Бихевиоризм методы: Бихевиоризм — Википедия – 🕮 Методы бихевиоризма, Глава 10 Бихевиоризм: истоки. История современной психологии. Шульц Д. П. Страница 170. Читать онлайн, Скачать

Автор: | 06.12.2020

Бихевиоризм — метод в психологии, описание подходов

19 век подходил к концу и у основополагающей методики исследования человеческой психики нашлось большое количество недостатков и противоречий. Основная причина отсутствие объективности исследований, и как следствие огромная разновидность получаемых итогов, казалось бы при равных способах изучения. На этом фоне появляется течение бихевиоризм. Понятие бихевиоризма очень тесно связано с философскими размышлениями, в сфере рождения человека, ведь человек рождается без каких-либо мыслей, эмоций и чувств, затем в процессе жизни начинает развиваться, и приобретает понимание ощущения различных чувств и эмоций. До появления бихевиоризма психология человека и животных строилась на идеалистическом уровне, без возможных отклонений и нарушений, но с появлением течения бихевиоризма задачей психологии стало изучать особенности человеческой психики на материальной основе.

Понятие бихевиоризма существует в двух вариантах: в широком и узком смыслах.

В широком смысле бихевиоризм – это изучение и анализ поведенческих манер человека и животного, а также исследование способов влияния на манеру действий каждого отдельного индивида.

В узком смысле, бихевиоризм – это научное исследование в отрасли психологии, которое отрицает существование самостоятельного человеческого сознания и приравнивает сознание каждого отдельно взятого индивида к поведенческим манерам и реакциям на различные раздражители, пришедшие извне. То есть это говорит о том, что любое существо способно адаптироваться под создаваемые искусственные условия. Бихевиоризм – наука о поведенческих способностях и особенностях человека или животного, измерение поведения.

Если упростить данное понятие, то можно получить следующее – эмоции и проявленные чувства, а также плоды мыслительного процесса сводятся всего лишь к рефлексам двигательной системы, которые вырабатываются и накапливаются в течение всей жизни и называются полученным жизненным опытом.

Для того, чтобы лучше разобраться с определением бихевиоризма и его принципом действия, необходимо дать определение двум основным понятиям, использующихся в данном научном течении – это стимул и реакция.

Стимул и реакция

Бихевиоризм

  • Стимул – это окружающая среда, искусственно созданная или жизненная ситуация или проблема, которая воздействуют на индивида, вызывая его реакцию.
  • Реакция – это действия индивида, прилагаемые для адаптирования к ситуациям стимула или для разрешения проблемы.

Стимул и реакция это объективные величины, которые можно измерить и описать.

Поведение – совокупный набор реакций на стимулы поступающие извне.

Предмет изучения: поведенческие особенности человека и животного. Поведение в роли совокупности проявляемых реакций на стимулы и раздражители извне.

Метод: наблюдение, адекватная оценка поведения, реакции человека изучаются посредством экспериментов.

Способы воздействия: реальные условия окружающей среды, создаваемые условия в рамках экспериментов.

Принцип исследования: биологическая закономерность процессов и причинная обусловленность явлений событийного характера.

Задача, решаемая психологией: установление взаимосвязи и характера отношений между стимулом и реакцией.

Законы бихевиоризма

  • Упражнение – повторное воспроизведение определенных действий содействует обучению (реакции на стимулирование) и упрощает свершение этих действий в будущем.
  • Эффективность – действия приносящие удовольствие или процесс доставляющий радость обеспечивает сильную связь между стимулятором и необходимой реакцией, неудовлетворение от действия или процесса – вызывает ослабление связи.
  • Для того, чтобы заставить человека двигаться необходимо создать проблемную ситуацию. В результате возможно два варианта развития событий. Первый, приспособление и смирение. Второй, поиск решения искусственно созданной ситуации.
  • Основной закон – всё подчиняется стимулам. Стимулы и реакции имеют взаимную закономерно установленную связь.

Данные законы показывают, что человеческая психология формируется на фоне удовольствия и дискомфорта.

Опытным путем было выявлено, что воздействие каких-либо стимуляторов (сложные ситуации, привязка ко времени) формирует определенные рефлексы. Из данного опыта видно, что появление выработанных рефлексов, может позволить сформировать необходимое в какой либо ситуации поведение. Это говорит о том, что если правильно воздействовать на человека, то можно получить поведение и манеры, которые будут отвечать запросам общества в специально созданных ситуациях.

Также ученые выяснили, что инстинктивных реакций у человека всего три:

  • Страх, в первую очередь это боязнь за свою жизнь и её сохранность, далее идут страхи по поводу потерь близких, далее социальные.
  • Любовь, иногда может выражаться в привязанности, в первую очередь любовь к матери, отцу.
  • Гнев, злость, раздражительность, нервозность от неудовлетворения потребностей. Когда человек хочет есть и не получает еду, он злится. Когда человек хочет справить нужду, а возможности нет, он начинает нервничать и раздражаться.

Всё остальное это приобретенные реакции и адаптированные под образ жизни каждого отдельного индивида. Следовательно, приобретенными реакциями проще управлять и легче моделировать необходимое поведение.

В бихевиоризме нет личности, нет её формирования. Всё сводится к обучению и в результате получается – одни типы поведения подкрепляются, а другие устраняются. Бихевиоризм построен на постоянном анализе поведения и обучения индивида в прошлых ситуациях с проецированием и пониманием обстоятельств влияющих на настоящее время. Проще говоря, как и чему индивид учился, что дошел до определенного момента.

Бихевиоризм

Также было установлено, что отправная точка любого движения это не поступающие сигналы извне, а проблемные ситуации, которые требуют от человека построения комфортных условий своими собственными усилиями. В итоге на основании этого выведена формула, в которой имеется взаимосвязь между сложившейся ситуацией и последующей реакцией. Выглядит она так: Ситуация, следствие реакция. Данную формулу можно разбить на несколько частей, в итоге получается следующее:

  • Проблема, сложная ситуация – отправная точка,
  • Человеческий организм сопротивляется или пытается противостоять проблеме, как единое целое,
  • Активные действия приводят к поиску решения, методом проб и ошибок,
  • Результат – адаптация к ситуации или её решение, приобретение и дальнейшее развитие навыков обучаемости.

Как и любое учение, бихевиоризм имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Положительные:

  1. Объективные способы исследований.
  2. Применение научных методик.
  3. Основа исследований – само поведение объекта.
  4. Возможность корректировать поведение.

Отрицательные:

  1. Методология требует нововведений и обновлений.
  2. Нет четкого разграничения между человеком и животным.
  3. Изучение внешних факторов поведения, без углубления в психологические реакции.
  4. В большинстве случаев опыты и эксперименты проводились на животных. Это сводится к тому, что поведение животных приравнивалось к поведению человека и наоборот.
  5. Все что имеет нематериальную составляющую: мыслительные процессы, проявленные или испытываемые чувства, человеческое сознание – допустимо и существует, но не подлежит изучению, и не может применяться для корректировки поведения. Только стимулы и сложные ситуации могут подвигнуть человека на действия и реакции.
  6. Не учтена социальная обстановка, в которой индивид развивался.
  7. Учение бихевиоризма основано на механическом материализме, что не позволяет строить действующую научную модель.
  8. Наблюдение происходило только за поступками внешнего поведения, без анализа и прогнозирования мышления и чувств в эти моменты.

Достижения бихевиоризма

  1. Установлена возможность контроля над человеком, посредством стимуляторов.
  2. Возможность изучать поведение, прогнозировать характер действий, предугадывать эмоции и чувства.
  3. Прививать необходимые эмоции и чувства в зависимости от ситуации.
  4. Все эксперименты и опыты изначально проводились на животных, и искалась закономерность в их поведении. После удачного прохождения эксперимента или по достижении определенных результатов, опыты переводились на человека.

В бихевиоризме проявляемые эмоции, сказанные слова, реакции человека и его чувства находятся в зависимости и под контролем у положения (ситуации), которое воздействует или стимулирует человека. Отсюда следует, что изучение бихевиоризма позволяет сделать из человека, что-то похожее на марионетку, главное правильно разработать стратегию, и знать в какое время и за какие ниточки стоит дергать.

В современном мире бихевиоризм используется для диагностики и лечения фобий. Работа идет с сознанием пациента, где осуществляется воздействие и последовательное воспроизведение определенных или необходимых в данный момент мыслей, чувств, вызов прошлых воспоминаний, пробуждение желаний, такая техника помогает воспитывать необходимые чувства, избавлять от депрессивных состояний, повышать самооценку. Такой же метод используется на тренингах, направленных на улучшение качества работы и повышению производительности труда.

Течение бихевиоризма помогает воспитывать и прививать человеку определенные качества и навыки для улучшения его жизни, также при правильно проведенной работе можно развить склонности к профессиям.

Бихевиоральная психотерапия

Бихевиоризм как наука о поведении

Определение 1

Сущность идей бихевиоризма состоит в том, что любое поведение человека определено реагированием его на окружающую внешнюю среду. Это может быть реакция на имеющуюся ситуацию, или образ действий человека, которые обращены на приобретение подкрепления, или поведение, предопределенное стремлением избежать наказания.

Начало бихевиоризма было положено американским психологом и педагогом Эдвардом Торндайком. В исследованиях над животными им были выведены две закономерности:

  1. «Закон упражнения» ‒ суть этого закон состоит в том, что учение совершается быстрее при повторении установленного действия.
  2. «Закон эффекта» ‒ если развитие связи между стимулом и реакцией порождает чувство удовлетворения, то связь закрепляется; если же формирование связи сопровождается болью или раздражением, связь слабеет. Данный закон с течением времени был пересмотрен.

Торндайк разработал метод проб и ошибок, в котором сама по себе ситуация может выступать стимулом, а поведение вырабатывается в процессе актов (действий). Торндайк сформировал теорию, которая основывалась на том, что поведение складывается чувствами: дискомфорта и удовольствия.

В начале XX столетия Иван Петрович Павлов, советский и российский физиолог, также проводил исследования над животными с задачей установить взаимосвязь стимулов и реакций. Он обнаружил присутствие у животных рефлексов, которые были заложены самой природой, а также способность формировать искусственно отдельные рефлексы при помощи стимулирования.

Соотечественник Торндайка Джон Бродес Уотсон отвергал факт сознания как такового. По его мнению, психология – это естественнонаучная дисциплина, целью которой является расчет проявления реакций человека на стимулы, предугадывание поведения и его контроль. В своих исследованиях он определил три первичных реакции – любовь, гнев и страх. Все остальное поведение, по суждению Уотсона, это наслаивание на первичное реактивное поведение. Исследования Джона Уотсона не были оценены пуританской американской публикой, а их выводы носили сомнительную достоверность.

Основные принципы бихевиоральной психотерапии

Основоположниками теории бихевиоризма были И.П. Павлов и В.М Бехтерев. Их труды были использованы многочисленными прославленными психотерапевтами всего мира. Бихевиоральная терапия с успехом используется при лечении многих психических, психосоматических и чисто заболеваний соматической направленности.

К ключевым принципам учения можно отнести следующие:

  • психотерапевты применяют в собственной работе методы и техники, продуктивность которых была подтверждена опытным путем;
  • психологическая коррекция начинается с решения проблемы, которая беспокоит пациента в определенный временной промежуток;
  • поведенческая терапия не изменяет внутренний мир человека. Влияние на личность реализуется на уровне, который нужен для решения определенной задачи;
  • пациенту не навязывается мнение о том, что считается болезнью, отклонением или нормой. В процессе терапии разрабатывается наилучшая модель поведения для данного человека;
  • психотерапевт играет основную роль в процессе лечения. Он задает пациенту вопросы и устанавливает перед ним задачи, при этом метод «выговаривания проблем» не применяется совсем.

Замечание 1

Важной особенностью бихевиоральной терапии является то, что пациенту даются задания для выполнения дома. В процессе выполнения подобных упражнений часто прибегают к поддержке членов семьи и близких людей.

Этапы поведенческой терапии

Как отдельное направление бихевиоральная психотерапия, была выделена в середине прошлого столетия. Данное направление быстро стало набирать популярность, так как давало возможность достигать позитивных результатов за два или три сеанса психотерапии.

Бихевиоральная терапия выстроена на идее о том, что отдельные типы расстройств психики сопряжены с неверно сформированными навыками поведения. К подобным нарушениям принадлежат фобии, расстройства поведения и разные зависимости, нарушения приема пищи и сна, проблемы речевого формирования у детей и иные проблемы, при которых можно выделить определенный симптом для коррекции.

Лечение проводится в несколько этапов:

  1. Анализ поведения. Данный этап считается особенно продолжительным, иногда может длиться несколько недель. Психотерапевт с разных сторон проводит изучение особенностей поведения пациента, чтобы разработать наилучшую терапевтическую схему.
  2. Разработка плана лечения. После того, как будут определены проблемы пациента, можно переходить к следующему этапу работы ‒ к их коррекции. В случае, если было обнаружено несколько проблем, то их решение реализуется последовательно.
  3. Завершается терапия тогда, когда у пациента будут сформированы навыки поведения, которые дают ему возможность справиться с проблемой.

Замечание 2

В ходе бихевиоральной терапии психотерапевт выступает в роли педагога, который может помочь пациенту получить новые навыки поведения. При этом большую роль играет мотивированность самого человека. Пациент должен точно понимать смысл всех методов и приемов, которые психотерапевтом были использованы. Это может помочь ему точно выполнять все задания и стимулирует мотивацию на последующие занятия.

Методы бихевиоральной терапии

В ходе коррекционной работы поведения пациента психотерапевт применяет разные способы, которые условно делят на несколько больших групп:

  • метод усвоения и научения дает возможность обучить человека верному поведению в процессе наблюдения за образцом. В качестве подобного образца могут выступать психотерапевт, его ассистенты, другие пациенты, если терапия является групповой. Также необходимому поведению можно обучаться в процессе чтения книг или просмотра фильмов;
  • метод отучивания построен на вызывании отрицательных ощущений и эмоций при проявлении поведения негативной направленности;
  • метод устранения дает возможность отстранить неадекватное поведение. Представленный метод с успехом используют при лечении фобий различного характера.

Довольно часто бихевиоральную терапию сочетают с когнитивной психокоррекцией (когнитивно-бихевиоральная психотерапия). Многие из методов поведенческой терапии широко применяются в менеджменте и педагогике.

3. Основной метод бихевиоризма

Основной метод бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. Подавляющую часть экспериментов сторонники бихевиоризма провели на животных, перенеся затем установленные на этом уровне закономерности на человека. Активность организма и роль его психической организации в преобразовании среды, как и социальная природа человека, в бихевиоризме игнорируются.

В бихевиоризме предметом изучения являются:

    • Изучение не сознания, а поведения человека.

    • Личность – все то чем обладает индивид.

    • Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.[7]

Как и у любого направления в бихевиоризме были свои плюсы и минусы, которые можно отразить в таблице:

Достоинства бихевиоризма

Недостатки бихевиоризма

Бихевиоризм обозначил историческую потребность в расширении понимания предмета изучения психологии и ввел в круг изучаемых психологией явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований и, тем самым, противопоставив сознанию

Однако при этом потребность в расширении предмета психологических исследований отразилась в бихевиоризме однобоко и неадекватно, так как при этом игнорировалось сознание как объективная сущность; сознание в бихевиоризме было полностью исключено из области изучения, так как не имело объективных наблюдаемых методов

Исторической заслугой Дж. Уотсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии

Однако при этом понимание поведения сводится лишь к внешним проявлениям, и игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психические процессы

Важнейшей для психологии как практической науки является выдвинутая Дж. Уотсоном задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами

Но из-за механической трактовки поведения человек лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее существо

Бихевиоризм укрепляет метод лабораторного эксперимента как основного в психологических исследованиях и, более того, вводит практику проведения опытов на животных, что, безусловно, позволяет решить многие практические задачи психологии

Однако результаты, полученные опытным путем на животных, переносятся без каких-либо ограничений на человека, при этом не учитывается качественная разница в поведении человека и животных

В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков

Но были проигнорированы важнейшие компоненты действия — мотивация и психический образ действия

Достижением бихевиоризма стала разработка практических методик обучения, основанных на контроле внешних воздействий, реакции организма на эти воздействия, а также получении разного рода подкрепления, обусловливающего в дальнейшем формирование той или иной реакции. Такие методики активно разрабатывались Б. Скиннером и получили название метода программированного обучения, который в короткие сроки позволяет осуществлять процесс обучения необходимым знаниям и навыкам, а также корректировать нежелательное поведение.

Однако эти методики строились на исключающем осознанность принципе подкрепления правильных актов поведения, ведущего к формированию необходимого навыка, что не могло развить внутреннюю познавательную деятельность индивида, т.е. сформировать у него навык интериоризации деятельности — ее свертывание во внутренний план. Таким образом, из специфики обучения исключается один из его важнейших компонентов — осознанность и интериоризация действия[9]

Более кратко это выглядит так:

 заслуги бихевиоризма следующие:

1) он внес в психологию сильный крен в естественнонаучную сторону;

2) он ввел объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов;

3) был чрезвычайно расширен класс исследуемых объектов, стало интенсивно изучаться поведение

животных, младенцев и т.д.;

4) в его работах были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков и др.[11]

 недостатки бихевиоризма:

  1. Недоучет сложности психической деятельности

  2. Игнорирование процессов сознания

  3. Перенос результатов исследования животных на человека

  4. Негуманные эксперименты

  5. Игнорирование высших форм научения (творчество, самоопределение личности)[10]

Наиболее важные данные были получены в бихевиоризме по проблеме научения, что дало толчок для развития операционализма. Главный представитель этого направления — К.Л.Халл, проводивший много исследований для уточнения схемы стимул — реакция. В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма. Это привело к преобразованию его в необихевиоризм. Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б.Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где в результате многочисленных опытов (прежде всего на крысах и голубях) было модифицировано понятие реакции. На основе его теории оперантного обусловливания возникли специальные психотерапевтические техники, основанные преимущественно на внутренних психологических процессах (Х.Ю.Айзенк, Вольпе). В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения. Также идеи бихевиоризмаоказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся научения — приобретения организмом новых форм поведения[12]

Используемые источники

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педа­гогических заведений. В 2-х кн. Кн. 1. — М.: Просвещение — Владос, 1994.

  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений — М.: Ака­демия, 1998.

  3. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. Учеб. пособие. – М., 1996.

  4. http://www.openreality.ru

  5. http://www.grandars.ru

  6. http://www.bibliofond.ru

  7. http://azps.ru

  8. http://fictionbook.ru

  9. http://www.vashpsixolog.ru

  10. http://student.zoomru.ru

  11. http://5ballov.qip.ru

  12. http://www.syntone.ru

Бихевиоризм в политической науке

Понятие бихевиоризма

Мы знаем, что современная политическая наука возникла на стыках двух древнейших существующих гуманитарных наук — философии и права. Между тем, еще в 19 веке были предприняты попытки создания социальных науки, изучающих законы развития общества примерно в той же мере, что и естествознание изучает законы природы. Одной из таких попыток и связанас явлением, известным как бихевиоризм.

Замечание 1

Это трудное для произношения на русском языке слов, производное от английского «behavior» означает «поведение».

Если отталкиваться от принципа, по которому наука должна заниматься изучением только непосредственно наблюдаемым. Первыми бихевиористы были психологи, провозгласившие переход от изучения сознания к анализу людского поведения. Бихевиористы-социологи сформировали базис изучения определенного поведения как в юридически оформленных (формальных), так и в не формальных группах. Следующими по очереди были политологи. Инициаторы и последователи данного движения, которое принадлежало в большинстве чикагской школе американской политической науки, представителями которой являлись Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Л. Уайт и др., они выделяли первоочередность изучения политического поведения в институтах, группировках и в процессе политики в целом. Особое внимание они уделяли анализу не самого государства, скореевласти и процесса ее реализации.

Определение 1

Бихевиоризм в политической науке представляется методологической ориентацией, целью которой является анализ политических явлений при помощи наблюдения за поведением людей и групп, состоящих из них.

Оба понятия — поведение и наблюдение,— которые использованыв этом определении, самостоятельно не имеют нужды в дефинициях. Политическое поведение понимается любое поведение человека — словесное (вербальное) либо невербальное, характеризующее его в образе члена конкретной политической совокупности. Другими словами, изучение политического поведения представляется исследованием политической жизни общества через призму поведения человека.

Под наблюдением необходимо понимать истребование информации разнообразными способами — непосредственными и косвенными. Различается наблюдение естественного и искусственного характера. Естественное наблюдение мы наблюдаем тогда, когда политическое поведение в существующих независимых от нас условиях, к примеру, анализ итогов выборов. Политическое поведение искусственного характера мы может наблюдать, когда изучающий самостоятельно провоцирует интересующее его поведение, наиболее часто путем анкетного исследования, реже — при лабораторном эксперименте.

Следует особо останавливаться на следующих преимуществах, дающих политической науке применение бихевиористских методов.

Во-первых, это выражается в учете психологического образа политики, который раньше вообще не принимался во внимание.

Ч. Мерриам полагал, что основой политической реальности служат индивидуальная человеческая воля и страсти, а особенно — жажда власти, возможности применения силы. Сначала бихевиоризм стремился искать, применять методы исследования, которые позволяют не только оценивать внешнее поведение , а так же его результаты, но и определять психологическое объяснениеданного поведения, другим языком говоря, такие методики, которые могли бы позволить увидеть отношения в сфере сквозь отражение переживаний его участников-людей.

Во-вторых, бихевиоризм всегда характеризовался ориентацией на количественные исследовательские методики. Базисными для любого исследования в политической сфере всегда признавались такие требования, как опора на данные, которые получены в процессе выборочных обследований, контентного анализа и т. д., их строгая системность и обработка математического плана. Классическими трудамибихевиористской политической науки признаны:

  • Г. Лассуэлл «Политика: кто получает что, когда и как» 1936г.:
  • Б. Берелсон, П. Лазарсфельд, У. Макфи«Голосование» 1954г.;
  • П. Лазарсфелд «Выбор народа»;
  • Г. Алмонд и С. Верба «Гражданская культура» 1963г.

Они построены путем обобщения крупнейших массивов данных.

Происхождение и развитие сравнительной политологии

В своем очерке Ч. Мерриам «Современное состояние изучения политики» в 1925г. главным недостатком политологии называл острый дефицит научности. Если подразумевать научностью свойства, которые присущи естественному научному исследованию, то следует признавать, что данный недостаток сохраняется и в настоящее время. Но в какой-то мере он все-таки преодолен, именно это в главной степени заслуга бихевиористов. Бихевиоризм значительно развернул представления о видении политику обычными людьми, об их поведении, когда ста-новятся участниками процесса политики. Но куда более важно именно методологические достижения.

В границах бихевиоризма разработаны базисные методики прикладных политических исследований:

  • статистические исследования активности в политике, в основном это исследования, которые касаются выборов;
  • анкетирование и опросы;
  • 3эксперименты лабораторного типа;
  • применение теории игры при изучении механизма принятия решений в политической сфере.

Бихевиористская политология была основополагающим видом эмпирического— то естьсориентированного на сбор, обработку данных — исследования в политике. Эмпирическая наука занимается описанием реальности, а так же объяснением ее. Противоположным эмпирическому подходу является нормативный,который задается преимущественно вопросами о том, чем должна являться политика, а не тем, чем она является. Нормативистский характер носили множественные построения сторонников традиционного институционализма.

Сама по себе «бихевиористческая революция» не справлялась с новыми задачами, появившимися перед политической наукой после окончания второй мировой войны. В силу своего происхождения бихевиоризм уделил глубокое внимание подданным количественному анализу аспектам политики таким как, выборы, общественное мнению и т. д., в то время как все другое устранилось из видимости исследователей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *