Акцентуация черт характера: Акцентуация — Википедия – Акцентуации характера (акцентуации личностей) :: Polismed.com

Автор: | 10.09.2017

Акцентуация — Википедия

Акцентуированные личностные черты
МКБ-10 Z73.173.1

Акцентуа́ция, акцентуа́ция хара́ктера, акцентуа́ция ли́чности, акцентуи́рованная ли́чностная черта́ (от лат. accentus — ударение) — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи[1].

Термин «акцентуация» в 1968 году ввёл немецкий психиатр Карл Леонгард, который употреблял его в словосочетаниях «акцентуированная личность» и «акцентуированная черта личности». Он описывает акцентуации как чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние в неблагоприятных условиях. Леонгард характеризует акцентуации как «

отклонение от нормы», но замечает, что, по его мнению, «население Берлина — это на 50 % акцентуированные личности и на 50 % — стандартный тип людей». Он разработал также свою классификацию акцентуаций, в которой можно видеть значительное влияние психоаналитических представлений о типологии психических расстройств.[2]

В 1977 году Андрей Евгеньевич Личко на основе работ Леонгарда и классификации психопатий Петра Борисовича Ганнушкина развил концепцию и начал использовать словосочетание «акцентуация характера», считая

личность слишком комплексным понятием для акцентуаций. Разработанная им типология имеет явную привязку к классификации психопатий Ганнушкина и, кроме того, предназначена только для подросткового возраста.[1]

На данный момент, с переходом российской психиатрии на МКБ-10, классификация психопатий Ганнушкина морально устарела, и акцентуации, для удобства работы, часто классифицируются исходя из международной типологии расстройств личности либо из психоаналитических типологий личностных расстройств, хотя и такой подход не является строгим или признанным научным сообществом.

Акцентуация в МКБ-10 классифицируется как одна из проблем, связанных с трудностями поддержания нормального образа жизни (Z7373.). В данной классификации к диагнозу

«акцентуация личностных черт» (Z73.173.1) относится поведенческий паттерн, характеризующийся необузданными амбициями, стремлением к высоким достижениям, а также нетерпеливостью с ощущением неотложности.

Нормальное состояние психики может плавно перетекать в акцентуацию, которая, в свою очередь, постепенно переходит в психопатию или расстройство личности. Это звенья одной цепи, объединённые общими процессами с разной степенью выраженности. На данный момент классификация акцентуации и психопатии имеет чисто описательный (феноменологический) характер и не отражает сути формирующего их психического процесса. Поэтому за основу классификации нужно брать не внешние поведенческие проявления акцентуаций и психопатий, а основные элементы психики и модели мира (как части психики), которые напрямую участвуют в образовании всех акцентуаций и психопатий.

Понятие «акцентуация» близко к понятию «расстройство личности». Основным отличием является то, что три основные характеристики расстройства личности (влияние на все сферы жизни человека, стабильность во времени, социальная дезадаптация) никогда не присутствуют в акцентуации одновременно:

  1. Акцентуированный человек может специфически реагировать на специфические психогенные воздействия, но только на них, в то время как человек с расстройством личности на любые психогенные воздействия реагирует в соответствии с особенностями своего расстройства (влияние на все сферы жизни).
  2. Акцентуации могут наиболее ярко проявляться только в течение определённого периода жизни человека (например, подросткового периода) и обычно сглаживаются со временем, в то время как для расстройств личности характерно появление на ранних периодах жизни и стабильность или усиление проявлений в течение жизни (стабильность во времени).
  3. Акцентуации могут не приводить к социальной дезадаптации вообще или приводить к ней лишь на непродолжительное время, в то же время расстройства личности мешают такой адаптации постоянно.

Хотя специально это обычно не подчёркивается, можно видеть, что понятие «акцентуация» определяется через понятие «расстройство личности» («психопатия») и вторично по отношению к нему. Из утверждений Личко об отличиях акцентуаций от расстройств личности можно сделать вывод, что во всём

остальном они схожи.[1]

А. Е. Личко разрабатывал свою концепцию и диагностические методы исключительно для работы с подростками, из-за чего иногда можно встретить утверждения других авторов, что понятие акцентуации применимо только к подростковому возрасту. Однако сам он нигде не ограничивает область применения этого понятия и говорит только об области применения своих теоретических и практических разработок. В дальнейшем он применил свои разработки и развил концепцию в отношении взрослых

[3].

А. Е. Личко выделяет две степени выраженности акцентуаций:

  1. Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Акцентуированные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни. Компенсации не происходит даже при отсутствии психических травм.
  2. Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Акцентуированые черты характера проявляются в основном при психических травмах, но не приводят к хронической дезадаптации.[1]

Связь с расстройствами личности и отличия[править | править код]

В отличие от расстройства личности (устар. «конституциональной психопатии»), акцентуация характера приводит к дезадаптации только в некоторых ситуациях[4]. Расстройство личности же — это тяжёлое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций, почти всегда сопровождающееся дезадаптацией.

При акцентуации особенности проявляются не везде и не всегда, в противовес расстройствам личности[1]. Дезадаптивные черты проявляются лишь иногда в определённых условиях, при тяжёлых жизненных ситуациях или психических травмах[1]. При расстройстве личности же патологические черты характера тотальны и относительно стабильны[1].

Сравнительная таблица типов акцентуации личности и характера:[5]

Акцентуации личности
(К. Леонгард, 1964)
Акцентуации характера
(А. Е. Личко, 1977)
Аффективно-лабильный
Аффективно-экзальтированный
ВозбудимыйЭпилептоидный
ГипертимическийГипертимный
ДемонстративныйИстероидный
ДистимическийЦиклоидный
Застревающий
ИнтровертированныйШизоидный
ПедантичныйПсихастенический
Тревожный (боязливый)
ЭкстравертированныйКонформный
Эмотивный
Астено-невротический
Неустойчивый
Сенситивный

За время существования понятия «акцентуация» было разработано несколько типологий акцентуированных личностей. Первая из них (1968 год) принадлежит автору концепции, Карлу Леонгарду. Следующая, получившая более широкую известность классификация от 1977 года, была разработана Андреем Евгеньевичем Личко.

  • Бурно М. Е. О характерах людей (2005, 2006, 2008)
  • Волков П. Разнообразие человеческих миров. Аграф, 2000.
  • Кречмер Э. Строение тела и характер. Государственное издательство, 1930.
  • Руднев В. П. Характеры и расстройства личности. Патография и метапсихология. — М.: Независимая фирма «Класс’, 2002. — 272 с. — (Библиотека психологии и психотерапии. вып. 102).

Акцентуация характера: определение и типы

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляют типы акцентуации характера. Вы ознакомитесь с классификациями, узнаете, что это такое и как с ними бороться.

Определение

Компания ребят с разными характерамиКомпания ребят с разными характерами

Акцентуации (в переводе с латыни accentus –ударение) являются крайними проявлениями нормального состояния, которые характеризуются наличием в характере отдельных черт, которые гипертрофированы.

Акцентуация — достаточно распространенное явление. Акцентуации у подростков встречаются в 95% случаев, у взрослых — до 50%.

В основном всему виной врожденные качества темперамента. Если у человека темперамент холерика, то вероятно развитие возбудимого типа, если сангвиника — гипертимного. Большое значение могут оказывать хронические или психотравмирующие ситуации, возникшие в детском или подростковом возрасте. Например, буллинг со стороны одноклассников. Также влияние на развитие акцентуаций могут оказывать особенности воспитания.

С одной стороны черты характера, которые проявляются в усиленной мере, делают личность более устойчивой к определенным факторам, успешной в нужной ситуации. К примеру, талантливыми актерами являются люди, у которых преобладает истероидный тип, индивиды, легко находящие общий язык с разными категориями людей, имеют гипертимный тип. Также данное явление может осложнять жизнь человеку. Можно привести пример с людьми, имеющими гипотимный тип. У них возникают серьезные проблемы при необходимости завязать с кем-то знакомство. Также стоит учитывать тот факт, что при наличии сложной ситуации усиленная черта может перерасти в психопатию, а это в свою очередь спровоцирует развитие невроза или подтолкнет на возникновение алкогольной, наркотической зависимости, совершение противоправного действия.

Акцентуации могут проявляться двумя формами:

  • явная – характерны специфические проявления;
  • скрытая — не проявляется, обнаруживается при наличии критических ситуаций, затрагивающих наиболее проявляемые черты характера.

Стоит учитывать вероятность перехода в патологическое состояние. Поэтому важно знать, что именно может на это указывать:

  • плохие условия окружающей среды, которая негативно воздействует на акцентуированную черту, например, для человека с конформным типом личности его неприятие коллективом;
  • продолжительное воздействие данного фактора;
  • влияние отрицательных факторов в уязвимые периоды жизни, в частности, в детском и подростковом возрасте.

Классификация

Портрет Карла ЛеонгардаПортрет Карла Леонгарда

Карл Леонгард

По методу Личко за основу берется типология психопатий.

  1. Гипертимный. Хорошие тактики, при этом у них трудности со стратегией. С легкостью адаптируются к новым условиям. Способны улучшить свое положение. Однако, не могут обдумывать возможные последствия своих действий, нередко сталкиваются с тем, что ошибаются в выборе друзей. Такие индивиды общительны, постоянно в хорошем настроении.
  2. Циклоидный. Характерна повышенная раздражительность, апатичное настроение. Таким людям трудно переживать любые неприятности, они остро реагируют на замечания и критику. Настроение может быстро сменяться с приподнятого на угнетенное.
  3. Сенситивный. Такой человек чувствителен к любым событием, как к радостным, так и к трагичным. Имеет место боязнь общения с незнакомцами. Рядом с ними он может вести себя замкнуто, стыдливо. Не исключено развитие комплекса неполноценности. У таких индивидов могут наблюдаться проблемы адаптации в новом коллективе. Характерно сильное чувство ответственности.
  4. Шизоидный. Такие люди больше любят находиться в одиночестве, они демонстрируют свое равнодушие. Таким личностям сложно ощутить то, что чувствует другой человек, сочувствие им не свойственно. Также данные индивиды не любят показывать свои эмоции.
  5. Истероидный. Такие люди нуждаются во внимании со стороны, для них характерен эгоцентризм. Присутствует потребность в том, чтоб их выделяли среди остальных людей, обращали на них внимание, восхищались. Такие люди неспособны быть неформальными лидерами или зарабатывать авторитет среди ровесников.
  6. Конформный. Характерно отсутствие инициативности, своего мнения. Такие индивиды находятся под влиянием авторитетов, подчиняются группам. Для них характерно желание соответствовать большинству, быть «таким, как все».
  7. Психастенический тип. Данные индивиды склонны к самоанализу, занимаются размышлениями. Как правило, такие личности высокоинтеллектуальные, может присутствовать самоуверенность. В ситуации, когда необходима внимательность, могут решиться на импульсивные поступки. Не исключено возникновение обсессий, необходимых для преодоления повышенной тревожности. Иногда развивается пристрастие к наркотическим веществам, к алкоголю. В отношении с другими людьми ведут себя деспотично, мелочно.
  8. Паранойяльный. Данный тип в основном проявляется после тридцати лет. Является продолжением шизоидной или эпилептоидной акцентуации. Присутствует завышенная самооценка, мысли о своей исключительности.
  9. Неустойчивый. Проявляется повышенной тягой к безделью, развлечениям, интересы отсутствуют, также нет целей в жизни, человека не беспокоит его будущее. Характерно фраза «плыву по течению».
  10. Эмоционально — лабильный. Присутствуют частые перепады настроения, поведение непредсказуемо. Перепады могут быть обусловлены даже незначительными мелочами. Считаются хорошими эмпатами, чувствуют других людей.
  11. Эпилептоидный. Характерна жесткость, желание заполучить власть над другими. Такой человек всегда стремится занимать лидерские позиции. Такие люди многого достигают в профессиональной деятельности. Начальник с данным типом будет устанавливать жесткий режим в своем коллективе.

