Агнозия развития у детей что это такое: Агнозия — Википедия – Агнозия развития у детей что это такое

Автор: | 12.04.2020

Агнозия развития у детей что это такое


Агнозия

Агнозия — это нарушение распознавания зрительных, слуховых или тактильных ощущений при нормальном функционировании воспринимающего аппарата. Соответственно локализации поражения церебральной коры состояние характеризуется непониманием увиденного, услышанного, неузнаванием предметов при ощупывании, расстройством восприятия собственного тела. Диагностируется по данным исследования психоневрологического статуса, результатам нейровизуализации (КТ. МРТ, МСКТ головного мозга). Лечение осуществляется этиотропными, сосудистыми, нейрометаболическими, холинэстеразными фармпрепаратами в сочетании с психотерапией, логопедическими занятиями.

Гнозис в переводе с греческого означает «познание». Является высшей нервной функцией, обеспечивающей узнавание предметов, явлений, собственного тела. Агнозия — комплексное понятие, включающее все нарушения гностической функции. Расстройства гнозиса зачастую сопровождают дегенеративные процессы ЦНС, наблюдаются при многих органических поражениях мозга, возникающих вследствие травм, инсультов, инфекционных и опухолевых заболеваний. Классическая агнозия редко диагностируется у детей младшего возраста, поскольку высшая нервная деятельность у них находится в стадии развития, дифференцировка корковых центров не завершена. Нарушения гнозиса чаще возникают у детей старше 7 лет и у взрослых. Женщины и мужчины заболевают одинаково часто.

Агнозия

Гностические нарушения обусловлены патологическими изменениями вторичных проекционно-ассоциативных полей мозговой коры. Этиофакторами поражения указанных зон выступают:

  • Острые нарушения мозгового кровообращения. Агнозия возникает в результате гибели нейронов вторичных полей в области ишемического или геморрагического инсульта.
  • Хроническая ишемия мозга. Прогрессирующая недостаточность церебрального кровообращения приводит к деменции, включающей гностические расстройства.
  • Опухоли головного мозга. Поражение вторичных корковых полей является следствием роста опухоли, приводящего к сдавлению и разрушению окружающих нейронов.
  • Черепно-мозговая травма. Агнозия встречается преимущественно при ушибе головного мозга. Развивается вследствие повреждения вторичных зон коры в момент травмы и в результате посттравматических процессов (образования гематом, воспалительных изменений, микроциркуляторных нарушений).
  • Энцефалит. Может иметь вирусную, бактериальную, паразитарную, поствакцинальную этиологию. Сопровождается диффузными воспалительными процессами в церебральных структурах.
  • Дегенеративные заболевания ЦНС: болезнь Альцгеймера, лейкоэнцефалит Шильдера, болезнь Пика, болезнь Паркинсона.

Церебральная кора имеет три основные группы ассоциативных полей, обеспечивающих разноуровневый анализ поступающей в мозг информации. Первичные поля связаны с периферическими рецепторами, принимают идущую от них афферентную импульсацию. Вторичные ассоциативные зоны коры отвечают за анализ и обобщение информации, поступающей из первичных полей. Далее информация передается в третичные поля, где осуществляется высший синтез и выработка задач поведения. Дисфункция вторичных полей приводит к нарушению указанной цепочки, что клинически проявляется утратой способности узнавать внешние раздражители, воспринимать целостные образы. При этом функция анализаторов (слухового, зрительного и т. д.) не нарушена.

В зависимости от области поражения в клинической неврологии агнозия классифицируется на следующие основные группы:

  • Зрительная — отсутствии узнавания предметов, изображений при сохранении зрительной функции. Развивается при патологии затылочных, заднетеменных отделов коры.
  • Слуховая — утрата способности распознавать звуки и фонемы, воспринимать речь. Возникает при поражении коры верхней височной извилины.
  • Сенситивная — нарушение восприятия собственного тела и узнавания тактильных ощущений. Обусловлена дисфункцией вторичных полей теменных отделов.
  • Обонятельная — расстройство распознавания запахов. Наблюдается при поражении медиобазальных областей височной доли.
  • Вкусовая — невозможность идентифицировать вкусовые ощущения при сохранности способности их воспринимать. Связана с патологией тех же областей, что и обонятельная агнозия.

Существует также нарушение всех форм гнозиса. Данная патология обозначается термином «тотальная агнозия».

Базовый симптом состояния — невозможность узнать воспринимаемые ощущения при сохранении способности их чувствовать. Проще говоря, больной не понимает, что он видит, слышит, ощущает. Зачастую отмечается дифференцированная агнозия, обусловленная выпадением функции отдельного поражённого отдела коры. Агнозия тотального характера сопровождает патологические процессы, диффузно распространяющиеся в церебральных тканях.

Зрительная агнозия проявляется путаницей предметов, неспособностью назвать рассматриваемый предмет, срисовать его, нарисовать по памяти или начатому рисунку. Изображая предмет, пациент рисует только его части. Зрительная форма имеет много вариантов: цветовая, избирательная агнозия лиц (прозопагнозия), апперцептивная — сохранено узнавание признаков предмета (формы, цвета, размера), ассоциативная — пациент способен описать предмет целиком, но не может назвать его, симультантная — неспособность узнать сюжет из нескольких предметов при сохранении узнавания каждого предмета в отдельности, зрительно-пространственная — нарушение гнозиса взаимного расположения предметов. Расстройство распознавания букв и символов ведёт к дислексии, дисграфии, утрате способности делать арифметические вычисления.

Слуховая агнозия при поражении доминантного полушария приводит к частичному или полному непониманию речи (сенсорной афазии). Пациент воспринимает фонемы как ничего не значащий шум. Состояние сопровождается компенсаторной многоречивостью с повторениями, вставлением случайных звуков, слогов. При письме могут отмечаться пропуски, перестановки. Чтение сохранено. Поражение субдоминантного полушария может приводить к потере музыкального слуха, способности узнавать знакомые ранее звуки (шум дождя, собачий лай), понимать интонационные особенности речи.

Сенситивная агнозия характеризуется расстройством гнозиса раздражений, воспринимаемых болевыми, температурными, тактильными, проприоцептивными рецепторами. Включает астериогнозис — невозможность опознать предмет на ощупь, пространственную агнозию — нарушение ориентировки в знакомой местности, больничной палате, собственной квартире, соматогнозию — расстройство ощущения собственного тела (пропорциональности, размера, наличия отдельных его частей). Распространёнными формами соматогнозии выступают пальцевая агнозия — пациент неспособен назвать пальцы, показать указанный врачом палец, аутотопагнозия — чувство отсутствия отдельной части тела, гемисоматоагнозия — ощущение только половины своего организма, анозогнозия — неосознание наличия заболевания или отдельного симптома (пареза, тугоухости, ухудшения зрения).

Обследование направлено на выявление агнозии, поиск её причины. Определение клинической формы агнозии позволяет установить локализацию патологического процесса в головном мозге. Основными диагностическими методиками являются:

  • Опрос пациента и его близких. Имеет целью установление жалоб, начала заболевания, его связи с травмой, инфекцией, нарушениями церебральной гемодин

Агнозия: виды, симтомы, причины, лечение

Болезнь получила свое название от латинского слова gnosis, означающего «познание», приставка «а» в медицинской терминологии традиционно указывает на отсутствие какого-либо признака или функции.

Причины агнозии

Как правило, агнозия является следствием обширного поражения отделов коры головного мозга, входящих в состав коркового уровня анализаторных систем. При этом у левшей агнозия возникает в результате патологических изменений правого полушария, у правшей – левого, то есть отделов, отвечающих за художественное или образное восприятие.

Самыми распространенными патологиями, вызывающими агнозию считаются различные нарушения мозгового кровообращения, в том числе и посттравматические или постоперационные, а также болезнь Альцгеймера и энцефалопатия, независимо от ее вида.

Виды и симптомы агнозии

Современная медицина различает три основных вида агнозии: зрительную, тактильную и слуховую.

Зрительная агнозия характеризуется неспособностью больного идентифицировать и назвать определенный предмет или несколько предметов. При этом снижения остроты зрения не наблюдается. Такой вид агнозии может принимать различные формы, как, например, невозможность определения пространственных координат (пространственная агнозия), нарушение способности классификации цветов при полном цветового восприятия(цветовая агнозия), утрата навыков чтения и распознавания букв (буквенная агнозия), резкое сокращение объема одновременно воспринимаемых объектов (симультанная агнозия) и так далее.

Причиной возникновения зрительных агнозий является поражение затылочных отделов коры головного мозга.

Тактильная агнозия возникает в результате поражения корковых полей теменной доли одного или обоих полушарий мозга и проявляется в нарушении способности распознавания предметов наощупь или, как вариант, в неспособности узнавания частей собственного тела.

Слуховая агнозия выражается в отсутствии у больного возможности распознавать звуки речи, то есть в нарушении фонематической функции слуха, знакомых музыкальных мелодий, посторонних шумов и звуков, таких как лай собаки или шум дождя, при полной сохранности остроты слуха. В первом случае слуховая агнозия, как правило, приводит к расстройству речевого развития. Такой вид агнозии, чаще всего, является следствием поражения корковых полей височной доли головного мозга.

Гораздо реже, чем первые три вида, встречаются вкусовые и обонятельные агнозии, при которых больной утрачивает способность распознавания пищи и предметов по вкусу и запаху соответственно. Вкусовые рецепторы и обоняние при этом сохраняют свои функции в полном объеме.

В ряде случаев отмечаются болевые агнозии, выражающиеся в отсутствии реакции на болевые ощущения. Такой вид агнозии, чаще всего, становится результатом врожденных поражений головного мозга. Большинство врачей считают болевую агнозию одной из разновидностей тактильных.

Лечение агнозии

Лечение агнозии заключается в устранении ее причины, то есть заболевания, вызывавшего поражение коры головного мозга и его подкорковых структур. Врачи не называют каких-либо специфических методов лечения – в каждом случае метод медицинского воздействия определяется индивидуально, в зависимости от тяжести заболевания, его течения и возможных осложнений. Для восполнения утраченной функции, то есть для коррекции собственно агнозии требуется обязательное участие нейропсихолога, а также иных специалистов. При возникновении нарушений речи необходимо участие логопеда. В некоторых случаях используется трудотерапия.

Период восстановления обычно занимает порядка трех месяцев, однако при наличии осложненных расстройств может достигать одного года. В случае необходимости, лечение может быть проведено повторно. Рецидивы агнозии после устранения ее причины, как правило, не возникают.

что это такое, виды и формы заболевания, симптомы, причины возникновения

Расстройства психического развития

Агнозия — нарушение узнавания предметов и стимулов различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильных и других). Это отклонение возникает у детей и взрослых в связи с наличием определенных патологических состояний головного мозга. Лечение осуществляется с учетом основного заболевания и вида агнозии. Препараты назначаются в зависимости от индивидуальных особенностей пациента и тяжести проявления недуга.

1

Агнозия: описание заболевания

Агнозия в психологии – нарушение процесса распознавания предметов или стимулов обычно в пределах одного анализатора (зрительного, слухового, обонятельного и др.) при сохранности функционирования органов чувств.

Нарушения гнозиса (узнавания) преимущественно проявляются у детей от 7 лет и у взрослых. Заболеваемость у мужчин и женщин обладает одинаковой частотой. Дети с такой патологией нуждаются в специальных методах обучения.

Это заболевание обусловлено патологическими нарушениями вторичных проекционно-ассоциативных полей головного мозга. Агнозия возникает на фоне острых сбоев мозгового кровообращения, хронической ишемии мозга. К другим причинам появления недуга можно отнести:

  • опухоли;
  • черепно-мозговые травмы, гематомы;
  • энцефалит;
  • болезнь Альцгеймера;
  • болезнь Пика;
  • болезнь Паркинсона.
Кто такой аутист: симптомы болезни, лечение детей и взрослых

Кто такой аутист: симптомы болезни, лечение детей и взрослых

2

Виды и их клинические проявления

Выделяют различные агнозии: зрительную, тактильную, оптико–пространственную, слуховую.

Расстройства аутистического спектра (РАС): причины, симптомы и лечение

Расстройства аутистического спектра (РАС): причины, симптомы и лечение

2.1

Зрительная форма

Зрительная агнозия характеризуется отсутствием способности узнавания объектов и изображений реальности при отсутствии нарушений глаз. При всех формах отклонения элементарное функционирование зрительной системы остается относительно сохранными. У больных отмечается хорошее цветовое ощущение и поля зрения остаются в норме.

Данная форма агнозии является следствием поражения коркового отдела зрительного анализатора. Чаще нарушения возникают при поражениях двух полушарий. Т. Г. Визель выделяет несколько видов зрительных агностических расстройств:

  • предметная;
  • нарушение узнавания цветов;
  • агнозия на лица;
  • пальцевая агнозия.

Предметная форма — отсутствие узнавания предметов, трудности их распознавания и изображения. В основе этого вида заболевания лежат нарушения опознания формы и контуров объекта. У больных с предметной агнозией резко увеличивается порог узнавания.

Двусторонние очаги поражения влияют на возникновение грубых расстройств, которые проявляются в том, что пациенты не могут узнать простые изображения предметов, используемые в быту, и путают разные картинки между собой. При односторонних очагах, которые расположены в правом полушарии, дефекты узнавания предметных образов проявляются в трудностях опознания целостного образа предмета, в том числе и художественного. При односторонних очагах больные не могут определить объекты, которые изображены схематическим, стилизованным образом, а также перечеркнутые и наложенные друг на друга предметы.

Они не могут анализировать отдельные признаки объектов и выделять фигуры из фона. Вариант оптико–гностических расстройств – симультанная агнозия (синдром Балинта ). Эта форма характеризуется нарушением зрительного узнавания, когда больной может воспринимать только отдельные фрагменты изображения, этот дефект наблюдается и при сохранности полей зрения. Агнозия на лица (прозопагнозия) – гностическое расстройство, которое проявляется в трудностях узнавания знакомых и известных лиц.

При сильном проявлении дефекта больные не узнают своих близких, не могут описать, представить знакомое лицо, оценивают людей по случайным признакам, по голосу и жестикуляции, а также не могут отличить женские и мужские лица, детей от взрослых. Иногда пациенты затрудняются в оценке мимики, видят искаженные гримасы.

Агнозия на цвета (цветовая агнозия) развивается по причине поражения левого (доминантного) и правого (субдоминантного) полушарий височных и затылочных областей. При этой форме по субдоминантному типу происходит нарушение абстрактности и обобщенности при восприятии.

Понятие олигофрении, степени слабоумия и способы лечения

Понятие олигофрении, степени слабоумия и способы лечения

2.2

Буквенная

Буквенная агнозия — обобщенное называние букв, возникает на фоне поражения височно-затылочных отделов левого (доминантного по речи ) полушария. У пациентов происходит утрата навыка чтения. При этой форме заболевания пациенты путают буквы по оптической схожести, расположению, воспринимают некоторые из них зеркальным образом.

2.3

Оптико-пространственная

Кроме вышеописанных агнозий, нейропсихолог Е. Д. Хомская выделяет еще один вид — оптико-пространственную агнозию. Она в озникает при поражении двух полушарий в области затылка и темечка. При данной патологии у пациентов исчезает возможность ориентации в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов.

Такие люди перестают осознавать ту символику рисунка, которая отражает его пространственные характеристики. У больных с данным видом агнозии отмечаются трудности в рисовании при сохранении способности к копированию предмета. Иногда нарушается и общая схема рисунка.

При правополушарных поражениях отмечается односторонняя оптико–пространственная агнозия. Кроме этого, у таких пациентов часто нарушается возможность зрительной афферентации пространственно- организованных движений – «праксис позы». Больные затрудняются скопировать позу, не знают, как расположить конечности по отношению к своему телу, плохо выполняют движения, которые требуют элементарной зрительнопространственной ориентировки – апраксия одевания.

Сочетания зрительно– и двигательно-пространственных расстройств называются апрактоагнозией. Такие патологии иногда влияют на способность к чтению. Возникают трудности при прочтении букв, которые имеют «лево – правые » характеристики.

Пациенты жалуются, что не могут отличить правильно и неверно написанные буквы. Оптико-пространственная форма заболевания преимущественно возникает при поражении верхних теменных и теменно-затылочных долей. Такой вид агнозиюи Т. Г. Визель относит к самостоятельному виду недуга.

2.4

Тактильная форма

Существуют два вида тактильных агнозий:

  1. 1. нарушение узнавания материала объекта и его текстуры;
  2. 2. нарушение узнавания форм объектов (астереогноз).

Расстройство возникает при наличии очага в области теменной дольки. Пациенты испытывают трудности в узнавании материала предмета и его структуры, не различают сигналы, которые поступают коже. Больные затрудняются определить такие качества объекта, как шершавость, гладкость, мягкость, твердость.

Астереогноз — трудности узнавания объектов, при восприятии которых нужно учитывать некоторые параметры. Этот вид может возникать как при сохранности других анализаторов, так и на фоне изменений чувствительности. Больной верно воспринимает предмет визуально, но не узнает его при ощупывании с закрытыми глазами. В некоторых случаях ошибочно распознаются и отдельные признаки объекта. Кроме этого, существует симптом тактильного невнимания либо угасания. Он характеризуется тем, что при предъявлении двух объектов в две руки пациентом распознается тот, который располагается в здоровой конечности, т. е. на стороне одноименной очагу поражения. Если из здоровой руки убрать предмет, то человек различает тот, который находится в «больной », т. е. на противоположной очагу стороне поражения.

Также выделяют синдром Гертсмана – сочетание «чистой» алексии и пальцевой агнозии, нарушение ориентировки «право–лево » и счетных операций. Некоторые авторы выделяют тактильную асимболию (тактильную амнестическую афазию по Хомской) – отсутствие возможности назвать с закрытыми глазами ощупываемый объект.

2.5

Слуховая

Гностические слуховые расстройства связаны с поражением ядерной зоны слухового анализатора. Такая агнозия бывает двух видов: субдоминантная и речевая. Первая – неспособность понять значение неречевых шумов: природных и предметных.

У некоторых детей и взрослых отмечается амузия – неспособность запомнить или узнать мелодию. Иногда у больных отмечается гиперакузия – повышенная чувствительность к шумам. Речевое (слуховое ) агностическое расстройство развивается при поражениях в левом полушарии мозга. Пациенты испытывают затруднения при понимании чужой речи. Сохранно только частичное ее восприятие и распознание. Если поражены одновременно два полушария, то это приведет к тотальной речевой слуховой агнозии.

Аритмия развивается при наличии очага поражения в области висков. Эта форма характеризуется тем, что больные не могут верно оценить и повторить относительно простые ритмические рисунки. Аритмия возникает при поражении височной доли в правом и левом полушариях.

Существует патология интонации речевой функции — симптом дефекта височной доли коры в правом полушарии. Больные с данным нарушением не могут различить интонации речи, отмечается снижение ее выразительности, разнообразия в интонации, которое свойственно здоровому человеку. Такие пациенты не могут петь. Если у больного произошло поражение височной области в правом полушарии, то возникает нарушение «эмоционального слуха », т. е. отсутствие способности различать интонации, отражающие разные психоэмоциональные состояния (радость, злость, ярость, печаль).

3

Диагностика

Диагностика агнозии осуществляется на основании изучения анамнестических сведений — выявляются жалобы, а также патологии, которые перенес пациент ранее. Необходим осмотр невролога для выявления парезов, нарушений чувствительности и других симптомов, которые характерны для основного заболевания. Рекомендуется пройти осмотр психиатра, т. к. известно, что при шизофрении возникают гностические расстройства.

Кроме осмотров у узких специалистов, нужно пройти инструментальное обследование. В этом случае рекомендуется пройти исследование компьютерной томографии и МРТ. Эти способы позволяют определить наличие опухолей, повреждений и дегенеративных заболеваний.

4

Лечение

Лечение агнозий зависит от основного заболевания. Существует несколько способов терапии данной патологии:

  • консервативный;
  • нейрохирургия;
  • реабилитация.

Консервативная терапия применяется с целью нормализации церебрального (мозгового) кровотока. Используются лекарственные средства, которые расширяют сосуды головного мозга (винпоцетин, циннаризин) и препараты группы антиагрегантов (пентоксифиллин). Для улучшения обменных процессов в организме и повышении устойчивости к гипоксии используются нейрометаболиты и антиоксиданты (глицин, ГАМК, пирацетам).

Высшие психические функции можно улучшить при помощи антихолинэстеразных лекарственных средств (ривастигмин, ипидакрин, донепезил). В зависимости от фактора возникновения патологии назначается симптоматическое лечение антибактериальными, противовирусными лекарствами. Восстановление больных длится от трех месяцев и более.

Такое лечение включает в себя методы психотерапии (арт-терапию и ее виды, когнитивно-поведенческую терапию), позволяет пациенту адаптироваться к ситуации заболевания и восстановить психоэмоциональное состояние. При слуховой агнозии, нарушениях письма и чтения применяются занятия с логопедом.

Для улучшения общественной адаптации пациента используют трудотерапию. Нейрохирургическая терапия применяется, если у пациента обнаружены черепно-мозговые травмы или опухоли, при одновременном лечении лекарствами.

5

Прогноз заболевания

Эффективность терапии зависит от выраженности проявлений основного заболевания, возраста пациента, его индивидуальных особенностей и своевременности лечения. Если агнозия возникает у молодых людей, страдающих из-за травмы или инфекционной болезни, то патология исчезает в течение трех месяцев. В более тяжелых случаях восстановление пациентов может занимать до года.

При развитии агнозии из-за опухоли эффективность и длительность терапии зависит от того, насколько успешно было проведено удаление новообразования.

В старческом возрасте прогноз недуга неблагоприятный. Лечение в этом случае может повлиять на выраженность симптоматики. Меры профилактики заключаются в регулярных медицинских обследованиях.

Мой Логопед — Агнозия — симптомы и лечение

Гнозис — способность узнавать.
Агнозия — нарушение узнавания.

Принято выделять различные виды гнозиса, которые соответствуют имеющимся у человека рецепторам — периферическим частям анализаторов. Степень значимости каждого их них различна.

Для современного человека наиболее актуальными остаются зрительный и слуховой гнозис. В зрительном выделяются предметный, цветовой, лицевой, пальцевый, симультанный. Однако следует помнить, что в определенных ситуациях остальные виды гнозиса также играют свою роль в психической жизни человека.

Предметный зрительный гнозис

Наиболее важный для ориентации в окружающей действительности. Благодаря ему человек различает предметы. взаимодействовать с другими.

Формирование зрительного гнозиса начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений. Маленькому ребенку до 2 лет понятны и интересны игрушки и картинки, которые как можно более приближены к оригиналу. Начиная с 2-летнего возраста, их зрительный гнозис усложняется, и они проявляют интерес к простым стилизациям типа «мультиков». Со временем детям становятся доступными рисунки, стилизованные в зна­чительной степени: штриховые, теневые, наложенные, перечеркнутые картинки.

Цветовой гнозис

Также развивается постепенно. Вначале осваиваются яркие цвета спектра (красный, синий, зеленый), затем, менее яркие — белый, черный, коричневый, оранжевый. При этом дети, рисуя, могут изобразить траву красной, небо — зеленым и др. Такое «свободное обращение» с цветом вполне допустимо. Не следует исправлять ребенка, меняя выбранный им цвет на другой, более реалистичный. Аналогичным образом следует относиться и к самим изображениям предметов. Несоблюдение пропорций, подчеркнутая геометризация рисунка детей до 5 лет — явление вполне нормативное.

К 6-7-летнему возрасту усваиваются не только цвета спектра, но и их оттенки. Умение подобрать оттенки к цвету принято, оценивать и как свидетельство зрелости цветового зрительного гнозиса, и как продвижение в мышлении, а именно в способности к классификации явлений. Детям становятся доступными рисунки, стилизованные в значительной степени: штриховые, теневые, наложенные, перечеркнутые картинки.

Лицевой гнозис

Особый вид зрительного гнозиса. Первым, что усваивает ребенок зрительно — это лицо матери или близкого ему человека. Затем приобретается способность различать и запоминать другие лица. Излишне говорить, что память на лица необходима для общения с окружающими людьми в течение всей жизни.

Симультанный гнозис

Это способность видеть сложные изображения целиком, укладывать детали в единое целое, выделяя существенные и второстепенные признаки. Таким способом воспринимается, в частности, сюжетная картина. Симультанный гнозис наиболее тесно связан с развитием мышления и поэтому является одним из его важных показателей.

Слуховой гнозис

Характеризуется необходимостью восприятия последовательности стимулов, реализующихся во времени. Такое восприятие обозначается как сукцессивное. Следовательно, слуховые сигналы требуют сукцессивного анализа и синтеза последовательно поступающих акустических раздражителей. Это отличает его от тактильного и зрительного гнозиса, организованных не во времени, а в пространстве Пространственные стимулы воспринимаются не последовательно (сукцессивно), а одномоментно. Одномоментное восприятие обозначается как симультанное.

Восприятие какого-либо из фрагментов слуховой информации не обеспечивает ее понимания в целом. В связи с этим важно, чтобы в ранний период онтогенеза ребенок приобрел способность прослеживать различные следующие друг за другом цепочки слуховых стимулов, например, мелодий, слов.

  • Восприятие речевых звуков
  • Восприятие неречевых звуков

Важно учитывать, что слуховое восприятие, как и другие высшие формы гнозиса, является активным процессом, включающим в свой состав:

  • Моторные компоненты: имитация и пропевание, для освоения неречевых шумов и развития музыкального слуха;
  • Проговаривание, для развития речевого слуха.

Наиболее важное для человека речевое слуховое восприятие организовано в фонематическую систему, формируемую в системе данного языка. Фонема (единица речевого акустического восприятия) является основной смыслоразличительной единицей речи.

Тактильный гнозис

Это способность распознавать на ощупь поверхность, текстуру материала; узнавать форму предмета; а также принимать тепловые и болевые сигналы.

Цветовая агнозия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Цветовая агнозия (корковая ахроматопсия) — тип зрительных агностических расстройств, при котором утрачивается способность восприятия и использования цвета как одного из сложных свойств объекта. Больные с этим нарушением правильно различают отдельные цвета и правильно их называют, имеют сохранное цветоощущение, однако не могут соотнести цвет с определенным предметом. При данном расстройстве возникают трудности категоризации и сортировки цветов, связанные с тем, что у больных отсутствует обобщенное представление о цвете. В настоящее время это расстройство связывают также с проблемами извлечения цветовой информации[1].

Впервые пациента с нарушениями высшего уровня переработки цветовой информации, развившимися у него после инсульта, описал немецкий невролог М. Левандовски [2]. Левандовски были отмечены такие симптомы, как неспособность раскрасить картинку, различить правильно и неправильно раскрашенные объекты, подобрать цвета для отсутствующего объекта. С тех пор данное расстройство было исследовано многими авторами, особое внимание уделялось различиям между цветовой слепотой, цветовой агнозией и цветовой афазией. Термин «цветовая агнозия» ввел Ситтиг [3].

К симптомам данного расстройства можно отнести:

  • Неспособность подобрать образец цвета в соответствие черно-белому изображению объекта, назвать предметы конкретного цвета
  • Трудности при раскраске черно-белого изображения и при оценке того, насколько правильно раскрашен объект (например, красный огурец)
  • Невозможность представить цвет отсутствующего предмета (так, больные не могут вспомнить, каков цвет апельсина, моркови, ёлки и т. д.)
  • Трудности при сортировке предметов по цвету и образцов различных оттенков по группам оттенков того или иного цвета (например, оттенки синего)
  • Нарушения распознания цвета в задачах на отделение сигнала от шума, выделение и распознание объектов на фоне шума или объектов с недостающими деталями

Цветовая агнозия возникает в большинстве случаев при поражениях левой затылочной доли, которые распространяются на височную или теменную долю. Известны случаи цветовой агнозии при билатеральных затылочных поражениях[4]. Функциональные и локализационные исследования указывают на то, что в обработке цвета участвуют области V4, V8 зрительной коры и лингвальная извилина[5]. Так, исследования одиночных нейронов показали возможную роль в развитии данного синдрома области V4, которая отвечает за восприятие цвета [6]. В этой области находится множество клеток, чувствительных к форме и цвету зрительного стимула. Предполагается, что цветовые свойства стимула могут интегрироваться с системой, описывающей контуры и формы, и их связь при развитии цветовой агнозии может разрушаться. Однако неясно, в каких условиях поражения области V4 приводят к развитию зрительной предметной агнозии, а в каких — цветовой. Вероятно, цветовая агнозия возникает в случае распространения поражения с медиальной затылочно-височной области на различные участки височной и теменной долей, участвующих в процессе распознания зрительного стимула с опорой на свойства формы, контура и пространственных отношений, которые в отдельных специфических областях интегрируются с результатами переработки цветовой информации. Данное предположение требует дополнительных исследований[4]. В современных исследования сообщается о случаях скрытой переработки информации о цветах, когда испытуемые с цветовой агнозией успешно справлялись с задачами на неявное распознавание цветов. Это позволило авторам предположить, что цветовая агнозия возникает из-за отказа в доступе и извлечении хроматической информации. Данное исследование подтверждает участие множественных нейронных механизмов и различных нейроанатомических областей в процессах обработки цвета [1].

  • Цветовая аномия — расстройство семантического уровня, при котором нарушается способность называть цвета предметов, их частей и поверхностей. Оно характеризуется как нарушение определения вербального значения цвета. Впервые описано Вилбрандом.
  • Цветовая афазия — неспособность указать на цвет по вербальной команде. При этом пациент часто в состоянии рассортировать оттенки цветов или подобрать цвет, соответствующий тому или иному объекту, но испытывает трудности при назывании цветов[7].

Часто эти расстройства наблюдаются у одних и тех же пациентов, но были описаны и случаи изолированного развития цветовой аномии или цветовой сенсорной афазии[4].

  1. 1 2 Covert colour processing in colour agnosia (англ.) // Neuropsychologia. — 2006-01-01. — Vol. 44, iss. 8. — P. 1437–1443. — ISSN 0028-3932. — doi:10.1016/j.neuropsychologia.2005.12.004.
  2. Dr M. Lewandowsky. Ueber Abspaltung des Farbensinnes (english) // European Neurology. — 1908. — Т. 23, вып. 6. — С. 488–510. — ISSN 0014-3022 1421-9913, 0014-3022. — doi:10.1159/000210619.
  3. Otto Sittig. Störungen im Verhalten gegenüber Farben bei Aphasischen. (Schluß.) (english) // European Neurology. — 1921. — Т. 49, вып. 3. — С. 159–187. — ISSN 0014-3022 1421-9913, 0014-3022. — doi:10.1159/000190637.
  4. 1 2 3 Tonkonogiĭ, I. M. (Iosif Moiseevich), Тонконогий, И. М. (Иосиф Миосеевич). Klinicheskaia neiropsikhologiia. — Moskva: Piter, 2007. — 526 pages с. — ISBN 9785469012887, 5469012883.
  5. Stephen A. Engel, Seth E. Bouvier. Behavioral Deficits and Cortical Damage Loci in Cerebral Achromatopsia (англ.) // Cerebral Cortex. — 2006-02-01. — Vol. 16, iss. 2. — P. 183–191. — ISSN 1047-3211. — doi:10.1093/cercor/bhi096.
  6. Grüsser, Otto-Joachim. Visual agnosias and other disturbances of visual perception and cognition. — Boca Raton. — xi, 610 pages с. — ISBN 0849375126, 9780849375125.
  7. Joshi, R. Malatesha. Written Language Disorders. — Dordrecht: Springer Netherlands, 1991. — 1 online resource (ix, 197 pages) с. — ISBN 9789401137324, 9401137323.
  • Хомская Е. Д. Нейропсихология. — 4-е изд. —Спб.: Питер, 2005. — 496 с. — ISBN 5-469-00620-4
  • Тонконогий И., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. — СПб.: Питер, 2007. — 528 с: ил. — (Серия. «Мастера психологии») — ISBN 9785469012887

Тактильная агнозия и её виды — MedPsy.World

Игорь Морски

Агнозии — это расстройства, которые возникают при поражениях коры головного мозга. В зависимости от очага поражения различают зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Сегодня мы поговорим про тактильные нарушения, которые обусловлены поражением постцентральных нижних и средних областей коры головного мозга в левом полушарии.

Какие виды тактильной агнозии бывают и как их выявляют?

  • Тактильная предметная агнозия (или астереогноз) характеризуется тем, что человек с закрытыми глазами не способен узнать предмет на ощупь, воспринять тактильные ощущения от объекта, но при этом может назвать отдельные параметры. Если он посмотрит на этот предмет, то с лёгкостью сможет его опознать и назвать. Трудности возникают в руке, противоположной очагу поражения (например, в правой руке, если поражено левое полушарие мозга).

Как проверяют?

Психолог просит пациента закрыть глаза и даёт ему в руки предметы повседневного обихода (карандаш, ключ, наручные часы и проч.), которые он должен назвать. Больной астереогнозом говорит, что в руке у него что-то длинное, круглое, твёрдое, то есть описывает отдельные параметры и признаки, но назвать предмет в целом он не может.

Игорь Морски
  • Тактильная агнозия текстуры заключается в том, что человек не может узнать материал, из которого сделан предмет, то есть не понимает таких качеств как гладкость, шероховатость, твёрдость, мягкость и проч. Это нарушение возникает вместе с тактильной предметной агнозией.

Как проверяют?

Помимо формы и размеров предмета, психолог просит описать материал и текстуру, из которых выполнен предмет.

Игорь Морски
  • Пальцевая агнозия – это неспособность с закрытыми глазами узнать и называть собственные пальцы руки, до которых дотрагивается нейропсихолог. Трудности возникают в руке, противоположной очагу поражения.
Albrecht Dürer
  • Тактильная алексия характеризуется тем, что человек с закрытыми глазами не понимает цифры (буквы, фигуры), которые психолог «пишет» на его руке (разумеется, специалист не разрисовывает кисть пациента, а проводит линии закрытой колпачком ручкой).

Как проверяют?

Обычно специалист «пишет» цифры от 1 до 9, «рисует» простые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат). Здоровый человек опознаёт написанные цифры почти безошибочно, узнавание букв может вызвать небольшие затруднения. Тактильное опознание у любого человека специально не вырабатывается, а возникает автоматически после освоения грамоты.

  • Тактильная асимболия проявляется в невозможности назвать предмет с закрытыми глазами, ощупывая его левой рукой, но при этом сохраняется способность описать его функции и предназначение.
  • Соматоагнозия (поражение верхней теменной области) — это нарушение «схемы тела», то есть расстройство узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу. Как правило, больные плохо ориентируются в одной, зачастую левой, половине тела, тогда расстройство сопровождается нарушениями в правом полушарии мозга. Кроме того, при соматоагнозии изменяются ощущ

при каком поражении возникает, симптомы, лечение

Зрительная агнозия – это состояние, при котором человек может видеть, но не способен распознать, что именно он видит. Нарушение происходит в зрительных центрах мозга, где в обычном состоянии формируется не только само изображение, но и ассоциативная память о нем. То есть заболевание характеризуется неспособностью распознать сенсорные сигналы зрительного анализатора от знакомого объекта. По-другому зрительную агнозию называют еще объектной или психической слепотой.

Следует понимать, что у пациента нормально функционирует весь зрительный анализатор, нет патологии в преломлении световых лучей, их фокусировке на сетчатке, формировании электрических импульсов и их проведения в мозг. В сравнение можно противопоставить слепоту, которую дает атрофия зрительного нерва. При ней утрачивается часть или все нейроны, ответственные за проведение нервного импульса в мозг. В результате отмечается нарушение цвето- и светоощущения, выпадение участков зрения или же полная слепота.

Зрительная агнозия
При зрительной агнозии человек может скопировать рисунок, но не может назвать, что изображено

При оптической агнозии сигналы от глаз попадают к зрительным центрам в мозге, но не могут правильно обрабатываться. Не происходит синтез единого изображения от обоих глаз или же нарушена ассоциация и картинки с образом или абстрактным понятием.

Поэтому лечение агнозии ближе к области нейропсихологии.

Что вызывает визуальную агнозию?

Считается, что зрительные агнозии возникают при поражении областей коры головного мозга в его париетальных и затылочно-теменных долях. Именно здесь анализируется и синтезируется информация, отвечающая за ассоциации с объектами. Париетальная кора хранит всю сенсорную информацию визуальной системы, а также осязательные и пространственные ассоциации, сенсорные данные от кожи о температуре, прикосновении, болевых ощущениях.

Восприятие головным мозгом зрительных образов
Зрительные образы формируются в мозге, его повреждение вызывает оптическую агнозию

Поражения в этих частях мозга могут быть вызваны следующим:

  • Инсульт. Повреждение мозга возникает из-за нарушения его кровоснабжения в результате ишемии, тромбоза, артериальной эмболии или же кровоизлияния. Нервная ткань, не получая кислород, начинает отмирать, и постепенно участки мозга утрачивают свои функции.
  • Неврологические расстройства и опухолевый процессы. Зрительная агнозия возникает при массовом поражении затылочной и теменно-затылочной области головного мозга.
  • Деменция. Нейродегенеративные процессы, происходящие в головном мозге с возрастом, приводят к утрате когнитивных функций и памяти. Наиболее частой причиной деменции становится болезнь Альцгеймера.

Другие возможные причины:

  • наследственная предрасположенность;
  • менингиальная инфекция;
  • механическое повреждение затылочных долей при черепно-мозговой травме;
  • отравление угарным газом;
  • восстановление после длительной слепоты.

Как распознать

Большинство случаев данного заболевания наблюдаются у пожилых людей, которые в некоторой степени испытали повреждение головного мозга. Но признаки зрительной агнозии могут возникнуть в любом возрасте.

Чтобы понять, как все выглядит от первого лица, представьте следующее: вы видите два круга и перекладину между ними и даже не можете предположить, что это, и для чего служит. Но здоровый человек при взгляде не этот предмет без труда определяет, что это очки. Он сразу же «знает», что они надеваются на лицо и помогают улучшить зрение.

Рисунок человека со симультантной зрительной агнозией
Рисунок человека со симультантной зрительной агнозией

В зависимости от того, в каком именно месте затылочных долей произошло повреждение головного мозга, различается характеристика зрительной агнозии.

  • При предметной агнозии отсутствует целостное восприятие объекта, но отдельные его части могут быть опознаны. Человек перечисляет признаки предмета, но не может узнать, что это.
  • Агнозия на лица (прозопагнозия) возникает при повреждении в правом полушарии. Человек не может узнать знакомых ему людей по лицу или на фото, также в тяжелом случае не может узнать и самого себя.
  • Симультантная агнозия не позволяет пациенту охватить взглядом все объекты, которые находятся в поле зрения. Нарушение проявляется в промахивании, дезориентации. В таком состоянии человек не может нарисовать что-либо в пределах заданной области (например, в кружочке) или обвести фигуру по контуру.
  • Зрительно-пространственная агнозия. Этот вид называется еще односторонней, или левосторонней, агнозией и характеризуется «упущением» из вида левой половины пространства и даже своего тела. Очаг поражения располагается в правой части мозга, и синтез изображений от двух полушарий в одно не происходит. Проявляется тем, что человек «не видит» левую часть текста или рисунка, при просьбе нарисовать объект он по памяти также рисует только его правую часть.
  • При агнозии на символы (буквы) область повреждения определяется на границе височной и затылочной доли. Пациент может срисовывать буквы и цифры, но не может их узнать и назвать, соответственно, утрачивается навык чтения.
  • Агнозия по цвету. Характеризуется тем, что в принципе пациент может назвать цвет, если его предъявляют отдельно на карточке, но при просьбе назвать цвет определенного предмета (например, клубники) испытывает затруднение. Варианты нарушения: амнезия относительно названия оттенков, невозможность представить цвет (вообразить его), корковая слепота (полное отсутствие различения цветов).
  • Агнозия пространства с повреждением участка в верхнем затылке головного мозга. Наблюдается различная степень нарушения восприятия системы координат. Пациент не ориентируется в понятиях лево-право, верх-вниз, по сторонам света, по дальности расположения объектов, но при этом сохраняется нормальная узнаваемость объектов Пространственная агнозия часто сочетается с нарушением координации движения, соответственно, страдает способность к письму и чтению. Возможны также такие виды зрительных агнозий относительно пространственного восприятия: макропсия (объекты кажутся больше) и микропсия (меньше, чем на самом деле), полимелия (восприятие ложных конечностей).

Диагностика и лечение

Поставить диагноз зрительной агнозии довольно трудно, поскольку сами пациенты даже не предполагают, что у них есть нарушение или же компенсируют его без медицинского вмешательства.

В большинстве случаев оптическая агнозия обнаруживается при профилактическом осмотре у офтальмолога. Подтверждение диагноза агнозии начинается с поиска любых предшествующих эпизодов повреждений головного мозга (травма, инсульт), отравления угарным газом, наличия заболевания у родственников. Также проводятся исследования когнитивных способностей на определение деменции или других неврологических заболеваний.

Далее приступают к определению полей зрения, его остроты, восприятия цвета, способности к чтению, письму, рисованию, распознаванию предметов и лиц в реальной форме и в виде рисунка.

Виды агнозии
При обследовании упор делается на способность человека узнавать предметы, определять весь объект по его части, сопоставлять размер и положение в пространстве

Коррекция различных видов зрительной агнозии требует специальных упражнений для мозга.

При объектной агнозии – восстановление обобщенного образа предмета через его детальный анализ, сравнение с другими объектами, в том числе и нарисованными, автоматизацию восприятия словесного образа. Лечение этого вида агнозии является главным способом преодолеть трудности с чтением при первичной оптической дислексии.

При лицевой агнозии – укрепление ассоциации между зрительным образом знакомых людей и связанных с ними вербальных, культурных, научных и других ассоциаций. Для этого используют фотоальбомы, запоминающиеся мелодии, запахи, обсуждение внешности и характера.

При цветовой агнозии тренируют отношение к цвету. Этого можно добиться, используя стереотипные образы (клубника красная), затем сравнивая с ним другие объекты, раскрашивая контуры заданных изображений, тренируясь в собирании палитры оттенков.

Тренинг мозга для ориентировки в пространстве проводят так:

  • с помощью изучения предметов, которые поворачивают, приближают или отдаляют; используя карты, по которым определяют направление и тренируются в поиске объектов по словесным подсказкам;
  • работая с часами – определяя положение стрелок, их симметрию, устанавливая их в заданном порядке;
  • идентифицируя аналогичные положения предметов в разных ситуациях (например, нужно выбрать все картинки, где предмет лежит на поверхности или стоит справа).

При симультанной агнозии тренируется в первую очередь непосредственная ориентация в пространстве, особенно движений, осуществляемых под визуальным контролем. Для развития этих навыков используют дополнительный метод опоры, например, ощупывание предметов, с которыми проводится действие.

При односторонней агнозии упор делается на то, что у предмета есть две симметричные области. Для привлечения внимания объекты для терапии обычно резко различаются по цвету правой и левой стороны.

Следует понимать, что течение заболевания пожизненное, а лечение направлено на улучшение качества жизни и повышение безопасности пациента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *