примеры и определения доступным языком
У многих людей вызывают интерес идеи З. Фрейда об устройстве психического мира человека, его сознательном и бессознательном компонентах. В психологическом сообществе сформировалась группа исследователей, которые взяли теорию З. Фрейда за основу разработки собственных концепций. Одним из последователей З. Фрейда стал К.Г. Юнг. Он изучал психическую организацию личности, выделив в ее составе различные виды архетипов.
Архетипы
Что такое архетип в психологии и философии
Архетип – это сумма врожденных пластов бессознательного, содержащих предрасполагающие факторы, которые заставляют человека выбирать конкретные виды реакций на происходящее. Архетипами обусловлены отдельные эмоциональные переживания личности.
Юнг полагал, что врожденные психоструктуры есть у каждого, их содержание передается по наследству. В психологической литературе, посвященной архетипической психологии, встречаются краткие объяснения мотивов поведения человека архетипами людей. Так, психологи сформулировали определение, что такое архетип.
Однако не только психологи пытались найти ответ на вопрос о том, что такое архетип. В философии архетипом в период поздней античности называли прообразы чего-либо, а также описание повторяющихся элементов в последовательности событий. Архетип – это в философии одно из понятий, связанных с культурологией.
Дополнительная информация. В разных философских школах исследователи высказывали идеи о том, что эмоциональные реакции, познавательные способности, поведенческие стереотипы, стиль мышления имеют генетические корни. В психологии теория архетипов это подтверждает.
Базовые архетипы Юнга
Базовыми примерами архетипов по Юнгу являются самость, мудрец, анима, анимус, тень, персона:
- Самость. Это прообраз целостности личности, объединяющий ее сознательные и бессознательные компоненты. Он отвечает за уравновешенность личностных черт.
- Мудрец. Он характеризуется преобладанием духовного над материальным. Такие люди спокойны, внимательны. В межличностном взаимодействии они производят впечатление необщительной, холодной личности, но на самом деле это не так: мудрецам чуждо пустословие, но они с оживлением подключатся к конструктивной высокоинтеллектуальной беседе, если ввести их в курс дела. Им нравится заниматься наукой, создавать что-то новое собственными силами, помогать другим.
Мудрец
- Анима. Она характеризует наличие женских черт в мужском характере. Степень ее выраженности определяет стабильность настроения мужчины, уровень его эмоциональности, его способность выражать свои чувства. Мужчины, у которых анима выражена ярко, раздражительны, вспыльчивы, легко возбудимы.
- Анимус. Прообраз определяет наличие мужских качеств у женщины. Степень его выраженности определяет аналитические способности женщины, ее рациональность, уравновешенность. При этом интересен тот факт, что анимус может иметь разную полярность: положительную или отрицательную. Положительная – обуславливает законопослушное поведение девушки, а отрицательная – толкает ее на различные безрассудные поступки.
- Тень. Это структура, которой объясняются негативные личностные характеристики человека. Индивид их старательно скрывает. Тень также отвечает за агрессивные поступки человека, его неприемлемые мысли и страсть.
- Персона. Она предполагает наличие у человека разных стереотипов поведения. Чем сильнее развита персона, тем больше социальных масок и образов есть у человека. Персона проявляется только в коллективе и призвана облегчать социальное взаимодействие.
Важно! Архетипические структуры – это не раз и навсегда данные человеку образцы поведения. Они могут измениться в результате общения индивида со значимыми для него взрослыми. Их изменение является источником перемен в жизни человека.
Архетипы по Юнгу подразделяются на женские и мужские.
Женские архетипы
Под женскими архетипами Юнг понимал присущую женщине программу самореализации, которая стимулирует ее личностный рост. Она представляет сценарий жизни женщины. Женские архетипы по Юнгу – это:
- Ева. Это архетипичный образ простой женщины, способной родить и воспитывать ребенка, создавать уют в доме, заботиться о муже.
- Елена. Наличие в бессознательном слое образа Елены наделяет женщину эротичностью и чувственностью. Она прекрасно владеет искусством соблазнения, ей нравится покорять мужские сердца. Однако для того, чтобы семейная жизнь сложилась благополучно, таким девушкам необходимо подключить к доминантному архетипу Елены архетип Евы.
Архетип Елена
- Мария. Это образ непорочной девственности. Мужчины редко видят в ней спутницу жизни или любовницу. Зато она может стать надежным верным другом для любого парня.
- София. Это проявление женской мудрости. Такие девушки принадлежат к чувствительным особам, у которых хорошо развита интуиция. Если в их присутствии разгорается ссора, они способны помочь конфликтующим сторонам помириться. Врожденная мудрость помогает сохранять взаимопонимание и доброжелательные отношения с мужем, успешно воспитывать детей.
Внимание! Если у девушки на первый план выходит один из перечисленных выше бессознательных образов, это не означает, что она не обладает другими образами. При определенных обстоятельствах доминантный архетип может уйти в тень, уступив место другому образу, который в данный момент будет более актуален. Для обретения счастья женщине нужны все 4 женских психообраза и умелое осознанное их использование.
Мужские архетипы
Лингвистика теории Юнга предлагает следующие образы для характеристики мужских архетипов:
- Воин. Он свойственен молодому человеку, который стремится к победе любой ценой. В достижении цели использует все доступные методы и средства, стремится к самосовершенствованию и саморазвитию.
- Монарх. Это хороший руководитель, как на производстве, так и дома. Такой мужчина обладает рациональным мышлением, любит порядок. Он с готовностью берет на себя ответственность за любые поручения.
- Купец. Этот образ присущ хитрым и расчетливым молодым людям. Они просчитывают исход ситуации, умеют быть гибкими в общении, обладают развитыми коммуникативными навыками. Как правило, быстро продвигаются по карьерной лестнице.
- Крестьянин. Такой мужчина готов много работать на благо семьи. Ему нравится стабильность. Он может высказывать недовольство уровнем заработной платы, однако предпринимать решительные действия для того, чтобы зарабатывать больше, он не станет, так как боится потерять то, что имеет.
- Философ. Это образ тех молодых людей, которые легко воодушевляются новыми идеями, любят осваивать новые виды деятельности. Им нравится задаваться вопросами о смысле жизни, любви, смерти.
- Монах. Он присущ одержимым людям, которые готовы принести свою жизнь в жертву служения той или иной идее.
Монах
- Слуга. Образ характеризует слабую личность. Такие мужчины обретают счастье рядом с сильными женщинами. Они никогда не бывают лидерами. Опасаясь высказать свое мнение, соглашаются с предложениями более авторитетного человека.
Внимание! Если в собеседнике или коллеге по работе отчетливо выступают на первый план признаки того или иного архетипа, не стоит делать поспешных выводов – вполне возможно, что человек целенаправленно выбирает модель поведения, желая достичь конкретной цели.
Как распознать и расшифровать архетип
Понимание ключевых основ теории архетипов может дать старт личностному росту человека. Зная характеристики архетипов, индивид начинает лучше понимать себя и окружающих.
Дополнительная информация. Для того чтобы определить собственный доминирующий архетипический образ, можно выполнить психологический тест. Для этого необязательно обращаться к квалифицированному психологу – такие тесты есть в сети Интернет в свободном доступе. Расшифровка результатов и рекомендации в них написаны доступным языком, который понятен каждому.
Архетипы и транзактный анализ
Транзактный анализ – это направление в психологии, в котором большое внимание уделяется описанию поведенческих особенностей личности и причин, рождающих те или иные реакции человека на происходящее. В основу транзактного анализа легла концепция архетипических структур в бессознательном слое психики. Так, теория архетипов в транзактном анализе позволяет:
- Понять логику поведения человека и предположить, как он отреагирует на ту или иную информацию или событие;
- Повысить результативность труда человека, определив, что для него является действующим мотиватором;
- Выявить психологические барьеры, которые мешают человеку в профессиональной деятельности и межличностном общении;
- Составить план личностного или карьерного роста;
- Развивать коммуникативные навыки и умение устанавливать партнерские отношения с любым человеком;
Партнерские отношения
- Разработать выигрышный имидж.
Архетипы в брендинге
Концепция, разработанная К.Г. Юнгом, нашла практическое применение в такой отрасли, как брендинг. Архетипы в брендинге используются для создания уникального образа компании, продукта или личности. На основе использования идей теории архетипов в бизнесе можно:
- В короткие сроки составить психологический портрет клиента, определив его систему ценностей. Эта информация необходима в индивидуальной работе с клиентом: она определяет стиль общения продавца с покупателем и выбор той или иной тактики продаж.
- Привлечь в компанию подходящую целевую аудиторию.
- Разработать эффективную кадровую политику, предполагающую грамотный подбор персонала и быстрое продвижение по карьерной лестнице перспективных сотрудников.
- Сформировать психологически здоровую корпоративную культуру организации.
Если объяснить термины вербальное, архетип, символ, тень, эго, получится краткое содержание основных идей архетипической психологии. В условиях современной действительности концепция архетипов, разработанная Юнгом, находит применение во многих сферах экономической жизни.
Архетипы в жизни
Видео
Описание основных архетиов по Юнгу: архетип тень и персона
Карл Густав Юнг является основоположником аналитической психологии. Интересно, что развивая свои теории и идеи, он часто обращался к мировым религиям, оккультизму, Священному Писанию, посещал «места силы». Именно Карл Юнг ввел в современную психологию такие понятия, как «коллективное бессознательное», «анимус/анима» и «тень».
Многие утверждают, что аналитическая психология открыла широким массам преисподнюю человеческой души. Сначала Зигмунд Фрейд описал бессознательное, в котором обитают комплексы, страхи, тайные желания и сексуальные патологии. А Юнг рассказал о «тени» – оплоте демонической энергии человека.
В первую очередь Юнг отметил, что психика индивида состоит из нескольких частей. Ее центром является сознание. Можно представить, что это целая галактика с «планетами» – архетипами и «солнцем» – сознанием по центру.
Когда мы говорим о человеке, мы подразумеваем целостную личность, но в реальности имеем дело с несколькими субличностями.
В своих исследованиях Карл Юнг подробно описал эти части человеческого «Я». В первую очередь – это комплекс Эго. Среди менее значимых можно наблюдать отцовский или материнский комплекс, множество констелляций и архетипичных образов. Если рассмотреть человека поближе – он состоит из разнонаправленных установок, которые вступают в противоречие друг с другом, создают основу для внутреннего конфликта. Наиболее значимые субличности – это Персона и Тень.
Архетипы по Юнгу
Архетипы, согласно трудам Карла Густава Юнга, это некая библиотека образов, которая расположена в сфере коллективного бессознательного. Ее содержимое передается из поколения в поколение. Данные образы порождают шаблонные реакции на стандартные ситуации.
Все архетипы произошли от инстинктов. Поэтому их главная задача – выживание. К примеру, архетип «врага» помогает ребенку в дикой природе распознать хищника и совершать верные действия – затаиться, спрятаться, убежать и т.д.
Бывает, мы встречаемся с людьми, которые нам неприятны без веских на то причин. Мы испытываем рядом с ними дискомфорт и хотим убежать. Возможно, этот человек соответствует нашему архетипу «врага», и этим обусловлена реакция.
Юнг выделил три сферы в структуре личности:
- личное бессознательное;
- коллективное бессознательное;
- сознание.
Личное бессознательное – все, что раннее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. Коллективное бессознательное передается по наследству, словно пакет документов с готовыми образами и примерами реакций.
Развитие личности основывается на взаимодействии между собой пяти основных архетипичных фигур: самость, персона, тень, анимус и анима, эго.
- Самость – объединение сознания и бессознательного в человеке. Самость формируется в процессе индивидуализации, когда некоторые аспекты личности должны интегрироваться. Часто Юнг изображал самость в виде мандалы, круга или квадрата.
- Тень опирается на инстинкт размножения и жажду жизни, свободы. Существует тень как невидимая часть бессознательного, состоит из подавляемых идей, желаний, действий, недостатков и инстинктов человека.
Юнг писал, что тень может приходить в сновидения и принимать самые разнообразные формы – в виде чудовища, змеи, монстра, бабы Яги, дракона и т.д.
- Анима – бессознательная женская сторона личности, а анимус – мужская. Это истинное «Я» – служит главным источником связи с коллективным бессознательным. Сочетание этих архетипов называют «божественной парой» или сизигией. Данные образы воплощают целостность, гармонию и совершенство.
- Персона – наше идеальное представление о себе и внешний облик перед миром. В латинском языке слово персона означает «маска». Архетип Персоны – это набор социальных масок, которыми мы пользуемся в разных житейских ситуациях.
Задача Персоны заключается в том, чтобы уберечь Эго от проявления своей негативной стороны. Юнг считал, что персона тоже может проявлять себя в сновидениях, воплощаясь в положительные образы.
Карл Юнг утверждал, что в реальности архетипов больше пяти основных. Некоторые из них способны перекрываться друг другом или сочетаться между собой. Дополнительно Юнг описал следующие архетипы:
- Мать – утешение, спокойствие;
- Отец – мощь, сила, авторитет, власть;
- Ребенок – невинность, тоска по детству и беззаботности, спасение, возрождение;
- Мудрец – знания, мудрость, опыт;
- Герой – спасатель, защитник, опора;
- Враг – опасность, тревога.
Что такое Тень?
Тень Юнг считал архетипом, который перешел человеку от животного мира. Это собрание страстных желаний и поступков, аморальных и неистовых инстинктов, которые осуждаются социумом и часто не соответствуют идеалам самого человека.
В период становления личности, ребенок учится понимать, что такое «хорошо» и «плохо». Со временем мы создаем определенный идеальный образ, согласно Юнгу – он называется Персона. Этот «идеальный человек» хорошо вписывается в нормы и стандарты общественной жизни: он толерантен, успешен, красноречив, имеет выдержку и терпение, порядочный и ответственный. При этом внутреннее содержание, способное разрушить Персону, тщательно игнорируется.
Чаще всего теневая сторона личности подавляется и вытесняется до такой степени, что человек просто не замечает свои негативные стороны. В то же время в бессознательном назревает буря, которая рано или поздно накроет и лишит человека самоконтроля.
Согласно работам Юнга, не Тень считается оплотом зла в человеке. Скорее виновато то, что ее создает: завышенные ожидания, отрицание собственного «Я», абстрактные идеалы, проживание «чужой жизни», отсутствие любви и уважения к себе.
Архетип Тень – это совокупность любых атрибутов личности, которые мы отрицаем и подавляем, искренне ненавидим в себе.
Взаимодействие Тени и Эго
Эго каждого человека отбрасывает Тень. Это нормально. В период адаптации к миру, Тень вбирает в себя эмоции и желания, которые приводят к моральным конфликтам. Без контроля Эго эти процессы спрятаны во мраке сознания. Работа Тени сравнима с деятельностью шпионской разведки, когда глава государства ничего не знает о грязной и аморальной работе шпионов. В то же время наслаждается результатами их деятельности, проживая в безопасной стране.
Аналитическая работа с Эго может раскрыть теневые процессы и помогает их осознать, но защитные механизмы Эго работают эффективно, и лишь единицам удается их преодолеть.
Тень никогда не попадает под контроль Эго, она является бессознательным фактором. Наше Эго порой не подозревает, что отбрасывает Тень. Описывая этот архетип, Юнг стремился указать на шокирующую несознательность, которую демонстрирует большинство людей.
Если вникнуть в корень человеческих намерений, желаний и выборов, окажемся в темной области. Мы увидим, что наше Эго в темной части самоуверенное, бесчувственное, эгоистичное, склонное к манипуляциям и извращенным желаниям. Перед нами предстает стопроцентный эгоист, который любой ценой стремится достичь удовольствия и власти над другими. Этот негатив внутри Эго и есть воплощение мирового зла в сказках, мифах и классической литературе. Например, персонаж Яго в шекспировском «Отелло» является ярким представителем Тени.
Самое интересное, что Эго никак не переживает свою Тень. Она проецируется на других людей, будучи неосознанной. Например, если вас раздражает отъявленный эгоист – это на него проецируется неосознанное содержание вашей тени. Несомненно, другие люди предоставляют «крючки» для проекции тени. Ведь в сильных эмоциональных реакциях присутствуют реальное восприятие и проекция.
Дефензивное Эго всегда настаивает на своей правоте, часто выступает в роли жертвы или наблюдателя. В то время как свое Эго делает человека «святым», другой человек превращается в «монстра». При психологической работе с собственным Эго можно научиться распознавать проекции и не создавать «козлов отпущения».
Как зарождается Тень?
В начале цивилизации люди жили, следуя собственным инстинктам, импульсам, законам природы. Сегодня эмоции и желания контролируют нормы поведения в обществе, мораль, этикет. На человека возложено множество категоричных ограничений и запретов. Со всем этим помогает жить Тень.
Тень начинает формироваться в раннем детстве, когда взрослые старательно манипулируют детьми, демонстрируя все несовершенство и односторонность взрослого мира. К примеру, если родители подавляют ребенка или проявляют к нему несправедливость, ребенок реагирует возмущением и здоровой, естественной агрессией. Но вместо того чтобы извиниться и принять свою неправоту, взрослый еще больше унижает, кричит на ребенка, наказывает либо бьет. Ведь нужно «уважать старших» и «закрыть рот».
Спустя некоторое время малыш усвоит урок. Он перестанет демонстрировать агрессию, хотя она по-прежнему будет возникать. Ребенок начнет подавлять ее. Все негативные переживания вытеснятся в бессознательное, что станет началом формирования второго «Я». Туда же отправятся на хранение нереализованные мечты и желания: «это денег не принесет», «мужики не танцуют», «займись нормальным делом», «этим на жизнь не заработаешь» и т.д.
Тень принимает в себя те черты характера, которые несовместимы с Персоной и Эго-сознанием личности. И Тень, и Персона на самом деле чужды сознанию. Согласно Юнгу, Персона – это «публичная личность», которая помогает человеку формировать психосоциальную идентичность. Персона, как и Тень – незаметны для Эго. Но Эго более лояльно принимает Персону, так как она не противоречит моральным нормам поведения в обществе.
Как проявляет себя Тень?
Тень терпеливо ждет момента, когда мы будем раздражены, обессилены либо под действием алкоголя/наркотиков и т.д. Именно она подталкивает нас к действиям, которые в трезвом состоянии мы никогда себе не позволим осуществить.
Человек под действием Тени обижает близких, машет кулаками, изменяет своим принципам, грубо разговаривает, затевает драку или что-то ворует. После произошедшего ему становится очень стыдно, и это состояние описывается как «что-то нашло», «муха укусила», «как подменили».
Несмотря на то, что за некоторые поступки нужно стоять в углу 3-4 жизни, нельзя во всем обвинять сознание человека. Ведь он на самом деле действует, словно во сне, когда Тень затмевает разум и вырывается из «темницы» бессознательного.
Юнг описывал, что Тени свойственно властно овладевать чем-то, вести себя навязчиво, упорно противодействовать моральным нормам. Так что в этом случае виноватых несколько – ослабевшее сознание, люди, которые плохо обращались с ребенком в детстве, вырвавшееся наружу бессознательное.
Именно Тень заставляет человека сомневаться в своих силах, напоминает о беспомощности, неуклюжести и т.д. С одной стороны – срабатывает сценарий детства, а с другой – в таких условиях Тени легче бороться за власть.
Следуя примеру Анимуса и Анимы, Тень проецирует себя на окружающих людей. Поэтому наша ненависть и злость к кому-то – это непринятие этих качеств в себе.
Архетип Тени в литературе и кино
Самый яркий пример Тени – это Мефистофель в «Фаусте» Гёте. Согласно сюжету, Фауст стал скучным и чрезмерно образованным человеком. Он прочел много книг, изучил все, что его интересовало, и утратил интерес к жизни. Фауст задумался о самоубийстве, и в этот день ему перешел дорогу черный пудель, который превратился в Мефистофеля.
Затем Мефистофель соблазняет Фауста бросить науку и отправиться с ним, чтобы открыть другой мир, полный плотских утех и наслаждений. Он знакомит интеллектуала с его чувствами, страстью и трепетом спящей сексуальности.
В романе случилось то, что Юнг называл энантиодромией. Это переход личности в противоположный для нее тип. Фауст принял Тень и временно жил, питаясь ее качествами и энергией. В итоге душа Фауста спаслась от дьявола и ада только благодаря милости Бога.
Часто можно увидеть архетипы Тени и Персоны в кино:
- В фильме «Мелифисента» главная героиня в исполнении Анджелины Джоли представляет архетип Тени и тайный аспект Анимы.
- Мультфильм «Мулан» демонстрирует процесс поглощения Тенью лидерских качеств китайской девушки. Ведь древняя культура диктует нормы поведения для девушек и юношей. Тень Мулан ожидала подходящего случая, чтобы проявить себя. И девушка, рискуя всем, идет на войну вместо своего отца.
- Еще один пример – фильм «Билли Элиот» – история о мальчике, который мечтал стать артистом балета. Но его желание жестоко пресекалось отцом-работягой. Картина имеет счастливый финал, парню все-таки удалось проявить себя и стать профессиональным танцором, несмотря на препятствие и «социальный прессинг».
- В фильме «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана показан конфликт маленького мальчика и жестокого, эмоционально холодного эпископа. В одной сцене священнослужителю снится сон, в котором он пытается снять с себя маску, но она не поддается. В результате он сдирает ее вместе с лицом. Это момент является демонстрацией конфликта Эго и Персоны.
Часто в художественных произведениях показывают символическую встречу с Тенью, как отражение себя в зеркале.
Архетипы по Юнгу
Юнг. Архетипы — Красота, вдохновленная природой — LiveJournal
Всем доброго времени суток! Хочу вкратце рассказать об архетипах Юнга, к которым появился интерес в сообществе на фоне «архетипов по цветотипу». Слово «архетип» ввел в науку К.Г.Юнг, поэтому начнем с него:
Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии.
Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера. В 1907—1912 годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении. Несмотря на это, в 1911 году Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.
В своих трудах Юнг охватил широкий спектр философско-психологической проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе, которые рассматривались им сквозь призму собственных представлений об индивидуальной и коллективной психике и учения об архетипах.
Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, “в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума”. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетип — стереотип, штамп в человеческом мышлении, освященный культурно-исторической традицией, устойчивое, часто образное, символическое, представление о чем-либо. В юнгианской философии А. понимаются как присущие коллективному сознанию каждого народа, этноса своеобразные представления о явлениях жизни, напр., А. воды, А. старика и т. д. Это своего рода «подпорки» сознания, находящиеся у индивидуумов в сфере бессознательного, в наследственном генетическом материале, доставшемся от предков. А. участвуют в формировании фундаментальных представлений о мире. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, которую он считал воплощениями единства и целостности “Я”:
К архетипам можно отнести устойчивые представления людей о «домашнем очаге», «мужчине — добытчике и воине», «женщине — матери». Еще к А. относят мифологические и легендарно-сказочные сюжеты и образы, характерные для каждой из национальных культур, с учетом влияния наследия Древней Греции и Рима: мифы о Елене Прекрасной, Прометее, Геракле, русские Иванушка-дурачок, Емеля или Илья Муромец и др. Таких А. культурного сознания великое множество. Это Дон Кихот у испанцев, Мальчик-с-пальчик или Кот-в-сапогах у французов, легенды о короле Артуре у англичан. Художественная литература часто возрождает и переосмысливает А. в новых исторических условиях, новых образах.
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.
Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Могу сказать что архетипов у Юнга действительно много, например Младенец и Дева, Мать и Возрождение, Дух и Трикстер и т.д., их характеристики представляют собой очень глубокие философские и психологические аспекты, поэтому они будут больше интересны и понятны сугубо специалистам, изучающим Юнга.
Особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости как основным архетипах в жизни каждого человека:
Персона
Персона (от латинского слова “persona”, обозначающего “маска”) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.Тень
В противоположность той роли, которую играет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные стороны. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция этого состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.
Анима и Анимус
В архетипах анимы и анимуса проявляется врожденная андрогинная природа людей. Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчины и женщины, вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, до некоторой степени, “феминизировались” в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же, как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.
Самость
Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.
Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство “Я”, символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого “Я” требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.
Помимо перечисленных архетипов, Юнг в своих работах уделял большое внимание архетипу Матери. Архетип матери имеет множество проявлений. Это может быть мать, бабушка или мать в переносном смысле слова — богиня. По Юнгу, символ матери, так же, присутствует в вещах, «выражающих цель страстного стремления к спасению: рай, царство божье». Вещи, вызывающие у человека «благоговение»: церковь, университет, страна, небо, земля, леса, моря, луна. Архетип матери символизирует, так же изобилие и плодородие. «Он может быть связан со скалой, пещерой, деревом, весной, родником». Благодаря своей защитной функции символом матери может являться мандала. «С ним ассоциируются полые предметы», сосуды, некоторые животные: «корова, заяц, полезные животные в целом».
Архетип матери, как и многие другие, характеризуется двойственностью проявлений. «Злыми символами являются ведьма, змея, могила, саркофаг, глубокие воды, смерть, привидения, домовые и другие».
Положительное проявление архетипа: «забота, сочувствие, магическая власть женщины; мудрость и духовное возвышение, превосходящее пределы разума; любой полезный инстинкт или порыв; все, что отличается добротой, заботливостью или поддержкой или способствует росту и плодородию». Архетип матери связан с воскрешением и магическими превращениями. В отрицательном смысле может означать «нечто тайное, загадочное, темное: бездну, мир мертвых, все поглощающее, искушающее, т.е. то, что вселяет ужас и что неизбежно как судьба».
Также Юнг считал что каждая женщина проходит в своем развитии архетип Девы. Буквально Дева, Кора,— это Персефона из греческой мифологии, дочь Деметры, насильственно выданная замуж за Гадеса. Женщина-ребенок. Мать и девушка. Ее чистота, непорочность, гибкость, зависимость, податливость остается в каждой из нас на протяжении всей жизни. Архетип Девы воплощает в себе женскую покорность.
Существет также огромное число архетипов, которые используются в НЛП-методиках, именно их описание часто-густо встречается в Сети. В таких архетипах идея Юнга взята за основу, пререработана, переосмысленна,упрощена для более широкого круга людей(что тоже хорошо), они более развернуто описывают психотипы и характеры реальных людей. Они могут перекликаться с юнгианскими, но часть исследователей такие архетипы не считают проявлениями коллективного безсознательного, а скорее результатом приобретенного опыта.
Архетипы по Юнгу — что это такое, примеры и пояснения
В своей практике К. Г. Юнг довел психоанализ до неописуемых вершин. Однако, вместе с тем он наполнил психологию комплексом сложных идей, которые были подпитаны философией, мифологией, археологией, психологией и теологией. Именно поэтому, до сегодняшнего дня, работы знаменитого психолога являются загадочными и не до конца понятными многим. Из-за необычного стиля его психологические теории (на основе которых были понятие архетип и символ), не всегда однозначно понимаются у большинства. Но, с точки зрения ценности, его работы можно считать бесценными.
Поэтому в данной статье мы поговорим об архетипах Юнга, рассмотрим все важные моменты в его работе, чтобы каждому было понятно, приведем все в упрощенном виде.
Что это такое?
Данный термин, который очень часто использовалось в мифологии, в работах, где проводился теоретический анализ, впервые внес в психологию Юнг.
Сам по себе термин архетипы с перевода от греческого означал »первообразы». Однако, Юнг дал этому термину иное значение. Согласно интерпретации Юнга архетипы – это начальные схемы разных образов, воспроизводящихся на бессознательном уровне, которые в свою очередь активизируют воображение человека. А это все впоследствии начинает отражаться в разных мифах, во снах, в верования, в фантазиях индивидуума и даже в искусстве.
Тут важно понять, что сами архетипы не являются образами, это только схемы. Иными словами, архетипы являются психологической предпосылкой, возможностью.
Архетипы у Юнга имеют формальную характеристику. Первая характеристика появляется в том случае, когда образ проникает в сознание и наполняется материальным опытом. Сам Юнг полагал, что процесс мифотворчества является некой трансформацией понятия в образ. Это могут быть невольные высказывания, которые относят к душевным событиям и, в основном, они носят бессознательный характер.
И хотя архетип является нечто обобщенным, формальным и бессодержательным все равно он имеет свойства. Специалисты уверенны, что исходя из уровня отчетливости, эмоциональной насыщенности, архетипы могут впечатлить, увлечь человеческую природу. А после этого возникает художественный первообраз для творчества.
Помимо этого, Юнг утверждал, что архетипы человечество наследует, то есть первообразы являются коллективным бессознательным наследием.
А сами архетипы вмещаются в глубоком бессознательном индивиде, а бессознательное, в свою очередь, выходит далеко за границами личности.
Для изучения данной концепции специалисты ищут ответы в этнических, типологических многообразии сюжетов, которые бы соответствовали поискам. Это могут быть мотивы архетипического ядра, что выразили мифологи метафорами.
Примеры
В своей деятельности великий психоаналитик попытался дать очертание этой концепции. Именно для этого Юнг сформулировал архетипы бессознательного. Ниже рассмотрим несколько из них по отдельности:
- Анима – по определению Юнга, это человеческое бессознательное начало противоположного пола. В мифических образах этот архетип передается в образах двуполых существ или же из китайской категории знаменитый Инь-Ян.
- Мудрый старик – это уже первообраз духа и значения, который скрывается в жизненных хаосах. В мифах у разных народов он представлялся как мудрый волшебник, шаман или как ницшеанский Заратустра.
- Великая Мать – во всех мифологиях, несмотря на культуру, этот первообраз был истолкован в разных вариантах: к примеру богиня, ведьма, норма, мойра, Богородица и тому подобное. Во всех этих образах был вложен архетип высшего женского начала, которое реализует психологические ощущения смены поколений, дающее человечеству привкус бессмертия или же иллюзию власти над временем.
- А образ Прометея и Эпиметея в архетипичной истолкований у Юнга преподносятся как противопоставление в психике »Самости», то есть индивидуально-личностное начало в частности одной ее части, »Персоне», которая обращена вовне.
Все эти концепции и толкования мифологии привели к тому, что были изменены исследования религий и древних мифов. Так как после этого исследователи стали смотреть на существующие образы совсем иначе.
Основные архетипы Юнга
Сами первообразы, если смотреть в пределах коллективного бессознательного, бесконечны. Однако, сам Юнг в своей теоретической системе придавал особое значение всего пяти архетипов. В этих первообразах он пытался раскрыть всю суть бессознательного.
- Маска – если перевести этот архетип с латыни, то это личина, публичное лицо индивида. Иными словами это то, как представляется человек в межличностных отношениях. Сама маска является символом многих ролей, которые применяет человек исходя из социальных требований. Сам Юнг истолковал этот архетип как способ добиться цели: либо произвести на других хорошее впечатление, либо скрывать свою истинную сущность.
- Персона – если смотреть на нее как архетип, то это необходимая часть психики человека, которая помогает ему налаживать контакт с другими в жизни. Но сам психолог в своих работах предупреждает, что если наделить этому архетипу большое значение, то это может привести человека к таким нежелательным последствиям, как поверхностность. А все потому, что персона отчуждает человека от истинного эмоционального опыта.
- Тень – данный архетип – противоположность архетипа »маска». Это темная, плохая, животная сторона индивида, который человек всю жизнь пытается подавить. Именно в архетипе »Тень» скрываются все агрессивные, половые импульсы, аморальные страсти, мысли, которые просто неприемлемы в любом обществе. И несмотря на все это автор был уверен, что данный архетип имеет также и плюсы. Как утверждал исследователь, именно Тень – источник жизненных сил, это творческое начало и спонтанность в жизни каждого индивида. А исходя из данной концепции главная функция »Эго» – это корректирования необходимых направлений энергии этого архетипа и усмирение пагубных сторон до необходимого уровня. Все это позволит индивиду жить в гармонии в обществе и в то же время подавлять свои импульсы, проявляя их в творческой жизни.
- Аниме / Анимус – в этих первообразах можно увидеть врожденную андрогенную людскую природу. А именно архетип аниме – это женский образ внутри мужчины (бессознательная женская сторона) и анимус – это мужское начало у женщины (бессознательная мужская сторона). На основу этой концепции Юнг взял тот биологический факт, что в каждом организме есть мужские и женские гормоны. Он был уверен, что со временем произошла эволюция между двумя полами: мужчины феминизировались, а женщины шовинизировались. По словам Карла этот архетип, впрочем, как и все, должны существовать в гармонии, не нарушая баланса. В противоположном случае это спровоцирует у индивида торможения и разные личностные расстройства. Иными словами, мужчина не должен все время скрывать свои женские черты, так же как и женщина не должна всегда скрывать свои сильные черты.
- Самость – этот архетип был центром в концепции Юнга и самым важным, именно поэтому необходимо рассмотреть данный архетип более подробно.
Основной из архетипов »Самость»
В концепции великого психоаналитика самость считалась сердцевиной личности, а все вышеуказанные элементы окружают его.
Когда человек достигает интеграции всех своих душевных аспектов, то к нему приходит гармония, чувство целостности и единства. Сам Юнг предполагал, что эволюция самого себя – это наиважнейшая цель в жизни каждого.
Символ самости это »Мандала» со своими разными видами проявлении.
В своей концепции Юнг выражает мнение, что цельность »Я», выраженный в символ завершенности, встречается во снах, в мифологии, в фантазии и в религиозных, мистических опытах у индивида. По мнению ученного, сама религия является ключевой силой, которая содействует внутреннему стремлению индивида достичь целостности.
Но важно при этом учитывать, что достичь вышеупомянутой гармонии не так уж и легко. Да и сам Юнг считал, что если и возможно достигнуть этого архетипа, то только в среднем возрасте. Так как самость не может проявиться у человека, пока все другие душевные аспекты как сознательные, так и бессознательные не будут »работать» в гармонии между собой. Именно на основе этого и специалисты уверяют, что для того чтобы достигнуть зрелого »Я» человеку нужна настойчивость, постоянство, интеллект и существенный жизненный опыт.
Другая трактовка или врожденность первообразов
Для архетипов есть еще одна трактовка, согласно которому архетипы это не что иное, как проявляющиеся воспоминания, идеи, что в свою очередь располагают человека переживать, воспринимать и отреагировать на разные явления конкретным способом. На самом деле это не соответствует истине. Будет точнее сказать, что это причины, которые влияют на поведение собственных факторов у разных людей. А в этом случае врожденным является эмоциональная, поведенческая, когнитивная реакция человека в конкретных ситуациях.
А что касается взаимосвязи архетипов и чувств или мыслей, то тут важно помнить, что сами архетипы являются начальными образами. По мнению Юнга, каждый из архетипов связан с определенными чувствами и мыслями, которые относятся к конкретным ситуациям и объектам. Например, для ребенка мама воспринимается благодаря своим настоящим характеристикам, что бывает окрашены бессознательными первообразами архетипической матери: воспитание, зависимость, плодородие.
Кое-что напоследок
Сама концепция Юнга стала причиной того, что во многих областях стали по-другому смотреть на важные моменты в работе психоаналитика. Вклад Юнга велик во многих областях, не только в психоанализе.
Сама концепция, где на основе Карл привел два понятия: архетип и символ, был новым подходом, где до сих пор есть много подводных камней и не до конца изученных моментов. Архетип, интерпретированный Юнгом как первообраз и символ, то есть способ, по которым эти первообразы могут выражаться в жизни каждого, еще нуждаются в исследовании.
Концепция архетипов карла Густава юнга
В статье дается характеристика психологии Карла Густава Юнга. Особое внимание уделяется его концепции архетипов.
Одной из центральных категорий глубинной психологии является учение Юнга об архетипах. «Архетип» переводится с греческого языка как первообраз. Юнг под архетипами подразумевал врожденные модели восприятия мира и поведения людей. Это базовые матрицы психики являются формой человеческого проявления «коллективного бессознательного». Юнг обнаружил их в рисунках пациентов психиатрической больницы. В этих рисунках повторялись одни и те же сюжеты и образы. Но самое главное заключалось в том, что они были тождественны у всех пациентов независимо от их национальности, вероисповедания и цвета кожи, пола и образования. Более того, они встречались в мифах разных народов, религиозных и астрологических символах, учениях алхимиков. Их онтологические основания следует искать вне человеческой психики. Одни авторы считают их проявлением устоявшихся в культуре образов и моделей поведения (Е.М. Мелетинский), другие полагают, что они являются проявлением над психических, надсоциальных и надматериальных структур, пронизывающих всю Вселенную. Думается, самого Юнга следует отнести к второй группе. На это, в частности, указывают некоторые места из его произведений «Понятие архетипа ˂…˃ указывает на то, что в психике существуют в наличности определенные формы, которые распространены вездесущно и повсюду», – пишет Юнг [1, c. 10]. Далее он замечает, что «феномен архетипического вида – данность более тонкая, нежели психическая, – основан на существовании некоего психоидного базиса, т.е. чего-то лишь обусловленного психическим, но принадлежащего соответственного к иной форме существования» [1, c. 31]. Ученица и секретарь Юнга Аниела Яффе также подтверждает эту идею: «Концепция всеединой реальности ˂…˃ была названа Юнгом unus munus (мир, в котором материя и психика ещё не различимы или не реализованы по отдельности). Подготавливая подобную монадическую точку зрения, он указывал на «психоидную» природу архетипов (т.е. не чисто психическую, а близкую к материальной) в тех случаях, когда они появляются в синхронно происходящих событиях» [2, c. 310-311]. Юнг сам указывал на идентичность своего учения об архетипах с платоновской онтологией: «В былые времена без особых затруднений понимали мысль Платона о том, что всякой феноменальности предшествует и надстоит идея. «Архетип» – не что иное, как уже в античности встречающееся выражение, синомоничное «идее» в платоновском смысле» [1, с. 30]. Этой точке зрения придерживается и профессор Р.Ю. Рахматуллин [3; 4; 5]. Мотивы такого объяснения природы творчества можно найти и в работах А.И. Столетова [5; 6].
Рассмотрим основные архетипы по Юнгу.
Самые важные из архетипов, выделенные Карлом Юнгом, следующие:
- Самость. Этот архетип выдающийся психотерапевт относил к самому важному из всех. Это центральная фигура в личности человека, с помощью которой организованы все остальные архетипы. В теории Юнга развитие целостности, а перед этим нахождение самости – главная цель жизни человека.
- Мудрец. Здесь Юнг выделил часть личности, которая стремится к познанию. Этот архетип представляется в образе мудреца, старца, пророка, который может пролить свет истины на волнующие вопросы. Обычно этот архетип «включается» в бессознательном тогда, когда человек стоит перед выбором, и чем больше таких жизненных моментов предоставляется переживать ему, тем сильнее развита эта часть бессознательного, и тем легче сознанию связаться с ней с помощью сна или других пограничных состояний.
- Бог. Здесь психоаналитик подразумевал высший этап психической деятельности, когда человек способен узреть и понять закономерные процессы своего внутреннего мира и внешнего, который его окружает. Именно поэтому архетипу предшествует «Мудрец», который толкает человека к пониманию ключевых моментов жизни, однако при «включении» архетипа «Бог» осознается целостная взаимосвязь, основанная на определенных законах между внутренним его содержанием и внешним окружением.
- Анима и Анимус. Анима представляет собой бессознательную женскую сторону личности мужчины, а анимус – бессознательную мужскую сторону личности женщины. Анима/анимус представляет собой «истинное Я», служит основным источником связи с коллективным бессознательным. Сочетание анимы и анимуса именуется сизигией, или божественной парой. Сизигия воплощает завершенность и целостность.
- Персона. Персона – это то, как мы представляем себя миру. Слово «персона» происходит от латинского слова, которое означает «маска». Сам по себе данный архетип представляет собой совокупность социальных масок, которыми мы пользуемся в различных группах и ситуациях [8]. Его задача – уберечь эго от возможного проявления своих негативных сторон. По мнению Юнга, персона может также появляться во сне и принимать различные формы.
Юнг предположил, что количество архетипов не следует ограничивать. Он утверждал, что многие из них могут перекрывать друг друга или, напротив, сочетаться. Такие, как, например, Отец (авторитет, сила, мощь), Мать (стремление дать утешение) и Инфант (ребенок, незрелость, тоска по невинности) или Мудрец (знания, мудрость) и Герой (защитник, спаситель).
Хотелось бы остановиться на архетипе, который стал определяющим для сформировавшегося современного общества потребления, заразив сразу несколько поколений. И имя этому явлению – инфантилизм.
В соответствии с определением, данным Карлом Юнгом, ИНФАНТ – это взрослый по паспорту человек, но с детскими ценностями и установками. А страшен инфантилизм тем, что не позволяет человеку дорасти до нормальной личности.
Представления о мире, людях, жизни у инфанта упрощенно-уплощенные. И если нормальная личность живет в реальном мире, то инфант – в иллюзорном. Нормальная личность видит жизнь сложной и многомерной, а инфант представляет ее чем-то вроде киндер-сюрприза: надо только понять, с какой стороны разворачивать, а дальше тебя ждет сплошной шоколад и «миленький» подарочек внутри.
Нормальная личность учится на своих и чужих ошибках, а инфант, наступая на те же грабли, каждый раз удивляется. Нормальная личность пытается постичь законы жизни, инфант же жаждет рецептов, советов и схем. Личность хочет понять, что является счастьем именно для нее, в то время как инфант руководствуется принципом «так принято». Нормальная личность с годами становится все глубже, интереснее, умнее, а инфант не меняется. Нормальная личность свою жизнь создает, инфант же умеет только подражать. Поэтому все инфанты под завязку набиты штампами на разные случаи жизни: от простого (что надеть) до серьезного (что думать и как жить).
Поистине, наше сытое и спокойное время породило большое количество клонов, благодаря чему «человек разумный» стремительно переродился в «человека стандартного». Психологи и социологи утверждают, что количество инфантов на постсоветском пространстве выросло в разы – инфантильность реально стала массовым явлением среди населения в возрасте от 20 лет до конца жизни.
Если проанализировать, найдем целый комплекс отличительных черт инфантильного человека:
Мозаичное мировоззрение и детский эгоизм, эгоцентризм
Если нормальная личность имеет более-менее ЦЕЛОСТНОЕ представление о том, что такое мир, в котором он живет, так как он видит в нем основные причинно-следственные связи, инфантильный человек имеет мозаичное мировоззрение – картинку, сложенную из представлений «о том, о сем», основанную на чужих, готовых знаниях и выводах. Кроме того, «Я» для инфанта является центром вселенной – на все и на всех он смотрит только относительно себя.
Косность представлений о себе и окружающем мире
Если взрослая личность смогла, методом проб и ошибок, и обучения и самообучения, найти причинно-следственные связи в этом мире, и связать свое мировоззрение в единое целое, найдя свое место в нем и постоянно развиваясь, совершенствуясь, инфант упорно этого не делает, считая, что и так все знает. Иначе говоря, инфантильная личность практически не меняется, оставаясь в рамках тех знаний, которые были приобретены в детстве. На практике это проявляется в том, что он постоянно наступает на одни и те же грабли – делает одинаковые ошибки в жизни, не исправляя их и не учась на них, используя лишь готовые способы жизни, рецепты действий и поведения. Взрослый, пытаясь понять себя, ищет СВОЕ счастье и СВОЮ жизнь, у инфанта сильно развито подражание – он вечно пытается копировать найденного себе кумира.
«Я никому ничего не должен и не обязан»
Еще одна отличительная черта инфантилизма: отсутствие обязательности и долженствования. Я никому ничего и никогда не должен и не обязан – это, буквально, жизненное кредо и стойкое представление инфанта. Если взросление человека связано с все большим и большим ощущением своего долга перед собой и перед людьми за надлежащее выполнение все возрастающих обязательств перед жизнью, собой и людьми, инфант с детской непосредственностью становится лишь потребителем жизни. «Я никому ничего не должен, не обязан, а мне должны все, – ведь я такой особенный». Правильней было бы сказать «ведь я такой маленький», – но инфант и сам не допускает мыслей о своей инфантильности, и ни с кем не согласится, если ему сообщат об этом, а тем более, упрекнут.
Почему же общество и государство не обеспокоено данным явлением? А причина простая: в настоящее время, в обществе потребления инфантилизм стал и социально, и государственно востребован. Иметь человека, и потребителя, и исполнителя, и избирателя власти, в качестве ребенка – это мечта капиталистического государства. Ведь адекватному взрослому человеку очень тяжело осмыслить и психически переносить те социальные условия существования, в которых он пребывает сейчас. Например, фактор социальной незащищенности – отсутствие работы, боязнь ее потерять, нищета, бесправие и произвол «хозяев жизни» инфантильному человеку переносить значительно легче, чем адекватному взрослому. Да и уговорить купить новый гаджет, как и новый «модный прикид», машину инфанта ничего не стоит, потому что он не размышляет, нужно ли ему это на самом деле, а руководствуется навязанными извне стереотипами «модно», «стильно», «круто». Вот почему обществу потребления, государству нужны люди, которые пребывают во взрослом телесном состоянии, но в своем сознании по-прежнему остаются детьми – такими очень легко управлять. Государству выгодно иметь и потребителя, и исполнителя, и избирателя власти, в качестве ребенка, который все делает так, потому что «все так делают».
Можно ли победить инфантилизм?
Инфантильность – качество, в той или иной мере присущее каждому. И, конечно, стоит с ним бороться, чтобы, по выражению А.Чехова, «по капли выдавливать из себя раба». Однако же большинство современных психологов считает, что инфант никогда не станет взрослым. Иначе говоря, инфантильность непобедима – сформированную к 18-20 годам личность переделать нельзя. Она способна развиваться лишь в русле имеющихся у нее свойств и качеств, но надеяться, что инфантильность перейдет во взрослость, бессмысленно, ибо «это не черта и даже не свойство личности, а это и есть сама личность инфантильного человека». Вернее, одна из возможных форм личности человека.
Однако сам Юнг не был столь категоричным. Инфант вполне может переродиться в Личность, если и не благодаря спонтанной работе над собой, то при вынужденной переоценке ценностей при столкновении с «суровыми реалиями жизни» – вполне возможно. При условии, что победит в себе чудовищный эгоцентризм и зацикленность на себе, что является одним из главных качеств Инфанта.
что они расскажут о нашей личности? — Колесо жизни
Слово «архетип», наверняка, знакомо каждому из нас. Однако, не все понимают, что подразумевает под собой этот психологический термин. Дословно с греческого языка он переводится как «прообраз». Опираясь на данное понятие, в свое время Густав Юнг разработал фундаментальную теорию архетипов личности, что дало мощный толчок к появлению сложных и интересных идей из области философии, литературы и психологии. Что подразумевал под этим автор теории архетипов, ученик З. Фрейда, и как определить, к какому типу принадлежите вы или ваши близкие, узнаете из материалов этой статьи.
Что такое архетип
Архетип – элемент коллективного бессознательного. Наследие досталось нам от предков посредством фольклора, а далее, путем писка фактов в недрах человеческой души. Понятие подразумевает под собой базовую врожденную структуру психической матрицы человека, которая определяет приоритеты, а, следовательно, координирует направление мышления, а также следующие за ним поступки, реакции на внешние обстоятельства.
Архетип личности руководит выбором человека, будь то поиск партнера, работы или формирование отношения к жизни. Понимая специфику отдельного архетипа, можно изменить сценарий жизни, откорректировав внутренние установки, которыми он руководствуется. Психотерапевты широко используют этот подход и помогают людям избавиться от комплексов, вредных «прошивок» и всего того, что мешает обрести им истинное счастье.
Архетипы Юнга
Область психологии, связанная с изучением архетипов, как бы это странно ни звучало, в качестве опорного материала использует выше упомянутые фольклорные источники. Они играют роль продуктов области первобытного сознания человечества. То есть, между фольклором и архетипами личности существует прямая связь.
Архетипы, согласно теории Юнга – это классификация человечества, а характеристики того или иного архетипа передаются из поколения в поколение по принципу наследственности. Первичный образ архетипа концентрируется в области глубокого бессознательного, которое выходит за границы личности.
Как работают архетипы людей в повседневной жизни? Акцентуация архетипов выражается в талантах, склонностях и интересах человека. Так, благодаря принадлежности к архетипу, можно предположить, в каком направлении деятельности человек потенциально добьется успеха и кого выберет в качестве спутника жизни.
Разрабатывая теорию архетипов, Юнг заимствовал названия из эпоса и мифов, а также народного фольклора. В классификации встречаются названия «Тень» («Мефистофель»), «Мудрый старик» («Заратуштра») и прочие ассоциативные интерпретации. Разберем эти архетипы и охарактеризуем их подробнее.
Мудрый старик
Другие его имена Мудрец, Мыслитель. Исходя из названий, легко предположить, какие ценности данный тип ставит в основу пирамиды своих потребностей. Это изучение окружающего мира, его свойств и качеств человеческой души. Он сконцентрирован, спокоен, готов воспринимать все новое и необычное. При этом, материальное благополучие для него не столь важно, как внутренняя душевная гармония и единение с природой. По отношению к чужим порокам или добродетели он нейтрален. В силу внешней отстраненности, Мудрецы производят впечатление холодных и безразличных. Но, это не так. Просто их сложно втянуть в сомнительное приключение, праздную беседу, лишенную глубокой интеллектуальной нагрузки или авантюру. Увеселениям такие люди предпочитают углубление во внутренний диалог и медитации. Они много размышляют, потому слывут хорошими советчиками тем, кто терзается от душевных мук. Кроме того, способность Мудрецов видеть глубинную истину проблемы, помогает находить решение даже в самых сложных ситуациях.
Анима
Это архетип, психология которого несет женскую энергию, независимо от пола человека. Анима очень эмоциональна, склонна ярко выражать порывы и эмоции, бурлящие внутри. Она концентрирует в себе признаки женских реакций: резкие перемены настроения, хорошую интуицию, способность искренне и беззаветно любить. Мужчина, наделенный качествами характера Анимы, импульсивен, раздражителен, легко возбудим. Иногда излишняя эмоциональность «выключает» здравый смысл. Поэтому, они сначала делают, а потом думают, о чем в последствии нередко сожалеют.
Анимус
Этот архетип – противоположность предыдущего. Им руководит мужская психическая составляющая. Анимус отвечает за открытие глаз Анимы, то есть, за женское прозрение. Женщины этого архетипа, при внешней хрупкости, имеют сильный внутренний стержень. Их действия логичны, обоснованы, а суждения подкреплены опытом. Они редко подвергаются импульсивным действиям, резким выражениям, но при этом, их интуиция ослаблена. Они не склонны пускаться в авантюры, поскольку консервативны и ценят стабильность. Однако, у этого архетипа есть и темная сторона. Излишняя осторожность лишает их многих возможностей. Кроме того, они не гибки в мышлении. Неспособность мыслить абстрактно иногда превращает их суждения, основанные на «нерушимых» догмах, в абсурд.
Самость
Этот архетип Юнг считал самым полным и гармоничным. Он характеризовался целостностью и самодостаточностью личности. Внутри архетипа самости сознательное и бессознательное находятся в идеальном балансе, что уравновешивает противоположные элементы психики. Архетип самости Юнг считал всеобъемлющим. Он символизирует динамику и равновесие одновременно, что дает уникальную возможность внутренним противоположностям прийти к согласию. Самость – редкий архетип, поэтому, внутри личности он может проявляться крайне слабо. Чаще это происходит во сне, где он выступает в качестве почти незримого и едва уловимого образа. Однако, большинству людей Самость не свойственна вовсе.
Тень
Еще одно название архетипа – «Анти-Я». Сюда входят установки, привычки и убеждения, отвергаемые и не принимаемые человеком. Это темная сторона личности, его демон, животная страсть, которую человек старательно скрывает и всячески подавляет внутри себя. Желание «закопать» демона в глубь души обусловлена недопустимостью подобных проявлений в рамках общественных норм морали. Компонент Тени в структуре любого архетипа, присутствует практически у всех, но, ведет себя по-разному. Выскочить из табакерки черт может, когда человек находится в измененном состоянии сознания, подвержен психическим отклонениям или находится в нетипичной жизненной ситуации.
Персона
Для архетипа характерна черта притворщика и искусного мастера перевоплощений. Иными словами, Персона носит маски и перед каждым человеком проявляет себя по-разному. Это хамелеон, истинные намерения и качества которого разгадать чрезвычайно трудно. Персона будто живет несколькими жизнями сразу. Причем герои каждой из его реальностей могут не иметь между собой ничего общего. Персоне нужна публика, поэтому, такой человек активен, социализирован, легко идет на контакт с каждым собеседником и обладает магической привлекательностью. Однако, темная сторона Персоны скрывает отчаянного социопата, который бросается из одной крайности в другую. Жажда приключений и склонность к неоправданному риску делает их опасными, как для окружающих, так и для самих себя.
Бог
Это целый комплекс архетипов, поделенных по гендерному признаку, который ввела последовательница Юнга Дж. Болен.
К мужским архетипам Бог она отнесла:
· Зевса – сильного духом и волевого и уверенного в себе;
· Аполлона – морально зрелого, взрослого и рассудительного;
· Гадеса – загадочного, скрытного, спокойного;
· Диониса – веселого, общительного, увлекающегося;
· Гефеста – сильного и трудолюбивого;
Архетипы женщин-богинь:
· Афина – воинственная, мудрая, рассудительная;
· Артемида – бунтующая, не терпящая границ, сильная духом;
· Афродита – нежная, чувственная, сексуальная;
· Геката – мистическая, склонная к оккультизму;
· Тюфе – многоликая, противоречивая, амбициозная, максималистка.
Мать
Этот архетип – Инь и Янь мироздания. Она зло всего сущего и одновременно, его начало. Психология выделяет его, как особый, неизменно присутствующий и всплывающий в процессе психотерапии. Любопытно, что воздействие этого противоречивого архетипа проявляется не только на ментальном, но и на материальном уровне. В частности, внутренний конфликт человека с архетипом Мать приводит к тому, что вещи в его руках, буквально, «горят», появляются серьезные финансовые проблемы, случается порча имущества. На тонком плане может не складываться личная жизнь, возникают сложности в коммуникации, тяжелая адаптивность. Феномен архетипа Матери у женщин состоит еще и в том, что способность носительницы к зачатию ребенка, его вынашиванию и последующему рождению определяется исключительно физическим состоянием матки.
Ребенок
Божественный архетип. Внутри него спрятан мощнейший духовный потенциал, сохранить и пронести сквозь жизнь, который дано единицам. Архетип Ребенка – это кладезь знаний, который хранит в себе силу коллективного бессознательного и всей Вселенной. С одной стороны, его внешняя беззащитность обезоруживает и побуждает к тому, чтобы его оберегать. С другой стороны, он настолько силен, что легко уничтожит врага, оставшись при этом невредимым. При этом, носителя одолевают полярные эмоции, с которыми он, на удивление, хорошо совладает и, будучи столь противоречивым, живет счастливой жизнью.
Шут
Название архетипа не стоит ассоциировать с дурашливым образом пересмешника. Под ним кроется творческая многогранная личность, склонная генерировать нестандартные решения. О таких людях пишут приключенческие романы и снимают кино. Это смелый и неординарный человек, способный поставить на карту все. Ему чужды рамки, тягостное отношение к жизни. Шут выходит сухим из воды там, где остальным угрожает неминуемая гибель. Он живет здесь и сейчас, чем вызывает, как зависть, так и недоумение. Его спонтанность, ироничность и легкость в сочетании с обаянием, притягивают людей. Симпатию усиливает способность Шута превратить проблему в веселое приключение, а рутинную работу в увлекательный творческий процесс. С другой стороны, Шут ходит по тонкому лезвию, рискует и подвергает риску своих близких, что со временем очень утомляет и раздражает.
Ведьма
Наделенные этим архетипом люди обладают сильной интуицией, граничащей с ясновидением. Их интересуют эзотерические учения, нередко они являются последователями тех или иных религиозных или оккультных учений. Архетип Ведьма обладает магической притягательностью, весьма обаятелен и одновременно загадочен. Ведьму легко узнать. Она носит на теле амулеты, обереги, возможно, татуировки, имеющие магический тайный смысл. Нередко такие люди обладают даром. Ведьмы со светлой энергетикой лечат, помогают, вдохновляют. Темные Ведьмы – искусные манипуляторы и разрушители.
Не стоит ограничивать понимание себя или близкого только в рамках одного из представленных архетипов. Архетипы – это грани личности. И часто в одном человеке уживаются сразу несколько. В тех или иных ситуациях кто-то из них берет бразды правления над поведением своего носителя. Внутри идет борьба, которая напрямую влияет на круг интересов, реакции на внешние раздражители, а также на склонность руководствоваться определенными идеалами. Архетип – это всего лишь фундамент личности, а не ее здание. Во многом проявление архетипа будет усилено или подавлено таким факторами, как интеллектуальное развитие, чувство долга перед обществом, воспитание, приспособляемость, а также уровень социализации.
Архетипы в маркетинге
Как бы удивительно не звучали характеристики архетипов, все они реальны. Более того, с учетом их особенностей маркетологи продвигают бренды, развивают индустрию продаж и выводят на рынок товары, которые будут иметь спрос.
Об этом подробно изложено в книге Маргарет Марк «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов». Исследования автора указывают на то, что при разработке идеи бренда маркетологи должны учитывать психологические аспекты личности, исходя из ее потребностей. Таким образом, созданный брпродукт получит отклик в душе потребителя и наверняка будет пользоваться высоким спросом. Грамотно разработанная рекламная компания ставит в приоритет потребность, которую следует удовлетворить. При этом, используя теорию архетипов, маркетологи затрачивают в разы меньшие средства на исследования, которые при этом не всегда себя оправдывают.
Издание «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов» — это настольная книга маркетолога. Пользуясь ею, достаточно провести пилотное исследование, выяснить, какой архетип заинтересуется данным продуктом, затем изучить особенности архетипа и выпустить рекламу, которая максимально соответствует его запросам.
Коллективное бессознательное – это громадный информационный ресурс. Он безошибочно определяет, в чем нуждаются люди в соответствии с их образом мышления, требованиями и приоритетами при выборе того или иного продукта. По мнению автора книги, если маркетологи подойдут к разработке бренда, учитывая психологический аспект, компания не только выйдет на крупный рынок, но и станет непотопляемой.
Теория архетипов – удивительная психологическая структура. Ее применение дает возможность лучше понимать себя и окружающих, продвигать большой бизнес и взаимодействовать с обществом, разговаривая с каждым элементом на его языке.
Спасибо, что помогли сделать качество статей лучше!
Основные архетипы в юнгианском анализе.
Архетип – от греч. «архе» — начало и «типос» -образ, — таким образом это мощные психические первообразы, скрытые в глубинах бессознательного, врожденные универсальные идеи, изначальные модели восприятия, мышления, переживания. Это своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний. Они составляют структуру мировоззрения и передаются из поколения в поколение.Коллективное бессознательное как оставляемый опытом осадок и вместе с тем как некоторое его, опыта, a priori есть образ мира, который сформировался уже в незапамятные времена. «Единственная возможность состоит в том, чтобы признать иррациональное в качестве необходимой – потому что она всегда наличествует – психической функции и ее содержание принять не за конкретные (это было бы шагом назад!), а за психические реальности, — реальности, поскольку они суть вещи действенные, т.е. действительности.»
Это господствующие силы, боги, т.е. образы доминирующих законов и принципы общих закономерностей, которым подчиняется последовательность образов, все вновь и вновь переживающей душой.
Архетипы можно рассматривать как результат и отражение имевших место переживаний; но точно так же они являются теми факторами, которые служат причинами переживаний.
Познание архетипов является значительным шагом вперед. Магическое или демоническое действие, вызываемое ближним, исчезает благодаря тому, что тревожное чувство сводится к некоторой определенной величине коллективного бессознательного.
В период жизненного поворота следует уделять образам коллективного бессознательного особое внимание, так как в такие моменты оно является источником из которого можно черпать указания к разрешению проблемы. Из сознательной обработки этих данных может получиться трансцедентная функция, как формирование восприятия, опосредованного архетипами.
Юнг описал множество архетипов, дав им условные и весьма своеобразные, но точные названия: Самость, Персона, Тень, Анима, Анимус, Мать, Ребенок, Солнце, Старый Мудрец, Герой, Бог, Смерть…
Транцедентная функция действует не бесцельно, а ведет к откровению сущностного ядра человека. При первом рассмотрении она есть чисто природный процесс, который при определенных обстоятельствах протекает без ведома и содействия индивидуума и может даже насильственно реализовывать себя вопреки его противодействию. Смысл и цель данного процесса – осуществление(первоначально заложенной в эмбрионе) личности во всех ее аспектах. Это восстановление и развертывание изначальной, потенциальной целостности. Символы, которые для этого применяют бессознательное, — не что иное, как образы, которые издавна употребляло человечество для выражения целостности, полноты, совершенства, как правило, — это символы – четверичности и круга. Этот процесс Юнг называет процессом индивидуации.
Персона
Наша персона является внешним проявлением того, что мы предъявляем миру. Это характер, который мы считаем приемлемым; через него мы взаимодействуем с другими. Личность включает в себя наши социальные роли, одежду, которую мы носим, и наши индивидуальные способы выражать себя. Термин персона пришел из латыни, означая «маска», или «фальшивое лицо». Маска надевалась актерами в Древнем Риме. Чтобы социально функционировать, мы играем роль, используя приемы, свойственные именно этой роли. Даже тогда, когда мы не можем приспособиться к чему-либо, наши роли продолжают работать. Это роли, выражающие отказ.
Персона имеет и негативные, и позитивные аспекты. Доминирующая персона может подавить человека. Те, кто идентифицируется с персоной, видят себя в основном в границах своих специфических социальных ролей. Юнг назвал персону «согласованным архетипом». Как часть своей позитивной функции, она ограждает эго и психику от различных социальных сил и аттитюдов, которые сталкиваются с ними. Вдобавок персона является ценным инструментом для общения. В античной драме ненадежность человека передавалась с помощью искаженных масок, информируя о личности и о роли, которую играл актер. Персона может быть решающей в нашем позитивном развитии. Когда мы начинаем играть главную роль, наше эго мало-помалу стремится идентифицироваться с ней. Этот процесс является основным в личностном развитии.
Процесс тем не менее не всегда позитивен. В то время как эго идентифицируется с персоной, люди начинают верить, что они являются тем, чем претендуют быть. Согласно Юнгу, мы в конечном счете извлекаем эту идентификацию, чтобы изучить в ходе самореализации, или индивидуации, что же мы собой представляем. Небольшая группа других людей, окружающих нас, содержит проблемы их личностей, из-за культурных предубеждений и социальных срезов их персон.
Персона может быть выражена через объекты, которые мы используем, чтобы закрыть свое тело (одежда или покрывало), и через инструменты нашего занятия (лопата или портфель). Таким образом, обычные предметы становятся символами идентификации человека. Термин символ статуса (машина, дом или диплом) выражает понимание обществом важности имиджа. Все эти символы могут быть найдены в снах как репрезентации персоны. Например, кто-либо с сильной персоной может появиться во сне как слишком нарядно одетый или стесненный слишком большим количеством одежды. Человек со слабой персоной может появиться голым или в открытой одежде. Одним из возможных выражений неадекватной персоны может быть фигура, не имеющая кожи.
Тень
Тень — это архетипическая форма, состоящая из материала, подавленного сознанием; ее содержание включает те тенденции, желания, воспоминания и опыты, которые отсекаются человеком как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам. Тень содержит в себе все негативные тенденции, которые человек хочет отвергнуть, включая животные инстинкты, а также неразвитые позитивные и негативные черты.
«Как я могу быть реальным, не отбрасывая тени? Если я хочу быть цельным, то должен иметь и темную сторону; осознавая свою тень, я вспоминаю еще раз, что я человеческое существо, подобное любому другому».
Чем сильнее становится наша персона, тем более мы идентифицируемся с ней и тем больше отвергаем другие части самих себя. Тень представляет собой то, что мы намереваемся сделать подчиненным в нашей личности, и даже то, чем мы пренебрегаем и чего никогда не развиваем в себе. В снах фигура тени может появиться как животное, карлик, бродяга или любая другая подчиненная фигура.
В своих работах о подавлении и неврозе Фрейд в первую очередь рассматривал аспекты того, что Юнг называет тенью. Юнг нашел, что подавленный материал организован и структурирован вокруг тени, которая становится в буквальном смысле негативной самостью, или тенью эго. Тень часто является в опыте снов как темная, примитивная, враждебная или пугающая фигура, так как содержание тени насильственно вытеснено из сознания и антагонистично сознательной точке зрения. Если материал из тени возвращается обратно в сознание, она теряет очень многие из своих примитивных и пугающих черт. Тень наиболее опасна, когда неузнаваема. В этом случае человек проецирует свои нежелательные черты на других или подавляется тенью, не понимая ее. Образы врага, дьявола или понятие первородного греха являются аспектами архетипа тени. Когда большая часть материала тени становится осознанной, меньшая не может доминировать. Но тень является интегральной частью нашей природы и никогда не может быть полностью уничтожена. Личность, претендующая на то, чтобы не иметь тени, оказывается не сложным человеком, а двумерной карикатурой, отрицающей смесь хорошего и плохого, неизбежно присутствующую во всех нас.
Анима и анимус
Юнг считал очевидным, что составной частью персоны является некая бессознательная структура, и назвал ее анимой у мужчины и анимусом у женщин. Эта основная психическая структура служит средоточием всего психологического материала, который не согласовывается с тем, как именно человек осознает себя мужчиной или женщиной. Таким образом, насколько женщина осознанно представляет себя в границах того, что свойственно женщинам, настолько ее анимус будет включать те непознанные тенденции и опыт, который она считает свойственным мужчинам.
Для женщины процесс психологического развития влечет за собой начало диалога между ее эго и анимусом. Анимус может патологически доминировать благодаря идентификации с архетипическими образами (например, заколдованного принца, романтического поэта, призрачного любовника или мародерствующего пирата) и/или из-за чрезвычайно сильной привязанности к отцу.
Анимус рассматривается Юнгом как отдельная личность. Когда анимус и его влияние на человека осознаны, анимус берет на себя роль связующего звена между сознанием и бессознательным, пока последнее постепенно не интегрируется в самость. Юнг рассматривает черты этого союза противоположностей (в данном случае, мужского и женского начал) как главную детерминанту выполнения личностью женской роли.
Подобный же процесс происходит между анимой и маскулинным эго у мужчины. Пока наша анима или анимус неосознанны, не приняты как часть нашей самости, мы будем стремиться проецировать их на людей противоположного пола:
“Каждый мужчина несет внутри себя вечный образ женщины, не образ той или другой конкретной женщины, но определенный феминный образ. Этот образ является… отпечатком или „архетипом“ опыта всех женских предков, хранилищем, так сказать, всех впечатлений, когда-либо приобретенных женщинами.
…Так как этот образ является неосознанным, он всегда бессознательно проецируется на любимого человека, и это одна из главных причин для страстного влечения или отвращения».
Согласно Юнгу, родитель противоположного пола оказывает основополагающее влияние на развитие анимы или анимуса ребенка. Все связи с объектами противоположного пола, включая родителей, подвержены сильному воздействию фантазий анимы или анимуса. Этот архетип является одним из наиболее влиятельных регуляторов поведения. Он проявляется в снах и фантазиях как персонажи противоположного пола и функционирует в качестве важнейшего посредника между процессами сознания и бессознательного. Он ориентирован преимущественно на внутренние процессы, так же как персона ориентирована на внешние. Это источник проекций, источник создания образа и доступ к творчеству. (Креативное влияние анимы видно на примере художников, рисовавших своих муз как богинь.) Юнг еще называл этот архетип и «образом души». Так как он способен приводить нас в соприкосновение с силами нашего бессознательного, то часто является ключом, открывающим нашу креативность.
Самость
Самость — наиболее важный и трудный для понимания архетип. Юнг назвал самость главным архетипом, архетипом психологического строя и целостности личности. Самость — архетип центрированности. Это единство сознания и бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики. Самость определяет функционирование целостной психики методом интеграции. Согласно Юнгу, «сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и является самостью». Юнг открыл архетип самости только после своих исследований других структур личности.
«Архетипом человека является самость. Самость всеобъемлюща. Бог — круг чей центр везде, и границ у него нет».
Самость изображается в снах и образах или безлично (как круг, мандала, кристалл, камень), или персонифицированно (как королевская чета, божественный ребенок или другие символы божественности). Великие духовные учителя, такие, как Христос, Магомет и Будда, являются также и символами самости. Это символы целостности, единства, примирения противоположностей и динамического равновесия — целей процесса индивидуации. Юнг так объясняет функцию самости:
«Эго получает свет от самости. Мы что-то знаем о самости, но все же мы о ней не знаем… Несмотря на то что мы получаем от самости свет сознания и знаем об источнике, который освещает нас, мы не знаем, хранится ли он именно в сознании… Если бы самость была целиком выводима из опыта, она бы и ограничивалась опытом, тогда как в реальности этот опыт неограничен и бесконечен… Если бы я был один со своей самостью, я бы знал обо всем, говорил бы на санскрите, читал бы клинопись, знал бы о доисторических событиях, был бы знаком с жизнью на других планетах и т. д.».
Самость — глубокий внутренний руководящий фактор, который может показаться легко отличимым от сознания и эго, если не чуждым им. «Самость — не только центр, но и периферия, которая охватывает и сознание, и бессознательное: это центр всего, так же как эго — центр сознания». Самость может проявляться в первую очередь в снах, как небольшой, незначительный образ. Самость у большинства людей неразвита, и они не знают о ней. Развитие самости не означает исчезновения эго. Эго остается центром сознания, важной структурой психики. Оно обретает связь с самостью в результате долгой, тяжелой работы понимания и принятия бессознательных процессов.