Общее понятие о личности.
ІІІ СЕМЕСТР
МОДУЛЬ 3 «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»
Лекция № 1 (22)
Тема: «Понятие о личности и ее структура»
План
1. Общее понятие о личности. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность».
2. Основные психологические характеристики личности.
3. Структура личности.
4. Биологическое и социальное в личности.
Общее понятие о личности.
В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий, так как носителем всех психических явлений является личность. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют
Понятие «человек» объединяет три аспекта развития:
— биологический – человек «Homo sapiens» как представитель биологического вида характеризуется определенной телесной организацией, обладающий рядом существенных признаков: прямохождение, наличие приспособленных к труду рук, высокоразвитого мозга, особых морфологических признаков.
— социальный – человек является носителем сознания, которые являются общественным продуктом. Освоение собственных биологических возможностей, их «очеловечивание», т.е. развитие в нормативном направлении, развитие психических свойств, процессов и состояний, формирование сознания и самосознания, механизмов саморегуляции происходит в обществе и благодаря обществу.
— во взаимодействии биологического и социального предпосылок обеспечивается психологический результат
Понятие «индивид» (от лат. Individuum – неделимое) употребляется для обозначения единичного природного существа, представителя «Homo sapiens», яляющегося продуктом филогенетического и онтогенетического развития.
Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.
В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек – это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являющиеся более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения?
Как соотносятся понятия «человек» и «личность»? понятие «человек» является более широким по отношению к личности, так как не каждый является личностью.
В понятии «личность» делается акцент на общественной сущности человека. Это член общества, занимающий в нем определенное положение и выполняющий определенные социальные функции (роли).
Существенным признаком личности является ее позиция. Позиция – иерархически организованная система отношений личности к определенным аспектам ее жизнедеятельности, определяющая смысл и содержание этой жизнедеятельности; характер и направленность активности.
Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
Термин «индивидуальность» характеризует определенного человека со стороны его социального отличия от других людей и фиксирует внимание на своеобразии психики, личностных особенностей индивида, их неповторимости.
В каком отношении находятся понятия «человек», «индивид» и «индивидуальность» наглядно видно на рисунке № 1.
Рис. 1. Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и « индивидуальность»
В психологии часто употребляется понятие «субъект».
«Субъект» — это индивид, который является носителем самостоятельной активности и ее своеобразия в познании и преобразовании окружающей действительности и самого себя. Понятие «субъект» используется тогда, когда необходимо подчеркнуть, что именно он сам является главной детерминантой собственной жизнедеятельности.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Общее понятие о личности
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.
Таким образом, личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве
Личность является продуктом развития психики человека в социальных условиях. На определенном уровне социального и психического развития человек становится личностью.
Личность – это характеристика человека в целом, она проявляется во всех видах его деятельности. Именно поэтому А.Н. Леонтьев говорил, что деятельностный подход к анализу человеческой психики есть одновременно и личностный подход. И наоборот, личностный подход есть одновременно и деятельностный. Вместе с тем личность характеризует человека только с одной стороны: включенность его в общественные отношения, его направленность, которая определяется ведущими мотивами деятельности, поведения.
Исходя из этого, можно говорить о положительном и отрицательном развитии личности. Уровень положительного развития личности определяется мерой ответственности человека перед другими людьми, перед окружающей средой, перед своей деятельностью, перед собой. Нравственные нормы, принятые человеком и перешедшие во внутренний план его психической жизни, контролируются с помощью чувств, называемых
Субъективно личность для любого человека воспринимается как его Я (как образ Я). Стремиться быть личностью – значит стремиться к социально значимой деятельности.
Личность характеризуется также устойчивостью, т.е. постоянством моральной основы, ориентирующей поведение человека.
Итак, личность может быть как положительной, так и отрицательной. Она может быть как слабой, неустойчивой, так и сильной, устойчивой. Для правильного суждения о личности человека надо знать не только то, что он делает, но и то, какой личностный смысл имеет это дело для него, т.е. какие мотивы движут его поведением
88. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа. При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться ниже, пока же мы ограничимся лишь их общими определениями.
Способности – это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент – это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация – это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки – это убеждения людей.
Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции.
Проблема соотношения биологического и социального в личности человека – одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их параллельного действия на индивида и т. п. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического.
В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. В лучшем случае человеческому организму в рамках данных концепций отводится роль некоего вместилища психической деятельности.
В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. С позиции данных концепций все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон – закон рекапитуляции, согласно ему в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Следует отметить, что данная точка зрения очень широко распространена среди физиологов. Например, такой точки зрения придерживался И.П. Павлов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
1. Общее понятие о личности.
Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости бытия конкретного человека – от его телесного бытия до духовного – как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества.
При попытках определить личность в литературе часто цитируются слова
К. Маркса: “…человек есть совокупность всех общественных отношений”1.
Некоторые авторы видят в этих словах прямое определение личности. Другие не соглашаются с ними, замечая, что у Маркса речь идет, во-первых, не о личности, а о человеке, во-вторых, скорее всего об обобщенном человеке (человечестве в целом), так как ни один конкретный человек не может быть совокупностью всех общественных отношений.
Мне представляется верной эта вторая точка зрения: приведенная формула Маркса отражает общефилософский взгляд на человека, а именно постулирование его социальной сущности. Марксистская философия задает самое общее понимание личности.
Личность – это организм и его высший представитель – мозг, содержащий в себе остатки всего, чем мы были, и задатки того, чем мы будем. В нем начертан индивидуальный характер со всеми своими деятельными и пассивными способностями и антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижность и деятельностью.
Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Те события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство личности. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы – все это составляет внутренний мир личности. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, в активности, в деятельности, в общении, так или иначе, проявляется внутренняя жизнь личности.
Образ жизни человека, включающий в неразрывном единстве определенные исторические условия, материальные основы его существования и деятельность, направленную на их изменение, обусловливает психический образ личности, которая, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на образ жизни.
Личность – прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств.
Личность, как мы хорошо знаем, не только продукт истории, но и участник ее движения, объект и субъект современности. Быть может, наиболее чувствительный индикатор социальных связей личности – ее связь с современностью, с главными социальными движениями своего времени. Но эта связь тесно смыкается с более частным видом социальных связей – с людьми своего класса, общественного слоя, профессии и т.д., являющимися сверстниками, с которыми данная личность вместе формировалась в одно и то же историческое время, была свидетелем и участником событий. Формирование общности поколения зависит от системы общественного воспитания. Принадлежность к определенному поколению всегда является важной характеристикой конкретной личности.
Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.
Итак, общим объективным основанием свойств личности является система общественных отношений. В этом смысле общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу как две разные взаимодействующие силы. Личность – это член общества и его продукт. Отношение “индивид – общество” есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей является необходимой составляющей самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни само общество не могут существовать.
Когда человека можно считать личностью?
Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, то есть заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий личности.
Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже “стихийную нравственность”: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило поступить его определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Наряду с понятиями “человек”, “личность” в науке нередко употребляются термины “индивид”, “индивидуальность”. Их отличие от понятия “личность” состоит в следующем: если понятие “человек” включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие “индивид” характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присуши. Кроме того, в понятие “индивид” входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.
Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
Тема 6.1. Общее понятие о личности в психологии.
Определение и содержание понятия «личность».
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий.
Личность — человек в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития.
К числу личностных характеристик не относятся:
1.Особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека.
2.Качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом.
В содержание понятия«личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.
Личность— этоконкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Уровни иерархии человеческой организации.Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность» и «индивидуальность».
В научной литературе в содержание понятие«личность» включают все уровни иерархической организации человека, в том числе генетический и физиологический.
Четыре уровня человеческой организации (по Б. Г.Ананьеву):
1.Индивид.
2.Субъект деятельности.
3.Личность.
4.Индивидуальность.
Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности — строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид.Понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств.
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта— носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
Особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Понятие «личность» характеризует один из значимых уровней организации человека — особенности его развития как социального существа. В отечественной психологической литературе есть некоторое расхождение во взглядах на иерархию организации человека. Представители московской школы не выделяют уровень «субъекта деятельности», объединяя биологические и психические свойства человека в понятии «индивид». Понятие «личность» в отечественной психологии соотносится с социальной организацией человека.
Структура личности:направленность,способности, темперамент, характер.
В структуру личности включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.
Способности-это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Темперамент— это динамическая характеристика психических процессов человека.
Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям.
Мотивация — это совокупность побуждений к деятельности.
Социальные установки— это убеждения людей.
Некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия: воля и эмоции.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 6304;
Похожие статьи:
47. Общее понятие о личности. Взаимосвязь социального и биологического в личности
Личность– это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа. При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться ниже, пока же мы ограничимся лишь их общими определениями.
Способности– это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.Темперамент– это динамическая характеристика психических процессов человека.Характерсодержит качества, определяющие отношение человека к другим людям.Мотивация– это совокупность побуждений к деятельности, асоциальные установки —это убеждения людей.
Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции.
Проблема соотношения биологического и социального в личности человека – одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их параллельного действия на индивида и т. п. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического.
В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. В лучшем случае человеческому организму в рамках данных концепций отводится роль некоего вместилища психической деятельности.
В биологизаторских концепцияхпсихическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. С позиции данных концепций все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон – закон рекапитуляции, согласно ему в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Следует отметить, что данная точка зрения очень широко распространена среди физиологов. Например, такой точки зрения придерживался И. П. Павлов.
Существует целый ряд социологизаторских концепций, которые тоже исходят из идеи рекапитуляции, но только здесь она представляется несколько иначе. В рамках данных концепций утверждается, что психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры.
Наиболее ярко суть подобных концепций выразил В. Штерн. В предложенной им трактовке принцип рекапитуляции охватывает и эволюцию психики животных, и историю духовного развития общества. Он пишет: «Человеческий индивид в первые месяцы младенческого периода с преобладанием низших чувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием, находится в стадии млекопитающего; во второе полугодие, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего – обезьяны, и на втором году, овладев вертикальной походкой и речью, – элементарного человеческого состояния. В первые пять лет игр и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Затем следует поступление в школу, более напряженное внедрение в социальное целое с определенными обязанностями – онтогенетическая параллель вступления человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями. В первые школьные годы простое содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние годы носят черты фанатизма христианской культуры и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры Нового времени».
Никто не будет оспаривать тот факт, что человек рождается как представитель определенного биологического вида. В то же время человек после рождения оказывается в определенном социальном окружении и поэтому развивается не только как биологический объект, но и как представитель конкретного общества.
Результаты многочисленных исследований закономерностей психического развития человека позволяют говорить о том, что исходной предпосылкой психического развития индивида является его биологическое развитие. Индивид рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые и выступают в роли основы его психического развития. Однако эти предпосылки реализуются лишь тогда, когда человек находится в условиях человеческого общества.
Рассматривая проблему взаимодействия и взаимовлияния биологического и социального в психическом развитии человека, можно выделить три уровня организации человека: уровень биологической организации, социальный уровень и уровень психической организации. Таким образом, рассматривая данную проблему, необходимо иметь в виду, что рассматривается взаимодействие в триаде «биологическое – психическое – социальное». Причем подход к исследованию взаимоотношения компонентов данной триады формируется из понимания психологической сути понятия «личность».
В различных отечественных психологических школах понятие «личность», и тем более соотношение биологического и социального в личности, их роль в психическом развитии рассматриваются по-разному. Несмотря на то что всеми отечественными психологами безоговорочно принимается точка зрения, утверждающая, что понятие «личность» относится к социальному уровню организации человека, существуют определенные разногласия по вопросу о степени проявления в личности социальных и биологических детерминант. Так, различие во взглядах на данную проблему существует в работах представителей Московского и Санкт-Петербургского университетов, являющихся ведущими центрами отечественной психологии. Например, в работах московских ученых чаще всего можно встретить мнение о том, что социальные детерминанты играют более значимую роль в развитии и формировании личности. В то же время в работах представителей Санкт-Петербургского университета доказывается идея равной значимости для развития личности социальных и биологических детерминант.
В истории отечественной психологии представление о психологической сущности личности неоднократно изменялось. Первоначально осмысление личности именно как психологической категории строилось на перечислении составных частей, образующих личность как некую психическую реальность. В этом случае личность выступает как набор качеств, свойств, черт, особенностей психики человека.
С середины 1960-х гг. начали предприниматься попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом направлении подход К. К. Платонова, понимавшего под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Ученый выделял в ней следующие подструктуры: направленность, опыт (знания, умения, навыки), индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления) и, наконец, объединенные свойства темперамента.
В противовес мнению К. К. Платонова высказывалась идея о том, что биологическое, входя в личность человека, становится социальным.
К концу 1970-х гг. кроме ориентации на структурный подход к проблеме личности стала развиваться концепция системного подхода. В этой связи особый интерес представляют идеи А. Н. Леонтьева.
Личность, по мнению А. Н. Леоньтева, – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза). К понятию «личность» А. Н. Леонтьев не относил прежде всего генотипически обусловленные особенности человека – физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. Перечисленные категории, по его мнению, составляют индивидные свойства человека. Понятие «индивид», по А. Н. Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида и, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. По его мнению, индивидные свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека. Однако от этого они не становятся личностными, потому что личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Даже трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающуюся личность, а составляя лишь предпосылки и условия ее формирования.
Сформулированный А. Н. Леонтьевым подход к пониманию проблемы личности нашел свое дальнейшее развитие в работах отечественных психологов – представителей московской школы, в том числе А. В. Петровского.
Представление о проблеме личности, сформировавшееся в рамках ленинградской психологической школы, наиболее ярко представлено в работах Б. Г. Ананьева. По мнению Б. Г. Ананьева, личность – это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, т. е. свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному. При этом под социальным существом понимается человек конкретной общественно-исторической эпохи в совокупности его общественных отношений. Следовательно, ленинградская психологическая школа, как и московская, в понятие «личность» включает социальные характеристики человека. В этом заключается единство позиций в отечественной психологии в отношении проблемы личности человека. Различие взглядов между данными школами обнаруживается при рассмотрении структуры личности.
По мнению Б. Г. Ананьева, далеко не все психофизиологические функции, психические процессы и состояния входят в структуру личности. Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентаций лишь некоторые входят в структуру личности. Вместе с тем в эту структуру могут войти и некоторые свойства индивида, многократно опосредованные социальными свойствами личности, но сами относящиеся к характеристикам организма человека (например, подвижность или инертность нервной системы). Следовательно, как полагает Б. Г. Ананьев, структура личности включает структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизни и поведения комплексов органических свойств.
Позднее известный отечественный психолог Б. Ф. Ломов, исследуя проблемы формирования личности, попытался вскрыть всю сложность и неоднозначность соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на эту проблему сводились к следующим основным положениям.Во-первых, исследуя развитие индивида, нельзя ограничиваться только анализом отдельных психических функций и состояний. Все психические функции должны рассматриваться в контексте формирования и развития личности. В этой связи проблема соотношения биологического и социального выступает преимущественно как проблема соотношения организма и личности.
Во-вторых, следует иметь в виду, что одно из этих понятий сформировалось в рамках биологических наук, а другое – в рамках социальных наук. Однако и то и другое одновременно относятся к человеку и как представителю видаHomo sapiens, и как члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий отражены разные системы свойств человека: в понятии «организм» – структура человеческого индивида как биологической системы, а в понятии «личность» – включенность человека в жизнь общества.
В-третьих, как уже неоднократно отмечалось, исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из того, что личность – это социальное качество индивида, в котором предстает человек как член человеческого общества. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений «индивид-общество» оно не может быть понято. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается.
В-четвертых, формирование и развитие личности необходимо рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. При этом нужно иметь в виду, что этот процесс направляется обществом при помощи специальных социальных институтов, в первую очередь системы воспитания и образования.
Исходя из этого можно сделать следующий вывод: факторы, определяющие характер развития индивида, имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью, т. е. на каждом этапе развития они играют различную роль. При этом они содержат как социальные, так и биологические детерминанты. Попытка представить эти детерминанты как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов, определяющих характер психического развития индивида, – это весьма грубое упрощение, которое в значительной степени искажает суть дела. Вряд ли существует какой-либо универсальный принцип организации взаимосвязи психического и биологического. Эти связи многоплановы и многогранны. Биологическое может выступать по отношению к психическому как его некий механизм, как предпосылка развития психического, как содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, как причина отдельных актов поведения, как условие возникновения психических явлений и т. д.
Глава IV. Общее понятие о личности
1. Понятие о личности
Человек — это, с одной стороны, биологическое существо, жи-
вотное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью
трудиться, познавать окружающий мир и активно изменять, пре-
образовывать его.
Человек, с другой стороны, общественное существо. Это са-
мый важный его признак, так как общественная жизнь и обще-
ственные отношения, коллективный труд изменили и подчинили
себе его биологическую, телесную организацию.
В психологии, кроме понятия <человек>, употребляется более
узкое понятие <личность>. Личность — это тот же человек, но
рассматриваемый только как общественное, социальное существо.
Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической, природной
его стороны.
При этом имеется в виду достаточный уровень социальной
зрелости — маленький ребенок или психически больной человек
не могут считаться личностью.
В психологии наряду с понятиями <человек> и <личность>
употребляют еще и понятие <индивидуальность>. Своеобразен и
неповторим жизненный путь каждого человека, условия его жиз-
ни и деятельности, обучения и воспитания, поэтому нет и не мо-
жет быть двух абсолютно одинаковых личностей. Индивидуально-
стью и называют личность данного человека, личность в ее кон-
кретном варианте как неповторимое сочетание своеобразных пси-
хологических особенностей.
Отметим три важнейшие психологические характеристики лич-
иости.
Во-первых, устойчивость свойств личности. При всей пластич-
ности, изменчивости психических проявлений личности все-таки
отчетливо выступает относительное постоянство ее психического
склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной
личности в той или иной ситуации. .
Во-вторых, единство личности. Личность представляет собой
единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и
поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, час-
то совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с
другими чертами личности. Например, настойчивость как умение
добиваться цели, преодолевая трудности и препятствия, имеет по-
ложительное значение только в сочетании с высокими моральны-
ми чувствами, развитым чувством коллективизма. Совсем иное
содержание будет иметь эта черта, если она связана с сильно
развитыми эгоистическими потребностями, со стремлением до-
биться личного благополучия при пренебрежении интересами кол-
лектива, других людей. Смелость приобретает совершенно различ-
ное содержание в зависимости от того, сочетается ли она с вы-
сокой идейностью или чувствами мелкого тщеславия и самомне-
ния. Поэтому личность формируется, воспитывается не <по час-
тям>; нельзя воспитывать отдельные ее черты, не обращая внима-
ния, отвлекаясь от других черт личности. Формируется, воспиты-
вается всегда личность в целом.
В-третьих, активность личности. Активность выражается в
многообразной и многосторонней деятельности, направленной на
познание, изменение, преобразование окружающего мира, на из-
менение собственной природы, своего психического склада (са-
мовоспитание) .
Личность — очень сложное целое. Но в этом сложном целом
можно выделить три основные стороны, или, как говорят психо-
логи, три блока. Первый блок — направленность личности, систе-
ма ее отношений к окружающему миру. Сюда включаются моти-
вы поведения личности (мотивами называют причины, побуж-
дающие личность к тому или иному поведению, к той или иной
деятельности), в частности потребности, чувства, интересы. Вто-
рой блок-это возможности личности, психологические пред-
посылки успешности ее деятельности (в частности, способности).
Третий блок — стиль, психологические особенности поведения
личности (темперамент и характер). Иными словами, личность
характеризуется тем, как действует человек и почему он дей-
ствует так, а не иначе.
2. Общественная природа личности и ее формирование
Итак, человек — социальное, общественное существо, в то же
время и существо природное, биологическое. Поэтому личность,
являясь социальной по своей природе, несет на себе известный
отпечаток своей биологической организации.
Какова же роль биологического и социального факторов в
формировании личности? Иначе говоря, каково соотношение,
взаимозависимость и взаимосвязь в развитии личности человека
природного, биологического, врожденного, с одной стороны, и
социального, приобретенного — с другой, какова роль внутренних
и внешних факторов (наследственности и среды) ?
Когда мы ставим вопрос о природе личности, о происхожде-
нии индивидуально-психологических различий — особенностей
темперамента, характера, способностей, интересов, то мы имеем
в виду вопрос о том, являются ли эти особенности природным,
прирожденным образованием или они складываются, формиру-
ются и развиваются под влиянием внешних условий жизни и дея-
тельности человека, личности, под влиянием обучения и воспи-
тания.
Буржуазная психология исходит из представления о том, что
психика человека биологически обусловлена. С этой точки зре-
ния все особенности личности предопределены природой, являют-
ся врожденными, и психическое развитие представляет собой
процесс <созревания>, <вызревания> этих наследственно пред-
определенных свойств. В последнее время в связи с успехами
микробиологии в деле раскрытия генного механизма наследствен-
ности физических свойств человека сторонники этой точки зре-
ния стали говорить о том, что и свойства личности, характер,
способности <запрограммированы> так же, как, скажем, цвет
глаз, и соответствующая наследственная информация содержится
в генах в особой <закодированной> форме.
Правильное решение вопроса о природе личности строится
на основе марксистско-ленинского учения. Каждый человек все-
гда находится в определенных отношениях с другими членами
общества. Эти общественные отношения и формируют человече-
скую личность. Во-первых, это означает, что человек усваивает
принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нрав-
ственные нормы. Во-вторых, отметим, что, согласно определению
К. Маркса, сущность человека есть совокупность общественных
отношений. А это означает, что психические особенности личности
определяются тем местом, которое занимает человек в системе
общественных отношений, в которые он включен и как член
общества, и как член определенного класса, и как член той
или иной социальной группы, и, наконец, как член определен-
ных конкретных коллективов. Положение, место человека в об-
ществе, или, говоря словами К. Маркса, его общественное бытие,
и формирует особенности его личности. Поэтому сущность лич-
ности по своей природе социальна; источники развития всех
ее психических свойств, ее творческой активности находятся в
окружающей социальной среде, в обществе. Процесс развития
личности в этом смысле есть процесс усвоения личностью со-
циального, общественного опыта многих поколений людей. Этот
опыт усваивается в процессе общения с людьми, в процессе
обучения и воспитания. Под влиянием этого и складываются пси-
хические особенности личности: ее моральные качества, харак-
тер, волевые черты, интересы, склонности, способности.
До сих пор мы рассматривали человека как общественное,
социальное существо. Но ведь, помимо этого, он все-таки и при-
родное существо. Допустимо ли игнорировать, не принимать во
внимание его биологическую сущность? Нет, его биологическую,
природную, естественную сущность игнорировать нельзя. <Чело-
век является непосредственно природным существом. В качестве
природного существа, притом живого природного существа, он…
наделен природными силами… Разумеется, соответствующие
природные, биологические особенности совершенно необходимы
Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.-Маркс К»
Энгельс Ф. Из ранних произведений. М» Госполитиздат, 1956, с. 631.
48
1для психического развития человека. Необходимы человеческий
1мозг и человеческая нервная система, чтобы стало возможным
формирование психических особенностей человека.
Природные особенности человека — это важные предпосыл-
ки, необходимые условия психического развития, но сами по
себе они не определяют ни характера., ни способностей человека,
ни его интересов, идеалов, убеждений. Ни одна психическая осо-
бенность личности не может быть врожденной. Мозг как биологи-
ческое образование является предпосылкой проявлений личнос-
ти, но все проявления личности-продукт общественного бытия
человека.
Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладаю-
щее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием лич-
ности. Известен случай, когда в Индии в 1920 г. были найдены
две девочки, живущие в волчьей ст»е Младшая быстро умерла,
а старшая (ее назвали Камалой), которой было 6-7 лет, прожила
еще более 10 лет. В последние годы печать сообщала о несколь-
ких подобных случаях: один мальчик был обнаружен снова в
Индии и снова среди волков и два мальчика обнаружены в
Африке в стае обезьян. По-видимому, дети были похищены жи-
вотными, но оставлены в живых. Во всех этих случаях наблю-
далась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, ни хо-
дить, но быстро передвигались на четвереньках или ловко лазали
по деревьям; не владели речью и не могли произносить члено-
раздельные звуки; отказывались от человеческой пищи, питались
сырым мясом или дикими растениями, жуками и стрекозами;
воду лакали, срывали с себя одежду, кусались, выли, спали на
голом полу.
Как уже отмечалось, общественный строй существенным об-
разом влияет на личность. Духовный облик человека — типичного
представителя классового общества, основанного на угнетении че-
ловека человеком, существенно отличается от облика человека —
члена социалистического общества.
При капитализме общество делится на эксплуататоров и экс-
плуатируемых: в результате складываются уродливые отношения
между людьми. На одном полюсе-изнурительный труд, безжа-
лостная эксплуатация, на другом — богатство и пресыщение
жизнью.
В капиталистическом обществе отношения между людьми
строятся на основе частной собственности, на корыстном расче-
те. Исходя из принципов <человек человеку волк>, <мое дело —
сторона>, проповедуя законы джунглей, культивируя расовую и
национальную вражду, капитализм разрушает у людей элемен-
тарное представление о человеческой морали.
Все возможности для полноценного и всестороннего развития
личности создаются только при социализме и коммунизме. На-
всегда покончив с классовыми противоречиями, социалистическое
общество создало совершенно иную, качественно новую основу
для развитий нравственных сил личности.
4 Заказ 6797
Конституция СССР законодательно закрепляет великие дости-
жения нашей страны. В Основном Законе СССР отмечается, что
в нашей стране построено развитое социалистическое общество,
при котором все полнее раскрываются созидательные силы на-
рода, складываются все более благоприятные условия для все-
стороннего развития личности. На основе сближения всех клас-
сов и социальных слоев, равенства всех наций и народностей сло-
жилась новая историческая общность людей-советский народ.
Формирование нового человека происходит в процессе общест-
венного обучения и воспитания, активного участия в строительстве
коммунизма, под воздействием всей системы воспитательной ра-
боты партии, государства и общественных организаций.
Новый общественный строй формирует новую личность, чело-
века всесторонне развитого, гармонически сочетающего в себе ду-
ховное богатство, моральную чистоту и физическое совершен-
ство.
Нельзя забывать, однако, о том, что остатки идеологии и мора-
ли старого общества вместе с его традициями и предрассудками
еще сохраняются в виде отдельных пережитков прошлого в соз-
нании некоторых советских людей. Само общество ведет с прояв-
лениями чуждой идеологии и морали успешную борьбу.
И наконец, в нашем обществе исчезает то неравенство между
людьми, которое было связано с существованием классов, но
индивидуальные различия между людьми в потребностях, инте-
ресах, способностях, характере остаются. Социализм не означает
выравнивания личностей по некоторому стандартному образцу.
Напротив, открываются безграничные просторы для развития
каждой личности, для ее полного расцвета.
В Программе КПСС, принятой XXVII съездом КПСС, уделяет-
ся большое внимание вопросам коммунистического воспитания
советских людей и особенно молодого поколения. Была подчеркну-
та необходимость дальнейшего повышения уровня и эффективно-
сти воспитательной работы в условиях обострения идеологической
борьбы между силами социализма и силами империализма и аг-
рессии. В Программе КПСС подчеркивается, что воспитание внут-
ренней потребности трудиться на общее благо, коммунистического
отношения к труду является одним из важных условий формиро-
вания всесторонне, гармонично развитой, духовно богатой лично-
сти советского человека.
3. Направленность личности
Важнейшая характеристика личности — ее направленность,
определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стрем-
ления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с ко-
торыми он действует.
Как уже указывалось, активность есть важнейшее общее свой-
ство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе
взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побужда-
50
1ет человека действовать определенным образом, ставить перед со-
1бой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными
причинами являются потребности. Потребность — это побуждение
к деятельности, которое осознается и переживается человеком
как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность
чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение
потребностей.
Потребности человека разнообразны. Прежде всего выделяют
потребности естественные (природные), которые непосредственно
обеспечивают существование человека: потребности в пище, от-
дыхе и сне, в одежде и жилище. В основе своей это биологичес-
кие потребности, но по своей сущности они в корне отличаются
от соответствующих потребностей животных: способ удовлетво-
рения человеческих потребностей носит социальный характер, т. е.
зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды.
Сравним, например, потребность в жилище у животных (нора,
берлога, гнездо) и у человека (дом). Даже потребность в пище
у человека социализирована: <…голод, который утоляется варе-
ным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной го-
лод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью
рук, ногтей и зубов>
Наряду с естественными у человека есть и чисто человече-
ские, духовные, или социальные, потребности: потребность в
словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях,
активном участии в общественной жизни, культурные потребно-
сти (чтение книг и газет, слушание радиопередач, посещение
театров и кино, слушание музыки). Очень важное значение име-
ет потребность в труде. Особо отметим и такую потребность,
свойственную людям, воспитанным в коммунистическом духе,
как потребность в добросовестном выполнении своего долга. От-
сюда следует, что в процессе воспитания ребенка, школьника
надо постепенно, настойчиво и тактично добиваться того, чтобы
выполнение требований, предъявляемых ему, выполнение правил
поведения стало потребностью, привычкой, когда ребенок выпол-
няет соответствующие действия без принуждения, охотно, отчет-
ливо сознавая их необходимость. Условием этого является, во-
первых, понимание ребенком значения определенных требований
и правил и, во-вторых, длительная тренировка в их неуклон-
ном выполнении.
Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное
действие, определенную деятельность человека (а они всегда
чрезвычайно разнообразны), надо знать мотивы или побудитель-
Hbie причины этих поступков, действий или конкретной деятель-
ности. Мотивами могут быть конкретные проявления потребнос-
тей или побуждения другого рода. Например, ученик тщательно
готовит уроки. Мотивом может быть и желание порадовать роди-
телей хорошей отметкой, и желание понравиться учительнице,
Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857-1858 годов).-
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 12, с. 718.
51
и необходимость избежать двойки в четверти, и потребность в
приобретении знаний. Поэтому, оценивая поступок человека, не-
обходимо принимать во внимание мотив этого поступка. Только
тогда можно правильно оценить его. Например, два ученика
получили плохую отметку и скрыли ее от родителей. Но в одном
случае это объяснялось нежеланием огорчить тяжелобольную
мать, а в другом — стремлением получить обещанную награду.
Познавательная потребность человека проявляется в интере-
сах. Интересы — это активная познавательная направленность че-
ловека на тот или иной предмет, явление или деятельность,
связанная с положительным эмоциональным отношением к ним.
Интересы человека определяются общественно-историческими и
индивидуальными условиями его жизни. Значение интересов
велико — они побуждают овладевать знаниями, расширять кру-
гозор, заставляют ученика активно искать пути и способы углуб-
ленного познания, преодолевая трудности и препятствия. Это
надо принимать во внимание, организуя учебную деятельность
школьников. Интересный предмет, интересные уроки обычно
вызывают желание усердно заниматься этим предметом и в ре-
зультате дают хорошую успеваемость.
Интересы характеризуют по их содержанию, широте, глубине,
устойчивости и действенности.
1 По содержанию интересы определяются теми объектами, на
1 которые они направлены (интерес к технике, музыке, театру,
1 шахматам и т. д.). Различные по содержанию .интересы оцени-
ваются с точки зрения ni общественной значимости: одни-по-
ложительно, если в них правильно сочетаются общественные
и личные моменты; другие — отрицательно, как мелкие, обыва-
тельские, связанные только с удовлетворением своих чувственных
потребностей или низких страстей.
Для интересов советских людей характерна глубокая идей-
ность и общественная ценность; эти интересы порождаются зада-
чей совершенствования социалистического общества.
Различают широкие и узкие интересы. Всестороннее развитие
личности предполагает большую широту и разносторонность ин-
тересов при наличии основного, центрального интереса. Под узо-
стью интересов понимают наличие у человека одного-двух ограни-
ченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко
всему остальному.
Глубокий интерес означает потребность основательно изучить
объект во всех деталях и тонкостях. Он противопоставляется
поверхностному интересу, когда человек скользит по поверхно-
сти явления и не интересуется объектом по-настоящему.
Выделяют устойчивые интересы (они длительно сохраняются,
играют существенную роль в жизни и деятельности человека и
являются относительно закрепленными особенностями его лично-
сти) и неустойчивые интересы (они сравнительно кратковре-
менны, быстро возникают и быстро угасают). Человек с неустой-
чивыми интересами легко увлекается и быстро охладевает.
, Действенными интересами называют интересы, глубоко воз-
действующие на жизнь и деятельность человека, побуждающие
1его к систематическим и целеустремленным действиям в опре-
деленном направлении, к активным и инициативным поискам ис-
точников удовлетворения интересов. Бывает и пассивный интерес,
jHe побуждающий к такого рода деятельности. К сожалению,
интерес к спорту у школьников порой носит именно такой ха-
рактер: они готовы часами сидеть у телевизора, наблюдая за
всеми футбольными или хоккейными матчами, на память знают
биографию каждого игрока, читают спортивные книги, журналы
и газеты, но сами спортом не занимаются. Соответствующая пе-
. рестройка пассивных интересов совершенно необходима.
Различают также прямые (непосредственные) и косвенные
(опосредствованные) интересы. Прямые интересы вызываются
самим содержанием той или иной области знаний или деятель-
ности, занимательностью, увлекательностью ее. Косвенные инте-
ресы вызываются не содержанием объекта, а тем значением, ко-
торое он имеет, будучи связанным с другим объектом, непо-
средственно интересующим человека (например, школьник инте-
ресуется математикой лишь потому, что она нужна для авиамо-
делирования, которым мальчик очень увлечен).
Воспитание косвенных интересов имеет большое значение.
Надо добиваться, чтобы школьник тщательно, ответственно и с
увлечением мог выполнять и такую деятельность, которая сама
по себе для него неинтересна, но он понимает ее необходимость.
Для этого в убедительной форме раскрывают значение и важ-
ность неинтересной для ученика деятельности, пытаясь найти и в
ней увлекательные и занимательные стороны.
Человек делает не только то, в чем испытывает непосредствен-
ную потребность, и занимается не только тем, что его интересу-
ет. Поведение личности регулируется и определяется также мо-
ральными мотивами, чувством долга, общественными обязаннос-
тями и т. д. Моральные .мотивы поведения человека выражаются
в идеалах и убеждениях.
Моральный (или нравственный) идеал-это образец, кото-
рому следует человек в деятельности и поведении. Советскому
общественному строю соответствует нравственный идеал челове-
ка, в образе которого воплощаются лучшие, передовые черты
строителя коммунизма. Наша повседневная жизнь рождает мно-
жество передовых людей, самоотверженных строителей комму-
низма, примеру которых подражает и следует наша молодежь.
Такими людьми являются Герои Социалистического Труда — тру-
женики заводов и полей, крупнейшие ученые нашей страны. При-
мерами для подражания служат общественные и государственные
деятели нашей страны, виднейшие деятели мирового коммунисти-
ческого движения, Герои Советского Союза, наши летчики-кос-
монавты.
Важный мотив поведения — убеждения, тесно связанные с
идеалами. Убеждения — определенные положения, суждения, мне-
ния, знания о природе и обществе, в истинности которых чело-
век не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стре-
мится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Эмоцио-
нальная сторона убеждений связана с глубоким их прочувство-
ванием. Убеждения — это то, что не только понято, осмыслено, но
и глубоко прочувствовано, пережито.
Если убеждения образуют определенную систему они стано-
вятся мировоззрением, человека. Мировоззрение всегда носит
классовый характер. В нашем обществе господствует коммунисти-
ческое, марксистско-ленинское мировоззрение, которое отражает
объективные законы развития природы и общества и служит ин-
тересам всех трудящихся.
Коммунистическое мировоззрение лежит в основе формирова-
ния коммунистической направленности каждой отдельной лич-
ности — ее убеждений и чувств, ее воли и характера, ее поведе-
ния и деятельности, ее отношения к труду. Поэтому типичным
представителем советского общественного строя является гармо-
нически развитая личность, сочетающая в себе духовное богатст-
во, моральную чистоту и физическое совершенство, отличающая-
ся целым рядом высоких моральных качеств, из которых важ-
нейшие — коммунистическая идейность, принципиальность и це-
леустремленность, советский патриотизм и пролетарский интерна-
ционализм, коммунистическое отношение к труду, коллективизм
и социалистический гуманизм.
4. Личность и коллектив
Человек живет и действует не сам по себе, а в коллекгиве
я формируется как личность под влиянием коллектива. В кол-
лективе и под его влиянием складываются черты направленности
я воли человека, организуется его деятельность и поведение, соз-
даются условия для развития его способностей.
Социалистический коллектив сочетает в себе интересы обще-
ства с интересами отдельной личности: с одной стороны, кол-
лектив утверждает в качестве высшей нормы поведения человека
его служение общественному благу, с другой — обеспечивает
расцвет индивидуальности человека, его личных способностей, со-
действует его всестороннему развитию.
Коллектив обладает огромной силой воздействия, способной
перевоспитывать и делать полезными членами общества даже,
казалось бы, самых неисправимых людей. Не случайно на ис-
пользовании огромной силы воздействия коллектива построена
советская педагогика, в теоретическую и практическую разра-
ботку которой большой вклад внес выдающийся педагог А. С.
Макаренко.
Большое значение в формировании коммунистически направ-
ленной личности имеет деятельность пионерской организации.
В пионерском коллективе закладываются основы будущей лич-
ности. Замечательные пионерские дела — тимуровское движение,
походы по следам революционной и боевой славы, краеведческая
работа детей и многие другие — воспитали коммунистические чер-
ты личности у массы советских людей. Огромное воспитательное
значение имеют трудовые достижения пионеров.
Велика роль комсомола в формировании личности молодых
советских людей. Комсомольская организация под руководством
Коммунистической партии Советского Союза целенаправленно
формирует духовный облик молодого поколения и направляет мо-
лодежь на замечательные практические дела. Все великие строй-
ки нашего времени-дело рук и комсомольцев. Практические
дела большого общественного значения формируют полноценную
личность нового человека общества развитого социализма.
Имея в виду огромную роль коллектива и взаимоотношений
в коллективе в деле формирования личности, советские психоло-
ги за последние годы стали интенсивно изучать психологию групп
и коллективов. Изучают так называемые малые группы, под ко-
торыми понимают относительно устойчивое, немногочисленное по
составу (не более 30-40 человек) объединение людей, связанных
общими целями. К малым группам относятся такие объединения,
как семья, школьный класс, бригада на производстве, экипаж
самолета или небольшого судна, коллектив зимовщиков полярной
станции и т. д.
Исследователи различают формальные (официальные) малые
группы, которые создаются на основе устава или каких-либо
официальных документов (класс, пионерское звено, октябрятская
звездочка) и неформальные (неофициальные) группы-свобод-
ные и стихийные объединения людей на основе симпатии, взаим-
ных интересов (дворовые компании, группы школьников по ин-
тересам и т. д.).
Группы (и формальные, и неформальные) достигают различ-
ного уровня развития. Высшей формой развития является кол-
лектив. Всякий коллектив есть группа, но не всякая группа —
коллектив. Коллектив — такая организованная и сплоченная
группа, которая преследует общественно полезные цели.
Взаимоотношения отдельных членов в группах и коллективах
очень сложны и многообразны — здесь и деловые отношения и
личные (типа симпатии и антипатии, дружбы или вражды-так
называемые межличностные). Личность занимает определенное
место в системе отношений, пользуется равной степенью автори-
тета, популярности, в разной степени влияет на других членов.
Большое значение имеет самооценка члена группы, коллектива,
уровень его притязаний (т. е, то, на какую роль претендует
личность в группе, коллективе на основании самооценки). В слу-
чаях расхождения самооценки и оценки со стороны других чле-
нов группы, коллектива часто возникает конфликт. Конфликты
возможны и в случае, если уровень притязаний члена группы,
коллектива слишком высок и не соответствует его объективному
положению в коллективе (тогда этот член коллектива чувствует
себя ущемленным, считает, что его недооценивают, <затирают>).
Все эти тонкости взаимоотношений учителю—организатору клас-
сного коллектива — надо выяснять. Только хорошо зная коллек-
тив и тонко чувствуя взаимоотношения в нем, учитель может
опираться на коллектив в воспитательной работе.
Вопросы для повторения
1. Что такое личность?
2. В чем заключается общественная природа личности?
3. Какие факторы влияют на формирование личности?
4. Что понимают под направленностью личности?
5. Какова роль коллектива в развитии личности?
6. В чем суть межличностных отношений в коллективе?