Биография айзенк: Айзенк, Ганс Юрген — Википедия – Ганс Юрген Айзенк: жизнь, карьера и вклад в науку

Автор: | 07.07.2020

Содержание

биография и вклад в науку

Довольно часто в жизни человека важную роль играют «случайности» (которые, как известно, не случайны). Например, выбрав дорогу, чтобы уйти от судьбы, мы именно там ее и встречаем. И тот, кто находит ответ на вопрос о том, почему так происходит, надолго остается в людской памяти.

айзенк ганс юрген вклад в науку

Во многом благодаря нахождению нестандартных ответов на экстравагантные вопросы запомнился ученый Айзенк Ганс Юрген.

Детство и отрочество Айзенка

Все самое интересное, что впоследствии может играть ключевую роль в становлении человека, происходит в детстве. Ганс Юрген Айзенк (04.03.1916 – 04.09.1997) являлся ребенком «культурной интеллигенции» — и мать, и отец были актерами. Рут Вернер (под псевдонимом Хельга Моландер) блистала на экранах немого кино, а Антон Эдвард Айзенк совмещал пение и актерское мастерство. На ребенка у родителей времени не оставалось. А спустя два года они разошлись, и Ганс Юрген Айзенк был отправлен на воспитание к бабушке по материнской линии.

Из воспоминаний Ганса Айзенка можно узнать, что маленькому внуку всегда предоставлялась полная свобода действий, к его шалостям относились снисходительно. Возможно, поэтому мальчик все «пробовал на прочность и достоверность».

«Бунтарским» стилем поведения Ганс Юрген Айзенк был известен во всех кругах. Хотя именно благодаря этой особенности и были выдвинуты научные идеи и доказана их обоснованность.

Переезд в Англию

Осознание своей исключительности пришло к Гансу еще в школе: он частенько любил демонстрировать превосходство своих знаний по предмету над знаниями учителей, окончивших военные университеты. Будучи первым спортсменом в школе, в открытую высказывал свои негативные впечатления от нацистского митинга и выступавшего на нем Гитлера. Товарищи, сговорившисьу, избили его толпой. Однако это не смутило будущего доктора философских наук. На следующий день Ганс выловил своих обидчиков поодиночке и учинил «правосудие». Правда, умение держать удар не помогло молодому человеку при поступлении в Берлинский университет.

ганс юрген айзенк

Впервые в жизни перед молодым человеком встал выбор: вступление в тайную нацистскую полицию и поступление в университет или отклонение его кандидатуры на место студента. Ганс Юрген Айзенк покидает Германию и отправляется в Англию.

Профессиональное становление

Переезд скорректировал планы Ганса. Мечты о поступлении на физический факультет Лондонского университета не осуществились по ряду причин. Однако, не желая терять целый год из-за несоответствия требованиям, Айзенк поступает на курс психологии. В 1938 году молодой психолог получает степень бакалавра. А в 1940-м становится доктором философии.

С этого же года Ганс начинает работать в госпитале Милл-Хилл, принимая пациентов с различными психиатрическими проблемами. Следует отметить, что до этого момента никакой психиатрической и клинической практики у Айзенка не было. Это не означало, что молодой доктор философии спасует перед трудностями. Ганс считает неудовлетворительными критерии и категории клинической диагностики и находит возможность применить только разрабатываемые в то время факторные теории личности на практике. Благодаря этим изысканиям, обширной практике и неустанным наблюдениям теория формирования личности была оформлена в книгу «Измерения личности» (1947).

Факторный анализ — вклад Айзенка Ганса Юргена в психологию и частично психиатрию того времени. Он заметил, что выделяются два основных фактора при описании личностных качеств: невротизм с одной стороны и экстраверсия (интроверсия) – с другой. Эта идея получит свою окончательную огранку в 1970 году.

В послевоенные годы Айзенк продолжает работать в психиатрическом отделении на должности директора и через некоторое время становится преподавателем Лондонского университета.

С целью исследования психиатрической практики западных коллег отправляется в 1949 году работать приглашенным профессором в Пенсильванию. Неудивительно, что программы обучения по клинической психологии США и Канады были охарактеризованы Гансом как «ненаучные».

В 1950 году Айзенк возвращается в Европу.

Становление ученого

Какой внес Айзенк Ганс Юрген вклад в науку? В настоящее время мало кто задумывается о возникновении столь знакомых всем понятий и явлений. Однако некоторые их них начали свое существование не так уж давно. Айзенк, затаив дыхание следил, насколько это было возможным, за генетическими опытами, проводимыми в «Аненербе». Молодому ученому довелось самому проводить исследования головного мозга с намерением выявить корреляцию между размером мозга и интеллектом человека. Такие опыты до сих пор никого не привели к установлению каких-либо закономерностей, однако убедиться в этом Гансу было необходимо.

ученый айзенк ганс юрген

Влияние Бёрда на формирование концепций Айзенка

Научным руководителем молодого ученого был Сирил Лодовик. Он известен своей категоричностью в вопросе интеллектуального развития. С его точки зрения, интеллектуальные способности – врожденное свойство (как цвет глаз). Доказательством служили исследования, базирующиеся на тестах Бине — Симона. Очевидцы утверждали, что Сирил был неплохим математиком и пытался вычислить точное распределение врожденного и приобретенного факторов интеллекта.

Бёрту принадлежала разработка теории двухфакторной структуры интеллекта (сама идея была высказана Чарльзом Спирменом). Впоследствии настойчивое приписывание Сирилом авторства этой концепции себе позволило высказаться некоторым критикам о нездоровье ученого (его считали параноиком).

Многое, если не все, из трудов Бёрта можно найти в высказываниях Айзенка. Можно сказать, что Ганс довел систему до совершенства. Сегодня она известна всему миру как тест на IQ.

Семья доктора философии

Личная жизнь Ганса Юргена Айзенка была не столь противоречивой, как общественная и научная. В 1938 году психолог женился на Маргарет Дэвис, которая также была студенткой Лондонского университета, но на факультете математики. Уроженка Канады прожила в браке с Айзенком до 1950 года. Сын Майкл, рожденный в этом браке, впоследствии стал известным автором книг по психологии, а книга «Исследование человеческой психики» стала совместной работой сына и отца.

айзенк ганс юрген жена и дети

Сразу после развода с Маргарет Ганс женится на Сибил Ростал (знакомство с которой произошло во время путешествия по Филадельфии). Дочь скрипача Макса Ростала, психолог, мать четверых детей (у супругов родились 3 мальчика и девочка)

совместно с мужем выпустила несколько книг (в основном это доработанные тесты). Жена и дети Айзенка Ганса Юргена во всем его поддерживали и были его единственной отдушиной, в то время как весь научный мир бушевал. Знаменитый психолог никогда не рассматривал семейные отношения с точки зрения психоанализа Фрейда. Кроме того, однозначно высказался по поводу Эдипова комплекса. В краткой биографии Айзенка Ганса Юргена почти всегда обходят стороной семейные взаимоотношения, но плодотворные совместные с домочадцами работы говорят о взаимопонимании и поддержке, царивших в семье ученого.

Наследие ученого

Неординарная личность Айзенка проявлялась во всем — от отстаивания своих научных убеждений до провокационного поведения (за что был прозван «ужасным ребенком семидесятых»). Наследие ученого насчитывает 45 книг и более 600 статей.

Основал и был редактором таких журналов, как «Исследование поведения и терапия» и «Личность и индивидуальные различия». Основу концепции Айзенка составляли такие факторы личности, как экстраверсия – интроверсия и невротизм – стабильность. Спустя некоторое время в теории появился третий тип измерения личности (психотизм – сила суперэго), с предположением, что это генетическая предрасположенность к развитию личности по психотической или психопатической линии.

Опираясь на разработанные психологом модели поведенческих реакций, был предложен метод коррекции личности – аверсивная психотерапия (или терапия отвращением). Многие центры помощи людям с наркотической зависимостью используют такой вид терапии как основной.

айзенк ганс юрген вклад в науку

Увлечения доктора философии

Биография Ганса Юргена Айзенка повествует о его страстном юношеском увлечении астрологией. Естественно, что к этому вопросу он подошел со всей серьезностью ученого-исследователя. Исследование астрологических карт велось все с той же целью: найти закономерность, способствующую развитию таланта. Во время изучения темы Айзенк переписывался со многими знаменитыми астрологами. Им были составлены и отправлены почтой карты для некоторых представителей Рейхстага с предупреждением о крахе всех их планов. Но ответа не последовало.

Наблюдения за фашизмом и левыми радикалами привели ученого к выводу, что эти группы скорее подобны, нежели отличны. Обе обладали авторитарным стилем управления, жесткостью и нетерпимостью к инакомыслию, в отличие от контрольной группы. Возможно, эта гипотеза лишь усилила веру ученого в значение биологической составляющей в природе интеллекта.

айзенк ганс юрген книги

Факторная теория личности

Значительным вкладом Айзенка Ганса Юргена в психологию считается модель трехфазной концепции возникновения невроза, которая описывает невроз как проявление выученных поведенческих реакций. Как и Рэймонд Кеттл, используя факторный анализ, он показывает, как характерные черты личности влияют на поведенческие реакции. В отличие от Кеттела, Айзенк был убежден, что для объяснения поведения человека достаточно трех суперчерт (у оппонента их 16), которые именуются типами (интроверсия — экстраверсия, стабильность — нейротизм и психотизм — сила суперэго). Такая структура типов была сформирована на основе убеждений Айзенка в том, что они являются унаследованными на биологическом уровне (хотя влияние внешней среды не исключается).

ганс юрген айзенк фото

Основой для построения его теории послужили работы коллег Э. Кречмера и К. Юнга. Айзенк рассматривал их типологии как одно целое.

Новизной теории личности считается рассмотрение психологических проявлений как континуумов значений, а не как крайних проявлений типов.

Книги автора

Во всех книгах Айзенка Ганса Юргена красной нитью проходит идея ведущей роли генетических и нейрофизиологических факторов в формировании различных поведенческих реакций. Как истинный психолог, ученый знаменит «бросающими вызов» заголовками. Например, «Польза и вред психологии», «Смысл и бессмысленность в психологии», «Факты и вымысел в психологии», «Секс, жестокость и средства массовой информации».

Пожалуй самой известной книгой Айзенка является «Структура человеческой личности», в которой приводится доказательство эффективности факторного анализа в исследованиях личностных проявлений, талантов и предрасположенностей.

айзенк ганс юрген книги

Особые работы

Не обошел Ганс Юрген и такую щепетильную тему, как преступное поведение. В 1964 году увидела свет книга «Преступление и личность». В ней нет и намека на знаменитую теорию Ломброзо. По версии Айзенка, личности с высокими показателями экстраверсии, нейротизма и психизма, вследствие издержек социализации, могут стать преступниками. Автором выдвигалась гипотеза о наличии в популяции группы «преступного класса». Стоит отметить, что этот труд вызвал множество критики и споров в научной среде, однако обзавелся и последователями.

Вместо заключения

Исследования наследуемости интеллекта Р. Пломина на основе ста ДНК-маркеров показали, что только один из них связан с уровнем развития интеллекта (75% совпадений среди представителей с низким интеллектом и 100% — с высоким). Исследования проводились в 1994-1997 годах, что позволяет сделать вывод о значении всех работ Ганса Юргена Айзенка (фото ученого вы можете видеть в начале статьи). Они всегда вызывали споры и неприязнь в научной среде, но при этом пользовались популярностью у общественности.

Ганс Айзенк — Вікіпедія

|Ukrcenter=

Нейтральність цієї статті під сумнівом. Будь ласка, ознайомтеся з відповідним обговоренням та за можливості виправте недоліки. (жовтень 2012)

Ганс Юрген Айзенк (нім. Hans Eysenck; 4 березня 1916, Берлін — †4 вересня 1997) — німецько-британський вчений-психолог, один з лідерів біологічного напрямку в психології, творець факторної теорії особистості, автор популярного теста інтелекту.

Народився у Берліні в акторській родині — батько знімався у комедійних фільмах, мати — в німих. У 1938 році отримав ступінь бакалавра, у 1940 — доктора філософії. Навчався в Німеччині, працював у Лондоні, двічі одружений, батько чотирьох синів та дочок. Написав 84 книги та 1094 статті. Був почесним членом одних асоціацій, президентом інших, серед яких є навіть Дельвічській тенісний клуб. Помер, проживши довге плідне життя.

Коли Айзенку виповнилося вісімнадцять, він разом з класом пішов слухати Гітлера. Гітлер йому не сподобався, хоча в школі, за його словами, «він був єдиним неєврейським хлопчиком, налаштованим проти фашизму». Коли він зізнався в цьому, його побили: били мало не всім шкільним колективом, оскільки юний Айзенк був спортивного складу тіла, та ще й найкращим тенісистом школи. На наступний день після побиття він дав гідної відповіді.

Незважаючи на не дуже втішні рекомендації, Айзенка взяли в Берлінський університет на філософський факультет. Там самостійність проявляти стало складніше: приятелі і старші товариші наполегливо натякали йому, що непогано було б вступити в СС. Обстановка навколо нагніталася, і мати з вітчимом, єврейським режисером, вирішили поїхати від гріха подалі. Спочатку у Францію, де Айзенк вивчав історію та літературу в Діжонському університеті, потім в Англію. Після появи у Лондонському університеті, Айзенк раптово вирішив перекваліфікуватися в натуралісти і попросився на фізичний факультет: після історії та літератури йому природною видалась психологія, але не фізика. «Чорт з нею, з бюрократичною дурістю, » — вирішив Айзенк, — «психологія теж цікава штука». Кажуть, скандалив неабияк, але на курс усе-таки записався.

Закінчив університет з відзнакою, хоча, як пізніше свідчили його однокурсники, в багатьох питаннях був некомпетентний: просто вмів легко розмовляти на будь-які теми і проводити своєю самовпевненістю приємне враження на професорів. З червоним дипломом відправився на стажування в Німеччину, сподіваючись своїми думками зробити там справжній фурор. Англійські професори дали йому хороші рекомендації, охрестили «надією майбутньої науки»: кілька приватних коледжів запросили його навіть виступити з лекціями — добра рекомендація для молодого вченого.

Німеччина вирувала: громадська думка була на вищій точці кипіння; Криза, прихід фашистів до влади, бурхливі дебати про долю нації, ідеальний генетичний код, людей майбутнього, якими, звичайно ж, мають стати справжні арійці. Публічні лекції та дискусійні клуби збирали гігантські аудиторії. Люди жадали полеміки і немислимих відкриттів. Молодий і ефектний Айзенк здавався втіленням цієї німецької мрії. Він наче Прометей носився з клубу в клуб, з одного публічного суспільства в інше, де велично засідали домогосподарки, амбітні студенти, генії, і проливав світло на проблему проблем: як влаштовано головне достоїнство людини — інтелект.

Офіційна ідеологія Німеччини тих років вплинула на нього як допінг. Розмови про зверхність нації, що складається з досконалих людей, підготовки до чищення та селекції найкрасивіших-розумних-здорових — привели до головокружіння. Біологи та хіміки нацистської Німеччини, Італії, Японії вже почали генетичні досліди над людьми, в тому числі на мозку. Айзенка підбадьорюють ці експерименти, він уважно стежить за ними. Навіть сам працює в декількох анатомічних лабораторіях, анатомує і зважує мізки, намагаючись відповісти на цікаве йому питання: чи впливає розмір і вага мозку людини на його розумові здібності? Фашизм притягував його безумовно, хоча сам він завжди заперечував це.

Ряд досліджень Айзенка були сприйняті як такі, що викликають шок; їх теми, цілком нормальні для нацистської Німеччини, в Європі представлялися неприйнятними. Зокрема, він досліджував психологічні відмінності між представниками різних рас.

Особистісні опитувальники «А» призначені для діагностики невротизму, екстраверсії-інтроверсії і психозу. У своїх працях неодноразово вказував на те, що його дослідження викликані до життя недосконалістю психіатричних діагнозів. На його думку, традиційно представлена класифікація психічних захворювань повинна бути замінена системою вимірювань, в якій представлені найважливіші характеристики особистості. Широкому читачеві на пострадянському просторі Айзенк відомий як автор збірки тестів «

Перевірте свої інтелектуальні здібності» (СРСР1972, 1992). Ще вийшли в 1947 і 1956 р.р. «Моудслейський медичний опитувальник» і «Моудслейський особистісний опитувальник» та стали корисним інструментом у пізнанні норми та патології особистості.

Те, що Айзенк був дуже дивною людиною, кажуть факти з його життя. На свої лекції він, наприклад, приносив купу всякого мотлоху: купи градусників, термометрів, ваг. Говорив: все можна виміряти, і мозок теж. Відомі його нескінченні міркування про білих цвіркунів мовляв:

якщо до числа стрекотінь, що ця комаха виробляє за 15 секунд, додати 40, то вийде температура повітря в цей час, виміряна в градусах Фаренгейта. Аудиторія заходилася сміхом, коли він уточнював: «Білі цвіркуни — рідкісні, їх важко спіймати, вони слабо вбудовуються у загальну систему фізичних законів, на якій ґрунтується наша система вимірювань. Тому винахід термометра було визнано всіма як значне досягнення. І для вимірювання інтелекту ми вигадаємо свій термометр».

За завзяті пошуки «інтелектуального виміру» колеги прозвали Айзенка «людиною-термометром». Квартирка, яку він знімав на околиці міста, була завалена вимірювальними приладами всіх часів і народів упереміш з астрологічними картами та книжками про комах. Це було і колекціонування, і пристрасть, і фетишизм, і трохи божевілля.

Друга світова війна допомогла Айзенку. Айзенк ні на хвилину не припиняв занять наукою. Допомагаючи хворим пройти психологічну адаптацію та стукаючи молоточком по їх колінами, він задає багато питань, які не відносяться до справи, намагаючись випробувати на пацієнтах перші тести, запропоновані вченими-психологами XIX століття. Ночами вивчає їх талмуди, вдень в шпиталі ставить експерименти. Товстелезні зошити списані дрібним почерком, від яких толку немає.

«Все рівно розумного солдата від дурного на око відрізнити простіше, ніж з допомогою незграбних тестів, запропонованих сто років тому».

В госпіталі Айзенка оцінили і залишили працювати і після закінчення війни, плавно просуваючи службовими сходами. У той час він дуже часто друкувався і був помічений не тільки науковою спільнотою, але й суспільною думкою. Популярність він завоював легко піддавши безжальній критиці тодішнього кумира Зигмунда Фройда (благо Фройд помер і відповісти вже нічого не міг). Айзенк люто ненавидів його. Приблизно так само, як і нацисти. «Психотерапія — це просто нісенітниця, — говорив він. — Ось прийшов до мене хворий зі статевим розладом, я порекомендував йому переглянути один фільм — і все у нього минуло. Хворі з неврозом згодом одужують самі по собі»

. Він вивчав мозок, нехтуючи славою «знаменитого шарлатана» (Фройда), який вивчав статеві інстинкти. Він зводить психотерапію, наводячи контрприклади: Немає ніякого едіпового комплексу! А є «художня література віденського професора: недарма йому вручили премію Гете, хороший письменник був». Айзенк претендував на роль володаря дум, яким був Фройд. І був вже за крок від мети.

Критика Фройда і власні спірні роботи принесли йому гучне ім’я. Його запрошують читати лекції по всій Європі, всі аудиторії набиті до відмови, публіка слухає роздуми професора про природу інтелекту. Це зрозуміло — адже тема стосується кожного. Але відповіді на головне питання — як зрозуміти, розумніший ти сусіда чи ні, — Айзенк не дає. До того часу, поки одного разу під час підготовки до однієї з лекцій в Ганновері випадково не виявляє роботи французького психолога Біне.

А було так: Айзенк прийшов до бібліотеки і замовив навмання кілька книг з психології. Виявилося, що саме Біне на початку XX століття був стурбований тією ж проблемою і навіть розробив ряд тестів для визначення рівня інтелекту. І багато чого домігся: в 1904-му ?????????? французьке Міністерство Громадської Освіти за його рекомендації навіть створило комісію, яка повинна була вирішити, як навчати розумово відсталих дітей, що відвідують паризькі школи. Проблема зрозуміла: відсталих дітей потрібно якось розсортувати на класи, а для цього оцінити їх розумові можливості. Біне створив для цього серії завдань, які оцінювали рівень кмітливості. Айзенк взяв за основу ідею Біне (для кожного віку існує своя норма інтелектуального розвитку), придумав, як це застосувати по відношенню до дорослих, ввів термін »»коефіцієнт інтелекту»»(IQ) — і приготувався до слави. І небезпідставно.

IQ тут же набув популярності. Він з’явився в офісах, конторах та домівках у 1950-ті роки. Тоді, як і тепер, кожному було цікаво дізнатися, як у нього з мозком, у близьких, у підлеглих. Це була справжня сенсація, в один день зробила Ганса Юргена Айзенка зіркою першої величини. Він роз’їжджав по світу з лекціями по методології IQ, став респектабельним заможним чоловіком. Провідні університети Європи і США покірно стояли в черзі на професора Айзенка до півроку і більше. За лекції йому платили шалені гроші, знімали номери в найкращих готелях, надаючи ескорт-послуги самих дорогих фірм і розважаючи на званих вечерях суспільством перших державних персон.

На гостре запитання аудиторії на кшталт «а у вас самого ж який IQ» він вміло відповів: очевидно, високий, якщо я все це придумав. Його книги виходять на всіх мовах світу гігантськими тиражами. У транспорті всі, від студентів до домогосподарок, зачитуються його бестселерами, що носять горді назви «Багатомірності особистості», «Використання психології та зловживання в ній», «Захід і загибель імперії Фройда». І всі поголовно рахують IQ.

Багато лекцій великого метра викликали скандали. У 1971 році, після публікації його статті «Раса, інтелект та освіта» на одному з публічних виступів Айзенка закидали тухлими яйцями. За те, що він чорним по білому написав: у чорних IQ на 15 пунктів нижче, ніж у білих, і це пояснюється особливостями генетичного коду. В Європі та США такий неприкритий расизм був явно неприйнятним. Айзенка називали великим провокатором, попри те, що він був вже людиною похилого віку. Він обожнює власноруч продавати свої книги, сидячи у великих книжкових магазинах на шкіряному дивані, щедро роздавати автографи і до хрипоти сперечатися з покупцями. Це розважало його і дуже нагадувало дискусійні клуби його молодості.

Кілька разів його навіть били. Наприклад, навесні 1973 року в Сорбонні ледве він встиг вимовити першу фразу лекції, як студенти знесли кафедру і кинулися на нього з криками: «Расист! Фашист!» Збили його з ніг, розбили окуляри. У Айзенка хлинула кров з носа, викликали поліцію, однак він не висунув проти студентів ніякого звинувачення. Тому що репутація вільнодумця і скандаліста була йому на користь. Про себе він завжди говорив без удаваної скромності: «Коли я тільки почав займатися психологією, вона була зовсім ДЕФЕКТНОЮ. Зараз її репутація завдяки моїм роботам повністю відновлена».

  • Айзенк Г. Проверьте свои способности. — М. 1972.

АЙЗЕНК ГАНС ЮРГЕН это кто такой АЙЗЕНК ГАНС ЮРГЕН — Психология.НЭС

АЙЗЕНК ГАНС ЮРГЕН

Ханс Юрген Айзенк родился в Берлине 4 марта 1916 г , его родители были актерами отец снимался в комедийных фильмах, а мать играла в немых. Когда Айзенку было 3 года, его родители разошлись Высшее образование Ханс Юрген получил за границей, сначала в Париже, в Дижонском университете, а затем — в Лондонском Во Франции он занимался историей и литературой, но потом его интересы изменились, и в итоге он остановил свой выбор на психологии. В 1938 г он получил степень бакалавра, в 1940-м — доктора философии Во время учебы он очень увлекся астрологией, внимательно изучал астрологические карты гениев, пытаясь найти в них нечто общее, понять, какие судьбы в большей степени способствуют раскрытию дарований В конце 1930-х гг. он вел переписку со знаменитыми астрологами Европы и Америки Его интересовал фашизм, он собственноручно составил гороскопы для некоторых представителей верхушки Третьего рейха Некоторые из них, составленные для Геббельса и Гиммлера, он даже отправил в рейхстаг Айзенк предостерегал их от необдуманной агрессии, насилия и грядущего краха, однако ответа не получил После получения высшего образования Айзенк вернулся в Германию, где очень интересовался проводимыми в то время генетическими опытами фашистов Молодой ученый и сам провел несколько исследований человеческого мозга, пытаясь определить наличие зависимости между размерами мозга и интеллектом личности Вскоре Айзенк эмигрировал в Англию, где стал читать лекции В это время он выпустил целый ряд статей, посвященных предстоящей человечеству борьбе за выживание, созданию избранных людей и их воспитанию. Темы этих работ явно были навеяны Айзенку идеологией фашизма, в результате в научном мире сложилось весьма определенное отношение к ученому: его взгляды и теории не принимались. В то время он задался мыслью измерить человеческий интеллект и на лекциях демонстрировал огромное количество различных измерительных приборов: градусников, термометров, весов. Часто его слова вызывали смех, Ай-зенка считали если и не безумным, то уж точно очень странным. За страсть измерять все коллеги прозвали его «человек-термометр». Во время Второй мировой войны Айзенк работал в военном психиатрическом госпитале Милл Хилл, где оказывал психологическую помощь военным, перенесшим тяжелые стрессы и травмы. При этом он продолжал заниматься своими исследованиями, испытывал на пациентах различные тесты, созданные различными психологами XIX в. Он много и усердно работал, однако не мог получить никаких практических результатов. После войны Айзенк продолжал работать в госпитале, благодаря чему получил возможность пробовать на пациентах новые создаваемые им тесты. Его исследования, а также его активная критика учения Фрейда сделали его популярным. Айзенк пытался объяснить

5 интересных фактов из биографии создателя теста IQ Ганса Айзенка

Профессор Айзенк всегда был личностью со скандальной репутацией. Многие его не выносили за расизм, за беспощадную критику Фрейда и за хладнокровное спокойствие в любых ситуациях. Тем не менее “ужасный ребёнок 1970-х” (его так называли, несмотря на уже пожилой возраст) имел почет в научном мире, богатство и мировую славу, а его тест IQ пользуется популярностью и по сей день.

Ганс родился в Берлине и рос в актёрской семье — его отец снимался в комедийных фильмах, а мать была звездой немого кино. Родители видели своего сына тоже на съёмочной площадке, и в восемь лет маленький Айзенк уже сыграл небольшую роль в одном из фильмов. Мать с отцом развелись, а ребенок так и не встал на актерский путь, ведь его всегда тянуло в науку. По окончании гимназии в 1934 году юноша поступил в Берлинский университет на факультет философии. Здесь он столкнулся с давлением фашистской идеологии: все его приятели и товарищи, мягко говоря, советовали ему вступить в СС. А ведь ещё в школе, по словам Айзенка, он был «единственным нееврейским мальчиком, настроенным против фашизма». Но если в гимназии он еще мог постоять за личные убеждения, вступая в драку со своими обидчиками, то в университете такой метод уже был неприемлем.

Положение Ганса, его матери и отчима, еврейского режиссера, постепенно усугублялось, поэтому семья решила переехать во Францию, где Айзенк изучал историю и литературу в Дижонском университете. Через год они эмигрировали в Англию. Здесь он поступает в Лондонский университет, учится на психологическом факультете и оканчивает его с отличием в 1938 году, получив степень бакалавра, а еще через два года — доктора философии. Его университетские сокурсники отмечали, что Ганс никогда усердно не занимался и не учил предметы, а просто владел искусством речи и мог дискутировать на любые темы, производя на педагогов неизгладимое впечатление. Английские профессора назвали его “надеждой будущей науки” и в дополнение к диплому приложили многочисленные рекомендации. К юному ученому сразу же посыпались приглашения из колледжей, чтобы тот выступил с лекциями. Это не могло не льстить Гансу Айзенку, который с головой ринулся в мир науки, чтобы найти ответ на вопрос всей его жизни: как устроен интеллект?

Айзенк возвращается в Германию и начинает углубленно заниматься астрологией и евгеникой. Этот период жизни ученого производит довольно странное впечатление: с одной стороны, он выступал против нацизма, а с другой — откровенно восхищался науками, которые были почитаемыми в Третьем рейхе, т.е. астрологией, парапсихологией, оккультизмом и расовыми теориями. Его всегда возбуждали разговоры о сверхнации, которая должна состоять из совершенных людей. Айзенка потрясали генетические эксперименты над людьми, проводимые в гитлеровской Германии, а также в Италии и Японии. Он даже сам пытался выяснить, зависит ли размер человеческого мозга от его умственных способностей. Вернувшись в Англию, ученый стал писать статьи в фашистском духе, хотя сам всегда отрицал эту идеологию. В своих работах она развивал теории перенаселенности Земли и селекции господствующей белой расы. Айзенк терпеть не мог демократию и утверждал, что такой форме правления свойственны слабовольные политики, губящие свой народ. Своей научной публицистикой он нажил себе немалое количество врагов.

Во время второй мировой войны профессора Айзенка мобилизовали в военный госпиталь Милл Хилл для лечения психически неуравновешенных солдат. Это было ему на руку: он не только помогал раненым реабилитироваться, но и проводил на пациентах свои опыты, задавая им всяческие вопросы из книг ученых-психологов XIX века. В госпитале ценили его работу и постепенно продвигали по служебной лестнице. Айзенк продолжал печататься и был уже довольно известной личностью. Однако пик популярности обрушился на него в 40-х годах, когда профессор разработал тест по выявлению коэффициента интеллекта (IQ). За основу он взял идею французского психолога Альфреда Бине, который в 1904 году тестировал уровень сообразительности детей для школьного обучения, опираясь на их возраст. Айзенк смог разработать подобные задания для взрослых и создал свой собственный тест, который приобрел сумасшедшую популярность. IQ тест проводился везде — начиная от офисов и контор и заканчивая простыми домами. Каждый жаждал выяснить, насколько он умнее своих окружающих. Профессор был нарасхват — его умоляли выступить у себя ведущие вузы Европы и США, ему платили огромные деньги лишь за одну лекцию, а пообщаться с ним хотели первые люди государства. Помимо проверки IQ, учёный также разработал тесты на темперамент, невротизм, интроверсию, память и многое другое. Тем временем тираж его книг вырастал с каждым годом. Особенной популярностью пользовались такие работы, как «Природа интеллекта — битва за разум: Как формируются умственные способности», «Парадоксы психологии», «Многомерность личности» и «Использование психологии и злоупотребления в ней».

Всего Ганс Айзенк написал 84 книги и 1094 статьи. Почти 10 лет он был заведующим психологическим отделением при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, а с 1955 работал в Институте психологии при Лондонском университете. Выйдя в отставку в 1983 году в должности почетного профессора психологии, учёный не бросил своего любимого дела, а продолжал заниматься научными исследованиями. Скончался Айзенк 4 сентября 1997 года от рака мозга.

«Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию 5 интересных фактов о создателе теста IQ.

1. В период сильного увлечения астрологией ученый лично составлял гороскопы для первых лиц гитлеровской Германии. В преддверии войны он отправил в рейхстаг письма Йозефу Геббельсу и Генриху Гиммлеру, в которых находились их индивидуальные астрологические карты. Политики так ему и не ответили, хотя Айзенк в гороскопе предостерег их от неизбежного провала, многочисленных смертей, безумной агрессии и насилия. Возможно, верхушка Третьего рейха приняла его за сумасшедшего и косвенно способствовала его эмиграции.

2. За бесконечные поиски «интеллектуального измерителя» Айзенку дали прозвище «человек-термометр». В его квартире на окраине города копилось множество измерительных приборов всех времен и народов, а также коллекции книг про насекомых и необъятные астрологические карты. А студенты всегда подшучивали над профессором, потому что на свои лекции он всегда тащил мешок с кучей градусников, термометров, весов и других измерительных приборов. Такие странности он объяснял фразой, в которой заключалась вся его деятельность: «Измерить можно всё, и мозги тоже».

3. Ганс Айзенк был известен как и ярый критик тогдашнего кумира Зигмунда Фрейда. «Психотерапия — это просто чушь,- настаивал он.- Вот пришел ко мне больной с половым расстройством, я порекомендовал ему посмотреть один фильм — и все у него прошло. Больные с неврозами со временем выздоравливают сами по себе». Его научные контрпримеры, низводящие психотерапию, вызывали у общественности большой интерес. А его книга “Закат и гибель империи Фрейда” сделала ему громкое имя.

4. Нередко публичные выступления Айзенка заканчивались скандалами и побоями. К примеру, в 1971 году, после выхода в свет его статьи «Раса, интеллект и образование», на одной из лекции в ученого полетели тухлые яйца. Присутствующие были возмущены тем, что тот в своём труде отчётливо написал: «у чёрных IQ на 15 пунктов ниже, чем у белых, и это объясняется особенностями генетического кода». А два года спустя в Сорбонне его избили леворадикально настроенные студенты, которые кричали ему «Расист! Фашист!». Однако профессор не стал выдвигать юношам никакого обвинения, проявив хладнокровность к их действиям и тем самым поддержав свою скандальную репутацию.

5. Ганс Айзенк абсолютно был уверен в безвредности курения. «Раком болеют не от сигарет и не от дурной жизни, дело совсем в другом. Тип личности, склонной к заболеванию коронарных сосудов сердца, в большинстве случаев характеризуется злобой, агрессивностью и враждебностью», — писал учёный. А в 1990-е годы он даже провел четырёхлетнее исследование,которое подтвердило его высказывания. Сообщество учёных не поверило результатам, аргументируя это подтасовкой фактов. И тогда Айзенк предложил провести эксперимент на себе. «Я не знаю, что такое ярость, депрессия или страх, вот и делайте выводы о моих предрасположенностях». В момент тестирования ученого с помощью электродов приборы показали, что реакции абсолютно нулевые — он был мертвецки спокоен и непоколебим.

Ганс Юрген Айзенк, методика по определению темперамента

Как и множество других наук, психология начала развиваться с возникновением культурного общества и с появлением необходимости находить ответы на вопросы, касающиеся характера и поведения человека.

На протяжении почти двух веков над совершенствованием этой научной отрасли трудились многие величайшие умы человечества, среди которых был Ганс Айзенк. Его вклад в развитие психологии можно назвать невероятным, ведь благодаря именно этому ученому в настоящее время мы имеем представление о том, что такое интеллект и темперамент личности. Над чем же трудился этот ученый в течение всей своей жизни и каков его вклад в развитие психологии, читайте далее.

С чего начинал свой путь ученый

Ганс Юрген Айзенк – уроженец Германии, который большую часть своей жизни прожил в Англии по политическим причинам. Появился на свет Г.Ю. Айзенк 4 апреля 1916 г. в семье Эдуарда и Хельги Айзенков, которые в свое время были популярными актерами кинематографа.

Его увлечения в юношестве не имели ни малейшего намека на психологию и психоанализ, ведь в то время молодой Айзенк интересовался астрологией. Составляя гороскопы, он отсылал их руководителям политической партии, в которой состоял и сам. Однако с приходом к власти нацистов, на фоне возникшей антипатии к новому правительству в лице Гитлера, ему пришлось переехать в Англию.

Эмигрировав в Великобританию в возрасте 18 лет, Ганс Айзенк приступил к поиску работы. Однако с этим возникли сложности, так как у юного ученого не было гражданства. Но это не остановило Айзенка, и уже в 1940 г. он закончил свое обучение в Университетском колледже в Лондоне. Получив степень доктора психологии, Ганс начал активно заниматься исследованиями в данной отрасли.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Р. Ассаджиоли: биография и теория психосинтеза

Стоит подчеркнуть, что первым наставником и научным руководителем Айзенка был известный психолог Сирил Берт, слава к которому пришла благодаря его исследованиям на тему влияния наследственности на интеллект. С начала Второй мировой войны и до 1983 года Ганс Юрген работал сразу в нескольких направлениях:

  • Преподавал на кафедре психологии Лондонского института психиатрии, а также читал лекции в других университетах.
  • Проводил исследования и психиатрические обследования для получения неопровержимых доказательств своих теорий.
  • Писал книги и статьи для публикации в журналах по психологии. Интересный факт: Ганс Айзенк до сих пор считается одним из самых плодотворно работавших, а также наиболее часто цитируемых авторов ХХ века.

Трудиться над своими исследованиями и опросниками психолог продолжал до старости, пока в возрасте 81 года не скончался от рака мозга. Но вернемся к тому, что сделал Ганс Юрген Айзенк конкретно для психоанализа личности, благодаря чему он считается популярным психологом.

Бесценный вклад в развитие науки

В частности, господин Айзенк занимался психологическими исследованиями на темы наследственности и коэффициента интеллекта, базовых признаков личности, основ индивидуальности человека и прочие.

Следует отметить, что практически все работы Айзенка в сфере психологии были «шокирующими» и даже неприемлемыми, что вызывало множественные споры и осуждение со стороны критиков. Однако, несмотря на это, Ганс неустанно трудился, проводя опросы здоровых людей и потенциально больных (невротиков).

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Параллельно с этим ученый уделял немало внимания проблемам клинической психологии, а также занимался критикой самоанализа. Так, постепенно, зарождалась теория личности Айзенка, благодаря которой мы имеем представление о трехмерной системе обозначения личных свойств человека, связанной с понятием темперамента.

Рекомендуем: Интроверт — кто это?

Считая психоанализ абсолютно ненаучным методом психологии, Ханс излагал собственные, не типичные для многих ученых умов версии относительно того, что влияет на формирование интеллекта и как развивается личность. В результате собственного факторного анализа, во время исследования группы здоровых людей и солдат, признанных невротиками, он выявил три различных фактора (экстраверсия, психотизм, нейротизм), отличающиеся специфическими реакциями и позволяющие составить представление о типах личности.

Процессы возбуждения-торможения и их соотношение были первоначальной точкой отсчета для интерпретации модели личности, которую предложил Ганс Айзенк. Теория личности, таким образом, указывает на три основные черты темперамента, которые являются, по версии ученого, личностными измерениями, обусловленными функционирующей на генетическом уровне ЦНС.

Доказательства теории Айзенка, для получения которых было проведено множество прикладных исследований, указали на важность отличий в чертах темперамента. И такие сведения представляют особую ценность для различных сфер знания и жизнедеятельности человека:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Психология (диагностика душевных заболеваний, выявление предрасположенности к отклонениям).
  • Образование (выбор профессии).
  • Медицина.
  • Статистика преступности и т.п.

В частности, благодаря теории личности Айзенка можно дифференцировать расстройства невротического характера, основываясь лишь на факторах нейротизма и экстраверсии. К таким относят невроз навязчивых состояний (наблюдается у эмоционально неустойчивых интровертов) и истерический (характерный для нестабильных экстравертов). Используя собственную трехфакторную модель личности, Айзенк смог создать специальные методики психоанализа, позволяющие выявлять и изучать разные нарушения психологического здоровья.

Рекомендуем: Карл Юнг: вклад в психологию

Например, определить врожденные характеристики человека (на основании теории Айзенка об экстраверсии и интроверсии) по преобладающим у него качествам и манере его поведения поможет тест Айзенка на определение типа темперамента. На сегодняшний день он остается самым значимым в психологии, являясь классическим способом, позволяющим узнать темперамент личности. Что представляет собой такой тест и как с его помощью понять, каким характером наделен тот или иной индивид, читайте далее.

Знаменитые опросники ученого-психолога

Детально изучая влияние окружения и наследственности на интеллект, а также структуру и типы личности, Айзенк создал немало тестов в виде опросников, которые помогают провести полную диагностику психического состояния человека, чтобы получить общее представление о его характере, действиях, психологических реакциях и склонности к той или иной модели поведения.

Среди прочих часто используется тест Айзенка на самооценку. По большей части такие опросники применяются в образовательных учреждениях. Самооценка психических состояний по Айзенку позволяет выявить уровень самооценки учеников, а также определить уровень четырех основных психических состояний:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Сам тест состоит из 40 вопросов, характерных для каждого конкретного состояния. Опрашиваемым предлагается три варианта ответа: «да», «нет» и «иногда». После обработки результатов тестирования можно получить весьма правдоподобную картину о состоянии испытуемого и понять, насколько адекватной является его самооценка.

Помимо этого, теория Айзенка о разных типах личности, построенная на основе концепции об иерархической модели личности человека (где высший уровень представлен суперфакторами, а нижний – специфическими мыслями и действиями человека), позволила ученому создать личностный опросник (тест для определения темперамента). Он представляет собой перечень вопросов, которые касаются особенностей поведения непосредственно оцениваемого человека.

Такая методика Г. Айзенка была разработана ученым на основании результатов его тестирований, в которых участвовало более 30 000 человек. Изначально испытуемые просто отвечали на вопросы (всего было 2 варианта по 57 вопросов в каждом), но позже Ханс Айзенк совместно с Сибиллой Айзенк разработали новый метод оценки, в котором помимо вопросов, с помощью которых диагностировались особенности поведения человека и шкала «лжи», были еще и дополнительные — на определение психотизма. Всего человеку нужно было дать 101 ответ.

Рекомендуем: Что такое характер?

Как первоначальная, так и предложенная позже методика включают в себя вопросы, абсолютно релевантные трем основным факторам структуры личности, а шкала «лжи» и в первом и во втором случае помогает выявить склонность опрашиваемого к фальсификации ответов.

К слову, первичный тест, позволяющий определить тип темперамента, пользуется большей популярностью, чем составленный позже опросник. И объясняется это количеством вопросов, которых в первом случае всего 57.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Как пройти тест

Чтобы пройти тест личности Айзенка, вам нужно ответить на предложенные ниже вопросы, а после – воспользоваться ключом для расшифровки ответов. Стоит отметить, что отвечать на поставленные вопросы нужно однозначно (отрицательно либо утвердительно). Кроме того, не стоит обдумывать свой ответ, сразу указывайте «да» или «нет».

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Итак, ключом к тесту будут следующие ответы, совпавшие с указанными значениями:

Для того чтобы провести обработку ответов, нужно оценить их. За ответы, совпавшие с ключом, дается 1 балл. Таким образом, подсчитав результаты, можно произвести анализ данных:

  • По шкале экстраверсии: яркий экстраверт получит больше 19 баллов, личность-экстраверт – больше 15-ти, среднее значение экстраверсии – 12 баллов, у глубокого интроверта будет менее 5 баллов и меньше 9-ти – у простого интроверта.
  • По шкале нейротизма: очень высоким показателем для нейротизма считается 19 и более баллов. Высокий уровень нейротизма у тех, кто набрал больше 14-ти. Среднее значение нейротизма варьируется в пределах 9-13 баллов. И низкий уровень – когда у опрашиваемого получилось меньше 7 баллов.
  • По шкале «лжи»: допустимое для этой шкалы значение – 4 балла. Если у тестируемого получилось набрать более 4 баллов, то это указывает на склонность личности к осознанной лжи ради всеобщего одобрения.

Шкала оценки экстраверсии-интроверсии

Чтобы получить полную картину описания личности, следует применить еще один опросник – круг Айзенка, представляющий собой четырехмерную плоскость с системой координат для определения четких контуров типа темперамента человека, а также выстраивания каркаса из основных качеств для уточнения характера личности.

Такой круг (на изображении ниже) составлен ученым на основании понятия об эмоциональной стабильности. В свою очередь это качество может проявляться в виде адаптивных способностей индивида в разных ситуациях и под влиянием прочих личностных аспектов. Прежде всего с помощью круга Айзенка можно спрогнозировать развитие невроза в условиях длительного пребывания в состоянии стресса.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Такой способ диагностики психических расстройств помогает составить описание человека и предположить, какой будет его реакция в той или иной ситуации. Согласно данной методике, выделяют два типа людей:

1. Экстраверт – человек, который направлен на внешнее окружение (люди и взаимоотношения с ними). Для типичной экстраверсивной личности характерны такие черты, как импульсивность, оптимизм, общительность, тяга к лидерству и т.д.

2. Интроверт – личность, погруженная «внутрь себя», которая стремится быть подальше от общества и не нуждается в интенсивных контактах с людьми. В отличие от экстравертов, они сдержанны, малообщительны, рациональны в поступках, пессимистичны.

Анализируя степень проявления каждого качества, можно указать на тип темперамента человека и выявить его сходство с экстравертивными либо интровертивными классическими типами личности (сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик). И, как можно увидеть, все созданные Гансом Айзенком тесты вполне понятны и просты в плане интерпретации полученных данных. Именно поэтому опросники Айзенка до сих пор актуальны и часто используются в психологии. Автор: Елена Суворова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Г. Ю. Айзенк Википедия

Ганс Юрген Айзенк
Hans Jürgen Eysenck
Hans.Eysenck.jpg
Дата рождения 4 марта 1916(1916-03-04)
Место рождения Берлин
Дата смерти 4 сентября 1997(1997-09-04) (81 год)
Место смерти Лондон
Страна Великобритания
Научная сфера психология
Место работы
  • Королевский колледж Лондона
Альма-матер Лондонский университет
Учёная степень доктор философии (PhD) по психологии
Научный руководитель Сирил Бёрт[d]
Известные ученики José Luis Pinillos[d]
Известен как Автор теста Айзенка, основатель журналов
Награды и премии

стипендия Уильяма Джемса[d] (1994)

Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Jürgen Eysenck; 4 марта 1916, Берлин — 4 сентября 1997, Лондон) — немецко- британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Научная деятельность
    • 2.1 Трёхфакторная теория личности
    • 2.2 Трёхфазная теория возникновения невроза
    • 2.3 Критика
  • 3 Примечания
  • 4 Работы учёного
    • 4.1 На английском языке
      • 4.1.1 Книги
    • 4.2 Русскоязычные переводы
      • 4.2.1 Книги
      • 4.2.2 Статьи
  • 5 Ссылки

Биография[ | ]

Сын актёров немого кино Эдуарда Айзенка и Хельги Моландер. В молодости Айзенк увлекался

Ганс Айзенк: краткая биография этого известного психолога

Ганс Айзенк был немецко-английским психологом хорошо известен своими теориями о личности , Он вошел в историю как одна из самых влиятельных фигур в современной психологии, и его теории все еще обсуждаются и используются психологами и другими экспертами в человеческом поведении.

В этой статье мы рассмотрим жизнь этого психолога из очень краткая биография Ганса Айзенка , подробно описывая некоторые особенности его жизни и работы.

  • Статья по теме: «История психологии: авторы и основные теории»

Ганс Айзенк: биография одного из отцов современной психологии

Ханс Айзенк родился 4 марта 1916 года в Берлине, Германия. Он рос и жил в этом городе до 1934 года, когда он был вынужден укрыться сначала во Франции, а затем в Соединенном Королевстве нацистским режимом.

Его родители были актерами, что, когда они расстались и столкнулись с условиями страны, они переехали во Францию. Айзенк вырос со своей бабушкой по материнской линии, фрау Вернер, с которой он получил бесплатное образование и был полон интеллектуальных и культурных стимулов. Он быстро выделялся как хороший ученик и даже хороший спортсмен.

Наконец ему пришлось эмигрировать и он оказался в Лондоне, где начал изучать психологию (в Лондонском университете). В том же городе он работал клиническим психологом и даже работал в Институте психиатрии.

Гансу Айзенку приписывают создание одной из самых сильных личностных парадигм в истории психологии. Есть те, кто даже считает его «отцом психологии».


  • Вы можете быть заинтересованы: «Теория личности Эйзенка: модель PEN

Его области работы и исследования

Будучи студентом, Айзенк участвовал в различных встречах и обзорах теорий интеллекта. Наряду с некоторыми американскими интеллектуалами, Он также разработал варианты терапии кроме психодинамики, которая была самой популярной в то время.

Он также понял, что психология как наука была на заднем плане по отношению к психиатрии. Айзенк по-прежнему был заинтересован в том, чтобы претендовать на статус первых и искать сотрудничества между ними.

В том же смысле оставался критическим для диагнозов, сделанных психиатрией , Я видел много противоречий и трудностей, чтобы защитить их теоретически. Из этого опыта он разработал свою собственную модель личности, восстанавливая многие из подходов философии и более классической психологии.

Помимо измерения личности, настаивая на ценности знания этого и заинтересованного в решении проблемы таксономии, используемой в психиатрии, Айзенк утверждал, что личность не возникает в условиях непрерывного нормального невроза-психоза, но что измерения, которые лучше всего представляют это невротизм и психотизм .

Из этого он провел исследования со многими людьми, с которыми он работал в качестве клинического психолога, людьми, у которых был какой-то психиатрический диагноз, и людьми, которые не имели. Проанализировав данные, он предложил два ключевых фактора личности: невротизм и экстраверсия.

Спустя годы и благодаря новым исследованиям, добавьте новое измерение: психотизм. Наконец, я представляю иерархически организованную модель на четырех уровнях: от типов личности и их особенностей до конкретных ответов, которые соответствуют каждому из них. Эта работа дала форму то, что известно как модель личности PEN .

  • Может быть, вам интересно: «Теории человеческого интеллекта»

От личности к интеллекту

В ходе своих исследований Айзенк разработал знаменитую модель психотической личности-экстраверсии-невротизма с биологическими факторами для каждого, то есть, подчеркивая роль генетического наследования в развитии личности. Например, Он утверждал, что психологические различия и их наследственные детерминанты могут быть проверены опытным путем. .

Именно это, в конечном итоге, привело его к разработке исследований по вопросам, связанным с личностью, но они пошли немного дальше, такие как интеллект, креативность, отношения между генами и культурой, преступность, сексуальность, отношения между личностью и болезни или зависимости, среди других.

Многие из его исследований по интеллектуальному коэффициенту и его связи с культурными системами получили много критических замечаний. Например, его теории использовались как для обоснования расовой динамики, так и для их опровержения.

Его последние исследования были посвящены анализу творчества и его связи с биологическими факторами. и его личностная модель была адаптирована к многочисленным психометрическим тестам оценивать как интеллект, так и личностные качества. В настоящее время они используются в клинической, образовательной, профессиональной и рабочей областях.

Избранные работы

Среди его наиболее важных работ: Структура личности и измерение 1969 (Структуры личности и измерения), Структура человеческой личности 1970 г. (Структура человеческой личности), Гены, культура и личность 1989 (гены, культура и личность).

На конкретных отношениях между интеллектом, личностью и биологией, некоторые из его наиболее важных работ Биологическая основа личности 1967 (Биологические основы личности) и Личность, генетика и поведение 1982 г. (Личность, генетика и поведение).

Библиографические ссылки:
  • Шмидт В., Оливан М.Е., Л, Ф. и др. (2008). Ханс Юрген Айзенк. Жизнь и творчество одного из самых влиятельных ученых в истории психологии. Достижения в области психологии Латинской Америки / Богота (Колумбия), 26 (2): 304-317.

Психология. Научение и его виды. (MARCH 2020).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *