Финансовая политика
Финансовая политика (Financial Policy) — совокупность мероприятий и целенаправленных действий по использованию финансовых отношений для достижения поставленной цели. Содержание финансовой политики заключается в:
- разработке общей концепции финансовой политики, определении ее основных направлений, целей и задач;
- разработке соответствующего целям и задачам финансового механизма;
- управлении финансовой деятельностью;
- организации мониторинга и контроля.
Задачи финансовой политики:
- обеспечение условий для формирования финансовых ресурсов;
- законодательное определение правил и условий их рационального распределения и использования;
- организация регулирования и стимулирования финансовых отношений;
- создание эффективной системы управления финансами.
Финансовая политика как совокупность целенаправленных действий по использованию финансовых инструментов и стимулов может быть реализована на различных уровнях: мировом, национальном, региональном, и на уровне отдельной компании.
Финансовая политика — государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.
Основу финансовой политики государства составляют стратегические направления, определяющие долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. В рамках реализации финансовой политики государство определяет стратегические и тактические цели и задачи использования финансовых отношений. Целями финансовой политики государства могут быть:
- политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики;
- экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне;
- социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).
Финансовая политика является частью общей экономической политики государства. Важнейшими составляющими финансовой политики государства являются: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, ценовая и инвестиционная политика. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества, а финансовая политика компании — на оценке уровня реализации стратегических целей компании.
Финансовая политика обслуживается государственным бюджетом и является одной из составных частей экономической политики, поэтому формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие государственного сектора в промышленности, энергетике, строительстве и других отраслях, имеющих структурообразующее значение, а также и в сельском хозяйстве.
Финансовая политика направлена на развитие фундаментальной науки, образования и искусства, здравоохранения, национального спорта, поддержание и развитие национальной обороны, обслуживание государственного долга, международной, а также правоохранительной деятельности, обеспечение внутренней безопасности государства. В контексте финансовой политики предусматриваются приоритеты в социальной политике, влияющие на социально-экономическое положение в стране.
Целевая направленность финансовой политики определяет источники формирования государственного бюджета. Наряду с традиционными источниками, такими, как прямые и косвенные налоги, таможенные пошлины, взносы в государственные внебюджетные фонды, используются неналоговые поступления – доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, во внешней и внутренней торговле.
При превышении расходов над доходами государственного бюджета финансовая политика предусматривает способы урегулирования дефицита. В рыночной экономике для финансирования государственного долга в рамках финансовой политики наряду с внешними заимствованиями предусматривается эмиссия государственных ценных бумаг как инструмент привлечения капиталов отечественных и зарубежных предпринимателей и населения. Наряду с государственными инвестициями в ключевые отрасли экономики в рамках финансовой политики намечаются меры по привлечению капиталов отечественных и иностранных частных инвесторов, а также кредитов международных валютно-кредитных и финансовых организаций.
Финансовая политика взаимосвязана с кредитно-денежной политикой и предполагает разработку и использование высокоэффективных финансовых инструментов, дифференцированных по степени риска и доходности, способствующих развитию национального финансового рынка и его связи с мировыми финансовыми рынками.
Финансовая политика предприятия — это совокупность методов управления финансовыми ресурсами предприятия, направленных на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов. Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей предприятия.
Стратегическими задачами при разработке финансовой политики на предприятии являются:
Тактические финансовые задачи индивидуальны для каждого предприятия. Они вытекают из стратегических задач, налоговой политики, возможностей использования прибыли предприятия на развитие производства и т.п.
Финансовая политика банка является совокупностью мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения им своих функций и достижению поставленной цели. Эта политика основывается на учете финансовой политики государства и реализуется путем разработки банком финансовой стратегии и адекватного финансового механизма. Целью финансовой политики банка являются:
- обеспечение стабильных условий для ведения финансовой деятельности, связанной с изменением размера и структуры собственного и заемного капитала банка;
- повышение прибыльности и увеличение доходов акционеров;
- увеличение стоимости банка;
- обеспечение эффективного управления финансовыми рисками.
(См. Стратегическое управление, Финансово стабильный банк, Финансовое планирование).
1. Финансовая политика, ее сущность, цели и задача
Финансовая политика – это совокупность методов и направлений влияния государства на функционирование финансовой системы. Целью этого влияния является укрепление экономического (а значит и политического) потенциала страны.
Основной целью финансовой политики является оптимальное распределение валового внутреннего продукта между областями народного хозяйства, социальными группами населения, территориями. На этой основе может обеспечиваться стойкое возрастание экономики, усовершенствование ее структуры, создание условий для развития хозяйственных образований различных форм собственности, совместных предприятий с Иностранным капиталом, акционерных обществ. При этих условиях большое значение имеет также создание надежных социальных гарантий населению.
Содержание финансовой политики состоит в разработке основных направлений использования финансов, исходя из необходимости решения экономических и социальных задач. С помощью финансовой политики государство финансирует потребности расширенного воспроизводства, регулирует масштабы и пропорции развития общественного производства, совершенствует его отраслевую и территориальную структуру.
Финансовая политика и ее структурные составляющие – фискальная или налоговая политика, кредитная политика, бюджетная политика, денежная политика – влияют на все стороны жизнидеятельности общества. Субъект финансовой политики – государство – разрабатывает стратегию развития общества. Таким образом, финансовая политика становится организующим первоисточником общественного развития.
Финансовая политика включает в себя стратегию и тактику.
Финансовая стратегия это основные направления использования финансов на долгосрочную перспективу. Она направлена на создание финансовых концепций и программ. Примером стратегических задач является внедрение собственной денежной единицы, проведение прозрачной приватизации, преодоление инфляции и спада производства.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития страны. Примером является: усовершенствование системы налогообложения, предоставление льгот отдельным плательщикам, территориальное перераспределение финансовых ресурсов через бюджетную систему.
Основные направления финансовой политики:
Аккумуляция финансовых ресурсов и их распределение внутри государства между регионами и областями народнохозяйственного комплекса, повышение эффективности их использования.
Содействие развитию производства и предпринимательской деятельности, создание условий для обеспечения экономического роста в государстве.
Оптимизация структуры доходов и расходов.
Усовершенствование государственного и местного финансового законодательства.
Мобилизация и использование финансовых ресурсов на обеспечение социальных гарантий, достижение более высокого уровня жизни населения.
2. Факторы, влияющие на финансовую политику и этапы ее реализации
Финансовая политика государства зависит от многих внешних и внутренних факторов.
К внешним факторам относятся:
Зависимость государства от экономических взаимоотношений с другими государствами относительно поставок сырья, материалов, готовой продукции;
Экспортные возможности самого государства;
Уровень интеграции с мировыми экономическими системами.
К внутренним факторам относятся:
Форма собственности на основные средства производства;
Структура экономики;
Уровень благосостояния населения и его интеллектуальный уровень;
Стабильность денежной системы;
Развитие форм кредитования.
Свое практическое воплощение финансовая политика находит в финансовых мероприятиях государства, которые реализуются через финансовый механизм. Они направлены на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование, осуществление контроля за этими процессами. К таким финансовым регуляторам относятся налоги, обязательные сборы и платежи, учетная ставка Национального банка Украины, проценты за банковский кредит.
На использование налогово-бюджетного и кредитно-денежного инструментария направлена макроэкономическая политика государства, которая включает в себя бюджетную, налоговую, денежную и кредитную политики.
Второй составляющей финансовой политики является индустриальная политика – предусматривает стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и определяется многообразием мероприятий административного и фискального характера, мероприятиями финансовой поддержки, программой стимулирования связей между наукой и производством.
Одним из направлений финансовой политики является инвестиционная политика государства. Инвестиции, которые направляются на развитие приоритетных областей, тех предприятий, которые достигли высокого уровня научно-технического прогресса и в ближайшей перспективе смогут наращивать объемы производства и выйти со своей продукцией на мировой рынок, будут оказывать содействие модернизации базовых областей промышленности, улучшению функционально-территориальной структуры хозяйственного комплекса Украины.
Важным аспектом осуществления финансовой политики в государстве является выбор форм и методов ее реализации. Реализация финансовой политики является довольно сложным процессом, который нуждается в обработке стратегии и тактики в использовании финансов при управлении экономическими и социальными процессами в государстве.
Реализация финансовой политики проводится в несколько этапов:
1. Разработка научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив усовершенствования производства и положения потребностей населения. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть разработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленной цели, учитывают возможности возрастания или уменьшения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.
Осуществление практических действий, которые направлены на достижение поставленной цели.
Тема 5. Финансовая политика государства
1.Финансовая политика государства, ее содержание, цели, задачи
2.Финансовая стратегия и финансовая тактика
3.Составные части финансовой политики
Финансовая политика государства, ее содержание, цели, задачи
Одним из важнейших инструментов воздействия государства на формирование и динамичное развитие экономических и социальных процессов в стране является его финансовая политика.
Финансовая политика – это часть общей экономической политики, которая посредством соответствующих рычагов и методов активно участвует в регулировании финансовых процессов.
Финансовая политика — это целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе финансового законодательства [21, с. 22]. Финансовая политика государства включает:
определение и разработку научно обоснованной стратегии и тактики развития финансов в соответствии с главными целями экономического развития страны;
механизм распределения и перераспределения финансовых ресурсов в соответствии с основными направлениями их использования;
разработку и осуществление конкретных мероприятий для достижения поставленных целей.
Основой финансовой политики являются финансовые отношения между государством и субъектами хозяйствования по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования.
Основными целями финансовой политики являются:
наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов для удовлетворения потребностей общества;повышение уровня доходности на душу населения;
увеличение бюджетной обеспеченности жителей;
выполнение социальных стандартов, повышение жизненного уровня населения страны.
Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, определение приоритетных направлений развития страны.
Базируется финансовая политика на соблюдении ряда требований:
научный подход;
учет конкретных исторических условий;
тщательный анализ практики предшествующей хозяйственной и финансовой деятельности;
применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики для выполнения поставленных задач конкретного этапа развития;
повышение эффективности использования финансовых ресурсов;
прогнозирование результатов финансовой политики с учетом многовариантности расчетов;
анализ достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях предприятия и т.д.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
2. Финансовая стратегия и финансовая тактика
Финансовая стратегия — это долговременный курс финансовой политики государства, определенный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной стратегией развития страны. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, направления их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений в соответствии долговременными целями социально-экономического развития Республики Беларусь.
Финансовая тактика — это комплекс мероприятий, направленных на решение задач конкретного этапа развития государства на основе разработанной финансовой стратегии, связанных с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из потребностей страны. Стратегия и тактика неразрывно связаны между собой. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, определяя наиболее острые проблемы развития экономики и социальной сферы, предлагает оперативные способы изменения финансовых отношений, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решить задачи, намечаемые финансовой стратегией. Финансовая стратегия в Республике Беларусь как элемент финансовой политики государства регламентирована следующими основными документами:
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2010 годы;
Концепцией развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы;
Национальной программой привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года;
• Инвестиционным кодексом республики Беларусь.Основные направления финансовой стратегии Республики Беларусь следующие:
обеспечение устойчивого экономического роста, позволяющего повысить реальные доходы населения;
создание эффективной налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста;
— снижение налоговой нагрузки;
— повышение эффективности государственных расходов и сокращение дефицита государственного бюджета;
концентрация бюджетных средств с целью реализации государственных программ;
оптимизация и совершенствование управления государственным долгом;
привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики страны.
Финансовую стратегию в нашей стране определяют органы государственного управления — парламент; Администрация Президента; Министерство финансов; Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и другие.
Осуществляется финансовая политика с помощью финансового механизма. Финансовый механизм — это совокупность установленных государством видов, форм и методов организации финансовых отношений.
Различают директивный и регулирующий финансовые механизмы.
Директивный финансовый механизм определяется государством путем разработки и введения обязательных для всех субъектов хозяйствования финансовых отношений в сфере бюджетного устройства, налогообложения, финансового рынка.
Регулирующий финансовый механизм связан с распределительными отношениями общего характера в той сфере финансов предприятий, где интересы государства прямо не затрагиваются.
Система финансового механизма включает в себя ряд групп и методов. Финансовый механизм государства обеспечивает постоянное совершенствование законодательной базы финансов, развитие финансовых отношений, их регулирование, укрепление финансовой системы государства, стабилизацию его финансов, дальнейшее развитие внешнеэкономических связей;
финансовый механизм местных органов власти — изыскание источников финансового обеспечения потребностей территорий.
Бюджетный механизм направлен на разработку эффективной системы налогообложения, обеспечивающей формирование доходов бюджета, определение направлений их использования и методов финансирования.
Механизм внебюджетных фондов обеспечивает сбор целевых денежных средств, предназначенных для финансирования конкретных мероприятий по социальной защите населения.
В коммерческих предприятиях финансовый механизм направлен на формирование и использование денежных фондов.
Финансовый механизм некоммерческих организаций связан с бюджетным дотированием, субсидированием и получением дополнительных доходов, связанных с коммерческой деятельностью.
Механизм финансового рынка направлен на аккумулирование и эффективное использование временно свободных денежных средств физических и юридических лиц.
К методам финансового механизма, раскрывающими его конструкцию, относятся инструменты, рычаги, финансовое обеспечение.
Инструменты, рычаги — это элементы распределения доходов (цена, налоги, прибыль и т.д.). Они способствуют формированию финансовых ресурсов и использованию фондов денежных средств. По выполняемым функциям подразделяются на: стимулы, санкции, нормы, нормативы, лимиты. Роль стимулов выполняют льготы; роль санкций — пени, штрафы и т.д.
Финансовое обеспечение включает изыскание различных источников финансовых ресурсов для выполнения поставленных целей (собственные, заемные, лизинг, факторинг и др.).
4. Содержание и задачи финансовой политики государства.
Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.
Финансовая политика прежде всего направлена на формирование максимально возможного объёма финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.
Цель проведения финансовой политики, а следовательно, управления финансами – финансовая устойчивость, которая проявляется в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, отсутствии государственного долга, твёрдой национальной валюте, в конечном счёте, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
Главная задача финансовой политики – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
Финансовая политика делится на:
Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики. Финансовая стратегия определяет действия государства в области развития финансовой системы и финансов. Стратегические направления определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.
Финансовая тактика направлена на решение конкретных задач конкретного этапа развития общества. Это конкретные методы и приёмы достижения поставленной цели в конкретных условиях.
Задачи финансовой политики в различные периоды развития общества.
В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства: это обеспечение сохранения и упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений.
В период революционных изменений политические силы, заинтересованные в изменении сложившейся системы, проводят политику, направленную на разрушение действующей системы и формирование новой системы общественных отношений.
На современном этапе перехода от одной системы к другой задача ф.п. состоит не только в том, чтобы обеспечить материально эти преобразования, но и предотвратить социальную напряжённость в обществе и максимально смягчить трудности этого перехода. Напряжённость в обществе зависит от полярности материального положения отдельных групп населения, и чем многочисленнее та часть, которая проигрывает от социальных изменений, тем выше степень непредсказуемости хода и результатов политических и экономических преобразований.
Финансовая политика рф на современном этапе.
Отказ во второй половине 80-х гг.от монополии государственной собственности на средства производства стал причиной кризиса планово-директивной финансовой политики СССР. В 1991-1996 гг.стала проводиться принципиально новая финансовая политика, базирующаяся на использовании элементов рыночного механизма и системе государственного регулирования экономики.Основа современной финансовой политики – это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.На этой основе разрабатывается новый финансовый механизм, который переводит отношения предприятий с бюджетом на налоговую основу.
Финансовая политика в её широком понимании включает:
1.бюджетную,2.налоговую,3. таможенную4денежно-кредитную политику.
Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. В этой связи на смену централизованной бюджетной системе пришла бюджетная система, основанная на реальной самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней в соответствии с БК РФ. Кардинально изменилась система управления финансами. На смену единому органу управления – Министерству финансов пришла целая система специализированных финансовых и контрольных органов: Гос.налог.служба, Счетная палата, Государственный таможенный комитет и
Задачи налоговой политики решаются принятием и введением в действие с 1 января 2001 части 2 Налогового Кодекса РФ. Наиболее существенные меры приняты в направлении стимулирования предприятий к начислению реальной з/п, а не её «уводу в тень»: установлена единая ставка подоходного налога (13%), снижены социальные начисления на ФОТ (введён единый социальный налог-взнос – 35,6% с применением регрессивной шкалы, в настоящее время ставка снижена до 26%). С 1 января
2002 года снижена налоговая ставка на прибыль с 35 до 24% с одновременной ликвидацией почти всех льгот.
Таможенную политику можно рассматривать как часть налоговой и ценовой политики, поскольку таможенные сборы оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Таможенная политика ограничивает или расширяет доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживает или поощряет экспорт товаров и услуг из страны. Выбор направления таможенной политики должен соответствовать экономическому состоянию страны. Если мы сегодня зависим от импорта продовольствия и товаров повседневного спроса, это должно учитываться таможенными ставками. Но если эти ставки будут поощрительными, то отечественный производитель не сможет конкурировать с западными
товарами. (дешёвые «ножки Буша» стали причиной полного разорения Птицепрома).
Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ и ставит в ближайшие годы следующие основные приоритетные задачи: сохранение инфляции на уровне, обеспечивающем экономический рост, включая снижение процентных ставок; продолжение работы по совершенствованию платёжной системы, развитие безналичных расчётов, в том числе за счёт применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширения использования платёжных карт; контроль за денежным предложением посредством установления целевых объёмов денежной массы, а также режим плавающего валютного курса.
Разработка финансовой политики предприятий (организаций)
Предприятия, являясь хозяйствующими субъектами, располагают собственными финансовыми ресурсами и вправе определять свою финансовую политику.
Финансовая политика предприятия — это совокупностьметодов управления финансовыми ресурсами предприятия, направленных на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов.
Предприятия должны на деле стать подлинно устойчивыми в финансовом отношении, эффективно действующими по зако- нам рынка хозяйствующими структурами.
Целью разработки финансовой политики предприятия яв-ляется построение эффективной системы управления финанса- ми, направленной на достижение стратегических и тактических задач предприятия.
Стратегическими задачами при разработке финансовой политики на предприятии являются:
совой устойчивости предприятия;
максимизация прибыли;
достижение прозрачности (не секретности) финансово- экономической деятельности предприятия;
обеспечение инвестиционной привлекательности пред-
приятия;
использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств (коммерческие кредиты, бюджетные кредиты на возвратной основе, выпуск ценных бу- маг и др.).
Тактические финансовые задачи индивидуальны для ка- ждого предприятия. Они вытекают из стратегических задач, налоговой политики, возможностей использования прибыли предприятия на развитие производства и т. п.
Разработка финансовой политики предприятия осущест- вляется на основе Методических рекомендаций по разработке
финансовой политики предприятия, утвержденных приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. № 118.
Указанные рекомендации были разработаны во исполнение постановления Правительства РФ от 28 августа 1997 г. № 1081. Согласно этому документу к основным направлениям раз-
работки финансовой политики предприятия относятся1:
анализ финансово-экономического состояния;
разработка учетной политики;
разработка кредитной политики;
управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
управление издержками (затратами) и выбор амортиза- ционной политики;
дивидендная политика;
управление финансами.
Охарактеризуем эти направления более подробно.
1. Анализ финансово-экономического состояния является той базой, на которой строится разработка финансовой политики.
Внимание уделяется не только методам финансового ана- лиза, но и исследованию полученных результатов и выработке управленческих решений.
Основными компонентами финансово-экономического ана- лиза деятельности предприятия является анализ бухгалтер- ской отчетности, в том числе горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ бухгалтерского баланса, расчет финансовых коэффициентов.
Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение представленных в ней абсолютных показателей с це- лью определения состава имущества, финансового положения предприятия, источников формирования собственных средств, размера заемных средств, оценки объема выручки от реализа-ции продукции (товаров, работ, услуг). Фактические показатели отчетности сравниваются с показателями, запланированными предприятием.
1См.: Реформа предприятий (организаций): Методические рекомен- дации. — М.: Ось-89, 1998.
Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателейбухгалтерской отчетности на конец года с показателями на начало года и предыдущих периодов. Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода. Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей от- четности за ряд лет от уровня базисного года.
Для аналитической работы при разработке финансовой политики предприятия рекомендуется рассчитывать: