Идеал человека — это… Что такое Идеал человека?
- Идеал человека
- Многообразие И. ч. в античную эпоху было обусловлено конкретно-историч. обстоятельствами и социальными факторами. Уже в гомеровском эпосе, в значительной степени отражавшем идеологию господствовавшей в раннем полисе (аристократич. полис) родовой знати, проявилась тенденция рассматривать в качестве идеала не только традиционный образ героя-вождя, но и личность, надел, чувством моральной ответственности. В поэмах Гомера содержится призыв уважать человеч. достоинство тех, кто оказался на нижней ступени социальной лестницы. Свойств, греч. мифологии антропоморфизм выразился в том, что божества в эпосе Гомера буквально скопированы с людей (сочетание «эпической объективности» с явственно обозначившейся творч. субъективностью), а строгая иерархия сонма олимпийских богов отражает социальную структуру аристократич. полиса. У поэта Гесиода, напротив, на образ человека наложил отпечаток горький опыт земледельцев, притесняемых родовой знатью. Миф о «золотом веке» с его обращением к прошлому представляет собой мечту о мире, свободном от угнетения и эксплуатации. Наиболее достойны уважения труд и социальная справедливость. О том, что прежний аристократич. И. ч. утратил свою жизненность, свидетельствовали ранние произведения греч. лирич. поэзии. Во мн. из них, написанных под впечатлением социальной борьбы 7 — 6 вв. до н. э., выдвигается требование индивидуальной свободы. В стихах поэта Архилоха открыто отвергаются аристократич. моральные ценности. Одновременно представители ионийской натурфилософии, преодолевшие мифологич. мышление, способствовали становлению нового И. ч. В их понимании человек проникнут верой в возможность разума и не вычленен из общекосмич. сферы (эволюционная теория антропогенеза Анаксимандра). В 5 в. до н. э. стремительное социально-экономич., обществ. — политич. и культурное развитие демократич. полиса породило веру в творч. потенциал человека. Судя по произведениям великих трагич. поэтов, далеко не сразу была преодолена тенденция постоянно подчеркивать слабость и беззащитность человека. Для гражданина полиса идеал — предоставление всему свободному населению возможности активно участвовать в политич. и культурной жизни (это подчеркивается в приводимой в сочинении Фукидида речи Перикла над телами павших афинских воинов). Эти воззрения были порождены гуманистич. мотивами и привели к появлению идеала гармонически развитой личности (он возник под влиянием разработанного выразителями интересов родовой аристократии учения о калогатии). Однако ограниченность подобного гуманизма заключалась в том, что метеки, рабы и женщины были лишены политич. прав. Качественно новое в этом типе И. ч. было порождено стремлением изучить творч. потенциал человека и воздействие на него прогресса культуры (Протагор, Демокрит). В философских учениях большее внимание уделялось проблеме индивидуума (тезис Протагора «человек есть мера всех вещей»). В изобразительном искусстве поиски нового образа человека породили отход от статичности архаич. стиля и поиски возможности передать подвижность челостровеч, фигуры. На начальной стадии кризиса полиса (нач. 4 в. до н. э.) усилившиеся индивидуалистич. тенденции наряду с попытками выйти из узких полисных рамок привели к отходу от коллективизма. Этика в этот период обогатилась рационалистич. моральной теорией Сократа и его осмыслением изречения «познай самого себя». Принявшее широкие масштабы имуществ. расслоение граждан породило множество представлений об идеальных типах как человеч. личности, так и общества. Намерение богачей ограничить рабовладельч. демократию и их демонстративное презрение к производительному труду еще более усилило разрыв между ними и массой обедневших граждан. Рост самосознания последних нашел выражение в учении киников, отрицавших государство, официальную религию, обществ, мораль и противопоставлявших им новые ценности (космополитизм, прославление тружеников). Наиболее видные идеологи богатых все активнее отстаивали идею воспитания («Paideia»). Одни из них стремились использовать ее исключительно в целях практич. политики (Исократ), другие рассматривали ее только в плане «Bios theoretikos», (Платон, Аристотель), поскольку предполагали, что наука может развиваться лишь в сфере мышления, а не в сфере опыта. Аристотель, взяв на вооружение прогрессивные традиции философских учений 5 в., всесторонне проанализировал сущность человека и общества (человек как «общественное существо», этика, основанная на эмпиризме). В эпоху эллинизма в условиях расширения масштабов кризиса полиса и обострения социально-политич. противоречий зародилось новое представление о человеке, связанное с поисками разрешения социальных проблем. Идея равенства всех людей и единства их культур (киники, стоицизм) еще более потеснила полисную идеологию, основывающуюся на принципе обособления граждан в рамках одной общины. Зенон описал идеальное государство, в котором равны все — рабы и господа, греки и варвары, мужчины и женщины. Если, однако, эта утопия не сыграла особой роли в обществ, жизни, поскольку стоики все больше приспосабливали свои взгляды к существующим порядкам, то созданный Ямбулом утопич. образ «государства Солнца», видимо, породил требования ликвидации неравенства, которые встретили отклик широких масс во время восстания Аристоника (132 — 129 до н. э.). Эпикурейский идеал дружбы создал новые социальные и этич. ценности, поскольку среди учеников Эпикура были и женщины, и рабы. Следуя просветительским традициям ионийской натурфилософии, Эпикур активно боролся против суеверий и страха перед богами. Усилившийся интерес к отдельному человеку в философии, литературе и изобразительном искусстве проявился во внимании к его индивидуальным чертам (трактат «Характеры» Теофраста, комедии Менандра, натуралистически выполн. статуи и портреты). В Риме в период ранней Республики такой идеологич. принцип как приверженность своему аристократич. роду и государству служил критерием при формировании идеала человеч. личности у представителей господствующего слоя. Они видели высшую ценность человека в приумножении славы своего рода, участии во внешней экспансии и укреплении власти нобилитета. Идеализированные старинные обычаи (mos maiorum) предписывали жить по заветам предков. Необыкновенное мужество в бою, героич. смерть, беспрекословное повиновение и дисциплина считались высшими моральными ценностями, а служба в армии, выполнение обязанностей магистрата и занятие должностей в жреч. коллегии рассматривались как служение обществ, благу и возможность проявить себя. Официально признанные нормы поведения утверждались с помощью эпич. поэзии (Невий, Энний), историографии (Катон Старший), прославлением традиций, организацией торжеств, похорон (лаудация) представителей правящего сословия и составления соответствующих надписей на их могилах (например, элогии Сципиона). Если успехи, достигнутые в социальных столкновениях эпохи ранней Республики, первоначально способствовали подъему самосознания неимущего свободного населения, то по мере ограничения политич. прав плебса его идеология менялась, а идеалы обретали сходство с идеалами нобилитета. Свой И. ч. у низших слоев мог возникнуть только на почве религиозных представлений (например, божества — покровители семьи и земельного надела) или под влиянием образов прошлого (например, Сервий Туллий и некоторые другие цари, считавшиеся «добрыми правителями»). Во 2 в. до н. э. под влиянием греч. философии некоторые представители аристократии стали рассматривать в качестве идеала всесторонне развитую личность и выступать за расширение контактов с гражданами других государств. Однако эта тенденция, как и некоторый интерес к рационализму и просветительству (Энний, члены т. н. «кружка Сципиона»), проявлялась только в высших слоях общества. Выработанное в 1 в. до н. э. четкое понятие «Humanitas» («Auctor ad Herennium», Цицерон) представляло собой первую попытку римлян одним термином определить сущность человека. Для Цицерона И. ч. воплотился в образе «совершенного оратора», сочетавшего солидную теоретич. подготовку с активной обществ, деятельностью. В эпоху Августа прославление др.-рим. доблестей широко использовалось в интересах официальной идеологии принципата. Это нашло отражение как в творчестве поэтов, писавших еще в период поздней Республики (неотерики, Катулл), так и поэтов мл. поколения, которым любовная тематика казалась не менее важной, чем морального литич. содержание (любовная элегия). В эпоху Империи идея о единстве человеч. рода (влияние стоицизма) сочеталась с концепцией установления мировой гегемонии Рим. державы. Для преодоления кризисных явлений предлагалось выработать в себе необходимые моральные качества, позаботиться о культурных ценностях (идеал — мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, призыв к спокойствию и невозмутимости у Сенеки Младшего). Выросшее самосознание низших слоев нашло выражение в прославлении производительного труда, в усилении чувства профессиональной гордости, презрении к богатству и роскоши (надписи на надгробных памятниках, сказки, взгляды некоторых киников). Послания ряда иудейских сект, а затем и христианские трактаты свидетельствовали о нарастании недовольства рим. владычеством. Раннее христианство, представлявшее собой форму протеста против официальной рим. религии и идеологии иудейской жреч. знати, выражало помыслы и чаяния рабов и обездоленных (идеал всеобщего равенства, уважение к бедности и труду, призыв к отказу от собственности). Пессимизм, мистика и идеи ухода от действительности получили широкое распространение в религии и философии эпохи Империи и периода поздней античности, наложили отпечаток на произведения изобразительного искусства и составили содержание нового И. ч., отличного от идеала эпохи расцвета античной культуры.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.
- Идас
- Идеализм
Смотреть что такое «Идеал человека» в других словарях:
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА — – возникшее в античной Греции, а затем неоднократно возрождавшееся в общественном сознании на протяжении человеческой истории представление о совершенном человеке как всесторонне образованном и развитом, осознающем свою индивидуальность,… … Педагогический словарь
Идеал (философия) — Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα образ, идея) высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о… … Википедия
Идеал (эстетика) — Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα образ, идея) высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о… … Википедия
ИДЕАЛ — 1) воображаемый образец совершенства в к. н. отношении нпр., идеал добродетели, красоты, мужества и т. д.; 2) высшая задача, цель, в направлении которой совершается чья либо деятельность; что ниб. очень хорошее во всех отношениях, что составляет… … Словарь иностранных слов русского языка
ИДЕАЛ — ИДЕАЛ, идеала, муж. (от греч. idea идея) (книжн.). Высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем нибудь, мыслимый предел стремлений, желаний. Идеал красоты. Идеал человека. В идеале не то, что в действительности. «Нельзя себе представить… … Толковый словарь Ушакова
Идеал — (греч. idea представление, понятие, идея) 1. совершенство; 2. совершенный образец чего либо. Так, идеалом русского человека Ф.М.Достоевский считает А.С.Пушкина. Писатель предсказывает, что в конце 22 века после Р.Х. жители России достигут уровня… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ИДЕАЛ — (от лат. idealis, греч. idea образ, идея) 1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к. л. явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч. л., как правило, касающийся… … Философская энциклопедия
Идеал — Идеал. […] в период расцвета своей работы над национально реалистическим стилем Пушкин решительно противопоставляет «высокопарным мечтаньям» своей весны, теории возвышенного предмета «прозаические бредни» реализма, поэзию живой жизни. В этом… … История слов
ИДЕАЛ — (греч. idea образец, норма) идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. В мировоззрении людей регулирующая функция И. в отношении поведения раскрывается в… … Новейший философский словарь
Идеал (филос.) — Идеал (франц. idéal, от греч. idéa идея, первообраз), идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природы сообразно И. представляет собой специфически человеческую форму… … Большая советская энциклопедия
Книги
- Капитализм. Незнакомый идеал, Рэнд А.. Айн Рэнд — наша бывшая соотечественница, крупнейшая американская писательница, чьи книги оказали мощнейшее влияние на мировоззрение миллионов людей во всем мире, автор признанных бестселлеров… Подробнее Купить за 522 руб
- Капитализм. Незнакомый идеал, Айн Рэнд. Айн Рэнд — наша бывшая соотечественница, крупнейшая американская писательница, чьи книги оказали мощнейшее влияние на мировоззрение миллионов людей во всем мире, автор признанных бестселлеров… Подробнее Купить за 451 руб
- Капитализм. Незнакомый идеал, Айн Рэнд. Айн Рэнд (1905–982) – наша бывшая соотечественница, крупнейшая американская писательница, чьи книги оказали мощнейшее влияние на мировоззрение миллионов людей во всем мире, автор признанных… Подробнее Купить за 379 руб аудиокнига
Какой он, идеальный человек? Какой характер, какие черты должен иметь идеальный человек
Безусловно, каждый человек имеет определенное стремление, которое движет им. Ни для кого не станет удивительным, если подобное влечение назвать желанием обрести счастье. Действительно, каждый мечтает обладать, а точнее в полной мере ощущать счастье – нечто эфемерное и трудноописуемое, но тем не менее такое ощущение, которое трудно с чем-то перепутать.
Ощущение счастья
Возможно, вы никогда не чувствовали счастья. Но если предоставить вам хоть пару мгновений, вы ни с чем не спутаете и обязательно запомните эти эмоции. Ведь по сравнению с другими, скажем так, повседневными мыслями и ощущениями, счастье находится на порядок выше. Вот почему каждый стремится тем или иным способом стать счастливым.
Стремление к счастью — стремление к идеалу
Если немного поразмыслить, то становится вполне очевидным феномен зависимости уровня счастья каждой личности от уровня развитости. Именно наличие определенных внутренних параметров в действительности обуславливает степень удовлетворенности жизнью. Ведь, как давно известно и проверено, никакие внешние достижения не делают человека действительно счастливым.
Таким образом, нетрудно понять, что только идеальный человек способен поистине ощутить подобные эмоции. Соответственно, стремление к идеалу есть путь к счастью в самом глобальном смысле данного термина. Именно об идеальности человеческих существ и поведем речь далее, а актуальность темы для каждого читателя, наверное, более не вызовет никаких сомнений.
Идеал для каждого разный
Для начала следует сделать некоторую ремарку относительно понимания идеального человека каждой отдельной личностью. Учитывая огромное разнообразие человеческих существ, нетрудно догадаться о наличии разного понимания идеальности каждым в отдельности. Тем не менее для любого человека идеальность обуславливается воплощением в действительность своих лучших качеств, плодотворным самосозиданием, которое дает возможность непрестанно развиваться и становиться лучше самого себя.
Как известно, идеальный человек никогда не сравнивает себя с другими, а только с самим собой. Причем если он превосходит себя предыдущего, то движение идет в нужном направлении. Тем не менее во многом образ идеального человека складывается из определенных общих параметров, которые понятны не только каждому в отдельности, но и всем остальным. Люди в действительности имеют много общего, и в основном представление о лучшем и не лучшем, свойства различения для всех идентичны, хотя и могут немного варьироваться в зависимости от исторической эпохи и социальной группы.
Например, для кого-то идеал женщины – это красивая девушка с точеной фигурой, а кто-то ценит в прекрасном поле качества хозяйки и прекрасной матери.
Существует ли самый идеальный человек
Определенно в зависимости от предпочтений индивида зависит и понимание этого термина. Для кого-то самый идеальный человек является тем, который считается наиболее выдающимся в определенной профессии или сфере деятельности, другие ориентируются на великих деятелей и исторических персонажей, а кто-то полагает наиболее идеальным кого-либо из близких. Таким образом, трудно назвать какого-то человека полностью идеальным для всех и каждого, но нетрудно определить общее между всеми идеалами, и этим общим является наличие определенных свойств и черт характра, которые выделяют их из числа людей.
Каковы качества идеального человека
В целом такими критериями являются положительные характеристики, которые в основном одинаковы для всех культур и времен. К примеру, навряд ли справедливость или щедрость когда-либо считались или станут считаться зазорными качествами. По сути, у каждого есть внутреннее понимание этих и других подобных характеристик, которые как бы изначально присущи людям.
Данный факт удивителен, но если вы немного задумаетесь или при выборе поведения в какой-либо ситуации посмотрите на собственные ощущения, то без труда сможете наблюдать некоторый указатель, присущий вам изначально, который дает точное знание относительно наилучших решений, мыслей и действий. Конечно, если вы привыкли обманывать себя либо позволяли развиваться в себе негативным тенденциям, то чаще станете отдаляться от собственного идеала во внешних проявлениях, эмоциях и мыслях. Тем не менее точная уверенность в том, как следует двигаться в правильном направлении и каков идеальный человек в вашем исполнении, никуда не денется и по-прежнему продолжит присутствовать в вашем существе.
Идеал в искусстве
Таким образом, качества идеального человека являются теми показателями, которые на протяжении многих лет воспеваются великолепными творениями искусства, постулатами религий и великими примерами приблизившихся к идеалу человеческих существ. Не станем подробно перечислять каждое из таких свойств, так как читатель легко и сам может понять, о чем идет речь, и при наличии потребности определить, каких свойств не хватает или над развитием каких следует работать. Стоит отдельно сказать только про характер идеального человека, который на самом деле может являться абсолютно любым (мягким, тяжелым и подобное), ведь обуславливается человеческий нрав некоторым набором параметров и их сочетанием. Но равно честным может являться и человек с тяжелым характером, с которым трудно общаться, но который никогда не обманет, и личность с мягким нравом, которая многим нравится и никогда не станет обманывать в угоду другому.
Каковы черты идеального человека
Во многом таких людей (не идеальных полностью, но идеальных в пределах данных им возможностей) нетрудно заметить. Вполне возможно, вы знаете таких «перфикционистов», которые отличаются от остальных некоторой завершенностью и полнотой. Ведь индивиду, который действует в соответствии с внутренним идеалом, по сути, ничего не нужно, в целом идеальные потребности человека минимальны, утонченны и возвышены, такая личность никуда не стремится в повседневности и не подвергается разнообразным «хотениям», отсюда проявляется внутреннее спокойствие и умиротворение.
Более того, если вы общаетесь с такой персоной, то и сами начинаете ощущать полное довольство самим собой и всем остальным. Только проявляются такие ощущения при общении с человеком действительно наполненным, таким, который не имеет ничего напускного и поддельного, который обладает спокойствием не в связи с самодовольством. В основном так проявляются черты идеального человека во внешнем пространстве и взаимодействии с другими.
Как развивать в себе положительные черты и качества
Как сказано ранее, каждый стремится к счастью, а данная потребность требует стремления к собственному идеалу, то есть такому образу деятельности, взаимодействия и мыслительного процесса, который наиболее соответствует некоторому внутреннему указателю, который присущ каждому изначально. Безусловно, в каждом есть истина, модель того, как выглядит идеальный человек в вашем исполнении. Причем, несмотря на, казалось бы, значительные различия, в окончательном смысле подобный образ идентичен для каждого, как и идеальные качества, которыми может обладать каждая отдельная личность.
Наверное, наиболее существенным занятием, которое только может иметь человек, является движение к идеальному, и этим, по сути, обуславливается в конечном итоге любая деятельность. Соответственно, целесообразно поразмыслить над тем, насколько продуктивно вы сами движетесь к собственному идеалу, ведь это является существенным изначально для вас самих, так как определяет степень присущего вам счастья. Как известно, не существует пределов для совершенства, и в любом варианте есть куда развиваться.
Контроль веса
Для развития в себе положительных качеств возможно выбрать какие угодно направления, но лучше «отобрать» такие, которые делают вас менее счастливыми, ведь именно в этих сферах вы менее соответствуете идеальному. Возьмем такой банальный пример, как чрезмерная масса тела, которая создает огромное количество комплексов. Если подобное вас волнует, следует попросту начать работать в данном направлении.
Тем не менее следует учитывать отсутствие такого параметра, как точно определенный идеальный вес человека, обязательный для всех. Данная характеристика для каждого индивидуальна и иногда определяется природными параметрами.
Таким образом, нетрудно понять, сколь важным является разумное отношение к собственным стремлениям, так как идеальным вас сделает не подражание каким-либо внешним общепринятым шаблонам, а следование истинному и имманентно присущему каждому отдельному образу идеального человека, то есть вашему надуманному образу, который воплощает счастье.
Идеальный человек.
Идеальный человек, каков он? Многие люди стремятся к некому стандарту, пытаются стать теми, кем они не являются. Хорошим примером является современное помешательство на стандартах красоты. У женщин есть даже точные размеры до сантиметра (90 — 60 — 90), а мужчины непременно должны быть подкачаны и брутальны.
Стандарты кругом. Есть стандарты заработка, стандарты профессионального успеха, стандарты красоты, стандарты юмора и так далее. Эти стандарты задают тон всей нашей жизни. Существует не так много людей, которые могут на все это наплевать, ведь мы социальные существа.
Многие люди бросаются из крайности в крайность, то пытаясь соответствовать стандартам на 100%, то совсем отрицая их.
Идеальный человек, он существует?
Мне вспомнилась одна история, к сожалению не помню где ее читал. Суть в следующем. После второй мировой войны американцы заказали исследование, какая эргономика должна быть в кабине самолета: расстояние до штурвала, высота кресла, расположение приборов и т.д.
Ученые тут же провели исследование, провели замеры у сотен летчиков и составили список усредненных размеров человеческого тела, такой “средний летчик”.. Казалось бы, задача выполнена. Однако нашелся один ученый, который решил проверить, какой процент летчиков подходит под описание этого “среднего”. И знаете, что получилось? Он не нашел ни одного. После этого кабины настраиваются только под конкретного пилота.
Этот пример хорошо иллюстрирует, что никакой нормы не существует. Причем ее не существует не только в физическом смысле, но и в интеллектуальном, в социальном и так далее. Каждый из нас представляет собой некую уникальную единицу, с совершенно индивидуальным набором свойств.
Идеального человека не существует, но существуют стандарты и ими не следует пренебрегать.
Стандарты
У каждого человека свой набор индивидуальных качеств. Но это не значит, что мы должны этими качествами пренебрегать, раз все-равно нет двух одинаковых людей.
Наоборот, следует на эти качества ориентироваться. Но в каких случаях? Только в случаях, когда это целесообразно и оправдано.
Например, не имеет смысла набирать в ученые-ядерщики людей с низким интеллектом. В данном случае должна быть проведена некая граница интеллектуальных способностей, некий стандарт, ниже которого нельзя опускаться при отборе в эту профессию.
Тоже касается и стандартов красоты. Например, целесообразно и оправдано, что в модели набирают худых и высоких женщин с определенными чертами лица. Но нужно помнить, что модельеры выбирают именно таких женщин по причине того, что на них хорошо смотрится одежда, а не потому, что они идеальны.
Однако, из-за того, что наш мир стал сильно информационно связан, получился странный эффект. Люди имеют доступ практически к любой информации. Если человек узнает, что в модельном бизнесе наблюдаются высокие стандарты на внешность моделей, человек начинает воспринимать внешность эти стандарты, как идеальные. А иначе зачем отбор? Хотя на самом деле они такими не являются, а просто отвечают стандартам профессии.
Так же происходит и со стандартами заработка. Возьмем к примеру бизнес. Чтобы быть в нем успешным, необходимо обладать определенным набором личностных свойств. Однако, необходимо помнить, что эти бизнес-стандарты тоже не являются идеальными, а просто отвечают параметрам, которые задает профессия бизнесмена. Нам же кажется, что раз они зарабатывают больше, то они чем-то лучше нас. Это не так. Они больше зарабатывают только потому, что их профессия подразумевает операции с деньгами.
Может показаться, что я пытаюсь обесценить идеалы. На самом деле это не так, они нужны, но не для того, чтобы им соответствовать, а чтобы задать нам систему координат, чтобы мы могли ориентироваться в том, какие качества необходимы для определенной деятельности.
Сильные и слабые стороны
У каждого из нас свой набор качеств. У каждого человека есть качества, благодаря которым, он или она превосходит остальных. Также есть качества, которые у нас недостаточно развиты.
Идеальный же человек — это тот, у кого все качества развиты в максимальной степени. Конечно же такого человека нет.
Что же делать нам? Если мы хотим быть наиболее эффективными( а не идеальными), необходимо определить наши сильные и слабые качества. Делается это только опытным путем. После чего перед каждым человеком встает творческая задача, которая должна ответить на следующие вопросы. Какая деятельность наиболее полно задействует наши сильные качества и не затрагивает слабые? Какая стратегия поведения наиболее успешна в моей деятельности?
Если человек сумеет найти ответы на два этих вопроса, то он сможет быть успешным. Если же он начнет реализовывать себя без оглядки на свои качества, а ориентируясь на идеал, то скорее-всего его ждет разочарование.
То же касается и наших ожиданий. Ожидать, что другой человек будет соответствовать идеалу несколько неразумно.
Успехов!
Меня зовут Андрей. Если понравилась статья, то лучший способ сказать спасибо — сделать ссылку на мой сайт где-нибудь) Если статья не понравилось, то очень ценю Ваше мнение, но лучше ничего не писать мне по этому поводу) Если желаете поболтать за деньги, то я всегда за! По всем вопросам пишите на почту [email protected], когда-нибудь отвечу. Может быть.
Другие статьи
Каким видят идеал человека адепты основных мировых религий?
Воспитательная функция религии является одной из самых главных функций верований в жизни общества, поэтому закономерно, что в каждой религии, помимо догм и культов, есть такое понятие, как божественный идеал человека. Под этим идеалом подразумевается человек, обладающий моральными качествами, поведенческими привычками, мировоззрением, приоритетами и стремлениями, которые считаются эталоном в религии. Божественный идеал для верующего — это то, к чему нужно стремиться, но практически невозможно достичь, так как практически во всех верованиях критерии эталона очень высоки и зачастую — недостижимы в условиях обычной жизни.Догматы и принципы различных религиозных верований существенно отличаются друг от друга, поэтому закономерно, что идеал человека в религиях мира существенно разнится. В каждой из основных религий мира есть божественный идеал, который, несмотря на ряд схожих правил и моральных норм для адептов всех этих верований, существенно отличается от божественного идеала других религий. Однако, изучив суть идеала человека в том или ином веровании, можно наиболее полно осознать саму суть этой религии, ведь если мифы, описания жизни пророков, обряды и культы все же можно назвать скорее «романтической» частью верования, то божественный идеал — это однозначное определение того, что является первостепенным по важности для каждого верующего.
Идеал человека в буддизме
Буддизм является одной из самых древних и самобытных основных религий мира, и его догмы и идеалы существенно отличаются от принципов верований, традиционно считающихся европейскими. И главное отличие этой религии в том, что Будда, который и является эталоном для каждого буддиста, изначально был человеком, но путем использования различных духовных практик стал на путь просветления и достиг Нирваны, став божеством; в подавляющем же большинстве других религий бог или боги изначально были представителями высших сил, а не людьми.
Исходя из того, что в основе буддизме лежит верование, что каждый человек, решивший стать на путь просветления, может достичь нирваны и также стать Буддой, божественный идеал в этой религии — это человек, который сумел достичь Нирваны. В более ранних школах буддизма считается, что достичь Нирваны человек может путем самопознания и самостоятельного поиска духовного пути, опираясь на постулаты и заветы, написанные в Палийском каноне, а вот адепты более поздних школ этой религии уверены, что Нирваны может достичь лишь тот, кто не только занимается духовными практиками, но и безвозмездно и от всего сердца делает добро для общества и помогает другим людям стать на путь просветления.
Божественный идеал в исламе
Ислам в переводе в арабского значит «покорность богу», и именно в этом слове и заключается суть идеала человека в данной религии. Мусульмане — это люди, которые посвятили себя богу, поэтому эталоном для адептов ислама является человек, всецело посвятивший свою жизнь служению Аллаху и выполняющий все заветы Магомета, записанные в Коране. Однако даже самый ревностный мусульман не может достичь божественного идеала, и высшее благо для правоверного мусульманина — попасть после смерти в рай.
Мусульманам запрещено даже думать о том, как выглядит Аллах, поэтому закономерно, что в религиозной литературе нет его изображений в каком-либо образе. Скромность, покорность и вера считаются одними из главных добродетелей адептов ислама, поэтому мусульманам следует быть покорными воле Аллаха, выполнять все религиозные обряды, читать Коран и не нарушать заветы Магомета ни в мыслях, ни в словах, ни в поступках.
В современном мире в некоторых людей сложилось мнение, что правоверный мусульман и воин джихада — это одно и то же, и адепты ислама, чтобы доказать верность Аллаху, должны обращать в свою веру неверных либо убивать их. Однако это мнение полностью извращенно, так как ислам по сути — мирная религия, а под джихадом Пророк и его последователи понимали не убийство всех не-мусульман, а борьбу со злом в социуме и распространение ислама мирными методами. Несомненно, радикально настроенные мусульмане, сектанты и люди, преследующие свои цели и прикрывающиеся верой в Аллаха, могут нести угрозу обществу, однако они не являются идеалом человека в исламе.
Идеал человека в христианстве
Божественный идеал в христианстве очень подробно описан в Библии, поэтому он известен каждому адепту этой религии. Однако, несмотря на тот факт, что даже дети-прихожане церкви знают, каков идеал человека с точки зрения христиан, этот идеал не достижим. Эталоном для каждого адепта данной религии является Иисус Христос и его земная жизнь, а Иисус, как известно с Библии, был не простым человеком, а сыном бога. Так как Христос был безгрешным, а каждый человек, согласно христианскому верованию, «рожден в грехе», божественного идеала людям достичь невозможно, поэтому христиане, как и мусульмане, должны вести праведную жизнь, чтобы в Судный день оказаться достойными вечной жизни в раю.
Умеренность, любовь, целомудрие, терпение, смирение, кротость и усердие считаются главными христианскими добродетелями, и именно этими качествами, помимо беспрекословной веры в бога, должен обладать каждый христианин. Также в учении Христа большое внимание отводится всепрощению и милосердию — адепты этой религии должны проявлять доброту ко всем окружающим и прощать своих врагов, следуя примеру Иисуса Христа, отдавшего жизнь ради искупления грехов всех людей.
Идеал (философия) — это… Что такое Идеал (философия)?
Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα — образ, идея) — высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества.
Творчество по идеалу, формирование вещества природы на основе идеала представляют собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, отличающую её от деятельности животных. В качестве всеобщей формы целеполагающей деятельности идеал выступает во всех областях общественной жизни
Категория идеала обладает глубоким социальным значением. На протяжении веков прогрессивные классы в борьбе против отживших форм общественных отношений черпали свой энтузиазм в высоких идеалах свободы, равенства, братства.
Понятие Идеал применяется одинаково и к отвлеченным и конкретным предметам:
- Идеал добра,
- Идеал женской красоты,
- Идеал мужской красоты,
- Идеал государства,
- Идеал гражданина и т. д.
В общее употребление слово Идеал стало входить с конца XIX и начала XX столетия, главным образом, благодаря Шиллеру.
Понятие идеала в немецкой философии
Кант
Согласно Канту ландшафт не имеет идеала
Наиболее остро проблема идеала была поставлена в немецкой классической философии. Кант, связав проблему идеала с проблемой внутренней цели, рассмотрел её в анализе эстетической способности суждения.
Согласно Канту, явления, не имеющие цели, которая могла бы быть представлена образно, не имеют и идеала, например естественно-природные ландшафты.
Столярный молоток также не имеет идеала
Также не могут иметь идеала и предметы, имеющие свою цель «вне себя», как, например, орудия труда, инструменты и пр.
Единственным из известных нам явлений, — говорил Кант, — действующих по внутренней целесообразности, является человек как представитель рода, составляющего его цель. В животном внутренняя целесообразность осуществляется, как и в растении, без сознания и воли, лишь инстинктивно.
Для человека характерно свободное, то есть сознательно совершаемое действие в согласии с универсальной, всеобщей целью рода человеческого. Идеал и есть это представление об итоговом совершенстве человеческого рода. Он включает в себя, таким образом, осознание того, что человек есть самоцель собственной деятельности, и ни в коем случае не средство для кого-то или для чего-то, будь то бог или вещь в себе.
Идеал и есть это представление об итоговом совершенстве человеческого рода
Согласно Канту, идеал как состояние достигнутого совершенства человеческого рода, представляемое нами уже сегодня, характеризуется полным преодолением всех противоречий между индивидом и обществом, то есть между индивидами, составляющими общество (род). Внутри индивида, внутри его сознания, это состояние выразилось бы как полное преодоление противоречий между всеобщим и единичным, между целым и частью, между умопостигаемым и чувственно-эмпирическим миром, между долгом и влечением и т. д.
Каждый шаг по пути прогресса есть поэтому шаг на пути реализации этого идеала, который люди всегда смутно чувствовали, но не умели теоретически сформулировать его состав. Кант считал свою миссию в истории состоящей в том, что он в своих сочинениях впервые осознал этот идеал и теоретически.
Идеал, как горизонт, все время отодвигается в будущее по мере приближения к нему
Однако при таком толковании этот идеал оказывается как раз чем-то абсолютно недостижимым или достижимым лишь в бесконечности. Идеал, как горизонт, все время отодвигается в будущее по мере приближения к нему. Между каждой наличной, данной ступенью «совершенствования» человеческого рода и идеалом всегда лежит бесконечность — бесконечность эмпирического многообразия явлений в пространстве и времени. Как только человек начинает мнить, что он достиг конца пути (в науке, в политическом строе, в морали и т. д.), так мнимость эта сейчас же обнаруживается для него в виде антиномий, в виде противоречий, раздирающих его сознание. В науке это положение выражается в том, что по поводу каждого предмета всегда возможны по крайней мере две взаимоисключающие теории, равно оправданные и с точки зрения «чистой логики», и с точки зрения опыта.
Эти антиномии — индикаторы вечной незавершенности познания и нравственной сферы («практики») — Кант анализирует в «Критике чистого разума» и в «Критике практического разума».
Единственно, где идеал может быть дан это — в искусстве, в художественном творении гения
Согласно Канту, ни теоретический, ни практический идеал невозможно задать в виде образа — в виде чувственно созерцаемой картины «совершенного» и «завершенного» состояния, ибо в науке это было бы претензией на изображение «вещи в себе», а в «практическом разуме» — на изображение бога. Но ни «вещь в себе», ни бога чувственно представить себе нельзя. Их можно только мыслить как условия возможности и науки, и нравственности, как гарантии «теоретического» и «практического» разума, всегда остающиеся «по ту сторону» рассудка и опыта, как необходимые априорные допущения, делающие возможными и опыт, и рассудок. Иными словами, в теоретическом разуме (в науке) идеал может выступать только в виде постулата «запрета противоречия», а в «практическом разуме» — в виде категорического императива.
Файл:Kukryniksy-bender.jpgЕсли индивидуальное преувеличено за счет «нормального», то красота исчезает и возникает карикатура
Эти постулаты никогда не могут быть реализованы в реальной деятельности человека (в науке и практике). Они действуют здесь лишь как априорно принимаемые «регулятивные принципы» деятельности. Единственно, где идеал как непосредственно созерцаемый образ «совершенства» и «завершенности» может быть дан, это — в искусстве, в художественном творении гения. Здесь достигается «примирение» всеобщего (нормативного) и индивидуального (характеристичного), целого и частей, морального и легального, должного и сущего и пр. Поэтому идеал выступает как прекрасное.
Если «характеристичное» (индивидуальное) преувеличено за счет «нормального» (абстрактно-всеобщей нормы), то красота исчезает и возникает карикатура.
Если же, наоборот, на первый план выпячивается «нормальное» (средне-общее), то возникает безжизненная абстрактная фигура, чертеж, не прекрасный, а лишь правильный, не художественно-эстетический, а лишь школьно-академический образ.
Из этого понимания идеала развились эстетические и философско-теоретические концепции Фихте, Шеллинга и Шиллера.
Фихте
Фихте, расшифровывая учение Канта об идеале на непосредственно-политической проблематике, ясно показал, что под категорическим императивом на самом деле скрывалось требование абсолютного равенства всех индивидов перед лицом закона, а под «эмпирическими» условиями его осуществления — реальное сословное неравенство, расцененное как «безнравственное» состояние общества и индивида.
И Кант, и Фихте полагали, что идеал этот есть высшая, конечная цель на пути постепенного «нравственного самоусовершенствования», на пути постепенного осознания «достоинства человека» (индивида) как высшего и единственного принципа «идеального» законодательства. Они исходили из того, что абсолютное формально-правовое равенство любого индивида любому другому индивиду само по себе обеспечит полное раскрытие всех «естественных» задатков и способностей каждого индивида. Таким образом, в виде идеала, в виде постулата и императива ими был сформулирован принцип буржуазного права, идеального буржуазного общества. Фихте изобразил этот идеал в виде всемирного содружества абсолютно равноправных «Я», добровольно установленного ими самими. Но при таком толковании идеал кантовско-фихтевской философии начинал казаться чем-то очень трудно достижимым, чем-то очень далеким.
Этот идеал направлен одним острием против всякой формы «неравенства» человека человеку, другим — против революционного пути упразднения этого неравенства
Обращаясь к «притеснителям» нравственного человека (то есть к сторонникам сословного неравенства и феодальной раздробленности страны), Фихте восклицал: «Стесняйте, расстраивайте его планы! Вы можете задержать их, но что значит тысяча и паки тысяча лет в летописи человечества?». Толкуя этот идеал как абсолютное равенство всех индивидов «…во Едином великом Единстве чистого духа…», он констатировал: «Единство чистого духа есть для меня недосягаемый идеал, последняя цель, которая никогда не будет осуществлена в действительности».
Это — неизбежный вывод из представления, согласно которому полное раскрытие личности,гармония, развитие индивида, может быть лишь результатом постепенного нравственного самоусовершенствования всех людей, всех «эмпирических» (то есть нравственно-испорченных сословным строем) индивидов, в том числе князей, попов, чиновников всей Земли.
Впоследствии эта идея «нравственного самоусовершенствования» как единственного пути человечества к идеальному состоянию вошла в арсенал всех антиреволюционных концепций (например, религиозно-этического учения Л. Толстого, Ф. Достоевского, Ганди и далее — вплоть до учений современных правых социалистов).
Этот идеал направлен одним острием против всякой формы «неравенства» человека человеку, другим — против революционного пути упразднения этого неравенства. Революция, как акт насилия, с точки зрения этого идеала выглядит так же, как «безнравственно-кровавый» акт; с точки зрения нравственного императива он ничуть не лучше того состояния, против которого он направлен.
Гегель
В итоге меч остается, правда, чистым, но только потому, что он никому не грозит….
Гегель, глубоко понявший бессилие этого «прекраснодушного» идеала, сравнил последователей идеи нравственного самоусовершенствования с благороднейшим человеком, который боится обнажить меч в борьбе против порока, опасаясь, что он может быть «испачкан» кровью врага. В итоге меч остается, правда, чистым, но только потому, что он никому не грозит…. Абсолютное бессилие абстрактного нравственного императива перед лицом эмпирических условий его осуществления (непосредственно перед лицом сословно-феодального неравенства и всей его культуры — теоретической, эстетической, моральной, бытовой и т. д.) заставило Гегеля искать другой путь решения проблемы идеала. Прежде всего Гегель позаботился о том, чтобы разрушить логический фундамент этой концепции — теорию «чистого разума».
Для Канта идеал теоретического разума, то есть всеобщая форма и условие истины, состоит в полной и абсолютной непротиворечивости знания, то есть в полном тождестве научных представлений всех людей об одной и той же вещи «в одно и то же время и в одном и том же отношении». Этот идеал науки и выступает у Канта в виде категорического императива рассудка, то есть в виде запрета логического противоречия. Неосуществимость этого постулата в науке, развивающейся именно через выявление и разрешение противоречий, является, согласно Канту, показателем того, что истина не достигнута и никогда в течение «конечного времени» достигнута не будет. Поэтому появление противоречия в науке Кант расценивает как индикатор незавершенности знания, указывающий теоретическому разуму, что его претензия «объять необъятное» (то есть вещь в себе) обречена на вечную неудачу.
Идеал, однако (как и в нравственной сфере), — полный теоретический синтез всех эмпирических сведений, их «единство в духе» (то есть в мышлении) — составляет неустранимую потребность этого разума, его «регулятивный принцип» и идеал, к которому он стремится и никогда не достигает. Тем самым непротиворечивое единство знания выступает у Канта как «необходимая иллюзия разума». Таким образом, запрет противоречия выступает как высший априорный закон рассудка, а наличие противоречия — как вечное «эмпирическое» состояние разума, гоняющегося за полным синтезом, за своим идеалом. Запрет противоречия — должное, а наличие необходимо возникающего противоречия — сущее, действительное и необходимое состояние разума, его форма и закон. Так почему же, — спрашивает Гегель, — неосуществимое должное мы обязаны считать и почитать за высший и непререкаемый закон мышления, а реальную форму и закон развития человеческой научной культуры — за «иллюзию», хотя бы и необходимую, за «фикцию» разума, гоняющегося за синей птицей «полного синтеза знания», за познанием «вещи в себе?». Не разумнее ли рассудить как раз наоборот?
Гегель разрушает оба постулата кантовской философии (запрет противоречия и категорический императив) с позиции историзма. Против них он заставляет свидетельствовать историю науки и нравственности. При этом нравственность понимается Гегелем широко, включая, по словам Энгельса,
История показывает, что вовсе не запрет противоречия и не категорический императив были тем идеалом, к которому изначально стремилась история человечества. Напротив, движущей силой развития духа в теории всегда было противоречие. Стало быть, не запрет, а наличие противоречия является формой и законом реального развивающегося духа (мышления). Диалектическое противоречие, то есть столкновение двух взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих тезисов есть поэтому не «фикция», не «иллюзия», не показатель заблуждения разума, не индикатор тщетности его попыток понять «вещь в себе», а его «естественная», имманентная ему форма и закономерность развития, а потому и форма постижения «вещи в себе».
Действительный идеал науки — это понимание вещи в себе как единства противоположностей, как живого развивающегося процесса, снимающего силой противоречия все «конечные», зафиксированные свои состояния.
Действительный идеал науки — это понимание вещи в себе как единства противоположностей, как живого развивающегося процесса, снимающего силой противоречия все «конечные», зафиксированные свои состояния. Идеал знания и нравственности, который выдвигает Гегель против Канта, — это не застывшая мертвая «вещь», а «суть дела» — категория, диалектически противоречивая природа духа.
Вечное, никогда не завершаемое обновление духовной культуры человечества, происходящее через выявление противоречия в составе наличной стадии знания и нравственности и через разрешение этого противоречия — в рождении новой стадии, в свою очередь чреватой противоречием и потому также подлежащей «снятию», — таков идеал Гегеля. Это и было главной заслугой Гегеля в истории мысли. Однако это огромное завоевание было нейтрализовано идеализмом гегелевской философии. Гегель исходил из того, что именно мышление, саморазвивающееся через противоречие тезиса и антитезиса, есть причина развития и науки, и нравственности (то есть истории). Поэтому идеал в его чистом виде вырисовывается перед человеком не в образах искусства и не в образе «идеального строя» жизни и нравственности, а только в «Науке логики», в виде системы диалектически развивающихся категорий. Всё же остальное — и искусство, и политическая история человечества, и промышленность, — короче говоря, все предметное тело цивилизации, — есть только «побочный продукт», издержки производства «чистой логики», сами по себе не имеющие значения. Таким образом, все другие (кроме логики) формы сознания и самосознания человечества — конкретные науки, право, искусство и т. д. — суть только «несовершенные воплощения» творческой силы диалектического мышления, земные воплощения идеала, представленного в «Науке логики».
В результате гегелевское учение об идеале оказалось в общем и целом крайне консервативным. Мышление, идеальный образ которого задан в «Науке логики», диалектично. Но когда это идеальное мышление обрабатывает естественно-природный материал, оно вынуждено с ним считаться. В итоге продукт всегда выглядит как идеал, преломленный через упрямую антидиалектичность земного, вещественно-человеческого материала.
Прусская же монархия была истолкована Гегелем как весьма близкая к этому идеалу форма государства
Поэтому Гегель под видом единственно-возможного в земных условиях «воплощения» идеала и увековечивает (обожествляет) всю ту наличную эмпирию, которая ему исторически была дана. В том числе экономическую (хозяйственную) структуру «гражданского» — буржуазного общества, а далее, её надстройку — конституционную монархию по образцу Англии или империи Наполеона. Прусская же монархия была им истолкована как весьма близкая к этому идеалу форма государства или как система, воплощающая этот идеал единственно-возможным в национально-немецких условиях способом.
Этот образ мысли вовсе не был личной изменой Гегеля принципам диалектики. Это было абсолютно-необходимым последствием и выводом из идеалистической диалектики. Соответственно идеал человека для Гегеля — это уже не всесторонне и гармонически развитая личность, а только личность, умеющая мыслить диалектически. При этом совершенно безразлично, кем эта личность является во всем остальном — чиновником или монархом, предпринимателем или даже лакеем. Таким образом, в качестве эмпирической предпосылки идеального (то есть диалектически-мыслящего) человека эта теория идеала увековечивает наличную форму разделения труда в обществе, в частности товарно-капиталистическую. Разумеется, что ближе всего к идеалу, с этой точки зрения, стоит представитель диалектической логики. Таким образом, эта точка зрения идеализирует профессиональный кретинизм, возводит уродство в добродетель.
Условия же, обеспечивающие всесторонне-гармоническое развитие личности в современном (а тем более в грядущем) мире, согласно этому пониманию, абсолютно невозможны. Они были возможны лишь в младенческом состоянии мира, в рамках маленького античного полиса с его демократией. Большие размеры «современных» государств и сложность системы разделения труда делают невозможной и демократическую организацию общества, и всестороннее развитие способностей личности. Здесь, по Гегелю, естественной, то есть соответствующей идеалу формой, является только иерархически-бюрократическая система управления общественными делами. Против этой стороны гегелевской философии государственного права прежде всего и была направлена критика Гегеля «слева», левогегельянская версия диалектики и учения об идеале. С этого же начал и Маркс. Именно в силу идеализма гегелевского учения об идеале гегелевский идеал органически враждебен коммунистическому идеалу, принципиально несовместим с ним. В силу этого выход из тупика, в который неумолимо попадала идеалистическая концепция идеала, был найден только тогда, когда диалектика связала свою судьбу с революционной борьбой пролетариата и порвала с формально-юридическим представлением о «равенстве» и об условиях развития личности.
Маркс и Энгельс
Рассмотрев ограниченность как кантовско-фихтеанского, так и гегелевского понимания идеала и подвергнув их критике, Маркс и Энгельс материалистически переработали и использовали классические идеалистические учения об идеале.
Человек отличается от животного не «мышлением» и не «моральностью», а трудом. Он деятельно преобразует природу и самого себя. В этом и заключается его «подлинная природа». Этим исторически определяется и высшая цель, то есть идеал человеческой деятельности. Человек является самоцелью только как субъект предметно-практического преобразования природы и общественных отношений, а не как мыслящая или моральная личность. В понимании этого факта и был найден ключ к проблеме идеала.
Формально-правовое равенство человека человеку есть классовый идеал буржуазии. Его реальным субстратом оказывается конкретно-историческая форма экономического неравенства — капиталиста и наемного рабочего. Свобода в сфере мысли и морали здесь рассматривается в отчуждении от экономических отношений и предполагает абсолютное рабство человека в сфере реальной жизни, и прежде всего в экономике, и ведет к превращению человека в частичную деталь частичной машины, в раба вещей. Для пролетариата и вообще для большинства рода человеческого этот идеал вовсе не так заманчив, как для философа — идеолога буржуазии.
Первой формой преодоления буржуазного идеала в истории оказались учения социалистов-утопистов — Фурье, Сен-Симона, Оуэна. В противоположность реальному положению человека внутри буржуазного общества утописты провозгласили социалистический идеал общественного устройства, основанного на принципах общественной собственности на средства производства и обеспечивающего всесторонне-гармоническое развитие каждого человека. Однако будучи оторванными от реальной борьбы пролетариата, они апеллировали при обосновании своего идеала к абстрактным принципам разума и справедливости, хотя по существу их идеал был отражением интересов пролетариата в буржуазном обществе.
Пролетариат силой реально-бесчеловечных условий своего существования внутри буржуазного мира оказывается естественным врагом этого общества и его идеала. Но только теоретики пролетариата приходят к выводу, что подлинная свобода человека может быть достигнута лишь на основе коммунистического обобществления материальных средств и условий жизни и прежде всего — средств производства. Иными словами, социалистический идеал может быть осуществлен только через коммунистическую революцию. Этот акт в силах совершить только класс, и никогда — не индивидуум, каким бы он ни был нравственно или интеллектуально совершенным. А класс поднимается на борьбу не силой идеала, как бы заманчив тот ни был, а только силой реальной жизни, то есть когда идеал совпадает с назревшей в общественном организме массовой потребностью, с массовым материальным интересом класса. Только при условии такого совпадения идеал и вызывает в массах отклик и вдохновляет их на действие. В этом смысле Маркс и Энгельс категорически возражали против толкования коммунизма как идеала: «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние»
В этой форме выражения мысли отчетливо видна полемическая направленность против кантовско-фихтеанского и левогегельянского понимания идеала и его отношения к «теперешнему состоянию», к совокупности налично-эмпирических условий борьбы.
Реальное движение вызывается давлением реальных же, и прежде всего экономических противоречий, и направляется на их разрешение путем действия, путем установления нового состояния, в котором прежние противоречия «снимаются». Это новое состояние, единственно способное разрешить существующие противоречия, и есть тот образ, который называется идеалом. В мышлении он рождается раньше, чем противоречия будут разрешены реально, то есть раньше его собственного предметного осуществления. Это оригинальное положение, когда образ предмета рождается раньше того предмета, который он отражает, и создает всю трудность проблемы идеала, неразрешимую для метафизического материализма с его вариантом теории отражения. Предмета как непосредственно-созерцаемой вещи ещё нет, а его образ уже есть. Этот образ — коммунизм как единственно-возможная форма разрешения противоречий буржуазной, капиталистической системы производства. Именно поэтому контуры идеала как образа необходимо наступающего будущего есть не что иное, как вывод из анализа существующих противоречий, разрушающих наличное состояние. В этом — вся суть диалектико-материалистического понимания идеала.
Это ни в коем случае не нравственный или интеллектуальный образ желаемого, но не реального состояния, — не императив, который противостоит эмпирической действительности и условиям места и времени, как что-то вне их и против них стоящее. Это — сама действительность в полном теоретическом синтезе её имманентных противоречий, то есть с точки зрения тех перспектив, которые ей же самой имманентны. Из этого ясно видно, как глубоко было усвоено Марксом и Энгельсом рациональное зерно гегелевской критики кантовско-фихтеанского понимания идеала как должного, как априорного императива и постулата. Вместе с тем ясно видно и принципиальное отличие материалистического толкования диалектики идеала и действительности — от идеалистически-гегелевского толкования этой диалектики. Отличие подлинной революционности от консерватизма под маской ультрареволюционности левой гегелевской школы. Конкретный состав идеала дается, таким образом, только научным анализом действительности, эмпирически данной картины развития, с точки зрения тех противоречий, которые нагнетаются и властно требуют своего разрешения. В чём и как может быть найдено это разрешение? Ответ на этот вопрос и совпадает с выработкой правильного, жизненного, конкретного идеала.
Идеал, который был выведен Марксом и Энгельсом из анализа противоречий буржуазного общества и хода классовой борьбы, был четко обрисован в ряде произведений и, в частности, в «Критике Готской программы» в виде контурного изображения (образа) коммунистического строя. Этот теоретически выверенный идеал совпадает с художественно-эстетическим идеалом, вызревшим внутри искусства. И в данном случае выступает как теоретическое и художественно-эстетическое выражение реального, происходящего у нас на глазах движения, с необходимостью ведущего к установлению строя, обеспечивающего всесторонне-гармоническое развитие каждого человека. Такой идеал не имеет ровно ничего общего с априорно постулированным императивом, нравственным постулатом, как это пытаются изобразить правые социалисты, базирующие свою социологию и политику на неокантианских схемах, идеалах. Теоретики и лидеры правого социализма (например, К. Реннер, Б. Каутский, А. Стрейчи и др.), прикладывая к реальным событиям свой абстрактный масштаб императива, с необходимостью приходят к выводу, что революция и революционная борьба противоречат высшим идеалам человечности, поскольку связаны с насилием и т. д. Но тот же самый императив приводит их к лакейской позиции по отношению к империалистическому, так называем «свободному миру». Этот мир под их идеал подходит. И не случайно, ибо сам императив уже у Канта был скроен по мерке «совершенного» буржуазного строя с его иллюзиями «свободы личности», «свободы мысли» и т. д. и т. п. В противоположность кантовско-фихтеанскому представлению об идеале, марксистское понимание идеала и его отношения к действительному развитию общества предполагает осуществимость идеала — при условии, разумеется, его адекватности действительному развитию. В противоположность Гегелю, марксистское учение об идеале отнюдь не связывается с фетишизацией одной, и именно наличной, ступени общественно-человеческого развития. По мере приближения к этапу развития, обрисованному в идеале, этот идеал вовсе не отодвигается, подобно горизонту, снова и снова вдаль, в грядущее. Напротив, сам состав идеала вырабатывается по ходу развития общественной деятельности, то есть является исторически творимым, то есть творимым историей.
Идеал теоретического познания (науки) излагается в диалектико-материалистической теории познания, в диалектике, как логике и теории познания марксизма. Эстетически-художественный идеал разрабатывается мировым искусством и задается индивиду через его эстетическое развитие, через потребление сокровищ мирового искусства. Можно говорить о политическом идеале, о нравственном идеале и т. д. Деятельность индивида, а потому и форма его продукта, всегда «отклоняется» от абстрактно-всеобщего теоретического норматива. Но это отклонение и есть единственно возможная форма и способ реализации всеобщего идеала, это и есть сам идеал, скорректированный условиями места и времени, характером материала, в котором он осуществляется, особенностями личности индивидуума и т. д. То же самое относится и к реализации идеала в специфически-национальных условиях развития целых стран, народов и т. д. В этом в полной мере сказывается диалектика всеобщего, особенного и индивидуального.
Такое отклонение ни в коем случае нельзя толковать как отказ от идеала, как признание его неосуществимости. Наоборот, только полный учет конкретных условий места и времени и позволяет осуществить через деятельность теоретически или эстетически выверенный идеал. Иначе этот идеал так и остается неосуществимым «благим намерением», разбивающимся о неодолимое упрямство «грубой» реальности.
Понятие идеала в других философских школах
Понятие идеала в Каббале[1]
Каббала рассматривает всё мироздание как взаимодействие двух противоположных сил: эгоистической («Творения») и альтруистической («Творца»). Фактически соглашаясь с гегелевским постулатом «единства и борьбы противоположностей», Каббала не ограничивает его, как марксизм, производительными силами и производственными отношениями, а утверждает эту борьбу как суть человеческого развития.
Речь идет о том, что силы эти активно действуют в человеке: эгоистическая сила подобна центростремительным лучам, которые притягиваются человеком извне и собираются в его теле, а альтруистическая сила подобна центробежным лучам, истекающим изнутри его тела наружу. Эти силы присутствуют во всех частях реальности, в каждой сообразно с ее сущностью, а также в человеке, сообразно с его сущностью.
— Бааль Сулам, «Газета Народ», Раздел «Критика марксизма….»
Идеалом в Каббале является состояние, когда Творение (стремление насладиться) уподобляется Творцу (альтруистической силе отдачи) и сливается с ним. Такое слияние находится в бесконечном развитии, поскольку наслаждение с намерением «ради отдачи» не ограничено.[2] Единство противоположных друг другу эгоистического и альтруистического свойств зависит только от человека и достигается через смену намерения «ради себя» на намерение «ради отдачи». При этом человек не должен бороться со своим эгоизмом, ограничивая его лишь общепринятой моралью общества, а должен все силы приложить к тому, чтобы добавить к нему альтруистическое намерение — наслаждаться ради Творца. Практическим шагом к такому идеалу является объединение людей, абсолютно разных в своих желаниях, культуре, религии и всём остальном, но единых в понимании смысла своей жизни — в обретении альтруистического намерения во всех своих стремлениях и действиях. То есть, стремления и действия людей не делятся на соответствующие идеалу и противоположные ему. Все стремления и действия любого человека соответствуют идеалу, если он стремится насладиться не ради себя, а ради Творца, который желает насладить его.
… существует только одно совершенное состояние… и мы, совершенные, в нем: … это Конец исправления душ после «воскрешения мертвых» желаний, когда происходит их полное исправление на получение ради отдачи, поскольку получение ради себя, являющееся их изначальным свойством, становится противоположным и обретает форму «чистой» отдачи, став достойным получить все благо, наслаждение и нежность, заключенные в замысле творения. И вместе с тем (души) удостоятся полного слияния, вследствие подобия свойствам Творца, потому как наслаждаются не от своего желания получить, а от своего желания отдать, насладить Творца, ведь Он получает наслаждение оттого, что получают от Него.
— Михаэль Лайтман, «Исправление только высшим светом»
Мусульманская культура
Мусульмане верят в то, что Мухаммад олицетворял собой человеческий идеал культуры, духовности и морали
Мусульмане полагают, что в жизни, словах и изречениях пророка Мухаммада сосредоточено большое количество назидательных примеров, то есть верят в то, что он олицетворял собой человеческий идеал культуры, духовности и морали, стараются также использовать его слова на практике и делать всё, что делал он. Другими словами, идти его путём.
Примечания
См. также
Ссылки
Статья основана на материалах Философской Энциклопедии в 5-ти тт., 1960-1970.
Wikimedia Foundation. 2010.
Идеал человека в культуре народов мира
Идеал человека в культуре
народов мира
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
ИДЕАЛ
Придумать ассоциации со словом «идеал»,
используя буквы слова
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
И
Д
Е
А
Л
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
И — интересный
Д — добрый
Е — естественный
А — активный
Л — личность
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Зачем нужен идеал?
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Эпиграф
Вращается весь мир
вкруг человека.
А.С.Пушкин
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
И.В. Гёте:
«Мы знаем мир только в его соотношении с человеком, мы не желаем никакого искусства, кроме того, которое является отпечатком этого отношения
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Понятие об идеале
«Когда природа лишила человека его
способности ходить на четвереньках,
она дала ему в виде посоха – идеал! И
с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему – всё выше и выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только
в сознательном стремлении к лучшему — истинное счастье».
Максим Горький
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Что такое идеал?
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Что такое идеал?
- Идеал – совершенное воплощение, лучший образец, лучше, чем есть в действительности.
- «Каждый народ имеет свой идеал человека» (К.Д.Ушинский)
- Каждая историческая эпоха представила свой идеал человека..
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα — образ, идея) — высшая ценность;
наилучшее, завершенное состояние того или иного явления;
образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества .
Идеал
Идеал – единство Истины, Добра и Красоты.
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Какова главная тема искусства?
Почему всю историю мирового искусства
мы вправе рассматривать как поиски
идеала и совершенной красоты
Человека?
Как представлен идеал Человека
в произведениях искусства?
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Человек – главная тема искусства
- Всё, что создано на Земле, — дело рук человеческих.
- С тех пор как существует искусство, его главной и неизменной темой был и остаётся Человек.
- Лучшие произведения мирового искусства отражают идеальные представления о внешнем и внутреннем облике Человека.
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Поиски идеала
- Древнегреческий философ Аристотель писал: « Красоту души не так-то легко охватить взором, как красоту тела».
- Вот почему вся история искусства есть поиски духовной красоты Человека .
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Античное искусство
Известное латинское изречение:
- «Mens sana in corpore sano»,
то есть
- «В здоровом теле – здоровый дух»
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
«ДИСКОБОЛ» Мирон
«Дорифор»
Поликлет
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Искусство средних веков
- Идеалом становится монах-аскет
- Образы мучеников и страдальцев за веру представлены в скульптурах готических соборов ,
в византийских мозаиках и древнерусских иконах.
- Они чужды радостям земной жизни, серьёзны
и сосредоточены.
- Они мучительно размышляют о смысле бытия.
- Силятся понять тайны человеческого духа.
- Слева – Преподобный Сергий Радонежский.
- Внизу – святые мученики Борис и Глеб.
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Троица, Андрей Рублев.
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков
Искусство Возрождения
Венец творения Бога
Совершенный
Человек
Воплощение
Доблести и
Красоты
Человек
Мужества и
Благородства
Художники
воспевают
Земную
Красоту
Человека
Человек
влюбленный
в жизнь
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
21
— подлинный идеал Возрождения –
библейский
герой-атлет, вдохновлённый могучим и благородным порывом к свободе и подвигу .
«Давид» Микеланджело
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Леонардо да Винчи. Мона Лиза
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Рафаэль Санти. Мадонна в зелени
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Мадонна Альба
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Мадонна делла Седия (мадонна на кресле)
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Малая Мадонна Каупера
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Сикстинская Мадонна
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Питер Брейгель Старший «Страна лентяев»
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Иероним Босх «Сад земных наслаждений»
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Барокко
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Диего Веласкес «Менины»
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Питер Пауль Рубенс «Союз Земли и Воды»
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Рембранд ван Рейн «Возвращение блудного сына»
Рококо
Просвещение
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Фрагонар «Качели» Ж.Ватто «Пьеро»
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Романтизм
Каспар Давид Фридрих | Странник над морем тумана
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Карл Брюллов «Последний день Помпеи»
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Импрессионизм
Валентин Серов «Девочка с персиками»
Огюст Ренуар «Портрет Жанны Самари»
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Амедео Модильяни
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Пабло Пикассо
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Винсент Ван Гог
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Эдвард Мунк
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Экспрессионизм
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Сюрреализм
Сальвадор Дали «Рождение человека»
Рене Магритт «Сын человечески».
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Энди Уорхол | Audrey Hepburn
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
KwangHo Shin
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
«Каждый народ имеет свой особенный идеал человека» К.Д. Ушинский
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Мини-сочинение: Идеал человека
Примерный план:
- Взаимосвязь человеческих идеалов и истории человечества.
- Как я понимаю идеалы человека.
- Мое понимание идеального общества.
- Соотношение идеалов и моральных качеств человека.
- Влияние внешности на понятие идеала человека.
- Какие черты характера человека я считаю идеальными.
- Какие черты характера я стараюсь воспитать в себе.
- Гуманистические идеалы — будущее человечества?
Автор: Барбутько Юлия Юрьевна
Идеал — это… Что такое Идеал?
ИДЕАЛ — (от лат. idealis, греч. idea образ, идея) 1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к. л. явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч. л., как правило, касающийся… … Философская энциклопедия
Идеал — Идеал. […] в период расцвета своей работы над национально реалистическим стилем Пушкин решительно противопоставляет «высокопарным мечтаньям» своей весны, теории возвышенного предмета «прозаические бредни» реализма, поэзию живой жизни. В этом… … История слов
ИДЕАЛ — 1) воображаемый образец совершенства в к. н. отношении нпр., идеал добродетели, красоты, мужества и т. д.; 2) высшая задача, цель, в направлении которой совершается чья либо деятельность; что ниб. очень хорошее во всех отношениях, что составляет… … Словарь иностранных слов русского языка
идеал — а, м. idéal m. 1. Высшая, руководящая деятельностью общества или личности цель, которой стремятся достичь; предел чьих л. стремлений, желаний. БАС 1. Другого идеалы мучат, Как женщину на сносях пучат, Родится мышь и чуть живет! 1817. Долг. Живет … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ИДЕАЛ — ИДЕАЛ, идеала, муж. (от греч. idea идея) (книжн.). Высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем нибудь, мыслимый предел стремлений, желаний. Идеал красоты. Идеал человека. В идеале не то, что в действительности. «Нельзя себе представить… … Толковый словарь Ушакова
идеал — Совершенство, верх, образец, мечта, несбыточное желание. См. цель… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. идеал совершенство, верх, образец, мечта, несбыточное желание, цель;… … Словарь синонимов
Идеал — политический (франц. ideal) совершенный образец политического и государственного устройства общества; наилучший для данного конкретно исторического этапа образ сознания и деятельности политического субъекта; политическая ценность, побуждающая к… … Политология. Словарь.
идеал — ИДЕАЛ (от греч. i5ea, лат. idealis понятие, образ, представление) в широком смысле образец, прообраз, высшая цель стремлений, совершенное воплощение чего либо, представление о высшем совершенстве в каком либо отношении. Смысл понятия И.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
идеал — ИДЕАЛ, джентльмен, принц, рыцарь … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Идеал — Идеал ♦ Idéal Нечто, существующее исключительно как идея, т. е. не существующее. Например, идеальный мужчина, идеальная женщина, идеальное общество и т. д. В мыслях нам гораздо легче найти то, что соответствовало бы нашим желаниям, чем в… … Философский словарь Спонвиля
ИДЕАЛ — (французское ideal относящийся к идее), образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений … Современная энциклопедия