Леонгард выделял основные и дополнительные черты характера. Основные являлись стержнем личности, которые были ответственными за психическое состояние здоровья человека. Всего он выделял три группы.

Акцентуации, которые относятся к темпераменту, образовались на основе черт.

  1. Эмотивный. Добрый человек, сострадателен к близким, всегда исполнителен, у него обострено чувство долга. Однако, присутствует стеснительность, некая трусость, повышенная плаксивость.
  2. Аффективно-экзальтированный. Такая особа влюбчива, общительна, проявляет повышенное внимание к близким, альтруист. Присутствует склонность к паническим настроениям, не исключены перепады настроения.
  3. Аффективно — лабильный. Такая личность ранима, способна оказать сопереживание, присутствуют высокие принципы морали. Не исключены циклические смены настроения, определяющие отношение данного индивида к другим людям. Такая личность не терпит равнодушия к себе, не допускает одиночества, не воспринимает грубость.
  4. Тревожный. Достаточно дружелюбный человек, самокритично к себе относится, всегда исполнителен. Часто находится в сниженном настроении, имеет возможность отстаивать собственные интересы. Важно, чтоб его кто-то поддерживал.
  5. Дистимический. Такие люди добросовестны, не многословны. Высоко ценят своих друзей. Однако, данные индивиды весьма замкнуты, у них имеется предрасположенность к пессимизму, пассивности.
  6. Гипертимный. Такой человек оптимист, он общителен, активен, любит трудиться, остается устойчивым к стрессу. Все дела доводит до конца. Данный индивид не допустит контроля своих действий, не любит одиночества.

Акцентуации, которые относятся к характеру в качестве социального образования.

  1. Возбудимый. Перепады настроения, не исключены вспышки гнева. Когда состояние спокойное, такой человек будет проявлять себя добросовестно, указывать на свою заботливость. Если его захлестывает гнев, перестает себя контролировать.
  2. Застревающий. Такой человек всегда ответственный, устойчив перед стрессами, вынослив. Он обидчивый, подозрительно относится к незнакомцам. Характерна повышенная ревность, занудство.
  3. Педантичный. Данная личность всегда строго следует правилам, добросовестная. Однако, может присутствовать занудство.
  4. Демонстративный. Человек артистичный, является харизматичной личностью. Стремится быть лидером. Присутствует тщеславие, склонность к эгоизму.

Типы, которые относятся ко всей личности.

  1. Экстравертированный. Такой человек дружелюбен, не будет претендовать на роль лидера. Достаточно болтлив, ведет себя легкомысленно, легко оказывается под чужим влиянием. Не исключены импульсивные поступки.
  2. Интровертированный. Такая личность ведет себя принципиально. Человек сдержанный, сконцентрирован на своем внутреннем мире. Имеет место развитая фантазия. Как правило, данные индивиды отстаивают свое мнение, не допускают чужого вмешательства в их личную жизнь.

Работа над собой

Счастливая девушка в шляпкеСчастливая девушка в шляпке

Лечение основано на снижении интенсивности проявлений усиленных черт. Однако, не во всех случаях оно необходимо. На самом деле, коррекция нужна, если акцентуация влияет на социальную адаптацию.

  1. Для истероидного типа. Общаться нужно спокойно, речь должна быть тихой. Нужно научиться совершать добрые дела, при этом не показывать и рассказывать о том, что именно Вы совершили данное действие. Находясь в компании людей, необходимо вести себя тихо, спокойно, представить себя невидимкой. Большое значение необходимо уделять аутотренингу, которым нужно заниматься ежедневно. Важно научиться любить себя таким, каким Вас создал Бог, повышать свою самооценку.
  2. Для эпилептоидного типа. Нужно научиться прощать обиды, не держать ни на кого зла. Необходимо позаботиться о развитии терпимости, научиться доброжелательно относиться к другим людям. Важно уметь проявлять щедрость. Желательно стать хорошим слушателем, не перебивать говорящего, уметь поддержать. Нужно научиться ставить себя на место другого человека.
  3. Для шизоидного типа. Необходимо освоить копирование мимики оппонента, научиться понимать, какую эмоцию он переживает в данный момент. Важно быть доброжелательным, к другим людям относиться так, как хотите, чтобы они относились к Вам. Могут понадобиться такие упражнения, как игра в холерика, человек учится говорить быстро, громко и импульсивно.
  4. Для циклонного типа. Нужно завести ежедневник. В нем отмечать, какие задачи Вы планируете, также нужно описывать свои переживания и эмоции в той или иной ситуации. Нужно задумываться над тем, как стоит измениться, чтоб не мешать жизни других людей.
  5. Для параноидального типа. Не нужно верить первому впечатлению, необходимо научиться определять мотивы людей. Нужно постараться вести себя спокойно, не допускать замечаний в сторону другого человека. Нелишним будет посетить тренинг по коммуникативному поведению. Большое значение имеют релаксационные упражнения, можно заняться медитацией или йогой. Необходимо научиться делать людям комплименты, когда они этого заслуживают.
  6. Для неустойчивого типа. Человек должен научиться противостоять собственной лени, делать вещи, которые ему необходимы. Нужно себя мотивировать.
  7. Для лабильного типа. Нужно рационально подходить к проблемам, к их решению. Необходимо завести дневник, в котором отмечать свое настроение, в частности, по каким причинам оно сменяется. Научитесь контролировать эмоции, не позволяйте им управлять Вашими действиями. Аутотренинг поможет найти баланс, нормализовать нервное состояние. Поспособствует избавлению от повышенной чувствительности к ситуациям, которые начинают раздражать, выводить из себя.
  8. Для конформного типа. Нужно научиться развивать критическое мышление. Сталкиваясь с каким-то событием, нужно обдумывать возможные последствия. Если Вам что-то хотят посоветовать или зовут куда-то пойти, Вы должны в ответ тоже кого-то позвать, предложив поступить иным путем. Совершайте нестандартные поступки, учитесь выходить из зоны своего комфорта.
  9. Для астено-невротического типа. Представьте, что являетесь супергероем и Вам все под силу. Постоянно расширяйте круг общения, развивайте свое чувство юмора.
  10. Психастенический тип. Когда появляются какие-то страхи, нужно представить, что объект боязни уже совершенное дело. Не стремитесь всегда соответствовать установленным порядкам, иногда отходите от правил. Делайте зарядку для лица, для того, чтоб расслабить мышцы.
  11. Если у Вас гипертимный тип, то понадобится навести порядок на своем рабочем месте, в шкафу. Это необходимо для систематизации мыслей в голове. Всегда доводите начатые дела до их логического завершения. Заведите ежедневник, указывайте в нем все свои задачи, планируйте действия.
  12. Если у Вас сенситивный тип, то необходимо хвалить себя за каждую победу. Можно сделать специальный плакат, на котором отметить свои достоинства и достижения. Нелишним будет обратиться к чувству юмора, это позволит снизить чувство дискомфорта.

Помощь психолога

Счастливая женщина на приеме у улыбающегося психотерапевтаСчастливая женщина на приеме у улыбающегося психотерапевта

Когда человек не в состоянии самостоятельно противостоять акцентуации, он может обратиться за помощью к специалисту. Применяются следующие методы психотерапии.

  1. Индивидуальные беседы. Пациенту рассказывают о его уязвимых местах, о том, как необходимо уравновешивать черты своего характера.
  2. Групповые занятия. Собираются люди, которые имеют схожие акцентуации, разговаривают на тему, которая для всех полезна. Психолог обучает, какие модели поведения являются продуктивными в различных ситуациях, рассказывает о правилах правильного общения с людьми, объясняет, как необходимо взаимодействовать с членами семьи.
  3. Семейная терапия. В процессе учения задействованы вся семья. Происходит налаживание взаимоотношений, улучшение семейной атмосферы.
  4. Психологические тренинги. Занятия, которые обучают, как необходимо правильно себя вести в определенных ситуациях.
  5. Методика психодрамы. Является групповым методом, который основан на создании волнующей ситуации. Оказывается помощь в выработке правильного поведения, общения с родными людьми.

Теперь Вы знаете, что собой представляет акцентуация характера человека. Как видите, данное явление иногда нуждается в коррекции. Если обнаруживаете у себя состояние, которое оказывает негативное влияние на Вашу жизнедеятельность, отправьтесь на прием к психологу или психотерапевту. Также можно попробовать справиться самостоятельно, своими силами. Главное, не бездействовать, ведь Вы достойны лучшей жизни.

13.2. Акцентуация черт характера

Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественном выражении. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт характера. Классификация типов акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадает по номенклатуре наименований у разных авторов (К. Леонгард, А. Личко).

К. Леонгард выделяет следующие типы акцентуации характера.

  1. Интровертный тип характеризуется замкнутостью, затруднённостью в общении и в контактах с окружающими, уходом в себя.

  2. Экстравертный тип отличается эмоциональной взвинченностью, жаждой общения и деятельности, говорливостью, увлеченностью, поверхностностью.

  3. Неуправляемому типу свойственны импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражению, подозрительность.

  4. Тип с неврастенической акцентуацией характеризуется преобладающим дурным самочувствием, раздражительностью, повышенной утомляемостью, мнительностью.

  5. Сензитивный тип отличается пугливостью, замкнутостью, застенчивостью.

Некоторые боятся контрольных работ, стесняются отвечать перед аудиторией. Чувство собственной неполноценности у таких людей делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации (усиленное стремление преодолеть свои недостатки). Робкие и стеснительные надевают на себя личину развязности, заносчивости, пытаются показать свою энергию и волю. Но в экстремальных условиях пасуют. В ответ на неожиданное участие и сочувствие могут сменить заносчивость и браваду на бурно хлынувшие слезы .

  1. Демонстрационному типу присущи эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии. Лживость, склонность к позерству, рисовке, демонстративность поведения – все это определяется стремлением любыми средствами выделиться среди сверстников.

При правильно поставленной воспитательной работе возможно блокирование проявления акцентуации характера.

13.3. Природные и социальные предпосылки характера

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека и прежде всего от типа нервной системы. Темперамент и характер образуют практически неразделимый сплав, обусловливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности. Особенности могут противодействовать или способствовать развитию определенных сторон характера. Флегматику труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и решительность. Для меланхолика серьезная проблема – преодоление своей робости и тревожности.

Социальной зрелости индивид достигает, обладая системой сложившихся черт характера. Но чем объяснить, что жизнь «чеканит» человека по различным образцам. Человек рождается с индивидуальными особенностями функционирования головного мозга, эндокринной системы. Эти особенности не психологические, а физиологические, но они выступают в качестве первых причин того, что одни и те же действия на детей могут вызвать различные психологические эффекты. Они определяют условия, в которых будет развиваться психика личности. Эти несовпадения в физиологических условиях – первая причина различия характеров людей. Характер – во многом результат самовоспитания. В характере аккумулируются привычки человека. Характер проявляется в деятельности людей, но в ней же он и формируется.

«Учиться жить можно, лишь живя соответствующим образом» (П.П. Блонский).

Быт, условия жизни в семье, труд, учеба – школа человеческих характеров. Одни и те же педагогические воздействия могут вести к противоположным результатам, если они применяются к людям с различными индивидуальными особенностями. Характер не дан человеку от природы, нет характера, который нельзя было бы скорректировать. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера и в состоянии заняться самовоспитанием. Изучение однояйцевых близнецов, у которых наследственный фонд анатомо-физиологических свойств идентичен, свидетельствует о ярко выраженной тождественности темперамента близнецов, но не их характеров. Характер – индивидуальное приобретение личности в процессе жизнедеятельности, которое включается в систему общественных отношений, в совместную деятельность и в общение с другими людьми.

В истории психологии существовало немало теорий, ставивших характер человека в зависимость от формы черепа, строения лица, конституции тела, т. е. дающих возможность по внешним признакам диагностировать характер человека. Так, в XVIII в. приобрела известность физиогномическая система Каспара Лафатера, который считал, что человеческая голова есть «зеркало души» и ее строение, мимика есть основной путь для познания человеческих характеров.

После смерти Лафатера новое учение стало называться френологией. В основе этого учения лежало утверждение, что всем свойствам характера соответствует определенный центр мозга. Даже составлялись специальные физиогномические справочники с психологическим истолкованием мимики. Однако эта зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера не является закономерной. То или иное выражение лица, складки, морщины могут иметь не одну, а много причин возникновения [14].

О характере человека следует судить по его поступкам.

Что такое акцентуация характера? — MedPsy.World

Louis Boilly

Акцентуация характера – это заострение определённых черт личности, то есть усиление каких-либо качеств человека, дисгармоничность характера.

Например, кто-то стремится постоянно быть в центре внимания и жутко психует, когда ему это не удаётся, а другому важно следовать моде и соответствовать чужим ожиданиям.

При акцентуациях чрезмерно усилены только некоторые черты характера, по причине такого заострения и обнаруживается избирательная уязвимость от определённых стрессовых воздействий и прекрасная устойчивость от других.

Акцентуация не является отклонением или психическим расстройством, а крайним выражением нормы, которая лишь указывает на некоторые яркие проявления характера.

Усиление личностных черт определяет поступки человека и его поведение в целом, влияет на отношение к себе и окружающим, отражается в любой деятельности.

Акцентуации характера обычно проявляются, когда человек переживает психотравмирующую ситуацию, но могут отмечаться и без каких-либо стрессов, то есть быть выраженным на протяжении всей жизни. Особенно часто (по некоторым данным, до 95%) акцентуации встречаются у подростков, с возрастом нежелательные черты характера сглаживаются и отмечаются лишь у 50-60% людей.

Olim WeleriOlim Weleri

Акцентуация характера vs расстройства личности

Несмотря на то, что ярко выраженная акцентуация характера может напоминать расстройство личности, между ними есть однозначные различия.

В отличии от расстройств личности акцентуация никогда не отличается одновременным присутствием  социальной дезадаптации, то есть негибкости в поведении, стабильностью во времени и влиянием на все сферы жизни человека. То есть при расстройствах личности специфические реакции наблюдаются абсолютно на все психогенные воздействия, а при акцентуации – не всегда и не везде, а лишь на определённые ситуации, только в особых условиях.

Акцентуация может быть максимально выражена в какой-то период жизни и, как правило, сглаживается с годами. А расстройства личности обычно отличается стабильностью, то есть появившись в ранние годы проявления не исчезают, могут даже усиливаться.

При акцентуации социальная дезадаптация зачастую не наступает или же носит временный характер. При расстройствах личности социальная адаптация явно нарушается.

Когда проявляется акцентуация?

Акцентуация может быть явной или же скрытой. Явные акцентуации проявляются почти всегда, во всех жизненных ситуациях, а скрытые – лишь в экстремальных условиях, тогда заострения черт характера становятся заметными.

Может ли акцентуация привести к патологии?

В неблагоприятных условиях, в которых человек с трудом адаптируется к изменяющейся ситуации, при длительных стрессах, в непростых жизненных периодах, например, в подростковом или младшем школьном возрасте, акцентуация может перейти в психопатию.

Какими бывают акцентуации характера?

Советский психиатр Личко выделил следующие типы акцентуаций:

  • Гипертимный тип отличается повышенной активностью, энергичностью и приподнятым нас

Характер и его акцентуации

Понятие характера и его черт

Определение 1

Характер представляет собой индивидуальное сочетание самых устойчивых, существенных особенностей человека. Они проявляются его поведении в качестве определенного отношения: к себе, к другим людям, к порученным задачам. Характер отражает основные волевые качества.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны, образуя целостную организацию, называемую его структурой. Понятие «структура характера» включает две группы черт.

Определение 2

Черта характера представляет собой определенные особенности личности, систематически проявляющиеся в различных видах деятельности людей. С их помощью судят о вероятных поступках человека в определенных условиях.

По классификации черты характера можно разделить на 2 группы, к первой относятся те, которые выражают направленность личности. Они включают установки, потребности, идеалы и др. Вторая группа состоит из интеллектуальных, волевых и эмоциональных черт характера.

При анализе типов индивидуальных характеров (когда внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой) З. Фрейд отметил, что характер образуется посредством привычных способов приспособления «Я» к внешнему миру, «Оно» и «Сверх-Я», а также типичных сочетаний данных способов между собой.

Таким образом, характер представлен сплавом врожденных свойств высшей нервной деятельности, включая приобретенные в течение жизни индивидуальные черты. Люди любого темперамента могут быть правдивыми, добрыми, тактичными или, напротив, лживыми, злыми, грубыми. Тем не менее, при влиянии определенного темперамента некоторые черты человек приобретает легче, другие сложнее. Так. для флегматика проще выработать организованность и дисциплину, а меланхолику — доброту и отзывчивость. Сангвиники и холерики с легкостью становятся хорошими организаторами и в целом склонны к общению.

Классификация свойств и черт характера

Свойства характера включают общие (глобальные) и частные (локальные). Глобальные свойства действуют на широкую сферу поведенческого проявления. В целом ученые (А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов, У. Норман и др.) выделили 5 глобальных черт характера:

  • самоуверенный — неуверенный;
  • дружелюбный — враждебный;
  • сознательный — импульсивный;
  • эмоционально стабильный — тревожный;
  • интеллектуально гибкий — ригидный.

Локальные свойства характера, оказывающие влияние на узкие (частные) ситуации, включают: общительный — замкнутый, доминантный (лидирующий) — подчиняющийся, оптимистичный — депрессивный, совестливый — бессовестный, смелый — осторожный, впечатлительный — толстокожий, доверчивый — подозрительный, мечтательный — практичный, тревожно ранимый — спокойно безмятежный, деликатный — грубый, самостоятельный — зависимый, обладающий самоконтролем — импульсивный, страстно увлеченный — апатично вялый, миролюбивый — агрессивный, деятельно активный — пассивный, гибкий — ригидный, демонстративный — скромный, честолюбивый — непритязательный, оригинальный — стереотипный.

Типы акцентуации характера

Акцентуировать характер значит преувеличенное развитие некоторых его свойств в ущерб другим. В результате акцентуации ухудшается взаимодействие человека с окружающими людьми. Типы акцентуации характера зависят от выраженности, которая может быть как легкой, так и доходить до крайних вариантов (психопатия). В отличие от психопатии характер, акцентуации характера проявлены не всегда. С годами они способны значительно сглаживаться, приближаясь к норме. Немецким психиатром Карлом Леонгардом было выделено 12 типов акцентуации. Здесь можно привести краткую характеристику особенностей поведения в соответств

2. Акцентуация черт характера

Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико и, во всяком случае, превышает тысячу наименований. Поэтому перечисление и описание варьируемых черт характера нецелесообразно, к тому же четкая классификационная схема (кроме самого общего отнесения их к одному из указанных выше отношений личности) в психологии отсутствует. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Есть люди более или менее подозрительные, более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера — это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт (3, 5). При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена. Все другие трудности, не затрагивающие уязвимых точек характера данного индивида, могут переноситься им без напряжения и срывов, не доставляя никаких неприятностей ни окружающим, ни ему самому. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии, но сведение ее к патологии неправомерно.

Типология характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом (1). Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это — пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного — замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада — с дистимной.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов — формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивают» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения) . Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это — упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать несмотря ни на что.

Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям (напомним, что характер человека проявляется также в отношении к делу).

что нужно знать об акцентуации характера

Акцентуация характера представляет собой особый термин, который введен в научную практику специалистом Карлом Леонгардом. Под акцентуацией понимается особый акцент на отдельных чертах характера, которые формируют личность. Как бы тавтологично это не звучало.

Эмотивная акцентуация характера классифицируется по Леонгаорду. В классификации Личко такого типа личности не существует. Наиболее близким к нему можно назвать разве что психастеника и то очень приблизительно.

Эмотивный тип личности отличается группой черт: гуманностью, добротой, мягкосердечностью. Некоторой боязливостью по отношению к людям и ситуациям. Это положение очень мешает

им реализоваться в жизни, особенно если никто не подсказал эмотиву, в какую сторону следует двигаться.

Что же нужно знать об эмотивном типе акцентуации, и какие основные черты ей присущи? Попробуем разобраться.

Почему формируется эмотивная акцентуация характера

Акцентуация характера в целом — это не врожденная особенности личности. Скорее предрасположенность плюс внешние обстоятельства. Наиболее активно определенные характеристики личности формируются в первые 3-5 лет жизни. Чуть медленнее следующие 6-8 лет. Таким образом, личность, ее примерные черты складываются к 13-14 годам. Плюс-минус. В остальное время можно лишь немного подкорректировать общее положение.

Можно говорить о нескольких факторах развития этого психотипа и психотипов вообще. В частности, на эмотивность влияют следующие моменты.

  • Особенности высшей нервной деятельности

Обусловлена генетически. Это врожденная характеристика, с которой нельзя справиться. У эмотивов слабый тип нервной системы. И в этом они очень похожи на психастеников. Такие личности быстро устают от активного социального взаимодействия. В то же время, сильно к нему тянутся. Таким образом, врожденные особенности работы центральной нервной системы обуславливают развитие типичных черт характера.

  • Чрезмерная опека

Эмотивы, как правило, подвержены чрезмерной опеке в ранние годы. Это та ситуация, когда родитель, особенно мать, отдают все время своему чаду, порой забывают о себе. В прямом смысле кладут жизнь на алтарь появившегося на свет ребенка. В этом случае возможны три исхода. Первый — индивид станет жестким, эгоистичным и зацикленным на себе, что вполне логично. Второй — ребенок станет застенчивым, что называется «затюканным» и закрытым. Это возможно, если мать будет постоянно акцентировать внимание на своей жертвенности, часто мнимой. Третий вариант — ребенок станет эмотивом. Это довольно редкая ситуация, но все возможно.

  • Недостаточная опека

Сказывается недостаток родительской любви и внимания. В частности, матери. Особенно в первые несколько лет. Недополучая этого в детские годы, индивид стремится дополучить недостающее во взрослом или подростковом возрасте. Одновременно бескорыстно отдавая то, что получает. Но такое бывает крайне редко. Чаще всего при недостаточной родительской любви растут не эмотивы, а шизоиды и параноидные психопаты. Реже нарциссы, зацикленные на собственной личности. Возможны разные варианты.

  • Личный пример родителей

Первый человек, которого видит новорожденный ребенок — это мать. Реже прочие люди. Особенно, если родителей не было. Первые годы жизни основаны на подражании поведению родителей. То есть ребенок старается повторять все, что делают взрослые. В основном ориентируется на мать, затем подключается и отец. Потому, если мать ведет себя эгоистично, то и ребенок с большой вероятностью будет вести себя так же. И, напротив. Но возможны два основных варианта. Первый — ребенок действительно будет отдавать свои чувства, позитивные эмоции миру. Второй — будет скрыто вытягивать все соки, будучи скрытым нарциссом. Оба варианта возможны в одинаковой мере.

Почему формируется эмотивный тип характера

Эмотивная акцентуация характера как никакая другая формируется под действием социального окружения. Того самого, в котором ребенок находится большую часть времени. Это и родители, родственники. Здесь в дело вступает все тот же принцип. Близкие люди играют основную роль в развитии акцентуации. Поскольку дают пример для подражания, определенным образом влияют на ребенка. Чем больше любви получает молодой человек, тем выше вероятность, что получится именно эмотив. Или же его противоположность — нарцисс, истероид. Потому так важно соблюдать баланс при воспитании детей обоих полов. Независимо от роли, отец это или мать.

  • Наследственность

Индивид не рождается чистым листом. Все чаще к этому выводу приходят специалисты и ученые. Дело в том, что некоторые черты личности передаются по наследству. Скорее даже предрасположенность. Характер все же «куется» в процессе воспитания. Однако отбрасывать роль наследственности не стоит. Она составляет едва ни не половину от общей картины.

  • Состояние здоровья

Особенно в подростковые годы. В этом случае речь скорее идет об ограничениях, которые могут налагаться на подростка. На его социальную деятельность. Потому как недостаток общения скорее сформирует шизоида, параноидную личность или же социофоба формально здорового, но боящегося общества. Потому состояние здоровья играет большую роль.

  • Социальная активность

Венчает картину уровень социальной активности. Чем он выше, тем больше вероятность формирования эмотивного типа личности. Хотя это и не аксиома. Исключений из правила как в ту, так и в другую сторону достаточно.

Личность с эмотивной акцентуацией формируется не одномоментно. В развитии этого психотипа участвует большая группа факторов. Названы лишь основные. На деле их намного больше.

Как выявить эмотива, какие черты присущи такой личности

Эмотив отличается большой группой типичных черт, которые присущи только ему. Именно в таком сочетании. Разумеется, интенсивность проявлений может быть больше или меньше. Зависит от конкретной личности. Обычно проявляются такие черты:

Повышенная чувствительность

Такие люди умеют глубоко чувствовать ситуацию. Отличаются повышенной склонностью к эмпатии. То есть отлично чувствуют эмоции другого, его настрой. Из них получаются отличные психологи и психотерапевты. Развитая эмпатия помогает хорошо сходиться с людьми. С другой стороны, такой индивид практически не умеет говорить «нет». Потому токсичные тираны, нарциссы с удовольствием используют эмотива для «слива» эмоционального негатива, как жилетку для рассказов о собственных переживаниях. Это большая проблема.

Описание психотипа эмотива

Склонность к депрессиям и суицидальному поведению

На тяжелые душевные раны эмотивы реагируют крайне негативно. И это не ложные попытки, чтобы обратить на себя внимание, как это бывает у нарциссов и истероидов. Это реальные попытка оборвать собственную жизнь, чтобы избавиться от интенсивной эмоциональной боли и пустоты. Нередко они импульсивны, потому человека удается спасти. Депрессивные эпизоды обязательно должны прорабатываться с психотерапевтом, чтобы быстрее устранить патологический процесс.

Гуманность

Эмотив-подросток и взрослый всегда готовы помочь другим. Они хорошо сходятся с людьми, альтруистичны. В то же время, с добротой относятся к животным, природе. Не причиняют вреда другим, о чем еще будет сказано далее.

Мягкосердечность

В негативном ключе она проявляется как мягкотелость. По крайней мере, так эмотива могут воспринимать другие люди. Особенно эпилептоиды и токсичные личности, нарциссы, истероиды. Поскольку эмотив не может сказать нет, его часто используют как инструмент для реализации чужих амбиций. Нужно держаться подальше от собственных «антиподов».

Сострадательность

Готовность помочь всем и каждому. Это хорошая черта. Человек отличается филантропичным отношением к окружающим. Любит людей. Готов помочь всем и каждому. Если прочие психотипы помогают своим, и то не всегда, то индивид с эмотивным типом акцентуации характера готов помочь и своим, и чужим. Он живет по принципу «возлюби ближнего своего», так же относится и к «дальним».

Склонность строить длительные социальные отношения

Индивид с эмотивным типом личности склонен к длительным социальным отношениям. Не разменивается на случайные связи. Потому из него получается отличный семьянин, муж, жена, друг. Они верные и преданные. В том числе своему слову, даже данному чужим людям. Обладают повышенным чувством долга и ответственности. Им можно доверить любую тайну и не бояться за нее.

Мягкая мимика

Она неповторимая, мягкая и пластичная. Такие люди не умеют натягивать ложные улыбки, не терпят неискренности и сами. Потому как отлично чувствуют других, их эмоции и чувства. Отсюда способность быстро распознать лжеца и лицемера. С такими индивидами эмотив общаться не станет. Он тщательно отбирает круг общения и не готов размениваться, как уже и было сказано.

Серьезное отношение к жизни

Поскольку пациент обладает повышенной чувствительностью, он близко к сердцу воспринимает все что происходит. Причем не только с ним и его близкими, но и с другими людьми. Может переживать по пустякам. Потому большую часть времени находится в мрачном расположении духа, если на него не воздействовать. С такой дистимией нужно бороться.

Некая сентиментальность

Склонность расстраиваться по пустякам, упиваться собственными эмоциями. Хотя это и не типично для среднестатистического эмотивного человека. Подобная черта скорее типична для истероида, который по своей природе настоящий актер.

Неумение сдерживать свои чувства

Может расчувствоваться на людях, при просмотре драматического фильма, прочтении книги с печальным концом. Это не признак несдержанности. Просто подобные личности не умеют сдерживать собственные эмоции, как позитивные, так и негативные. Легко приходят в чувственное движение, но довольно быстро останавливаются.

Не причиняют боль другим

Потому куда менее прочих психотипов склонны к преступной деятельности. Хотя и такие ситуации бывают, но они скорее обусловлены жесткой необходимостью. Например, украл еду чтобы не умереть с голоду или чтобы его близкие не погибли от голода. Пример утрированный, но вполне отвечает истинным намерениям эмотива и особенностям его поведения.

Описание психотипа эмотива

К прочим особенностям относятся:

  • Боязливость – на глубинном уровне присутствует у каждого эмотива. Иногда возможна даже некая трусость в отношениях с другими.
  • Признание авторитетов. Индивид с эмотивным типом акцентуации характера признает авторитеты и старается не пререкаться с ними. Например, не ругается с начальством по поводу плохих условий труда. Этим часто пользуются недобросовестные люди.
  • Исполнительность. Готовность честно выполнять свою работу. В то же время, эмотив не тупое орудие, это человек с собственным мнением. Потому он не будет выполнять преступных приказов, если таковые поступят.
  • Тяжесть на подъем – старается не менять место работы, окружение, место жительства. Поскольку тяжело переносит все перемены на эмоциональном уровне. Может болеть при переменах, впадает в депрессивные состояния.
  • Переменчивость настроения – резкая, но не длительная. Как правило, пациенты находятся в устойчивом эмоциональном фоне большую часть времени.
  • Неустойчивость интересов. Интересно то одно, то другое. Часто это приводит к невозможности довести ни одно дело до конца.
  • Отсутствие лидерских амбиций. Нежелание занимать посты руководителей. Поскольку человеку это не нужно. Хотя зачастую интеллектуальные и моральные качества позволяют стать успешными начальниками.
  • Повышенная интуитивность. Интуиция находится на очень высоком уровне и помогает принимать правильные решения.
  • Эмоциональность. Поскольку индивид не умеет сдерживать эмоции его могут посчитать незрелым. Обвинить в ребячестве.
  • Альтруизм. Готовность помогать всем и каждому. Это может стать большой проблемой, если человек начнет помогать недостойным этого. Например, в крайних случаях пациент приводит домой бездомных, преступников, стараясь помочь им.
  • Склонность работать с людьми. Эмотив не «шарахается» от людей как это бывает с шизоидами. Потому в большей мере нацелен на сотрудничество с людьми, выбирает соответствующие профессии.
  • Острая реакция на критику. Вплоть до полной непереносимости таковой.
  • Малый круг друзей. Поскольку отбирает их эмотив достаточно жестко и далеко не каждого пускает в свой круг.
  • Избегание конфликтов, сглаживание «острых» углов.
  • Склонности держать переживания в себе. Чтобы не обременять других своими обидами и проблемами.

Эмотив и работа

Работу такие личности выбирают, исходя из своих интересов и особенностей характера. В основном эмотивным акцентуантам подойдут следующие профессии:

  • Психолог.
  • Педагог.
  • Работник искусства.
  • Врач.

Это лишь примеры. Большого успеха эмотивы добиваются в юриспруденции, интеллектуальных специальностях.

Работа для эмотивного типа акцентуации

Реализация в личных отношениях

Эмотив в отношениях отличается искренностью и готовностью отдавать. К несчастью, часто такие люди никого к себе не подпускают после первой же неудачи. Потому остаются одинокими. После проработки проблемы все становится несколько проще. Совместимость эмотивов в основном проявляется с такими же акцентуантами. Психастениками, также мягкими истероидами. Несовместимы с параноидами, редко совместимы с шизоидами из-за эмоциональной холодности последних. Тем более несовместимы с эпилептоидами, которые по своей природе тираничны и придирчивы.

Отношения с эмотивом

Как правильно воспитывать ребенка с эмотивной акцентуацией характера

Можно дать несколько советов:

  • Сохранять спокойствие в любой ситуации, не обвинять и не ругать.
  • Подбирать правильные занятия. Не нужно отдавать такого ребенка в секции борьбы, поскольку эмотив не переносит насилия ни в каком виде.
  • Нужно интересоваться эмоциями ребенка. Потому как он должен время от времени выговариваться.
  • Важно научить его отказывать и стоять за себя. Чтобы он не становится беззащитным перед агрессивным миром.
  • Не стоит ставить невыполнимые требования.

Это довольно простые рекомендации, они помогут сохранить ребенку психическое здоровье.

Как помочь самому себе и скорректировать негативные черты личности

Человеку с эмотивной акцентуацией характера можно дать несколько рекомендаций.

  • Научитесь говорить нет, чтобы вовремя отказать в нужной ситуации.
  • Научитесь расслабляться. Не нужно взваливать на себя груз, который вам не по силам.
  • Не помогайте всем подряд. Вникните в суть ситуации.
  • Помощь должна быть адекватной. Не стоит все делать за человека, чтобы он не «сел вам на шею».
  • Не становитесь удобным для всех.
  • Повышайте стрессоустойчивость.

Для решения последней задачи есть несколько тренингов.

  • Больше общайтесь с людьми. Даже через силу.
  • Старайтесь воспринимать жизнь с юмором. Работайте над этим.
  • Учитесь сохранять спокойствие с помощью простого счета до 10 или посредством методик релаксации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *