Что такое личность? — черты личности и индивидуальности
«Сильная личность, яркая личность, зрелая личность» или просто — Личность — говорим мы о некоторых людях, и конечно, хочется, чтобы так же говорили про нас… Также сейчас многие активно пытаются заниматься «личностным ростом». Но что такое Личность? Если задуматься, то мы обнаружим, что представления о личности у нас более чем смутные. Даже те, кто ведет тренинги по личностному росту, как правило, обходят этот вопрос стороной — считается, что он и так ясен. Но как мы можем быть или стать личностью, или личностно расти, если даже не знаем, что такое личность?
Индивид и индивидуальность — не личность
Первый вопрос, который здесь возникает — рождаются личностью или становятся? Очевидно, что в юридическом смысле — как лицо, обладающее какими-то правами, — мы личностями рождаемся, или становимся ими после оформления документов, «удостоверяющих личность». Здесь от нас ничего не требуется — мы «личности» как граждане своей страны, единицы или индивиды. Ни о каком личностном росте в этом контексте речи не идет.
Есть трактовка личности, как успешно социализированного человека, который разделяет нормы общества и состоит в различных социальных отношениях. Психология рассматривает личность, как индивидуальность в совокупности отношений. Учебник обществознания учит:
Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями…
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Социализацию, так или иначе, проходят все. Но согласитесь, такую успешную социальную единицу трудно назвать яркой личностью или сильной личностью? Она как раз-таки обезличена, всегда заменима — ведь социальную роль «по образцу» может сыграть и другой актер, будь то роль служащего фирмы или роль супруга. Так, как набор масок, личность понималась еще в античности.
Очень часто под личностью понимается индивидуальность. Действительно, каждый человек индивидуален — он обладает неповторимыми чертами, как внешне, так и внутренне. Если качества характера и психологические черты и можно как-то типизировать, то их сочетание в каждом человеке будет индивидуально.
Но является ли индивидуальность личностью? Индивидуальные черты довольно случайны в человеке: одни врожденны, другие приобретаются при воспитании или как реакция на какие-то обстоятельства жизни… Часто «индивидуальным» бывает букет болезней — как физических, так и психологических.
Индивидуальность почти не зависит от человека, и заботиться о «развитии» индивидуальности бессмысленно. Даже если какие-то наши реакции и будут совпадать с реакциями какой-то группы, все равно найдутся те, что не будут. Да и непонятно, собственно, как тут развиваться?
Человек, демонстративно выпячивающий свою «непохожесть», старающийся изо всех сил быть «не как все», выглядит смешно, и его вряд ли можно назвать сильной личностью — это скорее проявление инфантильности. А если говорить на языке вышеупомянутого учебника — он еще не дорос до социализации или подвергся десоциализации, что справедливо считается деградацией.
Личность — это внутренняя свобода и самобытность
Личность есть избавление от законов необходимости, неподвластность господству природы, возможность свободно себя определять. Человек в большинстве случаев действует по естественным импульсам; он обусловлен своим темпераментом, своим характером, своей наследственностью, космической или социально-психической средой, даже собственной своей «историчностью».
Но истинность человека пребывает вне всякой обусловленности, а его достоинство – в возможности освободиться от своей природы: не для того, чтобы ее уничтожить или предоставить самой себе подобно античному или восточному мудрецу, а для того, чтобы преобразить ее.
(Н.О. Лосский)
Этот взгляд на личность и на сущность человека возник в 4 веке в христианском богословии, и так или иначе присутствовал в сознании европейских народов и у нас. Присутствует он и теперь. Наш менталитет необратимо христианизирован — независимо от нашего отношения к этой религии. Согласитесь, что наши смутные представления о личности соответствуют этому описанию?
В восточных философских системах, например, — в Индии, Китае, Тибете, Японии представления о человеке совсем другие. Там «Я» — это то, от чего нужно избавиться, а истинная сущность человека безлична и должна раствориться в Абсолюте. Меня всегда поражало в китайских фильмах, например, то, насколько там отсутствует ценность личности, уважение ее самой и ее свободы — диковато для нашего взгляда…
Христианская и постхристианская гуманистическая философия утверждает богоподобность личности, безусловную ценность личности каждого человека и ее уникальности. Основные черты личности — свобода и самоопределение
И когда мы говорим о Личности, мы имеем в виду человека, который сумел сказать свое слово или сделать дело, превышающее то, что доступно каждому в «естественном» порядке вещей. Это не просто индивидуальность, а реализованная самобытность, раскрывшая свой потенциал и подарившая миру нечто новое — состоявшийся человек. А. Маслоу назвал таких людей самоактуализированными личностями.
Основные черты личности
Самостоятельность и независимость
Самостоятельность и независимость — непременная черта зрелой личности во всех смыслах этих слов. В первую очередь, самостоятельность психологическая, во вторую — самостоятельность мышления. Взгляды и действия такого человека определяются только им самим, если он и следует принятым нормам, то делает это сознательно для достижения своих целей, а не является рабом норм. Иными словами —
Способность к творчеству
Творчество — это создание чего-то принципиально нового. Творчество может реализовываться в самых разных областях жизни — совсем не обязательно в искусстве.
Активность, целеустремленность
Зрелая Личность точно знает, чего она хочет и добивается этого. Такой человек — хозяин своей жизни, обладающий сильным характером и развитой волей. Он не разменивается на бессмысленные и праздные занятия
Адекватность, чувство юмора
Мудрое отношение к жизни не позволяет личности предаваться излишним эмоциям по ничтожным поводам и «делать из мухи слона». Личность не зациклена на себе, ее внимание направлено во вне — на дело, других людей или познание. А здоровое чувство юмора помогает спокойно справляться с житейскими неприятностями.
Стремление к развитию
Личность всегда учится, понимая, что «нет предела совершенству». Такая черта, как открытость к новому нам хорошо знакома по детям, но, к сожалению, взрослея, человек часто застывает в узеньких рамках наспех сформированной картины мира. Личность не может быть «застывшей» — она динамична и никогда не успокаивается на достигнутом.
Четкая система ценностей и нравственные ориентиры
Личность легко делает выборы на основании своей системы ценностей и благодаря этому быстро движется вперед. Различение добра и зла, правильного и неправильного, справедливого и несправедливого — обязательные черты личности. Даже если она и заблуждается в отдельных моментах этого понимании, основное направление движения будет все равно положительно нравственным. «Злую» личность представить трудно. Зло происходит от ущербности и слабости.
Личная миссия, выходящая за рамки эгоистических интересов
Ее цели не ограничиваются личными, а включают в себя заботу о других, выполнение некоей миссии посредством своих талантов. Можно даже сказать о ее любви к людям и о том, что только зрелая личность способна на настоящую любовь.
Ответственность за себя и свою жизнь
Трудно представить личность, которая ищет причины того, что с ней происходит, вне себя. Жизненная позиция личности всегда активна — что не отменяет разумный учет обстоятельств.
Смелость и верность
Личность может постоять за себя, отстоять свои убеждения и позиции, пойти против отдельных людей и даже общества, если понадобится. Да, в отдельных случаях она может проиграть, но никогда — сдаться. Это не слепое упрямство или эгоизм, а верность себе и тому, что человек считает «правым делом»
Достоинство и самоуважение
Уважение себя и, как следствие, уважение других — неотъемлемое качество личности. Зрелый человек обладает достоинством, которое не имеет ничего общего с гордыней.
Надеюсь, я ничего не забыла в характеристике Личности? Я основывалась по большей части на теории самоактуализующейся личности А. Маслоу, но согласитесь, когда мы говорим о Личности, мы имеем в виду примерно эти черты? Мы имеем в виду людей, которым удалось оставить свой след — в истории или в душах других людей, тех, кто запомнился, кого приводят в пример. Может, их и критикуют — но они не оставляют равнодушным.
Личность — это не просто наличие индивидуальности, но неповторимый вклад человека, и вклад не только каким-то-то открытием, произведением или делом. Не всех тех, кому выпало участвовать в истории помнят лично, помня их дела — но Личность помнят именно саму. И не важно, был это великий государственный деятель, ученый или художник — или это была прабабушка соседки, которая обладала такой мудростью, что вся округа ходила к ней за советом, и ее помнят и после смерти.
Личностью может стать каждый?
Да, масштаб личности может быть разный, но одна суть. И если честно подумать — каждый из нас хочет быть Личностью, «чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Именно жизнь личности можно назвать состоявшейся жизнью. Да, хотят все — но почему же становятся личностями единицы? Почему сейчас в такой моде обезличивающие духовные практики и философия Востока?
Хорошая новость — личностью может стать абсолютно каждый, потенциально мы все — личности. Нет никаких врожденных или приобретенных качеств и обстоятельств, которые бы всерьез могли помешать или помочь нам в становлении личности. Секрет тут только в одном — с нашей свободной воле. Именно в свободе самоопределения секрет личности. Невозможно научить быть личностью, привить или воспитать эти качества. Они зависят только от выбора самого человека. И мешает ему тоже его же воля, склоняющаяся к «легкому пути».
Вторая новость плохая — личностью стать трудно. Но если мы соглашаемся с тем, что трудно стать хорошим профессионалом в какой-то области и готовы потратить на это время и силы, потому что это определяет наш социальный статус и заработную плату, то почему бы не потратить их то, что определяет всю нашу жизнь — нас самих, как людей?
Когда выбор в сторону развития личности сделан, то в первую очередь нужна долгая работа по построению мировоззрения, становлению активной позиции, разрушению тех мысленных и волевых моделей, которые тянут в небытие, на безличный легкий путь. Это потребует времени и труда, нельзя однажды проснуться личностью, или решить — и тут же ей стать.
Более того, даже после «созревания» личности, процесс ее развития продолжается — ведь человек удивителен, в нем — бесконечность, и эта уникальная бесконечность может бесконечно разворачиваться и реализовываться в творчестве жизни. Согласитесь, игра стоит свеч?
У меня зреет идея марафона или тренинга по становлению личности. Очень важно ваше мнение — как вы считаете, стоит такое затевать? Много ли людей согласны покинуть тихую гавань «существования» и начать жить, отказаться от комфорта реактивной безответственности и выбрать путь самоактуализации?
А. Маслоу считает, что потребность в самоактуализации присуща каждому и является высшей потребностью человека, и в то же время только 0,5-1 % людей встают на этот путь, а остальные увлеченно занимаются бесконечным удовлетворением более низших потребностей, оставаясь в конце жизни «у разбитого корыта»… Почему-то мне кажется, что среди моих читателей таких людей больше, чем 0,5-1 %. Жду ваших замечаний и предложений, и до новых встреч!
© Надежда Дьяченко
Что такое личность человека? Определение понятия личность человека
Само определение личность происходит от латинского слова персона. Под личностью подразумевается индивид, который представляет собой субъект сознательной деятельности, он обязательно имеет совокупность качеств, черт и свойств и реализует их в общественной жизни. Все эмоциональные свойства натуры, воля и интеллект входят составными частями в личность.
Другими словами, личностью можно назвать всех людей, которые имеют присущие только им черты характера, эмоциональные особенности и обладают интеллектом.
Основные черты личности
Можно выделить характеристики, которые обязательно присущи любой личности:
- Человек должен осознавать свои социальные черты и особенности;
- Индивид обязательно участвует в общественной жизни, является её субъектом, то есть испытывает на себе влияние общества в разных сферах бытия;
- Имеет индивидуальные особенности, которые позволяют выделять и идентифицировать среди других людей;
- Человек осознает свое «я», может оценивать свои качества характера, свойства ума, эмоциональное состояние. Понимает свое место в обществе и может анализировать свое социальное взаимодействие.
Важнейшей характеристикой личности является индивидуальность. Чем больше человек имеет черт присущих только ему, тем более яркую личность он представляет. Многогранность характера, интеллекта, проявления эмоций – все это усиливает личностный показатель.
Факторы влияющие на формирование личности
Личность человека начинает формироваться ещё в утробе матери. Некоторые характеристики закладываются на генном уровне (цвет кожи, волос, глаз и др.).
На генотип накладывается фактор социальной среды, воспитание, культура народа.
Социальная среда накладывает один из самых сильных отпечатков. Люди выросшие в богатых семьях и гетто больших городов, жители мегаполисов и деревень всегда будут отличаться друг от друга. Но нужно учесть, что с переменой среды человек способен меняться, приспосабливаясь к новому окружению и перенимая привычки, образ жизни, язык.
Воспитание имеет более длительное воздействие, так как закладывается на раннем этапе жизни. По сути дела, именно генотип и воспитание формируют значительную часть личности человека.
Культура народа и той местности где живет человек, дают его личности определенные нюансы, но это наиболее изменчивые факторы формирования личности.
Личность с одной стороны – это индивидуальные качества, сформированные природой и родителями, а с другой, продукт взаимодействия с обществом.
Что такое личность – психология личности и все что с ней связано
Что такое личность – умы древних философов и мыслителей пытались определить, что в человеке есть такого, что можно описать это как данный феномен, ведь как давно уже известно, что личностью не рождаются, но ею становятся. Русский поэт В. Брюсов о личности говорил как неповторимости каждого человека при внешней схожести с другими.
Что такое личность человека?
Что такое личность – определение этого понятия многогранное и может быть следующим: «личность» – носитель индивидуального начала, раскрывающегося во взаимодействии с социумом и развивающегося при общении с другими. Что такое полноценная личность? Быть такой личностью – предполагает вступать в отношения и выполнять свои социальные роли, с уважением относится к людям и видеть в каждом личность.
Понятие личности в психологии
Термин «личность» personality происходит от лат. persona – маска, которую надевал актер древнегреческого театра. Получается, что личность это некая «личина», которую одевает человек, когда выходит в общество. Такое определение породило разные социально желательные характеристики по следующим критериям:
- физическая привлекательность;
- обаяние;
- харизма;
- популярность;
- статусность.
Что такое личность в психологии – разные направления психологии объясняют и видят «личность» исходя из рамок своей теории, но в целом это понятие можно описать так:
- личность – человек со свойственным только ему набором психологических черт, привычек и особенностей;
- личность – объект социальной ячейки контролирующий свою жизнь, умеющий выстраивать свою деятельность и несущий полную ответственность за свои слова и поступки
Структура личности в психологии
Теории личности в психологии столкнулись с проблематикой структуризации личности и лежащих в ее основе психологических черт, которых очень много, осложняется это еще полемикой психологов разных течений о соотношении в человеческой индивидуальности социального и биологического факторов, поэтому классификаций структуры личности несколько и каждая дополняет и освещает уже существующие.
Структура личности по К.К. Платонову состоит из 4-х подструктур:
- Биопсихическая – инстинкты, темперамент, гендерные и возрастные свойства.
- Психологическая – индивидуальные особенности когнитивных процессов, выражения эмоций и чувств.
- Социальная – наращиваемый опыт взаимодействия с социумом, обретение конкретных навыков и умений.
- Мотивационная – направленность личности, включающая в себя мировосприятие и мировоззрение, убеждения и принципы, интересы и позиционирование себя.
Структура личности З. Фрейда:
- Ид (Оно) – инстинктивные, врожденные биологические аспекты функционирующие в бессознательном (еда, сон, секс). Ид импульсивная, иррациональная психическая энергия.
- Эго (Я) – вырастает из Ид и стремится реализовать исходящие из него желания. Эго ответственно за принятие решений и является посредником между Ид и социумом, в котором действуют ограничения. Эго опирается на принцип реальности и ищет реализацию желаний доступными способами.
- Суперэго (Сверх Я) взращивается в процессе социализации – морально-этический компонент личности включает в себя совесть и эго-идеал. Совесть формируется под влиянием родителей, наказывающих за непослушание, а эго-идеал вырастает, наоборот – из одобрений.
Типы личности в психологии
Типология личности в психологии построена на выделении определенных черт, характерных для индивида. Классификаций и подразделений на типы также много, важно помнить, что все разделения условны и отражают лишь усредненное значение, поэтому чистых типов не бывает, человек видит себя в описываемых критериях в чем то больше, что подходит под его личностную описательную характеристику, в чем-то меньше.
Тип личности по темпераменту (основоположник Гиппократ):
- меланхолик – склонен к депрессиям, подавленному настроению;
- сангвиник – жизнерадостный оптимист, уравновешен, деятелен и всегда в поисках активности;
- холерик – «желчный» тип с ярким характером, склонным к вспышкам злости и агрессии;
- флегматик – уравновешенный, спокойный тип, склонен к неторопливости, инертности, не расплескивается эмоциями и чувствами.
Типы личности по Холланду:
- социальный – направлен на взаимодействие с обществом;
- инициативный – человек-лидер, призванный влиять, руководить коллективом;
- артистичный – привлекающий внимание, влияющий и вызывающий чувства и эмоции;
- интеллектуальный – человек-ученый, исследователь разных процессов природы, предметов, явлений;
- консервативный – любит структуру, систематизацию;
- реалистичный – человек технического склада, создает или работает с материальными объектами, техникой.
Свойства личности в психологии
Что такое личность если описывать ее в свойствах? Основы психологии личности описывают свойства как устойчивые явления психики, которые влияют на деятельность человека и характеризуют его с социально-психологической стороны. К свойствам личности относятся:
- направленность – единство побуждений, стремлений, желаний, действий на пути к цели;
- потребности – то, в чем личность нуждается, заставляет ее действовать, чтобы удовлетворить эти потребности материального или духовного порядка;
- мотив – внутреннее побуждение личности к свершению действия, содержание мотива зависит от объективный условий.
Методы изучения личности в психологии
Проблема личности в психологии возникла из-за того, что все методы показывают лишь усредненное значение, и у каждого исследования есть свои плюсы и минусы. Личность человека многогранна и не может быть втиснута в какие-то конкретные рамки, которые задают разные методы, тесты и исследования, поэтому задача их выявить наклонности, способности, особенности.
Методы исследования личности:
- Наблюдение. Естественное – осуществляется в реальных жизненных ситуациях. Полевое – предполагает условия эксперимента в рамках конкретной задачи.
- Опрос (интервью). Структурированное – специальные опросники, неструктурированное основано на открытых вопросах, побуждает больше говорить о себе.
- Стандартизированные тесты. Исследование качеств основано на ответах на вопросы по тесту («да», «нет», «не знаю»).
- Эксперимент. Метод используется чаще в группе и всегда преследует конкретную задачу, например исследование личности в конфликтной ситуации.
- Корреляционный метод. Установление связей между переменными. Метод помогает выявить взаимосвязи и ответить на поставленные вопросы.
- Проективные методики. Их разнообразное количество: рисуночные и ассоциативные тесты, метод неоконченных фраз.
Что такое развитие личности?
Что такое сильная личность – этот вопрос задают себе люди, вставшие на путь самосовершенствования и познания, решившие добиться поставленных целей. Развитие личности начинается в детстве и зависит от взращивания и стимулирования в человеке определенных качеств, это процесс базируется на воспитании и обучении. Гармоничная личность развивается всесторонне: физически, интеллектуально, нравственно и духовно.
Что такое социализация личности?
Психология личности неразрывно связано с социализацией, представляющей обоюдный процесс усвоения индивидом норм, правил, предписаний и ценностей социума и влияния личности на общество в виде различных преобразований и наращивании личностью уже своих собственных ценностей. Что такое социальный статус личности – это фактор, играющий большую роль в социализации человека, обозначающий включенность его в определенную социальную группу, или общество – статусов может быть много.
Что такое расстройство личности?
Психология личности человека была бы не полной, если бы затрагивалась только его полноценное, гармоничное развитие. В силу ряда причин происходит отклонение от нормы, рассматриваемое психиатрами как расстройство или психопатология. Иногда понятия нормы и патологии размыты. Расстройство личности приводит к социальной дезинтеграции и разрушением личностной структуры.
Что такое раздвоение личности
Диссоциативное расстройство или множественная личность – психопатология, при которой в теле человека сосуществует сразу несколько личностей. Примером может служить небезызвестный Билли Миллиган, который «обладал» 24 личностями, две из которых вели себя антисоциально. Что такое раздвоение личности – симптомы:
- существование двух и более личностей внутри индивида;
- каждая личность имеет свои особенности, память и не знает о наличии другой, этим объясняются провалы в памяти при «захвате» и контроле одной из личностей;
- с возрастом количество личностей увеличивается.
Что такое деградация личности?
Способности личности в психологии предполагают ее развитие, соответствующее заложенным природным особенностям и талантам. Полноценная личность всегда в процессе развития. Что такое личность в процессе деградирования? Деградация – патологический процесс регресса навыков, умений, функций, оскудение эмоций и чувств. Развивается медленно, конечной стадией деградации является маразм. Причины:
- алкоголизм, наркомания;
- психические заболевания;
- тяжелые черепно-мозговые травмы;
- патологические возрастные изменения.
Что такое Личность? Понятие личности в практической психологии
Вопрос – “Что такое Личность?” – не простой, как для философов и психологов, так и для всех остальных людей. Определений и разъяснений понятия Личности очень много, но, к сожалению, большинство из них такие мудрёные, что сути то и не поймёшь. Стоит просто вбить данный вопрос в поисковике и почитать ответы на первых десяти сайтах. Наша задача дать простые определения и объяснения понятия Личности так, чтобы было понятно абсолютно каждому человеку – что такое Личность, кто Личностью является, а кто нет и почему.
Большинство людей предпочитают думать, что если ты человек, вернее, если у тебя тело человека и ты можешь говорить по человечески, то это автоматически означает, что ты Личность. Это не так! Но, личностью ещё нужно стать, сформировать себя как Личность, как человека достойного и сильного.
Потому что каждый, вокруг себя можно видеть очень разных людей, которые не являются полноценными личностями, людей, которых никак не назовёшь достойными и сильными. Многие, те, кто являются рабами своих страхов, инстинктов, желаний и пороков – больше относятся к животным в теле человека, чем к людям достойным. Примерно то же можно сказать и про людей падших – алкоголиков, наркоманов, преступников, различного рода извращенцев. У них, конечно, также могут быть какие-то достоинства и личностные качества, но их недостатки, пороки и злые дела напрочь перечёркивают то добро, которое в них есть. Также, сложно назвать Личностью, человека слабого, который по жизни – как бревно по течению, ни к чему не стремится, ни чего не достиг, ничего в себе достойного не сформировал, ничего значимого после себя для этого мира и своих предков не оставил. Что жил, что не жил. Вот и решайте сами, достойны такие люди, чтобы называться Личностями или нет?
Так что же такое Личность? Определение Личности
Я приведу, надеюсь, понятные для каждого определения и описание Личности:
Личность – это сильный и достойный человек, способный ставить и достигать цели.
Сильный человек – тот, который способен изменять себя к лучшему: устранять свои недостатки (слабости, пороки, вредные привычки, негатив) и формировать необходимые достоинства (убеждения, личные качества, таланты, способности).
Достойный человек – тот, кто выстраивает себя и свою жизнь в соответствии нравственными принципами (Совестью) и определённым кодексом Чести (на основе понимания, что достойно, а что не достойно).
Ставить и достигать Цели – цели жизни: служение обществу, работа, развитие, семья, друзья, достойный образ жизни, отдых, другие.
Формирование Личности – обучение развитию (как изменять себя к лучшему и устранять проблемы), как ставить и достигать цели (быть успешным в жизни и счастливым в душе): выстраивать прекрасные взаимоотношения, делать карьеру, организовывать свою жизнь, воспитывать детей, быть наставником для других, отдыхать и мн. др. Одни словом, формирование личности – обучение, как жить достойно, а не существовать убого!
Конечно, Личность и развитие Личности – это очень не просто и для понимания, и тем более для реализации всего выше сказанного в собственной жизни. Начиная с понимания Структуры Личности (из каких частей личность состоит). Но без этого понимания, без соответствующих знаний человеку очень сложно будет добиться чего-либо значимого в этой жизни, стать достойным, успешным и счастливым.
Так что оценивайте сами – вы уже реализованная личность или вы только в начале пути, и ещё даже не начинали формировать себя как личность, как человека сильного, достойного, успешного и полезного для этого мира!
Надеюсь вы примите мудрое решение – стать на путь формирования себя, как человека Достойного во всех отношениях, а не того, кто мнит о себе много и много болтает, а на деле – ноль в жизни и пустота в душе!
Так же читайте:
С уважением, автор
❶ Что такое личность 🚩 быть личностью это 🚩 Психоанализ
Личность человека – это его суть. Совокупность мыслей, чувств, поступков и взглядов на те или иные события. Каждый человек является личностью, поскольку это именно то, что определяет собственное «Я». Многие философы, ученые и мыслители на протяжении сотен лет размышляли над тем, что же есть человек. Очевидно, что человеком человека делает не тело и не слова, которые он произносит, а что-то, скрытое намного глубже. Именно внутренняя суть, самобытное «Я» и является истинной сущностью человека. Именно это и есть личность.Также личностью принято называть совокупность взглядов человека, отражающих его понимание тех или иных вопросов и точку зрения на различные социальные и политические явления. Конечно, понятие личности в общественно-политическом и социальном смысле во многом сходится с психологическим термином, но, все же, следует их различать. Ведь в данном случае речь идет не просто об индивидуальных особенностях характера и мировоззрении, но об образе мыслей в конкретном направлении и взглядах на разные вопросы через призму этих мыслей.
Личностью, безусловно, является каждый человек. Но далеко не о каждом можно сказать, что он сильная личность. Здесь речь идет не столько о силе физической, сколько о качествах души, позволяющих человеку сопротивляться внешним обстоятельствам и оставаться верным собственным убеждениям, несмотря ни на что. Разумеется, и сильные личности пересматривают свою точку зрения. Случается, что они меняют взгляды на диаметрально противоположные, но происходит это всегда под действием изменения ценностей и жизненных убеждений, а не вследствие давления извне. Любая сильная личность обладает способностью четко видеть свой жизненный путь и следовать ему, не сбиваясь с курса.
В истории множество примеров личностей, которые овладевали умами сотен и даже тысяч последователей. Великие ученые, мыслители, философы и военные деятели, чьими достижениями и по сей день восхищаются многие. Такие личности способны изменять мировоззрения масс, способны вести за собой других и следовать намеченной цели во что бы то ни стало. Это отнюдь не означает, что чтобы стать сильной личностью, необходимо изобретать что-нибудь, открыть новый материк или завоевать соседнюю страну. Сильной личностью может стать и самый обычный банковский клерк, проявив достаточно выдержки и силы воли под воздействием жизненных обстоятельств.
Личность – основополагающая часть нашей сути, без нее мы не обладаем ничем, кроме способности переваривать пищу и двигать кровь по сосудам тела. Каждый человек неповторим и его отличие от животного именно в том, что он – личность.
Личность — это… Что такое Личность?
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011. |
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2].
Понятие личности в философии
История развития взглядов на личность
Современные концепции личности
Персонализм
Согласно логике персонализма, существование индивида, вплетенное в сложную сеть общественных отношений, подчиненное социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества есть индивид. О таком человеке — биологическом или социальном атоме — ничего не известно. Он аноним (по выражению Кьеркегора) — лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. В сфере идей персонализма развивается тенденция, которая затем станет заповедью экзистенциализма — утверждение о принципиальной враждебности общества и личности.
Атрибуты личности
Понимание личности в социальных науках
Согласно В. А. Ядову, в прочтении О. И. Маховской, в социальных науках XX века можно выделить как минимум 4 широких подхода к пониманию личности в соотношении с определённым пониманием культуры, и концептуализацией отношений культуры и личности:[4]
- Культура и бессознательное — психоаналитическая антропология, представленная в работах: З. Фрейда, у которого личность, и её глубинные поведения, ограничиваются и направляются культурой, понятой как система тотемов и табу; К. Г. Юнга, у которого самый глубокий уровень личности представляют архетипы.
- Культура и личность — включает четыре концепта, в частности: «конфигурация культур» Р. Бенедикта, «базовая и модельная личность» А. Кардинера, Р. Линтона, А. Инкельса, «национальный характер» Ф. Л. К. Хсю, Дж. Горера; и сравнительно-культурный подход Дж. и Б. Уайтингов. Устойчивые культурные образования в данном направлении служат для формирования ядра идентичности каждой конкретной личности.
- Культура и познавательные процессы — когнитивная антропология, представленная работами этнографов и психологов, занимавшихся проблемами детского развития, «примитивного» мышления и этносемантическими исследованиями, в частности, Ф. К. Бок, М. Коул, и др. С позиции этого направления, личность не оказывает существенного влияния на развитие познавательных процессов.
- Социальная структура и личность объединяет три антропологические позиции — материалистическую — К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи, позитивистскую — М. Вебер, К. Мертон, и интеракционистскую (Дж. Г. Мид). Согласно представителям этого подхода, личность формируется в зависимости от положения, которое она занимает в рамках социальной структуры и несёт в себе черты культуры, к которой принадлежит.
Понятие личности в психологии
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Комплекс устойчивых компонентов личности
Личность, индивид и индивидуальность
- Индивид-отдельно взятый человек, представитель человеческого рода .
- Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
Понятие личности в религии
Христианство
В христианстве (православии) личностями считаются[источник не указан 901 день]:
- Три Лица Святой Троицы
- Ангелы и демоны (падшие ангелы)
- Люди (как сотворённые по образу и подобию Бога)
Каждый человек, по учению Церкви, непостижимо является полноценной личностью сразу же в момент своего зачатия в утробе матери. Однако, появившаяся по воле Божией, личность человека вечно раскрывается, развивается, обогащается, совершенствуется. [1] Все люди (как и все духи) считаются свободными и уникальными (неповторимыми, созданными по образу и подобию Бога) личностями, в том числе: человеческие эмбрионы, младенцы, дети и другие. [2]
Православное понимание личности, в отличие от католического, подразумевает, что в аксиологическом и этическом значении человеческая личность превосходит понятия «человеческая природа» и «человеческая индивидуальность». Личность, включая в себя природу и индивидуальность, в то же время относится к высшей категории. Она предполагает наличие таких способностей, как свободная воля, определение цели, выбор мотивов, нравственное чувство, словесность (разумность), творческая направленность в их проявлениях, жертвенная любовь. Развитие личности означает для христианина приближение к идеальному образцу человека, который дал нам в своем Лице Иисус Христос. Человек именно потому и личность, что он есть образ личного Бога в безличном мире. Человек существует в качестве личности по причине того, что являет собой образ Бога, и наоборот – он вследствие того только и есть образ Божий, что существует в качестве личности. Личность человека не определяется его природой, но сама может уподоблять природу Божественному Первообразу. Способность быть личностью является сущностной для человека: личность и природа соединяются в человеке в некое единство, отличающее его от иных созданий. Но при этом сама личность к природе человека несводима, что делает ее практически недоступной для научного исследования.
Буддизм
Буддисты считали слово «личность» равнозначным слову «душа» (санскр. атман) и для обозначения личности использовали слово «пудгала»[5]. Согласно анатмаваде или фундаментальной буддийской доктрине о «не душе», буддизм отрицает существование атмана, души, «я»[6] и личности[7]. Учение буддизма условно определяет личность как упорядоченную совокупность пяти групп элементов (скандх дхарм)[6]. В состав пяти групп входит физическая группа (тело и материальное, обозначаемые как рупа) и четыре «душевные» группы: 1) чувство приятного, неприятного и нейтрального (ведана), 2) способность проводить различия и образовывать понятия (санджня), 3) воля и деятельность, ведущие к образованию кармы (санскара) и 4) сознание (виджняна)[8][6]. Данные группы элементов не являются доказательством существования личности как чего-то самостоятельного, а показывают условность личности[9], являющейся, исходя из «высшей реальности», нереальной[10].
Первая истина из Четырёх благородных истин буддизма утверждает, что пять скандх, из которых образовывается личность, прямо связаны со страданием, яркими формами которого являются рождение, смерть, разлука с приятным и столкновение с неприятным[11]. Остальные благородные истины указывают причину страдания, способ его прекращения и путь, ведущий к полному прекращению страдания[12]. Вера в личность в буддизме порождает ошибочное состояние сознания, связанное с заблуждением и невежеством[13].
Другие религии
Существуют религии (индуизм), где категорически запрещается убивать любых живых существ, так как они являются потенциальными личностями и в одной из своих следующих жизней могут стать человеком, то есть индивидом. К тому же каждая личность может стать единой с Богом (уйти в нирвану, раствориться в абстрактной божественной природе, перестать страдать).
См. также
Примечания
- ↑ Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.
- ↑ Кон И. С. Личность // БЭС
- ↑ Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология
- ↑ Маховская О. И. Коммуникативный опыт личности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. — С. 25-26.
- ↑ Щербатской, 1998, с. 109
- ↑ 1 2 3 Торчинов, 2002, с. 17
- ↑ Щербатской, 1998, с. 123
- ↑ Щербатской, 1998, с. 111
- ↑ Щербатской, 1998, с. 112—113
- ↑ Жуковская, 1992, Дхарма
- ↑ Торчинов, 2002, с. 20
- ↑ Торчинов, 2002, с. 20—21
- ↑ Жуковская, 1992, Моха
Литература
- Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X
- Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1986.
- Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
- Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
- Кобзев А. И. О понимании личности в китайской и европейской культурах (проблема организмических моделей) // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1979, № 5, с. 43 — 57.
- Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984.
- Мясищев В. Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности: Материалы симпозиума. М., 1969.
- Рубин В. А. «Личность и власть в Древнем Китае. Собрание трудов» Издательская фирма «Восточная литература» РАН. Москва. 1999
- Русалов В. М. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/ch8_2.html
- Семёнов Ю. И. «Личность, общество, культура»
- Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5
- Феоктистов В. Ф. Модель личности в традиционной китайской философии: дискуссия в западной синологии // Восток-Россия-Запад: Исторические и культурологические исследования. М., 2001. С.413-421.
- Штейнер Е. Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990, с. 164—190
- Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма // Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни: Пять лекций по буддизму / С. Ф. Ольдеибург, Б. Я. Владимирцов, Ф. И. Щербатской, О. О. Розенберг.. — Самара: Издательский дом «Агни», 1998. — 192 с. — ISBN 5-89850-004-9
- Личность в традиционном Китае. М., 1992.
Ссылки
2.6. Человек, индивид, личность – SOOCIETY
Указанные в заголовке понятия часто употребляются как синонимы. Однако между ними имеются существенные смысловые различия. Человек —это существо биологического вида homo sapiens. Индивид — это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей, чертами. Индивидом является любой из нас. Каждый человек от рождения наделен особыми внешностью, характером, способностями и т.д. Специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных, составляют его индивидуальность. Она предполагает не только особенности внешнего облика, но и комплекс социально значимых качеств индивида.
Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может стать личностью. Какими качествами должна обладать личность? С какого возраста ею становятся? На эти вопросы нет однозначного ответа. С одной точки зрения, личность — это человек, обладающий комплексом положительных характеристик. В соответствии с другой точкой зрения личность предстает как нечто особенное, взятое в социальном аспекте.
Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание — это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества. (Важнейшим качеством личности выступает социальная активность, которую можно рассматривать в двух проявлениях. Первое предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться. Второе проявление социальной активности связывают с активностью как некоторой конкретной мерой деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить измерение трудовой активности. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием «социальная активность» тесно связано понятие «социальный субъект» — человек, способный к активной социальной деятельности.
В социологии выделяются такие виды личности, как нормативная (базисная) и модальная. Нормативная (базисная) личность — это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры. Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. В любой социальной группе можно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в университете существуют представления о том, каким должен быть студент, в армии — военнослужащий, на заводе — рабочий и т.д.
Модальная (от слова «мода») личность — это человек, приверженный тем же культурным образцам, что и большинство членов данного общества. То есть это тип личности, наиболее распространенный на данной территории и в данный момент времени. Модальная личность отражает реальное положение человека в обществе. Например, в последнее десятилетие XX в. в России получил распространение тип торгового человека, ориентирующегося на получение прибыли. Следует отметить, что в обществе может существовать несколько типов модальной личности в зависимости от наличия разных социальных групп.
Модальная личность никогда не соответствует нормативной, хотя иногда встречаются некоторые совпадения. Отклонения от нормативного типа, если они довольно существенны, встречают противодействие общества, которое принуждает индивидов к исполнению общепринятых норм. Кроме того, нормативная личность более постоянна, а модальная — более динамична. Со сменой условий жизнедеятельности изменяются и типы личностей. Так, для демократического общества характерен политически активный тип личности, а для антидемократического — тип, подчиняющийся руководящим указаниям.
В условиях радикальных перемен в общественной жизни получает распространение маргинальный тип личности, т.е. личности пограничного типа: человек, выпавший из своей прежней социальной среды и не сумевший приспособиться к изменившимся обстоятельствам, испытывает психический дискомфорт, неуверенность в будущем и стремится примкнуть к какой-либо социальной группе для стабилизации своего положения.
На формирование личности оказывают влияние многие факторы. В первую очередь это наследственность. От родителей человек получает набор индивидуальных свойств внешности, здоровья, психики и т.д. Но на уровне наследственности человеку передаются только психофизиологические свойства. В большинстве случаев они играют второстепенную роль. В качестве основных они могут выступать тогда, когда человек существенно отличается от окружающих. В крайних случаях это либо физические и психические патологии, либо одаренность.
Другим, более важным фактором, выступает воспитание ~ процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Воспитательное воздействие человек испытывает со стороны родителей, учителей, друзей.
Немаловажный фактор формирования личности — социальная среда, т.е. те люди, среди которых человек вращается, от которых он зависит или которые зависят от него, на которых он ориентируется или которые ориентируются на него. Выделяют макросреду (общество в целом, система образования, воспитания и т.д.) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Личность и общество взаимодействуют друг с другом. Общество может влиять на становление личности и на ее поступки. В то же время личность способна изменять социальную среду. Отношения, которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными.
Социальные отношения — это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения складываются между людьми, включенными в различные социальные группы. Человек не может существовать обособленно. В своей деятельности он должен учитывать интересы других людей. Так, для достижения успехов на работе мало быть хорошим специалистом. Необходимо уметь построить правильные отношения и с начальниками, и с сослуживцами. Все действия людей есть производные социальных отношений, которые включают в себя два уровня: социальный уровень (взаимодействие людей посредством различных социальных групп) и психологический уровень (непосредственно межличностные отношения).
Возможна ситуация, когда несмотря на благоприятные условия процесс развития личности приостанавливается, так как сам человек не прикладывает к этому никаких усилий. Для формирования личности необходимо стремление человека к самосовершенствованию. В каждом человеке заложен огромный потенциал, который может раскрыться только если человек сам ставит перед собой цели и предпринимает попытки их достижения.
Не последнюю роль в становлении личности играют способности человека. Способностями называют индивидуально-психические качества человека, которые позволяют ему успешно приобретать знания, умения и навыки. Чем шире круг интересов человека, тем проще выявить его подлинные способности. Нередки случаи, когда родители заставляют ребенка заниматься каким-либо видом деятельности (математикой, спортом), а он имеет способности в совершенно иной сфере (например, в литературе и искусстве).
Ярко выраженная способность называется талантом. Способность и талант — врожденные качества. Но если их не развивать, они могут угаснуть. Талант нужно вовремя увидеть в человеке. Это задача родителей, школы, других общественных институтов. Развитие же таланта во многом зависит от самого человека. Талантливого человека, постоянно развивающего свои способности и достигшего высоких результатов в своей деятельности, мы называем гением. Все гениальные люди, оставившие свой след в истории, были личностями.
Но не только таланты и гении становятся личностями. Личность — это результат становления индивида, развития его способностей, накопления опыта. Личность характеризуется развитым самосознанием, твердой жизненной позицией, умением принимать решения и способностью нести ответственность за свои поступки. Она всегда имеет свою точку зрения на те или иные проблемы и в некоторых случаях может противопоставлять себя обществу. Личность отличается развитой силой воли, способностью заставить себя действовать так, как это необходимо в данной ситуации.
Становление личности происходит в ходе социализации. Социализация — это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта. Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь.
Жизненный цикл человека составляют определенные возрастные этапы: детство, юность, зрелость и старость. Возрастные границы этих этапов довольно размыты. Тем не менее существуют те признаки, по которым можно отличить ребенка от юноши или зрелого человека от старика. В зависимости от возраста различают и этапы социализации. Период детства и юности составляет начальную социализацию, период зрелости и старости — продолженную. На человека в процессе социализации оказывают влияние родители, школа, друзья (на стадии начальной социализации), а затем институт, армия, работа, государство (на стадии продолженной социализации).
Не последнюю роль в социализации играет воспитание — привитие человеку распространенных в обществе ценностей и идеалов. Воспитание, как отмечалось выше, представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Но существует и другая сторона воспитания, а именно, стихийное усвоение правил поведения. В первом случае воспитание осуществляют родители, школа, вуз. Во втором — ребенок воспринимает образцы поведения, подражая родителям, старшим товарищам, кумирам кино, эстрады, спорта. Целенаправленное воспитание всегда связано с задачей сформировать у ребенка совокупность положительных качеств. Стихийно же усваиваться могут и отрицательные образцы поведения.
В воспитании целенаправленное и стихийное могут соответствовать друг другу, а могут и вступать в конфликт, например, когда родители постоянно говорят ребенку о вреде курения, а сами курят. Поэтому процесс воспитания предполагает ответственность и самоконтроль со стороны родителей.
Но воспитание не заканчивается со взрослением человека. Процесс усвоения норм поведения продолжается всю жизнь. Меняется только его направленность. Если в детстве человека воспитывали окружающие, то с возрастом он сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки. Такой процесс называется самовоспитанием.
Самовоспитание — свойство развитой личности. Оно требует наличия силы воли и стремления к более высоким результатам. Неудовлетворенность достигнутым положением, приложение усилий к продвижению вперед, состояние постоянного поиска — признаки, свидетельствующие о статусе личности. Общество, состоящее из ярких личностей, развивается более динамично и быстрее движется по пути социального прогресса.
Вопросы и задания
1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?
2. Что такое социальная активность? Каковы ее проявления?
3. Охарактеризуйте понятия нормативной и модальной личности. В чем проявляется их соотношение? Приведите примеры.
4. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?
5. Какую роль в развитии личности играют способности и талант?
6. Что такое социализация? Каковы ее этапы? Какие факторы влияют на процесс социализации?
7. Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем со стоит взаимосвязь целенаправленного и стихийного воспитания?
8. Какое значение имеет самовоспитание? Занимаетесь ли вы само воспитанием?
9. Прочитайте высказывание Г.В.Плеханова.
«Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени… Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».
Какие черты великого человека он выделяет?
2.6. Человек, индивид, личность
Оценка