Функции и задачи управления: Задачи и основные функции управления – Задачи и основные функции управления – Функции управления —  НАФО. Национальная Ассоциация Фасилити Операторов. Официальный сайт

Автор: | 08.07.2020

Задачи и основные функции управления

Если хочешь стать профессионалом в чем-то, то необходимо внимательно изучить объект интереса. Тем, кто думает открыть предприятие или постигает азы руководства ним, интересно, что собой представляют задачи и функции процесса управления. Мы сейчас будем искать ответ на данный вопрос.

Общая информация

Управленческая деятельность имеет свою специфику. Она выполняет задачи и функции, без которых невозможно представить работу предприятия. Какова общая структура? Функции реализовываются исключительно в рамках определенного комплекса управленческих задач. В чем их принципиальное различие? Как функцию отличают от задачи? Это очень важно понимать для избегания путаницы.

Принципиальное различие между ними заключается в том, что функции являются повторяемыми видами деятельности, тогда как задачи преследуют достижение определенных результатов за отведенное время. То есть руководитель подписывает документы – это функция. А подписывает он их, чтобы увеличить эффективность предприятия и размер выручки в два раза за год – это задача.

Кстати, поговорим о функциях. Они могут выполняться полностью одним подразделением. Одновременно другие группы отделов часто используются для предоставления дополнительных функций. Качественная настройка и определение фронта работ каждого подразделения позволяет обеспечить эффективную работу предприятия в целом. Поэтому при создании коммерческой структуры этим вопросом необходимо озаботиться сразу, ведь исправлять все будет довольно долго и затратно. Вводной информации хватит, переходим к рассмотрению конкретных моментов.

О функциях

Их состав и объем зависят от ряда условий:

  1. Структуры, уровня и масштаба осуществляемой деятельности.
  2. Размера коммерческой структуры, места в системе общественного разделения труда, самостоятельности и независимости.
  3. Связей с другими организациями.
  4. Уровня технического оснащения и доступного инструментария управления.

Что они должны делать? Функции системы управления необходимы для руководства и обслуживания хозяйственной деятельности. Каждая из них должна иметь цель, быть повторяемой, однородной и исполнимой для персонала. Они носят объективный характер. Это определено самой природой процесса управления. Ведь если допускать субъективизм, то это с высокой долей вероятности повлечет убытки.

функции управления

Также функции управления предприятием являются основой для определения и формирования структуры и численности аппарата руководства. Единого подхода к их классификации не существует. На основании признаков формируются разные группы. Самое простое деление подразумевает классификацию на:

  1. Общие.
  2. Специальные.

Какие их особенности? Общие функции управления сформулировал в начале двадцатого века Файоль. Их особенностью является то, что они проявляются одинаково в любой сфере деятельности. Среди общих функций наиболее важным считается титрование. Она заключается в:

  1. Формулировании целей на предстоящий период.
  2. Разработке стратегии действий.
  3. Составлении необходимых планов и программ для реализации п. 2.

То есть идет определение того, что нужно достичь. В качестве инструментария разработки путей получения запланированного результата используется стратегическое и текущее планирование.

О реализации

Практическим воплощением занимается организаторская функция. Как она реализуется? Первоначально создается сама организация, формируются ее структуры, распределяется работа среди подразделений, сотрудников и осуществляется координация их деятельности. Говоря о функциях органов управления, нельзя обойти вниманием и мотивацию.

В данном случае определяются потребности людей, выбирается наиболее подходящий способ их удовлетворения, который позволит обеспечивать максимальную заинтересованность работников в процессе приближения к цели, что стоит перед организацией. Выявить заблаговременно надвигающиеся опасности, отклонения от принятых стандартов, а также обнаружить ошибки поможет контроль. Он создает основу для совершенствования происходящих процессов.

Ранее говорилось о специальных функциях. Они занимаются управлением определенных объектов, например:

  1. Производством.
  2. Материально-техническим снабжением.
  3. Инновациями.
  4. Кадрами.
  5. Рекламой и сбытом готовой продукции.
  6. Финансами.
  7. Учетом и анализом хозяйственных процессов.
задачи управления

Кто-то может сказать, что это основные функции управления. Это верно, но с небольшой оговоркой: реализация у них отличается. Именно потому, что приходится подстраиваться под каждый определенный конкретный субъект, они и называются специальными. Давайте рассмотрим их подробнее.

Что собой представляют специальные функции?

Они будут представлены в виде названия и краткого содержания:

  1. Управление производством. Это организация поставок материалов, сырья, деталей, комплектующих, информации. Определение объема для выпуска продукции и оказания услуг. Расстановка людей. Организация своевременного комплексного ремонта техники и оборудования. Оперативное устранение неполадок и сбоев в производственном процессе. Контроль качества.
  2. Управление материально-техническим снабжением. Это заключение хозяйственных договоров, организация процесса закупки, доставки и хранения материалов (сырья), деталей, комплектующих.
  3. Управление нововведениями (инновациями). Это организация научных исследований и прикладных разработок, создание опытных образцов, внедрение новинок в производство.
  4. Управление рекламой и сбытом готовой продукции. Под этим подразумевается изучение рынков, выработка ценовой политики, реклама, формирование каналов сбыта, организация отправки товаров покупателям.
  5. Управление кадрами. Под этим подразумевается подбор, обучение и повышение квалификационного уровня кадров, мотивирование на труд, создание приятного и комфортного морально-психологичного климата, а также улучшение условий работы для сотрудников.
  6. Управление финансами. Сюда относится составление бюджета, формирование и распределение денежных ресурсов, портфеля инвестиций, оценка текущего/перспективного состояния и мер, что необходимы для их укрепления.
  7. Учет и анализ хозяйственной деятельности. Сбор, обработка и изучение информации о работе организации. Сравнение с начальными и плановыми показателями, а также результатами деятельности иных коммерческих структур для своевременного выявления имеющихся проблем и вскрытия резервов.

Об основных функциях

Эта тема вскользь была затронута ранее. Но тогда имелась оговорка. Что мы получим, если ее убрать? При руководстве преследуется определенная цель. Она достигается путем выполнения конкретных задач и функций. И для этого необходимо влиять на коллектив. Здесь и проявляют себя во всей красе основные функции управления:

  1. Организация.
  2. Планирование.
  3. Нормирование.
  4. Мотивация.
  5. Координация.
  6. Контроль.
  7. Регулирование.

Все это проявляется через организационные структуры, процессы, культуру. При этом рационально соединяется целый набор методов, приемов и звеньев руководящей системы. И затем используется для установления взаимосвязи с различными объектами.

функции и задачи управления

Это функция организации. Без нее сложно представить создание благоприятных условий достижения целей, когда конкретные задачи решаются в оговоренный период времени, при этом по минимуму тратятся производственные ресурсы. Но центральное место среди всех функций занимает планирование. Это связано с тем, что оно необходимо для строго регламентированного поведения объекта во время достижения поставленных перед организацией целей. Планирование предусматривает передачу конкретных задач определенным подразделениям на различные (но ограниченные) временные периоды.

Нормирование следует рассматривать как разработку научно-обоснованных расчетов, которые устанавливают качество и количество элементов, что будут использоваться в производстве и управлении. Эта функция влияет на объект с помощью четких и строгих норм, дисциплинирует процесс выполнения задач, обеспечивает ритмичный и равномерный ход деятельности и ее высокую эффективность.

Смещаемся к человеческим факторам

Следующей у нас идет функция мотивации. Она влияет на коллектив, пробуждая его для эффективного труда. Для выполнения этой задачи используется общественное воздействие, а также поощрительные меры.

Функция координации необходима для обеспечения слаженной и согласованной работы всех участников процесса. Если производственные и вспомогательные подразделения не будут эффективно взаимодействовать, то выполнение поставленных задач будет делом долгим. Координация может осуществляться по отношению как к коллективу, так и к отдельным работникам.

Следующей идет функция контроля. Она воздействует на коллектив посредством выявления, обобщения, учета и анализа результатов деятельности каждого подразделения. Собранные данные доводятся до ведома их начальников, руководителей и служб управления.

задачи и функции управления

Для этой функции большую роль играет информация оперативного, бухгалтерского и статистического учетов, которые позволяют выявлять отклонения от запланированных показателей. После этого проводится анализ причин отклонения и их устранение. Но последнее уже относится к функции регулирования. Она, между прочим, непосредственно сочетается с контролем и координацией. Эта функция управления деятельностью будет выполняться только в тех случаях, когда из-за воздействия внутренней или внешней среды происходит отклонение производственного процесса от запланированных параметров. Если нет проблем, то и обращаться к ней нет причин. Вот такие функции системы управления.

О задачах

Пока что в основном говорилось о том, какие функции управления существуют. Но ведь есть и задачи. О них тоже следует замолвить несколько слов. Список основных задач довольно велик, поэтому он будет разбит на несколько подзаголовков:

  1. Определение основной цели организации, формирование стратегии поведения и действий, направленных на ее достижение. Создание концепции функционирования и развития предприятия с максимальным количеством будущих трансформаций – например, в корпорацию.
  2. Формирование корпоративной культуры. Под этим подразумевается объединение сотрудников вокруг одной общеорганизационной цели. Самое важное в данном случае – не поставить людей в одностороннюю зависимость от руководства. Такое положение дел часто заканчивается низкой инициативностью и необходимостью контролировать все в ручном режиме, что довольно проблематично.
  3. Нужно хорошо продумать и рационально организовать мотивацию и дисциплину персонала для достижения заявленной цели организации, что позволит успешно решать стоящие на пути проблемы.
  4. Сформировать в коммерческой структуре порядок во взаимоотношениях. Необходимо выстроить систему относительно долговременных и стабильных иерархических связей, норм, должностей, стандартов. Для этого можно даже документально зафиксировать структуру. Например, с помощью устава организации.
структура функций управления

Также необходимо предусмотреть все нюансы взаимодействия между организациями, подразделениями и людьми по поводу осуществления их функций. Установленный порядок должен воплощаться в виде формальной организации, которая позволит обеспечить устойчивость и стабильность коммерческой структуры, а также результативно управлять нею.

Контролирующие задачи

Это вторая часть списка:

  1. Четко определить, как будет проводиться диагностика руководства. При этом необходимо найти самую лучшую и худшую точки управления. Это позволяет держать ситуацию под контролем. Диагностика чрезвычайно важна, ведь с ее помощью можно преодолеть возникающие противоречия между ростом, развитием и масштабами с одной стороны, и средствами, методами и целями – с другой. Это позволит отслеживать ситуацию при любых изменениях. В качестве примера риска можно привести так называемый феномен «директора цеха». Это обозначение используется для описания ситуаций, когда начальник средней руки, продвинувшись вверх по служебной лестнице, продолжал действовать так, словно он и дальше управлял не предприятием, а только его подразделением. Такой подход способствует возникновению проблем, точек неуправляемости и резкому понижению общей эффективности системы.
  2. Четко представлять, как должно быть реализовано управленческое решение. К сожалению, этот момент часто не воспринимается как самостоятельный структурный компонент. Из-за этого возникает множество проблем, которые понижают качество реализации и возможности контроля над исполнением.
  3. Разработка системы мониторинга за внедрением принятого решения. Также прорабатываются допустимые стимулы для его эффективного исполнения. Кроме этого, следует предусмотреть определенные санкции против лиц, подразделений, социальных групп или организаций, которые срывают их внедрение или недостаточно активно и целеустремленно работают для достижения целей.

Как работает государственная машина?

Разговор шел о коммерческих структурах. А задачи и функции государственного управления отличаются от него? Да, и еще как. Ведь главная цель коммерческого предприятия – получение максимально возможных прибылей, тогда как государство нацелено на обеспечение базовых потребностей граждан. Из-за этого структура функций управления имеет ряд отличий.

Задачи и функции руководства

В целом и общем они выглядят так же, как и для коммерческих предприятий. Но в нюансах кроется «дьявол». Так, необходимо отметить сильную ориентацию на услуги: образование, медицина, правозащитные и другие. Функции государственного управления также концентрируются на обеспечении бюрократического сопровождения. Причем, если на предприятиях это больше организационные моменты, то в данном случае все значительно серьезней. Рассмотрим несколько примеров.

