Активность психики: Активность (психология) — Википедия – Психическая активность — это… Что такое Психическая активность?

Автор: | 15.08.2020

ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание››

Глава V

СНИЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ И РЕДУКЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА: СИНОНИМЫ ЛИ ЭТО?

Как отмечалось выше, нарушения познавательной деятельности, входящие в структуру психологического синдрома шизофренического дефекта, определяются как преморбидными, предиспозиционными факторами, так и факторами, связанными с движением шизофренического процесса. С прогредиентностью процесса и углублением формирующегося дефекта связаны такие характеристики познавательной деятельности, как снижение продуктивности и уровня обобщения, уменьшение контекстной обусловленности речевого процесса, распад смысловой структуры слов. Все эти нарушения имеют самое прямое отношение к такой важной характеристике познавательной деятельности, как снижение психической активности.

В психиатрии издавна понятие «снижение психической активности» широко используется для обозначения определенной клинической реальности, хотя до сих пор полного определения этого понятия не дано.

Впервые о снижении психической активности писал еще Берце [169]: характеризуя присущую больным шизофренией ее «первичную недостаточность», он использовал понятие психической активности, введенное Ф. Брентано, философом и одним из основателей идеалистической по своей сути «понимающей психологии» (в отличие от «объясняющей», экспериментальной психологии). Психическая активность рассматривалась Брентано как непременный признак сознания. Сознание, по Брентано, направлено на объект («интенция»), однако под объектом в данном случае подразумевался не предмет или явление внешнего мира, объективной действительности, а объект идеальный, феномен самого сознания. В связи с этим основным методом исследования явлений психической жизни был провозглашен «понимающий» метод, а эксперимент как метод исследования отвергался.

Положения «понимающей» психологии явились теоретическим базисом концепции Берце об основном нарушении при шизофрении. Он рассматривал активность психики, тонус сознания как имманентные свойства духа, определяющие протекание всех психических функций. Основное нарушение при шизофрении — «снижение психической активности», изменение «интенциональности Я», приводящее к «гипотонии сознания»,— проявляется в снижении психических функций и может быть познано чисто интуитивным («понимающим») способом.

Для характеристики снижения психической активности использовались и другие термины: так, Майер-Гросс [209] писал об «обеднении психическими импульсами», Janzarik [169] — о «динамическом опустошении» у больных шизофренией. Последователь Берце, К. Конрад, исходя из физиологических энергетических концепций, снижение психической активности определил как редукцию энергетического потенциала (РЭП), отождествив, таким образом, понятия активность и энергия [179]. Конрад, как и Берце, пытался вывести шизофреническую симптоматику из одного основания, в данном случае дефицита энергии, снижения энергетического потенциала.

Среди сторонников энергетической концепции были и психологи. Так, Е. Холт писал: «Если верно, что энергия бензина или другого горючего приводит в действие мотор машины, не менее верно и то, что именно энергия поглощаемой пищи приводит в действие тем или иным способом организм человека. Пока психология не признает связи между активностью животного и человека и поглощаемой ими пищей, проблема мотивации останется для нее камнем преткновения» [193]. Однако, несмотря на большое количество экспериментов, проведенных и на животных, и на человеке, «сравнение организма с мотором, а психической активности с энергией осталось только яркой метафорой». Как тонко подмечают П. Фресс и Ж. Пиаже [150], «в отличие от мотора, который приводится в действие бензином, активность организма вызывается как раз отсутствием пищи».

В последние годы в связи с изучением течения и исходов шизофрении с разработкой психопатологической характеристики и определением природы наблюдающихся при этом заболевании резидуальных исходных состояний проблема снижения психической активности разрабатывается Г. Хубером и его сотрудниками. Хубер, выделяя резидуальные явления разной степени выраженности (минимальные, легкие и значительные), подразделяет их на «характерные» и «нехарактерные». «Нехарактерные», или чистые дефектные, изменения, отмечаемые, как правило, после шизофренических приступов или при малопрогредиентном шизофреническом процессе, проявляются «чистой адинамической недостаточностью»: снижением энергетического уровня личности и психического потенциала, спонтанности, «отсутствием целенаправленности и волевой эмоциональной регуляции», астеническими жалобами [195]. Хубер считает картину чистого дефекта в нозологическом отношении не специфической и не отличимой, например, от остаточных явлений после легких органических поражений или неврозов. «Нехарактерный» дефект рассматривается Хубером как существенное доказательство биологической сущности шизофренического процесса. Но в то же время этот дефект как дефицитарное изменение психической активности и познавательной деятельности по своей природе связан с шизофренией и является скорее последствием болезни, чем выражением предшествующей дефицитарности, лишь выявляемой болезнью. Таким образом, Хубер выделяет конституциональные особенности больных — «почву определенной предрасполагающей конституции» — и негативные проявления самой болезни.

Концепция Хубера о чистом, «нехарактерном» дефекте подкрепляется данными, полученными в экспериментально-психологических исследованиях Л. Зюльвольд [236; 237]. Полагая, что в основе дефекта лежит нарушение познавательных процессов, она использовала широкий круг методик, направленных как на изучение изменений процессов памяти, мышления, внимания (тексты Бентона, Векслера-Намбурга), так и некоторых характеристик психомоторной деятельности; в частности, ею определялось время реакции на звук, свет и комбинированные сигналы. Полученные в исследовании данные позволили автору сделать вывод о том, что «при чистых и смешанных остаточных явлениях дефекта отмечается выраженное замедление сенсомоторных процессов, снижение скорости реакции и ослабление способности концентрации при интенсивных нагрузках». Отмеченные у дефектных больных шизофренией нарушения, подчеркивает Зюльвольд, могут «одинаковым способом» проявиться и при органических психосиндромах и психастениях. Однако, замечает она, такое феноменологическое сходство может обнаруживаться при исследовании анализируемых процессов в статике, но не в динамике

2. Кроме того, общность картины изменений познавательной деятельности у больных шизофренией и больных с некоторыми психоорганическими синдромами может быть обусловлена спецификой подбора используемых в работе тестов, основанного на общеметодологических принципах ее исследования, в первую очередь ею анализировались динамические характеристики психической деятельности у больных шизофренией с выраженным дефектом. Снижение психической активности, проявляющееся в нарушении динамических характеристик деятельности, оценивается Хубером как следствие течения шизофренического процесса, при этом фармакотерапия, лечение нейролептиками, по его мнению, не вносит в картину болезни ничего принципиально нового, а лишь усиливает «всегда существующие и присущие болезни тенденции течения». Тем не менее работы Л. Зюльвольд, основывающиеся на концепциях Г. Хубера, показали на материале исследования больных шизофренией с дефектом возможность экспериментального изучения связи снижения психической активности с особенностями протекания познавательной деятельности.

Проблема снижения психической активности у больных шизофренией занимает важное место и в советской психиатрии, и в патопсихологии. Так, снижение психической активности оценивается как один из важнейших негативных симптомов, хотя, как пишет А. В. Снежневский, «нет данных об абсолютной нозологической специфичности негативных расстройств» [139]. Р. А. Наджаров указывает на изменения психической активности при разных формах шизофрении, отмечая, что при вялом течении снижение психической активности, «падение психической продуктивности» выражено не столь резко, как при более прогредиентном течении заболевания [96].

В монографии Д. Е. Мелехова [86] снижение психической активности и обусловленные ею нарушения психической деятельности отмечаются как характерные симптомы различных типов, дефектных состояний и специально выделяется «синдром лабильности волевого усилия и дезорганизации целенаправленной активности». Автор пишет о целой шкале нарушений активности, начиная от выраженной лабильности, неустойчивости волевого усилия, когда еще возможна компенсация, и кончая полной дезорганизацией поведения. Как специфическую черту шизофренического слабоумия рассматривал утрату или резкое ослабление спонтанности А. О. Эдельштейн [164]. О снижении общей активности и инициативы, продуктивности психической деятельности, потере активности воли писали В. М. Морозов, В. Н. Фаворина, В. А. Концевой, В. Ю. Воробьев и многие другие.

Экспериментально связь «более или менее выраженного понижения интеллектуальной активности» с изменениями мыслительного процесса у больных шизофренией со стойким дефектом изучалась М. П. Кононовой [62]. Б. В. Зейгарник отмечала, что у больных «клинические формы изменений личности… могут проявиться… в виде нарушений активности (спонтанности)» [47].

Таким образом, снижение психической активности является «обязательным» симптомом шизофренического дефекта [145] и одним из наиболее значимых критериев при определении тяжести негативных изменений. Оно четко фиксируется на клиническом уровне: отмечаются изменения двигательной, умственной, социальной (общение) активности, что дает возможность получить определенную клиническую квалификацию исследуемых больных. Однако такой подход к изучению снижения психической активности является достаточно глобальным, недифференцированным, не позволяющим выделить те ее аспекты, которые являются характерными, специфичными для шизофренической патологии..

В современной психологии проблема активности является одной из центральных: в связи с задачами активизации и повышения результативности всех видов деятельности человека возросший в последние годы интерес к этой проблеме привел к разработке как более дифференцированных подходов к ее изучению, так и методических приемов исследования. И хотя до сих пор, как отмечает В. А. Петровский [108. С. 5], «представление об активности… входившее явно или неявно во все без исключения психические концепции, не зафиксировано в форме достаточно дифференцированной научной категории», был проведен широкий круг исследований «интеллектуальной» (В. Н. Пушкин, Д. Б. Богоявленская), волевой (Н. Д. Левитов, В. И. Селиванов), спонтанной, или «надситуативной» (В. А. Петровский), активности, разрабатывались проблемы нейрофизиологических ее основ (Н. С. Лейтес, В. Д. Небылицын и др.). В пато- и нейропсихологии были получены данные об изменении психической активности у больных разных нозологии (А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник). Изучались, таким образом, ее различные виды и аспекты.

В самом общем виде под психической активностью «следует понимать меру взаимодействия субъекта с окружающей действительностью»: активность, в том числе и психическая, рассматривается как внутреннее условие взаимодействия субъекта со средой и вместе с тем как качественная и количественная мера этого взаимодействия [79]. В. Д. Небылицын [97] выделил три плана, в которых реализуется обусловливаемая внутренними потребностями активность,— умственной деятельности, двигательной (в том числе и речедвигательной) и социальной (общение) деятельности. Содержательная, качественная сторона активности как личностной характеристики определяется комплексом мотивов, установок, побуждений, интересов, определяющих совершение тех или иных действий. Процессуальная сторона активности отражает формальные параметры совершаемой деятельности, определяя «картину динамических особенностей поведения индивида, образующих непрерывный континуум от вялости, инертности и пассивного созерцательства до высших степеней энергии».

В структуре активности были выделены три основных аспекта: скоростной, отражающий индивидуальный темп совершения действий и определяющий скорость протекания поведенческих актов; эргический, связанный с потребностью индивида в напряженной деятельности, и вариационный, проявляющийся в стремлении к разнообразию деятельности и новизне. Эти относительно независимые характеристики активности взаимодействуют друг с другом, определяя успешность деятельности [20].

Таким образом, возросший в последние годы в общей психологии интерес к проблемам психической активности привел к разработке как более дифференцированного подхода к ее изучению, так и методических приемов исследования психической активности, рассматриваемой как совокупность обусловленных потребностями субъекта факторов, обеспечивающих становление, реализацию и регуляцию деятельности.

Рассматривая активность как меру деятельности, действий, можно выделить те их виды, в которых активность должна проявляться максимально: это волевые и спонтанные действия.

Поскольку «все специфически человеческие действия являются волевыми — все они сознательные, целенаправленные действия, все они включают целеустремленность и сознательное регулирование хода действий в соответствии с целью», С. Л. Рубинштейн [122] наряду с этим понятием волевого действия в широком смысле ввел и другое, более узкое: в этом смысле волевое действие понимается как действие, «совершающееся в условиях конфликта внутренне противоречивых тенденций, обнаруживающихся между желательной целью и… трудностями, с которыми в силу объективных внешних условий связана ее реализация» [122. С. 512]. Это второе понятие подчеркивает специфику волевого действия как направленного на преодоление разного рода — внешних и внутренних — препятствий, что требует определенных волевых усилий. Субъективно волевые действия характеризуются способностью и возможностью преодоления этих препятствий, т. е. связаны с необходимостью усиления деятельности, применения добавочной активности. Это изменение активности может быть количественным (по силе проявления) и качественным (по содержанию, направленности). Таким образом, реализация волевого действия связана с волевым усилием, волевой активностью, которая «есть высшая форма психической активности, поскольку особенности ситуации, конфликт между мотивами, наличие внешних препятствий оказывает наибольшее сопротивление личности и требует от нее мобилизации инициативных усилий, постоянной сознательной саморегуляции поведения» [130. С. 104].

Второй вид действий, в которых также отмечается избыточность психической активности,— спонтанные действия. К спонтанным действиям в психологии относят такие действия, которые не определяются прямо экспериментальной ситуацией и требованиями экспериментатора, выходят за рамки исходных требований задания, а продолжение деятельности испытуемого происходит без побуждения со стороны внешних и внутренних оценочных стимулов и связано, таким образом, со спонтанной (или надситуативной) активностью [108]. (В принятом в психиатрии определении спонтанных действий указывается на их «самопроизводность» — они совершаются без «какого-либо влияния или воздействия извне», т. е. подчеркивается отсутствие лишь внешней стимуляции [147а].)

Волевая и спонтанная активность — именно те виды психической активности, изменения которых в различных проявлениях у больных шизофренией на клиническом уровне отмечаются психиатрами в первую очередь. В связи с этим нам представлялась целесообразной попытка изучения связи изменения этих видов активности с особенностями психической деятельности этих больных..

Все вышесказанное определило возможности постановки экспериментального исследования изменений психической деятельности у больных шизофренией, обусловленных снижением психической активности, их нарастанием по мере углубления дефекта, т. е. в динамике.

Очевидно, что в психологическом исследовании оценка психической активности не может быть произведена непосредственно: об изменениях ее уровня можно судить по выполнению испытуемым имеющей смысл, целенаправленной деятельности, на основе анализа ее структуры, условий протекания и получаемых результатов.

Исходя из этих положений, было проведено исследование, направленное на изучение изменений познавательной деятельности больных шизофренией (памяти, мышления, внимания), а также некоторых мотивационно-волевых особенностей личности, существенно определяемых снижением психической активности. Соответственно в целях работы были созданы специальные комплексы методик.

Важным условием, определившим разработку конкретных форм эксперимента, явилось то, что они были предназначены для исследования больных с разной степенью выраженности дефекта, должны быть доступны для них. Возможность выполнения задания больными разных групп могла быть достигнута, кроме того, при неизменной структуре деятельности, за счет изменения некоторых ее «внешних» условий, например сокращения объема запоминаемого, использования подсказки при решении мыслительных задач, увеличения времени выполнения задания и т. п. (безусловно, при анализе результатов необходимо было учитывать роль этих дополнительных факторов).

Целями работы определялся и подбор испытуемых: наряду с контрольной группой здоровых (35 человек) исследовались больные непрерывной и шубообразной шизофренией с вялым и среднепрогредиентным темпом течения заболевания (105 человек), характеризующиеся разной степенью выраженности дефекта, для определения которой использовалась шкала тяжести негативных расстройств, предложенная А. В. Снежневским [136; 139].

Исследование проводилось на моделях двух видов познавательных процессов: внимания, являющегося «прямым» выражением психической активности, и памяти.

Известно, что в чистом виде внимание не наблюдается: оно характеризует динамику протекания таких процессов, как восприятие, мышление, память и другие, и является одним из условий регуляции психической деятельности. В двух методиках на исследование внимания были использованы ситуации, требующие от испытуемого в ходе выполнения интеллектуальной деятельности длительного и устойчивого произвольного внимания. Это были методики «длительного сосредоточения» — счет с переключением и методика «парных цифр».

Первая методика, предложенная К. К. Платоновым, широко используется для оценки возможностей переключения внимания — испытуемый должен последовательно, двумя разными способами выполнять операцию сложения однозначных чисел. Методика позволяет получить динамические характеристики произвольного внимания — его устойчивости, переключаемости, а также продуктивности деятельности испытуемых, количественную и качественную оценки допускаемых ошибок (ошибок счета и способа деятельности), упражняемости (повышение результатов во второй части исследования).

Вторая методика — методика «парных цифр» Ш. Виттенборна, задание которой представляется более сложным: испытуемый должен сравнить два называемых экспериментатором числа, оценив их отношения одним из трех показателей:

  1. знаком +, если первая цифра была больше второй;

  2. знаком —, если первая цифра меньше второй и вторая — нечетная;

  3. знаком 0, если первая цифра меньше второй, но вторая — четная. (Предварительно с каждым испытуемым проводится обучающая серия экспериментов)

Таким образом, выполнение этого задания требовало высокого уровня внимания произвольной регуляции деятельности — на основе анализа достаточно сложной инструкции от испытуемого требовалось построить стратегию своих действий и удерживать ее на протяжении всего исследования.

Полученные результаты представлены в табл. 35.

Таблица 35. Результаты исследования произвольного внимания (методики «Сложение чисел с переключением» и «Парные цифры»)

I методика

II методика

Число операций

Без ошибок, число испытуемых

Ошибки

Среднее время, мин

Без ошибок, % испытуемых

Средняя величина ошибок

«счета»

«способа»

% испытуемых

Средняя величина

% испытуемых

Иерархия психической активности — Психографика, интуитивное моделирование, основы теории наблюдений

Материал из Психографика, интуитивное моделирование, основы теории наблюдений

ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ. РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ТЕМУ, НОВЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

В обычных условиях нормальным считается иерархическая передача сознанию информации из внешней среды (или из внутренней среды организма): раздражители действуют на сформированные в физическом теле органы чувств, те, в свою очередь вызывают определённые эмоции, чувства, которые будучи подвергнуты анализу психикой выдают конечный результат в виде — качестве идей – внутренних мотивов поведения и осознания внешних влияний от «статики до динамики». Или смена системы отсчета для получения необходимых для выживания движений.

Для начала упрощенно определим структурные элементы системы — «Человек»:

1. Сознание – мысли – идеи, потенциалы – мотивы поведения, психика.

                Психическое тело.

2. Эмоции – чувства – потенциалы действия, поведение, психо-физика.

                Психофизическое тело.

3. Движение – тело – внутренние органы, сами движения, физические действия…

                Физическое тело.

Возможны все типы взаимодействий этих элементов между собой. В дальнейшем мы увидим их взаимосвязь на уровне тела и внешней среды — физический теплообмен организма, — влияние на этот процесс чувственного элемента даёт эмоциональную гиперемию (расширение мелких сосудов и приток крови к поверхности организма) — покраснение лица и тела…

2.Влияние ограниченное цепочкой тело эмоции, даёт повышение температуры тела — эмоциональную гипертермию и т.п.

Через все три элемента психика осуществляет сложную коммуникативную деятельность по передаче информации от психического уровня одного индивида к такому же уровню другого — это через речь.

Взаимодействие сознания с чувствами, в принципе, может не проявляться ни на уровне внешних влияний, ни на уровне самого тела, ограничиваясь чисто «внутренними переживаниями».

В обычных условиях непосредственные восприятия сознанием факторов внешней среды или состояний тела отсутствуют.

Мало изучены и слабо признаваемы современной наукой необычные феномены «экстрасенсорного взаимодействия», опять таки связанного с тремя основными «китами» — мысле-формами, эмоциями, и телесными функциями, движениями.

Наиболее грубые излучения, возникающие при самых разнообразных формах деятельности организма (это различные биохимические и физиологические процессы) дают тонкую, всего в несколько сантиметров оболочку вокруг тела, так называемое «эфирное тело». Часть эфирного тела, вокруг головы, с её мощным источником электромагнитных волн — головным мозгом, создаёт ауру.

Человеку доступен широкий диапазон состояний, психических и физических напряжений. Расслабления, «релаксации» с различной степенью психической активности приводят к парадоксальным, каталептическим, «трансовым» состояниям которые дают новые возможности в самопознании субъекта.

Например, пришедшие в религиозный экстаз лица могут отмечать появление на теле язв в местах, которые подвергались, по их представлениям, воздействиям неблагоприятного типа у «святых мучеников» — стигматы.

Полный контроль за собственным телом во всех его проявлениях и за состоянием собственных эмоций дает возможность управления всеми функциями организма сознательно и ставит под контроль свои эмоции, свою психическую деятельность, что есть цель тренировок йогов и всех лиц желающих овладеть экстрасенсорными способностями или лучше узнать – познать свой организм и возможно самого себя… Непосредственное восприятие чужих мыслей, чувств и других явлений внешней и внутренней среды известно как телепатия и ясновидение и т.д.

Человек способен управлять своей психической деятельностью «от галлюцинаций до телекинеза. Главное здесь — нетрадиционная форма восприятия без промежуточного носителя информации — непосредственное восприятие электромагнитных волн с включением механизма их обработки, позволяющего их воспринимать мозгом и переводить в понятные, значимые, образы и чувства и т.п. НО, до расчетов точных частот для экстрасенсорного влияния на психическую деятельность нам далеко… Мозг — или орган управления, является уникальным коллектором информации, высшим органом, развитым в ходе настоящей эволюции на Земле. В мозг стекается внешняя и внутренняя информация отовсюду и обо всём. Мозг способен проявлять различные формы психической активности достаточно автономно от внешней среды, работает автономно, при минимальном внешнем раздражении, развивая моделирующие особенности мышления… Первое. Все процессы в мозге являются отражениями, в конечном счёте, различных внешних и внутренних влияний, на основании которых производится анализ и делаются определённые заключения о внешней среде и собственном состоянии организма и мозга в частности… Подсознательная обработка информации внутренней и внешней среды,– первичное отражение, протекает на уровне подкорковых образований и даже первичных ганглиев; обычно не осознается… По объему значительно превосходит все остальные потоки информации в процессе психической деятельности. В результате получается сознательное представительство иерархически обработанной информации.

В каждый момент своей психической деятельности человек (мозг) имеет представление — где он находится, какое положение его тела, в каком состоянии внутренняя среда, какие типы деятельности проводятся в настоящее время, задействованы определённые области памяти и т.д.

Этот уровень является вторичным, значительно видоизменённым отражением, однако, этот уровень содержит конкретную информацию в каждый данный момент, исходящую от внешней или внутренней среды.

И третье. «Внутреннее мышление» — результат самостоятельной рефлексивной психической деятельности — представляет далеко отстоящую информацию от момента её порождения, что фактически никакой временной, а иногда и других типов связей, с первично породившими её объектами уже не удаётся отметить. Это третье отражение, с которым мозг проявляет определённую активность, или производит определённую работу, при этом он оперирует внутри себя самого, в отсутствии внешних раздражителей. Психическая активность является совокупным продуктом или процессом объединяющим все три «уровня отражения» реальности: ментального, астрального и эфирно-телесного.

Подробнее остановимся на понятии — психическая активность.

Термин «психическая активность» (ПАк) — это один из процессов, являющихся составляющим психической деятельности или мотивацией — основой психической деятельности человека в целом.

ПАк — одно из основных свойств психики или « психического целого».

У человека, разумного существа, существует внутренняя или субъект/объектная (S/о) психическая деятельность. В целом задача психологии — разобраться в структурах психологических процессов (в частности психической активности), которые характеризуют некоторую определённую деятельность, не сводимую одно к другому…

Согласно имеющемуся опыту различают деятельность субъекта и деятельность объекта — в дальнейшем — органа (например, мозга, его работу — чувственно-эмоциональные реакции и т.д.) Представим всю цепь связей по степени углубления в сущность проявления психики…

Психика проявляется в психической деятельности, которая представляет из себя определённый уровень психической активности, предполагающей её целенаправленность. Psycho — греческое «душа».

Психика — само «психическое» — это локальный, динамический процесс субъект/объектных отношений «идеального» или «тонкого» и «физического» свойства материи; отраженного и реального, существующего в пространстве органа (мозга) и управляющих реакций живого организма в целом.

Психические процессы определяются через отражение. Поэтому «изнутри» психическое не измерить — нет достаточно удаленного объективного наблюдения за процессами психической деятельности. Субъекту необходимо «объективировать» свои чувства, мысли, образы и т.п., т.е. интерпретировать их в системе «внешний мир – глаз, мозг (орган) – психическая деятельность».

В результате личностное, регулятивное – вообще субъективное, должно вводиться внешним образом – как «затравка в поле» в психический — мыслительный, чувственный и др. процесс деятельности мозга и уже мышления — сознания, в конце концов…

Понятийно-философское определение психической активности. Древние понимали психику, ПАк, как основу для достижения правильного знания – через веру – энергию – хорошую память и проницательность.

Психическая активность — деятельность — представляет собой синтетическую реакцию (синергетическую, тоже), в системе субъект/объектных отношений организма в целом (мозга, органов и функций, естественно), контролируемую в отражённом виде (например через кору головного мозга), с помощью осознания объективности процесса психической активности неразрывно связанного с ощущениями, восприятием, эмоциями, памятью — мышлением.

Психическая активность (например в момент восприятия информации внешнего мира), является каналом, несущим полем, а мозг — трансформатором, создающим в самом органе (мозге) необходимые объективные условия, «прошивая» его прошлое (память), мышление, эмоции и чувства для усиления или ослабления, в зависимости от целей и задач, — субъективных, поведенческих реакций.

Т.о. психическая активность — взаимопроникающий психофизиологический процесс основного состояния управления жизнедеятельностью животного организма, и выражается в возможности сознательно-рассудочной деятельности у человека — в работе его мозга.

В результате жизнедеятельности организм, мозг накапливает опыт психической деятельности. Этот опыт, психический вес, проявляющийся посредством эмоций, мотивированных чувств, «весомых» жестов, опосредованных, творческих движений, и самое важное, базовое — тонуса организма в периоды (состояния) сна, бодрствования и творческой активности…

ПАк целеполагает достижение определённой потребности организма, психологических, субъективных и физиологических желаний (мотивов), которые являются основой любого поведения от каннибалов Амазонки до индийских йогов.

Главное в этой ситуации наличие понятийного аппарата или эмпирически чувственного, синергетического аппарата, как результата собственного (а не теоретического) опыта оценки психической активности. Необходимо иметь (создать) такие единицы «шкалы активности», которые представляли бы или абстрактно описывали, как мыслительные, так и эмоциональные процессы структуры, состояния, мысли и психические формы, и т.п. Пример: Прошлый опыт характеризует: 1) память, 2) мышление, 3) чувства. Отношения между ними могут быть вычислены и описаны внутри потока психической деятельности с помощью интер-процессуальных понятий.

Психика человека многогранна – многомерна – и в тоже время целостна.

Психическая деятельность — это одно из ее проявлений, а психическая активность — это поток психической реальности, доступной внешнему объективному (эмпирическому, научному) анализу. Основным методом определения ПАк является эксперимент, либо субъективное сравнение (по своему опыту) с другими, самим собой и т.д. Каким к вам пришел человек, что он видит, слышит и чувствует вместе с вами? Как он выглядит — понурый, квелый или активный. Шумный он или тихий, а главное, что стоит за этим состоянием, проявлением, за протеканием процесса его психической деятельности, какой мотив движет им, — поддержка вашего субъекта, имиджа и т.д. или наоборот — опасение, обман, желание привить вам чувство вины или зависимости от себя.

Все зависит от целенаправленности психической деятельности субъекта.

Поэтому необходимо целенаправленно варьировать в ПАк факторы, от которых будут зависеть наблюдаемые субъектом эффекты (проявленные во внешнем пространстве движения, чувства, в целом поведение изучаемого субъекта).

Задавая субъекту (самому себе) установки — что делать, о чем думать, чего хотеть — необходимо наблюдать реакцию, объективную, например подчиненного субъекта, которую можно анализировать как ПА, имеющую свою: 1 – структуру, модель, 2 – мотивы поведения, 3 – цели, содержание и т.п.

Необходимо учесть, что реагирование субъекта — это не проявление отдельных психических процессов, а целостное образование. Необходима максимально возможная объективизация наблюдения в результате которого процессуальный анализ взаимосвязанных процессов субъекта максимально представляют и объясняют ПАк. ПАк подразумевает несколько уровней проявления, которые фиксирует внешний наблюдатель — субъект. Это 1 – сознательно разумный или мыслительный суммарный взаимосвязанный символический I- информационно-вербальный уровень, 2 – эмоционально чувственный, Е — энергетический, 3 – двигательно-поведенческий, «тонусный», F — формально вещественный или предметно-телесный уровень. Рассмотрим современное толкование взаимодействия 1 и 2 уровня (мышления и эмоций).

1 — необходимо четко отследить взаимосвязь процесса рассуждений вслух на заданную тему, внешнее наблюдение при этом за его жестами, позой, движением взора (взгляда), движением глаз, головы и фиксированием эмоционально-чувственных реакций во время беседы или внешнего наблюдения, а также на прикосновение — холодное, горячее; мокрые руки, горячие и т.п. Определить тонус и общее напряжение (хочет ли в туалет; пьет ли воду, чай; отказывается от приема пищи) в дальнейшем анализ почему или зачем он это делает… Главное в этом, это то, что он делает. Возможно попросить его, в процессе беседы подвести его к размышлению и рассуждению, определив, что он чувствует. Найти мотивы потребности, определяющие его ПАк. На основе полученных данных делается анализ и выводы о взаимодействии процессов в пространстве и времени, при этом, если «экспериментатор» «держит в уме» то, что, по идее им обоим нужно, то возможно по внешним признакам определить (понять, почувствовать) где правда, где ложь, где сомнения и т.д.

Современная психология считает, что связь между мышлением и эмоциями проявляется чисто внешне, но эмоции, чувства способствуют мышлению и творчеству в целом. ПАк может быть замотивирована (красивыми ногами секретарши или у пожилого человека утренней эрекцией члена, т.е. в случае положительной корелляции, или эмоции, чувства могут препятствовать мышлению, т.е. появляется отрицательная связь между ПАк и мышлением.

ПАк проявляема в эмоционально-чувственном комплексе достаточна для того чтобы увлечь – направить в нужную сторону или направление ПАк других субъектов (подчиненных) довести их до инсайта (озарения), псевдопонимания и т.д., где возможна подмена психической активностью действительных переживаний людей или мыслительных процессов в крайних проявлениях. Таких «дергунчиков» или «бодрых старичков», или «молодых тихушников» нужно различать сразу. Иначе опора на их поведение, внешние проявления психической деятельности, доверии к ним, как к носителям социально-психологической среды, приведет к замене или подмене ценностей в этой реальности, к ее имитации или вообще, к развалу всей работы…

Но можно возвратить искаженную психическую деятельность субъекта на свое место, вернувшись к собственному продукту ПАк мозга. Каждый образ, представление, понятие имеют свой личный эмоциональный и ментальный потенциал, окраску, или эмоциональный потенциал, имеют и свои приемы мышления, умения и навыки, автоматизмы, — как в момент их актуализации (возбуждения), так и в момент непосредственной деятельности. Эти ментальные и эмоциональные явления непосредственно связаны с мотивационной сферой личности, особенно велика их роль в оценках (людей, вещей, процессов). Положительное изменение психической активности людей является одним из важнейших социально-экологических факторов, одним из векторов социально-психологической внешней активности субъектов, а главное, является основой всей мыслительной деятельности людей в целом.

Например, реакция маклера на слухи о внезапном повышении или понижении курса доллара на бирже будут зависеть от степени (фона) психической активности и опыта управления субъекта своим поведением.

Юрий Лушниченко. Москва, 10.12.1999 г.

Шкала уровней психической активности сознания и общая систематика состояний (создана на основании шкалы В.А. Ганзена и В.Н.Юрченко, 1991)

Уровень психической активности Состояние психической активности
Состояния повышенной психической активности Счастье, восторг, экстаз, тревога, страх, гнев, ярость, ужас, паника, восхищение, страсть, ненависть, воодушевление, мобилизация, дистресс, негодование и др.
Состояния средней (оптимальной) психической активности Спокойствие, симпатия, сострадание, эмпатня готовность, борьба мотивов, сосредоточенное, озарение (инстайт), заинтересованность, сомнение, удивление, размышление, озадаченность и др.
Состояния пониженной психической активности Грезы, подавленность, грусть, печаль, тоска, горе, страдание, усталость, утомление, монотония, скука, прострация, рассеянность, релаксация, кризисное состояние и др.

 

Понятие о равновесных и неравновесных состояниях более приложимо к другим, физиологическим состояниям, когда речь идет о так называемых устойчивых состояниях человека, возникающих во вре­мя физической работы. Они связаны со стабилизацией вегетативных функций, наступающей вслед за врабатыванием. В зависимости от интенсивности работы устойчивость функционального состояния мо­жет быть разной. В одном случае уровень функционирования вегета­тивных систем обеспечивает необходимое для окисления продуктов обмена количество кислорода. В другом — интенсивность деятельно­сти и расход энергии настолько велики, что поступающий в организм кислород не может обеспечить полного окисления промежуточных продуктов, возникающих при химических реакциях в мышцах. В свя­зи с этим английский физиолог и биохимик А. Хилл выдвинул пред­ставление об истинном и ложном устойчивых состояниях.

Истинное устойчивое состояние характеризуется равновесным со­стоянием обмена, т. е. когда во время работы поступает кислорода ров­но столько, сколько необходимо для окисления. Большая по интен­сивности работа протекает на фоне ложного устойчивого состояния, во время которого потребление кислорода значительно ниже необхо­димого. Некоторое время, максимально потребляемое количество кис­лорода остается на постоянном уровне, поэтому создается впечатле­ние устойчивого состояния. Но эта устойчивость обманчива, так как баланс кислорода во время работы не достигается, организм не полу­чает его в достаточном количестве. Вследствие этого при ложном устойчивом состоянии образуется кислородный «долг», который по­крывается уже после работы. При истинном устойчивом состоянии кислородный «долг» не возникает, так как кислорода хватает для пол­ного окисления продуктов распада энергетических веществ.



По поводу деления состояний на равновесные и неравновесные возникают и другие вопросы. Например, как согласуется устойчи­вость — неустойчивость состояний с выбранным Прохоровым энер­гетическим критерием разделения — уровнем активации? Разве опти­мальный уровень активации означает и устойчивость состояния? С другой стороны, если в качестве равновесного состояния автор при­нимает состояния средней (или оптимальной) психической активно­сти, а в качестве неравновесных — все состояния, находящиеся по уровню активности ниже или выше оптимального, то в литературе для этих случаев тоже имеются закрепленные и понятные всем названия: оптимальные и неоптимальные состояния.

Психические состояния можно классифицировать по множеству основа­ний, отражающих их существенные признаки.

1. По преобладанию в структуре П. с. определенных психических явле­ний и процессов:

а) познавательные П. с. — сосредоточенность, вни­мание, задумчивость, созерцание, рассеянность;

б) эмоциональные — настроение, волнение, апатия, неуверенность, увлеченность, азарт, аг­рессия, робость, воодушевление;

в) волевые — упорство, самообла­дание, активная саморегуляция, самоконтроль, мобилизованность, ре­шимость и др.

2. По признаку отношения к определенному виду деятельности П. с. мо­гут подразделяться на игровые, деятельностные (учение и труд), ком­муникативные (возникающие в процессе общения).

3. По временному соотношению к деятельности П. с. подразделяются на предрабочие, рабочие и послерабочие.

4. По напряженности психических функций — на П. с. покоя, оптималь­ного функционирования, психической напряженности (стресса и фрус­трации).

5. По направленности переживаний — на отрицательные и положительные; по осознаваемости — на осознаваемые и бессознательные; по крите­рию медицинской нормы — на нормальные (обычные), невротические, патологические состояния. П. с. могут структурироваться противопо­ложными эмоциями, чувствами, мотивами. Это амбивалентные П. с. («борьба мотивов», «когнитивный диссонанс», «смех сквозь слезы»).



П. с. могут возникать как следствие и как причина деятельности субъек­та (Психология спорта в терминах. М., 1996. С. 264).

Л.В. Куликов (2000) делит психические состояния на следующие группы:

· эмоциональные,

· активационные,

· тонические,

· тензионные.

При этом автор отмечает относительность такого деления, так как счи­тает, что в каждом состоянии проявляются все четыре перечисленные характеристики. Названия же эти состояния получают в том случае, если какая-либо из названных характеристик доминирует. Однако вопрос в том, что это доминирование вряд ли можно объективно уста­новить.

К эмоциональным состояниям Куликов относит эйфорию, радость, удовлетворение, печаль, меланхолию, тревогу и страх, панику; к активационным — состояния возбуждения, вдохновения, подъема, сосре­доточенности, рассеянности, скуки и апатии; к тоническим — состо­яния бодрствования, монотонии и пресыщения, утомления и пере­утомления, состояние сонливости, сна; к тензионным — состояния напряжения, эмоционального напряжения, фрустрации, одиночество, стресса, сенсорного голода.

Свой вклад в классификацию состояний попытался внести и Л.И. Рябухов, который делит предстартовые состояния на потенци­альные и актуальные.

Первые «выражают психологический опыт под­готовки и выступлений спортсменов на прошедших соревнованиях и в зависимости от пережитого успеха или неуспеха и индивидуально-типологических особенностей спортсмена сохраняются в его долго­временной памяти как потенциально благоприятные и (или) как по­тенциально неблагоприятные воспоминания (инграммы) об уровне и характере самооценки готовности к соревнованиям и пережитом со­ревновательном стрессе».

Вторые (актуальные) состояния «выража­ют состояния уровня функциональной готовности спортсмена к кон­кретным соревнованиям в настоящее время и актуально переживаются спортсменом на основе воспроизведения впечатления о ранее пере­житых потенциальных предстартовых состояниях в сходных услови­ях деятельности» (Рябухов, 1993).

Сводку факторов, с учетом которых могут быть классифицированы психические состояния, приводят Л.Д. Столяренко и С.И. Смамыгин (2000). Состояния могут быть классифицированы в зависимости:

1) от роли личности и ситуации в возникновении психических состо­яний: личностные и ситуативные;

2) от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые ясно вы­ступают): интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.;

3) от степени глубины состояния: глубокие либо поверхностные;

4) от времени протекания: кратковременные, затяжные, длительные и т. д.;

5) от влияния на личность: положительные и отрицательные, стени-ческие, повышающие жизнедеятельность, и астенические;

6) от степени осознанности: состояния более или менее осознанные;

7) от причин, их вызывающих;

8) от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

 

Психическая активность | Мир Психологии

ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

 

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Психическая активность

  1. интенсивность протекания психических процессов, колеблющаяся со временем, меняющаяся с возрастом, зависящая от конституции, состояния организма, от скорости и темпа протекания нейрофизиологических процессов и уровня бодрствования сознания;
  2. в психопатологии – обычно рассматриваются такие нарушения психической активности, как психомоторное возбуждение и психомоторная заторможенность;
  3. в психоанализе – термин, связанный с представлением о существовании психической энергии.

«Мы предполагаем – и этому научили нас другие естественные науки, — что в психической жизни действует некоторый вид энергии; но мы не имеем данных, которые позволили бы нам подойти ближе к познанию её по аналогии с другими видами энергии» — З.Фрейд.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Психическая активность — одна из характеристик психики, от которой зависит продуктивность психической деятельности. Определяется индивидуально-личностными свойствами человека, присущим ему уровнем побуждений, жизненным тонусом. Не является категорией константной. Можно судить о преимущественном для определенной личности уровне П.а., однако на протяжении жизни она претерпевает подъем и спады, зависящие как от биологических, так и от социальных моментов.

Психическая активность не всегда соответствует уровню протекания мыслительной деятельности, способностям человека, из-за чего в ряде случаев при выраженной П.а. достижения могут быть незначительными.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *