Что не относится к свойствам внимания: Внимание — Википедия – Свойства внимания это что такое Свойства внимания: определение — Психология.НЭС

Автор: | 02.12.2020

Содержание

Характеристики свойств внимания

Связь сознания с определенным объектом и сосредоточенность на нем есть не что иное, как внимание. Особенности сосредоточенности определяют свойства внимания. К этим свойствам относятся:

  • Устойчивость;
  • Концентрация;
  • Распределение;
  • Переключение;
  • Объем внимания;
  • Отвлекаемость.

Устойчивость внимания

Заключается устойчивость в способности сосредотачиваться на одном объекте какое-то определенное время, поэтому она является временной характеристикой внимания. Данное свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами.

Как показали исследования, внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. По данным Н.Н. Ланге, периоды таких колебаний обычно составляют 2-3 секунды и доходят до 12 секунд максимум. Если попытаться сосредоточиться на тиканье часов – они будут, то слышны, то не слышны. Колебания при наблюдении более сложных фигур, носят иной характер. В них как фигура попеременно будет выступать то одна, то другая часть. Например, изображение усеченной пирамиды будет давать такой эффект. Усеченная пирамида показана на рисунке:

Устойчивость внимания

Если в течение какого-то времени смотреть на пирамиду, то поочередно она будет казаться то выпуклой, то вогнутой. Малые периоды колебания внимания не являются общей закономерностью. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете новые стороны и связи.

Когда внимание при всех условиях неустойчиво, умственная работа более или менее эффективная была бы невозможна. Устойчивость внимания зависит и от других условий – степень сложности материала и трудность знакомства с ним, понятность материала, отношение к нему субъекта, индивидуальные особенности личности.

Устойчивость внимания можно проверить с помощью таблицы Бурдона. Она состоит из беспорядочного чередования отдельных букв. В каждой строке каждая буква повторяется одно и то же количество раз. Испытуемый в течение длительного времени должен вычеркивать заданные буквы. Устойчивость внимания аналогично проверяется с помощью таблиц Крепелина. Они состоят из столбиков цифр, а испытуемый в течение длительного времени должен их складывать. Число допускаемых ошибок и продуктивность работы служат показателем колебаний внимания.

Концентрация внимания

Определение

Концентрация – это следующее свойство внимания, которое подразумевает интенсивность сосредоточенности.

Концентрация внимания, считал А.А. Ухтомский, связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. По его мнению, – это следствие возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Поскольку внимание может быть произвольным и непроизвольным, то соответственно, и концентрация внимания производится как усилием воли, так и сама собой, опираясь на личную заинтересованность. Для длительного поддержания внимания в первом случае требуется большое количество энергии, которое может привести к истощению. Концентрация внимания будет менее утомительна, если она основана на интересе к объекту и способствует большей производительности труда. Естественно, что заниматься деятельностью, которая вызывает искренний интерес, очень важно для человека.

Умение сосредоточиться на определенном объекте развивается с возрастом. Концентрироваться длительное время малышам, сложно, но младшие школьники уже без проблем могут высиживать уроки. Таким образом, они приобретают способность к обучению. Концентрируясь на одном предмете в течение длительного времени, ребенок постепенно привыкает к нагрузкам и легче справляется с ними, а к окончанию школы уже свободно владеет произвольным вниманием.

На развитие концентрации внимания существует много упражнений, например, такие, как мозговые импульсы, центр вселенной, подсчет и др.

Распределение внимания

Определение

Распределение внимания – это способность человека одновременно выполнять несколько видов деятельности.

Безусловно, классическим примером такой способности является Юлий Цезарь. Предание говорит, что он мог одновременно делать семь дел, не связанных между собой. Также известно, что Наполеон одновременно мог диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов.

Практика, однако, показывает, что человек может выполнить только один вид сознательной психической деятельности. Субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких дел возникает, потому что человек быстро и последовательно переключается с одного вида деятельности на другой. Как доказал В. Вундт, человек не может одновременно сосредоточиться на двух предъявляемых раздражителях. Тем не менее, иногда действительно человек способен выполнить два вида деятельности, но, в таком случае, один из видов должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. При несоблюдении этого условия совмещение деятельности невозможно. Распределение внимания, как считает ряд авторов, является обратной стороной другого свойства – переключаемости.

Переключение внимания

Определение

Под переключением понимается сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.

В целом это означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

У разных людей легкость переключения неодинакова и зависит от ряда условий. Прежде всего, это соотношение между предшествующей и последующей деятельностью, а также отношение субъекта к каждой из них.

На интересную деятельность переключиться значительно легче и, наоборот. Переключаемость внимания хорошо тренируется.

Объем внимания

Объем является еще одним свойством внимания и представляет собой количество объектов, которое человек с достаточной ясностью может охватить одновременно.

Одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы, как известно, человек не может. Подобное ограничение заставляет поступающую извне информацию дробить на части и при этом не превышать возможности обрабатывающей системы.

При обучении и тренировке объем внимания практически не меняется, а его показателем является количество ясно воспринимаемых предметов. У разных людей объем внимания различен. Это зависит от того, насколько содержание, на котором сосредотачивается внимание, связано между собой, а также от умения осмыслено связывать и структурировать материал. Объем внимания очень близко к понятию объем восприятия.

Отвлекаемость внимания

Определение

Под отвлекаемостью понимают перемещение внимания с одного объекта на другой.

Если на человека, занятого какой-либо деятельностью действуют посторонние раздражители, то возникает отвлекаемость внимания.

Она может быть внешней и внутренней:

  • Внешняя отвлекаемость. Возникает под влиянием внешних раздражителей. Те предметы и явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой, отвлекают больше всего. В результате у человека на эти раздражители появляется ориентировочный рефлекс, который трудно угасает. Внешняя отвлекаемость имеет физиологическую основу, которой является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения. Они вызываются действием внешних раздражителей, которые не имеют отношения к выполняемой деятельности;
  • Внутренняя отвлекаемость внимания. Как правило, возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за то дело, которым человек в данный момент занимается. Внутренняя отвлекаемость внимания обусловлена сильными чувствами, желаниями вызывает мощный очаг возбуждения в коре головного мозга. В результате отсутствия интереса, внутренняя отвлекаемость объясняется запредельным торможением, которое развивается под влиянием утомления нервных клеток.

Свойства внимания — Психологос

​​​​​​​Свойства внимания:

Противоположностью концентрации внимания является рассеянность, то есть состояние, когда человек ни на чем не может сосредоточиться. Такое состояние возникает при сильном утомлении, при наличии слишком многих значимых раздражителей или, наоборот, тогда, когда ни один из раздражителей не является для человека значимым. Включение (иногда с помощью волевых усилий) в определенную деятельность, как правило, вызывает все больший интерес к ней и устраняет рассеянность. Часто рассеянностью называют такое углубление в работу, при котором внимание концентрируется на чем-то одном. Иногда подобная концентрация внимания необходима для наиболее успешного выполнения работы. Однако это может препятствовать коллективной деятельности, когда выполнение собственной работы связано с работой других.

Объем внимания — количество объектов, которые могут быть одновременно восприняты с достаточной для их различения степенью ясности. Объем внимания зависит от свойств самих воспринимаемых предметов, а также от задачи и характера деятельности воспринимающего их человека. Если объекты восприятия не связаны друг с другом, то количество воспринятых элементов обычно невелико: от 3 до 5, редко до 6. Если же отдельные элементы можно связать друг с другом, то количество различаемых элементов значительно возрастает. Слово может быть воспринято (в десятую долю секунды) даже в том случае, если в нем 12—14 букв. Важную особенность внимания составляет возможность его распределения между двумя или несколькими одновременно выполняемыми действиями. Распределение внимания возможно при некоторой автоматизации выполнения одной деятельности и известном знакомстве со второй.

  • Устойчивость (прыгает или стабильно)

Существенным качеством внимания является его устойчивость — длительное удерживание его на чем-либо подчиненном одной общей задаче. Объекты действия и сами действия могут при этом меняться, но общее направление деятельности должно оставаться постоянным. Условие устойчивости внимания — разнообразие получаемых впечатлений или выполняемых действий. Для того чтобы длительно удерживать внимание на чем-то одном, надо стремиться вскрывать в нем все новые и новые стороны, ставить по отношению к нему разные, хотя и подчиненные общей цели, действия. Состояние, противоположное устойчивости внимания, — отвлекаемость. Легко отвлекающими внимание являются посторонние эмоциональные, а также неожиданные раздражители. Когда мы стремимся на чем-то сосредоточиться, желательно, чтобы отвлекающих раздражителей не было. Такое, однако, далеко не всегда возможно, поэтому следует культивировать в себе способность работать и в трудных условиях, преодолевая отвлечение.

  • Переключаемость. Способность легко при необходимость переключиться с одного дела на другое.

От отвлекаемости внимания надо отличать переключение внимания как намеренный переход от одной деятельности к другой, подчиненной новой задаче. Быстрота и успешность переключения зависят от интенсивности внимания по отношению к предыдущей деятельности и от характера новой деятельности (от того, насколько она может привлечь внимание). Частое переключение внимания нежелательно, так как требует затраты усилий, а постоянный переход от одной деятельности к другой может сильно затруднить ее исполнение. Но при наступлении утомления от выполняемой работы (особенно однообразной) переключение внимания является полезным, а во многих случаях и необходимым; оно иногда может заменить собой отдых.

  • Способность к параллельным процессам (умение делать несколько дел одновременно, распределяя внимание параллельно).
  • Направленность внимания

Основные направленности внимания: внутрь себя (у интроверта) либо внаружу (на себя, или на другого, или на дело) — у экстраверта. Привычка направлять внимание на себя более характерна для с душевными проблемами — и эти же проблемы провоцирует. Полезнее вырабатывать привычку «быть вовне», вниманием быть обращенным к делам, людям, жизни. У экстравертов также есть две важные направленности внимания — на себя или на другого, в зависимости чьи заботы вам важнее. У людей заботливых заботы другого важнее и интереснее своих, у людей эгоистичных, занятых собой — впереди заботы (и разговоры) о себе. См.→

Вводное занятие Университета

что это такое, основные виды, определение, какие бывают, классификация и примеры

Как долго вы можете концентрироваться на одном действии, собеседнике? Почему вчера вы работали, не отвлекаясь, а в сегодня – сделать это очень сложно. В этой статье я расскажу о внимании, дам краткое определение из психологии,  перечислю его основные виды и свойства, а также приведу примеры. 

Описание 

Это понятие обозначает определенную направленность сознания и зацикливание на одном объекте. Выбор предмета осуществляется самим субъектом деятельности, при этом происходит отвлечение личности от других раздражающих факторов. Можно сравнить данную способность ума со зрением. Когда человек фокусируется на конкретной точке, его окружение становится размытым, так как находится не в фокусе. Держать непрерывный взгляд можно только определенное время – это обусловлено физиологией. То же самое происходит и с нашей внимательностью.

Физиологический механизм 

Ежедневно, ежечасно, ежесекундно мы получаем неотфильтрованный поток информации через все способы восприятия. Но из-за того, что у человека есть собственные осознанные и неосознанные потребности, интересы, мотивы – не каждое сведение усваивается нашим мозгом, а только те, которые нам интересны. 

Приведу пример: по пути в школу ученик остановился на пешеходном переходе, потому что был красный сигнал светофора. На эту уже отработанную реакцию он потратил немного сил, поэтому уже к вечеру он не сможет вспомнить – на каком именно светофоре он стоял. Но на уроке он внимательно слушал учителя, прикладывая максимум усилий. Это позволило ему запомнить весь урок.   

Степень внимательности зависит от: 

  • потребностей и мотивации самого субъекта; 
  • новизны – одинаковые, постоянно повторяющиеся действия часто не сопровождаются вниманием, а делаются по инерции;
  • продолжительности и количества – почувствовать одну каплю дождя на коже сложнее, чем долгий ливень; 
  • связи с базовыми рефлексами – иногда мы откликаемся на раздражители, которые кажутся нам опасными, это любой громкий звук или свет; 
  • времени суток, усталости, индивидуальных особенностей человека. 

Важно то, что данный процесс протекает взаимосвязано с другими (например, со слушанием, говорением, моторикой), поэтому его очень сложно изолировать и изучать отдельно. На органы восприятия (слух, зрение) действуют раздражители, через нервные окончания импульс идет прямо к коре головного мозга. При правильных условиях в данной области формируется очаг воспаления, и большинство нейронных связей начинает работать в этой зоне, остальные блекнут. 

основные функции внимания виды вниманияосновные функции внимания виды внимания

Классификация внимания в психологии

Есть несколько видов, которые зависят от степени участия сознательности в процессе восприятия. Внимательность бывает: 

  • непроизвольная. Этот вид проще всего, встречается очень часто и используется в некоторых обучающих программах для детей. Дополнительные названия – пассивное, вынужденное. В данном случае сознание практически не имеет значения, хотя оно может «уловить» и перенять заинтересованность, начать воспринимать более осознанно или намеренно отстраниться от процесса. Раздражитель действует на основании контраста – было тихо, стало громко. В данной категории также существует несколько подвидов. Например, вынужденное – им сложно управлять, оно часто выходит из-под контроля. Так действует внезапный страх от вспышки, громкого взрыва. Еще есть невольное, оно связано с чувством голода или жажды, к примеру, когда из пекарни доносится ароматный запах. Есть также привычное внимание – когда человек по привычке исходя из особенностей профессии, начинает замечать то, что другим людям неинтересно; 
  • произвольная. Для нее необходимо прикладывать усилия. Есть цели, которые приводят к активным действиям. Подобным образом происходит обучение, работа, домашние дела и многое другое. Это значительно отличает человека от животных, потому что мы руководствуемся не только биологическими, но и социальными мотивами. Подобное волевое внимание часто учитывают при трудоустройстве; 
  • послепроизвольная. Цель есть, но усилий прикладывать не нужно, так как все действия уже становятся привычными. Приведу пример: вы должны прочитать книгу для того, чтобы сдать экзамен. Но в процессе прочтения вы нашли ее интересной, поэтому испытываете самостоятельную тягу к нему. 

внимание определение виды свойствавнимание определение виды свойства

Какими свойствами обладает внимание

Я выделяю 5 основных особенностей.

  1. Устойчивость. Это то, как долго субъект может концентрироваться на объекте. Это связано со многими и физиологическими (врожденными), и приобретенными характеристиками. Чем устойчивее внимательность человека, особенно ребенка, тем выше вероятность развития гениальности. Это также напрямую связано с эффективностью работы на одном рабочем месте.
  2. Сосредоточенность. Ее также называют концентрацией. Это способность выделить один раздражитель из десятков подобных. Например: учиться или работать под звучание музыки, телевизора. Концентрироваться сложнее, когда вас окружает большое количество внешних раздражающих факторов. 
  3. Объем. Это показатель того, сколько объектов могут быть охвачены одновременно. Обычный пример для сравнения – это Цезарь. По историческим сведениям, он мог совмещать сразу несколько дел. Обычный человек может участвовать в  3-7 процессах. 
  4. Распределение. Свойство, которое связано с предыдущим. Это способность перестраиваться с одного действия на другое. 
  5. Переключение. Это возможность перейти с одного процесса на другой. Такой активностью в большей степени обладают женщины, особенно матери, которые должны быстро реагировать на запросы детей. 

примеры внимания в психологиипримеры внимания в психологии

Основные функции внимания в соответствии с видами

Их также можно назвать этапами: 

  • обнаружение импульса – пребывание в состоянии бдительности или намеренный поиск раздражителя; 
  • распределение – выбор одного и концентрация на нем с учетом того, что остальное неважно;
  • отождествление.

Нарушения внимательности

Отсутствие патологической сосредоточенности заключается в особом психологическом состоянии, когда нарушаются физиологические процессы. Чаще всего это выражается в утомлении, но также случается при травмах мозга или других заболеваниях. 

Дарья МилайДарья Милай

Психолог Дарья Милай

Основные проявления:

  • сужается количество объектов, которое человек может воспринимать единовременно;
  • страдает устойчивость, то есть при наблюдении возникает переключение концентрации на что-то другое – непроизвольное. 

Какие бывают нарушения внимания.

  • Рассеянность. Проявляется в неспособности концентрироваться на объекте длительное время. Бывает мнимое состояние, когда оно вызвано чрезмерной заботой об одном конкретном предмете. Подлинное же характеризуется тем, что отсутствует возможность переключаться и удерживать произвольное внимание из-за малокровия, патологий нервной системы, травм. Также выделяют еще два дополнительных вида рассеянности: ученая и старческая. Первая возникает, когда человек сильно сосредотачивается на предмете исследования, а на остальное у него не хватает сил. Вторая – возрастная. 
  • Подвижность. Иногда у детей бывает гиперактивность, это характерно для возраста до 7-8 лет. Также случается и со взрослыми в состоянии измененного сознания под наркотическими веществами. 
  • Инертность – малая подвижность. 
  • Апрозексия. Это уже клиническая патология, когда полностью отсутствует любое (и произвольное, и непроизвольное) внимание на раздражители. 

виды внимания в психологии кратковиды внимания в психологии кратко

Стадии развития 

В процессе взросления концентрирование проходит видоизменения в лучшую сторону, и к шестнадцати-семнадцати полностью формируется. 

  1. До 1,5 месяцев. Малыш реагирует только на яркие раздражители, это показатель того, что у него все хорошо с ЦНС. 
  2. До 7 месяцев. Ребенок начинает сосредотачиваться на таких вещах, как звук голоса, распознавать интонацию или действия. 
  3. До 1,5 лет. Уже появляется первичное осознание, то есть сознательное привлечение взрослых с помощью издания звуков или поворота головы. 
  4. До 4. Произвольное слушание, говорение. Ребенок старается понять говорящих, вступить с ними в диалог. Действия, игры приобретают более осознанный характер, появляется стремление выполнить что-то до конца – собрать пазл. 
  5. До 6 лет. Управлять своим же вниманием малышу проще с помощью голосовых команд – самовнушение. Границы мира увеличиваются, как и размер раздражителей и осознанных реакций. 
  6. До 13. Активно происходит усвоение норм – распорядок дня, школьные перемены и уроки. Ребенок учится перестраиваться, концентрироваться. Для этого он использует внутреннюю речь.
  7. До 17. Преобладает уже сознательная внимательность над произвольной, но только при достижении 16-18 лет можно говорить о полном формировании. 

что относится к свойствам вниманиячто относится к свойствам внимания

Персональная консультацияПерсональная консультация

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Онлайн консультацияОнлайн консультация

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

 

Основные теории: что относится к свойствам внимания

Я перечислю несколько позиций ученых, касающихся внимательности. 

В. Вундт

Сравнивал процесс со зрительным полем.

Выделял до 6 объектов, которые связаны ассоциативно, при этом только один из них находится в фокусе, в перцепции, остальные – в апперцепции. 

основные виды внимания в психологииосновные виды внимания в психологии

Э.Титченер

Был согласен с Вундтом, но добавил метафору волны. Считал, что внимательность непрерывна и имеет свой гребень, пик.

Второе положение – аккомодация (когда один объект максимально согласуется с предшествующим, на него легче переключиться). 

У. Джеймс

Исследовал колебания. Считал, что произвольная концентрация продолжается пару секунд, а затем переключается или смотрит на объект с другой стороны. А также полагал, что устойчивость необходимо развивать, так как она способствует процессу развития гениальности. 

Т. Рибо

Исследовал физиологические проявления, выделил 3 группы признаков сосредоточенности: 

  • сосудистые; 
  • дыхательные; 
  • мимические. 

Ученый подчеркивал связанность физиологии и психологии.

Н. Н. Ланге

Выделил три разновидности внимания.

  • Рефлексивное – основано на рефлексах, автоматическое. 
  • Инстинктивное – способ приспособления организма к окружающему.
  • Волевое – включает компонент «воля». 

психология внимание его виды и свойствапсихология внимание его виды и свойства

Задайте вопрос

 

А. А. Ухтомский

Физиолог изучал нейронные связи и определил понятие «доминанты» – это точка, где фокусируется нервное возбуждение, и участок, который подчиняет себе работу прочих центров ЦНС. 

И. П. Павлов

Говорил о безусловном ориентировочном рефлексе, который он также называл «что такое». Это способность организма чувствовать любые изменения в окружающей среде и реагировать на них. Но при постоянном раздражении ответ утихает, так как вырабатывается привычка. 

Д. Бродбент

Приводил ассоциацию с фильтрацией – канал передачи информации может быть перегружен, поэтому он очищается от лишнего. То есть происходит селекция – отбор. Термин получил активное развитие и дал корень многим последующим теориям. 

А. Трейсмен – ранняя модель

Исследователь предложила схему, как происходит селекция на первичном этапе. Сначала данные очищаются по физическим признакам, затем – по смысловым. Таким образом, нерелевантный поток информации не блокируется полностью, а ослабляется. 

А. Трейсмен – поздняя

Она же предположила, что, кроме двух представленных, может быть множество фильтров, они находятся в покое, но вместе с постановкой цели приходят в движение. 

Д. и Э. Дойч

Супруги считали, что ранней фильтрации не существует. А блоки устанавливаются не на входе, а не выходе – на стадии ответа. А остальные сведения остаются в бессознательном и косвенно воздействуют на сознание. 

определение понятия вниманиеопределение понятия внимание

 

Д. Норман

Стал последователем семьи Дойч и прибавил к их теории «блок уместности». Это факт, что если раздражитель или иной объект был ожидаем и предполагаем, то положительная реакция на него усиливается. 

Р. Шиффрин

Разделял все процессы переработки потока информации на:

  • автоматические – присущи не только людям, но и животным; 
  • контролируемые – отличаются сильной интенсивностью сознания. 

Д. Канеман

Он считал внимание актом умственного усилия и признавал в первую очередь не физиологические особенности, а психологические. Полагал, что у каждого субъекта есть определенная мощность, которую можно развить. 

У. Найссер

Признавал ведущее значение человека – именно он решает, какие органы чувств максимально задействовать, на чем сконцентрироваться, а что блокировать. Именно исследовательская субъективная активность приводит к тому, что выбирается фрагмент реальности в фокусе.

Л. С. Выготский

Полагал, что переключение внимательности с произвольного на послепроизвольное является актом поведения. Его он связывал одновременно и с природным развитием, и с культурным, социальным. 

П. Я. Гальперин

Продолжил теорию Выготского. Выделил несколько этапов действия и установил, что контроль – это только порождение новой умственной деятельности. 

Д. Н. Узнадзе

Изучал установки как предварительный настрой на получение результата. Они могут быть поставлены, когда есть потребность и ситуация, в которой данный мотив способен реализоваться. 

свойства внимания в психологии краткосвойства внимания в психологии кратко

 

Разновидности 

Внимательность бывает произвольной, непроизвольной и послепроизвольной. Однако некоторые ученые считают, что последний вид – это только подвид неконтролируемой реакции. 

В этой статье я рассказала все о внимательности, объяснила, что это такое в психологии, дала определение понятию.

Помощь психолога Дарьи Милай

Записывайтесь на мою личную консультацию, и я помогу вам:

  • научиться концентрироваться и сосредотачиваться в нужный момент; 
  • бороться с растерянностью, беспокойством; 
  • использовать свойства внимания для повышения продуктивности.

 

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

Свойства внимания, их основные характеристики

Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

Основные свойства внимания:

*Избирательность

*концентрация

*объем

*распределение

*переключение

*устойчивость.

Избирательность внимания заключается в способности отбирать значимые стимулы и игнорировать второстепенные. Через наушники испытуемому подавались в оба уха одновременно две магнитные записи. Когда, испытуемого просили внимательно слушать одну из них, испытуемый легко повторял услышанные слова. Но из другой записи он не улавливал почти ничего. Складывается впечатление, что в мозгу существует как бы “фильтр”, который ограничивает способность улавливать сигналы, идущие из разных источников. Однако было установлено, что этот фильтр не всегда действует безотказно. Так, при слуховом восприятии достаточно, чтобы в другое ухо испытуемого было произнесено особо важное для него слово, например, его имя, чтобы он автоматически поменял канал восприятия. Это ограничение возможностей внимания проявляется и тогда, когда одновременно действуют слуховая и зрительная системы. Например, во время лекции студент может читать интересную книгу. Однако даже если его внимание будет перескакивать с одного канала на другой, вряд ли он сможет хорошо понять хотя бы то, что передается по одному из них, а тем более по обоим.

Концентрация внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана вся психическая или сознательная деятельность. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания.

Объем. Внимание может быть охарактеризовано со стороны его объема. Под объемом внимания в психологии понимают то количество впечатлений, которое может быть с полной ясностью и отчетливостью воспринято в одном акте внимания.

По подсчетам В.Вундта, человеческое сознание может охватить одновременно от 16 до 40 простых впечатлений, в то время как внимание способно подготовить организм к реагированию одновременно на гораздо меньшее количество впечатлений – от 6 до 12 – такого же характера.

Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5+2.

Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Например, одновременно вспоминать вслух стихотворение и письменно производить вычисления. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. Вероятно, что в данном случае несколько дел совершаются не совсем одновременно: скорее всего, здесь имеет место очень быстрое чередование внимания от одного к другому. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности: в тех случаях, когда один из видов выполняемой деятельности полностью автоматизирован и не требует присутствия внимания (пример с глажкой белья и телевизором, вышиванием и беседой). Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Переключаемость – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. Известную роль в быстроте переключаемости играют также индивидуальные особенности индивида, в частности, его темперамент. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Рассеянность, в житейском смысле слова, является по преимуществу плохой переключаемостью.

Устойчивость внимания заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.

Таким образом, внимание – это проявление избирательной направленности психической деятельности, выражение избирательного характера процессов сознания. Внимание неразрывно связано со всеми сторонами психики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *