Акмеология — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Акмеоло́гия (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) — раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития[1]. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.[источник не указан 805 дней]
Статус акмеологии спорен. Артемий Магун, рассматривающий состояние российских университетов, указывает на возникновение в них новых таких, по его мнению, экзотических, причудливых и «эндемичных» дисциплин, как синергетика, имиджеология, акмеология, соционика, связывая это с общим кризисом высшего образования на постсоветском пространстве и в особенности с изолированностью постсоветской традиции социального знания от мировой науки и результирующей нехваткой взаимной критики концепций в этой области[2].
Краткая история формирования акмеологии в России[править | править код]
- 1928 г. — Н. А. Рыбников предложил термин «акмеология», как науки «… о развитии зрелых людей».
- середина XX века — Б. Г. Ананьев определил место акмеологии в системе наук о человеке.
- 90-е гг. XX века под руководством А. А. Деркача и А. А. Бодалева создана первая кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
- 1992 г.
- по инициативе д.пс.н. Н. В. Кузьминой, д.пс.н. А. А. Деркача и д.пс.н. А. М. Зимичева в Санкт-Петербурге создана и зарегистрирована научно-общественная организация «Академия акмеологических наук».
- Вышла книга М. Тартаковского «Акмеология»[3].
- 1995 г. — по инициативе д. пс. н. А. М. Зимичева учреждено первое высшее учебное заведение акмеологического профиля — Санкт-Петербургская акмеологическая академия, ныне — Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии.
Согласно паспорту специальности ВАК, акмеология относится одновременно к педагогической и психологической отраслям наук[1].
- Профессиональная акмеология[4] , в рамках которой выделены следующие направления:
- Педагогическая акмеология;
- Военная акмеология;
- Социальная акмеология;
- Школьная акмеология;
- Медицинская акмеология.
- ↑ 1
- ↑ Artemy Magun. L’éducation supérieure dans la Russie post‑soviétique et la crise mondiale des universités (фр.) // Multitudes : magazine. — 2009. — Vol. 39, no 4. — P. 109—120. — doi:10.3917/mult.039.0109.
Dans ces conditions, l’ouverture vers l’Occident a conduit à l’importation, mais non à l’ exportation du savoir social. […] Les limitations linguistiques, la sélectivité des traductions et surtout l’incompréhension des débats actuels en Occident, de même que le manque d’attention de la part de l’Occident (avec son » marché «, serré par la compétition, des textes et des personnes) ont rendu difficile un dialogue productif entre les traditions russes et les traditions américaines ou européennes. Cela a conduit progressivement à la fermeture du milieu, à la popularité croissante du nationalisme parmi les professeurs dans les sciences sociales, et à la prolifération de débats aussi bizarres qu’exotiques, générant des » nouvelles » disciplines endémiques. On a ainsi vu émerger la » synergétique » (un cadre théorique très populaire dans les sciences sociales russes, qui explique le fonctionnement de la société par les lois de la cybernétique), une » imagologie » (théorie de la » technologie politique «), une » socionique «, une » acméologie «, etc. Cela dit, l’autonomie du
contenu de la pensée a permis aux chercheurs sérieux et originaux de bénéficier d’un » luxe » qui manque souvent chez leurs jeunes collègues occidentaux — le luxe de pouvoir avancer tranquillement dans leur travail, sans trop de pression de la part des concurrents ou de ces » censeurs » disciplinaires qui sont les » peer reviewers «. - ↑ Тартаковский, 1992.
- ↑ Кузьмина Н. В., Пожарский С. Д., Паутов Л. Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста.- СПб., Коломна, Рязань, 2008 г., С.76.
- Тартаковский М. Акмеология. —
- Акмеология: учебник / под общ. ред. Деркача А. А. — Москва: РАГС, 2002.
- Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. — СПб, 2001.
- Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. — СПб: Политехника, 2003.
- Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста. — СПб., Коломна, Рязань, 2008.
- Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии. — М: Ось-89, 2003. — 416 с. — 5000 экз. — ISBN 5-86894-809-2.
Особенности акмеологического подхода к образовательному процессу
Человек в акмеологии рассматривается как субъект жизнедеятельности, способный к саморазвитию и творчеству, самоорганизации своей жизни и профессиональной деятельности.
В основе саморазвития и самоорганизации лежит потребность человека в новых достижениях, стремление к успеху, совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности, понимание смысла жизни [4].
Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации.
Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей.
Самовоспитание — это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»). После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.
Самореализация также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение.
Самовыражение — это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий уровень компетентности должен быть по достоинству высоко оценен.
Научный интерес к акмеологии не ослабевает. И акмеология как принципиально новая наука, истоки которой находятся в педагогике и психологии, и проблема повышения качества образования сейчас активно исследуются. Междисциплинарный характер акмеологии позволяет искать новые возможности, в том числе создание и апробация модели акмеологической школы [1].
Акмеологический подход к обучению основан на актуализации факторов прогрессивного развития растущего человека в образовательной деятельности:
- развитие потребности в творчестве и созидании, а не в разрушении и потреблении;
- развитие потребности в самореализации и успехе на основе собственных достижений, а не на основе унижения достоинств и достижений других людей;
- развитие стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, а не удовлетворения достигнутым уровнем;
- приоритет духовно-нравственных ценностей в жизнедеятельности человека;
- установка на образование как личностную ценность, и другие [3].
К числу акмеологических можно отнести следующие технологии:
- игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования),
- технологии психоконсультирования,
- тренинговые технологии,
- технологии развивающего обучения,
- технология личностно-ориентированного обучения,
- метод проектов [4].
Одним из обязательных условий акмеологического подхода является формирование акмеологической позиции педагога как показателя его профессиональной зрелости. Акмеологическая позиция педагога рассматривается как система отношений к профессиональной деятельности и нововведениям в ней, обеспечивающая мотивацию на высокие достижения в деятельности, как способность к смыслообразованию и целеполаганию в профессиональной деятельности, видение профессиональной перспективы.
Технология развития акмеологической позиции
Рис. 1. Технология развития акмеологической позиции педагога
Первый этап представлен диагностикой уровня акмеологической позиции педагога (таблица 1) [2].
Таблица 1. Диагностика уровня акмеологической позиции педагога
Критерии акмеологической позиции | Показатели | Методики | |
1. | Отношение к профессиональной деятельности | Жизненные ценности | Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина) |
Удовлетворенность профессиональной деятельностью | Методика определения интегральной удовлетворенности трудом (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов | ||
2. | Отношение к | Смысложизненные ориентации | Тест смысложизненных ориентаций (Д. Крамбо и Л. Махолик, адаптирован Леонтьевым, Калашниковым, Калашниковой) |
Профессиональная перспектива | Анкета «Профессиональная перспектива» (Н.С. Пряжников) | ||
3. | Мотивация достижения | Локус контроля | Тест смысложизненных ориентаций (Д. Крамбо и Л. Махолик, адаптирован Леонтьевым, Калашниковым, Калашниковой) |
Уровень притязаний | Опросник В.К. Гербачевского «Уровень притязаний личности» | ||
Способность к саморазвитию | Методика «Барьеры педагогической деятельности» (Е.И. Рогов) | ||
4. | Базовые условия, | Рефлексия и рефлексивные способности | Методики «Уровень рефлексии» и «Самооценка уровня онтогенетической рефлексии» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов) |
Конструктивные стратегии преодоления профессиональных затруднений | Опросник С. Хобфолла «Стратегии и модели преодолевающего поведения» | ||
Профессиональное истощение | Опросник «Синдром профессионального выгорания в профессиях типа «человек – человек» Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой |
Рассмотрим методику «Барьеры педагогической деятельности».
5 — если данное утверждение полностью соответствует действительности; 4 — скорее соответствует, чем нет; 3 — и да, и нет; 2 — скорее не соответствует; 1 — не соответствует
- Я стремлюсь изучить себя.
- Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
- Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
- Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
- Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
- Я анализирую свои чувства и опыт.
- Я много читаю.
- Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
- Я верю в свои возможности.
- Я стремлюсь быть более открытым.
- Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
- Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
- Я получаю удовольствие от освоения нового.
- Возрастающая ответственность не пугает меня.
- Я положительно бы отнесся к моему продвижению на службе.
Подсчитайте общую сумму баллов:
- 75-55 — активное развитие;
- 54-36 — отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий;
- 35-15 — остановившееся развитие [5].
Второй этап (практический) предполагает развитие акмеологической позиции педагога. Она включает в себя методики из Рис.1 столбец 2.
Остановимся более подробно на последней методике – «Индивидуальная акмеологическая профессиональная траектория». Цель методики состоит в построении индивидуальной профессиональной акмеологической траектории (составление индивидуального плана личностно-профессионального развития) по следующей схеме:
А. Участникам, на основе анализа смыслов и ценностей профессиональной деятельности предлагается ответить на следующие вопросы (выполняется индивидуально):
- В чем я вижу смысл собственной профессиональной деятельности?
- В чем состоят мои профессиональные достижения на сегодняшний день?
- Какие я вижу перспективы собственного профессионального развития (через 5, 10, 15 лет)?
- Какие приоритеты для себя я определяю?
- Какие я выделяю этапы в своем профессиональном развитии?
- Какие профессиональные цели ставлю перед собой?
- Согласуются ли мои профессиональные цели с непрофессиональными (личными, семейными, досуговыми и др.) целями?
- Какие факторы (наследственность, среда, деятельность, обстоятельства) могут повлиять на мои планы?
- Каких профессиональных акме в будущем я собираюсь достичь?
- Какие ближайшие мероприятия по профессиональному развитию я собираюсь осуществить?
Б. Обсуждение в группах по 3-4 человека.
В. Общее обсуждение: какое новое понимание собственного профессионального развития (цели, приоритеты, возможные достижения) сложилось при построении профессиональной акмеологической траектории?
Г. Составление (индивидуально) плана личностно-профессионального развития
Таким образом, технология развития акмеологической позиции педагога направлена на обеспечение личностно-профессионального развития через:
- актуализацию смыслов и ценностей педагогической деятельности;
- активизацию акмеологического потенциала педагога;
- развитие способности управления собственным личностно-
профессиональным развитием;
- построение индивидуальной акмеологической профессиональной траектории с целью достижения вершин профессиональной деятельности [2].
Список литературы:
- Бриурош С.Н. Акмеологический подход при организации образовательного процесса в начальной школе
https://infourok.ru/akmeologicheskiy-podhod-pri-organizacii-obrazovatelnogo-processa-v-nachalnoy-shkole-3820799.html - Ветрова Я.А. Технология развития акмеологической позиции педагога в процессе повышения квалификации // Сибирский психологический журнал. – 2014. – № 52. — с. 42-51.
- Максимова В.Н. Акмеологические технологии обучения в школе – учителю // Научно-теоретический журнал. – 2010 — Выпуск 2(4).
- Пригородова Е.А. Акмеологический подход в обучении детей в начальных классах через развитие их познавательных способностей
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2016/06/10/akmeologicheskiy-podhod-v-obuchenii - Шамова Т.М. Менеджмент в управлении школой. — М.: NB-Магистр, 1992. -232 с.
«Акмеология как условие повышения качества образования»
В начале третьего тысячелетия все более и более ярко проявляется стремление к интеграции как на уровне государственном (Россия как часть мирового сообщества), так и на уровне социальных институтов и каждого конкретного человека.
Перед общеобразовательной школой поставлена задача обучения и воспитания учащихся, подготовки ребенка к успешной социализации, осознанному выбору профессии. При этом не следует забывать о необходимости сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Проблема профессионального роста человека, его успешность являются центральной для акмеологии, которая начала формироваться как самостоятельная научная дисциплина в 90-ые годы XX столетия.
Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. “Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый” (А.А. Деркач).
Акмеологический подход к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управлению школой позволяет перевести школу из режима функционирования к развитию, при этом значительно повышается и качество образования, так как у всех субъектов образования систематизирующими оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности становится ведущей.
Необходимость акмеологического подхода в учебно-воспитательном и управленческом процессе общеобразовательной школы очевидна, поскольку общество ожидает от школы, что ее выпускники будут коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими самостоятельно строить индивидуальную траекторию развития. Акмеологические приемы, акме-технологии предлагают практическое решение вопроса личностного и профессионального успеха.
Актуальность темы “Акмеология как условие повышения качества образования” обусловлена особым интересом в педагогике и методике к проблеме качества образования. Поиск оптимальных, наиболее эффективных способов, влияющих на качество образования, в последние годы только расширяется. Создаются новые педагогические технологии, актуализируются уже известные, поскольку все более явной оказывается невозможность традиционной образовательной системы соответствовать новым социокультурным и экономическим условиям.
В рамках данной темы возможно рассмотрение проблемы педагогического проектирования в контексте акмеологического подхода, формирование и развитие проектной культуры учащихся, здоровье учащихся как ценность и условие повышения качества образования в акмеологическом контексте, организации акмеологической школы и наиболее интересных для учителей-предметников и перспективных акме-технологий. Особого внимания заслуживает акмеологический подход к управлению качеством образования, который в рамках данной работы не рассматривается.
Научный интерес к акмеологии не ослабевает. И акмеология как принципиально новая наука, истоки которой находятся в педагогике и психологии, и проблема повышения качества образования сейчас активно исследуются. Междисциплинарный характер акмеологии позволяет искать новые возможности, в том числе создание и апробация модели акмеологической школы.
Цель данного исследования – на конкретном примере опыта управления общеобразовательной школой показать связь и взаимопроникновение понятий “акмеология” и “качество образования”.
Задачи данной работы – обобщить, систематизировать теоретические материалы по данной теме, показать возможности их использования в практике общеобразовательной школы и перспективы дальнейшего изучения других составляющих понятия “качество образования”, оценить работу общеобразовательной школы с позиций акмеологического подхода и определить возможные перспективы совершенствования деятельности образовательного учреждения.
Объектом данного исследования являются понятия “акмеология” и “качество образования” в их взаимосвязи.
Предметом исследования является проблема рассмотрения акмеологического подхода как условия повышения качества образования. Методические и технологические аспекты, понятийный и методологический аппараты акмеологии позволяют рассматривать возможность изучения и практического применения акмеологического подхода в контексте проблемы “качество образования”.
Материалом для данного исследования послужили теоретические работы таких ученых-акмеологов, как А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова и др., практические материалы, апробированные в общеобразовательной школе.
Проблеме рассмотрения акмеологии как новой парадигме образования посвящены исследования А.А. Деркача, Бодалева А.А.: “Предметом акмеологии в широком понимании являются объективные и субъективные факторы, которые, взаимодействуя друг с другом, содействуют или препятствуют прогрессивному развитию взрослого человека, а также закономерности и механизмы, позволяющие взрослому человеку достигать в своем развитии вершин, которые обозначаются термином ? акме? ”. Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. “К настоящему времени, помимо общей акмеологии, < …> оформились такие ветви акмеологии, как управленческая, педагогическая, военная, спортивная и др.”. Основополагающие аспекты педагогической акмеологии рассмотрены в работе В.Н. Максимовой “Акмеология: новое качество образования”: “Акмеология – это наука о качестве человека и о качестве жизни. Акмеология образования, в свою очередь, исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика. < …> Акмеологический подход к образованию становится особенно актуальным в связи с обострением проблемы качества современной школы”.
Ключевая идея развития современной общеобразовательной школы – качество образования. “Качество школьного образования можно определить как совокупность его свойств, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств.” (В.П. Панасюк)
Концептуальные основы акмеологической школы: научно-методический аспект
Методологическая база акмеологии дает возможность для создания акмеологической школы. Акмеологическая школа – это такое учебное заведение, в котором созданы все необходимые условия для становления и развития у всех субъектов образования представления об успехе, высоких достижениях, необходимых для развития личности и социума.
В акмеологической школе ребенок развивается как индивид, личность, учитываются его индивидуальные особенности, формируются духовные и нравственные ценности, развиваются творческие способности, умение социализироваться, строить отношения в коллективе и социуме.
Концептуальные основы акмеологической школы могут быть реализованы, прежде всего, в Программе развития образовательного учреждения, в годовом плане научно-методической работы школы.
Акмеологические технологии и их роль в повышении качества образования
Акмеологические технологии направлены на развитие внутреннего потенциала, повышение профессионализма и адаптационных возможностей человека. Они включают комплекс естественнонаучных и гуманитарных знаний, приобретают акмеологическую основу.
Особенности акмеологических технологий обусловлены внутренней установкой субъекта на ее разработку и внедрение. Объектом технологизации становятся личностные зоны развития человека, способы и средства жизнедеятельности, профессионального становления.
Структура акмеологических технологий может быть представлена следующим образом:
- цель и задачи технологии;
- методологическая основа;
- принципы разработки;
- условия технологического процесса;
- анализ конкретной ситуации;
- характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия;
- этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели;
- способы прогнозирования результатов;
- внедрение.
“Основная задача акмеологических технологий – сформировать и закрепить в самосознании человека востребованную необходимость в самосознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализирвать личностное и профессиональное Я.”
К числу акмеологических можно отнести следующие технологии:
- игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования),
- технологии психоконсультирования,
- тренинговые технологии,
- технологии развивающего обучения,
- технология личностно-ориентированного обучения,
- метод проектов.
Педагогическое проектирование в контексте акмеологического подхода и проблема повышения качества образования. Управление проектировочными умениями учителей.
Профессиональное становление и развитие педагога невозможно без сформированных проектировочных умений. “В настоящее время профессионализм учителя определяется его способностью к диагностике, прогнозированию и моделированию педагогического процесса, иными словами, уровнем владения проектировочными умениями”.
Учитель акмеологической школы должен быть исследователем, для которого чрезвычайно важным являются аналитические способности, умение определять цели и задачи своей деятельности, планировать методическую работу (с учетом характера научно-методической деятельности школы, потребностей субъектов образования и реальных возможностей образовательного учреждения), умение формулировать прогнозируемые результаты и корректировать свою деятельность на основе данных педагогического мониторинга. Проектировочные умения необходимы учителю-акмеологу для выстраивания своего профессионального роста, определения тех профессиональных вершин, достижение которых будет способствовать повышению педагогического мастерства и качества образования.
Первая и одна из наиболее важных составляющих проектировочной культуры учителя является целеполагание. “Постановка человеком сколько-нибудь значимых жизненных целей потенциально содержит в себе элемент творчества. Однако реализовать этот потенциал могут далеко не все люди. С этой точки зрения их можно в определенной мере условно разделить на три категории. Первые – это те, кто склонен пассивно ждать, что значимые цели будут ему придуманы и навязаны кем-то извне. Противоположность данной группе составляют те, кто предпочитает личностно значимые цели самостоятельно находить и свободно выбирать. Естественно, что между этими полосами существует весьма большая промежуточная группа, обладающая качествами и первой, и второй, но преимущественно выбирающая цели из заданного извне стандартного перечня”.
Действительно, способность к творчеству – это еще одна составляющая профессиональной культуры учителя акмеологической школы.
Следующими по степени значимости следует назвать аналитические и рефлексивные умения учителя, причем здесь имеются ввиду не только умения анализировать проведенный или увиденный урок, умения учителя корректировать свою деятельность на уроке в зависимости от ситуации, но и умение обобщать свой педагогический опыт, определять наиболее перспективные и личностно значимые для методического самосовершенствования темы. От эффективности методической работы (включая психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса) непосредственно зависит результативность педагогического труда, то есть качество образования.
В связи с этим вполне уместно рассмотрение системы работы школьного методического объединения и его руководителя по созданию условий для повышения качества образования.
Сформированные у учителя проектировочные умения являются необходимыми условиями для эффективного развития их и у учащихся, причем не только на старшей ступени, но и у учащихся основной и частично начальной школы.
Здоровье учащихся как ценность и условие повышения качества образования в акмеологическом контексте
Здоровье взрослого человека является той ценностью, основы которой формируются в детские, подростковые и юношеские годы. Имеются все основания для рассмотрения здоровья как одного из важных условий повышения качества образования. От здоровья человека, умения его управлять своими эмоциями во многом зависит успешность в профессиональной и личной сферах жизни. “Физическое и психическое развитие ребенка должны быть признаны приоритетными, однако следует помнить, что родившемуся физически здоровому человеческому существу от природы задано все, но эта заданность лишь в возможности, а реальностью ее делает полноценное развитие в благоприятных условиях”.
Следует также отметить следующий бесспорный факт: “Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. Половина детей школьного возраста 7 – 9 лет и более 80 % старшеклассников имеют хронические болезни”.
В настоящее время в понятие “здоровье” включается нравс
Методологические принципы и подходы в акмеологии — МегаЛекции
Общие методологические и конкретные методологические подходы и
Принципы в акмеологии
План
1. Общеметодологические подходы в научном исследовании (комплексный, системный, субъектный).
2. Общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма).
3. Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи).
Ключевые слова: методология, общенаучная методология, конкретно-научная методология.
– методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе;
– общенаучная методология – общенаучные содержательные концепции, принципы, подходы, общенаучные понятия и категории, распространяющиеся на достаточно большую совокупность научных дисциплин;
– конкретно-научная методология – принципы, методы, процедуры, применяемые в той или иной специальной научной дисциплине.
Общеметодологические подходы в научном исследовании (комплексный, системный, субъектный)
Комплексный подход. Развитие комплексного подхода в XX в. оказалось связано с существованием полидетерминированных, сложноструктурированных объектов и сфер бытия. Он выразил тенденцию нарастания взаимодействия разных областей знания и наук, необходимость междисциплинарных исследований. Первоначально развитие комплексного подхода было связано с появлением исследовательских областей смежных наук биохимии, геобиохимии, психофизиологии. Позднее, кроме этих новых пограничных областей знания, стали возникать проблемы, охватившие разные сферы человеческой жизнедеятельности, не характеризующиеся принципом смежности. Многие из этих проблем носили не гипотетический абстрактный характер, а были поставлены практической ситуацией развития человечества в XX в. Это атомные и экологические катастрофы, выход человека в космос, появление и распространение высокосмертных заболеваний рака и СПИДа, а также неуклонный рост технического прогресса, сопряженный с проблемой человеческого фактора в самых разных ее ракурсах и изменениях.
Разработка комплексного подхода, приведшая к новой области человекознанию, связана с именем Б.ГАнаньева. Она отвечала четко сформулированной им цели поиску целостного подхода к человеку и интеграции знаний о нем в самостоятельную область знания. Этой цели отвечали организованные и руководимые им комплексные исследования. Однако искомые корреляции между разными параметрами природы и социальной сущности человека не опирались на общую методолого-теоретическую модель, они были скорее способами поиска этой модели. Подвергнув ретроспективному историко-психологическому анализу особенности комплексного подхода, разработанного Б.Г.Ананьевым, его ученица Н.А. Логинова дала и некоторые общие определения комплексного подхода, такие, как направленность на выявление многоаспектности, многофакторности, разнородности онтологических детерминант и онтологических составляющих. Он отличен от системного подхода, специфика которого, с ее точки зрения, состоит в познании целостности, упорядоченности и организованности объекта или сферы деятельности.
Раскрывая специфику комплексного подхода в психологии, Б.Ф. Ломов высказал мысль, что тенденция его развития связана с определением узловых фундаментальных проблем, требующих комплексного исследования. Ряд авторов дифференцируют функцию суммативности комплексного подхода, многоаспектности, проблемности.
Парадоксальность акмеологии заключается в том, что совсем общие методологические принципы и подходы достаточно просто находят в ней свою конкретизацию, выполняя ориентирующую функцию, функцию определения ее предмета. Специфика комплексного подхода в акмеологии заключается в том, что он задает ориентацию на единство изучения и реального практического совершенствования человека. Он нацеливает на сопоставление таких разноаспектных модальностей, как реальное и идеальное состояние, стихийно сложившееся и оптимальное качества. Он дает стратегию преобразования наличного уровня развития в высший, оптимальный, он соединяет часто разобщенные аспекты функционирования человека и его развития. Комплексный подход в акмеологии открывает перспективу индивидуальности и как субъекта. Он соединяет представление о личности в жизни, на жизненном пути и в деятельности.
Иными словами, комплексный подход в акмеологии имеет своей основной функцией интеграцию разных качеств, свойств, состояний, модальностей человеческого бытия. Тем самым он может быть рассмотрен как непосредственное продолжение линии Ананьева на интеграцию наук о человеке в особую область человекознания. Однако если в человекознании, по мнению Ананьева, основанием комплекса является человек, то в акмеологии основанием комплекса является личность как самый сложный и конкретный уровень человеческого бытия.
Комплексный подход в акмеологии нацелен не столько на единство наук, знаний о человеке, сколько на выявление единства и способов связи его онтологически различных качеств. Он играет не столько гносеологическую, сколько онтологическую роль. Самое сложное в акмеологическом комплексе состоит в том, что исследованием и диагностикой выявляется отправной этап развития личности, операционально-практическим звеном которого является ее реальное оптимальное изменение. Исследование не внедряется в практику, как обычно, не подтверждается ею, а служит функционально самостоятельным звеном комплекса, следующим этапом которого является акмеологическая поддержка. Акмеологическая поддержка связана как с диагностическим и исследовательским этапом, так и с будущей оптимальной моделью, оптимальным состоянием личности, которого еще нет. Звенья комплекса развернуты в реальном времени последовательно и одновременно в теоретическом пространстве.
Системный подход. Разработка системного подхода выражает основную модернистскую тенденцию XX в., связанную с именами Берталанфи, Эшби, Парсонса (в социологии), с развитием кибернетики, семантики, социологии, психологии. Принцип системности первоначально имплицитно присутствовал в методологиях соответствующих наук, выражаясь в поисках закономерностей, связей, структур. На определенном этапе в связи с развитием специальной области методологии науки он стал предметом рефлексии, своеобразной логикой научного знания. Н.Ф.Овчинников, В.Н.Садовский, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин и другие отечественные философы и методологи внесли огромный вклад в осмысление и уточнение принципа системности.
Развитие принципа системности в психологии связано с именами Л.С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г.Ананьева, которые разрабатывали его положения в единстве с решением проблем психологии. Б.Ф.Ломов явился классиком системного подхода в отечественной психологии, осуществив определенную рефлексию, формализацию принципа системности. Во-первых, он реализовал системный подход в функции упорядочивания, систематизации психологического знания. Во-вторых, благодаря обозначению ряда проблем в категориях системного подхода, он открыл новые перспективные исследовательские направления.
Специфика системного подхода к акмеологии в том, что ее предмет не имеет четкого уровневого строения, представляет собой онтологически неоднородную, но функционально единую и движимую к оптимальному состоянию систему. В общей теории систем, наряду с классификацией на социальные, биологические и другие системы по критерию области научного знания, существует подразделение на искусственные и естественные системы. Акмеология имеет дело не с искусственной и не с естественной системой, а с самим механизмом и способом перехода от стихийно сложившегося состояния и качества системы к оптимальному, от реального к идеальному посредством моделирования сущности последнего и ее практического достижения. Акмеологическая система имеет целевой, проектируемый моделируемый характер. Вникнуть в сущность этой системы позволяет изучение идей М.И.Сетрова, который выделил аспект сравнения систем по высоте и степени организованности, сделав акцент на направление изменения системы. Высота организованности соответствует переходу на качественно более высокий уровень, т. е. изменению организации, так сказать, по вертикали, а степень организованности изменению в пределах данного качества, т. е. по горизонтали.
Иными словами, им подразумевается не система как иерархия уровней, а переход всей системы, ее изменение в оптимальное, т. е. более высокоорганизованное состояние. Здесь сущность системности в акмеологии конкретизируется посредством понятия «организация», к которому в свое время в интерпретации А.А.Малиновского привлекла внимание К.А. Абульханова-Славская. Оно существенно, поскольку речь идет о системе личности, в свою очередь, по выражению Б.Г.Ананьева, «вписанной» в систему социума, социальных отношений, систему труда, профессий, собственной жизни. Преимущество этого понятия в том, что оно предполагает и зависящие от личностиь способы организации, т. е. самоорганизацию, и независящие, осознанные и неосознаваемые, объективные, а также внешние и внутренние. Новый способ организации системы может быть более простым, минимизируя избыточность, стихийность, или более сложным. В акмеологии предполагается достижение более оптимального способа организации, о чем пойдет ниже речь при раскрытии принципа оптимальности или оптимизации. Достижение оптимального состояния системы в процессе ее изменения обеспечивается конструктивностью преобразований, наличием алгоритмов, инструментально-оперативных средств акмеологического содействия.
Субъектный подход. Если основанием комплекса в акмеологии, как было сказано, является личность, то системообразующим фактором (по выражению Б.Ф. Ломова) акмеологической системы является субъект, т. е. личность, выступающая в качестве субъекта. Это не значит, что акмеология не рассматривает личность в качестве объекта, но только в определенных пределах: исследования, диагностики, квалификации ее изначального состояния. Результаты диагностического обсследования личности как объекта становятся резервами, ресурсами процесса практического, реального совершенствования личности и как процесса совершенствования, осуществляемого самим субъектом (основанием рефлексивных способов самосовершенствования, по И.Н.Семенову), и как процесса акмеологической поддержки, тренингов, игротехник, осуществляемых акмеологом в сотрудничестве с субъектом. Педагогика близка акмеологии своей действенной, операциональной, формирующей направленностью. Но до недавнего времени именно педагогика не только не видела в личности субъекта процесса совершенствования, но и не имела в виду ее даже как объекта исследования, изучения, чтобы привязать формирующие воздействия к реальным, наличным свойствам и качествам личности.
Принцип субъекта является парадигмальным для акмеологии. Личность становится субъектом совершенствования как непосредственного самосовершенствования, так и опосредованного своей деятельностью и акмеологическими технологиями. Проблема самосовершенствования проста лишь на первый взгляд. По мнению С.Л. Рубинштейна, содержательный мир внутри человека есть результат его жизни и деятельности. То же самое относится в принципе к проблеме самоусовершенствования человека: не себя нужно делать хорошим, а сделать что-то хорошее в жизни такова должна быть цель, а самоусовершенствование лишь ее результат*.
* Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. – М.: Па и КМ, 1997.
Как было сказано, субъектный подход или принцип является парадигмой акмеологии. Принцип субъекта, веками разрабатывающийся с той или иной степенью интенсивности в истории философии, в отечественной психологической науке был актуализирован и разработан С.Л.Рубинштейном в его многогранном и вместе с тем системообразующем качестве. В отличие от гегелевского понимания субъекта только как источника активности сознания, Рубинштейн выделил другие категории, аспекты его определения. Еще в 20-х годах XX века он определил субъекта как центр организации бытия, показав не рядоположную, а центральную позицию человека в мире. Он раскрыл его способности саморазвития, самоопределения, самосовершенствования. В качестве основного признака субъекта он выделил его способность совершенствования, способность человека достигать высшего оптимального уровня своего развития, идеала. С этого момента методология развития перестала сводиться к движению по горизонтали, к стадиальности. Открылась «вертикаль» в развитии человека, его восходящий характер. Несомненно, этот аспект понимания субъекта близок западной философской идее человека как проекта, идее Ш.Бюлер о врожденной потребности личности в самореализации.
Однако данное С.Л.Рубинштейном философское определение субъекта через потребность и способность к совершенствованию нуждается в психологической и акмеологической конкретизации, когда речь идет о личности. Идея личностного роста, «выделывания» личности (по выражению В.В.Давыдова) не означает, как было сказано, сосредоточения человека на своем «Я», не предполагает рефлексивного пересмотра своих достоинств-недостатков, не сводит самосовершенствование к непосредственной жизненной цели. Л.С. Выготский поставил важнейшую задачу приобщения личности к культуре человечества, но свел ее к задаче научения, обучения. На самом деле, совершенствование личности это не только овладение личностью человеческой культурой, это достижение личностью «культурного уровня», можно сказать выработка личностью культуры. Эта задача может быть решена только самим субъектом.
Для человечества принцип субъектности выразился в идее исторического прогресса (хотя история неоднократно доказала, что ни правители, ни народы не содействуют прогрессу исторического процесса в целом). Для личности достижение субъектности не есть достижение заранее отмеченной планки (хотя критерии личностной культуры уже формулируются в акмеологии и близких ей направлениях), а непрерывное движение к самосовершенствованию. С этой точки зрения понятие «акме» означает не конечный пункт жизненного движения и развития, а ту вершину, с которой открываются новые горизонты дальнейшего движения. Одновременно субъект это автономия, самостоятельность, инициатива и ответственность.
Сформулировано множество разных подходов и определений субъекта. Анализ различных концепций и пониманий субъекта в философии, культуре, психологии дореволюционной, российской и зарубежной предпринят В.А.Татенко в книге «Психология в субъектном измерении». А.В.Брушлинский, автор монографии, посвященной проблеме субъекта в психологии, – считает, что личность всегда является субъектом.
Специфика акмеологического принципа субъекта связана не с эгоцентризмом, не с самоотношением, не со способностью к рефлексии, даже не с проявлением активности инициативы и ответственности, а прежде всего с разрешением различного рода противоречий, т. е. с критерием, который выделила в качестве первого и основного К.А. Абульханова при квалификации личности как субъекта. Разрешение противоречий и дает субъекту опыт свободы, уверенности, самостоятельности, ведет к достижению соразмерности.
Какие противоречия имеются в виду? Это противоречие между наличным состоянием, качеством, уровнем развития личности, способом ее организации и согласования с социальными условиями и идеальным. Это противоречие между способностями, индивидуальностью, особенностью, потребностями данной личности и требованиями общества и жизни, обращенными к ней. Это противоречие между генетически заложенными потребностями личности, ее потенциями и мерой их реализации, степенью самореализации, которой ей удалось достичь. Это противоречие между притязаниями и усилиями личности и их результатами и т. д. Разрешая их, личность достигает своей зрелости, качества субъекта.
Вторым критерием субъектности для акмеологии является свобода владения внешними и внутренними условиями своей жизнедеятельности, способности к построению оптимально развивающих саму личность и других людей как субъектов отношений исторически зрелому типу жизнеотношений. Система жизненных отношений личности и общий психолого-педагогический принцип ее развития.
Наконец, важнейшим критерием субъектности личности является наличие «Я-концепции», которая, несомненно, представляет собой и базисное личностное образование, но в своей конкретной архитектонике, в своей соразмерности позволяет судить о мере субъектности личности. В свое время, характеризуя в «Основах общей психологии» основные составляющие личностной структуры, Рубинштейн включил в ее составляющие три параметра: чего хочет человек (это его потребности, мотивы, притязания), что он может (каковы его способности, возможности, ресурсы), наконец, что есть он сам (каково его мировоззрение, характер и т. д.). Личностные противоречия выливаются в противоречия с социумом, если желания не соответствуют способностям, а характер не позволяет использовать способности в направлении осуществления желания. Гармонизация этих составляющих обеспечивает сверхвозможности субъекта.
Психосоциальный подход носит достаточно новый для отечественной науки методологический характер, хотя в зарубежных работах он был сформулирован уже достаточно давно. В отечественной психологии к разработке этого принципа обратилась К.А.Абульханова-Славская в связи с проведением кросскультурных исследований российского менталитета и социального мышления.
Сущность психосоциального подхода заключается в движении к исследуемому объекту не от априорной модели или теории, а от выявления исторических, социальных, культурных, личностных детерминант его реального состояния. Предметом психосоциального исследования является не абстрактная личность, а личность, живущая в определенном российском, французском или ином обществе, специфика ее сознания, определяемая историческими, биографическими обстоятельствами ее жизни, жизненной позицией, национальной, профессиональной принадлежностью, возрастом, полом. Именно такого типа исследования проводит акмеология. Как уже говорилось, ее интересует личность госслужащего, управленца, педагога, социальный, профессиональный статус этой личности, ее образование, профессиональный стаж, возраст и т. д. В чем далее отличие такого типа исследований от классических психологических? Ведь и в психологии исследуются, формируясь в выборки, то учителя, то студенты, то врачи, учитываются возраст и пол. Но в акмеологии выборка служит не основной переменной, а дополнительной, тогда как в психологии это основная, причем комплексная переменная личность как субъект определенного вида профессиональной деятельности во всей совокупности своих параметров.
Общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма)
Принцип детерминизма. Господству субъектной парадигмы, признанию роли категории субъекта предшествовал сложный процесс преодоления механического линейного понимания принципа детерминизма, который в начале века был подвергнут критическому преодолению в физике, но продолжал господствовать в психологии. Забегая вперед, обращаясь к принципу социальной детерминации личности в гуманитарных науках, можно сказать, что в отечественном мировоззрении механистический детерминизм, признание жесткой внешней детерминации держалось на идеологическом признании решающей роли социальной детерминации, на марксистской идеологии. С.Л.Рубинштейн сформулировал новое, отвечающее специфике природы психики, личности понимание принципа детерминизма. Согласно такому принципу, внешние условия не жестко и однозначно определяют сущность объекта и результат воздействия на него, а преломляясь через внутренние. Любое воздействие одного явления на другое, по С.Л. Рубинштейну, преломляется через внутренние свойства того явления, на которое это воздействие оказывается. Результат этого воздействия на явление или предмет зависит не только от явления или тела, на него воздействующего, но и от природы, от собственных внутренних свойств того предмета или явления, на которое это воздействие оказывается. Всматриваясь в жизнь человека, мы видим, как психические явления вплетаются в ткань ее и как обусловленные и как обусловливающие, как зависящие от условий жизни и как обусловливающие поведение людей, посредством которого эти условия изменяются*.
* Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. / АПН СССР, М.: Педагогика, 1989.
С.Л. Рубинштейн, отмечает К.А. Абульханова-Славская, обращает внимание не просто на преломляющую, опосредствующую влияние внешнего воздействия роль внутреннего, но на такие характеристики, как активность, специфичность, избирательность. При такой интерпретации принципа детерминизма закономерной становится не только сама связь причин и следствия, но закономерной оказывается роль внутреннего*.
* См. там же.
Специфика принципа детерминизма в акмеологии обнаруживается по нескольким направлениям.
Первое заключается в том, что «внутреннее» сначала рассматривается в своем единстве с «внешним» и статическим, данным в настоящий момент, стихийно или случайно ранее сложившемся качестве. Акмеология выявляет «внутреннее» как логику его развития в оптимальном направлении. Закономерности развития, как будет подробнее показано далее, это закономерности восхождения, а не линейного горизонтального развития. Знание этих внутренних закономерностей, логики развития может использоваться для интенсификации процесса развития, для конструктивности способа его осуществления.
Второе специфическое значение детерминизма в акмеологии состоит в том, что системообразующим фактором или движущей силой развития становится сама личность, а механизмом саморегуляция, самоорганизация (в отличие от чисто внешней регуляции процесса развития).
Третье состоит в том, что процесс совершенствования личности имеет двойную детерминацию и внутреннюю, и внешнюю, в которой решающую роль играет внутренняя детерминация, высвобождение внутренних движущих сил, выявление имплицитных возможностей. Но внешнее акмеологическое содействие оказывается конструктивным только в силу того, что оно обращено к личности как субъекту, т. е. строится на признании решающей роли внутренних механизмов, условий. Многолетний опыт манипуляторики, жесткого управления людьми, научения типа дрессуры, давая часто оптимальный краткосрочный результат, еще никогда не приводил к продуктивности в сложных, не охваченных дрессурой ситуациях, в сфере самостоятельной деятельности людей. Существовали и тренинги, преимущественно типа восточных медитаций, которые обеспечивали внутреннее оптимальное, гармоническое, упорядоченное состояние субъекта. Но он, достигнув такого состояния, оказывался не способен продуктивно действовать, не происходило переноса упорядоченности системы в режим ее функционирования. Упорядоченность, оптимальность сохранялась только в статике. Акмеология своим конкретным пониманием детерминации и достижения оптимума активности и внутренним и внешним, и непосредственными опосредованными способами разрушает эту серьезную дилемму.
Принцип социальной обусловленности личности долгое время в отечественной психологии выступал как альтернатива пониманию детерминизма как роли внутреннего. Как известно, в психологии абсолютизация последнего была связана со школой Л.С. Выготского, А.Н Леонтьева, поскольку они преимущественно разрабатывали проблему развития ребенка и ставили акцент на его социализации, т. е. роли внешнего социального общеисторического опыта, культуры. П.Я. Гальперин, известный теоретик культурно-исторической теории, немало сделавший для операционализации ее положений в обучении, выдвинул тезис, что психика и есть то, что мы из нее сделали. Однако положения о решающей роли социальной внешней детерминации были перенесены с ребенка на взрослого, развитие его способностей и т. д. Им был придан универсальный характер. Для личности взрослого социальные условия уже не сводятся к роли культуры, способов действий, образцов поведения, к усваиваемым знаниям. Они часто выступают как жесткие требования, ограничения, личность вынуждена адаптироваться к ним. Не следует пренебрегать ролью этих условий, адаптации к ним, не стоит противопоставлять социализации индивидуализацию и автономию. Проблема гораздо сложнее: личность становится ею и остается ею не тогда, когда она становится марионеткой социума или аутсайдером. Она вынуждена разрешать противоречие между внешней социальной детерминацией и внутренними потребностями, желаниями, способностями, особенностями. Суть этого противоречия, решая которое личность и становится личностью, была раскрыта детально в трудах К.А. Абульхановой-Славской, в частности, в анализе принципа соотношения индивидуального и общественного.
Но сегодня проблема социальной детерминации особенно для акмеологии выступает совсем в другом качестве. Еще Б.Г. Ананьев сформулировал, предвидя недалекое будущее, идею о необходимости подготовить человека к жизни, а не только передать необходимую систему знаний. Социальная детерминация в современном, особенно российском обществе заключается не в ее определенности, а, напротив, в неопределенности, в изменчивости, противоречивости, непрогнозируемости. Социальная детерминация в настоящее время – это социальные проблемы, стоящие перед личностью, а не простые и категорические руководства.
Известный американский специалист в области прогнозирования Джон Нейсбит выявил, по крайней мере, десять основных тенденций переструктурирования общества и его развития, указав, что человечество движется в двух направлениях к высокой сложности технологии и величайшему в истории испытанию человека: чем сложнее техника, тем серьезнее испытание. Эта формула отражает необходимость нахождения баланса между физической и духовной реальностью. Он отмечает, что основная тенденция заключается в перебросе всех социальных процессов, противоречий, решений на индивидуальный уровень. Отсюда возрастающая роль личности и социальная, а не только абстрактно-гуманистическая потребность в ее совершенствовании. Нейсбит отмечает, что наряду с тенденцией децентрализации, регионализации общества, разрушением иерархизированных и централизованных институтов нарастает своеобразная тенденция, которую он называет тенденцией самопомощи. Нетрудно увидеть в этом прогнозе состояние современного российского общества, в котором личности оказались предоставлены самим себе в выборе способа социальной жизни обогащения любой ценой или выживания. Нетрудно увидеть, что состояние изменения общества, состояние кризиса целого ряда его сфер, а не только отказ от принципа тоталитаризма сделали личность его реальной единицей, нуждающейся в том, чтобы заново ориентироваться в сложном, противоречивом социуме, потерявшем свои прежние профессиональные, жизненные позиции, привычки (привычку к опеке, гарантированной зарплате, привычной работе и т. д.).
В современном обществе встала глобальная проблема поиска соразмерности социальных жизненных изменений личностным свойствам человека. Идеология модернизации базируется на условии фундаментального научного знания, на связи науки с практикой, на повышении роли профессионализма. Все эти задачи и призвана решать акмеология как новая наука о личности в сложных противоречивых, изменяющихся условиях. Идея совершенствования человека всегда присутствовала в его мировоззрении, даже в самые тяжелые социальные эпохи. Но в лице акмеологии эта гуманистическая идея нашла свой социальный спрос она решает задачу совершенствования личности не по принципу искусства ради искусства, а ради укрепления ее жизненных сил, о чем пророчески писал Б.Г. Ананьев. Достижение вершин, компетентности, профессионализма стало социальной необходимостью.
Задолго до российских перемен наиболее прозорливые теоретики труда, социологи и другие специалисты ставили проблему совершенствования интеллектуальной сферы человека, которая должна соответствовать характеру современного труда, техники, производства. Совершенствование интеллектуальной сферы предполагает возможность работников творчески использовать достижения науки, прогрессивных технологий, а также развитие их способностей экспериментирования, исследования, рационализации способностей к установлению партнерских отношений и т. д. Однако основная социальная проблема прошлого состояла в том, что, эксплуатируя интеллектуальные ресурсы отдельных крупных ученых, изобретателей, общество было не в состоянии разумно и рационально развивать интеллектуальные возможности и использовать их. Ак-меология в ее понимании места личности в современном социуме ориентирована на самостоятельность ее деятельности, на ее ответственность, на личное гарантирование своего соответствия избранной профессии, социальной роли.
Если прежнее понимание социальной детерминации заключалось в признании решающей роли внешних воздействий на личность, то теперешнее существенное для акмеологии радикально преобразовано. Произошла своего рода «инверсия» детерминационных зависимостей. Не социум действует на потребности, способности, психику и саму личность, а сама личность так использует свои способности, мотивацию, психические, энергетические ресурсы, чтобы оптимизировать свое соотношение с социумом, чтобы минимизировать несоответствие ему. Нами выдвинута формула о психическом обеспечении той или иной деятельности или жизнедеятельности в целом. На первый взгляд эта формула приходит в противоречие с «суверенностью», внутренней ценностью психики. Последняя выступает как будто как некоторое трудовое, профессиональное, жизненное «снаряжение». На самом деле это и есть вытекающая из акмеологического понимания социальной детерминации центральная методологическая проблема.
Если Марксовым анализом процесса труда было наглядно показано, что орудие человека – это и его органы тела, скорость, амплитуда движения рук, ловкость и т. д., то в сегодняшней акмеологии эта парадигма преобразована: сама личность определяет меру усилий, интеллекта, воли, настойчивости, которые могут стать необходимым «снаряжением», обеспечивающим решение социальной, трудовой, профессиональной или жизненной задачи. Дело акмеологии – сменить парадигму управления и манипулирования людьми на парадигму самоуправления, саморегуляции для достижения соразмерности личности сверхсложному социуму. Она открывает возможность совершенствования как этих личностно-психологических ресурсов, так и способности личности распоряжаться ими в сверхсложных условиях. Личность должна сама определить и выработать и степень своей социальной зрелости, и степень своей компетентности и профессионализма, и степень самостоятельности, которая дала бы ей возможность найти свое собственное место и роль в современном социуме.
Принцип развития. В различных формулировках принципа развития в одних случаях преобладало основание гармонизации, в других противоречивость некоторых этапов развития человека на жизненном пути и известная фатальность, закономерность кризисов, привязанная к возрастам. По-видимому, критика принципа гармонического развития личности, который был идеологическим лозунгом эпохи социализма, не должна снять проблему пропорциональности развития. В отечественной психологии уже давно утвердилось понятие «гетерохронность развития», «сензитивность» как характеристики соответствия-несоответствия разных этапов развития, их своеобразной «чувствительности» к внешним воздействиям, усилиям и руководствам. Понятие «гетерохронность» обозначало неравномерность развития и темпов развития разных психических функций, способностей, свойств. Именно эти два ставшие классическими понятия имеют в своей основе принцип гармонизации, соответствия. Суть его заключается в том, что при разных темпах и значительном разрыве, скажем, между интеллектуальными и моральными качествами личности интеллектуальные не только не содействуют развитию моральных, но и приводят к дисгармоничности личности ригористичности, рассудочности, нравственной глухоте.
Диахронический характер развития, который особо выделяет Л.И.Анцыферова, разбивается на два типа развития прогресс и регресс. Последний представляет собой дисгармонизацию, возможную деструкцию личности, ограничения направления ее развития*.
* Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. // Психология формирования и развития личности. — М., 1981.
Лишь в последние годы сблизились два направления разработки принципа развития: понимание развития как стадиального, имеющего необратимый характер процесса и развития как функционирования личности в деятельности, в которой, согласно С.Л. Рубинштейну, она и проявляется, и развивается. В онтогенетических исследованиях пытались установить пределы, пороги, тупики развития, связанные с разными возрастами. При анализе развития личности в деятельности преобладал оптимистическая точка зрения, соответствующая идее полезности труда, пока наконец не были наложены ограничения на возможность развития, связанные с характером труда. Была выдвинута альтернативная формула, что не всякая деятельность развивает личность. В современных работах по онтоненезу связываются возрастные критерии и особенности развития с особенностями деятельности. Так, Т.В. Карсаевская отмечает, что виды деятельности, связанные с вербальным интеллектом, не имеют возрастного предела. Писатели, переводчики, актеры сохраняют творческий потенциал до конца жизни*.
* Карсаевская Т.В. Этапы жизненного цикла человека. // Что такое человек. – СПб, 1998
Принцип развития в психологии является многогранным, в силу чего он уже перерос в специальную область психологического знания. Он раскрывает и фило-, и онтогенетические особенности развития, и соотношение индивида с данным обществом на разных этапах жизненного пути, и возрастные этапы развития, и развитие личности в жизненном пути.
Акмеология, сближаясь по своему предмету с областью психологии развития, имеет в виду исследование таких закономерностей, которые требуют конкретизации принципа развития. Эта конкретизация предполагает:
1) понимание развития как совершенствование, движение к зрелости, к оптимальному высшему уровню; «движение по восходящей»;
2) признание субъектного характера развития, о чем выше шла речь;
3) осуществление развития (и его анализ) через противоречия, разрешаемые субъектом;
4) принцип развития в акмеологии учитывает индивидуальный характер развития;
5) развитие рассматривается в акмеологии как развитие в жизненном пути и деятельности акмеология через личность, впервые устанавливает связь развития личности в жизненном пути и профессии;
6) акмеология учитывает соотношение потенциального и актуального в развитии личности, нацелена на выявление ее скрытых, нереализованных возможностей;
7) акмеология не сопоставляет последовательные стадии, а выявляет наличную стадию в сопоставлении с идеалом, с перспективой.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
АКМЕОЛОГИЯ — это… Что такое АКМЕОЛОГИЯ?
– знание теоретико-практического типа, современная комплексная наука, взаимодействующая с гуманитарными, естественными, социальными, техническими науками, изучает специфические закономерности психического развития человека на этапе зрелости: поступательный и прогрессивно восходящий характер развития, направленность на высшие уровни оптимумы развития, обратное влияние личности на деятельность, возрастание целостности и интегрированности личности на этапе зрелости, роль феномена «акме» как многомерного психического состояния человека в поступательном развитии, становление способности зрелой личности действовать в меняющихся и неопределенных условиях, становление способности к максимальному использованию личностью своих ресурсов для оптимального соотнесения с социумом, усиление роли саморазвития у взрослого человека. А. выявляет особенности специализации становления психических функций в ходе профессионализации человека и особенности двухфазности психического развития. А. рассматривает личностную и профессиональную зрелость как высшие ступени социализации и профессионализации человека. Основатель А.
– Борис Герасимович Ананьев. Сформировал основную идею данной науки – изучение «вершин» жизни высших достижений личности. Развивая проблему человекознания, он поставил комплексную задачу изучения закономерностей, механизмов и феноменов, характеризующих процесс развития взрослого человека. Его учениками – А.А. Бодалевым, А.А. Деркачом, Н.В. Кузьминой и др. – была основана акмеология как новая комплексная область знания о человеке и его совершенствовании.
Предметом А. являются процессы и механизмы совершенствования личности и как индивидуальности в жизни, деятельности (профессии), общении, приводящие к наиболее оптимальному способу самореализации в жизни, к конструктивному, компетентному, высоко профессиональному осуществлению деятельности в качестве субъекта.
Предмет А. представлен в виде сложной модели, выявляющей изменение, развитие исходного состояния реального объекта («оригинала» – по терминологии Вартофского), его переход от «стартового» к идеальному, «вершинному» состоянию. Модель выявляет изменение способа организации объекта от наличного к более оптимальному уровню. Желательное идеальное целевое состояние или качество проектируется (А.А. Деркач) согласно теоретическим, методологическим, гуманистическим принципам и – одновременно – достигается практически заданным критериям, определяемым системой функционирования личности – в качестве участника и субъекта всех сфер социально и личной жизни, в том числе – профессиональной (руководителя, преподавателя и т. д.).
Специфика предмета состоит в нахождении наиболее оптимального способа функционирования личности и ее саморазвития в жизнедеятельности. Этот тип знания – ценностный, модельно-целевой, и вместе с тем – целепрактический. Тем самым доказывается самостоятельность предмета науки акмеологии, снимаются попытки свести ее к разделу психологии или прикладной технологии.
Методологическая модель предмета представляет собой интеграл наличного состояния (определенного на основе диагностики), способа его практического преобразования и идеального «вершинного» качества и раскрывается путем применения принципа моделирования сложных (одновременно реальных и идеальных) целевых объектов.
Акмеологическая наука интегральна; ее интегральность задана ценностным и практическим критерием – «необходимостью оптимизации», который определил целесмысловое «заимствование» понятий и исходных положений из других областей знаний по принципу необходимого и достаточного.
В данной науке практически ориентированные составляющие задают систему критериев-вопросов, проблем исследования, т. е. выполняя функцию теорий и гипотез. Структура исследования в А. строится на встречных направлениях – с одной стороны, практико-социального запроса, с другой стороны теории – предметной модели, задающей необходимость развития личности, оптимизации ее деятельности, при всех условиях.
Система акмеологии как типа знания уникальна по своей семантике: она подтверждает правомерность идеи о смысловых системах. Однако семантизм акмеологической системы заключается не в ее языковом характере, а в существовании определенного «гештальта», функционально-смысловой, ценностной и целевой связанности ее составляющих. В этом значение возникновения акмеологии для общей методологии и логики науки.
* * *
— изучает феноменологию активного социального субъекта (человека, группы), закономерности, механизмы и способы его развития на ступени зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня профессиональной самореализации.
* * *
(греч. akme – вершина, остриё; logos – слово, понятие, наука) – в психологии – изучение человеческой личности в период её социальной, духовной и творческой зрелости, а также взаимоотношений её с обществом (в противовес к детско-подростковой психологии и психологии старения). Аналогичное разграничение существует в психопатологии и в клинической психиатрии, но термин акмеопсихиатрия обычно не используется.
* * *
[греч. акте — вершина logos — наука, учение] — научное направление, развивающееся на стыке естественных, гуманитарных, общественных и технических дисциплин и изучающее феноменологию развития человека, его наивысшие творческие достижения на этапе зрелости. Создателями А. были Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина. В их представлении зрелость человека и вершина этой зрелости («акме») — это многомерное состояние взрослого человека, охватывающее значительный этап его жизни и показывающее, насколько он состоялся как физический индивид, как гражданин, как личность, как специалист-труженик в какой-то области деятельности, как супруг, как родитель и т.п. Это состояние никогда не является статичным, а отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Исследования зрелости взрослого человека с позиций разных наук позволили установить, что, как правило, не происходит одновременного достижения ступени зрелости по всем характеристикам. Время выхода человека на уровень акме как индивида, как личности, как субъекта творческой деятельности часто не совпадает (либо можно говорить лишь об относительном совпадении), поскольку наблюдаются разные темпы изменений в этих характеристиках. В акмеологических исследованиях устанавливается сходное и различное в индивидных, личностных и творческих характеристиках разных людей, проясняется действие факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости и такие особенности акме человека, как его содержание, продуктивность, время наступления, широта, продолжительность и др. А. выясняет также, какие предпосылки должны быть сформированы у человека на предшествующих зрелости этапах возрастного развития для того, чтобы он по-настоящему смог состояться как индивид, как личность, как субъект деятельности, став взрослым. Поэтому А. прослеживает механизмы и результаты воздействия макро-, мезо- и микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.), природной среды и самого человека на процесс собственного развития, ставя и решая задачу разработки таких рекомендаций стратегии организации его жизни, реализация которых позволила бы ему оптимально объективировать себя на ступени зрелости и внести свой индивидуально неповторимый вклад в обогащение ценностей жизни и культуры. Наряду с расширенным толкованием А., некоторыми авторами предлагается иная, более специальная трактовка понятия А., как знание о высшем уровне профессионального мастерства или профессионализма человека. При этом на междисциплинарном уровне рассматривается содержание феномена профессионализма, прослеживается зависимость между профессионализмом и другими особенностями человека, пути и условия достижения профессионализма, а также способы предотвращения профессиональной деформации. При решении этих задач в А. изучается труд профессионалов экстракласса в разных областях деятельности, выявляется, что их объединяет и что различает, насколько различия обусловлены конкретной областью труда. Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать, несхожесть технологий, которые используются, чтобы получить высокий результат, определяют своеобразие содержания и формы профессионализма в таких системах деятельности, как: человек — живая природа; человек — техника и неживая природа; человек — человек; человек — знаковые системы; человек — образы искусства (классификация Е.А. Климова) или в таких сложных областях, как политика, экономика, управление, предпринимательство, военное дело и др. Помимо этого, А. исследует процессы переподготовки, когда человек меняет профессию и в новой области труда ему необходимо достигнуть максимального профессионализма, выявить новые грани своего «акме». В зарубежной психологии выделение А. как относительно самостоятельной области исследований не принято: психология зрелости рассматривается лишь как один из разделов психологии развития. В отечественной психологии, наряду со сторонниками такого выделения, имеются и его противники, полагающие методологически некорректным объединение разнородных научных дисциплин только на основе общности изучаемого объекта (высшие достижения человека). А.А.Бодалев, А.Л.Венгер
* * *
(от лат. acme — пик, вершина и логия) — наука о закономерностях развития и функционирования высшей творческой деятельности людей в процессе их функционального развития. По определению А.А. Бодалева, А. как наука возникла на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучает закономерности и механизмы развития человека на этапе его социальной зрелости, особенно при достижении им наиболее высокого уровня развития. Предмет А.— творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения субъектом деятельности различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин самореализации. Задача А.— вооружение субъекта деятельности знаниями и технологиями, обеспечивающими возможность его самореализации в различных сферах деятельности, в том числе и выбранной профессии. Акмеологический подход является составной частью новой, прогрессивной технологии — инновационного обучения.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
Соотношение акмеологического и психологического подходов к личности
Акмеологический подход к личности вырабатывается в рамках психологической науки с опорой на психологическое определение ее сущности. Однако он рассматривает личность в более широком контексте комплексного подхода к человеку, разработанного Б.Г. Ананьевым и философской антропологии, предложенной С.Л. Рубинштейном (последняя есть философское учение о специфике бытия человека в мире).
Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности
Личность (как предмет акмеологии и само понятие личности) определяется в континиуме других качеств человека как индивида, как субъекта, и как индивидуальности. (Хотя психология также оперировала этими понятиями, в силу разнобоя трактовок разных авторов их не удавалось выстроить в единой логической системе.)
Первым основанием при рассмотрении соотношения акмеологического и психологического понимания личности является принцип развития. Вторым – и в зарубежной, и в отечественной психологии развитие личности рассматривается преимущественно в определенных пределах, т. е. как развитие личности ребенка (в отечественной психологии это имело место в силу идеологических причин – минимизации роли личности в обществе, а поэтому отрицания необходимости изучения личности взрослого. В зарубежной психологии – в силу методологических причин – фрейдизм и целый ряд концепций под влиянием принципиального ограничения всего периода становления личности периодом детства). Акмеологический подход рассматривает развитие на протяжении всей жизни человека. В силу этого он опирается на те психологические концепции личности, которые связывали и развитие, и самую сущность личности с масштабом времени и пространства всего жизненного пути личности. В отечественной психологии – это теории жизненного пути С.Л. Рубинштейна и жизненного цикла Б.Г. Ананьева, в зарубежной – теория жизненного пути Ш. Бюлер (хотя она также, поддаваясь влиянию фрейдизма, акцентировала решающую роль детства в развитии личности), теория жизненного развития Э. Эриксона, выявившего важнейшие качественные новообразования каждого жизненного этапа (развития индивида, личности) и особенно подчеркнувшего роль и качество личностной зрелости (аналогично на этапах развития телесности, самости и т. д. останавливается Т.Г. Олпорт; более того, Олпорт в порядке альтернативы минимизирует прошлое, отдавая главенствующую роль будущему). В рамках феноменологического подхода «гештальт–терапия» также не абсолютизирует роль прошлого, поскольку на первый план выходит само переживание и процесс преодоления противоречий «здесь и теперь», что закрепляется как паттерн поведения в будущем.
Аналогом акмеологического подхода к личности оказывается и теория К. Роджерса, поскольку он рассматривает индивида в его развитии и взаимодействии с реальностью, «руководствующегося» врожденными тенденциями организма к развитию своих возможностей, обеспечивающими его усложнение и сохранение. Сам Роджерс так формулирует гипотезу своего подхода: «Человек обладает в самом себе огромными ресурсами для самопознания, изменения «Я-концепции», целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен только в том случае, если создается определенный климат благоприятных психологических установок».
Таким образом, Эриксон, Олпорт, Роджерс и Перлз, оставаясь в рамках психологических теорий, разработали некоторые принципы, соответствующие сущности акмеологического подхода в личности.
Отметим, что акмеология учитывает не только прогрессивные, потенциальные возможности при определении развития личности, но и его регрессивные варианты и выявляет (диагностирует) наличное состояние личности с целью его оптимизации самой личностью (или с помощью акмеологической поддержки). Если речь идет о разрыве наличного и идеального состояния, то с помощью критериев последнего строится схема уровней развития и диагносцируемое состояние личности относится к определенному уровню, чтобы можно было определить не только то, какие этапы, но и то, какие уровни развития она должна еще пройти и каковы средства осуществления этого движения по иерархии.
Если, как отмечалось, в основном в психологии развитие рассматривалось как поступательные этапы, стадии, как носящее необратимый характер (за исключением формулы С.Л. Рубинштейна о развитии личности в деятельности), то в акмеологии имеет место совершенно другая временная характеристика (модель) развития, которая будет раскрыта ниже.
Наконец, и это главное, если в психологии развитие и даже обучение и воспитание рассматриваются как совершенствование, то акмеология, отвечающая принципу оптимальности, изучает индивидуальные и личностные особенности под углом зрения оптимизации процессов развития, как продвижение личности к вершинам зрелости, как имеющее восходящий характер. Акмеология учитывает закономерности, выявленные психологией, чтобы развитие личности осуществлялось не стихийно-эмпирически, а целенаправленно, с учетом этих закономерностей. В этом акмеология сближается с педагогикой: она не просто исследует процессы развития, но как операциональный, оперативный тип знания включает практику развития и совершенствования личности в качестве центральной научной задачи. В ней разрабатывается целая совокупность рефлексивных, игровых, тренинговых практик, сочетающих обучение, научение и развитие личности. Но в отличие от педагогики, акмеология ставит своей целью не только и не столько получение личностью знаний, но совершенствование ее самой, ее мышления, способностей, навыков и умений (самого широкого профиля).
В акмеологию включаются понятия психологической, духовной, профессиональной культуры, раскрывающие наиболее совершенные способы жизнедеятельности личности. Однако если в культурологии акцент преимущественно ставится на сущность культуры и ее влияние на общество, массы и отдельную личность, то акмеология вскрывает сами механизмы культурного развития личности.
Однако принципиальным основанием сравнения психологического и акмеологического подходов к личности является категория субъекта.
Как уже отмечалось, понятие личности в психологии определяется в контексте понятий «индивид», «индивидуальность», «субъект». Однако в силу различий трактовок разными авторами этот контекст не был представлен в системе.
Следует напомнить, что в психологии понятие «индивид» употребляется в двух противоположных значениях: для обозначения природных, биологических, психофизиологических качеств человека и одновременно в его Марксовом понимании как общественного индивида. Эти два значения взаимно исключают друг друга, но по традиции марксистской психологии сохраняются во всех ранее написанных текстах. Для акмеологии адекватно понятие индивида в его природном и биологическом качестве (под биологическим качеством индивида имеется в виду организм, пол, возраст, здоровье и т. д.)
Понятие «индивидуальность» употребляется в психологии в трех разных значениях. Первое обозначает неповторимую сущность личности (уникальную, согласно Г.Олпорту), второе, напротив, мало существенные индивидуальные особенности (как раз не затрагивающие ее сущности). Третье значение, которое разделяли и Б.Г. Ананьев, и С.Л. Рубинштейн, связывает индивидуальность с высшим уровнем развития личности.
В акмеологии в настоящее время точно определились понятия индивида и личности, но еще существует многозначность и связанные с нею дискуссии относительно понятий индивидуальности и субъекта.
Последнее является не только понятием и даже не только категорией, а оказывается новой парадигмой, которая была сформулирована С.Л. Рубинштейном на основе принципа детерминизма в плане философско-методологическом и разработана в психологии как методологический принцип сначала применительно к предмету психологии, затем – применительно к личности. Суть этой парадигмы, более детально раскрываемая ниже, заключается в изменении самого способа познания человека. Изучаемая в качестве объекта, личность всегда конечна, представлена своими наличными данными, свойствами, «чертами», даже если рассматриваются ее изменения и развитие — они определяются психологом, т. е. извне, а не ею самой. Субъектный подход в самом общем и принципиальном виде утверждает, что детерминация поступков, деятельности, самой жизни осуществляется личностью. Субъектный подход к личности в настоящее время разработан в психологии как субъектно-деятельностный подход в противоположность безличному бессубъектному «деятельностному».
Изменение способа познания, согласно новой парадигме, заключается в том, что исследование строится по принципу взаимодействия между исследуемой личностью и исследователем. Далее, при выдвижении гипотез об особенностях личности (если именно она рассматривается в качестве субъекта) всегда предполагается, что она проявит свои новые, на данном этапе не только не исследованные, но и ею самой не обнаруживаемые возможности, способности.
Именно эта парадигма стала переходным мостом от психологии к акмеологии в трактовке личности, поскольку акмеология в полной мере реализует новый способ познания, при котором исследование соединяется с практикой взаимодействия с субъектом.
Целым рядом психологов личность изначально (с рождения) считается субъектом. Между тем, на наш взгляд, качество субъекта — это качество, связанное со становлением, развитием и, более того, достижением личностью высшего уровня своего развития. Тогда занимает свое определенное место и поддерживаемое Б.Г. Ананьевым и С.Л. Рубинштейном понимание индивидуальности как высшего уровня развития личности.
Личность как субъект достигает высшего уровня развития, который не имеет стандартного для всех людей значения («порога»), и высшего уровня своего развития, который «измеряется» возможностями ее индивидуальности. Для каждой личности высшим будет разный уровень.
Однако одного этого уточнения для акмеологии как комплексной науки недостаточно: личность рассматривается ею в контексте жизненного, профессионального, духовного пути.
Этот контекст не просто устанавливает свои «планки», согласно которым личность становится субъектом профессиональной деятельности или духовно-нравственным субъектом. Развиваясь и совершенствуясь не как «вещь в себе», а для умножения в конечном счете всего лучшего, созданного человечеством, касается ли это духовной или материальной культуры, личность не просто усваивает культуру, но и сама начинает развивать эту культуру, опираясь на высший уровень возможностей. И здесь она опять выступает как субъект нового качества и уровня.