Статья «ПОНЯТИЯ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ «
УДК 37
ПОНЯТИЯ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.
К.А. Трусиенко
Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
г. Лесосибирск, Россия
Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте при отвлечении от других. Другими словами, внимание – это когнитивный процесс избирательного сосредоточения на одном объекте окружающего мира, игнорируя другие. Первые проявления внимания можно наблюдать уже у новорожденного, например, ориентировочные реакции на сильные раздражители, а затем зрительное и слуховое сосредоточение, чтобы лучше воспринять сигнал [Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. учреждений высшего проф. образования/ Г. А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2012. – 368 с.].
Л.С. Выготский подчеркивает: «Первоначальное внимание осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов, организующих протекание рефлексов по известному из физиологии принципу доминанты» [2].
Внимание помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания, так как его целью является улучшение деятельности всех познавательных процессов. С этим связан и тот факт, что внимание не имеет, в отличие от других познавательных процессов, своего собственного продукта. Внимание часто имеет внешние и внутренние проявления. К внешним можно отнести напряженную позу, сосредоточенный взгляд, к внутренним же – изменения в организме, например, учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и др. [3].
Внимание в классической психологии отождествляется с ясной, отчетливой областью сознания. Оно осуществляет отбор нужной информации из того потока, который окружает человека, обеспечивает избирательность поведения, помогает сохранять постоянный контроль над деятельностью.
В когнитивной психологии, в которой изучается процесс переработки информации, внимание связывается с фильтром, воронкой, через которую проходит только ограниченный объем информации. Поэтому перед человеком стоит выбор, на какой объект из нескольких следует обратить внимание или на выполнение какого действия нужно направить силы. Выбор наиболее значимой задачи зависит от интересов человека, его мотивов и целей [Марцинковская, Т. Д. Общая психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская. – Москва : Академия, 2010. –385 с.].
Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. С.Л. Рубинштейн писал о том, что говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности – практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления совпадают [5].
Внимание обеспечивает успешность деятельности и адекватное отражение объекта, он воспринимается более полно, точно и качественно.
Внимание проявляется как в сенсорных процессах (зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, осязательное), где его объектами выступает действительность во всем её многообразии, так и в мнемонических, мыслительных процессах. Здесь объектами внимания являются воспоминания, представления человека, его мысли, переживания.
Основные функции внимания состоят в следующем:
1. отбор значимой, релевантной (соответствующей) информации;
2. удержание информации для совершения действия;
3. регуляция и контроль протекания действия, осуществление автоматизированного действия умственного контроля;
4. антиципация (предвосхищение) действительности, предвидение результатов действия, поведения (здесь проявляются установки, ожидания, апперцепция).
К.Д. Ушинский считал, что чем больше внимания, тем более подготовлено сознание для восприятия и анализа информации. В зависимости от того, где находится объект внимания, различают внимание внешнее (сенсорно-перцептивное) и внутреннее [6].
Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека и обусловлено особенностями объекта, такими как новизна, неожиданность появления, сила воздействия, степень значимости для человека, и информация об объекте сохраняется автоматически без каких-либо усилий. Этот вид внимания может возникать даже против воли индивида. Например, хотя студент слушает интересную для него лекцию, какой-то громкий звук вне аудитории может привлечь внимание. В некоторых ситуациях реакция на стимул становится привычкой.
Таким образом, человек автоматически отвлекает свое внимание на этот стимул. Например, внимание музыканта автоматически отвлекается на звук музыки, даже если он занят разговором с кем-то.
Произвольное внимание – это внимание, которое требует сознательного самоконтроля, волевой регуляции деятельности и сопровождается чувством усилия над собой, направленного на лучшее выполнение той или иной деятельности. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой задачи, сознательные цели, и поэтому неразрывно связано с речью. Также произвольное внимание тесно связано с волей. Воля – это осознанное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления препятствий: внешних и внутренних.
Поэтому в условиях затруднений в осуществлении деятельности (не хочу, а надо; ограничение времени; действия отвлекающих раздражителей, дефицит информации, средств для осуществления деятельности) это внимание невозможно без волевых усилий и использования специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения, переключения внимания. Его даже иногда называют волевым вниманием.
Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного, оно как бы вырастает из него и состоит в сосредоточенности на объекте в силу его ценности, интереса для личности. При этом сохраняется сознательная целенаправленность и снимается волевая напряженность. Послепроизвольное внимание не требует усилий, с ним связывают самую интенсивную и плодотворную умственную деятельность [7].
Отечественная наука рассматривает проблему произвольного внимания с разных подходов. Среди ведущих теорий можно отметить культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, теорию Д.Н. Узнадзе, исследовавшего внимание с позиции психологии установки.
Деятельностный подход исследования психологии развития внимания включает два ракурса исследования. Представители первого направления рассматривают внимание как свойство, характерное для любого вида деятельности Ананьев (Б.Г., Гоноболин Ф.Н. , Добрынин Н.Ф., Рубинштейн C.Л. ). Внимание в данном подходе рассматривается как часть множества психических процессов.
Автором второго подхода является П.Я. Гальперин, который рассматривает внимание как особую деятельность контроля сознания. Современные психологические исследования посвящены исследованию развития внимания в процессе онтогенеза. Среди наиболее известных исследователей можно отметить И.Л. Баскакову, Н.П. Диеву, С.Н. Калинникову, Я.Л. Коломинского, В.А. Крутецкого, Н.Д. Левитова, A.A. Люблинскую.
Внимание человека характеризуется рядом качеств, свойств. Объем внимания определяется максимальным количеством объектов, которое человек может воспринимать и ясно осознавать одновременно в единицу времени в связи с какой-то задачей. Индивидуальные различия по объему внимания значительны. Средний объем внимания составляет 7 ± 2 единицы . Объем внимания как и другие качества психики можно развивать специальными упражнениями, деятельностью.
Распределение – способность одновременно держать в поле внимания несколько объектов, видов деятельности, воспринимать и осуществлять их в равной степени эффективно. Высокая степень распределения внимания позволяет человеку выполнять большой объём разных действий в единицу времени, создает резерв времени. Эта характеристика создается в результате тренировок, зависит от психического и физического состояния человека.
Переключаемость – перевод внимания с одного объекта на другой, с одних видов действий и деятельности на другие. Это свойство внимания человека проявляется в скорости перевода внимания с одного объекта на другой, в скорости включения внимания в деятельность, в быстроте его сосредоточения на новом объекте, виде действий и скорости отвлечения внимания от предыдущих дел, объектов. Данные характеристики внимания связаны с такими особенностями нервной системы как мобильность, возбудимость, торможение.
Концентрация внимания – это способность человека сосредоточиться в деятельности на главном и отвлечься от второстепенного. Качеством, противоположным концентрации, является рассеянность. Рассеянность – отрицательное качество внимания. Она выступает следствием различных причин: отсутствия интереса, низкой ответственности за порученное дело, состояния утомления и напряженности, болезни. В борьбе с рассеянностью необходим тщательный анализ её причин.
Устойчивость – это умение длительное время задерживать внимание на избранном объекте. Эта особенность внимания зависит от особенностей нервной системы человека, от мотивации, внешних обстоятельств.
Качеством, противоположным устойчивости, является колебание внимания, т.е. неспособность человека сосредоточиться на чем-либо в течение длительного времени.
Концентрация и устойчивость внимания зависят от осознания ответственности за деятельность, чувства долга, понимания смысла деятельности, интереса к ней, волевых качеств личности.
Итак, внимание – это когнитивный процесс избирательного сосредоточения на одном объекте окружающего мира, игнорируя другие. Одним из видов внимания человека является произвольное внимание, которое формируется тогда, когда у человека есть интерес к какому-либо объекту, деятельности, или когда перед человеком ставится определенная цель, и для достижения этой цели необходимо приложить волевые усилия. Основными свойствами, характеризующими произвольное внимание, являются концентрация, устойчивость, объем, распределение и переключение. Их развитие индивидуально для каждого человека и зависит от его личных и возрастных особенностей. Степень развития свойств внимания во многом определяет успех в различных видах деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. учреждений высшего проф. образования/ Г. А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2012. – 368 с.
Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. –Москва : Смысл; Эксмо, 2005. –1136 с.
Гуревич, П. С. Психология личности: учеб.пособие для студентов вузов / П. С. Гуревич. –Москва : Юнити-Дана, 2013. –559 с.
Марцинковская, Т. Д. Общая психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская. – Москва : Академия, 2010. –385 с.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. –Санкт-Петербург : Питер, 2000. –712 с.
Фролова, П. И. Психология и педагогика / П. И. Фролова, А. В. Горина, М. Г. Дубынина. – Омск : СибАДИ, 2015. – 429 с.
Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 320
что это в психологии, условия возникновения, определение
Умение правильно концентрироваться и сосредотачиваться занимает ведущую роль в жизни каждого человека. Оно показывает степень его заинтересованности в каком-либо деле и уровень важности. Каждый из нас внимательно и трепетно относится к таким вещам, которые являются значимыми интересными. В этой статье я расскажу про непроизвольное пассивное внимание, дам определение этому термину, объясню, что это такое в психологии.
Описание
Это сложный психический процесс, который оказывает влияние на наше поведение и степень адаптации к окружающей среде. Непроизвольная сосредоточенность – это разновидность обычного внимания, она появляется автоматически под воздействием определенных факторов, держать ее под контролем невозможно.
Очень часто в нашей жизни возникают моменты, на которые мы невольно отвлекаемся и пристально следим за необычными ситуациями, слишком громкими звуками и странными людьми. Именно так наше сознание приводит нас в состояние непроизвольного внимания, которое характеризуется как простейшая форма внимательности. Такая концентрация свойственна не только человеку, но и многим животным.
Основная особенность такой сосредоточенности – отсутствие осознанного выбора в период ее проявления. При пугающем громком звуке мы непроизвольно поворачиваем голову в ту сторону, откуда он доносится — контролировать это мы не в силах.
Самые первые признаки такого внимания возникают у детей, когда они быстро теряют заинтересованность к одним вещам при появлении других – более интересных. Малышу тяжело концентрироваться сразу на нескольких предметах одновременно, поэтому он вынужден возвращаться к наиболее понравившемуся.
Также такую сосредоточенность можно назвать пассивной из-за того, что она появляется стихийно и не зависит от нашего состояния. На возникновения такой разновидности внимательности оказывают влияние следующие факторы:
- Объективные – это реакция личности на что-то новое, которое удивляет своими функциями или имеет необычную форму.
- Субъективные – проявление интереса, склонность к чему-либо. Если человек приобрел телефон определенной фирмы, его невольно будет привлекать такая же вещь, которую он увидит у другого. Также это замечается в профессиональной сфере – архитектор всегда непроизвольно разглядывает архитектурные достопримечательности или фасады красивых зданий, прогуливаясь по улице.
При невольном концентрировании мы производим искреннюю реакцию на ситуацию, действие. Основной недостаток такого внимания в том, что оно отвлекает нас от реально важных дел и решения проблем, которые требуют полной концентрации. Также такой вид плохо сказывается на нашей продуктивности.
Причины появления
Такая сосредоточенность не зависит от личности, ее нельзя проконтролировать. Я перечислю несколько причин, почему человек отвлекается на внешние факторы.
- Характер раздражителя. Любой громкий звук, сильный стук, ослепительный свет провоцируют индивида на отклик. Если он очень заинтересован каким-либо делом, он может не заметить эти факторы, например, при интересной компьютерной игре или спортивных соревнованиях. Однако в период сна или в момент чтения мы реагируем на необычные для нас звуки.
- Раздражитель соответствует внутреннему состоянию. У обычного человека и у футбольного фаната не будет одинаковой реакции на разговор, касающийся футбола. Первый спокойно отреагирует на раздражитель, второй экспрессивно станет доказывать свою точку зрения.
- Соответствие интересам. Если у вас есть определенные увлечения, они всегда будут привлекать ваше внимание. Дизайнер может отвлечься на разглядывание интерьера, который его восхитил, а фотограф – на красивое фото, которое его заинтересовало.
- Влияние раздражителей на чувства. Личность, которая испытывает сильный интерес, переполнена определенным спектром ощущений и эмоций. Эмоциональное реагирование – основная причина появления непроизвольного концентрирования.
Положительная сторона невольной реакции заключается в том, что в нужный момент личность сможет найти причину, определить раздражителя и придумать, как от него избавиться. Также такое внимание способствует легкому возвращению к привычным делам.
Психолог Дарья Милай
Негативная сторона проявляется тогда, когда из-за реагирования на уличный шум или какой-либо разговор страдает продуктивность и качество выполняемой работы.
Также такая внимательность позволяется увидеть черты, которые присущи конкретному индивиду – легкомысленность, безответственность, простота либо глубина чувств, доброта. Красивый пейзаж, здание удивительной архитектуры привлекают художников, так как эти объекты оказывают воздействие на их эстетическое восприятие прекрасного. Однако обычный человек пройдет мимо этих видов, попросту их не заметив.
Условия
Такой механизм моментальной реакции формировался в процессе эволюции, он помогал слабым животным вовремя убежать от хищников, также он позволял хищным представителям фауны выслеживать добычу. Конечно, люди не боятся зверей, а чтобы добыть еду, они посещают магазины. Однако при неожиданном раздражителе мы откликаемся на него. Теперь я перечислю, что является условием возникновения непроизвольного внимания:
- движения – предмет, который находится в покое, не несет в себе никакой опасности, поэтому не выступает в роле раздражающего фактора;
- воздействие – сильный звуковой сигнал или тихий шорох в пустой комнате, яркий неожиданный свет наше сознание воспринимает как угрозу;
- неизвестность – она может привести к неприятностям, поэтому мы реагируем на это событие.
Особенности
Самопроизвольная сосредоточенность – это первичная форма внимательности, которая возникает из-за внешних импульсов – явлений, людей, предметов.
Я укажу главные особенности непроизвольного внимания:
- оно функционирует у нас на подкорке;
- личность не подготавливает себя к восприятию неожиданной ситуации;
- интенсивность отклика обуславливается формой раздражителя;
- небольшая продолжительность концентрации на моменте.
Детская внимательность
Самопроизвольное реагирование возникает и сохраняется независимо от наших целей. Из-за своей увлеченности или неожиданности раздражители захватывают и отвлекают индивида от его деятельности.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Младенцы не способны концентрироваться на одном определенном предмете. Их увлекают разнообразные вещи – сотовый телефон, косметика мамы, папины инструменты. В этом возрасте малыши очень любопытны. Когда ребенок подрастает, он получает множество информации, узнает о том, что на нашей планете существует большое количество животных самых разных видов, насекомых, растений. Они начинают лучше понимать людей, различать цвет волос, глаз, окрас кожи.
В самом начале жизни постигать мир младенцам помогают родители, они закладывают в ребенка свои установки, объясняют грань добра и зла, учат разговаривать. Затем малыш сам начинает познавать все вокруг, реагируя на то, что кажется ему ярким, необычным и неизведанным.
Дети не могут регулировать собственную внимательность, так как у них функционирует пассивная сосредоточенность. Поэтому малышей привлекают различные странные предметы, которые попадают в их поле зрения. Ребенок может внимательно разглядывать игрушку, которую ему подарили, радоваться ей, но уже через минуту переключиться на другую вещь. Поэтому младенца легко успокоить при падении, плаче – надо просто его отвлечь от болевого ощущения или нежелательного объекта.
Способность сосредотачиваться на одном предмете проявляется у ребенка на шестом году жизни. Я рекомендую хвалить его за любое проявление усидчивости и силы воли до этого возраста – так как малышу это дается нелегко. Похвала даст ему понять, что его старания оценены, поэтому он начнет стараться сильнее, чтобы порадовать родителей своими маленькими победами.
Если же все попытки внимательной сосредоточенности тщетны, не ругайте свое чадо, попросите его попытаться снова. Негативным реагированием вы отобьете у малыша всю тягу к знаниям, учебе и усидчивости.
Виды внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное
Я опишу три основных разновидностей внимательности. С первой вы уже успели познакомиться:
- Непроизвольное. Это невольная концентрация сознания на каком-либо объекте. Возникновению такого реагирования способствуют эстетические, моральные и интеллектуальные чувства. Это кратковременный отклик на какое-либо обстоятельство.
- Произвольное. Это сознательная сосредоточенность на объекте, который интересен или приятен для личности. Эта разновидность тесно связана с силой воли. Если человек сосредотачивается на предмете, он прикладывает волевое усилие, которое поддерживает непрерывное внимание. Чтобы индивид обладал силой воли, ему необходимо иметь устойчивое психическое состояние. В период утомленности личности сложно сконцентрироваться.
- Послепроизвольное. Оно наступает после преодоления трудностей предыдущей разновидности. Человек привыкает ко всем сложностям объекта или деятельности, которые постепенно уже начинают вызывать у индивида интерес.
Разновидности непроизвольного сосредоточения
На этот вид внимательности оказывают влияние не только степень неожиданности и сила факторов, но и их контрастность. Очень знакомая ситуация, когда оратор резко меняет тихую и спокойную речь на громкую. Этот жест тут же привлекает и настораживает аудиторию.
Самопроизвольное сосредоточение можно разделить на несколько типов:
- Привычное. Оно характеризуется постоянными интересами личности (в книжном магазине художник всегда идет к стеллажу с книгами об изобразительном искусстве).
- Невольное. Оно ориентируется на биологические потребности (голодный индивид при участии в разговоре внимательно слушает информацию о еде).
- Вынужденное. Оно проявляется, когда на личность воздействуют интенсивные раздражители и повторяющиеся сигналы (пешеход оборачивается, когда видит на дороге машину скорой помощи или полиции с громкой сиреной).
Однако не все объекты могут вызвать интерес. Они должны прежде всего выделяться на фоне остальных факторов, которые оказывают воздействие на индивида. Также такой предмет должен обладать отличительными особенностями. Чем раздражитель сильнее, тем ярче он привлечет к себе внимание окружающих.
Особенности человеческого реагирования
На нашу внимательность влияют разнообразные характеристики и особенности, которые имеют связь с нашей деятельностью, увлечениям. Я перечислю несколько характерных черт.
- Способность переключиться. Это умение целенаправленно менять градус своей сосредоточенности с одного предмета на другой. Такая способность зависит исключительно от внешних факторов, так как человек может резко переключить свое внимание на иного наиболее важного объекта – это обычная отвлекаемость. Однако бывают случаи, когда человеку тяжело поменять предмет сосредоточения из-за сильно вовлеченности, так как при переходе он может думать о предыдущей деятельности и тем самым сосредотачиваться только на ней.
- Способность концентрации. Человек должен задерживать свой интерес на одном каком-либо деле или объекте на конкретное время. Чем сильнее концентрирование, тем лучше результат. Личность может концентрироваться на определенном предмете в течение получаса. Если же стараться усерднее, вы быстрее добьетесь успеха в работе и покажете отличные знания.
- Устойчивость. Данное понятие приблизительно схоже с предыдущим. Устойчивое психическое состояние – это умение человека на долгое время концентрироваться на конкретной деятельности, не меняя при этом ориентир. Благодаря такому качеству личность восполняет все свои пробелы в знаниях.
- Распыление. Способность правильно распределять свое время и фокусироваться сразу на нескольких делах. Порой такое распределение быстрее лишает сил, так как при решении одной какой-либо задачи, индивид в этот же момент должен думать и о другой. Если уровень развития человека высокий, значит, продуктивность будет максимальная.
- Объемность. Это количество предметов, задач, работы, которое может одновременно поместиться в сознании. Если индивид умеет в равной степени уделять время нескольким вещам, значит, он обладает очень высоким объемом внимательности.
Помимо всех факторов, на возникновение своевременного сосредоточения влияет и настроение. В различные моменты именно оно определяет, на что отреагирует личность.
Задайте вопрос
Отличия произвольного от непроизвольного
Самопроизвольная внимательность требует оперативной коррекции поведения в постоянно изменяющейся среде. Произвольный вид подразумевает сознательное регулирование деятельности и имеет следующие особенности:
- поэтапность и целенаправленность – вся активность индивида направлена на достижение целей;
- собранность и организованность – личность заранее подготавливается к концентрации и старается сохранить ее, применяя силу воли;
- уравновешенность и устойчивость – деятельность может продолжаться долгое время, поэтому необходимо быть устойчивым, чтобы не прервать сосредоточение.
В период длительного выполнения задач или решения проблем необходимо помнить о том, что долгое фокусирование на этих объектах приводит к быстрой утомляемости и снижению продуктивности. Поэтому я рекомендую делать маленькие перерывы, которые стоит проводить на свежем воздухе, чтобы мозг насытился кислородом, также можно выполнять зарядку, чтобы размять свое тело.
Личности необходимо отвлекаться от интеллектуальной деятельности. Но не стоит в период перерыва и отдыха переключаться на другое дело. Например, чтение книги не способствует расслаблению, а только еще больше утомляет.
В этой статье я рассказала, что это такое – произвольное и непроизвольное внимание. Если вы чувствуете, что не можете сконцентрироваться ни на одном деле, не стоит решать эту трудность в одиночку, так как можно все гораздо усугубить. Я помогу вам решить проблемы со своей невнимательностью и определить причины нарушения внимательности.
Если вы решили бороться со своими трудностями самостоятельно, то рекомендую давать своему организму время на отдых, чтобы ваше тело смогло расслабиться, а мозг – перезарядиться. Также советую отказаться от вредной пищи и заняться физической активностью – спортом, фитнесом.
Помощь психолога Дарьи Милай
Записывайтесь на мою личную консультацию, и я помогу вам:
- развить свою продуктивность;
- правильно фокусироваться на одной деятельности или задаче;
- преодолеть проблемы эмоционального уровня – гнев, разочарование;
- научиться управлять непроизвольным и произвольным вниманием.
В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.
Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.
Записаться на консультацию
Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.
Skype, Viber.
Записаться на консультацию
Произвольное внимание
Внимание бывает нескольких видов. Каждый из них имеет свои причины возникновения и формы проявления. Отдельно следует рассмотреть два отличающихся вида внимания – непроизвольное и произвольное. Если последнее возникает благодаря намерению человека только после того, как он приложит хотя бы минимальное усилие воли, то непроизвольное внимание появляется без участия намерения личности. По тому, на что личность обращает свое внимание, можно судить о характере и душевном складе.
Произвольное внимание присуще только человеку. Этот признак позволяет отличать людей от животных (так как непроизвольное внимание есть и у них). Возникло оно в результате деятельности, управляемой сознанием. Чтобы чего-то достичь, человек должен делать не только то, что нравится, а и то, что необходимо для дела. В процессе теоретического обучения и закрепления знаний на практике и формируется произвольное внимание.
С физиологической точки зрения оно возникает в коре головного мозга, где очаг наибольшего возбуждения поддерживается импульсами, направленными от второй сигнальной системы. Влияние процесса труда на формирование данного вида внимания сложилось исторически. Ведь никакая деятельность невозможна без сознательного управления собственным вниманием.
Произвольное внимание отличается также некоторыми психологическими особенностями. Оно сопровождается напряжением, волевым усилием разной степени. Чем дольше удерживается произвольное внимание, тем сильнее может быть напряжение, вплоть до физической усталости. Чтобы это предупредить, следует или чередовать вынужденные тяжелые занятия с легкими и интересными, или же настолько заинтересовать человека, чтобы он мог длительное время удерживать концентрацию внимания.
Сначала человек прилагает волевые усилия, вникает в содержание того, что он изучает, а в дальнейшем он в состоянии следить за изучаемым предметом без такого напряжения. Так проявляется послепроизвольное внимание, возникающее вслед за произвольным. В некоторых источниках его называют вторично произвольным. С его появлением процесс обучения значительно облегчается, утомления может и не быть.
Виды внимания также различают в зависимости от того, куда оно обращено. Если на предметы внешнего, материального мира – внешне-направленное внимание, если же на чувства, мысли, воспоминания – внутренне-направленное. Последнее может быть непроизвольным в том случае, когда во время выполнения основной работы человек отвлекается на мысли о чем-то постороннем, на воспоминания. Часто именно это является причиной невнимательности. Произвольное внимание, наоборот, из всего происходящего выбирает только то, что непосредственно касается сферы интересов человека.
Для непроизвольного внимания абсолютно не требуется участие воли, ведь не надо долго сосредотачиваться на чем-то одном. А вот для произвольного внимания это просто необходимо. Оно обязательно подключает волевую регуляцию. Как правило, этот вид внимания связан с присутствием нескольких интересов, часто соперничающих друг с другом, с борьбой нескольких побуждений к действию. В этом случае человек сознательно выбирает одну цель, один интерес для удовлетворения и проявляет волю, чтобы подавить другие.
Понятно, что благоприятные условия для работы помогают сконцентрироваться и достичь хороших результатов. Однако здесь каждый человек должен выработать индивидуальный режим и ритм труда, придерживаясь при этом золотой середины, так как ни чрезмерный шум, ни абсолютная тишина не способствуют эффективному выполнению работы.
В любой деятельности, совершаемой сознательно, разные виды внимания переплетаются между собой.
Произвольное внимание — это… Что такое Произвольное внимание?
- Произвольное внимание
- — один из видов внимания — психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.
- Произвольная память
- Произвольное воображение
Смотреть что такое «Произвольное внимание» в других словарях:
произвольное внимание — с этой точки зрения является врощенным внутрь процессом опосредованного внимания. Произвольное внимание и по своему составу, и по своей структуре и функции является не просто результатом естественного органического развития внимания, а появляется … Словарь Л.С. Выготского
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Внимание, отличающееся активным характером; выбор объекта П. в. осуществляется субъектом намеренно и требует с его стороны волевых усилий. Управляя этим видом внимания учащихся, преподаватель ориентирует их на решение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Произвольное внимание — отличается от непроизвольного тем, что оно направляется на объект под влиянием принятых решений в соответствии с поставленными целями и, следовательно, требует волевых усилий. Естественно, что без достаточно организованного произвольного внимания … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Произвольное внимание — психическая деятельность в определенном направлении, осуществляемая волевым усилием субъекта. В криминалистической теории и следственной практике выделяют т. н. постпроизвольное внимание, когда выполнение какой либо деятельности не требует… … Криминалистическая энциклопедия
внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В … Большая психологическая энциклопедия
Внимание — Внимание избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе… … Википедия
ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ. См. произвольное внимание … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — произвольное внимание, для сохранения которого не требуются усилия воли; В. п. имеет место, когда человек увлечен какой л. работой, занятием (см. Внимание произвольное) … Психомоторика: cловарь-справочник
Внимание — процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное о … Психологический словарь
Внимание — – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внимание может быть непроизвольным, или пассивным, и произвольным, или активным. Внимание представляет собой особую динамическую характеристику… … Словарь-справочник по социальной работе
3. Виды внимания
В зависимости от участия воли во внимании принято различать непроизвольное, произвольное и после-произвольное внимание.
Виды внимания | Условия возникновения | Основные характеристики |
Непроизвольное (пассивное, эмоциональное, природное) | Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя | Непроизвольность, легкость возникновения и переключения |
Произвольное | Постановка (принятие) задачи | Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет. |
Послепроизвольное | Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес | Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение |
Непроизвольное (непреднамеренное, пассивное) вниманиевозникает как бы автоматически, независимо от состояния человека.
Причины возникновения непроизвольного внимания:
Есть объективные и субъективные причины возникновения непроизвольного внимания.
Субъективные причины непроизвольного внимания — это субъективная значимость информации. Мы обращаем внимание на то, что для нас имеет значение, соответствует нашим интересам, склонностям. Например, мать слышит ночью писк младенца, хотя он может быть и очень тихим. Имя человека – сигнал высокой субъективной значимости.
В книжном магазине нас прежде всего привлекают книги, которые соответствуют нашей профессии или нашим увлечениям. Интересным для человека чаще всего становится то, что связано с его основными, любимыми занятиями. Сюда же можно отнести и группу сигналов, которые соответствуют внутреннему состоянию человека. Например, человек голоден – сразу привлечет внимание запах, слово, плакат, который не заметит сытый человек.
Объективные причины возникновения непроизвольного внимания – это характер раздражителя: Какие раздражители привлекают наше непроизвольное внимание?
1) Предметы, которые вызывают эмоции(яркие цвета, мелодичные звуки, приятные запахи). Продолжительное время приковывает внимание предмет, который вызвал удивление, восхищение, восторг, интерес.
2) Интенсивность (например, яркие цвета, сильный звук).
3) Новизна раздражителя. Новое привлекает внимание. Вы не обращаете внимание на свет лампы, но если она начнет мигать, вы посмотрите на нее – в чем дело? Если преподаватель внезапно стукнет по столу, то звук будет неожиданным и поэтому привлечет внимание учащихся. Вы знаете, что школьные учителя иногда прибегают к этому приему, когда в классе становится громко от разговоров.
4) Необычность объекта. Необычный объект привлекает внимание.
5) Динамичность (резкая смена) объекта. Динамичны фильм, спортивные игры – мы можем долго и внимательно их наблюдать.
6) Контрастность объектов. Например, человек летом, который одет в зимнюю куртку, будет привлекать внимание из-за своего контраста другим людям.
Вот лектор говорит, говорит, и вдруг замолчал, долго молчит. Это привлечёт внимание. Известно, что переход от тишины к шуму, от тихой речи к громкой привлекает внимание.
Все указанные особенности непроизвольного внимания хорошо знают специалисты по рекламе. Они часто ищут что-то необычное, динамичное, эмоциональное, интенсивное или контрастное, что привлекло бы внимание публики.
Эти же особенности внимания должен учитывать педагог и сам учащийся, когда выступает перед слушателями: неожиданный вопрос, информация, вызывающая эмоции, смена темпа речи и её интонации, необычный факт – все это непроизвольно привлечёт внимание слушателей. Однако непроизвольное внимание очень неустойчиво, его легко потерять. Необходимо также использовать и произвольное внимание.
Произвольное (преднамеренное, активное) внимание— это целенаправленное сосредоточение сознания, для его поддержания необходимы волевые усилия. Включение произвольного внимания вызвано задачей, которая стоит перед человеком. Произвольное внимание направляется и поддерживается целью, которую человек поставил сознательно перед собой. Человек как бы говорит себе: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть таким». Педагог вызовет произвольное внимание, если поставит перед учащимися задачу: «Запишите это в тетрадях», «Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы:…».
Однако произвольное внимание требует волевых усилий, человек быстро утомляется. Какой же вид внимания наиболее эффективен? Наиболее эффективным считается так называемое послепроизвольное внимание. Что оно из себя представляет?
Послепроизвольное внимание. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его значимости, интереса для личности. Так, подготовка реферата сначала требует определенных волевых усилий. Затем нам начинает нравиться эта работа, становится интересной, и поддержание внимания не требует волевых усилий. Это самое эффективное и длительное внимание. При нём сохраняется сознательная целенаправленность внимания, но нет напряжения и человек не устает.
5.Внимание,его функции,свойства. Виды внимания.
Внимание— направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них.
Внимание— это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Пять основных свойств внимания:
1. устойчивость,
2. сосредоточенность,
3. переключаемость,
4. распределение,
5. объем.
Устойчивость внимания— способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
Сосредоточенность внимания(противоположное качество -рассеянность) — проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
Переключаемость внимания– переводвнимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной..
Распределение внимания— способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
Объем внимания— количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.
Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.
Функции внимания:
-активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
-способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
-обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
-определяет точность и детализацию восприятия,
-определяет прочность, и избирательность памяти,
-определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
-является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.
Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
Основные виды внимания:
-природное и социально обусловленное внимание,
-непосредственное и опосредствованное внимание,
-непроизвольное и произвольное внимание,
-чувственное и интеллектуальное внимание.
Природное внимание— дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс).
Социально обусловленное внимание— складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание— не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание— регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Непроизвольное внимание— не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.
Произвольное внимание— обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.
Чувственное внимание— связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.
Интеллектуальное внимание— преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.
Формы расстройств внимания:
1. Повышенная отвлекаемость– чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому;
2. Уменьшение объема внимания;
3. Инертность (малая подвижность) внимания– невозможность своевременной быстрой переключаемости или патологическая фиксация внимания;
4. Гипо- и апрозекксия–невозможностьв течение необходимого периода временисосредоточить на чем-нибудь вниманиеи полное выпадение внимания.
6.Характеристика памяти как психического процесса. Виды памяти.
Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Она характеризуется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком разнообразной информации.
Различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную.
Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое построение организма в процессе развития и врожденные формы видового поведения (инстинкты). Информация в наследственной памяти хранится в молекулах ДНК. При этом в каждой клетке организма содержится вся наследственная информация. Как носитель наследственной информации, ДНК имеет ряд особых свойств. Она устойчива к повреждающим факторам, способна к исправлению некоторых своих повреждений, что стабилизирует ее информационный состав. Эти и ряд других свойств обеспечивают надежность наследственной информации.
Прижизненная память – это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. Она существенно больше зависит от внешних условий. Различают несколько видов и форм прижизненной памяти. Один из видов прижизненной памяти — запечатлевание (импринтинг) — является промежуточным между генетической и прижизненной памятью.
Запечатлевание – это форма памяти, наблюдаемая только в ранний период развития, сразу после рождения.
Выделяют следующие виды прижизненной памяти: двигательную, образную, эмоциональную и символическую (словесную и логическую).
Двигательная память обнаруживается очень рано. Это прежде всего память на позу, положение тела. Двигательная память лежит в основе профессиональных и спортивных навыков, танцевальных фигур и бесчисленных автоматических навыков, вроде привычки, переходя улицу, смотреть сначала налево, а потом направо.
Одна из форм образной памяти — зрительная. Ее отличительная особенность в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаружены следующие изменения, совершающиеся со зрительным образом в процессе сохранения: упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную (более однообразную). Сохраняемая в памяти форма может округляться, расширяться, иногда меняется ее положение и ориентация.
Образная память обычно ярче проявляется у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая. Однако есть профессии, где полезно иметь развитую образную память. Выявили, что можно эффективно тренировать образную память, если воспроизводить заданные картины мысленно в расслабленном пассивном состоянии с закрытыми глазами перед сном.
Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые.
Символическая память подразделяется на словесную и логическую. Словеснаяформируется в процессе прижизненного развития вслед за образной и достигает наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительной чертой ее является точность воспроизведения.
По времени сохранения материала выделяют четыре основные формы памяти:
— мгновенная (или иконическая — память-образ) связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятой органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации
— кратковременная представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20.
— оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.
– долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.
Особенности запоминания и припоминания выступают в виде качеств памяти. К ним относятся объем , быстрота , точность,длительность
Подводя итог всему вышесказанному, можно подчеркнуть, что память – это психический процесс запечатления и воспроизведения человеком его опыта. Благодаря памяти, прошлый опыт человека не исчезает бесследно, а сохраняется в виде представлений
.7.Мышление: операции, формы, виды качества.
Человек не только воспринимает окружающий мир, но и стремится к его пониманию. Понять-значит проникнуть в суть предметов и явлений, что обеспечивается найболее сложным познавательным психическим процессом, называемым мышлением.
Если главная задача ощущений и восприятий – сбор конкретных об окружающем мире, памяти – точное сохранение накопленного,то у мышления задача – преобразовать полученное.
Мышление – это процесс опосредованного и обобщенногопознанияокружающего мира.
Мысли – это обобщенные и отвлеченные знания, существующие в сознании человека в форме разнообразных идей, наполненных абстрактным содержанием.
Человеческое мышление – это речевое мышление. Мысль заключена в смысловом содержании слова. Таким образом, мыслительная деятельность человека стала опосредствоваться различными устройствами, а также словами и разнообразными символами и знаками. Хотя мышление выходит за рамки чувственного познания, но оно не может оторваться от него, так как оно оперирует не только образами натуральных предметов и явлений, но и образами слов, символов и знаков, обозначающих объекты внешнего мира.
В зависимости от того, что и как познается, и какими средствами решаются практические и теоретические задачи, выделяют три вида мышления:наглядно-действенное,образное, словесно-логическое.
Все виды интеллекта функционируют в единстве. Причем ведущую роль в каждом виде мышления играет словесно-логический интеллект, благодаря которому все связи и отношения осмысливаются и становятся объектом сознательной умственной деятельности человека. Словесно-логическое мышление оперирует отвлеченными мыслями, которые возникают на основе суждений, умозаключений и понятий.
Основными умственными действиями являются: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация.
Анализ – умственное действие, направленное на мысленное расчленение познаваемого объекта на составные элементы, части, структуры, на ознакомление с его свойствами, качествами, особенностями и т.п.
Синтез – умственное действие, посредством которого субъект соединяет мысленно выделенные части объекта в прежних или в новых сочетаниях для того, чтобы понять какая связь может существовать между ними и как они взаимодействуют. Анализ и синтез тесно связаны между собой.
Сравнение – умственное действие, направленное на сопоставление познаваемого объекта с другими предметами, с целью установить его сходство или различие с ними.
Обобщение – умственное действие, направленное на познание общего признака, присущего целому классу объектов. Обобщение дает возможность установить связь неизвестного объекта с известными на основе наличия общего признака, свойственного им.
Абстракция – умственное действие, посредством которого выделяется общий существенный признак в познаваемом объекте и игнорируются все другие несущественные признаки.
Характеристика основных качеств ума: Широта мышления это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки. Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.