Теория архетипов К.Г.Юнга и ее значение для понимания механизмов восприятия предметного мира ≪ Scisne?
1. Коллективное бессознательное. Понятие архетипа2. Символика архетипов
3. Значение некоторых символов на примере архитектуры частного жилого дома
4. Взаимопроникновение символов
5. Архетип «матери»
6. Архетип «младенца»
1. Коллективное бессознательное. Понятие архетипа
Юнг рассматривает коллективное бессознательное как неотъемлемую частью психики, которое не связано с личным опытом человека и «не является индивидуальным приобретением». «Если личное бессознательное состоит в основном из элементов, которые одно время осознавались, но впоследствии исчезли из сознания в результате забывания или вытеснения, то элементы коллективного бессознательного ни когда не были в сознании и, следовательно, ни когда не обретались индивидуально, а своим существованием обязаны исключительно наследственности». Таким образом, коллективное бессознательное является универсальным для всех «индивидов».
Индивидуальное бессознательное состоит из «эмоционально окрашенных комплексов», которые образуют «интимную душевную жизнь личности». Коллективное бессознательное состоит из «архетипов» или «архетипических мотивов». «Архетипические мотивы» — это формы и образы, которые являются источником мифологии, фольклора, религии, искусства. По мнению Юнга, любая существенная идея или воззрение опирается на «архетипическую проформу», «образы которых возникли, когда сознание еще не думало, а воспринимало». Юнг утверждает, что миф это в первую очередь психическое явление, «выражающее глубинную суть души». Древний человек переносил свои душевны переживания на процессы внешнего мира, т. к. его сознание не было отделено от бессознательного от природы.
Близкие аналоги архетипов — инстинкты. Они оказывают важное влияние на психологию личности, но являются безличными факторами, определяющими мотивацию человека. Таким образом, Юнг говорит, что архетипы являются моделями инстинктивного поведения. «При возникновении ситуации соответствующей данному архетипу, он активизируется и появляется побуждение, которое, как и инстинктивное влечение, прокладывает себе путь вопреки всем доводам и воле, либо приводит к неврозу». В том случае, если инстинкты были подавлены, они по средствам «архетипичных мотивов» проявляются в сновидениях и фантазиях человека. «Наличие нереализованных, неосознанных фантазий, увеличивает частоту и интенсивность сновидений, при осознании фантазий сновидения становятся слабее и появляются реже». Из этого следует, что фантазии стремятся стать осознанными, а архетипы дают возможность человеку это сделать при помощи заключенных в них символики. Следовательно, архетипы являются способом взаимодействия сознательного и бессознательного.
Это взаимодействие является, по мнению Юнга, жизненно важным для человека. В результате развития сознание преобладает над его бессознательной частью. Но, не смотря на высокий уровень дифференциации, по сравнению с «дикарем», человек не может отстраниться от своего бессознательного. В своей теории Юнг говорит, что «по существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становится осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает». Следовательно, архетипы изменяются под влияние культуры, носителем которой является сознание. Таким образом, «чтобы связать все еще существующую в человеке жизнь прошлого с жизнью настоящего» ему необходимы новые интерпретации архетипов, «приемлемые для данной ступени».
2.Символика архетипов
Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах, героях, мифах, фольклоре, традициях, обрядах и т.д. Но, объединяя в себе несколько символов, архетип не является ни одним из них до конца, т.к. заключает в себе не сам символ, а его качество. Так основным символом огня является зигзаг, но для передачи огненного и страстного образа Кармен, в костюме используются крупные воланы, которые при помощи цвета в движении предают динамику языков пламени. Чем явственней в символе отображается качество первобытного образа, тем более сильное эмоциональное воздействие он оказывает.
Архетип воздействует на подсознание и может вызывать одновременно диаметрально противоположные эмоции: восторг и ужас, благоговение и страх. Двойственность восприятия «есть атрибут всеобщего человеческого опыта». Оно сформировалось под влиянием «мистического восторга», охватывающего человека от осознания близкого присутствия божества.
Рассматривая мифы, придания, религии Юнг подчеркивает, что их воздействие при помощи архетипов направлено на отделение сознательного и ограничения влияния бессознательного. «Символический процесс является переживанием образа и через образы». Главная цель этого процесса «просветление или высшая сознательность». Но в результате увеличения уровня сознания человек постепенно вытесняет свое бессознательное, которое, как утверждал Юнг, «овладевает личностью и искажает намерения индивида в своих целях». «Процесс жизнеспособен только при взаимном сотрудничестве» сознательного и бессознательного.
3. Значение некоторых символов на примере архитектуры частного жилого дома
Частный жилой дом на юге Испании. Архитектор Эмилио Амбаз. Название дом переводится, как «Дом для духовного уединения».
Главный и единственный фасад — две симметричные оштукатуренные белые стены, расположенные друг к другу под углом 90°. Главный вход — резной портал из темного дерева находится на стыке стен. Так же, но выше, примерно на уровне третьего этажа, устроен балкон, выходящий на внешнюю сторону стен. К балкону, по внутренней стороне, ведут две симметричные консольные лестницы. Они образуют треугольник, вершиной которого является балкон. Вдоль перил струится вода. Она стекает в небольшой полукруглый бассейн у основания лестницы ведущей в жилое пространство, которое находится под землей. Свет проникает через отверстие (патио), по конфигурации напоминающее волну. Оно обеспечивает сквозную вентиляцию всех помещений и ведет за пределы дома.
Архитектура этого сооружения наполнена символами. Взаимодействуя, они дополняют друг друга, говоря об идеи человеческого развития.
По Юнгу, чем более дифференцированным становится сознание, тем существует большая опасность разрушения состояния его устойчивости. Для того чтобы избежать этого и подняться в своем развитии человек должен познать свою темную сторону, встретится с собственной «Тенью». Тень — это желания, тенденции, переживания, все то, что вытесняется сознанием и уходят в бессознательное. Тень нельзя игнорировать, т.к. «можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену».
Увидеть свое отражение, свою Тень можно в воде. В работах Юнга вода чаще всего встречается, как символ бессознательного. «Покоящееся в низинах море — это лежащее ниже уровня сознание», обозначается как «подсознательное». Человек, смотрящий в «зеркало вод» видит свое истинное лицо, «которое он никогда не показываем миру, скрывая его за Персоной».
«Это теснина, узкий вход, и тот, кто погружается в глубокий источник, не может оставаться в этой болезненной узости,…поэтому за узкой дверью он неожиданной обнаруживает безграничную ширь».
Эта идея отражается в архитектуре здания. Проходя через вход, устроенный в стыке стен, человек, как бы, оказывается в глубинах своего подсознательного. Он видит перед собой «безграничное» пространство, открывается вид на ландшафт. От входа ведет лестница, широко расширяющуюся к низу у основания которой, находится полукруглый бассейн. Патио в форме волны подчеркивает символ воды. Лестница ведет в глубь к жилой части дома, к «Пещере».
Пещера символизирует возрождение. Место куда спускается человек для того, чтобы «произошла инкубация и обновление». Пещера как потайное место, которое находится внутри человека, «лежащая за сознанием темнота». «Проникая в бессознательное он устанавливает связь со своей бессознательной сутью». Это, по мнению Юнга, приводит к значительным изменениям в личности в положительную или отрицательную сторону.
Можно прочесть еще один символ, который говорит о возрождении и росте — Треугольник. Он образуется двумя симметричными лестницами, ведущими по внутренней стороне стен на балкон.
Треугольник является символом стабильного роста. Ему соответствует число три. «Троица выражает необходимость духовного развития, требующего самостоятельности мышления. Троица также и архетип, чья доминирующая сила не только поощряет духовное развитие, но при случае и навязывает его». В Алхимии троичность обозначает полярность — «одна триада всегда предполагает наличие второй: высокое — низкое, свет — тьма, добро — зло». Наличие противоположностей означает возможность дальнейшего развития и стремление к сбалансированности.
Дом испанского архитектора Эмилио Амбаз, является ярким, но не единственным примером сознательного использования символики. К ней часто прибегают при проектировании архитектурных сооружений, интерьеров общественных помещений: больниц, реабилитационных центров и т.д.
4. Взаимопроникновение символов
Юнг считал, что «главные символические фигуры любой религии всегда выражают определенную моральную и интеллектуальную установку». Крест, по Юнгу, воплощает в себе идею устроения. Он является древним символом строя и порядка. Часто в сновидениях крест может появляться в виде «четырехчастной мандалы». «Мандала обозначает исключительную концентрацию личности на самом себе», являясь символом самоконтроля. Внешняя часть мандалы — квадрат, символ целостности, ему соответствует число четыре символ самососредоточенности. Юнг писал, что фактически четверица является символом Бога, «проявляющего себя в творениях», то есть «Бога внутри». Для современного сознания четверица «прямо предполагает, тождество Бога с человеком». Так, по Юнгу, центральное место мандалы сегодня может занимать человек.
Юнг писал, что «взаимное проникновение качеств и содержаний типично для символов». Еще один символ, пресекающийся с символом креста — троица, «имеет исключительно мужской характер». В природе троица символизирует три стихии: вода, воздух, пламя. Но, бессознательное «превращает этот символ в четверицы», дополняя неким темным началом, которое присутствует в кресте. Также Юнг говорил, что четвертая часть, это земля или тело. Землю символизировала Дева. «Средневековые философы полагали женщину или женское начало четвертым элементом». Таким образом, «символ четверицы исходит от Анимы — женской фигуры олицетворяющей бессознательное.
Анима и Анимус — это представление о себе как о мужчине или женщине. По Юнгу, каждый мужчина несет в себе образ женщины как таковой. «Анима выражает жизнь в ее чистом проявлении, без смысла и без правил», противостоит упорядоченности. «Женское существо появляется в различных проявлениях, вызывая блаженство, депрессии, экстазы, неуправляемые эффекты». Образ обладает некой самостоятельностью, направление эмоций не зависит от сознания.
5. Архетип «матери»
Архетип матери имеет множество проявлений. Это может быть мать, бабушка или мать в переносном смысле слова — богиня. По Юнгу, символ матери, так же, присутствует в вещах, «выражающих цель страстного стремления к спасению: рай, царство божье». Вещи, вызывающие у человека «благоговение»: церковь, университет, страна, небо, земля, леса, моря, луна. Архетип матери символизирует, так же изобилие и плодородие. «Он может быть связан со скалой, пещерой, деревом, весной, родником». Благодаря своей защитной функции символом матери может являться мандала. «С ним ассоциируются полые предметы», сосуды, некоторые животные: «корова, заяц, полезные животные в целом».
Архетип матери, как и многие другие, характеризуется двойственностью проявлений. «Злыми символами являются ведьма, змея, могила, саркофаг, глубокие воды, смерть, приведения, домовые и другие». Положительное проявление архетипа: «забота, сочувствие, магическая власть женщины; мудрость и духовное возвышение, превосходящее пределы разума; любой полезный инстинкт или порыв; все, что отличается добротой, заботливостью или поддержкой или способствует росту и плодородию». Архетип матери связан с воскрешением и магическими превращениями. В отрицательном смысле может означать «нечто тайное, загадочное, темное: бездну, мир мертвых, все поглощающее, искушающее, т.е. то, что вселяет ужас и что неизбежно как судьба». Юнг писал, что архетипу матери приписывают «три основных атрибута: божество, страсть и темнота».
6. Архетип «младенца»
Мотив «младенца» имеет различные формы: драгоценный камень, жемчужина, цветок, чаша, золотое яйцо, золотой мяч и другое.
Юнг писал, что «одна из существенных черт мотива «младенца» — это его будущность. «Младенец» — это возможное будущее». В мифологии герой часто являются сначала, как «Бог-младенец». По Юнгу, главный подвиг героя заключается в преодолении «мрака», то есть бессознательного. По это причине «младенца» часто отождествляют с вещами, «содействующими культуре, например с огнем, металлом, зерном, кукурузой». «Таким образом, для «младенца» характерны деяния, смысл которых заключается в покорении темноты».
Юнг утверждал, что «младенец» происходит на свет вследствие столкновения противоположностей. В результате этого на свет выходит нечто третье — «целое», объединяющее в себе сознательное и бессознательное. По этой причине мотив «младенца» связывают со спасением, как и все объединяющие символы.
Другим свойством мотива «младенца» является его «покинутость, незащищенность, подверженность опасностям». Это связано с его «таинственным и чудесным рождением». Объединив в себе два противоположных начала, он был отвергнут обоими. Вследствие этого «младенец» символизирует «отдаление, изолирование от своего источника». «Младенец» означает нечто, развивающееся в направлении независимости. Сделать это он может лишь отдалив себя от своих начал: поэтому покинутость — необходимое условие». Но, несмотря на свое одиночество в мифологии «младенец» часто «обладает возможностями, намного превосходящими обычные человеческие». Юн отмечал, что «так как символ «младенца» очаровывает и захватывает сознательное мышление, его спасительная сила проникает в сознание человека и способствует выходу из конфликтного состояния».
Список литературы.
1. Карл Густав Юнг, «Душа и миф. Шесть архетипов», Киев, «Государственная библиотека Украины для Юношества», 1996.
2. Карл Густав Юнг «Архетип и символ», M, Renaissance, 1991
Обзор женских архетипов по Юнгу, Болен и греческой мифологии, как определить
Психика человека в значительной степени наполнена архетипами – глубинными прообразами, являющимися общими для всего человечества. Одни из них включаются в сознании лишь при определенных обстоятельствах. Другие постоянно работают в фоновом режиме, определяя восприятие мира, жизненную позицию, основные приоритеты.
Теория архетипов – ответ на вопрос, почему женщины порой даже друг для друга остаются загадкой
Что такое женский архетип
Женский архетип – это заложенная в женщине «программа» самореализации. Является катализатором для развития ее личности, своего рода жизненным сценарием. В то же время индивидуальный опыт взаимодействия женщины со значимыми фигурами (например, родителями, возлюбленным) может сменить изначальный архетип.
Разновидности архетипов
Теория архетипов позволяет объяснить многообразие нормальных различий в женской психологии. Однако выделять те или иные архетипы женщин и строить их классификации можно лишь гипотетически. Карл Юнг, который ввел понятие архетипов в психологию, относил их к числу бессознательных содержаний, непознаваемых в принципе.
По Юнгу
Основоположник аналитической психологии считал, что женские архетипы можно прочувствовать на примере следующих всем известных мифических образов.
Ева
Архетип Евы – это простая земная женщина, способная родить ребенка, поддерживать домашний очаг, заботливая и надежная. Это типичная «тихая гавань» для мужчины. На женщинах, в которых силен архетип Евы, часто женятся. Но в них нет того таинственного очарования, способного вскружить голову сильному полу.
Елена
Все помнят греческую красавицу, из-за которой началась Троянская война. Под влиянием архетипа Елены находятся женщины, в которых преобладает чувственное, эротичное начало. Они часто становятся предметом сексуального вожделения, да и сами любят соблазнять, покорять мужские сердца. В таких женщин часто влюбляются, но, если они не способны дополнительно подключаться к архетипу Евы, им трудно выйти замуж и сохранить брак.
Елена красивая, любвеобильная
Мария
Архетип Марии, непорочной девственницы – это представление о женщине, как о носителе высокой морали, образчике нравственного поведения. Дамы, воплощающие в жизни данный архетип, становятся самыми лучшими друзьями для мужчин, их боевыми подругами. Мария – это равноправный партнер. Она не подчинится даже любимому мужу, если принятое им решение противоречит ее моральным принципам.
София
Женщина как источник мудрости. Она интуитивно находит правильное решение, способна все понять, всех примирить. Наставник для детей, советчик для мужа.
Архетип Софии – женской интеллектуальности и интуиции
Каждая женщина склоняется к какой-то одной роли. Чтобы быть счастливой в личной жизни, нужно в достаточной степени развить в себе все четыре архетипа женщин по Юнгу и проявлять их, когда это уместно. Ведь не секрет, что многие так сильно застревают в роли Елены, что предлагают мужчине только эмоции и тело, когда он нуждается в совете мудрой Софии.
По Тому Четуинду
Развивая свою теорию архетипов личности женщины, Четуинд опирался на юнговскую теорию архетипов и коллективного бессознательного. Он попытался создать динамическую структуру, в которой прекрасный пол по мере психологического взросления воплощает разные архетипы женственности.
В его теории есть четыре фундаментальных сектора проявления архетипов: Божественное дитя, Мудрость, Сила, Самость. Проходя в своем развитии каждый сектор, женщина может проявлять светлую и теневую сторону архетипа.
Обратите внимание! Под Тенью понимаются не только деструктивные тенденции психики. Теневые аспекты могут иметь разрушительное влияние в том случае, если они не осознаются человеком, отрицаются, подавляются.
Принцесса (Божественное дитя)
Женщина с выраженным архетипом Принцессы смотрит на мир наивным и восторженным взглядом маленькой девочки. Умеет радоваться жизни, любит принимать подарки, не стесняется просить помощи. Она романтична, идеалистична, доверчива.
Самостоятельным мышлением не отличается. Опирается на существующие правила и нормы. Старается соответствовать ожиданиям окружающих. Часто прилежная ученица, отличница, «хорошая девочка». Одевается так, как принято в ее социальном кругу. В целом придает большое значение внешности, так как хочет нравиться. Выраженный идеализм толкает ее на выбор профессии, где она может помогать людям: медицина, социальная служба, педагогика.
Отношения всегда идеализирует. Влюбленность в кинозвезд, героев фильмов и книг – не редкость для женщины-принцессы.
Тень – дрянная девчонка
Теневая сторона архетипа Принцессы – женщина, освободившаяся от запретов социума (родительского контроля), стремящаяся испытать все то, в чем раньше себе отказывала. Оторва, бунтарка. Одевается и ведет себя вызывающее. Выбор профессии – что-нибудь богемное. Влюбляется в недоступных мужчин: женатых, более взрослых, культовых личностей.
Диснеевская звезда Майли Сайрус – типичный пример трансформации принцессы в оторву
Пассивный теневой аспект Принцессы – старая дева, бесконечно ждущая «прекрасного принца», завидующая более успешным ровесницам.
Жрица/Муза (Мудрость)
Архетип Жрица – это женщина-загадка, добрая волшебница, целительница. Умеет дарить любовь. Мудрая, чувственная, обаятельная. В ее внешнем образе могут появляться креативная эклектика и смелость, но это следствие ее творческой натуры, а не как у Принцессы стремления эпатировать публику. Архетип Музы – это истинная леди. Пробуждает в мужчине все самое лучшее, вдохновляет на подвиги и созидание.
Мери Поппинс – яркий пример архетипа Жрицы
Тень – ведьма
Это роковая женщина, стерва. Как и Жрице, Ведьме легко очаровать мужчину. Но свою женскую силу она направляет на разрушение. Добивается практически тотальной власти над избранником – во имя корыстной цели или просто ради каприза. Это бывшая Жрица, любовь которой однажды не приняли.
Архетип ведьмы, воплощенный в кинематографе, – Кэтрин Трамелл в «Основном инстинкте»
Охотница (Сила)
Женщина с активной жизненной позицией. Бизнес-леди. Та самая «сильная и независимая», но без иронического подтекста. Любит участвовать в мужских играх на равных. В любви часто выбирает амплуа боевой подруги или любовницы без взаимных обязательств. В одежде может предпочитать стиль унисекс, так как не любит, когда ее воспринимают как сексуальный объект.
Беатрикс Киддо из «Убить Билла» – архетип охотницы
Тень – амазонка
Женщина под влиянием архетипа амазонки не просто соревнуется с мужчинами, а стремится их подавить, унизить, уничтожить. Считает себя более развитой, сильной, умной. Подобно тому, как реальные амазонки удаляли себе одну молочную железу, чтобы было удобнее целиться из лука, может пожертвовать личной жизнью ради карьеры. Если партнер есть, то слабее по характеру, или не задерживается надолго.
Пристли из фильма «Дьявол носит Прада» – архетипический образ Амазонки
Хозяйка (Самость)
Обеспечивает уют, домашнее тепло и заботу. Девиз по жизни – «Все накормлены, укутаны и уложены спать!». Как правило, у Хозяйки есть своя территория (дом, квартира, хотя бы машина), где она устанавливает свои правила игры. Любит всех как своих детей, поэтому многое прощает людям, просто как милым несмышленышам.
Моника Геллер из Друзей – пример архетипа Хозяйки
Тень – ужасная мать
Либо наседка, удушающая своей заботой, либо равнодушная мачеха, полностью игнорирующая потребности своих подопечных. Девиз по жизни – «Я знаю, как надо!». Критикует, поучает и злится, когда ей не повинуются. Может демонстрировать заботу и гостеприимство «на публику». Отношения с мужчинами – гиперопека.
По Болен
Психоаналитик-юнгианец и феминистка Джин Шинода Болен в женских архетипах по Юнгу видела роли, исполнения которых ждет и навязывает женщинам общество. Она предложила свой список архетипов, которые бы объясняли внутренние побуждения женщин. Для их описания девушка использовала образы семи богинь из мифологии Древней Греции.
Как и современные женщины, греческие богини жили в патриархальном обществе. Боги-мужчины управляли небом, землей, океаном и подземным царством. Каждая богиня приспосабливались к такому состоянию дел по-своему.
Богини-девственницы
Богини-девственницы – это олицетворение независимого духа. Это части женской натуры, которые не поддаются влиянию коллективных (по сути мужских) представлений о том, какой должна быть женщина.
Важно! Женщина, полностью отожествившая себя с одним из архетипов целомудренных богинь, обычно одинока, в ее жизни нет значимого «другого». Причина тому – привычка дистанцироваться от собственных или чужих эмоций.
- Артемида – богиня охоты и Луны. Покинув Олимп, жила в дикой местности, не вступая в связи с мужчинами. Сопровождающие ее нимфы также давали обет безбрачия. Женщины под воздействием архетипа Артемиды становятся ярко выраженными индивидуалистками. Занимаются тем, что имеет значение лично для них. Не терпят ограничений.
- Афина – богиня мудрости, военной стратегии и тактики, искусств и ремесел. Входила в мужское общество как равная и часто превосходила мужчин в их занятиях. Ее способ адаптации – отождествление с мужчинами. Афина – архетип сильной, волевой женщины, которая ценит те же качества в мужчинах.
- Гестия – «вещь в себе», символ интровертированной самодостаточности. Не стремится ни к какой самореализации во внешнем мире, равнодушна к карьере. Это классическая домохозяйка, которая поглощена созданием комфорта и красоты в своем жилище.
Женский архетип можно найти в лице одной из греческих богинь
Дополнительная информация. Чтобы стать целостной личностью, Артемиде нужно, помимо целеустремленности, развивать чувственность, Афине – научиться не боятся демонстрировать свои слабости, Гестии – начать интересоваться жизнью окружающих ее людей, мировыми проблемами.
Уязвимые богини
Основной мотивацией уязвимых богинь является построение межличностных отношений, «присоединение» к кому-то. Внимание сосредотачивается не на внутреннем состоянии или целях во внешнем мире, а на значимых других, получении внимания и одобрения.
Когда разрушаются связи, уязвимые богини страдают. Они могут чувствовать себя неудачницами, оскорбленными в своих чувствах, покинутыми, лишенными смысла существования:
- Гера – архетип жены. Женщина с архетипом Геры ощущает пустоту в жизни без брачного партнера. Ревнива, очень боится разрыва партнерских отношений.
- Деметра – архетип матери. Самореализация женщины с архетипом Геры заключается в предоставлении физической, психологической и духовной пищи другим людям. Чаше всего происходит через рождение и воспитание детей.
- Персефона – женщина-ребенок. Не уверена в своих желаниях. Ей трудно принять судьбоносное решение, взять на себя обязательства. Обладает «традиционно женственными» личностными чертами: скорее восприимчива, чем активна, пассивна и податлива. Может трансформироваться во Властительницу.
Гера, Деметра и Персефона отражают традиционные женские роли в обществе
Дополнительная информация. Для гармоничного развития женщине с выраженным архетипом Геры нужно научиться подключаться к архетипам богинь-девственниц и быть более избирательной в выборе партнеров. Деметре – чаще обращать внимание на собственные неудовлетворенные физические и эмоциональные потребности. Персефоне – учиться отделять свои чувства от чужих переживаний и желаний.
Афродита
Женщина с архетипом Афродиты – воплощение эротического притяжения, сладострастия. Стремится к новизне и интенсивности переживаний. Предпочитает свободные отношения. Афродите нравится быть с людьми, совместно с кем-то переживать новый опыт. Но она не привязывается к партнерам, не зависит от них. Может казаться поверхностной.
По степени развития женского начала
Инициационная терапия зрелости предлагает свои базовые архетипы-функции, которые являются основными ступенями развития женского начала:
- Ведьма – исследует внутренний мир, ведает или защищается, разрушает, мстит.
- Амазонка – добивается, противостоит. В негативе – нездоровое соперничество, трудоголизм.
- Гейша – увлекает, блистает, украшает, дипломатка. Отрицательный полюс архетипа Гейши – проститутка.
- Жена-мать – взращивает, вынашивает. Отрицательная ипостась – гипермать.
- Королева – полная чувства собственного достоинства, управляет, указывает. Тень – жестокая тиранша.
- Фея – исцеляет, преобразует, дарит. Отрицательного полюса у архетипа Феи нет, за исключением помогать другим в ущерб себе.
- Богиня – вдохновляет, благословляет, дарит.
Каждая вышестоящая функция обладает в себе чертами предыдущей. Так, Амазонка имеет негативные черты Ведьмы, но уже демонстрирует их открыто.
Как определить свой архетип
Определить свой ведущий архетип можно, пройдя какой-нибудь онлайн тест. Более надежным способом будет примерить каждый архетипический образ на себя и проверить ощущения.
Также подскажут ведущий архетип любимые сказки, книги и фильмы. Так, Белль из сказки о Красавице и Чудовище олицетворяют архетип Персефоны. Героиня «Синей бороды» – Геру. Золушка – это архетип послушной Принцессы. Малефисента из одноименного фильма 2014 года представляет собой архетип Ведьмы.
Влияние понимания своего архетипа на жизнь
Знание своего архетипа и его характеристики помогает лучше понять свои потребности и побуждения (особенно это касается непреодолимых пристрастий), объяснить и решить проблемы во взаимоотношениях, научиться выбирать более эффективные стратегии поведения, не впадая в крайности светлой и теневой стороны ипостаси.
Видео
Архетипы Юнга
Ни для кого не секрет, что одним из великих психоаналитиков 20 столетия являлся Карл Юнг. Архетипы, выведенные ним из астрологических и религиозных символов, древних мифов и сказок, а также нахождение взаимосвязи между этими образами и психикой оказали значительное влияние на развитие психоанализа и раскрыли новый аспект понимания личности.
Архетип переводится с греческого языка как первообраз. С точки зрения психоанализа под этим понятием подразумевают изначальную психическую структуру, которая является частью коллективного бессознательного. Эта структура определяет человеческий опыт и проявляется обычно в сновидениях. Виды этих структур можно найти в символике мифов и сказок.
В этой статье мы рассмотрим архетипы по Юнгу: всего их начитывается 7, однако, теоретически их может быть гораздо больше. Прежде чем начать описание, стоит отметить, что К.Юнг считал именно коллективное бессознательное «местом обитания» архетипов, под которым понимается глубинный слой в структуре личности, хранящий воспоминания и чувства, общие для всех людей.
Архетипы Юнга: Анима, Анимус и Персона
- Анима и Анимус. Здесь, как предположил К. Юнг, выражается андрогинная природа людей. Анима является частью женского в мужчине. Безусловно, это является бессознательной частью его личности. Анимус – наоборот, является мужской частью в бессознательном женщины. Карл Юнг это объяснял тем, что в женщине и мужчине присутствуют гормоны обоих полов, хоть и в разном количестве. Интересно то, что психоаналитик считал правильным гармоничное развитие обеих сторон личности: женщина должна проявлять и феминные и маскулинные качества, как и мужчина, если они не желают иметь односторонний рост.
- Персона. С латинского это слово переводится как «маска», что в значительной мере проливает свет на особенность этого архетипа. Персона – это наши роли, проявления себя во взаимоотношениях с другими людьми. Люди с этим выраженным архетипом стремятся к утаению своей истинной сути от окружающих, примеряя различные роли, когда они находятся в социуме, что в результате приводит к поверхностности и неспособности испытывать настоящие и сильные эмоции. В умеренном количестве применение «маски» помогает людям взаимодействовать.
Архетипы Юнга: Тень
Этот архетип связан с подавленными желаниями и намерениями, а также с животными инстинктами, сексуальными и агрессивными импульсами. Карл Юнг считал, что, если уметь преобразовывать эту энергию в нужное русло, то у человека появится возможность беспрепятственно выражать свой творческий потенциал.
Архетипы Юнга: Самость и Мудрец
- Самость. Карл Юнг относил этот архетип к самому важному из всех выделенных им. Это центральная фигура в личности человека, с помощью которой организованы все остальные архетипы. В теории Юнга развитие целостности, а перед этим нахождение самости – главная цель жизни человека.
- Мудрец. Здесь Карл Юнг выделил часть личности, которая стремится к познанию. Этот архетип представляется в образе мудреца, старца, пророка, который может пролить свет истины на волнующие вопросы. Обычно этот архетип «включается» в бессознательном тогда, когда человек стоит перед выбором, и чем больше таких жизненных моментов предоставляется переживать ему, тем сильнее развита эта часть бессознательного, и тем легче сознанию связаться с ней с помощью сна или других пограничных состояний.
Архетипы Юнга: Бог
Здесь психоаналитик подразумевал высший этап психической деятельности, когда человек способен узреть и понять закономерные процессы своего внутреннего мира и внешнего, который его окружает. Именно поэтому архетипу предшествует «Мудрец», который толкает человека к пониманию ключевых моментов жизни, однако при «включении» архетипа «Бог» осознается целостная взаимосвязь, основанная на определенных законах между внутренним его содержанием и внешним окружением.
Архетипы Юнга
Архетипы Юнга – это значимый вклад в психологию, который принес великий философ и последователь незабвенного доктора Фрейда, который именно в этой теории и не согласился со своим последователем. Карл Густав Юнг считал, что личность имеет в себе три составляющих – эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Именно в третью категорию и входит понятие архетипа, и именно ее не принял Фрейд.
Теория архетипов
Чтобы лучше понять концепцию архетипов, нужно вспомнить все составляющие личности и их определения. Юнг объединял понятие личности и души, поэтому в его теории три части являлись именно частями души.
Эго
Центр сферы сознания, который включает в себя чувства, мысли, воспоминания и впечатления, которые позволяют нам воспринимать себя как целостное постоянство.
Личное бессознательное
Эта та часть личности, в которой вместились конфликты и воспоминания, ныне забытые, а также и те чувства, которые слабы и поэтому неосознаваемые нами. В эту часть входят комплексы, воспоминания и ощущения, которые человек вытеснил из границ своего опыта. Находящиеся здесь комплексы влияют и на мироощущение, и на поведение человека.
Коллективное бессознательное
Это – наиболее глубокий слой личности, который являет собой особое хранилище скрытых следов памяти предков, инстинктов от момента первых людей. Здесь хранятся мысли, имеющие отношение к нашему эволюционному прошлому, и благодаря наследственности эта часть является общей для всего человеческого. Именно к этой части теории и относится понятие архетипов личности.
Что такое архетипы? Это — врожденные идеи или воспоминания предков, свойственные всем людям, предрасполагающие к определенному восприятию и реакции на конкретные явления и события. В этом заключается врожденная эмоциональная реакция на что бы то ни было.
Основные архетипыКоличество архетипов человека, по теории Юнга, может быть неограниченным. В своей теории автор уделяет особое внимание персоне, аниме и анимусу, тени и самости. Юнг приводил архетип и символ, например Маска – для персоны, Сатана – для тени и т.д.
Персона
Персона (в переводе с латыни “маска”) являет собой публичное лицо человека, то, каким он проявляет себя на людях во всем многообразии социальных ролей. Этот архетип служит цели утаивать истинную сущность и производить определенное впечатление на других людей, позволяет ладить с окружающими или стремиться к этому. Если человек излишне обращен к этому архетипу, это ведет к тому, что он становится излишне поверхностным.
Тень
Этот архетип являет собой сущность противоположную персоне, то есть ту сторону личности, которую мы подавляем и таим. В тени заключаются наши подавленные импульсы агрессии, сексуальности, эмоциональные порывы, аморальные страсти и губительные мысли – все то, что мы отбросили как неприемлемое. В то же время это источник творческой мысли и жизненной силы.
Анима и Анимус
Это — архетипы мужчин и женщин. Юнг признает андрогинную природу людей, и таким образом Анима — это не просто женский архетип, а внутренний образ женского начала в мужчине, его бессознательную сторону, связанною с женственностью. Также и Анимус являет собой внутренний образ мужского в женщине, её мужскую сторону, оставшуюся в области бессознательного. Эта теория зиждется на том факте, что любой организм параллельно вырабатывает и мужские, и женские гормоны. Юнг уверял, что каждый человек должен гармонично выражать свое женское и мужское начало во избежание проблем с развитием личности.
Самость
Важнейший архетип, который отсылает нас к необходимости гармонизации души, которая позволит добиться истинной уравновешенности всех структур. Именно в развитии самости Юнг видел главную цель существования.
Данная теория отсылает нас к более глубокому восприятию и себя, и своего мышления, и к пониманию окружающих нас людей.
это… Основные архетипы по Юнгу :: SYL.ru
Результатом переработки психоанализа Карлом Густавом Юнгом стало появление целого комплекса сложных идей, которые подпитывались из различных областей знания: философии, мифологии, литературы, психологии, археологии, теологии. Такая широта мыслительного поиска в комплексе с непростым, загадочным стилем автора выступает причиной трудного восприятия его психологической теории, в основе которой лежат такие понятия, как архетип и символ.
Интерпретация рассматриваемого понятия
Архетипы — это в переводе с греческого «первообразы». Данный термин достаточно широко используется в рамках теоретического анализа мифологии. Он впервые был введен швейцарским психоаналитиком Густавом Юнгом. Помимо психологии, он занимался еще и исследованием существующих мифов.
Архетипы по Юнгу — первичные схемы разных образов, которые воспроизводятся бессознательно и априорно формируют активность воображения, вследствие чего воплощаются, как правило, в мифах, верованиях, снах, бредовых фантазиях, произведениях литературы, искусства.
Архетипические образы, мотивы тождественны по характеру (к примеру, повсеместно распространенный древний миф, повествующий о Всемирном потопе) и обнаруживаются в нигде не соприкасающихся между собой мифологиях, сферах искусства, ввиду чего можно исключить объяснение их появления заимствованием.
Но все же архетипы – это, прежде всего, не сами по себе образы, а лишь их схемы. Иначе говоря, психологические предпосылки, возможность. Архетипы по Юнгу ограниченно владеют не содержательной, но исключительной формальной характеристикой.
Первую характеристику схематический образ получает только после проникновения в область сознания, наполняясь при этом материалом опыта. Форму архетипа Юнг отождествляет с некой системой осей определенного кристалла, преобразовывающей его до известной степени в маточном растворе, несмотря на отсутствие у нее вещественного бытия. В связи с этим процесс мифотворчества – это трансформация рассматриваемого понятия в образ. По словам исследователя, это невольные высказывания относительно душевных событий, носящих бессознательный характер.
Несмотря на свою формальность, крайнюю обобщенность, бессодержательность, схематичный образ (архетип) обладает свойством. Психологи считают, что в зависимости от степени их отчетливости, эмоциональной насыщенности они могут впечатлять, увлекать, внушать ввиду того, что стремятся к привычным началам в рамках человеческой природы. Как следствие, возникает значимость первообразов для творчества (художественного).
На основании высказываний Юнга тайна влияния искусства – особая способность художника прочувствовать определенные архетипические формы, а впоследствии отобразить их в произведениях.
Одна из лучших кратких формулировок концепции архетипа принадлежит Томасу Манну, согласно которой типичное в большей степени состоит из мифического, так как миф – априори образец, так сказать, изначальная жизненная форма, схема вне времени, формула, заданная далекими предками, укомплектованная осознающей себя жизнью, и неявно нацеленная приобрести заново когда-то предзнаменованные ей приметы.
Наследственность первообразов
Юнг предполагал присущность рассматриваемых понятий всему роду (человечеству в целом, его общности). Другими словами, архетипы коллективного бессознательного наследуются. Роль вместилища («габаритов души») для первообразов он «отдал» непосредственно глубокому бессознательному, которое выходит за границы личности.
Данная концепция в процессе изучения мифов нацеливает на поиск среди этнического, типологического многообразия соответствующих сюжетов, мотивов архетипического ядра (инвариантного), которое выражено ими (мифологемами) посредством метафор, но которое не может быть исчерпано ни научным объяснением, ни поэтическим описанием.
Примеры архетипов
Все же Густав хотел очертить систематику рассматриваемых понятий. Для этого он сформулировал, к примеру, такие архетипы бессознательного, как «Тень» (дочеловеческая бессознательная составляющая психики, которую Юнг отождествлял с героями литературных произведений: гетевским Мефистофелем в «Фаусте», стурлусонским Локи в «Младшей Эдде», Хегни в германской эпической поэме «Песнь о Нибелунгах»), «Анима» (человеческое бессознательное начало противоположного пола, переданное в виде образов двуполых существ из первобытных мифов, китайских категорий Инь-Ян и проч.), «Мудрый старик» (первообраз духа, значения, скрывающегося за жизненным хаосом и представленный в качестве мудрого волшебника, шамана, ницшевского Заратуштра). Мифологема Великой Матери архетипически истолковывалась в разнообразных вариациях (Богиня, ведьма, норма, мойра, Кибела, Деметра, Богородица и проч.). Все эти примеры отображают первообраз высшего именно женского существа, который воплощает ощущение (психологическое) смены поколений, бессмертия, преодоления так называемой власти времени.
Архетипическая роль образов Прометея, Эпиметея Юнг преподносит в качестве противопоставления в психике «Самости» (индивидуально-личностного начала), в частности ее части, обращенной вовне («Персоне»).
Значение рассматриваемого понятия и положений доктрины о нем
И то и другое достаточно сильно повлияло на мысли, творчество исследователей религии, мифа (сотрудничавший с Густавом Карл Кереньи, румынский мифолог Мирча Элиаде, индолог Генрих Циммер, исламовед Анри Корбен, американский мифолог Джозеф Кэмпбелл, гебраист Гершом Шолем), литературоведов (канадский мифолог Нортроп Фрай, английский мифолог Монти Бодкин), теологов, философов (немецкий ученый Пауль Тиллих) и даже ученых-негуманитариев (биолог Адольф Портман), видных деятелей искусства, литературы (Герман Хессе, Федерико Феллини, Томас Манн, Ингмар Бергман).
Сам Юнг малопоследовательно раскрывал существующую взаимозависимость архетипов, выступающих в качестве элементов психоструктур, и мифологических образов, являющихся продуктами первобытного сознания. Он понимал ее сначала как аналогию, затем как тождество, потом как порождение одних другими. В связи с этим в уже поздней литературе рассматриваемый термин используется просто как обозначение общих, фундаментальных, общечеловеческих мотивов (мифологических), первоначальных схем представлений, которые лежат в основе любого рода структур (к примеру, мировое древо) уже без необходимой связи с так называемым юнгианством.
Основные архетипы Юнга
Количество первообразов в рамках коллективного бессознательного стремится к бесконечности. Но все же особое место в его теоретической системе отводится: «Маске», «Аниме» («Анимусу»), «Самости», «Тени».
Первообраз «Маска»
Данный архетип в переводе с латыни означает личину – публичное лицо человека. Иначе говоря, то, как люди проявляют себя в рамках межличностных отношений. Маска символизирует множество ролей, проигрываемых человеком в соответствии с существующими социальными требованиями.
В восприятии Юнга, она служит цели: производить особое впечатление на остальных людей либо утаивать от них свою истинную внутреннюю сущность. «Персона» как архетип всегда необходима человеку для того, чтобы, так сказать, ладить с остальными в рамках повседневной жизни. Но Юнг предупреждал в своих концепциях о последствиях наделения данного архетипа значимостью. В частности, человек становится поверхностным, неглубоким, и ему будет выделена лишь одна-единственная роль, он пребудет в отчуждении от истинного красочного эмоционального опыта.
Архетип «Тень»
Это противоположность «Маски». «Тень» — темная, дурная, животная сторона личности, подавленная в человеке. Данный архетип содержит людские общественно неприемлемые агрессивные, половые импульсы, а также аморальные страсти, мысли. Однако у нее имеется и ряд положительных черт.Юнг расценивал «Тень» в качестве источника нескончаемой жизненной силы, творческого начала, спонтанности в судьбе индивидуума. В соответствии с концепцией данного исследователя основная функция Эго заключается в корректировании нужного направления энергии рассматриваемого архетипа, обуздании пагубной стороны человеческой натуры до определенной степени, позволяющей жить в постоянной гармонии с остальными людьми, и одновременном открытом выражении своих импульсов, возможности наслаждения здоровьем, творческой жизнью.
Первообразы «Анима», «Анимус»
В них сконцентрирована, согласно Юнгу, врожденная андрогенная людская природа. Первый архетип отождествляет внутренний женский образ в мужчине (бессознательная женская сторона), а второй – мужское начало в представительнице женского пола (бессознательная мужская сторона).
Данные архетипы людей частично основаны на существующем биологическом факте: в человеческом организме вырабатываются как мужские, так и женские гормоны. Они эволюционировали, по словам Юнга, в течение многих столетий в рамках коллективного бессознательного в качестве результата опыта процесса взаимодействия с противоположным полом. Некоторые мужчины немного «феминизировались», а женщины «шовинизировались» по причине многолетнего совместного проживания. Карл утверждал, что эти архетипы, как и остальные, должны сосуществовать гармонично, то есть не нарушать общего баланса, для того чтобы не спровоцировать торможение развития личности в направлении исключительно самоосуществления.
Иначе говоря, мужчина должен показывать не только маскулинные качества, но и свои феминные черты, а женщина — наоборот. В ситуации, когда данные атрибуты неразвиты, в итоге это может привести к одностороннему росту, функционированию личности.
«Самость» как главный архетип Юнга
В рамках его концепции он признается наиболее важным. «Самость» – сердцевина личности, которая окружена другими элементами. При достижении интеграции всех душевных аспектов, человек начинает ощущать внутреннее единство, целостность, гармонию.
Итак, в восприятии Юнга эволюция самого себя – первостепенная цель жизни человека.
Основной символ «Самости»
Им выступает «Мандала» (ее многочисленные виды): нимб святого, абстрактный круг, окно-розетка и проч. Согласно концепции Юнга, единство «Я», цельность, выраженные символически в фигурной завершенности, подобной ей, можно встретить в сновидениях, мифах, фантазиях, религиозном, мистическом опыте. Данный исследователь полагал, что именно религия выступает великой силой, которая содействует человеческому стремлению к полноте, целостности. Однако не стоит забывать, что гармонизация всех душевных составляющих – сложный процесс.
Он считал невозможным достижение истинной уравновешенности всех личностных структур, если только в среднем возрасте. Можно сказать больше, главный архетип не проявляется, пока не произойдет соединение, гармонизация всех душевных аспектов (сознательных, бессознательных). Ввиду этого момента достижение уже зрелого «Я» требует настойчивости, постоянства, интеллекта, существенного жизненного опыта.
Врожденность первообразов
Существует еще одна трактовка рассматриваемого понятия. Так, архетипы – это появившиеся воспоминания, идеи, предрасполагающие человека переживать, воспринимать, реагировать на различные события конкретным образом. Конечно, в реальности это не совсем так, если уточнять, то правильнее их интерпретировать как предрасполагающие факторы, влияющие на проявление людьми в поведении универсальных моделей: восприятия, мышления, действия в качестве ответа на соответствующий объект (событие).
Именно врожденной здесь выступает непосредственно тенденция эмоционального реагирования, поведенческого, когнитивного на определенные ситуации, к примеру, в момент неожиданного столкновения с любым субъектом (родителями, незнакомцем, змеей и проч.).
Взаимосвязь первообразов с чувствами и мыслями
Как уже упоминалось ранее, архетипы – это «начальные образы». Юнг утверждал, что каждый из них связан с определенной тенденцией выражать конкретные типы чувств, мысли относительно соответствующей ситуации, объекта. К примеру, ребенок воспринимает свою мать посредством ее настоящих характеристик, окрашенных неосознанными представлениями касательно данных об архетипических атрибутах матери: воспитании, зависимости, плодородии.
Таким образом, если резюмировать все вышесказанное, то получится следующее: рассматриваемая в данной статье концепция внесла неоценимый вклад в многочисленные области, в ее основе сконцентрированы такие понятия, как архетип и символ. Юнг охарактеризовал первое как первообраз, а второе – как средство его выражения в человеческой жизни.
Понятие архетипа в коллективном бессознательном — лекции на ПостНауке
Еще один из очень важных архетипов, которому и Юнг, и постюнгианцы приписывают большое значение и который много и подробно изучается, — это архетип матери. Потому что предполагают, что мать является, как Юнг писал, началом всех начал и отношение с родной матерью, положенное на эту архетипическую матрицу или на схему взаимодействия, во многом предопределяет наш способ взаимодействия с внешним миром. Если мы имели надежный холдинг, надежные взаимоотношения с матерью, надежный вид привязанности, то мы дальше в жизнь идем смело, потому что мы понимаем, что где-то за нами есть руки, которые в случае чего нас поддержат. Если мы имеем негативный вариант архетипа матери, мы боязливо идем в мир либо нарочито смело, браво, бесшабашно и иногда очень рискованно. Поэтому, например, рискантность нашего поведения — есть такой термин — мы можем соотнести, насколько опыт собственного материнства данного человека был удачным.
Еще одним важным, но не столь разработанным архетипом является архетип отца. Если архетип матери дает нам какую-то витальность, жизненность и силу, ресурсность, то архетип отца можно рассматривать как те схемы поведения, те схемы реагирования, которые нас направляют на некоторую активность и на некий выброс в жизнь. Очень известный современный исследователь Мюррей Стайн выделяет три типа отцовства и связывает их с греческими богами — Уран, Кронос, Зевс. Он выделяет разные типажи реагирования на жизнь и разные автографы поведения у людей в зависимости от того варианта отцовства, который у них присутствует.
В том случае, если у человека доминирует уранический, как он говорил, тип сознания, эта мужская представленность, то такие люди характеризуются ощущением безвременья, ощущением длительности, которая не имеет конца: когда у нас событие, мы не понимаем, когда оно началось, когда оно закончилось, и такая абсолютная безысходность.
Второй тип отцовства, который можно связать с именем Кроноса, — мы имеем линию напряжения между сознанием и личным и коллективным бессознательным, которая пролегает по параметру временных регламентов, четкости, жесткости, такие ананкасты. Мы даже имеем некоторые примеры из нашей культурной, нашей личной социальной истории, например пятилетка в четыре года. Все задавали вопрос: зачем делать план на пять лет, если тут же выполнять его в четыре года? Но эта озабоченность временем, озабоченность четкой структурой — это развитие коллективного бессознательного. Но, с другой стороны, этот кронический тип сознания, следуя автору, знаменуется тем, что происходит разрыв с телесностью, то есть это чистые схемы, голые планы, которые никак не связаны с телесной реальностью. Мы имеем целые периоды культурной истории, мы можем просто рассмотреть, когда доминирует тот или иной тип сознания.
И наконец, последний тип сознания — это Зевс, сознание связано с именем Зевса, когда мы имеем жесткую иерархию, как Зевс с Олимпа управлял всеми, и эта жесткая иерархия считается самым продвинутым вариантом архетипа отца.
Еще один из архетипов, который также очень важен, — это архетип ребенка, позволяющий нам прикоснуться к детским состояниям, он означает начало нашей жизни, начало новых начинаний. И этот архетип часто у нас переходит или микшируется с архетипом самости. Для Юнга самость является верховным архетипом, он говорил: «Это Бог внутри нас, это начало и конец всему, из самости появляется эго».
Если взять топологическую модель Юнга и вернуться к идее о том, как коллективное бессознательное организовано, — нам, как людям все-таки левополушарным, проще иметь топологические модели, — то коллективное бессознательное имеет несколько пластов. Один пласт самый архаичный, Юнг называл его психоидное. Потом идут пласты, самые архаичные формы, которые являются прототипами всего, которые недетализированны, — это животные архетипы или прачеловеческие архетипы, включающие в себя самые базовые, самые архаичные, самые негуманизированные эмоции, какие только можно себе представить.
Наконец, идет слой личного бессознательного, и здесь огромный пласт исследований, где показано, как в наше личное бессознательное вторгаются травмы наших предков. То, что не прожито нашими родителями, бабушками и дедушками, оказывает влияние на тот способ поведения, на те предпочтения реагирования — это и есть архетипы, которые доминируют, которые нами овладевают, и мы это, конечно же, не осознаем или мало осознаем.
Например, известен такой факт — меня он в свое время очень потряс — из одного доклада, что люди, пережившие Холокост, но выжившие, разумеется, во втором поколении имеют такое проявление маниакальной радости, что выжили, второе поколение после переживших Холокост, а третье поколение нефертильно. То есть как будто бы эта травма Холокоста или вообще любая травма на третьем поколении выскакивает.
Архетипы в аналитической психологии Юнга
Общее понятие о теории Карла Юнга
Карл Юнг в своем учении об аналитической психологии дал обоснование структуре личности, включающей в себя три взаимодействующие структуры:
- сознание или Эго;
- бессознательное;
- коллективное бессознательное.
Рассмотрим их более подробно:
- Сознание или Эго является индивидуальной психологической структурой, которая включает в себя мысли, чувства, воспоминания и ощущения человека, с помощью которых он осознает себя как личность и способен регулировать свою сознательную деятельность.
- Бессознательное включает в себя инстинкты, которые способствуют выживанию. Также в состав бессознательного входят «бессознательные комплексы» и эмоционально заряженные мысли и чувства, которые ранее были вытеснены из сознания человека. Карл Юнг считал, что в область бессознательного поступает именно та информация, которая по сути своей не несет интенсивной нагрузки на психику человека и в соответствии с этим является недоступной для сознания человека.
- Коллективное бессознательное является общим для всего человечества и рассматривается как проявление космической силы. В отличие от индивидуального бессознательного, коллективное является общим для всех людей и способствует образованию всеобщего основания душевной жизни каждого человека. Именно коллективное бессознательное является наиболее глубинным уровнем психики и основным структурным элементом личности человека, включающим в себя весь культурно-исторический опыт человечества, который находит свое отражение в психике человека в форме унаследованных им архетипов.
Общее понятие об архетипах личности человека
Определение 1
Архетип личности – врожденный психологический фактор, первичная идея существования личностных особенностей человека.
Также архетип можно определить, как психический прообраз, с одной стороны, обуславливающий предрасположенность человека к определенным поведенческим реакциям, с другой стороны проявляющиеся в мифах и сказках коллективные идеи, образы и теория человечества.
Карл Юнг обращал особое внимание на тот факт, что архетипы выступают связующим звеном между материей и психикой человека и обладают способностью оказывать влияние на физический мир человека. Он выделил несколько архетипов, к которым отнес:
- архетип Матери;
- архетип Отца;
- архетип Персоны;
- архетип Анимуса;
- архетип Анимы;
- архетип Тени;
- архетип Самости.
Характеристика содержания архетипов
Архетип Матери является обобщенным образом всех матерей, живущих на планете во все временные отрезки существования человечества. Данный архетип способствует формированию у человека определенного отношения к матери, женщине, обществу и чувствам.
Архетип Отца по аналогии с предыдущим архетипом является обобщенным образом всех отцов прошлого и определяет сформированное у человека отношение к мужчине, закону, государству, разуму, Богу.
Архетип «Анимы» выражается в формировании чувственного образа женщины, который присутствует в сознании мужчины. Именно данный архетип помогает мужчине определить свои предпочтения при выборе спутницы жизни, распознать именно ту женщину, которая больше всего ему подходит. Также данный архетип характеризует присутствующую внутри каждого мужчины психологическую женщину. Свое проявление данный архетип имеет в виде ярких и неконтролируемых эмоций, капризов, возникновении иррациональных чувств.
Архетип мужчины — это чувственный образ желанного мужчины, который способствует определению предпочтений женщины и в тоже время представляет собой внутреннего психологического мужчину, который живет в душе женщины. Проявлениями данного архетипа у женщины выступают такие качества как стойкость, упрямство в отстаивании собственной точки зрения, уверенности в своих силах и собственной правоте.
Архетип Персона или как его еще называют Маска, является публичным лицом человека, которое служит для того, чтобы производить впечатление на окружающих людей и при этом скрывать свою истинную сущность. Основной целью данного архетипа является формирование способности человека налаживать эффективное взаимодействие с окружающими людьми в повседневной жизни.
Архетип Тень выражается в теневой животной стороне личности человека и включает в себя социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы человека, присутствующие у него аморальные мысли и страсти. Одновременно с этим данный архетип способен выступать в качестве источника жизненной силы человека, творческого начала в его деятельности. Карл Юнг в описании данного архетипа отмечал, что в функционировании данного архетипа решающую роль играет сознание, которое способно направить энергию Тени в нужное русло и способствовать тому, чтобы человек с одной стороны был способен к контролированию пагубных сторон своей личности, а с другой стороны имел возможность к открытому выражению своих желаний и импульсов и наслаждался здоровой и творческой жизнью.
Архетип Самости был выделен Карлом Юнгом как самый важный, в связи с тем, что он представляет собой центральное образование личности человека, вокруг которого организованы и объединены все другие элементы. Именно благодаря данному архетипу все эти системы находятся в единстве, что в свою очередь обеспечивает единство личности, ее равновесие и стабильность. Это центральный архетип целостности личности, который интегрирует сознательное и бессознательное в психике человека.
Замечание 1
Таким образом, можно сделать вывод о том, что архетипы представляют собой врожденные тенденции, находящиеся внутри коллективного бессознательного и являющиеся внутренними детерминантами психической жизни человека.
Именно благодаря архетипам осуществляется процесс направления действий человека в определенное русло, схожее с тем, какие поведенческие стратегии существовали у предыдущих поколений человечества.