^6.6. Психологические характеристики типов беседы
Различные школы и направления психологии применяют свои стратегии проведения клинической беседы. В ходе беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Для проверки этих частных гипотез он может давать испытуемому задания, тесты. Тогда клиническая беседа превращается в клинический эксперимент, ^
6.7. Достоинства и недостатки метода беседы. ^ Глава 7. МЕТОД УСТНОГО ОПРОСА. ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ . Интервьюирование (от англ., «встреча», «беседа») — метод получения информации в ходе устного непосредственного общения. Предусматривает регистрацию и анализ ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых. В отличие от обычной беседы процедура интервьюирования имеет четкую цель, предполагает предварительное планирование действий по сбору информации, обработку полученных результатов. Возможность применения данного метода в широком диапазоне исследовательских целей позволяет говорить о его универсальности, а многообразие собираемых психологических фактов свидетельствует о значительном потенциале устного опроса. Не случайно интервьюирование издавна используется в работе представителями совершенно различных научных направлений и школ. Более того, трудно назвать сколько-нибудь значимое исследование не только в психологии, но и в любой науке о человеке, где бы не оказалась пригодной информация, полученная со слов опрашиваемых лиц. В то же время интервьюирование с полным основанием считается одним из наиболее субъективных методов в современном арсенале научного познания. В нем чрезвычайно велик риск получения недостоверного, преднамеренно или случайно искаженного сообщения. С одной стороны, респондент (от англ., «отвечающий», «опрашиваемый») — человек, участвующий в опросе в роли источника информации, — может отклониться от истины в силу целого комплекса причин. Среди них:
Незнание каких-либо фактов или ложная информированность;
|
Индивидуальная беседа – диагностический метод, который позволяет установить прямой контакт с испытуемым, получить информацию о его субъективном мире, о мотивах его деятельности и поведения.
Метод беседы используется с другими методами, такими, как анкетирование, наблюдение и эксперимент. Однако в практической работе ряда ведущих психологов мира беседа использовалась как самостоятельный метод исследования (“клиническая беседа” Ж. Пиаже, “психоаналитическая беседа” 3. Фрейда). Возможности, которые предоставляет этот метод, с точки зрения глубины проникновения в существо исследуемого вопроса, до сих пор еще не полностью используются в исследованиях. В отличие от метода анкетирования этот метод используется пока сравнительно мало.
Беседа является методом получения информации на основе ответов собеседника на вопросы, поставленные психологом при прямом контакте. В ходе беседы исследователь выявляет особенности поведения и психического состояния собеседника. Условием успеха беседы является доверие испытуемого к исследователю, создание благоприятной психологической атмосферы. Полезную информацию во время беседы дает внешнее поведение испытуемых, их мимика, жесты, интонация речи.
Целью метода беседы обычно ставится проверка и уточнение в непосредственном общении с собеседником ряда непонятных для психолога вопросов, возникших в ходе изучения социально-психологических и индивидуально-психологических качеств его личности. Кроме того, целью беседы является уточнение структуры мотивационной сферы, так как поведение и деятельность обусловливаются обычно не одним, а несколькими мотивами, которые вероятнее всего можно выявить в общении с собеседником. Беседа позволяет мысленно моделировать любые нужные психологу ситуации. Бесспорно, что о намерениях лучше всего судить по поступкам, а не по словам. Однако субъективные состояния собеседника могут и не найти выражение в его поведении в данных обстоятельствах, но проявляются в иных условиях и ситуациях. Успешное использование беседы как метода исследования возможно при соответствующей квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободного выражения своего мнения. Искусство использования метода беседы состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать и как спрашивать. При соблюдении требований и надлежащих предосторожностей беседа позволяет получить не менее надежную, чем в наблюдении или при психологическом анализе документов, информацию о событиях прошлого, настоящего или планируемого будущего. Однако во время беседы необходимо отделять личные отношения от содержания беседы.
Достоинством метода беседы является то, что она базируется на личном общении, что устраняет некоторые отрицательные моменты, возникающие при использовании вопросника. Беседа дает и большую уверенность в правильном понимании вопросов, так как исследователь имеет возможность детально объяснить вопрос. Предполагается и большая достоверность ответов, ибо устная форма беседы, которую ведут лишь два лица, создает предпосылки того, что ответы на вопросы не будут оглашены.
Недостатком метода беседы по сравнению с вопросником является растянутость, довольно медленное накопление данных при обследованиях массового характера. Именно поэтому на практике охотнее прибегают к вопроснику, так как он обеспечивает экономию времени.
В психологии метод беседы широко распространен, хотя чаще всего он используется в комплексе методов исследования (например, для получения ориентировочных данных при социально-психологических исследованиях или психологическом обследовании и т. д.). Следует иметь в виду, что нелюбая беседа является специальным научным методом. Беседа, проводимая специалистом, отличается от обычного общения и разговора целенаправленностью, плановостью, точностью формулировок. Беседа может вестись на свободные темы и по определенной тематике, целенаправленно с соблюдением определенных правил и без правил. Различие между ними состоит в том, что целенаправленная, так называемая управляемая, беседа строится в строгом соответствии с заданными условиями, которые необходимо точно соблюдать. К таким условиям относятся, например, постановка вопросов, их очередность, продолжительность разговора. Беседа как метод получения психологом данных непосредственно от исследуемого предполагает соблюдение ряда требований и условий, а также налагает на психолога особую ответственность. Дело не только в подготовке к проведению беседы на хорошем уровне, знании сути дела, но и в умении устанавливать контакты с представителями разных социальных и возрастных групп, национальностей, верований и т. п. В неменьшей мере требуется способность классифицировать и реально оценивать факты, проникать в сущность проблемы. Поскольку беседа ведется в целях сбора определенных сведений, важно записывать ответы. Во многих исследованиях необходимо делать записи непосредственно во время беседы, что предполагает наличие предварительно подготовленных листов, схем. Однако при беседах индивидуального плана, когда у психолога просят совета по тому или иному вопросу, записи в процессе разговора делать не рекомендуется. Лучше записать ход беседы после ее окончания. И хотя в этом случае может ухудшиться точность сведений, сам факт ведения записей при интимной беседе мож
Общее понятие о методе беседы
Текст записи:
1. Характеристика беседы
Индивидуальная беседа – диагностический метод, который позволяет установить прямой контакт с испытуемым, получить информацию о его субъективном мире, о мотивах его деятельности и поведения.
Метод беседы используется с другими методами, такими, как анкетирование, наблюдение и эксперимент. Однако в практической работе ряда ведущих психологов мира беседа использовалась как самостоятельный метод исследования (“клиническая беседа” Ж. Пиаже, “психоаналитическая беседа” 3. Фрейда). Возможности, которые предоставляет этот метод, с точки зрения глубины проникновения в существо исследуемого вопроса, до сих пор еще не полностью используются в исследованиях. В отличие от метода анкетирования этот метод используется пока сравнительно мало.
Беседа является методом получения информации на основе ответов собеседника на вопросы, поставленные психологом при прямом контакте. В ходе беседы исследователь выявляет особенности поведения и психического состояния собеседника. Условием успеха беседы является доверие испытуемого к исследователю, создание благоприятной психологической атмосферы. Полезную информацию во время беседы дает внешнее поведение испытуемых, их мимика, жесты, интонация речи.
Целью метода беседы обычно ставится проверка и уточнение в непосредственном общении с собеседником ряда непонятных для психолога вопросов, возникших в ходе изучения социально-психологических и индивидуально-психологических качеств его личности. Кроме того, целью беседы является уточнение структуры мотивационной сферы, так как поведение и деятельность обусловливаются обычно не одним, а несколькими мотивами, которые вероятнее всего можно выявить в общении с собеседником. Беседа позволяет мысленно моделировать любые нужные психологу ситуации. Бесспорно, что о намерениях лучше всего судить по поступкам, а не по словам. Однако субъективные состояния собеседника могут и не найти выражение в его поведении в данных обстоятельствах, но проявляются в иных условиях и ситуациях. Успешное использование беседы как метода исследования возможно при соответствующей квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободного выражения своего мнения. Искусство использования метода беседы состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать и как спрашивать. При соблюдении требований и надлежащих предосторожностей беседа позволяет получить не менее надежную, чем в наблюдении или при психологическом анализе документов, информацию о событиях прошлого, настоящего или планируемого будущего. Однако во время беседы необходимо отделять личные отношения от содержания беседы.
Достоинством метода беседы является то, что она базируется на личном общении, что устраняет некоторые отрицательные моменты, возникающие при использовании вопросника. Беседа дает и большую уверенность в правильном понимании вопросов, так как исследователь имеет возможность детально объяснить вопрос. Предполагается и большая достоверность ответов, ибо устная форма беседы, которую ведут лишь два лица, создает предпосылки того, что ответы на вопросы не будут оглашены.
Недостатком метода беседы по сравнению с вопросником является растянутость, довольно медленное накопление данных при обследованиях массового характера. Именно поэтому на практике охотнее прибегают к вопроснику, так как он обеспечивает экономию времени.
В психологии метод беседы широко распространен, хотя чаще всего он используется в комплексе методов исследования (например, для получения ориентировочных данных при социально-психологических исследованиях или психологическом обследовании и т. д.). Следует иметь в виду, что нелюбая беседа является специальным научным методом. Беседа, проводимая специалистом, отличается от обычного общения и разговора целенаправленностью, плановостью, точностью формулировок. Беседа может вестись на свободные темы и по определенной тематике, целенаправленно с соблюдением определенных правил и без правил. Различие между ними состоит в том, что целенаправленная, так называемая управляемая, беседа строится в строгом соответствии с заданными условиями, которые необходимо точно соблюдать. К таким условиям относятся, например, постановка вопросов, их очередность, продолжительность разговора. Беседа как метод получения психологом данных непосредственно от исследуемого предполагает соблюдение ряда требований и условий, а также налагает на психолога особую ответственность. Дело не только в подготовке к проведению беседы на хорошем уровне, знании сути дела, но и в умении устанавливать контакты с представителями разных социальных и возрастных групп, национальностей, верований и т. п. В неменьшей мере требуется способность классифицировать и реально оценивать факты, проникать в сущность проблемы. Поскольку беседа ведется в целях сбора определенных сведений, важно записывать ответы. Во многих исследованиях необходимо делать записи непосредственно во время беседы, что предполагает наличие предварительно подготовленных листов, схем. Однако при беседах индивидуального плана, когда у психолога просят совета по тому или иному вопросу, записи в процессе разговора делать не рекомендуется. Лучше записать ход беседы после ее окончания. И хотя в этом случае может ухудшиться точность сведений, сам факт ведения записей при интимной беседе может вызвать у исследуемого отрицательную реакцию и нежелание давать правдивые ответы. Именно этим обусловлена сложность метода беседы для психолога, который должен досконально проанализировать ответы с тем, чтобы отбросить недостоверные и несущественные, но сосредоточить внимание на фактах, которые являются в данном случае носителями нужной информации.
Получение информации в беседе основано на вербальной коммуникации исследователя и испытуемого, на прямом социальном взаимодействии, что определяет большие возможности этого метода. Личный контакт помогает глубже понять мотивы собеседника, его позицию. Гибкость этого метода обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, способствует углубленному пониманию всего контекста, а также мотивов отдельных ответов собеседника. Исследователь не просто получает информацию, как при использовании других методов, но, учитывая реакцию отвечающего, может в соответствии с ней направить беседу в необходимое русло. Непосредственный контакт испытуемого и исследователя требует от последнего определенных качеств личности, таких как гибкость ума, общительность, умение завоевывать доверие человека, с которым он ведет беседу. Гибкость ума – способность хорошо ориентироваться в ситуации, оперативно принимать оптимальные решения. Общительность – умение войти в контакт, преодолеть предубеждения, завоевать доверие, расположение собеседника.
Индивидуальная беседа протекает в условиях непосредственного общения, что увеличивает роль психологического мастерства, разносторонности знаний, быстроты мышления, наблюдательности психолога. Наблюдательность – умение выделять, оценивать отдельные признаки событий.
Если психологу удастся создать атмосферу доверия и искренности, метод беседы позволит ему получать такую информацию, которую невозможно получить никаким другим методом. При этом необходимо строго следить за тем, чтобы ответы собеседника были свободны от влияния личных отношений, установившихся между опрашиваемым и опрашивающим, от способа постановки вопроса.
2. Основные виды беседы в психологии
В соответствии с тем, сколько людей принимает участие в беседе, различают беседы индивидуальные (исследователь беседует с одним человеком) и групповые (одновременная работа исследователя с несколькими людьми).
По структуре вопросов различают стандартизированные (структурированные, формализованные), нестандартизированные (неструктурированные, неформализованные) и частично стандартизированные беседы.
Стандартизированная (структурированная, формализованная) беседа предполагает предварительную формулировку вопросов и определение их очередности. Получаемая в этом случае информация сравнительно легко может быть обработана, но глубина познания при этом уменьшается. При такой форме беседы не исключена опасность получения неточных и неполных данных. Стандартизированная беседа используется чаще всего тогда, когда необходимо выяснить определенные тенденции изучаемых явлений, охватив при этом большое количество людей.
Нестандартизированная (неструктурированная, неформализованная) беседа проходит фокусированно или свободно. Разумеется, исследователь заранее готовит вопросы, которые будут поставлены, но их содержание, очередность и формулировка определяются ситуацией беседы, зависят от задающего вопросы, который придерживается предварительно определенной схемы. Недостатком этой формы работы является сложность обработки полученной информации. Нестандартизированная беседа часто используется в случаях, когда исследователь впервые знакомится с изучаемой проблемой.
Однако обычно самым удобным считается частично стандартизированная беседа. Так же как и другие методы, метод беседы может иметь различные переходные варианты, отвечающие предмету и задачам исследования. В тех случаях, когда исследователь уже ориентируется в существующих отношениях и изучает определенный аспект проблемы, он может успешно применить способ частично стандартизированной беседы. Основным условием эффективности при этом являются четко определенные цели и детальная разработка плана исследования.
По организационной форме различают следующие виды беседы: беседа по месту работы, беседа по месту жительства, беседа в кабинете психолога. В зависимости от организационной формы по-разному проявляются особенности беседы.
Беседа по месту работы или занятий проводится, как правило, на рабочем месте или в служебном помещении. Она наиболее целесообразна, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными проблемами. Например, если беседа с испытуемым проходит в привычных условиях, где он обычно работает или учится, то все обстоятельства, связанные с предметом беседы, быстрее актуализируются в его сознании.
Беседа по месту жительства проводится в домашней обстановке, где человек располагает большим временем и свободой. Она становится предпочтительной, если предмет беседы касается таких проблем, о которых удобнее говорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений. В привычных условиях собеседник охотнее отвечает на вопросы, требующие сообщения конфиденциальной информации.
Беседа в кабинете психолога, как правило, завершает комплексное обследование психологических качеств личности и позволяет получить такую информацию, которую трудно предусмотреть в анкетах и тестах. Беседа приобретает менее официальный характер, чем в служебном помещении.
Независимо от места проведения беседы, стоит позаботиться об устранении или хотя бы уменьшении влияния “третьих” лиц. Опыт показывает, что даже молчаливое присутствие во время беседы “третьего” лица (коллеги, члена семьи, гостя, соседа) оказывает влияние на психологический контекст беседы и может вызвать смещение в содержании ответов испытуемого.
3. Стандартизированная беседа
Стандартизированная (структурированная, формализованная) беседа — вид беседы, при которой общение исследователя и испытуемого строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией. В стандартизированной беседе обычно преобладают закрытые вопросы. При использовании этого вида беседы исследователь обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.
Формулировки вопросов должны быть рассчитаны не на чтение, а на ситуацию беседы. План беседы разрабатывается не в “письменном”, а в разговорном, устном стиле. Например, вопрос может формулироваться так: “Я перечислю Вам разные виды занятий в свободное время. Скажите, пожалуйста, какими из них Вы обычно занимаетесь, когда у Вас бывает свободное время?”.
Испытуемый должен внимательно выслушать вопрос и выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа из заранее продуманного набора. Если в процессе беседы возникает потребность объяснить испытуемому неясное слово или смысл вопроса, исследователь не должен при этом допускать произвольного толкования, отклонения от смысла первоначальной формулировки вопроса.
Достоинства этого вида беседы состоят в том, что будет получено максимально полное описание фактов, поскольку исследователь “жестко” ведет испытуемого по плану беседы, не упуская ни одной важной детали. В то же время именно с этим обстоятельством связано возможное влияние фактора престижа: стремление испытуемого соответствовать в своих ответах нормативным требованиям независимо от действительного положения дел.
Таким образом, в ситуации стандартизированной (формализованной) беседы исследователю отводится по преимуществу исполнительская роль. В этой форме беседы влияние исследователя на качество данных может быть сведено к минимуму.
4. Частично стандартизированная беседа
Частично стандартизированная беседа — вид беседы, при которой общение исследователя и испытуемого происходит с применением открытых вопросов и предусматривает меньшую степень стандартизации поведения исследователя и испытуемого. Исследователь разрабатывает подробный план беседы, предусматривающий строго обязательную последовательность вопросов и их формулировки в открытой форме, то есть без вариантов ответов. Исследователь воспроизводит вопросы без каких-либо отклонений от заданных формулировок, а испытуемый дает ответы в свободной форме. Задача исследователя состоит в их полной и четкой регистрации. Способ фиксации ответов также стандартен и предусмотрен инструкцией. Это может быть дословная запись с сохранением лексики испытуемого (в том числе стенография или магнитофонная запись). Иногда применяется непосредственная кодировка ответов в ходе беседы. В этом случае после каждого вопроса приводится схема классификации ответов, в которой исследователь отмечает нужные позиции. Например, после вопроса: “Какие газеты Вы читаете?” — в опроснике дается перечень газет, интересующих исследователя, а также предусмотрена позиция — “другие газеты”.
Этот вид беседы требует несколько больших затрат времени и труда: испытуемый дольше обдумывает и формулирует ответы, а исследователь тратит больше времени на их регистрацию. Растут затраты времени на кодировку и последующий анализ содержания ответов. Именно по этим причинам частично стандартизированная беседа с открытыми вопросами применяется реже стандартизированной беседы. Вместе с тем далеко не для всех задач нужна формализованная, унифицированная информация. В ряде случаев особую ценность представляет учет как можно более широкого диапазона различий в поведении, мнениях, оценках испытуемых, а такую информацию можно получить, только уменьшив стандартизацию беседы, предоставив исследователю большую свободу в регистрации высказываний испытуемых.
Высказывания испытуемых могут существенно различаться по форме, содержанию, объему, композиции, полноте, уровню информированности, аналитическому проникновению в сущность предложенного вопроса. Все эти особенности полученных ответов становятся предметом анализа. Своеобразная “плата” за это уточнение информации — дополнительные затраты времени на сбор и обработку данных. Подобные взаимозависимости исследовательских задач, качества и содержания информации, а также затрат времени и труда характерны и для других разновидностей беседы.
5. Нестандартизированная (свободная) и фокусированная беседа
Фокусированная беседа является следующей ступенью, ведущей к уменьшению стандартизации поведения исследователя и собеседника. Она имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Испытуемых в этом виде беседы заранее знакомят с предметом беседы: они читают книгу или статью, участвуют в работе семинара, методика и содержание которого будут затем обсуждаться, и т. д. Предварительно заготавливаются и вопросы для такой беседы, причем их перечень для исследователя обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.
Свободная беседа отличается минимальной стандартизацией поведения исследователя и испытуемого. Этот вид беседы применяется в тех случаях, когда исследователь только приступает к определению проблемы исследования, уточняет ее конкретное содержание в конкретных условиях.
Свободная беседа проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы. Определяется только тема беседы, которая и предлагается собеседнику для обсуждения. Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки — все зависит от индивидуальных особенностей того, кто проводит беседу, от его представлений о предмете обсуждения, от конкретной ситуации.
Получаемая в данном случае информация не нуждается в унификации для статистической обработки. Она ценна и интересна именно своей уникальностью, широтой ассоциаций, анализом специфики изучаемой проблемы в конкретных условиях. Ответы записываются с максимальной точностью (желательно стенография или магнитофон). Для обобщения ответов применяются традиционные методы конент-анализа текстов.[2]
Список использованной литературы
1. Гусев А., Измайлов Ч., Михалевская М. Измерение в психологии. Общий психологический практикум. – М.: УМК Психология, 2005 (Гриф Учебно-методического объединения Министерства образования и науки РФ).
2. Рамендик Д.М. Психологический практикум. Серия: высшее профессиональное образование. – М.: Academia, 2006 (Гриф Учебно-методического объединения Министерства образования и науки РФ).
Беседа — один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.
Беседа может быть формализованной и неформализованной. Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию. Неформализованная беседа проводится по нежестко стандартизированным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополни-82
тельные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе беседы этого вида, как правило, достигается более тесный контакт между исследователем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глубокой информации.
В практике психолого-педагогических исследований выработаны определенные правила применения метода беседы:
Беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой;
Формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;
Подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы;
Избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника;
Вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;
Не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;
Выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживать доброжелательный настрой.
Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием. Однако исследователю можно при необходимости делать для себя некоторые пометки, которые позволят ему после окончания работы полностью восстановить весь ход беседы. Протокол или дневник как форму регистрации результатов исследования лучше всего заполнять после окончания беседы. В отдельных случаях могут использоваться технические средства ее регистрации — магнитофон или диктофон. Но при этом респондент обязательно должен быть проинформирован о том, что запись беседы будет осуществляться с применением соответствующей техники. В случае его отказа применение названных средств не рекомендуется.
В настоящее время в научной литературе уделяется явно недостаточное внимание анализу данного метода исследования.
В то же время признано, что с помощью беседы можно получить весьма ценную информацию, которую порой нельзя добыть другими методами. Форма беседы, как никакого другого метода, должна быть подвижной, динамичной. В одном случае цель беседы — получение той или
иной важной информации — может скрываться, так как при этом достигается большая достоверность данных. В другом случае, напротив, попытка получить объективную информацию с помощью косвенных вопросов может вызвать негативную, скептическую реакцию участников беседы (типа «Строит из себя умника»). Особенно высока вероятность подобной реакции у людей с завышенной самооценкой. В таких ситуациях более достоверную информацию исследователь получит, если займет такую, например, позицию: «Вы знаете много, помогите нам». Подобную позицию подкрепляют обычно повышенной заинтересованностью в получении информации. Это, как правило, побуждает людей к большей откровенности и искренности.
Вызвать человека на откровенность и выслушать его — большое искусство. Естественно, что откровенность людей надо ценить и бережно, этично обращаться с полученной информацией. Откровенность беседы повышается, когда исследователь не делает никаких записей.
В беседе исследователь общается со специалистом. В процессе этого общения формируются определенные отношения двух личностей друг к другу. Они складываются из мелких штрихов, нюансов, сближающих двух людей или разъединяющих их как личностей. В большинстве случаев исследователь стремится к сближению в общении с личностью респондента. Однако бывают случаи, когда сближение, достигнутую откровенность надо «свернуть», вновь вернуться к определенной дистанции в общении. Например, иногда респондент, уловив искреннюю заинтересованность исследователя (а заинтересованность в большинстве случаев психологически расценивается как внутреннее согласие с тем, что говорит ему опрашиваемый), начинает навязывать свою, как правило, субъективную точку зрения, стремится устранить дистанцию в общении и т. д. В этой ситуации идти на дальнейшее сближение неразумно, так как завершение беседы полной гармонией в общении, пусть даже чисто внешней, может привести к негативным последствиям. Поэтому исследователю психологически целесообразно заканчивать беседу с подобными людьми, установив определенную границу или не соглашаясь с чем-либо. Это обезопасит его от чрезмерной негативной реакции собеседника в будущем. Создать эти тонкие грани общения — настоящее искусство, которое должно базироваться на знании исследователем психологии людей.
Еще по теме Беседа как метод исследования:
- Деятельность присяжных как метод социального исследования
- ГЛАВА 1 ТРУД КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
- 1.1. Исследование социологических подходов к пониманию миграции и методов ее изучения как комплексного научного объекта
Наблюдение — основной эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. Наблюдаемый не знает, что он является объектом наблюдения.
Наблюдение реализуется с помощью специальной методики, которая содержит описание всей процедуры наблюдения:
а) выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он будет наблюдаться;
б) программа наблюдений: перечень тех сторон, свойств, признаков объекта, которые будут фиксироваться;
в) способ фиксации получаемой информации.
При наблюдении должны соблюдаться ряд требований: наличие плана наблюдений, набор признаков, показателей, которые должны фиксироваться и оцениваться наблюдателем; желательно несколько наблюдателей-экспертов, оценки которых можно будет сравнить, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, проверка гипотезы в последующих наблюдениях.
На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдений фиксируются в специальных протоколах, выделяются определенные показатели, признаки, которые следует выявить при наблюдении в поведении испытуемых согласно плану наблюдения. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.
Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.
Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого Наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.
Различают следующие виды наблюдения : срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид — включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).
Достоинства метода:
1. Богатство собираемых сведений;
2. Сохранена естественность условий деятельности;
3. Допустимо использование разнообразных технических средств;
4. Необязательно получение предварительного согласия испытуемых.
Недостатки :
1. Субъективность;
2. Невозможность контролировать ситуацию;
3. Значительные затраты времени.
Метод самонаблюдения (интроспекции). Испытуемый тщательно наблюдает за динамикой переживаемых им состояний на каждой из стадий выполнения инструкции. Испытуемый, прошедший специальную подготовку, описывает то, что он чувствует, оказавшись в той или иной ситуации.
Интроспекция имеет два недостатка:
1. Крайняя субъективность, поскольку каждый испытуемых описывает собственные впечатления или переживания, которые очень редко совпадают с впечатлениями другого испытуемого;
2. Ощущения одного и того же испытуемого меняются в течение времени.
Психодиагностическая беседа как метод получения информа
Беседа— один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме.
Беседа может быть использована для сбора информации об объекте, его социальном окружении, а также в качестве метода консультативной или коррекционной работы; может выступать как элемент или метод независимых характеристик или как элемент метода поиска ресурсов; может проходить с привлечением нескольких участников в рамках затрагиваемой проблемы. Это может способствовать выявлению определенных взаимосвязей и взаимоотношений в рассматриваемой педагогической системе, доминирующих факторов, определению лидера в коллективе.
В ходе беседы могут обсуждаться проблемы и определяться пути их решения. Практическая значимость метода заключается в возможности оперативно получить информацию, установить с собеседником личные позитивные отношения, определить дальнейшие пути и методы психолого-педагогической работы.
Беседа может быть формализованной и неформализованной.
Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию. Неформализованная беседа проводится по нежестко стандартизированным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе такой беседы, как правило, достигается более тесный контакт между педагогом и респондентом, что способствует получению достаточно полной и глубокой информации.
Практика организации психолого-педагогического взаимодействия свидетельствует о возможности использования определенных правил ведения беседы:
— четкое осознание цели беседы;
— подготовка вопросов и четкая их формулировка с учетом возраста и интеллектуального уровня собеседника;
— отсутствие некорректных вопросов;
— учет субъективного состояния и настроения собеседника;
— использование вопросов, непосредственно связанных с рассматриваемой проблемой;
— подбор и постановка вопросов в понятной форме, побуждающей собеседника давать на них развернутые ответы;
— недопущение некорректных вопросов;
— ведение беседы таким образом, чтобы собеседник видел в педагоге не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизненным проблемам и трудностям;
— выбор такого места и времени проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу.
Обычно беседа не сопровождается протоколированием. Однако проводящему беседу по возможности рекомендуется делать для себя кое-какие пометки, которые позволят ему позже полностью восстановить ее ход. Протокол или ученик как форму регистрации результатов исследования лучше всего заполнять по окончании беседы.
Признано, что с помощью беседы можно получить весьма ценную информацию, которая бывает недоступна при использовании других методов. Форма беседы как никакой Фугой метод должна быть подвижной, динамичной.
В одном случае цель беседы — получение той или иной нижней информации — может скрываться, так как этим достигается большая достоверность данных. В другом случае, напротив, попытка получить объективную информацию с помощью косвенных вопросов может вызвать негативную, скептическую реакцию участников беседы («строит из себя умника»). Особенно высока вероятность подобной реакции v респондентов с завышенной самооценкой. В таких ситуациях более достоверную информацию педагог получит при позиции: «Вы знаете много, помогите нам». Подобную позицию подкрепляют обычно повышенной заинтересованностью в получении информации. Это, как правило, побуждает к большей откровенности и искренности.
Вызвать человека на откровенность и выслушать его — большое искусство. Естественно, что откровенность людей надо ценить и этически бережно обращаться с полученной информацией.
В процессе общения формируются определенные отношения двух личностей. Они складываются из мелких штрихов, нюансов, сближающих двух людей или разъединяющих их. В большинстве случаев педагог стремится к сближению при общении с респондентом. Однако бывают случаи, когда сближение, достигнутую откровенность надо «свернуть», вновь прийти к определенной дистанции в общении. Например, иногда тот или иной респондент, уловив искреннюю заинтересованность беседующего (а заинтересованность в большинстве случаев психологически расценивается как внутреннее согласие с тем, что говорит ему опрашиваемый), начинает навязывать свою, не всегда верную точку зрения, стремится устранить дистанцию в общении и т.д.
Беседа — один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.
Беседа может быть формализованной и неформализованной. Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию. Неформализованная беседа проводится по нежестко стандартизированным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе беседы этого вида, как правило, достигается более тесный контакт между исследователем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глубокой информации.
В практике психолого-педагогических исследований выработаны определенные правила применения метода беседы:
— беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой;
— формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;
— подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы;
— избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника;
— вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;
— не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;
— выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживать доброжелательный настрой.
Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу».
Интервью— разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного обшения с человеком или группой людей.
В основе интервью лежит обычная беседа. Однако, в отличие от нее, роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования.
Специфика интервью состоит в том, что исследователь определяет заблаговременно лишь тему предстоящей беседы и основные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Все необходимые сведения, как правило, черпаются из информации, полученной в процессе общения лица, берущего интервью (интервьюера), с лицом, дающим его. От характера этого общения, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации.
Интервью имеет свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием. Главное различие между ними — в форме контакта. При анкетировании общение исследователя и опрашиваемого опосредуются анкетой. Вопросы, содержащие в ней, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно в пределах имеющихся у него знаний. Он формирует ответ и фиксирует его в анкете тем способом, который указан в тексте анкеты, либо объявлен лицом, проводящим опрос. При проведении интервью контакт между исследователем и человеком — источником информации, осуществляется при помощи специалиста (интервьюера), который задает вопросы, предусмотренные программой исследования, организует и направляет беседу с респондентами, а также фиксирует полученные ответы согласно инструкции.
Результативность беседы и интервьюирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы и интервью — это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника:
— определение характера информации, которую необходимо получить;
— составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;
— составление первого плана вопросника;
— предварительная его проверка путем пробного исследования;
— исправление вопросника и окончательное его редактирование.
Беседа как метод исследования — Студопедия
Беседа – один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.
Беседа может быть формализованной и неформализованной. Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию. Неформализованная беседа проводится по не жестко стандартизированным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе беседы этого вида, как правило, достигается более тесный контакт между исследователем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глубокой информации.
Практика психолого-педагогических исследований выработала определенные правила применения метода беседы:
– беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой;
– формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;
– подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы;
– избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника;
– вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;
– не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;
– выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживал доброжелательный настрой.
Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием. Однако исследователю можно при необходимости делать для себя некоторые пометки, которые позволяют ему после окончания работы полностью восстановить весь ход беседы. Протокол или дневник, как форму регистрации результатов исследования, лучше всего заполнять после окончания беседы. В отдельных случаях могут использоваться технические средства ее регистрации – магнитофон или диктофон. Но при этом респондент обязательно должен быть проинформирован о том, что запись беседы будет осуществляться с применением соответствующей техники. В случае его отказа, применение названных средств не рекомендуется.
В настоящее время в научной литературе уделяется явно недостаточное внимание анализу данного метода исследования. В то же время признано, что с помощью беседы можно получить весьма ценную информацию, которую порой нельзя добыть другими методами. Форма беседы, как никакого другого метода, должна быть подвижной, динамичной. В одном случае цель беседы – получение той или иной важной информации – может скрываться, так как этим достигается большая достоверность данных.
В другом случае, напротив, попытка получить объективную информацию с помощью косвенных вопросов может вызвать негативную, скептическую реакцию участников беседы (типа “строит из себя умника”). Особенно высока вероятность подобной реакции у людей с завышенной самооценкой. В таких ситуациях более достоверную информацию исследователь получит при позиции типа: “Вы знаете много, помогите нам”. Подобную позицию подкрепляют обычно повышенной заинтересованностью в получении информации. Это, как правило, побуждает людей к большей откровенности и искренности.
Вызвать человека на откровенность и выслушать его – большое искусство. Естественно, что откровенность людей надо ценить и этически бережно обращаться с полученной информацией. Откровенность беседы повышается, когда исследователь не делает никаких записей.
В беседе исследователь общается со специалистом. В процессе этого общения формируются определенные отношения двух личностей друг к другу. Они складываются из мелких штрихов, нюансов, сближающих двух людей или разъединяющих, их как личностей. B большинстве случаев исследователь стремится к сближению в общении с личностью респондента . Однако бывают случаи, когда сближение, достигнутую откровенность надо “свернуть”, вновь прийти к определенной дистанции в общении.
Например, иногда тот или иной респондент, уловив искреннюю заинтересованность исследователя (а заинтересованность в большинстве случаев психологически расценивается как внутреннее согласие с тем, что говорит ему опрашиваемый), начинает навязывать свою, как правило, субъективную точку зрения, стремится устранить дистанцию в общении и т.д. В этой ситуации идти на дальнейшее сближение неразумно, так как завершение беседы полной гармонией в общении, пусть даже чисто внешней, может привести к негативным последствиям.
Поэтому психологически целесообразно исследователю беседу с подобными людьми заканчивать возведением определенной дистанции, несогласием с чем-либо. Это обезопасит его от чрезмерной негативной реакции собеседника в будущем. Создать эти тонкие грани общения – настоящее искусство, которое должно базироваться на знании исследователем психологии людей.
Преимущества и недостатки проблемного обучения
Используемые с 1960-х годов, многие учителя выражают озабоченность по поводу эффективности проблемного обучения (PBL) в определенных классных комнатах.
Независимо от того, представляете ли вы студенто-ориентированную педагогику как одноразовое упражнение или основное упражнение, объединение студентов в группы для решения открытых задач может представлять плюсы и минусы.
Ниже приведены пять преимуществ и недостатков проблемного обучения, которые помогут вам определить, может ли оно работать в вашем классе.
Если вы решите представить занятие, есть также шаги по созданию дизайна и загружаемое руководство, которое вы всегда сможете найти у себя на столе.
Преимущества проблемного обучения
1. Развитие долгосрочного хранения знаний
Студенты, которые участвуют в проблемных учебных мероприятиях, могут улучшить свои способности сохранять и вспоминать информацию, согласно литературному обзору исследований по педагогике.
В обзоре литературы говорится, что «совершенствование знаний во время обучения» — путем обмена фактами и идеями посредством обсуждения и ответов на вопросы — «улучшает последующий поиск». Эта форма разработки укрепляет понимание предмета , облегчая его запоминание.
Обсуждение в малых группах может быть особенно полезным — в идеале, каждый студент получит шанс принять участие.
Но независимо от размера группы, проблемное обучение способствует долгосрочному сохранению знаний, побуждая студентов обсуждать и отвечать на вопросы о новых концепциях по мере их изучения.
2. Использование различных типов инструкций
Вы можете использовать учебные задачи на основе задач для удовлетворения разнообразных потребностей и стилей обучения ваших учащихся, эффективно задействовав в этом процессе разнообразные классные комнаты.
В целом, группирование студентов для проблемного обучения позволит им:
- Решать реальные проблемы, требующие реальных решений, обращаясь к студентам, которые изо всех сил пытаются понять абстрактные концепции
- Участвуйте в обучении в малых и больших группах, помогая студентам, которые не преуспевают во время сольной работы, осваивать новый материал
- Обсуждайте их идеи и соревнуйтесь друг с другом конструктивно, предоставляя участвующим учащимся возможность достичь успеха
- Решите проблему, используя предоставленный вами контент, такой как видео, аудиозаписи, новостные статьи и другие применимые материалы, что позволит уроку обратиться к различным стилям обучения
Поскольку запуск сценария обучения на основе проблем даст вам возможность использовать эти дифференцированные подходы к обучению , это может быть особенно целесообразным, если у ваших учеников нет схожих предпочтений в обучении.
3. Непрерывное взаимодействие
Обеспечение проблемной учебной задачи может вовлечь студентов, выступая в качестве перерыва от обычных уроков и обычных упражнений.
Нетрудно увидеть потенциал для взаимодействия, поскольку дети сотрудничают для решения реальных проблем, которые непосредственно затрагивают или сильно их интересуют.
Несмотря на то, что исследование, проведенное Ассоциацией по изучению медицинского образования, проводилось совместно с учащимися средней школы, сообщалось об увеличении посещаемости и улучшении отношения к курсам, в которых используется проблемное обучение.
Эти действия могут потерять присущие им обязательства, если вы будете повторять их слишком часто, но, безусловно, могут вызвать волнение в классе.
4. Развитие передаваемых навыков
Проблемное обучение может помочь учащимся развить навыки, которые они могут передать в реальных сценариях, согласно книге 2015 года, в которой излагаются теории и характеристики педагогики.
Реальные контексты и последствия, представленные в учебном задании , основанном на проблемах, «позволяют обучению стать более глубоким и устойчивым. Когда вы представляете уроки по этим сценариям из реальной жизни, учащиеся должны иметь возможность применять полученные знания, если они в конечном итоге столкнутся с аналогичными проблемами.
Например, если они работают вместе, чтобы разрешить спор в школе, они могут развить пожизненные навыки, связанные с ведением переговоров и обменом мнениями с другими.
Поскольку контекст проблемы применим к внеклассным сценариям, учащиеся должны иметь возможность приобретать навыки, которые они смогут использовать снова.
5.Улучшение командной работы и межличностных навыков
Успешное решение проблем обучения, основанного на проблемах, зависит от взаимодействия и общения. Это означает, что учащиеся также должны развивать передаваемые навыки на основе командной работы и совместной работы .
Вместо того, чтобы запоминать факты, они получают шанс представить свои идеи группе, отстаивая и пересматривая их при необходимости.
Более того, это должно помочь им понять динамику группы.В зависимости от конкретного учащегося, это может включать развитие навыков слушания и чувства ответственности при выполнении своих задач.
Такие навыки и знания должны хорошо служить вашим студентам, когда они переходят на уровень высшего образования и, в конечном итоге, в рабочий мир.
Недостатки проблемного обучения
1. Потенциально худшая производительность в тестах
Если слишком много времени уделять проблемному обучению, это может вызвать проблемы, когда учащиеся сдают стандартизированные тесты, поскольку у них может не хватать знаний, необходимых для достижения высоких результатов.
В то время как проблемные ученики развивают навыки, связанные с совместной работой и обосновывают свои аргументы, многие тесты поощряют основанное на фактах обучение с множественным выбором и короткими ответами на вопросы.
Несмотря на то, что вы предлагаете много преимуществ, вы можете заметить, что эта проблема развивается, если вы слишком часто проводите учебные задания на основе проблем.
2. Неподготовленность студента
Упражнения, основанные на проблемах, могут затронуть многих ваших детей, но другие могут чувствовать себя оторванными из-за того, что по ряду причин не готовы справиться с этим видом упражнений.
В каждом классе и по видам деятельности участие может быть затруднено из-за:
- Незрелость — Некоторые учащиеся могут не проявлять достаточной зрелости, чтобы эффективно работать в группе, не оправдывая ожиданий и не отвлекая других учащихся.
- Незнакомство — Некоторые дети могут изо всех сил пытаться понять концепцию открытой проблемы, так как они не могут рассчитывать на вас в ответах.
- Недостаток необходимых знаний — Несмотря на то, что задание должно затрагивать актуальную и ощутимую проблему, студентам может потребоваться новая или абстрактная информация для создания эффективного решения.
Вы можете частично смягчить эти проблемы, активно отслеживая занятия в классе и распространяя полезные ресурсы, такие как руководящие вопросы и статьи для чтения. Это должно помочь ученикам сосредоточиться и помочь им преодолеть пробелы в знаниях.
Но если вы предвидите, что столкнетесь с этими проблемами слишком часто, вы можете решить избегать или редко вводить проблемные учебные упражнения.
3. Неподготовленность учителя
Если наблюдение за учебной деятельностью на основе проблем является новым опытом, , возможно, вам придется подготовиться к корректировке некоторых учебных навыков .
Например, откровенно корректирующие ученики, которые делают ошибочные предположения или утверждения, могут помешать им продумать сложные концепции и вопросы. Точно так же вы не должны учить, чтобы способствовать быстрому отзыву фактов.
Вместо этого вы должны сосредоточиться на:
- Давать подсказки, чтобы помочь исправить неправильные рассуждения
- Конструктивно допрашивая студенческую логику и идеи
- Распространение контента для исследований и укрепления новых концепций
- Задавать целевые вопросы группе или классу, сосредотачивая их внимание на конкретном аспекте проблемы
В зависимости от вашего стиля преподавания может потребоваться время, чтобы подготовить себя к успешному проведению урока, основанного на проблемах.
4. Оценка трудоемкости
Если вы решите поставить оценку, оценка успеваемости учащегося в ходе проблемного учебного упражнения требует постоянного контроля и ведения заметок.
Вы должны принять во внимание такие факторы, как:
- Выполненные задачи
- Качество этих задач
- Общая работа группы и решение
- Общение между членами команды
- Все, что вы указали в рубрике деятельности
Мониторинг этих критериев требуется для каждого учащегося, поэтому для оценки и обоснования оценки каждому требуется много времени.
5. Различные степени актуальности и применимости
Может быть трудно определить осязаемую проблему, которую студенты могут решить, с помощью контента, который они изучают, и навыков, которыми они овладевают. Это ставит две четкие проблемы.
Во-первых, если учащимся легко отклониться от целей задания, они могут пропустить соответствующую информацию.
Во-вторых, вы можете отклониться от цели и цели проблемы, поскольку учащиеся сталкиваются с непредвиденными препятствиями.Преодоление препятствий имеет свои преимущества, но может поставить под угрозу планирование, которое вы сделали. Также может быть трудно вернуться на правильный путь после завершения действия.
Из-за трудностей, связанных с сохранением актуальности и применимости видов деятельности, обучение на основе проблем может показаться слишком сложным.
Шаги к разработке проблемных учебных мероприятий
Если преимущества перевешивают недостатки — или вы просто хотите попробовать научиться на основе проблем — выполните следующие действия:
1.Определите применимую реальную проблему
Найдите ощутимую проблему, которая имеет отношение к вашим учащимся, что позволит им легко контекстуализировать ее и, надеюсь, применить к будущим задачам.
Чтобы определить подходящую реальную проблему, посмотрите на вопросы, связанные с:
- Школа
- Сообщество
- Общие интересы студентов
Вы также должны убедиться, что учащиеся понимают проблему и информацию, которая к ней относится.Таким образом, не все проблемы подходят для всех классов.
2. Определить общую цель деятельности
В зависимости от выбранной проблемы определите, чего вы хотите достичь, выполнив задачу.
Например, вы можете помочь своим студентам улучшить навыки, связанные с:
Более точный пример: вы можете расставлять приоритеты в навыках совместной работы, назначая конкретные задания парам студентов в каждой команде. При этом студенты будут постоянно развивать навыки общения и совместной работы, работая как пара и часть небольшой группы.
Определив четкую цель, вам также будет легче следовать за следующим шагом.
3. Создание и распространение полезных материалов
Раздаточные материалы и другое содержимоене только служат набором ресурсов, но и помогают учащимся сосредоточиться на своей деятельности и ее целях.
Например, если вы хотите, чтобы они улучшили определенный математический навык, вы должны сделать материал, который освещает математические аспекты проблемы.
Вы можете принять решение о предоставлении таких предметов, как:
- Данные, которые помогают количественно определить и добавить контекст к проблеме
- Видео, презентации и другие аудиовизуальные материалы
- Список предварительных вопросов для расследования
Предоставление разнообразных ресурсов может быть особенно важно для учащихся начальной школы и учащихся из старших классов, которые могут не иметь навыков самостоятельной работы, чтобы работать без них.
4.Ставьте цели и ожидайте своих учеников
Наряду с вышеупомянутыми материалами предоставьте учащимся руководство или рубрику, в которой подробно изложены цели и ожидания.
Это позволит вам еще больше подчеркнуть цель учебного процесса, основанного на проблемах, , поскольку вы сможете объяснить, что вы ищете, с точки зрения совместной работы, конечного продукта и всего остального.
Это также должно помочь учащимся оставаться на верном пути, выступая в качестве ориентира на протяжении всей деятельности.
5. Участвовать
Хотя явное исправление учеников может быть обескураженным, вы все равно можете помочь им и задать вопросы, чтобы углубиться в их мыслительные процессы.
Когда вы видите возможность, подумайте, стоит ли:
- Заполнить пробелы в знаниях
- Предоставлять подсказки, а не ответы
- Опросите заключение или логику учащегося относительно определенного момента, помогая им продумать трудные моменты
Участвуя в этих действиях, вы можете дать представление о том, когда учащимся это нужно больше всего, побуждая их эффективно анализировать проблему.
6. Предложите учащимся представить идеи и выводы
Если вы разделили их на небольшие группы, требуя от учащихся представления своих мыслей и результатов перед классом, добавляет к уроку компонент обучения для больших групп.
Поощряйте других студентов задавать вопросы, позволяя представительной группе разрабатывать и предоставлять доказательства своих мыслей.
Это завершает упражнение и дает вашему классу последний шанс найти решение проблемы.
Руководство по скачиванию
Нажмите здесь, чтобы скачать сжатое руководство по разработке проблемных учебных занятий, которое включает в себя преимущества и недостатки.
Завершение
Эффективность проблемного обучения может отличаться в зависимости от класса и отдельных учащихся, в зависимости от того, насколько значительными для вас являются конкретные преимущества и недостатки.
Оценочное исследование неизменно показывает ценность в том, чтобы дать студентам вопрос и позволить им контролировать свое обучение.Но степень этой ценности может зависеть от трудностей, с которыми вы сталкиваетесь.
Может быть целесообразно попробовать учебное задание на основе проблем и пойти дальше, основываясь на результатах.
>> Создайте или войдите в свою учетную запись учителя на Prodigy — бесплатной адаптивной математической игре, которая корректирует контент с учетом проблемных точек игрока и скорости обучения. Приведенный в соответствие с американскими и канадскими учебными планами, его любят более 350 000 учителей и 10 миллионов студентов.
,
В этом уроке вы узнаете, как создать ответ группы 9 для «Преимущества и недостатки ». Эссе в IELTS Writing. В качестве примера мы будем использовать тему туризма в современном мире . По сути, во всех эссе о преимуществах и недостатках ваша задача — описать положительные и отрицательные стороны данной темы + высказать свое мнение.
В этом уроке вы будете:
- см. Пример вопроса
- изучите эффективные способы быстрого производства идей для вашего ответа
- учить группу 9 ответ структура
для преимущества и недостатки эссе в IELTS.
IELTS вопрос о преимуществах и недостатках
Например, вы можете получить этот вопрос для задания IELTS 2:
Эта тема эссе связана с туризмом.Конечно, темы для вопросов могут отличаться, но идеальная структура ответов одинакова для всех преимуществ и недостатков эссе в IELTS.
Создание идей для вашего ответа
Прежде чем вы начнете писать эссе, вы должны всегда тратить 1-2 минуты на выработку идей для вашего ответа . Таким образом, вы будете знать, о чем писать, и ваш ответ будет более последовательным и хорошо структурированным. В случае эссе о преимуществах и недостатках вам нужно подумать о 2-3 преимуществах и и 2-3 недостатках данной проблемы.
Давайте подумаем о преимуществах и недостатках туризма в современном мире.
Преимущества туризма :
- рост экономики страны за счет увеличения расходов
- новых рабочих мест для местных жителей
- возможностей открывать новые места для индивидуальных путешественников
Недостатки туризма :
- уничтожение популярных туристических направлений большим количеством туристов
- развитие нелегальной экономической деятельности
- местных жителей могут потерять конфиденциальность
Теперь, когда мы собрали некоторые идеи, пришло время использовать их в нашем эссе.
Band 9 ответ структура для причин и решений эссе
Хотя существует множество способов структурировать ваше эссе IELTS, мы будем использовать эту проверенную временем структуру эссе для группы 9:
- Введение
- Кузов пункт 1 — преимущества
- Кузов пункт 2 — недостатки
- Заключение
Совет : прежде чем начать писать свое эссе, решите, что вы думаете: есть ли у туризма больше преимуществ или недостатков? Вам нужно будет акцентировать свое мнение в одном из абзацев тела.
Мы будем использовать мнение о том, что туризм имеет больше преимуществ .
Введение Напишите введение в 2 предложениях:
- Предложение 1 — перефразировать вопрос (переформулировать проблему):
- Предложение 2 — скажите экзаменатору, что вы собираетесь описать в своем эссе:
Кузов пункт 1 — преимущества
- Предложение 1 — государство 2 основные преимущества:
- предложения 2-4 — объясните первое преимущество + приведите пример (если возможно):
- предложения 5-7 — объясните второе преимущество + приведите пример (если возможно):
Кузов пункт 2 — недостатки
- Предложение 1 — государство 2 основные недостатки:
- Предложения 2-4 — объясните первый недостаток + приведите пример (если возможно):
- Предложения 5-7 — объясните второй недостаток + приведите пример (если это возможно):
- предложений 8 — сделайте акцент на своем мнении (мы будем использовать мнение, что туризм имеет больше преимуществ в ):
Заключение
- Предложения 1-2 — кратко изложить достоинства и недостатки
- Предложение 2 — дайте свое окончательное мнение
Band 9 образец ответа
В настоящее время туризм генерирует значительную часть национального дохода для многих стран, но он также имеет определенные недостатки.Это эссе рассмотрит преимущества и недостатки туризма и даст логическое заключение.
Двумя главными преимуществами развитой индустрии туризма являются рост экономики страны и большое количество новых рабочих мест для местного населения. Во-первых, туристы тратят деньги на широкий спектр услуг, включая отели, развлечения, транспорт, питание и медицинские услуги. Таким образом, туризм приносит дополнительный доход, значительно поддерживая экономику страны. Во-вторых, туризм повышает уровень занятости за счет привлечения новых рабочих мест.Например, наплыв туристов приводит к увеличению спроса на работников ресторанов, гидов, сотрудников отелей и работников розничных служб, побуждая владельцев бизнеса нанимать больше людей на эти должности.
Но туризм также имеет ряд серьезных недостатков, таких как разрушение популярных туристических направлений и развитие незаконной экономической деятельности. Древние здания, храмы и памятники борются с огромным количеством посетителей и получают повреждения. Также большое количество туристов может вызвать экологические проблемы.Например, когда достопримечательности переполнены, природные ресурсы часто подвергаются чрезмерной эксплуатации. Более того, присутствие значительного числа туристов, которые тратят много денег и часто несут ценные вещи, такие как фотоаппараты и ювелирные изделия, повышает привлекательность для преступников и приводит к таким действиям, как грабеж и торговля наркотиками. Тем не менее, надлежащее управление гостеприимством и правильное использование доходов от туризма местным правительством может устранить эти недостатки.
В заключение, хотя туризм может иметь определенные негативные последствия, такие как разрушительное воздействие и рост уровня преступности, он оказывает чрезвычайно позитивное влияние на экономику страны и обеспечивает большое количество новых рабочих мест для местного населения.Я считаю, что эти преимущества туризма перевешивают его недостатки.
(299 слов)
,
Преимущества и недостатки телеконференций
За последнее столетие в телекоммуникационной отрасли было сделано много достижений. Среди современных чудес технологии — телеконференции. Эта технология широко используется во многих компаниях для организации встреч в цифровой сфере.
За последние несколько лет технология телеконференций достигла огромных вех. Сегодня можно проводить видеоконференции между платформами и устройствами без каких-либо ограничений.Все это означало огромные выгоды для делового общения. Несмотря на все преимущества, с этой технологией по-прежнему связано много проблем и недостатков. Вот краткий обзор различных преимуществ и недостатков телеконференций.
Преимущества телеконференций
1. Экономит время — Наиболее важным преимуществом телеконференций является экономия времени. С помощью телеконференций можно проводить встречи в очень короткие сроки.Кроме того, время, проведенное в месте встречи, не тратится, поскольку все встречи проводятся через машины или Интернет. Сокращенный пробег означает тысячи часов путешествия, сэкономленных каждый год. Телеконференции также поощряют пунктуальность, поскольку встречи планируются и проводятся в установленные сроки.
2. Экономьте на командировочных расходах — В дополнение к времени, командировочные расходы могут быть весьма значительными, если их сложить в течение длительного периода. Большинство компаний, которые имеют глобальный охват, несут огромные расходы, связанные с поездками в любое время года.Телеконференции, однако, устраняют необходимость часто путешествовать и, таким образом, экономят огромные ресурсы компании. Посещать встречи за тысячи миль теперь быстрее и менее громоздко.
3. Эффективное ведение записей — Одним из основных преимуществ телеконференций является эффективное ведение записей совещаний. Вычислительные устройства могут записывать, вести журналы и отслеживать каждую деталь конкретной онлайн-встречи, не требуя особого контроля. Это делает средства телеконференций одним из лучших инструментов для сбора и хранения важных данных совещаний.Телеконференции также позволяют очень легко получать эти данные в будущем и делать ссылки, когда это необходимо.
4. Сократить расходы на конференцию — Действительно, с проведением конференции действительно связано много материально-технических затрат. Аренда оборудования, приобретение места, покупка еды и напитков — это лишь некоторые из обычных расходов, связанных с любой встречей. Телеконференцсвязь снимает все эти расходы, так как таких договоренностей не требуется. Гибкость телеконференций также гарантирует, что встречи проводятся как можно чаще, без дополнительных затрат.
5. Поощряйте производительность — Пятое преимущество телеконференций заключается в том, что телеконференции обеспечивают постоянную связь между сотрудниками различных иерархий в структуре компании. Это означает эффективный обмен информацией и быстрые действия. Такое постоянное участие является мотивационным фактором, в результате чего повышается производительность труда. Телеконференции также облегчают управление несколькими филиалами, поскольку близость каждого подразделения компании оптимизирована.
6. Надежность — телеконференции — один из самых надежных способов проведения собраний. Эта надежность возросла в геометрической прогрессии за последние годы в связи с развитием технологий. Каналы телеконференций сегодня гораздо более стабильны, а проблемы со связью практически отсутствуют. Это также очень безопасный способ общения, где гарантируется как безопасность данных, так и конфиденциальность.
Простые и бесплатные онлайн-встречи
- Бесплатно до 100 участников
- Свободное Групповое Видео / Аудио / Чат IM
- Совместное использование экрана и аннотации
- Белая доска и сотрудничество
- Запись и воспроизведение
Недостатки телеконференций
1.Склонность к техническим проблемам — Основное различие между машинами и людьми заключается в том, что машины подвержены износу. Таким образом, технические проблемы могут нанести удар по системам телеконференций в любое время. Это может привести к потере времени и другим неудобствам. Большинство технологических систем также имеют кривую обучения. Отсутствие ноу-хау может помешать человеку эффективно использовать средства телеконференций.
2. Менее эффективная невербальная коммуникация — по сравнению с реальной встречей телеконференция является менее эффективным способом делового общения.Это потому, что важные невербальные аспекты делового общения, такие как язык тела и человеческий контакт, игнорируются. Невербальные сигналы очень важны для целостного общения. Отсутствие таких сигналов делает невозможным выбор важных сигналов, которые могут привести к более продуктивному взаимодействию.
3. Ограничения пространства — Тот факт, что телеконференции происходят на экране, означает, что большая часть информации игнорируется из-за ограниченного пространства. Например, практически невозможно эффективно доставить все графические данные даже при проведении онлайн-встречи в режиме реального времени.Даже при большом экране одновременные действия невозможны так же, как и при реальной встрече. Следовательно, некоторая информация теряется или не распространяется эффективно.
4. Обескураживает Team Dynamics . Другим недостатком телеконференций является то, что телеконференциям не хватает динамичности реальной конференции, где участники могут участвовать совместно и поднимать или реагировать на проблемы мгновенно. Это означает, что зачастую сложно эффективно внедрять или обмениваться идеями по мере их возникновения.Отсутствие динамизма в конечном итоге приводит к тому, что немногие люди получают контроль над собраниями за счет других людей.
5. Устранить неформальные взаимодействия — Общие беседы до и после встречи часто очень важны для определения условий для повестки дня и даже для будущих встреч. Такие неформальные взаимодействия также возникают там, где возникают некоторые ключевые идеи по таким важным вопросам, как политика и планирование. При отсутствии такого разговора телеконференции можно рассматривать как жесткий и непрогрессивный способ проведения конференций.
6. Влиять на профессионализм — тот факт, что машины являются основным посредником между различными сторонами, участвующими в собрании, что может повлиять на профессионализм. Это потому, что участники часто вынуждены работать в многозадачном режиме. Эта многозадачность может сместить фокус участников на другие вопросы, которые не связаны и не выгодны для встречи.
Заключение
Выше перечислены преимущества и недостатки телеконференций. Как известно, телеконференции, несомненно, являются одним из наиболее распространенных способов проведения встреч в современном мире.Это средство коммуникации предпочитается компаниями по разным причинам. Большинство преимуществ телеконференций очень легко увидеть, особенно когда другие варианты проведения собраний включены в контекст, тогда как ограничения иногда не так легко увидеть.
В целом, существует множество преимуществ и недостатков телеконференций, которые могут возникнуть в зависимости от конкретного контекста участников, и невозможно выделить все из них. Однако, по большей части, пункты, описанные здесь, применимы к большинству ситуаций телеконференций.
,Статьи по теме
Управление проектом требует свободного общения между заинтересованными сторонами. Политики вашей организации и / или доступ к программному обеспечению будут определять то, как вы будете своевременно и надлежащим образом создавать, собирать, распространять, хранить и, в конечном итоге, распоряжаться информацией и знаниями. Механизм распространения, который вы выбираете, должен основываться на типе распространяемой информации, требованиях аудитории и сроках необходимых ответных действий.Важно взвесить все за и против доступных методов, чтобы гарантировать, что все предполагаемые получатели могут использовать методологию распределения.
Личное общение
Личное общение подходит для групповых или индивидуальных встреч и может быть формальным или неформальным. Это позволяет мгновенно получить обратную связь, и вы сможете лучше понять, понимают ли другие, о чем идет речь. Одним из недостатков является то, что встречи могут быть дорогостоящими, если участников нужно приглашать из других штатов и / или стран.Кроме того, вам необходимо время и ресурсы для проведения таких совещаний, когда сотрудники посвящают себя выполнению повестки дня, собрание начинается и заканчивается вовремя, а протоколы принимаются и распространяются среди всех участников.
Цифровая связь
В современную эпоху информации с легким доступом к Интернету, компьютерам и мобильным устройствам информация о проекте может распространяться в форме электронной версии. Учитывая нехватку времени и жесткий бюджетный контроль для некоторых проектов, общение через Интернет происходит быстрее, дешевле и его легче сохранить для рекордных целей.Электронная почта лучше всего подходит для кратких обновлений статуса проекта, тогда как большие файлы можно отправлять в виде вложений или хранить в облаке. Вы также можете поддерживать портал проекта или сайт внутренней сети для обмена данными проекта. Основным недостатком является риск потери данных или несанкционированного доступа к конфиденциальной информации проекта со стороны хакеров.
Сообщения в печатном виде
Вы можете использовать сообщения в печатном виде, такие как письма, меморандумы и отчеты, для распространения информации о проекте среди заинтересованных сторон.Письменные документы не должны быть доставлены под влиянием момента. Поскольку они визуальные и текстовые, их можно редактировать и пересматривать несколько раз, чтобы придать им максимальный эффект, прежде чем распространять. Кроме того, они предоставляют постоянную запись сообщения, которое может быть заархивировано для последующего поиска. Основным недостатком является хранение. Они требуют бумаги, которая может быть громоздкой для хранения и хранения в больших количествах. Старение документов и подверженность их потере или повреждению могут привести к трудностям в управлении записями проекта.
Конференц-связь
Конференц-связь и видеоконференция могут быть использованы для объединения большой группы. Вы можете использовать телефон или онлайн-инструменты, которые позволяют совместно работать в режиме реального времени, если все стороны могут видеть друг друга. Большинство инструментов видеоконференций также предоставляют доски и другие опции для обмена документами и их редактирования. Один недостаток касается часовых поясов — это может быть трудно запланировать всех на сеанс в зависимости от того, где они находятся в мире.Другая причина заключается в том, что личный аспект разговора убирается, и некоторые пользователи могут не соблюдать правила проведения конференций, такие как своевременность и внимание.