Сексуальные альтруисты и сексуальные эгоисты / Медикус. Посольство медицины
Но альтруизм — это не отказ от собственного удовольствия. Как раз наоборот. Осознание того, что партнер испытывает экстаз благодаря любви и ласкам второго партнера, — дает ему самому огромное психологическое удовлетворение, а, кроме того, возбуждает и его самого.
Примером сексуального альтруизма был знаменитый Казанова. О нем ходят легенды, не всегда соответствующие действительности. Его сексуальные победы не поддаются счету, он покорил сердца многих женщин, и женщины сами жаждали его ласки и искали с ним встреч.
«Нет в мире женщины, которая устояла бы перед постоянным проявлением знаков внимания», — утверждал Казанова. Он мог заниматься сексом в любом месте, с кем угодно и в любом положении.
Хотя ему приписывают авантюризм и безнравственность, но Казанова не был развратником или «пожирателем сердец». Он не ставил перед собой цели постоянно увеличивать число своих побед, и был заинтересован не в количестве, а в качестве своих сексуальных отношений с женщиной. Он был обычным мужчиной, с обычными половыми органами. Мужчины, видевшие Казанову раздетым, удивлялись, что такого особенного находят в нем женщины, чем он мог их так приворожить.
Казанова написал 12−томную «Историю моей жизни», в которой подробно описал все наслаждения при своих любовных приключениях. Он был настоящим гурманом, для которого каждая встреча с женщиной была праздником. Он писал: «Запах женщин, которых я любил, всегда был очень приятен для меня». Он был романтиком и постоянно был влюблен в какую-то женщину. «Без любви это великое дело просто безобразие», — писал он.
Ни одну из своих многочисленных любовниц он не оставил неудовлетворенной. За время одной его эрекции женщина могла испытать 14 оргазмов! Наибольшее количество случаев сексуальной близости с одной и той же женщиной за сутки составляло 12.
Казанова был очень искусен в своих ласках, пробудил чувственность и заставил испытывать восторг и экстаз от половой близости многих женщин, которые считали себя холодными и никогда ранее не испытывали оргазма. Именно поэтому женщины так его любили и преследовали даже после того, как он с ними расставался.
Наверное, многим мужчинам не мешало бы призадуматься над этим и принять во внимание положительный опыт самого знаменитого и искусного любовника, имя которого стало нарицательным.
В ХХ веке не менее знаменитым любовником и сексуальным альтруистом был принц Али Хан. Он говорил: «Когда я люблю женщину, я думаю лишь о том, как доставить ей удовольствие». Еще когда Али Хан был мальчиком, отец послал его в Каир, где оХотя Али Хан менял любовниц даже чаще, чем перчатки, все они были от него в восторге. Он давал каждой из них столько удовлетворения, необычных ощущений и впечатлений, что никто из них потом не был на него в обиде.
Современники Али Хана говорили: «Женщину считали устаревшей, безнадежно отставшей от моды и от жизни и вообще пустым местом, если она не побывала в постели с Али хотя бы один раз». Среди его любовниц были все знаменитые и самые красивые женщины мира, кинозвезды, жены членов парламента, спутницы принцев.
Одна из его любовниц говорила о нем: «Независимо от того, сколько женщин было у Али, он сам редко достигал оргазма. Он мог заниматься сексом часами, но сам позволял себе пройти весь путь до конца не чаще, чем дважды в неделю. Он наслаждался тем впечатлением, которое его сексуальная техника производила на женщин. Он любил, когда они теряли контроль над собой. Сам же он контролировал свои действия и всегда был хозяином положения».
Как и Казанова, он был величайшим сексуальным альтруистом. Горю его любовниц не было границ, когда он в возрасте 49 лет погиб в автокатастрофе в 1960 году — помимо прекрасных женщин, Али Хан страстно любил гоночные автомобили.
Отечественный сексопатологи Г.С.Васильченко, В.М.Маслов, И.Л.Ботнева и другие связывают его с таким нарушением как гипермаскулинное поведение (от слов «hyper» — чрезмерный и «masculinum» — мужской), — то есть, утрированное, чрезмерное подчеркивание черт, которые в представлении данного субъекта являются «эталоном» мужественности — грубости, агрессивности, стремления к лидерству и господству над женщиной.
Гипермаскулинное поведение проявляется в подчеркнуто «мужском» типе поведения и пренебрежительном отношении к женщинам как существам более низкого положения.
В сексуальной жизни ярко выражено стремление к получениТакие мужчины совершенно не ласкают своих партнерш, не заботятся об их психологическом состоянии и сексуальном наслаждении, думают только лишь о собственном половом удовлетворении.
Генитальный тип сексуального поведения мужчины, как правило, отмечается у грубых, невоспитанных мужчин, которые ничего не знают и не желают знать о физиологии ласк. К половой жизни они относятся как к необходимой потребности и одновременно как к чему-то низменному, грязному, наслышавшись всяких гадостей от своих приятелей, а во время близости грубо оскорбляют половое чувство партнерши.
Потребность в сексуальных контактах у таких мужчин больше относится к сфере инстинктов, диктуется накоплением половых гормонов и необходимостью избавляться от перевозбуждения чисто физически. О высшем нравственном значении половой любви они не имеют никакого понятия. Их жены практически никогда не знали ни нежных ласк, ни оргазма (возможно, только во сне, во время поллюций) и испытывают непреодолимое отвращение к половой близости.
Сексуальный эгоизм (генитальный тип поведения, гипермаскулинное поведение) — это отнюдь не норма, а с точки зрения психиатрии и сексопатологии — нарушение нормального сексуального поведения мужчины. Более подробно об этом написано в разделе о садизме второго тома книги.
У таких мужчин чаще всего бывают и другие психические отклонения, у некоторых обнаруживаются психические заболевания (психопатия, задержка умственного развития, органические заболевания центральной нервной системы, эпилепсия). Или же это проявление общей низкой культуры и отсутствия представления о нормальных межличностных отношениях, в том числе, и сексуальных.
Процент сексуальных эгоистов среди мужчин чрезвычайно велик, а подлинных альтруистов очень мало, что связано с низкой культурой секса.
М.Кинесса приводит данные анкетирования женатого мужского населения Польши, в которой культура секса занимает одно из первых в мире. Лишь 15% мужчин знали, что при половом акте женщина должна испытывать приятные ощущения, а 47% мужчин впервые узнали о том, что женщина при половом сношении тоже должна испытывать оргазм, как и мужчина, — только из анкеты. И это в стране высокой культуры секса! Что же тогда говорить о нашей стране, в которой «секса нет», как говорил один известный общественный деятель?!
Поэтому так важно, чтобы как можно больше людей знало все о сексуальной гармонии и всех её составных частях.
Почему сексологи и сексопатологи так много внимания уделяют эрогенным зонам женщины? Да потому, что большинство мужчин этого не знает, а страдает женщина.
Самой женщине вряд ли удастся обнаружить свою главную эрогенную зону, особенно, если она блуждающая, поскольку самостимуляция и стимуляция сексуального партнера — далеко не одно и то же.
Даже если они знают свою главную эрогенную зону, многие женщины стесняются сказать об этом своему партнеру и попросить о ласках, а сами стимулировать её не могут.
Хотя сексологи рекомендуют женщинам самим стимулировать клитор во время полового акта, если партнер этого не делает, однако некоторые женщины не могут сами осуществлять стимуляцию из соображений стыдливости (напоминает мастурбацию и вызывает негативное отношение партнера) или из-за неудобства позы во время полового сношения, особенно в «норма-позе», а также потому, что самостимуляция и ласки партнера — далеко не равнозначны.
Главная эрогенная зона мужчины всем известна. Даже если её специально не стимулировать (хотя это тоже желательно для достижения наивысших ощущений), то возбуждение у мужчины возникнет уже от одной близости желанной женщины, а во время полового акта необходимая стимуляция полового члена оказывается стенками влагалища женщины и шейкой матки, поэтому у мужчины наступит и оргазм. Остальные эрогенные зоны у мужчины находятся поблизости от главной, так что и они получают достаточную стимуляцию при соприкосновении с телом женщины.
А у женщины все по-другому. Ничего нет на виду, мужчина должен сам быть исследователем тела любимой, чтобы обнаружить её эрогенные зоны. И хорошо, если он действительно их ищет. А если партнер — сексуальный эгоист, и ему достаточно, что он сам испытывает оргазм, а ощущения партнерши ему безразличны, — то, что прикажете делать такой женщине?!
Может быть, если партнеры вместе или по очереди прочтут эту статью, некоторые мужчины изменят свое отношение к партнершам и перестанут быть сексуальными эгоистами.
Но если никакие доводы не убеждают мужа, то помочь сможет только сексопатолог. И только он сможет убедить партнера-эгоиста в необходимости стимуляции эрогенных зон.
Из всего сказанного следует, что женщинам, которые недовольны своими мужьями и не испытывают оргазма при половом акте, нужно настоять на совместном посещении сексопатолога.
В арсенале профессионалов много методов, включая электромассаж и инструментальные методы обследования, с помощью которых сексопатолог определить активность эрогенных зон женщины и объяснит её «сексуально неграмотному» партнеру, как именно их надо стимулировать.
По материалам сайта: www:uatur.com
Глава 9. СЕКСУАЛЬНЫЕ АЛЬТРУИСТЫ И СЕКСУАЛЬНЫЕ ЭГОИСТЫ
Глава 9. СЕКСУАЛЬНЫЕ АЛЬТРУИСТЫ И СЕКСУАЛЬНЫЕ ЭГОИСТЫ
В зарубежной сексологии существует понятие — сексуальный альтруизм. Он проявляется в том, что человек, будь то мужчина или женщина, — старается доставить своему партнеру наивысшее наслаждение, не думая только лишь о собственном удовольствии.
Но альтруизм — это не отказ от собственного удовольствия. Как раз наоборот. Осознание того, что партнер испытывает экстаз благодаря любви и ласкам второго партнера, — дает ему самому огромное психологическое удовлетворение, а кроме того, возбуждает и его самого.
Примером сексуального альтруизма был знаменитый Казанова. О нем ходят легенды, не всегда соответствующие действительности. Его сексуальные победы не поддаются счету, он покорил сердца многих женщин, и женщины сами жаждали его ласки и искали с ним встреч.
«Нет в мире женщины, которая устояла бы перед постоянным проявлением знаков внимания», — утверждал Казанова. Он мог заниматься сексом в любом месте, с кем угодно и в любом положении.
Хотя ему приписывают авантюризм и безнравственность, но Казанова не был развратником или «пожирателем сердец». Он не ставил перед собой цели постоянно увеличивать число своих побед, и был заинтересован не в количестве, а в качестве своих сексуальных отношений с женщиной. Он был обычным мужчиной, с обычными половыми органами. Мужчины, видевшие Казанову раздетым, удивлялись, что такого особенного находят в нем женщины, чем он мог их так приворожить.
Секрет его колоссального успеха у женщин был в том, что Казанова был сексуальным альтруистом. Соблазняя женщину, он ставил своей целью осчастливить женщину и доставить ей наивысшее наслаждение.
В отличие от Дон Жуана, который постоянно стремился доказывать свою мужественность, Казанова был тонким знатоком и ценителем женщин, он «наслаждался сексом как за получаемое при этом удовольствие, так и за удовлетворение, которое доставляет сам …» и использовал продолжительные и нежные эротические ласки.
Казанова написал 12-томную «Историю моей жизни», в которой подробно описал все наслаждения при своих любовных приключениях. Он был настоящим гурманом, для которого каждая встреча с женщиной была праздником. Он писал: «Запах женщин, которых я любил, всегда был очень приятен для меня». Он был романтиком и постоянно был влюблен в какую-то женщину. «Без любви это великое дело просто безобразие», — писал он.
Он никогда не был торопливым, грубым или чрезмерно напористым. Он мог долго ухаживать за женщиной, днями, неделями и даже месяцами ласкать её, если она была холодна и не испытывала сексуального возбуждения. Но Казанова постепенно доводил её до такого состояния, что она сама начинала задыхаться от страсти и требовала завершения.
Ни одну из своих многочисленных любовниц он не оставил неудовлетворенной. За время одной его эрекции женщина могла испытать 14 оргазмов! Наибольшее количество случаев сексуальной близости с одной и той же женщиной за сутки составляло 12.
Казанова был очень искусен в своих ласках, пробудил чувственность и заставил испытывать восторг и экстаз от половой близости многих женщин, которые считали себя холодными и никогда ранее не испытывали оргазма. Именно поэтому женщины так его любили и преследовали даже после того, как он с ними расставался.
Наверное, многим мужчинам не мешало бы призадуматься над этим и принять во внимание положительный опыт самого знаменитого и искусного любовника, имя которого стало нарицательным.
В ХХ веке не менее знаменитым любовником и сексуальным альтруистом был принц Али Хан. Он говорил: «Когда я люблю женщину, я думаю лишь о том, как доставить ей удовольствие». Еще когда Али Хан был мальчиком, отец послал его в Каир, где он получил уникальное сексуальное образование, обучившись у арабов технике секса, которая называется имсак (подробнее эта техника описана в главе об утонченном половом акте и дао любви).
Хотя Али Хан менял любовниц даже чаще, чем перчатки, все они были от него в восторге. Он давал каждой из них столько удовлетворения, необычных ощущений и впечатлений, что никто из них потом не был на него в обиде.
Современники Али Хана говорили: «Женщину считали устаревшей, безнадежно отставшей от моды и от жизни и вообще пустым местом, если она не побывала в постели с Али хотя бы один раз». Среди его любовниц были все знаменитые и самые красивые женщины мира, кинозвезды, жены членов парламента, спутницы принцев.
Одна из его любовниц говорила о нем: «Независимо от того, сколько женщин было у Али, он сам редко достигал оргазма. Он мог заниматься сексом часами, но сам позволял себе пройти весь путь до конца не чаще, чем дважды в неделю. Он наслаждался тем впечатлением, которое его сексуальная техника производила на женщин. Он любил, когда они теряли контроль над собой. Сам же он контролировал свои действия и всегда был хозяином положения».
Как и Казанова, он был величайшим сексуальным альтруистом. Горю его любовниц не было границ, когда он в возрасте 49 лет погиб в автокатастрофе в 1960 году — помимо прекрасных женщин, Али Хан страстно любил гоночные автомобили.
Сексуальным альтруистом был и герой известного в прошлом киносериала «Анжелика» граф Жофрей де Пейрак. Альтруизм немолодого и изуродованного шрамами и увечьями Жофрея внушил его юной и неопытной красавице жене Анжелике такую безграничную любовь и страсть, что даже после его мнимой казни и исчезновения Анжелика всюду икала любимого мужа и не могла ответить взаимностью ни одному мужчине, которые пытались за ней ухаживать. Жофрей более альтруистичен, чем Казанова, который влюблялся во многих женщин, а Жофрей был верен одной-единственной. Он показал образец любви, нежности и ласки по отношению к своей законной жене, что можно оценить очень высоко с позиции нравственности. Поэтому всем мужчинам, которые смотрели этот фильм, не мешало бы понять, что не стоит искать половую взаимность где-то на стороне — безграничную любовь можно найти и в собственной семье, в своей собственной постели.
Противоположное сексуальному альтруизму качество — сексуальный эгоизм. Он проявляется в том, что не только по сексуальным, но и по своим душевным качествам мужчина-эгоист представляет собой полную противоположность мужчине-альтруисту.
Отечественный сексопатологи Г.С.Васильченко, В.М.Маслов, И.Л.Ботнева и другие связывают его с таким нарушением как гипермаскулинное поведение (от слов «hyper» — чрезмерный и «masculinum» — мужской), — то есть, утрированное, чрезмерное подчеркивание черт, которые в представлении данного субъекта являются «эталоном» мужественности — грубости, агрессивности, стремления к лидерству и господству над женщиной.
Гипермаскулинное поведение проявляется в подчеркнуто «мужском» типе поведения и пренебрежительном отношении к женщинам как существам более низкого положения.
В сексуальной жизни ярко выражено стремление к получению собственной половой разрядки и оргазма, полное игнорирование предварительного этапа (эротической прелюдии) и безразличие к неудовлетворенности женщины. Это ещё называется генитальным типом сексуального поведения мужчины.
Такие мужчины совершенно не ласкают своих партнерш, не заботятся об их психологическом состоянии и сексуальном наслаждении, думают только лишь о собственном половом удовлетворении.
Генитальный тип сексуального поведения мужчины, как правило, отмечается у грубых, невоспитанных мужчин, которые ничего не знают и не желают знать о физиологии ласк. К половой жизни они относятся как к необходимой потребности и одновременно как к чему-то низменному, грязному, наслышавшись всяких гадостей от своих приятелей, а во время близости грубо оскорбляют половое чувство партнерши.
Потребность в сексуальных контактах у таких мужчин больше относится к сфере инстинктов, диктуется накоплением половых гормонов и необходимостью избавляться от перевозбуждения чисто физически. О высшем нравственном значении половой любви они не имеют никакого понятия. Их жены практически никогда не знали ни нежных ласк, ни оргазма (возможно, только во сне, во время поллюций) и испытывают непреодолимое отвращение к половой близости.
Сексуальный эгоизм (генитальный тип поведения, гипермаскулинное поведение) — это отнюдь не норма, а с точки зрения психиатрии и сексопатологии — нарушение нормального сексуального поведения мужчины. Более подробно об этом написано в разделе о садизме второго тома книги.
У таких мужчин чаще всего бывают и другие психические отклонения, у некоторых обнаруживаются психические заболевания (психопатия, задержка умственного развития, органические заболевания центральной нервной системы, эпилепсия). Или же это проявление общей низкой культуры и отсутствия представления о нормальных межличностных отношениях, в том числе, и сексуальных.
Процент сексуальных эгоистов среди мужчин чрезвычайно велик, а подлинных альтруистов очень мало, что связано с низкой культурой секса.
М.Кинесса приводит данные анкетирования женатого мужского населения Польши, в которой культура секса занимает одно из первых в мире. Лишь 15% мужчин знали, что при половом акте женщина должна испытывать приятные ощущения, а 47% мужчин впервые узнали о том, что женщина при половом сношении тоже должна испытывать оргазм, как и мужчина, — только из анкеты. И это в стране высокой культуры секса! Что же тогда говорить о нашей стране, в которой «секса нет», как говорил один известный общественный деятель?!
Сексуальный эгоизм мужчины приводит к вторичной половой холодности женщины — чрезвычайно распространенного явления. При первичной половой холодности женщина никогда не испытывала оргазма, а при вторичной — она утрачивает прежде имевшуюся способность к оргазму. Оба вида половой холодности женщины во многих случаях возникают именно по вине мужчин.
Поэтому так важно, чтобы как можно больше людей знало все о сексуальной гармонии и всех её составных частях.
Почему сексологи и сексопатологи так много внимания уделяют эрогенным зонам женщины? Да потому, что большинство мужчин этого не знает, а страдает женщина.
Самой женщине вряд ли удастся обнаружить свою главную эрогенную зону, особенно, если она блуждающая, поскольку самостимуляция и стимуляция сексуального партнера — далеко не одно и то же.
Даже если они знают свою главную эрогенную зону, многие женщины стесняются сказать об этом своему партнеру и попросить о ласках, а сами стимулировать её не могут.
Хотя сексологи рекомендуют женщинам самим стимулировать клитор во время полового акта, если партнер этого не делает, однако некоторые женщины не могут сами осуществлять стимуляцию из соображений стыдливости (напоминает мастурбацию и вызывает негативное отношение партнера) или из-за неудобства позы во время полового сношения, особенно в «норма-позе», а также потому, что самостимуляция и ласки партнера — далеко не равнозначны.
Главная эрогенная зона мужчины всем известна. Даже если её специально не стимулировать (хотя это тоже желательно для достижения наивысших ощущений), то возбуждение у мужчины возникнет уже от одной близости желанной женщины, а во время полового акта необходимая стимуляция полового члена оказывается стенками влагалища женщины и шейкой матки, поэтому у мужчины наступит и оргазм. Остальные эрогенные зоны у мужчины находятся поблизости от главной, так что и они получают достаточную стимуляцию при соприкосновении с телом женщины.
А у женщины все по-другому. Ничего нет на виду, мужчина должен сам быть исследователем тела любимой, чтобы обнаружить её эрогенные зоны. И хорошо, если он действительно их ищет. А если партнер — сексуальный эгоист, и ему достаточно, что он сам испытывает оргазм, а ощущения партнерши ему безразличны, — то что прикажете делать такой женщине?!
Может быть, если партнеры вместе или по очереди прочтут эту книгу, некоторые мужчины изменят свое отношение к партнершам и перестанут быть сексуальными эгоистами.
Если хотя бы часть читателей станет более сексуально грамотными после прочтения этой книги, то, следовательно, я трудилась над ней не зря. Может быть, и посещения сексопатолога не понадобится, и в вашей семье вновь воцарят любовь, согласие и сексуальная гармония.
Я сознательно привожу в книге мнение самых авторитетных отечественных и зарубежных сексологов, с которыми абсолютно согласна, чтобы читатель имел возможность убедиться, что мнение всех ведущих специалистов однозначно — без стимуляции эрогенных зон, осуществляемой во время прелюдии к половому сношению и во время самого коитуса, — ни анатомическое совпадение половых органов, ни удачная поза, ни длительный половой акт, — не дадут необходимого удовлетворения партнерши, а следовательно, не будет и сексуальной гармонии.
Но если никакие доводы не убеждают мужа , то помочь сможет только сексопатолог. И только он сможет убедить партнера-эгоиста в необходимости стимуляции эрогенных зон.
Из всего сказанного следует, что женщинам, которые недовольны своими мужьями и не испытывают оргазма при половом акте, нужно настоять на совместном посещении сексопатолога.
В арсенале профессионалов много методов, включая электромассаж и инструментальные методы обследования, с помощью которых сексопатолог определить активность эрогенных зон женщины и объяснит её «сексуально неграмотному» партнеру, как именно их надо стимулировать.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Эгоистический альтруизм
Почему мы так сильно нуждаемся в других людях — в их понимании, поддержке и одобрении? Можно ли сравнить боль отвергнутого человека с ощущениями от физической травмы? Когнитивный нейробиолог Мэттью Либерман, автор книги «Социальный вид», вышедшей в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», раскладывает по полочкам основные проблемы нашего взаимодействия с окружающими. Публикуем главу о том, может ли альтруизм быть эгоистичным.В романе Айзека Азимова «Конец вечности» меняющий реальность путешественник во времени Эндрю Харлан влюбляется в женщину из будущего по имени Нойс. Он узнаёт, что после следующих изменений она перестанет существовать, и прячет ее далеко в будущем. Потом он признаётся ей в этом и объясняет, что это ужасное преступление против других путешественников во времени. Нойс в шоке, что он пошел на такой риск: «Ради меня, Эндрю? Ради меня?» И он отвечает: «Нет, Нойс, ради себя. Я не хочу тебя потерять».
Может ли эгоистичный на первый взгляд поступок быть альтруистичным? В истории этот вопрос вставал не раз, и скептики с легкостью давали отрицательный ответ.
Альтруизм они определяют как помощь, которая в перспективе обернется для помогающего негативными последствиями. Майкл Гизлин писал: «Колупни альтруиста — найдешь лицемера», — подразумевая, что «при ближайшем рассмотрении… под маской бескорыстия обнаруживается эгоизм». Возможно, получивший помощь сразу окажет ответную услугу. Или помогающий возвысится в глазах окружающих и в дальнейшем сможет рассчитывать на выгоду. Все мы не раз подозревали, что человек чего-то ожидает за свои благодеяния.
Узнать чужие мотивы непросто, потому что о них не всегда говорят честно. Например, Джон предложил Элейн заменить ее в эксперименте с электрошоком. Теперь удар током получит он, хотя мог этого избежать. А Элейн уйдет, и они никогда больше не увидятся. Здесь вроде бы чистый альтруизм.
Но психолог Дэниел Батсон доказал, что у поступка Джона может быть скрытый эгоистичный мотив — такой же, как у героя романа Азимова. В гениальном исследовании Батсона один человек (наблюдатель) смотрел, как другой (жертва) получает болезненные удары током. В определенный момент жертва просит прекратить их. После этого экспериментатор спрашивал у наблюдателя, согласится ли тот сменить жертву и принять на себя оставшиеся удары.
Наблюдателям предоставили выбор: одним — поменяться местами или смотреть дальше на мучения жертвы, а другим — поменяться местами или уйти (их смотреть не заставляли). Те, кому пришлось бы смотреть в случае отказа поменяться, чаще соглашались сесть на место жертвы, чем те, кто мог просто уйти. Иначе говоря, если неприятной ситуации можно избежать, люди этим пользуются, а в противном случае решают «поступить правильно» и прекратить чужие страдания. Согласие продлить муки жертвы, если на них не придется смотреть, выдает мотивы, очень далеко отстоящие от альтруизма.
Однако исследование на этом не закончилось. Еще двум группам наблюдателей предложили аналогичный выбор: поменяться/смотреть и поменяться/уйти. Но до начала электрошоковой процедуры им внушили эмпатию к жертвам. Эти наблюдатели чаще первой группы менялись с подопытным в выборе, когда альтернативой было смотреть на последующие удары током. И, в отличие от предыдущих участников, они также чаще соглашались занять место жертвы вместо того, чтобы уйти, избавив себя от необходимости смотреть на чужие мучения. Собственно, в этом варианте поменяться согласились почти все (91 %). Следовательно, эмпатия заставила людей задуматься о жертве, а не только о том, придется им смотреть на электрошоковую процедуру или нет. Напрашивается вывод, что эмпатия стимулирует альтруистичное поведение.
Рассуждая о бескорыстии альтруистичного поведения, стоит вспомнить, зачем мы занимаемся сексом. У нас для этого есть как минимум два мотива. Первый — эволюционно обусловлен, потому что секс ведет к размножению, продолжению рода. Наши более расположенные к сексу предки (то есть более сексуально активные) чаще размножались и распространили соответствующие гены. Однако потребность размножаться не единственный и даже не главный мотив для секса.
Тинейджеры больше всех озабочены сексом, но размножение у них на последнем месте. И, кстати, боязнь беременности для них — сильный сдерживающий фактор. Но большинство людей занимаются сексом потому, что им нравятся связанные с ним приятные ощущения и эмоции. Да, эволюционный мотив — размножение, но психологический — удовольствие. У тех, кто любит секс, больше детей, иногда вследствие случайной беременности, и они активно распространяют гены своей сексуальности.
Та же логика применима и к альтруизму. Хотя у группы больше шансов распространить свои гены при условии сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстное участие в делах окружающих, вероятно, еще и приносит нам удовольствие. А если помогать другим приятно (есть даже соответствующий термин — «душесогревающая щедрость», warm-glow giving) — это эгоизм или нет? Заметив проявления альтруизма, мы часто ищем скрытую корысть: чего человек этим хочет добиться, на какую выгоду рассчитывает? В поисках эгоистичных мотивов мы вряд ли будем рассуждать так: «Он помогает только потому, что ему это нравится. Неужто он будет расшибаться для всех в лепешку, не ожидая ничего взамен?! Вот ведь эгоист!» Да, в каком-то смысле такое поведение можно назвать эгоистичным — но это не тот эгоизм, который стоит осуждать.
Как советует далай-лама: «К тому, чтобы быть эгоистом, надо подходить с умом. Мы всегда делали это глупо, искали счастья только для себя, но это делало нас только еще и еще несчастнее. Умный эгоист заботится о чужом благополучии». Это ведь ему самому приятно.
Хорхе Молл с коллегами из Национальных институтов здоровья США провел МРТ-исследование активности мозга в процессе внесения благотворительных пожертвований. Находящихся в сканере участников просили принять ряд решений с финансовой выгодой для себя и для благотворительной организации (они каждый раз были разные). В некоторых испытаниях участникам предлагали пять долларов, при этом делать пожертвование было необязательно. Конечно, все с радостью соглашались. В других испытаниях участников спрашивали, не хотят ли они добавить немного личных денег (скажем, два доллара), чтобы округлить благотворительный взнос (допустим, до пяти). Система вознаграждения у участников была активнее, когда они жертвовали собственные средства, чем когда получали деньги в свое распоряжение. Похоже, наша якобы корыстная система вознаграждения больше любит давать, чем получать.
Аналогичный результат мы с Эвой Телцер и Эндрю Фулини получили среди самой эгоистичной категории населения — подростков. Вместо благотворительности мы предлагали им сделать крупный взнос в бюджет собственной семьи. Мы сказали подросткам и их родителям, что потраченные в рамках исследования деньги ни в каком виде к ним не вернутся. Большинство детей заявили, что им нравится помогать родителям, и, когда они делали взнос, их система вознаграждения была активной.
К похожим результатам пришли и Тристен Инагаки с Наоми Айзенбергер, когда изучали поддерживающее поведение у неженатых пар. Женщины находились в сканере МРТ, а мужчины сидели рядом. В некоторых испытаниях отдельных мужчин подвергали ударам тока. Женщины об этом знали. В одних случаях они должны были держать мужчину за руку, а в других — сжимать в руке маленький мячик. Предполагается, что физический контакт с партнером приятнее контакта с мячом — несомненно, так оно и есть.
Самым интересным оказалось, что система вознаграждения женщин была активнее в момент, когда мужчины, которых они держали за руку, подвергались ударам тока. Поддержка и физический контакт в неприятный для мужчин момент приносили женщинам большее удовлетворение, чем касание руки без воздействия электричества. Социальная поддержка, даже при условии близкого соприкосновения с чужими переживаниями, подкрепляется мозгом. Помогать близким людям приятно. Обычно, говоря о плюсах социальной поддержки, мы представляем себе, что получаем ее от других. Но, судя по данным этого исследования, наша поддержка близкого человека может внести существенный вклад в наше же благополучие.
Люди — сложные создания. Мы безусловно корыстны. Адам Смит, один из основоположников современной экономики, проницательно заметил: «Не от добросердечия мясника, пивовара и пекаря ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими их же личных интересов».
Нам есть что поставить на стол, потому что мы заплатили им, чтобы и они тоже смогли поесть. Смит мудро предположил: «Каким бы эгоистичным ни считался человек, что-то в его природе однозначно заставляет беспокоиться о судьбах окружающих и принимать близко к сердцу их благополучие, хотя он не имеет от этого никакой выгоды, кроме удовольствия наблюдать за этим».
Вознаграждением в быту принято считать материальные ценности (пищу, укрытие, iPhone), и мы приписываем им объективную ценность. Десять долларов всегда лучше пяти, а пять, несомненно, лучше, чем ничего. Но материальная награда воспринимается таковой лишь потому, что мозг к этому привык. Нам приносят удовольствие совместные действия и оказание помощи окружающим. Можно называть это эгоизмом — но в таком случае он не так уж и плох. Нейробиологические основания сотрудничества и благотворительности перечеркивают вопрос об альтруизме («альтруистичны ли мы?») и заменяют его двумя новыми: «Почему нам нравится проявлять бескорыстие?» и «Почему мы не понимаем, что альтруизм сам по себе награда?».
Альтруизм — Википедия
Альтруи́зм (лат. Alter — другой, другие) — понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага.
Термин «альтруизм» ввёл в научный оборот философ Огюст Конт, в его представлении альтруизм — воплощение нормы «жить ради других», движущая сила изменения человеческого общества в сторону большей гуманизации[1]. При этом Конт ставил в оппозицию этику, в основе которой лежит альтруизм, этике христианской, по его мнению, основанной на стремлении к спасению, которое он считал проявлением эгоизма. Конт определял два вида альтруизма: присущий животным (инстинктивный альтруизм) и человеческий, развивающийся под влиянием цивилизации и становящийся врождённым[2]. Задолго до Конта альтруизм был осмыслен и бытовал как нравственный принцип. Так Сократ считал, что основа закона нравственности, который компенсирует эгоизм индивидуума — это «не брать, а отдавать», и что стремление к служению в пользу других тем сильнее в человеке, чем выше в нём духовное начало. Как форма нравственного сознания понятие альтруизма разрабатывалось этиками Шефтсбери, А. Смитом, Д. Юмом, Лейбницем, И. Кантом, Л. Фейербахом, а также Ж.-Ж. Руссо[1].
Многочисленные научные определения явления альтруизма зависят от принадлежности автора, формулирующего понятие, к той или иной отрасли науки. В философии и этике явление альтруизма связывается с формой выражения нравственного требования, базирующейся на принятии присущего сообществу людей естественного расположения друг к другу. Один из основоположников социологии Э. Дюркгейм понимает альтруизм как полное поглощение индивидуума сообществом, отказ от личных устремлений, не совпадающих с его устремлениями, и полное приятие норм сообщества[1].
С психологической точки зрения чаще всего альтруизм определяется как осмысленное, свободное и не преследующее никаких выгод служение другим, основанное на верности, симпатии, милосердии, при этом альтруист может отказаться от своих желаний, пожертвовать своим благополучием, дойти до полного самоотречения. Иногда в психологии альтруизм рассматривается в сущности как просоциальное поведение или как одна из его составляющих[3].
В некоторых смыслах возможно противопоставление альтруизма эгоизму. Х. Хекхаузен разделяет собственно альтруизм и помощь, оказанную под влиянием эмпатии, исходя из того, что эмпатическое сопереживание напрямую зависит от увеличения или уменьшения необходимости помощи другому человеку. С этой точки зрения выход из состояния волнения, редукция сострадания, вызванного эмпатией, сходен с редукцией личного переживания человека, и поэтому трактуется как эгоистический импульс[4].
В христианстве альтруизм как побуждение к действию отражен в призыве Иисуса Христа «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39, Мк. 12, 31, Лк. 10, 27)[2][5].
Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии О. Конт[6]. Он характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. Согласно О. Конту принцип альтруизма гласит: «Живи для других». Согласно О. Конту, альтруизм противоположен, антонимичен эгоизму, и подразумевает такое поведение и активность человека, которыми он приносит другим людям больше пользы, чем требует от них приложения каких-либо затрат.[7]
Оппозицией такому пониманию альтруизма выступают Чарли Л. Харди, Марк ван Вугт,[8] Дэвид Миллер[9] и Дэвид Келли[10], которые в своих исследованиях показали, что альтруизм и альтруистическое поведение не связаны с прямой выгодой, или с комбинациями различных выгод, но в конечном счёте, в долгосрочной перспективе создают больше преимуществ, чем было затрачено на совершение альтруистических действий.
Согласно Джонатону Сеглоу,[11] альтруизм — это добровольный, свободный акт субъекта, который, однако не может быть осуществлён без того, чтобы совершённое альтруистическое действие не потеряло своей альтруистической природы.
Русский философ Владимир Соловьев в работе Оправдание добра обосновывает альтруизм через жалость и считает его естественным проявлением человеческой природы (всеединства), тогда как его противоположность (эгоизм, отчуждение) является пороком. Общее правило альтруизма согласно В. С. Соловьёву может быть соотнесено с категорическим императивом И. Канта: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою[12]. Согласно В. С. Соловьёву, под альтруизмом понимается «нравственная солидарность с другими человеческими существами»[13].
«Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье.»
Альтруизм в обществе также может быть выгоден, так как приводит к повышению репутации.[14] Другим преимуществом альтруизма может служить самореклама, названная израильским зоологом Амоцем Захави «эффектом потлача».
Как отмечает д-р психол. наук, проф. Н. В. Гришина, «альтруизм — это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности»[15].
Основные виды, формы и практики альтруизма[править | править код]
Моральный и нормативный альтруизм[править | править код]
Моральная, нравственная сторона альтруизма может быть осмыслена через нравственный императив И. Канта. Интериоризованное человеком, то или иное понимание нравственности может стать таким внутриличностным образованием как совесть, исходя из которой, а не из стремлений к тем или иным выгодам, будет действовать человек. Таким образом, моральный/нравственный альтруизм заключается в действии в соответствии с собственной совестью.
Ещё одной формой, или одним пониманием морального альтруизма, является его осмысление в рамках представлений о правосудии или юстиции, социальные институты которых широко распространены в западных обществах. В рамках представлений о правосудии человек рассматривается как нередко готовый бескорыстно действовать за правду и её торжество в мире социальных взаимоотношений, а также против различного рода несправедливостей.
Действия в соблюдение обязательств (которые человек даёт самому себе или другому) и ожиданий (которые имеют в отношении человека другие люди) иногда рассматриваются как определённая степень альтруизма. Вместе с тем, нередко такого рода действия могут оказываться и действиями по расчёту.
Альтруизм из симпатии и сочувствия[править | править код]
Альтруизм может быть связан с различного рода социальными переживаниями, в частности с симпатией, сочувствием к другому, милосердием и доброжелательностью. Альтруисты, доброжелательность которых распространяется за пределы родственных, соседских, дружеских отношений, а также отношений со знакомыми, называются также филантропами, а их деятельность — филантропией.
Кроме доброй воли и сострадания альтруистические действия нередко делаются из привязанности (к чему-то/кому-то) или общей благодарности к жизни.
Рациональный альтруизм[править | править код]
Рациональный альтруизм — это балансирование (а также попытка его осмыслить) между своими интересами и интересами другого человека и других людей.
Выделяется несколько направлений рационализации альтруизма:
- Альтруизм как мудрость (пруденция) (через моральное право (чувство «вправе») и добрые дела может быть оправдан разумный эгоизм (Кристоф Лумер).[16]
- Альтруизм как взаимный (реципрокный) обмен. Рациональность взаимного обмена очевидна: действие, основанное на нормах взаимности (справедливость, честность), ориентированы на точный учёт произведённых усилий и их компенсацию. Скорее, речь идет о предотвращении использования альтруистов эгоистами, таким образом, чтобы процесс обмена мог быть продолжен. Взаимность является средством для предотвращения эксплуатации.
- Альтруизм как обобщённый обмен. Обобщенные системы обмена характеризуются тем, что они основаны на усилиях, прилагаемых в одностороннем порядке без прямой компенсации. Любой может оказаться получателем выгоды (от альтруистического действия) или тем, кто это действие совершает. Рациональность обобщенного обмена состоит в том, что каждый, кто нуждается в помощи, может получить её, но не прямо от кого-то, но косвенно; важную роль здесь играют отношения доверия между людьми.
- Рациональный баланс собственных и чужих интересов (например, теория рациональных/социальных решений Говарда Марголиса).[17]
- Парето-альтруизм. Согласно итальянскому экономисту и социологу Парето, Вильфредо, его известному распределению, «80 % последствий порождают 20 % причин», альтруистические действия возможны и не требуют привнесения никаких жертв в выгодах. Есть множество действий (в том числе — эгоистических), от совершения которых ни от кого не требуется никаких жертв и не приносит никому никакого вреда. Такие действия могут быть причислены к альтруистическим актам.
- Утилитарное понимание альтруизма. Альтруистический акт рассматривается как основанный на максимизации какого-либо общего блага, в том числе посредством привлечения других людей для этого. Пример: у человека есть некоторая сумма денег и он хочет её пожертвовать на развитие некой территории. Он находит какую-нибудь организацию, работающую с этой территорией и жертвует ей деньги, надеясь что в ней они потратятся нужным образом. Вместе с тем, как следует из примера, такое, утилитарное понимание альтруизма может приводить к предвзятости и преследованию определённых собственных интересов.
Социальная психология альтруизма и альтруистическое поведение[править | править код]
С развитием эмпирических психологических исследований такие нечёткие понятия как альтруизм, полезность, постепенно заменяются на более употребительный термин «просоциальное поведение».
Существуют половые различия в альтруистическом поведении: женщины, как правило, показывают более долгосрочное просоциальное поведение (например, забота о близких). Для мужчины более вероятны уникальные «подвиги» (например, при пожаре), в которых нередко нарушаются конкретные социальные нормы.[18]
Есть также исследования из области эволюционной психологии, в которых показано, что люди выживают за счёт сотрудничества и нормальной взаимности. Как выразился Герберт Саймон, просоциальное поведение имеет преимущество в ситуации естественного отбора/эволюции, и в некотором смысле, альтруизм может рассматриваться как генетически заложенная в человеке программа.[19]
Согласно социально-психологическим исследованиям альтруистического поведения, важную роль в нём играет личная ответственность человека. Принятие решений требует принятия на себя ответственности за эти решения. Если решение принимается группой людей, то ответственность за него распределяется по членам группы, снижая личную ответственность каждого из них. Как пишет Дмитрий Алексеевич Леонтьев, ссылаясь на исследования социальных психологов, описанные в книге Ли Росса (англ.)русск. и Нисбет, Ричард[20]: «если что-то произошло, если вам стало плохо, нужна помощь, а вокруг идут люди, не останавливаясь, нельзя звать на помощь просто, ни к кому не обращаясь. Выберите любого человека, смотрите на него и обращайтесь лично к нему и вероятность того, что к вам придут на помощь, возрастёт в несколько раз».[21]
Левые политические учения, ставящие своей целью общество, построенном на взаимопомощи вместо конкуренции, могут апеллировать к альтруизму как поведенческой установке. Альтруизм, наблюдаемый у животных и примитивных человеческих обществ, приводится в качестве аргументов в пользу левой политики в книгах Петра Кропоткина «Взаимопомощь как фактор эволюции» и Питера Сингера «Дарвиновская левая» (A Darwinian Left).
Другие разновидности[править | править код]
В общем понятии альтруизма выделяют отдельные понятия, описывающие некоторые специфические виды альтруизма. Например:
С точки зрения антропологии[править | править код]
Марсе́ль Мосс в книге «Подарок» кратко описал эволюцию понятия милостыни (позднее развившегося в понятие альтруизма) из понятия жертвы:
Милостыня является плодом, с одной стороны, морального понятия подарка, с другой — понятия жертвы. Великодушие является обязательством, потому что Немезида мстит изобилию богатства благополучных людей за бедняков и богов, и богатые должны избавляться от него. Это древняя мораль подарка, который стал принципом справедливости.
Эволюционные объяснения[править | править код]
В этологии и, в более общем плане, в исследовании социальной эволюции, альтруизм относится к поведению человека, передающего часть своих благ другому человеку[22].
- ↑ 1 2 3 Ильин, 2013, с. 114.
- ↑ 1 2 Никитин В. Альтруизм // Католическая энциклопедия. — М., 2002. — Т. I. — Стб. 198—199
- ↑ Ильин, 2013, с. 114—115.
- ↑ Ильин, 2013, с. 115—116.
- ↑ Стенли Дж. Гренз, Джей Т. Смит. Альтруизм // Христианская этика. Карманный словарь. — Ездра, 2006. — Т. I. — ISBN 966-8182-38-3.
- ↑ Современный психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, АСТ, 2007. — 496 с. — (Психология — лучшее). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-046534-7, ISBN 978-5-93878-524-3.
- ↑ Manuela Lenzen. Evolutionstheorien in den Natur- und Sozialwissenschaften. Campus Verlag, 2003. ISBN 3-593-37206-1 (Google Books)
- ↑ Charlie L. Hardy, Mark van Vugt. Giving for Glory in Social Dilemmas: The Competitive Altruism Hypothesis (недоступная ссылка с 26-05-2013 [2485 дней] — история, копия). University of Kent, Canterbury 2006.
- ↑ David Miller. ’Are they my poor?’: The problem of Altruism in a World of Strangers. In: Jonathan Seglow (Hrsg.): The Ethics of Altruism.: Frank Cass Publishers, London 2004. — ISBN 978-0-7146-5594-9, S. 106—127.
- ↑ David Kelley. Altruism and capitalism. In: IOS Journal. 1 Januar 1994.
- ↑ Jonathan Seglow (Ed.). The Ethics of Altruism. ROUTLEDGE CHAPMAN & HALL. London. — ISBN 978-0-7146-5594-9.
- ↑ Соловьев В. С. Оправдание добра. Часть первая. Гл.3. Жалость и альтруизм
- ↑ Соловьев. В. С. Оправдание добра, 3,11,I
- ↑ Докинз, Клинтон Ричард. Возникла ли нравственность в процессе эволюции? // Бог как иллюзия = The God Delusion. — КоЛибри, 2009. — 560 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-389-00334-7.
- ↑ Проблемы моральных мотивов поведения в современной отечественной этической и психологической литературе — философия.ру — библиотека философии и религии filosofia.ru
- ↑ Christoph Lumer. Rationaler Altruismus. Eine prudentielle Theorie der Rationalität und des Altruismus. Universitätsverlag Rasch, Osnabrück 2000.
- ↑ Howard Margolis. Selfishness, Altruism, and Rationality. A Theory of Social Choice. Chicago and London, 1982.
- ↑ Eagly A.H. Sex differences in social behavior: A social-role interpretation. — Erlbaum, Hillsdale, NJ 1987.
- ↑ Hoffman M.L. Is altruism a part of human nature? In: Journal of Personality and Social Psychology. 40 (1981), S. 121—137.
- ↑ Росс, Ли Д. (англ.)русск., Нисбетт, Ричард Э. (англ.)русск.. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии = The Person and the Situation: Perspectives of Social Psychology / Перевод с английского В. В. Румынского, под редакцией Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна. — М.: Аспект-Пресс, 12 января 1999. — 429 с. — 5000 экз. — ISBN 5-7567-0234-2, ISBN 5-7567-0233-4.
- ↑ Леонтьев, Дмитрий Алексеевич. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека (рус.) // Философские науки : журнал. — 2009. — № 10. — С. 6.
- ↑ Bell, Graham. Selection: the mechanism of evolution. — Oxford : Oxford University Press, 2008. — P. 367–368. — ISBN 0-19-856972-6.
что это такое, теории и виды, кто такой альтруист и как развить в себе это качество.
Альтруизм – не слишком распространенное явление в наши дни. Одних альтруисты восхищают, других удивляют, а у третьих вызывают подозрение. Какими чертами характера отличаются эти люди, легко ли стать альтруистом, какие теории альтруизма существуют и так ли необходима подобная особенность характера? Рассмотрим все эти вопросы подробнее в нашей статье.
Альтруизм: что это такое
Под альтруизмом подразумевают принцип поведения, при котором человек совершает добрые поступки, бескорыстно заботясь о благополучии других людей.
По сути, принцип альтруизма заключается в том, чтобы «жить ради других». Впервые термин начал употреблять основатель социологической науки Огюст Конт. Под понятием он подразумевал бескорыстные мотивы личности, ведущие к действиям, несущих пользу лишь для других людей.
Психологи выдвинули оппозиционное мнение к определению Конта. Согласно их выводам, в длительной перспективе альтруизм дает больше плюсов, чем на него было затрачено сил. Также был сделан вывод, что альтруисты в некой степени совершают благие действия с долей эгоизма. Якобы человек получает особое удовольствие от того, что люди, в делах которых он принимал немалое участие, достигают успехов.
При этом эгоизм все же рассматривается как противоположность альтруизму. При эгоизме человек на первое место ставит удовлетворение собственных интересов, возводя это в жизненную позицию.
Обычно альтруизм проявляется в заботе, актах милосердия, самоотречения ради кого-то. Важно, чтобы в таком случае здоровый эгоизм был присущ личности, хоть и в меньшей мере, уступая первенство добрым побуждениям.
К альтруизму могут примешиваться различные социальные переживания, вроде, сочувствия, симпатии, доброжелательности и прочих. Альтруистические поступки, распространяющиеся за грани дружеских, родственных, соседских называют филантропией, и людей, отличающихся такими порывами в отношении тех, кто находится за пределами их знакомств, называют филантропами.
Психологи полагают, что пол в альтруизме тоже имеет значение. Мужчинам характерны кратковременные порывы в отношении добрых дел (помочь подтолкнуть авто, вытащить тонущего из морской воды и т.д.). Женщины склонны к долговременным поступкам (бросить карьеру, чтобы заботиться о больном родственнике). Яркие примеры альтруизма можно видеть в волонтерской деятельности, донорстве, наставничестве.
Теории альтруизма
Социологи и психологи давно занимаются исследованием мотивов поведения альтруистов, выведя интересные теории:
Социальная
С социологической точки зрения, можно выделить несколько основных теорий альтруизма: эволюционную, социального обмена, социальных норм. Они дополняют друг друга, и по отдельности не дают полного понимания о том, почему индивидуумы готовы безвозмездно оказывать помощь окружающим.
В основе теории социального обмена лежит понятие глубинного эгоизма. Приверженцы теории полагают, что подсознательно человек, идущий на бескорыстный шаг, предварительно просчитывает собственную выгоду.
По теории социальных норм, альтруизм рассматривается, как социальная ответственность. Это значит, что альтруистические дела – элемент естественных социальных норм, свойственных обществу.
Согласно, эволюционной теории, альтруизм – часть развития, помогающая в сохранении генофонда и являющаяся движущей силой эволюции.
Непросто определить все грани этого понятия, беря во внимание лишь социальные исследования. Также важно помнить о так званных «духовных» составляющих любого индивида.
Психологическая
По теории психологов, основой альтруистического поведения являет нежелание наблюдать за муками и переживаниями прочих личностей. Это чувство может присутствовать на уровне подсознания.
Другая популярная теория гласит, что альтруизм – следствие чувства вины, и, совершая добрые поступки, человек пытается искупить вину.
Виды альтруизма
Различают несколько видов альтруизма.
Взаимный
Социальное поведение, при котором люди идут на некую степень самопожертвования, но только если ожидают взаимного шага. Понятие ввел социобиолог Роберт Триверс. Если не брать во внимание научные обозначения, подразумевается попросту взаимовыручка. Хорошим примером «проводников» общинного духа являются церкви, небольшие школы, студенческие общежития и так далее. Такой вид альтруизма основан на норме взаимности и является универсальным принципом социального взаимодействия.
Демонстративный
Базируется на социальных нормах. Проявляя бескорыстную участливость к окружающим, такой альтруист на подсознательном уровне боится идти в разрез с правилами приличия. Пример: в автобусе уступить место матери с младенцем, помочь старику перейти дорогу и так далее.
Компенсирующий
В своих трудах Зигмунд Фрейд отожествлял склонность к альтруизму с компенсацией чувства вины. Свою тревожность индивид пытается компенсировать добродетелью в отношении окружающих.
Моральный
Почти у каждого человека имеется свой «внутренний цензор» и здесь он играет важную роль. Внутреннее убеждение диктует человеку, что на его месте так поступил бы каждый. Альтруизм построен на нежелании испытать чувство вины или нарушить душевное равновесие.
Рациональный
Человек ищет гармонию между своими и чужими потребностями. Альтруистические поступки не являются внезапными порывами – в этом случае они тщательно обдуманы. При таком виде альтруизма индивид не действует себе или кому-то во вред.
Родительский
Такие альтруисты готовы на жертвенность по отношению к своему ребенку. Они не размышляют о возможной выгоде в перспективе, и просто готовы отдать все лучшее. Родители, подверженные такому виду альтруизма, берут во внимание личные желания ребенка, а не пытаются реализовать собственные амбиции. В основе лежит бескорыстие, и в будущем мать не скажет повзрослевшему ребенку, что потратила на него лучшие годы, не дождавшись благодарности.
Ситуационный
Индивид идет на самопожертвование, попадая под психологическое воздействие (религиозная проповедь, укор близкого человека, чья-то слезная просьба и так далее) или подражая другому человеку. При отсутствии этих факторов, вероятно, акт альтруизма не совершается – человеку может даже не прийти это в голову.
Социумный
Альтруист безвозмездно помогает людям из близкого окружения (друзьям, родственникам, коллегам и прочим). Такой вид альтруизма можно назвать социальным механизмом – он является толчком к комфортным и доверительным отношениям в группе. Стоит взять во внимание, что помощь, предоставленная с целью последующих манипуляций, будет неправильно тоже называть альтруизмом.
Сочувственный (сопереживательный)
Главной базой сострадания становятся добросердечие и собственные побудительные мотивы. Чаще встречается в родственных связях, а также в отношениях между друзьями, влюбленными. Человек испытывает потребность помочь, движимый любовью и чувством привязанности.
Нравственный
Мотивом такого альтруизма является искренне удовлетворение при осознании, что самопожертвование приносит явную пользу нуждающемуся. Примером может послужить волонтерство, наставничество.
Нормативный
Согласно нравственному императиву И. Канта, то или иное понимание нравственности можно обозначить, как совесть, и именно она лежит в основе этого вида альтруизма. Человек решается на жертвы не из-за личных выгод и стремлений, а из-за нежелания идти в разрез со своей совестью. Еще одной формой альтруизма считается его осмысление в рамках юстиции или правосудия. Особенно это распространено в западных странах, где гражданин стремится добиться правды и ее торжества в мире, резко выступая против несправедливости в обществе.
Кто такой человек альтруист (альтруистичный человек)
Альтруист – это человек, который не руководствуется возможной выгодой, идя на жертвенные поступки по отношению к другим. Безвозмездность для него вполне естественна: совершая доброе дело, он не задумывается о том, что его отблагодарят ответным добром.
Другие черты альтруиста:
Приоритетность. Альтруист ставит собственные интересы на задний план, выдвигая на первое место нужды кого-то другого, и не чувствуя из-за этого дискомфорта.
Ответственность. Полностью осознавая собственные действия, индивид понимает, что именно он должен нести за них ответственность.
Свобода выбора. К альтруизму не относятся случаи, когда помощь исходит под нажимом или по требованию. Альтруист сам изъявляет желание принять участие в деле, речь идет исключительно о его личном выборе.
Удовлетворение. Оказав кому-то помощь, настоящий альтруист не сокрушается, что потратил личное время. Отказавшись от своих желаний и нужд ради помощи другому, он испытывает удовлетворение и не считает себя использованным или ущемленным.
Жертвенность. Альтруист без сомнений тратит личное время, прикладывает физические или моральные усилия ради помощи другому. В ход могут идти и материальные ресурсы.
Нередко альтруистические поступки помогают раскрыть скрытый личный потенциал. Оказывая поддержку нуждающимся, альтруист параллельно оказывает своеобразную услугу себе, становясь увереннее и чувствуя в себе силы. В помощи обычно нуждаются более слабые, и на подсознательном уровне альтруист удовлетворен своей позицией «сильного».
Исследования демонстрируют, что также совершение альтруистических поступков помогает человеку ощутить себя счастливее. Психологи выделили несколько главных черт характера альтруиста: щедрость, благородство, жертвенность, человеколюбие, бескорыстие, милосердие, доброта. Эти характеристики объединяет одно – их направленность «от себя». Попросту говоря, альтруист – это человек, который с большей охотой отдает, чем забирает.
Альтруизм: за и против
Эволюция планеты будет невозможна без альтруизма, однако у этой черты, к сожалению, можно увидеть и отрицательные характеристики.
Сначала рассмотрим положительные аспекты для самого альтруиста и окружающего его мира:
- В мире становится больше безопасности и доброты.
- Альтруист живет в согласии с совестью.
- Помогая другим, человек наполняется положительными эмоциями.
- Сознание людей меняется к лучшему, когда они становятся свидетелями альтруистических поступков.
- Эволюция общества.
Впрочем, в отдельных случаях наблюдаются и теневые стороны самопожертвования, рассмотрим их:
- Альтруист привыкает к обесцениванию своих собственных интересов и иногда ущемляет себя и свою семью ради помощи людям, которые не слишком нуждаются в этом. Самопожертвование идет скорее во вред, чем в пользу.
- Альтруист забывает о собственных обязанностях, гоняясь за делами, в которых может помочь его участие.
- Увлекшись альтруизмом, человек может пойти на поступок, который в действительности ему не по силам, тем самым усугубив ситуацию или вовсе лишившись жизни.
Как развить в себе это качество
Хотите стать альтруистом – действуйте, как альтруист:
- Чаще помогайте другим, видя, что вам это по силам. Начинайте с небольших дел. Речь может идти не только о личностях, находящихся в вашем близком окружении, но и о незнакомцах. Настоящий альтруист не разделяет людей, которым можно помочь по принципу родственных связей или личной симпатии.
- Не рассчитывайте на благодарность или ответные услуги. Философы утверждают, что истинный альтруист чувствует радость и удовлетворение, оказывая полезные услуги другим. Он не рассчитывает на похвалу, личную выгоду или соизмеримую ответную реакцию.
- Будьте гуманными и милосердными, не делайте резких выводов об окружающих, ищите в них достоинства. Альтруисту не обязательно быть глубоко религиозной личностью, однако он любит людей, ценит жизнь. Милосердие вполне можно назвать одной из важнейших граней альтруизма.
- Щедрость – важное качество альтруиста, он не может быть жадным. Замечали за собой прижимистость? Старайтесь избавиться от нее. Подразумеваются не только материальные ресурсы, но и личное время, участие в чужой жизни. Дарите людям свое внимание.
- Передавайте свои знания, ведь это одно из важнейших проявлений альтруизма. Информация очень важна для мира, и люди, передающие свой опыт тем, кто нуждается в нем, приносят существенную помощь миру. Безусловно, речь идет о благих и полезных навыках. Заметьте, что успешные люди-альтруисты часто занимаются не только благотворительностью, но и пытаются стать наставниками для страждущих, делясь с ними важной информацией. К этой же категории альтруистов можно отнести тех, кто делится полезными знаниями в Сети.
- Старайтесь достичь гармонии с окружающими. Альтруистически настроенные личности не создают неприятностей друзьям и родственникам, не держат обид на оппонентов, не являются зачинщиками конфликтных ситуаций.
- Не делайте добро напоказ. Альтруисты обычно довольно скромны, и не широко распространяются о своих благих деяниях. Настоящая жертвенность не имеет общих граней с хвастовством.
Все мы временами ощущаем душевные порывы помочь кому-то безвозмездно, но до этого дело доходит редко – не душите в себе эти спонтанные желания!
Смотреть видео
Альтруизм и эгоизм в любви, отношениях: кто такой эгоист
Большинство наверное знает, что такое альтруизм и эгоизм — первое: забота о благе других, второе — о своем.
Возможно многим знакомы ситуации, когда Вы или к Вам проявляли альтруизм или эгоизм в любви, в близких отношениях. Вы это чувствовали, но не могли до конца осознать, кто такой эгоист и альтруист…
А всегда ли хорош альтруизм, и всегда ли плох эгоизм в отношениях между людьми, как обычно воспринимают эти антонимы в социуме?
Кем нужно быть альтруистом или эгоистом в мире, где борьба за выживание стоит на первом месте? А может есть «золотая середина»?
Сегодня вы узнаете, что такое внутренний, скрытый эгоизм в отношениях мужчины и женщины.
Альтруизм и эгоизм в любви и в близких отношениях
Зачастую альтруизм в любовных отношениях одного партнера приводит к эгоизму в любви другого. Т.е. один даватель, другой — потребитель, что не делает гармонии в межличностных отношениях, т.к. отношения — потребительские.
Часто, наблюдаемое поведение альтруиста в семье или дружбе превращается в навязчивую, невротическую потребность в любви, что приводит к любовной зависимости и психологическим играм в отношениях…в игру в «Спасителя» по отношению к беспомощной «Жертве» (по треугольнику Карпмана), с последующим переключением в «Преследователя» (эгоизм подразумевает месть) — такие сценарные игры плохо заканчиваются.
По сути, этот, как бы альтруист (на видимом, социальном уровне), на самом деле — это эгоист, т.к. его «альтруизм» — навязчивость, излишняя забота и радение, не что иное, как скрытый, подсознательный эгоизм в любви. Т.е. ему не хватает любви, тепла, эмоционального принятия в отношениях, поэтому он «строит» из себя показного альтруиста (обычно неосознанно), чтобы получить в ответ свою любовь (обычно все наоборот, любви он не получает)… Выходит в реальности поведение этого человека и не альтруизм и не эгоизм в отношениях…скорее невротизм…
Кто такой эгоист в любых отношениях на самом деле
Эгоист вообще — это тот, кто заботится и думает только о себе: об удовлетворении своих потребностей и желаний, в том числе бессознательных.
А кто такой эгоист в межличностных отношениях: в семье (включая родителей-эгоистов и детей), в браке, в любви, в дружбе и партнерстве…даже в сексуальных отношениях?
Эгоист в отношениях — это тот, кто на самом деле не любит ни себя ни других. Он может быть под маской жертвующего своими интересами альтруиста или самовлюбленного нарцисса — не важно. У него может быть завышенная с виду самооценка, но при этом заниженная жизненная Я-позиция.
Суть в том, что эгоист, из-за того, что не любит себя (хотя и делает вид, а может и иллюзорно думает так, что любит себя), он не способен любить других людей…т.к. подсознательно он будет думать, что обделен любовью, и что надо ее хапать и хапать… А если в близких отношениях между людьми нет настоящей любви, то нет и счастья, и настоящих долгосрочных отношений — это аксиома.
Сама же любовь (пусть без первичной страсти) — если «копнуть» поглубже — представляет собой умеренные, и альтруизм и эгоизм, т.к. каждый человек имеет свое Эго (свое Я), и имеет врожденное желание…да что желание…биологическую потребность — любить и быть любимым.
Но когда эти потребности иллюзорно искажены и гипертрофированы, за счет написанного в детстве сценария жизни, тогда и возникает показной альтруизм и эгоизм в любви и отношениях.
Полюбите себя и других, по-настоящему полюбите, и тогда Вы найдете «золотую середину» между альтруизмом и эгоизмом — это любовь…
Психология межличностных взаимоотношений мужчины и женщины
Психология сексуальной жизни
Психология общения с людьми
Пройдите онлайн тестирование бесплатно
Тест на темную личность — негативное ядро души
Обязательно загляните в журнал психолога: где есть статьи, рекомендации и советы по многим психологическим проблемам
Тест на межличностные отношения
Любовные тесты онлайн
Интересные тесты для девочек онлайн бесплатно (и девушек)
Женские тесты и статьи
Статьи и тесты для мужчин
Отношения между мужем и женой
Ложь, вранье в отношениях
Проблемы в отношениях людей
это что такое? Альтруизм и эгоизм :: SYL.ru
Всем известны примеры ситуаций, в которых человек, порой рискуя собственной жизнью и здоровьем, помогает другим. Хотя в современном мире альтруизм встречается достаточно редко. Как правило, все люди стараются поступать так, как им выгодно, и в обычной жизни гораздо чаще мы имеем дело с эгоизмом. Что же такое альтруизм? Чем можно объяснить подобное поведение людей? Какие можно привести примеры альтруизма? Все эти вопросы мы рассмотрим в статье.
Понятие альтруизма
Альтруизм – это поведение человека, предполагающее бескорыстную помощь другим, порой в ущерб своим интересам. Синонимом данного слова является «самоотверженность». Альтруист отказывается от возможных благ и выгод в пользу другого человека или общества в целом. При этом он не ждет от того, кому оказал помощь, благодарностей или вознаграждения.
Следует отличать истинный альтруизм от мнимого. К примеру, женщина живет с мужем-алкоголиком, заботится о нем и надеется, что он исправится. При этом она совершенно забывает о себе, закрывает глаза на то, что супруг уносит из дома последние деньги. Казалось бы, такое поведение женщины можно назвать альтруистическим. Однако на самом деле имеются причины, по которым она терпит выходки мужа. Возможно, женщина боится остаться одинокой и никому не нужной, опасается трудностей при расставании с супругом. Соответственно, выгода в ее поведении все-таки присутствует.
Истинный альтруизм подразумевает геройские поступки на войне, помощь утопающему, оказанную человеком, который сам едва умеет плавать, действия пожарных, вытаскивающих из огня детей. В этих случаях какую-либо выгоду в поведении людей проследить совершенно невозможно.
Причины альтруистического поведения
Существует несколько теорий, которыми объясняется альтруистическое поведение человека. В первую очередь к таковым можно отнести социальную ответственность людей и их потребность отдавать. Согласно этому, человек стремится помочь ближнему, если видит, что тот нуждается в нем и зависит от его действий.
Альтруистическое поведение можно объяснить нежеланием наблюдать страдания других. При этом в случае их прекращения исчезают и негативные эмоции человека, оказавшего помощь, либо они сменяются позитивными. С точки зрения этой теории тесно переплетаются альтруизм и эгоизм.
Еще одной причиной самоотверженности может являться чувство вины, имеющееся у человека. Совершая благородный поступок, он стремится искупить таким образом свои грехи.
Моральный альтруизм
Моральный альтруизм – это помощь другим людям, в основе которой лежат совесть и нравственные установки человека. При этом индивид действует, исходя из своих внутренних убеждений и понятий о том, как правильно следует поступить в данной ситуации. Живя по совести, человек становится честным перед самим собой, не испытывает чувства вины и душевных мук.
Одной из форм морального альтруизма является нормативный. Он выражается в борьбе человека за справедливость, стремлении наказать виновных и отстоять правду. К примеру, судья выносит суровый приговор преступнику, несмотря на очень крупную сумму, предлагаемую ему в качестве взятки.
Рациональный альтруизм
Рациональный альтруизм – это попытка человека найти правильный баланс между своими интересами и потребностями и нуждами окружающих. Он предполагает осмысленное совершение человеком бескорыстных поступков, их предварительное обдумывание.
Рациональная теория альтруизма позволяет индивиду защититься от тех, кто мог бы использовать его честность и доброту. Именно поэтому в его основе лежит взаимность стараний. Без этого отношения могут превратиться в эксплуататорские. Человеку необходимо понять, где и когда стоит предлагать свою помощь, постараться не действовать в ущерб себе и своим интересам.
Альтруизм из симпатии и сочувствия
Альтруистические поступки очень часто совершаются человеком, которым движут некие переживания и чувства. Это может быть милосердие, сострадание или сочувствие. Как правило, доброжелательность и самоотверженность альтруистов распространяются только на близких людей – родственников, друзей, любимых. Если же альтруизм выходит за рамки подобных отношений, он носит название «филантропия». Чаще всего она проявляется в благотворительности и помощи нуждающимся.
Понятие эгоизма
Понятием, противоположным альтруизму, является эгоизм. Он представляет собой поведение индивида, направленное исключительно на удовлетворение своих интересов и потребностей, получение выгоды и пользы для себя. Последствия, к которым могут привести подобные действия для остальных людей, эгоистом в расчет не принимаются.
Существует мнение, что каждый человек генетически предрасположен к эгоизму. Это объясняется длительной борьбой за выживание и естественным отбором в условиях, в которых людям пришлось существовать длительное время. Некоторые ученые считают, что всеми поступками человека движет эгоизм. Даже самые благие намерения и бескорыстные действия на самом деле имеют скрытую цель удовлетворить потребности самого человека, а не окружающих.
Различают рациональный и иррациональный эгоизм. В первом случае человек оценивает и взвешивает последствия своих действий. В итоге он поступает так, как ему кажется правильным и целесообразным. Иррациональный эгоизм предполагает необдуманные и импульсивные действия, которые могут повлечь за собой неприятные последствия для окружающих.
Альтруизм и эгоизм
Казалось бы, что такие противоположные понятия не могут сочетаться в одном человеке и не имеют ничего общего. Традиционно мы привыкли считать эгоизм отрицательным качеством личности. Люди, обладающие им, вызывают осуждение и порицание со стороны общества. Альтруизм подразумевает, напротив, положительную оценку. Люди всегда почитали самоотверженность и геройские поступки.
На самом деле, нельзя разделять такие понятия, как альтруизм и эгоизм. 4 класс в школе — время узнать о значении этих слов и то, что они прекрасно сочетаются в одном человеке и дополняют друг друга. В основе как альтруизма, так и разумного эгоизма лежат мораль и нравственность. Ценность человеческой жизни безмерно велика, причем и чужой, и своей собственной. Поэтому, если индивид стремится к личной выгоде и реализации своих потребностей, это нельзя считать злом, конечно, при условии, что от этого не страдают другие люди.
Нужно помнить и о том, что человек может меняться в зависимости от того, какой он получает жизненный урок. Эгоизм и альтруизм могут чередоваться в людях. К примеру, если человек, совершивший благородный поступок, вместо благодарности получает осуждение либо если его физические и моральные возможности совершать добрые поступки иссякли, то он может превратиться в эгоиста. Забота о собственной персоне также может смениться альтруизмом, если для этого создались подходящие условия.
Проблемой современного общества является осуждение как самоотверженного поведения, так и эгоизма. В первом случае людей часто считают ненормальными либо не верят им и ищут скрытую выгоду в их поступках. Эгоизм же ассоциируется с жадностью и наплевательским отношением к окружающим.
Плюсы и минусы альтруизма
Положительные стороны самоотверженности очевидны каждому человеку. Альтруизм – это прежде всего помощь людям. Если вам удалось спасти ближнего или оказать ему поддержку в нужный момент, это, безусловно, заслуживает похвалы и одобрения. Совершая бескорыстные поступки, помогая окружающим, каждый человек делает наш мир немного добрее и гуманнее.
Есть ли у альтруизма минусы? В разумных пределах они отсутствуют. Однако если человек совершенно забывает о себе и своих интересах, это может нанести существенный вред ему самому. Очень часто окружающие начинают пользоваться добротой и мягкосердечностью человека, перекладывают на него свои обязанности, постоянно просят у него взаймы денег и не отдают их. Они знают, что им никогда не откажут и всегда помогут, даже если это не так уж и необходимо. В результате альтруист может остаться ни с чем, не получив никакой благодарности за свои добрые деяния.