Взять обучение в школе и университете. Или получение паспорта. Что выдается? Определенный документ, подтверждающий что-то. В случае со школой и университетом это доказывает то, что человек образованный, умеет читать и писать, обладает определенной квалификацией. Паспорт говорит о том, гражданином какой страны он является. Кстати, если интересует перечень всех задач, которые на себя берет государство, то можно открыть Конституцию и ознакомиться с ними. Но следует понимать, что там находятся общие декларации. На практике они воплощаются посредством принятия законов, мероприятий, указов, постановлений различных уровней власти.

Заключение

Функции и задачи управления являются неотъемлемой частью деятельности любой коммерческой структуры по достижению обозначенных целей. Большое значение при их реализации имеет масштаб. Так, функция управления персоналом может быть выполнена директором, если разговор идет о небольшом предприятии. Но в случаях с крупными коммерческими структурами приходится говорить о полноценных отделах кадров.

функции и задачи руководства

Безусловно, основатель в роли директора, как правило, знает всю подноготную лучше и сможет обеспечить выполнение всех необходимых требований в нужном объеме. Но иногда справиться со всеми вызовами самостоятельно невозможно. И в таком случае приходится передавать часть обязанностей другим людям. Хотя добиться от них эффективности работы, как от основателя, часто не предоставляется возможным, но хороший специалист все же сможет показать работу на уровне.

А если поставлены адекватные цели, правильно сформулированы задачи и функции, настроены процессы и взаимодействие, то это значит, что существуют все условия, чтобы сотрудник раскрылся на полную. Следует помнить, что самый главный ресурс в современном мире – это люди. И ценных специалистов необходимо беречь и лелеять, попутно выращивая их для запросов предприятия. Вот мы и рассмотрели, что собой представляет этот аспект руководства, а также то, какими задачами и функциями управления являются используемые методы работы.

Функции и задачи управления.

Рассмотрев социальную сущность и основные принципы управления, мы неизбежно приходим к выводу, согласно которому управление представляет собой сложный и многогранный процесс взаимосвязанных функций, которые органически связаны с определенными структурными компонентами. Поэтому при исследовании управленческой деятельности социология управления уделяет приоритетное внимание определению структуры и функций этой деятельности. Структура управления не остается неизменной, а характеризуется подвижностью и изменчивостью. Из определения её сущности становится очевидным, что она предполагает систематическое воздействие субъекта управления на социальный объект, составляющий предметную область управленческой деятельности. А это означает, что двумя исходными, первичными компонентами управленческой структуры являются субъект и объект управления.

Субъект управления — это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемую подсистему), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, обеспечение его нормального функционирования и успешное движение к заданной цели.

Объект управления — это социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив и т.п.), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного достижения запланированной цели (целей).

Объекты управления характеризуются большим разнообразием. Их можно типологизировать по нескольким основаниям.

По масштабам и уровням управленческого воздействия объекты управления подразделяются следующим образом: страна, отрасль, регионы, предприятия и т.п.

По видам регулируемой деятельности объекты управления дифференцируются на: производственную, социальную, политическую, социокультурную деятельность.

По адресату управленческого воздействия объекты управления подразделяются на:

  • население и все организационные структуры страны, выступающей в качестве единой и целостной социально-территориальной общности;

  • население областных, районных, городских социально-территориальных общностей;

  • персонал министерств и ведомств;

  • персонал предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов и учебных заведений;

  • персонал органов здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, воинских частей и подразделений и т.п.

Но какой бы иерархический ранг или какой бы тип объекта управления мы не рассматривали, всегда и везде на передний план в социологическом исследовании управленческой деятельности выдвигаются социальные отношения и взаимодействия людей, вовлеченных в тот или иной вид деятельности и объединенных в те или иные социальные организации и институты.

В структуре управления наряду с дифференциацией людей на две основные группы, из которых первые разрабатывают и осуществляют управленческие решения, а вторые осуществляют производственную, политическую и иную деятельность в соответствии с принятыми решениями, существует ряд компонентов, которые в наиболее существенных своих чертах определяются теми задачами, которые решаются в процессе осуществления управленческой деятельности.

Основные задачи управленческой деятельности:

  1. Определение основной цели или дерева целей (для многоуровневой) организации, выработка стратегии действий по ее достижению и формулирование концепции деятельности и развития данной организации — корпорации, фирмы и т.п.

  2. Формирование корпоративной культуры, т.е. объединение персонала вокруг общефирменной цели (или целей). Самое важное в управлении — не стремление поставить других людей в одностороннюю зависимость от себя, искусственно приподнять свой статус, усилить свое влияние в организации, а сплотить ее персонал на четкое осознание стоящей перед организацией цели и активную, квалифицированную, добросовестную деятельность во имя ее достижения.

  3. Хорошо продуманная и рационально организованная мотивация персонала на достижение цели фирмы (организации) и успешное решение стоящих перед нею проблем.

  4. Формирование в фирме организационного порядка, т.е. системы относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм и должностей, нередко зафиксированных документально (устав организации) и регулирующих взаимодействия между организациями, а также между подразделениями и людьми как членами организации по поводу осуществления их функций. Организационный порядок воплощается в формальную организацию, обеспечивающую стабильность и устойчивость данной фирмы, корпорации и т.д., результативность управления ею.

  5. Разработка и осуществление технологии изменений, ведь эффективность управления в решающей степени определяется по способности к изменениям, по умению вовремя понимать их необходимость и столь же вовремя начинать и быстро проходить переходный этап.

  6. Четкое определение диагностики управления или, говоря иными словами, определение точек наибольшей и наименьшей управляемости и — вполне вероятно — точек неуправляемости, которые имеются или могут возникнуть в каждой организации. Установление диагностики управления очень важно, ибо оно дает возможность преодолеть часто встречающееся противоречие между ростом и развитием, между масштабами управления, с одной стороны, и его целями, методами и средствами, — с другой. Хорошо известен феномен «директора цеха», когда бывший начальник цеха или председатель колхоза, продвинувшись вверх по служебно-должностной лестнице, готов и заводом, и городом, и областью руководить таким же образом, как и прежде цехом, но только очень большим. В таких случаях в объекте управления возникают не только зоны слабой управляемости, но и точки неуправляемости, что резко сужает диапазон эффективного управления системой.

  7. Четкое представление о том, какова должна быть реализация управленческого решения. К сожалению, в существующей в настоящее время практике управленческой деятельности многих организаций, предприятий, учреждений и т.п. реализация принимаемых решений не воспринимается в качестве самостоятельного структурного компонента и важной стадии разработки и осуществления управленческого решения. Более того, управленческие решения зачастую вообще не просчитываются на реализуемость, а это существенно снижает возможности контроля за их выполнением.

  8. Разработка системы контроля за выполнением принятого решения, определение и применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций или их подразделений, срывающих выполнение принятых решений или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных управляющей подсистемой целей и задач.

Все названные структурные компоненты не действуют в отрыве друг от друга, а в процессе своего взаимодействия образуют более или менее целостную и динамично развивающуюся структуру социального управления, своеобразный «управленческий многогранник», действующий в широком социальном диапазоне.

В состав структуры управления наряду с основными компонентами управленческой деятельности входит организационная структура управления. Она характеризуется распределением целей и задач между различными уровнями и звеньями управленческой деятельности. Следовательно, под организационной структурой управления понимается совокупность уровней и звеньев управленческой деятельности в единстве с их функциональными областями, расположенными в строгой соподчиненности и обеспечивающими взаимосвязь между управляющей и управляемой системами для эффективного достижения целей. Она ориентирована на установление четких взаимодействий между отдельными подразделениями системы управления, распределением между ними прав, обязанностей и ответственности.

В организационной структуре управления выделяются следующие основные элементы: уровни (ступени) управления, его звенья и связи горизонтальные и вертикальные.

Вертикальные связи мы только что рассмотрели, характеризуя иерархическую соподчиненность, при которой низовое звено управления находится в вертикальной управленческой зависимости от среднего звена, а то, в свою очередь, в вертикальной зависимости от высшего управленческого звена.

Кроме того, в системе управления существуют горизонтальные связи, характеризующиеся расстановкой конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Например, на многих предприятиях имеются начальники производственного отдела, финансового отдела, энергетической, конструкторской службы, службы маркетинга.

В связи с тем, что в системе управления наряду с горизонтальными связями функционируют и связи вертикальные, существуют и вертикальные структуры управления. В них отчетливо вырисовывается иерархическая соподчиненность разных структурных уровней управленческой деятельности. Типичным проявлением такой управленческой структуры является «управленческая вертикаль». На вершине этой вертикали действует Президент страны — высшее должностное лицо, гарант суверенитета, независимости и территориальной целостности государства. В его непосредственном подчинении — администрация президента. Ниже ее, по степени убывания властности и масштабов управленческой деятельности, располагаются областные администрации, а еще ниже — администрации районов и городов. В итоге складывается и функционирует многоступенчатая, построенная по принципу вертикальной зависимости, пирамидальная структура управления.

Нередко в системе управления создается специфический симбиоз, конструируемый путем органического совмещения структур двух видов: линейной и вертикальной. Такое совмещение обусловлено необходимостью координации деятельности в тех случаях, когда такая деятельность распределяется по своим целям, задачам, содержанию, как по горизонтали, так и по вертикали, что имеет место в крупных современных организациях и в социальных институтах. Подобного рода организационная структура управления называется матричной. Такая матричная структура управления функционирует на крупных предприятиях, например, на автомобильных заводах, в акционерных обществах и др. организациях.

Наряду с организационными структурами управления выделяют структуры управления, различающиеся характером и содержанием управленческой деятельности. Так, в частности, в некоторых организациях и учреждениях функционирует механическая структура управления, при которой управленческое воздействие на подчиненных сотрудников осуществляется традиционно-бюрократическими методами, а инновационные приемы управленческой деятельности и изменения в окружающей среде в расчет не принимаются. Совершенно иной характер имеет адаптивная структура управления, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и принимающая в расчет все инновационные приемы управленческой деятельности. Значительным своеобразием отличается патисипативная структура управления, основанная на активном включении сотрудников и их представителей в процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений (от обмена информацией, консультаций и переговоров до включения представителей сотрудников в наблюдательные и исполнительные советы, их участия в распределении прибылей и в разработке программ совершенствования производства).

Структурная динамика управленческой деятельности органично взаимосвязана с выполняемыми ею функциями. Их единство и взаимообусловленность (функция порождает соответствующую структуру, а возникновение новой структуры неизбежно приводит к появлению новой функции, либо превращает латентную функцию, ранее не заметную для управления, в открытую) образует сложную и многогранную систему управленческой деятельности.

Функции управленческой деятельности:

1. Обеспечение целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Функция целеполагания и целедостижения реализуется посредством выдвижения:

  • целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений;

  • целей-заданий-планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией;

  • целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимой для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации — фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции — важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование — источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.

2. Административная функция. Отражает деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п.

3. Информационно-аналитическая функция. Обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п. Без этого невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.

4. Социальная. Заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.

5. Прогнозирование. Она заключается в определении возможных изменений в окружающей социальной среде, например, конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации. Учитываются также возможные внутренние изменения в самой организации, в том числе ее кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры.

6. Планирование. Представляет собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.

7. Мотивационно-стимулирующая функция. Предполагает создание необходимых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических, бытовых и др.), побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических (зарплата, премия и т.п.), моральных (благодарность, награда, почетное звание и др.) и иных рычагов. В первую очередь, учитывается необходимость оценки работы в соответствии с ее качеством, эффективностью и результатом.

8. Корректирующая деятельность управляемой системы. Направлена на недопущение срывов и невыполнения порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления.

9. Удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определенных пределах, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.

10. Обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.

11. Осуществление контроля всех подразделений данной организации. Обеспечивает упорядоченное и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.

12. Создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации способствует достижению высоких результатов в деятельности данной организации.

13. Обеспечение целостности системы (организации). Сохранение упрочение ее качественной специфики и динамичного устойчивого развития.

14. Повышение качества и эффективности служебной деятельности. Включает в себя разработку прогнозных оценок внешней среды и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, по ориентационным изменениям в структурных подразделениях, по улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, по обеспечению высокой эффективности ее деятельности.

Рассматривая социоструктурную динамику управления с социологических позиций, нельзя оставить без внимания одну очень примечательную тенденцию. На рубеже ХIХ-ХХ столетий лидирующие позиции в мировой экономике зависели преимущественно от лидерства в технике. Германия, мировой лидер конца прошлого века, была обязана своими успехами и позициями научным открытиям и их практическим применениям в области химии, оптики, использовании электрической энергии. США, сменившие Германию в качестве мирового экономического лидера в начале XX века, сначала лидировали в автомобилестроении, агротехнике, авиации, затем, — уже во второй половине столетия — в области компьютерной техники и средств телекоммуникаций. Но одна из самых мощных в экономическом отношении держав современного мира — Япония не была пионером или лидером ни в одной области науки или техники, не добилась решающего превосходства ни в одной производственной сфере, за исключением, быть может, радиоэлектроники, о чем свидетельствуют всемирно признанные успехи корпорации «Панасоник». Ее менеджеры, быстрее и лучше всех усвоили, что главное в управленческой деятельности — относиться к персоналу, к людям как к главному ресурсу успеха, как к наиболее ценному капиталу, который надлежит поддерживать и пестовать. Япония лучше других стран научилась впитывать последние достижения управленческой теории и с успехом использовать их практически.

Нельзя упускать из виду и предупреждение одного из патриархов управленческой мысли, американского социолога и экономиста П. Друкера: «Успех любого предприятия сегодня зависит не от имеющихся в его распоряжении ресурсов, не от объема денежных средств и даже не от благоприятной хозяйственной среды, а от управления, его качества и эффективности». Поэтому в структуре социологического знания на рубеже XXI века возрастает значимость и роль социологии управления.

Функции и задачи управления системой

  1. Организация системы — полное, качественное выделение подсистем, описание их взаимодействий и структуры системы (как линейной, так и иерархической, сетевой или матричной).

  2. Прогнозирование поведения системы, т.е. исследование будущего системы.

  3. Планирование (координация во времени, в пространстве, по информации) ресурсов и элементов, подсистем и структуры системы, необходимых (достаточных — в случае оптимального планирования) для достижения цели системы.

  4. Учет и контроль ресурсов, приводящих к тем или иным желаемым состояниям системы.

  5. Регулирование — адаптация и приспособление системы к изменениям внешней среды.

  6. Реализация тех или иных спланированных состояний, решений.

Функции и задачи управления системой взаимосвязаны, а также взаимозависимы.

По характеру управления, охвата подсистем и подцелей (цели системы) управление может быть:

  1. стратегическое, направленное на разработку, корректировку стратегии поведения системы;

  2. тактическое, направленное на разработку, корректировку тактики поведения системы.

По времени управляющего воздействия системы могут быть: долгосрочно и краткосрочно управляемые.

Иногда отождествляют стратегическое и долгосрочное, тактическое и краткосрочное управление, но это не всегда верно.

Выявление управляющих параметров и их использование для управления системой может также способствовать уменьшению сложности системы. В свою очередь, уменьшение сложности системы может сделать систему управляемой.

Устойчивость систем

Система называется устойчивой структурно, если она сохраняет тенденцию стремления к тому состоянию, которое наиболее соответствует целям системы, целям сохранения качества без изменения структуры или не приводящим к сильным изменениям структуры (динамики поведения; вычислительных средств; алгоритмов функционирования системы; информационных потоков; эволюции или самоорганизации) системы на некотором заданном множестве ресурсов (например, на временном интервале). Расплывчатое понятие «сильное изменение» каждый раз должно быть конкретизировано, детерминировано.

Чем многообразнее входные сигналы (параметры) системы, число различных состояний системы, тем многообразнее обычно выходные сигналы, тем сложнее система, тем актуальнее проблема поиска инвариантов управления.

Понятие сложности детализируется в различных предметных областях по-разному. Для конкретизации этого понятия необходимо учитывать предысторию, внутреннюю структуру (сложность) системы и управления, приводящие систему к устойчивому состоянию. Впрочем, все внутренние связи на практике достаточно трудно не только описать, но и обнаружить. В этих случаях помогает выяснение и описание связности системы, связной и асимптотической устойчивости ее.

Асимптотическая устойчивость системы состоит в возврате системы к равновесному состоянию при t∞ из любого неравновесного состояния.

Пусть система S зависит от вектора факторов, переменных x=(x1,x2,…,xn).

Матрицей системы назовем матрицу E=||eij|| из 1 и 0: eij=1 лишь тогда, когда переменная xi оказывает влияние на xj.

Связная устойчивость состоит в асимптотической устойчивости системы при любых матрицах Е.

Цель управления — это… Структура, задачи, функции и принципы управления

Даже человек, который далек от менеджмента, знает, что цель управления – это получение дохода. Деньги – вот что обеспечивает прогресс. Конечно, многие предприниматели стараются себя обелить и поэтому прикрывают жажду наживы благими намерениями. Так ли это? Давайте разберемся.

Цели

цель управления это

Если у человека нет цели, он ничего делать не будет. Так что, открывая предприятие, предприниматель должен понимать не только как действовать дальше, но и зачем действовать. Цель управления – это решение насущных проблем, которые возникают в мире бизнеса каждый день.

  • Получение дохода – вот главная цель любого коммерческого предприятия. Именно на достижение этой потребности направляют свои усилия руководители и работники.
  • Повышение эффективности хозяйствования. Чтобы добиться максимальной прибыли, нужно работать не просто хорошо, но еще и эффективно. Чтобы этого достичь, нужно своевременно менять оборудование, обучать кадры и внимательно следить за рабочим процессом.
  • Удовлетворение потребностей рынка. Для того чтобы предприятие приносило прибыль, оно должно выпускать ту продукцию, на которую есть спрос. Объем этой продукции тоже будет зависеть от покупательской способности населения.
  • Решение социальных вопросов. Предприниматели всегда ставят своей целью не только приобретение материальной базы, но и помощь населению. Ведь все товары и услуги производятся для людей.

Задачи

цели и задачи управления

Предприниматели не всегда самостоятельно руководят своим бизнесом. Часто они нанимают специально обученных менеджеров. Цели и задачи управления таким людям известны не понаслышке. Что же является главной задачей управленца?

  • Производство товаров и услуг. Человек, который стоит «у руля» фирмы, заинтересован в том, чтобы предприятие хорошо работало и стабильно выпускало необходимое количество товаров или же обслуживало регламентированное количество клиентов.
  • Получение прибыли. Цель управления – это нажива. Поэтому одна из задач менеджера – это принести в компанию как можно больше денег. Поэтому человеку, сидящему в кресле руководителя, нужно продумать план, который поможет увеличить рост финансирования фирмы.
  • Стабилизация компании на рынке. Одна из задач руководителя – сделать фирму известной сначала на уровне страны, а затем и мира. Только крупные предприятия с многолетней историей могут похвастаться относительной стабильностью.

Контроль управления

Крупные компании могут быть собственностью одной личности, а также пакет документов может быть разделен между несколькими людьми. Как же в ситуации, когда директоров несколько, можно достигать основной цели управления? Это искусство отработано на протяжении нескольких веков. Если цель у руководителей одна, то выбрать путь ее достижения уже не так сложно. Какой же бывает контроль управления в компаниях?

  • Полный. Если контрольный пакет документов принадлежит одному человеку, то он имеет право по своему усмотрению распоряжаться деньгами фирмы, а также принимать решения по ее расширению или же сокращению штата.
  • Почти полный. Если 51 % акций принадлежит одной персоне, то можно сказать, что вся фирма принадлежит одному человеку. Именно его слово всегда будет решающим, когда управленцы не смогут договориться насчет дальнейших перспектив в развитии.
  • Неполный. Если человек владеет 30 % акций, то его слово в фирме будет не веским. Чтобы убедить своих коллег в чем-то, придется применить мастерство ораторского искусства. Надавить авторитетом уже не получится.

Преимущества управления малыми фирмами

структура целей управления

Человек, который открывает свое предприятие, всегда надеется на то, что его проект переживет не только его, но и еще минимум несколько столетий. Цель процесса управления не меняется из века в век. В чем же состоит преимущество управления малой фирмой?

  • Сплоченность коллектива. Коллектив, в котором все друг друга знают, работает лучше. Люди хорошо друг к другу относятся, могут в свободное время поговорить или прогуляться. Коллеги, которых связывают не только рабочие, но и дружеские отношения, лучше относятся к сотрудничеству.
  • Оперативное информирование. Если начальнику нужно о чем-то оповестить свой коллектив, то он сможет это сделать на одной общей планерке.
  • Маневренность. В случае если спрос на какой-то товар или услугу снижается, фирма имеет возможность быстро переквалифицироваться и подстроиться под обстоятельства.
  • Поддержка со стороны. Государство, да и горожане, всегда поддерживают небольшие компании. Они, по статистике, производят товар лучшего качества и не дают гигантам монополизировать какую-либо сферу.

Преимущества управления крупными фирмами

принципы управления принцип цели

Основной цели управления проще достичь владельцам больших компаний. У них есть те преимущества, которых не хватает маленьким предприятиям:

  • Наличие собственных заводов, научных центров и лабораторий позволяет крупным компаниям разрабатывать уникальные товары и услуги, которые помогают улучшать жизнь человека.
  • Меньшая уязвимость. Крупная фирма не боится конкуренции. В случае необходимости она может просто поглотить компанию, которая пытается противостоять напору гиганта.
  • Возможность делать скидки. Частные предприятия не имеют большого производства, поэтому они не могут себе позволить сбрасывать цену на товар. А крупные фирмы скидки делают часто.
  • Хорошая финансовая подушка безопасности. В случае кризиса или же любой другой финансовой нестабильности крупные компании останутся на плаву, а вот мелкие потонут.

Структура

цель процесса управления

Как работает система управления? Структура целей управления – это сложная система, которая включает несколько составляющих:

  • Организационная. Эта структура отвечает за кадровый состав организации. Она диктует требования относительно квалификации, опыта работы, специальных навыков и т. д.
  • Рабочие функции. Цели и функции управления неотрывно связаны с этой структурой. Рабочие функции организации – это тот процесс управления, который не виден невооруженным глазом, но тем не менее происходит ежедневно.
  • Обмен продукцией и услугами. Не многие компании могут похвастаться полной автономностью производства. Многие организации вынуждены сотрудничать друг с другом для достижения максимальной эффективности производства.
  • Информационная. Информация передается не только по четко заведенной системе на конференциях или планерках, но и живет на предприятии в виде сплетен и слухов.
  • Ресурсно-технологическая. Чтобы производить какой-то товар, предприятие нуждается не только в ресурсах, но и в технике, которая будет перерабатывать ресурсы.

Функции

  • Планирование. Управление компании базируется на планировании. Благодаря тем людям, которые умеют смотреть в будущее и предугадывать повороты событий, держится экономика всей страны. Дальновидные управленцы всегда занимают лидирующие места в любых компаниях.
  • Координация. Одна из функций менеджера – это проведение планерок и рассказ о будущих перспективах. Каждому сотруднику дается план дальнейших действий, который он безропотно должен выполнять. Менеджеры следят за тем, чтобы весь «механизм» организации работал без сбоев.
  • Мотивация. Люди, которые знают свою цель, работают всегда лучше. Поэтому главная задача руководителей — вдохновить сотрудников на выполнение общей цели.
  • Контроль. Управленцы должны контролировать рабочий процесс и смотреть за тем, чтобы люди работали качественно и успевали укладываться в поставленный срок.
  • Урегулирование проблем. Любая работа, которая связана с людьми, безусловно, будет связана и с личностными проблемами. Задача управленца – урегулировать все спорные вопросы быстро и при этом не ущемить ничьих интересов.

Принципы

цели и функции управления

Организация любой работы – это сложный процесс. Какие существуют принципы управления? Принцип цели и принцип труда должны находиться в балансе.

  • Разделение труда. Каждый член коллектива должен заниматься своим делом и не пытаться вмешиваться в чужую работу и проблемы.
  • Дисциплина. Только те компании развиваются, в которых личные проблемы сотрудников никак не мешают рабочему процессу.
  • Наличие ответственных персон. На каждой ступени управления должны находиться люди, которые могут и умеют брать на себя ответственность за свою работу и за работу, которая была сделана под их надзором.
  • Подчинение индивидуальных интересов общим. Человек должен стремиться к собственному развитию путем развития компании.
  • Вознаграждение. Сотрудник, который своевременно получает зарплату, а также премии за хорошую работу, будет трудиться эффективнее, нежели люди, которые не получают должного вознаграждения за свой труд.

Руководители

Систему управления формируют из трех типов людей:

  • Высшие. Это директора, генеральные директора и крупные акционеры.
  • Средние. Руководители отделов компании.
  • Низшие. Руководители подотделов и бригад.

Достижение целей

что такое управление

Что нужно для того, чтобы организация хорошо работала? Достижение целей управления возможно при соблюдении некоторых факторов:

  • Боевой дух команды. Если общее настроение коллектива будет приподнятым, люди будут верить в своего руководителя и знать, что в конце сложного пути их ждет вознаграждение, дух команды будет приподнят. В этом случае и работа будет спориться быстрее, и конфликты в коллективе будут случаться реже.
  • Личные перспективы. Человек должен знать будущее не только компании, но и свое. Люди будут усердно трудиться, если их убедят, что этот труд идет им во благо. Например, человек будет нарабатывать себе опыт или же специфические знания.
  • Четкий план действий. Управлять предприятием просто, если вся деятельность хорошо спланирована. Это помогает определить объем работ и отслеживать пройденный путь.
  • Наличие дедлайна. Если для каждого проекта ставить срок, в который его нужно сдать, работа будет выполняться эффективнее и быстрее. Желательно ставить срок сдачи проекта на несколько дней раньше, так как всегда нужно учитывать технические сбои и другие накладки.

1.4.Цели и задачи управления

Системы, объекты, управляемые людьми и действующие во имя интересов людей, называют целеустремленными и целеориентированными. Как крупномасштабная экономика, рассматриваемая в масштабе мира, страны, большого региона, так и маломасштабная – экономика предприятия, фирмы, семьи относятся к целеустремленным системам, поскольку их деятельность направлена на достижение определенных целей.

Понятие «цель», которое на первый взгляд кажется понятным без дополнительного объяснения, имеющее, казалось бы, самоочевидный смысл, в действительности относится к числу сложных категорий социологии, философии, экономики, теории управления. Чтобы уяснить содержание слова «цель», приходится прибегать к близким и родственным ему понятиям теории управления: «система», «структура», «функция». Приведем простейшие определения этих понятий с тем, чтобы можно было на них опираться, постепенно затем углубляясь и конкретизируя их.

Система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, частей, образующих единое целое.

Структура – есть строение, способ организации системы, проявляющийся в ее разделении на составные части, определенном взаимном расположении и связях между ними, обеспечивающих ее целостность, функционирование, действие.

Функция – это одна их ролей, которую выполняет система и ее элементы (составные части) и виды деятельности системы.

Таким образом, цель – это предмет устремления, заранее намеченный и конечный замысел, то ради чего функционирует система.

Экономика в различных ее масштабах, формах и видах правления представляет собой большую и сложную, действующую с участием людей систему, обладающую определенной структурой, призванной реализовывать круг функций, обеспечивающих достижения намеченных целей.

Круговая связь между целями системы, ее структурой и ее функциями рассматривается в динамике с учетом изменения во времени и лежит в основе управления различными системами и прежде всего объектами экономичной природы.

Целью управленияназывается осуществление управляющим субъектом функций управления, способствующих достижению целей системы.

Если цели системы заранее не заданы, то их установление служит одной из самых главных и трудных задач управления системой. В этом случае формирование цели систем представляет собой первичную цель управления системой, что наиболее ярко проявляется в планировании, проектировании и программировании системы.

Рассмотрим типичные цели управления объектами социально-экономической природы:

  1. цели поддержаниясистемы в достигнутом ею состоянии. Они возникают тогда, когда это состояние нужно закрепить, а также тогда, когда необходимо предотвратить опасность ухудшения этого состояния. Такую ситуацию в управлении называют гомеостазом;

  2. цели выходаиз нежелаемого состояния или цели предотвращения дальнейшего спада и обеспечение выхода их кризиса. Они характерны для ситуации, когда параметры, показатели функционирования системы существенно ниже нормативного уровня и значительно хуже показателей состояния аналогичных объектов;

  3. цели развитиясистемы, заключающиеся в изменении количественных параметров и качества функционирования системы для перевода ее в желаемое и более благоприятное состояние, характеризуемое лучшими значениями целевых показателей (качество жизни, уровень дохода населения).

Вне зависимости от целей системы, на достижение которых направлены цели управления, самоуправление имеет собственную универсальную целевую задачу – повышение уровня целеустремленности, организованности функционирования управляемых систем, обеспечение эффективных оптимальных траекторий их развития.

Взаимодействие элементов производства порождает множество задач управления, которые реализуются с помощью вполне определенных функций управления. Заметим, что понятия «задача» отличается от понятия «цель». Задача – это цель, достижение которой желательно к определенному моменту времени в пределах, на которые рассчитано управленческое решение. Между задачами управления, функциями управления и управленческими решениями существует постоянная зависимость. В этой зависимости раскрывается сущность управления.

Задачи управленияподразделяются два класса.

К первому относятся общие задачиобразования системы производства, ее устойчивости, надежности, развития. Выполнение их дает возможность создать рациональные формы управления и оценивать результаты жизнедеятельности всей системы. К таким задачам относятся: развитие производственной кооперации, совершенствование организационных структур системы производства, поддержание заданных режимов структурных подразделений системы производства, создание заинтересованности рабочих в результате своего труда, организация учета и контроля за деятельностью объекта управления. Эти задачи управления вызывают жизнедеятельность функций, которые реализуются в соответствующих управленческих решениях.

Ко второму классу относятся задачи специфического характера. Они вытекают из необходимости поддержания непрерывности производственного процесса, экономического обслуживания производства, развития коллектива как социальной группы. Этот класс охватывает непосредственно производственную, научно-техническую, экономическую и политическую область производства, а также научно-техническое развитие.

В свою очередь функциитакже делятся на общие и специфические. К общим функциям относятся: планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; мотивация; контроль; учет и анализ. Характерной особенностью общих функций является их взаимные проникновения друг в друга. Они представляют собой части управленческого труда.

Задачи управления второго класса требуют действия специфических функций, к которым в первую очередь относятся производственные функции управления: технические, технологические, организации труда, обеспечения сырьем и материалами, обслуживания производства. Задачи научно-технического развития производства требуют действия – экономических функций, а социально-политическое и духовно — идеалогическое развития производственного коллектива вызывают к жизни политические функции.

цели, задачи, принципы, методы и функции управления

2.1. Цели и задачи управления предприятием

Основная цель управления предприятием заключается в том, чтобы обеспечить рациональное функционирование всех видов входящих в его состав производственных подразделений путем обеспечения четкой и согласованной организации их работы, нормативной регламентации их действий для выполнения производственной программы. Управление охватывает все уровни производства.

Для каждого предприятия характерна основная цель, ради достижения которой оно и создано. Для ее эффективной реализации перед каждым структурным подразделением и службой поставлены конкретные задачи, выполнение которых делает возможным реализацию основной цели предприятия.

В зависимости от объекта управления эти задачи могут иметь конкретное выражение или отражать цели подразделения. Для служб и подразделений, от которых зависит согласованная и ритмичная работа производственных структур, задачи формулируются в зависимости от функций, которые они выполняют, и имеют как конкретный объемный характер, так и временной характер.

Для производственных подразделений (цехов и участков) задачи ставятся в виде конечного результата выполнения производственной программы в строгом соответствии с планами и графиками, по количеству и качеству.

Эффективное выполнение задач основывается на регламентации работы всех структурных подразделений предприятия, организации их координации, определения строгой ответственности за выполнение функций, планов, графиков и т.д. В совокупности различные задачи, стоящие перед разными подразделениями, направлены на решение стратегической задачи, стоящей перед предприятием в целом.

Система управления предприятием включает два взаимодополняющих вида управленческой деятельности: стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала предприятия, и оперативное управление, реализующее существующий потенциал в получаемую прибыль. Стратегическое управление призвано обеспечить длительную жизнеспособность предприятия в изменяющихся условиях, оперативное управление позволяет использовать в полной мере существующие стратегические возможности предприятия.

2.2. Принципы управления предприятием

Принципы управления предприятием представляют собой основные начала в управлении, вытекающие из складывающихся отношений между управляемой и управляющей подсистемами. Они представляют собой руководящие правила, основополагающие положения, нормы поведения, требования к системе управления, структуру и организацию процесса управления. Принципы не выбирают, им следуют, поскольку они объективны и отражают сущность явлений и реальных процессов, присущих определенным отраслям производства.

Впервые, исходя из своей концепции управления, принципы управления были сформулированы А. Файолем и, хотя они не утратили своего значения до настоящего времени, последующие поколения управленцев в определенной мере их переосмыслили и трансформировали к современным условиям.

В теории управления различают общие основополагающие принципы и частные – собственно принципы организации управления. Ведущими являются общие принципы, относящиеся к управлению в целом. Частные принципы призваны осуществлять отдельные функции управления.

К общим принципам управления предприятием можно отнести принципы централизации, децентрализации, сочетания централизации и децентрализации, единоначалия и коллегиальности, демократизации.

Первые три принципа являются основой для формирования организационных структур управления предприятием (линейной, функциональной или линейно-функциональной).

Принцип единоначалия и коллегиальности тесно связан с тремя предшествующими принципами, при этом под единоначалием понимается делегирование руководителем предприятия части полномочий по управлению в том объеме, который необходим для принятия управленческих решений и персональной ответственности за порученное дело. Кроме того, в иерархии управления каждый руководитель более низкого уровня непосредственно подчинен только одному вышестоящему руководителю и получает задания и распоряжения только от него.

У руководителя подразделения в подчинении находится функциональный аппарат, который призван помогать разрабатывать коллегиальные управленческие решения. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, способствует более успешной реализации этих решений, но ответственность за принятое решение в любом случае несет руководитель подразделения.

Принцип демократизации управления означает участие в управлении производством рабочих. Развитие партнерских отношений обосновано современными концепциями повышения качества трудовой жизни (КТЖ) и способствует ослаблению диктата менеджеров, заинтересовывает рабочих в успешной деятельности предприятия, улучшает трудовые отношения на производстве, повышает содержательность труда и удовлетворенность трудом.

Структура органов управления строится, как правило, на основе общих принципов управления, учитывая следующие частные принципы: разделение труда, иерархичность уровней управления, наличие эффективной системы контроля, соответствие исполнителей квалификационным требованиям и т.д.

Ниже представлены отдельные из наиболее значимых частных принципов управления.

Принцип разделения труда предполагает специализацию руководителей всех уровней. Управлением на предприятии занимается множество специалистов, обладающих знаниями не только в области управления, но и знаниями в конкретной сфере деятельности (подготовка производства, планирование, обеспечение качества продукции и т.д.). Разделение деятельности управленческого персонала в зависимости от уровня и сферы деятельности приобретает характер специализации, профессионализма.

Разделение труда предполагает его интеграцию на более высоком уровне. Интеграция заложена в самой сути управления, имеет объективный характер и объединяет разрозненные, специализированные действия в единый общий процесс функционирования управления.

Принцип иерархичности уровней управления предполагает многоступенчатость структуры управления. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами управления более высокого уровня. Иерархичность системы делает ее более устойчивой к внешним и внутренним возмущениям.

Наличие эффективной системы контроля – обязательное условие эффективного управления предприятием. В основу проведения контроля положено сопоставление фактических результатов всей системы и ее подсистем с установленными плановыми значениями и выявление величины отклонений. По результатам сопоставлений осуществляются корректирующие действия.

Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей. При этом предполагается формальное обезличивание официальных лиц при выполнении ими своих должностных обязанностей.

Соответствие исполнителей квалификационным требованиям как основа обеспечения профессионализма руководителей различного уровня, с одной стороны, и защита их возможного необоснованного отстранения от работы с другой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *