Анна фрейд биография: Фрейд, Анна — Википедия – Биография Анны Фрейд — Биография

Автор: | 20.01.2020

Содержание

Фрейд, Анна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2019; проверки требуют 2 правки. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Фрейд.

Анна Фрейд (нем. Anna Freud; 3 декабря 1895, Вена — 9 октября 1982, Лондон) — британский психолог и психоаналитик австрийского происхождения, младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Наряду с Мелани Кляйн считается основателем детского психоанализа.

У Зигмунда Фрейда и его жены Марты Анна была младшим, шестым ребёнком в семье. В качестве первой профессии выбрала профессию учителя начальной школы. После Первой мировой войны, оставив учительство, Анна посвятила себя отцу, работая его секретарём и сиделкой, а также психоанализу. Вскоре она вступает в Венское психоаналитическое общество и выступает там с первыми докладами. В 1938 году, после аншлюса Австрии, семья Фрейдов подвергается аресту, и вскоре Анна вместе с отцом навсегда покидает Вену, выбрав новым местом жительства Лондон. В Великобритании она продолжила заниматься психоанализом, развивая идеи своего отца, особенно в области психологии детства. В 1947 году Анна Фрейд основала Хэмпстедскую клинику в Лондоне — крупнейший в то время детский психоаналитический лечебный и учебный центр. В 1952 году она открыла в Лондоне детские терапевтические курсы и клинику, которые были первым учреждением для лечения детей методом психоанализа. Последние годы жизни учёная и исследовательница работала в Йельском университете, продолжая развивать свои идеи в области детской психологии. Умерла Анна Фрейд в Лондоне 9 октября 1982 года. Она никогда не была замужем и не имела собственных детей.

Став прямой наследницей научных воззрений своего отца, Анна Фрейд в первую очередь развивала психоаналитические представления о Я, фактически основав новое неофрейдистское направление в психологии — эго-психологию. Главной её научной заслугой обычно считают разработку теории защитных механизмов человека — механизмов, с помощью которых Я нивелирует влияние Оно. Также Анна значительно продвинулась в изучении агрессии, но всё-таки самым весомым вкладом в психологию было создание (эта заслуга принадлежит ей вместе с Мелани Кляйн) детской психологии и детского психоанализа. Ею были разработаны методы работы с детьми, в том числе игровые, положения психоаналитической теории перерабатывались Анной для прикладной помощи родителям и детям в их взаимодействии. Дети были главным научным и жизненным интересом Анны Фрейд, однажды она даже сказала: «Я не думаю, что являюсь хорошим предметом для биографии. Наверное, всю мою жизнь можно описать одним предложением — я работала с детьми!». В конце жизни учёную, уже имевшую звания Почётного профессора во многих крупнейших университетах мира, привлекла другая область, связанная с детьми — семейное право, им она занималась в Йельском университете, издав две работы в соавторстве с коллегами (см. Избранные научные работы).

  • Введение в психоанализ для педагогов (Einführung in die Psychoanalyse für Pädagogen, 1926)
  • Эго и механизмы защиты (Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936)
  • Психоаналитическое лечение детей (The Psychoanalytic Treatment of Children, 1946)
  • Нормальное и патологическое в детстве: оценка развития (Normality and Pathology in Childhood: Assessment of Development, 1965)
  • По ту сторону главных интересов ребенка (1973) в соавторстве с Дж. Гольштейном и А. Солнитом.
  • Перед главными интересами ребенка (1979), в соавторстве с Дж. Гольштейном и А. Солнитом.

Переводы на русский язык[править | править код]

  • Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. Одесса, 1927
  • Фрейд А. Психология «я» и защитные механизмы. М., 1993
  • Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа, тт. 1-2. М., 1999

Биография Анны Фрейд — Биография

метки: Ребенок, Матерь, Семья, Лицей, Частный, Психоаналитический, Школа, Экзамен

«БИОГРАФИЯ АННЫ ФРЕЙД»

(3.12.1895, Вена — 8.10.1982, Лондон)

Наиболее важное и значимое «СВЕРХ-Я» международного психоанализа — так называли Анну Фрейд, основоположницу детского психоанализа, почетного доктора многих университетов Европы и Америки, дочь и верную последовательницу Зигмунда Фрейда.

Она родилась 3 декабря 1895 г. Из шести детей З. Фрейда Анна была самой младшей. З. Фрейд хотел, чтобы родился мальчик, и уже решил назвать его Вильгельмом в честь своего друга Вильгельма Флисса, предложившего теорию бисексуальной природы человека, которую позднее использовал З. Фрейд. Приват-доцент З. Фрейд уже готов был послать своему другу дорогую по тем временам телеграмму, но, когда родилась девочка, ограничился сообщением в одном из своих многочисленных писем.

Матери Анны, Марте Фрейд, было тяжело справляться с шестью маленькими детьми и вести одновременно все домашнее хозяйство. На помощь к ней в их дом переехала сестра матери, тетя Минна. Так у Анны стало сразу «две матери», и с самого рождения она оказалась в «коллективе» воспитателей.

Чтобы содержать такую большую семью З. Фрейду приходилось работать «до восемнадцати часов в день». Поэтому с отцом дети общались в основном «во время каникул», когда З. Фрейд целиком погружался в семью, любил путешествовать с детьми, собирать грибы. Но если с детьми приключалось что-то неприятное, он спускался к ним на помощь «с высот своего Олимпа». Признание отца было для Анны Фрейд наивысшей наградой. Ради этого стоило приносить «жертвы», стараясь быть лучше и отодвигая «дурное в царство фантазий». Анна Фрейд любила стихотворение Г. Гейне «Гренадеры», в котором два наполеоновских солдата готовы принести себя в жертву любимому императору, отказавшись от семьи и детей, а в награду за это они восстанут к нему из могилы, когда он будет проезжать мимо.

«То ОН над могилою едет!

Знамена победно шумят…

Тут выйдет к тебе, император,

6 стр., 2940 слов

Психологические особенности матери ребенка-инвалида с ДЦП

… . Характер развития детско-родительских отношений в семьях с детьми с ДЦП 28 1.3. Психологические особенности развития матери детей с диагнозом «детский церебральный паралич … сегодня, был предложен Ольсером (1889) и З. Фрейдом (1893). В 1893 г. З. Фрейд предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения …

Из гроба твой верный солдат!»

В 1901 г. Анна поступила в частную школу, где проучилась два года, и перешла в обычную народную школу. Потом она с успехом закончила частный лицей «Cottage Lyzeum» (частную школу д-ра С. Гольдманна), что давало ей право начать педагогическое образование, но было недостаточно для учебы в университете. Для этого было необходимо закончить гимназию.

В 16 лет, после выпускных экзаменов в лицее, встал вопрос, что делать дальше. В это же время вышла замуж ее сестра Софи, любимица З. Фрейда, в которую сразу же влюблялись посетители отца. Анна и Софи жили вместе в одной комнате и были очень близки друг другу. Расставаясь, Анна обещала заботиться о Софи, если с ней что-нибудь случиться.

Анна находилась в кризисе: станет ли она учительницей, или кто-то возьмет ее замуж, как сестру… А как быть с дальнейшей учебой и с таким интересным и притягательным миром, окружавшим ее отца? Рецепт З. Фрейда был прост: «Путешествовать!» На пять месяцев Анна уезжает в Италию. После этого она начинает свое педагогическое образование и в 1914 г. сдает заключительный экзамен. Пять лет А. Фрейд проработала учительницей. Сдав в 1917 г. еще один экзамен, она поступает на работу в тот же лицей, в котором училась сама.

З. Фрейд мог быть доволен успехами дочери. В одном из своих писем он хвалит ее и обеспокоен только двумя «недостатками»: сутулой осанкой и чрезмерным увлечением вязанием. Психоаналитики толковали это как замещение сексуальной жизни: «постоянное движение вязальных спиц символизирует непрерывный половой акт».

Первый разговор с отцом о психоанализе состоялся во время одной из прогулок в 1909 г., когда Анне было 13 лет. Позднее отец разрешал ей присутствовать на своих лекциях, на заседаниях Психоаналитического общества, во время приема пациентов. С 1918 г. по 1921 г. Анна проходила анализ у З. Фрейда, если у него было на это время. Многих смущало такое явное нарушение психоаналитической морали, но что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку.

6 стр., 2525 слов

Имя Отца в психоаналитическом дискурсе Жака Лакана

… сексуальности. Результаты проведённой З. Фрейдом и в том, и в другом направлении исследовательской работы представляют сложную психоаналитическую панораму, которая включает не только … . Именно Г. Бейтсон впервые использовал понятие «шизофреногенной матери» [2]. Отец воображаемый — тот отец, которого можно наделить некими атрибуциями, заимствованными из материнской речи …

Так получилось, что А. Фрейд единственная из детей осталась рядом с отцом. Шла первая мировая война. Братья были призваны в армию, а сестры вышли замуж и разъехались. Женихам и так было нелегко пробиться сквозь «панцирь» Анны, но война уменьшила шансы брака еще сильнее.

С 1918 г. А. Фрейд принимает участие во всех Международный психоаналитических конгрессах и заседаниях Венского психоаналитического общества. В 1920 г. она вступает в английское отделение «Психоаналитического издательства». Ее интересуют фантазии и сновидения наяву. Этому посвящен ее перевод с английского книги Julien Varendonck «Day-Dreaming».

В 1922 г. А. Фрейд провела свое первое психоаналитическое исследование 15-летней девочки и сделала первый собственный доклад «Фантазия избиения и сновидение наяву». Это было условием для приема в Венское психоаналитическое общество, членом которого она теперь стала.

1923 год был переломным в судьбе А. Фрейд. В этом году она открыла собственную психоаналитическую практику. В том же самом доме, где З. Фрейд принимал взрослых пациентов, А. Фрейд устроила кабинет для детей.

В этом же году Анна узнала, что ее отец болен раком. Это случилось совершенно неожиданно. Ей сообщили, что нужно забрать «господина профессора» из кабинета врача, куда З. Фрейд ушел, никому ничего не сказав, и где ему сделали операцию в связи с раком челюсти. Во многом именно благодаря своей дочери З. Фрейд смог прожить после этого еще 16 лет, перенеся 31 операцию. А. Фрейд ухаживала за ним, ежедневно санируя полость рта, сопровождала в поездках для лечения и изготовления протезов. Она зачитывала его доклады, ездила вместо него на международные конгрессы, вела переговоры, стала в 1926 г. секретарем, а через год Генеральным секретарем Международного психоаналитического общества, принимала почетные награды З. Фрейда. В 1930 г. она ездила во Франкфурт-на-Майне получать за отца почетную премию им. И.В.Гёте. Она даже ходила вместо него на похороны его матери. А. Фрейд взяла на себя научную работу отца и повела ее дальше в новых отношениях.

9 стр., 4039 слов

Влияние взаимоотношений ребенка и взрослого на формирование положительных установок у детей

… в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок. Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что … . Личностные ожидания ребенка в общении со взрослым Шкалы: ожидания ребенка в общении со взрослым Назначение теста Диагностика личностных ожиданий ребенка в общении со взрослым. Тест Процедура …

При этом поначалу А. Фрейд испытывала немало сложностей. Из-за отсутствия медицинского образования ей было трудно открыть собственную практику и добиться признания среди коллег. Сам З. Фрейд считал психоанализ самостоятельным направлением и относил его скорее к психологии, опасаясь включения в медицину в качестве одного из разделов в курсе психотерапии. Тем не менее, медицинское «дилетантство» первое время сильно мешало А. Фрейд. Ей не посылали пациентов. Начинала она с анализа детей друзей и знакомых. Тяжело добивалась она признания и психоаналитической среде. Здесь на новом уровне опять встала проблема детства, когда она боролась с братьями и сестрами за любовь отца. Теперь она соперничала с «приемными детьми» З. Фрейда, его многочисленными почитателями и сотрудниками: врачами, учеными, докторами философии. Опять встал вопрос, столь волновавший ее в детстве: можно ли путем самоутверждения в психоанализе родиться вновь «мужчиной».

Работа с детьми существенно отличалась от привычного «взрослого» психоанализа. Начать с того, что в отличии о взрослых пациентов, которые сами заинтересованы в лечении и оплачивают его, ребенка же родители часто приводят вопреки его воли. Дети иногда отказывались разговаривать, прятались под стол, упрямились. Здесь очень пригодился педагогический опыт работы в лицее. А. Фрейд всегда могла расположить к себе учеников. Она рассказывала им интересные истории, разыгрывала Св. Николая («Деда Мороза»).

Если было нужно установить доверительные отношения с ребенком, она сама залезала под стол, высовывала язык, показывала фокусы. Но никогда не забывала при всём этом о своих основных целях.

6 стр., 2914 слов

Зигмунд Фрейд психоанализ

… как первую главу в истерии созданного Фрейдом психоанализа. Для этого имеются все основания, поскольку в указанной книге можно различить намеки на многие представления … будущего психоанализа. В конце 1899 году выходит фундаментальная работа Фрейда “Толкование сновидений”, которая …

В 1925 г. в Вену приехала Дороти Бёрлингам-Тиффани с четырьмя детьми и «без мужа», как отметил З. Фрейд. (Ее муж жил отдельно и выбросился потом из окна).

Дороти была дочерью богатого фабриканта и изобретателя Тиффани, американского почитателя З. Фрейда. А. Фрейд стала «матерью» для детей Д. Бёрлингам и для сына своей сестры Софи, умершей в 1920 г. Ей удавалось быть для них одновременно «взрослой» и в то же время таким же ребенком, как они. С ними она путешествовала, ходила купаться, играла, рассказывала истории, водила в театр. А. Фрейд нашла им частных учителей — Петера Блоза и Эрика Эриксона, который в это время сам проходил у нее анализ.

В 1928 г. Д. Бёрлингам переехала в дом З. Фрейда и жила с тех пор под одной крышей с А. Фрейд до самой своей смерти в 1979 г. Вокруг А. Фрейд образовался круг соратниц («круг четырех дам»: А. Фрейд, Д. Бёрлингам, Жанна Лампл-де-Гру, Марианна Ри-Криз).

Это были женщины или уже побывавшие замужем, или жившие с мужем раздельно, для которых муж не имел такого важного значения, как психоанализ. Они окружали З. Фрейда и закрывали его от других. Доступ к больному патриарху мог получить только тот, кто не вызывал возражений у Анны Фрейд. З. Фрейд полностью доверял дочери, ибо знал как много она о нем заботится.

В историю психоанализа вошли, правда, и другие знаменитые женщины, которые приблизились к З. Фрейду и сумели добиться значительного положения еще до того страшного года, когда А. Фрейд взяла на себя роль помощника, секретаря, санитара, и защитника отца. С этими женщинами Анна находилась в постоянном соперничестве. Особенно это касалось «прекрасной Елены»: Хелен Дейч. Она была на 11 лет старше Анны Фрейд, изучала медицину и проходила психоанализ у З. Фрейда. В конце 1924 г. она возглавила только что созданный Венский Психоаналитический Институт. Анна же стала секретарем этого института, читала в нем лекции по детскому психоанализу для воспитателей и педагогов.

Первая книга А. Фрейд «ВВЕДЕНИЕ в технику детского психоанализа» (русский перевод вышел в Одессе в 1927 г., переиздана в Москве, 1991 г.) вышла в 1927 г. В нее вошли четыре лекции, прочитанные в Венском Психоаналитическом институте, знакомящие со спецификой детского психоанализа. А. Фрейд вступает в полемику с другой известной исследовательницей детского развития Мелани Кляйн (1882−1960), протестуя против прямого перевода проявлений детской психической жизни на язык «взрослого» психоанализа. З. Фрейд считал подход М. Кляйн карикатурой на психоанализ. Так, например, такие игровые действия, как «столкновение двух повозок, она учитывает, как символическое наблюдение половых сношений родителей, а опрокидывание фонарного столба или какой-нибудь другой игрушки как «агрессивное действие, направленное против отца». А. Фрейд считала, что психическая жизнь ребенка подчиняется иным психическим законам, чем у взрослых. Внутренние психические инстанции формируются постепенно. Поэтому, считала А. Фрейд, нельзя непосредственно переносить то, что справедливо для взрослых, на детей.

10 стр., 4633 слов

Психоанализ 4

… другими методами лечения психических расстройств. Однако, по мере опубликования работ Фрейда, психоанализ стал обретать все больше сторонников среди русских психотерапевтов. Во всяком … множество фактов, связанных с сексуальной идентификацией, ролевыми моделями, динамикой воспитания детей и формирования характера, смыслом церемоний инициации, значением ритуалов в анимистических …

В 1926 г. М. Кляйн переезжает из Берлина в Лондон. Там она завоевала много сторонников. Психоаналитическому движению грозил раскол. З. Фрейд очень не хотел повторения драмы с К.Г. Юнгом и А. Адлером и любой ценой стремился сохранить единство внутри психоанализа. Чтобы сгладить напряжение, А. Фрейд отправляется в 1927 г. в Лондон и участвует в «Симпозиуме по детскому анализу».

«Золотые двадцатые» подходили к концу. В 1930 г. выходит новая книга А. Фрейд «ВВЕДЕНИЕ в психоанализ для педагогов». Работа над этой книгой показывает, как создавала свои труды А. Фрейд: сначала она формулировала и излагала свои мысли в хорошо аргументированной форме лекций, а потом на основе многих лекций излагала материал в форме книги.

Тридцатые годы несли с собой много проблем и трудностей, которые все больше давили на А. Фрейд своим гнетом. В 1931 г. усилились финансовые затруднения в «Психоаналитическом издательстве», основанном еще в начале двадцатых годов на крупные пожертвования. Благодаря организаторским способностям А. Фрейд, которая вела все необходимые переговоры, издательство удалось спасти от распада. В этом же году А. Фрейд становится секретарем Венского психоаналитического общества.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

… них занимает умственное развитие ребенка, то есть определить специфику умственного развития среди других процессов развития. Многие психологи … выполняет специфические функции в общем процессе умственного развития детей. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление … из наиболее плодотворных направлений в изучении психического развития ребенка – Женевскую школу генетической психологии. В этой …

Приближался 80-летний юбилей З. Фрейда. А. Фрейд подготовила отцу особый подарок, которым он очень гордился: в 1936 г., ко дню рождения З. Фрейда, выходит основной теоретический труд А. Фрейд «Я и механизмы защиты» (русск. пер. «Психология „Я“ и защитные механизмы», Москва, «Педагогика-Пресс», 1993).

В этой книге А. Фрейд выступает против мнения, что психоанализ занимается исключительно бессознательным. Объектом анализа становится развитие «Я» как центра сознания.

Еще одно событие того времени — создание психоаналитических детских яслей «Jackson Nurseries», спонсором которых стала д-р Эдит Джексон.

В это время над Европой сгущались тучи национал-социализма. Когда в 1933 г. в Германии к власти пришел Гитлер и в огонь костра полетели книги о запрещенном «еврейском вымысле», как называли психоанализ нацисты, З. Фрейд пошутил: «Цивилизация движется вперед: в Средние века меня сожгли бы на костре, а сегодня они сжигают только мои книги». Тогда он еще не мог предположить, что через несколько лет в крематории концентрационного лагеря сожгут его сестер и родственников.

Чувствуя опасность, многие психоаналитики покидали Австрию. К 1938 году из 120 психоаналитиков в Вене осталось только четыре. Старому З. Фрейду очень тяжело было сорваться с места и в его возрасте начать новую жизнь в чужой стране. Только когда беда пришла в дом, З. Фрейду осталось одно спасение — эмиграция. 11 марта 1938 г. немецкие солдаты вошли в Вену. 22 марта А. Фрейд вызвали на допрос в гестапо. На случай пыток она спрятала яд. Этот день стал самым страшным в ее жизни. Потом уже, много путешествуя по миру, она никогда больше не могла ступить на землю Германии и только через много лет, в 1971 г., согласилась приехать на 27 Международный конгресс в Вену, но прочла свой доклад на английском языке. Тогда же вместе с многочисленными туристами А. Фрейд посетила дом-музей, где когда-то жила сама. Будучи в эмиграции в присутствии англичан А. Фрейд до самой смерти говорила только по-английски, даже со знакомыми, с которыми она обычно говорила на своем родном немецком языке.

Только благодаря помощи влиятельных друзей — французской принцессы Марии Бонапарт, послов США в Австрии и во Франции — удалось выкупить З. Фрейда, его жену и дочь у нацистов. В гестапо З. Фрейду поставили условие — он должен всем потом говорить, что там с ним хорошо обращались. З. Фрейд пошутил тогда: «Я даже могу всем очень рекомендовать гестапо».

4 июня 1938 г. З. Фрейд с женой, дочерью и прислугой выехали из Вены в Париж, а оттуда отправились в Англию, где провели оставшуюся жизнь. Британское психоаналитическое общество находилось под сильным влиянием М. Кляйн. Понятно поэтому, почему английские психоаналитики не устроили особых торжеств в связи с приездом З. Фрейда и его семьи. Но они оказали им действенную помощь и поддержку. А. Фрейд была им за это всегда благодарна. Но борьба обеих женщин на этом не закончилась.

В Лондон З. Фрейд привез с собой из Вены все свои книги, мебель и большую коллекцию антикварных вещей. Ему так понравились дом и сад, что, как он шутил, ему хотелось сказать: «Хайль Гитлер», за то, что он все это получил. З. Фрейд прожил еще год. Он умер 23 сентября 1939 года, когда уже началась вторая мировая война и пала Польша. З. Фрейд просил врача и дочь облегчить его страдания в последние минуты. Но, когда А. Фрейд поняла, что смерть остановить нельзя, она в растерянности не смогла ничего сделать.

А. Фрейд сразу же начала работу над «памятником» отцу — изданием его «Собрания сочинений». В 1942—1945 гг. оно вышло в Англии, стране находящейся в состоянии войны с Германией, на немецком языке.

Первое время после приезда в Лондон А. Фрейд еще не могла получить право на работу в Англии. Но когда началась война, она направила все свои силы на помощь пострадавшим английским детям — жертвам бомбардировок Лондона. Это также была ее личная борьба с Гитлером. А. Фрейд привлекала помощников — эмигрантов и собирала по полуразрушенным домам и общежитиям детей, организовывала для них помощь, вела переговоры и находила деньги среди различных фондов, фирм и частных лиц. Их имена А. Фрейд публиковала на первых страницах своих произведений.

В 1939 году она открыла детский военный приют-ясли «Hampstead War Nurseries». До 1945 г. он приютил более 80 детей в возрасте от нескольких недель до шести и более лет. На богатом экспериментальном материале А. Фрейд изучала влияние разлуки ребенка с матерью, реакцию детей на совместную жизнь, когда отношения со старшими товарищами заменяют отношения с родителями, Эдипов комплекс при отсутствии эдипальных объектов, особенно отца. Результаты этих исследований публиковались в «Ежемесячных отчетах», которые были составлены так интересно, что их можно было читать как захватывающий детектив. (Известно, что А. Фрейд и ее отец сами любили читать детективы).

А. Фрейд утверждала новые для того времени подходы к кормлению и пеленанию грудных детей, показывала, что разрыв ребенка с родителями (из-за поступления в лечебные учреждения или приют) в раннем возрасте может иметь потом очень серьезные последствия.

Все новшества А. Фрейд демонстрировала в своей повседневной работе: она сама купала, пеленала, кормила детей, играла с ними. Кроме того, она читала лекции для сотрудников, а по ночам в пожарной каске дежурила на крыше и тушила зажигательные бомбы.

Неимоверное напряжение подорвало силы А. Фрейд. В конце 1945 г. она заболела тяжелейшим вирусным воспалением легких и проболела более 10 месяцев. Но едва ей становилось лучше, она садилась за перевод на немецкий язык книг, написанных по-английски совместно с Д. Бёрлингам.

В 1943 г. обострились научные споры с М. Кляйн. Вновь нависла угроза раскола психоанализа на «кляйнианцев» и «фрейдианцев». Тем не менее, с 1944 по 1949 гг. А. Фрейд избиралась Генеральным секретарем Международного Психоаналитического Объединения. А. Фрейд обладала монополией на научное наследие З. Фрейда. Говорили, что каждый, кто что-то пишет о З. Фрейде, чувствует, как А. Фрейд заглядывает в его текст через плечо.

Война закончилась. Англия приняла 1000 сирот, спасенных из концентрационных лагерей. А. Фрейд обращается к их психоаналитическому изучению и созданию специальных методов помощи им.

В 1947 г. А. Фрейд открывает в Хэмпстеде курсы подготовки детских психоаналитиков. В год они готовили 4−8 кандидатов. По сей день этот главный в Европе психоаналитический центр, где готовят специалистов в области детского психоанализа. Это частный институт, существующий в основном на финансовые пожертвования. С 1952 г. А. Фрейд — директор клиники детской терапии в Хэмпстеде.

В 1945 г. ей исполняется 50 лет. Многие уходят на пенсию, она же начинает новую жизнь, неся свои знания в мир. А. Фрейд участвует в конгрессах, встречах, почетных церемониях, много путешествует. В одном из писем она писала: «…Мы все же стареем, но не хотим преждевременно заморить себя до смерти работой».

В 1950 г. состоялась первая поездка А. Фрейд в США, где она читала лекции в университете Кларка (г. Вустер), в котором 40 лет назад с восторгом принимали ее отца. Американцы (эти полезные «деньгодаватели», как называл их З. Фрейд) проявляли большой интерес к работе А. Фрейд и торжественно присвоили ей степень почетного доктора. За 18 дней своего американского «марафона» А. Фрейд встретила также старых друзей по Вене: Э. Эриксона, Х. Хартманна, Х. Дейч и др. В университете Кларка А. Фрейд заявила о своей центральной теме — «развитие».

В Лондоне А. Фрейд вела обычную работу в своем институте: лекции, семинары, учебный анализ, коллоквиумы по разбору представляемых случаев, решение организационных вопросов. По введенной еще З. Фрейдом традиции, по средам педагоги, учащиеся и друзья приглашались на доклады и дискуссии. По вторникам представляли для разбора терапевтические случаи. А. Фрейд организует работу над наследием и биографией З. Фрейда. До 1982 года А. Фрейд сама проводила психоанализ пациентов. К ней обращались многие знаменитости. В их числе — Мэрилин Монро, которой она поставила диагноз истерического и депрессивного склада личности. А. Фрейд оказывала сильное влияние на Германа Гессе (его роман «Степной волк» написан под влиянием общения с А. Фрейд), поддерживала постоянный контакт с А. Швейцером.

После 1950 г. она еще 12 раз побывала с лекциями в США. Стала почетным доктором университетов и медицинских колледжей в Филадельфии (1964 г.), Чикаго (1966 г.), Нью-Хейвене (1968 г.), в Колумбийском (1978 г.) и Гарвардском (1980 г.) университетах. Европейские столицы она посещала в последовательности проведения международных конгрессов, стала почетным доктором Шеффилдского университета в Англии (1966 г.), медицинского факультета Венского университета (1972 г.), Университета им. И.В. Гёте во Франкфурте-на-Майне (1981 г.).

Когда ей исполнилось 60 лет, А. Фрейд несколько ограничила свои служебные обязанности, прекратила семинары в Британском психоаналитическом объединении.

В 1965 г. к своему 70-летию А. Фрейд сама себе сделала подарок — итоговый труд своей жизни «Норма и патология в детстве», в котором она обобщает результаты многолетних экспериментальных и теоретических исследований детского развития. В 1968 г. она сама перевела его на свой родной язык. На немецком языке книга вышла под названием «Верные и ложные пути детского развития». А. Фрейд дополнила психоаналитическое учение концепцией целостности психической системы с «Я» в качестве ее центра. В учении о психических структурах личности она прослеживает становление «ОНО», «Я» и «СВЕРХ-Я» ребенка, изучает соотношение их влияния на психику ребенка. Главной заслугой А. Фрейд в этой области является выделение так называемых генетических линий развития. Выявление достигнутого уровня развития по каждой линии, а также учет гармонии между всеми линиями развития позволяет проводить диагностику и давать рекомендации при решении практических вопросов.

В 1973 г. ее избирают почетным президентом Международного Психоаналитического объединения. Но сил уже не хватало. А. Фрейд долго страдала болезнью легких, болями в спине. В 1976 г. к этому прибавилась еще и анемия. Ей стали необходимы переливания крови, сначала с большими перерывами, но потом и каждое воскресенье, чтобы в понедельник иметь возможность работать. Ей уже было больше 80 лет, но она не прекращала активной работы. Девизом ее стали слова Ф. Ницше: «Что меня не сломает, делает меня сильнее».

А. Фрейд пережила основные переломные моменты развития человечества в ХХ веке. В 60-е годы на ее глазах прошли студенческие волнения, «сексуальная революция», движение хиппи. Будущее психоанализа угнетало ее — она не видела его в розовом свете.

1 марта 1982 г. с ней случился инсульт, вызвавший поражение ствола головного мозга. Ее парализовало, нарушилась речь и был поражен центр равновесия. С большим трудом артикулировала она свои мысли, произнося едва понятные звуки, чужие уже не могли ее понимать. Сама она считала свой паралич самым страшным, что с ней могло случится, и всю жизнь этого боялась. Но даже в больнице А. Фрейд продолжала работу над книгой о семейном праве.

А. Фрейд умерла 8 октября 1982 г. За 60 лет психоаналитической работы и учебной деятельности она написала 88 докладов и лекций, вошедших в 10-томное собрание ее сочинений, 91 других статей, 32 из которых вошли в «Собрание сочинений».

А. Фрейд писала: «Когда в моей юности я, как это столь часто бывает с молоденькими девушками, была недовольна своей внешностью, я успокаивала себя привычными для меня тогда в Вене словами: «С определенного возраста каждая женщина приобретает такое лицо, какое она сама себе создает…» А. Фрейд не потеряла свое лицо в тени великого отца. Ее имя стало символом ученого, перевернувшего наши знания о детстве, и великого женского сердца, отданного детям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фрейд, А.: ВВЕДЕНИЕ в технику детского психоанализа. М., 1991

2. Фрейд, А.: Психология «Я» и защитные механизмы. М., «Педагогика-Пресс» 1993

3. Фрейд А.: Норма и патология детства / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. В: Фрейд А.; Фрейд З.: Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб., В.-Е. Институт Психоанализа, 1995

4. Freud, A.: The Writings of Anna Freud, New York, International Universities Press. London, Hogarth Press and The Institute of Psycho-Analysis. 1968 — 1981

5. Salber, W.: Anna Freud, Reinbek bei Hamburg, Rowohlt 1985

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

биография, фото и работы :: SYL.ru

Принято считать, что на детях выдающихся людей природа отдыхает. Но этого никак не скажешь о младшей дочери известного во всем мире психолога Зигмунда Фрейда – Анне.

Девочке было всего 13 лет, когда они с отцом впервые вместе обсуждали тему психоанализа. Тогда оба и не подозревали, что дочь пойдет по стопам знаменитого отца, развивая и обогащая его теории. Анна Фрейд, психология для которой стала впоследствии смыслом жизни, этот разговор запомнила навсегда.

Чем известна дочь Зигмунда Фрейда

Сейчас Анна Фрейд известна не менее чем ее знаменитый отец. Во всем мире ее знают как сооснователя (вместе с Мелани Кляйн) детского психоанализа, а также как руководителя психоаналитического общества Вены, почетного доктора права в Венском университете и университете Кларка, почетного доктора наук медицинского колледжа Джефферсона; Шеффилдского, Чикагского и Йельского университетов, члена Королевского медицинского общества и почетного члена Королевского колледжа психиатров, почетного доктора философии университета Гете.

анна фрейд

Самая младшая и самая близкая

Родилась Анна Фрейд 3 декабря 1895-го в Вене. В семье она была самой младшей среди шести братьев и сестер. Но так сложилась жизнь, что именно она стала для отца единственным близким человеком, поддерживающим его в самые трудные периоды.

В то время, когда шла Первая мировая, братьев Анны призвали в армию, а ее сестры, выйдя замуж, уехали вместе с мужьями. Только она одна из всех детей Зигмунда Фрейда осталась рядом с отцом. Это еще больше усилило их духовную близость, основанную также и на общем увлечении психологией.

После того первого разговора о психоанализе Зигмунд Фрейд стал делиться с дочерью своими мыслями, а со временем брал ее на заседания Психоаналитического общества.

Но детский интерес к занятиям отца психологией не сразу стал профессией для дочери. Сначала Анна Фрейд решила стать учительницей, и в 1914 году свое намерение исполнила, получив частное педагогическое образование. Закончив обучение, она пять лет работала в начальной школе в Вене. Но интерес к психологии и там дал о себе знать – молодая учительница заинтересовалась детской психологией. Впоследствии именно она стала специализацией Анны Фрейд, в ней она добилась необычайных успехов и получила всемирную известность.

анна фрейд психология

Занятие психологией. Начало

Когда Первая мировая окончилась, Анна Фрейд оставила учительскую деятельность и полностью посвятила себя обожаемому отцу. Она была при нем и секретарем, и сиделкой.

С 1918-го по 1921-й Анна проходила у отца курс психоанализа, наблюдала за тем, как тот ведет приемы пациентов. Психоаналитиками это считалось просто вопиющим нарушением профессиональной этики. И лишь авторитет Зигмунда Фрейда никому из них не позволил выступить против.

Отец и дочь вместе продолжали заниматься психоанализом. С 1918 года Анна вместе с Зигмундом Фрейдом принимала участие практически во всех Международных конгрессах и в заседаниях психоаналитического общества Вены.

В 1920 году девушка вступила в члены «Психоаналитического издательства». Тогда интересы начинающего психолога были связаны с фантазиями и снами наяву. Анна даже сделала перевод книги Д. Варендок «Сны наяву» с английского на немецкий язык.

Именно в это время А. Фрейд выступила со своими первыми докладами по психологии.

Первые статьи, первая психологическая практика

В 1922 году была опубликована первая статья психолога Анны Фрейд, которая называлась «Бьющие фантазии и дневные мечты».

А. Фрейд в этом же году стала и членом Венского психоаналитического общества. Работала в области психоаналитической терапии с 1923 года. Занималась в основном использованием психоаналитических идей в педагогике и проблемами детского психоанализа. В частности, коррекцией недостатков обучения и воспитания при помощи психоаналитических методов. Начинающий психолог активно занималась и разработкой методики детского психоанализа.

С 1923-го года Анна работала в институте психоанализа в Вене.

В 1923-м Анна Фрейд, детский психолог, открыла частную психоаналитическую практику. Ее кабинет, в котором она работала с детьми, находился в том же доме, где Зигмунд Фрейд принимал своих взрослых пациентов.

Болезнь отца

Ударом для Анны стало неожиданное известие о том, что у отца рак. Она самоотверженно старалась поддержать самого родного человека. Именно благодаря дочери Зигмунд Фрейд после постановки страшного диагноза жил еще целых 16 лет, пройдя через 31 операцию. Дочь не только ухаживала за отцом, но и взяла на себя большинство его дел: зачитывала доклады Зигмунда Фрейда на международных конгрессах, принимала его награды.

 теория анны фрейд

С 1925 по 1938 годы А. Фрейд руководила Венским психоаналитическим обществом.

Анна Фрейд. Детский психоанализ

1927-й стал годом публикации серьезной научной работы Анны Фрейд под названием «Введение в детский анализ». В книгу вошли лекции, которые Анна прочла в психоаналитическом институте Вены. Эти лекции знакомили слушателей, а после их публикации и читателей со спецификой детского психоанализа.

В книге Анна Фрейд психоанализ такого плана рассмаривала исходя из того, что психика детей подчиняется совершенно другим законам, нежели психика взрослых. Поэтому она сделала вывод, что, проводя психоанализ ребенка, ни в коем случае нельзя механически переносить на него методы анализа психики взрослых. А также детский психолог обратила внимание на большую эффективность игровой терапии, подчеркнула решающую роль в развитии ребенка его окружения.

анна фрейд детский психоанализ

В объективе психоанализа – не только бессознательное …

В 1936 году издала еще одну свою книгу Анна Фрейд — «Психология «Я» и защитные механизмы». Многие называют книгу основным теоретическим трудом Анны. Она стала особым подарком к 80-летию ее отца. В ней психолог развила идеи психоанализа о «механизмах защиты», показав ту роль, которые они играют в формировании и функционировании психики. Анна опровергла в данной работе мнение, что психоанализ занимается только областью бессознательного. Новым в психологической науке стало то, что А. Фрейд рассматривала «Я» как центр сознания.

анна фрейд психология я и защитные механизмы

Анна Фрейд. Защитные механизмы

Работая над развитием психоаналитических представлений о «Я», Анна фактически основала в психологии новое направление под названием эго-психология.

Огромная заслуга Анны Фрейд в науке — разработка теории защитных механизмов. Термин этот впервые был введён ее отцом в 1894 году. Позже Зигмунд Фрейд использовал его в ряде своих работ, когда описывал борьбу «Я» против невыносимых мыслей и аффектов.

Дочь внесла в концепцию отца некоторые коррективы. Анна Фрейд защитные механизмы рассматривала как продукты развития и научения.

Она выдвинула идею, что набор защитных механизмов имеет индивидуальный характер и указывает на уровень адаптированности личности. А также акцентировала роль защитных механизмов на разрешении внешних конфликтов.

Механизм защиты Анны Фрейд можно рассматривать как способы реагирования людей в угрожающих для них ситуациях, которые используются на бессознательном уровне с целью обеспечения защиты «Я» от осознания явлений, которые порождают тревогу. В ее оригинальной монографии описано пятнадцать таких механизмов.

Гонения на евреев вынудило эмигрировать

После включения Австрии в состав Германии в 1938 году начались гонения на людей еврейской национальности со стороны нацистов. Когда фашисты арестовали Анну и допрашивали ее в гестапо, Зигмунд Фрейд твердо решил покинуть страну. Но нацистская власть не хотела выпускать ученого. Они «надавили» на Зигмунда Фрейда и заставили его подписать бумаги, в которых он якобы благодарил гестапо «за ряд добрых услуг», что было для ученого весьма унизительно. Но и это еще не все: за право покинуть Германию ему пришлось заплатить огромный «выкуп» правительству рейха – 4 тысячи долларов!

Смерть отца. Развитие учения о психоанализе

Эмигрировав в Англию, Анна всеми силами поддерживала больного отца, для которого была единственной опорой. В 1939 году 3игмунд Фрейд умер. После смерти любимого отца Анна все свои усилия направила на корректное и эффективное развитие его учения о психоанализе.

Особенно упорно трудилась в области психологии ребенка. Вот где пригодился ее педагогический опыт! Весомым вкладом Анны Фрейд в психологическую науку было создание детского психоанализа.

Она также разработала игровые методы работы с детьми. Теория Анны Фрейд, разработанная для практической помощи родителям в их взаимодействии с собственными детьми, была создана после переработки положений психоаналитической теории отца.

Работа в Хэмпстеде

в 1941 году вместе с подругой и коллегой Дороти Берлингем Анна организовала Хэмпстедский приют для детей, которых разлучила с родителями война. Там она работала до 1945 года. В этом детском доме психолог провела психоаналитические исследования, результаты которых опубликованы в работах Анны Фрейд «Маленькие дети в военное время», «Дети без семьи», «Война и дети».

Работая в годы войны в Хэмпстедском детском доме, Анна пришла к выводу, что разлученные с матерями дети регрессировали. Но как только у них устанавливались хорошие отношения с воспитательницами, прерванное развитие у детей возобновлялось.

В 1947 году дочерью основателя психоанализа были организованы курсы, которые готовили психоаналитиков для детей.

В 1952 году А. Фрейд организовала Хэмпстедскую клинику детской терапии, которая на то время стала крупнейшим детским психоаналитическим лечебным и учебным центром. Сама же Анна ее и возглавила. А также она открыла в столице Великобритании детские терапевтические курсы. Это были первые учреждения, где детей лечили методом психоанализа.

Анна была директором этой клиники и руководила курсами психоаналитической терапии до 1982 года.

Избрание в 1973 году Анны Фрейд президентом Международной психоаналитической ассоциации стало кульминацией ее заслуг в психологии.

механизм защиты анны фрейд

Жизнь посвятила детям

У Анны Фрейд не было своих детей, ведь она никогда не выходила замуж. Но именно дети были главным смыслом жизни этой женщины. Это подтверждают слова психолога о том, что всю ее жизнь можно описать одним предложением: «Я работала с детьми!»

Анной Фрейд были выдвинуты и разработаны идеи об особых периодах жизни в детстве и юности. Именно обратила внимание на наличие в них психических кризисов. Специфическое переживание таких кризисных состояний оказывает, по мнению Анны, существенное влияние на формирование и развитие психики человека.

Детский психолог занималась и исследованием различных проявлений индивидуального развития каждого ребенка, как нормального, так и не совсем здорового.

В конце жизни Анну Фрейд заинтересовало семейное право — еще одна область, связанная с детьми. Правом она занималась в Йельском университете и даже успела издать в соавторстве с коллегами две работы в этой области.

Умерла А. Фрейд 9 октября 1982 года в Лондоне. Более шестидесяти лет жизни эта выдающаяся женщина занималась психоаналитической практикой и научной деятельностью. Фрейд написала множество докладов и статей, оставив научное наследие в виде 10-томного собрания сочинений.

Психолог Анна Фрейд: биография и фото

Анна Фрейд, фото и биография которой представлены в этой статье, — младшая дочь Зигмунда Фрейда и его супруги Марты. Она родилась в 1895 году, 3 декабря. В ту пору материальное положение семьи было тяжелым, и бытовые трудности усугубило рождение шестого ребенка. Марта Фрейд самостоятельно вела домашнее хозяйство, а также заботилась о детях. Для того чтобы помогать ей, к Фрейдам в дом переехала жить Минна, ее сестра. Она стала второй матерью для Анны.

анна фрейд

Влияние отца

Зигмунд был вынужден очень много работать. Лишь во время каникул он находил возможность для общения со своими детьми. Для Анны высшей наградой было признание отца. Она старалась ради него быть лучше.

Учеба

В 1901 году Анна поступила в частную школу. После двухлетнего обучения там она перешла в народную. Затем Анна Фрейд поступила в частный лицей. Однако одного его было недостаточно для продложения обучения в университете — следовало окончить гимназию. Высшее образование Анна так и не получила.

Расставание с Софи

Для девушки критическим стал 1911 год. Тогда отчий дом покинула Софи, ее сестра. Это была любимица отца, и многие его посетители сразу же влюблялись в эту девушку. Софи и Анна жили в одной комнате и очень дружили. Когда Софи вышла замуж, Анне исполнилось уже 16 лет. Она уже сдала экзамены в лицее. Девушку мучил вопрос о том, как сложится ее собственная судьба. Она не отличалась красотой, даже считала себя со свойственным юности максимализмом дурнушкой.

Путешествие, продолжение образования и учительская деятельность

анна фрейд фото

По совету Зигмунда она отправилась путешествовать для того, чтобы заглушить душевные терзания новыми впечатлениями. 5 месяцев Анна провела в Италии, а после того, как вернулась на родину, продолжила свое образование. Заключительный экзамен она сдала в 1914 году, а следующие 5 лет занималась учительской работой.

Знакомство с психоанализом

Зигмунд был удовлетворен карьерой своей дочери. Он указывал девушке в письмах лишь на два ее недостатка — чрезмерное увлечение вязанием и сутулую осанку. Анна впервые услышала о психоанализе от своего отца, когда ей было 13 лет. Позднее, видя, что дочь искренне заинтересована, Зигмунд позволил ей присутствовать на читаемых им лекциях и даже во время приема пациентов. В период с 1918 по 1921 год девушка проходила анализ у своего отца. Это было нарушением психоаналитической этики, но авторитет Зигмунда не позволил его последователям высказать свое неодобрение открыто.

После того как началась Первая мировая война, сыновей Фрейда забрали в армию, а дочери вышли замуж. Анна единственная из детей осталась со своим отцом. Она всегда сторонилась женихов.

анна фрейд детский психоанализ

Первые достижения

С 1918 года девушка приняла участие в Международных психоаналитических конгрессах. Членом «Психоаналитического издательства» (английского отделения) она стала в 1920 году. Ее интересы связаны со снами наяву и с фантазиями. Анна перевела на немецкий язык книгу «Сны наяву» Дж. Варендок.

В 1923 году Анна открыла собственную практику. Она разместилась в доме, где и ее отец принимал пациентов. К Зигмунду приходили взрослые, а Анна принимала детей. Именно ей принадлежит заслуга выделения психоанализа детского возраста в качестве самостоятельного направления в практике. Переосмыслив идеи отца, Анна Фрейд сосредоточила все свое внимание на ребенке. Ведь он не меньше, а порой и сильнее нуждается в помощи и страдает так же, как и взрослый.

анна фрейд психология я и защитные механизмы

Трудности, с которыми пришлось столкнуться в профессиональной деятельности

Поначалу испытала немало трудностей в профессиональной деятельности Анна Фрейд. Биография ее не была отмечена получением медицинского образования. Отсутствие его было препятствием на пути к признанию. Зигмунд Фрейд психоанализ относил, скорее, к психологии, нежели к медицине. Однако так считали далеко не все. К тому же у большинства аналитиков было медицинское образование. Поэтому отсутствие его у Анны выглядело значительным недостатком. К ней не отправляли пациентов. Девушке пришлось начинать с детей своих знакомых и друзей. К тому же выявились трудности работы с юными пациентами. Взрослые были заинтересованы в лечении и охотно платили за него. Однако ребенка к Анне приводили родители, при этом нередко против его воли. Дети часто капризничали, не желали разговаривать, прятались под стол. Здесь и пригодился приобретенный Анной педагогический опыт: девушка умела расположить учеников к себе. Она рассказывала своим пациентам занимательные истории, развлекала их фокусами, а если было необходимо, то могла и сама залезть под стол для того, чтобы поговорить с маленьким упрямцем.

Помощь отцу

психоанализ анны фрейд

Анна Фрейд в 1923 году неожиданно узнала о том, что Зигмунд болен раком. Он отправился на операцию, осложнившуюся сильным кровотечением. Анне сказали о том, что Зигмунду нужно помочь добраться домой. Для того чтобы поддержать отца, она приложила самоотверженные усилия. Зигмунд Фрейд во многом благодаря Анне сумел прожить еще 16 лет. Ему была сделана 31 операция. Его дочь ухаживала за ним, а также взяла на себя большую долю его дел. Анна выступала на международных конгрессах вместо Зигмунда, принимала его награды, зачитывала доклады.

Взаимоотношения с Д. Берлингам

В Вену в 1925 году приехала Д. Берлингам-Тиффани. Это дочь богатого изобретателя и фабриканта Тиффани, почитателя Зигмунда Фрейда. Она прибыла с четырьмя своими детьми, однако без мужа (с ним у нее были непростые отношения). Анна Фрейд стала второй матерью для ее детей, а также для своего племянника — ребенка Софи, которая умерла в 1920 году. Она играла с ними, путешествовала, ходила в театр. Д. Берлингам в 1928 году переехала в дом Фрейда и до самой смерти (в 1979 году) прожила здесь.

Первая книга

анна фрейд психология

В конце 1924 года стала секретарем венского психоаналитического института Анна Фрейд. Детский психоанализ — тема лекций для педагогов, которые она читала в этом институте. Первая книга Анны Фрейд была составлена из четырех лекций. Она называется «Введение в технику детского психоанализа». Книга эта была опубликована в 1927 году.

Непростое время

1930 годы были непростыми для психоаналитического движения и для семейства Фрейда. «Психоаналитическое издательство», которое было основано на крупные пожертвования еще в начале 1920 годов, в 1931 г. оказалось практически разоренным. Его удалось спасти лишь благодаря усилиям, которые приложила Анна Фрейд.

«Психология Я и защитные механизмы»

В 1936 году был опубликован главный теоретический труд этой исследовательницы. Анна Фрейд («Психология Я и защитные механизмы») выступала против мнения о том, что объект психоанализа — исключительно бессознательное. Им становится «Я» — центр сознания. Психоанализ Анны Фрейд, таким образом, характеризуется новаторским подходом к объекту.

Нацистская оккупация

Над Европой в это время сгустились тучи нацизма. После того как Гитлер пришел к власти, подвергся запрету психоанализ, а труды Зигмунда были сожжены. Психоаналитики, предвидя опасность, покидали Австрию. В особенности опасались нацистов евреи. Больному и пожилому Фрейду трудно было покинуть родину. В Вене его застала нацистская оккупация. Анну Фрейд 22 марта 1938 года вызывали в гестапо на допрос. Боясь пыток, она взяла с собой яд. Этот день был страшным испытанием для нее. Всю дальнейшую жизнь ее мучили воспоминания о нем. Анна после этого долго не могла вернуться туда, где она заглянула в глаза смерти. Только в 1971 году она посетила с коротким визитом Вену, побывала в доме-музее, где жила когда-то сама.

Эмиграция

Благодаря помощи Марии Бонапарт, французской принцессы, а также американских послов во Франции и Австрии Зигмунда Фрейда, его дочь и жену удалось выкупить у нацистов. Семья 4 июня 1938 г. выехала в Париж, а затем — в Англию. Здесь Фрейд и Анна прожили оставшуюся жизнь. Зигмунд Фрейд умер в 1939 году, 23 сентября. Анна сразу же принялась работать над изданием собрания его сочинений. В 1942-45 гг. оно вышло в Германии на немецком языке.

Деятельность Анны Фрейд в послевоенное время

После войны Анна направила все свои силы на помощь детям, пострадавшим от немецких бомбардировок. Она собирала ребят по полуразрушенным домам, организовывала помощь для них, находила у разных фирм, фондов и частных лиц средства для их поддержки. Анна Фрейд в 1939 году открыла ясли. До 1945 года в них нашли приют более 80 детей различного возраста. Анна публиковала результаты исследований, сделанных на экспериментальном материале, в «Ежемесячных отчетах».

Анне Фрейд в 1945 году исполнилось 50 лет. В этом возрасте многие уходят на пенсию, однако она активно несла в мир свои знания. Анна участвовала в конгрессах, почетных церемониях, встречах, много путешествовала. Первая ее поездка в США состоялась в 1950 году. Она выступила с лекциями. В Лондоне дочь Зигмунда Фрейда работала в институте: вела лекции, коллоквиумы, семинары, решала организационные вопросы.

анна фрейд биография

Знаменитости, обратившиеся к Анне

Психоанализ она проводила самостоятельно до 1982 года. Многие знаменитости обращались к ней, в том числе Мерилин Монро. Анна оказала большое влияние на Германа Гессе, поддерживала контакт с А. Швейцером. Еще 12 раз после 1950 года она побывала в США с лекциями.

Итоговый труд, последние годы жизни

В 1965 году А. Фрейд закончила свой итоговый труд «Норма и патология в детстве». В 1968 году Анна перевела его на родной язык. Анна Фрейд долгое время страдала болями в спине, болезнью легких. К этому прибавилась в 1976 году анемия. Ей нужны были постоянные переливания крови. Даже в возрасте 80-ти лет Анна не прекращала работать. Однако 1 марта 1982 г. произошел инсульт, после которого наступил паралич, осложнившийся расстройством речи. Тем не менее, находясь в больнице, Анна продолжала трудиться над книгой о семейном праве.

Психолог Анна Фрейд, труды которой пользуются заслуженным признанием, умерла 8 октября 1982 г. Она посвятила более 60-ти лет научной деятельности и психоаналитической практике. За это время Анна подготовила множество статей, лекций и докладов, вошедших в десятитомное собрание ее сочинений.

Анна Фрейд — основоположница детского психоанализа

Анна Фрейд — британский психолог и психоаналитик австрийского происхождения, младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Наряду с Мелани Кляйн считается основателем детского психоанализа.

Биографический очерк
В детстве получила хорошее домашнее образование.

Анне было всего 13 лет, когда состоялся ее первый разговор с отцом о психоанализе, который оказал огромное влияние на всю ее дальнейшую судьбу. Чуть позже Зигмунд Фрейд разрешил Анне присутствовать на заседаниях Психоаналитического общества. Анна сама проходила курс психоанализа у отца, присутствовала на приемах пациентов, была единственным близким для Зигмунда Фрейда человеком, который переносил с ним все тяготы, поддерживал его в самые тяжелые минуты и оставался рядом с ним до последних его дней.

На протяжении всей жизни Анна Фрейд вела огромную психоаналитическую деятельность.

После получения педагогического образования (Вена, 1914) в течение пяти лет преподавала в одной из венских начальных школ, где впервые заинтересовалась проблемами психологии детей. Начиная с 1918 года, она принимала участие во всех Международных психоаналитических конгрессах и заседаниях Венского психоаналитического общества. В 1920 году Анну Фрейд приняли в члены «Психоаналитического издательства», а в 1923 году она открыла свою собственную психоаналитическую практику.

С 1920 г. работала в английском отделении психоаналитического общества. Под непосредственным руководством отца освоила теорию, методику и технику психоанализа. В 1922 г. опубликовала первую статью «Бьющие фантазии и дневные мечты», в которой исследовала способы прекращения мастурбации.

В 1922 г. Анна Фрейд была принята в Венское психоаналитическое общество, и с 1923 г. она начала практиковать психоаналитическую терапию. Специализировалась преимущественно по проблемам психоанализа детского возраста и использования психоаналитических идей в педагогике, в том числе для коррекции недостатков обучения и воспитания. Анна Фрейд разрабатывала методику и технику детского психоанализа. С 1923 г. она работала в Венском институте психоанализа. В 1925—1938 гг. была председателем Венского психоаналитического общества.

В 1927 г. опубликовала работу «Введение в детский анализ». В нее вошли 4 лекции, прочитанные ею в Венском психоаналитическом институте и знакомящие со спецификой техники детского психоанализа. В этой книге Анна Фрейд исходила из того, что психоаналитическая жизнь детей подчиняется иным психическим законам, чем у взрослых. И поэтому при проведении психоанализа нельзя механически переносить на детей те методы анализа, которые используются при анализе психики взрослых. А. Фрейд Подчеркнула роль окружения в развитии ребенка и показала эффективность «игровой терапии».

В 1936 г. в книге «Психология «Я» и защитные механизмы» развила психоаналитические идеи о «механизмах защиты» и показала их роль в формировании и функционировании психики и личности. В этой книге Анна опровергла мнение о том, что психоанализ занимается исключительно областью бессознательного, и ввела в качестве объекта психоанализа «Я», как центр сознательного.

В 1938 г., после оккупации Австрии нацистами, Анна Фрейд подвергалась аресту и допросам в гестапо. После вынужденной эмиграции в Англию (1938), совместно с 3игмундом Фрейдом, Анна особое внимание уделяла поддержке больного отца. После смерти 3. Фрейда (1939) прилагала значительные усилия для корректного и эффективного развития психоаналитического учения и международного психоаналитического движения.

В 1941 г., совместно с Дороти Берлингем, Анна Фрейд организовала близ Лондона Хэмпстедский приют для детей, разлученных с родителями во время войны, где работала до 1945 г. Наряду с поддержкой детей она осуществила комплекс психоаналитических исследований влияния психической депривации на развитие ребенка и ее последствий. Результаты этих исследований были опубликованы в работах «Маленькие дети в военное время» (1942), «Дети без семьи» (1943), «Война и дети» (1943). В 1945 г. содействовала организации периодического ежегодника «Психоаналитическое исследование ребенка».

В 1947 г. дочь основателя психоанализа открыла курсы подготовки детских психоаналитиков. В 1952 г. Анна Фрейд организовала и возглавила Хэмпстедскую клинику детской терапии, ориентированную на психоаналитическое лечение детей. Как директор этой клиники и курсов психоаналитической терапии она руководила их работой до 1982 г.

Выдвинула и разработала ряд идей о детстве и юности как периоде, характеризующимся наличием психических кризисов, специфика переживания которых влияет на формирование и развитие психики и личности человека. Исследовала различные проявления нормального и анормального индивидуального развития ребенка.

В 1973 году Анна Фрейд была избрана президентом Международной психоаналитической ассоциации, что явилось кульминационным пунктом признания ее заслуг в психоаналитической деятельности.

Более шестидесяти лет своей жизни Анна Фрейд посвятила психоаналитической практике и научной деятельности. За это время она подготовила огромное количество докладов, лекций и статей, которые вошли в 10-томное собрание ее сочинений.

Интересные факты:
1. Анна Фрейд — самая младшая из шести детей Зигмунда Фрейда.
2. Отправившись учится в Англию , она познакомилась с молодым психоаналитиком Эрнестом Джонсом, который быстро предложил ей руку и сердце. Но Фрейд был против этого брака и, как оказалось позднее, любого брака своей дочери. В итоге Анна так никогда и не вышла замуж.
3. Заняла лидирующее положение в таком психоаналитическом направлении как «детская психология» и открыла психотерапевтический детский центр в Лондоне, который существует до сих пор.

Научные воззрения
Став прямым наследником научных воззрений своего отца, Анна Фрейд в первую очередь развивала психоаналитические представления о Я, фактически основав новое неофрейдистское направление в психологии — эго-психологию. Главной её научной заслугой обычно считают разработку теории защитных механизмов человека — механизмов, с помощью которых Я нивелирует влияние Оно. Также Анна значительно продвинулась в изучении агрессии, но всё-таки самым весомым вкладом в психологию было создание (эта заслуга принадлежит ей вместе с Мелани Кляйн) детской психологии и детского психоанализа. Ею были разработаны методы работы с детьми, в том числе игровые, положения психоаналитической теории перерабатывались Анной для прикладной помощи родителям и детям в их взаимодействии. Дети были главным научным и жизненным интересом Анны Фрейд, однажды она даже сказала: «Я не думаю, что являюсь хорошим предметом для биографии. Наверное, всю мою жизнь можно описать одним предложением — я работала с детьми!». В конце жизни учёную, уже имевшую звания Почётного профессора во многих крупнейших университетах мира, привлекла другая область связанная с детьми — семейное право, им она занималась в Йельском университете, издав две работы в соавторстве с коллегами (см. Библиография).

Фрейд, Анна — это… Что такое Фрейд, Анна?

Анна Фрейд (3 декабря 1895 года, Вена — 9 октября 1982 года, Лондон) — британский психолог и психоаналитик австрийского происхождения, младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Наряду с Мелани Кляйн считается основателем детского психоанализа.

Жизнеописание

У Зигмунда Фрейда и его жены Марты Анна была младшим, шестым ребёнком в семье. В качестве первой профессии выбрала профессию учительницы начальной школы. После Первой мировой войны, оставив учительство, Анна посвятила себя отцу, работая его секретарём и сиделкой, а также психоанализу. Вскоре она вступает в Венское психоаналитическое общество, и выступает там с первыми докладами. В 1938 году, после аншлюса Австрии, семья Фрейдов подвергается аресту, и вскоре Анна вместе с отцом навсегда покидает Вену, выбрав новым место жительства Лондон. В Великобритании она продолжила заниматься психоанализом, развивая идеи своего отца, особенно в области психологии детства. В 1947 году Анна Фрейд основала Хэмпстедскую клинику в Лондоне — крупнейший в то время детский психоаналитический лечебный и учебный центр. В 1952 году она открыла в Лондоне детские терапевтические курсы и клинику, которые были первым учреждением для лечения детей методом психоанализа. Последние годы жизни учёная и исследовательница работала в Йельском университете, продолжая развивать свои идеи в области детской психологии. Умерла Анна Фрейд в Лондоне 9 октября 1982 года. Она никогда не была замужем и не имела собственных детей.

Научные воззрения

Став прямым наследником научных воззрений своего отца, Анна Фрейд в первую очередь развивала психоаналитические представления о Я, фактически основав новое неофрейдистское направление в психологии — эго-психологию. Главной её научной заслугой обычно считают разработку теории защитных механизмов человека — механизмов, с помощью которых Я нивелирует влияние Оно. Также Анна значительно продвинулась в изучении агрессии, но всё-таки самым весомым вкладом в психологию было создание (эта заслуга принадлежит ей вместе с Мелани Кляйн) детской психологии и детского психоанализа. Ею были разработаны методы работы с детьми, в том числе игровые, положения психоаналитической теории перерабатывались Анной для прикладной помощи родителям и детям в их взаимодействии. Дети были главным научным и жизненным интересом Анны Фрейд, однажды она даже сказала: «Я не думаю, что являюсь хорошим предметом для биографии. Наверное, всю мою жизнь можно описать одним предложением — я работала с детьми!». В конце жизни учёную, уже имевшую звания Почётного профессора во многих крупнейших университетах мира, привлекла другая область связанная с детьми — семейное право, ей она занималась в Йельском университете, издав две работы в соавторстве с коллегами (см. Избранные научные работы).

Избранные научные работы

  1. Введение в психоанализ для педагогов (Einführung in die Psychoanalyse für Pädagogen, 1926)
  2. Эго и механизмы защиты (Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936)
  3. Психоаналитическое лечение детей (The Psychoanalytic Treatment of Children, 1946)
  4. Нормальное и патологическое в детстве: оценка развития (Normality and Pathology in Childhood: Assessment of Development, 1965)
  5. По ту сторону главных интересов ребенка (1973) в соавторстве с Дж. Гольштейном и А. Солнитом.
  6. Перед главными интересами ребенка (1979), в соавторстве с Дж. Гольштейном и А. Солнитом.

Источники

  1. Алейникова Т.А. Психоанализ. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — ISBN 5-222-01274-3
  2. Анна Фрейд. Энциклопедия «Кругосвет»
  3. Анна Фрейд. Psy-files.ru

Литература

  1. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. Одесса, 1927
  2. Фрейд А. Психология «я» и защитные механизмы. М., 1993
  3. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа, тт. 1-2. М., 1999

Биография Зигмунда Фрейда — РИА Новости, 06.05.2016

Необходимость зарабатывать деньги не позволила ему остаться на кафедре, он поступил сначала в Физиологический институт, а затем в Венскую больницу, где работал врачом.

В 1885 году Фрейд получил звание приват-доцента, и ему была предоставлена стипендия для научной стажировки за границей.

В 1885-1886 годах стажировался в Париже у врача-психиатра Жана-Мартена Шарко в клинике Сальпетриер. Под влиянием его идей пришел к мысли, что причиной психонервных заболеваний могут быть ненаблюдаемые динамические травмы психики.

По возвращении из Парижа Фрейд открыл частную практику в Вене, где использовал метод гипноза для лечения больных. Поначалу метод казался эффективным: за первые несколько недель Фрейд добился моментального исцеления нескольких больных. Но вскоре появились и неудачи, и он разочаровался в гипнотической терапии.

Фрейд обратился к изучению истерии и внес в эту область значительный вклад, связанный с использованием свободной ассоциации (или «разговорной терапии»). Результаты его совместного с австрийским врачом Йозефом Брейером исследования истерических явлений и проблем психотерапии были опубликованы под названием «Исследования истерии» (1895).

В 1892 году Фрейд разработал и использовал новый терапевтический метод — метод настояния, ориентированный на постоянное понуждение пациента к воспоминанию и воспроизведению травматических ситуаций и факторов. В 1895 году он пришел к выводу о принципиальной неправомерности отождествления психического и сознательного и о значимости изучения неосознаваемых психических процессов.

С 1896 года по 1902 год Зигмунд Фрейд разработал основы психоанализа. Он обосновал новаторскую динамическую и энергетическую модель психики человека, состоящей из трех систем: бессознательного — предсознательного — сознательного.

Впервые понятие «психоанализ» он использовал в статье об этиологии неврозов, опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года.

Психоаналитический способ лечения больных, разработанный Фрейдом, заключается в анализе по определенным правилам спонтанно возникающих у больного ассоциаций по поводу какого-либо элемента его душевной жизни (метод свободных ассоциаций), толковании сновидений, а также различных ошибочных действий (оговорок, описок, забывания и т.п.) с целью вычленения с помощью психоанализа истинных (бессознательных) причин этих явлений и доведения этих причин до сознания больного.

Результатом обобщения психоаналитических исследований Фрейда этого периода явились опубликованные в начале XX века классические работы «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) и др.

Причинами многих неврозов у пациентов Фрейда в то время были различные сексуальные проблемы, поэтому Фрейд обратился к исследованиям сексуальности и ее развития в детстве. С тех пор развитие сексуальности Фрейд ставил в центр всего психического развития человека («Три очерка по теории сексуальности», 1905) и пытался объяснить им такие явления человеческой культуры, как искусство («Леонардо да Винчи», 1913), особенности психологии первобытных народов («Тотем и табу», 1913) и др.

В 1902 году Фрейд стал профессором Венского университета.

В 1908 году (вместе с Эйгеном Блейлером и Карлом Густавом Юнгом) основал «Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований», в 1910 году — Международную психоаналитическую ассоциацию.

В 1912 году Фрейд основал периодическое издание «Международный журнал по медицинскому психоанализу».

В 1915-1917 годах он читал лекции по психоанализу в Венском университете и готовил их к изданию. Тогда же вышли из печати его новые работы, где он продолжил свои исследования тайн бессознательного.

В январе 1920 года Фрейду было присвоено звание ординарного профессора Венского университета.

В 1920-х годах ученый разрабатывал новые проблемы психоанализа: он пересматривал учение о влечениях («По ту сторону принципа удовольствия», 1920), выделяя «влечения к жизни» и «влечения к смерти», предложил новую модель строения личности (Я, Оно и Сверх-Я), распространял идеи психоанализа на понимание практически всех сторон общественной жизни.

В 1927 году опубликовал книгу «Будущее одной иллюзии» — психоаналитическую панораму прошлого, настоящего и будущего религии, трактуя последнюю в статусе навязчивого невроза. В 1929 году издал одну из наиболее философических своих работ «Беспокойство в культуре». В ней Фрейд описал теорию, согласно которой не Эрос, либидо, воля и человеческое желание сами по себе выступают предметом творчества мыслителя, а совокупность желаний в состоянии перманентного конфликта с миром культурных установлений, социальными императивами и запретами, олицетворенными в родителях, разнообразных авторитетах, общественных идолах и т.д. В 1939 году Фрейд опубликовал книгу «Моисей и монотеизм», посвященную психоаналитическому осмыслению философских и культурологических проблем.

В 1930 году Фрейд был удостоен Литературной премии им. Гёте. Он был избран почетным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества, Британской Королевской медико-психологической ассоциации.

В 1938 году после захвата Австрии фашистской Германией Фрейд эмигрировал в Великобританию.

В 1923 году у Фрейда был диагностирован рак челюсти, вызванный его пристрастием к сигарам. Операции по этому поводу проводились постоянно и мучили его до конца жизни. Летом 1939 года состояние здоровья Зигмунда Фрейда начало ухудшаться, и 23 сентября того же года он умер.

Труды Фрейда оказали колоссальное воздействие на ранее существовавшие представления о человеке и его мире, и положили начало формированию новых представлений и психологических теорий.

В Санкт-Петербурге, Вене, Лондоне, и Пршиборе есть музеи им. Фрейда. Памятники Фрейду установлены в Лондоне, Пршиборе, Праге.

Зигмунд Фрейд был женат на Марте Бернейс (Martha Bernays), в семье было шестеро детей. Самая младшая дочь Анна (1895-1982) стала последовательницей отца, основала детский психоанализ, систематизировала и разрабатывала психоаналитическую теорию, внесла значительный вклад в теорию и практику психоанализа в своих трудах.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *