кратко об эффекте незавершенного действия
Эффект Зейгарник – психологический феномен, который был открыт в одном берлинском кафе. До наших дней он активно используется в гештальт-терапии и для повышения продуктивности. Описывая особенности психологических процессов, развивающихся в случае отсутствия логического завершения дела, эффект Блюмы Зейгарник помогает объяснить природу таких чувств, как тревога и вина.
Сталкивались ли вы когда-либо с неприятными ощущениями в отношениях, когда диалог уже закончен, но его развитие в мыслях продолжается? Или может трудность, давно оставшаяся в прошлом, до сих пор навеивает страх и не дает покоя? Такие ситуации в психологии обозначаются незавершенным гештальтом и представляют собой яркие примеры эффекта Зейгарник.
Блюма Зейгарник и ее важное открытие
Открытие этого интереснейшего эффекта незавершенного действия было совершено советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник еще в студенчестве. Общаясь в кафе со своим дипломным руководителем Куртом Левином, она обратила внимание на особенности поведения одного официанта. Он обслуживал клиентов без ручки и блокнота, которыми остальные сотрудники активно пользовались.
Вместе со своим наставником она подозвала официанта к себе и попросила вспомнить, какие блюда заказывали посетители за соседним столиком. Он без труда перечислил немалый список, не упустив ни один пункт. Затем Блюма и Курт спросили его о заказе посетителей, уже расплатившихся и покинувших кафе. И тут официант не смог вспомнить ни одного блюда, хотя до этого передал повару заказ абсолютно точно.
Этот случай очень заинтересовал студентку. Находясь в поисках объяснения феноменальной памяти сотрудника кафе и ее мгновенного «отключения», она и сделала удивительное открытие. Оказывается для человека завершенные и неоконченные дела имеют разную значимость. Она развивала и изучала эту идею, позднее признанную официальной психологией и названную в ее честь – эффект Блюмы Зейгарник.
В чем заключается психологический феномен Зейгарник?
Если говорить кратко об эффекте Зейгарник, он сводится к объяснению влияния незавершенного действия на состояние человека. Не доводя до конца выполнение задачи, люди не могут успокоиться и расслабиться. Примером может послужить важный разговор с супругом, прерванный кем-то на середине. Отсутствие договоренности приводит к напряжению и неопределенности в отношениях. Человек не может расслабиться и переключиться на другие дела, мысли о беседе постоянно всплывают в памяти.
Опираясь на свои наблюдения, вот что пишет по этому поводу Блюма Зейгарник в книге «Патопсихология»: «При незавершенности действия намерение остается неосуществленным, создается некая аффективная активность (в терминологии К. Левина, «динамическая система»), которая проявляет себя в другом виде деятельности – в данном случае в воспроизведении».
Говоря кратко о том, как именно разворачивается эффект Зейгарник, в психологии обозначают следующую последовательность:
- Начало выполнения любого задания создает в памяти человека напряжение.
- Напряжение стремится к завершению, влияя на поведение.
- Напряжение разряжается, как только реализовано окончание дела.
По своей природе человек устроен таким образом, что комфорт и ощущение удовлетворения испытывает только от решения задания и завершения рабочего процесса. Детальнее об этом рассказывает такое направление, как гештальтпсихология.
Закрытый гештальт и его место в эффекте Зейгарник
Открытие эффекта Зейгарник в психологии стало одной из отправных точек в формировании основных принципов благополучия в направлении гештальт (нем. Gestalt – целостный образ). Они сводятся к завершенности и целостности, которые создают базовые предпосылки для ощущения удовлетворения личностью.
Основой для такого убеждения служит особенность психики, заключающаяся в том, что она способна переводить в опыт только законченные дела. То есть, расслабление в ней наступает лишь после того, как сформируется завершенный образ задачи или ситуации. Отсутствие его логического окончания влечет за собой вытекание энергии в волнующем человека направлении. Продолжительное вытекание и напряжение становятся причиной невроза и других проблем со здоровьем. Такое состояние обозначают в среде специалистов как «открытый гештальт».
Когда ситуация доходит до своего логического завершения, напряжение в памяти, согласно эффекту Зейгарник, уходит, освобождая место для приятных ощущений. Но не стоит надрывно пытаться самостоятельно достичь такого результата, ведь порой закрыть гештальт своими силами просто невозможно. Например, когда выбор в прошлом уже сделан, изменить его и появившиеся последствия, которые не дают покоя, невозможно. В таком случае человеку окончательно поможет только специалист, используя разные методы завершения образа (игровые и другие).
Экспериментальное исследование эффекта Зейгарник
Для подтверждения или опровержения обнаруженного феномена Блюма вместе со своей сокурсницей Марией Овсянкиной организовали специальный эксперимент. В ходе его проведения перед испытуемыми были поставлены разные интеллектуальные задания. Среди них были головоломки, арифметика, лепка из глины и сборка зданий из картонных коробок.
В ходе эксперимента испытуемых периодически обрывали, не давая закончить какое-то задание. Им говорили, что время на его выполнение исчерпано и подталкивали перейти к следующему. После завершения эксперимента участников просили вспомнить и описать задачки, которые требовалось решить. В 90% случаев озвучены были именно те задания, которые не были доведены испытуемыми до конца. Это подтвердило предположение Зейгарник о том, что незаконченные дела получают в нашем сознании особый статус и полностью не могут быть забыты до момента завершения.
Как используется эффект Зейгарник в наше время?
Этот психологический феномен успешно применяется современными СМИ и рекламными агентствами. Именно на нем основано желание досматривать до конца сериалы. Причем даже в тех ситуациях, когда сюжет не особо соответствует личным интересам человека, желание построить целостный образ происходящего в сознании подталкивает к просмотру очередных серий.
Умело играя на значимости незавершенных дел, маркетологи подводят нас к переходу в Интернете на нужную страницу с предложением услуги или товара. Например, они создают баннер с объявлением, прерывающимся на самом интересном месте. Зачастую сложно устоять и не дочитать предложение до конца.
В личной жизни этот эффект также находит свое место в развитии отношений. Например, когда после знакомства заинтересовавшиеся влюбленные вынуждены резко расстаться, часто они подолгу не могут забыть друг друга. Вспыхнувшие в них чувства не нашли ни подтверждения, ни разочарования. Они повисли в сознании некой неопределенностью, не позволяющей успокоиться и оставить мысли о другом человеке в прошлом.
Книги, рассказывающие об эффекте Зейгарник
Больше информации о проявлении этого психологического феномена в жизни, а также об исследованиях вокруг него можно узнать из тематической литературы:
- Блюма Зейгарник «Патопсихология».
- Сергей Степанов «Живая психология. Уроки знаменитых экспериментов».
- Джон Готтман «Как сохранить любовь в браке».
- Рольф Добелли «Территория заблуждений. Какие ошибки совершают умные люди».
Заключение
Эффект Зейгарник отражает повышенную значимость неоконченных дел в сознании человека. Он помогает понять, почему часто они не дают возможности обрести спокойствие и оставить некоторые события в прошлом. Предупреждает, что начало нового дела сопровождается появлением напряжения в памяти. Отсюда следует вывод, что не стоит стремиться к многозадачности, ведь каждая цель требует достаточной энергии для ее достижения. В противном случае можно подвергнуться избыточным переживаниям и не рассчитать нагрузку на нервную систему.
Автор статей. Биолог (специализация – физиология человека). Пишу о самоорганизации, личностном развитии и отношениях.
Зейгарник Б. В. — основательница советской патопсихологии
Блюма Вульфовна Зейгарник (урождённая Герштейн) — советский психолог, основательница советской патопсихологии.Широко известен результат дипломной работы Зейгарник, выполненной под руководством Курта Левина в Берлинском университете и ставшей одним из краеугольных камней гештальт-психологии, где она показала, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые («эффект Зейгарник»). С 1931 года работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины в сотрудничестве с Л. С. Выготским.
Зейгарник — одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). В СССР ей была присуждена Премия имени М. В. Ломоносова I степени (1978).
Биографический очерк
Блюма Вульфовна Герштейн родилась 9 ноября 1900 года в Пренах Ковенской губернии. Родители, Вульф и Роня Герштейн, владели магазином. Училась в гимназии в Пренах, с 1916 года — в Алексеевской женской гимназии Е. Д. Рейман-Далматовой в Минске. В 1921 году переехала в Берлин, где поступила в Берлинский университет на филологический факультет. Там под влиянием лекций Макса Вертхаймера она заинтересовалась психологией. В 1924 году вышла замуж за Альберта Янкелевича Зейгарника.
В 1924 году начала посещать семинар Курта Левина, который занимался психологией личности, в частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в её среде, потребностей и «квазипотребностей» личности и их зависимости от социального окружения. Одновременно с занятиями у Левина Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и по эстетике М. Дессуара. Приблизительно в это время (1925), после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник»: память о незавершенных действиях сохраняется у человека намного дольше, чем о действиях завершенных.
Эксперимент сводился к тому, что экспериментатор просил испытуемых за определенное время решить ряд задач. При этом испытуемому не давали завершить часть из них, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемому предлагали перечислить все задания, которые он запомнил. Предполагалось, что в случае прерывания решения задачи возникает определенный уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти (в терминах понятийной системы Курта Левина, под руководством которого проводился эксперимент). Было показано, что среди сохранившихся в памяти действий отношение незавершённых действий к завершённым равно 1,9. Таким образом, результат отличается почти в 2 раза.
В 1927 году Б. В. Зейгарник окончила Берлинский университет и в 1931 году приехала в СССР, где стала ближайшей сотрудницей Л. С. Выготского, работала в Москве в Институте по изучению высшей нервной деятельности при Секции естествознания Комакадемии и, затем, в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины.
В 1940 году был арестован и осужден «на 10 лет без права переписки» муж Б. В. Зейгарник, и она осталась практически без поддержки с двумя сыновьями. Во время Великой Отечественной войны Зейгарник с сыновьями эвакуировались из Москвы. В эвакуации работала вместе с А. Р. Лурия и другими психологами в нейрохирургическом эвакогоспитале № 3120 на Урале в посёлке Кисегач Челябинской области. Разрабатывала методы реабилитации после тяжёлых ранений.
В послевоенный период Блюма Зейгарник возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при её непосредственном участии. Именно в этот период на стыке психологии и психиатрии было сформировано направление психологии — экспериментальная патопсихология.
В ходе кампании по борьбе с космополитизмом, Б. В. Зейгарник была отстранена от заведования лабораторией (1950) и в 1953 году уволена из лаборатории; восстановлена в должности заведующей патопсихологической лабораторией в 1957 году и проработала в ЦНИИ психиатрии до 1967 года. Также преподавала на психологическом факультете МГУ (с 1967 года).
Эффект Зейгарник
Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые. Зейгарник изучала данную закономерность в рамках нарушений мотивационного компонента памяти, впоследствии эффект приобрёл название, связанное с её именем. Исследования в этой области были темой дипломной работы Блюмы Вульфовны Зейгарник.
Феномен воспроизведения незавершённых действий также исследовался Куртом Левином. Согласно его Теории поля доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряжённости, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении. В его экспериментах творческую деятельность детей прерывали и предлагали им другое занятие. В случае нереализованности остатка потенциала дети при первой возможности стремились завершить неоконченное дело.
В среднем незавершённые действия у здоровых участников экспериментов вспоминались на 90% лучше, чем завершённые. У больных шизофренией (простая форма) на 10%, у больных эпилепсией на 80%, а у больных с астеническим синдромом — на 20%.
Зейгарник Блюма Вульфовна. | Психология отношений
Зейгарник Блюма Вульфовна.
Красивая девушка, да? По мне так красавица. Ей тут 21 год. Через четыре года она откроет закон, который ее именем назовут. Закон зейгарник. Для физиков — это как закон ньютона. Впрочем, все по порядку. Урожденная она была Герштейн, родилась в ковенской губернии. В 19 лет вышла замуж за Альберта зейгарника, тоже лицо ни разу не русской национальности. Она ровесница ХХ века. Родилась в 1900 году. А может и в 1901, она разные даты в анкетах и биографиях приводила. Вечно забывала свою дату рождения
Ну и в 1921 году уезжают они в Берлин. Не, не в эмиграцию. Учиться. Она на филологический факультет берлинского университета поступает. Однако, случайно попадает на семинар некоего Курта Левина. Тут немного отступлю. Курт левин тот еще перец. Я уже говорил, что все знают Фрейда. Но никто не знает Курта левина. А Фрейд это такой Петрик своего времени. А Курт левин. Маленький эпизодец из его биографии. После 1933 года в ужасе мчится из Германии. Куда? В Штаты. Причем, через Ссср. И курс лекций у нас тут читает. Ему предлагали остаться, но. Но Левин в 1942 году входит в управление стратегических служб. В 1947 году оно в цру превратится. Чем занимался там Курт? Да фигней всякой.
В 1942 году американское правительство столкнулось с внезапной проблемой. Армия много мяса ела. Фермеры, охреневшие от свалившегося госзаказа моментально взвинтили цены. А бюджет не резиновый. И чо делать? А тут мимо курт левин идет с бумажками. Ну, Донован, начальник его и говорит:
— Курт, смотри какая байда случилась. Тыжпсихолог. Придумай чо- нибудь. Левин сильно матюгнулся. Но матюгнулся по-немецки. Дело в том, что он английского вообще не знал. Вот это я серьезно говорю. Он читал лекции через переводчика. Через пару дней план был готов.
В США начинается массовая пропаганда вегетарианства. А именно — сои, как заменителя мяса. Типа, дешево, вкусно, диетически и талию сохраняет. Вы не поверите — сработало. Продажи мяса резко пошли вниз. Государство радостно потерло руки и пренебрежительно позволило фермерам продавать ему свинину. Курт левин один из основателей современной рекламы.
Вот ученицей этого хитромудрого сына израиля и была красавица блюма. Ну, значит, 1925 год, Берлин. Курт левин был большой любитель проводить занятия в пивнушке. Вот во всех источниках читал, что они там со студентами типа кофе пили. Ага. Студенты. Кофе. Верю. Ну сидят, кружку — другую темного кофе хлобыстнут и наблюдают за поведением немецких граждан на улице. Еще по кружечке? Обсуждают это же поведение. И вот, наша блюма вдруг замечает официанта. Этот официант без счета и без бумажек точно, до пфеннинга, помнит — кто и что заказывал. Вернее, не до пфеннинга. В Германии в это время супермегаинфляция. Цены по несколько раз в день менялись. Зарплату выдавали в обед и вечером. Чтобы успеть купить. От банкнот в сто марок прикуривали. Читайте ремарка.
Официант же умудрялся в памяти хранить не только счета, но и цены. Прикиньте ситуация — заходишь ты в кабак, кружка пива стоит тыщу марок. Пока пьешь — она в цене выросла до полутора тысяч. Она его возьми и спроси:
— А вот те дамы, которые уже расплатились и уходят, те сколько заплатили?
И тут официант побледнел и говорит:
— А я забыл.
Он четко забывал счета после того как клиент расплатится. Блюму Вульфовну это заинтересовало. Тут помню, тут не помню. Почему так? Давай исследовать. Ну и наисследовала. «Эффект Зейгарник называется» это. Незавершенные действия запоминаются лучше, нежели завершенные. Вот как я использую на практике это?
Вот пацаны в поисковом лагере. Даю я им автомат Калашникова разобрать. А собрать не даю. Угоняю на другие занятия. Они потом вечером приходят и ноют, ноют, чтоб им этот автомат собрать дали. Спать не могут из-за него. А я такой злой типа весь. Хожу, ворчу на них: «да какой тебе автомат, у тебя зубы не чищены! » Да они готовы весь лес перепилить, тока чтоб этот автомат им дали снова. А почему? А потому что не доделали интересное дело. И когда дорываются до сего автомата. Вопчем, можно любого разбудить потом ночью — закрытыми глазами все сделает.
Все, что мы не доделали, не долюбили, не доиграли — всегда запоминается лучше. Потом этот эффект стыбздят америкосы и обзовут «Незавершенным Гештальтом». Вот фигня же, да? Примитив какой-то банальный. Ну, попробуйте такой примитив открыть и пусть в вашу честь назовут этот закон. А в 1931 году блюма с мужем возвращаются в Ссср. Она уже блюма Вульфовна. Работает в психоневрологической клинике института экспериментальной медицины. В 1940 году арестовывают ее мужа. Шпионаж в пользу германии. Расстрел. Она? На свободе она. С двумя сыновьями. Мне самому любопытно, как еврея обвинили в шпионаже на Германию. Но ее не трогают вообще. В 1941 году она эвакуируется под Челябинск, там работает над восстановлением функций памяти у раненых.
Вот только одна из ее работ: «зейгарник б. в. психологический анализ постконтузионных нарушений слуха и речи. В Сб. Реактивная постконтузионная глухонемота, Челябинск: медгиз, 1943». Да, парни. В случае если вы лежали в госпиталях после контузий с нарушением слуха или речи — вас восстанавливали по ее методикам. И вот что ты будешь делать. Украли диссертацию. Готовую. В 1943 возвращается в Москву и пишет ее заново. И в 1958 году становится доктором психологии. Работала, писала, издавала книги. А вот весь список ее работ Psyhistorik. Livejournal. com/65804. Html. По ее учебнику — зейгарник б. в. основы патопсихологии. Москва: изд — во московского университета, 1973 — до сих пор учатся студенты. Умерла она в 1988 году.
Человек — легенда. Знаете, слышал такую байку про нее.
Как-то в начале 80- ых годов приехали японцы на какую-то конференцию психологическую. Идут, значит по коридору, а навстречу им блюма Вульфовна идет. Ну как идет. Хромает. Старенькая уже. И переводчик им говорит: «вот, мол, наш профессор зейгарник. » Японцы в ступоре. Как? Та самая? И один япончик так честно подходит и говорит (через переводчика:
— Ой, а можно вас потрогать.
И сеппукку себе чуть не сделал от ощущения святотатства. А она улыбнулась этому японцу и сказала:
— Я уже давно не зейгарник, я эффект ее или вот аспирантка ее про нее же рассказывала. Кандидатскую когда писала, привела как-то знакомить своего будущего мужа с зейгарник. Блюма Вульфовна внимательно посмотрела на этого самого жениха и выдала: — а может быть водочки? У меня есть, на компрессы! Вот такая вот история.
Автор: Алексей Ивакин.
Эффект Зейгарник, или Как использовать принцип завершения
Всякий психологический феномен имеет свое практическое применение в повседневной жизни, поэтому зачастую каждый из нас страдает от эффекта незавершенного действия, мучая себя нежелательными воспоминаниями о том или ином происшествии.
Никто не любит неопределенности. Но в современном мире многие рекламщики и маркетологи пользуются эффектом незавершенного действия в целях продвижения товара на веб-страницах, да и просто в телевизионной рекламе.
Как это работает? Если речь идет о рекламе на веб-страницах, то зачастую на баннер наносятся только ключевые фразы с обращением к потребителю. Однако они составлены таким образом, что кажутся недописанными. Поэтому пользователи интернет-страниц, подсознательно избегая эффекта незавершенности, переходят по ссылке и получают новую информацию. При этом полученные данные будут усваиваться значительно лучше, поскольку имел место принцип завершения.
И теперь вы спросите: и почему некоторая телевизионная реклама постоянно вертится в памяти? А мы вам ответим: именно по той же причине эффекта незавершенности. Зачастую с экранов к нам доходят обращения производителей, некий диалог со зрителем, обязательно содержащий вопрос, который, собственно, больше всего и запоминается.
Феномен эффекта Зейгарник
Приветствую вас на сайте «Наш секрет»!
Эффект Зейгарник в психологии — феномен, заключающийся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия, чем завершенные. Назван по фамилии Блюмы Вульфовны Зейгарник — психолога, одного из основателей отечественной патопсихологии (раздел клинической психологии, изучающий необычные модели поведения, эмоции, мысли, которые трудно одномоментно распознать как симптомы психических расстройств).
История открытия эффекта
Зейгарник родилась в 1900 году, в 1921 поступила на филфак Берлинского университета, но очень быстро переквалифицировалась на психолога. Вскоре она начинает посещать семинары выдающегося психолога Курта Левина, который активно изучал движущие мотивы и потребности личности, а также их зависимости от социального окружения.
Как-то вместе с Левином и другими его студентами Зейгарник зашла в кафе и обратила внимание на то, что их официант, принимая объемный заказ, ничего не записывает, но приносит абсолютно все, ничего не позабыв. На вопрос, как ему удается все помнить, он недоуменно ответил, что никогда ничего не записывает. Тогда Блюма Вульфовна попросила его припомнить, какие блюда выбрали другие посетители, которых он уже обслужил. Вот тут-то официант впал в раздумья, признавшись, что не может вспомнить ни один выполненный заказ хоть более или менее подробно. В тот момент Зейгарник решила узнать, как повлияет на процесс запоминания завершенность или незавершенность ситуации или действия.
Суть эффекта Зейгарник
Собственно саму теорию предложил Левин, но Зейгарник сосредоточилась на экспериментах, которые были крайне просты. Испытуемые должны были решить несколько задач за определенное время. В какой-то момент их прерывали, предлагали перейти к следующим заданиям, ссылаясь на ограниченное время. Потом участников эксперимента просили назвать задания, которые им запомнились лучше всего. И действительно, подавляющее большинство указывало на задачи, которые они не успели выполнить. Так и родился эффект Зейгарник. Осталось только понять, почему так происходит.
Первый и главные вывод — невыполненные задачи вызывают напряжение памяти, которое не отпускает до тех пор, пока дело не завершено. Любое напряжение пытается достигнуть разрядки. Кроме того, нечто завершенное нам нравится больше, чем эскиз.
Первый шаг к гештальт-терапии
На обывательском уровне вроде бы все понятно, но по сути — это огромный шаг к гештальт-терапии, направлению, сформировавшемуся только к середине 20-го века. Все слышали выражение «незакрытый гештальт», который, говоря очень поверхностно, по сути, и есть некое незавершенное действие, а точнее -дискомфорт, возникающий от незаконченности действия или ситуации. Как в сказке про Золушку: навязчивый поиск принцем обладательницы туфельки по факту является именно незакрытым гештальтом. Эти незавершенности накапливаются, накапливаются и в итоге преобразуются в невроз. Таким образом, эксперименты Зейгарник стали важным шагом к пониманию некоторых психологических проблем.
Психологическое значение
Понятно, что на работу эффекта влияют не только внешние факторы, но и внутренние. В первую очередь, уровень мотивации: насколько важно вообще завершить ту или иную работу. Чем больше мы эмоционально вовлечены в процесс, в явление, тем сильнее нас будет волновать его незавершенность, в том числе на бессознательном уровне. Важно и вознаграждение: что мы упускаем при невыполнении задания, какой будет приз. Плюс самооценка. Эффект в полную силу работает только при нормальном ее уровне. Если самооценка занижена, человек может вообще ничего не запоминать или делать вид, что не запоминает. Если завышена, то человек всегда будет слишком мотивирован на любое задание.
Необходимо отметить и человеческую особенность — акцентировать внимание на победах и стараться забыть о поражениях. Это легко объяснимо: еще Фрейд писал, что человек имеет склонность к вычеркиванию из памяти психологически неприятных явлений и ситуаций. Но забывание и работа с неприятным — немного разные вещи. Вот и получается, что наши старые нерешенные задачи, о которых мы уже позабыли, сохраняют свое напряжение в глубинной памяти и влияют на всю нашу жизнь.
Вклад Б.В. Зейгарник в развитие отечественной патопсихологии.
Блюма Вульфовна Зейгарник (1900–1988) — доктор психологических наук, профессор, основатель отечественной патопсихологии. Ею были разработаны теоретические основы патопсихологии, описана патология психических процессов, сформулированы важные принципы работы патопсихолога.
Блюме Вульфовне, ученице Курта Левина, принадлежит известное исследование по проблеме запоминания завершенных и незавершенных действий, получившее впоследствии название «эффекта или феномена Зейгарник». Его суть состоит в том, что незаконченные действия запоминаются человеком гораздо лучше, чем законченные.
Много лет Б.В. Зейгарник заведовала лабораторией экспериментальной патопсихологии в больнице им. П.Б. Ганнушкина. Ею был накоплен огромный экспериментальный, материал, который лег в основу ее книг по патопсихологии. Блюма Вульфовна всегда сочетала научную и практическую работу, разрабатывая проблемы патопсихологии на основе идей Л.С. Выготского и деятельностного подхода в психологии.
Б.В. Зейгарник вместе с А.Р. Лурией много лет возглавляла кафедру нейро- и патопсихологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Среди ее учеников такие известные психологи, как Ю.Ф. Поляков, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковская. Б.С. Братусь, А.Д. Кошелева и многие другие.
Вклад Б.В. Зейгарник в отечественную клиническую психологию.
Б.В. Зейгарник внесла весомый вклад в отечественную общую психологию, а открытый ею «эффект Зейгарник» эффект незавершенного действия является значимым для развития мировой психологической науки.
Научные разработки Б.В.Зейгарник впервые конституировали патопсихологию как самостоятельную отрасль психологического знания, имеющую собственный предмет и методы исследования.
Методологическую основу патопсихологии составил комплекс идей, представляющий реализацию деятельностного подхода к изучению и объяснению различных клинических феноменов, ранее подвергавшихся лишь описанию.Б.В.Зейгарник разработала принципы проведения патопсихологического эксперимента как основного метода исследования в патопсихологии; существенное влияние на его обоснование и апробацию оказали идеи К.Левина об активной роли экспериментатора.
Б.В.Зейгарник обосновала необходимость и разработала контуры концептуального подхода к нарушениям личности с позиций теории деятельности, выделяя в качестве основных нарушения смыслообразования и иерархии мотивов, а также опосредованности и подконтрольности поведения.
Результатом деятельности Б.В.Зейгарник явилась систематизация теоретической проблематики патопсихологии, четкое определение области ее практического приложения, что в сочетании с созданием системы подготовки кадров привело к возникновению научной школы отечественной патопсихологии.
Вклад в психологию. Книги
Блюма Вульфовна Зейгарник приобрела всемирную известность благодаря открытому ею феномену, названному в ее честь и вошедшему во все психологические энциклопедии, словари и учебники, а также благодаря выделению патопсихологии из разрозненной области знаний в особую ветвь науки со своей проблематикой, терминологией, предметом, методом, системой и областью практического применения.
Избранные труды
«Нарушения мышления у психически больных» (1959)
«Патология мышления» (1962)
«Введение в психопатологию» (1969)
«Основы патопсихологии» (1973)
«Патопсихология» (1976)
Материалы взяты из книги «100 великих психологов» В. Яровицкого
Абрахам Харольд Маслоу. О жизни великого ученого, мыслителя и идеолога
Известный во всем мире деятель науки и один из создателей гуманистической психологии Абрахам Маслоу является коренным американцем. Его биография начинается в 1908 году, когда в семье евреев появился на свет первенец. Некогда иммигрировавшие в Америку, родители новорожденного малыша проживали в Бруклине.
До этого семья жила в России, где у них не было возможности овладеть науками, а потому родители малыша Абрахама не отличались высоким уровнем образования. Именно поэтому они приложили все усилия для того, чтобы мальчик с детства получал все необходимые знания, и дали сыну достойное образование, позволившее ему стать заслуживающим уважения человеком.
Благодаря стараниям родителей маленький Абрахам хорошо учился, занимался спортом и очень много читал. В то же время его отношения со старшим поколением оставляли желать лучшего: отец стал спиваться, а мать обратилась к религии и стала настоящей фанатичкой. К тому же мальчик постоянно сталкивался с придирками сверстников относительно поведения его родителей и физической неказистости самого мальчугана. Но он продолжал добиваться лучших результатов в спорте, одновременно читая книги из местной библиотеки одну за одной.
Рекомендуем: Карл Роджерс: биография
В юношеском возрасте ему отчасти пригодились те знания, которыми Абрахам Маслоу успел самостоятельно овладеть к тому времени. И если детские годы краткая биография психолога описывает несколькими фразами, то юношество и зрелый возраст А. Маслоу пестрит различными событиями.
Так, например, после школы он поступил в Сити-колледж на юридический факультет, поддавшись настоятельным уговорам отца. Однако вскоре юноша понял, что данное направление совершенно не соответствует его жизненным ценностям, и довольно быстро переориентировался на психологию. Результатом его успешного обучения стали степени: бакалавра (полученная в 1930 году), магистра и доктора гуманитарных наук.
И первым местом работы, где на практике стал применять полученные знания Абрахам Маслоу, стал его родной институт. После получения степени магистра молодой ученый принялся за изучение моделей поведения макак. Исследуя представителей такой разновидности обезьян, он сделал определенные выводы насчет половых и доминантных отношений самцов в рамках колонии, о чем и написал свою докторскую диссертацию.
Примерно в то же время Маслоу Абрахам Харольд контактирует с разными учеными, чьи взгляды на жизнь и психологию человека стали основным фундаментом, на котором была впоследствии создана знаменитая гуманистическая теория Маслоу.
Рекомендуем: Как выйти из зоны комфорта?
В возрасте 20 лет уже заявивший о себе в широких научных кругах Абрахам женился. Его избранницей стала Берте Рудман. Но так как она была двоюродной сестрой Абрахама Маслоу, представители старшего поколения с обеих сторон крайне отрицательно относились к этому браку. Несмотря на это, молодые люди узаконили свои отношения, результатом которых стало впоследствии рождение двух девочек – Энн и Эллен Маслоу (вторая известна как весьма успешный психотерапевт).
Юнг Карл Густав.
Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung, 26.07.1875 — 6.06.1961) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии.
Родился в местечке Кессвил в семье священника. В юности запоем читал философские работы. Окончил университеты Базеля и Цюриха, в 1900 году стал работать в клинике для умалишенных при Цюрихском университете.
Во время работы в клинике Юнг познакомился с трудами Зигмунда Фрейда, а позднее — и с их автором. С 1907 г. они стали работать в тесном сотрудничестве, продолжавшемся пять лет.
В 1912 году Юнг опубликовал «Психологию бессознательного», в которой опроверг многие из идей Фрейда; два года спустя он ушел в отставку с поста президента Международного психоаналитического общества.
В 1921 г. увидела свет работа «Психологические типы», в которой Юнг разделил всех людей на интровертов и экстравертов, а также впервые обосновал свою теорию архетипов.
В 1933 году Юнг стал профессором психологии Федерального политехнического университета в Цюрихе. В 1943 г. перебрался в Базель, в университете которого занял пост профессора медицинской психологии.
Курт Левин
Курт Цадек Левин родился в сентябре 1890 года в городке Могильно, расположенном в прусской провинции Позен. Теперь это территория Польши. Население Могильно составляло пять тысяч человек. В одной из тридцати пяти еврейских семей, проживающих в городке, и появился на свет Курт. Его отец Леопольд Левин знал три языка, имел некоторое музыкальное образование и хорошо вел дела, владея небольшой фермой и продовольственной лавкой. Курт родился вторым ребенком, кроме него в семье было еще трое детей: старшая сестра Герта и младшие братья, Игон и Фриц. Родители любили друг друга и своих детей, уважительно относились к их мнению, в доме царила атмосфера тепла и радушия. Но за пределами еврейской общины Курту Левину с детства приходилось сталкиваться с холодным и жестким отношением. В одном из писем В. Келеру он описывал прусские нравы того времени: «Стопроцентный антисемитизм наигрубейшего сорта, который (…) воспринимался как само собой разумеющееся положение вещей не только помещиками, но и местными крестьянами» (Lewin M., 1992, р. 16). В императорской Германии еврей не мог стать офицером, занять место на гражданской службе или быть землевладельцем. Как пишет его дочь, Мириам, в детстве Курт одновременно ощущал к себе положительное отношение в семье и в еврейской общине и резкое отрицание со стороны внешнего мира. Эта маргинальность сопутствовала ему всю жизнь.
Фрейд Зигмунд.
Зигмунд Фрейд (допустимо также Фройд; нем. Sigmund Freud, 6 мая 1856, Фрайберг, Австрийская империя — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психоаналитик, психиатр и невролог.
Родился в городке Фрайберг в Моравии (тогда провинция Австрии). Поступил на медицинский факультет Венского университета в 1873. Работал в терапевтической, психиатрической клиниках Вены, у Шарко — в Париже, у Бернхайма — в Нанси. В 1881 получил степень доктора медицины. Вместе с Йозефом Брейером разработал катартический метод лечения неврозов. В 1895 вышла их книга «Исследования истерий». От нее принято вести историю психоанализа. С 1902 — профессор Венского университета.
Более сорока лет посвятил разработке теории и практике психоанализа. Работы: «Толкование сновидений» (1899), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1917), «Психология масс и анализ человеческого „Я“» (1921), «„Я“ и „Оно“» (1923), «Будущее одной иллюзий» (1927), «Неудовлетворенность в культуре» (1930) и другие. В 1930 удостоен Премии Гёте, в 1936 избирается иностранным членом Королевского научного общества (Лондон).
Фрейда называют и ученым, и провидцем, и основоположником нового направления в науке. С его именем связывают понятие бессознательного в психике человека. Его теория обогатила многие области современных знаний.
В 1938, после вторжения нацистов в Австрию, стал узником гетто. Его лишили паспорта, конфисковали имущество, библиотеку. Международное психоаналитическое общество пыталось вызволить Фрейда. Фашисты потребовали выкуп. Одна из пациенток Фрейда, принцесса Мария Бонапарт, заплатила 100 тысяч шиллингов за его освобождение. Семья Фрейда переехала в Лондон, а четыре его сестры погибли в газовых камерах.
Умер в Лондоне 23 сентября 1939 года.
Зейгарник, Блюма Вульфовна — это… Что такое Зейгарник, Блюма Вульфовна?
Блю́ма Ву́льфовна Зейга́рник (урождённая Герштейн;[1]нем. Bluma Zeigarnik; 9 ноября 1900, Прены Ковенской губернии — 24 февраля 1988, Москва) — советский психолог, основатель отечественной патопсихологии.
Широко известен результат дипломной работы Зейгарник, выполненной под руководством Курта Левина в Берлинском университете, где она показала, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые («эффект Зейгарник»). С 1931 года работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины под руководством Л. С. Выготского.
Зейгарник — одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). В СССР ей была присуждена Ломоносовская премия I степени (1978).
Биография
Блюма Вульфовна Герштейн родилась 9 ноября 1900 года в Пренах Ковенской губернии. Родители, Вульф и Роня Герштейн, владели магазином. Училась в гимназии в Пренах, с 1916 года — в Алексеевской женской гимназии Е. Д. Рейман-Далматовой в Минске. В 1919 году вышла замуж за Альберта Янкелевича Зейгарника и в 1921 году переехала в Берлин, где поступила в Берлинский университет на филологический факультет. Там под влиянием лекций Макса Вартхаймера она заинтересовалась психологией. В 1924 году начала посещать семинар Курта Левина, который занимался психологией личности, в частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в её среде, потребностей и квазипотребностей личности и их зависимости от социального окружения. Одновременно с занятиями у Левина Блюма Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и по эстетике М. Дессуара. Приблизительно в это время (1925), после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник»: незавершенные действия сохраняются в памяти человека намного лучше, чем действия завершенные. Эксперимент сводился к тому, что экспериментатор просил испытуемых за определенное время решать ряд задач. При этом испытуемому не давали завершить часть из них, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемому предлагали перечислить все задания, которые он запомнил. Предполагалось, что в случае прерывания решения задачи возникает определенный уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти (гипотеза в духе школы К. Левина, под руководством которого проводился эксперимент). Было показано, что среди сохранившихся в памяти действий отношение незавершённых действий к завершённым равно 1,9. Таким образом, результат отличается почти в 2 раза.
В 1927 году Б. В. Зейгарник окончила Берлинский университет и в 1931 году вернулась в СССР, где стала ближайшей помощницей Л. С. Выготского, работала в Москве в Институте по изучению высшей нервной деятельности при Секции естествознания Комакадемии[2] и, затем, в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины.
В 1940 году был арестован и осужден «на 10 лет без права переписки», то есть расстрелян, муж Б. В. Зейгарник, и она осталась практически без поддержки с двумя сыновьями. Во время Великой Отечественной войны Зейгарник с сыновьями эвакуировались из Москвы. В эвакуации работала вместе с А. Р. Лурия и другими психологами в нейрохирургическом госпитале на Урале в Кисегаче. Разрабатывала методы реабилитации после тяжёлых ранений. В послевоенный период Блюма Зейгарник возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при её непосредственном участии. Именно в этот период на стыке психологии и психиатрии было сформировано направление психологии — экспериментальная патопсихология.
В ходе кампании по борьбе с космополитизмом, Б. В. Зейгарник была отстранена от заведования лабораторией (1950) и в 1953 году уволена из лаборатории; восстановлена в должности заведующей патопсихологической лабораторией в 1957 году и проработала в ЦНИИ психиатрии до 1967 года.
Труды
- Полная библиография работ Б. В. Зейгарник
- «Нарушения мышления у психически больных» 1959
- «Патология мышления» 1962
- «Введение в психопатологию» 1969
- «Основы патопсихологии» 1973
- «Патопсихология» 1976
- «Психология личности: норма и патология» 1982
Литература
- Zeigarnik, B. (1927). Das Behalten erledigter und unerledigter Handlungen . Psychologische Forschung 9, 1-85.
- Зейгарник, Б. В. (1986). Патопсихология. М.: Издательство Московского университета, 1986
- Баканова И. В., Зейгарник Б. В., Николаева В. В., Шефтелевич О. С. Отношение к болезни как условие формирования осознаваемых и неосознаваемых мотивов деятельности. М., Изд-во МГУ, 1985 г.
Примечания
Ссылки
- Ясницкий, А. К истории культурно-исторической гештальтпсихологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и др.// PsyAnima, Dubna Psychological Journal — Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». — 2012. — N 1. — С. 60-97 — http://www.psyanima.ru/
- Биография Б. В. Зейгарник на сайте факультета психологии МГУ
- Ярошевский, М. Г. В школе Курта Левина. Из бесед с Б. В. Зейгарник
- Zeigarnik, A. V. Bluma Zeigarnik: A Memoir Gestalt Theory 2007, vol. 29, no. 3, pp. 256–268
Зейгарник, Блюма Вульфовна — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Герштейн.Блю́ма Ву́льфовна Зейга́рник (урождённая Герштейн;[1]нем. Bluma Zeigarnik; 9 ноября 1900, Прены Ковенской губернии — 24 февраля 1988, Москва) — советский психолог, основательница советской патопсихологии.
Широко известен результат дипломной работы Зейгарник, выполненной под руководством Курта Левина в Берлинском университете и ставшей одним из краеугольных камней гештальт-психологии, где она показала, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые («эффект Зейгарник»). С 1931 года работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины в сотрудничестве с Л. С. Выготским.
Зейгарник — одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). В СССР ей была присуждена Премия имени М. В. Ломоносова I степени (1978).
Биография
Блюма Зейгарник (1921) Блюма Зейгарник и её муж Альберт незадолго до переезда в Берлин (Ковно, 1921)Блюма Вульфовна Герштейн родилась 9 ноября 1900 года в Пренах Ковенской губернии. Родители, Вульф и Роня Герштейн, владели магазином. Училась в гимназии в Пренах, с 1916 года — в Алексеевской женской гимназии Е. Д. Рейман-Далматовой в Минске. В 1921 году переехала в Берлин, где поступила в Берлинский университет на филологический факультет. Там под влиянием лекций Макса Вертхаймера она заинтересовалась психологией. В 1924 году вышла замуж за Альберта Янкелевича Зейгарника.
В 1924 году начала посещать семинар Курта Левина, который занимался психологией личности, в частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в её среде, потребностей и «квазипотребностей» личности и их зависимости от социального окружения. Одновременно с занятиями у Левина Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и по эстетике М. Дессуара. Приблизительно в это время (1925), после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник»: память о незавершенных действиях сохраняется у человека намного дольше, чем о действиях завершенных.
Эксперимент сводился к тому, что экспериментатор просил испытуемых за определенное время решить ряд задач. При этом испытуемому не давали завершить часть из них, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемому предлагали перечислить все задания, которые он запомнил. Предполагалось, что в случае прерывания решения задачи возникает определенный уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти (в терминах понятийной системы Курта Левина, под руководством которого проводился эксперимент). Было показано, что среди сохранившихся в памяти действий отношение незавершённых действий к завершённым равно 1,9. Таким образом, результат отличается почти в 2 раза.
В 1927 году Б. В. Зейгарник окончила Берлинский университет и в 1931 году приехала в СССР, где стала ближайшей сотрудницей Л. С. Выготского, работала в Москве в Институте по изучению высшей нервной деятельности при Секции естествознания Комакадемии[2] и, затем, в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины.
В 1940 году был арестован и осужден «на 10 лет без права переписки» муж Б. В. Зейгарник, и она осталась практически без поддержки с двумя сыновьями. Во время Великой Отечественной войны Зейгарник с сыновьями эвакуировались из Москвы. В эвакуации работала вместе с А. Р. Лурия и другими психологами в нейрохирургическом эвакогоспитале № 3120 на Урале в посёлке Кисегач Челябинской области. Разрабатывала методы реабилитации после тяжёлых ранений.
В послевоенный период Блюма Зейгарник возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при её непосредственном участии. Именно в этот период на стыке психологии и психиатрии было сформировано направление психологии — экспериментальная патопсихология.
В ходе кампании по борьбе с космополитизмом, Б. В. Зейгарник была отстранена от заведования лабораторией (1950) и в 1953 году уволена из лаборатории; восстановлена в должности заведующей патопсихологической лабораторией в 1957 году и проработала в ЦНИИ психиатрии до 1967 года. Также преподавала на психологическом факультете МГУ (с 1967 года).
Труды
- Полная библиография работ Б. В. Зейгарник
- «Нарушения мышления у психически больных» 1959
- «Патология мышления» 1962
- «Введение в психопатологию» 1969
- «Основы патопсихологии» 1973
- «Патопсихология» 1976
- «Психология личности: норма и патология» 1982
Литература
- Zeigarnik, B. (1927). Das Behalten erledigter und unerledigter Handlungen . Psychologische Forschung 9, 1-85.
- Зейгарник, Б. В. (1986). Патопсихология. М.: Издательство Московского университета, 1986
- Баканова И. В., Зейгарник Б. В., Николаева В. В., Шефтелевич О. С. Отношение к болезни как условие формирования осознаваемых и неосознаваемых мотивов деятельности. М., Изд-во МГУ, 1985 г.
- Ясницкий, А. К истории культурно-исторической гештальтпсихологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и др. // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». — 2012. — № 1. — С. 60-97
- Zeigarnik, A. V. Bluma Zeigarnik: A Memoir Gestalt Theory 2007, vol. 29, no. 3, pp. 256-268
Примечания
Ссылки
Зейгарник, Блюма Вульфовна — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Герштейн.Блю́ма Ву́льфовна Зейга́рник (урождённая Герштейн[1]; нем. Bluma Zeigarnik; 27 октября (9 ноября) 1900, Прены, Мариямпольский уезд, Сувалкская губерния — 24 февраля 1988, Москва) — советский психолог, основательница советской патопсихологии.
Широко известен результат дипломной работы Зейгарник, выполненной под руководством Курта Левина в Берлинском университете и ставшей одним из краеугольных камней гештальт-психологии, где она показала, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые («эффект Зейгарник»). С 1931 года работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины в сотрудничестве с Л. С. Выготским.
Зейгарник — одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в разработку психологических проблем был оценён Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). В СССР ей была присуждена Премия имени М. В. Ломоносова I степени (1978).
Биография
Блюма Зейгарник (1921) Блюма Зейгарник и её муж Альберт незадолго до переезда в Берлин (Ковно, 1921)Блюма Вульфовна Герштейн родилась 27 октября (9 ноября) 1900 года в Пренах Сувалкской губернии. Родители, Вульф Нотелевич Герштейн (1861—1936), уроженец Волковышек, и Роня-Фейга Орелевна Розенгард (1865—?), владели магазином[2]. Училась в гимназии в Пренах, с 1916 года — в Алексеевской женской гимназии Е. Д. Рейман-Далматовой в Минске. В 1918 году познакомилась с Альбертом Янкелевичем Зейгарником (1899—?), также родом из Прен, вместе с которым в 1922 году переехала на учёбу в Берлин и поступила на философский факультет Берлинского университета, в то время как А. Я. Зейгарник поступил в Берлинский политехникум[3]. Там под влиянием лекций Макса Вертхаймера она заинтересовалась психологией. Брак супругов Зейгарник был заключён 9 января 1924 года в Каунасе.
В 1924 году начала посещать семинар Курта Левина, который занимался психологией личности, в частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в её среде, потребностей и «квазипотребностей» личности и их зависимости от социального окружения. Одновременно с занятиями у Левина Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и по эстетике М. Дессуара. Приблизительно в это время (1925) после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник»: память о незавершённых действиях сохраняется у человека намного дольше, чем о действиях завершённых.
Эксперимент сводился к тому, что экспериментатор просил испытуемых за определённое время решить ряд задач. При этом испытуемому не давали завершить часть из них, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемому предлагали перечислить все задания, которые он запомнил.
Предполагалось, что в случае прерывания решения задачи возникает определённый уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти (в терминах понятийной системы Курта Левина, под руководством которого проводился эксперимент). Было показано, что среди сохранившихся в памяти действий отношение незавершённых действий к завершённым равно 1,9. Таким образом, результат отличается почти в 2 раза.
В 1927 году Б. В. Зейгарник окончила Берлинский университет и в 1931 году приехала в СССР, где стала ближайшей сотрудницей Л. С. Выготского, работала в Москве в Институте по изучению высшей нервной деятельности при Секции естествознания Комакадемии[4] и, затем, в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины.
В 1940 году был арестован и осуждён «на 10 лет без права переписки» муж Б. В. Зейгарник, и она осталась практически без поддержки с двумя сыновьями, одному из которых было меньше года, другому шесть лет. Во время Великой Отечественной войны Зейгарник с сыновьями эвакуировались из Москвы. В эвакуации работала вместе с А. Р. Лурия и другими психологами в нейрохирургическом эвакогоспитале № 3120 на Урале в посёлке Кисегач Челябинской области. Разрабатывала методы реабилитации после тяжёлых ранений.
В послевоенный период Блюма Зейгарник возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при её непосредственном участии. Именно в этот период на стыке психологии и психиатрии было сформировано направление психологии — экспериментальная патопсихология.
В ходе кампании по борьбе с космополитизмом Б. В. Зейгарник была отстранена от заведования лабораторией (1950) и в 1953 году уволена из лаборатории; восстановлена в должности заведующей патопсихологической лабораторией в 1957 году и проработала в ЦНИИ психиатрии до 1967 года. Также преподавала на психологическом факультете МГУ (с 1967 года).
Семья
Сыновья — доктора технических наук, теплофизики Юрий Альбертович Зейгарник (род. 1933), главный научный сотрудник и заведующий отделом теплообмена Объединённого института высоких температур РАН; Владимир Альбертович Зейгарник (род. 1939), с 1993 года исполнительный директор Научного объединения «ИВТАН» (с 2007 года первый заместитель директора по научной работе).
Труды
- Полная библиография работ Б. В. Зейгарник
- «Нарушения мышления у психически больных» 1959
- «Патология мышления» 1962
- «Введение в психопатологию» 1969
- «Основы патопсихологии» 1973
- «Патопсихология» 1976
- «Психология личности: норма и патология» 1982
Литература
- Zeigarnik, B. (1927). Das Behalten erledigter und unerledigter Handlungen . Psychologische Forschung 9, 1—85.
- Зейгарник, Б. В. Патопсихология. — М.: Издательство Московского университета, 1986.
- Баканова И. В., Зейгарник Б. В., Николаева В. В., Шефтелевич О. С. Отношение к болезни как условие формирования осознаваемых и неосознаваемых мотивов деятельности. — М.: Изд-во МГУ, 1985.
- Ясницкий А. К истории культурно-исторической гештальтпсихологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и др. // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». — 2012. — № 1. — С. 60—97.
- Zeigarnik, A. V. Bluma Zeigarnik: A Memoir Gestalt Theory 2007, vol. 29, no. 3, p. 256—268.
Примечания
Ссылки
Зейгарник: человек и эффект: taanyabars — LiveJournal
60-е годы XX века. Международный психологический конгресс. Среди участников ходит маленькая сухонькая старушка, на которую никто не обращал внимания, пока кто-то не прочел надпись на ее бейджике. Через минуту вокруг нее образуется толпа, которая с восхищением смотрит на эту незаметную женщину. На бейджике написано «Зейгарник».
К тому времени уже несколько десятков лет эффект Зейгарник входил во все учебники психологии, и мало кто задумывался, кто такое Зейгарник и какого оно пола. Возможность увидеть живого человека, именем которого назван всем знакомый эффект, стала для многих психологов сенсацией.
Чтобы разобраться, что такое эфект Зейгарник и почему его открывательница оказалась неизвестной мировому психологическому сообщесту, мы перенесемся еще лет на 40 назад от психологического конгресса.
Курт Левин и эксперимент Зейгарник
Берлин начало 20-х годов XX века. В строгой академической атмосфере тех лет, где профессор (почему-то обязательно с бородой) царит на недосягаемой высоте и почти не снисходит до своих учеников, появляется сравнительно молодой преподаватель, который стремится на равных общаться с своими учениками: приглашает их в кафе, к себе домой, обсуждает научные проблемы в неформальной атмосфере. Надо сказать, что среди его учеников преобладали женщины и было немало тех, кто имел отношение к России.
Курт Левин (1890-1947) отличался от представителей академической психологии того времени еще и сферой своих интересов: он стремился сделать предметом изучения в психологии то, что в ней наиболее важно и интересно с позиции обычного человека — движущие силы поведения, их взаимодействие, зависимость от окружения и пр. Материал для исследований он часто брал из жизни, моделируя его в эксперименте.
Так, в одном из иследований, проведенном Татьяной Овсянкиной (практически все известные исследования Левина — это дипломные работы его студентов), людей просили выполнить разнообразные сравнительно короткие действия (решить головоломку, вырезать фигурку из бумаги и пр.), а потом под разными предлогами не давали их закончить. Выяснилось, что невозможность довести начатое не по своей инициативе дело до конца вызывала активные протесты, вплоть до того, что люди приходя через 2-3 дня (якобы на другой эксперимент) и увидев свою недоделанную работу, хватались за нее, чтобы все-таки довести до конца.
Объясняя подобные результаты, Левин ввел понятие квазипотребности: добавка «квази» отличает такие потребности от «естественных» — есть, пить, общаться и пр. Квазипотребность возникает, когда человек собирается что-то сделать (например, по просьбе психолога решить головоломку), и раз возникнув, создает напряжение, котрое нуждается в разрядке — завершении действия.
На эту тему есть психологически достоверный анекдот. Девочка играет гаммы по часам, папа сидит в этой же комнате, читает газету и следит, чтобы она не отлынивала. Бьют часы, девочка вскакивает и бросив недоигранную гамму на середине, убегает (она отбывала «повинность», у нее никакая квазипотребность не сформировалась). Папа пытается продолжать читать, но что-то ему мешает. Он мнется, ерзает, наконец подходит к пианино, доигрывает недоигранную дочкй гамму и спокойно продолжает чтение.
Одажды Курт Левин со своими учениками пошел в кафе. Компания была большая, заказ они сделали сложный, но официант ничего не записал. Левин удивился и спросил официанта, неужели тот все запомнил. Он ответил утвердительно, добавив, что это его работа. Левин решил проверить и спросил, что заказал господин за соседним столиком. Официант пожал плечами: «Не помню, он же уже расплатился».
Вот из этого случая и выросла гипотеза о том, что напряжение, создаваемое квазипотребностью, приводит к лучшему запоминанию незавершенных действий. А гипотеза — к эксперименту, где испытуемых просили выполнить около 20 различных заданий за час-полтора — склеить, выполнить поделку, решить головоломку, написать четверостишие и пр. Половина заданий не завершалась — их под разными предлогами прерывали «на самом интересном месте» (представляете, сколько виртуозности и даже артистизма требовалось, чтобы провести такое исследование!). В конце испытуемых неожиданно для них просили вспомнить все задания. В соответствии с гипотезой, незавершенные действия запоминались лучше — примерно в 2 раза. Феномен лучшего запоминания незавершенных действий и вошел в психологию как «эффект Зейгарник», по фамилии студентки-дипломницы, проводившей это исследование.
Блюма Зейгарник: человек и психолог
Уже давно пора рассказать о самой Блюме Вульфовне Зейгарник (1900-1988). Она оказалась в Берлине в 1921 году вместе с мужем — работником советского торгпредства — и поступила учиться в Берлинский университет. Ту самую дипломную рабооту, которая принесла ей мировую славу, она защитила в 1927 году.
(на фото Курт Левин танцует с Блюмой Зейгарник на пикнике перед ее отъездом из Берлина)
В 1931 году вместе с мужем она вернулась в СССР и продолжала работать как психолог. В 1938 году муж был арестован (он так и не вернулся из лагерей), Блюма Вульфовна осталась с маленьким ребенком и беременная (в сети немного другие даты, я рассказываю так, как помню со слов учеников Блюмы Вульфовны). По воспоминаниям тех, кто ее знал, страх и стремление спрятатся, остаться незаметной, на долгие годы стал основой ее жизни. Тем не менее, она много и продуктивно работала, хотя плоды этой работы стаи заметны уже после окончания Сталинской эпохи.
В послевоенные годы Блюма Вульфовна стала создателем самостоятельного направления в психологии, которое не получило большого распространения за рубежом, но продуктивно развивалось в СССР. Она перенесла принципы психологического эксперимента Курта Левина (а они сильно отличались от практики «традиционного» психологического эксперимента — гораздо более «сухого», стандартизованного и не предполагающего активного взаимодействия с «подопытным кроликом») на работу с психически больными. Результаты исследований заложили основу патопсихологии — науки об особенностях психических процессов у психиатрических больных.
Для Блюмы Вульфовны был интересен каждый человек, и если он болен, то это означало прежде всего необходимость еще более деликатного и (не постесняюсь сказать) трепетного отношения к нему.
Прежде всего патопсихологический эксперимент — а я говорю сейчас о патопсихологическом эксперименте — это обязательное общение с больным. Экспериментатор-патопсихолог всегда немножко актер, так же как экспериментатор левиновской школы…
Конечно, это может быть умственно отсталый, недоразвитый, незрелый человек или вообще не знающий, что существует психология. Правда, таких людей почти нет и даже если вы имеете дело с неграмотной старушкой, она понимает, что вы хотите как-то проверить ее память или что-то другое. Она не знает слова «экспертиза», но понимает, что у нее что-то проверяют, что-то «умственное».
Вы должны очень доброжелательно встретить больного, очень доброжелательно с ним поговорить и, вместе с тем, какая-то дистанция в общении, хоть на один сантиметр, должна быть соблюдена, даже если вы молоды, а больной — пожилой человек. Все-таки вы — экспериментатор.
Когда вы приходите в клинику, вам должно быть трудно; плохо, если вам не трудно. Если вы думаете, что вам будет легко с больными — это плохо, это еще незнание дела. Поговорить с больным не так просто. Такой простой факт: иногда вы можете вызвать больного через санитара, через лаборанта , а иногда вы сами должны пойти за ним. Бывает и так: нужно пойти в отделение и поговорить, чтобы больной пошел к вам.
Про Блюму Вульфовну от первого лица
Для моего поколения Блюма Вульфовна занимает совершенно особое место: в застойные годы она фактически одна была связующим звеном между советской и мировой психологией. И связь эта держалась силой ее доброты и обаяния.
Блюма Вульфовна в годы моей учебы читала общий купс «Патопсихология» и спецкурс «Теории личности в зарубежной психологии». Была она маленького росточка, худенькая и очень живая.
И вот эта удивительная старушка читала вводную лекцию, а потом начинала рассказывать про Курта Левина — одну лекцию, вторую, третью… Когда она доходила до своего эксперимента, она скромно потупив глазки, говорила «Ну, я его проводила» — это был маленкий спектакль, который надо было видеть. Потом она обычно начинала болеть, ближе к концу семестра ее ученики за две-три лекции прочитывали все остальные теории личности. Поэтому в советской психологии Левин был, наверное, самым известным и самым высокочтимым зарубежным психологом.
Была она очень доброй и отзывчивой. Когда мы сдавали совершенно неподъемный по количеству материала госэкзамен, для нас предусмотрели обзорные лекции, но не по всему материалу. Кто-то из отчаявшихся студентов вывесил в «предбаннике» факультета бумажку с просьбой к преподавателям, которые могут прочесть дополнительные обзорные лекции, записаться. Записались двое: 80-летняя Блюма Вульфовна и кто-то еще.
Рассказывали, что она поставила на экзамене одну-единственную тройку в своей жизни — студенту, который сказал ей, 80-летней, что после 65 лет развивается и бурно прогрессирует старческий маразм. Я была уверена, что это легенда, но уже после окончания МГУ общалась с человеком, подтвердившим, что он ту самуюю тройку получил.
Борис Братусь, ученик Блюмы Вульфовны, написал:
Психология есть предмет незаочного постижения. Предмет этот по книгам не выучивается. В него должны вводить конкретные живые люди, учителя. Точно так же, например, как и психиатрия… психиатром (и психологом тоже — t) станешь лишь тогда, когда знания соединятся с конкретным опытом, приобретенным не иначе как в общении с конкретным психиатром, учителем, вводящим тебя в предмет, вводящим уже не через знание, а через самого себя как профессионала, как человека.
Не могу считать себя ученицей Блюмы Вульфовны, но все, что с ней связано — ценная часть моего «ученического» багажа психолога.
P.S.Не ручаюсь за стопроцентную точность всех фактов и мелочей. Блюма Вульфовна — человек легендарный, легенды, которые я слышала о ней от ее учеников, могут быть неточными в деталях, но достоверны в главной своей сути.