Абстрагирования метод это: Абстрагирование в психологии: определение и методы использования – Что такое метод абстрагирования и в чем его польза?

Автор: | 11.01.2021

Содержание

Что такое метод абстрагирования и в чем его польза?

Иногда так нужно понять суть и не обращать внимания на мелочи, но отбросить всё лишнее непросто. Поможет в этом метод абстрагирования.

Что это такое?

Что такое метод абстрагирования? Это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами или отношения явления или вещей в отвлечении от их самих, а также выявление одного из свойств в отвлечении ото всех остальных.

Кроме того, такое понятие может означать взгляд на явление, предмет, ситуацию или личность как бы с отстранённой точки восприятия, то есть отвлечение от конкретики и мелочей и общую оценку. Таким образом, абстрагирование позволяет выделить важное и не обращать внимания на детали или же обобщить что-то и не учитывать конкретные отдельные составляющие.

Зачем нужно делать это?

Примеры использования метода абстрагирования встречаются в нашей жизни повсеместно и помогают нам определять цели и достигать их. Например, абстрагироваться можно на работе, когда нужно решить какую-то важную задачу. Выделив всё самое основное, отбросив мелочи и не обращая внимания на раздражители и отвлекающие факторы, можно легко справиться со своими обязанностями.

Также абстрагирование пригодится в учёбе, когда нужно изучить какую-то конкретную тему и не отвлекаться на изученные ранее или понять суть предмета, не учитывая его характеристики.

Метод поможет и при решении повседневных бытовых проблем. Так, если вам нужно вымыть полы и пропылесосить, не стоит отвлекаться на другие дела (стирка, наведение порядка в шкафах), к ним вы вернётесь позже. Сосредоточившись на одной задаче, можно выполнить её эффективно и быстро.

Основные цели

Основными целями абстрагирования являются следующие:

  • Создание образца. Если рассматривается какое-то определённое свойство предмета или его характеристика, то его можно использовать как образец, то есть сделать неким эквивалентом, шаблоном. Конечно, в реальной жизни такого не бывает, но при размышлениях этот пример поможет. Взятая за основу характеристика будет некой отправной точкой, тем, от чего вы будете исходить при рассмотрении других свойств.
  • Отождествление. Оно заключается в том, что конкретные отличительные черты каких-либо предметов не берутся во внимание, а учитываются лишь свойства и характеристики, которые являются общими и связывают рассматриваемые ситуации, явления, вещи и так далее.
  • Конкретика и чёткость. Внимание в данном случае фокусируется на каком-то одном определенном понятии, а все остальные характеристики просто не учитываются. Это позволяет чётко определить границы понятия и отделить его от других, схожих с ним или имеющих какие-то общие черты.
  • Систематизация и обобщение. В таком случае внимание концентрируется на характеристиках и свойствах, которые являются характерными для каких-либо понятий и позволяют их разграничивать и систематизировать. В итоге получаются группы, и каждая из них является независимой и отличается от других, имеющих свои ключевые моменты. Но при этом такая группа включает в себя понятия, обобщенные по каким-то признакам и схожие с характеристиками других выделенных групп.

Как научиться абстрагироваться?

Познание абстрагирования – довольно сложный и весьма продолжительный процесс, требующий усилий. И всё же научиться абстрагироваться можно. Вот что для этого следует делать:

  1. Если вам нужно абстрагироваться в какой-то сложной ситуации, в которой вы задействованы, то попробуйте взглянуть на неё со стороны и представить, что всё это происходит не с вами.
  2. Научитесь не обращать внимания на внешние раздражители.
  3. Научитесь выделять самое важное. Сначала можно делать пометки или записи, затем вы сможете классифицировать изучаемые или рассматриваемые процессы или явления мысленно.
  4. Можно проговаривать про себя то, на чём нужно сконцентрироваться на данный момент.
  5. Можно попробовать связать изучаемый предмет с другим, который хорошо знаком вам и досконально изучен.
  6. На начальных этапах освоения метода абстрагирования можно использовать схемы или таблицы, они помогут систематизировать данные и выделить всё самое значимое.
  7. Ставьте чёткие цели. И иногда не стоит думать о методах их достижения, важно рассматривать конечный желаемый результат и отталкиваться от него.
  8. Конкретизируйте задачи, отделяйте их от других. Так, если вам нужно выучить какую-то тему, то забудьте о других и используйте только нужную информацию.
  9. Помогут научиться абстрагироваться соблюдение режима и дисциплина.
  10. Не пытайтесь делать одновременно несколько дел, выполняйте обязанности последовательно и решайте проблемы по мере их поступления.

Пусть этот метод поможет вам видеть суть вопроса и решать самые сложные задачи.

В чем смысл метода абстрагирования? — Психолог

Советский кинематограф подарил нам целую плеяду героев, которых мы все обожали. Но не так просты эти персонажи, как кажется на первый взгляд. Кого на самом деле мы все беззаветно любили? И достойны ли были эти советские киногерои звания «самый желанный персонаж Советского Союза»? Давайте разберемся.

304

Д’Артаньян, «Три мушкетера»

304

Будем честны: «наше все» — вовсе никакой не Саша Пушкин, а бравый гасконец Д’Артаньян. Именно он главный герой нашего детства — кумир мальчишек и мечта девчонок. Таким он был до того, как Георгий Юнгвальд-Хилькевич решил экранизировать великий роман.

А после того как образ Д’Артаньяна воплотил Михаил Боярский, отважный киногерой советских фильмов стал фактически иконой. А почему нет? Он храбр, благороден, хорош собой, а поет-то как, а? Д’Артаньян — наш идеал. Любовь Д’Артаньяна и Констанции — идеал любви.

А была ли любовь? Нам говорят, что юный горячий парнишка влюбляется в чужую жену и не может противостоять чувствам. Да ну? Давайте разберемся, кто такая Констанция. Девица, удачно выскочившая замуж: галантерейщик не очень противный, зато богатый и имеет связи при дворе. Барышня ловко пристроилась к королеве и верит, что жизнь удалась. И тут — внезапно! — появляется пылкий влюбленный. А влюбленный ли?

Констанция — всего лишь жена галантерейщика, а Д’Артаньян — дворянин. Его отец — близкий друг высокопоставленного чиновника. Мог ли Д’Артаньян не разбираться в хитросплетениях придворной жизни? Нет. Он прекрасно понимал, что ко двору лучше всего попадать через постель. Но разве фрейлинам благородного происхождения интересен отпрыск обнищавшего рода? Нет, конечно. А вот Констанции это льстит. Мало того, что молод и хорош собой, так еще и самый настоящий дворянин! Увы, за свое тщеславие дурочка поплатилась жизнью. Разве любящий мужчина не попытался бы отговорить свою женщину от рискованных интриг? Разве он не понимал, что это такое — воевать с главой государства (как мы помним, де-факто это Ришелье)? Понимал, конечно. Но ввязался в историю с подвесками, чтобы заработать билет ко двору. А что Констанция, скорее всего, при этом бесславно сгинет — так кто их считает, этих простолюдинок?

Вообще, отношение Д’Артаньяна к женщинам очень, очень показательно. Возьмем служанку, которую он соблазнил, чтобы добраться до ее госпожи. Может, его хоть немного волновали чувства Кэтти? Нет, ничуть. А вот Миледи его волновала, о да! Так волновала, что он сделал все, чтобы бедняжке отрубили голову. А за что? За то, что она выполняла свой долг, пытаясь не дать стране развалиться из-за интрижки королевы? За то, что ее, бедняжку, в свое время пытался убить муж, оказавшийся другом Д’Артаньяна? За то, что она слишком хороша собой и даже Д’Артаньян явно ее вожделел? Нет. За то, что она сильнее, умнее и успешнее. Это она добилась всего, о чем мечтал юный гасконец, когда направлялся в Париж. Соперничать с Миледи невозможно, она «уделывает» провинциального выскочку по всем статьям. Казнить ее, мерзавку! Как это низко, господа. Как это подло и жалко.

Нестор Петрович, «Большая перемена»

304

Кто такой Нестор Петрович? Это же, в сущности, педагог-подвижник. Попробуйте-ка обучить чему-либо людей, которые, во‑первых, старше вас, во‑вторых, определенно успешнее в карьере, и в-третьих, вообще не очень понимают, на черта им сдалось это образование. Но молодой учитель не сдается! Более того, он весь фильм бегает за Федоскиным, который, на минуточку, его соперник в любви — счастливый соперник (как Нестору кажется). Бегает и уговаривает вернуться в школу. Какая самоотверженность! Не щадит себя молодой педагог, всю жизнь посвящает этим великовозрастным оболтусам. А еще Нестор такой трогательный: маленький, хрупкий, нескладный. Хочется его обнять, пригреть, прижать к своей обильной груди, ага. В общем, все любили Нестора Петровича.

Хотя на самом деле невинноокий Нестор — трусливая шовинистическая свинья, женоненавистник, мелкий пакостник и подонок. Начнем с того, что стервец умыкнул чужую невесту и чувствовал себя при этом прекрасно. «Уделал» плечистого красавца Федоскина в два счета, красивые девушки — не для необразованных токарей, ага. То ли дело он — ученый, элита! Тем приятнее наблюдать, как у Нестора рвется шаблон, когда девушка Полина отхватывает у него место в аспирантуре. Любящий мужчина, надо полагать, порадовался бы за невесту, Нестор же возмущен: его обошла женщина? Женщина?! Ее место на кухне, а не в храме науки! Но поскольку его сексистские взгляды никто не разделяет, Нестор бросает и Полину, и науку и гордо уходит в закат.

То есть в женский коллектив, где купается в лучах незаслуженной славы: его там гладят по головке только за то, что он носит штаны. Казалось бы, подлечил самолюбие и работай спокойно, да? Нет. Нестору этого мало. С упорством, достойным лучшего применения, он лезет в чужую личную жизнь и наводит там свои порядки. С самодовольной рожей врывается в семьи и объявляет: «Вы все дураки и не лечитесь!» Ледневы, Петрыкин, Ганжа, Ляпишев — кому, спрашивается, не нагадил Нестор Северов? Всем нагадил. Особенно бедняжке Нелли, которую угораздило его полюбить. Судите сами: вчера Нестор ужом ввинтился в крепкую пару и разбил ее, а сегодня он краснеет, как институтка, и не умеет отказать влюбленной барышне так, чтобы над ней не смеялась вся школа. Вы в это верите? Вот и мы нет. В общем, тот еще муфлон этот наш Нестор Петрович.

Женя Лукашин, «Ирония судьбы»

304

Персонаж, на котором не оттоптался только ленивый, но мы просто не могли про него не написать. Чем, чем так привлекал Женя Лукашин советских женщин? Как можно было его любить, за что? А за все. Интеллигентные холостяки на дороге не валяются! Он врач, это одна из самых престижных профессий (и золотое дно, если уметь правильно разговаривать с пациентами). При этом он не циник, а тонкая, романтичная натура — как он поет про ясень, заслушаться же можно! Таких разбирают еще в институте, потому что это»удачная партия» — ежели умеючи с ним обращаться. Это раз. А два — Лукашин же последний романтик. Да, он ведет себя нелепо, но это потому, что он тонко чувствует, он так раним, так беззащитен! Всем хочется его спасти.

Спасти ценой своей жизни, разумеется. Потому что Женечка Лукашин — ярчайший представитель типажа мужчин, которые ломают женщинам жизни самым изощренным способом: бросают тех на дно созависимости. Инфантильный алкоголик — что вообще может быть хуже? Хуже может быть только Женя Лукашин, который еще и социопат, напрочь лишенный эмпатии. Просто представьте себя на месте Гали: он мариновал ее несколько лет, не отталкивая, но и не решаясь жениться, а потом бросил ее в Новый год. По телефону. Может быть, он хотя бы извинился? Нет. Он сломал отношения Нади и Ипполита, а потом усвистел домой, под мамино крылышко. А Надю он с собой позвал? Нет. Что мы после этого можем о нем сказать? Что Женю Лукашина надо поместить в формалин и поставить в Палату мер и весов. Потому что он — эталонная сволочь.

Гоша, он же Гога, он же Георгий Иванович, «Москва слезам не верит»

304

Гоша — «настоящий мужчина». Эталонный самец. Как он сказал, так и будет! На том простом основании, что он мужчина, ага. Каждая женщина, вынужденная воплощать в себе все социальные роли сразу, мечтает, чтобы кто-нибудь пришел и снял часть груза с ее плеч. Ну в самом деле, это очень тяжело: одной растить ребенка, зарабатывать на жизнь и строить карьеру (потому что иначе — как выживать ребенку, случись что? Нужна подушка в виде денег, связей, положения в обществе). А ведь хочется и женщиной побыть! Любимой женщиной, а не любовницей. Это две большие разницы. И Гоша, он же Гога — мечта всех женщин, которые оказались в такой ситуации. Это же принц на белом коне, но не для принцессы, а для уставшей королевы, которая уже ни на что не надеется.

Вот «ни на что не надеется» — это ключевой тезис. Гоша знал, к кому присосаться и из кого попить кровушки. По сути, кто он такой? Никто. Неудачник. Ни денег, ни карьеры, ни ума, ни образования. Все эти разговоры о том, что кто-то должен делать черную работу — это в пользу бедных: у Катерины старт был куда более тяжелым, однако же она добралась до высокого поста, потому что умна и целеустремленна. А Гоша как начал слесарить после ПТУ, так и намерен продолжать до пенсии. Потому что на большее не способен, вот и раздувает щеки, философствуя о том, что он-де «соль земли». Зачем, спрашивается, ему нужна Катерина?

А затем, что он — типичный абьюзер. Ничтожество, которое ищет жертву, чтобы на ней отыграться за все свои неудачи. Вольно, конечно, властвовать над женщиной, которая уже ни на что не надеется: такая будет обихаживать «царька», повиноваться ему и обожать, и ее можно даже поколачивать иногда, срывая на ней свои обиды на жизнь. Но для начала надо ее сломать и подчинить, что Гоша и пытается делать всеми способами. А потом он внезапно узнает, что Катерина не забитая брошенка без перспектив, а железная леди. Ой, бедный Гоша. Он уползает в свою грязную нору, поджав хвост, и там топит горе в водке. Прокололся! На крючок попалась не безобидная плотвичка, а акула, которая ему ноги перекусит на счет раз. Поэтому ноги надо делать. Быстро. А когда его из этой норы вытащили — что он сделал? Может, объяснился? Может, извинился за внезапное исчезновение? Нет. Он во всем обвинил Катерину. Экий гад, а? Нет, даже гадик.

Карл Фридрих Иероним, «Тот самый Мюнхгаузен»

304

Это великий фильм. Это великий актер. Это великая роль. Ну и, конечно, это персонаж, о котором мечтали все. Потому что он — иной. Сумрачный гений и нонконформист, противник системы, человек, который никогда не будет внутри какого-то явления, а всегда будет над ним. Истинный революционер: не тот, кто взрывает дворцы, а тот, кто подрывает замшелые устои. Кто не хотел оказаться на месте Марты? Все хотели. Просто потому, что господин барон мог полюбить только особенную девушку. А особенными все хотят быть, разумеется.

А что это такое — быть Мартой? Это страшная судьба. Как мы помним, барон был официально женат, а бывшая супруга не хотела упускать из рук его состояние. По счастливому стечению обстоятельств герцог все-таки подписывает разрешение на развод, и Мюнхгаузен может быть свободен. Что он делает? Он превращает заседание в фарс, после чего его признают невменяемым. Все, финита. Никакого развода, никакого нового брака. Чтобы жениться на Марте, барон инсценирует самоубийство. Понял, принял, осознал? Да куда там. Он же гений — ему, видите ли, не по нутру жизнь простого цветочника, а винит он во всем Марту. Несчастная женщина уходит, а что ей остается?

Все. Барон свободен, может воскресать и продолжать троллить почтенное общество, казалось бы. Но ему этого мало. Бабочка упорхнула из паутины, паук еще не насытился! Надо ее вернуть! Господин барон восстает из мертвых только затем, чтобы прокричать: «Дорогая, я вернулся, я снова прежний и люблю тебя!» Несчастная женщина только что пережила тяжелый разрыв, только оправилась от краха надежд, но вынуждена теперь позориться на глазах у всего города, просить, чтобы помиловали ее «ненормального мужа». Потому что он же неуправляемый, он же погубит себя. В последний момент Марта отказывается играть роль, потому что все-таки любит барона.

И как он ее за это благодарит? «Я люблю тебя!» — «Не то!», «Я буду верна тебе!» — «Не надо», «Они положили сырой порох, Карл!» — вот оно. Советский киногерой предлагает всем позавидовать — ни у кого нет такой женщины. Они положили сырой порох, а Марта — Марта положила жизнь. Ей теперь куда — в петлю лезть? Она же, по сути, убила человека, которого любила всю жизнь. Убила потому, что он ее вынудил. Вынудил доказывать свою любовь самым страшным из возможных способов. Знаете, нам кажется, что полет на пушечном ядре — слишком мягкое наказание за такое.

Методы теоретического исследования: формализация, абстрагирование, идеализация | История и философия науки (кандидатский минимум) Wiki

    Методы теоретического исследования: формализация, абстрагирование, идеализация. Edit

    Характерной чертой теоретического познания является то, что субъект познания имеет дело с абстрактными объектами. Теоретическое знание характеризуется системностью. Если отдельные эмпирические факты могут быть приняты или опровергнуты без изменения всей совокупности эмпирического знания, то в теоретическом знании изменение отдельных элементов знания влечет за собой изменение всей системы знания. Теоретическое знание требует и своих приемов (методов) познания, ориентированных на проверку гипотез, обоснование принципов, построение теории.   Edit

    Идеализация — гносеологическое отношение, где субъект мысленно конструирует объект, прообраз которого имеется в реальном мире. И характеризуется введением в объект таких признаков отсутствующих в его реальном прообразе, и исключением свойств, присущих этому прообразу. В результате этих операций были выработаны  понятия- «точка», «окружность», «прямая линия», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» — идеализированные объекты. Образовав объект, субъект получает возможность оперировать с ним как с реально существующим объектом- строить абстрактные схемы реальных процессов, находить пути проникновения в их сущность. И. имеет предел своих возможностей. И. создается для решения конкретной задачи. Не всегда можно обеспечить переход от идеал. объекта к эмпирическому. Edit

    Формализация — построение абстрактных моделей, для исследования реальных объектов. Ф. обеспечивает возможность оперировать знаками, формулами. Вывод одних формул из других по правилам логики и математики позволяет установить теоретические закономерности без эмпиризма. Ф играет большую роль в анализе и уточнении научных понятий. В научном познании подчас нельзя не только разрешить, но даже сформулировать проблему, пока не будут уточнены относящиеся к ней понятия. Edit

    Обобщение и абстрагирование — два логических приема, применяемые почти всегда совместно в процессе познания. Обобщение — это мысленное выделение, фиксирование каких-нибудь общих существенных свойств, принадлежащих только данному классу предметов или отношений. Абстрагирование — это мысленное отвлечение, отделение общих, существенных свойств, выделенных в результате обобщения, от прочих несущественных или необщих свойств рассматриваемых предметов или отношений и отбрасывание (в рамках нашего изучения) последних. Абстрагирование не может осуществляться без обобщения, без выделения того общего, существенного, что подлежит абстрагированию. Обобщение и абстрагирование неизменно применяются в процессе формирования понятий, при переходе от представлений к понятиям и, вместе с индукцией, как эвристический метод. Edit

     

    Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. «Познание – это, обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование.»

    Теоретическое познание — это, прежде всего объяснение причины явлений. Это предполагает выяснение внутренних противоречий вещей, предсказание вероятного и необходимого наступления событий и тенденций их развития.

    Понятие метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

    Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Теоретический уровень — более высокая ступень в научном познании. «Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда». Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

    Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования.

    Формализация и аксиоматизация’

    К научным методам теоретического уровня исследований относятся:

    Формализация — отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях, т. е. построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. Она неразрывно связана с построением искусственных или формализованных научных законов. Формализация – отображение содержательного знания в знаковом формализме (формализованном языке). Последний создаётся для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Формализация играет важную роль в анализе, уточнении и экспликации научных понятий. Особенно широко формализация применяется в математике, логике и современной лингвистике.

     Абстрагирование, идеализация

    Каждый изучаемый объект характеризуется множеством свойств и связан множеством нитей с другими объектами. В процессе естественнонаучного познания возникает необходимость сконцентрировать внимание на одной какой-либо стороне или свойстве изучаемого объекта и отвлечься от ряда других его качеств или свойств.

    Абстрагирование — мысленное выделение какого-либо предмета, в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.

    Первоначально абстрагирование выражалось в выделении руками, взором, орудиями труда одних предметов и отвлечении от других. Об этом свидетельствует и происхождение самого слова «абстрактный» — от лат. abstractio — удаление, отвлечение. Да и русское слово «отвлеченный» происходит от глагола «влачить».

    Абстрагирование составляет необходимое условие возникновения и развития любой науки и человеческого познания вообще. Вопрос о том, что в объективной действительности выделяется абстрагирующей работой мышления и от чего мышление отвлекается, в каждом

    Что такое абстрагирование? Метод абстрагирования и его цели

    Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с таким понятием, как абстрагирование. Оно часто применимо в повседневной жизни, когда следует взглянуть на окружающие вещи немного иначе. Как именно – “иначе”? Что под этим подразумевается и что такое абстрагирование, попробуем разобраться далее.

    что такое абстрагирование

    Общее представление

    Это понятие уходит корнями в латынь и переводится дословно как “отвлечение”. Чаще имеется в виду не смена рода занятия или деятельности, а смена мышления, возможность взглянуть на вещи с другой стороны, под иным углом, в том числе и тогда, когда анализируемый объект кажется непривычным. Таким способом наш разум соединяет все имеющиеся представления об этом объекте и рассматривает его так, как если бы он не обладал отдельными свойствами, связями, явлениями. В конечном счете происходит выделение закономерных, понятных и существенных признаков объекта. Что такое абстрагирование? Это отдаление или отделение одного от другого. Необязательным является последующее признание. Абстрагирование может использоваться временно, в определенный момент, возвращая представления о предмете на первоначальный уровень или, наоборот, открывая его новые свойства. В более узком смысле результатом абстракции, то есть любого отвлечения, является обобщение полученных (исследованных) теоретических признаков.

    Иной взгляд на один объект

    Каждый человек что-то постигает в своей жизни. Его сознание анализирует множество факторов, выискивая отдельные элементы, которые могут оказать влияющее значение, например, для принятия решения или выработки мнения о конкретном объекте. В подобном постижении немаловажную роль играет метод абстрагирования. Его цель – изучение предметов, как правило, обладающих намного большими свойствами, отношениями, связями, которые, в силу восприятия и мышления, человек не может осознать в полной мере. Как всеобщий метод познания, абстрагирование помогает выделить особенности. Постигая объект, человек вправе упростить его, обратить внимание на явственные стороны, при этом забывая, то есть игнорируя, остальные.

    Вам знакомы такие понятия, как анализ, синтез, абстрагирование? Они широко применяются в таких сферах, как логика и философия, могут существовать отдельно друг от друга, но в большей степени находятся во взаимосвязи. Под синтезом понимается процесс объединения обособленных, разрозненных понятий; его целью является их сведение в единое целое или группу. Синтез – важный этап деятельности человеческого сознания, в котором образуется познавательная функция. Другими словами, имея несколько частей, синтез и служит для их сбора.

    метод абстрагирования

    Напротив, анализ стремится разобрать имеющееся целое на составляющие части. Вместе оба понятия рождают представления о связах, происходящих между отдельными элементами объекта исследования.

    Изучая действительность

    Изо дня в день человеческое сознание занимается поиском новых составляющих, предметов и понятий, не исследованных ранее, в чем косвенно помогает абстрагирование. Метод познания в данном случае представляет собой совокупность способов, с помощью которых открываются новые знания, методы решения и исследования, а также систематизация, корректировка данных. Сюда следует отнести выводы, принципы рассуждения, прогноз. Так, наблюдая за объектом, человек выдвигает гипотезы и теории, служащие формой предположения. Позже их можно подкрепить научными доказательствами, экспериментами или путем сбора дополнительных фактов.

    Познание, как метод абстрагирования, имеет отличительные особенности от методики сравнения. Она выражается в качественных, количественных формах абстрагирования, когда выделяются существенные (неоспоримые) признаки. Чтобы принять какое-то решение, человек часто основывается на методе сравнения, позволяющем оценить возможные (желаемые) показатели с показателями реальными. На чашу весов ставятся все за и против, которые и влияют впоследствии на конечный выбор.

    научное абстрагирование

    Винтики нашего внутреннего механизма

    Итак, что такое абстрагирование? Несомненно, это сложный механизм, к которому мы прибегаем, иногда и вовсе того не осознавая. Мысленно человек отделяет существующее от несуществующего, вычленяя отдельные элементы из множества. Это может быть цепочка событий, ряд процессов, группа предметов. Так, обращаясь к индивидуальным особенностям человека, психология способна абстрагировать общие свойства от конкретных, применимых к данному индивидууму. Это лишний раз доказывает неоспоримый аргумент, что каждый человек, как его разум и сознание, неповторимы.

    Применение – во всем

    Метод научного абстрагирования находит применение во многих областях: политике, математике, логике. Мы уже узнали, что под общим понятием абстрагирования скрывается отвлечение от внешних явлений с целью выделить несущественные детали или сущность самого предмета. Благодаря подобному “взгляду со стороны” рождаются научные понятия, образующие, в свою очередь, единые свойства и связи, которые объединяются в категории.

    анализ синтез абстрагирование

    Так, научное абстрагирование можно проследить в экономике. В мире существуют миллионы разнообразных товаров продовольственного потребления и непродовольственных групп, ежедневно необходимых человеку. Все они различаются по множеству признаков и свойств. Но, уходя от их бесконечных сравнений, человек непроизвольно объединил их в единую категорию – товар как продукцию, предназначенную для продажи.

    Научное абстрагирование заметно в строительстве. Всякое сооружение включает детальный расчет, учитывающий особенности будущего здания. Но точные геометрические соответствия, как и строгое взаимодействие всех его отдельных составляющих, не всегда носят стопроцентно выполнимый характер – это либо невозможно теоретически, либо неприемлемо практически из-за чрезмерной сложности. В силу этого с помощью метода научного абстрагирования происходит схематизация сооружения. Предполагаемые второстепенные факторы исключаются, что, в свою очередь, не оказывает влияния на точность и достоверность проведенных расчетов.

    Мыслить абстрагированно – способность каждого человека

    Подводя итог рассмотренной темы, теперь мы определенно знаем, что такое абстрагирование – мысленное, сознательное отвлечение от свойств предмета, благодаря чему появляется новое представление о нем или формируется логическое понятие.

    абстрагирование метод познания

    Способность применять абстракцию в повседневной жизни заложена в человеке с рождения. Во многом большую роль здесь играют языковые навыки и развитие самого языка. Так, когда мысли “протекают” в абстрагированном порядке, сознание не фокусируется на отдельных признаках объекта, характеризуя его по общим показателям (например, “фрукт”). В противовес абстрактному, наука приводит доводы конкретного – в данном случае сознание расширяет границы понимания, выискивая дополнительные свойства (не просто “фрукт”, а именно “апельсин” или “сладко-кислое яблоко”).

    Что такое абстрагирование – метод, приём или мышление :: SYL.ru

    В ситуации, когда от человека ждут объяснения непонятной ему по содержанию картины (причины этого могут быть самыми разными), можно услышать реплику: «Нечто абстрактное (если читать между строк – искусство ради искусства без смысловой нагрузки)». Однако задумывался ли когда-нибудь Человек-читающий, что подразумевается под словом «абстракция» и так ли редко приходится прибегать к абстрагированию в обыденной жизни?

    что такое абстрагирование

    Как проявляется абстрагирование в жизни человека

    Термин «абстрагирование» имеет латинские корни. Образован при помощи приставки ab – «от» и слова traho – переводится как «тянуть», «влечь». Вот и получается, что разговор идёт об отвлечении. В энциклопедиях и словарях можно встретить разъяснение слова как метод исследования, научного познания, процесс отвлечения какого-либо предмета от его несущественных признаков. Для прояснения ситуации достаточно обратиться к истокам.

    С появлением человека на свет запускается процесс формирования личности. Одним из главных факторов развития ребёнка является постепенное (от простых к сложным формам) становление мыслительных операций (мышления). Мышление – это процесс познания окружающего мира, представленный в трёх основных формах: понятие, суждение и умозаключение. Существует прямая взаимосвязь развития мышления и освоения языка.

    Так, в младенческом возрасте ребёнок только осваивает человеческую речь, поэтому при восприятии и исследовании окружающего мира он опирается на самый примитивный вид мышления – конкретно-действенный или практический. Суть его в том, что ребёнок познаёт предметный мир путём сбора о нём как можно большего количества информации (цвет, форма, твёрдость, мягкость, можно разбить или можно бросать на пол без последствий, вкус, съедобность и т.д.). Этот процесс заложен природой на генетическом уровне, поэтому маленькие дети часто ведут себя «рискованно»: тянут всё в рот (за исключением момента появления зубов), бросают, мнут, трясут практически всё, что попадает в руки. Однако познание практического применения вещей заканчивается примерно к 2-3,5 годам (при нормальном развитии), а следующий этап развития мышления длится примерно до 5-6,5 лет.

    К трём годам расширяется словарный запас малыша, интонационный репертуар, он старательно подражает поведению значимых взрослых. Это хорошая почва для формирования конкретно-образного (наглядно — образного) или художественного вида мышления. Накоплен достаточный багаж знаний об окружающем мире в виде образов: лиса – рыжая, живёт в лесу, хитрая; курочка – птица, живёт дома, источник яиц и т.д. Ребёнок уверенно оперирует известными ему образами, поэтому речь становится более плавной, оформленной предложениями, а не короткими фразами, но самостоятельное выделение причинно-следственных связей сюжета сказки будет доступно только на следующем этапе развития мышления (достаточное количество свидетельств этому утверждению можно найти в книге Корнея Чуковского «От трёх до пяти»).

    метод абстрагирования

    Пятилетний дошкольник, опираясь на конкретно-образное мышление, с успехом осваивает словесно-логическую или абстрактную форму. Ребёнок самостоятельно может определять и различать виды, роды, категории. Его речь совершенствуется, включая разного рода пояснения («потому что»…), логические заключения и выводы. Строение используемых в речи предложений значительно усложняется, появляются «отвлечения», фантазирования.

    Можно сделать вывод, что к абстрагированию человек приходит раньше, чем узнаёт значение этого термина.

    Существует ли абстрактное мышление

    Многие ресурсы интернета расписывают абстрактное мышление как некое сверхценное образование (при этом подменяя понятия и вводя читателя в заблуждение). На самом деле так иногда для сокращения называют словесно-логическое мышление, особенности которого были описаны выше. Стоит отметить, что отсутствие словесно-логических операций у детей шестилетнего возраста трактуется при диагностическом обследовании как задержка развития, а при некоторых обстоятельствах — и интеллектуальная недостаточность. Полное отсутствие данного вида мышления или его нарушенное формирование наблюдается у всех людей с олигофренией.

    обобщение абстрагировани

    Абстрагирование как метод и художественный приём

    Что такое абстрагирование в истории? В исторической ретроспективе оно обнаруживает себя впервые у Древних греков. Естественно, что проявляется это в употреблении абстрактных категорий при описании предметов, например: твёрдый — в предметно-конкретном словаре «подобный камню», круглый – «подобный луне». Способствовало формированию и развитию метода абстрагирования и ораторское искусство (почитаемое в греческих полисах) – умение формулировать логические заключения и убеждать слушателей в их правильности.

    Что такое абстрагирование в научном познании? Это отвлечение от несущественных для решаемых в данный момент задач свойств и связей объекта. Как результат изучения выступает абстракция или абстрактный предмет.

    сравнение абстрагирование

    Что такое абстрагирование в среде ваятелей? В изобразительном искусстве абстрагирование вылилось в абстракционизм, который стал своеобразным продолжением импрессионизма. Если импрессионисты (от французского «впечатление») передавали свои эмоции, переживания, в основном, сохраняя узнаваемую форму предметов, то абстракционисты стремились выработать универсальный визуальный язык форм и цветов, выходящий за пределы физических и культурных границ зрителя. Картины художников – это своеобразная передача идей и эмоций через взаимосвязанный ритм цвета, формы, фактуры. У истоков этого искусства стояли Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.

    абстрагирование пример

    Классификация типов абстрагирования

    Что такое абстрагирование с точки зрения научного познания? Постепенно отвлекаясь от ряда свойств объекта, можно получить абстрактную цепочку: медоед – животное – живое существо – материальный объект – материя, в которой высшей формой абстрагирования являются категории философии. По решаемым задачам, процесс абстрагирования можно разделить на следующие типы:

    • идеализирующее абстрагирование – предусматривает вычленение «идеальной модели объекта», в обыденной жизни проявляется в таких понятиях, как «идеальный учитель», «идеальный ученик, работник». Часто востребовано как пример для подражания;
    • абстрагирование обобщение — происходит отвлечение от индивидуальных характеристик объекта с опорой на принадлежность к тем или иным классам, например: кастрюля, сковорода, ковш, сотейник становятся «кухонной посудой»;
    • изолирующее абстрагирование – это выделение одного из признаков объекта, и придание ему самостоятельности в виде определённой категории, например: «устойчивость», «растворимость», «магнетизм», «красота» и т.д.

    В приведённых примерах абстрагирования можно заметить основной принцип – исключение индивидуальных характеристик предметов и объектов с целью выведения каких-либо закономерностей, поэтому данный метод называется элиминативным (дословный перевод с латинского – изгонять, исключать, удалять).

    что такое абстрагирование

    Теории абстрагирования

    Существуют две теории абстрагирования:

    • элиминативная;
    • продуктивная.

    Продуктивное абстрагирование основывается на постулатах:

    — Абстракция является новым объектом, а «универсальные абстракции» — существуют независимо от нашего сознания в так называемом «мире идей».

    — Формальная логика не властна над продуктивными абстракциями, которые тяготеют больше к «логике целого» (такое утверждение основывается на понятии идеи в продуктивной абстракции, как множества более мелких идей, по отношению к которым основная является скорее «целым», нежели «общим»). Эрнст Кассирер называет такую идею «функцией». Однако стоит отметить, что логика продуктивных абстракций изучена недостаточно, поэтому сравнение абстрагирования элиминативного и продуктивного временно не представляется возможным.

    Сферы применения абстрагирования

    Нетрудно заметить, что в основном понятийный аппарат описываемого явления составляет научный язык. Следовательно, абстракция является ведущим научным методом (как в гуманитарных, так и в естественных областях).

    Происходит это в связи с возможностью построения абстрактных схем и сценариев протекания реальных процессов, раскрывающих неявные закономерности.

    Абстрагирование в психологии: определение и методы использования

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Абстрагирование в психологии – это процесс отвлечения личности от одних мыслей и переключение внимания на другие. Вот случалось вам в отпуске думать о работе? Или наоборот, сидя в офисе, вместо выполнения поставленной задачи мечтать о выходных, о том, куда хочется отправиться вечером? Иногда оно мешает, но, если вы научитесь управлять этим процессом – сможете достигать большего. Так как будете видеть то, что важно, выполняя поставленную задачу, не распыляя внимание на мелочи, внешние раздражители.

    Как научиться?

    Процесс освоения умения абстрагироваться требует определённых усилий. То есть постоянной практики.

    Методы, которые помогут вам в этом деле:

    Фон

    Когда пытаетесь на чём-то сконцентрироваться, включайте громко музыку, открывайте настежь окно, если на улице тепло и толпа детишек играет во дворе. Для чего это нужно делать? Чтобы натренировать способность отключаться от внешних раздражителей, преобразовывая их в фон, а не фигуру. Например, когда кто-то рядом громко разговаривает и мешает вам, это значит, что источник шума является фигурой, основной для вас в данный момент. А если вы спокойно продолжаете свою работу, слыша разговор, но, не заостряя на нём внимание – это значит, что раздражитель ушел в фон.

    Систематизация

    Старайтесь систематизировать свои действия. То есть выполнять их последовательно, а не сразу приниматься за разные дела.

    Метод «Муха»

    В сложной критической ситуации, например, во время конфликта, если прибегнуть к методу абстрагирования – вы сможете сохранить душевное равновесие. А также не допустить последствий, о которых будете сожалеть. Например, если наговорите гадостей или будете слишком бурно, эмоционально реагировать на слова второго участника конфликта. Мы часто слышим: « Держи себя в руках», «Не обращай внимания на то, что говорят» и прочее. Но как, если собеседник цепляет за больное, ранит или злит? Очень сложно стоять и слушать совершенно спокойно обвинения или оскорбления.

    Девушка концентрируется, медитирует на берегу рекиДевушка концентрируется, медитирует на берегу реки

    Но есть в психологии метод, который называется «Муха». Он состоит в том, чтобы человек попробовал представить себя мухой на потолке, которая наблюдает за процессом ссоры. Со стороны. Тогда эмоции будут приглушены, а мыслительная деятельность, наоборот, активизируется. Благодаря этому методу у личности появляется шанс услышать собеседника, понять, что именно он пытается донести. А также сохранить устойчивость своей нервной системы. А возможно и сами отношения.

    Метод «Фильм»

    Если не исключить аффективное реагирование, человек со временем понимает, что стоило поступить иначе. Сказать другие слова или наоборот, послушать собеседника. Так происходит потому, что когда чувства остывают, личность обретает возможность посмотреть на случившееся немного под другим углом.

    Чтобы быстрее прийти в себя, можете представить, что смотрите фильм. Этот способ немного схож с «Мухой». Просто кому-то этот образ может не даваться в силу нереальности событий, а вот просмотр фильма вполне привычное действие. Да и кому не хотелось побывать в роли актёра?

    Проговаривание

    Помогает сконцентрироваться на чём-то одном также проговаривание поставленной цели на данный момент. Закройте глаза и повторяйте как мантру свою задачу. Это немного расслабит вас, введет в состояние, похожее на медитативное. Отчего и до абстрагирования, как говорится, останется рукой подать.

    Завершение

    Как вы могли заметить, абстрагирование помогает осознать что-то важное, принять решение, придумать оптимальный выход из сложившейся ситуации. Обнаружить что-то ценное и сконцентрироваться на поставленной задаче.

    Вы сможете в короткие сроки выполнять свою работу, а значит, продвигаться не только в карьере, но и в саморазвитии. Берегите себя и близких!

    Читайте, также статью, о том как эффективно налаживать коммуникацию с помощью техники Small talk.

    Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

    Статья. Метод абстрагирования в обучении химии.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ОТКРЫТАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА № 1

    г.о. КОЛОМНА

    МЕТОД АБСТРАГИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ.

    Использование инновационных технологий для развития

    познавательной активности учащихся в процессе обучения

    химии.

    Из опыта работы учителя МКОУ ОСШ № 1 Чигиневой Е.В.

    Метод абстрагирования.

    Практика показывает, что некоторые темы при изучении химии лучше изучать, отрываясь от конкретных примеров, сразу прибегая к обобщениям и абстрактным понятиям.

    Интересно, что в когнитивном процессе, как и в любом пути, наблюдаются такие же закономерности, как и в физическом плане. Так же, как и при ходьбе, путнику всегда спускаться проще, чем подниматься, так и в процессе познания, переходя от обобщенных абстрактных понятий к частным, зачастую спускаться тоже легче, чем пониматься.

    Термин «абстрагирование» имеет латинские корни и образован при помощи приставки ab – «от» и слова traho – переводится как «тянуть», «влечь». Вот и получается, что разговор идёт об отвлечении. В энциклопедиях и словарях можно встретить разъяснение слова как метод исследования, научного познания, процесс отвлечения какого-либо предмета от его несущественных признаков. Для прояснения ситуации достаточно обратиться к истокам.

    Абстрагирование является одним из базовых процессов умственной деятельности, который основывается на знаковом опосредствовании. Абстрагирование в научном познании — это отвлечение от несущественных для решаемых в данный момент задач свойств и связей объекта. Как результат изучения выступает абстракция или абстрактный предмет. Основной принцип абстрагирования – исключение индивидуальных характеристик предметов и объектов с целью выведения каких-либо закономерностей, поэтому данный метод называется элиминативным (дословный перевод с латинского – изгонять, исключать, удалять).

    Нередко мы формируем условный рефлекс у ребенка, используя частность. Устанавливаем нейронную связь в головном мозге, возникающую на конкретном примере, рефлекс на определенный конкретный сигнал, а потом предпринимаем титанические усилия, что бы разрушить эту нейронную связь между синапсами, если бывает необходимо расширить или заменить одно понятие на другое, более сложное.

    Я работаю в открытой школе, куда попадают дети из разных школ города и из других городов и даже республик. Наблюдения показывают, что если дети из разных школ и регионов имеют одни и те же проблемы по одним и тем же темам. Если учащиеся выучили понятие «доля» на примере массовой доли растворенного вещества, они не воспринимают затем никакие другие доли в других системах: с большим трудом усваивают долю примесей, долю металлов в сплаве, долю выхода, долю элемента в молекуле и т.п. При упоминании словосочетания «массовая доля», в лучшем случае, твердят на автомате – «масса вещества на массу раствора». В условии каждой задачи ищут массу раствора. Или, запомнив однажды гидроксид алюминия в разряде «Основания», даже называя его амфотерным, при изучении темы «амфотерность», учащиеся испытывают огромные трудности при составлении алюминатов и подобных солей амфотерных металлов.

    Есть темы, которые лучше сразу изучать отвлекаясь от конкретики, используя абстрактные понятия. Поэтому, вместе с понятием ДОЛЯ, мы изучаем такие важные категории, как СИСТЕМА и ЧАСТЬ, которые встречаются в других естественных и гуманитарных науках. Формула массовой ДОЛИ для нас – масса ЧАСТИ, деленная на массу СИСТЕМЫ. (Слайд 2)

    m ЧАСТИ

    W = ———————-

    m СИСТЕМЫ

    В ходе урока учащимся приходится подниматься до философских высот — формулировать понятия СИСТЕМА, ЧАСТЬ и ДОЛЯ. Учащиеся находят примеры систем в повседневной жизни, в науках, в обществе. (Слайды 3,4,5) Они приходят к выводу, что система — это нечто, состоящее из компонентов, элементов, частей, которые находятся друг с другом в связях и отношениях. Затем дети вычисляют массовые доли компонентов на примере различных систем, это могут быть: сплавы металлов, полезная руда с примесями, растворы, молекулы и т.п. Нередко на уроке можно услышать возглас: «А! Так это всегда так!?! »

    Опубликован разработанный мною урок с применением данной технологии «Система. Часть. Доля» для 8 класса. К уроку прилагается презентация с анимацией.

    Наши дети не всегда могут заметить закономерность, аналогию. Чаще всего видя новый элемент в формуле оксида, учащиеся определяют степень окисления элементов всякий раз заново, и в 5-тый и в 10-тый . Учитель пытается дать, как можно больше примеров для вычисления степени окисления, а детям кажется количество вариантов оксидов бесконечным, не поддающимся запоминанию. Изучая вычисление степени окисления на общих формулах, дети понимают, что это простая комбинация количества атомов элемента и кислорода, и что количество комбинаций всего 7. (Слайд 6) А 7 позиций – это, как раз то число, которое память способна запомнить за один прием. Затем мы разделяем оксиды на группы с четными и нечетными степенями окисления элементов. (Слайд 7) Это облегчает запоминание и позволяет затем автоматически, визуально определять степени окисления, не прибегая к вычислениям и экономя время. Мы уходим от конкретных случаев, идем от общего к частному, то есть спускаемся, идя по пути когнитивного процесса.

    Одной из самых сложных тем для учащихся является «Амфотерность и амфотерные элементы». Для того, что бы эта тема легче усвоилась в свое время, мы в 8 классе делим простые вещества на Металлы, Неметаллы и Полуметаллы. (Слайд 8) И только позже спускаемся от общего к частному и начинаем называть их амфотерными металлами, когда уже усвоено промежуточное положение этих элементов между металлами и неметаллами. По этой же причине при заучивании кислот даю, как пример слабой кислоты, формулы орто- и метаалюминевой кислоты, цинковой кислоты, и в упражнениях по закреплению свойств щелочей и кислот, приводим примеры взаимодействия этих кислот со щелочами. (Слайд 9)

    Еще одним примером спуска в когнитивном процессе является сокращение чисел вместо поиска общего кратного. Это пример упрощения расчетов для экономии времени на уроке. Я уверена, попроси сейчас 100 человек на улице найти общее кратное для 2 и 5, или 3 и 4 – никто не найдет. Обучение поиску общего кратного – это задача учителей математики. Наша задача – обучить методу электронного баланса, который и без поиска общего кратного достаточно сложная, трудоемкая и длительная операция. Если количества принятых и отданных электронов не сокращается – то мы расставляем множители крест-накрест, а если сокращаются, то расставляем крест-накрест числа, полученные после сокращения. (Слайд 10,11)

    Так же мы поступаем при определении индексов по валентности, мы не ищем общее кратное, а спускаем валентости крест-накрест, превращая в индексы. Если валентности сокращаются, то расставляем в индексы цифры, полученные после сокращения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *