную, тем более дополнительную работу. Никто, если конечно, это не работа, которую способен выполнить только лучший из лучших. Поручите важную задачу этому человеку. Постарайтесь продать эту миссию максимально красиво. Используйте фразы:
— я давно хочу поручить тебе важную задачу;
— я давно думал, кому отдать это важный проект;
— я отдаю тебе довольно важный проект-задачу. Как думаешь, почему именно тебе? Что-то мне подсказывает – справиться с ней сможешь только ты.

Принцип неформального лидера – одно теплое и правильно вдохновляющее слово способно согреть его сердце на тысячу лет вперед. Уж поверьте, полученное вдохновение от Вас, он будет способен приумножить в десятки раз, распространив на людей, которые находятся в его теневой власти.
Если вам понравилась эта статья, и вы твердо решили стать сильным волевым лидером, так или иначе, помните о главном — лидер всегда начинает с себя.
Никогда не бойтесь брать на себя ответственность, будьте честны и всегда держите данное вами слово.

ТОП-20 качеств лидера, как им стать, типы, тест на определение

Каждый человек мечтает стать успешным и заработать много денег. Но далеко не у всех это получается. Наша планета состоит из людей как с развитыми лидерскими качествами, так и предпочитающих быть ведомыми. В любом случае, даже прирожденный лидер должен уделять много внимания развитию своих наклонностей, ведь для того, чтобы стать руководителем одного таланта недостаточно. Успех требует упорной работы над собой.

Красный и синие человечки

Как выглядит лидер

Успешный человек состоит не только из внутренних качеств. Не менее важен внешний вид и образ в целом. Личности, которые являются лидерами по натуре, склонны выглядеть ухоженно и опрятно. Успешного человека можно отличить по:

  • стильному деловому образу;
  • ухоженной прическе;
  • идеально чистой обуви;
  • дорогим аксессуарам.

Для того, чтобы ваш внешний вид оставался на высоте, не пренебрегайте такими правилами:

  • Начните высыпаться.
  • Научитесь правильно питаться.
  • Уделяйте внимание спорту.

Эксперты BBQcash рекомендуют:

Идеальное время, которое человек должен уделять сну – 8 часов в сутки. Если вы не выспались, будьте готовы к тому, что ваша ясность ума затуманится, а концентрация сильно понизится. Система правильного питания благотворно влияет как на внешний вид, так и на здоровье. Старайтесь отдавать предпочтение в еде свежим овощам и фруктам.
Спорт поможет снять психическое напряжение и расслабиться после напряженного дня.

Известным примером человека с развитыми лидерскими качествами может служить Владимир Путин. Уже в 48 лет он занял пост Президента.

ТОП-20 лидерских качеств

Мировые психологи насчитывают порядка 70 качеств, которыми обладает прирожденный лидер. Но, согласитесь, невозможно развить в себе 70 разных черт характера. Мы подготовили для вас перечень качеств, которые считаются самыми необходимыми для того, чтобы стать хорошим руководителем.

Уверенность в себе

Настоящий лидер верит в свои силы, в себя. Он заряжает этим чувством команду. Готов принимать решения, действовать, вести к цели.

Смелость

Иногда ситуация предполагает рискованные действия. Не всегда результат оправдывает средства, но это не значит, что нужно сдаваться. Невозможно все спланировать заранее, поэтому спонтанное решение может сыграть вам на руку.

Харизматичность

Очень важное качество успешного человека. Ведь умение быть очаровательным в глазах окружающих поможет вести за собой команду.

Читайте статью о том, как стать харизматичным человеком.

Способность к самомотивации

Любой лидер должен уметь ставить перед собою цели и идти к ним. Для этого необходимо уметь замотивировать самого себя. Руководитель должен верить в себя и свою идею.

Позитивный настрой

Некоторые люди с раннего возраста зацикливаются на негативе. Поработайте над собой, научитесь видеть только положительные моменты в любой ситуации. Такое качество играет большую роль для получения необходимого результата. Вы сможете добиться успеха даже если проект будет казаться невыполнимым.

Коммуникабельность

Общительность играет на руку не только лидеру, но и обыкновенному человеку. Если вы сможете легко находить контакт с окружающими людьми, вести беседу четко и ясно, значит сможете легко добиться успеха в ваших целях.

Открытость для окружающих

Основное качество хорошего руководителя – думать не только о себе, но и о своей команде. Лидер адекватно реагирует на критику в свой адрес, с радостью воспринимает советы и отзывы о своей деятельности. Руководитель всегда может признать свои ошибки для того, чтобы их исправить.

Этика

Человек, который не знаком с понятиями этикета, никогда не сможет стать хорошим руководителем. Лидер всегда ведет себя достойно, вызывая доверие у окружающих. В коллективе, который подчиняется вам, следует ввести определенные нормы этикета, которые будут способствовать налаживанию отношений внутри команды.

Ответственность

Любая задача, которая стоит на пути у руководителя требует незамедлительного решения. При этом результат может оказаться не таким, как ожидалось. Достойный руководитель наперед просчитывает каждый свой шаг, но это не избавляет его от форс-мажора. Если что-то пошло не так, он берет всю ответственность на себя, ведь именно он принял решение, которое повлекло за собой неудачу. А вот в случае положительного исхода событий, лидер всегда разделит радость со своей командой.

Дисциплинированность

Позиция лидера вынуждает быть готовым к решению возникающих вопросов в любое время. Для этого следует ответственно относиться к внутренней дисциплине: никогда не опаздывать и установить порядок в своем коллективе.

Организованность

Самый ценный человеческий ресурс – это время. Всякий лидер умеет правильно распоряжаться своим временем за счет планирования дел. Распределите свои дела и обязанности по степени важности.

Самодисциплина

Каждый человек подвержен стрессовым ситуациям. А вот умение отстаивать свои позиции в таких случаях доступно далеко не каждому. Руководитель должен уметь сосредоточиться и найти оптимальный выход из создавшегося положения.

Упорство

Лидер упорно преодолевает все трудности на своем пути и всегда добивается поставленных целей.

Стремительность

В каждой сфере труда есть конкуренты. Если вы хотите удержать свои лидерские позиции – всегда будьте готовы к тому, чтобы изменить стратегию поведения, принимать быстрые решения, которые позволят развиваться и расширить ваши возможности.

Амбициозность

Руководитель должен стремиться к достижению своих планов. Следует быть нацеленным на позитивный результат.

Инициативность

Руководитель должен вносить новые идеи на постоянной основе не только при решении проблем, но и для того чтобы вдохновить свою команду на достижение поставленных целей.

 Делегирование

Умение распределять обязанности на подчиненных. Не нужно бояться делегировать свои задачи и разрешать команде самостоятельно принимать решения.

Доверие

Работа с коллективом основана на взаимодействии. Руководитель должен наладить взаимное доверие для большей слаженности рабочего процесса. И, конечно же, формировать свою команду из людей, которые достойны доверия.

Ясность

Лидер способен четко и ясно изложить свои мысли и идеи, а коллектив с полуслова понять, что хочет донести им руководитель. Такая способность необходима для качественного выполнения работы. Постоянно делитесь своими знаниями и опытом с подчиненными, повышайте их способности.

Гибкость

Руководитель может подстроиться под любую ситуацию. Он должен быть готов к любым событиям. Также важен индивидуальный подход к каждому члену команды.

Какие лидеры существуют

В каждом коллективе есть человек, который каким-то образом выделяется среди остальных. Он обладает авторитетом, к его мнению прислушиваются, способен повести за собой. Этот человек – командный лидер. Каждый по своей природе индивидуален. Способности к руководству есть не у всех. Вот самые актуальные виды лидеров:

  1. формальный: человек получил назначение на должность, которая отображает его лидерские качества;
  2. неформальный: лидер не занимает высокую должность, но может руководить группой сотрудников;
  3. вдохновляющий: является инициатором в коллективе, ему доверяют. Он – вдохновитель для быстрого достижения поставленных целей и задач;
  4. деловой: занимается организацией рабочего процесса и распределением обязанностей среди подчиненных;
  5. эмоциональный: способен очаровать коллектив врожденным обаянием, вселить в подчиненных надежду;
  6. ситуативный: лидерские способности проявляются в решающий момент, когда необходимо срочно возглавить коллектив для решения поставленной задачи;
  7. универсальный: обладает совокупностью вышеперечисленных качеств и способностей.

Типы лидеров

У каждого лидера есть свое видение того, как лучше руководить своей командой. Всего существует три типа.

  1. Женщина-лидер
    Авторитарный. Отличается тираническими наклонностями. Любое управленческое решение принимается самостоятельно. Рабочий процесс находится под четким контролем. В случае ошибок, подчиненных наказывают. Такой руководитель постоянно сталкивается с негативом. В коллективе отсутствует желание качественно работать и нет мотивации.
  2. Либеральный. Является полной противоположностью предыдущему. Такой управленец безынициативен, не контролирует работу, не решает поставленные вопросы и возникающие проблемы. В коллективе происходит регресс. Климат в команде не располагает к плодотворной работе. Итог сходен с авторитарным подходом. Коллектив вечно недоволен, команда не развивается и не растет.
  3. Демократичный. Оптимальный вариант. Руководитель берет во внимание мнение коллектива при решении вопросов. Члены команды ведут активное общение между собой и принимают решения самостоятельно. Руководитель награждает за положительный результат и наказывает за неудачи. Коллектив работает с мотивацией, выполняет все поставленные задачи.

Как сформировать в себе лидерские качества

  1. Способность четко поставить цель перед собой и коллективом позволит обрести понимание, какой результат вам необходим.
  2. Быстро реагируйте на проблемы. Для того чтобы принять правильно решение, необходимо четко обдумать возможные последствия. Но иногда времени на раздумья нет. В таком случае нужна мгновенная реакция и способность принять верное решение здесь и сейчас. Для этого нужно проанализировать ситуацию в минимальные сроки.
  3. Будьте готовы принимать решения и рисковать. Лидер должен принимать решения в спорных ситуациях. Для этого необходимо уметь четко взвесить все положительные и негативные стороны, продумать итог решения. Бывает так, что результат не оправдывает ожиданий. В таких случаях не нужно разочаровываться, следует вынести урок.
  4. Вдохновляйте свою команду. Руководитель всегда должен уделять достаточно внимания каждому сотруднику, знать его проблемные места и умело ими манипулировать. При этом также нужно слышать своих подчиненных, прислушиваться к их мнению. Только так можно сплотить свой коллектив.
  5. Самосовершенствуйтесь. Ежечасно работайте над своими ошибками. Лидер должен уметь меняться, постоянно развиваться и совершенствовать свои опыт и знания.

Совет от BBQcash. Не стремитесь угодить. Такая черта характера не принесет ничего хорошего. Каждое окружение предполагает наличие человека, которому что-то придется не по нраву. Важно научиться адекватно реагировать на критику и не зацикливаться на отрицательных моментах.

Пошаговая инструкция

Если вы хотите стать настоящим лидером – будьте готовы к тому, что на достижение вашей цели уйдет достаточно много времени. Вам придется ежедневно проводить работу над собой.

Для начала, начните выполнять такие упражнения:

  • «Кто я». Подумайте, кем вы являетесь на данном этапе вашей жизни и запишите 10 примеров. Вы можете одновременно быть мамой, студентом или менеджером. Проанализируйте свою деятельность. Те пункты, которые являются проблемными, подлежат дальнейшей проработке.
  • «Цель». Далее запишите список целей, которые вы планируете достичь. Не стоит писать невыполнимые мечты. Сконцентрируйтесь на конкретных задачах, которые вам по силам. Изначально запишите маленькие, плавно переходя к более глобальным. Такой план поможет вам спланировать свои дальнейшие действия.
  • «Зеленый маркер». Подведите итоги вашего дня, определите, что произошло хорошего. Не думайте о негативе. Так вы сможете развить позитивное мышление.

Рекомендации для применения на практике

Когда вы успешно выполните все упражнения, можно будет перейти к практическим заданиям. Подумайте, что вас не устраивает в жизни. Именно эти моменты нужно изменить. Выйдите из своей зоны комфорта, займитесь делом, которое давно откладывали.

Не забывайте о саморазвитии, много читайте, заведите друзей-единомышленников. Тренируйте свои коммуникативные навыки – попробуйте стать лидером в кругу своих знакомых или друзей.

ТОП-11 книг, которые помогут развить лидерские качества

Мы составили список книг, которые следует прочесть, если вы хотите стать лидером.

Название книги Описание сюжета
«Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта», Дэниел Гоулман Автор книги описывает способы сочувствия, которые помогут наладить контакт с окружающими и стать неформальным лидером.
«Лидер без титула», Робин Шарма Автор канадского происхождения также ведет лекции и тренинги по лидерскому навыку. В книге он описывает свой опыт, приобретенный за 15 лет работы в больших корпорациях. Главная мысль писателя – для того чтобы быть лидером, нужно стать хорошим человеком. К данной книге могут почерпнуть знания как новички, так и продвинутые бизнесмены.
«21 неопровержимый закон лидерства», Джон Максвелл Автор успел написать множество научных трудов по практическому применению лидерских качеств. Он создал систему правил, которые помогут стать настоящим руководителем.
«Как становятся лидерами», Уоррен Беннис Беннис – известный гуру в развитии лидерских способностей. Он пишет про то, как из-за неграмотного руководителя страдают подчиненные. Каждый менеджер, который будет уделять достаточно внимания своему развитию, сможет стать отличным лидером.
«Уроки выдающихся лидеров», Питер Симс, Билл Джордж Книга-пособие расскажет о том, как опытный работник с легкостью может занять пост руководителя. Отличное чтиво для новичков.
«Практикум лидера», Антонио Менегетти Книга-практикум для людей, которые хотят достичь поставленных целей.
«Достижение максимума. 12 принципов», Брайан Трейси Автор книги раскрывает методы, которые помогут быстро развить собственное дело. Писатель опробовал свои советы на себе. Книга дает мощный энергетический толчок для начала работы над собой и дальнейшего роста.
«От хорошего к великому», Джим Коллинз Рейтинг Форбс назвал эту книгу одним из лучших проектов за последнее двадцатилетие. Она собрала в себя методы работы мировых корпораций. Труд станет полезен для тех, кто хочет стать преуспевающим руководителем.
«7 навыков высокоэффективных людей», Стивен Кови В основе книги наблюдения автора за людьми, которые сумели добиться успеха. Он сформировал ряд правил, которые помогут начинающему руководителю стать хорошим лидером.
«Влияние и власть», Николай Мрочковский, Андрей Парабеллум, Александр Белановский Книга-практикум для создания команды из коллектива. Учит оказывать влияние на работников и качественно управлять.
«Харизма лидера», Радислав Гандапас Тренер российского происхождения сейчас проводит много занятий, записывает свои видеоуроки, пишет серию книг, которая поможет развить харизму и лучше влиять на подчиненных.

Но недостаточно чтения одной профессиональной литературы. Следует также уделять внимание классике.

Тест на определение лидерских качеств

Предлагаем вам пройти тест, который определит ваши лидерские способности. На каждый вопрос дайте ответ «Да» или «Нет».

  1. Вы с трудом воспринимаете идеи или мысли постороннего человека?
  2. Вы склонны к планированию и анализу происходящего?
  3. Вам приносит удовольствие коммуникация?
  4. Вы можете убедить окружающих в правильности вашего решения?
  5. Ваши действия последовательны?
  6. Вы можете справиться со своими эмоциями?
  7. Вы сможете проявить настойчивость, если решение вопроса будет иметь принципиальное значение?
  8. Часто случается так, что ваши действия не соответствуют вашим словам?
  9. Вы впадаете в ступор, если на решение проблемы отведено малое количество времени?
  10. Вы можете эффективно распределить обязанности?
  11. Вы делаете все дела сегодня, не откладывая часть на завтра?
  12. Если у вас есть какой-то страх – вы станете его преодолевать?
  13. Вы рисковый человек?
  14. Вы считаете себя генератором новых идей?
  15. Вы открыты для самосовершенствования и приобретения новых знаний?
  16. Если перед вами стоит сложная задача – вы ее выполните?
  17. Вы зависите от мнения окружающих?
  18. Вы всегда доводите начатое до конца?
  19. Вы получаете удовольствие от результата качественно выполненной работы?
  20. Вы можете создать вокруг себя доверительную обстановку?

Для подсчета баллов используйте данную таблицу.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Да 2 0 0 0 0 0 0 2 2 0 0 0 0 0 0 0 2 0 0 0
Нет 0 2 2 2 2 2 2 0 0 2 2 2 2 2 2 2 0 2 2 2

Результаты:

  • 26-40 баллов. По своей натуре вы не лидер. Вам будет легче работать под руководством.
  • 12-24 балла. К сожалению, лидерский успех для вас не очевиден. Согласитесь, что работа с быстрым принятием решений и связанным с этим риском совсем нелегкое дело. Подумайте сами – вам это нужно? Если ответ положительный – значит у вас есть шанс стать лидером.
  • 0-10 баллов. Вы очень энергичный человек, обреченный на успех. Вы по натуре коммуникабельны, можете брать на себя ответственность и не подвержены влиянию со стороны окружающих.

Неформальные лидеры в коллективе: как ими управлять. | HR-elearning

Неформальные лидеры были и будут всегда в любом коллективе. При этом не обязательно такие люди имеют высокую должность. Главное, чтобы руководитель знал этих сотрудников. Ведь в большей степени общее коллективное мнение формируется под влиянием неформальных лидеров, а иногда их деятельность может привести к деструктивным последствиям, конфликтам.

Для начала менеджер по персоналу должен выявить лидера и обязательно до того момента, как вокруг этого сотрудника образуется команда из вашего персонала.

Первый способ – узнать, к кому чаще всего ходят на день рождения, то есть какой человек больше всего общается с окружающими.

Второй способ – изучите потоки электронной почты и мессенджеров своего персонала, обычно у неформального лидера больше всего переписки.

Также можно провести тайное анкетирование. Анкета может содержать всего лишь несколько коротких вопросов, к примеру, к кому вы бы обратились или нет за помощью. С кем хотели бы или нет работать и так далее.

Обратите внимание на сотрудников, которые могут с вами спорить. Обычно такие люди поначалу ведут борьбу в одиночку, затем втягивают весь коллектив.

Неформальный лидер обычно обладает инициативностью, развит интеллектуально, имеет достаточно высокую деловую компетентность и активную жизненную позицию, легко принимает решение в ситуациях неопределенности, наделен умением убеждать, стрессоустойчив и коммуникативен.

Отличная возможность выявить неформального лидера – корпоративные мероприятия. Если есть подозрения насчет конкретного человека, выслушайте его аргументы по какому-либо вопросу и если услышите такие же от коллектива, то считайте что вы нашли человека, который формирует общественное мнение.

Выявив неформального лидера необходимо его перетащить на свою сторону, чтобы подавить или снизить уровень неудовлетворенности в коллективе, то есть заручиться его поддержкой. При этом нельзя путать группировки в коллективе, в которых нет неформальных лидеров. Обычно такие коалиции создаются на фоне постоянных производственных вопросов, которые людям приходится решать совместно.

Неформальный лидер может и не общаться по работе с какой-то коалицией, но его лидерство будут все равно признавать. И не всегда такого человека абсолютно все любят, очень часто бывает наоборот, но лидерство этого сотрудника не оспаривается все равно.

Многие неформальные лидеры стремятся к самоактулизации. Пользуйтесь этим, освободите от рутины, дайте больше ответственности, отправьте на обучение и заинтересуйте в финансовом плане. Предоставьте ему условия для личностного и профессионального развития. Со временем такой человек станет лучшим руководителем и лидером команды.

В случае, когда квалификация неформального лидера позволяет назначить человека на руководящую должность – назначайте. Легализация неформального лидера позволит направить его деятельность в профессиональное русло.

Поощряйте инициативу неформального лидера плавно переводя акцент на общественную работу, наставничество, формирование корпоративной культуры, командообразование или в организацию корпоративного отдыха.

Если лидер наоборот идет в оппозицию руководству, то ограничьте его коммуникации, перераспределите функции, обязанности и ответственность в его команде. Проведите открытые переговоры с ним и коллективом, по возможности выявите негативные факторы в работе, которые приводят к образованию сочувствующих вокруг этого человека. Возможно, в крайнем случае перевод в другой отдел или структуру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *